Почему собаки не трогают детей

Опубликовано: 30.04.2024

Кошки, собаки и малые дети. Понимают ли питомцы, кто перед ними?

Про взаимоотношения наших домашних любимцев и маленьких детей написаны сотни статей. По Сети гуляет не одна тысяча забавных видеороликов. Кажется, что животные вполне отдают себе отчет, что перед ними пусть и «настоящий» человек, но еще очень маленький. И ведут себя соответствующим образом! Интересно услышать ваше мнение, дорогие родители, бабушки и дедушки! Расскажите нам, как общаются ваши малыши и домашние питомцы, поделитесь своими историями, присылайте видео! Ну, а пока предоставляем слово американскому автору Аллегре Ринго.

Собаки. Большинство экспертов сходится во мнении, что собаки чувствуют разницу, с кем общаются – со взрослым человеком или ребенком. Доверимся, в частности, мнению специалистов авторитетного канала Animal Planet: они полагают, что собаки, будучи ярко выраженными стайными животными, прекрасно знают всех членов собственной «стаи» (простите, семьи!), со всеми индивидуальными особенностями каждого. Мы с вами также осведомлены, насколько сильно развит у собак «охранительный» инстинкт, как ревностно они защищают «свое» и «своих». А малышей многие собаки защищают куда более рьяно!

Но почему так? Неужели собака чувствует, что малыш априори больше нуждается в помощи и защите, чем взрослый? Скорее всего, дело в другом. Мы, люди, собираем информацию об окружающем нас мире, опираясь в основном на зрение (в большинстве случаев мы «доверяем» именно зрительным образам, нашему зрительному восприятию). Собаки же пользуются исключительно своим великолепным «нюхом», то есть обонянием. И, хотя мы не можем точно утверждать, что малыши и взрослые пахнут для собак «по-разному», но у нас есть все основания предполагать, что собаки эту разницу улавливают.

Наши четвероногие друзья в массе своей слывут животными, настроенными очень дружелюбно по отношению к детям. И все же опытные эксперты советуют: любую, самую добродушную собаку необходимо подготовить к появлению в вашей семье грудного малыша. Излишняя предосторожность не повредит – наша с вами задача состоит в том, чтобы предотвратить или минимизировать все возможные риски.

Кошки. О, сколько поверий существует в культуре разных народов мира на тему взаимоотношений грудных младенцев и кошек! Наверняка и вы наслышаны о некоторых из них. Один из наиболее укоренившихся мифов – что младенцев и кошек ни в коем случае нельзя оставлять наедине, так как кошка сразу лишит малыша возможности нормально дышать. Иными словами, «высосет» его дыхание. Честно говоря, удивляет тот факт, что сейчас, в 2017 году, люди, которые считают себя цивилизованными, на полном серьезе повторяют утверждение, родившееся во времена средневекового мракобесия.

На чем основан этот миф? Многие родители (а в особенности любящие бабушки) замечали, как в кроватки к малышам всеми правдами-неправдами пробираются кошки и ложатся возле них. Ага – вот он, подвох! С какими целями лезет кошка? Не иначе как навредить маленькому. На практике дело обстоит проще – кошки залезают в кроватки по самым что ни на есть банальным причинам: они ищут тепло, уют и покой. И находят! Тем не менее, как утверждают эксперты, существует теоретическая вероятность, что кошка примет во сне крайне неудачную позу и лишит ребенка возможности нормально дышать. Повторимся, вероятность подобного ничтожно мала, но она существует. Поэтому поглядывайте внимательно за тем, что происходит в кроватке!

На самом деле исследований на тему взаимоотношений малышей и кошек проведено очень мало, о чем-то мы с вами можем лишь догадываться. Так, выше мы с вами отметили, что в детской кроватке кошки ищут тепло, уют и покой. Но также специалистами верно подмечено, что и малыши, как правило, очень любят кошек! И их привлекает в наших пушистых любимцах все то же самое – какие они мягкие, теплые, ласковые, а еще так заразительно мурчат! На различных профильных форумах встречаются отзывы родителей, которые указывают, как кошки трепетно относятся к самым маленьким, как «прощают» им то, что никогда не «простили» бы взрослому.

Но вот результаты другого интересного исследования подтверждают, что все млекопитающие, независимо от вида, реагируют на крики младенцев и умеют различать их. И это многое объясняет! Возможно, поэтому собаки и кошки так терпимо относятся к самым маленьким.

Честно говоря, все равно загадок и тайн остается достаточно, и исследователям еще предстоит засучить рукава. От себя добавим, что есть что-то мистическое, абсолютно необъяснимое одной только логикой во взаимоотношениях домашних питомцев и маленьких детей. А видео с участием малышей и животных можно и вправду смотреть бесконечно!

Все собаки любят предсказуемость в действиях. Упорядоченные поступки, ритуалы, правила - это то, что нужно нашим хвостам, чтобы они чувствовали себя уверенно. И этим не могут похвастаться маленькие дети. А теперь давайте подробнее.

Ниже будет одна ситуация, с которой я бы очень хотела и была благодарна, если бы вы помогли мне разобраться

Не буду здесь углубляться в азы, когда вы собаку учите, скажем, не забираться на кровать, а при этом сами периодически пускаете или хотите, чтобы она не попрошайничала, а сами даете то и дело кусочки за ужином. Это и так понятно. Есть правило дома - должно соблюдаться. И если хотите собаку научить, нужно самому придерживаться этих правил.

Так вот. Речь здесь не об этом. А о предсказуемости.

Дети ведут себя максимально непредсказуемо. Для родителя так уж точно, а представьте как (!) это для собаки. А для посторонней собаки, которая данного конкретного ребёнка видит первый раз в жизни.

И это пугает. Но что - «это», спросите вы? Давайте по пунктам и в комментариях обсудим, что с этим делать.

Что страшного в детях?

  • Жестикуляция

Детишки, а особенно маленькие часто размахивают руками, предметами, которые в их руках и, в общем и целом, не очень способны управлять своими конечностями. Поэтому зачастую это выглядит как походка Капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря».

Пугает ли это собаку? О да! Особенно тех хвостов, кто в принципе мало общался с детишками. Щенок или взрослая особь - не важно. Важен уровень социализации.

Если он низок, либо есть проблемы со здоровьем. Упс. Собака будет бояться пока не выясните причину и не поможете своему шерстяному товарищу справиться.

Казалось бы, у детей очень высокий и тонкий голосок. Такие интонации нравятся и хорошо воспринимаются собаками. А уже если в ход идёт такое сюсюканье в виде «Мама, шматри какая сабавчка», то в чём проблема, скажете вы? А вот в чём. Когда этот милый детский голосок неожиданно выдаёт «Аааа. Ой. Мама. Собака. » пугаются все. Начиная от ребёнка, заканчивая собакой.

  • Предметы в руках

Это как жестикуляция, но хуже. Вот представьте, например, вы боитесь осьминогов. А если на вас направится осьминог с дубиной в руках-сбежите или постараетесь напасть в ответ? Зависит от вашего темперамента. Также и собак срабатывает либо пассивно-оборонительный рефлекс, либо активно-оборонительный. То есть одни хвосты прячутся за мамичку/папичку, а другие, показав оскал, с выпадами пытаются отогнать злого монстра.

И та самая ситуация, о которой я хотела вам рассказать:

Джей облизываниями лечит мои воспалённые нервы после той прогулки 😁

У нашего подъезда с момента большого снежного апокалипсиса снегопада начали играть детишки. Прямо на выходе. Прямо в образовавшихся сугробах. То есть, как только мы выходим из подъезда на прогулку с собаньками - утыкаемся в детей, играющих в снегах. Обойти, пойти другой дорогой невозможно. Это единственная тропинка из подъезда.

Мой младший пёс Лео любит детишек. Он всегда хочет поучаствовать и ему ок, что они бегают, кричат и размахивают лопатками, подбрасывая снежки вверх.

А вот Джею - нет. Совсем не ок. Да, он теряет зрение. Да, он тревожен. Да, это моя забота научить его спокойно жить в новом мире без зрения.

Но. Простите. Почему я должна его постоянно успокаивать, в то время, как родители позволяют детям играть там, где им не положено играть?!

Или подождите. Сейчас опишу ситуацию и переформулирую.

Вчера мы вышли с Джейкой вслед за Лео и моим молодым человеком на прогулку. Прямо на выходе из подъезда он начал лаять на детей, которые катались по насыпанной от расчищенного снега горке и лопатами загребали снежки. Я подождала несколько секунд, чтобы родители сообразили, что нам нужно пройти (хоть как-то, мать его! другого прохода нет!) и придержали детей. Этого, как вы понимаете, не произошло. На свой страх и риск я пошла с Джеем по этой дорожке, придерживая его за шлейку и объясняя, что тут все свои.

Но дети, по мере нашего приближения, начали активнее махать лопатами. И вот такая картина:

Детишки под ноги нам катаются с этой горки, размахивают лопатами, Джей в истерике на них рычит и с выпадами отгоняет, я пытаюсь скорее пройти эту полосу препятствий и успокаиваю его, а родители смеются, потому что ну очевидно это же блин забавно, что дети дразнят собаку, а она так «смешно» реагирует.

Была ли я в ярости? О да. На детей? Нет, конечно. Они не знали, что делают. На родителей? Ещё как!

Я обратилась к родителям, чтобы они остановили на несколько секунд детей и попросили их не размахивать лопатками, чтобы мы прошли. Что я получила - неадекватный взгляд и лишь причитания «ой, ну что он лает, ну пусть успокоится».

Да пусть. Да! Я ж только за! За то, чтобы моя собака спокойно могла выходить из подъезда и её намеренно не пугали. За то, чтобы дети чувствовали себя в безопастности и не боялись собак. За то, чтобы у меня не дёргался глаз при виде ребёнка и я не просчитывала всевозможные варианты событий.

Мне некомфортна непредсказуемость. Мне. Человеку, которому на месте не сидится. Человеку, который дольше полутора лет прожить в одном городе не может. А что уж про собаку говорить. А про слепнущую неуверенную в себе собаку.

По окончанию прогулки угадаете, кто тусил у подъезда? Думаю, да. И вот через сугробы под балконами и лай Джея (уже в сторону Лео. Да, он своего не признал от такой нервотрёпки) мы кое-как оказались у подъезда. А родители продолжили «умиляться» такой забавной собачке, которая непонятно зачем лает на их детей.

Тут у нас возник спор

С моим молодым человеком. Он посчитал неправильным, что я решила поговорить с родителями детей и попросила придержать их на несколько секунд. Аргументируя чем? Тем, что Джея надо было провести сквозь эту толпу и вообще приучать к такой движухе. Ну. они же дети. А родители. Ну что родители. Лень было дойти до детской площадки в 20 метрах или до горки в 50 метрах. Но. как бы имеют право.

И что я вообще проецирую на Джея свои страхи

Но нет! Я не боюсь детей. Я змей боюсь и за километр их обойду, убегу, уплыву и тд и тп. А в случае с Джеем. ну ё-маё! Мы живём вместе больше 5 лет. Я его знаю. И я научилась понимать его. А сейчас с его потерей зрения и повышенной тревожностью я более трепетно к нему отношусь. Но не боюсь за него. Ну где ребёнок, а где зубы Джея? Чё с чем сравниваем то? Если уж говорить о страхах и реальной опасности.

Я просто несогласна. Мне всё равно, где и как гуляют дети. И насколько лень или нет их родителям куда-либо дойти. Честно. Но мне некомфортно сталкиваться с такими ситуациями. Я не хочу успокаивать собаку, когда она тревожится. Я хочу, чтобы были условия, в которых она не будет тревожится. Я не хочу отгораживать ногой детей с лопатами, которые скатываются под лапы моему барбосу, чтобы он их не сожрал. Я хочу уважения. Ко мне и моим собакам.

Когда мимо проходит человек и просит придержать собаку, потому что боится - ок! Мы уходим в сторону, чтобы он прошёл. Что сложного объяснить детям, как вести себя в присутствии собаки?

Вот представьте ситуацию зеркальную

Выходит мама с ребёнком из подъезда, а прямо у выхода толпа собачников с хвостами. И те без поводка. А ребёнок боится и пройти не может. А собаньки кружат и кружат вокруг него, а их хозяева приговаривают, что мол «чой-та ребёнок плачет? Собаки-то добрые»

Помнимаете, к чему я веду?

Просто давайте уважать друг друга и быть чуточку вежливыми, а? ❤️

А вы как бы поступили в этой ситуации? Поговорили с родителями? Или считаете, что я зря попыталась?

Для новеньких - не забывайте подписываться на мой домашний уютный бложек! Воспитываю собаку-поводыря и рассказываю о жизни со слепым барбосом.

Мы с ушастыми рады всем и каждому!💫

Другие статьи, которые могут Вам понравиться:

Пост-знакомство (лонгрид) 👈🏻Здесь можно поддержать мой блог

Желание завести питомца возникает у большого числа семей с маленькими детьми. Однако родителям стоит отдавать себе отчет, что собака детям не игрушка, а полноценный член семьи. И ее появление в доме — крайне ответственный шаг. Ведь далеко не всегда у ребенка и собаки получается жить дружно.

23 мая 2020 · Текст: Марина Орлова


Вадим Коршунов

Вадим Коршунов

Мы пообщались с профессиональным кинологом и выяснили, какие заблуждения относительно взаимоотношений детей и собак чаще всего приводят к конфликту между ними и могут закончиться покусами.

Несколько лет назад общественность шокировала новость о 5-летней девочке, которая погибла в результате нападения собаки из питомника. Многих особенно впечатлил тот факт, что ранее эта и другие собаки питомника не просто общались с детьми, но даже участвовали в программе анималотерапии (реабилитация больных детей через общение и взаимодействие с животными) и как раз недавно вернулись из тура анималотерапии по интернатам Костромской области. Эта история заставляет задуматься о том, что собака — это, все-таки, в первую очередь животное, а потом уже «друг человека» и все остальное. Совершенно безопасной «игрушкой» для ребенка она не будет никогда.

И тем не менее: каждый пятый, кто заводит собаку, делает это ради детей. По статистике, каждая третья семья в России держит домашнее животное.

Многие молодые родители считают, что малышам лучше расти и развиваться в общении с домашним питомцем. Во многом они абсолютно правы. Ведь животные являются для детей не только преданными друзьями, но и прекрасными педагогами. Они с радостью научат кроху ответственности, деликатности и доброжелательности. По мнению кинологов, 2–3 года — самый оптимальный возраст ребенка, чтобы представить ему нового члена семьи — собаку. Тем не менее существуют случаи непонимания малыша и животного. И как результат — покусанные дети и боязнь животных на долгие годы. Чтобы не допустить подобного развития событий, научитесь понимать поведение своего любимца и покажите ребенку, как ладить с собакой.

Миф 1. Собаки всегда доброжелательны к детям

Факт. Действительно, некоторые породы собак — такие, как колли, немецкая овчарка, золотой ретривер, лабрадор, — славятся своей дружелюбностью и хорошим отношением к детям. Однако не стоит забывать, что собака — это в первую очередь животное. Она может укусить неожиданно, даже если раньше подобного не случалось.

Запомните: ребенок всегда должен играть с собакой под присмотром взрослых. Малыш может случайно наступить собаке на лапу или дернуть за хвост, из-за чего она может укусить: срабатывает естественная реакция животного на боль. Маленькие дети не понимают, что вторгаются в личное пространство животного. Прежде чем разрешить ребенку играть с любимцем, малыша следует научить правильно обращаться с песиком. Не стоит гладить собаку по голове: часто это вызывает у нее страх. Сначала нужно дать псу обнюхать руку, затем медленно и мягко переместить ее к шее и телу. Дабы избежать плачевных последствий, всегда присутствуйте при играх вашего питомца и малыша.

Миф 2. Собака всегда готова играть

Факт. Бывают моменты, когда собаке нужно отдохнуть и побыть одной. Очень важно контролировать общение между ребенком и домашним питомцем.

Постарайтесь сделать так, чтобы оно приносило обоим только приятные эмоции. Учите ребенка не приставать к собаке, когда та спит или ест. В такие моменты она может попытаться укусить или огрызнуться, тем самым напугав кроху.

Страх, вызванный собакой, может впоследствии перерасти у ребенка в серьезную фобию, от которой будет тяжело избавиться. Старайтесь не допустить такой ситуации. Объясните малышу, что ему тоже не понравилось бы, если кто-то неожиданно его разбудил. Также стоит донести до маленького, что собаки, в отличие от людей, не любят есть прилюдно и лучше во время приема пищи им не мешать. Чтобы ребенок понял, что животному необходимо свое пространство, попросите его помочь вам обустроить специальное место для собаки, где она сможет спокойно отдыхать. Для малыша собственноручно смастерить ложе для любимого четвероногого друга станет ответственной задачей. После чего установите четкое правило: отныне это место только для собаки.

Миф 3. Собаки инстинктивно защищают детей

Факт. Наши четвероногие друзья, особенно те, которые не привыкли к маленьким детям, могут испугаться их слишком звонких голосов, громких криков, резких и хаотичных движений.

Когда в доме, где живет собака, появляется маленький ребенок, дайте им время, чтобы привыкнуть друг к другу. Зачастую, когда собака приближается к малышу, он старается отстраниться и убежать. Хотя это вполне естественное проявление любопытства, когда питомец пытается обнюхать или лизнуть кроху. Похвалите, погладьте и дайте угощение своему любимцу, если он ведет себя спокойно и дружелюбно с ребенком. Когда собака находится рядом с малышом, следите, чтобы он резко не хватал ее за шерсть и не дергал за хвост или уши.

Объясните крохе, что песику больно и он может заплакать. Важно с самого первого знакомства научить ребенка быть нежным и ласковым с домашним питомцем. Возьмите ручку малыша и покажите, как правильно гладить животное. Если ребенок пока боится подходить к собаке, не заставляйте его с ней общаться. Ни в коем случае не навязывайте любимцу общество детей. Иначе вы можете окончательно испортить их отношения, да и ваш контакт с четвероногим питомцем может дать трещину.

18% владельцев собак признают, что их псы рычат, а иногда и кусают подрастающих членов семьи. Чтобы этого не происходило, следует обязательно научить малыша правилам общения с животным.

Миф 4. Когда собака виляет хвостом, она всегда радуется

Факт. Иногда, виляя хвостом, собака пытается выразить свое недовольство.

Если тело собаки «ходит ходуном», язык высунут наружу и она вертится вокруг вас, это проявление радости. Но если ее рот закрыт, а тело напряжено, стоит держаться подальше. Таким образом пес показывает, что он явно не в настроении, чтобы играть с малышом. Лучший способ узнать, в каком расположении духа находится ваш любимец, – позвать его. Если ребенок окликнул собаку, а она хочет внимания, то непременно прибежит. Ежели собака не подошла, лучше на время оставить ее в покое.

Правила поведения с чужими собаками

Дабы избежать неприятных последствий общения собаки и малыша, обязательно научите ребенка соблюдать следующие правила поведения с незнакомыми животными:

Нельзя трогать собаку, не спросив разрешения у ее хозяина.

Нельзя подбегать к собаке. Нужно подходить медленно спереди или сбоку, ни в коем случае не со спины.

Всегда нужно дать собаке себя обнюхать, прежде чем ее трогать.

Нельзя гладить собаку по голове (это прерогатива хозяина), лучше гладить по спине.

Если к ребенку подошла незнакомая собака, он должен стоять спокойно. Главное, не бежать — это может спровоцировать животное погнаться за ним.

Миф 5. Одевать собаку — это весело и безопасно

Факт. Даже если собака терпит, что ее одевают, она может испугаться или почувствовать себя дискомфортно, а как следствие — укусить, чтобы освободиться.

Если вы позволяете играть в подобные игры с переодеванием, то постарайтесь использовать ненавязчивые предметы гардероба, чтобы не сильно потревожить животное. Безобидная бандана вполне подойдет. Будьте начеку и следите за знаками, которые подает ваш питомец. Если собака пытается освободиться и скинуть с себя одежду, скажите ребенку, чтобы он ее отпустил. Объясните малышу, что песику не понравилась эта игра, и предложите придумать другую. Поиграйте, например, в парикмахера: нежно расчесывайте питомцу шерсть. Имейте в виду, что банальная на первый взгляд игра в мячик больше подходит для дрессированных животных, которые способны аккуратно отдавать мяч малышу, дабы не поранить кроху.

Школа «хороших манер»

Вполне естественно, что воспитание животных, как и детей, требует немало времени и усилий. Для начала самому хозяину стоит освоить азы дрессуры. В этом ему помогут профессиональные кинологи.

Если собака живет в семье, где есть дети, она должна быть выдрессирована. Ведь куда проще приучать малыша к общению с воспитанным и спокойным животным. Конечно, лучше, если пес пройдет подготовку с опытным кинологом, однако некоторым командам вы можете научить его самостоятельно. Помимо общепринятых: «Сидеть!», «Лежать!», «Ко мне!», собака должна выполнять следующие команды:

  • Эта команда отдается собаке, когда вы чувствуете, что пора заканчивать игры.

Как научить? Уберите ее подстилку в какой-нибудь тихий, уединенный угол. Положите туда приманку и скажите собаке: «Место!». Объясните детям, что, когда собака находится «на месте», к ней нельзя приставать.

  • Благодаря этой команде вы сможете контролировать, чтобы собака не подбирала еду с пола и не брала детские игрушки.

Как научить? Посадите собаку на привязь, положите на пол собачий корм и скажите: «Фу». В тот момент, когда пес перестанет пытаться достать лакомство, окликните его и дайте более вкусное угощение (кусочек сыра или курицы). Не забудьте похвалить любимца.

  • Согласитесь, сильно раздражает, когда вы с ребенком на руках, а собака постоянно прыгает, вертится вокруг и пытается залезть на вас лапами. Научите пса выполнять команду «Нельзя».

Как научить? Не стоит отталкивать или отстранять собаку. Вместо этого повернитесь спиной, чтобы она не могла на вас опереться и упала на все четыре лапы. После этого наклонитесь и погладьте ее. Чтобы достичь результата и добиться послушания собаки, повторите попытку несколько раз.

  • Это команда поможет, когда вы собираетесь на прогулку и собака слишком возбуждена. Посадите ее на поводок, откройте дверь и скажите: «Жди». Как только она успокоится, похвалите ее и только после этого дайте выйти на улицу.


Причины нападения собак на детей

Собака может по разному реагировать на невинного, дружелюбного годовалого малыша, мало что понимающего в этом мире. Собаки часто кусают маленьких детей, потому что боятся их и пытаются защитить себя. Иногда они их грубо прогоняют, потому что те им мешают и доставляют неприятные ощущения. Бывает и так, что собаки рычат и кусают детей, потому что считают их молодняком, которому необходимо указать место в семейной иерархии. Такие проблемные ситуации, как и в случае агрессии борьбы за лидерство, проявляются в двух формах. Собака реагирует на демонстрацию превосходства со стороны индивида, которого она считает ниже себя в иерархии (например, когда ребенок дотрагивается до собаки определенным образом, наклоняется над ней или пристально смотрит на нее).

Собаки нападают на новорожденных, как правило, в течение первого дня после того, как ребенка привезли домой, «когда собака неожиданно сталкивается с ребенком, оставленным без присмотра».

Другой формой является проявление агрессии собакой в борьбе за ограниченные ресурсы (например, кость, игрушка, место рядом с хозяином на софе, поглаживание или просто внимание). В принципе, многие случаи проявления агрессии по отношению к детям младшего возраста можно рассматривать как форму проявления агрессии соперничества, которая полностью соответствует агрессии, проявляемой по отношению к другим членам семьи или к другим собакам.

Генетическая предрасположенность

В сложной структуре человеческой семьи определенную роль играют разнообразные генетические различия. Эти различия способствуют пониманию причин агрессивной реакции некоторых собак на маленьких детей в тех ситуациях, когда большинство собак ведут себя миролюбиво.

Большинство этологов предполагают у некоторых собак наличие генетической предрасположенности к агрессии, вызванной страхом или стремлением к лидерству. Вполне оправдано и предположение о частичной генетической обусловленности таких явлений:

  • повышенная чувствительность к шуму;
  • низкий порог возбудимости при лае, рычании или укусах.

На характер реакции собаки на приближение раскованного ребенка, еще не обладающего достаточной координацией, и его неуклюжие попытки завязать игру могут сильно повлиять на генетически обусловленные различия в «личности» собаки, и таких ее черт, как игривость, уравновешенность, возбудимость и т.д. В повседневной жизни не существует реальной возможности определения значения таких потенциальных генетических факторов. Тем не менее, обоснованным является предположение, что эти факторы оказывают влияние на клиническую картину проявления многих проблем и ограничивают возможности мер коррекции поведения.

К генетической предрасположенности можно отнести и охотничьи инстинкты собак. В данном случае причиной естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило в этом случае агрессия сначала выражена не резко, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия повышается и может кончиться очень серьёзными покусами.

Породные особенности – собаки лишенные агрессии к детям:

  • боксер — 91%;
  • беспородные собаки и метисы — 66%;
  • спаниели — 62%;
  • эрдельтерьер — 61%;
  • цвергшнауцер — 54%;
  • доберман — 51%;
  • немецкая овчарка — 50%;
  • ротвейлер — 50%;
  • среднеазиатская овчарка — 42%;
  • ризеншнауцер — 41%;
  • восточно-европейская овчарка — 39%;
  • черный терьер — 33%;
  • колли — 28%;
  • кавказская овчарка — 16%;
  • московская сторожевая — 12%.

Но нет породы, которую можно порекомендовать со стопроцентной уверенностью. В этом вся проблема. Выбирая животное, обязательно нужно посмотреть, как оно ведет себя дома с членами семьи, с детьми, с домашними животными. Если собака психопатка, истеричка — ее брать нельзя. А вообще чем более массивный костяк в любой породе — тем флегматичнее животное, тем труднее довести его до «нужной» кондиции и, соответственно, тем реже оно кусается.

Непреднамеренное поощрение хозяином

В данном случае речь идет о различном отношении к собаке со стороны взрослых членов семьи в зависимости от присутствия или отсутствия ребенка. Для того, чтобы у собаки, которая до появления ребенка находилась в центре внимания не зародилась к нему ревность, многие родители сознательно пытаются уделять полагающееся ей внимание. Однако проблема заключается в том, что в отсутствие ребенка собаке уделяется намного больше внимания, ее больше ласкают и играют с ней. Это происходит или намеренно (ведь вполне логично, что хозяин уделяет собаке определенную часть своего времени) или непроизвольно (у хозяина находится время для собаки только тогда, когда ребенок спит). Такая ситуация может привести к тому, что собака будет воспринимать присутствие ребенка как индикатор тою, что теперь у нее будет меньше возможности для контакта со своим хозяином, который доставляет ей столько радости.


Эксперименты с животными показывают, что раздражители, которые ассоциируются с окончанием или сокращением интенсивности позитивного поощрения, воспринимаются как неприятные и, возможно, являются причиной попыток уклонения от контакта. Например, голубь быстро усваивает, по какой пластинке на стене надо стучать клювом, чтобы получить вознаграждение. Интересно, что Азрин, Хатчинсон и Хейк доказали, что голуби в первое время после того, как перестали получать вознаграждение, проявляли повышенную готовность к агрессии по отношению к другим голубям, находившимся рядом. В данном случае речь шла о так называемой «перенацеленной агрессии». Это показывает, какое отрицательное влияние оказывает на животное прекращение возможности получать желанное вознаграждение.

Неизвестно, является ли это причиной того, что собака начинает воспринимать ребенка как условный аверсивный раздражитель, который следует «игнорировать», избегать, а иногда и атаковать. Тем не менее, такая возможность теоретически существует. В такой ситуации возникает шанс использования способностей собаки к обучению в интересах хозяина и сделать ребенка позитивным стимулом. Для этого достаточно уделять собаке в присутствии ребенка больше внимания, чем обычно. Такую определенную манипуляцию вниманием, уделяемым взрослыми членами семьи собаке, можно включить в курс терапии в качестве стандартного элемента.

Непреднамеренное поощрение другими членами семьи

Складывается впечатление, что практически во всех случаях проявления агрессии и страха имеет место и еще один причинный фактор, зависящий от способности собаки к обучению. Речь идет о непреднамеренном поощрении проблемного поведения другими членами семьи, которые пытаются подавить такое поведение, успокаивая животное (например, разговаривая с ним или поглаживая его) или стремясь отвлечь его внимание (например, лакомством, игрушками или игрой).


Причиной широкого распространения такого подхода к данной проблеме является Эффективность этого способа. Часто таким образом удается устранить поведенческие дефекты в конкретной ситуации. Однако в долгосрочной перспективе этот метод приносит совершенно иной результат. Таким способом хозяева лишь поощряют девиантное поведение и косвенно способствуют тому, что собака в будущем в похожих ситуациях будет вести себя еще хуже.

Недостаточное обучение

Во многих ситуациях многие люди проявляют удивительную терпимость к своему любимцу, когда тот лает, рычит или пытается кусаться. Как правило, такое поведение формируется еще в щенячьем возрасте, когда молодая собака проявляет агрессию во время игры. Такая форма поведения закрепляется в течение последующей жизни, например, когда собака агрессивно реагирует на прохожих, которые встречаются ей на улице. В большинстве случаев по отношению к младшим членам семьи такое недостаточное обучение не играет столь значительной роли.

Однако если хозяин с самого начала не будет стремиться сформировать у собаки высокий порог торможения агрессии по отношению к людям, то животное практически не будет испытывать торможения и будет склонно к проявлению вышеописанных форм поведения, которые в конце концов могут быть направлены на любого человека, включая маленьких детей.

Как отучить собаку нападать на детей

Прежде всего, необходимо объяснить владельцу собаки специфическую природу проблемного поведения, его соотношение с нормальным поведением собаки и причины возникновения отклонений. В этой связи целесообразно обсудить отдельные основополагающие аспекты поведения собак. Часто речь идет о существующих уже долгое время проблемах, которые со временем становятся все более серьезными, если с собакой обращаться «нормально», то есть как с другими собаками. Согласиться с тем, что возникновение проблемы объясняется только недостаточным вниманием владельца и допущенными ошибками, можно лишь в отдельных случаях, даже если большинство владельцев склонны видеть, причину именно в этом и с самого начала готовы этому поверить.


Выявление и корректировка ошибочных взглядов владельцев животных

Люди думают, что хорошее обращение с животными — это ласковое отношение к ним и исполнение всех их желаний. С такими ошибочными представлениями часто соседствуют распространенные формы отношения к животным, способствующие возникновению проблемы. Без должной корректировки это может снизить готовность владельца животного согласиться с предложенными методами исправления поведения.

При этом речь часто идет об устоявшихся представлениях человека о своей собаке, своих действиях и общих принципах содержания животных. Из этого следует два вывода:

  • во-первых, если усомниться во мнении владельца животного по столь важным вопросам, то существует опасность поставить его в ситуацию сильнейшего психологического дискомфорта. Поэтому консультант, пытаясь исправить такие взгляды, должен вести себя очень тактично. Лучше разъяснять допущенные ошибки на примере третьих лиц. Если владелец животного проявляет настойчивость, то и консультант должен быть упорным, оставаясь при этом вежливым.
  • второй и важнейший вывод состоит в том, что эти устоявшиеся мнения, стоящие на пути успешного разрешения проблемы, тяжело поддаются изменению. Так, при драке двух кобелей их владельцы, как правило, вступаются за более слабого, даже если его поведение и стало причиной возникновения проблемной ситуации. Как правило, они не могут симпатизировать агрессору, так как это противоречит их демократическим убеждениям и родительским инстинктам. Кроме того, как уже упоминалось в главе 2, иногда практически невозможно убедить некоторых владельцев в том, чтобы они прекратили обращаться со своими агрессивными собаками, как с маленькими детьми, так как такой совет потряс бы основы их представлений о том, что означает хорошее содержание животного.

И, тем не менее, именно этому необходимо уделить основное внимание во время консультации. Без изменения таких взглядов и представлений, мешающих человеку пересмотреть свое отношение к собаке, даже самый эффективный метод коррекции поведения может оказаться несостоятельным из-за неготовности или неполной готовности к сотрудничеству.

Не зависимо от того, обучена собака или нет, она просто не способна надёжно и безошибочно оценить, кого и когда следует укусить, а кого нет. Таким образом, ответственность всегда лежит целиком на хозяине. Это он должен постоянно и тщательно просчитывать возможные реакции собаки в повседневных ситуациях и сдерживать животное, если есть какая-то вероятность, что собака проявит агрессию там, где нет реальной опасности.

Собака и ребёнок

Не все домашние собаки дружелюбно настроены к детям. Пёс может рычать или пытаться укусить маленького члена семьи. У родителей это вызывает естественное беспокойство. Как исправить неправильное поведение питомца и как наладить его контакт с ребёнком?

Почему собака агрессивна?

Специалисты объясняют, что агрессия у собаки возникает по двум основным причинам.

Первая причина – самозащита. Собака может видеть в ребёнке угрозу, если он подошёл слишком близко и трогает её, то пёс будет защищать себя. Обычно четвероногие друзья человека стараются избегать нежелательного контакта и настороженно наблюдают за детьми. Если отойти в безопасное место не получается, то пёс вынужден атаковать – рычать, пытаться укусить. Это типичное поведение животного, вызванное страхом. Иногда собаки терпят присутствие маленького члена семьи рядом, пока он не начнёт приставать. В таком случае агрессия – это реакция на неприятный раздражитель.

Вторая причина проявления агрессии – соперничество, её также называют доминантной агрессией. Если ребёнок воспринимается как соперник и покушается на внимание хозяев, то пёс может издавать угрожающее рычание. В этом случае страха перед ребёнком нет. Собака считает, что находится на более высокой ступени в иерархии и воспринимает ребёнка как молодое животное, нарушившее закон стаи. Если пёс полагает, что ребёнок ниже по статусу, то он вправе ставить его на место силой.

Порой мотивация у собаки изменяется. Пёс не знает как вести себя с ребёнком и меняет поведение в зависимости от обстоятельств. Собака растеряна, ведь ребёнок хоть и дружелюбен, но опасен. Совсем маленькие дети не знают страха перед животным и ещё более раскованны. Отсюда и возникающая порой агрессия. Ко взрослым людям собака её не проявляет.

Ребёнок играет с собакой

Признаки агрессии и как её пресекать

Неопытным хозяевам сложно различать тревожные признаки, которые указывают на недовольство собаки, предшествующее укусу.

Что указывает на проявление агрессии:

  • напряжённая шея;
  • скошенные в сторону объекта глаза;
  • заломленные уши;
  • подёргивающиеся губы, обнажающие зубы.

Заметив, что собака предупреждает о возможном нападении – нужно действовать. Ваша задача – дать ей понять, что ребёнок всегда прав. Вне зависимости от того, что ребёнок делает с питомцем, последний не должен его трогать. Потому строго говорите собаке «Нельзя», с силой, соответственной её размеру, пните в бедро, прижмите к земле и выставите из комнаты. Специалисты рекомендуют учить собаку и ребёнка отдельно. Когда ребёнок остался в комнате – разъясните ему что нельзя докучать животному.

Готовим собаку к проживанию с ребенком

Кинологи советуют готовить собаку до появления ребёнка в доме. Так отношения двоих будут складываться гармонично. Найдите инструктора, который поставит питомцу идеальное послушание.

Вы можете начать дрессировать питомца, пока малыш ещё младенец и большую часть времени проводит во сне. Когда он подрастёт и начнёт сталкиваться с собакой – неподготовленный питомец получит стресс.

Сначала научите собаку простым командам – «ко мне», «место», «стой» или отточите их знание. Ваша задача – добиться безупречного послушания. Так вы в будущем сможете гулять вместе с собакой и ребёнком. Это сыграет свою роль – питомец увидит, что является частью семьи. Заодно не придётся сокращать или, наоборот, увеличивать количество прогулок, ведь на заботу о ребёнке уходит много времени.

Если у ваших друзей есть дети – осторожно познакомьте с ними собаку. После подобного общения пёс легче привыкнет к новому маленькому члену семьи.

Дружба с детства

С появлением ребёнка нельзя уделять собаке меньше внимания или вовсе изолировать её в доме:

  • пусть питомец под присмотром знакомится с малышом, принюхивается к нему;
  • позволяйте наблюдать за процедурами ухода за ребёнком;
  • общайтесь с собакой и разговаривайте с ней, лишая ощущения ненужности.

Наедине собаку и ребёнка оставляйте при полной уверенности в отсутствии неоправданной агрессии со стороны животного. И не переживайте за нарушение стерильности – если содержите собаку в чистоте, то никакой «заразы» ребёнок не подхватит.

Когда ребёнок научится ходить и захочет контактировать с собакой, следите за тем, чтобы их общение развивалось правильно. Ребёнку нужно показать, как правильно ласкать четвероногого друга.

Безопасная поза ребёнка, блокирующая агрессию собаки, выглядит так:

  • присесть на корточки;
  • обхватить руками шею снизу.

Нависать над собакой и хватать за шею нельзя! Поясняйте ребёнку, что если собака не хочет общения или рычит – нужно отойти и не приставать. Если пёс терпеливо сносит все детские выходки, контролируйте его. В процессе весёлой игры он может прикусить малыша или уронить.

Отслеживайте признаки стресса у собаки. Если она проявляет агрессию, чрезмерно возбуждена, то останавливайте игру и уводите ребёнка. Не наказывайте питомца за его реакцию. Правильное поведение – успокоить и похвалить за послушание ровным, ласковым тоном, сняв напряжение.

Любимый пёс

Налаживаем контакт взрослого ребёнка и собаки

Если ребёнок взрослый и способен слушаться старших – объясняйте, как правильно вести себя с собакой. Установите следующие правила:

  • расскажите ребёнку, что домашнее животное – не игрушка. Их не дразнят и не провоцируют, не пристают и не пытаются играть, когда животное не расположено;
  • предлагайте поиграть вместе с собакой, но не в слишком подвижную или активную игру. Ребёнок и собака смогут вместе искать спрятанные предметы или поиграть в прятки;
  • привлекайте ребёнка к посильному уходу за питомцем. Поручайте давать корм, выгуливать, если поблизости нет людей или собак, угощать за выполненные команды.
  • демонстрируйте иерархию в семье – покажите собаке, какое место в вашей жизни занимает ребёнок. Пёс должен понять, что это маленький член «стаи».

Помните, что собаки, как и дети, «считывают» поведение хозяина. Если вы кричите и бьёте ребёнка или питомца, то и пёс будет вести себя агрессивно. Адекватные собаки вырастают только у адекватных людей.

Читайте также: