Собаки которые лечат аутизм

Опубликовано: 30.04.2024

Новое в работе с детьми: собакотерапия (канистерапия)

В сентябре прошлого года я стала участницей проекта помощи «Мастерская добра» для здоровых и больных детей. Проект этот придумала удивительная девушка – психолог Надя Болсуновская. Смысл этого проекта в том, что не надо абсорбировать детей больных и здоровых. Костяк здоровых детей дает творческой лаборатории импульс. И больные детки улавливают как раз здоровый импульс и начинают учиться и развиваться, копируя здоровых.

Надежда организовала лагерь для особых и для здоровых деток за городом. 11 семей, в том числе и моя семья, пробовали заниматься, тренироваться вместе. С нами работали нейропсихологии из Москвы, а также педагоги и учителя творческих мастерских. Надя приглашала специалистов в разных направлениях. Одним из специалистов была девушка Анечка.

В нашем городе нет дельфинов. Но зато есть лошади и собаки, которые тоже очень удачно лечат детский аутизм. Правильней сказать: лечат аутизм врачи. Но все же вспомогательная терапия – это собачки и лошадки. Про лошадей я расскажу позже. А вот как лечат собаками – сейчас.

Главная задача собакотерапии – это передать человеку тепло животного через физический контакт с собакой. Собакотерапию проводят со всеми, кто нуждается во внимании, такая терапия может стимулировать выздоровление или просто поднять настроение.

Солнечное утро. Детей с мамами собрали в спортзале. Из 11 семей – 5 семей с детками даунятами, 4 семьи с аутистами. Все ждем собаку Вельку. Мамы «особых» детей переживают.

– Прошлый раз, когда не было здоровых детей, один ребенок заплакал, и все начали биться… Теперь мы боимся.

– Сегодня будет по-другому, – говорит Надя.


И точно. Здоровый ребенок, если в прошлом его не кусала собака, обязательно потянется за животным. Обнимет его. Или проявит как-то по-другому интерес. Детки особые смотрят на друг друга. Кто-то боится. Но видя, что остальные не плачут, перестают пугаться и тоже идут навстречу собаке. Детки-даунята, как веселые мячики, весело поскакали навстречу собачке. Аутисты смотрят опасливо. Но все же интерес перебарывает.

Собаки, работающие с особыми детками, – не обычные псы. Они натренированы на детей. Если можно так сказать. Шум, суета, детская паника – их не напрягают и они не озлобливаются. Такие предельно выдрессированы, славятся терпением. Ну как вытерпеть то, когда на тебя сели десять детей, или в разные стороны малыши теребят тебя. Собака не гавкает. Внимательно слушает команды тренера.

Разыгрывается маленькое представление. Напоминает оно цирковое. Только в цирке собаку нельзя трогать. А тут – сколько хочешь. Мало того, если собака бежит с мячиком, она своим хвостом щекочет ножки детей.

Атмосфера страха полностью улетучилась. Дети с радостью бросают мячик. И бегут быстрее Вельки. Занятие идет от 10 до 30 минут. Все индивидуально. Через 20 минут интерес к Вельке спадает. Дети разбредаются по залу.

– А вы знаете, что Украина стала центром дельфинотерапии? Было бы чудесно, чтобы у нас Красноярск стал центром канистерапии (лечение с помощью собак), – говорю я Ане.

– Да, специалистов очень не хватает. Я и еще один-два человека на весь город.


В любом случае у собакотерапии есть большое преимущество перед дельфинами – ее можно самим организовать дома, к тому же собакотерапия значительно дешевле.

– А что у вас за порода?

– Порода вельш-корг. Но в мире популярнее для собакотерапии порода лабрадор. Но есть и очень умные дворняжки, способные терпеливо относиться к неожиданной реакции особого ребенка. Главное, чтобы собака своими биофизическими свойствами оказывала позитивное воздействие на деток.

– Даша, – включается в разговор Надя-психолог, – любая пет-терапия (уточ. – с животным) позитивна, она улучшает коммуникабельность. Уменьшает страх. Собака точнее понимает ребенка. Это еще в Америке первыми обнаружили, что люди с ограниченными возможностями в результате канистерапии начинают чувствовать себя менее одинокими и более независимыми, у них повышается самооценка, они становятся общительнее. В Великобритании собаки помогают больным-эпилептикам. Они чувствуют приближение эпилептического припадка за несколько минут. Когда хозяин теряет сознание, собака подставляет свое тело, чтобы смягчить удар от падения. Как собаки умудряются чувствовать состояние своих «пациентов», медики объяснить не в силах.

Да. Мне даже показалось, что такие натренированные собаки особенно чутко и особенно осторожно обращались с больными детками. Собака всегда рада хозяину, ей неважно, богат он или беден, красив или нет, – она в восторге от самого факта его существования. Поэтому к собаке тянутся дети, испытывающие недостаток безусловной любви.

Но не только в детских центрах таких специалистов, как Аню с Велей, ждут в гости. Во многих странах собак часто используют в домах престарелых. Эти животные позволяют снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции у пожилых людей, помогают им победить страхи и депрессию. Быть может, здравоохранение обратит внимание на этот факт. И в дома престарелых будет открыт вход врачу в белом халате с собакой для лечения.


Русские ученые в свое время даже разделили типы собак: крупная собака предпочтительнее при таких заболеваниях, как ангины, аритмия, сердечная недостаточность, язвенная болезнь, гастрит, колит, отит, цирроз печени. Крупные собаки обладают высокой активностью сердечного альфа-ритма. Если ежедневно по полчаса держать руки в области сердца такой собаки, это дает эффект кардиостимулятора. А вот маленькая китайская хохлатка способна снять приступы астмы. Мы завели маленькую собаку тойтерьера Арчика, и дети лучше стали засыпать. Это заметил даже мой муж.

А разве кто-то будет против в мороз надеть теплые носки и варежки, связанные из собачей шерсти? Это тоже часть собакотерапии. Мало того, что такие носки хорошо сохраняют тепло, они обладают обезболивающим и противовоспалительным свойствами. За счет легкого покалывающего эффекта она увеличивает и регулирует циркуляцию крови. Это проверенное временем средство для профилактики и лечения простудных заболеваний, заболеваний почек, варикозной болезни. Изделия из собачьей шерсти помогают избавиться от болей в суставах и спине при радикулите, остеохондрозе, артритах и артрозах.

Так что если ребенок просит у вас собаку, быть может, прочтение статьи вселит вам желание купить четвероного друга.

Вот уже несколько лет подряд каждую субботу лабрадоры Лари, Руви, Джой, Ром и Луна к 10:00 приходят на работу в студию "Солнечный пес". Приветливые собаки всегда улыбаются и рады своим юным гостям. Они не защищают Родину, не летают в космос, но их задача не менее важная – помогать детям "подружиться" с окружающим миром. За свои услуги берут недорого – несколько пачек корма и вкусные косточки.

Дело жизни подарил случай


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Проект для его автора Татьяны Любимовой – личная история. У женщины родился сын Саша с тяжелой формой ДЦП: лежачий, но с сохранным интеллектом. Тогда родители начали заниматься иппотерапией (терапия с лошадьми), и это дало неожиданные результаты. А потом лечащий врач Саши посоветовала завести собаку.

Татьяна рассказывает, что сын очень хотел пса. Так вместе с мужем они нашли Олли. Тогда заводчик рассказала, что мама Олли, никогда и никем не дрессированная, просто так следила на улице за слепым ребенком на прогулке, направляла и помогала передвигаться.

"Мы увидели Олли, тогда полуторамесячного щенка, и поняли, что пропали. Все наши накопления потратили на него", – вспоминает Татьяна.

Так Олли стала новым членом семьи Любимовых. Новые хозяева нашли специальный центр, где готовят собак-помощников для инвалидов. Там Олли обучалась около года. Воспитанной помощницей Саша очень гордился.

"В семьях, где дети растут особенными, развивается так называемая вторичная аутизация, когда все фактически оказываются в социальной изоляции. Мы мало с кем общались, нас избегали знакомые. Но благодаря Олли мы познакомились с огромным числом "собачников". И даже отношение прохожих к нам изменилось к лучшему. Все видели счастливого ребенка", – рассказывает Татьяна.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Позже в семье появились двое здоровых детей. Саша, несмотря на усилия врачей, после долгих лет лечения из-за многочисленных осложнений умер.

Когда его не стало, Татьяна вместе с Олли начала ездить в психотерапевтический лагерь, где когда-то занимался и ее сын, чтобы попытаться помочь другим детям. Специалисты, работавшие там, поддержали идею Любимовой. "Если не делает хуже, то почему бы и нет?" – вспоминает Татьяна слова персонала. Собака произвела фурор – ее быстро полюбили дети.

Вскоре специалисты лагеря начали замечать удивительный терапевтический эффект, который Олли оказывает на малышей.

Так у Татьяны остались собака и небольшой опыт работы с детьми-аутистами, с синдромом Дауна, ребятами с ДЦП. Она начала приезжать в инвалидные организации на праздники вместе с Олли, проводить занятия с желающими, отучилась на врача-дефектолога в МГГУ имени Шолохова, завела свой блог, где писала про свою любимицу Олли и чудесные исцеления. Так к ней подтянулись другие блогеры, начала складываться отличная команда. Среди них волонтеры, желающие просто помогать на занятиях, представители организаций, которые предоставляют помещения, и, конечно же, собаки – их восемь. Три принадлежат Татьяне, а остальные – другим волонтерам.

Все собаки проходили подготовку в различных столичных центрах и знают, как правильно взаимодействовать с детьми-инвалидами. Подопечных в студии около 80 человек: это ребята в возрасте от полутора до двадцати лет.

Врачи уверены: польза от таких занятий есть, но не стоит забывать и о привычной терапии.

"Зацикливаться на этом нельзя и отвергать терапию тоже не стоит. Тут дело в психологическом отвлечении. Психологический интерес возникает у таких детей. Если у них ко многим вещам индифферентное отношение, собаки могут вызвать большую реакцию", – объясняет врач, заведующий филиалом №2 городской поликлиники №5 в Москве Альберт Иорданян.

На занятия всей семьей


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Многие из пациентов Татьяны занимаются в центре долгие годы и добились существенных результатов. Среди таких семья Александра и Галины Рыжковых. Они привели свою дочь Дашу на занятия в студию в 2013 году, когда девочке было 2,5 года. Тогда же они впервые услышали о канистерапии из телевизионного сюжета и решили, что это отличный шанс помочь ребенку. У девочки судорожный склероз с множеством осложнений. Случай непростой, поэтому Татьяна Любимова сразу сказала родителям: "Золотых гор не обещаем".

"Даша почти не ходила, только маленькие шажочки делала, она и не говорила толком. Не общалась ни с кем", – вспоминает Татьяна.

Галина рассказывает, что все осложнялось эпилепсией – были постоянные приступы. Но, по словам мамы, прогресс не заставил себя долго ждать.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Сначала Даша начала обращать внимание на собак, потом на всех животных. Сейчас у нас новая стадия: она знает только своих собак, а всех остальных обходит по дуге, что считается очень хорошим результатом", – говорит Галина.

Теперь вместо 10 минут занятия длятся почти 30. Да и канистерапию Даша проходит не одна: вместе с ней познают окружающий мир ее младшие братья Дима и Женя. Они абсолютно здоровы, но, по словам папы, мальчишки в восторге от лабрадоров и сами изъявили желание заниматься.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Да и Даше пора переходить на новый уровень, чтобы заниматься в группе. Но она стесняется заниматься с незнакомыми людьми, а с ребятами ей комфортно. Ей нужно четкое руководство. При этом она уже в помещении не одна", – объясняют родители.

Педагог Даши Татьяна видит прогресс: девочка начала увереннее ходить, говорить и даже пошла в школу.

"Вообще другой человек. Сейчас и не скажешь, что все настолько серьезно у нее было," – улыбается Татьяна.

Мы начали смотреть на ребенка по-другому


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Алена, вставай, сегодня мы едем к Луне и Ромашке", – с такой фразы родителей вот уже семь лет начинается каждое субботнее утро Алены Железновой. Девочка быстренько встает, умывается, одевается и вместе с мамой и папой едет из Одинцова на занятия к любимым собакам. Даже долгая дорога не утомляет девочку, ведь впереди долгожданная встреча после недельной разлуки.

Сейчас Алена лихо "управляет" собакой, ходит намного увереннее, научилась владеть своими эмоциями. А еще несколько лет назад в это чудо верилось с трудом.

"У Алены ДЦП и эпилепсия. Приступы случаются серьезные и затяжные. После первых занятий с собаками она начала увереннее ходить. Раньше она спускалась с лестницы одной ногой, вторую приставляя. После первого же занятия она пошла, шагая каждой ногой вперед. Для нас это было потрясение", – вспоминает мама девочки.

По словам Ольги, Алена стала в быту гораздо самостоятельнее и наконец-то начала выходить из дома зимой, хотя раньше боялась поскользнуться и упасть на льду.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Родителям тоже сложно отпустить, ослабить опеку, а с другой стороны – продолжать поддерживать ребенка, потому что в определенной опеке он все равно нуждается. Важно найти баланс. Сейчас они видят ее достижения. Они смотрят на нее другими глазами", – добавляет Татьяна.

До того, как родители привели Алену к солнечным псам, они уже заводили собаку дома.

"У нас был специально обученный лабрадор. Он прожил у нас полгода, но отношения с ребенком не сложились: надо было привязать собаку к ребенку, а собака активная была, и Алена не могла с ней справиться", – рассказывают родители.

По словам Ольги, удержать пса на прогулке было просто невозможно: он мог через дорогу увидеть человека, похожего на хозяина, сорваться и побежать, потащив за собой Алену.

"Собаку пришлось вернуть в организацию, в которой мы ее брали. Было жалко, но другого выхода не было", – вспоминает Ольга.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Сейчас Алена с удовольствием общается с хвостатыми друзьями студии, ласково называя их "мои девочки", а они отвечают ей взаимной любовью.

Центр Татьяны Любимовой работает вот уже 15 лет. За это время ей удалось помочь в реабилитации десяткам детей. Конечно, нужны еще волонтеры и собаки. Занятия в студии бесплатные, поскольку средства семей, который сюда приходят, и так ограничены, целиком уходят на лечение.

Дети не просто занимаются с собакой, выполняя на первый взгляд элементарные движения, но даже танцуют с ней.

"Цели и задачи у всех разные в процессе занятия, хотя делают все одно и то же. Девочку с олигофренией я ставлю во главе группы, что развивает у нее внимание, память, все на нее ориентируются", – поясняет Татьяна.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Схожие задачи у девочки с синдромом Дауна. Мальчику с ДЦП ассистент все время объясняет пространственные понятия, помогает следить одновременно за руками, собакой и корректировать движения вслед за группой. Ребенку с аутизмом важно научиться действовать по общим правилам и чувствовать собаку.

Справиться с недугами детям помогает не только канистерапия. При аутизме, умственной отсталости, эпилепсии многим пациентам рекомендуют иппотерапию – лечебную верховую езду. Иппотерапию предлагает, в частности, школа верховой езды "Резонанс" в Сокольниках.

Помощь детям с серьезными проблемами со здоровьем также оказывают на ВДНХ в Центре плавания с дельфинами.

Домашний питомец в семье с особым ребенком: каким он должен быть и можно ли вообще его заводить?

  • Статьи
  • /
  • Ноу-хау

529485_140735862774601_1590489498_n

Татьяна Любимова, руководитель программы канис-терапии «Солнечный пес» в Москве. Фото: facebook.com

Татьяна Любимова руководитель группы каниc-терапии «Солнечный пес», уже 12 лет занимается реабилитацией детей с особенностями развития с помощью собак. Сейчас канис-терапия у всех на слуху, а еще лет 10 назад о ней никто не знал. Раньше собак заводили просто как компаньонов. Теперь же многие предполагают, что животное может стать «доктором» для их ребенка.

Казалось бы, нужно стремиться дать особому ребенку возможность чаще общаться с собакой? Но все гораздо сложнее.

Шаг первый: ставим цель

_DSC4316

Фото Надежды Сокоревой

В вопросе заведения домашнего животного родителям особого ребенка надо в первую очередь отталкиваться от задач, которые вы перед собой ставите. Кого вы хотите – собаку-компаньона, веселого зверя рядом, или вы хотите собаку-терапевта, для серьёзной систематической работы с ребенком? Это совсем иной уровень требований.

А может быть, вы хотите, чтобы животное стало вашей поддержкой – просто прийти в себя, просто выйти лишний раз на улицу подышать воздухом – чтобы был повод переключиться? Это тоже хорошо. Но в этом варианте требования к такой собаке будут ниже, чем к псу, который будет взаимодействовать с ребенком.

Шаг второй: думаем о безопасности и ребенка, и собаки

_DSC4228

Фото Надежды Сокоревой

«Первое правило техники безопасности – собаку нельзя будет оставлять наедине с ребенком. Ну а дальше – важно следить за их взаимоотношениями, — говорит Татьяна Любимова. — Иногда мне родители звонят и рассказывают: «Наш ребенок так весело с собакой играет, пихает ее в стиральную машину и хохочет». И человек не понимает всего ужаса ситуации. Мне в таких случаях жалко собаку. Чем она это заслужила?

Или, к примеру, ребенок привык дергать собаку, таскать ее за уши и так далее, но я-то на занятии могу его проконтролировать, вовремя переключить или оторвать от животного, однако если мама не реагирует, то ребенок точно так же ведет себя потом со своей собакой. Отучить его трудно, это требует много времени и усилий. А родителей это устраивает — ребенок отвлечен, занят чем-то.

Но в чем цель? В таком процессе нет эмпатии, ребенок играет «в собаку», а не с собакой, он не воспринимает ее как живое существо, которому больно, плохо и дискомфортно. И ребенок очень быстро привыкает к тому, что можно делать больно».

Шаг третий: прикидываем свои физические возможности

_DSC4157

Фото Надежды Сокоревой

Щенок должен гулять 4-5 раз в день, пока не научится соблюдать чистоту в доме. Осечки могут быть до года: собака может нечаянно нагадить в квартире в этом возрасте. Как вы сможете с этим справиться, убирать, выводить ее? И ведь нужно помнить, что особого ребенка не всегода оставишь без присмотра: значит, придется 4-5 раз в день одеть и раздеть ребенка, чтобы взять его с собой на прогулку. Ребенок с особенностями не может при этом самостоятельно раздеться и одеться — это снова время.

«При этом на детской площадке гулять с собакой нельзя, я даже со своими собаками- терапевтами, хотя они послушны и обучены, никогда туда не хожу, ни одна моя собака ни разу лапой не ступала на детскую площадку, хотя вместе росли уже двое детей и три наши младшие собаки, — говорит Татьяна. — А вы с ребенком, с особенным ребенком, и ему тоже нужно полноценно погулять. Как быть?».

К тому же щенка надо водить на поводке, обучать. Совмещать такие вещи с прогулкой с детьми невозможно. Или ребенка нужно занимать чем-то в это время.

Очень часто, отмечает Татьяна, семьи не рассчитывают свои силы. Потом собак, на которых у родителей особенного ребенка нет времени, приходится переустраивать в другие руки.

Сенсорная нагрузка: снижаем агрессию или провоцируем?

unnamed4

Фото Павла Смертина

Есть дети, и их немало, отмечает Татьяна Любимова, которым необходимо, по крайней мере, на первых порах, ограничение в общении с собакой, иначе ребёнок или перевозбудится, или уйдёт в торможение.

Еще важно помнить, что общение с собакой, особенно тактильное, это мощная сенсорная нагрузка. «Мы ведем первые занятия не более 15 минут. Поначалу ребенку с аутизмом хватает даже 15 минут в неделю, чтобы появились положительные сдвиги. И это чётко структурированное занятие, а не просто взял поводок и побежал. Процессом руководит специалист, который следит за состоянием ребенка, что с ним происходит, чтобы был результат. Даже с хорошо обученной собакой редко в домашних условиях родителям удается проводить полноценное занятие».

В семье собака часто не оправдывает возложенных на нее «терапевтических» ожиданий, а превращается в подушку, в предмет интерьера.

В лучшем случае она воздействует на эмоциональную сферу ребенка. В худшем – приводит к огромному регрессу, отмечает эксперт.

«Ребенок не умеет общаться с собакой. А щенок прыгает, кусает, он резкий, он бурно реагирует на ребенка, он живет своей щенячьей жизнью. Ребенок в итоге находится в стрессовой ситуации 24 часа в сутки, он не ощущает себя дома защищённым, как в поговорке «мой дом — моя крепость»».

В практике Татьяны были случаи, когда к ней обращались за помощью родители в таких ситуациях. «Были стремительные регрессы. В самом тяжелом случае щенок жил 6 месяцев в ванной комнате, а ребенок ходил в туалет по стеночке, а потом лег в позу эмбриона и вообще отказался что-то делать, совсем замкнулся».

Сигнал усталости

_DSC4380

Частый спутник различных нарушений развития детей — нарушение сенсорной интеграции: человек плохо ощущает себя в пространстве. Бывает, поясняет Татьяна Любимова, что во время общения с собакой ребёнок начинает лучше чувствовать свое тело, и для усиления своего ощущения ребенок может неожиданно пнуть собаку или даже укусить ее, или стиснуть.

«Но это не агрессия как таковая. Это способ познания мира, он просто иначе не умеет. Надо в этот момент научить его взаимодействовать с собакой. И это, кстати, один из ключевых моментов в нашей работе. С истинно агрессивными манипуляциями по отношению к животным я сталкиваюсь редко, можно пересчитать по пальцам.

Бывает, что кажущаяся агрессия – это, на самом деле, сигнал об усталости. И такого ребенка я просто положу с собаками, чтобы он расслабился. (Но если ребенок бьет собаку и смотрит на меня, ждет моей реакции, то я выдворю его с занятия – это уже осознанное агрессивное поведение».) Такая «агрессия» наблюдается не только у аутистов, в детдомах, например, сплошь и рядом, у детей с нарушениями интеллекта, особенно с глубокими.

Это и есть тот тонкий момент. Когда у ребенка просыпается желание сильного тактильного контакта, это желание нужно вовремя направить. Иначе негативное поведение быстро закрепляется.

Если родители неопытны в этих вопросах, можно только навредить.

Поэтому крайне важно отслеживать общение ребенка и собаки. «Они должны научиться считывать сигналы друг друга. Но до этой вершины еще идти и идти. В дрессировке щенка нужна помощь кинолога, и лучше, чтобы он приходил домой и на месте понаблюдал взаимодействие родителей, собаки и ребенка, подкорректировал, дал рекомендации, — считает Татьяна. Причем такую работу надо начинать уже с двух месяцев жизни щенка. Объяснять собаке, что такое хорошо и что такое плохо, и, конечно, обязательно проходить курсы дрессировки. Причем не только на площадке, а в бытовых условиях – собака должна слушаться в любой ситуации».

Выбираем породу

_DSC4228

Фото Надежды Сокоревой

Если все же семья принимает решение о том, чтобы в доме появился питомец, то нужно тщательно подойти к выбору. И опять же – исходя из своих целей и задач, а не руководствуясь желаниями или эстетическими пристрастиями.

«Обратите внимание на ваш темперамент и характер собаки. Побывайте на выставках, присмотритесь к породам. Кому–то по сердцу собака-каучуковый мячик, кому-то – спокойные и вальяжные. Собака может быть маленькой, но заполнять собой все пространство, энергетическим сгустком. А может быть большой, но словно незаметной, — отмечает Татьяна Любимова. — Не поленитесь и почитайте хорошие справочники: для чего выведена порода.

Вам понравилась гончая – но она выведена для работы в лесу, она должна самостоятельно бежать и гнать зверя. И эту черту убрать из характера собаки будет практически невозможно. А если она побежит от вас в парке – ваши действия?

Или, скажем, ротвейлер. Это служебная собака для работы, защитно-караульной службы. Сможете ли вы контролировать такую собаку, весом в 80 кило, если в другой руке у вас ребенок? Бывают и добрые ротвейлеры, но это всё же не породный признак, и неизвестно, как поведёт себя собака в критической ситуации.

Я категорически против того, чтобы в семью с детьми, тем более с особенностями здоровья, заводили агрессивных собак – были случаи весьма печальные. Или, скажем, милый бигль – сейчас эту породу воспринимают как собаку-компаньона, но это все же гончая, не очень заинтересованная в общении с человеком. Она не будет взаимодействовать с ребенком, как от неё ждут».

Татьяна рекомендует заводить в семье с ребенком-аутистом собаку среднего размера.

«Собаку крупную – как и лошадь – ребенок-аутист воспринимает по частям. Специалисты отмечают, например, что ребенок вполне естественно и хорошо может воспринимать лошадь, сидя на ней верхом, но годами отшатывается от морды. Так же и с большой собакой – будет играть с ее спиной, но шарахаться от морды. А маленькую собаку может просто сильно сжать, делать ей больно, нечаянно покалечить».

Кстати, некоторые родители идут от противного. Например, ребенок боится собак – и они, зная об этой особенности, намеренно заводят щенка, считая, что при близком общении ребенок сможет перебороть свой страх и в итоге дружба с животным принесет пользу. Но бывает, что результат оказывается еще хуже. В одном из подобных случаев мама завела малышу щенка кавказской овчарки. Теперь мама тоже боится собаку, овчарка живет на улице, охраняет дом. Этот «ход конем» не принес никакой пользы ребенку.

Маленькое, но страшное?

14877090_1190602680986227_980582475_n (1)

А может быть, обратить внимание на других животных? Например, завести не собаку, а хомячка, скажем, или рыбок? Они не опасны для ребенка, и с ними не будет столько хлопот… Но и тут не все так просто.

Такой вариант подходит, если родители хотят, чтобы ребенок научился наблюдать. Но давать таких мелких животных в руки лучше не стоит.

Мелкие существа могут неожиданно напугать.

«Мелкие животные очень резкие и быстрые. А дети с нарушениями не успевают их отслеживать. Поэтому пугаются. Из-за этого некоторые дети, кстати, боятся и маленьких собак, — говорит Татьяна Любимова. – Это как мы с мышкой – когда она сидит на ладони, и мы любуемся ее лапками и глазками-бусинками, нам интересно, а если такая же мышь метнется мимо нас из буфета, мы отпрянем в ужасе. Просто потому, что мы не успеваем разглядеть, и мозг сигнализирует об опасности».

Возможно, такому ребенку подойдут малоподвижные животные? Скажем, черепахи или хамелеоны? Может быть, соорудить дома террариум? Это возможно, но учитывайте состояние здоровья ваших детей. Какой иммунитет у ребенка, нет ли у него астмы, аллергии. «Например, черепахи часто болеют сальмонеллезом, потому что они выловлены в дикой природе, и могут заразить ребенка. На птиц может быть аллергия, на корм для рыб тоже. Так что нужно исходить из индивидуальных особенностей ребенка».

Самый безопасный и беспроигрышный способ дать ребенку с особенностями здоровья общаться с животными с пользой для себя – это, в частности, посещение зоопарка. Но в этом случае, рекомендует наш эксперт, не ставьте перед собой цель за один день обойти все вольеры. Лучше, когда ребенок воспринимает информацию дозированно. Например, отправьтесь любоваться бабочками, или уделите время изучению поведения пингвинов или обезьян.

Пять проверочных вопросов

34_1

Итак, если вы приняли решение взять собаку в семью с особенным ребенком, ответьте себе на вопросы:

  1. Зачем именно вам нужна собака? Просто для общения (тогда учтите варианты реакции ребёнка), для каких- то конкретных занятий (каких, с какой целью и т.д.)
  2. Сколько вы сможете уделять внимания собаке? Ухаживать за шерстью, выгуливать, дрессировать.
  3. Насколько технически осуществим непредвиденный выгул собаки, к примеру, мамой с двумя детьми, один из которых, к примеру — аутист?
  4. Есть ли у вас средства на дрессировку, уход, плановые (обязательно вакцинация и обработка от блох и клещей) и непредвиденные ветеринарные расходы?
  5. Насколько вы способны контролировать общение ребёнка и собаки, есть ли вообще опыт дрессировки и воспитания собак?

Кстати, родители часто думают, что ребёнок сам будет ухаживать за животным. Напрасно. «Как бы убедительно ни звучали уверения ребёнка, что он всё- всё будет делать сам, всё же надо отдавать себе отчёт, что ответственность за ситуацию с животным целиком и полностью лежит на взрослых. К тому же во многих регионах по правилам содержания домашних животных выгул собак детьми до 14 лет без сопровождения взрослых запрещён», — напоминает эксперт.

Олли, первая собака-терапевт в России

_DSC3622

Фото Надежды Сокоревой

Наш эксперт Татьяна Любимова – тоже мама особенного ребенка. Сын Татьяны Саша родился с тяжелой формой ДЦП. Когда мальчику было 4 года, родители завели собаку. «Саша сам не говорил, но оказалось, что он давно мечтал о собаке – это обнаружила и поняла наш психолог, — вспоминает Татьяна. — Мы очень тщательно подходили к выбору собаки, взяв в итоге золотистого ретривера Олли. Но все же мы все равно совершили всевозможные ошибки».

Татьяна думала, что я сможет выдрессировать собаку самостоятельно, у нее уже были собаки. Но ее усилий оказалось недостаточно, пришлось обращаться в центр, который готовит собак для работы с инвалидами.

Олли начала заниматься в центре и в итоге стала первой собакой-терапевтом в России. «Олли стала нашим счастливым лотерейным билетом. Когда мы выходили с Сашей гулять, он страшно ею гордился. И прохожие видели не мальчика-калеку, а мальчика с красивой, умной и послушной собакой.

Когда Саши не стало, мы стали работать с Олли с другими детьми. У нас уже были знания и о детей-аутистах, и о детях с другими заболеваниями. Потом нас пригласили в школу 1492 вести группу с детьми-инвалидами, и это был второй лотерейный билет. Сейчас, спустя 12 лет после начала регулярных занятий, к нам приходит уже более 150 детей».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

В России увеличивается число людей, больных аутизмом. По данным Минздрава, за последние пять лет данный диагноз стали ставить в два раза чаще. Вылечить аутизм невозможно — помощь больному заключается в смягчении симптомов. Одним из самых трогательных и приятных методов коррекции заболевания считается канистерапия — реабилитация с использованием специально обученных собак.

Этот метод применяется врачами для лечения различных болезней с 60-х годов прошлого века. Идея терапии с участием животных появилась у американского психиатра Бориса Левинсона, который опытным путём установил, что пациенты получают заряд положительных эмоций, когда приходят на сеансы и встречаются с собакой. С тех пор метод начал набирать популярность.

Врачи утверждают, что взаимодействие с собакой способствует развитию умственных и улучшению двигательных функций. Также оно помогает развитию эмоциональной сферы. Канистерапию также используют для лечения ДЦП, гиперактивности, психических заболеваний.

Эксперты говорят: собаки помогают больному человеку наладить контакт с окружающим миром. Она учит любви, принятию и взаимодействию с окружающими.

В России пока мало организаций, которые профессионально занимаются таким лечением. News.ru побывал на занятии в одной из них — ассоциации «Объединённые Энималтерапевты».


Сергей Лантюхов/News.ru

Пушистое белое облако с двумя карими глазами — самоеду Гаврюше сейчас год. Пёс очень дружелюбно относится к людям, даже к тем, кто отмахивается от него и истошно кричит. Это обычная реакция аутиста на непривычный объект. Больные этим недугом — как неприступная крепость, и чтобы она пала, нужна кропотливая работа психологов и педагогов и радушная терпимость самих животных.

Матвею Бородину 15 лет. Мальчик улыбается окружающим и с готовностью поёт на публику песню «Прекрасное далёко». Ещё год назад парень был замкнутым и необщительным. Не отпускал мамину руку и разговаривал только с близкими. Перед собаками он вовсе испытывал панический страх. Касание пушистого хвоста приводило мальчика в ужас.

С Матвеем начали заниматься канистерапией в начале этого года. Вначале он смотрел на животных со стороны, но уже через месяц решился дотронуться. Постепенно мальчик проникся к мохнатым терапевтам любовью. Сейчас он заходит в комнату и сразу обнимает всех собак. На живот самоеду Гаврюше он кладёт голову.

«Как пахнет самоед?» — спрашивает психолог Ольга Богомякова.

«Хорошо пахнет», — говорит мальчик.

По словам мамы Матвея Маргариты Бородиной, с тех пор как Матвея начали лечить с помощью канистерапии, его социальные навыки значительно улучшились.

Проще стал подходить к людям, если раньше была настороженность, то сейчас она исчезла. Или стоял в стороне, или вовсе не замечал тех, кто вокруг. Сейчас спокойно подходит, осматривает всех, — говорит мама.


Сергей Лантюхов/News.ru

У 17-летнего Евгения диагностировали аутизм в три года. Симптомы стандартные — задержка речевого развития и боязнь посторонних людей. Обучение в коррекционной школе не способствовало социализации. Парень до сих пор как в раковине — закрытая поза, взгляд в пол, повторение одних и тех же слов.

«8 июля — День семьи, любви и верности», — повторяет он в 30-й раз информацию, прочитанную в Интернете.

Мама уговаривает его отвлечься от смартфона и обратить внимание на собаку. Гаврюша делает робкие попытки вступить с ним в контакт, но мальчик кричит и машет руками. Будто видит призрака. Собака ведёт себя правильно, на общении не настаивает. Весь сеанс канистерапии парень так и просидел у стенки. Но позже выяснилось, что эффект от занятия всё-таки есть.

«Мы купим большого щенка», — неожиданно говорит парень маме, растягивая слова.

«А что ты будешь делать с ним?» — спрашивает мама Лариса.

«Кормить. и играть», — сообщает молодой человек.

Мама удивлена. Впервые в жизни её сын высказал желание заботиться о ком-то. Собаку Лариса обязательно купит. Она хватается за любой шанс социализировать парня.

Самой главной задачей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является их социализация. Собака аккуратно контактирует с ребёнком, подталкивает его, интересуется, нюхает, ходит за ним, сопровождает ребёнка. Постепенно он начинает замечать собаку. Тогда мы поручаем разные задания: водить собачку на поводке, кормить её, гладить, ощупывать. Постепенно ребёнок от собаки начинает переводить своё внимание на человека. Это как раз то, чего мы добиваемся.


Ольга Богомякова

психолог, специалист по канистерапии

Что такое аутизм

Точная причина развития аутизма не установлена. Наряду с различными гипотезами существует предположение о влиянии недоношенности ребёнка на развитие заболевания. Также рассматривается вероятность увеличения рисков развития аутизма у малышей, рождённых мамами старше 40 лет. А вот прямой связи аутизма с профилактическими прививками учёными не найдено. Популярная среди мам теория о том, что у вакцинированных детей расстройства аутистического спектра встречаются чаще, не подтверждены исследованиями.

Аутизм — коварное заболевание. Его невозможно выявить у плода внутриутробно. Также нельзя диагностировать недуг сразу после рождения. Болезнь «преподносит сюрприз» примерно в возрасте полутора лет. Родители начинают замечать странные симптомы — малыш не говорит, избегает общения и зрительного контакта, слишком нервно реагирует на громкие звуки.

Все патологические процессы, происходящие в мозгу у больных аутизмом людей, до сих пор не изучены. Например, у некоторых аутистов отмечается избыток локальных связей между нейронами во всей коре головного мозга. У других нарушена работа системы зеркальных нейронов. Это клетки головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другими. Также известно, что мозг у аутистов в среднем весит больше обычного и занимает больший объём.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники


«Мы хотим завести собаку-терапевта или собаку-помощника для нашего сына с аутизмом. Сотрудница нашего дневного центра считает, что ему лучше подойдет собака-терапевт. Что бы вы посоветовали? Нам важны любые идеи».

На вопрос отвечают кинолог Джанет Коул, кинолог Бетти Миллер и детский педиатр Роланда Максим Готт.

Спасибо за прекрасный вопрос. Прежде чем обсудить, какой тип собаки может подойти вашему ребенку, важно ответить на следующие вопросы, если вы еще этого не сделали:

– Ваш ребенок любит собак?

– У вашего ребенка или другого члена семьи может быть аллергическая реакция на присутствие собаки?

– Ваша семья готова и подготовлена к заботе о собаке? Помните, это потребует серьезных обязательств и финансовых затрат, в том числе, в случае болезни собаки.

– Вы готовы справляться одновременно с собакой и ребенком, находясь в общественных местах? Даже с хорошо обученной собакой-помощником, многие родители сообщают, что они были удивлены тому, насколько это сложная задача. Помните, собака будет ждать от вас (взрослого человека) инструкций и команд. И одновременно ребенок может требовать вашего полного внимания.

Собака какого типа подходит вашему ребенку?

Вы верно указали, что есть разница между собакой-помощником и собакой-терапевтом. Мы предлагаем рассмотреть третью категорию – хорошо обученная и воспитанная собака-компаньон (то есть, просто собака как домашний питомец). На самом деле, когда к нам обращаются за подобной консультацией родители ребенка с аутизмом, мы, как правило, рекомендуем именно собаку-компаньона.

Ниже объясняется разница между типами собак с точки зрения ребенка или взрослого с аутизмом:

Собаки-компаньоны

Как мы уже говорили, хорошо воспитанный домашний питомец может оказать прекрасное влияние на человека с аутизмом и стать источником важной эмоциональной поддержки. Собаки очень эмоциональны, они выражают безусловную любовь и дружеские чувства каждый день.

Выгуливание собаки может стать хорошим физическим упражнением и «социальным магнитом» – поводом начать и поддержать разговор с другими детьми. Обучение ребенка уходу за собакой позволяет развивать у него практические навыки и ответственность. И наличие дома домашних питомцев предоставляет родителям возможность учить ребенка и моделировать для него, как заботиться и учитывать потребности твоих друзей – очень важный аспект социальных навыков.

Если вы думаете о том, чтобы купить или взять из приюта собаку, то мы можем рекомендовать такие породы как золотистый ретривер, лабрадор или лабрадудель (помесь лабрадора и пуделя), так как эти породы отличаются высоким интеллектом и спокойным характером.

Если речь идет о собаке из приюта, нужно учесть, что часто нет информации о прежних условиях жизни такой собаки. Это значит, что может быть трудно предсказать, как она будет реагировать в случае испуга или угрозы. Может ли собака укусить, если ребенок слишком грубо ее схватит? Склонна ли она преследовать кошек? Нападать на других собак? Многие такие собаки страдали от жестокого обращения, и они могут бояться определенных людей, например, мужчин.

Собаки-помощники

Собаки-помощники – это собаки, которые прошли очень интенсивное обучение и официальную сертификацию. Они обучены выполнять определенные функции для помощи человеку с инвалидностью. По закону люди имеют право беспрепятственно приводить таких собак в общественные места при наличии официальных документов, подтверждающих их специальное обучение. Часто они носят специальный «плащ» или шлейку, которые сообщают окружающим, что эта собака работает, и ее нельзя беспокоить.

Собаку-помощника обучают в соответствии с потребностями человека, которому она будет помогать. Например, она может стать собакой-проводником для человека с ограничениями по зрению, слуху или мобильности. Она может сопровождать человека с эпилепсией (предупреждение о приступах), диабетом (предупреждение о повышенном или пониженном сахаре в крови), тревожным расстройством или нарушением развития, например, аутизмом.

В случае аутизма собаку-помощника, как правило, обучают уменьшать тревожность, например, во время визитов в медицинские учреждения, посещения мероприятий, магазинов или транспорта. Некоторых таких собак учат распознавать и мягко прерывать самоагрессию или эскалацию нервного срыва. Например, собака может реагировать на признаки тревожности и нервного возбуждения и совершать в ответ успокаивающее действие, например, ложиться на колени человека или прижиматься к нему.

Иногда родители спрашивают о собаке-помощнике для предотвращения побегов ребенка с аутизмом – в этом случае поводок собаки пристегивается к одежде ребенка, чтобы собака мешала ему убежать. Как правило, мы не рекомендуем подобное использование собак. Это может быть очень опасным. Собака-помощник – это не человек, а животное, она может запаниковать в случае стресса, и это может привести к трагедии. Некоторые организации утверждают, что они могут обучить собак не давать детям покидать дом или двор, но собаки не могут присматривать за детьми вместо людей. Любая собака может устать или отвлечься.

Наконец, мы хотим подчеркнуть, что очень часто люди с самыми благими намерениями берутся обучать собак для помощи людям с инвалидностью, но это может быть очень опасно. Обучение собаки-помощника требует очень много времени, сил и высокой квалификации тренера. Неправильно обученная собака – это реальная угроза и для человека, и для животного. Мы настоятельно рекомендуем обращаться по этому поводу только в аккредитованные организации.

Собаки-терапевты

Как предполагает название, это собаки, которые предоставляют эмоциональную поддержку и утешение с терапевтическими целями. Как правило, такие собаки работают в больницах, домах престарелых или других медицинских и социальных учреждениях. Они могут быть источником дополнительной поддержки во время физиотерапии, эрготерапии, или же они просто помогают успокоиться детям и взрослым, которые проходят стрессовое медицинское лечение.

Важно подчеркнуть, что собаки не могут быть лечением сами по себе – они или участвуют в каком-то процессе лечения, или просто оказывают успокоительное влияние. В области аутизма собаки-терапевты стали популярны именно потому, что они могут помочь успокоиться или облегчить нахождение в социальной ситуации.

В отличие от собак-помощников, многие собаки-терапевты не проходят никакого специального обучения. Иногда для этой роли подходят просто самые спокойные, терпимые и ласковые собаки. Для приобретения собаки-терапевта нужно обратиться в аккредитованную организацию, которая специализируется на обучении таких собак. Важно, чтобы у организации был опыт работы именно с детьми и взрослыми, у которых есть аутизм.

Чаще всего собаки-терапевты работают на базе какого-то учреждения, например, на базе центра реабилитации. Дети с аутизмом могут взаимодействовать с такими собаками, если они посещают это учреждение, но для этого не требуется держать собаку дома. Владельцы собак-терапевтов иногда надевают на них специальные повязки или накидки, но по закону им не гарантирован доступ в общественные места.

Итоги: о каком бы типе собак ни шла речь, подбор животного для конкретного ребенка и конкретной семьи – это очень индивидуальный процесс, при котором очень важно, чтобы все стороны подошли друг другу. Возможно, вам стоит для начала проконсультироваться по этому поводу в местной организации, которая занимается обучением собак-помощников. В любом случае, это будет длительный и трудоемкий процесс – знакомство с животным, визиты на дом, обучение собаки и период ожидания. А если речь идет не просто о компаньоне, а о собаке-помощнике, то весь процесс в целом может занять до 2 лет.

Мы надеемся, что эта информация поможет вам сделать выбор. Помните, что ваша цель – это особая, неповторимая дружба между ребенком и собакой. И если вам удастся этого добиться – это настоящая магия!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Читайте также: