Почему собаки в исламе запрещены

Опубликовано: 15.04.2024


Мусульманские убеждения о собаках иногда сбивают с толку и противоречат друг другу. Большинство считают этих животных ритуально нечистыми. И эти убеждения не единодушны. Почему в исламе собака - нечистое животное? Однако все мнения основаны не на самом Коране, а на хадисах, которые являются комментариями, анализами и интерпретацией Корана. Так почему собака - нечистое животное в исламе? Почему большинство мусульман брезгуют прикасаться к ней? Давайте разбираться.

Отношение мусульман

В исламе собаки считаются нечистыми животными. Контакты мусульман с этими четвероногими не поощряются. Многие исламисты только из-за этого объясняют свою не любовь к этим существам. В Коране описано негативное отношение к любым проявлениям жестокости. Все животные охарактеризованы как дружественные к человеку. Псы описаны как существа, оскверняющие вещи, еду, хозяина.

Мусульманка и собака

Запрещает ли Коран держать собак в доме?

Нет четкого ответа на вопрос, запрещает ли ислам людям держать собак дома в качестве домашних животных или трогать их. Поскольку в Коране упоминаются собаки, используемые для охоты, некоторые считают, что животных можно держать, если их использовать для определенной цели. Согласно исламу ответ на этот вопрос будет таким: мусульманам запрещено держать собаку, если им не нужно это животное для охоты, охраны скота или сельскохозяйственных культур.

Первоначальная роль собак у мусульман

Так как большинство мусульман содержали большие стада овец и коз, несколько тысячелетий назад было много собак. Они помогали защищать этих и других животных, не позволяя им убегать, и отпугивали потенциальных воров и хищников. Овцы и козы были пищей и капиталом, а собаки - первоклассными охранниками, помогали защитить эти инвестиции.

Немного истории

Во многих крупнейших мусульманских городах мира издавна собаки выполняли другие важные функции помимо охраны - они ели пищевые отходы. От Дамаска и Багдада до Каира и Стамбула городские власти поддерживали популяции этих животных как потребителей отходов, чтобы уберечь городские улицы. Мусульманские лидеры строили поливные желоба для собак, многие мечети выбрасывали для них пищу, а мясники использовали их, чтобы уничтожать крыс и других паразитов.

Люди, которые совершали насилие в отношении бродячих животных, часто подвергались наказанию.

Все это говорит о том, что мусульмане во всем мире мирно существовали со многими собаками. Они осознавали, насколько полезными являются четвероногие, и развивали отношения с ними.

Грустная собака

Негативное отношение к собакам сегодня

Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.

Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки - уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.

Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.

Коран о животных в исламе

Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.

Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.

Отношение к кошкам в исламе

Кот - уважаемое животное в исламе. Их любил исламский пророк Мухаммед. Кошки считаются типичным домашними животными мусульман. Они были почитаемы с древних времен. Согласно многим хадисам Мухаммед запретил преследование и их убийство. Они восхищают своей чистотой и чрезмерной лаской. Роли кошек и собак в исламе абсолютно противоположны. Существует мнение, что мяукающие создания ритуально чисты, в отличие от собак, и поэтому им разрешено посещать дома, мечети, включая Масджид аль-Харам. Пища, отобранная кошками, считается халялью.

Кот в исламе

С какой целью разрешено держать собак

Для чего же допускает держать этих животных ислам? Можно ли держать собаку мусульманам? Им разрешено существовать бок о бок с этими животными только с такой целью:

  • охота;
  • охрана скота;
  • защита сельскохозяйственных культур.

Держать в качестве домашнего животного собаку дома ислам считает харамом (запретные действия).

Охотничьи собаки

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Упоминание о собаке в Коране

Интересно знать, что собаки упоминаются в Коране 5 раз. И нигде не указано, что Аллах называет собак "грязными", дает какие-либо указания, что их следует избегать. Ислам учит своих последователей быть милосердными ко всем тварям, и все формы жестокости с животными запрещены. Почему же, похоже, у многих мусульман такие проблемы с собаками?

Нечистое ли?

Почему собака в исламе - нечистое животное? Большинство мусульманских ученых согласны, что слюна собаки нечиста.

бассет хаунд

Можно ли трогать собаку?

По исламу мусульманам, совершившим контакт с этим животным, требуется совершать омовения 7 раз. В одежде, которая соприкасалась с животным, нельзя совершать намаз, молиться. Это постановление исходит от хадиса: "Пророк сказал: «Если собака оближет сосуд, пусть человек выбрасывает все, что в нем, и мыть его необходимо семь раз, один раз с землей»". Следует отметить, что одна из основных исламских мыслей указывает, что это не вопрос ритуальной чистоты, а просто метод здравого смысла, чтобы предотвратить распространение болезни.

Хадисы о собаках

Есть несколько хадисов, которые предупреждают о последствиях для владельцев животных:

  1. «Кто держит собаку, того добрые дела будут уменьшаться каждый день одним кеараатом (единица измерения), только если это не собака для фермерства, скотоводства».
  2. «Ангелы не войдут в дом, где есть пес или картина с животными».
  3. Другие хадисы говорят нам, что, если мы прикасаемся к собаке, наше омовение является недействительным, и мы становимся нечистыми, и нужно семь раз мыться, чтобы очистить эту грязь, восьмой раз - землей.

Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что эти животные поймают на охоте. Также конкретно упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости в дальнейшей очистке. Естественно, добыча охотничьего животного вступает в контакт со слюной, и это не делает мясо нечистым.

Хадисы о черных собаках

Некоторые хадисы выходят даже за пределы понимания, говоря, что черные собаки в исламе считаются злыми (дословно описаны как свирепые существа, в которых вселился дьявол), и призывая убить всех животных данной масти. Трактуя данный хадис на современный лад, не стоит понимать все буквально. Он дает представление о том, почему пророк приказал убивать собак. Должно быть, виной тому - избыток бродячих животных и, следовательно, опасность бешенства в городе Медине и его пригородах. Поэтому пророк и призывал уничтожать их. Было обнаружено, что его сподвижники истребляли всех без разбора. Он не поощрял это и запрещал им делать это. Им было сказано, что убивать можно только жестоких зверей, которые являются источником опасности для жизни. Прямого призыва к насилию в Коране нет.

Черная собака

Не ненависть, а отсутствие знания

Во многих странах собаки обычно не содержатся в качестве домашних животных. Для некоторых людей их единственный контакт происходит только с бродячими животными, кучкующимися в стаи, блуждающими по улицам или сельской местности. Люди, которые не растут вокруг дружественных собак, могут иметь естественный страх. Они не знакомы с поведением собак, поэтому животное, которое бежит к ним, воспринимается как агрессивное. Многие мусульмане, которые, кажется, «ненавидят» собак, просто боятся их из-за незнания. Они могут оправдываться («Я страдаю аллергией») или подчеркивать религиозную нечистоту этих животных просто для того, чтобы избежать взаимодействия с ними.

Польза от собак

Многие люди верят, что эти животные могут приносить пользу, и проявляют доброжелательность к этим существам, считая, что собаки могут даже быть полезными в жизни людей. Собаки-поводыри являются важными спутниками для мусульман с ограниченными возможностями. Рабочие животные, такие как сторожевые, охотничьи или скотоводческие, являются полезными и трудолюбивыми.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

Современные мусульмане

В современном мире можно встретить мусульман, живущих бок о бок с собакой. Все больше и больше людей осознают и видят пользу от содержания такого животного дома. Вот некоторые причины, почему некоторые последователи ислама держат собаку дома:

  • регулярные пешие прогулки помогают снизить артериальное давление;
  • игра с собакой повышает настроение;
  • собаки крупных пород дают ощущение защищенности и обеспечат надежную защиту хозяина, имущества;
  • помогают в восстановлении после серьезных заболеваний, таких как сердечные приступы.

Мусульманка и пес

Владение домашним животным - это огромная ответственность, за которую мусульманам нужно будет ответить в Судный день. Те, кто предпочитает владеть собакой, должны осознавать все обязанности, которые возложены на них. Они должны обеспечить животных продовольствием, крышей над головой, обучением, физическими упражнениями и медицинским обслуживанием. Тем не менее большинство мусульман признает, что домашние животные не являются членами семьи, и у них не возникает желание обеспечить четвероногих должными условиями.

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах мусульман описывают собак совсем иначе

ДУШАНБЕ, 2 июл - Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

Три собаки в Японии прославились благодаря необычной стене

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о "лучших друзьях человека" и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

Щенок таксы

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Кошка спит, архивное фото

Взглянем подробнее. В суре "Аль-Араф" говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и "подобен положению пса", который следует самым примитивным и низменным желаниям.

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре " Аль-Маида" (5:4) – "что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха". Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре "Асхаб аль-Кахф" (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В "Сахих Муслима", втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

"Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан".

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Участник проекта КниГАВ

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

"Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака".

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых - Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, - будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

Собака

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Лабрадор. Архивное фото

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:

"Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.). Слушатели Мухаммада спросили: "О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави "Равзат ат-талибин" говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

Кинолог из Таджикистана Хуршед Темиров с собакой

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день".

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются "нечистыми" являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Домашние животные в исламе

Домашние животные в исламе

Домашние животные являются спутниками человека с первобытных времен. Когда древние люди разделывали туши животных после охоты, где-то поодаль за ними наблюдали тогда еще дикие предки современных собак. Возможно, кто-то из жителей первобытной деревни стал оставлять для них кости или часть внутренностей убитых животных. Через какое-то время дикие собаки перестали бояться людей, наоборот, приходили к определенному времени к их жилищам, поскольку знали, что их могут покормить.

Еще через некоторое время люди догадались, что, если этих зверей приручить, они могут оказать им большую услугу – они будут защищать их место обитания от диких зверей, охранять их во время похода, помогать искать зверя на охоте. Так началась дружба человека и животных, которая продолжается по сей день. Ученые считают, что собаки стали домашними животными у наших предков примерно 10-15 тысяч лет назад на территории нашей страны – в Сибири или на Дальнем Востоке.

В это же время – около 10 тысяч лет назад - стали домашними животными и кошки. Первой страной, где кошки начали жить в жилищах человека, считается Древний Египет. Египтяне были земледельцами, они хранили собранное зерно (пшеницу, ячмень) в больших амбарах, где оно часто подвергалось нападениям грызунов – мышей, крыс. Тогда люди догадались, что, если приманить в дома кошек, они могут помочь им в уничтожении этих вредителей.

Более того, через какое-то время эта полезная деятельность кошек, видимо, произвела столь сильное впечатление на египтян, что они стали считаться священными животными, их охранял закон – за убийство кошки полагалась смертная казнь. При пожаре или ином стихийном бедствии в доме следовало прежде всего, спасать кошек.

Кошки и собаки – это самые древние и поэтому самые распространенные домашние любимцы. Однако, наряду с ними у многих людей в домах живут попугаи и канарейки, хомячки и крысы, черепахи и морские свинки, аквариумные рыбки, ящерицы и другие животные.

Психологи считают, что домашнее животное положительно влияют на жизнь человека, делают его более гармоничным и, следовательно, социально активным. К примеру, психолог из Великобритании Коринн Свит доказала, что присутствует особый тип связи между домашними животными и социальной активностью людей. В частности, добрые отношения с питомцами, по словам специалиста, в большой степени влияют на человека, делая его счастливее и успешнее.

Анализ статистических данных позволил эксперту установить, что люди с одним или несколькими любимцами реже обращались в больницы и неотложную скорую помощь, гораздо лучше и быстрее устраивали свою личную жизнь, добивались более заметных результатов относительно коллег. По словам психолога, животные, будь то кошки или собаки, помогают человеку намного быстрее справиться с трудностями. (Подробнее: Домашние животные делают людей счастливее).

Другие ученые утверждают, что кошки способны помочь излечить психические расстройства своего хозяина, справиться с депрессией и неврозами и даже избавить от алкогольной зависимости. Более того, 20 минут, проведенные вместе с кошкой, могут нормализовать работу сердца и давление (Подробнее: Ученые назвали пять животных, которые могут исцелить человека).

Что же говорит о содержании домашних животных исламская религия? Каких животных можно держать в доме, а каких нельзя?

Кошка в исламе считается чистым и поэтому дозволенным для содержания дома животным. Из исламской истории мы знаем, что наш Пророк (мир ему и благословение) очень любил кошек – по преданию, у него была любимая кошка, с которой он не расставался даже во время молитвы. Однажды, когда ему нужно было куда-то пойти, а кошка спала на рукаве его халата, он отрезал рукав, чтобы не побеспокоить кошку.

Передается, что Пророк совершал омовение водой из сосуда, из которого попила кошка. Жена Пророка Аиша (да будет доволен ей Аллах) передавала его слова: «Они не нечистые, они – ваши домочадцы» (Сунан Абу Дауд).

Если же вы хотите завести дома собаку, здесь возникают определенные проблемы. Шерсть и слюна собаки считаются нечистыми согласно исламу. Поэтому мусульмане не держат собак в домах – в противном случае, вам придется постоянно следить за чистотой вашей одежды и мест, где вы молитесь, иначе ваша молитва будет недействительной из-за наличия там нечистоты. Однако, собак можно держать в сельской местности во дворе – для охраны территории, для охоты или как пастушеское животное.

Также нет запрета в том, чтобы держать дома птиц, хомяков, рыбок, черепах, кроликов. Но следует помнить, что содержание дома животных накладывает на человека определенную ответственность. Когда вы становитесь хозяином животного, вы отвечаете за его благополучие.

У каждого животного есть определенный режим питания и содержания, какое-то животное любит тепло, а какое-то – холод, если оно живет в клетке или террариуме, аквариуме, его нужно вовремя чистить, менять там воду, насыпать корм. Если ваш питомец заболел, его нужно отвезти к ветеринару и следовать его рекомендациям.

Иными словами, живое существо - это не игрушка, с которой можно поиграть, пока вам интересно с ней, а когда надоест, бросить в ящик или коробку и забыть. Также хозяевам следует помнить о том, что срок жизни домашних животных не очень большой по сравнению с человеческим, так что вам придется быть готовым к тому, что когда-то ваш любимец состарится, заболеет и умрет, что будет также тяжело пережить.

Существуют хадисы, где человеку дается строгое предупреждение – что ждет тех, кто бросает своих животных без помощи, отказываются от ухода за ними.

«Женщина была приговорена к адскому огню из-за кошки. Она привязала ее и не давала ей поесть, не давала воды и не позволяла ей самостоятельно найти себе пропитание, пока та не умерла, поедая грязь» (Бухари).

За доброе отношение к живым существам, наоборот, полагается большая награда:

«Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное.

За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи». Услышав данную историю, сподвижники задали вопрос: «Неужели и за животных мы получим награду?» На что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду» (Бухари).

О чем еще следует помнить, если вы хотите завести для себя или для своих детей домашнее животное?

1. Если у вас никогда до этого не было домашних животных, проверьте себя – сможете ли вы вообще взять на себя эту ответственность. К примеру, если вы хотите взять в дом кошку, попросите кого-то из друзей дать вам возможность один день подержать ее у себя дома, пообещав тщательно соблюдать инструкции по уходу за ней. Тогда вы будете более-менее представлять, по силам ли вам вообще эти хлопоты.

2. Помните о том, что на шерсть, перья, пух животных и птиц может быть аллергия у вас или у ваших домашних. О наличии такой аллергии можно узнать, пройдя специальные медицинские тесты или анализы.

3. Подбирайте животных, исходя из своего характера и темперамента. Есть животные, которые привязаны к хозяевам, а есть равнодушные к людям, есть тихие, а есть шумные. Это тоже нужно учитывать, когда вы думаете – какое конкретно животное вы хотите держать дома.

Подумайте, для чего вы заводите живое существо? Чтобы оно просто радовало глаз – как красивые рыбки в аквариуме; либо чтобы создавало уют в доме – как кошка; могло петь или разговаривать – как канарейки или попугайчики? Исходя из этого принимайте решение.

4. Прежде чем взять животное, прочитайте всю возможную информацию о нем – как за ним нужно будет ухаживать, чем кормить, каковы условия его содержания, сколько лет оно может прожить в неволе.

5. Если оказалось, что домашнее животное не подходит вам или кому-то из ваших домочадцев – дома кто-то тяжело заболел, и оказалось, что животное вредно для больного; стало некому за ним ухаживать, поскольку у вас много работы; вы куда-то переезжаете, где вы не сможете это животное держать, следует позаботиться о дальнейшей судьбе вашего питомца заранее. Найдите ему хороших хозяев либо устройте в специальный приют, где о нем позаботятся.

Итак, какой можно сделать вывод? Домашние животные сопровождают жизнь человека с древности – некоторые из них помогают нам в быту (охраняют жилище, ловят мышей или крыс), а какие-то – просто радуют глаз (как рыбки или птицы).

Почти всех из распространенных домашних животных (кошек, птиц, хомяков, рыбок, черепах, кроликов) можно держать дома, за исключением собак – которых лучше держать не в доме, а в сельской местности во дворе по причине их нечистоты.

Содержание дома животных накладывает на человека большую ответственность – за ним надо будет ухаживать, вовремя кормить, соблюдать другие условия его содержания. Человек в ответе за тех живых существ, которых он приручил.


Можно ли держать собаку в качестве домашнего животного? Допустимо ли с точки зрения Шариата, держать собаку в местах, где живет человек? Почему важно хорошо относиться к животным? Отвечает имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.

Содержание домашних животных – это отдельный раздел в исламском праве. Есть животные, которые, согласно Корану и Сунне, могут быть рядом с человеком, это относится к кошке, об этом есть описание в сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), что кошка может быть рядом с человеком и о содержании собаки, есть хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В них говорит о том, что тот, кто взял себе в дом собаку, не имея на это нужды, то каждый день у него за содержание в доме собаки, у него будет вычитаться один кырат благих деяний. Такой термин кырат, одному Аллаху известно, какова мера этих благих деяний.

За то, что он держит собаку без уважительной причины, просто для того, чтобы развлекаться, чтобы у него было дома животное, каждый день у него будет саваб, то есть награда, которую он заработал, может быть дал садака, может быть постился и молился, или еще что-то, вот потихонечку, понемножку, за то, что он держит животное, не соответствующее природе человека, не соответствующее чистоте быта человека, за то, что он животное держит с собой вместе, у него будет уходить награда.

Согласно нормам исламского права в том же хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) делает исключение для собак-охотников и, которые охраняют стадо, либо свои посевные площади. Собака хорошо приучается, слушает человека, верна человеку, поэтому часто люди используют их для охраны посевов, а также для профессиональной охоты. Вот такие люди имеют право содержать этих животных, но опять-таки, не в квартире, а в определенном месте, во дворе может быть или на территории двора. Это может быть будка для собаки или определенная псарня, в которой он будет ее содержать, но ни в коем случае не с собой в кровати, в своем доме, как живут некоторые, они с ними и спят, и едят, и собаки их лижут.

Посуда с которой ела собака

Более того, посуда, из которой держат кормят собак никак не подходит для использования человеком, то есть человек не может потреблять пищу через эту посуду. Если уж очень надо это сделать, то пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал 7 раз ее промыть, да еще и с песком. В этом совете пророка (мир ему и благословение Аллаха), так называемый, ияуджаз, то есть такое чудесное предвидение пророка, действительно, в пищеварительной системе, в пищеводе собаки, в слюне собаки огромное количество болезнетворных микробов, которые вредны для человека. Они не вредны для собаки, но очень вредны для человека. Есть очень серьезные заболевания, которые могут передаться собакой, одна из самых опасных, наверное, это чума и другие, которые просто могут привести к летальному исходу.

Собака - друг семьи

Часто люди, которым очень хочется держать собаку, они говорят о том, что это их семейный друг, член семьи. Если вы так одиноки, что у вас кроме собаки друзей нету и не о ком заботиться, на содержание этих собак, я знаю, уходит огромные средства, я имею ввиду просто декоративные или просто домашние собаки, огромное, огромное количество средств, по подсчетам международных организаций, миллионы долларов тратя граждане золотого миллиарда на то, чтобы содержать своих питомцев, вот вы бы просто, в определенный ваш выходной поехали в один из отдаленных приютов, например, Подмосковья, пообщались с директором, поспрашивали, какие есть дети, какие ребята, что им нужно, пообщались бы с ребятами, они бы к вам привыкли, что приезжает такой-то раз в неделю, две недели. Лишний раз пообщаться, поговорить, что-то подарить им, посмеяться, похвалить.

Как сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), что погладив голову ребенка – это огромное благо, саваб большой. И опять я напомню хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), вот всякий раз, когда мы содержим собаку только для развлечений, без уважительной причины, ни как служебную собаку, которая полезна, а именно для развлечения, как наш друг, член семьи, мы получаем грех и наш саваб улетучивается, кырат из саваба улетучивается.

Вот, а если мы найдем в себе силу воли сесть на электричку или в машину и поехать в какой-то один из приютов, и просто пообщаться час-два с ребятами, с девочкой, с мальчиком, с кем-нибудь, педагоги там сами подскажут, кому нужно такое общение, то вам будет огромнейшая, огромнейшая награда. И этот человек, если вы постоянно будете его посещать, да, может быть вы не можете его взять на содержание, это очень серьезный поступок – взять сироту на содержание и воспитать его, но хотя бы приезжать, и приезжать постоянно, вы же хотите собаку держать лет десять, пятнадцать она живет у хозяина, вы лучше проявите заботу о ребенке. Для вас больше будет саваба, больше награды. А собак, согласно сунне пророка Мухаммада ﷺ, дома держать без уважительной причины, запрещено.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.

Читайте также: