Почему собака боится ребенка
Опубликовано: 17.04.2024
Все собаки любят предсказуемость в действиях. Упорядоченные поступки, ритуалы, правила - это то, что нужно нашим хвостам, чтобы они чувствовали себя уверенно. И этим не могут похвастаться маленькие дети. А теперь давайте подробнее.
Ниже будет одна ситуация, с которой я бы очень хотела и была благодарна, если бы вы помогли мне разобраться
Не буду здесь углубляться в азы, когда вы собаку учите, скажем, не забираться на кровать, а при этом сами периодически пускаете или хотите, чтобы она не попрошайничала, а сами даете то и дело кусочки за ужином. Это и так понятно. Есть правило дома - должно соблюдаться. И если хотите собаку научить, нужно самому придерживаться этих правил.
Так вот. Речь здесь не об этом. А о предсказуемости.
Дети ведут себя максимально непредсказуемо. Для родителя так уж точно, а представьте как (!) это для собаки. А для посторонней собаки, которая данного конкретного ребёнка видит первый раз в жизни.
И это пугает. Но что - «это», спросите вы? Давайте по пунктам и в комментариях обсудим, что с этим делать.
Что страшного в детях?
- Жестикуляция
Детишки, а особенно маленькие часто размахивают руками, предметами, которые в их руках и, в общем и целом, не очень способны управлять своими конечностями. Поэтому зачастую это выглядит как походка Капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря».
Пугает ли это собаку? О да! Особенно тех хвостов, кто в принципе мало общался с детишками. Щенок или взрослая особь - не важно. Важен уровень социализации.
Если он низок, либо есть проблемы со здоровьем. Упс. Собака будет бояться пока не выясните причину и не поможете своему шерстяному товарищу справиться.
Казалось бы, у детей очень высокий и тонкий голосок. Такие интонации нравятся и хорошо воспринимаются собаками. А уже если в ход идёт такое сюсюканье в виде «Мама, шматри какая сабавчка», то в чём проблема, скажете вы? А вот в чём. Когда этот милый детский голосок неожиданно выдаёт «Аааа. Ой. Мама. Собака. » пугаются все. Начиная от ребёнка, заканчивая собакой.
- Предметы в руках
Это как жестикуляция, но хуже. Вот представьте, например, вы боитесь осьминогов. А если на вас направится осьминог с дубиной в руках-сбежите или постараетесь напасть в ответ? Зависит от вашего темперамента. Также и собак срабатывает либо пассивно-оборонительный рефлекс, либо активно-оборонительный. То есть одни хвосты прячутся за мамичку/папичку, а другие, показав оскал, с выпадами пытаются отогнать злого монстра.
И та самая ситуация, о которой я хотела вам рассказать:
У нашего подъезда с момента большого снежного апокалипсиса снегопада начали играть детишки. Прямо на выходе. Прямо в образовавшихся сугробах. То есть, как только мы выходим из подъезда на прогулку с собаньками - утыкаемся в детей, играющих в снегах. Обойти, пойти другой дорогой невозможно. Это единственная тропинка из подъезда.
Мой младший пёс Лео любит детишек. Он всегда хочет поучаствовать и ему ок, что они бегают, кричат и размахивают лопатками, подбрасывая снежки вверх.
А вот Джею - нет. Совсем не ок. Да, он теряет зрение. Да, он тревожен. Да, это моя забота научить его спокойно жить в новом мире без зрения.
Но. Простите. Почему я должна его постоянно успокаивать, в то время, как родители позволяют детям играть там, где им не положено играть?!
Или подождите. Сейчас опишу ситуацию и переформулирую.
Вчера мы вышли с Джейкой вслед за Лео и моим молодым человеком на прогулку. Прямо на выходе из подъезда он начал лаять на детей, которые катались по насыпанной от расчищенного снега горке и лопатами загребали снежки. Я подождала несколько секунд, чтобы родители сообразили, что нам нужно пройти (хоть как-то, мать его! другого прохода нет!) и придержали детей. Этого, как вы понимаете, не произошло. На свой страх и риск я пошла с Джеем по этой дорожке, придерживая его за шлейку и объясняя, что тут все свои.
Но дети, по мере нашего приближения, начали активнее махать лопатами. И вот такая картина:
Детишки под ноги нам катаются с этой горки, размахивают лопатами, Джей в истерике на них рычит и с выпадами отгоняет, я пытаюсь скорее пройти эту полосу препятствий и успокаиваю его, а родители смеются, потому что ну очевидно это же блин забавно, что дети дразнят собаку, а она так «смешно» реагирует.
Была ли я в ярости? О да. На детей? Нет, конечно. Они не знали, что делают. На родителей? Ещё как!
Я обратилась к родителям, чтобы они остановили на несколько секунд детей и попросили их не размахивать лопатками, чтобы мы прошли. Что я получила - неадекватный взгляд и лишь причитания «ой, ну что он лает, ну пусть успокоится».
Да пусть. Да! Я ж только за! За то, чтобы моя собака спокойно могла выходить из подъезда и её намеренно не пугали. За то, чтобы дети чувствовали себя в безопастности и не боялись собак. За то, чтобы у меня не дёргался глаз при виде ребёнка и я не просчитывала всевозможные варианты событий.
Мне некомфортна непредсказуемость. Мне. Человеку, которому на месте не сидится. Человеку, который дольше полутора лет прожить в одном городе не может. А что уж про собаку говорить. А про слепнущую неуверенную в себе собаку.
По окончанию прогулки угадаете, кто тусил у подъезда? Думаю, да. И вот через сугробы под балконами и лай Джея (уже в сторону Лео. Да, он своего не признал от такой нервотрёпки) мы кое-как оказались у подъезда. А родители продолжили «умиляться» такой забавной собачке, которая непонятно зачем лает на их детей.
Тут у нас возник спор
С моим молодым человеком. Он посчитал неправильным, что я решила поговорить с родителями детей и попросила придержать их на несколько секунд. Аргументируя чем? Тем, что Джея надо было провести сквозь эту толпу и вообще приучать к такой движухе. Ну. они же дети. А родители. Ну что родители. Лень было дойти до детской площадки в 20 метрах или до горки в 50 метрах. Но. как бы имеют право.
И что я вообще проецирую на Джея свои страхи
Но нет! Я не боюсь детей. Я змей боюсь и за километр их обойду, убегу, уплыву и тд и тп. А в случае с Джеем. ну ё-маё! Мы живём вместе больше 5 лет. Я его знаю. И я научилась понимать его. А сейчас с его потерей зрения и повышенной тревожностью я более трепетно к нему отношусь. Но не боюсь за него. Ну где ребёнок, а где зубы Джея? Чё с чем сравниваем то? Если уж говорить о страхах и реальной опасности.
Я просто несогласна. Мне всё равно, где и как гуляют дети. И насколько лень или нет их родителям куда-либо дойти. Честно. Но мне некомфортно сталкиваться с такими ситуациями. Я не хочу успокаивать собаку, когда она тревожится. Я хочу, чтобы были условия, в которых она не будет тревожится. Я не хочу отгораживать ногой детей с лопатами, которые скатываются под лапы моему барбосу, чтобы он их не сожрал. Я хочу уважения. Ко мне и моим собакам.
Когда мимо проходит человек и просит придержать собаку, потому что боится - ок! Мы уходим в сторону, чтобы он прошёл. Что сложного объяснить детям, как вести себя в присутствии собаки?
Вот представьте ситуацию зеркальную
Выходит мама с ребёнком из подъезда, а прямо у выхода толпа собачников с хвостами. И те без поводка. А ребёнок боится и пройти не может. А собаньки кружат и кружат вокруг него, а их хозяева приговаривают, что мол «чой-та ребёнок плачет? Собаки-то добрые»
Помнимаете, к чему я веду?
Просто давайте уважать друг друга и быть чуточку вежливыми, а? ❤️
А вы как бы поступили в этой ситуации? Поговорили с родителями? Или считаете, что я зря попыталась?
Для новеньких - не забывайте подписываться на мой домашний уютный бложек! Воспитываю собаку-поводыря и рассказываю о жизни со слепым барбосом.
Мы с ушастыми рады всем и каждому!💫
Другие статьи, которые могут Вам понравиться:
Пост-знакомство (лонгрид) 👈🏻Здесь можно поддержать мой блог
В умах многих людей крепко засело, что собаки — это те животные, которые поголовно любят детей. Некоторые родители позволяют своим чадам гладить чужих животных, уверенные в том, что питомцы не нанесут вреда. На самом деле далеко не все животные благосклонны к детям. Разберем подробнее.
Почему собаки боятся детей? Почему они вообще чего-либо боятся? Страхи животных связаны либо с горьким опытом, либо с непониманием происходящего. Допустим, будучи щенком, ваш питомец столкнулся с ребятней, которая его ударила или напугала. Стресс крепко засел в памяти, и теперь ваш друг связывает боль и неприязнь с детьми. Это один вариант, и он сложнее поддается коррекции.
С другой стороны, собака может до определенного времени сталкиваться только со взрослыми, а в один момент, оказавшись рядом с трехлетним чадом, начать скулить или рычать. Рассмотрим ситуацию с точки зрения любимца. Маленькие дети по большей части непредсказуемые, шумные и неловкие. Они могут резко закричать, заплакать, подойти близко и попытаться погладить собаку без предупреждения, либо что-нибудь в нее кинуть. Будем честны, даже мы, люди, зачастую впадаем в ступор от подобного. Чего же ждать от собак?
В природе животные при столкновении с необъяснимым существом или явлением склонны убегать или нападать. Хищники (а не будем забывать, что собака именно хищник) чаще нападают. При этом зачастую именно мы закрепляем страхи любимцев. Собаки предупреждают нас о неприязни специальными сигналами, которые человек не всегда готов видеть. Они отстраняются, пристально смотрят, начинают облизываться (признаки напряжения), но некоторые владельцы продолжают игнорировать поведение и позволять четвероногим делать, что вздумается. А если собака все-таки нападает, многие начинают кричать, ругаться, что еще больше возбуждает питомца.
Что же делать?
Что точно НЕ нужно делать, так это насильно приучать собаку, заставляя тесно общаться с детьми. Стоит ли говорить, что ребенок может серьезно пострадать, а собака получит весомую порцию стресса?
Для начала попробуйте определить, боится собака именно детей или громких звуков, которые те издают. Подход в обоих случаях будет несколько разный.
Если собака боится именно вида маленького ребенка, попросите у знакомых или купите куклу, которую можно будет демонстрировать дома. При этом спустите любимца с поводка - пусть чувствует себя вольным выбирать: избежать взаимодействия или познакомиться. Если собака начинает возбуждаться, прыгать, вилять хвостом или рычать, легонько толкните ее, призывая к спокойствию. Также можно отвести взгляд, повернуться к ней боком или спиной (подробнее о сигнальной системе собак и ее использовании людьми можно почитать по ссылке http://ilike.pet/news/article-signaly-kotorye-podayut-sobaki).
Если страхи питомца связаны с громкими звуками, попробуйте воспроизводить их дома. Погремите ключами или включите музыку. На возбуждение питомца реагируйте также, как и в предыдущем пункте. За спокойствие хвалите лакомством.
Дальнейшее приучение начинайте с походов на детские площадки. При малейшем раздражении собаки, переключайте ее внимание на себя. Как только ей удается отвлечься, угостите кусочком любимой еды.
Когда питомец станет спокойнее относиться к ораве малышни, можно пробовать знакомить его с отдельными ее представителями. В этом может помочь ваша знакомая с ребенком. Только нужно быть уверенным, что собака точно стала спокойнее и не нападет. Прогуляйтесь вместе, последите за ее реакцией. Хорошее влияние могут оказать и другие собаки, которые выросли среди детей и нормально на них реагируют. Главное, не забывать следить за своими эмоциями и хвалить питомца за послушание. Помните, что ваше возбуждение, как и умиротворение, легко ему передается.
Избавление от страхов — занятие постепенное и небыстрое. Настройтесь на долгий путь, запаситесь терпением, и у вас все обязательно получится.
Если Вы ищите всё самое интересное о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!
Не все домашние собаки дружелюбно настроены к детям. Пёс может рычать или пытаться укусить маленького члена семьи. У родителей это вызывает естественное беспокойство. Как исправить неправильное поведение питомца и как наладить его контакт с ребёнком?
Почему собака агрессивна?
Специалисты объясняют, что агрессия у собаки возникает по двум основным причинам.
Первая причина – самозащита. Собака может видеть в ребёнке угрозу, если он подошёл слишком близко и трогает её, то пёс будет защищать себя. Обычно четвероногие друзья человека стараются избегать нежелательного контакта и настороженно наблюдают за детьми. Если отойти в безопасное место не получается, то пёс вынужден атаковать – рычать, пытаться укусить. Это типичное поведение животного, вызванное страхом. Иногда собаки терпят присутствие маленького члена семьи рядом, пока он не начнёт приставать. В таком случае агрессия – это реакция на неприятный раздражитель.
Вторая причина проявления агрессии – соперничество, её также называют доминантной агрессией. Если ребёнок воспринимается как соперник и покушается на внимание хозяев, то пёс может издавать угрожающее рычание. В этом случае страха перед ребёнком нет. Собака считает, что находится на более высокой ступени в иерархии и воспринимает ребёнка как молодое животное, нарушившее закон стаи. Если пёс полагает, что ребёнок ниже по статусу, то он вправе ставить его на место силой.
Порой мотивация у собаки изменяется. Пёс не знает как вести себя с ребёнком и меняет поведение в зависимости от обстоятельств. Собака растеряна, ведь ребёнок хоть и дружелюбен, но опасен. Совсем маленькие дети не знают страха перед животным и ещё более раскованны. Отсюда и возникающая порой агрессия. Ко взрослым людям собака её не проявляет.
Признаки агрессии и как её пресекать
Неопытным хозяевам сложно различать тревожные признаки, которые указывают на недовольство собаки, предшествующее укусу.
Что указывает на проявление агрессии:
- напряжённая шея;
- скошенные в сторону объекта глаза;
- заломленные уши;
- подёргивающиеся губы, обнажающие зубы.
Заметив, что собака предупреждает о возможном нападении – нужно действовать. Ваша задача – дать ей понять, что ребёнок всегда прав. Вне зависимости от того, что ребёнок делает с питомцем, последний не должен его трогать. Потому строго говорите собаке «Нельзя», с силой, соответственной её размеру, пните в бедро, прижмите к земле и выставите из комнаты. Специалисты рекомендуют учить собаку и ребёнка отдельно. Когда ребёнок остался в комнате – разъясните ему что нельзя докучать животному.
Готовим собаку к проживанию с ребенком
Кинологи советуют готовить собаку до появления ребёнка в доме. Так отношения двоих будут складываться гармонично. Найдите инструктора, который поставит питомцу идеальное послушание.
Вы можете начать дрессировать питомца, пока малыш ещё младенец и большую часть времени проводит во сне. Когда он подрастёт и начнёт сталкиваться с собакой – неподготовленный питомец получит стресс.
Сначала научите собаку простым командам – «ко мне», «место», «стой» или отточите их знание. Ваша задача – добиться безупречного послушания. Так вы в будущем сможете гулять вместе с собакой и ребёнком. Это сыграет свою роль – питомец увидит, что является частью семьи. Заодно не придётся сокращать или, наоборот, увеличивать количество прогулок, ведь на заботу о ребёнке уходит много времени.
Если у ваших друзей есть дети – осторожно познакомьте с ними собаку. После подобного общения пёс легче привыкнет к новому маленькому члену семьи.
С появлением ребёнка нельзя уделять собаке меньше внимания или вовсе изолировать её в доме:
- пусть питомец под присмотром знакомится с малышом, принюхивается к нему;
- позволяйте наблюдать за процедурами ухода за ребёнком;
- общайтесь с собакой и разговаривайте с ней, лишая ощущения ненужности.
Наедине собаку и ребёнка оставляйте при полной уверенности в отсутствии неоправданной агрессии со стороны животного. И не переживайте за нарушение стерильности – если содержите собаку в чистоте, то никакой «заразы» ребёнок не подхватит.
Когда ребёнок научится ходить и захочет контактировать с собакой, следите за тем, чтобы их общение развивалось правильно. Ребёнку нужно показать, как правильно ласкать четвероногого друга.
Безопасная поза ребёнка, блокирующая агрессию собаки, выглядит так:
- присесть на корточки;
- обхватить руками шею снизу.
Нависать над собакой и хватать за шею нельзя! Поясняйте ребёнку, что если собака не хочет общения или рычит – нужно отойти и не приставать. Если пёс терпеливо сносит все детские выходки, контролируйте его. В процессе весёлой игры он может прикусить малыша или уронить.
Отслеживайте признаки стресса у собаки. Если она проявляет агрессию, чрезмерно возбуждена, то останавливайте игру и уводите ребёнка. Не наказывайте питомца за его реакцию. Правильное поведение – успокоить и похвалить за послушание ровным, ласковым тоном, сняв напряжение.
Налаживаем контакт взрослого ребёнка и собаки
Если ребёнок взрослый и способен слушаться старших – объясняйте, как правильно вести себя с собакой. Установите следующие правила:
- расскажите ребёнку, что домашнее животное – не игрушка. Их не дразнят и не провоцируют, не пристают и не пытаются играть, когда животное не расположено;
- предлагайте поиграть вместе с собакой, но не в слишком подвижную или активную игру. Ребёнок и собака смогут вместе искать спрятанные предметы или поиграть в прятки;
- привлекайте ребёнка к посильному уходу за питомцем. Поручайте давать корм, выгуливать, если поблизости нет людей или собак, угощать за выполненные команды.
- демонстрируйте иерархию в семье – покажите собаке, какое место в вашей жизни занимает ребёнок. Пёс должен понять, что это маленький член «стаи».
Помните, что собаки, как и дети, «считывают» поведение хозяина. Если вы кричите и бьёте ребёнка или питомца, то и пёс будет вести себя агрессивно. Адекватные собаки вырастают только у адекватных людей.
Пока дети растут и развиваются, для них постоянно открывается что-то новое об окружающем мире и реакция на открытия не всегда положительна. Нередко столкновение с новым может стать причиной появления детского страха и одной из часто встречающихся форм фобий у малышей является – кинофобия, то есть, боязнь собак. Поэтому многих родителей интересует вопрос о том, что делать, если их чадо боится этих питомцев и как правильно себя вести в подобной ситуации.
Причины развития фобии
Прежде чем думать над тем, как избавиться от проблемы, необходимо найти ее причину. Существует четыре наиболее распространенных фактора, провоцирующих страх перед собакой:
- Отрицательный опыт. Это возможно в том случае, если ребенка когда-то напугал, укусил или оцарапал пес.
- Непонимание. Если страх возник с первого же знакомства малыша с животным, скорее всего он просто не понимает, как ему реагировать на новое для него существо.
- Увиденный конфликт. Ребенок мог увидеть на улице драку между двумя псами или даже агрессию со стороны животного по отношению к другому человеку. В итоге первое неблагоприятное впечатление прочно фиксируется в памяти.
- Воздействие со стороны. Ребенок очень восприимчив к тому, какую информацию получает от родителей и окружающих его взрослых. Если кто-то расскажет ему, что собаки «злые» и «опасные», или будет реагировать на появление собаки страхом и попыткой оградить малыша от животного, то он начнет дублировать эмоции и мнение старших.
Следует заметить, что дети до 3 лет зачастую пугаются не животных, а громких звуков, которые они издают. Обычно подобный страх проходит постепенно по мере адаптации ребенка к громким звукам в остальном окружающем мире. Дети с 3 и до 6 лет в основном пугаются самих псов, испытывая реальную или предполагаемую опасность от животных.
Как действовать при кинофобии
Когда будет выявлена причина появления фобии, можно приступать к работе над ней. Для достижения желаемого итога, а именно, спокойной или даже позитивной реакции ребенка на собак, необходимо:
- Читать и рассказывать различные истории или сказки, в которых есть собаки в роли помощников или каких-то позитивных персонажей.
- Включать мультфильмы и фильмы с собаками, а после просмотра обсуждать персонажей и подчеркивать, что эти животные очень хорошие.
- Для детей, любящих рисовать хорошей идеей будет попробовать изобразить добрых собак в различных ситуациях.
- Подарить ребенку игрушку в виде собаки, мягкую и миловидную, но похожую на реальную, чтобы сформировать ассоциацию между искусственным и живым питомцем.
- Устраивать игры, в которых необходимо изображать животных. В первых играх изображать пса должен родитель, показывая характер и поведение животного. А после можно предложить малышу попробовать самому притвориться собакой.
- Наблюдать за животными со стороны. Начать следует с просмотра передач и видео про собак, которых будут показывать в забавных ситуациях или в процессе дрессировки. Позже можно предложить ребенку посмотреть на животных в парке, но не подходить близко, чтобы малыш не испугался.
- Общение с животным в безопасных условиях. Стоит попросить знакомого с собакой прийти в гости, чтобы ребенок мог лично пообщаться с животным и убедиться, что оно не представляет угрозы для него. Лучше всего будет, если впервые придет владелец маленькой или средней собаки, поскольку к ним адаптация будет проще. Затем уже можно пригласить кого-то с крупным питомцем.
Эти пункты должны выполняться постепенно, переходя от первого ко второму с постоянным контролем детской реакции на четвероногих зверей. И нельзя забывать постоянно, хвалить малыша и поддерживать его. Изменение взгляда на собак будет напрямую зависеть от того, насколько родители смогут обеспечить ему психологический комфорт во время борьбы с фобией.
Последним шагом в процессе избавления ребенка от страха перед псами может послужить приобретение питомца в дом. Если малыш уже может общаться с чужими собаками и реагирует на них спокойно, можно предложить ему взять домой щенка. Это поможет закрепить результат и станет хорошим опытом для ребенка.
Не стоит забывать, что бывают ситуации, когда работа с фобией останавливается на каком-то этапе и родители не могут помочь ребенку перебороть страх. В таком случае, лучше не давить на него и посетить детского психолога, чтобы тот профессионально взглянул на проблему и дал свои рекомендации.
Какие действия неприемлемы для родителя в такой ситуации
В первую очередь родители должны выделить для себя те моменты, которые недопустимы, если у их детей наблюдается кинофобия:
- Нельзя шутить над ребенком, говорить ему, что его страх глуп или нелеп. Это касается и игнорирования проблемы. Не обращая внимания на боязнь малыша, взрослый только усугубляет его эмоциональное состояние.
- Нельзя апеллировать словами вроде «не бойся», «будь храбрым». Во-первых, подобные выражения не дадут никакого результата. Во-вторых, они негативно отразятся на психологическом восприятии ребенком самого себя и станут причиной неуверенности и комплексов.
- Недопустимы негативные высказывания в адрес собак и их хозяев, поскольку ребенок будет повторять такую поведенческую модель, продолжая испытывать к животным страх.
- Нельзя отрицательно реагировать на страх ребенка. Раздражение или агрессия в адрес малыша лишь усилит страх. Правильнее будет спокойно переключить внимание ребенка на что-то другое.
Запрещающих правил не так много, но они должны строго соблюдаться. К тому же, родитель должен помнить еще об одном моменте – нельзя пытаться формировать процесс борьбы с фобией. То есть, попытки скорее познакомить ребенка с собакой, насильственное столкновение малыша с животным категорически запрещаются. Это нельзя забывать не только потому что подобные действия помешают в борьбе с кинофобией, но и потому что из-за неадекватной реакции ребенка животное может начать нервничать и ситуация станет опасной.
Как подготовить ребенка к встрече с собакой
Перед тем, как малыш лично встретится с собакой, необходимо рассказать общие правила поведения с этими животными:
- Ни в коем случае не начинать бежать от собаки – это сигнал, чтобы она догнала и поймала. Все движения должны быть спокойными, плавными.
- Собаки чувствуют эмоциональное состояние человека. Если рядом крупная собака, вызывающая у малыша страх, он может остановиться и подумать о том, что «собака занята своими делами», это поможет успокоиться.
- Недопустимо долго держать зрительный контакт с животным. Подобное поведение для животного равносильно вызову на бой за звание сильнейшего.
- Не следует приближаться к собаке, когда она есть или, если рядом находятся щенки. Она будет защищать свое от чужого вмешательства.
- Ребенок должен научиться говорить «Фу» или подобную команду громко и уверенно.
Важно вести разговор в спокойной манере, ни одно слово не должно указывать на возможную агрессию со стороны животного. А после разговора, можно устроить игру по типу викторины, в которой ребенок будет сам отвечать на вопросы о том, как вести себя с собакой в той или иной ситуации.
Но в процессе разговора или игры нельзя внушать малышу, что любая собака будет доброжелательна. Сохранять осторожность необходимо всегда.
Что советуют специалисты в области детской психологии
Психологи дают ряд рекомендаций для тех родителей, которые пытаются решить проблему кинофобии у своих детей:
Не все домашние собаки дружелюбно настроены к детям. Пёс может рычать или пытаться укусить маленького члена семьи. У родителей это вызывает естественное беспокойство. Как исправить неправильное поведение питомца и как наладить его контакт с ребёнком?
Почему собака агрессивна?
Специалисты объясняют, что агрессия у собаки возникает по двум основным причинам.
Первая причина – самозащита. Собака может видеть в ребёнке угрозу, если он подошёл слишком близко и трогает её, то пёс будет защищать себя. Обычно четвероногие друзья человека стараются избегать нежелательного контакта и настороженно наблюдают за детьми. Если отойти в безопасное место не получается, то пёс вынужден атаковать – рычать, пытаться укусить. Это типичное поведение животного, вызванное страхом. Иногда собаки терпят присутствие маленького члена семьи рядом, пока он не начнёт приставать. В таком случае агрессия – это реакция на неприятный раздражитель.
Вторая причина проявления агрессии – соперничество, её также называют доминантной агрессией. Если ребёнок воспринимается как соперник и покушается на внимание хозяев, то пёс может издавать угрожающее рычание. В этом случае страха перед ребёнком нет. Собака считает, что находится на более высокой ступени в иерархии и воспринимает ребёнка как молодое животное, нарушившее закон стаи. Если пёс полагает, что ребёнок ниже по статусу, то он вправе ставить его на место силой.
Порой мотивация у собаки изменяется. Пёс не знает как вести себя с ребёнком и меняет поведение в зависимости от обстоятельств. Собака растеряна, ведь ребёнок хоть и дружелюбен, но опасен. Совсем маленькие дети не знают страха перед животным и ещё более раскованны. Отсюда и возникающая порой агрессия. Ко взрослым людям собака её не проявляет.
Признаки агрессии и как её пресекать
Неопытным хозяевам сложно различать тревожные признаки, которые указывают на недовольство собаки, предшествующее укусу.
Что указывает на проявление агрессии:
- напряжённая шея;
- скошенные в сторону объекта глаза;
- заломленные уши;
- подёргивающиеся губы, обнажающие зубы.
Заметив, что собака предупреждает о возможном нападении – нужно действовать. Ваша задача – дать ей понять, что ребёнок всегда прав. Вне зависимости от того, что ребёнок делает с питомцем, последний не должен его трогать. Потому строго говорите собаке «Нельзя», с силой, соответственной её размеру, пните в бедро, прижмите к земле и выставите из комнаты. Специалисты рекомендуют учить собаку и ребёнка отдельно. Когда ребёнок остался в комнате – разъясните ему что нельзя докучать животному.
Готовим собаку к проживанию с ребенком
Кинологи советуют готовить собаку до появления ребёнка в доме. Так отношения двоих будут складываться гармонично. Найдите инструктора, который поставит питомцу идеальное послушание.
Вы можете начать дрессировать питомца, пока малыш ещё младенец и большую часть времени проводит во сне. Когда он подрастёт и начнёт сталкиваться с собакой – неподготовленный питомец получит стресс.
Сначала научите собаку простым командам – «ко мне», «место», «стой» или отточите их знание. Ваша задача – добиться безупречного послушания. Так вы в будущем сможете гулять вместе с собакой и ребёнком. Это сыграет свою роль – питомец увидит, что является частью семьи. Заодно не придётся сокращать или, наоборот, увеличивать количество прогулок, ведь на заботу о ребёнке уходит много времени.
Если у ваших друзей есть дети – осторожно познакомьте с ними собаку. После подобного общения пёс легче привыкнет к новому маленькому члену семьи.
С появлением ребёнка нельзя уделять собаке меньше внимания или вовсе изолировать её в доме:
- пусть питомец под присмотром знакомится с малышом, принюхивается к нему;
- позволяйте наблюдать за процедурами ухода за ребёнком;
- общайтесь с собакой и разговаривайте с ней, лишая ощущения ненужности.
Наедине собаку и ребёнка оставляйте при полной уверенности в отсутствии неоправданной агрессии со стороны животного. И не переживайте за нарушение стерильности – если содержите собаку в чистоте, то никакой «заразы» ребёнок не подхватит.
Когда ребёнок научится ходить и захочет контактировать с собакой, следите за тем, чтобы их общение развивалось правильно. Ребёнку нужно показать, как правильно ласкать четвероногого друга.
Безопасная поза ребёнка, блокирующая агрессию собаки, выглядит так:
- присесть на корточки;
- обхватить руками шею снизу.
Нависать над собакой и хватать за шею нельзя! Поясняйте ребёнку, что если собака не хочет общения или рычит – нужно отойти и не приставать. Если пёс терпеливо сносит все детские выходки, контролируйте его. В процессе весёлой игры он может прикусить малыша или уронить.
Отслеживайте признаки стресса у собаки. Если она проявляет агрессию, чрезмерно возбуждена, то останавливайте игру и уводите ребёнка. Не наказывайте питомца за его реакцию. Правильное поведение – успокоить и похвалить за послушание ровным, ласковым тоном, сняв напряжение.
Налаживаем контакт взрослого ребёнка и собаки
Если ребёнок взрослый и способен слушаться старших – объясняйте, как правильно вести себя с собакой. Установите следующие правила:
- расскажите ребёнку, что домашнее животное – не игрушка. Их не дразнят и не провоцируют, не пристают и не пытаются играть, когда животное не расположено;
- предлагайте поиграть вместе с собакой, но не в слишком подвижную или активную игру. Ребёнок и собака смогут вместе искать спрятанные предметы или поиграть в прятки;
- привлекайте ребёнка к посильному уходу за питомцем. Поручайте давать корм, выгуливать, если поблизости нет людей или собак, угощать за выполненные команды.
- демонстрируйте иерархию в семье – покажите собаке, какое место в вашей жизни занимает ребёнок. Пёс должен понять, что это маленький член «стаи».
Помните, что собаки, как и дети, «считывают» поведение хозяина. Если вы кричите и бьёте ребёнка или питомца, то и пёс будет вести себя агрессивно. Адекватные собаки вырастают только у адекватных людей.
Читайте также: