Можно ли после поминок отдавать еду собакам

Опубликовано: 13.05.2024




Из этого материала вы узнаете, что приносят в церковь на поминальный стол, а именно какие продукты следует приносить и какие не стоит нести в определенные дни или же вовсе не приносить. Также поинтересуйтесь, что подают в качестве напитков на стол во время поминок – одобряет ли в принципе церковь распитие спиртного во время такого процесса.

Какую роль несет данное действие

Мнения о том, что таким образом люди как бы «подкармливают» своих близких на том свете любимой при жизни едой или же это как плата-пожертвование Господу за место в раю для усопшего – ошибочны. Самое главное, что важно для покойника – это ваша молитва от чистого сердца. Бывает, что умерший прожил недостойно свою жизнь, мог совершать грехи и т. д. Тогда православная церковь советует родным молиться о прощении его прегрешений. А принесенные продукты – это милостыня от вас самих, не с конкретной целью «кому-то для чего-то», а как знак ваших добрых и чистых намерений, для всеобщего блага.

Не забудьте также раздать милостыню просящим при храме с просьбой помолиться об умершем близком вам человеке. Помните, что только искренность и чистота ваших побуждений даст возможность вашим молитвам о покойнике быть услышанными.

Можно ли брать угощения на кладбище?

Хотелось бы, чтобы у людей сложилась правильная картина об еде на кладбище. Есть одна ситуация, при которой брать с собой угощение не запрещается, а наоборот поощряется. Угощения берутся с целью раздать их неимущим. Милостыня — одна из сильнейших проявлений добродетели.

На территории многих кладбищ имеются часовни или храмы. Рядом всегда можно найти нищих и бомжей, которые просят подаяния. Лучший способ помочь им — дать пищу и накормить. За деньги они смогут купить себе алкоголь, потому пожертвование еды одновременно станет актом проявления доброты и не потакание грехам вроде пьянства. Вы можете дать как праздничную еду, так и купленные в супермаркете продукты. Самое главное требование — отдать человеку еду искреннее, с надеждой на то, что она спасет его и принесет радость. Можно попросить человека помолиться о покойном.

Что принято приносить на поминальный стол — какие продукты

Прежде всего, следует уточнить, не является ли день, когда вы хотите заказать службу о покойнике, днем во время поста. Если это так, то приносятся продукты по указанию церкви – только постные, то есть никаких продуктов животного происхождения (без молока и яиц). Мясо вообще не принято носить в храмы, так как оно несет в себе смерть, которой не должно присутствовать в доме Господа.

К принесенным продуктам, как правило, крепятся бумажки с именем усопшего, чтобы впоследствии те, кто будет это есть, смог помолиться о нем. Такими людьми являются священнослужители, работники прихода, многодетные семьи или семьи, которые попали в трудные жизненные условия и также находятся на попечении храма, а также инвалиды и бездомные при нем.

Что приносят в церковь на родительскую субботу

В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику.


В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.

Заупокойная процессия начинается в субботу утром, затем проходит общая панихида. Умерших родителей принято поминать именно в этот день. Люди пишут имена усопших родителей на листочках, молятся за упокой и прощение грехов.

Можно ли употреблять алкоголь на поминках

Поскольку чистосердечная молитва, исполняемая в здравом уме, и опьяненное состояние – понятия несовместимые, то церковь отрицает распитие алкогольных напитков при поминовении усопших. Ведь суть поминок как раз-таки в том, чтобы помолиться об упокоении души умершего. Однако, у нашего народа отказ от спиртного на поминках, в том числе в день похорон, встречается крайне редко. В любом случае, подавать к столу вино и водку или нет – выбор остается за вами.

Стоит все же учесть, что если принято употреблять спиртное во время поминок, то весь процесс не должен стать шумным и веселым застольем. Конечно же, недаром бытует мнение, что о покойниках плохого не говорят, и часто собравшиеся близкие для умершего человека люди начинают вспоминать добрые или веселые моменты из его жизни. В этом нет ничего плохого, но главное – мера. Самое основное в данном процессе – молитва.

Что из еды надо нести на кладбище?

В общем из этого следует, что еду на кладбище и на могилы родственников в принципе носить логично и даже скорее нужно. Но тогда какую?

Есть довольно много продуктов которые можно принести на поминки и похороны в виде милостыни и подаяния.

Из еды для предназначенной для традиционного поминания можно особо выделить, кутью, символ вечной жизни и перерождения и её аналоги, блины и яйца, пасхальные или обычные, в принципе о смысле этой еды я уже писал отдельно.

Также можно принести печенье и конфеты, так как они сладкие и якобы символизируют сладкую загробную жизнь после смерти в раю, традиционные пирожки, просто хлеб, рис, куличи, о значении которых я также писал и другие подобные мучные и прочие высоко калорийные продукты.

Очень многие, по неизвестной им традиции берут и водку, и даже оставляют ее на могилах налитую в пластиковые стаканчики, либо еще чаще просто сами её употребляют в честь погибших, так сказать, в виде «наркоза для своей души».

Какую еду не надо нести на могилу?

Естественно, официальная церковь, очень сильно не одобряет любой алкоголь, ведь они знают что это скорее языческий, или даже магический обряд, о смысле которого мы поговорим немного позже. Но в основном, по интуиции многие люди это делают, видя в этом какой-то смысл, ну или просто они любят выпить по любому поводу.
Мясную же еду и другую скоропортящуюся, точно не стоит нести на могилу, иначе она может быстро протухнуть и люди которые будут её есть могут отравиться и уйти в мир иной в след за вашими предками, можно сказать, от части по вашей вине. На могилах и возле земли антисанитария, поэтому не надо шутить.

Можно ли отдавать поминальную еду животным, собакам, птицам?

На самом деле можно её кормить даже животных, в этом также есть смысл, как минимум по тому, что добрые дела, сделанные в честь души покойного, также говорят, что засчитываются, а кормить животных это доброе дело.

Поэтому, в идеале, можно взять с собой немного пшена для птичек (иногда также считается что душа умерших может принимать облик птиц или других животных и прилетать на свои могилы в особые дни поминания), возможно даже ворон, и какую-нибудь еду для собак, и конечно главное для нищих и просто верующих, и небогатых людей, которых благо не мало в наше время.

Еда нужна для того чтобы они поминали, поэтому лучше проследить чтобы они её получили, и в принципе все равно съедят они её дома или на кладбище. Сам факт того, что они её взяли уже многое значит, позже будет понятно почему. Но в любом случае они знают зачем эту еду принесли и берут её сознательно. А если они еще и помолятся или хотя бы произнесут имя ваших покойных, то еще лучше.

В чем истинный смысл оставления куличей и еды на кладбище?

Итак, вроде бы понятно зачем оставлять еду на кладбище и приносить её туда, но есть люди, которые хотят до всего докопаться и понять в чем же истинный смысл этого странного ритуала.

Ведь за всем скрывающимся лоском, «правильностью» и логичностью этого прекрасного христианского обряда, он всё-таки однозначно основан на языческих ритуалах, существовавших еще задолго до нашего времени, и даже задолго до возникновения христианства как такового.

Так как подобные традиции существовали и у славян, в древнем Египте и в древней Иудее, откуда пошло все христианство и у множества других народов, в том числе встречается во всех обрядах черной магии и подобных религиях.

Итак, почему же на самом деле оставляют еду на поминках и раздают её нищим, если сегодня всем и так понятно, что 95% не помолятся за умерших, а половина её даже не съест, а просто

заберет к себе домой повинуясь разрушительному инстинкту жадности и чревоугодия, нескольких из смертных грехов. А кто-то даже пойдет продавать эти пасхи, конфеты и прочие угощения, другим людям.

Напитки для поминального стола

Поминальную трапезу можно сопроводить разного рода напитками. Их можно приготовить самим, как например, домашний лимонад из имбиря и лимона, для которого нужно:

  • 3 л воды;
  • 6 лимонов;
  • 75 г сахара;
  • 75 г имбиря.

Очищенный имбирь следует натереть на терке и вместе с сахаром вскипятить в воде. После этого нужно добавить сок лимонов и дать лимонаду настояться. Данный напиток окажется ко всему еще и очень полезным.

Можно приготовить ягодный морс или сбитень. Для приготовления последнего используют:

  • 2 л воды;
  • 200 г сахара;
  • 2 щепотки корицы;
  • 10 сухих гвоздик;
  • 10 г имбиря;
  • 400 г меда.

Напитка по данному расчету должно хватить на немалое количество людей.

Также можно сварить узвар или другой обычный компот из свежих фруктов или сухофруктов. Если же нет возможности, времени или желания заниматься подготовкой напитков, то отлично сойдут для этой цели покупные соки и минеральная вода, которую предпочтительно брать не только газированную, но и без газа.

Поминальные традиции

После смерти

Традиционно о покойнике принято заказывать в церкви панихиду, которая читается на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Накануне третьего дня следует прийти в церковь с набором продуктов для поминального стола, при этом не забыть оставить их вместе с запиской, на которой будет имя или имена тех, о ком будет служиться панихида. Затем нужно уведомить о своем намерении отслужить панихиду священнослужителя, а дальше они уже укажут, что и как делать.

Во время панихиды близкие умершему люди молятся и держат в руках зажженные церковные свечи, а затем устанавливают их на канун, сопровождая словами:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Данный текст повторяется трижды.

На поминках в 9-й день на столе должно быть то, чем можно угостить любого пришедшего помянуть усопшего. В этот день никого не созывают на поминки, все желающие приходят сами. Трапезу начинают с кутьи, затем едят щи, в остальном на стол подают пирожки и прочую скромную еду, которую также можно будет раздать тем, кто присутствовал или отнести нищим с просьбой помянуть умершего. Главное в этот день – недостойное кушанье, а искренняя молитва о покойнике.

На 40-й день важно поминать усопшего добрым словом и молиться Господу о прощении его грехов. Трапезу начинают также с трех ложек кутьи, а на стол ставят мясные, рыбные блюда, салаты и бутерброды, ну, и, конечно же, гарнир, зачастую в виде отварного или тушеного картофеля.

Годовщина смерти

В такой день близкие приходят на могилу усопшего, убираются на ней, зажигают свечу или ритуальную лампаду, тихо поминают умершего и молятся о нем. В этот день также можно пригласить священника на кладбище.

Есть на кладбище можно только освященную в церкви кутью, пить также не желательно. Принесенную на могилу еду «за Царство Небесное» лучше забрать с собой, чтобы потом раздать.

Что принято нести в церковь

Милостыня верующим за чтение молитвы за «восстановление погрешней и даровании покоя душе» выражается в виде продуктов. И так, что должно быть на поминальном столе. Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов. Если тот день, когда вы заказываете службу нет никакого церковного праздника или поста тогда это может быть:

  • хлеб, крупы;
  • растительное масло;
  • молочные продукты;
  • сахар, мука;
  • овощи, фрукты;
  • рыба;
  • конфеты, печенье и т.д.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли вязать в церковные праздники ответ священника

Если вы подаете записку на службу в пост. Тогда набор продуктов должен составляться согласно церковных традиций, и они не должны содержать запрещенные продукты в пост. Другими словами, в такие дни не стоит класть такие продукты на поминальный стол в церкви как яйца, мясо, молоко и т.д.

Также нужно детально изучить церковный календарь. На день Радоницы (9 день после Пасхи) для поминовения принято нести яйца, пасхи, куличи. Конечно каждый человек сам лично выбирает набор продуктов. На сегодня не существует никаких конкретных списков, которые необходимо собирать для поминовения. Главное, чтобы эти продукты отдавались в церковь с чистой душой и благими намерениями.

Вместе с продуктами на поминальный стол прихожане также кладут записки с именами усопших родных за которых и нужно читать молитву.

Нужно также отметить, что чаще всего на поминовение подают записки и несут продукты на 9,40 день после смерти. Также обязательно поминают на 1,2 ,3 год. Также на протяжении года существуют специальные поминальные дни, когда принято проводить поминовение.

Лучшая статья для Вас, переходите: Какими должны быть венчальные кольца


Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки - обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.








Любой владелец животного рано или поздно сталкивается со смертью любимца. Питомцы становятся хозяевам родными, их оплакивают как членов семьи. Первое, что приходит в голову, - закопать неподалеку, на приусадебном участке или в лесопосадках. Это строго запрещено законом: деяние попадает под ст. 10.8 КоАП, и даже предусмотрен штраф — от 4 тыс. рублей. Дело в том, что биологические отходы — это потенциальный источник заразы. Могилу могут раскопать дети, другие животные, ее способна размыть вода во время дождей.

Как похоронить

Самый надежный и единственный законный способ похоронить питомца — его кремировать. Стоимость кремации животного варьируется в зависимости от его веса. Так, от 1 до 5 кг обойдется порядка одной тысячи рублей. Животное весом от 10 до 20 кг кремируют за 1500 рублей.


Предоставляется и услуга выезда специалиста на дом. За договорную плату у вас заберут умершего друга и увезут в крематорий. Кстати, при желании можно заказать индивидуальную кремацию и забрать прах любимца в контейнере или урне. Его можно развеять в саду, где любил бегать ваш пес, поставить на полку рядом с его фотографией. Челябинский зоозащитник Карен Даллакян советует посадить дерево в память о любимце и удобрить его корни прахом из урны. Урна обойдется в пределах от 200 до 3000 рублей.

Когда животное умерло естественной смертью, вопрос с кремацией поможет решить большинство ветклиник: у них заключены договора с крематориями, и они увозят на утилизацию тела животных. А как быть, если кошка или собака неизлечимо больна или попала под колеса машины и страдает? В нашей стране разрешена эвтаназия — лишение жизни животного по воле его хозяина, чтобы облегчить страдания любимца. Питомца усыпляют уколом, и он больше не просыпается. Этот способ лишения жизни считается наиболее гуманным в тех случаях, когда выздоровление невозможно.

Долгое время у Карена Даллакяна жил пес породы чихуахуа.

К сожалению, умерщвление и здоровых животных не запрещено законом и практикуется некоторыми клиниками по требованию клиента. Ветеринары рассказывают, что обращение «наигравшихся» с кошками и собаками — не редкость: «В основном везут старых и больных, но еще вполне живых, но доставляющих проблемы мол не может дотерпеть до улицы в туалет, лезет шерсть, стонет. Как-то принесли на усыпление крошечного котенка. Типа аллергия у хозяев. Это — самая главная «отмазка», мы давно в нее не верим. Они купили животное, наигрались очень быстро: не смогли приучить к лотку. Попытались кому-то отдать, знакомые не взяли. Выбросили на улицу — котенок прокрался в подъезд и сел около двери на лестничной клетке около двери. Соседи стали возмущаться: или убирайте его, или заносите в дом. Принесли нам. Мы сказали ладно, оставляйте. Сейчас этот котенок вырос, весит уже под 8 килограммов и живет у мамы нашего регистратора. Никакой аллергии, на лоток ходит как заколдованный».

Сколько стоит усыпить?

«Мы проводим эвтаназию только безнадежных животных, - говорит Карен Даллакян. - Если зверя можно вылечить, его нужно лечить!».

Психологически владельцу собаки или кошки сложно в момент прощания со страдающим от боли любимцем. Но он обязан находиться в клинике некоторое время, когда подписывает необходимые документы. После этого хозяин может или остаться с любимцем в последние минуты его жизни, или уехать. Заводчик должен забрать тело питомца для утилизации или поручить это клинике. Во втором случае доплата составит 500 рублей.

«Как правило, хозяева не присутствуют при эвтаназии, - рассказали в другой клинике. Максимум — находятся в холле, но не около питомца. Людям труднее, они всё понимают».

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя

Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так принято.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя

Отсутствие ножей и вилок

Нередко поминальное угощение, как встарь, едят исключительно ложками. Такая особенность сформировалась по нескольким причинам. Одна из них восходит к тем временам, когда в славянских землях были в ходу одни только ложки. Введение в обиход новых столовых приборов — вилок и ножей началось при Петре Первом. Принимались эти «дьявольские» вилы и лезвия совсем не радостно, часто с активным сопротивлением иноземным новшествам «царя-антихриста». Отголоском давнего противоборства является отказ от ножей и вилок за традиционным поминальным столом.

Кроме того, в старые времена к разделу наследства приступали сразу после похорон. На поминки съезжалась вся родня, даже самая дальняя. При этом могла вспыхнуть давняя вражда, и ножи, а то и вилки, некстати нашедшиеся под руками, непременно довели бы до кровопролития.

Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена

Ещё одно объяснение запрета на ножи и вилки относится скорее к символической области, к тому, что чувствуется, но рационально не истолковывается. К поминальной трапезе подаётся обрядовая еда, которую нельзя пронзать и резать, чтобы не тревожить умершего. К тому же кутью или поливку как раз и надо есть ложкой.

Алкоголь и поминальная трапеза

Алкогольные напитки на поминках не одобряются церковью. Вино в религиозной традиции символизирует радость жизни и неуместно при прощании с покойным. Кроме того, пьянство трактуется как одержимость бесами, а человек, бесам попустительствующий, не может просить о прощении грехов умершего. Поэтому у портрета покойного лучше ставить стакан воды и кусок хлеба. Пить эту воду и отдавать такой хлеб даже животным нельзя.

Несмотря на эти соображения, по-прежнему бытует обычай наливать в стакан водку для умершего, выпивать на поминках хотя бы одну рюмку за упокой души, не чокаться и сопровождать алкоголем всю поминальную трапезу. Здесь можно усмотреть отголоски стародавних и буйных языческих тризн, найти причины в сложившихся гражданских традициях и объяснить употребление алкоголя его антидепрессантными свойствами, которые, правда, сопровождаются вредоносными побочными эффектами.

Еда с поминального стола

Поминальное угощение принято готовить обильным, чтобы во имя светлой памяти покойного накормить как можно больше людей. Поэтому еду с поминального стола часто дают с собой участникам трапезы. Если родственник или близкий человек приносит еду с поминального стола, домочадцам не следует её опасаться. Она приготовлена с благими целями и принесёт только пользу.

Правда, есть и определённые предосторожности, которые рекомендованы гостям на поминках. Даже с учётом общего благотворного посыла, угощение с поминального стола не следует принимать от враждебно настроенного человека. Те, кто практикует бытовую магию, могут воспользоваться случаем для заговора на еду с разнообразными своекорыстными целями.

Действует ещё одно правило: остатки после застолья на поминках не выбрасывают, а отдают животным.

Надо ли идти на поминки беременным женщинам?

Похороны и поминки, как их продолжение, не следует посещать беременным. Для этого сложно найти рациональное и очевидное объяснение, но неуместность присутствия женщины, вынашивающей ребёнка, в атмосфере горя, печали и скорби отчётливо ощущается интуитивно. Церемония прощания может потребовать обязательного присутствия беременной, но от пребывания на кладбище, присутствия при погребении и участия в поминальной трапезе можно и даже нужно отказаться.

Церковь не налагает подобных запретов, но, с другой стороны, не обязывает беременных быть на похоронах и поминках. Вместо кладбища и трапезы можно посетить храм, оставить поминальную записку, зажечь свечу в память о покойном.

Другие поверья, связанные с поминками

За поминальным столом об умершем говорят только хорошее. Этому правилу тысячи лет, и его по-прежнему стараются соблюдать.

Перед поминальной трапезой непременно следует тщательно вымыть руки, имея в виду не только физическое, но также энергетическое очищение от негативной энергетики, сопровождающей места захоронения.

Поминки — не место для бурных эмоций. Веками сложившиеся приметы гласят: кто много плачет, тот покойного топит в слезах. Кто примется хохотать, потом много слёз прольёт

Комплекс поминальных суеверий образует своего рода культурный код, так что поминки с кутьей и ложками, питьём и водой для умершего можно сразу идентифицировать как отечественные.

Вопрос и ответ

Нет, церковь разрешает во время поминальной трапезы пользоваться как ножом, так и вилкой.

Здесь надо делать ответственный и осознанный выбор, учитывать, кто именно будет присутствовать за поминальным столом. Если родственники и близкие покойного в целом следуют бытующей общегражданской традиции, то без спиртного, хотя бы в символических дозах, вряд ли удастся обойтись. Если же помянуть покойного соберутся люди религиозные, следующие заповеди «блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю», лучшим станет безалкогольный вариант.

Отзывы

Столкнулись с похоронной компанией ООО "Городская Ритуальная Служба" по поиску в интернете. 11 марта в нашей семье случилось горе и пришлось кому-то доверить организацию похорон. Так получилось.

Искренне благодарны Игорю Сергеевичу Рожко за организацию похорон мамы, помощь и поддержку в эти тяжелые для нас дни! Человек с открытой душой, добрым сердцем и искренним сочувствием. Нелегко.

В книге древних ариев «Авесте» содержится первый в истории человечества кинологический кодекс, и важнейшей частью этого кодекса является четко разработанная система прав и обязанностей собаки. Согласно «Авесте», права собаки вытекают из ее статуса в человеческом обществе, собака по многим параметрам приравнена к человеку.

ритуалы после смерти собаки

  • Во-первых, она, как и человек, имеет право на жизнь и за ее убийство или увечье предусмотрены такие же наказания, как за убийство или увечье человека.
  • Во-вторых, она, как и человек, имеет право на достойное существование и за голодный режим ее содержания предусмотрены те же наказания, как за подобные деяния против человека.
  • В-третьих, собака имеет право в случае смерти на такие же похоронные обряды и очистительные ритуалы, как и умерший человек.

Собака, даже при самом опасном для нее и окружающих заболевании бешенством, имеет право на милосердное отношение к себе и лечение. На такой случай в «Авесте» предусмотрены подробное описание специального намордника для бешеной собаки и рекомендация ее владельцам: «Пусть выискивают средство ее вылечить, как для посвященного праведника». По-видимому, такое средство было известно древним ариям. В собрании Священных текстов древних ариев перечислены пять смертных грехов человеческих ( раздел Фрагард, глава 15 ).

«Сколько суть деяний совершаемых, совершая которые в мире плотском без покаяния и исправления, (люди) становятся поплатившимися телом?», из которых два относятся к преступлениям, совершаемым против собак.

«Второе из этих деяний совершают смертные, когда дают собаке-овчарке или сторожевой твердые кости или горячую похлебку. Если эти кости застрянут в зубах или встанут в горле, или эта горячая пища обожжет пасть или язык, и (собака) от этого пострадает, ответственные за это становятся поплатившимися телом. Третье из этих деяний совершают смертные, когда суку с щенками убивают, или гоняют, или кричат на нее, или хватают. Если эта сука упадет в яму, колодец, пропасть, ручей или реку судоходную и от этого пострадает, если она от этого пострадает, то ответственные становятся поплатившимися телом».

В «Авесте» закрепляется право собаки на достойный, как и для человека, уход из жизни. Согласно с этим правом, собаку хоронили с соблюдением всех человеческих обрядов и очистительных ритуалов. Ее труп, как и труп человека, переносили на дахму (башню смерти). Очистительные ритуалы при захоронении как собак, так и людей соответствовали высоким санитарным нормам и предусматривали:

  • окуривание (дезинфекцию) ароматическими травами помещения, где наступила смерть человека или собаки;
  • обмывание трупов и людей их переносивших коровьей мочой;
  • изоляцию трупов от земли и воды при помощи глины, камней, кирпичей.

Ритуалы похорон домашних животных были и есть во всех уголках мира. Во многих странах было и остается хорошей традицией хранить память об умерших животных, которые были семейными любимцами. Так, в южных садоводческих регионах и сегодня принято хоронить собаку под деревом (лучше всего – под яблоней) в собственном саду. Похороненная таким образом собака и после смерти находится на службе у человека, только теперь она охраняет «здоровье дерева», а через его плоды – здоровье хозяина. Согласно местному поверью, яблоня, под которой похоронена собака, постоянно и щедро плодоносит и не подвержено ни заболеваниям, ни вредителям.

ритуалы животных

Наличие погребальных ритуалов и обрядов для животных у разных народов говорит о том, что люди всегда точно знали и верили, что в «следующей» жизни, так же как и в этой, их любимцы будут рядом. Из древних обществ, в которых было принято хоронить животных, Египет занимает первое место по количеству найденных археологами мумий собак, кошек, крокодилов, быков и птиц. Уже в 1000 году до н. э. значительные участки плодородной земли вдоль Нила были предназначены для захоронения животных, к тому же существовала практика захоронения домашних животных в могилах их владельцев. У основанного в XVIII-ом веке селения Аскалон, находящегося на юге Израиля, было найдено самое крупное собачье кладбище. Там было обнаружено примерно 700 захоронений, датируемых V веком до н. э. Кладбища для собак существовали и в других странах Древнего мира, например, в Древней Греции. Но на этих кладбищах нашли свой последний приют собаки преклонного возраста, к которым их хозяева питали, видимо, особую привязанность, а в Аскалоне же такого почетного погребения удостаивались также и щенки. Известно, что в Аскалоне существовали греческие, персидские, финикийские, египетские, колонии и многие представители этих народов испытывали большое уважение к собакам. Очень почитались собаки у персов, мы уже не раз упоминали об «Авесте». Вполне возможно, что именно они и основали это кладбище в Аскалоне, но, по мнению ученых, его могли создать и финикийцы.

Но история знает и немало фактов, свидетельствующих о менее учтивом отношении к останкам животных. Зачастую владельцы домашних животных, не имевшие собственных участков земли, живущие в плотно населенных городах, избавлялись от умерших питомцев, выбрасывая труп вместе с мусором или, завязав в мешок с камнем, топили в реке.

В 1899 году из реки Сены в черте Парижа было извлечено коммунальными службами почти три тысячи останков домашних животных. В то же время более сострадательные владельцы пытались хоронить своих любимцев в своих семейных могилах на обычных кладбищах. Для таких владельцев на пороге ХХ столетия стало радостной новостью открытие первых общественных кладбищ для домашних животных. Первое «Анонимное кладбище для собак и других домашних животных» было открыто 15 июня 1899 года на острове Реважер в Париже, Франция. Кладбище было разделено на четыре части: для собак, для кошек, для птиц, для прочих животных. На кладбище ведет портал в стиле арнуво с двумя большими воротами, проектированием и строительством которого занимался парижский архитектор Эжен Пети, автор многих построек в 14-м округе Парижа.

обряды собак

Со временем на кладбище появились очень интересные памятники. В 1900 году сразу напротив входа был установлен монумент в честь сенбернара Барри. Эта собака в конце XIX века жила в монастыре Святого Бернара в Швейцарии. Согласно легенде, Барри спас зимой в горах сорок человек и погиб, выручая из снежного плена сорок первого. Еще один памятник был сооружен в память полицейских собак, погибших в 1912 году при исполнении служебного долга. Через некоторое время после того, как для службы в полиции стали применяться служебные собаки, на кладбище появились могилы Доры (1907–1920), служившей в комиссариате Аньера; Топа – обладателя большого количества медалей за отличную службу; Папийона, служившего в полиции в 16-м округе Парижа и многих других. Еще здесь есть памятник маленькой собачке, протягивающей лапу солдату в каске. Это Мемер, родившаяся в 1914 году, которая пятнадцать лет служила в пехоте.

Одна почтенная мать большого семейства похоронила здесь свою собаку Люлю, которая спасла ее тонувшего ребенка, упавшего в 1895 году в реку Гаронну. Этой маленькой собаке было только девять месяцев. На этом кладбище покоятся питомцы композитора Камиля Сен-Санса, графа Александра Дюма, многочисленных титулованных особ. Есть даже фамильные усыпальницы.

И вот, возможно, самое примечательное надгробие – могила обычной бродячей собаки, которая сама пришла к воротам кладбища и умерла около них 15 мая 1958 года. Дирекция кладбища за свой счет похоронила ее и на могиле поставила памятник, так как она оказалась сорокатысячным похороненным на этом кладбище животным. Сегодня тысячи французов, владельцев могильных участков, приезжают сюда со всех концов страны, чтобы навестить могилы своих животных, многие из которых украшены скульптурами, цветами, мраморными досками с надписями, призванными продемонстрировать всю глубину чувств, которые питали хозяева к своим четвероногим любимцам.

В странах Западной Европы устройство подобных кладбищ давно стало нормой, существует множество фирм, чьей деятельностью является предоставление услуг по захоронению домашних животных. Подобные фирмы оказывают весь набор ритуальных услуг, вплоть до траурного оркестра над могилой и изготовления гробов и надгробий, на время похорон здесь можно даже пригласить плакальщика.

ритуалы собак

К сожалению, не у всех отечественных владельцев собак есть возможность захоронить своего любимца в лесу или на даче, в спокойном и тихом месте. Поскольку законодательством запрещается захоронение трупов животных в городской черте, вне специально отведенных мест, то в данном случае лучшим вариантом является кремация. Процесс передачи тела животного на кремацию и ритуал примерно следующий:

  • – поиск ветеринарной клиники, оказывающей подобные услуги;
  • – выбор способа кремации (общая или индивидуальная).

Процесс кремации представляет собой сожжение тела умершего животного при высоких температурах (900—1200 °C) газа. Если выбран общий способ кремации, то сотрудник ветклиники упаковывает тело животного в специальный пакет и отвозит на кремацию сам, владелец при процедуре кремации не присутствует. После кремации прах именно этого животного не отделяется и владельцу не выдается. Такая процедура стоит недорого и может быть доступна каждому.

Если выбрана индивидуальная кремация, то сбор праха в урну после кремации проводится обязательно. В этом случае возможна организация прощания перед кремацией, сам процесс может происходить в присутствие владельца животного. В набор услуг может входить и последующее захоронение урны в специально отведенном месте, возможно также оказание и других сопутствующих ритуальных услуг. Стоимость индивидуальной кремации достаточно высока и зависит от того, как именно владелец хочет провести процедуру прощания и кремации.

Читайте также: