Почему ребенок ведет себя как собака

Опубликовано: 11.05.2024

Ребенок отождествляет себя с животным что делать
Часто дети ставят в тупик молодых родителей, настойчиво проявляя вдруг откуда-то взявшееся воображение. Мамы и папы малышей пугаются оригинального поведения и на всякий случай, не зная как реагировать, стараются запретить всё, что с их точки зрения выходит за рамки нормальности.

Дети в возрасте 2-5 лет в норме играют в разные сюжетно-ролевые игры. Они начинают проигрывать роль персонажа, который оказался в поле их зрения и показался интересным. Одним из пугающих родителей моментов в поведении ребенка является перевоплощение в животного: кошечку, собачку, змею.

Так, моя приятельница выразила тревогу по поводу того, что четырехлетняя дочка изображает "кыску" и в детском садике, и во время прогулки на улице. Ребенок ходит на четвереньках, мяукает, трется об руки и показывает "царапки". Естественно, что с улицы малышка возвращается с грязными коленками, что также раздражает родителей, ратующих за чистоплотность. Чтобы пресечь такое поведение родители заявляют, что им не нужна "кыска", у них уже есть дома котенок, им нужна дочка, на что ребенок спокойно отвечает, мол, придем домой, и буду дочкой.

По сути, ребенок уже прекрасно осознает и выделяет себя из окружения как отдельную личность и умением включиться в игру перевоплощения демонстрирует это, как бы говоря: "На самом деле я адекватный человек, я - ваша дочка, но сейчас я буду играть роль кошечки, и Вам не о чем беспокоиться!" Надо отметить, что в этом смысле дети гораздо адекватнее взрослых, которые зачастую не могут растождествиться с той или иной своей ролью, возвращаясь домой, они играют двойные роли: муж-актёр, жена-начальник, муж-психиатр.

Что стоит за отождествлением ребенка с каким-то персонажем?
Какой вклад в развитие личности ребенка вносит подобное перевоплощение?
Как вести себя родителям?

1. Ребенку изначально присуще творчество и воображение, благодаря которым он познает мир и проигрывает, как бы "прощупывая" различные жизненные ситуации. Если присущая детям спонтанность не ограничивается постоянными жесткими запретами, творческие задатки активно развиваются, и в будущем помогают решать сложные задачи, используя нетрадиционные подходы и решения.

Многие известные люди в детстве были во многом предоставлены сами себе, ничего не мешало их творческому развитию. Например, знаменитый Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию по литературе 1913 года, написал 50 поэтических сборников, где почти 1000 стихов и 2000 песен, 12 романов и повестей, около 100 рассказов, 30 пьес, несколько литературных и публицистических работ, за которые в народе его прозвали творцом современной Индии, был в семье четырнадцатым ребенком! Русский иммунолог Илья Ильич Мечников, нобелевский лауреат премии по медицине (1908 год) родился в деревне пятым ребенком, его отец был занят собой, рано проигрался в карты, мать же не только не ограничивала сына, но всячески поощряла его любопытство и творческий подход к играм. Русский физик Павел Алексеевич Черенков, лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года, родился в деревне вблизи Воронежа в крестьянской семье, где основной заботой родителей было прокормить детей, а не ограничивтаь их в играх. Подобные примеры можно продолжать достаточно долго.

2. В сюжетно-ролевых играх развивается эмоциональная сфера. Ребенок учится вчувствованию в образ другого, неважно, будет это роль врача, продавца, домашнего питомца или увиденного в зоопарке животного. В результате перевоплощения в другой образ развивается эмпатийность - способность к сопереживанию, взаимопониманию и сочувствию. Формируется отношение к другим и к миру как известная позиция по Э. Берну "Я - Ok, Ты - Ok".

Иногда в такой игре ребенок показывает те чувства и эмоции, которые ему запрещено показывать как ребенку своих родителей - "царапки", т.е. он может так выражать табуированные злость, обиду и раздражение на родителей. В этом случае следует включиться в игру и спросить ребенка: "За что кыска сердится на нас?" Бывает, что малыш в этом случае прекращает игру и совершенно определённо объясняет родителям, за что он злится на них.

3. Умение перевоплощаться в другой образ способствует формированию гибкости мышления. Ведь способность посмотреть на ситуацию с разных позиций и точек зрения развивает системный взгляд на вещи и события.

Запрещая отождествляться ребенку с разными персонажами, родители, во-первых, нарушают все эти важные аспекты в развитии ребенка, во-вторых, ставят рамки, в которых они готовы принимать своего сына или дочь ("Нам нужна дочка"). Т.е. ребенок понимает, что он нужен своим родителям только таким, каким они хотят его видеть, а не таким, какой он есть на самом деле. В этом случае ребенок может принять решение лгать своим родителям, скрывать от них свои потребности и не доверять им.

Если ребенок играет необычную роль на улице, а родители смущаются и стыдятся такого проявления, малыш может расценить свое поведение как постыдное, начать замыкаться и переносить фантазирование на внутренний план. В этом случае может тормозиться растождествление с персонажем и нарушаться полноценное развитие ребенка.

Таким образом, родителям следует давать простор для фантазии ребенка, чтобы он мог свободно проигрывать роли разных персонажей, по возможности тоже включаясь в игру. Чаще всего, если родители не заостряют внимания на том или ином персонаже, у ребенка не происходит на нем фиксации, развитие мыслительной, эмоциональной и творческой сфер идет в соответствии с возрастными нормами.

Автор Стражкова А.Н., педагог-психолог, тренер, психолог-психотерапевт.

Вину и стыд четвероногие питомцы испытывать неспособны

«Он совсем как человек: все понимает, все чувствует, просто сказать не может» — такое утверждение часто можно слышать от многих владельцев собак. Порою нам кажется, что наш четвероногий друг настолько впечатлителен, отзывчив и эмоционален, что мы начинаем его очеловечивать. Но способны ли собаки чувствовать так же, как мы?

Вину и стыд четвероногие питомцы испытывать неспособны

Выводы большинства исследователей, изучавших психологию и поведение собак, в этом плане одновременно и оптимистичны, и пессимистичны. Да, собаки так же, как и мы, способны испытывать эмоции. Но они у четвероногих более примитивны.

По предположениям многих ученых, интеллект собаки примерно соответствует интеллекту трехлетнего ребенка. Если пользоваться этой аналогией, то можно сказать, что пес, как и маленький ребенок, способен испытывать страх, тревогу, любовь, радость, счастье. Но вот вторичные эмоции — такие как вина, стыд, смущение, ревность, презрение, гордость и верность (в более тонком смысле, чем преданность хозяину) — собаки, как и дети до трех лет, испытывать не способны.

Но почему же тогда по возвращении владельца домой нашкодивший пес прижимает ушки или прячется под кровать, выглядывая виновато из своего укрытия? И почему после того, как его наказали или отругали, он начинает как бы подлизываться к хозяину, демонстрируя, что ему стыдно и он хочет загладить свою вину?

Доктор Сьюзан Хейзел из Университета Аделаиды (Австралия) считает, что за тысячелетия существования рядом с человеком собаки адаптировались и научились принимать виноватый вид перед своим хозяином, как только его поведение говорит о том, что он рассержен (а считывать настроение человека по мимике и жестам собаки умеют очень хорошо). Животные очень быстро понимают, что если принять позу подчинения (прижать ушки, перевернуться на спинку, начать ластиться и заглядывать в глаза человеку и т.д.), он сменит гнев на милость и наказания не последует (либо оно прекратится). Иными словами, собака будет вымаливать прощение не потому, что она чувствует свою вину и ей стыдно, а лишь с целью поменять отношение человека к ней. Причину же гнева хозяина она может и не осознавать.


Ученые Будапештского университета имени Л.Этвеша провели любопытный эксперимент с участием более чем 60 домашних собак. На стол клали вкусную еду и питомца оставляли один на один с пищей, предварительно запретив брать ее. Кто-то из животных съедал еду, кто-то — нет. По возвращении человека специалисты наблюдали, как ведут себя четвероногие. Предположение о том, что собаки начинают вести себя виновато только после того, как их поругают, а не потому, что нарушили запрет, полностью подтвердилось. Более того, сами владельцы собак не могли с точностью определить по поведению своих питомцев, нарушили те запрет или нет, пока им об этом не сообщали экспериментаторы.

Шотландский специалист по поведению животных Элейн Хенли поясняет: «Чувство вины или стыда, конечно же, собакам приписывают люди. Зато животные способны реагировать на тон голоса, движения и даже запах владельца. Они распознают также и запах гнева».

Иногда позу подчинения собаки после наказания или какого-то запрета люди также ошибочно принимают за обиду питомца. Однако на самом деле это не так. Собака не обиделась, а просто по своему опыту знает, что если уйдет и ляжет в уголке, отвернувшись, сердце человека смягчится.

Могут ли наши хвостатые питомцы ревновать? Собаки — высокоорганизованные социальные существа. Но, увы, то, что мы принимаем за их ревность, лишь разновидность иерархического инстинкта. Любимого хозяина пес воспринимает прежде всего как вожака стаи (а стая — это ваша семья либо круг ваших близких друзей, постоянно находящихся в вашем доме). Любое животное знает, что вожак имеет исключительное право первым подойти к пище, занять лучшее место для отдыха и так далее. Поэтому каждый член стаи будет стремиться быть поближе к вожаку, иными словами, подняться по иерархической лестнице. У собаки это выражается, например, в стремлении залезть в кровать к хозяину, вытеснив оттуда его супругу или ребенка, требовать поиграть с ней, когда хозяин занят кем-то другим, рычать на соперника и так далее. Со стороны это выглядит комично, но объяснение у такого поведения, как видим, вполне научное.

Способны ли наши четвероногие друзья сопереживать? Во время одного из экспериментов ученые собрали собак разных пород и включили им для прослушивания разнообразные звуки.

Помимо музыки и шума животным проигрывали плач и всхлипывание человека. Удивительно, но именно на эти звуки острее всего реагировали псы. Это свидетельствует о том, что собаки четко понимают всю эмоциональную силу человеческого плача и переживают, слыша его. Возможно, даже сопереживают.

«Мы точно знаем, что у собак есть чувства. Однако о том, что конкретно они испытывают, мы пока можем только догадываться по их внешнему поведению», — констатирует Элейн Хенли.

Часто люди берут собаку и думают, что она им будет газеты носить и чуть ли чай-кофе не заваривать, потанцует и споет по их желанию… Но при этом не хотят или не могут научить ее даже самым элементарным правилам поведения.

Как человеку и животному понять друг друга и установить взаимопонимание? Главное — с детства закрепить взаимоотношения доверия и укрепить чувство безопасности у собаки. Об этом "Правде.Ру" рассказала зоопсихолог Милена Фаустова.

— Милена Геннадьевна, какие существуют виды нежелательного поведения собаки и до какой степени может их скорректировать зоопсихолог? Как это происходит?

— Гипотетически можно скорректировать все. Но есть такие проблемы, которые лечатся очень долго. Другие проблемы можно за одну-две консультации решить. Одна из частых проблем, с которыми ко мне обращаются: собака (бывает даже взрослая, но чаще щенок) писает, справляет свои дела дома. И тут самое главное — понять, почему он это делает.

Это может быть страх одиночества, когда хозяин уходит, а собака таким образом как бы пытается донести свои фобии. Это может быть неуверенность в отношениях с хозяином. И тогда мы уже работаем над тем, чтобы хозяин и собака начали понимать друг друга. Может быть, собака просто не понимает, что нужно писать на улице. В основном это щенки, которые выходят на улицу, но боятся там писать или так заигрываются, что ничего больше не могут там сделать и все несут домой.

Тут важно понять корень проблемы, и в зависимости от этого ее решать. Иногда приходится углубляться в прошлое. Собаки, как и люди, получают первичную важную информацию в раннем детстве, когда формируются основные навыки и модели поведения. Некоторые по каким-то причинам не получили эту информацию.

И поэтому, конечно, с такими собаками-депривантами, которые в детстве лишились чего-то важного, труднее всего работать. Потому что, как известно, детские травмы или не лечатся, или лечатся очень долго. И есть собаки, которые (тоже частые обращения) боятся оставаться одни дома. С ними тоже очень трудно работать, потому что хозяевам нужно уходить на работу.

Собака начинает орать, скулить, что-то там грызть, разносить квартиру или тоже делать дела в неположенном месте. Тут нужна скрупулезная каждодневная работа с собакой, на которую у хозяев не всегда хватает и времени, и желания.

Я не раз сталкивалась с мнением, что собака должна то-то, то-то, то-то и еще много чего. И часто люди берут собаку в надежде на то, что щенок уже будет ходить на улице, носить тапочки, приносить газету, чуть ли не заваривать чай, кофе, потанцуем…

Мало, кто хочет работать с самого младенчества с щенком, для того чтобы научить его пусть не кофе готовить, конечно, но хотя бы основным навыкам, каким-то основным правилам поведения. И главное, конечно, — нужно с детства закрепить взаимоотношения доверия, укрепить чувства безопасности у собаки, уверенности в хозяине. Это очень важно, потому что без этого чувства собака всегда будет проблемной.

— Как известно, животные в основном повинуются инстинктам. У собаки рефлексы первостепенны. Как зоопсихолог может воздействовать на собаку? Как это происходит?

— Да, инстинкты, рефлексы — все это есть у собаки. Но полагаться на то, что собака живет только этим, — мнение прошлого века. Потому что современные ученые биологи, нейрофизиологи и прочие давно поняли и доказали, что не только на инстинктах и рефлексах собака живет и общается. На самом деле психологическое развитие у взрослой собаки сопоставимо с ребенком лет трех-четырех.

А ребенка в этом возрасте многому уже можно научить, много чего объяснить. Можно вступать даже в полноправный взрослый разговор. То же самое можно и с собакой делать. Тут очень важно полагаться не столько на какие-то инстинкты и рефлексы у собаки, сколько найти тот мотив, который будет сподвигать собаку делать то или другое.

Но это очень часто тоже бывает проблемой, потому что такие мотивы могут быть неочевидны для хозяев. Тем более трудно понять, что надо делать. Например, если собака тянет на улице, ее мотив, естественно, идти вперед что-то понюхать или кого-то облаять, а хозяину очень трудно понять, как с этим работать.

И тут нужно понимание того, что хочет собака, и понимание того, как с ней можно найти какой-то консенсус, чтобы собака своего в результате добилась, но и сделала то, что хочет хозяин. Вот это порою бывает очень сложно. Хозяину нужно понимать, как воздействовать на собаку без наказания и ругани, без каких-то ненужных упреков, которые собака все равно не поймет.

Если в момент, когда собака, например, лает на прохожего, начать ее ругать, то она может как бы совершенно по-другому воспринять, за что ее ругают. Потому что обычно лай на прохожего говорит о неуверенности собаки в себе, о ее страхе. И получается, что хозяева ругают собаку за страх. Это очень трудно понять.

Соответственно, когда хозяин начинает ругать собаку при чужом прохожем, то сам тоже напрягается. И собака может подумать, что это просто человек очень опасный и вообще со всеми прохожими так надо. Тогда она будет с еще большей силой потом нападать или не любить чужих людей.

Тут очень тонкая грань, когда нужно понять, почему собака так себя ведет, что движет ее поведением. Плюс к этому, конечно, нужно думать, как можно это снять без конфликта, объяснить, чтобы и собаке было понятно и приятно, чтобы она понимала, что лаять на прохожих нехорошо. Для этого, конечно, надо ее хвалить за хорошее поведение и какие-то бонусы в виде печенья использовать.

Беседовала Лада Коротун

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Домашний питомец в семье с особым ребенком: каким он должен быть и можно ли вообще его заводить?

  • Статьи
  • /
  • Ноу-хау

529485_140735862774601_1590489498_n

Татьяна Любимова, руководитель программы канис-терапии «Солнечный пес» в Москве. Фото: facebook.com

Татьяна Любимова руководитель группы каниc-терапии «Солнечный пес», уже 12 лет занимается реабилитацией детей с особенностями развития с помощью собак. Сейчас канис-терапия у всех на слуху, а еще лет 10 назад о ней никто не знал. Раньше собак заводили просто как компаньонов. Теперь же многие предполагают, что животное может стать «доктором» для их ребенка.

Казалось бы, нужно стремиться дать особому ребенку возможность чаще общаться с собакой? Но все гораздо сложнее.

Шаг первый: ставим цель

_DSC4316

Фото Надежды Сокоревой

В вопросе заведения домашнего животного родителям особого ребенка надо в первую очередь отталкиваться от задач, которые вы перед собой ставите. Кого вы хотите – собаку-компаньона, веселого зверя рядом, или вы хотите собаку-терапевта, для серьёзной систематической работы с ребенком? Это совсем иной уровень требований.

А может быть, вы хотите, чтобы животное стало вашей поддержкой – просто прийти в себя, просто выйти лишний раз на улицу подышать воздухом – чтобы был повод переключиться? Это тоже хорошо. Но в этом варианте требования к такой собаке будут ниже, чем к псу, который будет взаимодействовать с ребенком.

Шаг второй: думаем о безопасности и ребенка, и собаки

_DSC4228

Фото Надежды Сокоревой

«Первое правило техники безопасности – собаку нельзя будет оставлять наедине с ребенком. Ну а дальше – важно следить за их взаимоотношениями, — говорит Татьяна Любимова. — Иногда мне родители звонят и рассказывают: «Наш ребенок так весело с собакой играет, пихает ее в стиральную машину и хохочет». И человек не понимает всего ужаса ситуации. Мне в таких случаях жалко собаку. Чем она это заслужила?

Или, к примеру, ребенок привык дергать собаку, таскать ее за уши и так далее, но я-то на занятии могу его проконтролировать, вовремя переключить или оторвать от животного, однако если мама не реагирует, то ребенок точно так же ведет себя потом со своей собакой. Отучить его трудно, это требует много времени и усилий. А родителей это устраивает — ребенок отвлечен, занят чем-то.

Но в чем цель? В таком процессе нет эмпатии, ребенок играет «в собаку», а не с собакой, он не воспринимает ее как живое существо, которому больно, плохо и дискомфортно. И ребенок очень быстро привыкает к тому, что можно делать больно».

Шаг третий: прикидываем свои физические возможности

_DSC4157

Фото Надежды Сокоревой

Щенок должен гулять 4-5 раз в день, пока не научится соблюдать чистоту в доме. Осечки могут быть до года: собака может нечаянно нагадить в квартире в этом возрасте. Как вы сможете с этим справиться, убирать, выводить ее? И ведь нужно помнить, что особого ребенка не всегода оставишь без присмотра: значит, придется 4-5 раз в день одеть и раздеть ребенка, чтобы взять его с собой на прогулку. Ребенок с особенностями не может при этом самостоятельно раздеться и одеться — это снова время.

«При этом на детской площадке гулять с собакой нельзя, я даже со своими собаками- терапевтами, хотя они послушны и обучены, никогда туда не хожу, ни одна моя собака ни разу лапой не ступала на детскую площадку, хотя вместе росли уже двое детей и три наши младшие собаки, — говорит Татьяна. — А вы с ребенком, с особенным ребенком, и ему тоже нужно полноценно погулять. Как быть?».

К тому же щенка надо водить на поводке, обучать. Совмещать такие вещи с прогулкой с детьми невозможно. Или ребенка нужно занимать чем-то в это время.

Очень часто, отмечает Татьяна, семьи не рассчитывают свои силы. Потом собак, на которых у родителей особенного ребенка нет времени, приходится переустраивать в другие руки.

Сенсорная нагрузка: снижаем агрессию или провоцируем?

unnamed4

Фото Павла Смертина

Есть дети, и их немало, отмечает Татьяна Любимова, которым необходимо, по крайней мере, на первых порах, ограничение в общении с собакой, иначе ребёнок или перевозбудится, или уйдёт в торможение.

Еще важно помнить, что общение с собакой, особенно тактильное, это мощная сенсорная нагрузка. «Мы ведем первые занятия не более 15 минут. Поначалу ребенку с аутизмом хватает даже 15 минут в неделю, чтобы появились положительные сдвиги. И это чётко структурированное занятие, а не просто взял поводок и побежал. Процессом руководит специалист, который следит за состоянием ребенка, что с ним происходит, чтобы был результат. Даже с хорошо обученной собакой редко в домашних условиях родителям удается проводить полноценное занятие».

В семье собака часто не оправдывает возложенных на нее «терапевтических» ожиданий, а превращается в подушку, в предмет интерьера.

В лучшем случае она воздействует на эмоциональную сферу ребенка. В худшем – приводит к огромному регрессу, отмечает эксперт.

«Ребенок не умеет общаться с собакой. А щенок прыгает, кусает, он резкий, он бурно реагирует на ребенка, он живет своей щенячьей жизнью. Ребенок в итоге находится в стрессовой ситуации 24 часа в сутки, он не ощущает себя дома защищённым, как в поговорке «мой дом — моя крепость»».

В практике Татьяны были случаи, когда к ней обращались за помощью родители в таких ситуациях. «Были стремительные регрессы. В самом тяжелом случае щенок жил 6 месяцев в ванной комнате, а ребенок ходил в туалет по стеночке, а потом лег в позу эмбриона и вообще отказался что-то делать, совсем замкнулся».

Сигнал усталости

_DSC4380

Частый спутник различных нарушений развития детей — нарушение сенсорной интеграции: человек плохо ощущает себя в пространстве. Бывает, поясняет Татьяна Любимова, что во время общения с собакой ребёнок начинает лучше чувствовать свое тело, и для усиления своего ощущения ребенок может неожиданно пнуть собаку или даже укусить ее, или стиснуть.

«Но это не агрессия как таковая. Это способ познания мира, он просто иначе не умеет. Надо в этот момент научить его взаимодействовать с собакой. И это, кстати, один из ключевых моментов в нашей работе. С истинно агрессивными манипуляциями по отношению к животным я сталкиваюсь редко, можно пересчитать по пальцам.

Бывает, что кажущаяся агрессия – это, на самом деле, сигнал об усталости. И такого ребенка я просто положу с собаками, чтобы он расслабился. (Но если ребенок бьет собаку и смотрит на меня, ждет моей реакции, то я выдворю его с занятия – это уже осознанное агрессивное поведение».) Такая «агрессия» наблюдается не только у аутистов, в детдомах, например, сплошь и рядом, у детей с нарушениями интеллекта, особенно с глубокими.

Это и есть тот тонкий момент. Когда у ребенка просыпается желание сильного тактильного контакта, это желание нужно вовремя направить. Иначе негативное поведение быстро закрепляется.

Если родители неопытны в этих вопросах, можно только навредить.

Поэтому крайне важно отслеживать общение ребенка и собаки. «Они должны научиться считывать сигналы друг друга. Но до этой вершины еще идти и идти. В дрессировке щенка нужна помощь кинолога, и лучше, чтобы он приходил домой и на месте понаблюдал взаимодействие родителей, собаки и ребенка, подкорректировал, дал рекомендации, — считает Татьяна. Причем такую работу надо начинать уже с двух месяцев жизни щенка. Объяснять собаке, что такое хорошо и что такое плохо, и, конечно, обязательно проходить курсы дрессировки. Причем не только на площадке, а в бытовых условиях – собака должна слушаться в любой ситуации».

Выбираем породу

_DSC4228

Фото Надежды Сокоревой

Если все же семья принимает решение о том, чтобы в доме появился питомец, то нужно тщательно подойти к выбору. И опять же – исходя из своих целей и задач, а не руководствуясь желаниями или эстетическими пристрастиями.

«Обратите внимание на ваш темперамент и характер собаки. Побывайте на выставках, присмотритесь к породам. Кому–то по сердцу собака-каучуковый мячик, кому-то – спокойные и вальяжные. Собака может быть маленькой, но заполнять собой все пространство, энергетическим сгустком. А может быть большой, но словно незаметной, — отмечает Татьяна Любимова. — Не поленитесь и почитайте хорошие справочники: для чего выведена порода.

Вам понравилась гончая – но она выведена для работы в лесу, она должна самостоятельно бежать и гнать зверя. И эту черту убрать из характера собаки будет практически невозможно. А если она побежит от вас в парке – ваши действия?

Или, скажем, ротвейлер. Это служебная собака для работы, защитно-караульной службы. Сможете ли вы контролировать такую собаку, весом в 80 кило, если в другой руке у вас ребенок? Бывают и добрые ротвейлеры, но это всё же не породный признак, и неизвестно, как поведёт себя собака в критической ситуации.

Я категорически против того, чтобы в семью с детьми, тем более с особенностями здоровья, заводили агрессивных собак – были случаи весьма печальные. Или, скажем, милый бигль – сейчас эту породу воспринимают как собаку-компаньона, но это все же гончая, не очень заинтересованная в общении с человеком. Она не будет взаимодействовать с ребенком, как от неё ждут».

Татьяна рекомендует заводить в семье с ребенком-аутистом собаку среднего размера.

«Собаку крупную – как и лошадь – ребенок-аутист воспринимает по частям. Специалисты отмечают, например, что ребенок вполне естественно и хорошо может воспринимать лошадь, сидя на ней верхом, но годами отшатывается от морды. Так же и с большой собакой – будет играть с ее спиной, но шарахаться от морды. А маленькую собаку может просто сильно сжать, делать ей больно, нечаянно покалечить».

Кстати, некоторые родители идут от противного. Например, ребенок боится собак – и они, зная об этой особенности, намеренно заводят щенка, считая, что при близком общении ребенок сможет перебороть свой страх и в итоге дружба с животным принесет пользу. Но бывает, что результат оказывается еще хуже. В одном из подобных случаев мама завела малышу щенка кавказской овчарки. Теперь мама тоже боится собаку, овчарка живет на улице, охраняет дом. Этот «ход конем» не принес никакой пользы ребенку.

Маленькое, но страшное?

14877090_1190602680986227_980582475_n (1)

А может быть, обратить внимание на других животных? Например, завести не собаку, а хомячка, скажем, или рыбок? Они не опасны для ребенка, и с ними не будет столько хлопот… Но и тут не все так просто.

Такой вариант подходит, если родители хотят, чтобы ребенок научился наблюдать. Но давать таких мелких животных в руки лучше не стоит.

Мелкие существа могут неожиданно напугать.

«Мелкие животные очень резкие и быстрые. А дети с нарушениями не успевают их отслеживать. Поэтому пугаются. Из-за этого некоторые дети, кстати, боятся и маленьких собак, — говорит Татьяна Любимова. – Это как мы с мышкой – когда она сидит на ладони, и мы любуемся ее лапками и глазками-бусинками, нам интересно, а если такая же мышь метнется мимо нас из буфета, мы отпрянем в ужасе. Просто потому, что мы не успеваем разглядеть, и мозг сигнализирует об опасности».

Возможно, такому ребенку подойдут малоподвижные животные? Скажем, черепахи или хамелеоны? Может быть, соорудить дома террариум? Это возможно, но учитывайте состояние здоровья ваших детей. Какой иммунитет у ребенка, нет ли у него астмы, аллергии. «Например, черепахи часто болеют сальмонеллезом, потому что они выловлены в дикой природе, и могут заразить ребенка. На птиц может быть аллергия, на корм для рыб тоже. Так что нужно исходить из индивидуальных особенностей ребенка».

Самый безопасный и беспроигрышный способ дать ребенку с особенностями здоровья общаться с животными с пользой для себя – это, в частности, посещение зоопарка. Но в этом случае, рекомендует наш эксперт, не ставьте перед собой цель за один день обойти все вольеры. Лучше, когда ребенок воспринимает информацию дозированно. Например, отправьтесь любоваться бабочками, или уделите время изучению поведения пингвинов или обезьян.

Пять проверочных вопросов

34_1

Итак, если вы приняли решение взять собаку в семью с особенным ребенком, ответьте себе на вопросы:

  1. Зачем именно вам нужна собака? Просто для общения (тогда учтите варианты реакции ребёнка), для каких- то конкретных занятий (каких, с какой целью и т.д.)
  2. Сколько вы сможете уделять внимания собаке? Ухаживать за шерстью, выгуливать, дрессировать.
  3. Насколько технически осуществим непредвиденный выгул собаки, к примеру, мамой с двумя детьми, один из которых, к примеру — аутист?
  4. Есть ли у вас средства на дрессировку, уход, плановые (обязательно вакцинация и обработка от блох и клещей) и непредвиденные ветеринарные расходы?
  5. Насколько вы способны контролировать общение ребёнка и собаки, есть ли вообще опыт дрессировки и воспитания собак?

Кстати, родители часто думают, что ребёнок сам будет ухаживать за животным. Напрасно. «Как бы убедительно ни звучали уверения ребёнка, что он всё- всё будет делать сам, всё же надо отдавать себе отчёт, что ответственность за ситуацию с животным целиком и полностью лежит на взрослых. К тому же во многих регионах по правилам содержания домашних животных выгул собак детьми до 14 лет без сопровождения взрослых запрещён», — напоминает эксперт.

Олли, первая собака-терапевт в России

_DSC3622

Фото Надежды Сокоревой

Наш эксперт Татьяна Любимова – тоже мама особенного ребенка. Сын Татьяны Саша родился с тяжелой формой ДЦП. Когда мальчику было 4 года, родители завели собаку. «Саша сам не говорил, но оказалось, что он давно мечтал о собаке – это обнаружила и поняла наш психолог, — вспоминает Татьяна. — Мы очень тщательно подходили к выбору собаки, взяв в итоге золотистого ретривера Олли. Но все же мы все равно совершили всевозможные ошибки».

Татьяна думала, что я сможет выдрессировать собаку самостоятельно, у нее уже были собаки. Но ее усилий оказалось недостаточно, пришлось обращаться в центр, который готовит собак для работы с инвалидами.

Олли начала заниматься в центре и в итоге стала первой собакой-терапевтом в России. «Олли стала нашим счастливым лотерейным билетом. Когда мы выходили с Сашей гулять, он страшно ею гордился. И прохожие видели не мальчика-калеку, а мальчика с красивой, умной и послушной собакой.

Когда Саши не стало, мы стали работать с Олли с другими детьми. У нас уже были знания и о детей-аутистах, и о детях с другими заболеваниями. Потом нас пригласили в школу 1492 вести группу с детьми-инвалидами, и это был второй лотерейный билет. Сейчас, спустя 12 лет после начала регулярных занятий, к нам приходит уже более 150 детей».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Вас в детстве кусали собаки? Меня да. Собаки друзей и соседей, но вот свои собственные - ни разу. С чем это связано? С родителями, которые прекрасно понимали, что животное руководствуется инстинктами. Действия, которые ребёнок считает игрой, для питомца, зачастую, являются оскорбительными или вовсе несут угрожающий посыл.

Чтобы обезопасить дитя, у вас есть два варианта - запугивание пса или выстраивание чётких правил для всех домочадцев. В первом случае, адепты секты "доминаторов" пускаются во все тяжкие, практикуя прижимание тушки любимца к полу, побои и прочие виды насилия. Собака получает психологическую травму, замыкается в себе, а хозяин гордо вещает о том, что "с тех пор она ребенка не трогает". Печальное зрелище, что сказать. Дальнейшее развитие событий напрямую зависит от темперамента питомца. Фактически, такие родители вешают на стену заряженное ружьё и надеются, что оно больше не выстрелит.

А выстреливает часто, причём нередко бывает "рикошет", попадающий в незнакомых чад на улице. Хозяин бывает крайне удивлён подобным исходом, искренне не понимая, откуда взялась агрессия у якобы обожающего детей пушистика.

Понимаете, нужен контакт, а он не нарабатывается на отрицательном подкреплении. Перед укусом всегда сотня шансов его предотвратить. Давайте разберём главные причины враждебности собак к детям - страх, охотничий инстинкт, проблемы с иерархией.

Страх бывает разный. От опасения за собственную безопасность до охраны ресурсов(миски, игрушек). Собака много-много раз предупреждает о собственном дискомфорте и это самый важный этап. Язык тела, мимика, позы - способы общения, благодаря которым владелец понимает, что происходит с его четверолапым другом. Обращайте внимание на сигналы тревоги, такие, как замирание тела с чуть опущенной головой, поджатый хвост, нервное облизывание, учащенное дыхание. Не наказывайте испуганного питомца за рык! Животное честно сообщает "Мне не комфортно, прекратите". Если проигнорировать это сообщение, собака, фактически, будет вынуждена усвоить - предупреждать бесполезно, нужно сразу переходить к атаке. Для родителей разумным решением будет выделить псу отдельный угол, куда дети никогда(!) не лезут. Таким образом, ребёнок может играть с животным, тискать, рисовать фломастерами на шкуре(иногда выходит красиво), но как только собака устанет от шалостей, она имеет право встать и уйти отдыхать. В выигрыше все.

Охотничий инстинкт - штука более сложная. Генетика шепчет на ухо псу - "Нет времени объяснять, догоняй!", а что именно собой представляет движущаяся цель, дело второстепенное. Я сам владелец собаки, у которой "сносит башню" от бегущих детей или кошек, от пакетов в порыве ветра, стремительных птиц, мух, точки лазерной указки.. Но если в нашем случае речь о последующем нападении не идёт( кроме мух, их проглатывает), то многие другие питомцы, перевозбуждаясь, могут сделать "кусь", как правило, в ногу. Или в руку, смотря чем соблазнительно машет ребёнок. Что посоветовать? Вот здесь не лишним будет проявить строгость. Кинулся в сторону ребенка? Одёрните как следует поводок (в ту же секунду, иначе пёс ничего не поймет). И выстраивайте игровой процесс, переключая внимание на нужные вам объекты. Играя на заднем дворе, ребенок может взять мячик или пуллер, который и предназначен для собачьих зубов.

Иерархия в семье. Самая нелюбимая тема, потому, что слишком крепко в общество вросли стереотипы об этом виде агресии. Информация к размышлению - цапнув ребенка за щеку, собака не стремиться показать ненависть. Она воспитывает. Для нас, людей, укус, тем более в лицо, становится настоящей трагедией (ещё бы), а вот пёс просто показывает малышу границы дозволенного. Так называемое "ритуальное" поведение присуще всем псовым, только некоторые заходят слишком далеко, не рассчитывая силу. Обычно получается не полноценный укус, а "щипок" передними зубами. В любом случае, такого допускать нельзя. Учтите, что животные прекрасно считывают обстановку в семье, где младшие явно проигрывают в авторитете взрослым, поэтому необходимо объяснить - ребенок тоже человек. Он в равной степени владеет ресурсами и если собака будет хорошо себя вести, то получит "ништяки" от маленького хозяина.

Конечно, не у всех родителей возникают вышеперечисленные трудности. Есть много любимцев, которые искренне любят детей и относятся к ним с нежностью без всяких условий. Если в вашем доме сложилась несколько иная ситуация - не пренебрегайте услугами кинолога, который поможет наладить контакт. Пожалуйста, скептически относитесь к советам "бывалых" собачников, которые делают выводы на основе давно устаревших подходов к воспитанию. Таких "знатоков" полно в каждом дворе, но что-то ни на одном крупном соревновании, с действительно рабочими, обученными собаками я не видел человека, который бы пытался запугивать пушистого друга. Напротив, первое, что советовали профессионалы - как можно чаще хвалить Терру за поведение, которое нас устраивает.

Спасибо, что читаете нас!

"Не проблемы должны толкать в спину, а мечты вести вперёд"

Читайте также: