В каких произведениях героями выступают собаки

Опубликовано: 14.05.2024

В ответ на отличную подборку про кошек так и напрашивается подборка о собаках. Давайте составим подборку, где верные друзья человека не только упоминаются, но и играют какую-либо роль, не обязательно главную.
Пожалуйста, не надо добавлять в подборку различные справочники по собаководству.

мне нравится 129 понравилось 69 комментариев 94 добавить в избранное в избранном Узнайте мнение
друзей — войдите 86K просмотров

Гавриил Троепольский - Белый Бим Черное ухо

ISBN: 978-5-17-046106-6
Год издания:2007
Издательство: АСТ
Серия:Внеклассное чтение
Язык:Русский

Эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Михаил Булгаков - Собачье сердце

ISBN: 5-7107-1368-6
Год издания:2001
Издательство: Дрофа
Серия:Школьная программа
Язык:Русский

Бездомный пес Шарик, который стал Шариковым)

Skorpi 26 апреля 2012 г., 16:42

А. Волков - Волшебник Изумрудного города

ISBN: 5-17-015480-1, 5-271-04716-4
Год издания:2002
Издательство: АСТ, Астрель
Язык:Русский

Маленький черный песик Тотошка)

-J- 26 апреля 2012 г., 17:14

Эдуард Успенский - Дядя Федор, пес и кот

ISBN: 5-257-00975-7
Год издания:2000
Издательство: Росмэн
Язык:Русский

Широко известная по мультфильму повесть - сказка о том, как мальчик, по прозвищу дядя Федор, и его верные друзья - кот Матроскин и пес Шарик поселяются в деревне Простоквашино и начинают полную приключений самостоятельную жизнь.

Широко известная по мультфильму повесть - сказка о том, как мальчик, по прозвищу дядя Федор, и его верные друзья - кот Матроскин и пес Шарик поселяются в деревне Простоквашино и…

 - Каштанка (сборник)

ISBN: 5-7107-8076-6
Год издания:2004
Издательство: Дрофа
Серия:Рассказы о животных
Язык:Русский

В книгу вошли рассказы русских писателей о собаках: "Каштанка" А.П.Чехова, "Белый пудель" А.И.Куприна, "Тема и Жучка" Н.Г.Гарина-Михайловского.

Джером К. Джером - Трое в лодке, не считая собаки

ISBN: 5-17-026682-0, 5-17-017316-4
Год издания:2003
Издательство: АСТ
Серия:Классическая и современная проза
Язык:Русский

Наверно самый знаменитый фокстерьер )))

Skorpi 26 апреля 2012 г., 16:42

Артур Конан Дойл - Записки о Шерлоке Холмсе: Этюд в багровых тонах. Рассказы (сборник)

ISBN: 978-5-699-38384-9
Год издания:2010
Издательство: Эксмо
Серия:Всемирная детская классика
Язык:Русский

Собака Баскервилей, кокер-спаниель Снуппи и английский бульдог Тори

Skorpi 27 апреля 2012 г., 16:50

Линдгрен А. - Малыш и Карлсон

ISBN: 5-17-040083-7, 5-271-15186-7, 978-985-13-9778-1
Год издания:2007
Издательство: АСТ, Харвест, Астрель
Серия:Внеклассное чтение
Язык:Русский

Щенок неизвестной породы, которого подарили Малышу на День Рождения

А почему это неизвестной породы? В книге ему подарили щенка таксы. Это в мультике фигурирует Бог знает что.
Apsny

Да, вы правы, видимо отложилось визуальное восприятие по мультфильму. Исправляю - Такса, которую подарили Малышу на День Рождения. )
Skorpi

Skorpi 27 апреля 2012 г., 16:49

Джон Грогэн - Марли и я

ISBN: 978-5-98124-460-5
Год издания:2010
Издательство: Добрая книга
Серия:Домашние питомцы
Язык:Русский

-J- 26 апреля 2012 г., 17:07

Шарлотта Бронте - Джейн Эйр

ISBN: 978-5-255-01532-0
Год издания:2007
Издательство: Проф-Издат
Серия:Литературные шедевры
Язык:Русский

Собака Рочестера, Пилот. Именно она узнает Джейн в финальной сцене)

Anariel 2 мая 2012 г., 21:22

Эрик Найт - Лесси

ISBN: 5-91181-026-3, 5-352-01512-2, 978-5-91181-685-8,
Год издания:2008
Издательство: Азбука-классика
Серия:Звери, вперед!
Язык:Русский

-J- 26 апреля 2012 г., 17:02

Джек Лондон - Белый Клык. Зов предков (сборник)

ISBN: 978-5-271-46497-3
Год издания:2013
Издательство: Астрель
Серия:Внеклассное чтение
Язык:Русский

Apsny 3 мая 2012 г., 00:58

Антон Чехов - Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы. Воспоминания писателей о Чехове (сборник)

ISBN: 5-699-17308-0
Год издания:2006
Издательство: Эксмо
Серия:Русская классика
Язык:Русский

Основу тома избранных произведений Антона Павловича Чехова (1860-1904) составляют рассказы, повести и пьесы, входящие в современные школьные программы по литературе. Кроме того, в него включены воспоминания писателей, современников Чехова, о встречах с ним.

Книга будет интересна и взрослым читателям, которые смогут вновь обратиться к изучавшимся некогда шедеврам и неожиданно ощутить их неувядающую художественную свежесть, глубину и мудрость мыслей автора, живое присутствие его героев - открыть новое в, казалось бы, знакомых строках.

Основу тома избранных произведений Антона Павловича Чехова (1860-1904) составляют рассказы, повести и пьесы, входящие в современные школьные программы по литературе. Кроме того, в…

Стивен Кинг - Куджо

ISBN: 5-17-038337-1
Год издания:2006
Издательство: АСТ
Серия:Стивен Кинг. Собрание сочинений (мягкая обложка)
Язык:Русский

-J- 26 апреля 2012 г., 17:02

Даниэль Пеннак - Собака Пёс

ISBN: 9785902326496
Год издания:2009
Издательство: Самокат
Серия:Лучшая новая книжка
Язык:Русский

Маленькому бездомному псу, герою этой книги, придется очень и очень нелегко, прежде чем он осуществит заветную мечту каждой собаки: воспитает себе друга. Об этом трогательная и смешная история, рассказанная известным французским писателем Даниэлем Пеннаком, при всей своей фантастичности очень, в сущности, правдивая.

Маленькому бездомному псу, герою этой книги, придется очень и очень нелегко, прежде чем он осуществит заветную мечту каждой собаки: воспитает себе друга. Об этом трогательная и…

Доуди Смит - Сто один далматин

ISBN: 5-900369-01-3
Год издания:1993
Издательство: Алкиной Лимитед
Язык:Русский

Apsny 3 мая 2012 г., 01:39

Ричард Матесон - Я — легенда

ISBN: 978-5-699-42587-7
Год издания:2010
Издательство: Эксмо, Домино
Серия:Pocket Book
Язык:Русский

Роберт Невилл - герой романа "Я - легенда" - единственный человек в Лос-Анджелесе, не заразившийся болезнью, симптомы которой напоминают вампиризм, и единственный выживший. Укрывшись в бронированном доме, он ищет лекарство от болезни, уничтожившей человечество.
Этот сюжет сегодня знает почти каждый: одноименный блок-бастер с Уиллом Смитом в главной роли посмотрели миллионы зрителей. Но все ли они прочли книгу, которая легла в основу сценария? И все ли знают, каким "великий и ужасный" Ричард Матесон видел конец этой истории? Какой глубокий и даже шокирующий философский смысл он вкладывал в свой фантастический мир будущего?
Книга, которая никогда не устареет и не перестанет удивлять, культовый роман научной фантастики.

Роберт Невилл - герой романа "Я - легенда" - единственный человек в Лос-Анджелесе, не заразившийся болезнью, симптомы которой напоминают вампиризм, и единственный выживший.…

Приложение 6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района

Проект по теме:

«Образы собак в русской литературе»

(учащиеся 7 класса)

Руководитель:

с. Б. Карпово, 2013 год

Образы собак в русской литературе ХХ века………..…………………. … стр.5

Образ Каштанки в повести А.П. Чехова «Каштанка»………………..стр. 6

Образ Чанга в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга»…………………. стр. 8

Образ Бима в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». стр. 9

Образ Арто в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»..……………. стр. 10

Образ Кусаки в рассказе Л. Андреева «Кусака»…..……………….….стр. 11

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент Экзюпери

С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, немудрено, что за долгие века она успела занять прочное место и в литературе. В легендах, повестях, романах собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни: это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель.

В произведениях детской литературы упор делается на образ животного-защитника. Четвероногие герои этих произведений пользуются большой популярностью. Иногда на долю собаки выпадает и чисто символическая роль, порой даже несколько преувеличенная. Через описание животного автор может выразить то или иное чувство.

Проблема исследования: выяснить, какие нравственные проблемы рассматриваются автором в произведении, связанные с образом собаки.
Гипотеза исследования: образ собаки играет важную роль в произведении, потому что отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. Через отношение человека к собаке мы можем узнать его нравственные качества.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что образы животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом. В современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим.

Данная работа привлечет внимание людей к верному, умному, доброму животному, тогда они начнут задумываться об ответственном отношении к тем , «кого мы приручили».

Цель работы:

рассмотреть образы собак в произведениях А.П. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый пудель», А.И. Куприна «Белый Бим Чёрное ухо», И. А. Бунина «Сны Чанга», Л. Андреева «Кусака».

Поставленную перед собой цель можно достигнуть с помощью ряда задач:
1.Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки;
2.Показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;
3.Рассмотреть отношение человека к собаке.

Для реализации проекта мы разработали следующий план действий:

прочитать А.П. Чехов «Каштанка», Г. Троепольский «Белый пудель», А.И. Куприн «Белый Бим Чёрное ухо», И. А. Бунин «Сны Чанга», Л. Андреев «Кусака»;

найти эпизоды, где раскрывается образ собаки;

обобщить исследуемый материал и внести его в проект;

защитить проект перед одноклассниками.

Собаки произошли от волка. Это древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком.

Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, который бы так часто не фигурировал в изобразительном искусстве и в литературе.

2.Образ собаки в русской литературе.
hello_html_4f0dfa44.jpg

Русская литература – это огромный мир творчества, где мы чему-то учимся. Часто у писателей главными героями являются собаки, которым присущи человеческие качества. Они имеют душу, умеют чувствовать, думать, любить.

В 20 веке тема «братьев наших меньших» становится актуальной. В произведениях 20 века порой трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака начинают существовать в литературе на равных. Основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед жестокостью человеческого мира.

hello_html_584ea48a.jpg

2.1. Образ Каштанки в повести А.П. Чехова «Каштанка»

Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.

В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие.

Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых - она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили различными «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир беззащитного животного.

hello_html_m5ff19e07.jpg

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, то ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако, она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов : «Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Таким образом, Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Автор предлагает нам взглянуть на события с точки зрения другого существа. То, что кажется нам ненормальным, жестоким, собака воспринимает как обычную жизнь. А сытое, удобное существование, но без любимых, дорогих людей – это для нее сон, из которого она бежит в настоящую жизнь.

2.2. Образ Чанга в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга» hello_html_m3d7023fe.jpg

Чанг - центральный персонаж рассказа И.А.Бунина «Сны Чанга».

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Назвать собаку он решил Чангом. В результате пес стал единственным слушателем капитана на все оставшееся время путешествия. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка. Но потом случается так, что в жизни хозяина все резко меняется. Он начал понимать, что жена его не любит, и все его мечты рушатся.

На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за тем, как меняется жизнь капитана и как меняется его представление о счастье. Сначала капитан считал, что жизнь прекрасна, что люди все добрые и отзывчивые. Но это все было, пока у него была любовь. После того, как капитан потерял ее, ему казалось, что жизнь тянется одним серым днем, а все люди не имеют ни совести, ни жалости, ни цели в жизни. Вместе с внутренними переживаниями меняется и внешний облик капитана. В самом начале рассказа он опрятен, выбрит, хорошо одет и от него очень приятно пахнет. Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, который живет на чердаке.

Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Но все разрушилось. Человеческие отношения мы видим глазами Чанга. Здесь пес выступает в роли верного и сообразительного друга. Собака передает читателю самые искренние чувства: любовь, искренность, преданность.

2.3. Образ Бима в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» hello_html_4476ad27.jpg

Охотничий пёс Бим начинал свою жизнь не очень сладко. Ещё месячным щенком был отдан чужому и незнакомому человеку – его хозяину Иван Иванычу. Из-за необычного для его породы окраса Бим стал изгоем среди сородичей – охотничьих сеттеров. Но дружелюбный пёс не унывал, ведь главным для него было лишь то, что он рядом с другом-хозяином. Но жизнь сложная штука, никогда не знаешь, в какую сторону она повернёт тебя, что будет завтра, и что ещё придется пережить на этом опасном жизненном пути. О своём будущем не знал и Бим, он даже думать не хотел о завтрашнем дне, ведь пёс так весело и интересно прожил вот уже три года с ласковым Иван Иванычем. Но пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Пёс не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать и ждать… Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он решил на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пёс узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению плохие, такие как Тётка, Серый, Клим и другие. hello_html_m7b9bee1e.jpg

Но мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча. В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фург она, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб. Совершенно безнаказанно, ни за что.

Бим обладает такими моральными качествами, как верность, преданность, «человечность».

Все эти качества в собаке проявляются в большей степени, чем в людях. Всем этим «человеческим» качествам Бима противопоставлены такие качества людей, как равнодушие, жестокость, подлость, не только по отношению к собакам, но и по отношению к другому человеку.

В своём произведении автор призывает нас с любовью относиться к четвероногим друзьям, ведь собаки чувствуют и понимают всё.

2.4. Образ Арто в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

Рассказ «Белый пудель» написан о бродячих цирковых артистах. Их трое: дедушка Мартын, мальчик Сергей и пудель Арто. hello_html_632a855d.jpg

Пудель Арто был беленького окраса, подстрижен как лев, потому что ему так очень шло. Арто имел очень дружелюбный и спокойный характер. Он не лаял, был верным другом, всегда спешил на помощь своим товарищам. Они живут на море, ходят по селеньям и показывают всякие трюки. Только им за это мало платят. Но они не унывают, потому что они вместе и очень сильно дружат. Крепкая дружба помогает им жить. Но однажды случилась беда: мальчик Трилли, которому они показывали представление, захотел отобрать у них пуделя. Им предложили денег, но дедушка отказался, потому что друзей не продают. Но капризный мальчик привык, что его желания всегда выполняются. Тем более, пудель был очень красив, умен и хорошо выполнял всякие трюки. Но Трилли не знал, что он выполняет эти трюки потому, что к нему хорошо относились, потому что он такой же артист, как и дедушка Мартын, и мальчик. Когда пуделя похищают, артисты сразу же начинают думать, как его спасти. Здесь появилась проблема, потому что у дедушки какой-то неправильный паспорт и его самого могут посадить в тюрьму. Но им нельзя оставаться без пуделя, потому что друзей не бросают в беде. Тогда Сергей ночью пробирается на дачу и забирает собачку. Так Куприн хочет нам показать, что среди бедных только и осталась настоящая дружба. И продавать своих друзей нельзя ни за какие деньги. С дедушкой и мальчиком Серёжей его объединяла жизнь и повела нелёгкими путями бродячих цирковых артистов. За время своих скитаний Арто понял, что уже не может прожить без своих верных друзей, не может расстаться с ними.

hello_html_2e4d6aa7.jpg

В данном произведении автор раскрывает такое важное качество, как настоящая дружба между человеком и собакой.

hello_html_452cf644.jpg

2.5. Образ Кусаки в рассказе Л. Андреева «Кусака»

На защиту собаки встает другой знаменитый русский писатель Леонид Николаевич Андреев .

Так в его рассказе “Кусака” мы видим брошенную, никому не нужную собаку. Она так много натерпелась боли, унижения и оскорбления, что потеряла последнюю веру в человека. Она не знала, что такое любовь и ласка, в свой ответ получала лишь камни и палки.

Но однажды Кусаке повезло. На дачу, где жила собака, приехали люди. Они полюбили Кусаку, играли с ней каждый час, и Кусака «расцвела всею своей собачьей душой». Она научилась ласкаться, но по привычке от каждого прикосновения руки ей было больно, словно от удара. Вскоре собака привыкла к этим людям и полюбила их. Но собачье счастье продолжалось недолго. Осенью люди покинули дачу и оставили Кусаку опять одну. Она еще долго бежала по их следам, когда вернулась на дачу, стучала в двери, но ей никто уже не открывал. «Собака выла - ровно, настойчиво и безнадѐжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно- темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу». Так Кусака еще раз пережила очередное предательство, на которое, как оказалось, способны только люди. Леонид Андреев доказал, что только человек может привить в собаке чувства доверия и любви, но также он способен и разрушить это собственными руками, предав собаку в очередной раз. А предательство собака запоминает на всю жизнь, и вернуть в ней вновь доверие будет не так-то и просто. Это не просто рассказ о брошенной собаке, это повествование о человеческом равнодушии, неспособности и нежелании девочки защитить своего друга. hello_html_1d9f74f4.jpg

Прочитав рассказ, понимаешь, что человек, не любящий животных, способный предать, обрывает связь с миром природы.

Проанализировав произведения, мы пришли к следующим выводам:

1. Образ собаки играет важную роль в литературных произведениях.

2. Благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел.

3. С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.

По результатам анализа можно выделить следующие нравственные проблемы, которые поднимают в них авторы:

Проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке;

Проблема одиночества и человека, и животного;

Проблема нравственных ценностей в жизни.

Мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Выдвинули гипотезу: собаки играет важную роль в произведении. Через отношение человека к собаке мы можем узнать его нравственные качества. В ходе исследования гипотеза подтвердилась: русские писатели подчеркивали в образе собаки нравственно-этические стороны, пытаясь научить людей заботиться не только о себе, но и о тех, кто живет рядом. В дальнейшем мне бы хотелось познакомиться с произведениями современных авторов, в которых встречается образ собаки.

Вся русская литература высоконравственна: она учит добру, любви, состраданию, в том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает эти нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. Мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни. Собака – это верный друг человека, преданный ему по самой своей сути, что особенно проникновенно можно почувствовать , читая произведения русских писателей. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших.

В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».


Художественных произведений о собаках в русской литературе довольно много, даю вот такой небольшой список самых разных по жанру и объёму вещей, где главным персонажем (или одним из главных) является собака:

  1. Андреев Л., «Кусака»
  2. Булгаков М., «Собачье сердце»
  3. Владимов Г., «Верный Руслан»
  4. Гарин-Михайловский Н., «Тёма и Жучка»
  5. Есенин С., «Песнь о собаке»
  6. Железников В., «Каждый мечтает о собаке»
  7. Заходер Б., «Памяти моего пса»
  8. Инбер В., «Сеттер Джек»
  9. Казаков Ю., «Арктур – гончий пес»
  10. Кнорее Ф., «Солёный пёс»
  11. Коваль Ю., «Картофельная собака», «Недопёсок», «Пограничный пёс Алый»
  12. Куприн А., «Белый пудель», «Барбос и Жулька»
  13. Носов Н., «Бобик в гостях у Барбоса»
  14. Толстой Л., «Лев и собачка»
  15. Троепольский Г. «Белый Бим Чёрное Ухо»
  16. Тургенев И., «Муму»
  17. Успенский Э., «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  18. Чехов А., «Каштанка»


Далеко ходить не надо: Лесси, Белый Бим Чёрное Ухо, стихотворение Дай, Джим, на счастье лапу мне, рассказы Сетона-Томпсона, Му-Му, Белая Собака.


Попробуем вспомнить. Людвиг Ежи Керн "Фердинанд Великолепный", Саша Черный "Дневник фокса Микки", Ян Ларри "Храбрый Тилли", Вера Чаплина "Чужой", "Волчья воспитанница", Джек Лондон "Белый Клык", Александр Куприн "Сапсан", "Белый пудель", Антон Чехов "Каштанка", "Белолобый", Юрий Коваль "Алый", Роберт Тайн "Бетховен", Джеймс Хэрриот "Собачьи истории", Константин Коровин "Мой Феб". Доди Смит "Сто один далматинец". Е.Чарушин "Томка". Л.Толстой "Булька". О собаках писали Владимир Дуров, Сетон-Томпсон.


Также можно добавить следующие произведения о собаках:

  • "101 далматинец" Д. Смит;
  • "Собака Пес" Д. Пеннак;
  • "Джерри-островитянин­ ", "Белый Клык" Д. Лондон;
  • "Мухтар" И. Меттер;
  • "Жизнь и цель собаки" Б. Кэмерон;
  • "Императорский пес" К. Кейв, К. Ридделл;
  • "Гонки на мокром асфальте" Г. Стайн;
  • "Чумные псы" Р. Адамс.


Если Вы занимаетесь по учебнику литературы, изданному авторским коллективом под редакцией В. Я. Коровиной, то первую четверть начнёте с изучения раздела «Устное народное творчество», в частности, познакомитесь с обрядовой поэзией, а также с поговорками и пословицами.

текст при наведении

Затем последует знакомство с некоторыми особенностями древнерусской литературы на примере «Сказания о белгородском киселе», которое помещено в одну из самых древних русских книг – «Повесть временных лет».

Из произведений русских писателей века XVIII авторы этого учебника знакомят шестиклассников с баснями, созданными самым известным русским баснописцем И. А. Крыловым (басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки» изучаются; ещё несколько басен дети читают и обсуждают) и менее известным в наши дни создателем басен И. И. Дмитриевым («Муха»).

Раздел, посвящённый творчеству русских писателей-классиков (XIX век) порадует тех учеников, которые любят читать, встречами

  1. с поэзией А. С. Пушкина (стихотворения «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Узник»,) и М. Ю Лермонтова («Тучи», «Три пальмы», «Листок»); несколькими лирическими произведениями Ф. И. Тютчева и А. А. Фета;
  2. с пушкинским романом «Дубровский» и его повестями, входящими в цикл «Повести Белкина»: «Выстрел» и «Барышня-крестьянка»;
  3. с тургеневским рассказом «Бежин луг», входящим в книгу «Записки охотника», и с чеховским «Толстый и тонкий»;
  4. с некрасовскими поэмами «Мороз, Красный нос», «Дедушка» и его стихотворением «Железная дорога»;
  5. со сказом «Левша» пока ещё незнакомого шестиклассникам писателя Н. С. Лескова.

Раздел, посвящённый творчеству русских писателей века XX, начинается прекрасной повестью «Алые паруса» А. С. Грина и трогательным «Неизвестным цветком» А. П. Платонова. Далее следуют пришвинская «Кладовая солнца», которую сам писатель назвал сказкой-былью, «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Уроки французского» В. Г. Распутина.

Посмеяться можно, читая небольшой рассказ «Срезал» В. М. Шукшина и рассказ пообъёмнее «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера.

Поэзия военной тематики представлена стихотворениями Константина Симонова и Давида Самойлова.

Ещё читаете несколько хрестоматийных стихотворений о природе русских поэтов как XIX, так и XX веков.

Литература народов России представлена стихотворениями Габдуллы Тукая и Кайсына Кулиева, хотя, конечно, и рассказ Искандера о тринадцатом подвиге следовало бы поместить сюда, но он вместе с чеховским «Толстым и тонким» входит в подраздел «Писатели смеются».

Знакомство с литературой зарубежной в 6 классе начинается с изучения мифов и легенд Древней Греции. Затем дети знакомятся с фрагментами гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея», читают отдельные главы романа сервантесовского «Дон Кихота», балладу Шиллера «Перчатка», небольшую новеллу Проспера Мериме «Маттео Фальконе» и замечательную сказочную повесть «Маленький принц», написанную Антуаном де Сент-Экзюпери.

Но этот учебник – не единственный для 6 класса. Есть учебники и других авторов:

1) Г. И. Беленького,

2) Т. Ф. Курдюмовой и

В них совсем иные произведения.

Что читать по Беленькому, смотрите ЗДЕСЬ, по Курдюмовой – ЗДЕСЬ, а по Меркину – ЗДЕСЬ.

Причём программы, по которым составлены учебники, настолько различны, что совпадений очень мало. К примеру, у Беленького есть:

Равноправные герои

"Славный народ собаки. "
Антон Чехов

Собаки в Русской литературе
Если посмотреть внимательным и придирчивым взглядом, то неожиданно окажется, что русская литература полна собаками едва ли не в той же мере, как "маленькими" и "лишними" людьми. И даже интересней: большинство этих молчаливых персонажей тоже персоны то "маленькие", то "лишние". Только судьба их, в отличие от человеческой, как правило, гораздо более трагична или, по крайней мере, равна по страданиям.

Квинтэссенцией этого зеркала человека можно смело назвать Лыску - героиню чеховского рассказа "Нахлебники". "К нему подошла его собака, большой дворовый пес, белый с черными пятнами, облезлый, полудохлый, с закрытым правым глазом. Подходила Лыска робко, трусливо изгибаясь, точно ее лапы касались не земли, а раскаленной плиты, и все дряхлое тело выражало крайнюю забитость".

Будучи не в состоянии прокормить собаку и лошадь, хозяин отводит их к живодеру. "Когда Лыска, видя смерть своего друга, с визгом набросилась на Игната (живодер - прим. авт.), то послышался еще третий удар, резко оборвавший визг. Далее Зотов помнит, что он, сдуру и спьяна, увидев два трупа, подошел к станку и подставил свой собственный лоб. ".

На равных со стариком Смитом Достоевского в "Униженных и оскорбленных" влачит свое существование его пес, и обоих настигает практически одинаковая смерть. И только судьба Лиски в рассказе Гиляровского, символически названного "Человек и собака", словно в насмешку оборачивается триумфом беспородной, к тому же, хромой собаки над замерзшим на реке нищим. "Никто и не вспомнит его! Разве. могильщик скажет: "Человек вот был тоже, а умер хуже собаки. "

А Лиска живет себе до сих пор в собачьем приюте. Живется ей хорошо, сыто до отвалу, как и сотням других собак. Их любят, холят, берегут, ласкают. " Да еще, может быть, переживает своего хозяина, повесившегося от потери собачьего друга, купринский Пиратка из одноименного рассказа.

Но это так, к слову. Точно также, к слову, можно сказать, что собаки в русской литературе отражают не только трагичность в чистом виде, но и проблемы русского интеллигента, например. Тонкость душевного восприятия, мучительный разлад с собой, метания от одного к другому, невозможность предательства и обмана - все это в полной мере можно отнести не только к герою-человеку.

Тут же стоит заметить и такую особенность в изображении собак русской литературой, как их пассивность. Европейская традиция, идущая едва ли не со времен собак Тристана и святого Губерта и продолженная Сетон-Томпсоном и Джеком Лондоном, обычно показывает собаку в самостоятельном активном поступке. У нас же редко встретишь описание собаки, совершающей действия - чаще действия совершаются над ними. Исключение, пожалуй, составляет лишь фиолетовый пес из купринского "Собачьего счастья" и отчасти пушкинский Соколко, безуспешно попытавшийся спасти царевну в пушкинской "Сказке о семи богатырях".

А как описываемые собаки говорят о времени! Так весь восемнадцатый век они существуют практически в некоем условном обличии, без ссылок на породу или упоминаний о каких-то особенностях. Собака - и все. Но чем дальше, тем разнообразнее становятся наши персонажи. Начало следующего века сосредоточено, в основном, на борзых, затем в полном соответствии с развитием охоты, появляются легавые, а после реформы 1861 года русскую литературу потоком захватывают беспородные Жучки, Трезоры, Полканы и прочее собачье простонародье. Перед революцией же картина, как и полагается, смешивается окончательно: новомодные породы мирно соседствуют с традиционными, а песья знать - с песьим пролетариатом.

Меняются не только породы, но и занятия героев. И если сначала единственным описываемым занятием собаки является сторожевая служба, то затем ее сменяет охота, и лишь во второй половине девятнадцатого века появляются собачьи "вольные художники" и "люмпены", ибо авторов интересует уже не столько род их занятий, сколько внутренний мир.

Но на образах собак прекрасно отслеживается не только историческая эпоха, но и литературные течения. В самом начале становления русской словесности образ собаки был лишь символом или знаком и, как правило, появлялся только в баснях, где собака олицетворяла определенные качества, чаще всего преданность и верность. Правда, случалось и так, что в облике собаки выводились конкретные люди или определенные, необходимые автору качества, как, например, в басне Хераскова "Две собаки" или чуть позже - крыловские гончие в "Волке на псарне" и бессмертная, ставшая нарицательной Моська.

Собаки в Русской литературе
Но с развитием литературы образ собаки становился все более тонким. Уже в начале XIX века собака обычно говорила об определенной черте характера героя. Яркий образчик этого - Сбогар - легавая Алексея из пушкинской "Барышни-крестьянки". "Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. В то же время раздался голос: "Tout beau, Sbogar, ici. (Тихо, Сбогар, ко мне - фр.) Появление этой собаки говорит не только о том, что ее хозяин завзятый охотник-одиночка, но и человек, не чуждый модной литературе, ибо имя собаки отсылает к благородному разбойнику Шарля Нодье Жану Сбогару.

Более того, легавых были тогда в России считанные единицы, и охотились с ними люди оригинальные и небедные. Все же вместе дает внимательному читателю понять, что герой - отчаянный романтик, противопоставляющий себя окружающему миру. И это делается всего лишь единственным упоминанием собаки, притом, в двух коротеньких предложениях!

Точно так же Гоголь, изображая щенка и псарню в знаменитой сцене Ноздрева и Чичикова, дает читателю гораздо более широкое представление о герое, чем можно было бы сделать долгим описанием. Ведь купленный щенок - мордаш, то есть бульдог, предполагающий охоту на медведя. А псарне Гоголь, отнюдь не отличавшийся любовью к собакам (больше их нет ни в одном его произведении!) уделяет почти целую страницу, и какую! "Он повел их к выстроенному очень красиво маленькому домику, окруженному большим загороженным со всех сторон двором.

Вошедши во двор, увидели там всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей: муругих, черных с подпалинами, полово-пегих, муруго-пегих, красно-пегих, черноухих, сероухих. Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай, пожар, скосырь, черкай, допекай, припекай, северга, касатка, награда, попечительница. Ноздрев был среди них совершенно как отец семейства. "

А холеные борзые княгини Бетси в "Анне Карениной" говорят и о склонностях, и о времяпрепровождении, подчеркивая одновременно и красоту, и порочность, и скудоумие героини. Прелестный же Блюхер из "Двух гусаров" отсылает читателя и к участию героя в наполеоновских войнах, и к его насмешливо-циничному характеру, раскрывая, как бы между прочим, еще одно занятие персонажа, о котором не говорится впрямую - травлю крупных зверей, требующую мужества и хладнокровия вкупе с азартом.

Эта тенденция существовала довольно долго, пока не видоизменилась в более интересную и гибкую установку давать собаку уже не как характеристику какой-либо одной черты героя, а с ее помощью показывать героя в действии, в поступках, в конечном счете - в судьбе. И первым человеком, сделавшим это, был, конечно, Тургенев со своей бессмертной Муму. Но надо заметить, что Тургенев, будучи не только тонким психологом, но удивительным охотником, заложил и другую традицию русского повествования о собаках. Это - описание собаки самой по себе, проникновение в ее внутреннюю жизнь, попытка увидеть окружающий мир ее глазами.

Конечно, в "Записках охотника" эти попытки еще очень робки, почти незаметны для обыкновенного читателя, но они уже есть. Принужденно улыбающаяся собака в "Хоре и Калиныче", мимолетные разговоры с псом в "Бежином луге", наконец, малоизвестный "Пэгаз" и так и не напечатанная автором при жизни, но с восторгом читаемая и принимаемая по салонам "Собака". Правда, последняя скорее символична, чем психологична.

И молодой Толстой, будучи, как никакой другой русский писатель, на физическом уровне открытым живой природе, не мог удержаться и тоже попытался запечатлеть уже носившуюся в воздухе тенденцию в рассказе "Булька. Рассказ офицера". Да, пожалуй, и Некрасов, тоже проникновенный охотник, попробовал подать собаку как существо вполне самостоятельное; к сожалению, разбросанные по стихам его зарисовки слишком незначительны и заметны только пристрастному читателю-собачнику или специалисту-литературоведу.

Почти до конца XIX века сохранялась и остаточная тенденция, идущая из века восемнадцатого: совершенно условная подача собаки как повода для движения сюжета. Такова, например, искрометная пьеса "Фантазия" Козьмы Пруткова, где все действие вертится вокруг пропавшей моськи. Также осталась привычка давать собаку элементарным обозначением определенного человеческого качества; это особенно заметно в русских эпиграммах.

"Терентий здесь живет Облаевич Цербер", - начинал свою эпиграмму в 1768 году Державин, и через сто двадцать лет ее подхватил Минаев: "Бежит по Невскому собака. "

Собаки в Русской литературе
Однако вернемся к основной тенденции всей второй половины XIX века: собака как некое орудие судьбы, дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность. Здесь литература осторожно начала с детей, ибо через них, еще не так далеко ушедших от природы, сделать это было значительно проще. В этом смысле тоже существует однозначный лидер - знаменитая Жучка из гаринского "Детства Темы".

"Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далекой, нежно светившейся, страшной глади. С замиранием сердца заметил он в углу черную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал, в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, веселую Жучку. " История с риском для жизни спасения мальчиком собаки из гнилого колодца есть на самом деле классическая инициация героя (недаром после спасения мальчик заболевает с потерей сознания, то есть "умирает", переходит в иной, новый мир взрослых).

Инициацией можно считать и историю с отравленной и снова, якобы, возродившейся собакой Илюшечки в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Преодоление себя Колей Красоткиным, его взросление происходит именно через Перезвона-Жучку. Недаром Гарин-Михайловский дает спасенной собаке все то же "достоевское" имя. В этом ряду стоит и пронзительный Арто - купринский "Белый пудель", все с тем же самопожертвованием ребенка ради собаки.

Постепенно традиция охватывает все больший круг персонажей, и к началу века двадцатого порой уже трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака в русской литературе начинают существовать на равных, особенно у писателей психологического склада. Так, кто герой бунинских "Снов Чанга"? Спившийся капитан или его не менее спившийся пес, сохранивший, однако, гораздо более человеческое и тонкое видение мира?

А "Кусака" Андреева есть ли рассказ о брошенной собаке или же это повествование о позорном равнодушии еще молодого человека, неспособного отстаивать свои привязанности? Или это вообще рассказ о страшной тьме, надвигающейся на страну? "Свет еще долго боролся с тьмою. но скоро уступил и он. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь. "

Таким образом, ко времени русского Серебряного века образ собаки, сделав круг, возвратился к своему началу и снова стал знаком и символом, не теряя, тем не менее, уже завоеванных позиций характеристики героя и самостоятельного персонажа.

Что касается первой функции, то здесь лидерство принадлежит, несомненно, Чехову. Как подсчитано, в его произведениях действует 124 собаки! От огромных до крошечных, от дворняжек до аристократов - они дают почти исчерпывающий срез тогдашнего общества. Робкий белый шпиц, своей наивной прелестью так подозрительно напоминающий хозяйку - молодую даму, приехавшую в Ялту ("Дама с собачкой").

"Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине", становящийся то бешеной шавкой, то генеральской собакой ("Хамелеон"). Сука английского сеттера Милка, выдаваемая пьяным поручиком за "настоящего, чистокровного кобеля" ("Дорогая собака"). Крошечная злая собачка, такая же бесприютная, как ее владелица Шарлотта ("Вишневый сад"). Подуздоватый Угадай и поимистый Откатай, расстраивающие сватовство ("Предложение"). И еще целая свора борзых, легавых, болонок, сторожевых весело - а часто и очень грустно - лает и носится по всем чеховским рассказам, придавая своим хозяевам дополнительный шарм правдоподобия.

Чехов, как никто другой, подхватил и развил еще одну русскую особенность в описании собак, идущую, пожалуй, от Гоголя: особенно расположены к ним герои, находящиеся в подпитии. И чем сильнее подпитие, тем сильнее льнут они к братьям меньшим и тем яростнее обвиняют человеческий род в грубости, глупости и полном непонимании мира. Ни к одному живому существу или неживому предмету не обращаются русские герои так часто, как к собаке, видя в ней свое нелгущее зеркало.

Ибо, как заметил еще Тургенев, и в собаке, и в человеке живет одно и то же чувство, между ними нет никакой разницы, они тождественны, ибо в каждом горит и светится тот же трепетный огонек. "Это не животное и не человек меняются взглядами. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой".

Чехов отдал дань и второй традиции изображения собак - его "Каштанка" остается одним из самых проникновенных и точных описаний собачьей психологии.

Но, конечно, самым удивительным мастером, сумевшим буквально превратиться в собаку-персонаж, был Куприн. "Сапсан" и "Собачье счастье" читаются как энциклопедия собачьих ощущений и взглядов, если будет позволено так выразиться. А точность описаний! "Тогда Джек решил ориентироваться по запаху. Он. старался уловить в воздухе знакомый запах Аннушкиного платья, запах грязного кухонного стола и серого мыла.

Но в эту минуту мимо Джека торопливой походкой прошла какая-то женщина и. оставила за собою сильную струю отвратительных китайских духов. Джек досадливо махнул головою и чихнул - Аннушкин след был окончательно потерян. Но Джек не торопился. В чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость. Пробегая мимо почты. Джек с уверенностью мог сказать, что не более минуты назад здесь останавливался большой, мышастый, немолодой дог, которого кормят обыкновенно овсянкой"

Но повествование от лица собаки неизбежно повлекло за собой и произведения ad absurdum, как, например, читаемый до сих пор "Дневник фокстерьера Микки" Саши Черного, где собака выступает с человеческой ментальностью, имея от своей породы лишь обличье и возможность говорить нелицеприятные вещи о людях как бы в шутку.

С другой стороны, "литературная" собака уже настолько плотно вошла в жизнь и быт, что она оказывается даже в таком редком для начала века положении, как полет на аэроплане.

"Пришли весною. Воздушный причал
Был бессолнечно-сер.
Хозяин надел шлем и сказал:
"Сядьте и вы, сэр!"

Джек вздохнул, почесал бок,
Сел, облизнулся, и в путь!
Взглянул вниз и больше не смог,-
Такая напала жуть.

"Земля бежит от меня так,
Будто я ее съем.
Люди не крупнее собак,
А собак не видно совсем".

Хозяин смеется. Джек смущен
И думает: "Я свинья:
Если это может он,
Значит, могу и я".

После чего спокойнее стал
И, повизгивая слегка,
Только судорожно зевал
И лаял на облака.

Концовка же этого известного стихотворения* уже окончательно уравнивает собаку и человека даже в смерти: "И люди сказали: / Был пес, а умер, как человек".

Революция перечеркнула все достижения русской литературы в отношении собак (остался, пожалуй, один Михаил Пришвин), многое потом пришлось восстанавливать заново. И, надо сказать, литература советская добилась в этом отношении многого, внеся ранее не существовавшие мотивы. Но об этом в следующем номере.

-Музыка

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

-Метки

-Ссылки

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая 07:08 01.11.2013 Фотографий: 10

-Всегда под рукой

-Рубрики

  • РАБОТЫ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНОКОВ (5028)
  • Натюрморты (1046)
  • БРОДИЛОЧКИ ПО ДНЕВНИКАМ ДРУЗЕЙ (1691)
  • НОВИНКИ МОДЫ . (310)
  • СПОРТ (56)
  • Удивительные люди (10)
  • ВСЕ О ПЛАСТИКОВЫХ ОКНАХ (7)
  • ДИКАЯ ПРИРОДА (1108)
  • ОЗЕРА И РЕКИ (228)
  • ВРЕМЕНА ГОДА . (102)
  • ТАЕЖНЫМИ ТРОПАМИ ! (97)
  • Бассейны и Горы и многое другое (92)
  • ВОДОПАДЫ (75)
  • Вулканы и другие природные явления (52)
  • ФЛОРА И ФАУНА ! (49)
  • Океаны и Моря . (36)
  • Доброе утро , Страна . (20)
  • Не вероятные насекомые (20)
  • Доброе утро , Страна . (16)
  • ПАУКИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ ! (11)
  • Растения-медоносы: эспарцет! (10)
  • ГРИБЫ ОРЕХИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ ! (9)
  • ОРЕХИ И ИХ ПОЛЬЗА (4)
  • РАЗНОВИДНОСТЬ ГРИБОВ ! (2)
  • Камни, которые не стоит брать в руки (2)
  • Арктика (1)
  • ПАРКИ , СКВЕРЫ И САДЫ (1045)
  • Памятники и скульптуры (267)
  • Сельские просторы ! (72)
  • Сельские просторы ! (51)
  • ЗООПАРКИ (23)
  • ПЛОЩАДИ ВОКЗАЛЫ (7)
  • ИСКУССТВО ! (956)
  • спектакли (260)
  • ФАРФОР И МНОГИЕ ДРУГИЕ ИЗДЕЛИИ ! (153)
  • ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ (105)
  • Народные таланты ! (45)
  • ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ (29)
  • Кукловоды изготовители ! (11)
  • Галерея (4)
  • ИЗЯЩНЫЙ ДЕКУПАЖ БУТЫЛКИ И БАНОЧКИ. (3)
  • Цирк и театры (2)
  • ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ (823)
  • НИ КТО НЕ ЗАБЫТ ! И НИ ЧТО НЕ ЗАБЫТО (227)
  • АРМЕЙСКИЕ БУДНИ ! (130)
  • МИСТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ (20)
  • Предсказания (8)
  • Кинотеатры онлайн (818)
  • ТV - онлайн (27)
  • КИНОПАНОРАМА (13)
  • РЕЛИГИЯ (780)
  • МАГИЯ ! (75)
  • Медитация "Переход в Новое состояние Бытия&qu (48)
  • ПСАЛМЫ (2)
  • День Ангела по имени (1)
  • ЗАМКИ , ДВОРЦЫ ВИЛЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ (719)
  • Пещеры и многое другое. (94)
  • БАШНИ (28)
  • ОТЕЛИ И ГОСТИНИЦЫ . (28)
  • МУЗЕИ (519)
  • УСАДЬБЫ (108)
  • Мосты (77)
  • Красивые драгоценные кристаллы и камни (27)
  • ФОНТАНЫ (24)
  • Театральные здания - памятники архитектуры. (19)
  • Оружие (2)
  • НАГРАДЫ , ОРДЕНА , МЕДАЛИ . (1)
  • ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ (516)
  • БИБЛИОТЕКИ (419)
  • Легенды , были , сказки , мудрости. (307)
  • Басни (75)
  • ВСЕ ДЛЯ ДАЧНИКОВ (387)
  • Вокруг Света (367)
  • КУЛИНАРНЫЕ БРОДИЛОЧКИ (354)
  • Продукты полезные и вредные для кишечника (152)
  • МОРЕ ПРОДУКТЫ (12)
  • ПРОФЕССИИ (1)
  • МИР ПТИЦ (306)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (53)
  • ПЧЕЛОВОДСТВО И ПЧЕЛЫ (1)
  • Вокруг Света (295)
  • ИКОНЫ (295)
  • ПАМЯТЬ (47)
  • Сонник (7)
  • Сонник (3)
  • ПСИХОЛОГИЯ (284)
  • Философия жизни (63)
  • МЫСЛИ (58)
  • Эзотерика (55)
  • Аюрведа (16)
  • Афоризмы (7)
  • Телепатия (1)
  • ГЕНЕТИКА. (1)
  • КУРОРТЫ И САНОТОРИИ (278)
  • ОСТРОВА (145)
  • ОСТРОВА (87)
  • ПЛЯЖИ (25)
  • Бухты , терминалы , пристани . (6)
  • Ювелирные изделия (234)
  • ДРАГОЦЕННОСТИ (43)
  • ТРАФОРЕТЫ (195)
  • Автомобили , мотоциклы и другая техника (194)
  • ДИАБЕТ (188)
  • ЕДА. (103)
  • МЕДИЦИНА И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ!! (44)
  • Долголетие (187)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ .ИХ ПОЛЬЗА . (177)
  • ДОМОВОЙ (1)
  • ИСКУССТВО КАРТИНКИ (168)
  • ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (143)
  • НАШЕ ДЕТСТВО (17)
  • ИСТОРИЯ -всех ВЕКОВ . (140)
  • ГОРОСКОПЫ ! (45)
  • ПОЛИТИКА И ПУТИН (38)
  • СПИРТНЫЕ НАПИТКИ (114)
  • ГОРОДА - ГЕРОИ (107)
  • ПЛОЩАДИ (14)
  • АУДИО- СКАЗКИ (101)
  • Загадки , пословицы и многое другое ! (9)
  • ЕРАЛАШ (2)
  • ИГРЫ (1)
  • Древние цивилизации (91)
  • Времена и эпохи (26)
  • КАЛЕНДАРИ (81)
  • ДНИ НЕДЕЛИ (20)
  • ТАНЦЫ (69)
  • Самые интересное на youtube (69)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКОВ (55)
  • ТЕАТРЫ (54)
  • Рынки, ярмарки, базары . (6)
  • КУЛЬТУРА (1)
  • КУРОРТЫ , САНАТОРИИ (48)
  • ОТЕЛИ И ГОСТИНИЦЫ. (20)
  • Маяки . (6)
  • ФОНЫ (39)
  • Редкие и красивые камни (16)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ МУЗЫКАНТЫ (16)
  • АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (16)
  • РОМАНСЫ (14)
  • КЛАДБИЩЕ ДРУГИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ (12)
  • СПОРТ (3)
  • ПРОГНОЗ ПОГОДЫ (3)
  • МОНЕТЫ , ВАЛЮТА . РУБЛИ . (2)
  • Океанариум и аквариумы (2)
  • ФАНТАСТИКА (2)
  • АВАТОРКИ (2)
  • МАЯКИ (1)
  • шокирующие гипотезы (1)
  • Приют комедиантов . Удача . (1)
  • удивительные растения (1)
  • Хиромантия. (1)
  • Интернет магазин (1)
  • ВИДЕО-ФИЛЬМЫ. (34543)
  • МУЗЫКА (8674)
  • ВСЕ ДЛЯ ДРУЗЕЙ И ПОДРУГ (1462)
  • ЖИЗНЕННЫЕ ИСТОРИИ (135)
  • кинематограф . (103)
  • Радио волна (56)
  • ГОЛУБОЙ ОГОНЕК (4)
  • КИНО -ЖУРНАЛ ФИТИЛЬ . (2)
  • СТИХИ (20360)
  • РАЗНЫЕ СОВЕТЫ. (7584)
  • ДЛЯ ДУШИ. (737)
  • Народные приметы (153)
  • Молоко и молочные продукты ! (28)
  • КРАСОТА (27)
  • ВСЕ О ПЕНСИИ (22)
  • РЫБАЛКА И ОХОТА . (5)
  • УЧУСЬ (3)
  • Средство для мытья посуды - как выбрать эффективн (1)
  • Мода красоты ! (1)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ. (1304)
  • МЕНЮ (13)
  • МИР ИНТЕРЕСОВ (1376)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (43)
  • ОХОТА И РЫБАЛКА (36)
  • СХЕМЫ ДЛЯ ДНЕВНИКА. (2016)
  • УХОД ЗА СОБОЙ. (821)
  • ФЛЕШКИ, ИГРЫ (299)
  • Рецепты НАПИТКИ . ТОРТЫ . КЕКСЫ . ПИРОГИ. РУЛЕТЫ (52769)
  • КОЛЛАЖИ (6913)
  • КНИГИ (3474)
  • ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ. (2430)
  • ПУТЕШЕСТВИЕ. (2232)
  • МИР-ЖИВОТНЫХ. (2045)
  • КРАСИВОЕ- ФОТО (1751)
  • ПРАЗДНИКИ И ПОЗДРАВЛЕНИЕ (1647)
  • ЗДОРОВЬЕ+КРАСОТА (1513)
  • РЕЦЕПТЫ. (1447)
  • ПРИТЧИ (1282)
  • Мифы и легенды народов мира +истории о правос (1134)
  • ОТКРЫТКИ. (1058)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ! (799)
  • АКТЕРЫ И ПЕВЦЫ (646)
  • РАЗНОВИДНОСТЬ ЦВЕТОВ. (614)
  • БРОДИЛКА ПО МУЛЬТФИЛЬМАМ (531)
  • ЯГОДЫ И ФРУКТЫ (516)
  • ПЛЕЙКАСТЫ (499)
  • ЭПИГРАФЫ (481)
  • ФОТО -ЯНДЕКС (430)
  • ЭТО ВАЖНО (407)
  • МОЛИТВЫ (336)
  • КРАСИВЫЕ ПЕЙЗАЖИ (305)
  • ЮМОР (258)
  • АНИМАШКИ. (238)
  • ВСЕ ДЛЯ САДОВОДА (228)
  • ПРИКОЛЫ (197)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ (197)
  • РУКОДЕЛИЕ (161)
  • ПОДВОДНЫЙ МИР (148)
  • ВСЁ ДЛЯ ОГОРОДНИКОВ. (138)
  • ВСЕ ОБ КОФЕ И КАКАО И ЧАЙ. (111)
  • РАЗНОВИДНОСТЬ- МЕДА И ЕГО ПОЛЬЗА ! (105)
  • КЛИПАРТЫ (98)
  • НАШИ ОВОЩИ (96)
  • ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА (95)
  • КОММЕНТАРИИ (94)
  • ВИДЕО - РАМКИ (88)
  • Травы и цветы вместо чая и кофе (74)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ! (74)
  • ПЛЕЕРЫ. (73)
  • КРАСИВЫЕ ЧАСИКИ! (58)
  • ОБОИ (42)
  • ГРИБНИКИ И ЯГОДНИКИ (40)
  • ИНФОРМЕР (35)
  • ОСТОРОЖНО ! БЕРЕГИСЬ ! ОПАСНО ! (34)
  • КНОПОЧКИ -ДАЛЕЕ (25)
  • РАЗДЕЛИТЕЛИ (20)
  • НАДПИСИ (20)
  • Рестораны , кафетерии , столовые и многое другое (7)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕСТЫ! (5)
  • НОВОСТИ.МИРА. (520)
  • РАМОЧКИ. (12988)
  • УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ (203)

-Цитатник

Романс о луне, луне. Федерико Гарсиа Лорка. Луна в цыганскую кузню вплыла жасмином волано.

Ты изменяешь мне с женой — Лариса Рубальская. Ты изменяешь мне с женой Я упрекать тебя не .

Врсар (Vrsar) - небольшой средневековый город Харватии. .

Струной гитарной разорвалось лето. Швец Валерий.. Струной гитарной разорвалось лето, Жаро.

Когда вдали угаснет свет дневной — Николай Заболоцкий.. Когда вдали угаснет свет дневной И.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

10 историй о собаках в художественной литературе

6120542_681 (472x700, 224Kb)

1. "Пес, который говорил с богами", Дайана Джессап
У животных нет души. Таково популярное заблуждение. Собака - друг человека. Мы так долго живем бок о бок с собаками, что привыкли воспринимать их как деталь интерьера или пейзажа, а многие не видят ничего дурного в том, чтобы ставить на них эксперименты или выбрасывать эти живые игрушки за дверь, когда наскучат. Но собаке есть что сказать нам в ответ. Профессиональный американский собаковод Дайана Джессап написала роман, который заставит людей по-настоящему прислушаться к своим питомцам. "Пес, который говорил с богами" - история любви. Документ человеческой жестокости. Репортаж из преисподней. Впервые на русском языке.

2. "Марли и я", Джон Грогэн
Лабрадор Марли появился в семье Грогэнов в самый сложный момент их жизни: только что вступившие в брак мужчина и женщина пытались привыкнуть друг к другу, болезненно переживая процесс соединения двух совершенно разных прошлых в одно общее будущее. Они помогали собаке стать членом семьи, а она помогла им стать настоящей парой, семьей, родителями, - одним словом, помогла повзрослеть. Несмотря на все разочарования и не воплотившиеся ожидания, Марли преподнес своим хозяевам бесценный подарок: он научил их безгранично и бескорыстно любить и показал им, что действительно важно в этой жизни. Собаке все равно, бедный ты или богатый, образованный или неграмотный, умный или тугодум. Отдай ей свое сердце, и она ответит тебе тем же. Все очень просто; только мы, люди, мудрые и высокоразвитые существа, сами создаем себе проблемы, пытаясь усложнить нашу жизнь. На самом деле жизнь оказывается чрезвычайно простой штукой, стоит лишь открыть другим свою душу, - и понять это вам помогает собака с отвратительным дыханием, ужасными манерами и искренними намерениями. Эта смешная и одновременно трогательная книга-бестселлер не оставит равнодушным ни одного читателя.

3. "Тимбукту", Пол Остер
Незамысловатая история жизни и трагической гибели чудаковатого поэта и его четвероногого друга рассказана Остером с классической простотой, мягкой проникновенностью и сдержанной печалью. Подобно другим книгам этого американского писателя, сценариста и режиссера, "Тимбукту" относится к произведениям о непреходящих ценностях: высоких целях, искренних, но недостижимых идеалах, - а следовательно, несет в себе частицу лучших образцов мировой литературы.

4. "Ангелы-хранители", Дин Кунц
Из секретного исследовательского центра, занимающегося запрещенными генетическими экспериментами, убегают наделенные человеческим интеллектом собака и злобный монстр-убийца. В сплошной кошмар превращается в одночасье жизнь Тревиса Корнелла и Норы Девон, приютивших несчастного пса и пытающихся спасти его от преследования.

5. "Зов предков", Джек Лондон
В 1903 году, после опубликования повести "Зов предков", американский писатель Джек Лондон проснулся знаменитым - первый тираж книги разошелся за один день. "Зов предков" - рассказ об удивительной судьбе собаки по кличке Бак. Бак был похищен, увезен на Аляску и продан золотоискателям. Непросто было домашнему псу приспособиться к жизни в суровых краях дикого Севера. Но, выдержав все испытания, он стал сильным, выносливым и бесстрашным зверем. В душе собаки борются два начала: любовь и преданность хозяину и голос природы, зов хищника, зов дикости и первобытной жестокости.

6. "Невероятное путешествие", Шейла Барнфорд
Шейла Барнфорд - известная канадская писательница, чьи книги хоть и написаны полвека назад, до сих пор имеют успех у читателей. Писательница прекрасно разбирается в повадках животных, считает своими учителями Э.Сетона-Томпсона и Дж.Кервуда, поэтому ее рассказы полны любви и сочувствия к четвероногим героям. Герои самой известной книги Шейлы Барнфорд - две охотничьи собаки и сиамская кошка. Эти верные друзья, не выдержав разлуки с хозяином, отправились на его поиски. Они еще не знают, что придется пройти через всю страну, но с первого дня путешествия их девиз - "Один за всех и все за одного!". Недаром по этой книге был поставлен одноименный фильм.

7. "Собачья жизнь", Питер Мейл
Автор этих заметок пес Бой - чистой воды параноик, страдающий манией величия в сочетании с острой манией преследования, что проявляется только в тактически выгодные моменты его жизни. Как писатель он представляет собой нечто среднее между Прустом и осликом Иа-Иа, склонен к клевете и абсолютно поглощен самим собой. Цитаты из великих мудрецов перемежаются в его дневнике с чисто собачьими темами, а ссылки на Вольтера и Макиавелли соседствуют с практическими советами о том, как под обеденным столом уберечь свой хвост и лапы от неуклюжих человеческих конечностей.

8. "Страна смеха", Джонатан Кэрролл
Джонатан Кэрролл - американец, живущий в Вене. Его называют достойным продолжателем традиций как знаменитого однофамильца, так и Г.Г.Маркеса, и не без изрядной примеси Ричарда Баха. "Страна смеха" - дебютный роман Кэрролла, до сих пор считающийся многими едва ли не вершиной его творчества. Это книга о любви как методе художественного творчества, о лабиринтах наваждения и о прикладной зоолингвистике (говорящих собаках).

9. "Лесси", Эрик Найт
Как зовут одну из самых известных собак в мировой литературе? Конечно же, Лесси. Самая знаменитая, самая верная, самая добрая собака возвращается! Книга и телесериал о ее приключениях пользуется неизменной популярностью во всем мире. Многие поколения юных читателей учились доброте и любви, сопереживая храброй и преданной собаке. Джо Керраклаф, сын английского шахтера, считал себя счастливчиком. Еще бы, ведь ему завидуют все собаководы Йоркшира - такой породистой колли не было во всей Англии. Каждый день Лесси приходила к школе встречать Джо, и вот однажды она не пришла. Дома Джо ожидало ужасное известие - родители продали собаку, чтобы выбраться из долгов. Но для верной собаки существовал только один хозяин, мальчик Джо. Высокий забор, железная цепь и огромное, в несколько тысяч миль, расстояние до родного дома не испугали Лесси - впереди у нее был долгий и опасный путь домой.

10. "Бродяги Севера", Джеймс Кервуд
Подружиться с медведем совсем непросто, даже если он всего-навсего медвежонок. Но для щенка Микки не было другого пути. И вот два малыша-звереныша в дикой американской тайге стали верными друзьями. Теперь ни злобная волчица, ни ночные убийцы совы, ни свирепая воронья стая - никто не мог одолеть их. А когда пришли холода и медвежонок Неева забрался в берлогу, Микки отправился на поиски новых приключений. Друзья еще встретятся, но сколько неожиданностей подстерегает Микки в таежных дебрях!

Читайте также: