Куда бегут собаки художники

Опубликовано: 15.05.2024

Группа «Куда бегут собаки» о технологичном искусстве, реакции зрителя и испарениях

  • Сергей Бабкин , 9 июня 2015
  • 4990
  • 1

Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху . Изображение № 1.

«Куда бегут собаки» — группа художников из Екатеринбурга, которая делает сложные произведения, связанные с современными представлениями о науке и технологиях. Look At Me поговорил с ними о науке, искусстве и утопии.

Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху . Изображение № 2.

«Куда бегут собаки»

Вы существуете уже 15 лет — как за это время поменялись ваши интересы и темы? Как поменялся мир вокруг?

Глобально никак. Наверное, постепенно, по мере поступления новых входящих данных, происходит расширение или углубление круга тем и интересов, но это вряд ли какие-то радикальные изменения. А в мире стало больше «посторонних» и «потусторонних». По крайней мере для нас.

Как устроена ваша работа? У вас у всех есть навыки создания сложных объектов? Вы находитесь в постоянном взаимодействии — или оно спорадично?

Мы все обладаем разными навыками и умениями, кто-то большими, кто-то меньшими. Когда нам не хватает наших совокупных навыков, мы обращаемся за помощью к специалистам. Работаем как группа, и никогда не работали иначе. Большую часть времени мы проводим вместе, и, наверное, это можно назвать постоянным взаимодействием.

Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху . Изображение № 3.

Главный герой инсталляции «1,4. 19» — белая лабораторная мышь, которая бегает по лабиринту. На каждом перекрёстке она выбирает один из возможных путей. В это время на проекции лабиринта на экране («вид сверху») появляется виртуальная мышь, выбирающая поворот, от которого реальная мышь отказалась. Как только в виртуальном мире пути настоящей и альтернативной мыши пересекаются, в ближайшем к реальной мыши проходе лабиринта закрывается дверка. Таким образом виртуальные мыши могут ограничить пространство реальной до минимума, и её жизнь окажется сформированной упущенными возможностями. Кстати, этот проект был номинирован на последнюю премию «Инновация».

Вы остерегаетесь технологий или доверяете им?

Мы не остерегаемся технологий, не восхищаемся ими, не испытываем к ним доверия или недоверия. Человек если и отделим от технологий, то очень ненадолго: он тут же создаст технологию «быть без технологии». Мы, например, умеем очень технологично «тупить до предела» и замечаем, что это довольно распространённая технология. Мы тренируемся различать технологии в любом действии человека. Нечто «нетехнологическое» мы считаем уникальным и достойным пристального внимания.

В некоторых ваших работах можно разглядеть довольно мрачный образ будущего. По-вашему, технология не может привести человечество к утопии?

Мы, конечно, иногда предаёмся иллюзиям, что человечество куда-то движется и что созданные человеком технологии ему в этом помогают. Но такие припадки коллективного позитивизма случаются с нами нечасто, как вполне верно подмечено. Мы, скорее, понимаем слово «утопия» буквально: как место, которого нет. И нам кажется, что человечество, конечно же, может оказаться «несуществующим» в «несуществующем месте». Но мы думаем, что если это и произойдёт, то приведёт нас в это место определённая идея, развитая определённой культурой, а не отдельные технологии.

«Триалог»

Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху . Изображение № 4.

Три шарообразных робота самостоятельно передвигаются по снежному полю. Их движение зависит от заложенного в программу закона, похожего на гравитацию: перемещения определяются показателями массы тел. Физическое пространство вносит коррективы в математический закон в виде погрешностей — это кочки, налипший снег, неточности механического управления. Получается, что предсказать траекторию шаров даже за минуту невозможно. Созданная система выходит из-под контроля, становится аутичной, замкнутой на себе.

Какое из направлений исследований в современной науке кажется вам самым интересным или спорным?

Сейчас нас интересуют исследования, связанные с восприятием, с органами чувств, памятью, с болезнью Альцгеймера, деменцией, а также с теорией сознания. Интересным нам кажется очень многое, а вот спорным. У нас нет настолько мощных знаний, чтобы считать какие-то исследования спорными или несостоятельными. Мы ведь довольно мало пока знаем о мире и потому думаем, что говорить «что-то делать не надо или что-то бесперспективно» — как-то странно.

Fields 2.1

Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху . Изображение № 5.

Инсталляция состоит из стеклянной чаши с магнитной жидкостью, под которой скрыт механизм — глаз из магнитов. Жидкость реагирует на движения «глаза», который «открывается», только когда к структуре подходит зритель. Тогда установленные над чашей камеры транслируют два глаза, которые образуются на поверхности жидкости. Неживая материя таким образом обретает собственное «сознание», которое существует только тогда, когда контактирует с сознанием человека.

В какие отношения вы вступаете со зрителем? Он должен быть подкован в каких-то вопросах — или вам интереснее чистый лист?

Некоторые наши работы построены именно на том, что думает и чувствует зритель, на том, как он привык обходиться с реальностью. В этом случае нас очень интересуют любые реакции зрителей, причём всех. Тогда в них и состоит наша работа. Но у нас есть и проекты, никак не связанные со зрителем. Тогда мы просто не вспоминаем о нём, пока работаем. На вернисажах нам интереснее всего «непредвзятый зритель», а он может быть подкованным или не очень. Но вообще нас очень удивляет всё ещё распространённый «вынос» технологического искусства в какую-то отдельную категорию человеческой деятельности, требующую отдельных ценителей. Это кажется нам не полезным и странным. Мы думаем, что критерии оценки, коды доступа, дешифровка в данном случае — все те же, что и всегда.

«Лица запаха»

Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху . Изображение № 6.

Инсталляция сделана из трубок и газоанализатора, которые анализируют состояние воздуха, когда к объекту подходит зритель. Уникальные запахи, которые издаёт его тело, трансформируют структуру газового поля вокруг него. Информация анализируется и на экране появляется фоторобот, созданный на основе «газовых» данных о том, где находятся те или иные части лица и тела человека. Если зритель подойдёт к устройству второй раз, портрет будет уже другим. Объект помогает сохранить память о запахе, который обычно ускользает.

Какие вопросы вы исследуете сейчас? Какие у вас планы?

Сейчас мы работаем с фобиями, запахами и испарениями. Готовим две новых работы.

Что происходит на художественной сцене Екатеринбурга? Вы скорее вписаны в неё или нет?

Мы живём довольно замкнуто и потому не очень-то вписаны в художественное сообщество Екатеринбурга. Так же, как и в Москве или Санкт-Петербурге, художники здесь объединяются не потому, что «нас так мало», а на основе общих интересов. Общие интересы у нас сосредоточены в основном внутри группы. Из наиболее заметных в городе — сообщество стрит-артистов, но это далеко не единственное направление, в котором здесь работают художники. В последнее время в городе появилось несколько художников, за логикой которых нам интересно наблюдать. Вряд ли кто-то сейчас чувствует себя оторванным от мира, замкнутым только лишь в своём городе. В силу нашего образа жизни мы видим очень мало действий и работ екатеринбургских авторов «вживую» и в основном узнаём о них из интернета. Сейчас художники мгновенно, часто в режиме реального времени представляют себя миру. Видимо, локальность художественных сообществ в географическом смысле уже не очень актуальна. Локальности возникают, но несколько другие.

where_dogs_run

Творческое объединение «Куда бегут собаки» образовано в 2000 году в Екатеринбурге. Художники создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео и акции, обращенные как к спонтанным телесным переживаниям и мифологическим повествованиям, так и к образам оптических и языковых иллюзий, уповающих на технические достижения утопий. Активный участник различных биеннале и выставок современного искусства в России и за рубежом.

1,4…19.

Мы используем привычную метафору мыши в лабиринте для изучения механизмов формирования реальности. Мышь подвергается жесткому воздействию своей собственной нереализованной реальности. Мы наблюдаем, как именно, она строит свою действительность в этих условиях.
Мышь, проходя по лабиринту , на каждом перекрестке выбирает лишь один из вариантов, все остальные остаются нереализованными. Мы видим не только реализованный путь, но и упущенные возможности в виде виртуальных мышей на проекции. Виртуальные мыши действуют самостоятельно и непредсказуемо. На каждом перекрестке мышь плодит виртуальные сущности. В момент, когда виртуальная мышь направляется на встречу реальной, — в лабиринте между ними выдвигается стенка. Виртуальные мыши могут заполнить почти весь лабиринт и ограничить пространство реальной мыши до предельного минимума. Мышь, запертая между стенками, перестает создавать свои виртуальные копии. Не имея выбора -она не теряет возможностей.
Таким образом, нереализованные возможности мыши, формируют траекторию и объем ее жизненного пространства. События, происходящие с реальной мышью, разворачиваются в плоскости лабиринта. События, происходящие с виртуальными мышами, разворачиваются во всех направлениях. Они одновременно и прошедшие и будущие события для нашей мыши.
Простая структура лабиринта сокращает количество возможных состояний мыши, что позволяет нам моделировать нереализованные варианты ее будущего и влиять на ее настоящее.

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

1 250

Мария Крамар

Куда бегут собаки — это не вопрос, а название арт-группы из Екатеринбурга. Художники Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин работают вместе с 1999 года и создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео и акции, обращенные к масштабному научному эксперименту, образам оптических и языковых иллюзий, утопиям новых технологий. T&P узнали, как «Куда бегут собаки» организовывают свой рабочий процесс.

У нас есть временная мастерская, которую нам дает ГЦСИ в рамках программы художественных резиденций-студий Уральского филиала ГЦСИ «Мастерская», где много всякого железа, проводочков, плесени и тому подобного. Это старое очень красивое здание в предаварийном состоянии, которое хотят закрыть на реконструкцию.

В хорошей мастерской должно быть все: инструменты, измерительное оборудование, компьютеры. Стартовые параметры простые — тепло, свет, вода, электричество. В идеале, в мастерской должно быть спальное место. Еще хорошо, когда рядом есть строительный хозяйственный магазин, лучше круглосуточный. У нас была мастерская одно время рядом с магазином электроники, поэтому мы вообще никуда не ходили, остальные детали нам приходили доставкой в мастерскую.

Инсталляцию «Триалог» мы делали год. Изначально у нас была следующая задача : мы хотели в качестве неподвижной камеры зафиксировать движение шаров и на него никак не влиять. Нам нужно было создать фильм об автономной системе, живущей своей жизнью, поэтому мы сделали роботов. Дальше мы стали думать, как они должны взаимодействовать, чтобы эта система могла постоянно изменять свои отношения изнутри. И пришли к выводу, что они должны взаимодействовать по закону аналогичному закону гравитации. Шары знают положение друг друга в пространстве и постоянно вычисляют исходя из этого, взаимные траектории. Поэтому постоянно меняется картина движения.




Работа разбивается на этапы: проектируются все детали, чертежи отдаются в производство, делаются печатные платы, подбираются электронные компоненты. Платы делаются отдельно, после чего собирается вместе, программируется и тестируется.

Алексей разработал сначала всю схематехнику, все чертежи. Затем часть деталей, которую нельзя купить в готовом виде, была отдана в производство (токарные, фрезерные работы, лазерная резка). В данном случае, это были практически все детали кроме электроники. Потом мы все это собирали, паяли и конфигурировали. Пока мы разбирались со всем, что касается материи, мы поняли, что у нас будет настолько сложная вещь, что нам нужен профессиональный программист. Денис Перевалов работал над этим проектом в качестве разработчика программного обеспечения. Он сначала тестировал отдельные составляющие системы (двигатель, gps), а потом перешел к программированию всей системы.

Что касается 3D моделирования, если раньше мы чертили все в 3D Max, то в момент это перестало нас устраивать, и пришлось перейти в машиностроительные программы типа Inventor, которые выдают ГОСТовские чертежи.

У нас были свои задачи по фильму: зрителю не должно было быть очевидно, что это роботы. Есть функция, но нет самого предмета технологической гордости. Нет чего-то, что вообще выносит на поверхность робототехнику, есть просто отношение. Нам нужен был правильный характер движения, мы этого очень долго добивались в тестовом режиме, потому что шары должны были красиво кататься. На это ушло масса времени и сил, так год и прошел. Обычно роботы функциональны, у нас же была идея аннигиляции робота, убийство робота, ноль функций, кроме взаимных вычислений, ноль в плане взаимодействия со зрителем, потому что интерактивной функции тоже нет.




Для экспонирования шаров в выставочном пространстве добавилась интерактивная составляющая и шары функционировали в другом режиме, зрители могли назначать на терминале массу шара (заменять собой поле и снег), тем самым изменяя параметры системы. Но зритель по прежнему не мог взаимодействовать и управлять. Не мог сочувствовать или бояться, мог только наблюдать.

В процессе работы нас страшно зацепило, что существует астрономическая задача N тел и она все еще не решена. Мы живем в таком бодром техническом времени и ученые все еще не могут просчитать падение метеорита. А систему трех тел: Земля, Луна и Солнце можно просчитать только на короткое время, потом начинаются страшные погрешности. Тогда нас эта глобальная неопределенность поразила. В итоге, мы сняли фильм об ученых, которые занимаются задачей трех тел всю жизнь. Фильм пока не смонтирован, но отснято большое количество материала. Но есть маленький научно-популярный фильм о задаче трех тел, где Владимир Сурдин кратко рассказывает об этой проблеме.

Нам все время не хватает технических возможностей , как бы смешно это ни звучало. Мы вроде не следим за новинками, но когда пытаемся достичь своей цели, вроде элементарного плавного движения шаров, выясняется, что нам нужны чуть ли не последние разработки, и даже их не всегда не хватает. В каждом проекте мы чувствуем этот потолок. И этот технологический предел не только российский, но глобальный. У нас есть много проектов, которые до сих пор не реализованы по техническим причинам.

where_dogs_run

Творческое объединение «Куда бегут собаки» образовано в 2000 году в Екатеринбурге. Художники создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео и акции, обращенные как к спонтанным телесным переживаниям и мифологическим повествованиям, так и к образам оптических и языковых иллюзий, уповающих на технические достижения утопий. Активный участник различных биеннале и выставок современного искусства в России и за рубежом.

1,4…19.

Мы используем привычную метафору мыши в лабиринте для изучения механизмов формирования реальности. Мышь подвергается жесткому воздействию своей собственной нереализованной реальности. Мы наблюдаем, как именно, она строит свою действительность в этих условиях.
Мышь, проходя по лабиринту , на каждом перекрестке выбирает лишь один из вариантов, все остальные остаются нереализованными. Мы видим не только реализованный путь, но и упущенные возможности в виде виртуальных мышей на проекции. Виртуальные мыши действуют самостоятельно и непредсказуемо. На каждом перекрестке мышь плодит виртуальные сущности. В момент, когда виртуальная мышь направляется на встречу реальной, — в лабиринте между ними выдвигается стенка. Виртуальные мыши могут заполнить почти весь лабиринт и ограничить пространство реальной мыши до предельного минимума. Мышь, запертая между стенками, перестает создавать свои виртуальные копии. Не имея выбора -она не теряет возможностей.
Таким образом, нереализованные возможности мыши, формируют траекторию и объем ее жизненного пространства. События, происходящие с реальной мышью, разворачиваются в плоскости лабиринта. События, происходящие с виртуальными мышами, разворачиваются во всех направлениях. Они одновременно и прошедшие и будущие события для нашей мыши.
Простая структура лабиринта сокращает количество возможных состояний мыши, что позволяет нам моделировать нереализованные варианты ее будущего и влиять на ее настоящее.

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

Куда бегут собаки (КБС). 1,4. 19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд

Куда бегут собаки (КБС). 1,4…19. 2014. Интеракивная инсталляция с живой мышью. Роботизированный Бокс-лабиринт, проекция, компьютер, камера, программное обеспечение, металл, стекло, механические части, электронные компоненты. Размеры: бокс-лабиринт 1400х1800х2600. © Фонд «ZAART» / Where dogs run (WDR). 1.4 … 19. 2014.interactive installation with live mouse. Robotic Boxing maze, projection, computer, camera, software, metal, glass, mechanical parts and electronic components. Dimensions: box maze 1400х1800х2600. © «ZAART» Foundation

«Куда бегут собаки» – творческое объединение. Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин работают с 2000 года в Екатеринбурге. Они делают видеоинсталляции, кинетические скульптуры, технологические перформансы, играют со штампами поп-культуры и мифологическими сюжетами. Их работы «Лица запаха» и «Поля 2.1» сегодня входят в антологии по технологическому искусству.

АЭ: Как появилась группа «Куда бегут собаки»?

КБС: Спонтанно. Мы познакомились не все одновременно, у каждого из участников своя история. У нас не было представления об актуальном тогда искусстве, мы не знали ничего ни об арт-институциях, ни о кураторах, ни о том, что мы не одни. И мы были совершенно неграмотны. В первых своих выставках, сами того не подозревая, мы повторили все, что уже было сделано после Дюшана, только в комичном виде.

АЭ: В самом деле?

КБС: Когда мы учились, история искусств заканчивалась Малевичем. Однако мы не хотели делать то, чему нас учили. Мы писали картины, но нас тошнило от этого. Мы понимали, что живописью нам заниматься неинтересно. Так появилась наша первая акция. Нам казалось, что мы делаем нечто небывалое. Это был такой кайф!

АЭ: Что это было?

КБС: Мы заперли свои картины в подвале с двойными стенами, которые выкрасили в черный цвет. Напустили механических тараканов и всякой нечисти. Позвали танцовщиц, которые бились друг с другом нагишом, хаус-диджея, классическую скрипачку. Кто-то читал стихи. Это было ужасно, но мы были счастливы. Акция называлась «Лабиринт». Потом мы делали примитивные электромеханические организмы и населяли ими пространства.

Вместе с тем, мы увлеклись видео - как средой, создаваемой при помощи устройства и способной взаимодействовать с другими устройствами. В общем, мы стали использовать самые разные технологии и материалы.

АЭ: Не исключено, что вам уже надоело рассказывать историю названия группы, я не знаю, стоит ли задавать этот вопрос.

КБС: Есть зороастрийская легенда о том, что, когда души умерших собак — тысячи кобельков и сучек — пересекают мост Чинват, они превращаются в живых выдр, которые плывут по воде и начинают новую жизнь. Выдры — священные животные. Но насчет того, какое именно это имеет отношение к названию нашей группы, у каждого из нас своя версия, поэтому мы никогда не можем внятно ответить на этот вопрос.

АЭ: Однажды я с удивлением узнала, что у вас в группе два программиста и два художника. Это правда?

КБС: Нет, это неправда, мы, все четверо, художники. Для некоторых проектов мы приглашали программиста, но в группу он никогда не входил.

АЭ: А вы не боитесь в стремлении быть необычными стать похожими на художников, которые тоже стремятся быть необычными?

КБС: Нет, мы вовсе не стремимся быть необычными. Сначала надо понять кто такие обычные и где они живут.

АЭ: Вы думаете о зрителях?

КБС: Хорошо, что они есть, особенно - когда они внимательны. Мы очень редко их видим. Очень интересно наблюдать за ними на выставках. Впрочем, люди и без выставок интересны.

АЭ: Есть ли душа у механизмов?

КБС: Не будем отрицать, что мы когда-то такое говорили. Сейчас, наверное, мы бы сказали, что в любом устройстве содержится текст, послание, заложенное в его электросхеме. Если устройство работает, значит, текст, который в нем скрыт, точен и ясен. Если же не работает или работает плохо, то текст, вероятно, слаб и мутен. Мы пытаемся переводить тексты в электросхемы и электросхемы в тексты. Мы называем это «символизм в электросхемах», потому что наши трактовки очень субъективны. Иногда кажется, что стоит только найти точные слова, выражающие твой замысел, а потом верно перевести их в электросхему — и ты сможешь сделать что угодно, то, чего еще не было.

АЭ: Что вы думаете о международных фестивалях искусств?

КБС: Нам трудно говорить о международных фестивалях в целом. Участие в международных проектах, как правило, очень интересно. Это позволяет не только увидеть воочию, что именно сейчас происходит в мире, но и посмотреть на свою работу в этом контексте.

Например, мы были на фестивале в Словении (фестиваль KIBLIX 2012 в Мариборе – прим. ред.) и случайно познакомились там с дедушкой Сильвестром. Он водил нас по живописным местам города, мы много говорили на смешении славянских языков и отлично друг друга понимали. Конечно, мы пригласили его на фестиваль, и едва он вошел, к нему бросились журналисты – он оказался известным словенским художником. Он очень внимательно все оглядел, потом поговорил с прессой. А после выставки показал нам свою работу – огромную скульптуру на площади, изображающую движение планет по орбитам. Его свободное сознание оказалось очень близким нам, хотя он не использовал каких-то особых новых технологий. Его свободное сознание, к которому мы постоянно стремимся, его раскованность в хорошем смысле этого слова. Каждый художник конструирует будущее так как видит его он, и у всех оно получается разным, и никто не настаивает на собственной версии. Это творчество в разных плоскостях.

Мы попросили членов группы «Куда бегут собаки» прокомменировать свои работы. Вот что у них получилось.

Интерактивная видеоинсталляция «Осадок», 2012

На экране - медленный бесконечный поток картошки. Когда зритель поворачивается, чтобы уйти, картофелины смотрят ему вслед (они словно провожают уходящего). Заметит этот взгляд лишь внимательный зритель.

Восход, 2012

Куда бегут собаки. Восход, 2012

Куда бегут собаки. Восход, 2012

Видео. На фоне алого солнца — четыре всадника. Картинка напоминает кадр из фильма «Неуловимые мстители». Звучит песня: «…Мы ведь целую вечность собираемся жить. ». Приблизившиеся фигуры всадников оказываются монстрами или мутантами.

Лица запаха, 2012

Куда бегут собаки. Лица запаха, 2012

Куда бегут собаки. Лица запаха, 2012

Этот механизм - еще один «костыль» для памяти, он заведомо ущербен и смешон, но в точности соответствует требованиям тотальной визуализации, в которой все мы сейчас существуем. Это проект о невозможности восстановить в памяти запах, не почувствовав его еще раз. Здесь предлагается абсурдный способ запоминания запаха через его визуальный образ. Информация с датчиков-газоанализаторов обрабатывается компьютером и переводится в данные «фоторобота». Человек, стоящий перед нюхательными трубками, видит лицо своего запаха.

Бабушка - Мандельброт, 2011

Куда бегут собаки. Бабушка-Мандельброт, 2011

Бабушка вяжет переведенное в схему для вязания множество Мандельброта. Бабушка ограничивает пустоту.

«Множество Мандельброта можно назвать границей вылета в бесконечность. Берется точка недалеко от нуля, и ее координаты, x и y, подставляются в два простых уравнения. Получаются другие два числа, координаты новой точки, - и пропускаются через то же самое уравнение, и так далее. Таких структур, как множество Мандельброта, в природе очень много. Например кровеносная система, береговая линия. Нам интересно здесь отношение к неопределимой границе: стоит ли оставаться внутри и традиционно краситься в черный цвет или лучше оказаться снаружи, при этом точно зная, что придется улететь в бесконечность. Или быть на границе и бесконечно уподобляться самому себе». Эти слова, просто и точно описывающие проект, принадлежат Евгению Пригородову - математику и программисту, другу художников.

Поля-2, 2012

Эта интерактивная видеоинсталляция первоначально была создана для Уральского наноцентра.

Две камеры с разных ракурсов проецируют на два экрана изображение стеклянной чаши с магнитной жидкостью. Магнитная жидкость – это особый наноматериал, состоящий из магнитных частиц. Под влиянием магнитного поля жидкость образует выпуклости. Динамика движения жидкости никогда не повторяется. Внутри цилиндрического подиума под стеклянной чашей находится собранный из постоянных магнитов «глаз»; система двигателей позволяет глазу «моргать», вращаться, подниматься на поверхность или опускаться. Магнитные поля деформируют поверхность жидкости и на ней создается рельефное изображение глаза. Если к чаше приближается зритель, глаз всплывает на поверхность и перемещается вслед за зрителем по поверхности чаши. Когда зритель останавливается, глаз тоже останавливается и начинает моргать.

Порнопедальные сны-2, 2008

Куда бегут собаки. Порнопедальные сны-2, 2008

Куда бегут собаки. Порнопедальные сны-2, 2008

«Это наша старая работа, которую мы слегка обновили для грядущей выставки. Ползающие мясорубки. Ползают очень быстро. Недавно одна спрыгнула со стула (хотя была выключена), кинулась на человека - своего создателя - и боднула его больно в ногу. Сначала мы сделали одну мясорубку. Она была раненая, ползала очень медленно и тяжело. Подползала к кому-нибудь и пыталась придавить. Была она очень большая и чугунная. Следующие четыре мясорубки были поменьше, но еще тоже чугунные. А эти маленькие китайские алюминиевые – очень быстрые, и их уже восемь. Так мы заметили, что мясорубки мельчают, зато их становится больше».

Переносная мини-таможня, 2008

Куда бегут собаки. Переносная мини-таможня, 2008

Куда бегут собаки. Переносная мини-таможня, 2008

С виду – ящик с крышкой, открываете – и звучит шарманка. Это деревянный механический театр, только фигурки – таможенники и пассажиры, путешествующие поездом. Все проходит как при осмотре документов на границе: пассажиры предъявляют паспорта, таможенники их проверяют…

Сам по себе феномен таможни ассоциирует с унижением и неуверенностью в себе. Нельзя быть до конца уверенным в том, что случайно не везёшь с собой что-то запрещённое, поэтому человек обычно слегка нервничает и надеется, что всё пройдёт гладко. Но обладателю переносной мини-таможни доступна терапия, благодаря своей игрушке он может испытывать чувство неуверенности в микродозах. Он постоянно, как в случае постепенного привыкания к яду повышает ежедневную дозу созерцания. И возможно, со временем владелец ящика станет нечувствителен к реальным ощущениям, связанным с таможенным контролем.

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Читайте также: