Почему мне нравятся большие собаки

Опубликовано: 01.05.2024

Вообще мы в редакции любим всех животных. Но тем не менее, самые большие симпатии – на стороне собак. Большая, маленькая, породистая, беспородная – все равно. Собаки – это особенные существа. И мы аргументируем, почему.

Женщина с собакой

shutr.bz

1. Собаки безусловно преданы человеку

С того момента, когда ты берешь на руки теплый комочек или когда открываешь дверь перед бездомной взрослой псиной, она предана тебе всей душой. Собаке не нужно объяснять, за что нужно любить хозяина. Ей все равно, в каком ты настроении. Наплевать, сколько ты весишь. Безразлично, сколько зарабатываешь, какой у тебя макияж, брендовая ли у тебя сумка и есть ли диплом о высшем образовании. Собаки любят человека просто так, без всяких условий, даже если ты не балуешь ее вкусненьким и частенько ругаешь, она все равно машет тебе хвостом и тает от счастья, когда видит тебя.

2. Собаки послушные

Кошки тоже. Но если ты сказала собаке: “Иди на место”, она молча развернется и ляжет на свою подстилку, пока кошка будет вальяжно вылизывать живот и игнорировать твое требование слезть с кровати.

Женщина с собакой

shutr.bz

3. Собаки обожают играть

Игры с палками, мячиками и летающими тарелками фрисби, прыжки через препятствия, бег и просто валяние на спине – собака с удовольствием в любой момент включится в процесс. Игры с собаками – одно из самых больших удовольствий, это подтвердит любой собачник.

4. Собаки обожают воду

Сложно представить, как ты с кошкой приходишь на пляж и начинаешь играть в водный волейбол. А вот собака тут же подскочит и еще и замучает тебя, забирая у тебя из под носа мяч. Попробуй хоть однажды сходить со своим псом на пляж.

Пара с собакой

shutr.bz

5. Собаки всегда в хорошем настроении

Даже если ты ругаешь своего питомца, и он сконфуженно прижмет уши, в следующий момент запрыгает вокруг тебя только потому, что ты снисходительно говоришь: “Ай-яй-яй”. Ну, а в предвкушении еды улучшается не только собачье настроение, но и твое, ведь глядя на эту умилительную морду, на которой написано “Я голодаю уже целых два часа”, ты невольно улыбнешься. Знаешь ролик “Пельмешки” на YouTube? Посмотри, вечер хохота тебе обеспечен.

6. Собаки положительно влияют на здоровье

Только владелец собаки гуляет минимум дважды в день. Остальным гражданам эта роскошь не под силу. Твоя подруга коротает вечера за компьютером? Тусклый цвет лица ей обеспечен, равно как тебе – персиковые щеки. Регулярные пробежки в компании с собакой пойдут на пользу и твоему здоровью, и здоровью питомца.

Женщина напробежке с собакой

shutr.bz

7. Собаки эмпативны

Когда у тебя плохое настроение, твой питомец всегда это чувствует. Он положит голову на колени и заглянет в твои глаза, и ты поймешь, что есть на свете существо, которое за тобой в огонь и в воду. Это действительно поразительно, насколько собаки умеют чувствовать наше настроение без слов.

8. Собаки – это охрана и защита

Конечно, чихуахуа не защитит тебя от нападающего маргинала. Но даже средняя дворняжка, не говоря уже об овчарке или питбультерьере, – надежная охрана как на улице в темное время суток, так и дома в отсутствии хозяев.

Женщина с собакой

shutr.bz

9. Собаки ласковые

Собаки обожают ластиться к хозяевам. Она и голову подставит, и лапу даст, и в нос лизнет, и рядышком уляжется, и все это время влюбленно будет смотреть на тебя. Оценить прелесть совместного сна с собакой, может, конечно, только заядлый собачник. Но это действительно кайф, когда рядом с тобой сопит лохматая тушка, нежно сложившая на тебя все свои четыре лапы.

10. Собаки делают нас ответственными

Своевременный выгул, кормежка, прививки, занятия – собака не должна жить и расти, как трава. Каждый собачник – очень дисциплинированный и ответственный человек, ведь, как ты помнишь, мы в ответе за тех, кого приручили.

Женщина с собакой

shutr.bz

11. Собаки – они такие собаки

Просто живые существа, любвеобильные, без камня за пазухой, преданные и ласковые – как их не любить?

Причин любви еще великое множество. А за что ты любишь собак?

Люди приручили собак так давно. Когда-то они приносили пользу. Они и сейчас здорово помогают людям. Но мы любим их не за то, что они ищут наркотики, водят слепых или спасают людей из-под завалов. Мы глубоко привязаны к совершенно бесполезным домашним питомцам. И вот почему:

1. Безусловная любовь

Собаку не интересует твоя карьера или зарплата, внешность или общественный статус. Даже если вы не можете кормить его досыта, пес все равно будет любить вас. Это чувство, когда тебя встречают с радостью, сколько бы ты ни отсутствовал, бесценно. Никаких упреков. Если вы хотите узнать, что такое быть для живого существа центром Вселенной – заведите собаку.

Известный актер Сильвестр Сталлоне в молодости оказался в ситуации, когда ему нечем было кормить пса..Но Руфус все равно любил его .

7 причин любить свою собаку

2. Послушание

Попробуйте научить кошку команде «голос» или «на место»! Опыт получится интересный, и обреченный на провал. А вот собаку можно научить выполнять практически любые трюки. Потратив некоторое время на дрессировку, долгие годы после наслаждаешься результатом. Ощущение контроля и власти над разумным созданием здорово поднимает самооценку, особенно детям.

Сидеть!

Служи!

3. Готовы радоваться по любому поводу

Можно начать вести себя так, словно случилось что-то замечательное, и собака сразу начнет ликовать вместе с тобой, хотя понятия не имеет, что происходит. Много у вас есть друзей, о которых вы можете сказать то же самое?

7 причин любить свою собаку

4. Способны к эмпатии

Не секрет, что собаки способны чувствовать настроение хозяина. Питомца не обмануть фальшивой улыбкой. Пес будет стараться утешить вас, если вы расстроены, и не попадаться на глаза, если вы раздражены.

Не плачь, хочешь я его укушу?

5. Терпеливы

Собаки переносят боль и недомогания удивительно стойко. Они терпят плохое обращение с собой, терпят до прогулки, даже если очень хотят в туалет. Сложно жаловаться, когда не умеешь говорить, скажете вы! Ну с лисой или котом этот фокус не пройдет, они найдут способ высказать свое фи.

Хатико ждал хозяина 9 лет

6. Любят ласку

Собака готова гладиться всегда и везде, получая искреннее наслаждение от прикосновений рук любимого хозяина. И голова у нее не болит)) Прижаться к теплому тельцу питомца бывает очень утешительно. Собака не против ласки, даже если секунду назад спала. Человек – социальное животное, собака – тоже. Мы идеально подходим друг другу. Поэтому всего один маленький пес может наполнить радостью и смыслом жизнь пожилого человека, оставшегося в одиночестве.

7 причин любить свою собаку

7. Их легко обрадовать

Идем на прогулку? Класс!! Идем домой? Ура! Еда? Я в раю! Хозяин погладил меня? О даааа!

7 причин любить свою собаку

Игрушка, игрушка, брось ее мне! Урррраа!

7 причин любить свою собаку

Собаки просто неправдоподобно жизнерадостны. Приятно радовать кого-то, когда на это требуется так мало усилий. Поэтому о собаках приятно заботиться.

7 причин любить свою собаку

Они всегда готовы играть, поэтому собака – один из немногих моментов, который способен вернуть подростка (да и взрослого) в реальную жизнь и оторвать от компьютера. Как ни крути, а с питомцем надо гулять 2-3 раза в день. А если при этом он еще умеет ловить фрисби на лету.. Здоровый цвет лица и подтянутая фигура вам обеспечены.

7 причин любить свою собаку

7 причин любить свою собаку

С собакой не нужно притворяться, или делать что-то, чего делать не хочется (эй, это не значит, что вы не должны убирать ее какашки с асфальта). Можно быть собой. Собака не покинет вас добровольно до самой смерти, и это удивительное чувство: ведь дети и супруги совсем не так надежны…

7 причин любить свою собаку

Любите своих питомцев и заботьтесь о них! Канал «Зверополис» скромно предлагает подписаться на него, ведь впереди много интересного – не только о собаках, но и о других наших домашних любимцах.

Эти две заметки, написанные мной и Оксаной Дубининой, написаны не для того, чтобы убедить вас завести такую или иную собаку. Граница, отделяющая дворнягу от породистой собаки - это иллюзия. Каждая порода собаки начиналась с дворняг, большинство дворняг мира даже в самых диких уголках планеты несут в себе крови породистых собак, каким-то образом завезенных туда путешественниками, потерянных охотниками.

Любая собака - это в первую очередь собака.

Предпочтения той или иной собаки тем ни менее существуют. Хорошо, когда люди не делают из породности/беспородности "идола", а понимают в чем различия и преимущества тех собак, среди которых они выбирают себе питомца.

Рассказать об этих преимуществах - объективных и субъективных - для того, чтобы вы могли подумать, что вас действительно важно, а что-то - нет, и было нашей с Оксаной задачей. Мы также хотели рассказать о породистых собаках и дворнягах без связи с зоозащитой. В беду может попасть любое животное и представление, что "дворняга - значит несчастная, больная и жалкая" больше вредит собакам любого происхождения, чем помогает.

Далее я размещаю заметку о дворнягах, как более продуманную и полную. Если будут пожелания от тех, кто не желает бродить по ссылкам - размещу в Снобе и первую заметку.

Автор статьи Оксана Дубинина: руководитель Фонда содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» (Москва), Ведущий специалист по работе с собаками Фонда «Paws Expel Troubles» (Голландия). Выпускник курса «Кабинет зоопсихолога» Школы Прикладной этологии.

Йен-ли (в приюте Панда), нашли щенком на улице, в России хозяев не нашла, живет в Голландии

Йен-ли (в приюте Панда), нашли щенком на улице, в России хозяев не нашла, живет в Голландии

У дворняг есть два объективных, неоспоримых и крайне важных для всего собачьего населения планеты преимущества перед породистыми собаками. Первое: каждая дворняга непредсказуема и уникальна по внешности и характеру. Второе: дворняги обладают бОльшим генетическим разнообразием, что в некоторых ситуациях может быть вопросом жизни и смерти, о чем расскажу позже.

Начну, с первого: впечатления от собаки, то есть с внешности. Очень люблю дворняжек за интересный экстерьер — всегда разный и неповторимый. Конечно, в зависимости от моды на те или иные породы в данный отрезок времени в данной местности, очень меняется и внешность дворняг. Например, в Москве дворняжки 50-х были похожи на разнокалиберных лаек и гончих. В 90-е и нулевые все были «овчароподобными», так как главной породой в стране была немецкая овчарка. А сейчас московские дворняжки есть на все лады. Красивые, разнообразные… и никогда нельзя точно предугадать — какая нетривиальность вырастет из беспородного щенка!

Груня, овчароподобная, моя личная собака с подмосковной стройки,

Груня, моя личная собака с подмосковной стройки, «бывшедикая» ))

Выбирать в зоомагазине корм или дождевик для дворняжки – это забавное занятие. Продавец обязательно задает свой главный вопрос: «А какая у вас порода?» И неизменно впадает в ступор после ответа «Дворняжка, килограмм 30″. Самые находчивые спрашивают: «Нууу…. А на кого похожа?» И тут вы понимаете, что обладаете индивидуумом ))) …. На кого похожа? На меня!

Теперь о втором. Дворняги обладают большим генетическим разнообразием. Породистые собаки должны соответствовать стандарту внешне, а для этого они должны меняться и генетически. Для того, чтобы закрепить в породе определенный признак, от небольшого числа выдающихся собак получают множество потомков. Заводчики называют это «проклятием кобеля-основателя». А результатом становятся генетические заболевания, которые уже почти входят в стандарт породы вместе с другими признаками, ради которых эту породу разводили (вы можете прочитать о подробнее по ссылке).

Генетическое разнообразие всегда падает при целенаправленном разведении. У пуделей с висячими ушами не рождаются пудели со стоячими ушами. Хорошо ли это? Конечно, в этом был смысл – вывести собаку с висячими ушами (тут можно привести любые признаки из стандарта любой породы). Тогда чем дворняги лучше? Приведу пример. В подмосковной деревне в одном доме рождаются щенки у собаки гипотетической итальянской породы Х, а в другом – у дворняжек. И те, и те очаровательны. Среди щенков Х есть покрупнее и помельче, посмелее и потрусливее, у одного чуть длиннее уши или короче хвост. Но сразу видно, что это итальянская порода Х, потому что в общем и целом все они похожи.

дворняга

Биджей и Дарма, он из приюта «Зов предков», она 2-х месячным щенком приблудилась к подмосковным дачам

У дворняжек все иначе. Один щенок пушистый, другой гладкошерстный, третий со стоячими ушками, четвертый с полустоячими, кто-то крупнее, кто-то мельче. Точно то же самое разнообразие есть и среди признаков, которые мы глазами не видим. Например, таким признаком может оказаться восприимчивость к пироплазмозу, от которого умирает так много собак в Подмосковье.

Вероятность найти щенка породы Х, который гарантировано не заболеет пироплазмозом очень не велика – не по этому признаку велся отбор. А вот из разнообразных щенков дворняжки, чьи предки жили в этой деревне испокон веков, велика вероятность взять такого, который не заболеет пироплазмозом никогда. Никакие капли и ошейники в этой местности ему не нужны (хотя при этом он может быть восприимчив к другим болезням, которые передают клещи в других странах, к примеру, эрлихиозу, болезни Лайма или пятнистой лихорадке – и эти болезни могут быть не страшны местным дворняжкам, чьи предки прошли естественный отбор в этих краях!).

Дворняжки – это бесценный и целебный источник для многих пород собак, которые уже существуют или будут выведены в будущем!

А теперь от объективных преимуществ дворняжек перейдем к субъективным. Самым для меня приятным

При встрече со щенком дворняжки у меня запускаются личные биологические механизмы, когда «сердце заходится» от обожания! Дворняжки очень разные, каждая неповторима и интересна как объект исследования. И, безусловно, они ужасно смешные

Вспомните вашу первую любовь в собачьем мире. Наверняка, большинство обожателей собак впервые «влюбились» в дворнягу, которая жила у бабушки в деревне или во дворе многоэтажки. И вы мечтали забрать ее домой или даже забрали…, но некоторые были разлучены с этой первой любовью строгим родительским решением. Теперь вы стали взрослыми, но создать такую собаку вы уже не можете, даже если вы – заводчик. Слишком мала вероятность снова повторить множество признаков в одной собаке намеренно… Но найти среди множества дворняжек «ту самую», похожую на вашу первую любовь внешне или по характеру вполне реально! Этим вы сможете выразить свою любовь если не той собаке из прошлого, то в честь нее – ее собрату.

Я очень люблю собак вообще, и породистых, и беспородных. Но предпочитаю заводить дворняжек. Я уделяю им много времени, забочусь о том, чтобы они получили достаточную для своего темперамента нагрузку: физическую и интеллектуальную. И неизменно сталкиваюсь с удивительными стереотипами.

Мне приходится очень часто слышать вопрос: «А что это за порода?» В головах сидит стереотип: если дворняга, значит замызганная и несчастная, а если красивая, веселая и воспитанная — значит породистая.

Этот стереотип порождает много ошибок, за которые потом расплачиваются и собаки, и их хозяева. Бывает, люди берут дворнягу в дом из жалости, а не потому что хотят иметь в своей жизни полноценного четвероногого друга. Но для собаки быть вечным объектом жалости – не великое счастье. Если у нее есть «багаж» прошлого, ей понадобится время на адаптацию, но потом она станет просто любимцем семьи, красивым и довольным жизнью. Случается и наоборот: люди хотят взять «собаку без проблем», и даже не смотрят в сторону дворняг. Меж тем дворняжки, родившиеся в доме любящих хозяев, доставляют своим хозяевам в точности те же обычные «проблемы», что и породистые щенки того же возраста и темперамента. А характер взрослой дворняги тем более уже известен. Если человек сомневается, то всегда может пригласить специалиста-кинолога посмотреть на собаку, даже провести несколько занятий – в точности также, как поступает ответственный человек, когда берет в дом взрослую породистую собаку.

Второй стереотип, что собака отражает статус человека. Для многих людей (как и для меня!) друг не должен обладать набором «стандартов». Выбор собаки, безусловно, зависит от того, какую роль вы отводите ей в своей жизни. Мне нужен просто соратник, собака для семьи, потому что с ней моя жизнь гораздо активнее, веселее и счастливее! А я гораздо худее, чем могла бы быть Но какого происхождения моя собака мне неважно совершенно. Стоит почитать интервью с известными людьми, и вы найдете множество знаменитостей по всему миру, придерживающихся таких же представлений. Скорее даже наоборот, современная тенденция в мире хвастаться уникальностью собаки, а не принадлежностью к породе.

Бобик, родился и жил на улице около двух лет, был таким

Бобик, родился и жил на улице около двух лет, был таким «Поселковым псом», сейчас живет в Голландии. Породистый корги — друг Бобика и первая собака в семье их хозяев.

И, наконец, третий стереотип, самый вредный. Породистых собак заводят из-за их предсказуемости. Но жизнь может сильно повлиять и на внешность породистой собаки (например, могут не встать уши из-за нехватки кальция), и, тем более на характер, если щенку пришлось сменить хозяев несколько раз или его попросту неправильно воспитывали. И тогда хозяева вместо того, чтобы решать проблему, начинают считать себя жертвами обмана. По сути они становятся заложниками убеждения, что их беда – это «ошибки недобросовестных заводчиков» или «болезней породы». Во всех проблемах поведения собак особенности конкретной собаки важнее особенностей породы. Жить то им в доме с собакой, а не «породой». У меня и тех, кто как я предпочитает дворняжек, обычно такой проблемы не возникает. Мы заранее готовы к тому, что не знаем, какой будет собака. Нам нет смысла жаловаться на заводчика или еще что-то. Нам остается лишь «нести свой крест», что-то в собаке принимать как ее личность, а что-то перевоспитывать. И наши счастье с собакой мы воспринимаем как собственные везение и заслугу, а не какого-то абстрактного селекционера.

Аляска, родилась и пять лет прожила в приюте, сейчас домашняя, очень любит кошек)

Аляска, родилась и пять лет прожила в приюте, сейчас домашняя, очень любит кошек)

Как мы воспринимаем собак и как они воспринимают нас? Есть ли у собак разум? Что думают о них философы? Социолог Доминик Гийо пытается ответить на эти вопросы в книге «Люди и собаки», которая вышла на русском языке в издательстве «Новое литературное обозрение». Публикуем фрагмент о том, как пренебрежительное отношение к собакам сменяется нежностью, и о том, действительно ли количество городских собачников растет из-за того, что мы чувствуем себя все более одинокими.

С одной стороны, на многих языках мира словом «пес» можно человека оскорбить или унизить. Ветхий Завет изобилует сценами, где собаки предстают в самом что ни на есть негативном свете: собаки лижут кровь, вытекающую из ран царя Ахава; Давид «как собаку» убил Голиафа. На древнееврейском языке словом kelev («собака») называли проституток или лжепророков.

С другой стороны, в самых разных культурах каким-то конкретным разновидностям собак отводилось в высшей степени почетное место, идет ли речь о собаке-друге — статусе, имеющем по меньшей мере античные корни, — или о сторожевых, охотничьих и боевых псах. Мы уже говорили о том, что собакам отдавали высшие почести еще в доисторические времена, что подтверждается находками фигурок, изображающих собаку.

Ту же амбивалентность в отношении к собакам можно найти в Древней Греции, где слово kuôn («собака») использовалось в уничижительном смысле, в качестве ругательства. Тем же словом называли философов-киников.

Мы видим устрашающую фигуру пса Кербера о трех головах, который стережет врата в Аид. Но в то же самое время собака могла служить символом верности: пес Аргус был единственным, кто узнал Одиссея, вернувшегося из многолетнего плавания. По легенде, чтобы вновь привлечь к себе внимание толпы, Алкивиад отрубил хвост своей очень дорогой и редкой собаке, и о нем заговорили.

Более забавно, но не менее выразительно выглядит то же противоречивое отношение к собакам со стороны философов, которые неизменно всеми возможными способами возводили непреодолимый барьер между животным и человеком. Сам Декарт во время вынужденной ссылки коротал дни со своим псом, которому дал весьма яркое имя, не имеющее ничего общего с «животным-машиной»: Мсье Грат. Огюст Конт решительно отделил Человечество от всех других групп живых существ и поместил его на вершине своей философской системы.

В системе Конта Человечество объединяет всех существ, и живых и мертвых, которые способствуют духовному развитию общества.


В соответствии с таким определением Конт безо всякого колебания исключил из понятия «Человечество» некоторых людей, однако включил туда некоторых… собак, которые, по его мнению, существенно помогли людям и тем самым внесли свой вклад в движение Человечества к позитивной стадии развития.

Эпитеты, которыми человек награждает собаку, и те чувства, которые он к ней испытывает, пугающе близки к тем, что характерны для его взаимоотношений с себе подобными. Данные антропологии говорят сами за себя: во многих культурах арсенал языковых средств, используемых в отношении Canis familiaris, во многом близок тому, который человек применяет, чтобы дать определение тем или иным человеческим существам — или выразить свое к ним отношение. Собаку называют «рабом», «трудягой», «изгоем», «бродягой», — но и «другом», и «малышом» ее называют тоже и ведут себя с ней соответственно.

Эмпатия по отношению к животному: разлад с людьми?

Схожесть эмоций, которые мы испытываем по отношению к животным и к собственным соплеменникам, во многом объясняет, почему тема животного настолько часто возникает в рассуждениях о природе человека — и наоборот. Когда речь заходит об установлении границ между разными категориями людей внутри человеческого рода, на выручку часто приходит образ животного. Так, например, расистская риторика сравнивает с животными отдельные категории людей, называемые «низшими расами». И наоборот, когда говорят о характере животного и манере обращения с ним, неизбежно упоминают качества, составляющие сущность человеческой природы.

Бесконечная, ставшая почти универсальной игра перекрестными ссылками между животным началом в человеке и человеческим — в животном стала основанием для создания одной гипотезы, которая, применительно к современному обществу, пытается объяснить природу свойственной нам манеры воспринимать животных.

Гипотеза эта выдвигает ряд аргументов для объяснения причин, по которым в наши дни значительная часть людей, особенно в развитых странах, испытывает чувство эмпатии по отношению к животным вообще и к собакам в частности.

Особое внимание исследователей привлекают два современных феномена: лавинообразный рост числа животных-компаньонов и обострение чувства сострадания по отношению к животным.

По мнению сторонников данной теории, оба этих явления, по сути, представляют собой оборотную сторону стремления человека — вне зависимости от степени осознанности этого стремления — отстраниться от остальных людей или, во всяком случае, от какой-то конкретной группы людей. Иными словами, отношение человека к животным — всего лишь пена на поверхности его отношений с людьми, а точнее, следствие разлада этих отношений. Животное-компаньон — не более чем паллиативное средство от одиночества и эмоциональной пустоты, возникших в результате кардинальных, едва ли не на уровне мутации, изменений в современном обществе. Что же касается обостренной чувствительности по отношению к страданиям животных, то в рамках этой гипотезы оно представляется симптомом другого явления, а именно постепенной девальвации моральных ценностей и уменьшения значимости человеческой личности. При этом все чувства человека перенаправляются на животное, которое представляется образцом «чистоты» и «невинности». То есть гипертрофированная любовь к животному объясняется обесцениванием личности в современном обществе.

Рассмотрим по очереди каждое из предложенных объяснений этих явлений, а также лежащие в их основе отношения человек — животное.

Собака-компаньон: эмоциональное замещение?

Мне представляется вполне очевидным, что повальное увлечение животными-компаньонами, захлестнувшее развитые страны, с большой долей вероятности может быть связано с изменениями в индустриальном обществе, повлиявшими на социабильность человека. В современном обществе отношения между людьми во многом определяются городским образом жизни, который приводит к своего рода обезличиванию конкретного человека и не может не сказываться на его способах общения с другими людьми.


Рушатся семейные связи, они становятся менее продолжительными, а кроме того, зачастую неоднозначными и ограничиваются довольно узким спектром: как правило, ядро семьи составляет пара с детьми. В то же время увеличивается количество одиноких людей и неполных семей.

Бесспорно, такие трансформации в обществе не могли не повлиять на отношение человека к животным и, прежде всего, на ту роль, которая отводится в семье животному-компаньону.

Однако с социологической точки зрения вопрос состоит именно в том, каким образом эти два феномена связаны между собой. Одно дело признать, что между ними существует определенная связь, и совсем другое — полагать, что собака при этом выступает в качестве своего рода эмоционального протеза или, даже более того, в роли иллюзорного отвлекающего средства, транквилизатора на лапах, позволяющего пережить психологически сложную ситуацию одиночества. На самом деле подобная трактовка представляет собой букет весьма спорных идей.

Прежде всего, «подмена чувств» предполагает, что животных-компаньонов вообще и собак в частности чаще всего заводят одинокие люди, ощущающие недостаток общения. И наоборот, там, где люди ведут яркую социальную жизнь и обладают широким кругом общения, мы должны встретить гораздо меньше собак и кошек, поскольку социально активные люди значительно меньше нуждаются в животных-компаньонах. Следовательно, если предположить, что собаки служат человеку в качестве своего рода заменителя нормального человеческого общения, то людям, чьи психологические потребности в этом плане удовлетворены, нет никакой необходимости заводить дома животное. однако подобное предположение не подтверждается эмпирическими данными.

Во многих семьях собак и кошек заводят вовсе не из-за отсутствия детей, а как раз наоборот, чтобы составить детям компанию. Люди, живущие в браке, имеющие детей, родителей и друзей, широкий круг общения на работе и отдыхе, часто испытывают к домашнему животному, с которым их связывают долгие и тесные отношения, самые нежные чувства. И наоборот, человек, по натуре замкнутый и нелюдимый может не проявлять никакой особой расположенности к животным.

Таким образом, наблюдения подтверждают, что отношения человека с животным служат скорее дополнением к его социабильности, чем компенсацией, восполняющей недостаток общения с людьми. Или же эти виды отношений существуют параллельно, никак не мешая друг другу.

Общение с животным не заменяет человеку его отношений с партнером по браку, другом или ребенком, оно их дополняет. Более того, отношения с животным сами по себе представляют для человека весьма существенную ценность. Удивительно, но некоторые люди, нисколько не страдающие от одиночества и вполне способные удовлетворить свою потребность в коммуникации с другими людьми, могут испытывать нехватку общения с животным-компаньоном. Как бы то ни было, потребность человека в животном определенно объясняется иными мотивами, нежели простым стремлением компенсировать прорехи в социальной жизни.

Эмпатия и человеческая природа

Второй недостаток гипотезы об эмоциональном замещении состоит в том, что она основана на следующем тезисе: полноценные социальные отношения возможны только между людьми. Исходя из этой посылки, все прочие связи человека следует считать неистинными, а то и вовсе патологическими. Нет смысла отрицать, что в некоторых случаях установление социальных связей с существами, не принадлежащими к виду Homo sapiens, и в самом деле может быть проявлением патологии. Однако, по большому счету, разве нельзя сказать то же самое и о некоторых отношениях с представителями нашего собственного вида? С научной точки зрения было бы не слишком оправданно безо всяких оговорок распространять подобное утверждение на все сферы человеческого опыта.

Что же на самом деле имеют в виду, когда говорят, что чувство эмпатии по самой своей природе должно быть направлено на других людей?

Если речь идет о культурных основаниях эмпатии, то ее содержание и направленность могут варьировать в зависимости от принадлежности к тому или иному обществу. В этом плане можно говорить о том, что способность испытывать чувство эмпатии является неотъемлемой чертой каждого человека как носителя определенных культурных традиций.


Если же, наоборот, предположить, что это качество имеет под собой некую природную основу и служит отличительной особенностью нашего вида, сам собой напрашивается следующий вывод: способность человека сопереживать другому существу была приобретена в результате естественного отбора. Представим, что в процессе эволюции человек научился с особой теплотой относиться, например, к существам с большими круглыми глазами, издающим тонкие жалобные звуки.

Если содержание и направленность приобретенной в ходе эволюции способности именно таковы, мы ничуть не ошибаемся, когда умиляемся при виде щенка, пусть даже причина, по которой это качество прошло эволюционный отбор, изначально была несколько иной. Способность к эмпатии, связанная с заботой о новорожденных детях, вполне могла увеличивать шансы наших далеких предков на выживание, поскольку давала им репродуктивное преимущество. Каковы бы ни были причины такого эволюционного приобретения, человек оказался способным испытывать аналогичные чувства ко всем существам похожего типа.

Мы на самом деле относимся с особой теплотой и умилением ко всем малышам — и человеческим, и звериным.

Не стоит исключать и того, что способность испытывать эмпатию по отношению к животному могла возникнуть не случайно. Это качество обеспечивало возможность эмоционального взаимодействия с животными, что, несомненно, давало нашим предкам селективное преимущество в суровых условиях окружающей среды. Поэтому способность к сопереживанию другому существу вполне могла стать таким же видоспецифическим качеством человека, как и многие другие.

Как бы то ни было, утверждать, что мы сами себя обманываем, умиляясь при виде щенка, в сущности означает то же самое, что спорить относительно вкусов.

В конце концов, эмпатия по отношению к животному ничуть не более ошибочна, чем любовь к хорошему вину или бретонским омарам. Мы любим то, что мы любим.

Было бы странно полагать, что, предпочитая те или иные блюда, мы совершаем ошибку только потому, что изначально таких блюд не существовало. Или же что наше удовольствие от еды не является истинным, поскольку наши гастрономические предпочтения не соответствуют вкусам древнего человека.

Это известный афоризм, но его авторство доподлинно неизвестно. Возможность его приписывают таким титанам духа, как Генрих Гейне, Бернард Шоу, Мари де Рабютен-Шанталь, Антон Павлович Чехов и даже - Фридрих Ницше. Но кем бы ни был автор этого изречения, одно очевидно. Подобную мысль мог извергнуть только человек, который испытывал реальные трудности в отношениях с людьми.

Чем больше узнаю людей тем больше мне нравятся собаки

Виды ухода от отношений с людьми. ‘Человеку нужен человек’ - гласит другой известный афоризм. Животное становится человеку самым близким существом только тогда, когда не получается с людьми. Такие люди, не имея большого количества человеческого общения в жизни, могут проводить много времени дома, ‘общаясь’ с домашним питомцем или выбирать работу в питомниках, ветклиниках, волонтером, ветеринаром и пр. При этом можно выделить 2 основных способа ‘ухода в отношения’ с животным - невротический и психопатический. В зависимости от психопатологического уровня организации личности.


Невротический, более ‘лёгкий’ способ ‘ухода’ - это когда человек бы и хотел строить отношения с людьми, но боится их. При этом такой человек эмпатичен и способен к переживанию ‘высших’ эмоций - совести, жалости, сострадания, любви, вины и долга по отношению к другим людям. Но ‘прячется’ от отношений с людьми в безопасные ‘отношения’ с животным. И использует психические защиты, чтобы оставаться в этом ‘укромном уголке’. Но если такой человек сможет преодолеть ограничивающийся его страх (например, при помощи групповой психотерапии), он вполне способен строить полноценные отношения с другими людьми.

Совсем другое дело - это психопатический способ, более ‘тяжелый’. Это тот самый случай, когда, например, ручная собачка для женщины дороже мужа. Личность такого склада может переживать простые эмоции (страх, радость, злость, печаль), но к более ‘сложным’ чувствам не способна. Такие люди никого по-настоящему не любят, у них всегда виноват кто-то другой (что-то другое), они никому никогда не должны, им никого не жалко и они не способны сопереживать.


‘Уход в отношения’ с животным у таких людей осуществляется по причине того, что с животным взаимодействовать проще и понятнее, для этого не требуется эмпатии. И это неспроста, ведь эмоциональная сфера у таких людей упрощена, в чем-то схожа с животными.

Сильным местом таких людей является когнитивная сфера, поэтому они хорошо понимают, если им показывать и объяснять, как взаимодействуют люди, что они делают и для чего. Слабым местом является эмоциональная сфера, из-за чего им сложно понимать себя и других людей через чувства. Психотерапия может помочь такому человеку научиться при общении выглядеть, как нормальный человек, не бросаться в глаза, имитировать. Но строить полноценные отношения такие люди не способны.


Об отношениях с животным в семье. Отечественный классик семейной психологии и психотерапии, Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер (ныне покойный, в этом году его не стало с нами), нигде не написал, но рассказывал на своих лекциях, как много значения придает он расспросу членов семьи о животном в доме. Кто его фактический владелец? Кто его обслуживает? Какова его роль в семье? Каков статус? К кому в семье как оно относится? Какие отношения с ним у каждого из членов семьи? Это очень важно для диагностики семейной системы. Но работает это наподобие проективного теста.

Понятное дело, что о полноценных взаимоотношениях членов семьи с животным речи не идёт. В них могут вступить только две личности. Животное, какое бы умное оно ни было, полноценной личностью являться не может. Поэтому оно выполняет в семейных взаимоотношениях людей только сопутствующую роль. А люди, обладающие фантазией и эмпатией, придают питомцу антропоморфные (‘человеческие’) черты. Получается, как будто, ещё один человек в семье. Но это только - как будто.


Если людей нет, а секса очень хочется? Теперь добавлю немного остроты в статью. Сразу предупреждаю: если у Вас нет чувства юмора, слабая измученная "Нарзаном" психика, живое воображение, чуткий рвотный рефлекс и, не дай Бог, Вы еще состоите в общественных организациях по защите животных - дальше ни в коем случае не читайте! Сразу переходите к плановым постановке лайка и написанию комментария. Все, что хотел сказать, сказал выше. Но если Вы хотите немного приоткрыть дверцу в мир недозволенного, расширить кругозор и банально пощекотать нервишки - следуйте за мной.

Возможно, Вы что-то новое поймёте про своего друга, который живет один с собакой. Взгляните на его одиночество с другого ракурса. Или, если другой друг, допустим, живет только с кошкой, то, возможно, сможете подсказать способ, как ему компенсировать недостаток секса. Только я искренне надеюсь, после прочтения станет понятно, что говорить ему об этом не нужно напрямую. Лучше дать почитать эту статью. Впрочем, если Вам окажется непонятно, почему, то наверно, тоже лучше было не читать продолжение.


Близкие отношения иногда предполагают секс. А ‘близкие отношения’ с животными чем же хуже? Есть такой вид сексуальной девиации, как андрогинозоофилия. Это секс с тренированными для этого питомцами. Ярким примером этого может стать процедура, когда на наружние половые органы наносится жидкая настойка валерианы. После этого между разведённых ног запускается представитель семейства кошачих, который тут же инстинктивно принимается за дело, упорно вылизывая пахучую валериану. А вместе с ней и орошённую кожу со слизистыми оболочками. Особого шика процедуре добавляет то, что кот вылизывает половые органы языком, который имеет шероховатую поверхность. Но об этом виде сексуального извращения вообще мало известно. Это практикуется скрытно. Ну а кто из участников этого действа обратится к врачу или в полицию? Сам андрогинозоофил? Или домашнее животное? После этого выражение ‘сильная независимая с кошками’ приобретает несколько иной оттенок.


Поэтому, если Вы упорно выбираете идеологию одинокой жизни с животным, не теряйтесь! Живем один раз! А вот если у Вас есть сомнения, приходите за помощью. Люди, на самом деле, ближе, доступнее, понятнее и безопаснее, чем Вы думаете.

С наступающим Вас Новым годом!

Желаю Вам счастливых отношений! И не только ‘отношений’ с животными.


автор | Олег Немыкин | СПб |

врач | психотерапевт | сексолог |

запись на прием
8 (911) 747-82-00






Стараюсь, чтобы статьи понравились
и сильно радуюсь, когда нажимают

Больше
- больше хороших статей!


Осчастливит автора репост в соцсетях
(см.ниже)


Все мои статьи здесь.


Чтобы быть в курсе выхода новых:
(см.ниже)


Я есть в социальных сетях:





К автору уже обратились 172 человека с сайта

Читайте также: