Сколько лет жила собака музгарка со стариком

Опубликовано: 15.05.2024

Разделы: Литература

Цели:

  • обучающие:
    • постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа,
    • обучение анализу эпизода, подготовка к сочинению;
  • развивающие:
    • развитие логического мышления (умение анализировать и обосновывать свое мнение), развитие монологической речи;
  • воспитательные:
    • формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

На доске: вогулы – прежнее название народа манси (коренного населения Ханты-Мансийского округа)

I. Постановка учебной задачи.

– Мы должны выяснить, как создается образ Елески, и подготовиться к сочинению на эту тему.

II. Повторение.

– Что такое образ? Чем он отличается от характеристики?

(Запись в тетрадь: образ – это характер, созданный средствами поэтического искусства. Характеристика героя – это составная часть понятия образ. Понятие образ = характеристика + приемы.)

– Какие приемы создания образа вы знаете?

(Портрет, речь, поступки героя, характеристика через предметы, авторское отношение и т.д.)

– Сформулируйте вопрос к сочинению по теме: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.

Запись в тетрадь.

– Какими средствами создается образ Елески?

Ш. Работа с текстом.

– Кто главный герой рассказа?

– Что мы знаем о прошлом Елески?

– Каким его изображает автор сейчас, т.е. в настоящем?

  • (Елеска – “старик сгорбленный, седой, с ужасным лицом”.
  • “Это лицо точно было сдвинуто на одну сторону, так что левый глаз вытек и закрылся припухшим веком. Впрочем, безобразие отчасти скрадывалось седой бородой”.)

– Назовите главное слово в портретной характеристике Елески.

– Почему лицо Елески было безобразным?

(Это случилось во время охоты. “Не в первый раз выходил на зверя с рогатиной да с ножом; но на этот раз сплоховал: поскользнулась у Елески одна нога, и медведь насел на него. Рассверепивший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону. Едва приполз Елеска из леса домой, и здесь свой знахарь лечил его целых полгода; остался жив, а только сделался уродом”.)

– Нам известно, что Елеска – охотник. Что вы можете сказать о нем как об охотнике? Докажите.

(Он сильный, смелый, мужественный человек:

  • Елеска ходил на медведя с рогатиной и ножом; брал сохатого.
  • “Старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево и с лета замечал все рябиные выводки, где они высиживались, паслись и кормились”.
  • Елеска – хороший рыболов.)

– Как оказался Елеска в зимовье?

(После того, как обломал Елеску медведь, он “не мог далеко уходить в лес, как прежде, не мог промышлять наравне с другими охотниками.”. “В своей деревне делать Елеске было нечего, кормиться мирским подаянием не хотел, и отправился он в город Чердынь, к знакомым купцам, которым раньше продавал свою охотничью добычу. Может, место какое-нибудь обыщут Елеске богатые купцы. И нашли.”)

– Как характеризует Елеску тот факт, что он не захотел оставаться в деревне?

(Он гордый человек, не хочет жить “мирским подаянием”. Елеска трудолюбивый, он готов выполнять любую посильную работу, чтобы прокормиться.)

– Как живется Елеске в зимовье?

(Рассказ с привидением примеров из текста.

Елеске одному в зимовье очень трудно. Он живет бедно, в ветхой избушке, окно которой затянуто рыбьим пузырем. Каждый день он занимается охотой или рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя на год одеждой, запасами хлеба и пороха. Однако муки ему на год не хватает – в нее старик подмешивает толченую сухую рыбу. Каждый день Елеска борется с трудностями.
Он “состарился и боялся только одного, что придет смертный час и некому будет его похоронить”
Итак, Елеска обладает безобразной внешностью. Попытаемся заглянуть во внутренний мир героя.)

– Что же скрывается за изуродованным лицом?

(В данном случае внешность оказалась обманчивой. Елеска – добрый, ласковый, искренний человек, способный на сильные чувства. Старик любуется красотой природы, смотрит “на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной, – смотрит и не шевелится, охваченный своей тяжелой стариковской думой”. Он постоянно вспоминает свою прошлую жизнь.)

– Что вас удивило в этом человеке?

(Удивительны его высказывания о своей жизни:

  • “Добрые люди в храме божьем, а у меня волки обедню завывают. Ну, тогда я свечку затеплю перед образом, и сам службу пою…Со слезами тоже молюсь”.
  • “У меня по весне праздник бывает, милый человек, когда с теплого моря птица прилетит”
  • “А я хожу и смотрю: мне бог гостей прислал”.)

– Как характеризуют Елеску эти факты?

(Елеска – человек очень сильный духом. Он не жалуется на судьбу, не просит большего, а стойко переносит свое одиночество. Утешение находит в молитвах, искренне обращается к Богу: “со слезами тоже молюсь”. Старик ценит то, что у него есть, и появление по весне перелетных птиц – для него настоящий праздник.)

– Что нам известно о герое в самом начале рассказа?

(В начале рассказа автор изображает одинокого старика, живущего с собакой Музгарко.)

– На что вы обратили внимание?

(Д.Н.Мамин – Сибиряк называет кличку собаки, однако нам еще не известно имя главного героя.)

– Почему автор поступает именно так? Обоснуйте свое мнение.

(Елеска – природный человек. Людей видит один раз в год. Он живет в зимовье, занимается охотой и рыбной ловлей, любит и прекрасно знает лес: “старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево”. Неслучайно описание жизни героя чередуется с изображением картин природы. Старик живет не среди людей, а в лесу, поэтому можно говорить, что он природный человек. Его имя и не названо.)

– Когда мы узнаем, как зовут героя рассказа?

(Читателю становится известным имя героя, когда автор рассказывает о его прошлом.
Удивительны отношения Елески и Музгарко.)

– Что автор пишет о них?

(“И любил же ее ( собаку) старик гораздо больше, чем любят люди друг друга.Ведь она для него была все и тоже любила его”.)

– Как Елеска разговаривает с Музгарко?

(Старик то ворчит на пса, то дразнит его, то называет братом и обращается к нему на равных. Елеска ценит своего друга и очень дорожит им.)

IV. Анализ эпизода (Приложение 1).

1. Медленное чтение.

2. Работа по схеме (Приложение 2).

Данный эпизод – кульминация действия.
В отрывке говорится о том, как умирает собака и бедный старик прощается со своим верным другом. Автор приходит к выводу, что нет ничего страшнее, чем утрата близких; в данном случае Елеска Шишмарь переживает трагедию смерти Музгарко.
Старик не представлял своей жизни без этой собаки, поэтому, когда он увидел, что его верный друг мертв, “Елеска похолодел: это была его смерть”.
Описание сцены прощания строится на изобразительных средствах: эпитетах: “горе лютое”, “ужасная, голодная смерть”, “несчастный старик”; метафорах: “смерть пришла”, “надежда умерла”; сравнениях: "ветер завывает, точно голодный волк", повторах: “воет пурга” (начало абзацев второго и пятого), "воет пурга уже две недели", "две недели не выходит из своей избушки старик”, “и ничего, ничего не осталось для него, кроме смерти”. С помощью олицетворения оживает природа: “Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завивает в лесу, точно голодный волк; избушка Елески совсем потонула в снегу”.
В данном эпизоде использованы и морфологические выразительные средства: обилие глаголов создает динамику происходящего (“Плачет, убивается старик, а помочь нечем; “Учуяли беду, пришли к избушке и завыли”; “Некому теперь их пугнуть, облаять, подманить на выстрел”; “Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый”; “Три дня долбил он мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга”).
Чтобы доказать, насколько дорог Музгарко Елеске и какова горечь потери для бедного старика, автор по-разному называет собаку: “над больной собакой”, “кормилец ты мой”, “верный друг”, “родной ты мой”, “Музгарко”, “мертвый друг”,“верный друг”.
В тексте звучат риторические вопросы “Куда он без собаки?” и т.д. Мы понимаем, что старик не может жить без Музгарко.
Данный эпизод можно назвать “Прощание Елески с верным другом”.

– Какое решение принимает Елеска?

(“Тошно ему теперь показалось оставаться в своей избушке”. Пережив еще одну трагедию, потеряв единственное любящее его живое существо, он решает уйти в родные края".)

– Что случится с Елеской?

(Пересказ эпизода)

– Каково отношение автора к своему герою? Докажите.

(Автор любит своего героя. Удивителен “переход” старика из одного состояния в другое, из жизни в смерть. Автор не говорит, что Елеска умирает. Старик засыпает, и ему снится Музгарко и тот самый вогул, первый хозяин собаки, которого Елеска в снегу похоронил. (Вогул – смотри записи на доске.) Согласно народному преданию, если человеку снится покойник и зовет за собой, то тот, кто видит этот сон, скоро умрет. Елеске вогул скажет: “Ты здесь, дедушка? Я за тобой пришел…” Многоточие в конце предложения указывает на недоговоренность. Елеска умирает тихо и спокойно, он просто засыпает навсегда. И в этом – любовь автора к своему герою.
Елеска боялся, что похоронить его будет некому. Он природный человек, и природа его схоронила: “Дунул холодный ветер, рванул комья снега с высоких елей и пихт, и посыпался он на мертвого Елеску; к утру от его ямки и следов не осталось.”)

VI. Подведение итогов урока. Выводы.

– Какими средствами создается образ Елески?

(Запись в тетрадь: Д.Н.Мамин-Сибиряк создает образ Елески с помощью портрета, авторской характеристики, поступков героя, отношений с Музгарко, авторского отношения.)

VП. Домашнее задание.

– Написать сочинение на тему: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.

Приложение 1.

Анализ эпизода (отрывка) прозаического произведения.

1. Роль эпизода (отрывка).

1 Данный эпизод является экспозицией (кульминацией, развязкой действия).
2. Отрывок является характеристикой героя.
3. Прозаический текст является описанием (природы, помещения, интерьера, поступков героя, авторским размышлением).

2. Тема.

1. Темой текста является …
2. Текст посвящен (описанию, размышлению, рассуждению)…
3. В отрывке рисуется картина…
4. В эпизоде раскрывается картина…(говорится о….)

3. Основная мысль.

1. Основная мысль текста заключена в словах…
2. Автор приходит к выводу, что…
3. Писатель рисует картину…(рассуждает, размышляет, описывает), чтобы доказать…

4. Название отрывка (эпизода).

1. Данный эпизод (отрывок) можно назвать…
2. Название рассказа … раскрывает тему…

5. Образная система.

1. Описание природы (картины, характера, интерьера, военной сцены) строится на изобразительных средствах…
2. Эпитеты помогают нарисовать картину…
3. Привлекают внимание художественные определения…
4. Писатель использует олицетворения (метафоры, сравнения)…
5. С помощью олицетворения оживает природа…
6. Изобразительные средства помогают раскрыть тему.
7. Сравнения (эпитеты, олицетворения) помогают раскрыть характер героев (рисуют внешний облик героев): передают авторскую оценку предмета или явления.
8. Наиболее удачными определениями (сравнениями) являются…

6. Синтаксические конструкции.

1. В тексте используются предложения разных конструкций…
2. Простые предложения конкретизируют мысль…
3. Используется прямой и обратный порядок слов в предложении…
4. Обратный порядок слов используется для более полного выражения мысли…
5. Восклицательные предложения увеличивают эмоциональность отрывка (эпизода)…
6. Точка указывает на законченность предложения.
7. В тексте звучат риторические вопросы…
8. Тире указывает на результативность действия…
9. Тире указывает на результативность действия…

7. Выводы.

Изобразительные средства, конкретные предложения, знаки препинания раскрывают тему (отрывка) эпизода…

Приложение 2.

Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из неё синяя струйка дыма…
Воет пурга уже две надели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарко лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть.
– Кормилец ты мой… – плачет старик и целует верного друга. – Родной ты мой… ну, где болит.
Ничего не отвечает Музгарко, как раньше. Он давно почуял свою смерть и молчит…Плачет, убивается старик, а помочь нечем, от смерти лекарства нет. Ах, горе какое лютое привалилось. С Музгаркой умерла последняя надежда старика, и ничего, ничего не оставалось для него, кроме смерти. Кто теперь будет искать белку, кто облает глухаря, кто выследит оленя? Смерть без Музгарки, ужасная голодная смерть. Хлебного припаса едва хватит до крещенья, а там помирать…
Воет пурга, а старик вспоминает, как жил он с Музгаркой, как ходил на охоту и промышлял добычу. Куда он без собаки?
А тут ещё волки…Учуяли беду, пришли к избушке и завыли. Целую ночь выли, надрывая душу. Некому теперь пугнуть их, облаять, подманить на выстрел. Вспомнился старику случай, как одолевал его медведь-шатун. Шатунами называют медведей, которые вовремя не залегли с осени в берлогу и бродят по лесу. Такой шатун – самый опасный зверь…Вот и повадился медведь к избушке: учуял запасы у старика. Как ночь, так и придет. Озлобился на него старик, зарядил винтовку и вышел с Музгаркой. Медведь так прянул на старика, но спас Музгарко. Ухватил он зверя сзади и посадил, а Елескина пуля не знала промаха…Да мало ли было случаев, когда собака спасала старика…
Музгарко издох перед самым рождеством, когда мороз трещал в лесу. Дело было ночью. Елеска лежал на своей лавочке и дремал. Вдруг его точно что кольнуло. Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый. Елеска похолодел: эта была его смерть.
– Музгарко, Музгарко. – повторял несчастный старик, целуя мертвого друга. – Что я теперь делать буду без тебя?
Не хотел Елеска, чтобы волки съели мертвого Музгарко, и закопал его в казарме. Три дня он долбил мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. “Зимовье на Студеной”

Ста­рик лежал на своей лавочке, у печи, закрыв­шись ста­рой дохой из вылез­ших оле­ньих шкур. Было рано или поздно – он не знал, да и знать не мог, потому что све­тало поздно, а небо еще с вечера было затя­нуто низ­кими осен­ними тучами. Вста­вать ему не хоте­лось; в избушке было холодно, а у него уже несколько дней болели и спина и ноги. Спать он тоже не хотел, а лежал так, чтобы про­ве­сти время. Да и куда ему было торо­питься? Его раз­бу­дило осто­рож­ное цара­па­нье в дверь, – это про­сился Муз­гарко, неболь­шая, пест­рая вогуль­ская собака, жив­шая в этой избушке уже лет десять.

– Я вот тебе задам, Муз­гарко. – завор­чал ста­рик, кута­ясь в свою доху с голо­вой. – Ты у меня поцарапайся…

Собака на время пере­стала скоб­лить дверь своей лапой и потом вдруг взвыла про­тяжно и жалобно.

– Ах, штоб тебя волки съели. – обру­гался ста­рик, под­ни­ма­ясь с лавки.

Он в тем­ноте подо­шел к двери, отво­рил ее и все понял, – отчего у него болела спина и отчего завыла собака. Все, что можно было рас­смот­реть в при­от­во­рен­ную дверь, было покрыто сне­гом. Да, он ясно теперь видел, как в воз­духе кру­жи­лась живая сетка из мяг­ких, пуши­стых сне­жи­нок. В избе было темно, а от снега все видно – и зуб­ча­тую стенку сто­яв­шего за рекой леса, и надув­шу­юся почер­нев­шую реку, и каме­ни­стый мыс, выда­вав­шийся в реку круг­лым усту­пом. Умная собака сидела перед рас­кры­той две­рью и такими умными, гово­ря­щими гла­зами смот­рела на хозяина.

– Ну, што же, зна­чит, конец. – отве­тил ей ста­рик на немой вопрос соба­чьих глаз. – Ничего, брат, не поде­ла­ешь… Шабаш.

Собака виль­нула хво­стом и тихо взвизг­нула тем лас­ко­вым виз­гом, кото­рым встре­чала одного хозяина.

– Ну, шабаш, ну, што поде­ла­ешь, Муз­гарко. Про­ка­ти­лось наше крас­ное летечко, а теперь заля­жем в берлоге…

На эти слова после­до­вал лег­кий пры­жок, и Муз­гарко очу­тился в избушке раньше хозяина.

– Не любишь зиму, а? – раз­го­ва­ри­вал ста­рик с соба­кой, рас­топ­ляя ста­рую печь, сло­жен­ную из дикого камня. – Не нра­вится, а.

Коле­бав­ше­еся в челе печки пламя осве­тило лавочку, на кото­рой спал ста­рик, и целый угол избушки. Из тем­ноты высту­пали закоп­чен­ные бревна, покры­тые кое-где пле­се­нью, раз­ве­шан­ная в углу сеть, недо­кон­чен­ные новые лапти, несколько бели­чьих шку­рок, бол­тав­шихся на дере­вян­ном крюку, а ближе всего сам ста­рик – сгорб­лен­ный, седой, с ужас­ным лицом. Это лицо точно было сдви­нуто на одну сто­рону, так что левый глаз вытек и закрылся при­пух­шим веком. Впро­чем, без­об­ра­зие отча­сти скра­ды­ва­лось седой боро­дой. Для Муз­гарки ста­рик не был ни кра­сив, ни некрасив.

Пока ста­рик рас­топ­лял печь, уже рас­свело. Серое зим­нее утро заня­лось с таким тру­дом, точно неви­ди­мому солнцу было больно све­тить. В избушке едва можно было рас­смот­реть даль­нюю стену, у кото­рой тяну­лись широ­кие нары, устро­ен­ные из тяже­лых дере­вян­ных плах. Един­ствен­ное окно, напо­ло­вину залеп­лен­ное рыбьим пузы­рем, едва про­пус­кало свет. Муз­гарко сидел у порога и тер­пе­ливо наблю­дал за хозя­и­ном, изредка виляя хвостом.

Но и соба­чьему тер­пе­нью бывает конец, и Муз­гарко опять слабо взвизгнул.

– Сей­час, не торо­пись, – отве­тил ему ста­рик, при­дви­гая к огню чугун­ный коте­лок с водой. – Успеешь…

Муз­гарко лег и, поло­жив ост­ро­мор­дую голову в перед­ние лапы, не спус­кал глаз с хозя­ина. Когда ста­рик наки­нул на плечи дыря­вый пони­ток, собака радостно зала­яла и бро­си­лась в дверь.

– То-то вот у меня пояс­ница тре­тий день болит, – объ­яс­нил ста­рик собаке на ходу. – Оно и вышло, што к нена­стью. Вона как сне­жок подваливает…

За одну ночь все кру­гом совсем изме­ни­лось, – лес казался ближе, река точно сузи­лась, а низ­кие зим­ние облака ползли над самой зем­лей и только не цеп­ля­лись за вер­хушки елей и пихт. Вообще вид был самый печаль­ный, а пушинки снега про­дол­жали кру­житься в воз­духе и без­звучно падали на померт­вев­шую землю. Ста­рик огля­нулся назад, за свою избушку – за ней ухо­дило ржа­вое болото, чуть тро­ну­тое кусти­ками и жест­кой болот­ной тра­вой. С неболь­шими пере­ры­вами это болото тяну­лось верст на пять­де­сят и отде­ляло избушку от всего живого мира. А какая она малень­кая пока­за­лась теперь ста­рику, эта избушка, точно за ночь вросла в землю…

К берегу была при­ча­лена лодка-душе­губка. Муз­гарко пер­вый вско­чил в нее, оперся перед­ними лапами на край и зорко посмот­рел вверх реки, туда, где выда­вался мыс, и слабо взвизгнул.

– Чему обра­до­вался спо­за­ранку? – оклик­нул его ста­рик. – Погоди, может, и нет ничего…

Собака знала, что есть, и опять взвизг­нула: она видела зато­нув­шие поплавки заки­ну­той в омуте сна­сти. Лодка поле­тела вверх по реке у самого берега. Ста­рик стоял на ногах и гнал лодку впе­ред, под­пи­ра­ясь шестом. Он тоже знал по визгу собаки, что будет добыча. Снасть дей­стви­тельно огрузла самой сере­ди­ной, и, когда лодка подо­шла, дере­вян­ные поплавки повело книзу.

Снасть состо­яла из бро­шен­ной попе­рек реки бечевы с повод­ками из тон­ких шнур­ков и воло­ся­ной лесы. Каж­дый пово­док закан­чи­вался ост­рым крюч­ком. Подъ­е­хав к концу сна­сти, ста­рик осто­рожно начал выби­рать ее в лодку. Добыча была хоро­шая: два боль­ших сига, несколько суда­ков, щука и целых пять штук стер­ля­дей. Щука попа­лась боль­шая, и с ней было много хло­пот. Ста­рик осто­рожно под­вел ее к лодке и сна­чала оглу­шил своим шестом, а потом уже выта­щил. Муз­гарко сидел в носу лодки и вни­ма­тельно наблю­дал за работой.

– Любишь стер­лядку? – драз­нил его ста­рик, пока­зы­вая рыбу. – А ловить не уме­ешь… Погоди, зава­рим сего­дня уху. К нена­стью рыба идет лучше на крюк… В омуте она теперь сби­ва­ется на зим­нюю лежанку, а мы ее из омута и будем добы­вать: вся наша будет. Лучить ужо поедем… Ну, а теперь айда домой. Суда­ков-то под­ве­сим, высу­шим, а потом куп­цам продадим…

Ста­рик запа­сал рыбу с самой весны: часть вялил на солнце, дру­гую сушил в избе, а остатки сва­ли­вал в глу­бо­кую яму вроде колодца; эта послед­няя слу­жила кор­мом Муз­гарке. Све­жая рыба не пере­во­ди­лась у него целый год, только не хва­тало у него соли, чтобы ее солить, да и хлеба не все­гда доста­вало, как было сей­час. Запас ему остав­ляли с зимы до зимы.

– Скоро обоз при­дет, – объ­яс­нил ста­рик собаке. – При­ве­зут нам с тобой и хлеба, и соли, и пороху… Вот только избушка наша совсем раз­ва­ли­лась, Музгарко.

Осен­ний день коро­ток. Ста­рик все время про­хо­дил около своей избушки, поправ­ляя и то и дру­гое, чтобы лучше ухо­ро­ниться на зиму. В одном месте мох вылез из пазов, в дру­гом – бревно под­гнило, в тре­тьем – угол совсем осел и, того гляди, отва­лится. Давно бы уж новую избушку пора ста­вить, да одному все равно ничего не поделать.

Разделы: Литература

Цели:

  • обучающие:
    • постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа,
    • обучение анализу эпизода, подготовка к сочинению;
  • развивающие:
    • развитие логического мышления (умение анализировать и обосновывать свое мнение), развитие монологической речи;
  • воспитательные:
    • формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

На доске: вогулы – прежнее название народа манси (коренного населения Ханты-Мансийского округа)

I. Постановка учебной задачи.

– Мы должны выяснить, как создается образ Елески, и подготовиться к сочинению на эту тему.

II. Повторение.

– Что такое образ? Чем он отличается от характеристики?

(Запись в тетрадь: образ – это характер, созданный средствами поэтического искусства. Характеристика героя – это составная часть понятия образ. Понятие образ = характеристика + приемы.)

– Какие приемы создания образа вы знаете?

(Портрет, речь, поступки героя, характеристика через предметы, авторское отношение и т.д.)

– Сформулируйте вопрос к сочинению по теме: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.

Запись в тетрадь.

– Какими средствами создается образ Елески?

Ш. Работа с текстом.

– Кто главный герой рассказа?

– Что мы знаем о прошлом Елески?

– Каким его изображает автор сейчас, т.е. в настоящем?

  • (Елеска – “старик сгорбленный, седой, с ужасным лицом”.
  • “Это лицо точно было сдвинуто на одну сторону, так что левый глаз вытек и закрылся припухшим веком. Впрочем, безобразие отчасти скрадывалось седой бородой”.)

– Назовите главное слово в портретной характеристике Елески.

– Почему лицо Елески было безобразным?

(Это случилось во время охоты. “Не в первый раз выходил на зверя с рогатиной да с ножом; но на этот раз сплоховал: поскользнулась у Елески одна нога, и медведь насел на него. Рассверепивший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону. Едва приполз Елеска из леса домой, и здесь свой знахарь лечил его целых полгода; остался жив, а только сделался уродом”.)

– Нам известно, что Елеска – охотник. Что вы можете сказать о нем как об охотнике? Докажите.

(Он сильный, смелый, мужественный человек:

  • Елеска ходил на медведя с рогатиной и ножом; брал сохатого.
  • “Старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево и с лета замечал все рябиные выводки, где они высиживались, паслись и кормились”.
  • Елеска – хороший рыболов.)

– Как оказался Елеска в зимовье?

(После того, как обломал Елеску медведь, он “не мог далеко уходить в лес, как прежде, не мог промышлять наравне с другими охотниками.”. “В своей деревне делать Елеске было нечего, кормиться мирским подаянием не хотел, и отправился он в город Чердынь, к знакомым купцам, которым раньше продавал свою охотничью добычу. Может, место какое-нибудь обыщут Елеске богатые купцы. И нашли.”)

– Как характеризует Елеску тот факт, что он не захотел оставаться в деревне?

(Он гордый человек, не хочет жить “мирским подаянием”. Елеска трудолюбивый, он готов выполнять любую посильную работу, чтобы прокормиться.)

– Как живется Елеске в зимовье?

(Рассказ с привидением примеров из текста.

Елеске одному в зимовье очень трудно. Он живет бедно, в ветхой избушке, окно которой затянуто рыбьим пузырем. Каждый день он занимается охотой или рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя на год одеждой, запасами хлеба и пороха. Однако муки ему на год не хватает – в нее старик подмешивает толченую сухую рыбу. Каждый день Елеска борется с трудностями.
Он “состарился и боялся только одного, что придет смертный час и некому будет его похоронить”
Итак, Елеска обладает безобразной внешностью. Попытаемся заглянуть во внутренний мир героя.)

– Что же скрывается за изуродованным лицом?

(В данном случае внешность оказалась обманчивой. Елеска – добрый, ласковый, искренний человек, способный на сильные чувства. Старик любуется красотой природы, смотрит “на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной, – смотрит и не шевелится, охваченный своей тяжелой стариковской думой”. Он постоянно вспоминает свою прошлую жизнь.)

– Что вас удивило в этом человеке?

(Удивительны его высказывания о своей жизни:

  • “Добрые люди в храме божьем, а у меня волки обедню завывают. Ну, тогда я свечку затеплю перед образом, и сам службу пою…Со слезами тоже молюсь”.
  • “У меня по весне праздник бывает, милый человек, когда с теплого моря птица прилетит”
  • “А я хожу и смотрю: мне бог гостей прислал”.)

– Как характеризуют Елеску эти факты?

(Елеска – человек очень сильный духом. Он не жалуется на судьбу, не просит большего, а стойко переносит свое одиночество. Утешение находит в молитвах, искренне обращается к Богу: “со слезами тоже молюсь”. Старик ценит то, что у него есть, и появление по весне перелетных птиц – для него настоящий праздник.)

– Что нам известно о герое в самом начале рассказа?

(В начале рассказа автор изображает одинокого старика, живущего с собакой Музгарко.)

– На что вы обратили внимание?

(Д.Н.Мамин – Сибиряк называет кличку собаки, однако нам еще не известно имя главного героя.)

– Почему автор поступает именно так? Обоснуйте свое мнение.

(Елеска – природный человек. Людей видит один раз в год. Он живет в зимовье, занимается охотой и рыбной ловлей, любит и прекрасно знает лес: “старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево”. Неслучайно описание жизни героя чередуется с изображением картин природы. Старик живет не среди людей, а в лесу, поэтому можно говорить, что он природный человек. Его имя и не названо.)

– Когда мы узнаем, как зовут героя рассказа?

(Читателю становится известным имя героя, когда автор рассказывает о его прошлом.
Удивительны отношения Елески и Музгарко.)

– Что автор пишет о них?

(“И любил же ее ( собаку) старик гораздо больше, чем любят люди друг друга.Ведь она для него была все и тоже любила его”.)

– Как Елеска разговаривает с Музгарко?

(Старик то ворчит на пса, то дразнит его, то называет братом и обращается к нему на равных. Елеска ценит своего друга и очень дорожит им.)

IV. Анализ эпизода (Приложение 1).

1. Медленное чтение.

2. Работа по схеме (Приложение 2).

Данный эпизод – кульминация действия.
В отрывке говорится о том, как умирает собака и бедный старик прощается со своим верным другом. Автор приходит к выводу, что нет ничего страшнее, чем утрата близких; в данном случае Елеска Шишмарь переживает трагедию смерти Музгарко.
Старик не представлял своей жизни без этой собаки, поэтому, когда он увидел, что его верный друг мертв, “Елеска похолодел: это была его смерть”.
Описание сцены прощания строится на изобразительных средствах: эпитетах: “горе лютое”, “ужасная, голодная смерть”, “несчастный старик”; метафорах: “смерть пришла”, “надежда умерла”; сравнениях: "ветер завывает, точно голодный волк", повторах: “воет пурга” (начало абзацев второго и пятого), "воет пурга уже две недели", "две недели не выходит из своей избушки старик”, “и ничего, ничего не осталось для него, кроме смерти”. С помощью олицетворения оживает природа: “Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завивает в лесу, точно голодный волк; избушка Елески совсем потонула в снегу”.
В данном эпизоде использованы и морфологические выразительные средства: обилие глаголов создает динамику происходящего (“Плачет, убивается старик, а помочь нечем; “Учуяли беду, пришли к избушке и завыли”; “Некому теперь их пугнуть, облаять, подманить на выстрел”; “Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый”; “Три дня долбил он мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга”).
Чтобы доказать, насколько дорог Музгарко Елеске и какова горечь потери для бедного старика, автор по-разному называет собаку: “над больной собакой”, “кормилец ты мой”, “верный друг”, “родной ты мой”, “Музгарко”, “мертвый друг”,“верный друг”.
В тексте звучат риторические вопросы “Куда он без собаки?” и т.д. Мы понимаем, что старик не может жить без Музгарко.
Данный эпизод можно назвать “Прощание Елески с верным другом”.

– Какое решение принимает Елеска?

(“Тошно ему теперь показалось оставаться в своей избушке”. Пережив еще одну трагедию, потеряв единственное любящее его живое существо, он решает уйти в родные края".)

– Что случится с Елеской?

(Пересказ эпизода)

– Каково отношение автора к своему герою? Докажите.

(Автор любит своего героя. Удивителен “переход” старика из одного состояния в другое, из жизни в смерть. Автор не говорит, что Елеска умирает. Старик засыпает, и ему снится Музгарко и тот самый вогул, первый хозяин собаки, которого Елеска в снегу похоронил. (Вогул – смотри записи на доске.) Согласно народному преданию, если человеку снится покойник и зовет за собой, то тот, кто видит этот сон, скоро умрет. Елеске вогул скажет: “Ты здесь, дедушка? Я за тобой пришел…” Многоточие в конце предложения указывает на недоговоренность. Елеска умирает тихо и спокойно, он просто засыпает навсегда. И в этом – любовь автора к своему герою.
Елеска боялся, что похоронить его будет некому. Он природный человек, и природа его схоронила: “Дунул холодный ветер, рванул комья снега с высоких елей и пихт, и посыпался он на мертвого Елеску; к утру от его ямки и следов не осталось.”)

VI. Подведение итогов урока. Выводы.

– Какими средствами создается образ Елески?

(Запись в тетрадь: Д.Н.Мамин-Сибиряк создает образ Елески с помощью портрета, авторской характеристики, поступков героя, отношений с Музгарко, авторского отношения.)

VП. Домашнее задание.

– Написать сочинение на тему: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.

Приложение 1.

Анализ эпизода (отрывка) прозаического произведения.

1. Роль эпизода (отрывка).

1 Данный эпизод является экспозицией (кульминацией, развязкой действия).
2. Отрывок является характеристикой героя.
3. Прозаический текст является описанием (природы, помещения, интерьера, поступков героя, авторским размышлением).

2. Тема.

1. Темой текста является …
2. Текст посвящен (описанию, размышлению, рассуждению)…
3. В отрывке рисуется картина…
4. В эпизоде раскрывается картина…(говорится о….)

3. Основная мысль.

1. Основная мысль текста заключена в словах…
2. Автор приходит к выводу, что…
3. Писатель рисует картину…(рассуждает, размышляет, описывает), чтобы доказать…

4. Название отрывка (эпизода).

1. Данный эпизод (отрывок) можно назвать…
2. Название рассказа … раскрывает тему…

5. Образная система.

1. Описание природы (картины, характера, интерьера, военной сцены) строится на изобразительных средствах…
2. Эпитеты помогают нарисовать картину…
3. Привлекают внимание художественные определения…
4. Писатель использует олицетворения (метафоры, сравнения)…
5. С помощью олицетворения оживает природа…
6. Изобразительные средства помогают раскрыть тему.
7. Сравнения (эпитеты, олицетворения) помогают раскрыть характер героев (рисуют внешний облик героев): передают авторскую оценку предмета или явления.
8. Наиболее удачными определениями (сравнениями) являются…

6. Синтаксические конструкции.

1. В тексте используются предложения разных конструкций…
2. Простые предложения конкретизируют мысль…
3. Используется прямой и обратный порядок слов в предложении…
4. Обратный порядок слов используется для более полного выражения мысли…
5. Восклицательные предложения увеличивают эмоциональность отрывка (эпизода)…
6. Точка указывает на законченность предложения.
7. В тексте звучат риторические вопросы…
8. Тире указывает на результативность действия…
9. Тире указывает на результативность действия…

7. Выводы.

Изобразительные средства, конкретные предложения, знаки препинания раскрывают тему (отрывка) эпизода…

Приложение 2.

Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из неё синяя струйка дыма…
Воет пурга уже две надели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарко лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть.
– Кормилец ты мой… – плачет старик и целует верного друга. – Родной ты мой… ну, где болит.
Ничего не отвечает Музгарко, как раньше. Он давно почуял свою смерть и молчит…Плачет, убивается старик, а помочь нечем, от смерти лекарства нет. Ах, горе какое лютое привалилось. С Музгаркой умерла последняя надежда старика, и ничего, ничего не оставалось для него, кроме смерти. Кто теперь будет искать белку, кто облает глухаря, кто выследит оленя? Смерть без Музгарки, ужасная голодная смерть. Хлебного припаса едва хватит до крещенья, а там помирать…
Воет пурга, а старик вспоминает, как жил он с Музгаркой, как ходил на охоту и промышлял добычу. Куда он без собаки?
А тут ещё волки…Учуяли беду, пришли к избушке и завыли. Целую ночь выли, надрывая душу. Некому теперь пугнуть их, облаять, подманить на выстрел. Вспомнился старику случай, как одолевал его медведь-шатун. Шатунами называют медведей, которые вовремя не залегли с осени в берлогу и бродят по лесу. Такой шатун – самый опасный зверь…Вот и повадился медведь к избушке: учуял запасы у старика. Как ночь, так и придет. Озлобился на него старик, зарядил винтовку и вышел с Музгаркой. Медведь так прянул на старика, но спас Музгарко. Ухватил он зверя сзади и посадил, а Елескина пуля не знала промаха…Да мало ли было случаев, когда собака спасала старика…
Музгарко издох перед самым рождеством, когда мороз трещал в лесу. Дело было ночью. Елеска лежал на своей лавочке и дремал. Вдруг его точно что кольнуло. Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый. Елеска похолодел: эта была его смерть.
– Музгарко, Музгарко. – повторял несчастный старик, целуя мертвого друга. – Что я теперь делать буду без тебя?
Не хотел Елеска, чтобы волки съели мертвого Музгарко, и закопал его в казарме. Три дня он долбил мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. “Зимовье на Студеной”

Здесь есть возможность читать онлайн «Дмитрий Мамин-Сибиряк: Зимовье на Студеной» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Природа и животные / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Дмитрий Мамин-Сибиряк Зимовье на Студеной

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Зимовье на Студеной: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Зимовье на Студеной»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Дмитрий Мамин-Сибиряк: другие книги автора

Кто написал Зимовье на Студеной? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Серая Шейка

Серая Шейка

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Том 3. Горное гнездо

Том 3. Горное гнездо

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Том 4. Уральские рассказы

Том 4. Уральские рассказы

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Аленушкины сказки (сборник)

Аленушкины сказки (сборник)

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Дикое счастье. Золото

Дикое счастье. Золото

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Братья Гордеевы

Братья Гордеевы

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Золото

Золото

Зимовье на Студеной — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Зимовье на Студеной», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

– Соболька припасу твоей невесте на будущую осень, как опять поедешь на Печору. Есть у меня один на примете.

Ушел обоз в обратный путь, и остался старик с петушком. Радости-то сколько. Пестренький петушок, гребешок красненький – ходит по избушке, каждое перышко играет. А ночью как гаркнет… То-то радость и утешение! Каждое утро стал Елеска теперь разговаривать со своим петушком, и Музгарко их слушает.

– Што, завидно тебе, старому? – дразнит Елеска собаку, – Только твоего ремесла, што лаять… А вот ты по-петушиному спой.

Заметил старик, как будто заскучал Музгарко. Понурый такой ходит… Неможется что-то собаке. Должно полагать, ямщики сглазили.

– Музгарушко, да што это с тобой попритчилось? Где болит?

Лежит Музгарко под лавкой, положил голову между лапами и только глазами моргает.

Всполошился старик: накатилась беда неожиданная. А Музгарко все лежит, не ест, не пьет и голосу не подает.

Вильнул хвостом Музгарко, подполз к хозяину, лизнул руку и тихо взвыл. Ох, плохо дело.

Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма…

Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарко лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть.

– Кормилец ты мой… – плачет старик и целует верного друга. – Родной ты мой… ну, где болит.

Ничего не отвечает Музгарко, как раньше. Он давно почуял свою смерть и молчит… Плачет, убивается старик, а помочь нечем: от смерти лекарства нет. Ах, горе какое лютое привалилось. С Музгаркой умерла последняя надежда старика, и ничего, ничего не осталось для него, кроме смерти. Кто теперь будет искать белку, кто облает глухаря, кто выследит оленя? Смерть без Музгарки, ужасная, голодная смерть. Хлебного припаса едва хватит до крещенья, а там помирать…

Воет пурга, а старик вспоминает, как жил он с Музгаркой, как ходил на охоту и промышлял себе добычу. Куда он без собаки?

А тут еще волки… Учуяли беду, пришли к избушке и завыли. Целую ночь так-то выли, надрывая душу. Некому теперь пугнуть их, облаять, подманить на выстрел… Вспомнился старику случай, как одолевал его медведь-шатун. Шатунами называют медведей, которые вовремя не залегли с осени в берлогу и бродят по лесу. Такой шатун – самый опасный зверь… Вот и повадился медведь к избушке: учуял запасы у старика. Как ночь, так и придет. Два раза на крышу залезал и лапами разгребал снег. Потом выворотил дверь в казарме и утащил целый ворох запасенной стариком рыбы. Донял-таки шатун Елеску до самого нельзя. Озлобился на него старик за озорство, зарядил винтовку пулей и вышел с Музгаркой. Медведь так и прянул на старика и наверно бы его смял под себя, прежде чем тот успел бы в него выстрелить, но спас Музгарко. Ухватил он зверя сзади и посадил, а Елескина пуля не знала промаха… Да мало ли было случаев, когда собака спасала старика…

Музгарко издох перед самым рождеством, когда мороз трещал в лесу. Дело было ночью. Елеска лежал на своей лавочке и дремал. Вдруг его точно что кольнуло. Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый. Елеска похолодел: это была его смерть.

– Музгарко, Музгарко… – повторял несчастный старик, целуя мертвого друга. – Што я теперь делать буду без тебя?

Не хотел Елеска, чтобы волки съели мертвого Музгарку, и закопал его в казарме. Три дня он долбил мерзлую землю, сделал могилку и со слезами похоронил в ней верного друга.

Остался один петушок, который по-прежнему будил старика ночью. Проснется Елеска и сейчас вспомнит про Музгарку. И сделается ему горько и тошно до смерти. Поговорить не с кем. Конечно, петушок – птица занятная, а все-таки птица и ничего не понимает.

– Эх, Музгарко! – повторял Елеска по нескольку раз в день, чувствуя, как все начинает у него валиться из рук.

Бедным людям приходится забывать свое горе за работой. Так было и тут. Хлебные запасы приходили к концу, и пора было Елеске подумать о своей голове. А главное, тошно ему теперь показалось оставаться в своей избушке.

– Эх, брошу все, уйду домой на Колву, а то в Чердынь проберусь! – решил старик.

Поправил он лыжи, на которых еще молодым гонял оленей, снарядил котомку, взял запасу дней на пять, простился с Музгаркиной могилой и тронулся в путь. Жаль было петушка оставлять одного, и Елеска захватил его с собой: посадил в котомку и понес. Отошел старик до каменного мыса, оглянулся на свое жилье и заплакал: жаль стало насиженного теплого угла.

В зимовье на реке Студеной живет старик-охотник Елеска с псом Музгаркой. Семья деда умерла от холеры, медведь покалечил самого Елеску, но знакомые купцы устроили калеку на зимовье, где он бил птицу, соболей, ловил рыбу с того и жил. Еду и общение зимой привозили обозы; старик жалел только, что не хватает хлеба и соли.

Однажды он попросил молодого приказчика привезти ему петушка. Тот уважил дедушку. Елеске очень понравилась птица, он даже подтрунивал над старым Музгаркой, который от дряхлости не услышал даже приближающийся обоз.

Музгарко занемог и умер. Старик не может жить и охотиться один он берет петуха в котомку и идет к людям, в родной поселок на реке Колве. На одинокого путника нападают волки; дед не смог подняться на ноги.

Лежа в снегу, Елеска услышал, как из-под земли лаял его Музгарко и вскоре увидел самого пса и вогула, который подарил ему собаку, когда Елеска нашел его умирающим в лесу: “Я за тобой пришел ” К утру мертвого старика засыпало снегом.

Related posts:

Зимовье на Студеной краткое содержаниеМамин-Сибиряк Д. Н. В зимовье на реке Студеной живет старик-охотник Елеска с псом Музгаркой. Семья деда умерла от холеры, медведь покалечил самого Елеску, но знакомые купцы устроили калеку на зимовье, где он бил птицу, соболей, ловил рыбу – с того и жил. Еду и общение зимой привозили обозы; старик жалел только, что не хватает хлеба […].

Краткое изложение Зимовье на СтуденойД. Н. Мамин-Сибиряк Зимовье на Студеной В зимовье на реке Студеной живет старик-охотник Елеска с псом Музгаркой. Семья деда умерла от холеры, медведь покалечил самого Елеску, но знакомые купцы устроили калеку на зимовье, где он бил птицу, соболей, ловил рыбу – с того и жил. Еду и общение зимой привозили обозы; старик жалел только, что […].

Краткое содержание “В глуши” Мамин-СибирякДеревня Шалайка стоит в самой глуши. Все ее жители родственники, все носят фамилию Шалаевы, промышляют лесной работой. Чужеземцы заходили в Шалайку редко, зато солдаты уходили на службу со слезами вобщем, Шалаевы варились в собственном соку. Один только солдат Акинтич был в Москве и тешил публику рассказами про легкую городскую жизнь, однако никто ему не верил, […].

Дмитрий Наркисович Мамин-СибирякДмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился на Урале,, в Висимо-Шайтанском рабочем поселке, в семье заводского священника. С детских лет наблюдал жизнь и быт заводских и приисковых рабочих, слушал их песни, предания, легенды. Он видел и бесправие, темноту, нищету горнозаводского люда, и его стихийное возмущение – “глухую борьбу”, “взрывы дикой воли”, “неумиравший дух протеста”. Все это оставило […].

Роман Золото (Мамин-Сибиряк Д. Н.)Роман “Золото” посвящен жизни, труду уральских золотоискателей в пореформенное время. Как и ряд других романов писателя, он имеет свою творческую предысторию. Некоторые идеи романа, его образы, мотивы, сюжетные положения, сама тема золота – нашли в той или иной степени отражение во многих предшествующих произведениях писателя – в очерках “От Урала до Москвы”, “Золотуха”, письмах “С […].

Биография Дмитрий Наркисович Мамин-СибирякРусская классическая литература, получившая всемирное признание” открыла человечеству много существенного в жизни русского народа, русского национального характера, самосознания и, прежде всего, духовно-моральные его ценности, страстность искания истины, смысла человеческого существования. В высоте идеалов, глубине интересов и запросов, в богатстве внутреннего мира – животрепещущее современное значение нашей великой литературы. Одному из поэтов прошлого века принадлежат стихи: […].

Мамин-Сибиряк Д. Н. биографияМамин-Сибиряк (настоящая фамилия – Мамин) Дмитрий Наркисович (1852 – 1912), русский прозаик, драматург. Родился 25 октября (6 ноября н. с.) в Висимо – Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем […].

Роман Приваловских миллионов (Мамин-Сибиряк Д. Н.)Реалистичность творчества Мамина-Сибиряка глубоко проявилась в его картинах пореформенной уральско-заводской жизни. В своих автобиографических заметках писатель так говорит о замысле “Приваловских миллионов”, которые сначала виделись ему как трилогия: “Приваловские миллионы” представляют только последний, заключительный роман из тех трех, которыми автор предполагал в исторической последовательности очертить преемственное развитие типов уральских заводчиков. В первом романе выступал основатель […].

Роман Горное гнездо Хлеб (Мамин-Сибиряк Д. Н.)В романе “Горное гнездо” на фоне свободно, живо льющихся картин уральского заводского быта, нравов заводских “воротил”, прекрасной природы показан заводовладелец Евгений Лаптев, прототипом которого был П. П. Демидов, потомок знаменитого тульского кузнеца, Никиты Демидова, основателя горного дела в России, родоначальника демидовской династии. В детстве Мамин-Сибиряк наблюдал одну из встреч П. П. Демидова, когда тот разъезжал […].

Биография Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович(1852 – 1912) Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия – Мамин) Дмитрий Наркисович (1852 – 1912), прозаик. Родился 25 октября (6 ноября н. с.) в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил […].

Сказки Мамин-Сибиряк (Детские народные сказки)К исходу XIX века казалось, что гений и талант предшествующих писателей исчерпали возможности дальнейшего развития литературной сказки, но жизнь подсказала новые темы, новые образы, новый стиль. Новизной оказались затронуты все стороны художественного творчества, но у разных писателей в разной степени и в разное время. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк вошел в сказочную литературу книгой, полной очарования и […].

Охота жить краткое содержаниеШукшин В. М. Охота жить Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался по тайге” иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. […].

Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке в сокращении (Пушкин А. С.)У самого синего моря жил да был старик со своею старухой. Жили они в ветхой землянке вот уже тридцать лет, да три года. Ловил старик неводом рыбу. Два раза закидывал невод, да пуст он был, а третий раз оказалась в нем золотая рыбка. Попросила она старика отпустить ее. Отпустил старик. Пришел он домой и рассказал […].

Краткое содержание “Сказка о рыбаке и рыбке” ПушкинЖил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик два раза закидывал невод – ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить ее. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто. Дала рыбка корыто. Старуха сказала попросить […].

Краткое содержание “Крестьянин и Смерть” ЛафонтенХолодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу. В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как измучили его “подушное, боярщина, оброк”, о […].

Краткое содержание “Удачная торговля” ГриммМужик продал корову за 7 талеров, но услышал лягушачье “ква” и бросил деньги в воду, чтобы квакушки сами сосчитали, что не 2 талера, а 7. Через некоторое время он шел к городу с мясом заколотой коровы, услышал собачье “дай” и отдал своре все мясо, приказав через 3 дня принести деньги. Не получив денег, предъявил претензии […].

Краткое содержание Крестьянин и Смерть де ЛафонтенЖ. де Лафонтен Крестьянин и Смерть Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу. В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как […].

Краткое содержание “Там внутри” МетерлинкСтарый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок. В сад осторожно входят Старик и Незнакомец. Они смотрят, все ли домашние на месте, и переговариваются, […].

“Заколдованное место” краткое содержание повести ГоголяРассказ ведется от имени дьячка Фомы Григорьевича. Эта история случилась с его дедом, когда священнику было лет одиннадцать. Увиденное настолько потрясло воображение ребенка, что и теперь, по прошествии многих лет, дьячок помнит все в мельчайших подробностях. Как-то раз дед позвал маленького Фому и его брата на баштан, чтобы дети отгоняли птиц, клевавших урожай. В это […].

Краткое содержание Тимур и его команда в сокращении (Гайдар А. П.)(1940 г.) Полковник Александров уже три месяца служит на фронте. В Москве у него остались две дочери: старшей Ольге восемнадцать лет, а младшей Жене – тринадцать. Отец присылает с фронта телеграмму, в которой предлагает дочерям провести лето на даче. Ольга, собрав вещи, отправляется в дачный поселок, а Женя должна прибраться дома и затем тоже приехать […].

Биография Дмитрия Мамин-СибирякаДата рождения: 6 ноября 1852 года Дата смерти: 15 ноября 1912 года Место рождения: Висимо-Шайтанский заводской поселок, Пермская губерния Дмитрий Мамин-Сибиряк – великий прозаик, драматург и писатель. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в небольшом поселке Висимо-Шайтан (ныне Висим в Свердловской области). Его отец был представителем духовенства и очень хотел, чтобы сын также […].

Краткое содержание “распутин живи и помни краткое содержание другая версия” РаспутинВ любом художественном произведении название играется совсем важную роль для читателя. Заглавие повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубочайшее понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” – молвят нам, что все то, что написано на страничках книги, обязано стать незыблемым вечным уроком в жизни человека. Действия, описанные в повести, происходят зимой […].

Краткое содержание пьесы “Брат Гильбер”Ы Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать утешения на стороне и завести любовника. Их разговор подслушивает монах, брат Гильбер, распутник и сластолюбец. Он предлагает жене старика свои услуги и уверяет ее, что она не пожалеет, если согласится назначить ему свидание. Та приглашает […].

Краткое содержание – Счастье – ЧеховА.П. Чехов – рассказ “Счастье”. – В этом рассказе, близком по жанру к бытовой притче, Чехов поднимает важ­нейшую проблему – в чем состоит человеческое счастье? Пи­сатель представляет нам героев, воплощающих два совершен­но разных представления о счастье. Это два пастуха – старик и молодой юноша. Первый считает, что счастье заключается в деньгах, богатстве. Он озабочен поисками […].

Краткое содержание рассказа “Охота жить” Шукшина В. МВ тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку. Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит […].

Краткое содержание “Премудрый пискарь” Салтыкова-Щедрина М. ЕОтец и мать у пискаря были умные, прожили долго и завещали сыну смотреть в оба. Огляделся пискарь – везде его подстерегают опасности: “всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может”. Да что рыба! Даже водяная блоха способна “в хребет впиться и до смерти замучить”. “Даже свой брат пискарь – и тот, как […].

Краткое содержание книги Ли Чжифу “Тигровая табличка”Ы К чжурчжэньскому тысяцкому Шаныпоума и его жене Чача приезжает в гости его дядя Иньчжума с женой. Тысяцкий на охоте, за ним посылают бестолкового слугу Лю-эра Дядя просит племянника не забывать, как он, Иньчжума, помогал ему в молодости. Является гонец от государя с указом: Шаныпоума назначается главнокомандующим, главой Верховной канцелярии и получает высший знак власти […].

Белый пудель краткое содержаниеКуприн А. И. Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Краткое содержание А. И. Куприн Белый пудельА. И. Куприн Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Краткое содержание рассказа Куприна “Белый пудель”По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В этот день артистам не везет. От дачи к даче они обходят весь поселок, но ничего не зарабатывают. На последней даче с табличкой “Дача Дружба” Мартын надеется на удачу. Артисты уже готовы для выступления, как вдруг […].

Краткое содержание рассказа Куприна “Чудесный доктор”Киев. Семейство Мерцаловых уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребенок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки постарше высокая температура, но на лекарство денег нет. В предновогодний вечер Мерцалова посылает двух старших сыновей к человеку, у которого ее муж работал управляющим. Женщина надеется, что он поможет им, но детей […].

Краткое содержание: Утес (Лермонтов)Утес Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не […].

Краткое содержание “Матрениного двора” СолженицынаЛетом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, […].

После бала краткое содержаниеТолстой Л. Н. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” начинается словами главного героя и повествователя, Ивана Васильевича о том, что на поступки и личность влияет не только среда, но и случай. В подтверждение этой мысли он начинает рассказывать о случайности, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Это случилось в 40-х годах, когда Иван Васильевич […].

Краткое содержание рассказа Пришвина “Москва-река”Ы Существует предание, что в одном старинном городе висел сторожевой колокол, звон которого докатывался до Москвы. Поэтому город и получил имя: Звени-город. Недалеко от Звенигорода, на Москве-реке расположена деревня Дунина. Река там совсем другая, чем в городе. Она более узкая, и два мальчика, чуть поднатужившись, перекидывают с одного берега на другой леску для ловли рыбы […].

Краткое содержание “Матренин двор” СолженицынЛетом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, […].

Краткое содержание “Где сходилось небо с холмами” МаканинКомпозитор Георгий Башилов, слушая в гостях обычную, примитивно-грубую застольную песню, морщится. Жена композитора объясняет окружающим, что он не оскорбляется пением, а, напротив, чувствует себя виноватым за то, что в поселке, откуда он родом, его земляки совсем не поют. Башилову кажется, что вина его огромна. Обхватывая руками седую голову (ему сильно за пятьдесят), он ждет некой […].

Краткое содержание Станционный смотритель Повести Белкина в сокращении (Пушкин А. С.)В начале повести приводится авторское отступление о судьбе станционных смотрителей – чиновников 14-го класса, достойных сострадания, ведь каждый проезжающий обязательно вымещает на них свое раздражение. Повествователь и сам изъездил всю Россию, ему знакомы были многие станционные смотрители. Одному из них, Самсону Вырину, “смотрителю почтенного сословия” посвящает повествователь эту повесть. Действие повести происходит в мае 1816 […].

Мамин портретПортрет Мамин портрет. Моя мама очень добрая и трудолюбивая. Нет такой минутки, чтобы она ничем не была занята. То она хлопочет по хозяйству: готовит что-нибудь вкусненькое на обед, наводит порядок в квартире, гладит белье, – то занимается с моим младшим братишкой: играет с ним на ковре в солдатиков, читает ему книжку или укладывает его спать. […].

Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро”Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул теплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то ученой экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину. Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, […].

Читайте также: