Можно ли молиться за умерших собак

Опубликовано: 22.04.2024

Есть ли душа у животных?

Согласно учению Церкви, животные имеют душу, которая отличается по своей природе от человеческой. Души животных не являются самостоятельной сущностью, отдельной от тела. Поэтому молитва о животных отличается от молитвы о человеке.

Святитель Василий Великий в Толковании на Шестоднев писал:

«Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Книга Левит, 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Поэтому под понятием «души у животных» следует понимать то, за счёт чего оживляется тело животного и делается живым по сравнению с неживой природой.

молитва о животных

Домашние животные

Молитва о животных — возможно ли такое?

В Священном Писании говорится, что человек поставлен владыкой над животными (Бытие, 1:26). Под владычеством подразумевается проявление заботы. Одним из видов этой заботы можно назвать молитву, обращение ко Господу за помощью. Бог управляет всем миром, людьми и животными, законом милости и правды. Потому у царя Давида можно найти такие слова: «Человеки и скоты спасеши, Господи» (Псалтирь, 35:7).

Православная Церковь не запрещает молится о животных. Тем более о домашних, которые полностью зависят от своих хозяев. Но молитва о домашних животных не должна быть за упокой их душ. У зверей нет бессмертной души, они не были созданы по образу Божию.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006) в книге «Размышления о бессмертной душе» пояснил, чем отличается человеческая душа от животной:

«В низшей своей части она (душа человека) сходна с душой животных, но ее одуховленность возвышает ее над душой животных и растений. При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели. Душа — это источник, из которого проистекает активность человека в его действиях, в его целеустремленности (к добру или ко злу); это та связь, которая нашей человеческой природе сообщает возможность быть близкой к Богу, внушает желание стремиться к Богу. Душа — это частичка Бога в нас».

Как молиться за животных, если они не имеют бессмертной души? Молиться Господу о лучшей загробной участи зверей не имеет смысла. Совсем другое — молитва об исцелении животных, когда они болеют. В молитвах можно просить, чтобы животные не терялись, а если потерялись — чтобы нашлись.

Как написано в Священном Писании: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Книга Притчей Соломоновых, 12:10).

Какому святому молиться о животных?

Есть ли покровитель животных в Православии? История христианства знает много таких святых. Их молитва Господу о животных нередко помогала в исцелении от болезней. Такими покровителями домашних животных почитаются святые Флор и Лавр, Власий Севастийский, Косма и Дамиан.

Святые Флор и Лавр — покровители животных

Почитание святых братьев Флора и Лавра (2 век) как покровителей животных началось при обретении их мощей в римской провинции Иллирика (современная Македония). Как раз в то время прекратился падеж скота. На Руси в древних иконописных подлинниках даже имелось особое наставление. Изображать святых Флора и Лавра требовалось с конями, покровителями которых они считались. По Преданию, однажды святые братья оказали помощь пастуху в поиске пропавших коней. Поэтому наиболее часто молитва о животных адресовалась именно к ним.

Евгений Николаевич Трубецкой, философ и публицист, описывал иконографический сюжет «Чудо о Флоре и Лавре»:

«Именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик. Но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Святые врачи Косма и Дамиан

Святые братья Косма и Дамиан (3 век) прославились как врачи-бессребренники, не бравшие плату за лечение. Также святые заботились о бессловесных животных. Проходя по пустынным местам и лесам, они лечили и больных животных. Те в благодарность за свое исцеление ходили следом за ними целыми стадами. Однажды святые братья исцелили верблюда от бешенства. После этого животное, как гласит Предание, заговорило человеческим языком, вразумив христиан похоронить святых братьев вместе.

Святой Власий Севастийский

Житие святого Власия Севастийского (3-4 век) повествует, что во время гонений на христиан он жил в пещере на горе Аргеос (Турция). Там святой проводил время в посте и молитве. Как-то к святому Власию обратилась за помощью бедная вдова. Ее единственного поросенка утащил волк. Власий сказал ей идти домой, а сам стал молиться Господу.

Через некоторое время волк вернул вдове живого поросенка, неся в зубах. Согласно житию, святой Власий также исцелял диких животных, которые приходили к его пещере. Причем их исцелению предшествовала молитва о животных, обращенная от святого к Богу.

Святые и их животные

После грехопадения люди потеряли дар повелевать животными. После изгнания из Рая они стали охотиться на животных, употреблять их в пищу. Животные в свою очередь при случае стали платить им тем же. Но с приходом Спасителя в мир люди получили возможность восстанавливать единение с Богом. В результате этого некоторые святые смогли найти язык общения с животными.

Церковь знает много историй из жизни святых, которым служили благодарные за оказанную некогда помощь дикие звери. Своей преданностью они напоминали животных из Эдемского сада.

Преподобный Макарий и гиена

Преподобный Макарий Александрийский (4 век) отличался особой аскетичностью и требовательностью к себе. Однажды гиена принесли ему своего слепого щенка. Святой Макарий плюнул ему в глаза и помолился Господу. Щенок прозрел. Тогда благодарная гиена, прибежав к святому в другой раз, принесла в дар овечью шкуру. Преподобный рассердился и говорил, что не возьмёт этот подарок. Тогда гиена встала передними лапами на колени, склонила голову, как бы умоляя святого. Макарий согласился взять шкуру. Но лишь тогда, когда получил от гиены «согласие», что она больше не будет забирать овец у бедных людей.

Святой Герасим и лев

Святой Герасим Иорданский (5 век) для многих христиан примечателен тем, что у него был друг лев. Он нашел его в египетской пустыне с раненой лапой. Промыв рану, Герасим ее перевязал. А лев в благодарность за помощь пошел за святым в монастырь. Так как лев не хотел уходит от преподобного, то ему было дано «послушание» (выполнение определенной работы). Лев Иордан (так его назвали) должен был пасти единственного в монастыре осла, который носил воду. Однажды жарким летом лев уснул под кустом. Мимо проходил караван. Увидев одиноко пасущегося осла, люди забрали его себе.

После пробуждения, не найдя осла, лев вернулся в монастырь один. Все монахи подумали, что лев съел осленка. Тогда Иордан получил новое «послушание»: возить на себе воду. Лев, послушный преподобному Герасиму, и с этим справился. Через некоторое время караван возвращался тем же путем. Лев, заметив там своего ослика, побежал к нему навстречу. Люди испугались и бросились убегать. Но Иордан, взяв обратно за уздечку монастырского осла, привел его к преподобному Герасиму. Так лев прожил в монастыре ещё пять лет. После смерти святого Герасима лев не отходил от могилы своего старца. От горя он там и умер.

«Ребенок» старца Паисия Святогорца

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) очень любил животных. Однажды в лесу он повстречался с медведем, которому старец смиренно уступал дорогу. Но медведь лапой нежно подтолкнул Паисия, показывая тем самым, что старцу надлежит первому пройти по тропинке.

В келью старца прилетала птичка зарянка. Особенно она любила навещать старца, когда он молился. Однажды, увидев рядом со своей кельей птичку, старец стал ее приглашать к себе. Но она никак не хотела к нему залетать. Тогда Паисий решил дать ей имя и назвал Олетом («олет» с языка синайских бедуинов означает «ребенок»). Когда старец позвал зарянку по имени, та сразук нему прилетела и даже дала себя погладить. Стоит отметить, что обычно эти птички сторонятся людей и близко к ним не подлетают.

Молитва на благословение стада

Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякия твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя) и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящы, и избави е от насилия диавола, и от иноплеменник, и от всякаго навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительнаго недуга: огради е святыми ангелы Твоими, всякую немощь, всякую зависть, и искушение, чаровства же и волшебства, от действа находящыя диавольскаго, отгоняя от него: яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии.

Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Молитва святым Косме и Дамиану

О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжнем просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают.

На одре болезни лежащим, в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.

Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва священномученика Власию Севастийскому

Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати, и во всяких прошениих услышанным быти обещавый! Се ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанных, подвигнися на всемощные твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О святче Божий Власие!

В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добрый день, братья и сестры! У многих из нас дома есть домашние животные. Для некоторых они как члены семьи, мы любим их, балуем и, кажется, они как настоящие люди, только не говорят. Как друзья наши близкие становятся и даже помогают нам, поддерживают и лечат.

У меня самой живет дома котик - Симончик, мне кажется он прекрасно понимает, что мы говорим ему. Просто иногда прикидывается глупеньким и балуется, а так-то очень умный!

А когда кот мой начинает болеть или плохо вести себя, то переживаю за него. Ведь всякое бывает. У меня у родственников та же проблема, когда заболела и умерла кошка, которая очень долго жила с ними - вся семья горевала и мама у них плакала по любимице своей тосковала, как о живом члене семьи.

Но, читая вопросы к священникам о животных, не все одобряют такую любовь и привязанность к домашним питомцам. Так в книге -"Что посоветуете, батюшка?, псковский старец протоиерей Валентин(Мордасов), отвечал на вопрос о животных так.

Вопрос священнику:

-Ставится ли человеку в грех пристрастие к животным?

-Пристрастие человека к кошкам, собакам, птицам ставится человеку в грех. Иные в ослеплении своем нянчатся с ними, целуют их, спят с ними, отдавая им то время, которое апостол Павел заповедал нам посвящать добрым, искупительным делам и которым посему мы должны крайне дорожить, не отвлекаясь от пути, ведущего на небо.

А вот какой вопрос священнику - протоиерею Андрею Ефанову.

"Кот заболел. Зимой первый раз заболел, носил на уколы и капельницы в ветклинику. Потратил уже тогда более 3000 рублей. Сейчас похоже обострение. Снова нужно носить на уколы, но денег совсем нет. Получу только через месяц. Как молиться, чтобы кот исцелился или Бог денег послал на лечение?"

Протоиерей Андрей Ефанов:

"К Богу, нашему Небесному Отцу, можно обращаться своими словами так, как мы обращаемся и к нашим земным родителям. Молитесь сами, просите своими словами о том, о чем хотите попросить, и о коте тоже. Подумайте, может быть до зарплаты получится у кого-то денег занять на лечение кота?"

Ну и наконец - то я нашла очень хорошие ответы священника о домашних животных:

Вопрос: У нас в квартире живет собака Плюшка, не породистая, но очень ласковая, чистоплотная. Никаких проблем с ней не возникало ни разу. Дети её очень любят. Недавно верующая подруга сказала мне, что держать собаку в доме - грех, потому что в Библии сказано, будто собака - нечистое животное. Как теперь быть? Выгонять её на улицу у меня рука не поднимается.

Ответ священника протоиерея Сергия Архипова:

"Передайте, пожалуйста, Вашей подруге, что в Библии нигде нет отдельного упоминания о ритуальной нечистоте собаки. Слова. из всех зверей четвероногих, те которые ходят на лапах, нечисты для вас. (Лев 11: 27), относятся и к кошкам, и к хомякам и прочим домашним любимцам, которые ходят на 4-х лапах, а не копытах.

Но ветхозаветное деление на "чистых" и "нечистых" относится исключительно к возможности их употребления в пищу и никак не регламентирует отношений человека к живым зверушкам. Так в Библии есть, например, эпизод, где ангел Рафаил был спутником юноши Товии. И на протяжении всего их пути с ними была собака. "И отправились оба, и собака с ними" (Тов 5:17).

Если уж собака может сопровождать ангела, то почему бы ей не жить рядом с человеком? Поэтому для изгнания вашей Плюшки из квартиры я не вижу никаких оснований религиозного характера.

А вот вспомнить в этой ситуации слова писателя - христианина

Такие вот ответы батюшек. Я думаю,и вы согласитесь со мной, надо продолжать любить и ухаживать за животными, особенно оказавшимся в беде - это благое, богоугодное дело. Поэтому любим, заботится, молимся и лечим животных своих и они нам ответят своей лаской, преданностью и добротой в ответ.

Всем здоровья, любви и семейного благополучия!

Надеюсь статья была интересна и полезна вам.

-Рубрики

  • рецепты (1124)
  • торт,пироги, др. выпечка (232)
  • котлеты, зразы, мясные блюда и другое (183)
  • салат (81)
  • суп, щи, борщ (77)
  • мороженое, десерты (75)
  • овощи (54)
  • варенье (46)
  • рыба и морепродукты (44)
  • печенье (41)
  • запеканка (37)
  • блины (35)
  • картофель, картошка (30)
  • кулич,пасха, покраска яиц (25)
  • пицца (21)
  • рис и блюда из риса (18)
  • грибы (17)
  • рулеты (12)
  • гречка и блюда из гречки (6)
  • печень (3)
  • разное (717)
  • православие (422)
  • веды,ведическая культура (399)
  • Валяева (289)
  • молитва (150)
  • одежда, стиль и другое (119)
  • карма, реинкарнация (108)
  • выставка (76)
  • О. Торсунов (73)
  • притчи , притча (70)
  • кот, кошка, собака (63)
  • А. Хакимов (46)
  • книги, книга (43)
  • семья, муж, родители (42)
  • музей (35)
  • Путешествие (33)
  • дружба (25)
  • Эгрегоры (21)
  • храм, церковь (21)
  • поздравляю (17)
  • музыка (10)
  • Сергей Серебряков. (8)
  • Рузов (7)
  • видео (7)
  • Таргакова М. (6)
  • мантры (4)
  • Олег Гадецкий (4)
  • Руслан Нарушевич (4)
  • море, санаторий (3)
  • стихи (1)
  • Олег Сунцов (1)

-Ссылки

-Видео


Котенок 24.01.2017 --> Смотрели: 3 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Как поминают собак?


Молится за умерших животных и просить об их здравии можно следующим святым:

- Святой Серафим Саровский

- Святые Фрол и Лавр, которые были покровителями лошадей.

Не рекомендуется ставить свечки за упокой животным в церкви потому, что они некрещеные.

Зажгите свечку у фото животного и просто подумайте про того, кого потеряли, поговорите.

На могилку можно приносить то, что любил покушать зверёк, его игрушки.

Можно вспоминать всё хорошее, что было в вашей жизни вместе с животным. Воспоминания добрым словом: это и будет лучшая награда собаке.

Собака в древности и в современно жизни всегда была рядом с человеком, путешествовала вместе с человеком, оберегала, охраняла, была близка, поэтому любые памятные вещи в этом мире могут стать для вас и многих , кто потерял друзей, важным.

Для своей собаки я заказала овальную фотографию, табличку с надписью. Всё это мы приделали на дерево, рядом с могилкой.

Думаю, что в поминках собак нет каких то стандартов, важна светлая память питомцу.

Обратимся к религии, чтобы найти ответы на вопросы, как поминают умерших животных?


Согласно Святителю Луке, «самосознание есть функция духа, а не ума».
«И дух животный , конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе Бессмертном.
Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-22)…»(Святитель Лука Войно-Ясенский. Дух, душа, тело. М.: Образ., 2009.

"Как хотелось бы, чтобы эти слова Святого услышали те наши священники, которые привыкли относиться к животным как бездушным объектам, созданным исключительно на потребу человека!" пишет Светлана Бодунова.

"Благодать святого Серафима щедро изливалась не только на людей, но и на животных . Имеется много свидетельств дружбы святого с животными , как во время жизни в дальней пустыньке, так и в последние его годы." Рассказывали о том, что святой Серафим кормил с руки медведя и тот не боялся его, не раздирал, не был настроен агрессивно. Святой сам не ел и последнее отдавал медведю. Медведь был благодарен ему и они дружили.

"И вполне естественно, что Святой, так любивший животных при жизни, помогает им и в посмертьи. Вот примеры чудесных исцелений животных по молитвам к Преподобному Серафиму Саровскому.

1) Крестьянка Любимовского уезда Афанасия Семеновно Косолапова, повествуя о чудесном исцелении жены ее брата после того, как она выпила воды, освященной кусочком камня, на котором 1000 ночей молился святой Серафим, отмечает: «Много было и других подобных событий у нас в деревне Охлопкове и в окрестностях, и не только в людях, но и в скотине, чрез окропление водой с камня, на котором подвизался о.Серафим». (Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. М., Паломник, 2006 г.)
2) Г-н Андрей Николаевич Салов рассказывает о чудесном исцелении лошади, которую ветеринар предлагал застрелить как безнадежно больную, с помощью воды, освященной песком с могилы святого . (Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. М., Паломник, 2006 г.)
3) Г-н Сергей Николаевич Нелидов сообщает следующее.
«У одной моей крестьянки 14 кур объелись торицы Шесть из них без воды о.Серафима умерли, а прочим восьми давали ее пить, и они остались целы.
У другой моей женщины захворала корова, так что не могла встать с места. Когда же ей влили в рот воды о.Серафима, она скоро стала подниматься на ноги и немного спустя совсем поправилась.» (Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. М., Паломник, 2006 г.)

"Христианская антропология, утверждающая, что человек состоит из духа, души и тела, относит к области душевного мир эмоций. А у животных с эмоциями все хорошо, так что не будь у них души , они бы не сердились и не радовались, не боялись бы и не заботились друг о друге и не выказывали бы привязанности к «своим» людям. А бывает ведь, что и умирают от тоски.
Вот исходя из этого можно размышлять о животных рядом с человеком.
Понятно, что лишенные Духа Божия не могут участвовать в Таинствах: их нельзя крестить (крестят-то во очищение от первородного греха), они не могут каяться (да и не в чем) и тем более причащаться, потому что не за них принял Господь смерть на Кресте и воскрес. А могут ли животные вообще как-то участвовать в нашей христианской жизни?

А вот об умерших животных молиться не нужно, потому что суть молитв за усопших — прощение их грехов, а тут какие уж грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Господа за дарованную встречу.
Коль скоро мы кропим святой водой квартиры и машины, то и зверикам можно осторожно смачивать лоб, тем более что на Руси кропили скотину, впервые по весне выгоняемую на пастбище.

Что касается молитв за животных, то хочется привести одну аналогию, отдаленную, но, как кажется, справедливую. Существует очень хорошая молитва православной женщины о духовном отце. Там, в частности, есть прошение избавить батюшку от болтливости молящейся. Так вот, наверное, уместно было бы, молясь о животных, молиться и о том, чтобы Господь избавил их и нас от нашего непонимания, от наших ложных представлений и совершенно неуместных претензий к четвероногим, то есть, в сущности, о себе. От этого и людям, и животным будет лучше жить. И еще, на мой взгляд, можно произносить слова, ставшие названием гениального фильма Стэнли Кремера о непонятых, лишних по сути детях и о животных, предназначенных на отстрел: «Благослови зверей и детей». Очень помогают эти слова, когда видишь бездомных животных, а взять не можешь, — ведь в сущности, последнее (но и лучшее), что мы можем сделать для мира и для населяющих его — молитвенно препоручить Богу.
Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде. "

Есть рай на небе для собак.
Его придумал мудрый Бог -
Там нет ни блох, ни холода, ни драк,
А есть любовь и звезды у дорог.

Там вечны кость и миска молока
И солнце светит в синей вышине,
Но только лишь хозяина рука
Погладить не сумеет по спине.

Лохматые философы во снах
там видят дом и слышат окрик:"ФУ!"
Но снова просыпаются в цветах
На райском неизменном берегу.

И вновь молчат они и думают, что может,
Через столетья и туманные миры,
Там, на Земле, хозяин смотрит тоже
На звезды, как на белые костры.

И каждый пёс надеется - случайно
Услышит Бог их просьбу и тогда,
Вернется к каждому единственный хозяин
И больше не покинет никогда.

Коровы, котики, собачки всегда считались младшими братьями человека, не только принося пользу не только домашнему хозяйству, но и душе. Никто точно не знает, есть ли у них дух или нет, но Создатель сказал: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Есть ли в православии молитва о животных или нет, узнаем прямо сейчас.

Есть ли у животных душа?

На этот вопрос пытались найти ответы многие богословы. Но поскольку живые существа не созданы по Образу и Подобию Божьему, как человек, о зверях не читают молитвы, как о людях. Умершим животным не ставят памятников, не строят склепов, не устраивают поминки, так как считается, что душа котов, собак, змей и прочих жива до тех пор, пока работает организм.

Однако животные посланы человеку не просто так. Если звери страдают, любящие хозяева должны молиться, делать все возможное, чтобы исцелить своего Мурзика или Шарика. В этом помогают как молитвы, так и обращение к ветеринарной помощи.

По мнению многих святых, таких как Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, животные нужны нам как уроки доброты, любви, посланные самой природой. Заботясь о них, люди становятся человечнее, мягче, начиная соблюдать христианские законы добродетели.

Молитва о животных — возможно ли такое в православии

Читать молитвы о братьях наших меньших – не грех, ведь они играют существенную роль в жизни человека. Однако об уже умерших котиках и собачках, даже коровах молитвы не заказывают в храмах, так как считается, что у них нет бессмертной души, но это спорный вопрос.

Животные не созданы по образу, Подобию Господа, в отличие от человека, однако это не значит, что о них нельзя заботиться и молиться. Домашние коровы, овцы нуждаются в нашей защите, добродетели, так как, благодаря им, смягчаются наши сердца.

молитва об исцелении животного кота

Изначально Бог предусмотрел любовь человека к животным, как к братьям, но в результате грехопадения природа изменилась. Убийство живых существ, увы, становится необходимым для выживания, поэтому не считается грехом, если это делается ради удовлетворения пищевого инстинкта.

Корова, свинья, петухи, куры нужны для еды, приготовления пищи, однако это не значит, что за них нельзя молиться. Здоровая скотина необходима как в масштабах сельского хозяйства, так и в жизни обычного сельского жителя. Убийство же кошек, собак, издевательства над животными греховны, уголовно наказуемы – подбирая котенка или собачку, новых хозяева в ответе за тех, кого приручили.

Господь создал их ради спасения наших душ, доброты, добродетели. Поэтому всем православным, кто держит в доме котика, собаку или в сарае петухов, кур, необходимо знать, какая молитва о здравии животного помогает питомцам чувствовать себя лучше и радовать своих хозяев.

Каким святым молятся о животных

Православие не обошло стороной тему животных. В христианстве известно несколько примеров святых, которые водили дружбу даже с дикими зверями. Серафим Саровский кормил медведей, которые не проявляли к нему агрессии, Герасим Иорданский вылечил раненого льва, который стал его защитником, другом в пустыне. Когда святой скончался, лев страдал от тоски и умер вместе с ним. Однако церковь молится совсем другим святым, которые помогают здоровью домашних питомцев.

Существует благословение для скота, чтобы животные не болели. Она читается Господу.

молитва о здравии собаке

Считается, что она помогает животным и птицам оставаться здоровыми, давать хорошие удои молока, нести яйца. Вот каким святым можно молиться не только о скотине, но и о домашних котиках, собачках:

  • Святому Власию Севастийскому;
  • Врачи Косма и Дамиан;
  • Николай Чудотворец;
  • Флор и Лавр.

Молитвенную жизнь Власий Севастийский провел в турецких пещерах. Его жизнь пришлась на 3-4 века, во время жесточайших гонений на христиан. Однажды к святому обратилась вдова, у которой ничего не было, кроме поросенка. Когда его украл волк, женщина не надеялась снова увидеть питомца. Святой Власий стал молиться, случилось чудо – дикий волк вернул вдовице животное целым и невредимым. В дальнейшем преподобный совершал множество чудес, своими молитвами исцеляя диких зверей, которые сами находили его в пещере.

Молитва о животных Власию Севастийскому считается одной из самых сильных. Существует несколько молитвенных текстов, которые можно читать как при здравии питомцев, так и время болезни.

молитва о здоровье животного

Существует даже молитва об исцелении кота. Ее можно найти в тропаре святого, сборниках молитв.

Кроме того, существует несколько общих обращений, которые помогают не только в болезнях животных, но от всяких скорбей.

молитва власию севастийскому о животных

Существует молитва о животных Флору и Лавру. На иконах их часто изображают вместе с конями, которых им удалось найти. В дореволюционной России этим святым молились о скорейшем возвращении приблудившегося животного. Считалось, что домашний пес или кот непременно возвратится назад, если только с ним ничего не случилось.

Существует и особый текст, который помогает спасти больное животное, например, пса:

“Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов. Внемлите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.”

Молитва о болящих питомцах может быть услышала любым святым. Господь отзывчив на все просьбы и знает что нужно каждому из нас. Читать священные тексты можно перед иконами Нечаянной радости, молиться Николаю Чудотворцу, который слышит все просьбы людей.

молитва святому власию о животных

Самой сильной считается молитва святому Власию.

молитва о здоровье домашнего животного кошки

Этому же мученику молились при заболеваниях горла, дифтерита, который вредил маленьким детям. Считается, что искренняя молитва заканчивается выздоровлением, помогая предотвратить болезни, при которых животное может звереть, портить людей.

Косьма и Дамиан были святыми врачами-бессребрениками. Они помогали во Славу Божью не только людям, но и животным, поэтому перед их иконой молятся, если заболела не только кошка или собака, но и кролик, овца, поросенок, курица. Они помогают и людям, только в молитве о животных нужно добавить их название (живых существ).


Чтобы молитва помогла исцелить животное или найти, если оно потерялось, существуют определенные правила произнесения.

Как правильно молиться о животных перед иконами

Сначала нужно выбрать икону, молитву, тропарь к ней. Во время чтения важно уединиться, чтобы никто и ничто не отвлекало. Затем зажигается свеча, читается сильная молитва, которая направлена на то, чтобы Господь помог животному. Называть конкретные клички нельзя, как и называть кошек, собак, свиней человеческими, христианскими именами – это считается грехом. Лучше использовать нейтральные обращения, общие, которые формулируют просьбу. Бог услышит слова молящегося, даст исцеление или знак свыше.

Самое главное молиться, искренне верить, тогда Господь обязательно поможет.

Можно ли молиться за кошку?

Часто возникают вопросы: можно ли молиться о своем домашнем любимце, есть ли у кошек и собак душа? Предлагаем вам размышление Марины Андреевны Журинской на эту тему с комментарием Андрея Десницкого (журнал "Фома", № 3, 2010).

— Батюшка, а правда, что все черные кошки — ведьмы?

— На себя бы посмотрели.

Из жизни

Очень часто, когда мы рассуждаем о том, что же это за явление — животные, нам полезнее было бы начать с мыслей о том, каковы мы.

Мы — создания Божии. Животные — тоже. Тем не менее мы от них сильно отличаемся как минимум по двум параметрам: мы наделены Духом Божиим, а они — нет. И в этом наше неоспоримое, громадное преимущество. Но мы подпали первородному греху, а они — нет, во всяком случае не непосредственно. Проклята земля за тебя (Быт 3:17), — было сказано Адаму, а животные сотворены из земли (см. Быт 1:24-25; 2:19), и проклятие земли легло на них тяжким бременем — по вине человека. И третье свойство, вытекающее из двух первых: мы спасены Крестной жертвой Господа Иисуса Христа, а они — нет.

Таковы в самом общем виде отличия человека от животных.

Что же их и нас объединяет? То, что Адаму было велено дать им имена и заповедано владычествовать над ними (см. Быт 1:26, 28; 2:19). Дать имена в системе древнесемитских представлений и означало владычество, а власть понималась как забота и ответственность. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения, — его вина, столь же неоспоримая, сколь неоспоримо его духовное преимущество.

Но на этом дело не кончается. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что вся суть грехопадения сконцентрирована в словах Адама: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3:12). С тех пор так и живем: все перед нами виноваты. Уж как только не поносят Еву доморощенные богословы! Можно подумать, что Адам ел плод древа познания под дулом пистолета. Уж как только не обвиняют Бога во всех бедах человечества столь же доморощенные свободные мыслители! И животных мы тоже не обходим своим вниманием: они и коварны, и носители темных сил (последним тезисом очень любят пользоваться сатанисты — а о том, как они истязают животных, лучше умолчать, потому что слишком это страшно). Об особо жестоких поступках говорят зверство, и это совершенная клевета, потому что звери ничего такого себе не позволяют. Но ничуть не меньше распространен перегиб в другую сторону: в неумелых попытках видеть мир в его изначальной гармонии люди приписывают животным массу человеческих добродетелей.

Очеловечивание животных наносит вред и им, и людям. От них ожидают (и требуют, иногда очень жестко) того, на что они в принципе неспособны. Их то хвалят не по заслугам, то наказывают без вины. А они.

Однажды мне объяснили, почему лошадь сбрасывает неопытного всадника. Он очень боится упасть, и поэтому естественным для себя образом сжимает ногами бока лошади (а это для нее посыл) и одновременно изо всех сил натягивает уздечку (а это для нее команда «стой!»). И тогда утомленная этими бессмысленно противоречивыми требованиями лошадь по-своему логично «предлагает» ему отдохнуть и поразмыслить о том, чего же ему на самом деле хочется. Право же, в нашем общении с более мелкой домашней живностью прослеживаются те же мотивы. В технике давно уже разработан принцип, непочтительно, но верно называемый foolproof, что означает, мягко говоря, что в механизме есть устройство, защищающее его от некомпетентного пользователя. Животным это устройство приходится конструировать самим.

На деле у животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. И уж если мы хотим постараться вернуть мирозданию гармонию и красоту, нам нужно научиться жить с ними исходя именно из этого — из их инаковости. И еще — из их происхождения, столь же высокого, как наше.

Заголовок этой статьи — строчка из английского стихотворения XIX века. Знаменитый ветеринар Джеймс Хэрриот собрал свои многолетние записи в четыре тома и каждый из них озаглавил одной строчкой этого старинного стишка, так что четырехтомник называется:

О всех созданиях больших и малых,

О всех созданиях прекрасных и разумных,

О всех созданиях мудрых и удивительных,

Всех их создал Бог.

Во избежание недоразумений заметим, что разум и мудрость животных отнюдь не напоминают соответствующие качества человека; они тоже совершенно другие.

Возвращение голубки. Фрагмент. Елена Черкасова, 2003 г.

Возвращение голубки. Фрагмент. Елена Черкасова, 2003 г.

Постоянно возникает вопрос о том, есть ли у животных душа, и если да, то бессмертна ли она (странная вещь — небессмертная душа, ну да ладно). Духовно авторитетные люди отвечают на него по-разному, но примечательно, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что она есть и что она бессмертна. К естественно-научным аргументам против наличия души у животных следует отнестись с осторожностью, потому что они скорее всего будут исходить от представителей той научной школы, которая и человеческую-то душу отрицает. Но наряду с ними бытуют и утверждения о том, что душу животных отрицает Библия. Да позволено будет автору воспользоваться ограниченностью рамок журнальной статьи и привести только те библейские слова, которые при желании могут рассматриваться как контраргументы, хотя и недостаточно сильные. Екклесиаст утверждает: участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (Екк 3:19). Так что с отрицанием «животной» души нужно быть поосторожнее. Но из этого текста отнюдь не следует вывод о том, что душа, дух, дыхание — это одно и то же, потому что в языке Библии это далеко не так. А вот пророк Иоиль говорит о том, что и животные взывают ко Господу (см. Иоил 1:20), — как бы это было возможно, не будь у них души? И разве можно допустить, что Бог, принимающий это животное взывание, так легко уничтожит взывающие души в дальнейшем? Наконец, христианская антропология, утверждающая, что человек состоит из духа, души и тела, относит к области душевного мир эмоций. А у животных с эмоциями все хорошо, так что не будь у них души, они бы не сердились и не радовались, не боялись бы и не заботились друг о друге и не выказывали бы привязанности к «своим» людям. А бывает ведь, что и умирают от тоски.

Вот исходя из этого можно размышлять о животных рядом с человеком.

Понятно, что лишенные Духа Божия не могут участвовать в Таинствах: их нельзя крестить (крестят-то во очищение от первородного греха), они не могут каяться (да и не в чем) и тем более причащаться, потому что не за них принял Господь смерть на Кресте и воскрес. А могут ли животные вообще как-то участвовать в нашей христианской жизни?

Да, могут. За них можно молиться, чтоб не болели, а если уж болеют, то чтоб выздоравливали; чтоб не терялись, а если уж потерялись, то чтоб нашлись. О потерявшихся котах молятся преподобному Герасиму Иорданскому — и помогает. А вот об умерших животных молиться не нужно, потому что суть молитв за усопших — прощение их грехов, а тут какие уж грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Господа за дарованную встречу.

Коль скоро мы кропим святой водой квартиры и машины, то и зверикам можно осторожно смачивать лоб, тем более что на Руси кропили скотину, впервые по весне выгоняемую на пастбище. И молились при этом святому великомученику Георгию, которого так и называли в просторечье: Егорий — коровий пастырь.

Что касается молитв за животных, то хочется привести одну аналогию, отдаленную, но, как кажется, справедливую. Существует очень хорошая молитва православной женщины о духовном отце. Там, в частности, есть прошение избавить батюшку от болтливости молящейся. Так вот, наверное, уместно было бы, молясь о животных, молиться и о том, чтобы Господь избавил их и нас от нашего непонимания, от наших ложных представлений и совершенно неуместных претензий к четвероногим, то есть, в сущности, о себе. От этого и людям, и животным будет лучше жить. И еще, на мой взгляд, можно произносить слова, ставшие названием гениального фильма Стэнли Кремера о непонятых, лишних по сути детях и о животных, предназначенных на отстрел: «Благослови зверей и детей». Очень помогают эти слова, когда видишь бездомных животных, а взять не можешь, — ведь в сущности, последнее (но и лучшее), что мы можем сделать для мира и для населяющих его — молитвенно препоручить Богу.

В число ложных представлений о животных входят как мнение о том, что они-де колдуны и могут насылать болезни и несчастья (не заслуживает рассмотрения), так и распространяющееся все шире убеждение в том, что они — целители. Этот случай стоит рассмотреть подробнее. Вот кот приходит полежать рядом с больным — и становится легче. Вот можно положить больные ноги на большую лохматую собаку — и тоже становится легче. Причина проста: шерсть у них чрезвычайно теплая и к тому же заряженная статическим электричеством, так что получается легкий согревающий компресс со слабым физиотерапевтическим эффектом. А кот мурлычет успокоительно, как колыбельную поет, и это уже психотерапия. А пес смотрит своими прекрасными и всепонимающими глазами и вздыхает сочувственно, и от этого тоже легче. Любящее существо рядом — и никакого оккультизма. Если подумать, то так же (за исключением шерсти) действует на больного доброжелательное присутствие близкого человека.

А что касается несчастий, то человек очень даже распрекрасно умеет сам накликать их на свою лихую голову. И в припадке. сами понимаете чего. начинает конструировать, что-де мол кошка на него не так посмотрела.

Осуждение же животных за плохое поведение, как уже было сказано, тоже основывается на недоразумении в прямом смысле слова, то есть на упорном непонимании. Вот, например, собака упрямо забирается на кресло хозяина в его отсутствие. Отучить невозможно, даже и не пытайтесь. А дело в том, что собака воспринимает семью своих хозяев как прайд, то есть семейное сообщество животных, в котором хозяин — безусловно глава, а она — его первый заместитель. Ей ясно, что хозяйское кресло — это место почетное, следовательно, в отсутствии хозяина его должна занимать она. Что делать? Закрывать сиденье чистой тряпочкой, чтобы упастись от шерсти. Если уж говорить о шерсти, то сколько мне пришлось в свое время чистить ряс! Возьмет батюшка-гость из лучших побуждений на колени кота, а тот посидит и улизнет, оставив массу шерсти. А это они от страха линяют. Не берите на колени незнакомого с вами кота, только и всего.

Собаки овчарочьих и сторожевых кровей беспокоятся, когда дети бегают и кричат: это непорядок в стаде, их нужно, грозно лая, согнать в кучку (лучше всего — подогнать к взрослым, как к пастухам) и чтоб стояли тихо. А дети боятся и от этого пуще кричат и дергаются. А нужно провести процедуру знакомства: ребенок стоит себе спокойно, пес подходит и обнюхивает, хозяин объясняет псу, что это свой. Этикет соблюден. Кроме того, собаки страдают от пьяных криков, от запаха алкоголя, от табачного дыма. Так что нужно выбирать: или собака, или разгульный образ жизни, а то, особенно если собака крупная, может быть неприятность. Лично я — за собак.

Кошки — существа нервные, поэтому не выносят смеха: им кажется, что смеются над ними. Проверено: кот с самым неистовым нравом преобразился в мирное хвостатое четвероногое, когда стали соблюдать «правило несмеяния». И еще одна деликатная деталь: кот считает себя комендантом квартиры, поэтому за ночь должен ее пару раз обойти. Закрытые двери для него — ущемление его достоинства, и он принимает свои меры: делает лужи. Не хотите луж — не закрывайте двери. Другая причина котовой «неаккуратности» — именно чистоплотность: если лоточек грязный, кот его использовать не будет. С далеко идущими последствиями.

Это только маленькие примеры того, насколько серьезное понимание требуется от людей, желающих жить с животными в мире и дружбе. А такое понимание возможно только при искренней и нелицемерной любви.

Теперь самое время о ней поговорить. Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. В этих словах ощущается боязнь того, что любви и так мало, на всех не хватает, а тут еще путаются под ногами некоторые. Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде. Ну, и, разумеется, здесь не без самопревозношения: я настолько же лучше других людей, насколько мой пес (кот) лучше других животных. Но животные как таковые здесь ни при чем; таким же бывает отношение к автомобилям, квартирам, дачам, детям, мужьям (женам). Главное — что это мое.

Уход кота. Елена Черкасова, 2005 г.

Уход кота. Елена Черкасова, 2005 г.

Отношение к животному как к вещи (неважно, дорогой или ерундовой) есть неуважение к жизни («кощунство над жизнью», как говорит по сходному поводу молодой священник в пьесе Чехова) и влечет за собой последствия поистине страшные: жестокость к животным. Никогда не следует забывать тот проверенный факт, что серийные маниакальные убийцы, как правило, начинают свой гибельный путь с убийства животных. А манипулирование чужой жизнью в обществе потребления растет невзирая ни на какую политкорректность, а может быть, и благодаря ей. Не потому ли множатся организации, защищающие права животных, и появляются соответственные законодательные акты? Только мало они помогают. Вот подумайте, есть молитва о умножении любви и искоренении всяческой злобы. Можем ли мы в здравом уме представить себе такой закон? Возможно ли постановление парламента о ликвидации последствий первородного греха? Мало нам того, что множество хороших и справедливых законов, призванных гарантировать человеческие права, никак не выполняется? Скорее, здесь — готовая почва для ущемления прав людей; замечательный пример такого рода приводит В. Легойда*: закон утверждает преимущество крокодилов в их «правовых конфликтах» с людьми.

Нелепо отрицать, что некоторые люди утверждаются в своей «любви» к своим животным как будто бы только для того, чтобы по праву ненавидеть многое другое. Что ж, есть и такие, которые ненавидят весь мир без исключения; грех есть грех, и животные здесь опять-таки не при чем. Но как быть с одинокими старушками (реже — старичками), никому не нужными (почему так получается, не нам судить), для которых вся их связь с Божьим миром — в собачонке или в кошке? Зачастую эти зверюшки бывают подобраны на улице и не блещут ни красотой, ни талантами. К тому же возрастной ценз таких совершенно несчастных в своем одиночестве людей постоянно снижается: теперь это бывают и вполне сохранившиеся дамы средних лет, и аккуратные, подтянутые господа. А вот поди ж ты! Когда мы говорим, что современное общество ликвидирует семьи, то в первую очередь совершенно справедливо думаем об обделенных, заброшенных детях. Но ведь не только дети страдают. И вот видишь пронзительное одиночество, которому Бог (больше некому!) послал столь же одинокую зверюшку, чтоб было кого любить. Ладно уж, пусть зовут своих питомцев «детками», хотя вообще-то это нехорошо. Только не нужно говорить, что, мол шли бы в храм за духовным утешением — можно подумать, что получив таковое, бабуля выбросит на помойку свою Жучку или Мурку и только обрадуется. Странное это было бы утешение. Даром, что ли, в монастырях кошек привечают?

Наконец, есть довольно запутанная тема содержания животных ради детей. Запутана она оттого, что в этом случае, как и во многих других, желания поколений расходятся. Дети в общем-то хотят себе живую игрушку. Это неправильно, но понятно — да и что же это были бы за дети, если бы они всегда хотели правильного? Мечта педагога и ужас человечества. Взрослые же хотят завести четвероногое воспитательное устройство. А вот это и неправильно, и непонятно. Если ваш ребенок упрям, груб, эгоистичен, неаккуратен, то почему щенок или котенок должен исправлять ваши вопиющие огрехи воспитания? Или вы просто хотите, чтобы вся агрессия вашего чада уходила в эту сторону, высвобождая вам время и силы для полноценного отдыха? А между тем детям действительно полезно общение с животными, это иногда и психологи прописывают, и я сама знаю случай, когда кошка помогла маленькой девочке преодолеть отклонения в развитии. Но только роль родителей здесь должна быть определяющей: пока у детей не выработались твердые навыки ухода за животным — соблюдается правило, действующее для малолетних водителей: взрослый рядом.

. В общем, получается, что главное правило содержания домашних животных — такое же, как правило вождения автомобиля или устройства атомной электростанции: не умеешь — не берись. И пагубные последствия такого неумения, сугубо разные по масштабам, одинаковы по своей сути. Потому что нам заповедано любить живые существа, заботиться о них — и украшать землю своим трудом.

И о душе своей не забывать.

Андрей Десницкий: Оживут ли они?


Я уверен, что у муравья или, к примеру, хамелеона нет ничего бессмертного. Кто это сказал, не помню: если они оживут, то не узнают себя. Будет просто живой муравей или хамелеон, с рефлексами, но без зачатков личности, без памяти, без отношений вне рефлексов.

О высших диких животных — дельфинах, тиграх и прочих — ничего не скажу: не имел опыта. Но высшие домашние, несомненно, узнают своего человека, которого они действительно любят. А впрочем. только ли человека? У них бывает и меж собой привязанность, какую трудно назвать иным словом (при том, конечно, что слово «любовь» у нас сильно девальвировано, и хочется называть им все, что нравится).

Я уверен, что в их отношениях с человеком есть нечто такое, что не может пропасть в Царствии, потому что оно светлое и настоящее. Если в Царствии мы надеемся пить доброе вино (вообще-то Христос об этом ясно сказал) и читать умные книги, я не вижу причин, почему там не будет моего кота. Не вообще какого-то кота, а конкретно моего кота. Я прекрасно понимаю, что все это до некоторой степени метафоры: и вино, и книги, — и не берусь ничего утверждать. Но я вижу, что в отношениях человека и животного есть нечто такое, что напрямую имеет отношение к Царствию, и мне трудно поверить, что это будет перечеркнуто так же, как инстинкты муравья.

Словом, ничего я об этом не знаю. В Библии не написано ни так, ни эдак — понимай, как знаешь. Мнения есть разные, и мое мнение, субъективное и недоказуемое: раз любовь бессмертна, то и любовь, в том числе между человеком и животным, — тоже. Как, что, где, сколько этого бессмертия есть и будет — понятия не имею.


В анонсе: Спасение твари. Елена Черкасова, 1997 г. (фрагмент)

* Новое о правах человека //«Альфа и Омега» №2 (55), 2009. С. 209-210

Читайте также: