Почему куприн много писал о собаках

Опубликовано: 11.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 10:28, доклад

Описание работы

В данной работе проанализировано использование анималистических образов в рассказах писателя, приведены воспоминания известных критиков, сделана попытка создания модели собачьей онтологии на основе теории Алексея Владимировича Караковского.

Файлы: 1 файл

Копия доклад.doc

Выполнила: Симухина Ю.А.

Образ собаки в прозе Куприна

Анимализм – это одна из существенных черт поэтики художественного мира. Но в настоящее время данная тема является малоизученной.

В творчестве Александра Ивановича Куприна очень часто встречаются анималистические образы. Писатель легко находил «общий язык» с животными – лошадьми, собаками, кошками и т.д. Об этом неоднократно засвидетельствовано в воспоминаниях современников А.И. Куприна.

Практически в каждом произведении встречается анималистический образ. Мы можем подтвердить это , проанализировав рассказы Куприна, написанные с 1889 по 1905 гг, то есть его первые 82 рассказа. Из них только в шести рассказах («Безумие», «На разъезде», «Просительница», «Кровать», «Чары», «Первенец») не встречается ни одного анималистического образа и даже сравнений человека с животным. Теперь посмотрим, какие образы чаще всего встречаются в данных 76 рассказах.

Кол-во рассказов, в которых встречается

насекомые и свинья

лягушка, корова, волк

слон, тигр, медведь

кабан, обезьяна, лев, змея, крокодил, рак

зубр, вол, червяк, лиса, куница, рысь, гиена, антилопа, зебра, буйвол, лама, дикобраз, пантера, ящерица, олень, оборотень

Первое место по частотности занимает образ лошади, он встречается в 30 рассказах. Друзья писателя вспоминали, как он водил некоторое время к себе в комнату лошадей и наблюдал за ними, пытаясь понять «психологию» лошади. У Куприна встречаются рассказы, в которых образ лошади олицетворен, например, в рассказе «Изумруд».

На почетном художественном втором месте находится образ собаки, он встречается в 23 из рассмотренных нами рассказов.

И это не случайно. Любимыми животными Куприна были именно собаки, у них он находил те чувства, которых так не хватает людям.

Критик Олег Николаевич Михайлов в книге «Александр Иванович Куприн»описывает следующий случай:

«Как только Куприны возвращались, у них в комнате появлялась Белочка – маленькая собачка неизвестной породы, с гладкой белой шерстью и черными глазами. Она поднималась на задние лапки, и тыкалась мордочкой в колено Марии, и, тихонько повизгивая, просилась на руки.

- Приблудная она у меня, – объяснял хозяин. – Ишь ты, хитрюга, куда забралась. Ступай домой!

Но Белочка только повиливала хвостом и не сходила с колен.

- Люблю собак и умею с ними обращаться, - сказал Куприн, поглаживая Белочку.

Он повернул к себе ее пушистую умную мордочку.

- Ты когда-нибудь обращала внимание, Машенька, как смеются собаки? Одни, словно благовоспитанные люди, только вежливо улыбаются, слегка растягивая губы. Но большие добродушные умные псы смеются откровенно – во весь рот, видны зубы, десны, влажный розовый язык….

Куприн еще раз погладил Белочку, та благодарно зевнула, подтверждая его слова своей собачьей улыбкой.

Большие добрые собаки часто бывают лучше людей, - убежденно сказал он. – Как весело, умело и осторожно они играют с детьми! Собаки чувствуют, когда человек любит их и безбоязненно подходит к ним. И не было еще примера, чтобы я, если собака мне нравилась, с ней не подружился. За всю жизнь неудача постигла меня только с одной собакой. Хочешь, об этом редком случае расскажу тебе?

Старик столяр унес Белочку. Мария уютнее устроилась на диванчике, служившем им и стульями и постелью.

- Это было в Киеве, - начал Куприн. – Я возвращался домой поздно вечером. На площадке лестницы лежала большая собака. Едва я открыл дверь, она быстро прошмыгнула в коридор, а потом и в мою комнату. Я зажег свечу и увидел, что это был огромный серый дог. Догов я вообще люблю меньше других собак. Они глупы, злы, непривязчивы. И вот не успел я как следует осмотреться, как дог вспрыгнул на мою кровать и улегся прямо на подушке. В комнате из мягкой мебели было только старое кресло с изодранной обивкой, из которой вылезало мочало. Я отодвинул его в угол и словами и жестами стал приглашать дога перейти с кровати на кресло. Но лишь только я приближался к собаке, она издавала зловещее утробное рычание. Глаза его горели фосфорическим огнем. Ты знаешь, Машенька, мне казалось, что в образе дога в мою комнату проник злой дух. Мне стало жутко. Я предлагал собаке остаток колбасы, хлеба, налил в тарелку воды – все было напрасно. Она не двигалась с места. Пришлось расстелить на столе свое единственное пальто – под голову подложить было нечего, - и так провести всю ночь. Я задолжал хозяйке, и она мою комнату не топила, накрыться мне было нечем, и к утру я страшно промерз. А утром, как только я открыл дверь, дог выбежал в коридор, оттуда на лестницу и скрылся. Больше я его не видел.

Куприн помолчал, пожал плечами.

- Это была единственная собака, которой я боялся и о которой вспоминаю неприязненно. Наверно, она сразу почуяла, что я ее испугался, и в этом-то заключалась причина моей неудачи. Собака никогда не бросится на человека, который ее не боится, и всегда кинется на труса, который будет перед ней заискивать. Я обязательно напишу что-нибудь о собаках, напишу с любовью, на какую только способен».

И действительно, у Куприна есть немало рассказов, посвященных собакам. Чаще всего прототипами этих произведений являлись собаки писателя, например, маделянский пес Сапсан, пудель Негодяй, сенбернары Сашка и Бернар и др. Но есть рассказы, в которых автор повествует о собаках, с которыми он был не знаком. Например, в рассказе «Барри» Куприн описывает сенбернара, спасшего жизнь сорока человекам.

Близость и внимание к собакам повлиял на привычки и особенности характера автора. Некоторые знакомые писателя отмечали, что у Куприна были «собачьи» повадки. Например, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк говорил: «А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что он живой. Живой он, в каждой мелочи живой. У него один маленький штришок – и готово: вот он весь тут… Кстати, он, знаете, имел привычку настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей». Ему вторила писательница Надежда Александровна Тэффи: «Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец-знает, что это за человек».

Для анализа темы анимализма в произведениях Куприна нужна концепция. Такую попытку мы обнаружили у исследователя Алексея Владимировича Караковского, который достаточно глубоко занимался этой темой.

Караковский в статье «Анимализм: проба метода» выделяет 5 аспектов анимализма по направлению от доминирования зоологического к доминированию антропологическому: классический натурализм, эмпатический натурализм, метафорическая антропология, сентиментальная анималистика и басни.

На наш взгляд, в произведениях Куприна наиболее ярко представлен эмпатический натурализм. Это наиболее логичный аспект применения метода, хоть и наиболее тяжёлый для человеческой психики: попытаться примерить на себя восприятие животного. На практике это означает следующую реализацию тезиса, например, «представьте себя птицей»: 1) соберите воедино все мельчайшие аспекты жизни птицы: где и как она живёт, как передвигается, как размножается, какие эмоции при каких обстоятельствах испытывает, построив, таким образом, полную синтетическую модель птичьей онтологии; 2) полностью дистанциировавшись от привычного человеческого бытия, попытайтесь интернализовать и присвоить получившуюся модель.

Мы попытаемся построить модель собачьей онтологии, на примере рассказа «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

В этом рассказе повествование ведется от имени собаки: «Я Сапсан, большой и сильный пес редкой породы…» Здесь происходит психологическая примерка состояния человека на животного. Далее переносится эмоциональное восприятие автором жизни людей на восприятие собаки: ««Я позволяю людям гладить себя. Но я предпочитаю, если мне протягивают сначала открытую ладонь. Лапу когтями вверх я не люблю. Многолетний собачий опыт учит, что в ней может таиться камень». То есть, произошло перевоплощение. Душа Куприна и Душа Сапсана поменялись местами.

Мы только попытались создать модель собачьей онтологии. Это начало. В дальнейшем нашей задачей будет построение онтологической модели собаки у Куприна как приема, который может работать и в других произведениях.

Данный анималистический образ на протяжении всей жизни привлекал писателя. В 1930 году он со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей?»

В годы эмиграции Куприн писал своей сестре: «Ничего не увлекает, не веселит, не интересует. Собаку и ту запрещают держать». И как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн в последние годы задумал целую книгу о собаках – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел.

«При мысли о Куприне можно сразу сказать: «добрый талант». Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».

О.Н. Михайлов


Сотрудники отдела «Детство» подготовили виртуальную выставку «Мир животных в рассказах А.И. Куприна», приуроченную к 150-летию со дня рождения писателя.

Известный русский писатель Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) родился в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец Александра Ивановича умер вскоре после его рождения, а мать вместе с маленьким Сашей переехала в Москву. В шесть лет Александр попал в приют для детей, потом в кадетский корпус, затем в юнкерское училище.

В 1890 году, окончив обучение, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, через четыре года вышел в отставку и переехал в Киев. Александр Иванович много странствовал по России и все его жизненные впечатления легли в основу будущих произведений. В 1901 году он переехал в Петербург и начал работать секретарём «Журнала для всех». После Октябрьской революции писатель не принял нового строя и осенью 1919 года эмигрировал за границу. В 1937 году Куприн вернулся на Родину, где через год скончался.

Писательский талант Александра Куприна проявился в творчестве для взрослых и для детей. В детской литературе широко известны его рассказы о животных, их характере и повадках. В доме прозаика жили семнадцать собак, несколько кошек, козлёнок и обезьянка. Все герои его рассказов – и дворовый пёс Барбос, и комнатная Мулька, и кошка Ю-ю, и белый пудель, и слон – существовали на самом деле. Трогательные и добрые истории о братьях наших меньших с особым интересом и сочувствием воспринимаются детьми. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из литераторов так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Вклад его в русскую литературу огромен, он и ныне остаётся одним из самых популярных детских писателей в мире.

Рассказ «Сапсан» был написан в 1917 году. Однажды автор получил в подарок от известного кинолога щенка редкой породы «медалян», которая сейчас уже утрачена. Щенок стал прототипом героя рассказа «Сапсан». В произведении приведены мысли породистого пса, рассуждающего о своей жизни и предназначении. Сапсан вспоминает эпизоды, связанные со своим Хозяином, его дочерью и другими собаками. В монологе раскрывается характер пса, который чувствует себя равным владельцу. Рассказ воспитывает такие качества, как преданность, благородство, забота, любовь, верность ближнему.

В сборник «Белый пудель» вошли замечательные рассказы о детях и животных. Книга рассказывает о побеге мальчишек из казенного пансиона, о ночной ловле раков, о дворовом псе Барбосе и комнатной Жульке, об артистичном белом пуделе Арто.

Сказку «Ю-ю» Александр Иванович написал в 1927 году. В ней повествуется о кошке и четырёхлетнем мальчике. Кошка Ю-ю была очень гордая, и, когда Коля брал её в руки, она изворачивалась и убегала. Но однажды мальчик заболел, и Ю-ю сразу поняла, что в семье несчастье. Она преданно охраняла мальчика, дежурив около его комнаты. И только, когда опасность миновала, стойкая Ю-ю покинула свой пост.

Собаки Барбос и Жулька стали главными персонажами одноименного произведения. Совершенно разные животные стали «друзьями» и в час опасности, ценой своей жизни, маленькая Жулька встала на защиту Барбоса.

Трогательная история о дружбе отражена в рассказе «Слон». Девочка Надя болела, и никто не мог понять в чем причина. Главным симптомом было равнодушие к жизни. Надя постепенно угасала. Родители не понимали, что девочке нужно было лишь внимание. Помог выздороветь девочке слон Томми, которого ей купил папа. Рассказ показывает, что хандра и скука легко могут привести к болезням. Важно уметь радоваться жизни и ценить ее.

В рассказе «Завирайка» Куприн пишет о кротости и чистоте характера охотничьего пса, который «проявил такую преданную дружбу, такую силу доброй воли и такую сообразительность, какие и среднему человеку сделали бы большую честь». Автор считает, что на розыски попавшего в капкан собаки Патрашки, Завирайку заставил пойти не инстинкт, а сознательный ум.

Поучительный рассказ «Изумруд» о лошадях и людской жестокости был написан в 1907 году. История, рассказанная от лица коня, не оставляет никого равнодушным. Изумруд настолько светлое и доброе существо, что люди на его фоне блекнут, кажутся жадными, эгоистичными, несправедливыми. Судьба бегового коня обрывается в один миг из-за человеческой подлости.

СЕТТЕР - преданность, красота, стиль

АНГЛИЙСКИЙ СЕТТЕР

Порода формировалась в первой половине XIX столетия путем слияния различных по типу семей пегих и крапчатых сеттеров, разводившихся в Англии отдельными заводчиками. В России английские сеттеры появились в 70-х годах XIX столетия, главным образом из Англии.

ИРЛАНДСКИЙ СЕТТЕР

Ирландский сеттер был выведен в Ирландии как рабочая собака для охоты на дичь. Эта порода происходит от Ирландского Красно-Белого Сеттера и от неизвестной собаки сплошного красного окраса. В XVIII веке этот тип собак был легко узнаваем.

ГОРДОН

Это самый тяжелый среди сеттеров,
хорошо известный с 1860-х годов, но
обязанный популярностью четвертому
герцогу Гордону, разводившему черно-
подпалых сеттеров в своем замке в 20-х
годах XVIII столетия.

Куприн, животные и природа

Киселев В. С.

Куприн очень любил животных. Об этом знали его друзья и знакомые и дарили ему собак, кошек, обезьян.

Писатель Л. Н. Андреев привез Куприну двух щенков — сенбернаров. Сенбернары выросли, размножились, и одно время в усадьбе Куприна в Гатчине, где он жил и работал, бегало восемь собак.

«Цирковой артист Жакомино, — рассказывает К. А. Куприна, — подарил писателю собаку редкой породы — меделяна. Это был необычайной красоты и силы пес красно-песочной масти, весом свыше шести пудов».

«Сапсан Тридцать Шестой» — так иногда называл Куприн меделяна, намекая на его древнее, царственное среди собак происхождение. Александр Иванович снялся вместе с меделяном и дарил друзьям фотоснимки.

«И. А. Бунину от А. Куприна и Сапсана II» — написал Куприн на снимке, подаренном Бунину.

Сапсан погиб молодым. Куприн описал его в рассказе «Сапсан».

Кто-то подарил Александру Ивановичу обезьянку Марью Ивановну. Это было умное, сообразительное, но злое и проказливое животное. В Зеленом домике Куприна в Гатчине Марья Ивановна натворила невероятное количество бед: перебила всю чайную посуду, ободрала во всех комнатах обои, выдернула из всех вазонов и кадок растения.

Держать обезьяну в доме было невозможно. Ее взял к себе Жакомино — для дрессировки. Ему помогал Куприн. Обезьяна оказалась способной акробаткой.

Рассказ Куприна об этой обезьянке так и называется — «Марья Ивановна».

Свои рассказы о животных Александр Иванович не выдумывал. Все они взяты из жизни, и лишь один во многом «выдуман»: это рассказ «Слон» о девочке Наде, заболевшей равнодушием к жизни. Она ничего не ела, не пила, ничем на свете не интересовалась. Но вот к ней привели огромного, как гора, доброго, ласкового слона; он дует девочке в лицо теплым и сильным дыханием, вместе с ней завтракает, обедает — и девочка выздоравливает. Но и на этот рассказ Куприна натолкнула жизнь: болезнь его маленькой дочери Лиды. Она стала скучной, вялой, ничего не хотела, ничего не просила, ее нельзя было уговорить съесть котлету или выпить стакан молока.

Куприн купил ей заводного плюшевого слона. Но девочке нужен был живой слон.

Александр Иванович поехал к директору Петербургского зоологического сада, где, кроме взрослых слонов, был еще молодой слоненок, совсем крошка, но все же ростом с корову. Он попросил директора отпустить на один день слоненка к девочке, заболевшей равнодушием к жизни. Может быть, это ее развлечет и пробудит инстинкт к жизни. Директор, выслушав просьбу Куприна, громко расхохотался. Куприн обиделся, встал, ушел, а придя домой, написал рассказ «Слон» и прочел его Лиде.

— Это так и было? — спросила Лида.

— И девочка выздоровела?

— Выздоровела, стала много и хорошо есть, повеселела, опять ходила гулять с няней на улицу.

Лида слушала, потом в первый раз за все время болезни рассмеялась и сказала:

— Ну какой же ты, папа, выдумщик! Как мог слон ходить в гости? Нет, ты настоящий обманщик! — подумала и добавила: — Ну, хорошо, дай мне яблочко. Я что-то захотела есть.

Сказка ли Куприна, заводной ли серый слон или сама собой прошла болезнь, но только с этого дня Лида стала есть и поправляться.

Чтобы лучше писать о животных, Куприн держал у себя в Гатчине уйму собак и несколько кошек, кроликов, теленка, кур, гусей, поросенка, козу, уток и вел за всеми этими животными наблюдения. Не избежали его наблюдений даже, как сообщает писатель Н. К. Вержбицкий, тараканы в кухне: Куприн делал на их спинках какие-то отметки мелом и пытался проникнуть в их «быт» и «нравы».

Огромный материал давали писателю наблюдения над скворцами. Они прилетали каждую весну и селились в саду Куприна. Литературовед Д. Ф. Батюшков в своей неопубликованной статье о Куприне «Стихийный талант» рассказывает, как Куприн изучал «психологию» лошади. Оба они возвращались из гостей верхом домой, в село Даниловское (в Новгородской губернии). Подъезжая к Даниловскому, заметили лошадь, которая забралась в овсы. Батюшков спешился, чтобы прогнать лошадь, но Куприн подхватил ее за челку и привел в дом. Сев на нее верхом, он заставил ее подняться по ступенькам балкона и настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме.

— Хочу знать, когда и как спит лошадь, — объяснил Куприн.

«В ту пору, — рассказывает Батюшков, — Куприн писал “Изумруд”. Нельзя не признать, что “психология” лошади представлена в рассказе в высшей степени правдоподобно. Конечно, едва ли присутствие лошади в его комнате дало что-нибудь ему для раскрытия “внутренней жизни лошади”, но ощущение ее близости как-то настраивало его в нужном для творчества направлении.

. Собаки не меньше, чем лошади, занимали Куприна, — сообщает далее Батюшков. — Куприн серьезно изучал характеры и свойства разных пород собак. Особенно полюбилась ему откуда-то приставшая собака из породы гончих, которую он окрестил Сэмом — в честь одного из героев “Пикквикского клуба” — любимой книги Куприна. Вместе с Сэмом его сопровождали на охоту еще две собачонки, и Александр Иванович сочинил рассказ о трех собаках, женщине и Огненном человеке, уморительно передав “чувствования” собак при выстрелах, их отношения к его жене, которая сопровождала его на охоте, и разные игры собак по возвращении под впечатлением охоты. Но заправским охотником он не был, и когда съезжались к нему местные охотники из интеллигенции, привлеченные в особенности его рассказом об охоте “На глухарей”, то несколько разочаровывались, называя его простым аматёром (любителем). И действительно, не сама охота интересовала Куприна, а ощущения во время охоты, полет птиц, бег зверей, переживания охотников».

Случалось, животные болели, и тогда Александр Иванович лечил их. Делать это он начал еще в 90-е годы, когда работал в киевских газетах. Однажды он вместе с журналистом М. Н. Киселевым вылечил конька, у которого по дороге на ярмарку волк ободрал шею и плечо. Лечение это прошло успешно. Неудачей кончилось у Куприна лечение собаки в Крыму, в Мисхоре, где он жил со своей семьей летом 1903 года. Куприн, по рассказу М. К. Куприной-Давыдовой, вкатил собаке такую дозу лекарства, что она сдохла. Александр Иванович был удручен и давал клятву никогда больше не лечить животных. Клятвы своей он, однако, не сдержал, животных лечил, но с большой осторожностью и советуясь с врачами.

Русские писатели много, охотно и любовно писали о природе, охоте, животных, рыбной ловле. Особенно много и хорошо писали о животных Л. Толстой, Тургенев, Аксаков, Мамин-Сибиряк.

Куприн написал 30 рассказов, целиком посвященных описанию кошек, собак, слонов, обезьян, лошадей, птиц, и всюду он говорит об их уме, сообразительности, дружбе с человеком, об их веселом, общительном характере. Куприн внимателен и ласков ко всем тварям, населяющим нашу землю, он добр и справедлив даже к комарам и делит их на злых и незлых: в неоконченном рассказе «Двоенос» у Куприна «долгоногие незлые речные комары равномерно скакали вверх-вниз, вверх-вниз».

Нежную и сильную, совсем особенную любовь питал Куприн к собакам. Он даже собирался написать книгу об этих друзьях человека.

В книгах Куприна часто встречаются люди, связанные своими служебными или какими-либо иными отношениями с лесом, охотой, с миром животных. Кучера, лесники, лесничие, лесные объездчики, дрессировщики, пастухи, наездники и наездницы, просто любители животных (полковник Брем в «Поединке») — яркие, сильные, отлично выписанные фигуры.

В основе любви Куприна к животным лежит его любовь к природе, чувство ее, понимание; но любовь к природе пришла к Куприну не сразу. Свою молодую жизнь он провел в городах, лишь изредка бывая за их пределами, и в его первых пяти рассказах: «Последний дебют», «Психея», «Лунной ночью», «Дознание», «К славе» — и в повести «Впотьмах» природы нет, нет ее живых, ярких, «из жизни», описаний.

Впервые лицом к лицу с природой Куприн столкнулся летом 1894 года, когда, покончив с армейской жизнью, приехал в зеленое вековое царство леса, в Звенигородское лесничество, в Киевской губернии, к Натам — к своей сестре Зинаиде Ивановне и мужу ее, лесничему Станиславу Генриховичу.

Лес покорил Куприна, очаровал его. Страстный любитель леса и охотник, Станислав Нат сумел показать Куприну лесные чащобы во всей их красоте и величии, раскрыть все обаяние леса.

С. Г. Нат служил сначала на Украине, затем в лесах Рязанщины, и, наконец, на севере, в лесах Вологодской губернии.

«Страстный и отважный охотник, — писал о нем журнал “Лесное хозяйство и лесная промышленность” в 1929 году, когда умер С. Г. Нат, — он тысячи километров проделал на лодках и пешком, чтобы, как настоящий следопыт и исследователь, забраться возможно глубже в лесную глушь в обществе охотников — зырян, самоедов и остяков».

Лесовики Вычегды, Мезени, Печоры долго помнили импозантную фигуру Ната, с черной окладистой бородой и шевелюрой седых волос, помнили его увлекательные лесные рассказы.

С. Г. Нат был ученым лесоводом, окончил два высших учебных заведения, в последние годы своей жизни руководил лесоэкономической экспедицией на Урале. Конечно, это о нем писал Куприн в рассказе «Черная молния», изображая лесничего Турченко: «Лес был его настоящею семьею и, кажется, единственной страстной привязанностью к жизни».

Куприн часто бывал у Натов в Куршинском и Зарайском лесничествах, Рязанской губернии, где гостил, отдыхал, писал и охотился вместе с лесниками, деревенскими охотниками и Натом.

О том, какое значение имел лес в его творчестве и жизни, Куприн много лет спустя сам рассказал в письмах к сестре Зинаиде Ивановне.

«Весть о смерти Ната, — писал Куприн, — не потрясла меня, но огорчила до слез. Как много прекрасных воспоминаний связано в моей памяти с ним, начиная с его первого курса в Петровской академии, а потом в лесничествах — Звенигородском, Куршинском, Зарайском. В них — самые благодатные месяцы в моей жизни. Там я впитал в себя самые мощные, самые благородные, самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да и там же я учился русскому языку и русскому пейзажу. Поистине в духовном смысле вы оба были моими кормильцами, поильцами и лучшими воспитателями».

И Куприн любил писать о лесе. Один из лучших его рассказов о лесе — «Ночь в лесу». Только человек, влюбленный в природу, мог создать такой удивительный рассказ.

Осенью того же, 1894 года Куприн стал сотрудничать в киевских газетах и в одной из них — в «Жизни и искусстве» — очутился в среде журналистов и литераторов высокой квалификации, людей прогрессивных, для которых знание русской литературы было обязательно. Офицеру Куприну, чтобы сравняться с ними в знаниях и журналистской квалификации, пришлось много работать над своим самообразованием, много читать по общественным вопросам, читать и десятки раз перечитывать писателей — старых и новых, русских и иностранных. Он испытал на себе сильное влияние Гл. Успенского, Гаршина, Л. Толстого, Мопассана, Чехова, с их любовью и знанием жизни, человека, природы.

Так, два мощных воздействия на творческую душу писателя — лес и литература — способствовали тому, что Куприн стал одним из самых сильных и тонких мастеров картин родной природы.

Несколько слов о любви Куприна к цветам.

В 1909 году Куприн жил с семьей в Житомире, в доме, позади которого взрыхлил небольшой участок земли и засадил его цветами. Он работал, писал. Время от времени, оставляя письменный стол, выходил в свой цветничок, ухаживал за розами, напевал густым, сиплым баском: «Артишоки, артишоки не растут, не растут в нашем огороде. »

Куприн неоднократно писал о цветах. Целиком посвящены цветам его рассказы «Столетник», «Фиалка», «Резеда».

Вот отрывок из опубликованного и хранящегося в Архиве литературы и искусства в Москве рассказ А. И. Куприна «Резеда»:

«Удивительный аромат — нежный и прекрасный — отчетливо стоял в воздухе. Он как будто давно уже был Горбачеву известен, близок и радостен, но (который) он никак не мог узнать. Он только ловил его жадными ноздрями.

— Чем это так прелестно пахнет, Федор Алексеевич?

— Ах, господи, да неужели забыли? Резеда, мой друг, резеда! Самый милый, самый любимый и самый застенчивый русский цветок — резеда, сохранявшая в путях на север свое персидское наименование».

Вечером гость и хозяин дома сидят на балконе.

«И вот тихонько пришло к нам на балкон милое, ласковое, неописуемое, ни на что другое не похожее благоухание освеженной резеды». И хозяин рассказывает гостю:

«Странно, очень странно относились русские люди к резеде, которая как раз всего охотнее растет и всего лучше пахнет в средней, черноземной полосе России. Ни в одних стихах резеда не была воспета, а в романах и повестях она всегда является символом пошлости и мещанства, наряду с канарейкой, геранью и олеографической картинкой. Высоко ее ценили и держали не для клиентов, а для себя отличные садовники из чехов и латышей. Но нужно сказать, что любил резеду и русский мужик, который дал цветам такие прекрасные, мягкие и поэтические имена и у которого так развито чувство обоняния. Едва только удалось крестьянину путем сверхчеловеческого труда выбраться из черной, грязной курной избы в полутораэтажный новый дом с палисадником, то первым долгом заводил он под окнами резеду “для душевной утехи”.

Резеда — один из любимейших цветков Куприна. С ней могла соперничать только сирень.

Последние недели жизни Александра Ивановича. Весна, Гатчина. Во всем городе цветет и благоухает сирень — фиолетовая, белая, розовая.

В парке вдоль озера медленно, опираясь на палку, часто останавливаясь, идет старый русский писатель, в очках с черной оправой, с толстыми стеклами. Он с трудом дышит и все же жадно вглядывается и старается запомнить и неподвижную гладь озера, и молодую нежную листву тополей, и сиреневые кусты вдоль аллей парка; он не перестает, верить, что к нему вернется здоровье и он напишет рассказ о скромном, но истинно прекрасном цветке — сирени.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 10:28, доклад

Описание работы

В данной работе проанализировано использование анималистических образов в рассказах писателя, приведены воспоминания известных критиков, сделана попытка создания модели собачьей онтологии на основе теории Алексея Владимировича Караковского.

Файлы: 1 файл

Копия доклад.doc

Выполнила: Симухина Ю.А.

Образ собаки в прозе Куприна

Анимализм – это одна из существенных черт поэтики художественного мира. Но в настоящее время данная тема является малоизученной.

В творчестве Александра Ивановича Куприна очень часто встречаются анималистические образы. Писатель легко находил «общий язык» с животными – лошадьми, собаками, кошками и т.д. Об этом неоднократно засвидетельствовано в воспоминаниях современников А.И. Куприна.

Практически в каждом произведении встречается анималистический образ. Мы можем подтвердить это , проанализировав рассказы Куприна, написанные с 1889 по 1905 гг, то есть его первые 82 рассказа. Из них только в шести рассказах («Безумие», «На разъезде», «Просительница», «Кровать», «Чары», «Первенец») не встречается ни одного анималистического образа и даже сравнений человека с животным. Теперь посмотрим, какие образы чаще всего встречаются в данных 76 рассказах.

Кол-во рассказов, в которых встречается

насекомые и свинья

лягушка, корова, волк

слон, тигр, медведь

кабан, обезьяна, лев, змея, крокодил, рак

зубр, вол, червяк, лиса, куница, рысь, гиена, антилопа, зебра, буйвол, лама, дикобраз, пантера, ящерица, олень, оборотень

Первое место по частотности занимает образ лошади, он встречается в 30 рассказах. Друзья писателя вспоминали, как он водил некоторое время к себе в комнату лошадей и наблюдал за ними, пытаясь понять «психологию» лошади. У Куприна встречаются рассказы, в которых образ лошади олицетворен, например, в рассказе «Изумруд».

На почетном художественном втором месте находится образ собаки, он встречается в 23 из рассмотренных нами рассказов.

И это не случайно. Любимыми животными Куприна были именно собаки, у них он находил те чувства, которых так не хватает людям.

Критик Олег Николаевич Михайлов в книге «Александр Иванович Куприн»описывает следующий случай:

«Как только Куприны возвращались, у них в комнате появлялась Белочка – маленькая собачка неизвестной породы, с гладкой белой шерстью и черными глазами. Она поднималась на задние лапки, и тыкалась мордочкой в колено Марии, и, тихонько повизгивая, просилась на руки.

- Приблудная она у меня, – объяснял хозяин. – Ишь ты, хитрюга, куда забралась. Ступай домой!

Но Белочка только повиливала хвостом и не сходила с колен.

- Люблю собак и умею с ними обращаться, - сказал Куприн, поглаживая Белочку.

Он повернул к себе ее пушистую умную мордочку.

- Ты когда-нибудь обращала внимание, Машенька, как смеются собаки? Одни, словно благовоспитанные люди, только вежливо улыбаются, слегка растягивая губы. Но большие добродушные умные псы смеются откровенно – во весь рот, видны зубы, десны, влажный розовый язык….

Куприн еще раз погладил Белочку, та благодарно зевнула, подтверждая его слова своей собачьей улыбкой.

Большие добрые собаки часто бывают лучше людей, - убежденно сказал он. – Как весело, умело и осторожно они играют с детьми! Собаки чувствуют, когда человек любит их и безбоязненно подходит к ним. И не было еще примера, чтобы я, если собака мне нравилась, с ней не подружился. За всю жизнь неудача постигла меня только с одной собакой. Хочешь, об этом редком случае расскажу тебе?

Старик столяр унес Белочку. Мария уютнее устроилась на диванчике, служившем им и стульями и постелью.

- Это было в Киеве, - начал Куприн. – Я возвращался домой поздно вечером. На площадке лестницы лежала большая собака. Едва я открыл дверь, она быстро прошмыгнула в коридор, а потом и в мою комнату. Я зажег свечу и увидел, что это был огромный серый дог. Догов я вообще люблю меньше других собак. Они глупы, злы, непривязчивы. И вот не успел я как следует осмотреться, как дог вспрыгнул на мою кровать и улегся прямо на подушке. В комнате из мягкой мебели было только старое кресло с изодранной обивкой, из которой вылезало мочало. Я отодвинул его в угол и словами и жестами стал приглашать дога перейти с кровати на кресло. Но лишь только я приближался к собаке, она издавала зловещее утробное рычание. Глаза его горели фосфорическим огнем. Ты знаешь, Машенька, мне казалось, что в образе дога в мою комнату проник злой дух. Мне стало жутко. Я предлагал собаке остаток колбасы, хлеба, налил в тарелку воды – все было напрасно. Она не двигалась с места. Пришлось расстелить на столе свое единственное пальто – под голову подложить было нечего, - и так провести всю ночь. Я задолжал хозяйке, и она мою комнату не топила, накрыться мне было нечем, и к утру я страшно промерз. А утром, как только я открыл дверь, дог выбежал в коридор, оттуда на лестницу и скрылся. Больше я его не видел.

Куприн помолчал, пожал плечами.

- Это была единственная собака, которой я боялся и о которой вспоминаю неприязненно. Наверно, она сразу почуяла, что я ее испугался, и в этом-то заключалась причина моей неудачи. Собака никогда не бросится на человека, который ее не боится, и всегда кинется на труса, который будет перед ней заискивать. Я обязательно напишу что-нибудь о собаках, напишу с любовью, на какую только способен».

И действительно, у Куприна есть немало рассказов, посвященных собакам. Чаще всего прототипами этих произведений являлись собаки писателя, например, маделянский пес Сапсан, пудель Негодяй, сенбернары Сашка и Бернар и др. Но есть рассказы, в которых автор повествует о собаках, с которыми он был не знаком. Например, в рассказе «Барри» Куприн описывает сенбернара, спасшего жизнь сорока человекам.

Близость и внимание к собакам повлиял на привычки и особенности характера автора. Некоторые знакомые писателя отмечали, что у Куприна были «собачьи» повадки. Например, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк говорил: «А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что он живой. Живой он, в каждой мелочи живой. У него один маленький штришок – и готово: вот он весь тут… Кстати, он, знаете, имел привычку настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей». Ему вторила писательница Надежда Александровна Тэффи: «Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец-знает, что это за человек».

Для анализа темы анимализма в произведениях Куприна нужна концепция. Такую попытку мы обнаружили у исследователя Алексея Владимировича Караковского, который достаточно глубоко занимался этой темой.

Караковский в статье «Анимализм: проба метода» выделяет 5 аспектов анимализма по направлению от доминирования зоологического к доминированию антропологическому: классический натурализм, эмпатический натурализм, метафорическая антропология, сентиментальная анималистика и басни.

На наш взгляд, в произведениях Куприна наиболее ярко представлен эмпатический натурализм. Это наиболее логичный аспект применения метода, хоть и наиболее тяжёлый для человеческой психики: попытаться примерить на себя восприятие животного. На практике это означает следующую реализацию тезиса, например, «представьте себя птицей»: 1) соберите воедино все мельчайшие аспекты жизни птицы: где и как она живёт, как передвигается, как размножается, какие эмоции при каких обстоятельствах испытывает, построив, таким образом, полную синтетическую модель птичьей онтологии; 2) полностью дистанциировавшись от привычного человеческого бытия, попытайтесь интернализовать и присвоить получившуюся модель.

Мы попытаемся построить модель собачьей онтологии, на примере рассказа «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

В этом рассказе повествование ведется от имени собаки: «Я Сапсан, большой и сильный пес редкой породы…» Здесь происходит психологическая примерка состояния человека на животного. Далее переносится эмоциональное восприятие автором жизни людей на восприятие собаки: ««Я позволяю людям гладить себя. Но я предпочитаю, если мне протягивают сначала открытую ладонь. Лапу когтями вверх я не люблю. Многолетний собачий опыт учит, что в ней может таиться камень». То есть, произошло перевоплощение. Душа Куприна и Душа Сапсана поменялись местами.

Мы только попытались создать модель собачьей онтологии. Это начало. В дальнейшем нашей задачей будет построение онтологической модели собаки у Куприна как приема, который может работать и в других произведениях.

Данный анималистический образ на протяжении всей жизни привлекал писателя. В 1930 году он со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей?»

В годы эмиграции Куприн писал своей сестре: «Ничего не увлекает, не веселит, не интересует. Собаку и ту запрещают держать». И как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн в последние годы задумал целую книгу о собаках – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел.

Надо сказать, что многие писатели не просто так писали о собаках. Они и сами были собачниками и их преданные друзья навеки вошли в историю.

АНТОН ЧЕХОВ



Любимой породой Чехова была такса. Вообще, Чехов считал такс пародией на собак, хотя они и добрые и забавные. Первых двух его такс звали Бом и Хина. Вот как вспоминал брат писателя, Михаил Павлович Чехов: «Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна! Страдалица! Вам бы лечь в больницу! Вам ба там ба полегчало ба». Так он проводил разговоры с собакой, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Бома. Он также ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку. И опять начиналась потеха».

МИХАИЛ ПРИШВИН



Все собаки Пришвина были охотничьих пород – лайки, легавые, спаниели. Натаска была для него увлекательным, важным и интересным делом. Собаки занимали в его жизни и творчестве очень большое место – он их любил. И писал о них: «Собаки вывели меня в люди».

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ



Самую известную собаку Некрасова звали Кадо, это был черный пойнтер. Она трагически погибла на охоте, в нее по ошибке выстрелила жена Некрасова. Для хозяина смерть была настоящим ударом. Похоронили Кадо в имении у дома. На могиле положили плиту из гранита. Николай Алексеевич подолгу стоял возле нее. Поэт любил собак настолько, что посвятил им стихотворение:

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!
Когда собака с человеком рядом,
уходит из души по каплям зло.
Она всегда поймет вас с полувзгляда,
наполнит дом уютом и теплом.
Когда потреплют нас в житейской драке
и, кажется, - напастям нет конца,
зализывают раны нам собаки
и слезы слизывают с нашего лица.
Так пусть же Человек- венец творенья,
каких бы в жизни ни достиг вершин,
склонит чело с любовью и почтеньем
к четвероногим врачевателям души!

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ



Одно из самых проникновенных признаний в любви к братьям нашим меньшим – пожалуй, во всей мировой литературе – мы найдём у Маяковского:

Я люблю зверьё.
Увидишь собачонку –
Тут у булочной одна –
Сплошная плешь.
Из себя готов достать печёнку.
Мне не жалко, дорогая, ешь!

О своей первой собаке Щене, помеси дворняги с сеттером, которую подобрал щенком на улице, он говорил: «Мы с ним крупные человеческие экземпляры». В своих воспоминаниях о Маяковском Лиля Брик писала:
"Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький".

Маяковский против «клички» не был — в письмах к любимой женщине он так и подписывался — «Щен», «Щеник», «Счен». О совместном житье с Бриками и собачкой Маяковский написал в поэме «Хорошо!»:

«Двенадцать квадратных аршин жилья.
Четверо в помещении —
Лиля, Ося, я и собака Щеник».

После Октябрьской революции французский бульдог стал любимцем Владимира Маяковского. Он привёз его из Франции в 1920 году и назвал Булькой. Верная Булька жила у поэта на правах любимого члена семьи долгие годы и оставалась со своим хозяином до самого последнего его дня. Маяковский брал бульдожку во все поездки. Говорят, любимая женщина Маяковского Лиля Брик тоже души не чаяла в собаке. Маяковский представлял Бульку как их общего питомца. Булька не раз приносила щенков поэту, которых тот старательно выхаживал и раздавал знакомым, пристраивал у друзей и соседей.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН



«Собаке Качалова» — именно так называется известное всем стихотворение Сергея Есенина. Знакомство поэта с Василием Качаловым, ведущим актером труппы Станиславского, состоялось в марте 1925 года. Вспоминая об этой встрече, Качалов писал:


«Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» — бормотал Есенин с широко расплывшейся по-детски лукавой улыбкой».
В этот вечер Есенин и Качалов проговорили до утра, вместе с другими гостями им внимал Джим. Василий Иванович написал об этом так: «Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». Свое слово Есенин сдержал: в те же мартовские дни 1925 года он написал стихотворение «Собаке Качалова». И даже потом сам торжественно прочитал его псу!

АЛЕКСАНДР КУПРИН



Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно — собак. Не случайно собаки появляются и во многих известных его рассказах: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка». В своих воспоминаниях о Куприне Лидия Арсеньева пишет: «В его квартире на стене висел портрет Сапсана — огромной собаки-меделяна, рискнувшей своей жизнью, чтобы спасти жизнь маленькой Кисы — дочки Куприна.О «династии» Сапсанов, о его предках, Куприн мог говорить часами, и говорил так увлекательно, что однажды Елизавета Маврикиевна, которая знала все подробности и этого рассказа, и событий, присела «на минутку» послушать и так заслушалась, что опоздала открыть свою библиотеку. Куприн действительно любил и понимал животных, не наделяя их человеческими побуждениями и психологией, вникал в их мир и сердце. Исключительное терпение и ласка были у Куприна по отношению к животным. Он всегда старался понять, почему животное капризничает, не слушается, злится. «Эти господа четвероногие, — говорил Куприн, — никогда и ничего без причин не делают. Надо понять причину, устранить ее, и тогда животное будет вас слушаться». Широко известна фотография писателя с его любимой собакой Сапсаном — огромным псом меделянской породы. Именно этот пес является героем рассказа Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

ВАЛЬТЕР СКОТТ



Британского классика Вальтера Скотта всюду сопровождали его собаки – таксы, борзые и прекрасная легавая Майда – большая охотничья собака. Она вела себя совершенно степенно, и, видимо, считала, что должна поддерживать честь дома. Вальтер Скотт почитал и ньюфаундлендов. Вот его слова о них: «Я никогда не видел лучших животных, которые бы так впитали в себя правила этикета, если не считать, что они немного слюнявы. Но кто осудит их за это!»

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК



Собаки сопровождали Ремарка всю его сознательную жизнь. В одном из писем он признался, что четвероногие друзья дали ему «чувство дома».

АГАТА КРИСТИ



Своему фокстерьеру Питеру, Агата Кристи даже посвятила роман «Безмолвный свидетель». На первой странице печатного издания так и написано: «Дорогому другу и непритязательному спутнику псу Питеру посвящаю».

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС



Диккенс был большим любителем собак, они проживали у него дома. И он часто делал их персонажами своих произведений. Самые известные четвероногие герои – это Булси из «Приключений Оливера Твиста» и Жип из «Дэвида Копперфильда».

ДЖОН СТЕЙНБЕК



В 1960 году американский писатель Джон Стейнбек решил отправиться в путешествие по Америке. И в попутчики он взял «пожилого господинчика французской национальности – пуделя по имени Чарли». Вместе они преодолели 19 000 км и пересекли 37 штатов. Чарли был отменным слушателем: в дороге они обсуждали множество тем, от жизни в маленьких городках до расовой дискриминации, а свои приключения Джон Стейнбек описал в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки».

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН



Пожалуй, самый известный в мире писательский пес принадлежал жителю английскому поэту Джорджу Гордону Байрону. Это ньюфаундленд Ботсвен. Хозяин поставил ему мраморный памятник у себя в поместье с такой эпитафией: «Здесь покоятся останки существа, соединившего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жесткости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека».

Материал подготовлен Библиотекой-филиалом №5 Калининского района Санкт-Петербурга

© Совет при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам отношения к животным

При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна

Читайте также: