Почему жулька выбежала наперерез бешеной собаке

Опубликовано: 12.05.2024

На уроке учащиеся познакомились с рассказом А.И.Куприна "Барбос и Жучка". Поработав над текстом, в конце урока ребята ответили на следующие вопросы:

- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же, как люди?

- Способны ли собаки собаки совершить "подвиг" во имя друг друга?

ВложениеРазмер
brbos_i_zhulka.docx 29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

  • расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;
  • закрепление умения работы с текстом.

  1. Образовательные:
  • Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;
  • Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
  • Обучение анализировать поступки героев;
  • Обогащение словарного запаса.
  1. Развивающие.
  • Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
  • Развитие навыка выразительного чтения;
  • Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное
  • Создание условий для формирования адекватной самооценки.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.
  • Воспитание интерес к литературным произведениям.

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор, презентация
  • Демонстрационный материал: толковые словари, учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь» (2 ч.)
  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Но чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Девиз урока: « С малой удачи

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

-Озаглавьте стихотворение «Знакомый»

-Прочитайте, грустно, весело, с ускорением, скороговоркой , прочитайте выразительно.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

- Какие породы собак вы знаете?

Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Их назначение: найти след зверя, преследование его с лаем до его изнеможения или выставление на охотника. Собаки делают охоту необыкновенно азартной, красивой. Среди охотничьих собак есть одна необычная порода, которую используют ещё и как ездовую собаку. Это лайки.

Декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. В основном, собаки маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

Служебные собаки. К этой группе относятся собаки самые крупные, сильные, выносливые, с врождёнными сторожевыми качествами. Среди служебных собак

Больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьём и слухом, выносливостью и смелостью.

Дворовые собаки. Это обычные беспородные собаки, которых большее количество в нашем посёлке. Это очень добрые и преданные и своему хозяину собаки. Они хорошо привязываются к детям. Люди их заводят для охраны домов.

Дворняжки никогда не предадут своего хозяина и будут верно служить ему до самой смерти.

— Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

— Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

1 ученик Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2 ученик Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов? (О животных.)

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы: - Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга?

4.Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

5.Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

Подберите синоним к словам:

Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)

Мучение (страдание, терзание, пытки)

- Подберите антонимы к словам:

Сходство (различие, разница)

6. Чтение рассказа учителем и детьми.

А). Проверка первичного восприятия.

- Вам понравился рассказ?

– Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование).

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

- О чём вы задумались, прочитав рассказ?

- Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

-- Найди и прочитай описание внешнего вида Барбоса (с.85, 1 абзац).

- Описание Жульки (с. 85-86, 2 абзац)

- А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать.

- Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? (Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки.)

Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

- длинная, чуть вьющаяся шерсть

- шерсть с колючками «репяхами»

- уши со следами «боевых схваток»

- гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами

-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

- Эти две собаки отличаются только внешностью?

- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке и Барбосу.

Характер Барбоса и Жульки

Вывод: Внешность и характеры различны.

- Что связывало таких разных собак? ( ДРУЖБА)

-Найдите в тексте, как Барбос бросился к Жульке

(с.91 2 строка сверху)

— Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам?

(Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки?)

Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая

собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

(От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

— Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

— Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

— А как бы вы поступили в такой ситуации?

— Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

— Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

— Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

— Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

— Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

В) Работа над иллюстрацией к тексту.

— Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

— Какой эпизод изобразил художник?

— Каким мы видим Барбоса в этот момент?

-Какие чувства он испытывает?

— Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

— Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

— Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

Обобщение анализа текста.

- Давайте вернёмся к началу урока.

- На какие главные вопрос мы должны были ответить на уроке?

- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга?

- В чём смысл произведения «Барбос и Жулька»?

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

- Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

- Соедините начало и конец пословиц.

Легко подружиться, тот не жил.

(друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.)
Кто не испытал дружбы, тяжело разлучиться

(у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе).

- Объяснить смысл пословиц.

- Сегодня я узнал(а) ….

- Я ещё хочу прочитать …

- Для меня было интересным …

- Мне на уроке понравилось …

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

Работа с пословицами.

- Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ?

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Был у друга, пил воду – показался слаще меду.

Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Почему Жулька из рассказа Куприна "Барбос и Жулька" не испугалась бешеной собаки?


Если честно, для меня всегда оставалось загадкой, почему маленькая и миролюбивая Жулька вдруг рванула наперерез бешеной собаке и набросилась на нее. Сам Куприн не дает в своем рассказе никакой подсказки по этому поводу, он только отмечает, что случилось это "Вдруг". Вроде бы не было никакой опасности от бешеного пса ни самой Жульке, ни ее другу Барбосу, ни детям, которые конечно успели попрятаться. Бешеная собака нападала на свиней и уток, которые оставались во дворе и вот их видимо и кинулась защищать Жулька. Скорее всего это был внезапный героический порыв, когда Жульке вдруг захотелось показать, что она вовсе не такая слабая и трусливая, какой ее может быть считали. И когда драчун и задира Барбос только скулил жалобно поджав хвост, наблюдая за бесчинствами бешеной псины, Жулька может быть решила, что пришел ее звездный час. Безрассудное геройство, которое стоило ей жизни. И мне например было до слез жалко собачку, которая пыталась доказать свою храбрость.



Еще интересен другой, встречный, вопрос: почему же Барбос испугался бешеной собаки? Почему не он, а Жулька выбежала наперерез бешеной собаке?

В самом начале рассказа перед нами две собаки, совершенно разные и по характеру и внешнему виду. После такого начала мы вполне ожидаем, что Барбос в очередной раз, как он и всегда делал, вылетит к чужой собаке, пытаясь ее прогнать со двора. Но это, к удивлению всех, сделала Жулька, Барбос же испугался бешеной собаки.

Почему Жулька это сделала? Она, можно сказать, приняла удар на себя. Кто-то же из двух собак должен был защитить родной двор, раз не стал этого делать Барбос, то это сделала она. Жулька - пример собачьего подвига.


В данном вопросе, можно отвечать только основываясь на своих личных ощущениях и эмоциях, почему именно маленькая Жулька противостояла грозному, бешеному, чужому псу, забежавшему и напугавшему весь двор.

  • Мой видение такой неожиданной развязки заключено в том, что увидев трусость своего возлюбленного Барбоса (если напомнить рассказ, то собаки питают друг к другу некие чувства), Жульке стало нестерпимо стыдно за такое поведение пса. Она разочарована его поступком и потому отважно бросается на дворового обидчика, посягнувшего на мир их двора и его обитателей. В ней просыпается инстинкт защитника, несмотря на изнеженность породы, и если Барбос только и способен, что скулить и прятаться, то кто еще, как не она может защитить свой мир.


После первого прочтения в 4 классе рассказа Куприна "Барбос и Жулька" у меня тоже возник этот вопрос "Почему Жулька не испугалась бешеной собаки и набросилась на нее, а Барбос, кажущийся храбрецом, испугался?"

С возрастом я получила ответ на этот вопрос. Чаще всего те, кто много говорит о своей смелости, мужестве, героизме, подвигах, талантах, на самом деле - слабые и трусливые. А те, кто кажется нам маленьким, незаметным, незначительным - совершают героические подвиги.

Рассказ "Барбос и Жулька" - аллегория, которую можно смело перенести в людскую жизнь. Кстати, и ценят люди обычно тех, кого теряют.


На вопрос почему Жулька из рассказа Куприна "Барбос и Жулька" не испугалась бешеной собаки автор прямого ответа не дает. Видимо автор поступком своего "собачьего героя" хотел что-то показать. Обычно в произведениях о животных, пусть даже реалистичных, животные часто отождествляются с людьми и им, в некотором роде, приписываются человеческие качества и образы. По тексту произведения мы не видим, что по Жулькиному характеру можно было сказать, что ей не свойственен тот поступок, который она совершила. Этим самым автор хотел показать, что внешняя оболочка ни о чем не говорит и за, казалось бы внешней неприметностью, может скрываться способность совершить подвиг.


Действительно, несмотря на то, что Жулька значительно уступала Барбосу в силе и решительности, но она смогла противостоять бешеной собаке. А вот Барбос весь такой боевой из себя, поджал хвост и спрятался.

Жулька смогла в самый решающий момент проявить себя, как смелую и отважную собачку, которая готова умереть, ради того, чтобы защитить своих друзей и двор. Жулька таким поступком показывает свою любовь и преданность друзьям.

И неважно, что она гораздо меньше размером, чем Барбос, решимости у Жульки гораздо больше, чем у задиры Барбоса. Не стоит судить только по внешности, ведь внутренне человек может быть намного сильнее, чем внешне.


Я сама собачница, у меня миттельшнауцер, это не маленькая порода - средняя, но когда гуляю со своей, то часто встречаю разных собак в частности и маленьких, которые не боясь лезут к моей. Поступок Жульки можно определить так, что она просто по характеру была боевая, по внутренним своим качествам, поэтому и смогла противостоять бешенному псу. Барбос был хоть и дворовый, драться привык, но видимо не встречал реально опасных псов. У Жульки сработал инстинкт самосохранения, но она не бросилась убегать как Барбос, а наоборот отогнала большую собаку. Еще Жулька переживала за людей, которым она была обязана, ведь они ее очень любили, так что ответила им благодарностью своим поступком.


Рассказ Куприна никаких объяснений по этому поводу не дает. Так что каждый может придумать и отстаивать ту версию, которая ему больше нравится. Это ведь литература, а не математика, где ответ должен быть однозначным и проверяемым. Например:

  • Жулька просто устала сидеть и дрожать от страха, устала бояться и ждать, когда бешеная собака ее учует, вот и испытала приступ героизма - так и у людей иногда бывает;
  • Жулька поняла (или вообразила), что бешеная собака вот-вот ее обнаружит, и отчаянно, как загнанная в угол, бросилась на прорыв;
  • бешеная собака укусила или разорвала кого-то из тех (птицу, свинью), кого Жулька считала другом, "своим", и Жулька бросилась на защиту;
  • чувство дома и "своей" территории было у Жульки развито намного сильнее, чем у хулигана и бродяги в душе Барбоса, вот и защищала она свой дом;
  • Жульке действительно стало стыдно за Барбоса и его нерешительность - так некий болельщик может отчаянно кинуться защищать своего спортсмена-кумира, кричать, что его победили "нечестно", драться и протестовать. Жулька выразила свой протест так, как могла;
  • возможно, она была уверена, что Барбос поддержит ее порыв, что нужно только начать.

В общем, версий может быть очень много, и если ученик будет аргументированно защищать любую из них или свою оригинальную, то это замечательно, ИМХО.


Этот рассказ лично я воспринимаю как притчу о мужестве и благородстве, как назидание всем людям как нужно вести себя в подобных экстремальных ситуациях.

Вы хотите узнать причины героического поступка Жульки.

Это как всегда - Любовь и Преданность.


Все потому что за счет такого поведения Жильки, автор рассказа Куприн показывает то, что в нашей жизни как правило тот кто тихий и спокойный, в решающую минуту не сделает шагу назад, а будет драться до победы. Ну и напротив, кто растрачивает свою энергию на хвастовству и показную боевитость, в самый решающий момент убежит или подожмет хвост, как это сделал пес Барбос.

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Цели урока:

· расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;

· закрепление умения работы с текстом.

1. Образовательные:

· Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;

· Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;

· Обучение анализировать поступки героев;

· Обогащение словарного запаса.

2. Развивающие.

· Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;

· Развитие навыка выразительного чтения;

· Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное

· Создание условий для формирования адекватной самооценки.

3. Воспитывающие:

· Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.

· Воспитание интерес к литературным произведениям.

· Техническая оснащенность: компьютер; проектор, презентация

· Демонстрационный материал: толковые словари, учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь» (2 ч.)

· Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Но чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Девиз урока: « С малой удачи

2.Речевая разминка

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

-Озаглавьте стихотворение «Знакомый»

-Прочитайте, грустно, весело, с ускорением, скороговоркой , прочитайте выразительно.

3.Актуализация знаний.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

- Какие породы собак вы знаете?

Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Их назначение: найти след зверя, преследование его с лаем до его изнеможения или выставление на охотника. Собаки делают охоту необыкновенно азартной, красивой. Среди охотничьих собак есть одна необычная порода, которую используют ещё и как ездовую собаку. Это лайки.

Декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. В основном, собаки маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

Служебные собаки. К этой группе относятся собаки самые крупные, сильные, выносливые, с врождёнными сторожевыми качествами. Среди служебных собак

Больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьём и слухом, выносливостью и смелостью.

Дворовые собаки. Это обычные беспородные собаки, которых большее количество в нашем посёлке. Это очень добрые и преданные и своему хозяину собаки. Они хорошо привязываются к детям. Люди их заводят для охраны домов.

Дворняжки никогда не предадут своего хозяина и будут верно служить ему до самой смерти.

— Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

— Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

1 ученик Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2 ученик Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов? (О животных.)

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы: -Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга?

4.Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

Задачи урока.

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

5.Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ –

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

Подберите синоним к словам:

Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)

Мучение (страдание, терзание, пытки)

- Подберите антонимы к словам:

Сходство (различие, разница)

6. Чтение рассказа учителем и детьми.

А). Проверка первичного восприятия.

- Вам понравился рассказ?

– Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование).

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

- О чём вы задумались, прочитав рассказ?

- Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

Б)Выборочное чтение.

-- Найди и прочитай описание внешнего вида Барбоса (с.85, 1 абзац).

- Описание Жульки (с. 85-86, 2 абзац)

- А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать.

- Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? (Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки.)

Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

- длинная, чуть вьющаяся шерсть

- шерсть с колючками «репяхами»

- уши со следами «боевых схваток»

- гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами

-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

- Эти две собаки отличаются только внешностью?

- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке и Барбосу.

Характер Барбоса и Жульки

Вывод: Внешность и характеры различны.

- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)

-Найдите в тексте, как Барбос бросился к Жульке

(с.91 2 строка сверху)

— Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам?

(Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки?)

Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая

собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

(От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

— Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

— Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

— А как бы вы поступили в такой ситуации?

— Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

— Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

— Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

— Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

— Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

В) Работа над иллюстрацией к тексту.

— Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

— Какой эпизод изобразил художник?

— Каким мы видим Барбоса в этот момент?

-Какие чувства он испытывает?

7.Постановка проблемы.

— Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

— Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

— Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

8.Итог урока

Обобщение анализа текста.

- Давайте вернёмся к началу урока.

- На какие главные вопрос мы должны были ответить на уроке?

-Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга?

-В чём смысл произведения «Барбос и Жулька»?

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

- Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

- Соедините начало и конец пословиц.

Легко подружиться, тот не жил.

(друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.)
Кто не испытал дружбы, тяжело разлучиться

(у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе).

- Объяснить смысл пословиц.

- Сегодня я узнал(а) ….

- Я ещё хочу прочитать …

- Для меня было интересным …

- Мне на уроке понравилось …

10.Домашнее задание.

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

Работа с пословицами.

- Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ?

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Был у друга, пил воду – показался слаще меду.

Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.


Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 4-Т классе.

Учитель: Друченко О.Н.

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;

- познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;

- учить анализировать поступки героев;

- отрабатывать навык осознанного чтения; обогащать словарный запас детей и работать над выразительностью чтения;

-развивать внимание, мышление учащихся;

- прививать любовь к животным.

Планируемые результаты:

-давать нравственную оценку герою;

-соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими представлениями т представлениями о добре и зле.

-формировать систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждения проблем;

-формировать умение высказывать свое отношение к герою, выражать свои эмоции;

-формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Метапредметные:

Регулятивные:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат;

-владеть приемами осмысленного чтения.

Познавательные:

-анализировать художественное произведение, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;

-определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения;

-аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного опыта, на основе прочитанных произведений.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Тип урока: освоение новых знаний.

УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, портрет А.И. Куприна, иллюстрации к произведению, учебник Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение» в 2-х ч. М., «Просвещение», 2016, словари.

Словарь: сталактит, фестон, подпалина, лицемерный.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

- Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

- Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей)

Слайд 2. Слово учителя.

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

- Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей).

- Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку.

Слайд 4. Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.

Постановка целей урока.

Мотивация детей на изучение произведения.

Я вам хочу загадать загадку.

А хвост закорючкой.

- Какие породы собак вы знаете?

- В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения.

- На какие группы можно разделить породы собак?

- Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их.

Сообщение темы и целей.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением – «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку? – I в.

- Каким вы представляете себе Барбоса? – II в.

Слайд 6. Задачи урока.

Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

Физкультминутка.

Работа с произведением.

Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях.

Повторим правила работы со словарями.

Слайд 7. Практическая работа.

Первичное чтение текста. – комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие ученики). Остальные следят по тексту.

Физкультминутка для глаз.

Проверка первичного восприятия.

- Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали?

- О чём вы задумались, прослушав рассказ?

- Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

- Найдите и прочитайте описание собак.

Охарактеризуйте собак.

I в. – Характеристика Барбоса.

II в. – Характеристика Жульки.

- Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?

- Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности».

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

Работа над иллюстрацией к тексту. Слайд 8.

- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей)

- Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

Итог урока. Рефлексия.

Обобщение анализа текста.

Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».)

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

Работа с пословицами. Слайд 9.

Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Друг познаётся в беде.)

Домашнее задание. Слайд 10.

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

(В сокращении)
А.И. Куприн

Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.

Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость.

Это не значит, чтобы она тотчас же перевёртывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапами и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность её выражалась главным образом в манере есть. Она никогда не попрошайничала, наоборот, её всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила в сторону с таким видом, который как будто бы говорил: «Кушайте, кушайте, пожалуйста. Я уже совершенно сыта. » Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда.

Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой. Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.

Летом к нему относились снисходительно, и он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва, уткнув морду между вытянутыми передними лапами. Однако он не спал: это замечалось по его бровям, всё время не перестававшим двигаться. Барбос ждал. Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура, Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером нёсся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твёрдо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приёмов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее. Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню. В течение нескольких минут среди густого столба коричневой пыли барахтались, сплетаясь клубком, два собачьих тела. Наконец Барбос одерживал победу. В то время, когда его враг обращался в бегство, поджимая хвост между ногами, визжа и трусливо оглядываясь назад, Барбос с гордым видом возвращался на свой пост на подоконник. Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, и уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.

Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала своё неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приёмов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в неё свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе.

Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточённо грызутся между собой.

Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. Барбос видел её с своего подоконника, но, вместо того, чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал. Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей, и на животных. Люди попрятались за двери и боязливо выглядывали из-за них. Все кричали, распоряжались, давали бестолковые советы и подзадоривали друг друга. Бешеная собака тем временем уже успела искусать двух свиней и разорвать несколько уток.

Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись. Это всё произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу.

Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов. Вероятно, собака не успела её даже укусить. Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке. С ней случилось что-то странное, необъяснимое. Если бы собаки обладали способностью сходить с ума, я сказал бы, что она помешалась. В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь тёмном углу, то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда её звали по имени.

На третий день она так ослабела, что не могла приподняться с земли. Глаза её, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. По приказанию отца, её отнесли в пустой дровяной сарай.


Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.

Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало.

Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос.

— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.

И мы были правы. Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал её и с тихим визгом стал лизать её в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову — ей это не удалось. В прощании собак было что-то трогательное.

Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лёг около дверей на земле. Он уже больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла.

Читайте также: