Можно ли по исламу убивать бродячих собак

Опубликовано: 30.04.2024

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.


После известных событий, когда в Махачкале бродячие собаки загрызли девятилетнюю девочку, стали поступать сообщения: то ли городские службы, то ли добровольцы начали отстрел бродячих собак. На этом фоне начались бурные протесты всякого рода защитников животных, природы, флоры, фауны и т.д. В своей защите они так разбежались, что начали распространять слухи об экспертизе, которая установила бы, что девочка умерла не от укусов собак, а была изнасилована и убита. И только потом якобы бродячие собаки нашли и погрызли тело. Даже противно писать об этом здесь.

Конечно же, и не без этого: «В любой ситуации валите на Муфтият и мусульман».

Некоторые блогеры и представители СМИ считают причиной якобы начатого отстрела собак неадекватное отношение мусульман к собакам. Они ошибочно полагают, что мусульмане призывают к уничтожению всех собак, ибо по Исламу они считаются нечистыми, низкими, мерзкими животными, от прикосновения к которым нарушается омовение; и если мусульманин вдруг прикоснулся к собаке, то сразу бежит мыться. Но это далеко не так. Разберёмся во всём по порядку.

Мусульмане не считают собак ущербными созданиями

В Исламе собака не считается низким, ущербным существом, ибо в Священном писании мусульман – Коране – упоминается собака, и упоминается с хорошей стороны. Это собака людей пещеры, которая охраняла их, и она войдёт в Рай. Более того, в книге имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» пишется следующее:

«Если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку». Еще раз прочитайте: «зарезать барана, чтобы накормить собаку». Разве это плохое отношение?

А теперь о прикосновении к собаке

Сразу скажу, что даже влажный и тем более сухой контакт с собакой не нарушает омовение мусульманина. Однако при влажном контакте с собакой следует помыть место соприкосновения особым способом с применением мутного раствора земли.

Однако люди моют руки после прикосновения не только к собаке, но и к другим животным, ибо это одно из правил гигиены. Врачи строго предостерегают от подобного контакта с любыми домашними животными; особенно детей, и особенно от контакта с собаками и кошками. Например, мне это стало известно от главного врача Республиканского кожно-венерологического диспансера.

Как видите, здесь нет ничего непонятного.

Вот теперь об отстреле

Всевышний Аллах создал живые существа, которые разделил на людей, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д. и предписал для человека правила поведения в отношении них. Правила гласят, что если животные или другие существа представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ здоровью человека, то их можно убивать.

«Что же касается именно собак, то их подразделяют на три категории:

1. собака, которая приносит вред или представляет опасность (ʻакъур – собака, которая нападает на людей, кусает их или пугает, то есть злая собака, которая одичала или стала бешеной);

Такая собака однозначно не имеет никаких прав, и такую собаку желательно убить (но не обязательно, можно и изолировать).

2. собака, которая приносит пользу в охоте, охране и т. п.;

Такая собака имеет полное право на существование, и убивать её однозначно запрещается.

3. собака, от которой нет ни пользы, ни вреда;

Насчёт таких собак среди учёных имеется разногласие, но имам Ар-Рамали считает достоверным мнение, что они имеют право на существование, следовательно, уничтожить их не разрешается». («Иʻанат ат-талибин»)

Что касается других животных, то в Исламе бытует такое отношение не только к собакам: «Сказали большие учёные нашего мазхаба, что когда кошка или собака имеет обыкновение поднимать крышки посуды, нападать на птиц или кусать людей, хозяин обязан привязать их и держать изолированно днём и ночью (круглосуточно). Таким же будет решение относительно верблюда, осла, лошади, если они имеют обыкновение кусаться, лягаться, наносить удары…». («Фатава Имама Ар-Рамли»)

Если собака представляет опасность жизни и здоровью человека, особенно детей, почему нельзя их изолировать и при крайней необходимости уничтожить? Ведь даже людей, представляющих угрозу для общества, изолируют. Разве человек имеет меньше прав, чем собака? Что касается других вредителей – грызунов, насекомых и даже птиц – то их ведь везде и всюду уничтожают без каких-либо возражений.

В Исламе проповедуется самое что ни на есть гуманное отношение к животным, поэтому каждому, кто хочет высказаться или написать на данную тему, следует изучить вопрос досконально, а не строить догадки на основе слухов и домыслов. Иначе говоря, «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Дозволено ли убивать собак, кошек и подобных им животных?

Дозволено ли убивать собак, кошек и подобных им животных?

Сообщение Муслим » 26 сен 2016, 22:04

«Пять животных подлежат уничтожению как в разрешенное (обычное) время и в разрешенном месте, так и во время паломничества, на Заповедной территории (двух мечетей Мекки и Медины): ворон, коршун, скорпион, мышь и кусачая собака» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим) …» (1) .

Также был задан вопрос шейху Ибн Базу (да будет милостив к нему Аллах), в котором говорилось следующее:
«Является ли дозволенным убийство кошек и собак, которые наносят вред птицам, ловят их и едят, или же это запрещено? И что делать моей матери, которая убила несколько кошек, одну из них через удушье, вторую облив кипящей водой, так как поймать их очень сложно, если эти убийства являются запретными (в Исламе)?»
Шейх ответил: «Если кошки и собаки причиняют вред, как например, кусачие собаки, то они подлежать уничтожению, как об этом сообщил Пророк ﷺ, сказав:

Re: Дозволено ли убивать собак, кошек и подобных им животных?

Сообщение Муслим » 25 апр 2018, 11:13

Итак, Постоянному Комитету больших Учёных КСА был задан вопрос:
«Дозволено ли избавляться от кошек с помощью яда или других подобных средств, если есть явная угроза вреда от них, или же они являются переносчиками болезни?»
Они ответили: «Нет проблем в том,чтобы избавиться от кошек, которые наносят (причиняют) вред (имуществу), или же если они заражены опасной болезнью, которая может распространиться, указанным выше способом, если нет возможности избавиться от них другим способом» (см.: «Фатуа аль-Ляджнату ад-даима», 26/190) .

Также Постоянный Комитет был спрошен о кошках, который в большом количестве развелись в одной из больниц, и которые причиняют вред больным.
На что они ответили: «Если ситуация действительно складывается подобным образом, как было упомянуто, и кошки причиняют вред и от них исходит опасность, и не возможно уберечь больных от их вреда, или избавиться от этих животных иным способом,то дозволено убивать их наилегчайшим способом, который не причинит им особого вреда и боли. Как например, яд или отстрел» (см.: «Фатуа аль-Ляджнату ад-даима», 26/190) .

  • ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ('АКЫДА)
  • ↳ ВЕРА В АЛЛАХА
  • ↳ 1 — ЕДИНОБОЖИЕ В ГОСПОДСТВЕ («ТАУХИ́Д АР-РУБУ́БИЯ»)
  • ↳ 2 — ЕДИНОБОЖИЕ В ПОКЛОНЕНИИ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АЛЮ́ХИЯ»)
  • ↳ 3 — ЕДИНОБОЖИЕ В ИМЕНАХ АЛЛАХА И ЕГО КАЧЕСТВАХ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АСМА́Ъ УА АС-СЫФА́Т»)
  • ↳ ТЕМЫ, НЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗДЕЛАМ
  • ↳ ДРУГИЕ СТОЛПЫ ВЕРЫ
  • ↳ ВЕРА В АНГЕЛОВ
  • ↳ ВЕРА В НИСПОСЛАННЫЕ ПИСАНИЯ
  • ↳ ВЕРА В ПОСЛАННИКОВ
  • ↳ ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ
  • ↳ ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУДЬБУ
  • ↳ РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЛАМСКИМ ВЕРОУБЕЖДЕНИЕМ
  • МЕТОДОЛОГИЯ (МАНХАДЖ)
  • ↳ ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ (МАНХАДЖА), ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ
  • ↳ МЕТОДОЛОГИЯ (МАНХАДЖ) В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ РЕЛИГИИ
  • ↳ ПРИЗЫВЕ К АЛЛАХУ
  • ↳ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К ПРОРОКУ (صلى الله عليه وسلم)
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРЯМ ПРАВОВЕРНЫХ И СПОДВИЖНИКАМ
  • ↳ ПОЗИЦИЯ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ В ВОПРОСАХ ИМАНА
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНЫМ
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАН
  • ↳ ОБВИНЕНИЕ В НОВОВВЕДЕНИИ («АТ-ТАБДИ́'»)
  • ↳ ОТНОШЕНИЕ К ПРИВЕРЖЕНЦАМ НОВОВВЕДЕНИЙ
  • ↳ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЗАБЛУДШИХ СЕКТ И ЛИЧНОСТЕЙ
  • ↳ ДРУЖБА И НЕПРИЧАСТНОСТЬ («УЛЬ-УАЛЯ́Ъ УА АЛЬ-БАРА́Ъ»)
  • ↳ ОБВИНЕНИЕ В НЕВЕРИИ («АТ-ТАКФИ́Р»)
  • ↳ ЗАБЛУДШИЕ СЕКТЫ И ЛИЧНОСТИ
  • ↳ ХАРИДЖИТЫ
  • ↳ ШИИТЫ
  • ↳ КЪАДАРИТЫ И ДЖАБРИТЫ
  • ↳ МУРДЖИИТЫ
  • ↳ ДЖАХМИТЫ
  • ↳ МУ'ТАЗИЛИТЫ
  • ↳ КАРРАМИТЫ
  • ↳ СУФИСТЫ
  • ↳ АШ'АРИТЫ И МАТУРИДИТЫ
  • ↳ МАТУРИДИТЫ
  • ↳ КОРАНИТЫ
  • ↳ СОВРЕМЕННЫЕ СЕКТЫ И ТЕЧЕНИЯ
  • ↳ ИХУАНУ АЛЬ-МУСЛИМИН. СУРУРИТЫ И КУТБИСТЫ
  • ↳ ХАДДАДИТЫ
  • ↳ ХАДЖУРИТЫ
  • ↳ ХАЛЯБИТЫ
  • ↳ ДЖАМА'АТ АТ-ТАБЛИГЪ
  • ↳ ХИЗБУ АТ-ТАХРИР
  • ↳ О ЗАБЛУДШИХ ПРИЗЫВАЮЩИХ СНГ
  • КОРАН
  • ↳ СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕВОД АЯТОВ КУРЪА́НА
  • ↳ ТОЛКОВАНИЕ КУРЪА́НА (ТАФСИ́Р)
  • ↳ НАУКА ОБ ОСНОВАХ ТОЛКОВАНИЯ КУРЪА́НА («УСУ́ЛЬ АТ-ТАФСИ́Р»)
  • ↳ НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В КУРЪА́НЕ («ГАРИ́Б АЛЬ-КУРЪА́НА»)
  • ↳ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОРАНОМ
  • ХАДИСЫ
  • ↳ СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕВОД ХАДИСОВ
  • ↳ ТОЛКОВАНИЕ ХАДИСОВ (ШАРХ)
  • ↳ НЕДОСТОВЕРНЫЕ И ВЫДУМАННЫЕ ХАДИСЫ
  • НАУКИ ХАДИСОВЕДЕНИЯ
  • ↳ НАУКА О ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ («МУСТАЛЯХ АЛЬ-ХАДИ́С»)
  • ↳ НАУКА О ДИСКРЕДИТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ («АЛЬ-ДЖАРХ ВА АТ-ТА`ДИ́ЛЬ»)
  • ↳ НАУКА О ПЕРЕДАТЧИКАХ ХАДИСОВ
  • ↳ НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ХАДИСАХ («ГАРИ́Б АЛЬ-ХАДИ́С»)
  • АДАБ
  • ↳ ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ↳ ЭТИКЕТ И НРАВСТВЕННОСТЬ (АДАБ)
  • ФИКХ
  • ↳ ОЧИЩЕНИЕ (АТ-ТАХАРА)
  • ↳ ПОЛОЖЕНИЯ ОЧИЩЕНИЯ (ТАХАРА) И ВОДЫ
  • ↳ СОСУДЫ
  • ↳ ЭТИКЕТ СПРАВЛЕНИЯ НУЖДЫ
  • ↳ СИВАК
  • ↳ СУННАТЫ ФИТРЫ
  • ↳ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУДУЪ)
  • ↳ ПРОТИРАНИЕ КОЖАНЫХ НОСКОВ, ЧАЛМЫ И ШИНЫ (ПОВЯЗКИ)
  • ↳ ПОЛОЖЕНИЯ БОЛЬШОГО ОМОВЕНИЯ (ГУСЛЬ)
  • ↳ ОЧИЩЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ (ТАЯММУМ)
  • ↳ ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЧИСТОТАМИ И СПОСОБЫ ЕЕ УДАЛЕНИЯ
  • ↳ МЕСЯЧНЫЕ (ХАЙД) и ПОСЛЕРОДОВЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ (НИФАС)
  • ↳ МОЛИТВА - НАМАЗ (АС-САЛЯТ)
  • ↳ ПОСТ (АС-СОУМ)
  • ↳ ЗАКЯТ
  • ↳ ПАЛОМНИЧЕСТВО (ХАДЖ И 'УМРА)
  • ↳ ОБРЯДЫ ПОХОРОН В ИСЛАМЕ (ДЖАНАЗА)
  • ↳ БРАК И РАЗВОД (НИКЯХ И ТАЛЯКЪ)
  • ↳ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ↳ ДЖИХАД
  • ↳ МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕНИЕ (АТ-ТЫББ)
  • ↳ ОДЕЯНИЯ И УКРАШЕНИЯ
  • ↳ ЕДА, ПИТЬЕ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
  • ↳ СЕМЕЙНЫЙ ВОПРОС. ДЕТЯМ
  • ↳ О ГРЕХАХ В ИСЛАМЕ
  • ↳ РАЗНОЕ
  • ДУ'А И ЗИКРЫ
  • ↳ МОЛЬБЫ И ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА (АД-ДУ'А И АЗ-ЗИКР)
  • ЗНАНИЯ
  • ↳ О ВЕЛИЧИИ И ВАЖНОСТИ ЗНАНИЯ И УЧЕНЫХ
  • ↳ С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ?
  • ↳ О ТРУДАХ УЧЕНЫХ
  • ↳ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ЗНАНИЙ
  • ↳ АРАБСКИЙ ЯЗЫК
  • ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И БИОГРАФИИ
  • ↳ СИРА (ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА)
  • ↳ О ПРОРОКАХ АЛЛАХА
  • ↳ О СПОДВИЖНИКАХ (САХАБАh)
  • ↳ О ПЕРВЫХ ПОКОЛЕНИЯХ (ТАБИ'ИНАХ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
  • ↳ ОБ УЧЁНЫХ И САЛЯФИТСКИХ ШЕЙХАХ
  • ↳ О ПРАВЕДНИКАХ
  • ↳ О РАЗЛИЧНЫХ ПРОПОВЕДНИКАХ
  • ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСЛАМОМ
  • ↳ ПРИНЯТЬ ИСЛАМ
  • ↳ НОВИЧКУ
  • ↳ ОТВЕТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ СОМНЕНИЯ ВОКРУГ ИСЛАМА
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • ↳ ИНСТИТУТ И МАРКАЗ АЛЬ-ФУРКЪАН
  • ↳ НАШ ФОРУМ

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited

Вопрос: Убивать животных пригодных и не пригодных к употреблению, грех? Например, можно ли ловить куницу ради меха, оленя ради мяса?

Ответ: Никакое животное нельзя убивать жестоким образом, ради удовольствия, топить в воде или сжигая в огне. Грех за жестокое обращение над животными, тяжелее чем издевательство над гражданами немусульманами. А издевательство над немусульманами своего государства, еще больший грех чем, притесенение мусульман. [Дурр-уль мухтар]

Не разрешается бесцельно убивать животных. В Судный День за это будет спросят ''Для чего ты его убил?''. Также не разрешается стравливать животных друг с другом. Надо уважать их права, сочувствовать им. В хадис-и шарифе сказано: «Будь милосердным и к тебе будут милосердными». [Шира]

Разрешается убивать вредоносных животных, так и разрешено убивать таких животных как куница, барсук для получения меха, и таких животных как олень, газель для мяса. Можно продавать немусульманам любых животных (кроме свиньи) мясо которых запрещено мусульманам. [Шарх-и Никайа]

Не разрешено убивать животных от которых нет вреда. А тех которые наносят вред, убивать можно без мучения. [Барика]

Вопрос: Если запрещается притеснять и мучить животных то стерилизовать животных тоже запрещено?

Ответ: Стерилизация животных без необходимости, это жесткое обращение по отношению к ним к ним и поэтому запрещено. Но если это делается для какой-либо пользы, то греха не будет. [Хиндийа]

Кастрированные быки - волы, лучше работают. Кастрированные бараны – валухи, лучше набирают жир, у них вкуснее мясо. Наш пророк (алейхиссалям) выбрал для курбана кастрированного барана. [Б. Арифин]

Один из сподвижников передает:

«Бывало и так что Расулуллах совершал омовение водой оставшейся от кошки». [Абу Нуаим]

Одна из сподвижниц передает:

Для сахаба Абу Катады я набрала в сосуд воды для омовения. Прибежала кошка и начала пить с сосуда, увидев это Абду Катада наклонил сосуд чтобы та могла напиться. Увидев то с каким удивлением я смотрю на происходящее, Абу Катада сказал – Что тебя так удивляет о дочь моего брата, наш пророк сказал «Кошка не грязная, обитает рядом с вами». [Тирмизи]

Досточтимый Абу Хурайра передал:

''В один из дней я носил за пазухой котенка. Расулуллах увидев меня спросил «Что это?» - Котенок! ответил я. На что пророк сказал «О Абу Хурайра». Т.е. тот кто любит кошек, который приходится им отцом.

Как-то на подоле чапана досточтимого Ахмеда Рифаи заснула его кошка. Наступило время намаза и он не решился будит кошку. Посмотрел на него, но животное не думало просыпаться. Тогда он отрезал край чапана на котором расположилось животное и ушел совершать намаз. Когда вернулся обратно, кошки уже не было. Он пришил на место отрезанный подол.

Абу Бакр Васити передает:

Как-то я шел по своим делам и надо мной начала кружить птица. Мне удалось схватить птицу. Птица была в моих руках и надо мной кружилась еще одна птица. Я подумал что в моих руках был птенец этой птицы и выбросил ее, но сделал это настолько неловко что она при этом умерла. Меня это очень сильно расстроило. Начиная с этого дня у меня начались проблемы со здоровьем и болезнь не прекращалась целый год. В одну из ночей увидел во сне пророка. Пожаловался ему что вот уже год как меня не покидает болезнь и дошло до того что не могу совершать намаз стоя на ногах. Тогда пророк мне сказал «Это из-за того что птица пожаловалась на тебя». В нашем дома была кошка которая окотилась. Я все думал о своей проблеме, когда увидел что к одному из котят пробирается змея. Я ударил змею своей тростью после которой она уползла. Прибежала кошка и забрала своего котенка. После этого мне начало становится лучше. Мог совершать намаз стоя на ногах. В эту ночь во сне мне привиделся пророк и сказал: «Тебе стало лучше из-за благодарности твоей кошки».

Вопрос: Притеснять животных большой грех, но можно ли уничтожать таких вредоносных животных как мыши, змеи?

Ответ: Можно убить муравья который наносит вред человеку, но нельзя его при этом сжигать или топить. Можно убивать мышей, пауков но не мучая. В хадис-и шарифе сказано:

«Тому кто одним ударом убьет ядовитую ящерицу дадут сто савабов, если это произойдет двумя ударами то савабов будет еще меньше, если убил только с третьего раза ожидается еще меньше саваба». [Муслим]

Вопрос: Можно ли убить паука плетущую в доме паутину?

Ответ: Да.

Вопрос: Можно ли убивать бродячих собак чтобы предотвратить распространение бешенства?

Ответ: Если есть подозрения на болезнь.

Вопрос: Разрешается ли убивать животных? К примеру можно ли использовать для этого устройство который электрическим разрядом мгновенно убивает насекомых?

Ответ:

Не разрешается убивать животных топя в воде и бросая в огонь. Ислам разрешает убивать вредных животных не мучая их. Например тому кто одним ударом убил ящерицу дается сто савабов, если для этого потребовалось два удара, то дается 50 савабов, если убили после нескольких ударов то савабов еще меньше. Это значит что убивать надо с первого раза. Убивать насекомых вашим способом, намного легче чем руками или химикатами. Насекомые умирают в один миг. На сжигание в огне это не похоже. Избавляться таким образом от насекомых можно.

Вопрос: Каким образом можно рассчитаться с правами животных?

Ответ:

Сначала необходимо чтобы человек раскаялся в содеянном и после этого делать полезные для животных дела.

Вопрос: Можно ли бросить в огонь дохлое животное?

Ответ:

Если нет в этом какой-либо острой необходимости, то лучше не сжигать в огне. [Барика]

Вопрос: Можно ли бить и убивать животных?

Ответ: Можно убивать животных которые приносят вред людям, например муравьев и насекомых. Такую живность как мыши и пауки, которые всегда могут навредить, убивать можно всегда. Бешеную собаку и диких зверей можно убивать ядами, заколов, расстреливая из оружия.

Нельзя животных избивать. Бьют для воспитания. У животного нет ума и поэтому его не воспитывают. Ни по каким причинам нельзя бить в лицо живое существо.

Так как невозможно попросить прощения у животного, с ними всегда нужно обращаться хорошо. Если животное подверглось мучению, нужно раскаяться в содеянном, сожалеть об этом, впредь никогда не мучить животных, а с животным над которым издевались, нужно обращаться хорошо.

ПТИЦЫ ПАЧКАЮЩИЕ МЕЧЕТЬ

Вопрос: Голуби пачкают нашу мечеть, даже свили гнездо. Можно ли их убить?

Ответ: Если невозможно избавиться от птиц пачкающих мечеть, то их режут и употребляют в пищу. В любой ситуаций можно убивать животных доставляющих беспокойство.

УБИЙСТВО ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ

Вопрос: Как известно, животных нельзя убивать топя в воде, сжигая на огне, но при поливе огорода погибают различные насекомые, муравьи. Это ничему не противоречит?

Ответ:

Так как целью было не избавление от насекомых а полив огорода, то не навредит. Если сначала по ударять о землю полено чтобы стрясти с них живущих муравьев, то полено можно бросать в огонь. Если еще остались муравьи то ничего страшного. Мы бросаем в огонь не муравья а дрова.

ПЕТУШИНЫЕ БОИ, БОКС, ЦИРК

Вопрос: Будет ли грехом смотреть на петушиные, верблюжьи, бычьи бои, бокс, цирковое представление? Будет ли таким же грехом как смотреть на представление канатоходцев, если посещать зоопарк?

Ответ: Петушиные бои, верблюжьи, бычьи бои злодеяние творимое над животными и поэтому являются грехом. В бычьих боях может быть погибнуть человек. Драка между людьми тоже грех. Кроме этого, отдельным грехом является ходить при этом с открытыми местами аврата. В боксе бить человека в лицо грех, как и грех бить в лицо любое живое существо. В цирке бывают опасные представления в виде акробатических трюков. Человек своим посещением одобряет подобные действия циркачей. Смотреть на такие представления тоже грех, потому что в религиозных трудах говорится:

«Если акробат погибает сорвавшись с каната, то все кто смотрели на это тоже становятся участниками этого греха. Потому что, если бы они не смотрели, то канатоходец не стал бы показывать опасные трюки и не умер бы сорвавшись с высоты. Пусть человек умер потому что пришла его смерть, но тот кто убил, тот кто послужил причиной смерти, тоже понесут наказания». [Саадати Абадийа]

Содержать дикое животное в клетке, например поместить льва, слона или медведя в тесную клетку, злодеяние против зверей. Тот кто идет смотреть на них, становится соучастником этого злодеяния. Если в подобного рода зрелище нет зрителей, то никто не стал бы помещать зверей в клетку. Зверей помещают в клетки потому что есть зрители. «Стать причиной греха, все равно что совершить этот грех» - так говорится в Исламе. Нужно избегать мест совершения греха.

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах мусульман описывают собак совсем иначе

ДУШАНБЕ, 2 июл - Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

Три собаки в Японии прославились благодаря необычной стене

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о "лучших друзьях человека" и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

Щенок таксы

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Кошка спит, архивное фото

Взглянем подробнее. В суре "Аль-Араф" говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и "подобен положению пса", который следует самым примитивным и низменным желаниям.

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре " Аль-Маида" (5:4) – "что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха". Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре "Асхаб аль-Кахф" (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В "Сахих Муслима", втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

"Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан".

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Участник проекта КниГАВ

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

"Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака".

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых - Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, - будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

Собака

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Лабрадор. Архивное фото

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:

"Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.). Слушатели Мухаммада спросили: "О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави "Равзат ат-талибин" говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

Кинолог из Таджикистана Хуршед Темиров с собакой

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день".

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются "нечистыми" являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Читайте также: