Зачем потребовалось превращение собаки в человека

Опубликовано: 06.05.2024

Краткое содержание:

  • Образ профессора Преображенского
  • Полиграф Полиграфович Шариков
  • Доктор Борменталь
  • Швондер и его окружение
  • Второстепенные герои
  • Собачье сердце: короткий обзор по главам
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Глава третья
  • Глава четвёртая и пятая
  • Глава шестая
  • Глава седьмая и восьмая
  • Глава девятая
  • Эпилог
  • Итог
  • Обсуждение

«Собачье сердце» — повесть Булгакова, которую писатель опубликовал в 1925 году. В те годы в науке было популярным скрещивать разные виды животных, совершать разные медицинские манипуляции ради улучшений существования человека. Так, главный герой Булгакова, профессор Преображенский, внезапно совершает поражающее его открытие, пока познает тайны человеческого бессмертия. Он узнает способ, как животное при помощи операции сделать человеком.


Но полученный результат вовсе не тот, который хотел видеть профессор. Человеческий мозг плохо функционирует у собаки, чье сердце продолжает ощущать себя животным.

Образ профессора Преображенского

Фамилия доктора говорящая, как у большинства героев классических романов. Преображение – цель его деятельности. При этом структура фамилии напоминает о неком благородстве. И даже дворянском происхождении, которым не обладал герой. Он сын священнослужителя, как сам автор произведения. Это не единственная их общая черта.

Это мудрый, образованный, немолодой мужчина. Филипп Филиппович – светило мировой медицины. Стремится делать свое дело максимально хорошо, в этом видит смысл жизни каждого человека. Разделение труда – важная составляющая социума, по его мнению. Герой – истинный творец, нравственный, высокоморальный. Он резок в своих суждениях. Ненавидит пролетариат и другие плоды революции, что снова сближает его с писателем. Хотя прототипом профессора считается дядя Михаила Афанасьевича – доктор Н.М. Покровский, который жил и работал в столице.


Невозмутимый, рассудительный, в чем-то холодный. Он без жалости режет подопытных кроликов. Не испытывает страха перед смертью. Достаточно вслушаться в слова, когда он говорит о «подходящей смерти», чтобы кольнул легкий холодок ужаса.

При этом герой добр. Он против любой формы насилия. На удивление домочадцев, которые не понимают как он мог заманить Шарика, Филипп Филиппович говорит, что только лаской можно чего-то добиться от живого существа. Звучит дерзкая, но мудрая мысль, что любой террор не увенчается успехом: ни красный, ни белый, ни коричневый. И здесь автор предугадывает поражение фашизма в виде террора коричневого.

Профессор посвятил свою жизнь медицине. Не только хорошее денежное поощрение стимулировало его к работе: ежедневной практике, научным открытиям, смелым экспериментам. Он стремился помогать людям в обретении здоровья и молодости. Опыты по омоложению доктор проделывал давно. И уже добился определенных результатов, появилось множество благодарных пациентов.


Идеализм доктора разбивается вдребезги, когда в доме взрастает Полиграф Полиграфович. Такие, как он понимают лишь язык силы. Либерализм, гуманизм, воспитанность, вежливость – для них слабость. Он, как сам Шарик, который не раз был бит и обварен кипятком. Но хватал за ноги, кусал лишь тех, кто сам его боялся, показывал слабость, был для него безвреден.

Полиграф Полиграфович Шариков

Этот герой вобрал в себя сразу два образа, переродившись в новую личность. Рожденный, посредством пересадки собаке человеческого гипофиза и семенных желез, гомункул.

Донор – Клим Чугункин был молодым человеком, не имеющим ни образования, ни цели в жизни. Его существование наполнялось кабаками, игрой на балалайке, алкоголем, пошлостью, нарушением закона. У героя несколько судимостей.

Шарик – дворовый пес. Все, что он видел это побои, унижения, голод, издевательства. Его обижали и калечили. Все, что слышал – это нецензурная брань, крики и различные звуки улиц Москвы. Чтобы прокормиться, он искал пищу по «сорным ящикам» и помойкам. Но и здесь находились те, кому было жалко отбросов, как повар столовой «нормального питания», который обварил ему бок кипятком. Чтобы выжить, Шарик даже научился читать. Начал с названия павильона «Главрыба», но читал наоборот. Ошибочна версия Борменталя, причина не в перекрещивании зрительных нервов собаки. А в том, что в начале надписи стоял полицейский и подбегать приходилось всегда с конца, опасаясь жестокости и побоев.


Что могло получиться при совмещении двух обездоленных и озлобленных существ? Шариков – злой, мелочный, похабник, пьяница, омерзительный тип. Его первые слова бранные, матерные. Это весь словарный запас Клима и пса на двоих. Человек, который готов служить каждому, кто покормит, как бездомный пес. Но благополучно готов предать за больший куш, как уголовник. Не испытывающий ни любви, ни жалости ни к кому, даже к таким же осиротевшим животным, каким был сам.

Доктор Борменталь

Молодой и талантливый ассистент профессора «с мировым именем». Человек воспитанный, интеллигентный, крайне порядочный. Достаточно эмоциональный, болеющий душой за науку. Искренне любит профессора как учителя, наставника, близкого человека.

Привлекателен внешне. Шарик в своих мыслях называл его «укушенным красавцем» или просто «тяпнутым», так как укусил его за ногу. Известно, что Дарья Петровна (кухарка) была в него влюблена, даже тайно похитила фотокарточку из альбома.

Юноша добрый и терпеливый. Из себя выходит только, когда оскорбляют Преображенского.


Швондер и его окружение

По своей сути это не личность, а общественное лицо, усредненный пролетарий. Новый глава домкома, выбранный жилтовариществом на общем собрании. Как типичный представитель этой общественной прослойки искренне ненавидит классовых врагов. Одним из них считает профессора Преображенского, занимающего семь комнат. Пытается использовать Шарикова в качестве оружия.

Для главы домкома важен не человек, а удостоверяющая бумага: «Документ — самая важная вещь на свете». Ему неважно каким путем явился в мир Полиграф Полиграфович, что представляет из себя, лишь бы был прописан и поставлен на воинский учет.

Автор умышленно не дает характеристику герою. Упоминается лишь, что у него были вьющиеся волосы, торчавшие в разные стороны.


Швондера окружает своеобразная свита. Такие же типичные, усредненные пролетарии. Выделяется из них образ Вяземской – руководитель культотдела дома. У нее нет имени, индивидуальных качеств и даже пола. Ничего личного, только общественное. Вяземскую можно сравнивать с образом комиссара Поляковой – матерью Искры в повести Б. Васильева «Завтра была война». У нее также не было пола, возраста, личной жизни, имени, а только гордое звание «комиссар».

Второстепенные герои

  • Машинистка — сослуживица Шарикова, его подруга.
  • Кухарка в доме Преображенского — Дарья Петровна
  • Горничная профессора — Зина, молодая девушка. Порой ассистирует в качестве медсестры.

Собачье сердце: короткий обзор по главам

Глава первая

Бездомная собака по кличке «Шарик» страдает от холода в московском дворике. Пёс осмысленно рассуждает о своей жизни, тонко подмечая детали человеческого быта, типов людей. Особенно ему не нравятся швейцары и дворники. Тут Шарику протягивает колбасу статный, богато одетый мужчина. Он спокойно принимает угощение и идет за господином.


Глава вторая

Попав в теплое помещение, Шарик со страху мечется по квартире. Пса усыпляют, и лечат ему больную лапу. Затем собака, пробудившись, с интересом следит за тем, как принимают пациентов. К Преображенскому на приём приходят самые разные люди: и престарелая леди, мечтающая о партии с молодым красавцем; и пожилой дамский угодник. Все они требуют от чудо-доктора одного — омолодиться. А он и готов им помочь за круглую сумму.

Вечером к профессору заявляются Швондер и члены домкома. Они желают отобрать его семь комнат для других жильцов. Преображенский жалуется знакомому, требуя разрешить его проблему. Швондер и компания уходят ни с чем, обвинив профессора в ненависти к рабочему классу.

Глава третья

Обедая, профессор философствует о пролетарском классе, о нормах приличия. Он негодует, почему это восхваляемое нынче сословие настолько популярно, если они, рабочие, промышляют мелким воровством. При этом возвеличивают друг друга, называют себя патриотами. Преображенский справедливо полагает, что вместо пустых слов и гимнов, которые распевают пролетарии, нужно заниматься делом. И тогда в мире будет царить порядок, а не хаос, что сейчас вокруг. Профессор смотрит на Шарика и предполагает, когда можно изменить его судьбу. У Борменталя есть патологоанатомы, которые пообещали предоставить материал для пересадки.

Шарик пока оправляется от старых болячек, привыкает к квартире и обстановке. Но едва он расслабляется, как профессор, получив звонок, тут же бросается начать операцию.


Глава четвёртая и пятая

Шарика оперируют. От свежедоставленного трупа ему достаются гипофиз и семенники. Борменталь и Преображенский считают, что таким путём они добьются успехов и в омоложении людей. Профессор делает предположение, что собака перед ними не выживёт — очередной эксперимент может ни к чему не привести.

Однако Шарик выжил, и вся операция прошла удачно. Борменталь ведёт дневник, где описывает изменения в поведении бывшего пса. У Шарика меняется форма черепа, выпадают лишние волосы, происходит интенсивный рост когтей. Лай постепенно переходит на голос. Пёс когда-то выучился распознавать буквы на магазинных вывесках и теперь воспроизводит изученное. Молодой помощник поспешно подводит итог: они добились не омоложения, а полного превращения собаки в человека. Преображенский для него теперь сродни богу. Однако сам профессор понуро изучает анамнез того человека, чей мозг теперь принадлежит Шарику.

Глава шестая

Врачи вплотную берутся за воспитание получившегося человека. Шарик и его вкусы несколько озадачивают Преображенского. Он не особенно стремится к освоению этикета. Познакомившись с домкомом, Шарик приобретает минимальный словарный набор и просит сделать ему паспорт. Теперь он — Шариков. Имя также подбирает сам.

Преображенский хочет переселить новоявленного Полиграфа Полиграфовича, но Швондер не позволяет ему прикупить комнату из-за недавнего идейного спорта.


В квартире профессора вскоре происходит бедствие: Шариков разгромил ванную, угнавшись за кошкой.

Глава седьмая и восьмая

Шариков, будто заядлый пропойца, употребляет на обед водки. Профессор, наблюдая за ним, делает вывод, что это из-за пагубного влияния того человека, чей мозг пересадили Шарику. Шариков желает развлечений, и Преображенский советует сходить в театр. Попытки дать ему образование он не оставляет и предлагает также книги для чтения.

Отправив Шарикова в сопровождении Борменталя в цирк, профессор размышляет, не сделать ли чего с оставшимся гипофизом собаки…

Шариков, науськанный Швондером, требует у профессора выдать ему вид на жительство. Преображенский угрожает Полиграфу тем, что лишит еды, а домоуправителя обещает пристрелить. Шариков отступает, но ненадолго. Он уже украл у доктора пару монет и попытался свалить вину на Зину. После чего ещё и напился, приведя в дом посторонних. Преображенский лишается любимых вещей.


Борменталь высказывает профессору свое уважение, предлагает отравить Шарикова. Врач против, но не самой затеи, а того, чтобы медицинскую ошибку исправлял за него его помощник. Преображенский с горечью перечисляет недостатки Шарикова, которому не суждено уже измениться. И лишь хуже будет дальше.

Но Шариков преподносит своим докторам сюрприз: он устраивается на работу — заведующим отдела по избавлению города от бродячих животных. Полиграф приводит домой и невесту — коллегу со службы. Девушке тут же рассказывают о нём правду. Шариков пробует удержать её под угрозой увольнения. Борменталь встаёт на защиту барышни.

Глава девятая

Преображенского навещает давешний пациент — военный человек со связями. Оказалось, Шариков пожаловался на него и Борменталя. Обвинил их в том, что они задумали убить его и Швондера, агитировали против советской власти, нелегально содержат оружие и так далее. После такой выходки доктора требуют от Полиграфа немедленного ухода. Но он достаёт пистолет. Мужчины скручивают ему руки, разоружив, усыпляют и уводят в смотровую.

Эпилог

В квартире профессора появляется милиция с ордером на обыск. Их вызвал Швондер, решивший, что доктора убили-таки Шарикова. Но Преображенский спокойно объясняет, что его экспериментальный человек теперь снова собака, что произошло по самым естественным причинам. Он показывает милиционеру создание, отдалённо напоминающее Полиграфа.

А на самом деле, псу вернули его гипофиз, и он, став обратно Шариком, продолжил жить в квартире профессора, полностью забыв о своём приключении в людском обличии.


В повести «Собачье сердце» Булгаков заложил и философские, и биологические мотивы на тему человеческого существования. Он затронул актуальную для того времени проблематику межклассовых различий, общей тенденции к необразованности населения. По мысли автора, человек должен быть, прежде всего, гуманным, мудрым, сострадающим. На фоне экономической разрухи одни превозносят себя и принижают других, тогда как те начинают огрызаться в ответ.

О чём же «Собачье сердце», если ответить коротко? О законах человеческой жизни. О том, что нельзя неестественным образом навязывать кому-то свои принципы, характер, расписывать за него судьбу наперёд. Природа создаёт и людей, и животных, чтобы те жили в содружестве. И каждый из её творений заслуживает счастья.

Таков краткий пересказ произведения Булгакова. Чтобы глубже проникнуться трогательной повестью «Собачье сердце», прочтите её целиком.

Обсуждение вопроса:
Аватар

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году. но появилась в свет только в 1987-м. Это была последняя сатирическая повесть автора. Тот огромный эксперимент, который проходил по всей стране в то время, в иносказательной форме нашел свое отражение в этом произведении.

Эксперимент по превращению собаки в человека, который проводит всемирно известный профессор Преображенский, и получился, и нет. Получился, потому что профессор Преображенский был лучшим хирургом в Европе и ему удалось опередить свое время. Не получился, так как результат этого эксперимента не только превзошел все надежды профессора, но и ужаснул, испугал, заставил вернуть все на круги своя. Произошли эти события в разгар построения в России нового общества и нового человека. Жил на свете симпатичный и сообразительный пес, страдающий от человеческой жестокости: «Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. Не били вас по заду сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно». Последней каплей, переполнившей чашу страданий Шарика, стало то, что ему кипятком обварили левый бок: «Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали».

Спасение пришло в облике профессора Преображенского, который накормил Шарика и привел его к себе домой. Бедный пес не понимает, что происходит в этой квартире, но его сытно кормят, и этого псу достаточно. Но вот приходит день, когда над Шариком ставят страшный эксперимент. Булгаков, описывая операцию по пересадке гипофиза человека собаке, ясно показывает свое негативное отношение ко всему происходящему: прежде симпатичные и внушающие уважение профессор Преображенский и доктор Борменталъ резко меняются: «Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе. Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен». Думая о достижениях науки, герои забывают о самом главном - о человечности, о том, какие мучения пришлись на долю несчастного пса, о тех последствиях, к которым приведет этот эксперимент. Гипофиз, который пересадили Шарику, принадлежал убитому в драке Климу Чугункину, вору-рецидивисту, осужденному на каторгу. Профессор не учел тех генов, которые перешли к Шарику, в результате чего, как сказал Филипп Филиппович, милейший пес превратился «в такую мразь, что волосы дыбом встают». Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, его первыми словами стали нецензурные ругательства. Он переродился в невежественного, злобного, агрессивного хама, который просто отравил жизнь всех окружающих в доме профессора. Воспитание, которое ему пытаются привить профессор и доктор Борменталь, полностью уничтожается влиянием Швондера, умеющего надавить на самые низменные инстинкты Шарикова. Интеллигентность профессора оказывается бессильной перед неприкрытым хамством, наглостью и жадностью получеловека-полусобаки. Профессор понимает свою ошибку: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Открытие, которое совершил Преображенский, на деле оказывается вовсе ненужным: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спинозу, когда любая баба может его родить когда угодно. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Когда Шариков превратил жизнь профессора в настоящий ад, ученые совершают еще одну операцию: Шариков становится тем, кем был изначально - симпатичным хитроватым псом. Только головные боли напоминали ему о тех метаморфозах, которые с ним происходили: «Так свезло мне, так свезло, - думал он, задремывая, - просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Правда, голову мою всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет». История Шарика завершилась счастливо, но тот огромный рискованный эксперимент по преобразованию огромной страны закончатся трагически: шариковы расплодились в невероятных количествах, и мы до сих пор пожинаем плоды этого эксперимента. Нельзя форсировать историю, нельзя производить эксперименты над живыми людьми, нельзя не думать о тех последствиях, к которым приводит тщеславное желание преобразовать человеческую природу и создать «идеального человека», «идеальное общество», не изменяя его души, сознания и нравственности - вот тот итог, к которому приходит читатель, размышляя о превращениях Шарика в повести «Собачье сердце».

Аватар

В «Роковых яйцах» и «Собачьем сердце» конк­ретные и в сюжетном отношении довольно ярко показанные последствия действий главных героев, профессоров Персикова и Преображенского, привлекают внимание читателей и затеня­ют их неконкретную вину. На первый взгляд вывод повести «Ро­ковые яйца» очевиден: открытие Персикова, попав в руки авантюриста-экспериментатора, погубило и самого создателя. В этом — рок. Название повести подчеркивает эту мысль, соеди­няя обозначение судьбы с фамилией героя (в словаре Даля сре­ди значений слова «рок» есть «предопределение»). Но все-таки кажется, что Булгаков хочет сказать не только это. Обратимся к тексту повести. В самом начале автор говорит: «Начало ужасаю­щей катастрофы нужно считать заложенным именно в этот зло­счастный вечер, равно как первопричиной этой катастрофы следует считать именно профессора Владимира Ипатьевича Персикова». Последующие события как будто опровергают эту мысль, ведь производит чудовищных змей Александр Семено­вич Рокк. Но Булгаков постоянно возвращает нас к началу — вине Персикова (и подчеркивает это несколько раз): «… Не без­дарная посредственность, на горе республике, сидел у микро­скопа. Нет, сидел профессор Персиков». Почему «на горе рес­публике»? Разве изобретение Персикова так уж плохо? Даже название «луч жизни» звучит хорошо. В. Лакшин считает, что повесть Булгакова — своеобразная реплика в споре о попытках искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».

Эта мысль получает дальнейшее развитие в повести «Соба­чье сердце», где главный герой, тоже профессор, идет, как и в «Роковых яйцах», на необычный эксперимент — операцию по превращению собаки в человека. По поводу дня операции рас­сказчик говорит: «И вот в этот ужасный день, еще утром, Ша­рика кольнуло предчувствие. Вследствие этого он вдруг заскучал и утренний завтрак… съел без всякого аппетита». Рассказчик на­зывает день ужасным. Можно полагать, что это мнение Шари­ка, и Булгаков просто использует довольно популярный лите­ратурный прием, показывая мир глазами героя, в данном слу­чае Шарика. Но это не совсем так. День назван довольно ужасным до того, как Шарика кольнуло предчувствие, и Бул­гаков внимательно и точно подбирает слова. Если бы он хотел сказать, что Шарик считал день ужасным, он так и сказал бы. И в начале повести «Роковые яйца» вечер называется злосчаст­ным, что также не мнение действующего лица.

С самого начала предчувствие простой дворняжки помогает понять, что эксперимент плох. Уже после операции из дневни­ка помощника профессора Преображенского Ивана Арнольдо­вича Борменталя мы узнаем, что на предложение последнего развить Шарикова «в очень высокую психическую личность» Преображенский просто хмыкает и отвечает зловещим тоном: «Вы думаете?» Его сомнения подробно объясняются в одном из разговоров ночью после того дня, когда Шариков получил имя и отчество. Преображенский говорит: «Старый осел Преобра­женский нарвался на этой операции, как третьекурсник. Прав­да, открытие получилось, вы сами знаете какое… но только имейте в виду, Иван Арнольдович, что единственным резуль­татом этого открытия будет то, что все мы будем иметь этого Шарикова вот где… Вы знаете, какую работу проделал, уму не­постижимо. И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают!». Самое главное здесь в том, что Преоб­раженский видит: он ошибся и сам виноват, что хотел сделать и сделал открытие, не думая о последствиях, в отличие от Пер­сикова, который не видел своей вины и, может быть, именно поэтому и был наказан. Преображенский вполне определенно и недвусмысленно заявляет: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, по­лучай Шарикова и ешь его с кашей». Эта мысль, безусловно, принадлежит не только профессору Преображенскому, но и са­мому Булгакову. Профессор Преображенский понимает: он не виноват, что в результате эксперимента получился такой нич­тожный человек, как Шариков, но профессор виноват в том, что сам эксперимент и его философское обоснование были на­правлены против природы.

Продолжение ниже

Аватар

Для Булгакова операция Преображенского, открытие Перси­ковым «луча жизни», социальная революция, «вся эта соци­альная кутерьма (тоже своеобразный эксперимент) — вещи од­ного порядка, и в сущности похожи в стремлении искусственно, с помощью науки усовершенствовать человеческое общество и природу. Единственная разница между действиями Преображен­ского и Персикова в том, что первый сам делает операцию, а открытие второго использует Александр Семенович Рокк. Но ис­ходя из булгаковского понимания нравственности, это абсолют­но ничего не значит. Отвечает тот, кому принадлежит идея. Пер­сиков, кроме того, виноват еще и в том, что он, предвидя, как ученый, возможное бедствие, ничего не сделал для его предотв­ращения.

Иное отношение, как уже говорилось выше, к своему экс­перименту у профессора Преображенского. Нужно сказать, что он активно сопротивляется не только результату собственного эксперимента, но и тому, что происходит вокруг и с чем он не согласен. Его обличительные речи резки и остроумны, во многом попадают в точку, кажутся вполне актуальными и се­годня.

Закономерны сюжетные и смысловые параллели, проведен­ные современными исследователями между персонажем повес­ти М. Булгакова «Собачье сердце» Шариковым и Присыпкиным из широко известной пьесы В. Маяковского «Клоп» (1928-1929). Во многом сходны проблемы, волнующие писателей. Они выс­меивают в своих произведениях демагогию, невежество, хамст­во, стремление все «делить поровну», ничего не производя, только извлекая выгоду из своего «привилегированного» проле­тарского происхождения.

Устремления героев, изменения, происходящие с ними, передаются через ряд деталей, в том числе портретных.О пере­рождении Присыпкина говорит его отказ от прежнего имени и фамилии (теперь это Пьер Скрипкин) и замена одежды рабо­чего на нарядный костюми лакированныетуфли. Шариков пред­почитает необыкновенно нравившимся ему вначале галстуку ядовитой расцветки и сияющим штиблетам кожуи портфель. Социальный смысл этих деталей еще больше подчеркнут в пье­се Н. Эрдмана 20-х годов «Мандат». Герой этого произведения появляется в полувоенной форме и с мандатом,один вид которо­го гарантирует реальную власть. Таким образом, писатели по­чувствовали ту угрозу, которую несли культуре, стране агрес­сивно-невежественные присыпкины и шариковы, эти «порази­тельные паразиты», оказавшиеся у власти.

Каковы же перспективы очеловечивания, одушевления тех, кто на основании лишь «внешних мимикрийных признаков» ошибочно отнесен к «гомо сапиенс»?

В пьесе Маяковского вопрос о судьбе Присыпкина («обывателиуса вульгариса») перенесен в будущее и решается от име­ни коллектива- счастливых жителей федерации земли.

Заключительные сцены пьесы Н. Эрдмана показывают ра­зоблачение и крах надежд замаскировавшихся монархистов. Од­нако вопрос о последствиях усиления власти людей с мандатом таким финалом не снимается. Именно поэтому на протяжении всего действия внимание зрителя сосредоточено на двух эле­ментах декорации: военной фуражке и мандате, которые стано­вятся образами-символами, знаками приближения еще более сурового времени.

Вывод, к которому пришел М. Булгаков, довольно пессими­стичен. Шариков не способен к труду, он не хочет «учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом соци­ального общества», однако он уже «поступил на должность», и в руках «его появился револьвер… Эксперимент Преображенс­кого по форсированному созданию нового человека явно не удался, он нарушил законы, выработанные природой и обще­ством.

Над одной из значительных своих повестей, «Собачьим сердцем», М.А. Булгаков работал предположительно в 1924 году, а в январе – марте следующего года дописывал последние страницы.
«Собачье сердце» - произведение многоплановое, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту. Совершенно необычные события здесь (превращение собаки в человека) переплетаются с конкретными бытовыми приметами времени. В основу сюжета произведения лег эксперимент всемирно известного ученого – медика Филиппа Филипповича Преображенского. Окончательным результатом его опыта должно было стать создание нового человека, совершенной в физическом отношении личности.
Экспериментальный материал для операции вскоре появился. Им стал двадцатипятилетний мужчина Клим Григорьевич Чугункин, беспартийный, вор с двумя судимостями, по профессии – музыкант, игравший на балалайке в трактирах, был убит ножом в сердце в пивной. И вот вместе с доктором Борменталем Филипп Филиппович проделывает уникальную операцию: заменяет мозг собаки, дворняги Шарика, мозговым гипофизом и человеческими железами Клима Чугункина. Удивительно, но опыт удался: на седьмой день вместо лая собака-человек стала произносить звуки, а потом передвигаться по-человечески…
Но постепенно медико-биологический эксперимент превращается в социально-нравственную проблему, ради которой и задумывалось все произведение. Вечно голодный, бездомный попрошайка Шарик принимает человеческий облик и даже выбирает себе имя, которое приводит профессора, в смятение - Полиграф Полиграфович Шариков. Подружившись со Швондером, Шариков вооружился идеями социалистических учений, но воспринимает их искаженно.
Из Шарика получился странный гибрид. От собаки ему остались животные привычки и манеры: Шариков огрызается, ловит блох, кусается, питает патологическую ненависть к кошкам. От человека новому существу достались тоже самые дурные задатки, которыми обладал Клим Чугункин. Как и Чугункин, Шариков имеет печальную склонность к алкоголю (за обедом Борменталь даже вынужден попросить Зину убрать со стола водку; приводит в отсутствие Преображенского приятелей-пьянчуг в квартиру и устраивает пьяный дебош), он нечист на руку (вспомним деньги, украденные им у профессора, вину же он свалил на невинную «Зинку»). Скорее всего, привыкший к разгульному образу жизни Клим не считал зазорным воспринимать женщину лишь как источник телесных утех, и Шариков делает попытку завлечь женщину, но делает это грубо, примитивно: прокрадывается ночью к Зине, щипает за грудь даму на лестнице, обманом заманивает отчаявшуюся от вечного недоедания машинистку Васнецову. Гены, переданные человекособаке, далеки от совершенства: он пьяница, дебошир, уголовник. Невольно вспоминается: «От плохого семени не жди хорошего племени». Другая причина – объективные условия, в которых сформировался Шариков, - революционная действительность тех лет.
От Швондера и пропагандируемого им социалистического учения Шариков взял только все плохое: он хочет «раскулачить» Преображенского, у которого целых семь комнат, и тот по-буржуйски обедает в столовой. Между тем, талант Преображенского – хирурга, проводимые им блестящие операции дают профессору право на материальный достаток. Кроме того, Шариков не считает неэтичным и аморальным доносить на людей в соответствующие органы.
Превращение Шарикова в человека выявило его страшную суть: он оказался грубым, неблагодарным, наглым, бездуховным существом, вульгарным, жестоким, недалеким. С каждым днем он становится все хуже. Чашу терпения переполнил донос на Преображенского. Оставался только один выход: вернуть Полиграфу Полиграфовичу собачий облик, потому что Шариков в обличье собаки благороднее, умнее, доброжелательнее, миролюбивее. Шарик уважал Преображенского, испытывал благодарность к нему, он жалел бедную секретаршу и так далее. Действительно, зачем пополнять общество еще одной личностью, если это не личность, а жалкое подобие человека?
Эксперимент Преображенского можно трактовать и как пародийное воплощение идеи «нового человека», рожденного революционным взрывом и марксистской теорией. Операция по возвращению Шарикову прежнего, собачьего, облика есть признание того, что человек–идея, рожденный революцией, должен вернуться (и вернется) к своим истокам, от которых его отвернула революция, прежде всего, к вере в бога. Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества.

Краткое содержание:

  • Образ профессора Преображенского
  • Полиграф Полиграфович Шариков
  • Доктор Борменталь
  • Швондер и его окружение
  • Второстепенные герои
  • Собачье сердце: короткий обзор по главам
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Глава третья
  • Глава четвёртая и пятая
  • Глава шестая
  • Глава седьмая и восьмая
  • Глава девятая
  • Эпилог
  • Итог
  • Обсуждение

«Собачье сердце» — повесть Булгакова, которую писатель опубликовал в 1925 году. В те годы в науке было популярным скрещивать разные виды животных, совершать разные медицинские манипуляции ради улучшений существования человека. Так, главный герой Булгакова, профессор Преображенский, внезапно совершает поражающее его открытие, пока познает тайны человеческого бессмертия. Он узнает способ, как животное при помощи операции сделать человеком.


Но полученный результат вовсе не тот, который хотел видеть профессор. Человеческий мозг плохо функционирует у собаки, чье сердце продолжает ощущать себя животным.

Образ профессора Преображенского

Фамилия доктора говорящая, как у большинства героев классических романов. Преображение – цель его деятельности. При этом структура фамилии напоминает о неком благородстве. И даже дворянском происхождении, которым не обладал герой. Он сын священнослужителя, как сам автор произведения. Это не единственная их общая черта.

Это мудрый, образованный, немолодой мужчина. Филипп Филиппович – светило мировой медицины. Стремится делать свое дело максимально хорошо, в этом видит смысл жизни каждого человека. Разделение труда – важная составляющая социума, по его мнению. Герой – истинный творец, нравственный, высокоморальный. Он резок в своих суждениях. Ненавидит пролетариат и другие плоды революции, что снова сближает его с писателем. Хотя прототипом профессора считается дядя Михаила Афанасьевича – доктор Н.М. Покровский, который жил и работал в столице.


Невозмутимый, рассудительный, в чем-то холодный. Он без жалости режет подопытных кроликов. Не испытывает страха перед смертью. Достаточно вслушаться в слова, когда он говорит о «подходящей смерти», чтобы кольнул легкий холодок ужаса.

При этом герой добр. Он против любой формы насилия. На удивление домочадцев, которые не понимают как он мог заманить Шарика, Филипп Филиппович говорит, что только лаской можно чего-то добиться от живого существа. Звучит дерзкая, но мудрая мысль, что любой террор не увенчается успехом: ни красный, ни белый, ни коричневый. И здесь автор предугадывает поражение фашизма в виде террора коричневого.

Профессор посвятил свою жизнь медицине. Не только хорошее денежное поощрение стимулировало его к работе: ежедневной практике, научным открытиям, смелым экспериментам. Он стремился помогать людям в обретении здоровья и молодости. Опыты по омоложению доктор проделывал давно. И уже добился определенных результатов, появилось множество благодарных пациентов.


Идеализм доктора разбивается вдребезги, когда в доме взрастает Полиграф Полиграфович. Такие, как он понимают лишь язык силы. Либерализм, гуманизм, воспитанность, вежливость – для них слабость. Он, как сам Шарик, который не раз был бит и обварен кипятком. Но хватал за ноги, кусал лишь тех, кто сам его боялся, показывал слабость, был для него безвреден.

Полиграф Полиграфович Шариков

Этот герой вобрал в себя сразу два образа, переродившись в новую личность. Рожденный, посредством пересадки собаке человеческого гипофиза и семенных желез, гомункул.

Донор – Клим Чугункин был молодым человеком, не имеющим ни образования, ни цели в жизни. Его существование наполнялось кабаками, игрой на балалайке, алкоголем, пошлостью, нарушением закона. У героя несколько судимостей.

Шарик – дворовый пес. Все, что он видел это побои, унижения, голод, издевательства. Его обижали и калечили. Все, что слышал – это нецензурная брань, крики и различные звуки улиц Москвы. Чтобы прокормиться, он искал пищу по «сорным ящикам» и помойкам. Но и здесь находились те, кому было жалко отбросов, как повар столовой «нормального питания», который обварил ему бок кипятком. Чтобы выжить, Шарик даже научился читать. Начал с названия павильона «Главрыба», но читал наоборот. Ошибочна версия Борменталя, причина не в перекрещивании зрительных нервов собаки. А в том, что в начале надписи стоял полицейский и подбегать приходилось всегда с конца, опасаясь жестокости и побоев.


Что могло получиться при совмещении двух обездоленных и озлобленных существ? Шариков – злой, мелочный, похабник, пьяница, омерзительный тип. Его первые слова бранные, матерные. Это весь словарный запас Клима и пса на двоих. Человек, который готов служить каждому, кто покормит, как бездомный пес. Но благополучно готов предать за больший куш, как уголовник. Не испытывающий ни любви, ни жалости ни к кому, даже к таким же осиротевшим животным, каким был сам.

Доктор Борменталь

Молодой и талантливый ассистент профессора «с мировым именем». Человек воспитанный, интеллигентный, крайне порядочный. Достаточно эмоциональный, болеющий душой за науку. Искренне любит профессора как учителя, наставника, близкого человека.

Привлекателен внешне. Шарик в своих мыслях называл его «укушенным красавцем» или просто «тяпнутым», так как укусил его за ногу. Известно, что Дарья Петровна (кухарка) была в него влюблена, даже тайно похитила фотокарточку из альбома.

Юноша добрый и терпеливый. Из себя выходит только, когда оскорбляют Преображенского.


Швондер и его окружение

По своей сути это не личность, а общественное лицо, усредненный пролетарий. Новый глава домкома, выбранный жилтовариществом на общем собрании. Как типичный представитель этой общественной прослойки искренне ненавидит классовых врагов. Одним из них считает профессора Преображенского, занимающего семь комнат. Пытается использовать Шарикова в качестве оружия.

Для главы домкома важен не человек, а удостоверяющая бумага: «Документ — самая важная вещь на свете». Ему неважно каким путем явился в мир Полиграф Полиграфович, что представляет из себя, лишь бы был прописан и поставлен на воинский учет.

Автор умышленно не дает характеристику герою. Упоминается лишь, что у него были вьющиеся волосы, торчавшие в разные стороны.


Швондера окружает своеобразная свита. Такие же типичные, усредненные пролетарии. Выделяется из них образ Вяземской – руководитель культотдела дома. У нее нет имени, индивидуальных качеств и даже пола. Ничего личного, только общественное. Вяземскую можно сравнивать с образом комиссара Поляковой – матерью Искры в повести Б. Васильева «Завтра была война». У нее также не было пола, возраста, личной жизни, имени, а только гордое звание «комиссар».

Второстепенные герои

  • Машинистка — сослуживица Шарикова, его подруга.
  • Кухарка в доме Преображенского — Дарья Петровна
  • Горничная профессора — Зина, молодая девушка. Порой ассистирует в качестве медсестры.

Собачье сердце: короткий обзор по главам

Глава первая

Бездомная собака по кличке «Шарик» страдает от холода в московском дворике. Пёс осмысленно рассуждает о своей жизни, тонко подмечая детали человеческого быта, типов людей. Особенно ему не нравятся швейцары и дворники. Тут Шарику протягивает колбасу статный, богато одетый мужчина. Он спокойно принимает угощение и идет за господином.


Глава вторая

Попав в теплое помещение, Шарик со страху мечется по квартире. Пса усыпляют, и лечат ему больную лапу. Затем собака, пробудившись, с интересом следит за тем, как принимают пациентов. К Преображенскому на приём приходят самые разные люди: и престарелая леди, мечтающая о партии с молодым красавцем; и пожилой дамский угодник. Все они требуют от чудо-доктора одного — омолодиться. А он и готов им помочь за круглую сумму.

Вечером к профессору заявляются Швондер и члены домкома. Они желают отобрать его семь комнат для других жильцов. Преображенский жалуется знакомому, требуя разрешить его проблему. Швондер и компания уходят ни с чем, обвинив профессора в ненависти к рабочему классу.

Глава третья

Обедая, профессор философствует о пролетарском классе, о нормах приличия. Он негодует, почему это восхваляемое нынче сословие настолько популярно, если они, рабочие, промышляют мелким воровством. При этом возвеличивают друг друга, называют себя патриотами. Преображенский справедливо полагает, что вместо пустых слов и гимнов, которые распевают пролетарии, нужно заниматься делом. И тогда в мире будет царить порядок, а не хаос, что сейчас вокруг. Профессор смотрит на Шарика и предполагает, когда можно изменить его судьбу. У Борменталя есть патологоанатомы, которые пообещали предоставить материал для пересадки.

Шарик пока оправляется от старых болячек, привыкает к квартире и обстановке. Но едва он расслабляется, как профессор, получив звонок, тут же бросается начать операцию.


Глава четвёртая и пятая

Шарика оперируют. От свежедоставленного трупа ему достаются гипофиз и семенники. Борменталь и Преображенский считают, что таким путём они добьются успехов и в омоложении людей. Профессор делает предположение, что собака перед ними не выживёт — очередной эксперимент может ни к чему не привести.

Однако Шарик выжил, и вся операция прошла удачно. Борменталь ведёт дневник, где описывает изменения в поведении бывшего пса. У Шарика меняется форма черепа, выпадают лишние волосы, происходит интенсивный рост когтей. Лай постепенно переходит на голос. Пёс когда-то выучился распознавать буквы на магазинных вывесках и теперь воспроизводит изученное. Молодой помощник поспешно подводит итог: они добились не омоложения, а полного превращения собаки в человека. Преображенский для него теперь сродни богу. Однако сам профессор понуро изучает анамнез того человека, чей мозг теперь принадлежит Шарику.

Глава шестая

Врачи вплотную берутся за воспитание получившегося человека. Шарик и его вкусы несколько озадачивают Преображенского. Он не особенно стремится к освоению этикета. Познакомившись с домкомом, Шарик приобретает минимальный словарный набор и просит сделать ему паспорт. Теперь он — Шариков. Имя также подбирает сам.

Преображенский хочет переселить новоявленного Полиграфа Полиграфовича, но Швондер не позволяет ему прикупить комнату из-за недавнего идейного спорта.


В квартире профессора вскоре происходит бедствие: Шариков разгромил ванную, угнавшись за кошкой.

Глава седьмая и восьмая

Шариков, будто заядлый пропойца, употребляет на обед водки. Профессор, наблюдая за ним, делает вывод, что это из-за пагубного влияния того человека, чей мозг пересадили Шарику. Шариков желает развлечений, и Преображенский советует сходить в театр. Попытки дать ему образование он не оставляет и предлагает также книги для чтения.

Отправив Шарикова в сопровождении Борменталя в цирк, профессор размышляет, не сделать ли чего с оставшимся гипофизом собаки…

Шариков, науськанный Швондером, требует у профессора выдать ему вид на жительство. Преображенский угрожает Полиграфу тем, что лишит еды, а домоуправителя обещает пристрелить. Шариков отступает, но ненадолго. Он уже украл у доктора пару монет и попытался свалить вину на Зину. После чего ещё и напился, приведя в дом посторонних. Преображенский лишается любимых вещей.


Борменталь высказывает профессору свое уважение, предлагает отравить Шарикова. Врач против, но не самой затеи, а того, чтобы медицинскую ошибку исправлял за него его помощник. Преображенский с горечью перечисляет недостатки Шарикова, которому не суждено уже измениться. И лишь хуже будет дальше.

Но Шариков преподносит своим докторам сюрприз: он устраивается на работу — заведующим отдела по избавлению города от бродячих животных. Полиграф приводит домой и невесту — коллегу со службы. Девушке тут же рассказывают о нём правду. Шариков пробует удержать её под угрозой увольнения. Борменталь встаёт на защиту барышни.

Глава девятая

Преображенского навещает давешний пациент — военный человек со связями. Оказалось, Шариков пожаловался на него и Борменталя. Обвинил их в том, что они задумали убить его и Швондера, агитировали против советской власти, нелегально содержат оружие и так далее. После такой выходки доктора требуют от Полиграфа немедленного ухода. Но он достаёт пистолет. Мужчины скручивают ему руки, разоружив, усыпляют и уводят в смотровую.

Эпилог

В квартире профессора появляется милиция с ордером на обыск. Их вызвал Швондер, решивший, что доктора убили-таки Шарикова. Но Преображенский спокойно объясняет, что его экспериментальный человек теперь снова собака, что произошло по самым естественным причинам. Он показывает милиционеру создание, отдалённо напоминающее Полиграфа.

А на самом деле, псу вернули его гипофиз, и он, став обратно Шариком, продолжил жить в квартире профессора, полностью забыв о своём приключении в людском обличии.


В повести «Собачье сердце» Булгаков заложил и философские, и биологические мотивы на тему человеческого существования. Он затронул актуальную для того времени проблематику межклассовых различий, общей тенденции к необразованности населения. По мысли автора, человек должен быть, прежде всего, гуманным, мудрым, сострадающим. На фоне экономической разрухи одни превозносят себя и принижают других, тогда как те начинают огрызаться в ответ.

О чём же «Собачье сердце», если ответить коротко? О законах человеческой жизни. О том, что нельзя неестественным образом навязывать кому-то свои принципы, характер, расписывать за него судьбу наперёд. Природа создаёт и людей, и животных, чтобы те жили в содружестве. И каждый из её творений заслуживает счастья.

Таков краткий пересказ произведения Булгакова. Чтобы глубже проникнуться трогательной повестью «Собачье сердце», прочтите её целиком.

Урок 60. Русская литература 9 класс ФГОС

Конспект урока "Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»"

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о поэтике повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

· узнаем, какие художественные средства использовал писатель в этой повести.

· подумаем над смыслом названия повести.

Прежде чем начать разговор о поэтике повести «Собачье сердце», вспомним, что такое поэтика литературного произведения.

Поэтикой называют весь спектр художественных средств, которые использует автор. А для чего служат средства художественной выразительности?

Для того, чтобы передать идею произведения. Теперь посмотрим, каким образом это делал Михаил Афанасьевич Булгаков в повести «Собачье сердце».


Чем интересна поэтика этой повести? Прежде всего, разнообразием художественных средств и тем, как они помогают раскрыть замысел автора.

«Собачье сердце» – это фантастическая повесть.


В основе её сюжета – невероятный случай, который не мог произойти в реальной жизни. Мы знаем, что пересадка органов не способна изменить личность человека, а уж тем более превратить животное в человека и наоборот. Опыт профессора Преображенского – это художественная условность.

Зачем же автор использовал фантастическое допущение?

Для того чтобы было интереснее, скажете вы. Конечно, и для этого. Но не только. В повести Булгакова у фантастики роль не главная, а вспомогательная.

Во-первых, конфликт произведения и создаётся, и разрешается фантастическими элементами. Фантастическое превращение показывает, «что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу!» То есть подчёркивает мысль автора о том, что революция губительна.

Во-вторых, фантастика помогает увидеть, насколько абсурдно устроено новое общество. Шариков – искусственно созданный человек. У него нет прошлого, нет образования и воспитания. Это дрянной человек с привычками и замашками уголовника Клима Чугункина. И при этом Шариков идеально вписывается в новый миропорядок, который создали пролетарии. Он моментально схватывает идею «отнять и поделить». Новая власть даёт Шарикову не только документы, признавая его полноценным членом общества. Шариков получает работу. И становится он не простым работягой, а начальником. Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.

Если вспомнить историю, лозунг «кто был ничем, тот станет всем» был одним из самых популярных у большевиков. Получается, что с помощью фантастики и гротеска Булгаков обыгрывает этот лозунг, превращая его в развёрнутую метафору. Кем был Шарик? Никем. Голодным дворовым псом. Кем стал Полиграф Полиграфович Шариков?


Советским гражданином, важным начальником. И судя по тому, как быстро он научился писать доносы и угрожать людям, его ждала блестящая карьера. И горе тем, кто оказался бы у него на пути.

Мы видим, что фантастика в повести тесно связана с сатирой. «Собачье сердце» назвали острым памфлетом на современность. Похожее сочетание сатирического и фантастического мы уже встречали в русской литературе. Так писал Николай Васильевич Гоголь, которого Булгаков считал своим учителем.


Давайте посмотрим, есть ли ещё что-то в поэтике Булгакова, что роднит его с Гоголем?

Конечно, есть. Это говорящие имена и фамилии. Например, фамилия Преображенский происходит от глагола преображать. Согласно толковому словарю Ожегова, преображать – значит изменять образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим. Вспомним, что профессор занимался евгеникой – улучшением человеческой породы. Профессор преобразил Шарика. Из собаки превратил его в человека. Но стал ли Шарик от этого лучше? Нет. Добрый бродячий пёс превратился в отпетого негодяя.

Эксперимент профессора оказался неудачным, а его последствия – жуткими. Страшно подумать, что бы мог натворить Шариков, не будь второй операции. Интересно, что в рукописи 1925 года у повести «Собачье сердце» есть красноречивый подзаголовок: «Чудовищная история». В повести действительно много чудовищного: Полиграф Полиграфович – чудовище в человеческом обличье, в стране царит чудовищная разруха, возникшая из-за чудовищных порядков новой власти. И научный эксперимент профессора Преображенского – это чудовищное насилие над природой.

Но почему же Булгаков назвал эту историю «Собачье сердце»? Потому что в центре повести превращение собаки в человека? Отчасти да. Но для Булгакова это было бы слишком просто: исследователи называют его поэтику многослойной. Так почему же ещё?

Потому что Полиграф Полиграфович – человек с собачьим сердцем? Нет. Профессор Преображенский говорит доктору Борменталю, что «весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».

Первое название повести звучало как «Собачье счастье». Что оно значило и почему Булгаков от него отказался? Дело в том, что рассказ с таким названием уже был. А брать чужое название нельзя. Рассказ «Собачье счастье» написал Александр Куприн в тысяча восемьсот девяносто шестом году. В этом рассказе собаки, попавшие в фургон живодёра, рассуждают о человеческом характере и собачьем счастье. Интересно, что там звучит мысль, что счастье собаки в руках хорошего хозяина. Мы помним, что у Булгакова Шарик обрёл своё счастье – сытую жизнь в профессорской квартире. Кроме того, в 20-е годы собачьим счастьем называли дешёвую колбасу.


Обратим внимание на то, что писатель, рассказывая фантастическую историю, рассуждает о судьбе всей страны. Булгаков идёт от частного к общему. Профессор Преображенский говорит о разрухе в стране, приводя в пример изменения в отдельно взятом доме.

«Пропал Калабуховский дом!», – говорит он. И за этой фразой слышится: «Пропала Россия!».

Швондер со своей компанией – это портрет нового хозяина страны, пролетария. Доносы, уплотнение жилплощади, разруха – это всё приметы времени.

Теперь обратимся к первой главе повести. В ней рассказчиком выступает Шарик. Голодный пёс, который за кусок колбасы готов ползать на брюхе и лизать ботинки важному господину. Кому Шарик сочувствует в этой главе? Машинисточке, которая тоже больна, голодна и вынуждена питаться тухлятиной. Новая система низводит человека до уровня собаки. Голод и разруха убивают личность. Они превращают человеческое сердце в собачье, которому для счастья достаточно удовлетворить минимальные потребности. И это тоже чудовищная история. Потому что человеческое счастье подменяется собачьим.

Любопытно, что в названии повести есть и отсылка к жизни Клима Чугункина. Клим играл на балалайке в трактирах. А вот строки из популярной трактирной песенки тех лет:

. На второе пирог –

Начинка из лягушачьих ног,

С луком, перцем

Да с собачьим сердцем.

Мы уже говорили о том, что в своей повести Булгаков идёт от частного к общему. Такое обобщение достигается разными приёмами. Один из таких приёмов заключается в том, что в повести нет единого рассказчика. Повествование начинает Шарик. После операции рассказчиком становится доктор Борменталь. Его дневник подробно описывает изменения, которые происходят с Шариком после операции. Сквозь сухое изложение научных наблюдений постоянно прорываются сильные эмоции. Это подчёркивает необычность происходящего. Есть в повести и третий нейтральный рассказчик. Таким образом, повествование становится полифоничным, многоголосым. Читатель получает возможность посмотреть на события с разных позиций.

Главным приёмом в повести можно назвать антитезу. Этот приём Булгаков использует сразу на нескольких уровнях текста. В повести всё разделено и противопоставлено друг другу: мировоззрение, люди, даже время и пространство.

Например, в повести мы видим идейный конфликт двух сторон. Это конфликт интеллигенции в лице профессора Преображенского и доктора Борменталя и пролетариата в лице Швондера и Шарикова. Это два враждебных лагеря, которые друг другу противопоставлены, их взгляды, цели и отношение к жизни абсолютно противоположны.

Противопоставлены в повести и две эпохи: время до революции и после неё. Профессор Преображенский чётко проводит эту грань в своём монологе. Он говорит, что разруха началась в тысяча девятьсот семнадцатом году, то есть после революции. Москва прошлого представляется раем. Москва настоящего – это ад на земле. Такой вывод помогают сделать и слова профессора, и мысли дворняги Шарика, и описание заснеженной Москвы.

В повести есть два пространства, которые тоже противопоставляются. Чистота, тепло и порядок – характеристика пространства благополучной профессорской квартиры. Второе пространство в повести – замерзающий, грязный, жестокий город.

В системе образов антитеза очень ярко выражена. Здесь есть герои-антиподы, к примеру, Швондер и профессор Преображенский. Более того, писатель помещает две противоположные личности в один персонаж. Добрый пёс Шарик – это антипод негодяя Шарикова.

Рассуждая о булгаковской поэтике, нельзя не вспомнить о богатстве языковых средств писателя. В повести удивительно красочные и ёмкие эпитеты и метафоры, гротеск, олицетворения…

Посмотрите, как Булгаков описывает профессора Преображенского. В зависимости от ситуации и от того, чьими глазами на него смотрит читатель, его образ меняется. Он и «загадочный господин», и «божество», и «жрец», и «сытый вампир», и просто «старик».

Такое разнообразие оценок указывает на сложный и неоднозначный характер профессора Преображенского – его нельзя назвать абсолютно положительным персонажем. Кроме того, в них раскрываются и характеры других героев, связанных с Преображенским. Такое богатство определений для одного персонажа создаёт полифоничное звучание повести. А слова «божество», «жрец» и «вампир» усиливают гротескность истории.

Невероятное мастерство булгаковской прозы восхищало его современников. И сейчас, много лет спустя, она не оставляет нас равнодушными.

«Переплетение в самых неожиданных, но внутренне закономерных формах реальности и фантастики — черта таланта Булгакова», – так определил секрет писательского мастерства Булгакова Константин Паустовский.

Читайте также: