Почему нет площадок для выгула собак

Опубликовано: 17.05.2024


Совсем недавно был принят законопроект о том, что представителей особо опасных пород собак необходимо выгуливать только в наморднике и на поводке. Более того, в законопроекте указанно, что владельцы должны выгуливать питомцев только в тех местах, которые для этого предназначены. Если собаку обнаружат там, где ей гулять запрещено, то владельцу выпишут штраф.

Места для выгула домашних животных

На сегодняшний день достаточного количества специализированных мест нет ни в одном городе России. В Москве таких площадок насчитывается около 500, в Новосибирске – 6, и еще 10 мест для выгула с ограждением и указателями. В других крупных городах ситуация не менее плачевная.

Где можно выгуливать собаку, если нет специальной площадки: по закону, новые правила выгуливания собак

Союз кинологов планирует обращение в Парламент Государственной Думы Российской Федерации с требованием выдать закон, который обяжет каждого застройщика включать в план проекта место для выгула домашних питомцев, равно как и комплексы для детей или спортивные площадки.

В бюджете большинства городов нет дополнительных средств на оборудование специальных площадок. По этой причине владельцам часто приходится оплачивать штрафы за неправильный выгул животных. Также приходится терпеть неудобства людям, которые не имеют домашних питомцев.

Как правильно выгуливать домашних животных согласно новому закону

  1. Новый закон должен обязывать владельцев домашних животных соблюдать правила выгула. Собаки могут гулять только на огражденной территории, которую установило местное самоуправление города. Если домашний питомец передвигается по придомовой территории, или находится в подъезде, лестнице, или лифте, то он должен быть на поводке.
  2. Собака может свободно гулять только в месте, которое имеет достаточно высокое ограждение. Также при входе на такую территорию должен быть специальный предупреждающий знак, говорящий о том, что здесь может находится собака без поводка и намордника.
  3. Также, каждый владелец обязан следить за питомцем, и убирать продукты его жизнедеятельности.

Особенности законодательства

Где можно выгуливать собаку, если нет специальной площадки: по закону, новые правила выгуливания собак

Такие законы действуют по всей территории Российской Федерации. Но в каждом отдельном регионе могут быть установлены свои отдельные законопроекты. В Москве и Московской области собака должна быть в наморднике и на поводке при посещении магазинов, пляжей, рынков, детских площадок, или во время поездок в общественном транспорте. Нарушители закона обязаны выплатить штраф от 1000 до 3000 рублей.

К собакам, которые имеют вес менее 5 кг, закон более лоялен. Их можно выгуливать без намордников или поводков, но только тогда, когда собака не представляет угрозы для людей. Миниатюрные собаки должны находится в сумке, и не покидать ее при посещении общественных мест.

Также в Москве запрещается выгул собак детьми, не достигшими возраста 14 лет.

Где можно выгуливать собаку, если нет специальной площадки: по закону, новые правила выгуливания собак

В столице было зафиксировано несколько случаев, когда владелец собаки выгуливал животное, находясь в нетрезвом состоянии. В результате возникли ситуации, в результате которых пострадали животные и обычные жители. По этой причине власти приняли закон, который запрещает выгул собаки в состоянии алкогольного опьянения.

С 1 января 2020 года, при выгуле собак агрессивных пород хозяева обязаны одевать намордник, и держать животное на хорошо зафиксированном поводке. Ознакомится с полным списком агрессивных пород собак можно на сайте Союза кинологов Российской Федерации.

Места, где действует запрет на выгул домашних питомцев

Категорически не разрешается выгуливать собаку на игровых площадках, на территории школ или детских садов, а также учреждений здравоохранения. Понятно, что при отсутствии необходимого количества специальных площадок для выгула, владельцы собак гуляют с ними в зеленой зоне или в парке.

Где можно выгуливать собаку, если нет специальной площадки: по закону, новые правила выгуливания собак

При этом собака должна выгуливаться на расстоянии не менее 25 м от жилого дома, и не справлять нужду на придомовой территории.

Как правильно поддерживать чистоту при выгуле собаки

Собачьи экскременты загрязняют окружающую среду и представляют угрозу для жизни и здоровья людей. При выгуле питомца, каждый владелец обязан убирать продукты его жизнедеятельности. Для этой цели можно приобрести специальный совок и пакеты. За оставленную кучку фекалий в общественном месте тоже предусмотрен штраф.

4 комментария

Аватар
Vera :

И кто же будет штрафовать за не соблюдение этих законов? Что то никого не наблюдается на улице из правоохранительных органов. Бред.

Аватар
Гость :

Теперь у крикливых *** повод для скандала, а по факту *** на субботник даже выходили.

Глупость закона полностью освобождает от его соблюдения и какой-либо ответственности! Пользуйтесь =)

Аватар
Аноним :

ЛЮДИ ХУЖЕ СОБАК ГАДЯТ

Аватар
Ангелина :

государство не может обеспечить выгулами и тут же штрафует за прогулку там где нельзя гулять. Это как? т.е. выгулы строить не хотим, но штрафы платите…штрафы не самое страшное, страшен негатив, который сыпится каждый день о том, что собака не там прошла, не так посмотрела, и вообще че тут ходите идите где можно гулять. А где можно?? Нет этого места…мы бы с удовольствием туда ушли, чтобы собак не нервировать, так некуда.
Администрация наша сказала, в бюджет не заложено до 2024г так что извоняйте. Вот и весь ответ.

Статья 36. Размещение и содержание площадок для выгула животных.

1. Площадки для выгула домашних животных должны размещаться на территориях свободных от зеленых насаждений, за пределами первого и второго поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

2. Размеры площадок для выгула собак, размещаемые на территориях жилого назначения, должны составлять 400 - 600 квадратных метров, на прочих территориях - до 800 квадратных метров. В условиях сложившейся застройки можно принимать уменьшенный размер площадок для выгула домашних животных, исходя из имеющихся территориальных возможностей. Доступность площадок для выгула домашних животных - не далее 400 метров, на территории микрорайонов с плотной жилой застройкой - не далее 600 метров. Расстояние от границы площадки для выгула домашних животных до окон жилых и общественных зданий принимается не менее 25 метров, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок (сооружений), площадок отдыха - не менее 40 метров.

3. Площадки для дрессировки собак должны размещаться на удалении от застройки жилого и общественного назначения не менее чем на 50 метров. Размер площадки принимается порядка 2000 квадратных метров.

4. Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для выгула собак включает:

- мягкие или газонные виды покрытия;

- скамьи и урны (не менее 2-х на площадку);

- информационный стенд с правилами пользования площадкой;

- специализированные контейнеры для накопления экскрементов.

5. Для покрытия поверхности части площадки, предназначенной для выгула домашних животных, предусматривается выровненная поверхность, обеспечивающая хороший дренаж, не травмирующая конечности животных (газонное, песчаное, песчано-земляное покрытие), а также удобство для регулярной уборки и обновления. Поверхность части площадки, предназначенной для владельцев домашних животных, проектируется с твердым или комбинированным видом покрытия (плитка, утопленная в газон, и др.). Подход к площадке для выгула домашних животных оборудуется твердым видом покрытия.

6. Озеленение площадки для выгула домашних животных проектируется из периметральных плотных посадок высокого кустарника в виде живой изгороди или вертикального озеленения.

7. Лицо, осуществляющее выгул животных, обязано обеспечить удаление экскрементов в специализированные контейнеры для накопления экскрементов.

8. Лица, осуществляющие выгул домашних животных, обязаны не допускать повреждение или уничтожение деревьев и кустарников домашними животными.

9. Содержание площадок для выгула животных осуществляет их собственник, владелец, или организация, осуществляющая управление многоквартирными домами.

10. Содержание площадок для выгула собак включает в себя:

1) ежедневную очистку от отходов и посторонних предметов и "визуального мусора";

2) поддержания в справном состоянии дорожек, ограждений, скамеек, урн и другого установленного оборудования;

3) отходы из урн и контейнеров для накопления экскрементов удаляются в утренние часы по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки;

4) покрытие площадки в виде газона или песка подлежит замене не реже чем каждые 12 месяцев.

11. Запрещается выгул собак:

1) без сопровождающего лица;

2) лицами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения;

3) лицами, не достигшими 14-летнего возраста, без сопровождения взрослых. Данный запрет не распространяется на выгул собак карликовых пород и щенков всех пород в возрасте до 2 месяцев;

4) лицами, признанными недееспособными;

5) в местах проведения массовых мероприятий;

6) на территориях детских, образовательных, физкультурно-спортивных и медицинских организаций, организаций культуры, детских и спортивных игровых площадок, парков и иных территориях, обозначенных знаками "Выгул собак запрещен".

12. Запрещается допускать собак в здания, коммерческие сооружения временного характера, а также в помещения детских, образовательных, медицинских организаций, организаций, осуществляющих торговлю и оказывающих услуги общественного питания, бытового обслуживания, организаций культуры (за исключением случаев проведения выставок, зрелищных и массовых мероприятий с участием собак), религиозных организаций (объединений), кроме служебных собак и собак-поводырей.

13. Помимо выгула собак на специальных площадках, разрешается выгул в лесных массивах (не относящимся к паркам, скверам, иной благоустроенной территории), при этом владельцы (собственники) обязаны убирать экскременты за собаками.

14. Собаки, содержащиеся на территории производственной базы (складах и т.п.), должны находиться в свободном выгуле только в ночное время и на огороженной территории. В дневное время собаки должны находиться на привязи или в вольерах.

15. Не допускается содержание домашних животных на балконах, лоджиях, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов.

16. Владельцы животных должны предотвращать опасное воздействие своих животных на других животных и людей, а также обеспечивать тишину для окружающих

17. Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется на специально отведенных администрацией города местах, под наблюдением владельца или уполномоченного им лица


>
Размещение и содержание парковок (парковочных мест)
Содержание
Решение Думы г. Пыть-Яха Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2019 г. N 263 "Об утверждении правил.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Во Вместе можно вступать в сообщества по адресу проживания - в случае с недобросовестными собаководами это очень удобно. Пост с фотографией нарушителя, размещенный в сообществе дома или района, точно привлечет к себе внимание соседей. Владельцы песиков, предпочитающие гулять на детской площадке, увидят массу гневных комментариев, и вряд ли захотят столкнуться с порицанием “вживую”.


…Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

(А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Заводить питомца дома или нет - осознанный выбор каждого человека. Кошки и собаки делают жизнь многих людей лучше, счастливее, полнее. Для одиноких людей это верные друзья и настоящие члены семьи. Во многих семьях мохнатые и пушистые развивают в детях с ранних лет чувство любви и привязанности, учат ответственности и заботе.

И все же любое животное всегда остается животным. Об этом владельцы порой забывают, растворяясь в любви к своим питомцам. Вспышка агрессии у собаки может проявиться внезапно, может быть следствием испуга, желанием защититься от чего-то или кого-то. Предугадать это сложно. Поэтому требования законодательства к выгулу собак на улице - это разумные меры предосторожности. Выполнять их нужно, даже если кажется, что ваш песик и мухи не обидит.

Что говорит о собаках закон

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 13 дает общие правила по выгулу домашних животных:

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Сейчас действуют все перечисленные требования, кроме последнего. “Потенциально опасными собаками” в законе стало то, что первоначально называлось “потенциально опасными породами собак”. Данное требование о выгуле таких собак только на частной огороженной территории владельца вступит в силу 1 января 2020 года.

С какими собаками нельзя гулять в общественных местах, можно посмотреть в Перечне потенциально опасных собак. Сейчас этот документ находится на стадии разработки, в силу пока не вступил.

Перечень был подготовлен МВД России и сначала содержал 69 пород опасных собак, а также их гибриды и метисы. Затем его скорректировали и оставили всего 12 пород и их метисы.

Вот какие породы сейчас в Перечне:

  • акбаш,
  • американский бандог,
  • амбульдог,
  • бразильский бульдог,
  • булли Кутта,
  • бульдог алапахский чистокровный (отто),
  • бэндог,
  • волко-собачьи гибриды,
  • волкособ, гибрид волка,
  • гуль дог,
  • питбульмастиф,
  • северокавказская собака,
  • метисы этих пород.

Итак, федеральный закон говорит, что выгуливая собаку, вы должны обеспечивать безопасность окружающих людей и животных. Продукты жизнедеятельности питомца нужно обязательно убирать. Вы должны контролировать собаку (держать на поводке), когда переходите проезжую часть, в местах общего пользования МКД, во дворе, на детских и спортивных площадках.

Но значит ли это, что в принципе можно гулять с собакой на детской площадке, держа ее на поводке? Нет. На детской площадке гулять с собакой недопустимо. Да и само название “детская” говорит за себя - площадка предназначена для детей, а не для собак.

Собаки - друзья человека, но они не важнее детей


Где можно гулять с собакой - вопрос, на который должно отвечать региональное законодательство. Органы местного самоуправления должны самостоятельно решать этот вопрос, так сказано в федеральном законе.

В столице, например, действуют Временные правила содержания кошек и собак в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 1994 года № 101 (в редакции постановления Правительства Москвы от 07.10.2008 № 900-ПП).

Согласно этим правилам:

1.10. Запрещается появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.

2.2. Владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем.

2.6. Запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям младше 14 лет.

2.7. Выводить собаку на прогулку нужно на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указаны кличка собаки, адрес владельца, телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.

Для запрета выгула собак на детской площадке есть несколько причин.

  • Продукты жизнедеятельности животных опасны для здоровья детей.

Различные заболевания и паразиты - это то, чем собаки могут ненароком наградить людей, особенно детей, которые ползают по траве, по земле, играют в песочнице. Об этом говорят врачи-педиатры.

  • Опасность нападения.

“Собака бывает кусачей…” А после укусов надо проходить курс лечения, поскольку есть опасность заболеть столбняком и бешенством. Это не говоря о боли, шоке, испуге и травмах. Владельцу собаки в таком случае будет грозить уголовная ответственность.

Если укусом причинен вред здоровью, можно обратиться в суд с иском о взыскании расходов на лечение (учитываются затраты на транспорт, потеря трудоспособности, моральный вред и др.).

  • Лай и внешний вид, которые могут напугать детей.

У детей неокрепшая психика, поэтому бывает так, что крупная собака и не нападает вовсе, а может просто внезапно подойти близко к ребенку (например, хочет поиграть), когда взрослых рядом нет. Ребенок от испуга начинает заикаться, и это проблема посерьезней той, что собаке негде гулять.

Куда жаловаться, если на детской площадке гуляют с собакой

Обратиться с жалобой на тех, кто выгуливает собак на детских площадках, можно к участковому и в городскую/районную администрацию. Причем сделать это можно одновременно - чем больше инстанций будет в курсе проблемы, тем лучше.

Эффективней всегда коллективные жалобы, поэтому привлеките к составлению документа всех мам и пап, посещающих с детьми площадку. Также позаботьтесь о доказательствах. Это могут быть фото или видео нарушителей, а также показания свидетелей (заручитесь поддержкой бабушек-пенсионерок, которые все видят и все знают - им будет приятно вам помочь).

Участковый должен будет найти нарушителя, и хоть задача не из простых, это его работа. Если нарушитель - ваш сосед, тогда все проще, вы знаете где он живет. Сначала собаковода могут просто предупредить, провести разъяснительную беседу. Затем последуют штрафы. Размер штрафов можно посмотреть в законе об административных правонарушениях, действующем в вашем регионе.

Другие меры воздействия

Общественное порицание и огласка действуют на большинство людей. А потому можно воздействовать на бессовестных собаководов, например, в социальных сетях, если они ими пользуются.

Были случаи, когда неравнодушные люди (обычно, родители маленьких детей, для которых детская площадка важна) выкладывали пост с фотографией нарушителя в группе города, и после этого “набеги собак” на детскую площадку прекращались.

Тождественны ли понятия «площадки для выгула животных» и «места для выгула домашних животных», применяемые в законодательных актах Российской Федерации? Каков порядок установления границ мест для выгула домашних животных, а также установления мер административной ответственности за несоблюдение правил выгула домашних животных?

Ответ

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 45 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных.
При этом правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1 статьи 45 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Положениями вступившего в силу 27 декабря 2018 г. (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об ответственном обращении с животными) установлено требование о недопущении выгула домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Исходя из анализа иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, требования по выгулу домашних животных, также можно отметить применение различной терминологии. Так, согласно пункту 9.6 Санитарно-эпидемиологических правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54, для выгула домашних животных в жилых районах и населенных пунктах должны быть определены специальные территории, обозначенные табличками.
В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 13 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации» применяются термины «обустройство площадок для выгула домашних животных», а также «строительство мест для выгула домашних животных».

С учетом вышеуказанных правовых норм полагаем, что все обозначенные термины употребляются в значении специально отведенных территорий для выгула домашних животных, что может говорить об их идентичности по своей сути.

Относительно вопроса установления границ мест для выгула домашних животных считаем необходимым отметить следующее. Как уже обозначалось ранее, вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования, утверждаемыми представительным органом соответствующего муниципального образования (части 1 и 2 статьи 45 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ). Кроме того, согласно «Общим рекомендациям к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 – 2022 гг.», утвержденным Минстроем России, площадки для выгула собак отнесены к элементам благоустройства.

Так, в Московской области данный вопрос урегулирован положениями Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области». Частью 2 статьи 16 указанного Закона размеры площадок для выгула собак, размещаемые на территориях жилого назначения должны составлять 400-600 кв.м, на прочих территориях – до 800 кв.м. В условиях сложившейся застройки можно принимать уменьшенный размер площадок, исходя из имеющихся территориальных возможностей. Доступность площадок – не далее 400 м. На территории микрорайонов с плотной жилой застройкой – не далее 600 м. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий принимается не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха – не менее 40 м. Указанные нормы в дальнейшем нашли свое отражение в принятых правилах благоустройства муниципальных образований Московской области (см. Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25 октября 2018 г. № 204/19 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Ступино Московской области», Решение Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21 ноября 2018 г. № 09/62 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области», Решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27 декабря 2018 г. № 56/13 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Подольск Московской области» и др.).

В случае отсутствия на уровне субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего общие требования к размерам площадок для выгула собак, такие требования устанавливаются соответствующим муниципальным нормативным правовым актом. Так, в соответствии с пунктом 8.4.1 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных Муниципальным правовым актом города Владивостока от 15 августа 2018 г. № 45-МПА, размеры площадок для выгула домашних животных не должны превышать 600 кв.м и не быть менее 50 кв.м. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий составляет не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха – не менее 40 м. Площадки для выгула домашних животных должны размещаться за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов.

Тем самым, по нашему мнению, установление границ мест выгула домашних животных является компетенцией соответствующего органа местного самоуправления, и они могут быть определены правилами благоустройства территории муниципального образования.

По вопросу привлечения лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом об ответственном обращении с животными, необходимо учитывать следующее.

В настоящее время возможность привлечения владельцев животных и иных лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом об ответственном обращении с животными, определена статьей 21 указанного Федерального закона.
При этом до настоящего времени соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушений (далее – КоАП) не внесено. Тем самым, следует признать, что данная сфера правоотношений требует дальнейшего совершенствования и корректировки.

Однако также следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1 1 КоАП).

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в частности, относятся – установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 1 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 1 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом вышеуказанных положений, в настоящее время положениями законов большинства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил выгула домашних животных, так как сами правила выгула домашних животных определены соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления (см. например, статья 71 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», статья 4.5 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», статья 6.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 г. № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», статья 3.2 Закона Московской области от 4 мая 2016 г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и др.). При этом следует отметить, что рассматриваемый вид административного правонарушения зачастую устанавливается отдельной статьей, а не статьями, определяющими правонарушения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, полагаем, что в настоящее время с учетом недавнего срока вступления в силу Федерального закона об ответственном обращении с животными практика его применения только формируется, и возникающие при этом проблемные вопросы потребуют их дальнейшего решения и возможной корректировки соответствующих положений законодательных актов в рассматриваемой сфере правоотношений.

Настоящий доклад подготовлен в целях:

обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее – Минсельхозпрод Московской области) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;

обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах торговли и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Доклад о правоприменительной практике Министерства подготовлен за 3 квартал 2020 года при осуществлении:

- государственного (контроля) надзора в области обращения с животными
без владельцев;

- государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в области обращения с животными.

I. Общие положени я

Основные нормативные правовые документы регулирование
при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными:

1. Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении
с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

4. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»;

5. Постановление Правительства РФ от 29.07.2019 № 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак»;

6. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение
и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

7. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 № 20РВ-436 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
на территории Московской области»;

8. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 № 20РВ-437 «Об утверждении Порядка
по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области».

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления государственного надзора, размещен на официальном сайте Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Московской области (далее – Минсельхозпрод Московской области) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») в разделе «Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный надзор в области обращения с животными. Профилактика нарушений обязательных требований. Перечень обязательных требований».

II . Правоприменительная практика осуществления государственного надзора в области обращения с животными

1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований

С вступлением с 01.01.2020 года в силу Федерального закона
от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ), а также постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 № 83/6 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», Минсельхозпрод Московской области с 01.01.2020 наделено полномочиями по:

установлению порядка организации деятельности приютов для животных
и норм содержания животных в них;

установление порядка осуществления деятельности по обращению
с животными без владельцев;

осуществлению государственного надзора в области обращения
с животными.

В связи с тем, что полномочия по осуществлению государственного надзора
в области обращения с животными осуществляются с 01.01.2020, план проведения плановых проверок на 2020 год не был сформирован.

Распоряжениями Минсельхозпрода Московской области от 27.12.2019
№ 20РВ-436, № 20РВ-437, вступившими в силу с 01.01.2020, утверждены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
на территории Московской области (далее – Порядок 1) и Порядок по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области (далее – Порядок 2).

Статьей 21 Федерального закона № 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) не предусматривает административную ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.

В соответствии со статьей 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях административной ответственности
за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно данным ежегодного мониторинга животных без владельцев
на территории Московской области по состоянию на 01.06.2020 численность животных без владельцев составила 28 409 животных.

В соответствии с Федеральным законом № 498-ФЗ животные без владельцев подлежат отлову, транспортировке в приют и возврату на прежнее место обитания. Проведение указанных мероприятий регулируется Порядком 1. Мероприятия необходимо проводить так, чтобы не наносить животным увечья, травмы
и не допускать их гибели. Осуществляют мероприятия по отлову животных без владельцев юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с Федеральнымзаконом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежат государственному надзору в области обращения с животными.

На территории Московской области находится 42 приюта,
из них 1 муниципальный, остальные частные. Порядок 2 устанавливает требования
к организации приютов для животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Также Порядок 2 содержит требования к размещению приюта и обустройству помещений, необходимых для содержания животных, требования к обустройству ветеринарного пункта, карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, требования к осуществлению мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ним. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

По предварительным данным только 3 приюта, расположенных
на территории Московской области, соответствуют установленным в Порядке 2 требованиям.

Согласно постановлению Правительства Московской области от 28.01.2020
№ 22/3 «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» (далее – Постановление № 22/3) предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований, установленных Федеральным законом № 498-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актамиМосковской области, в том числе в части обращения с домашними животными
и животными без владельца.

Постановлением № 22/3 установлено, что должностные лица Минсельхозпрода Московской области, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области обращения с животными, вправе привлекать
и рассматривать дела об административных правонарушениях.

05.08.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Московской области
об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Московской области № 173/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.

Однако, уникальный реестровый номер государственной функции
в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» установленный
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных
и муниципальных услуг (осуществление функций)» был присвоен только 28.09.2020, в связи, с чем контрольно-надзорные мероприятия в области обращения с животными не проводились, производство по делам об административных правонарушениях не возбуждалось.

В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993
№ 4979-1 «О ветеринарии» животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), подлежат индивидуальной
или групповой идентификации и учету. Однако, в настоящее время полная база данных о животных, находящихся у населения, не сформирована. Соответственно, проведение плановых проверок в рамках государственного надзора в области обращения с животными в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, затруднено отсутствием сведений
об объектах надзора.

Постановлением Правительства Московской области от 25.08.2020
№ 550/27 утвержден Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства экологии
и природопользования Московской области по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными (далее – Административный регламент).

Во исполнение Административного регламента Минсельхозпродом Московской области издан приказ от 02.10.2020 № 20П-170 об утверждении форм документов, применяемых уполномоченными должностными лицами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении государственного надзора в области обращения
с животными на территории Московской области.

2. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе её единообразия

В сложившейся ситуации основное внимание Минсельхозпрод Московской области сосредоточил на проведении профилактических мероприятий, связанных
с обращением с животными без владельцев и в области содержания домашних животных.

В области обращения с животными без владельцев Минсельхозпродом Московской области были проведены 8 совещаний в режиме ВКС
с представителями органов местного самоуправления городских округов Московской области о ходе реализации мероприятий в рамках реализации Закона Московской области № 201/2016-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения
с животными без владельцев».

В 3 квартале 2020 уполномоченные по надзору области обращения
с животными должностные лица Минсельхозпрода Московской области осуществили 432 выезда по рассмотрению жалоб граждан на нарушения правил содержания домашних животных (в 1 полугодии 2020 года - 370).

С владельцами было проведено 432 профилактические беседы, разъяснены требования к содержанию домашних животных и порядок их выгула.

Источниками выявления проблем в части соблюдения законодательства
в области обращения с животными являются обращения граждан, поступившие
в Минсельхозпрод Московской области через МСЭД, портал «Добродел», портал «ЕЦУР».

Наиболее часто встречающиеся нарушения:

- нарушение порядка выгула животного свободное, неконтролируемое передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

- выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Для недопущения указанных нарушений необходимо неукоснительно соблюдать требования нормативных правовых актов, правил выгула и содержания животных. При этом, установлено отсутствие в достаточном количестве организованных площадок для выгула животных, что приводит к увеличению нарушений обязательных требований.

Анализ причин и условий возникновения нарушений при содержании животных показывает, что основными из них являются:

недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан;

недостаточный уровень обеспеченности установленными местами для выгула животных.

С целью повышения уровня правовой культуры необходимо расширять пропаганду необходимости и важности соблюдения правил содержания и выгула животных.

Целесообразно также предусмотреть административную ответственность органов местного самоуправления за бездействие при организации мест для выгула животных, внеся соответствующие изменения в Закон Московской области
№ 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона 498-ФЗ
за нарушения требований, установленных данным Законом, владельцы животных несут административную, уголовную и иную ответственность
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако в настоящее время нормы, устанавливающие административную ответственность владельцев животных за нарушение требований Федерального закона № 498-ФЗ, в КоАП Российской Федерации отсутствуют.

Административная ответственность в области обращения с животными без владельцев была установлена на территории Московской области только
с 05.08.2020, уникальный номер государственной функции по надзору в области обращения с животными в Федеральном реестре государственных
и муниципальных услуг (функций) был присвоен только 28.09.2020, в связи с чем, контрольно – надзорные мероприятия в области обращения с животными в отчетном периоде не проводились.

Читайте также: