Что такое рожки которые ели свиньи

Опубликовано: 22.04.2024

Захотелось рассказать вам про одно из моих самых любимых израильских растений – Рожковое дерево. И ведь почти про каждое растение Святой Земли можно собрать такую подборку интересных фактов.
Про рожковое дерево

Многие источники относят Рожковое дерево к семейству бобовых, но по более современным, семейство Цезальпиниевые . Народные названия: сладкий "рожок", цареградский стручок, Иоаннов хлеб.

Дерево высотой до 10 м с широкой кроной, вечнозелеными, парноперистыми плотными листьями и мелкими цветками, собранными в кисти. После шести лет молодые деревья расцветают в первый раз по осени и к весне приносят около 2 см шириной и до 20 см длиной плоские стручки. Они вначале зеленые, а позже при созревании постепенно принимают коричневый цвет.
Дерево может плодоносить 80-100 лет. Поначалу урожай небольшой, всего лишь несколько килограмм, но по мере лет увеличивается до 100, 200 и даже 250 кг с особо крепких и изолированно растущих деревьев.
Кроме семян, рожки содержат сочную, сладкую мякоть (около 50% сахара). Плоды используют в пищу (как лакомство или как суррогат кофе), на корм скоту. Выжатый из плодов сок употребляют как сладкий сироп и сырье для получения спирта.
Это дерево произрастает на сухой каменистой почве, пуская многочисленные крепкие корни в трещины и расщелины.

Ствол его, покрытый темно-серой или бурой корой чрезвычайно крепок и долговечен: рожковое дерево может жить несколько столетий. От могучего ствола его во все стороны расходится множество искривленных сучьев и ветвей.

Рожковое дерево отличается замечательной чистотой—ни на стволе его, ни на ветвях, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам, рожковое дерево у многих народов считалось священным.
Двудомное растение. Но бывают женские деревья на которых встречаются и мужские цветки.
Женские и мужские цветы заметно отличаются. Женский цветок имеет только пестик, а мужской 5 тычинок. Очень редко встречается и двуполый цветок, имеющий и пестик и тычинки.
Цветет в октябре - это единственное дерево Средиземноморья, цветущее осенью.
Цветы имеют очень сильный запах, распространяющийся на большой территории.
Это дерево иногда называют "деревом спермы", из-за специфического запаха при цветении. Этот запах дереву придают полиамины, действительно присутствующие в сперме, и в разлагающихся трупах, этим запахом они привлекают всяких насекомых на опыление.

Произрастает и культивируется в Средиземноморье и субтропических областях, а также в Индии, Аргентине и Бразилии

Харув в еврейской традиции.

Плодоносящее и вечнозелёное рожковое дерево на иврите называется харув, а на идиш – боксер (bokser); оно произрастает на всей территории Израиля. В ТАНАХе это дерево не упоминается ни разу, однако существует толкование изречения «. и питал его мёдом из скалы» (Дварим 32:13) как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд (Иерусалимский Талмуд Пеа 7:4).
Рожковое дерево созревает для плодоношения гораздо медленне, чем другие деревья. Агада утверждает, что для достижения поры плодоношения ему требуется 70 лет – срок человеческой жизни. В действительности же период составляет 10 лет. Одна из самых популярных талмудических легенд основана на этом преувеличении.

Пишет Агада:
Однажды Хони шел по дороге и увидел человека, который сажает рожковое дерево - харув. «Через сколько лет это дерево дает плоды?» - спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через семьдесят лет». Спросил его Хони: «И ты уверен, что проживешь семьдесят лет?!» Сказал ему тот человек: «Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем рожковое дерево. И как отцы мои посадили для меня - так и я сажаю для сына моего. И присел Хони А-Меагель поесть хлеб. И охватила его дрема, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?» Сказал он ему: «Я его внук». Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет. » Пошел он домой и спросил: «Жив ли сын Хони А-Меагеля?» Сказали ему: «Сына нет в живых - но сын его сына жив и здравствует». Сказал он: «Я Хони А-Меагель!» - и не поверили ему. Пошел он в Дом учения и услышал, как мудрецы говорят: «Ясна и понятна нам эта мишна, словно в те дни, когда жил Хони А-Меагель. » (Вавилонский Талмуд, Таанит 23).

Здесь харув символизирует преемственность поколений и веру в будущее.

В Талмуде харув – это дерево бедных. Легенда говорит, что Рабби Ханина Бен Доса от шаббата до шаббата питался одними плодами рожкового дерева (Таанит 24в). По другой легенде, плоды рожкового дерева были единственной пищей Рабби Шимона Бар Йохая и его сына в течение 12-ти лет, пока они скрывались в пещере от римлян после поражения восстания Бар Кохбы (Шаббат 33в) и создавали книгу Зоар.

Пришли как-то к Йосефу Абу Мусе в селение Пекиин, где он жил, и сказали ему:
"Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?" Ответил он: "Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. Двенадцать лет скрывались р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Всевышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший:
- Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору. Встал р. Шимон и сказал:
- Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут евреи о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом.
Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
- А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели евреи плоды рожкового дерева. (В иврите слова "херувин" - "рожки", "херев" - "меч", "хурбан" - "разрушение" - однокоренные.) И когда будут есть, то спросят они: "Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?" И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении". И написали они обо всем услышанном р. Ханине, а тот установил соответствующий обычай.

Пкиин, расположенный на полпути между Нагарией и Цфатом, считается исконно друзской деревней, но на самом деле неразрывно связан с историей еврейской. Одна из главных местных достопримечательностей и объект паломничества — пещера рабби Шимона Бар-Йохая, автора книги “Зоар” – главной книги Каббалы, чья могила находится рядом с Пкиином, на горе Мирон, где в Лаг ба-омер собираются сотни тысяч людей. Но далеко не все знают, что в Пкиине в глубине рощи расположена пещера, где рабби Шимон бар-Йохай (ученик рабби Акивы) и его сын 13 лет скрывались от римлян, питаясь плодами рожкового дерева и водой из источника, и постигли все 125 ступеней духовного возвышения. Рабби Шимон вышел из пещеры (точнее — это углубление в скале, изредка называемое “Идри Раба”) с книгой "ЗОАР" и с готовой системой преподавания Каббалы (напомню, что современные понятия каббалы были заложены рабби Арье Луриа в Цфате). Мы же, неразумные и неприобщенные, можем пока своими глазами увидеть пещеру, вдохнуть святости и поглядеть на два рожковых дерева (харув) — все еще растущих у входа в “Идри Раба” и раз в 300 лет меняющих пол. Именно так, рожковые деревья бывают мужского и женского пола, и когда деревья меняют свою “ориентацию”, то в этот период плоды растут не на ветках, а облепливают ствол, будто приклеенные. Те, кто видел, говорят, что зрелище - неприятное, и, возможно, что и рабби Шимон наблюдал такой процесс. (нигде в ботанической литературе мной пока не найденно описание смены пола у рожкового дерева)

Традиция связывает имя Бар Йохая с праздником Лаг ба-Омер и, кроме того, харув даёт особенно много плодов в конце весны. Поэтому харув входит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.

В соответствии с канонами каббалы, все мироздание подразделяется на уровни. Есть три мира. Помимо мира, где мы человеческим разумом не можем различить никакой структуры, есть то, что называется "олам брийа" - "мир творения", который соответствует высшим уровням - ангелам или тому, что человек мыслит. Ниже этого лежит "олам йецира" - "мир созидания", там обитают ангелы и соответствуют человеческим речам. Когда человек говорит, то он действует в этом мире созидания. А еще ниже - "олам асийа" - "мир делания" - мир, в котором мы в основном функционируем, то есть тот, в котором можно оперировать материальными вещами.

И все плоды Эрец-Исраэль подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров.

"Олам брийа" наиболее очищен, ему соответствуют плоды, у которых все съедобно, в них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся инжир и плод рожкового дерева - харув. Среднему миру ("олам йецира") соответствуют плоды, у которых основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши. И наконец, нижнему миру ("олам асийа") соответствует группа плодов, у которых есть несъедобная кожура или шелуха. К ним относятся, например, орехи, апельсины.

В тексте не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Ева. Мудрецы предполагали, что это было фиговое дерево (поскольку оно упоминается затем – Бер.3:7), или же виноград (поскольку злоупотребление им ведет к потере рассудка, см. Бер.9:20 и далее), или же этрог (поскольку слово это происходит, по-видимому, от рагаг – “страстно желать”), или же пшеница (поскольку ивритское слово хита, означающее пшеницу, связывалось со словом хет, "грех"), или же рожковое дерево (на иврите – харув, что созвучно слову, означающему разрушение) .

Существует в Армии Обороны Израиля боевой батальон "Харув", созданный в 1995 году и названный в честь разведывательного подразделения «Саерет Харув», действует на территории Самарии и базируется южнее Шхема. Батальон "Харув" насчитывает более 600 воинов, среди них около 100 - новые репатрианты из бывшего СССР.

Рожковое дерево в традициях других народов.

Рожковое дерево отличается замечательной чистотой—ни на стволе его, ни на ветвях, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам, рожковое дерево у многих народов считалось священным. Даже атеистический Рим признавал его святость: это дерево играло известную роль при некоторых религиозных обрядах, между прочим верховный жрец Юпитера, по словам историка Фабия Пиктора, свои срезанные волосы и ногти прятал в земле под тенью рожкового дерева. Верховному жрецу, согласно древним установлениям, вменялось в обязанность соблюдать строжайшим образом чистоту—ему нельзя было прикасаться руками ни к мертвому, ни к заведомо нечистому растению, т. е. такому, которое дает приют паразитам.
В Риме бедные классы населения часто принуждены были питаться плодами рожкового дерева; об этом очень определенно говорит Гораций, у которого нередко встречается выражение: их пищу составляют сладкие стручки.
Абипоны, аборигены Парагвая, желая узнать возраст человека, спрашивают: «сколько раз ты видел рожковое дерево в цвету?»

У южно-американских индейцев рожковое дерево называется АЛЬГАРРОБО ( латин. Ceratonia Siliqua L.) Священное дерево индейских племён, обладающее множеством достоинств. Кора, листья, древесина обладают целебными свойствами и используются для приготовления настоев и отваров, помогающих при простудных, бронхиальных и лёгочных заболеваниях, а также при расстройствах пищеварения. Считается, что вдыхание дыма от пепла альгарробо излечивает от астмы. Сок - каучук, выделяющийся из ствола дерева, используется для изготовления сиропа, а также натурального красителя. Плоды альгарробо сьедобны и очень питательны. Из них готовятся традиционные блюда Arrope и Patay, а также изысканные сладости. Из косточки плода готовят напиток, напоминающий кофе.

Христианская традиция тоже не обошла вниманием рожкового дерева:

Акриды - хлеб Иоанна
По сообщению Библии в Евангелии от Матфея 3,4 Иоанн Креститель ел акриды. Почти все официальные словари трактуют это слово, как „саранча", так что и многие переводчики Библии в этом тексте прямо вставили вместо „акриды" слово „саранча". Однако, как известно, это слово имело еще и другое значение. Ранние свидетельства говорят об акридах, как об Иоанновом хлебе - стручках рожкового дерева (цареградский стручок), которое было очень распространено в тех местах. Известно, что с библейских времен во многих ближневосточных странах эти стручки срывались коротко перед их окончательным созреванием, даже еще зелеными, и служили пищей бедным людям, а также и домашнему скоту: лошадям и свиньям. Вспомните теперь притчу о блудном сыне, который „рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (Луки 15,16).
К великому сожалению как прошлые, так и современные переводы далеки от совершенства, в чем можно было уже неоднократно убедиться, встречая недоразумения, вынуждающие обращаться к оригиналу. Сложно согласиться с тем, что акриды - это саранча, потому что тогда Иоанн Креститель не был бы назван вегетарианцем, ведь саранча - это живое насекомое.
На Сицилии верят, что Иуда Искариот повесился именно на рожковом дереве

В Малой Азии и в Сирии это дерево действительно считается священным, а вот израильские арабы никогда не сядут под ним отдохнуть, потому что у них это дерево считается приносящим неудачу.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Но мы не господа искариоты в их сицилийской версии, поэтому поговорим именно о данном растении

Одно самых интересных растений Израиля – "рожковое дерево". И, конечно же, народы, жившие в Средиземноморье, не обошли его в своих легендах и преданиях.

Рожковое дерево относится к семейству Цезальпиниевых. Народные названия на русском: сладкий рожок, цареградский стручок, Иоаннов хлеб, на иврите называется харув, отсюда и английское кэроб, а на идише – боксер.

Общий вид взрослого растения. Фото: Wikipedia / Helix84

Плоды и семена рожкового дерева в Тулузском музее/ Фото: Wikipedia / Roger Culos

Паста из кэроба стала одной из визитных карточек израильской фирмы Yoffi - детища Аркадия Майофиса и его команды. Многие туристы увозят с собой кэроб и баночки-коробочки с другими израильскими деликатесами

В ТАНАХе это дерево не упоминается ни разу, однако существует толкование изречения "…и питал его мёдом из скалы" (Дварим 32:13) как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд (Иерусалимский Талмуд Пеа 7:4).

Дерево может плодоносить 80-100 лет. Кроме семян, рожки содержат сочную сладкую мякоть. Плоды используют в пищу, на корм скоту. Выжатый из плодов сок употребляют как сладкий сироп и сырье для получения спирта.

Цветет в октябре — это единственное дерево Средиземноморья, цветущее осенью.

Цветы имеют очень сильный запах, распространяющийся на большой территории.

Это дерево иногда называют "деревом спермы" — из-за специфического запаха при цветении. Поэтому некоторые левантийцы проверяют своих девушек на наличие сексуального опыта, интересуясь, на что похож аромат цветов харува.

Произрастает и культивируется в Средиземноморье и субтропических областях, а также в Индии, Аргентине и Бразилии.

Народные легенды рассказывают о различных свойствах этого дерева. В еврейских сказаниях Агады, например, рассказывается:

"Однажды Хони шел по дороге и увидел человека, который сажает рожковое дерево.

"Через сколько лет это дерево дает плоды?" — спросил его Хони.

Ответил тот человек:

"Через семьдесят лет".

Спросил его Хони:

"И ты уверен, что проживешь семьдесят лет?!"

Сказал ему тот человек:

"Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем рожковое дерево. И как отцы мои посадили для меня — так и я сажаю для сына моего".

И присел Хони а-Меагель поесть хлеб. И охватила его дрема, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его:

"Ты ли посадил это дерево?"

"Кажется, я проспал семьдесят лет…"

Пошел он домой и спросил:

"Жив ли сын Хони а-Меагеля?"

"Сына нет в живых — но сын его сына жив и здравствует".

"Я Хони а-Меагель!" — и не поверили ему.

Пошел он в Дом учения и услышал, как мудрецы говорят:

"Ясна и понятна нам эта мишна, словно в те дни, когда жил Хони а-Меагель…"

(Вавилонский Талмуд, Таанит 23).

В Талмуде харув – это дерево бедных. Легенда говорит, что плоды рожкового дерева были единственной пищей рабби Шимона Бар-Йохая и его сына в течение двенадцати лет, пока они скрывались в пещере от римлян после поражения восстания Бар Кохбы (Шаббат 33в) и создавали книгу Зоар.

Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в стране Израиля.

В тексте не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Ева. По одной из версий это был харув (другие варианты – фиговое дерево, пшеница, этрог, самая распространенный вариант — яблоко).

Рожковое дерево отличается замечательной чистотой: ни на стволе его, ни на листьях нет никаких паразитов. Благодаря этим свойствам рожковое дерево у многих народов считалось священным. Даже языческий Рим признавал его святость: это дерево играло известную роль при некоторых религиозных обрядах. Верховному жрецу, согласно древним правилам, вменялось в обязанность соблюдать строжайшим образом чистоту—ему нельзя было прикасаться руками ни к мертвому, ни к заведомо нечистому растению, т. е. такому, которое дает приют паразитам.

А откуда взялось название "Иоаннов хлеб"? В Евангелии от Матфея 3,4 указывается, что Иоанн Креститель ел акриды. Почти все официальные словари трактуют это слово, как „саранча", так что и многие переводчики Библии в этом тексте прямо вставили вместо „акриды" слово „саранча". Однако, как известно, это слово имело еще и другое значение. Ранние свидетельства говорят об акридах как об Иоанновом хлебе — стручках рожкового дерева, которое было очень распространено в этих местах.

В притче о блудном сыне сказано „рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (Луки 15,16).

На Сицилии верят, что Иуда Искариот повесился именно на рожковом дереве.

В Малой Азии и в Сирии это дерево действительно считается священным, а вот израильские арабы никогда не сядут под ним отдохнуть, потому что у них это дерево считается приносящим неудачу.

Аборигены Парагвая, желая узнать возраст человека, спрашивают: "сколько раз ты видел рожковое дерево в цвету?"

У южноамериканских индейцев рожковое дерево называется альгарробо. Это священное дерево индейских племён, имеющее множество достоинств. Кора, листья, древесина обладают целебными свойствами и используются для приготовления настоев и отваров, помогающих при простудных, бронхиальных и лёгочных заболеваниях, а также при расстройствах пищеварения. Плоды альгарробо съедобны и очень питательны. Из них готовятся традиционные блюда Arrope Pattaya, а также изысканные сладости. Из косточки плода готовят напиток, напоминающий кофе.

Как же использовали и используют это замечательное растение?

Во-первых, семена рожкового дерева являются прототипом карата, имея интересную особенность — они всегда весят одинаково.

Была своя мера веса и у ювелиров античной Европы. Так, у древних римлян существовало 22 единицы веса. Самая крупная — талант — равнялась 26,2 килограмма. Самые маленькие — силиква и гран (или гранула) — соответственно 0,189 и 0,057 грамма. Что же измеряли этими мерами и откуда брали такие крошечные гири? И в древности, и позже, вплоть до наших дней, аптекари измеряли гранами сильнодействующие вещества, например яды, а ювелиры в силиквах — вес драгоценных камней и золота. На весах же в качестве гирь использовали… семена широко распространенного рожкового дерева, по-латыни Ceratoniasiliqua (от греческого keratos — рог). Это растение получило свое название по форме изогнутого плода. Оказывается, семена рожкового дерева по весу почти не отличаются друг от друга — словом, готовые природные гирьки. Позднее силикву стали именовать каратом (несложно догадаться, что в его основе лежит все тот же "кератос").

Карат (итал. carato, через араб. кират, от греч. keration— стручок рожкового дерева, семена которого служили мерой массы), дольная единица массы, сокращённое обозначение: русское кар, международное ct; применяется в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга. В ряде стран карат служит для обозначения пробы сплавов благородных металлов. Метрический карат, установленный 4-й Генеральной конференцией по мерам и весам, равен 200 мг.

В Израиле рожковое дерево использовалось с древних времен, об этом свидетельствует Иерусалимский Талмуд. Из плодов изготавливали медовый напиток и вино. На листьях вели записи. Из листьев и коры дерева производили дубильные вещества, использовавшиеся для обработки кожи. Из дерева изготавливали мебель, инструмент, скульптуру.

Рожки использовались как лекарство от внутренних повреждений, ран в полости рта, кашля, проблем с дыханием и даже сахарного диабета.

Вещество, содержащееся в плодах, называют "смолой рожкового дерева" и используют в качестве стабилизатора и загустителя в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.

Раньше из косточек изготавливали клей для склеивания парашютов, а также косточки служили основным материалом при изготовлении фото- и кинопленки.

В Израиле можно купить дорогие сувениры, украшенные древесиной рожкового дерева.

Сегодня пищевая промышленность предлагает муку из стручков этого дерева, как альтернативу какао и шоколаду.

Анна НИСНЕВИЧ Автор — израильский гид.
источник

Хотя это всего притча, но, наверное, вы согласитесь, что она повторяется в жизни многих из нас. В притчи о блудном сыне представлен каждый из нас и все человечество в целом. Начинается она таким словами:

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына» (Лк.15:11).

У отца было два сына. Наш Бог – отец, и у Него есть дети. Каждого из нас Он привел в этот мир и дал жизнь. Вы не продукт эволюции или случайности, мы произошли не от обезьян. Вы – дитя Божье. И сколько бы вам не было сейчас лет, вы все равно нуждаетесь в Отце. Какие в этой притчи дети? Грешные, со своими проблемами. Во всей Вселенной только Бог добр и совершенен. Без Него мы ни что, ничего не можем и ничего не знаем.

«И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:12-13).

Младшего сына тяготили порядки в доме и он считал, что его свобода в отцовском доме ограничивается. Безусловно, он не дорожил любовью, заботой и утратил чувство благодарности. При принятии решения младший сын руководствовался лишь своими побуждениями и представлениями. Заявить при живом отце о своем праве на имущество – это равносильно тому, чтобы желать ему смерти. Это требование и дерзкое поведение ранили сердце отца. Этот молодой человек желает получить все сейчас. Сегодня или никогда! Обратите внимание на реакцию и поведение отца. Он не ведет долгих нравоучительных бесед. Отец отдает все, что нажил долгими годами упорного труда. А как бы мы поступили? Любовь ничего не удерживает. Отец отпускает сына. Ключевое и очень важное слово – отпускает. Это фундаментальное слово, без которого невозможно помочь зависимому человеку со стороны родственников и близких ему людей. Отпустить. Что это такое? Как это совершить?

Многие родители отвергают принцип настоящей любви. Они вовремя не научили детей делать самостоятельный выбор, чтобы они могли на себе прочувствовать последствия собственного неправильного выбора. Многие родители (в большинстве случаев это один родитель) делают все, чтобы их ребенок не испытывал никаких трудностей. Самое ужасное, что родители не только помогают ребенку стать зависимым, но и упорно продолжают делать все, чтобы он оставался таковым. Покрывание, чрезмерная жалость, слепая любовь помогают и способствуют зависимому человеку двигаться к разрушению и смерти. К сожалению, родители очень часто создают тепличные условия для процветания болезни и греха.

Отпустить – это не мщение, равнодушие или изоляция. Отпустить – это уважение личности, и права выбора. Это также означает - не делать чего-либо вместо кого-либо, не участвовать в потакании и не менять другого человека. Основа всех этих действий – настоящая любовь. Она может быть порой жесткой и требовательной. Возможно, то, что вы сейчас читаете - вас страшит и пугает, но нет другого пути. Отпустить – это значит помочь. И это, возможно, единственный шанс спасти зависимого. Принцип требовательной и настоящей любви играет важную роль в процессе освобождения от зависимости.

«По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13).

Для того, чтобы уйти от Бога, не обязательно уехать в другую, дальнюю страну. Достаточно жить для себя. Жизнь для себя – это саморазрушение и деградация. В жизни вдали от отца младший сын сжег все – здоровье, молодость, силы ума, духовность, таланты.

«Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк.15:14).

Ситуация в жизни блудного сына ухудшалась с каждым днем. «Друзья» исчезли, деньги испарились, одежда обветшала, нужда и голод охватили душу этого беглеца. Страдания и лишения пришли в жизнь несчастного. Вместо веселия, гуляния, беззаботности и праздности он опогрузился в страх, отчаяние и безнадежность. Но блудный сын пока все еще был упрям и медленно усваивал уроки настоящей жизни.

«И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк.15:15-16).

А дальше все хуже и хуже – свиньи, корыто… Компанией блудного сына стали грязные свиньи, он оказался в полном одиночестве, страдания и боль наполнили все его существо. Нашел ли этот несчастный помощь в этой дальней стороне? Нет. Ее там просто нет. Блудный сын оказался на дне. На дне человеческом, но не Божьем. То на что мы смотрим как на конец, Отец Небесный смотрит как на начало. Трудности, страдания и голод привели младшего сына в состояние, когда он был способен слышать голос Божий, смиряться, откликаться на помощь, видеть себя в истинном свете и желание жить другой жизнью.

«Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс.118:67, 71).

Трудности, испытания и страдания – они либо смиряют и ведут к победе, либо ожесточают и ведут к смерти. Все зависит от выбора человека. Желание и честность играют ключевую роль. В этот переломный момент блудный сын усваивает самый важный урок жизни: независимо от возраста и жизненной ситуации, ему нужен отец. Нам всем Он тоже нужен. Без Него мы обречены на погибель. Бог допускает подобную ситуацию, в которой оказался блудный сын, чтобы достучаться до нашей совести и сердца. И это для многих, возможно, единственный путь как обрести свободу и стать победителем.

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.!5:17-19).

«Придя же в себя»…. Как многое человек должен пережить и прочувствовать, чтобы наконец прозреть и придти в себя. Как бывает очень тяжело признать истину о себе, честно посмотреть на свою ситуацию и пожелать чего-то лучшего по-настоящему. Победа и освобождение начинаются с этого первого шага - придти в себя. Блудный сын осознал свое положение и то, что сам он не способен вылезти из этой ямы греха и болезни. Он стал понимать и признавать, что это его выбор, его решения, его ошибки привели в такое плачевное и безысходное состояние.

Что влекло этого человека домой? Любовь и доброта отца. Всякий добрый поступок и бескорыстное дело оставляют неизгладимый след в душе человека. Нас очень часто нужда или проблема заставляют посмотреть в сторону Бога, но Его это «не смущает». Это эгоистично, что в поисках решения проблем мы идем к Нему, но Бога это «не пугает». Отец Небесный начинает с нами работать там, где мы есть. Бог любит и ждет. Он неизменен. Его любовь к нам постоянна.

Хороший план и добрые желания хороши, но это еще не все, ведь мы знаем куда выстлана дорога добрыми намерениями. Желание доброго и светлого присутствует, наверное, в каждой душе. Но этого недостаточного. Необходимо решение, воплощенное в действие. Бог не дает силы для победы и свободы, пока мы не примем решения не грешить. Решение, а потом сила.

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк.15:20).

И здесь мы читаем о втором важном шаге на пути к победе над грехом и зависимостью. Необходимо совершить действие, прийти к Отцу. Блудный сын получает силу вернуться домой. До этого радиусом перемещения блудного сына были корыто и свиньи, а теперь он имеет силу идти к отцу. Сам он не мог, помощь пришла из вне. В нем самом никакой силы не было.

Отец ждал, Он узнал фигуру сына еще издалека. Грехи, зависимость, жизнь вдали от отчего дома исказили походку и фигуру сына, но любовь узнает и помнит. Любовь Отца - это магнит, который притягивает каждого, кто ушел в дальнюю сторону и борется с грехом (зависимостью). Чтобы мы не совершили, какой бы ни была зависимость, мы можем сегодня и прямо сейчас прийти к Небесному Отцу. В любом месте и в любое время суток вы можете прийти к Нему через молитву. Он ждет, Он примет. Как отец в притче, Бог движется вам на встречу. У отца огромная радость от того, что сын вернулся. Он его обнимает и целует – полное принятие.

«Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк.15:21).

Блудный сын воплощает в реальные действия то, что планировал совершить. Он исповедуется перед отцом, ничего не требуя и не смягчая. Он открывается и называет вещи своими именами. Абсолютная честность, никаких смягчений и приукрашений – все как оно было. Согласно учению Христа и всей Библии, исповедоваться следует нам только перед Отцом Небесным. Никакой другой человек каким бы приятным и добрым он не был, помочь нам никак не может. Итак, исповедание – это третий важный шаг к спасению и победе.

«А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк.15:22-24).

Может у ваших друзей и знакомых и не будет радости и праздника, когда вы будете двигаться к победе, но у Отца – всегда. Отец не осуждает, не напоминает и не унижает своего сына, а наоборот – восстанавливает через одежду, сандалии и перстень его статус и положение. Это чудо! Это подарок, который не заслужил младший сын. Вся эта история с возращением блудного сына заканчивается на радостной ноте – у отца праздник! Вы тоже можете стать участником подобного праздника. Для вас Отец все уже приготовил и ожидает.

Итак, эта притча нам четко вырисовывает три шага на пути к спасению и победе над зависимостью – придти в себя (осознать), придти к Отцу (через молитву) и исповедоваться (открыться). Тяжелые шаги? Все ли могут их сделать? Сколько необходимо заплатить? Даже парализованный человек может победить – ведь все это происходит в разуме человека. Как это хорошо, что не надо ехать в особое место, платить большие деньги и зависеть от смертного человека. Где вы сейчас находитесь? Каков Отец Небесный в вашем представлении?

В одном огромном городе в Испании жил отец с сыном. Имя сына было очень распространенное в той стране – Пакко. Между ними были очень часто ссоры, конфликты и как говорят – напряжение. Однажды они очень сильно разругались, и Пакко ушел из дому. Через некоторое время после этого конфликта, отец уже и сожалел о сказанных словах – он скучал по сыну. Без Пакко он не видел своей дальнейшей жизни, но как его отыскать и вернуть. Все попытки в этом направлении были безуспешны. А время шло. Тягостно и печально было на сердце у отца. В один из таких дней ему пришла следующая мысль: дать рекламу в центральную газету и в ней назначить встречу с сыном. Он так и поступил – на первой полосе в газете он размещает огромное объявление: «Пакко я простил! Вернись сынок! Отец». В этой рекламе также отец указал место (кафе) и время. Он с нетерпением ожидал этого дня, ведь он так хотел увидеть своего любимого Пакко. В назначенное время отец вошел в кафе, а там - огромное количество людей, в основном молодежь. Он всматривался в каждого человека, но людей все прибывало и прибывало. В конце концов отец не выдержал и закричал на весь голос: « Пакко! Пакко! Ты здесь?». В ответ на этот крик надежды вся эта толпа развернулась к отцу. Их всех тоже звали Пакко, и все они также покинули отчий дом.

Как все это напоминает нашу жизнь. Как много с⁵егодня людей убежали из дому, ушли от Отца. Все они страдают, находясь вдали от Отчего дома. Но сегодня еще есть надежда! Возможно, читая эту главу, вы увидели себя и сознаете, что так дальше не может продолжаться. Отец зовет сегодня вас. Он назначил вам место и время для особой встречи. Не имеет значения, сколько лет уже прошло, каков стаж и состояние здоровья – иди к Нему. Он ждет и любит тебя! Слышите ли вы голос, который сегодня взывает к вашему сердцу: « Сын мой! Дочь моя! Вернись! Приди! Я все простил. Я жду тебя!»? Не медлите, ведь никто не знает, что будет с нами завтра. Победа для вас уже завоевана Христом, и возле Голгофского креста вам назначена встреча. У Отца есть нечто лучшее для вас, чем рожки для свиней и мрачное дно. Что сегодня препятствует вам быть победителем? Примите решение быть на празднике, который приготовил Отец для всех победителей.

Рожковое дерево к семейству Цезальпиниевых. Народные названия: сладкий "рожок", цареградский стручок, Иоаннов хлеб, на иврите называется харув, а на идиш – боксер.

В ТАНАХе это дерево не упоминается ни разу, однако существует толкование изречения «. и питал его мёдом из скалы» (Дварим 32:13) как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд (Иерусалимский Талмуд Пеа 7:4).

Дерево высотой до 10 м с широкой кроной, вечнозелеными, плотными листьями и мелкими цветками, собранными в кисти. После шести лет молодые деревья расцветают в первый раз по осени и к весне плодоносят плоскими стручками.

Дерево может плодоносить 80-100 лет. Кроме семян, рожки содержат сочную, сладкую мякоть. Плоды используют в пищу, на корм скоту. Выжатый из плодов сок употребляют как сладкий сироп и сырье для получения спирта.

Цветет в октябре - это единственное дерево Средиземноморья, цветущее осенью.

Цветы имеют очень сильный запах, распространяющийся на большой территории.

Это дерево иногда называют "деревом спермы", из-за специфического запаха при цветении. Произрастает и культивируется в Средиземноморье и субтропических областях, а также в Индии, Аргентине и Бразилии.

Народные легенды рассказывают о различных свойствах этого дерева. В еврейских сказаниях Агада например рассказывается следующее:

Однажды Хони шел по дороге и увидел человека, который сажает рожковое дерево - харув. «Через сколько лет это дерево дает плоды?» - спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через семьдесят лет». Спросил его Хони: «И ты уверен, что проживешь семьдесят лет?!» Сказал ему тот человек: «Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем рожковое дерево. И как отцы мои посадили для меня - так и я сажаю для сына моего. И присел Хони А-Меагель поесть хлеб. И охватила его дрема, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?» Сказал он ему: «Я его внук». Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет. » Пошел он домой и спросил: «Жив ли сын Хони А-Меагеля?» Сказали ему: «Сына нет в живых - но сын его сына жив и здравствует». Сказал он: «Я Хони А-Меагель!» - и не поверили ему. Пошел он в Дом учения и услышал, как мудрецы говорят: «Ясна и понятна нам эта мишна, словно в те дни, когда жил Хони А-Меагель. » (Вавилонский Талмуд, Таанит 23).

В Талмуде харув – это дерево бедных. Легенда говорит, что плоды рожкового дерева были единственной пищей Рабби Шимона Бар Йохая и его сына в течение 12-ти лет, пока они скрывались в пещере от римлян после поражения восстания Бар Кохбы (Шаббат 33в) и создавали книгу Зоар.

Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.

В тексте не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Ева. По одной из версий это был плод рожкового дерева (другие варианты – фиговое дерево, пшеница, этрог).

Рожковое дерево отличается замечательной чистотой: ни на стволе его, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам, рожковое дерево у многих народов считалось священным. Даже языческий Рим признавал его святость: это дерево играло известную роль при некоторых религиозных обрядах. Верховному жрецу, согласно древним правилам, вменялось в обязанность соблюдать строжайшим образом чистоту—ему нельзя было прикасаться руками ни к мертвому, ни к заведомо нечистому растению, т. е. такому, которое дает приют паразитам.

Акриды – или Иоаннов хлеб

В Евангелии от Матфея 3,4 Иоанн Креститель ел акриды. Почти все официальные словари трактуют это слово, как „саранча", так что и многие переводчики Библии в этом тексте прямо вставили вместо „акриды" слово „саранча". Однако, как известно, это слово имело еще и другое значение. Ранние свидетельства говорят об акридах, как об Иоанновом хлебе - стручках рожкового дерева, которое было очень распространено в тех местах.

В притче о блудном сыне сказано„рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (Луки 15,16).

На Сицилии верят, что Иуда Искариот повесился именно на рожковом дереве

В Малой Азии и в Сирии это дерево действительно считается священным, а вот израильские арабы никогда не сядут под ним отдохнуть, потому что у них это дерево считается приносящим неудачу.

Аборигены Парагвая, желая узнать возраст человека, спрашивают: «сколько раз ты видел рожковое дерево в цвету?»

У южно-американских индейцев рожковое дерево называется АЛЬГАРРОБО Священное дерево индейских племён, обладающее множеством достоинств. Кора, листья, древесина обладают целебными свойствами и используются для приготовления настоев и отваров, помогающих при простудных, бронхиальных и лёгочных заболеваниях, а также при расстройствах пищеварения. Плоды альгарробо съедобны и очень питательны. Из них готовятся традиционные блюда Arrope и Patay, а также изысканные сладости. Из косточки плода готовят напиток, напоминающий кофе.

Как же использовали и используют это замечательное растение?

Во-первых, семена рожкового дерева являются прототипом карата, имея интересную особенность - они всегда весят одинаково.

Была своя мера веса и у ювелиров античной Европы. Так, у древних римлян существовало 22 единицы веса. Самая крупная - талант - равнялась 26,2 килограмма. Самые маленькие - силиква и гран (или гранула) - соответственно 0,189 и 0,057 грамма. Что же измеряли этими мерами и откуда брали такие крошечные гири? И в древности, и позже, вплоть до наших дней, аптекари измеряли гранами сильнодействующие вещества, например яды, а ювелиры в силиквах - вес драгоценных камней и золота. На весах же в качестве гирь использовали. семена широко распространенного рожкового дерева, по-латыни Ceratonia siliqua (от греческого keratos - рог). Это растение получило свое название по форме изогнутого плода. Оказывается, семена рожкового дерева по весу почти не отличаются друг от друга - словом, готовые природные гирьки. Позднее силикву стали именовать каратом (несложно догадаться, что в его основе лежит все тот же "кератос").

Карат (итал. carato, через араб. кират, от греч. kerátion — стручок рожкового дерева, семена которого служили мерой массы), дольная единица массы, сокращённое обозначение: русское кар, международное ct; применяется в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга. В ряде стран Карат служит для обозначения пробы сплавов благородных металлов. Метрический Карат, установленный 4-й Генеральной конференцией по мерам и весам, равен 200 мг.

В Израиле рожковое дерево использовалось с древних времен, об этом свидетельствует Иерусалимский Талмуд. Из плодов изготавливали мед и вино. На листьях вели записи. Из листьев и коры дерева изготавливали дубильные вещества, использовавшиеся для обработки кожи. Из дерева изготавливали мебель, инструмент, скульптуру.

Рожки использовались как лекарство от внутренних повреждений, ран в полости рта, кашля, проблем с дыханием и даже сахарного диабета.

Вещество, содержащееся в плодах, называют "смолой рожкового дерева" и используют в качестве стабилизатора и загустителя в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.

Раньше из косточек изготавливали клей для склеивания парашютов, а также косточки служили основным материалом при изготовлении фото- и кинопленки на экспорт.

В Израиле можно купить дорогие сувениры, украшенные древесиной рожкового дерева.

Сегодня пищевая промышленность предлагает муку из стручков этого дерева, как альтернативу какао и шоколаду.

«Притча*, которая слушателя повергала в шок! Все, о чем мы в этой притче читаем, – скандал! Невероятное поведение сыновей, странный отец… Мы так много раз слышали эту притчу, что перестали воспринимать ее как нечто взрывное, переворачивающее представления слушателя с ног на голову, а она является именно такой!» священник Константин (Пархоменко)

ЗЛАТО ЕВАНГЕЛЬСКОЙ МУДРОСТИ: ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Было у некого два сына, младший отцу сказал:
Дай долю моего наследства, ты умер для меня!
Отец именье разделил между двумя детьми,
Из-за любви великой к ним, что ж, выросли они.

По истеченью ряда дней, сребро талантов взяв, (1 талант = 47,8 кг серебра)
Из дома младший убежал, ни слова не сказав,
Ушел как тать среди ночи, счастье свое искать,
Дальние дали покорять, звезды с небес сбивать!

Закатывал шельмец, не пекшись о грядущем дне,
Пиры для множества гостей в языческой стране,
И думал, что за шекели он оптом обретет:
Славу, почет, верных друзей и девичью любовь.

Ни что не ново в мiре сем, что было, будет вновь,
Развратом упивался он, что стынет в жилах кровь,
В бокалах пенилось вино, блудниц прельщала стать,
Вокруг безбожники вились, гвалт бубен не стихал.

Увы и ах, не видя в жизни всякой промысел Творца,
Бездарно «закопав таланты» он с «вершины мiра» пал,
До лепты промотался в пух, в долги попав, пропал,
Беспечный баловень судьбы, презренный всеми стал.

Льстецами преданный, хулимый, словно сыч стенал.
Как кара за грехи в стране той велий глад настал,
В насущном хлебе стал нуждаться, Духом обнищав
По чину звание избрал, простое - свинопас!

И рад наполнить чрево был стручков рожками мот,
Свиней кормили коими, но не давал никто.
Опомнившись, придя в себя воскликнул, пав с лица:
Сколько безчисленных наемников сыты у моего отца.

Я ж пухну с голоду, горбатясь от зари и до зари,
Встану, вернусь домой, взмолюсь: отец! скота прости,
Против небес и пред тобой, как недостойный сын,
Аз согрешил, прими меня в число рабов своих.

Встал и пошел в Отечество, надеждой воспылав.
Когда он был еще в дали, отец его признал!
И сжалился и подбежал, на шею ему пал,
И целовал его лицо… рыдая сын сказал:

Я согрешил против тебя и неба, и как сын
Именоваться недостоин по делам своим…
От счастья плачущий отец, приказ отдал рабам:
Несите лучшую одежду, а тряпье отдайте псам.

Омойте с тела дорогого грязь шальных дорог,
Оденьте в новое и перстень на руку его,
Мягкую обувь на ноги, израненные в кровь,
Колите пышного телка, веселья день пришел!

Ибо нашелся блудный сын, из мертвых он восстал,
Я столько лет ждал сего часу, веру не терял,
Молясь за душу падшую погибшего дитя,
Пролил не мало горьких слез, как лунь седым стал я…

И праздник начался хмельной, вино текло рекой,
Столы ломилися от яств и кубков лился звон,
Ласкала ухо музыка в танце кружил народ,
Так пела выйдя из брегов отцовская любовь!

Тогда брат старший в поле был, отправившись домой,
Он издали услышал песни, ликованье голосов,
Призвав слугу, спросил его: что это за бедлам?
Ответил тот сияющий: воскрес твой младший брат!

Велел отец твой заколоть на радостях телка,
Ибо здоровым вновь обрел погибщее дитя!
Сын старший осерчал в сердцах и не хотел войти,
На праздник в дом, чтоб разделить с отцом своим любви.

Отец же, выйдя, звал к столу, но в злобе тот сказал:
Я столько лет тебе служу, завет не нарушал,
Не смел перечить твоей воли, ты ж мне не давал,
Даже козленка, чтоб с друзьями я возликовал. (козленка готовили на… поминки!)

Когда же этот, «твой» пришел, неблагодарный сын,
С блудницами именья часть безпечно расточив,
Ты в честь изгоя заколол дородного бычка,
Устроил пиршество пустое не спросясь меня.

Отец сказал ему: сын мой! всегда со мною ты,
И всё мое всегда твое, а надобно любить!
Возрадуйся и веселись, что брат пропавший твой,
Сей был погибшим и ожил, и вновь Отца обрел!

P.S. Non nobis Domine non nobis, sed nomini tuo da gloriam!

Сначала еще раз перечитаем притчу, а потом прокомментируем:

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, 11-32).

Современному человеку непонятно, что в этой притче может быть шокирующим. Кажется, обычная ситуация: сын забирает часть наследства, чтобы строить самостоятельную жизнь. Он промотал деньги, бедствовал, пришел к выводу, что пора браться за ум и возвращаться домой. Разве это не распространенная ситуация в наше время?

В самом деле, известная картина. Но так мы притчу не поймем.
Для того, чтобы понять притчу, нам необходимо перенестись из дня сегодняшнего в мiр библейских реалий, окунуться в культуру, в которой притча была произнесена. И тогда, в этих «полевых условиях», мы сможем увидеть, какие сокровища она таит.

Итак: мiр древнееврейской деревни. Глава семьи – отец. Все принадлежит ему, хотя в будущем перейдет к детям. Претендовать на наследство дети могут или со смертью отца, или при его жизни, если он выделит какую-то часть выросшему сыну, желающему жить своей семьей. Но никто и никогда не имеет права требовать свою часть у живого отца. Этой своей, вернее твоей, части нет, все принадлежит отцу. Сказать: отче! дай мне следующую мне часть имения – значит, поступить не просто по-хамски, а вопиюще! Это все равно, что сказать: «ты для меня, как мертвый», «я тебя вычеркнул из своей жизни», «тебя для меня нет».

Далее: никакой древневосточный отец не стал бы отделять зарвавшемуся юнцу часть наследства. Сделать это – значит, стать посмешищем для всей деревни. «Что за дурак, этот старый Хаим!» – будут трепать твое имя последние беззубые старухи-скотницы.

Следующее: сын уходит на чужбину и тратит все деньги. Тратит отвратительно, блудно, бесчестит имя отца. Наконец, поведение его естественно приводит к печальному итогу: он становится пастухом свиней. Никакой еврей на такую работу бы не нанялся, свиньи – нечистые животные. Но свиней разводили язычники. Тут мы видим, что еврей нанимается в пастухи свиней к язычникам. Уверен, что нормальный еврей, слушавший эту притчу, понимал, что лучше умереть, чем находиться в таком позоре. Еще раз повторю, все, что люди в этой притче Христа слышали, находилось в вопиющем противоречии со всеми их жизненными установками.

Далее, сын осознает ужас своего падения и решает возвратиться к отцу. Он совершенно законно предполагает, что после того позора, который он отцу устроил, теперь на большее, чем наняться в батраки к своему же отцу, он рассчитывать не может.

Когда блудный сын подходит к дому, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Тоже невероятное поведение. Отлупить палкой и принять на исправление, в число слуг – возможно, не выйти из дома и оставить сына на несколько дней стонать и молить о прощении у ворот – вероятно. Но побежать, обнять и целовать. Похоже, этому отцу все равно, что будут о нем говорить в деревне.

Но отец не просто поддался нежным чувствам. Он приказывает: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

Все это показывает, что отец восстанавливает блудного сына в статусе своих детей и наследников. Перстень-печать имели только те, кто был волен распоряжаться имуществом, красивая одежда, обувь – атрибуты хозяина, а не слуги.

Начинается веселье: танцы, шумная музыка. В это время с поля возвращается старший сын. Он не предавал отца, он верно трудился, ожидая в свое время заслуженной награды. Старший сын, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Опять драма, позор для отца. Скандал, который происходит на улице, на глазах у всех. Подобные вещи никогда не выносились за пределы дома.

Более того, сын говорит отцу оскорбительные вещи: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими…

Козленка часто готовили на… поминки (а еще был козёл отпущения. «Азазель»! прим. N.). В словах старшего брата слышится злое: «Ты, отец, зажился на свете. Мы с друзьями уже давно хотели бы помянуть тебя доброй трапезой. Помянули бы и я зажил спокойно и в свое удовольствие»…

Вот только некоторые из основных моментов этой притчи, которые нужно было пояснить, чтобы приблизиться к ее расшифровке. Это то, что было очевидно слушателю Иисуса, то, что позволяет теперь идти вперед и пытаться понять, о чем же притча говорит.

А притча говорит вот о чем: Бог бесконечно, если хотите, абсурдно, с нашей точки зрения, милостив и терпелив к Своим детям. (Несомненно, что отец в притче – это именно Бог.)
Дети поступают жестоко, безрассудно, но Отец Небесный ждет их возвращения. Как бы низко ни упал ребенок, Бог примет его, обнимет и опять назовет Своим чадом.

Как часто приходят в храм люди, которые говорят: «Мы столько злого сделали, что Бог нас не простит». Объясняю: Простит! Наденет на палец перстень своего наследника, укроет плечи нарядным халатом, а ноги обует в драгоценную обувь, только вернись к Отцу.

Мы привыкли, что притча эта говорит о возвращении грешного человека к Богу. Но это не единственный смысл. Этот смысл действительно присутствует в притче, но слушатели Христа не могли не уловить и другой смысл.

Вот смотрите: отношения блудного сына и отца – это только часть притчи. Не упускайте из виду вторую часть, где говорится о немотивированной и странной злобе старшего сына к отцу. Если комплексно рассматривать притчу, то мы увидим трех главных героев, которые находятся в сложном взаимодействии: блудного сына, терпеливого отца и верного сына, который вдруг проявляет злобу. А теперь давайте наложим этих персонажей на реальность, в которой жили Иисус и Его слушатели. И нам станет очевидно, что у героев этой притчи есть прототипы:

Отец – это всегда Бог;
Блудный сын – это самаряне и язычники (то есть дети отвергнувшие Отца, ушедшие от Него);
Верный сын – это евреи.

Смысл притчи в том, что Бог Отец, каким Его рисует в притче Иисус, раскрывает объятия всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности. Придите, наследуйте Царство, возвратитесь к Богу, вы, сбившиеся на путях своих, блудящие с иными богами, сбитые с толку иными ценностями…

И как, казалось бы, евреи должны радоваться этому возвращению заблудившихся самарян и язычников. Но почему проповедь о милости Божией к иноверцам так бесила слушателей, что однажды они вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить? (Об этом мы читаем в этом же самом Евангелии, в 4-й главе Евангелия от Луки.)

Притча эта парадоксальна, потому что мы можем себя узнать в каждом из сыновей. Мы можем увидеть в себе блудного сына (что мы часто делаем). Но мы можем увидеть в себе, если пристально посмотрим, и сына, который стиснув зубы трудится, а потом злится: разве не справедливо, что неверные должны погибнуть?

Все, все чада Божии, всех любит Бог и всех ждет к Себе. Бог хочет, чтобы мы оставались дома, с Ним, а если мы убежим, ждет нашего возвращения. И Бог хочет, чтобы мы не вели себя подобно старшему сыну, не злорадствовали о гибнущих, а радовались их покаянию.

P.S. Дорогие. Несколько слов о принципах моего толкования притч:
Как вы понимаете, Христос, рассказывая притчу, хотел донести до слушателей что-то конкретное. Вот именно об этих смыслах, вложенных в притчи Христом, то есть о том, для чего, собственно, притчи людям и рассказывались, мы и говорим.

Естественно, что на протяжении двух тысячелетий христианские мыслители и проповедники рассматривали притчи под разным углом зрения. И открывали какие-то новые грани. Порой можно предположить, что Иисус подразумевал и это, порой можно с достоверностью говорить, что Христос этого никак не подразумевал… Но в Предании Церкви все эти многочисленные, а порой совсем аллегорические и фантастические толкования сохраняются.

Поэтому не трудитесь, пожалуйста, писать в комментариях: а вот у этого святого отца мы читаем еще и такое… Я не преследовал цели собрать все святоотеческие мнения, я дал стержень, обрисовал контуры, показал, что именно Христос хотел сказать притчей. А вы уже, в дальнейшем, читая святых отцов, ищите жемчужины новых смыслов, обогащайте и углубляйте свое понимание той или иной притчи.

О любой притче можно собрать материала на целую книгу. Но мы с вами такую цель не преследовали, верно?

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». 19 января 2012 года.

Читайте также: