Можно ли по исламу продавать собак

Опубликовано: 07.05.2024

Продажа животных по Исламу

В связи с распространившейся практикой держать дома таких домашних питомцев, часто задают вопрос: "Является ли продажа этих животных допустимой?". Хотелось бы вкратце разъяснить положения нашей религии относительного данного вопроса.

Независимо от того, были ли кошки проданы с целью ловли мышей или простого содержания дома, в этом нет ничего запретного. Ведь кошки по своему творению существа, предрасположенные жить среди людей. Посланник Аллаха (мир ему) сказал следующее:

إِنَهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ إِنَّمَا هِيَ مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ وَالطَّوَّافَاتِ

“Она [кошка] не являются нечистой, она - одна из ваших домочадцев” [Абу Дауд, Тахарат, 38; Насаи, Тахарат, 54; Тирмизи, Тахарат, 69].

Однако не следует воспринимать это факт как одобрение. В Коране, хадисах, а также среди исламских ученых нет мнения, что продажа кошек поощряется, это просто является допустимым действием по отношению к животным. [Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 7/118; Ибн Нуджайм, 6/187].

Продажа птиц также допускается исламскими учеными. Однако, из-за широкого распространения практики содержания птиц в домашних условиях для развлекательных целей, некоторые ученые высказывали свое порицание. Причину этого они объясняли тем, что птиц следует оставлять такими, какими они были созданы по своей природе, иначе это является вмешательством в замысел Творца. Они даже советовали людям, которые занимались торговлей птицами, отказаться от этого дела.

Птицы, как и все животные, находятся в распоряжении людей. Однако человек, помещая птиц в клетку, может приносить им вред, за что ему придется держать ответ перед Всевышним.

Есть законы, которые Творец установил во Вселенной. Птицы летают по небу, рыбы плавают. Очень важно, чтобы люди не меняли среду их обитания без острой необходимости. По этой причине неуместно брать птиц и сажать их в клетку только для своего удовольствия и развлечения.

Если же дело касается продажи птицы на мясо или для охоты, в этом нет ничего плохого. Исламские ученые едины в этом отношении [Ибн Абидин, Хашийату раддиль-мухтар, 5/227].

Такое же положение распространяется и на продажу рыбы. Продажа рыбы, совершаемая с целью извлечения выгоды из мяса или любых других полезных свойств, является дозволенной. Продажа рыб лишь с целью содержания их в аквариумах, по причине того, что это может причинять им страдания, может быть противопоказанной.

Тем не менее, в вопросе содержания рыб в аквариуме не следует упускать из виду следующее: человек покупает декоративных рыб, готовит им большой аквариум, дает им корм, меняет воду, ухаживает за ними и дает им возможность размножаться. Если человек ухаживает за рыбами, извлекая из этого назидание и предаваясь глубоким размышлениям [тафаккур], то содержание рыб можно считать допустимым.

Когда речь идет о продаже собак, это допустимо только при определенных условиях. Исламские ученые в этом вопросе поставили условие, что собака должна быть обучена или же поддаваться обучению для охоты или охраны. В противном случае ее продажа запрещена. Эти решения ученых опираются на хадисы Посланника Аллаха (мир ему), связанные с содержанием собак дома. Вот один из этих хадисов:

مَنْ اقْتَنَى كَلْبًا لَيْسَ بِكَلْبٍ مَاشِيَةٍ أَوْ ضَارِيَةٍ نَقَصَ كُلَّ يَوْمٍ مِنْ عَمَلِهِ قِيرَاطَانِ

“Кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата” [Бухари, Забаих, 6; Муслим, Мусакат, 46, 50, 56-58].

В другом хадисе относительно собак Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

لاَ تَدْخُلُ الْمَلاَئِكَةُ بَيْتًا فِيهِ صُورَةٌ وَلاَ كَلْبٌ وَلاَ جُنُبٌ

«Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение, собака или оскверненный» [Абу Дауд, Тахарат, 89; Бухари Бадуль-халк, 7, 17; Либас 77; Муслим, Либас, 81].

Ученые, опираясь на эти хадисы, не разрешали продажу собак с целью их содержания в доме. Например, в шафиитском и ханбалитском мазхабах из-за того, что собака, как и свинья, считается наджс, ее продажа запрещена.

Хотя продажа названных животных допустима, важно учитывать, как будут использоваться эти животные в дальнейшем, как будут за ними ухаживать и т.д.. Человек должен использовать этих животных с условием, что они будут приность пользу. Не разрешается продавать животных с целью развлечения, так как это является вмешательством в их естественное предназначение.

Кроме того, продажа таких животных, как змеи, скорпионы, мыши, ящерицы и хамелеоны, не допускается. Такие животные должны жить непосредственно в своей естественной среде. Тем не менее, при определенных условиях эти животные могут рассматриваться как допустимые для продажи во благо людей, например в медицине, для специальных служб спасения, для помощи незрячим и т.д. Однако истина известна лишь Аллаху.

Ислам о содержании собак и торговле ими
Как известно, Ислам – не просто религия, Ислам – это образ жизни человека, он затрагивает все её стороны до мельчайших деталей и объясняет их.

Присутствие собаки в доме

Не оставлен в мусульманской ре­лигии без внимания и вопрос о со­держании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому во­просу. Так, аль-Бухари и Муслим при­вели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую со­баку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «. за исключением охраняющей пашню, овец или же охот­ничьей». В некоторых хадисах приво­дится, что каждый день благие поступ­ки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сбор­нике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в ко­тором есть изображение, собака или оскверненный».

Из вышесказанного ясно, что дер­жать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах дела­ется исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А тако­выми являются охотничьи собаки и со­баки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-поли­цейские, поскольку от них есть польза.

Комментируя свод хадисов Мусли­ма, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необхо­димости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допусти­мости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мне­ния. Согласно первому держать их не­допустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозво­ленности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относитель­но этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.

По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в до­ма, в которых они есть. Ангелы-храни­тели же никогда не расстаются с чело­веком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за со­вершенный благой поступок в разме­ре на один или два кирата, то об истин­ном его размере известно лишь Алла­ху. Говорят, что это зависит от вре­да, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьша­ется на два кирата за содержание со­бак в городах и селениях и на один за собак в пустынях. Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесто­чить это и сообщил, что вознагражде­ние уменьшается на два кирата, одна­ко важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки.

Ученые объясняют, что вознаграж­дение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный анге­лам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение умень­шается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.

Торговля собаками

Муслим передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил получать деньги от продажи собак, за проституцию и гадание. В одном из хадисов Рафиа ибн Хадидж передаёт, что он слышал как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Худ­ший заработок – это заработок про­ститутки, деньги за собаку и крово­пускание». В другом хадисе говорит­ся: «Деньги за собаку – мерзость, за­работок проститутки – мерзость и заработок за кровопускание – так­же мерзость». Ад-Дамири в своей книге пишет: «Продажа собак по на­шему (шафиитов) мнению недей­ствительна, в противоположность Малику, который дозволил их прода­жу, так что маликитский ученый Сухнун сказал: «На эти деньги можно со­вершить хадж». Абу Ханифа же сказал, что «допустимо продавать не злых собак» (Ад-Дамири. Хаяту аль-хайвани аль-кубра. Т. 2. С. 261).

Ан-Навави говорит: «Что касается запрета на получение денег за собак и того, что это худший и мерзкий за­работок, то это указывает на запрет торговли собаками, что договор про­дажи собак недействителен и деньги, полученные за них, не являются до­зволенными» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 232). Возмещать ущерб за причинение вреда собаке также не нужно, независимо, дозво­лено ли содержать эту собаку или нет. Этого мнения придерживается большинство мусульманских учёных, среди которых аш-Шафии и имам Ах­мад. Абу Ханифа сказал, что договор продажи собак, от которых есть поль­за, действителен, и что за причине­ние вреда такой собаке необходимо возмещать ущерб. Ибн аль-Мунзир привёл от Джабира, Ата и ан-Нах'и, что допустимо продавать только охотничью собаку. От Малика пере­дано несколько хадисов, один из ко­торых гласит о недопустимости про­дажи собаки, но об обязанности воз­мещения причиненного ей ущерба.

Доказательством большинства ученых являются вышеприведенные хадисы. Что касается хадисов, в кото­рых приведен запрет на получение денег от продажи собаки, за исключе­нием охотничьей, а также о том, что Усман наложил штраф на человека за убийство собаки в размере двад­цати верблюдов, и что Амр ибн аль-Ас считал необходимым возмещать ущерб за убийство собаки, то все эти хадисы слабые согласно мнению всех хадисоведов.

У аш-Шавкяни приведён коммен­тарий на хадис из двух сборников «Сахихов» о том, что Пророк (мир ему и благословение) запретил получение денег за собак: «Это доказательство в пользу за­прета продажи собак, и явный смысл этого хадиса указывает, что нет раз­ницы между собакой обученной или иной, независимо, дозволено ли ее держать или нет» (Аш-Шавкяни. Найл аль-автар. Т. 5. С. 153). Этого мнения придерживается большинство уче­ных. Абу Ханифа сказал: «Допустимо продавать собак», а Ата и ан-Нах'и сказали, что можно продавать только охотничью собаку, на это ука­зывает хадис, приведенный ан-Насаи, переданный Джабиром: «Запре­тил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получать деньги за собаку, за исключением охотничьей», однако относительно этого хадиса существует сомнение.

Из всего вышеупомянутого стано­вится ясно, что торговля собаками до­пустима по одному из хадисов, приво­димых имамом Маликом, как об этом сказал Сухнун. Также, по мнению Абу Ханифы, можно торговать собаками, которые не приносят вреда, а по мне­нию аш-Шафии, торговля собаками однозначно запрещена.

Камаледдин ад-Дамири в своей книге «Хаят аль-хайван аль-кубра» упоминает, что собаки являются нечистыми животными, будь они обу­ченными или нет, маленькими или большими. Этого же мнения придер­живаются аль-Авзаи, Ахмад, Абу Ха­нифа, Исхак, Абу Савр, Абу Убайд, а также имам аш-Шафии. Шафииты аргументируют нечистоплотность со­баки хадисом от аль-Бухари и Мусли­ма: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то пусть он выльет [ос­тавшееся] и помоет посуду семь раз, один из которых землей». Они сказа­ли, что если бы оставшееся в посуде было чистым, то Пророк (мир ему и благословение) не повелел бы вылить его, поскольку это яв­ляется расточительством.

Имам ан-Навави в своём коммен­тарии на «Сахих» Муслима об этом хадисе говорит следующее: «Хадис указывает на обязательность очище­ния посуды водой семикратно отто­го, что собака – нечистое животное. Если ее моча, помет, кровь, пот, шерсть или слюна попадут на одеж­ду, тело человека или какой-то чис­тый предмет, то его необходимо по­мыть семикратно, один раз из кото­рых землей».

Великий богослов имам аш-Шарани в своей книге «Аль-бахр уль-мавруд» пишет следующее: «Все жи­вое вокруг нас Аллах наделил осо­бенностями, свойственными только ему и никому другому. Особо при­ближенные к Аллаху люди видят эти особенности и перенимают их. Подобные качества они наблюдают и у собак, когда те переносят гру­бость со стороны людей, не прячут что-либо на запас, питаются тем, что найдут, пьют воду из луж и довольны тем, что дает им Господь. Они доб­родушны и ласковы к тем, кто сде­лал им доброе, не злобны к тем, кто с ними плохо обошёлся».

Собаке присущи десять качеств, придерживаться которых следу­ет и верующему человеку:

1. Она постоянно испытывает голод, а это качество праведных.

2. Она проводит во сне только малую часть ночи, а это из ка­честв выстаивающих ночи в мо­литве.

3. Если прогонять её из дома да­же тысячу раз, она не покинет порога хозяина, а это из призна­ков искренних.

4. Когда она умирает, то не ос­тавляет наследства, а это из признаков аскетов.

5. Она довольствуется самым плохим местом, а это из призна­ков довольствующихся.

6. Оно смотрит на каждого и ждёт, что кто-то бросит ей что-нибудь из еды. А это из ка­честв испытывающих нужду.

7. Если на неё бросить или вы­сыпать горсть земли, то она не будет злиться, а это из качеств влюбленных в Аллаха.

8. Если её прогонят с её места, то она покинет его и пойдет на другое, а это из поступков вос­хваляющих Аллаха

9. Если ей бросят лишь кусок хлеба, то она съест его и прове­дёт ночь, а это из признаков довольствующихся малым.

10. Когда она перебирается из одного места в другое, то не бе­рёт с собой ничего, а это из при­знаков уповающих на Аллаха. И в этом есть мудрость для чело­века».

«Кашифату ассаджа»

Из сборника фетв Атията Сакара, руководителя Комиссии по фетвам при Университете Аль-Азхар (Египет)

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах мусульман описывают собак совсем иначе

ДУШАНБЕ, 2 июл - Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

Три собаки в Японии прославились благодаря необычной стене

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о "лучших друзьях человека" и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

Щенок таксы

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Кошка спит, архивное фото

Взглянем подробнее. В суре "Аль-Араф" говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и "подобен положению пса", который следует самым примитивным и низменным желаниям.

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре " Аль-Маида" (5:4) – "что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха". Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре "Асхаб аль-Кахф" (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В "Сахих Муслима", втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

"Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан".

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Участник проекта КниГАВ

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

"Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака".

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых - Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, - будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

Собака

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Лабрадор. Архивное фото

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:

"Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.). Слушатели Мухаммада спросили: "О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави "Равзат ат-талибин" говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

Кинолог из Таджикистана Хуршед Темиров с собакой

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день".

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются "нечистыми" являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах мусульман описывают собак совсем иначе

ДУШАНБЕ, 2 июл - Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

Три собаки в Японии прославились благодаря необычной стене

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о "лучших друзьях человека" и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

Щенок таксы

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Кошка спит, архивное фото

Взглянем подробнее. В суре "Аль-Араф" говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и "подобен положению пса", который следует самым примитивным и низменным желаниям.

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре " Аль-Маида" (5:4) – "что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха". Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре "Асхаб аль-Кахф" (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В "Сахих Муслима", втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

"Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан".

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Участник проекта КниГАВ

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

"Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака".

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых - Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, - будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

Собака

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Лабрадор. Архивное фото

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:

"Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.). Слушатели Мухаммада спросили: "О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави "Равзат ат-талибин" говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

Кинолог из Таджикистана Хуршед Темиров с собакой

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день".

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются "нечистыми" являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Читайте также: