Что такое свинья в древней руси

Опубликовано: 26.04.2024

26 декабря 2018 , 22:23 Александр Чуйков, Обозреватель отдела Наука

Крестьянская копилка
Фото АГН «Москва» / И. Иванко

Есть в русском эпосе животина, несправедливо обиженная. И это, конечно, свинья. Кто только не обижал её, родимую! И Гоголь, и Чехов! Крылов знатно оттоптался, мол, думает токмо о своём желудке: «Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». Между тем сами крестьяне о свинках говорили не просто уважительно, а с придыханием: «Свинья – крестьянская копилка», «Две коровы и свинья – вот и вся моя семья». И оно понятно, ведь если хавронья на дворе – с голоду точно не помрёшь. В канун наступающего года Свиньи, который, кстати, придёт только 5 февраля, «АН» славно поговорили о хрюшках и хряках с профессором РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, доктором сельскохозяйственных наук Анатолием ОВЧИННИКОВЫМ.

Чистый, как свинья

– Анатолий Викторович, давно свинья и человек идут по жизни нога об руку?

– Приручение свиней впервые произошло 11 тысяч лет назад в Египте. Вначале одомашнили собаку, а потом уже свинью. На Руси они появились порядка 9, 6 тысячи лет назад. По одной из версий, первыми к нам из Европы попали китайские свиньи, но не выдержали суровости климата и вымерли. Затем уже приручили дикого европейского кабана.

– Читал, что свиньи на Руси были так популярны, потому что их не ели, а значит, и не отнимали монголы. Брезговали нечистым животным кочевники?

– Дело не в брезгливости. Когда Русь была под монгольским игом, то Золотая орда ещё не приняла ислам. По одной из наиболее вероятных версий, и кочевники, и мусульмане, и евреи не ели свинину задолго до религиозных запретов. Вероятно, были случаи массовых заболеваний и смертей людей от болезней свиней. Например, трихинеллёз, ящур, бруцеллёз. И уже позже это закрепилось в религиозных догматах.

На Руси, видимо, такие заболевания не были так серьёзны или с ними научились бороться. Да и климат у нас всё-таки другой. Хрюшки у нас были действительно очень широко распространены по всей территории и древней и не очень древней Руси. Собственно, свинья во дворе показывала зажиточность, означала, что вся большая крестьянская семья голодной точно не останется.

Кстати, именно свиную, как сейчас говорят, тушёнку или солонину моряки брали с собой в дальнее плавание. В отличие от говядины такое мясо не портилось очень долго.

– Конечно, не портится: ест всё подряд и в грязи постоянно консервируется!

– Свинья действительно часто валяется в лужах, в грязи. Но только в жару, ради дополнительного охлаждения туши. Мы же лезем в воду купаться, когда жарко. Вот и они охлаждаются, так как система теплообмена у человека и свиньи одинаковая – через шкуру.

Но какая бы грязная свинья ни была снаружи, рот у неё всегда чистенький. Ни грязь, ни землю она не ест. Мало того, она крайне придирчива и аккуратна в выборе еды. В советские времена в подмосковном хозяйстве «Заря коммунизма» свиней откармливали отходами из столовых и ресторанов города. Пища в свинарник поступала по огромному трубопроводу, зачастую с осколками стекла, посуды. Так вот, ни одна свинка не порезалась! Стекло потом выметал оператор. Свиньи в отличие от тех же коров никогда не будут есть несъедобное или опасное.

Справка «АН»

Мини-пиги имеют такой же запах, как и взрослые хрюшки.
Популярные ныне мини-пиги селек-ционированы из вьетнамских вислобрю-хих свиней с примесью крови, в том чис-ле крупной белой. Максимальный вес – 50 кг. Иногда любители экзотики поку-пают поросёнка с рекламой, что это ми-ни-пиг. А он за полгода вымахивает под сотню килограммов. И пахнет, надо заме-тить, так же, как и нормальная взрослая свинья. Оно вам в квартире надо?

Хряк тренированный

– Вы развенчиваете миф за мифом! А какие породы наиболее популярны?

– Сейчас брендом является трёхпородный вариант скрещивания. Вначале белого йоркшира или крупную белую осеменяют хряками породы ландрас, но тоже строго белой масти. Затем полученных полукровных маток (метисов) перекрывают хряками третьей породы, например, дюрок или пьетрен. Главная задача такого сложного процесса – получить хороший выход мяса из туши (до 60–63%).

Но немаловажно, чтобы щетина была белая. Поросята же рыжие, чёрные, пёстрые идут на колбасу и другие изделия.

– Да, некоторых рыжих в России очень не любят! Если не на колбасу, то лес валить в Сибирь кое-кого с удовольствием бы отправили! Вы перечислили какие-то импортные породы. А родные-то есть?

– Конечно. Самые известные две. Брейтовская порода выведена в селе Брейтово Ярославской области методом скрещивания местных свиней с латвийскими вислоухими, средними и крупными белыми, полесскими свиньями и датскими ландрасами. Породу утвердили в 1948 году. Уржумская порода была выведена в конце 50-х годов прошлого века в Кировской области в городе Уржум. Эту породу получили путём длительного перекрёстного скрещивания местных длинноухих свиней с хряками крупной белой породы. Утвердили в 1957 году.

Также были созданы породы: северокавказская, скороспелая мясная, кемеровская, цивильская и ряд других. Всего около 17 пород разводится в России. Точно сказать невозможно, так как некоторые исчезают, но и новые появляются.

– Селекционная работа пока не умерла?

– Нет, без селекции никак. Есть и селекционные, генетические, гибридные центры, племенные заводы и репродукторы. Потребность в ремонтных свинках и хрячках достигает 800 тысяч голов. При каждом из ведущих свиноводческих комплексов имеются племенные предприятия.

В качестве примера можно привести СГЦ «Знаменское» в Орловской области. Они в средней полосе снабжают хряками для скрещивания. Надо сказать, натренированными хряками. К дамскому чучелу хрячков приучают уже с шестимесячного возраста. Разводят йоркширов, крупную белую и ландрасов. Покупай, скрещивай, разводи трёхпородных поросят уже на откорм.

– И почём хряки тренированные?

– Хороший хряк весом 70–80 кг стоит в районе 50 тысяч рублей. Они уже, как я говорю, прошли «раздой» в юном «глупом» возрасте и готовы к работе. Реально же по бонитировке (оценка животного по различным качествам. – Прим. ред.) для случки в свинке должно быть килограммов 120, а в хряке –130–140. Но так как они набираются опыта с младых копыт, то всё проходит без сучка и задоринки.

– Совсем как у людей! Опыт в этом деле не пропьёшь! И сколько поросят у тренированных хряков в опоросе?

– Нормально 12–14 поросят. В год от одной свиноматки за два опороса будет 24–25 пятачков. За 180 дней они набирают убойный вес – 105 килограммов. То есть за два опороса одна свиноматка приносит 2, 5 тонны свинины. А телят растят 14–15 месяцев и получают всего 350–400 килограммов мяса.

Мясо мясу рознь

– Мясо птицы и мясо свиньи – самые быстрые. Но вот какая беда: все птицы (куры, индейки, утки) в нашей стране «приезжие». 95% яиц мы завозим для инкубации из главного птичника в Англии. Ситуация в свиноводстве такая же?

– Мы и в царской, в советской и в российской действительности завозили и завозим хряков из европейских стран. В 30-е годы прошлого века из Англии сделали несколько завозов хрячков и свинок крупной белой породы по 300 голов. На племзаводах их размножали и создавали уже свои линии и вывели свою отечественную крупную белую. При необходимости завозим и другие породы, кроссы, линии.

Но по производству свинины от зависимости уже ушли. По данным Союза свиноводов, импорт свинины составил 59, 3 тысячи тонн, а экспорт перевалил за 60 тысяч тонн. Общее производство за девять месяцев этого года уже составило 2, 6 млн тонн.

Вполне реально в ближайшие годы ворваться в пятёрку крупнейших мировых экспортёров. Тем более что внутренний рынок насыщен полностью.

– Только вот более 80% производства уже «держат» крупные агрохолдинги. А по качеству мясо фермера и холдинга – небо и земля! Чем их там кормят?

– На крупных сельхозпредприятиях обычно кормят стандартными комбикормами для каждой половозрастной группы в соответствии с ГОСТом. Например, для супоросных и холостых свиноматок используется комбикорм СК-1, где основные ингредиенты – ячмень, пшеница, кукуруза (75%). Комбикорм СК-6 используется для откорма молодняка свиней сбалансированного по более чем 30 компонентам.

А фермер включает в рацион свиней зерновые корма, имеющиеся в наличии, местные витаминные корма, корма животного происхождения, кормовые добавки. И тогда и шпик зернистый, и качество мяса отменное.

– Говорят, что и стимуляторы роста колют, чтобы поросёнок быстрее набирал заветные 105 кг и шёл под нож?

– Ну кто же в этом признается?! Но не думаю, что это очень распространено, так как такие стимуляторы достаточно дорогие. На крупных свинофермах это обойдётся в серьёзные деньги, которые фактически не окупятся. Цены на свинину постоянно растут и сейчас, на мой взгляд, приближаются к порогу покупательной способности населения.

Не думай о свинине свысока

– Иногда можно купить и подороже, если есть уверенность, что эта свинка недавно бегала на личном подворье, а не стояла всю свою короткую жизнь в загоне холдинга. Как можно отличить мясо свиньи из крестьянского, фермерского хозяйства от свинины с промышленного комплекса?

– На рынке или в магазине – никак. Но действительно свинины домашней становится всё меньше и меньше. По данным Союза свиноводов, личные подсобные хозяйства (ЛПХ) в 2005 году выпускали около 1, 1 миллиона тонн, или 72% всей свинины в стране. А уже в 2017-м было – 316 тысяч тонн, или 13%. В этом году производство свинины в личных подворьях упадёт до 298 тысяч тонн (12%). А к 2022 году вообще может уменьшиться до 6%. Так что найти домашнюю свинину будет практически невозможно. Во всяком случае в крупных городах.

– Конечно, под предлогом ужасов африканской чумы свиней (АЧС) у крестьян их тысячами уничтожали. Многие считают, что это вообще пролоббировали крупные холдинги, чтобы убить мелкого конкурента.

– Скорее беззастенчиво пользовались. Поголовье свиней в крестьянско-фермерских хозяйствах только за девять месяцев этого года рухнуло на 16, 8 тысячи, а в ЛПХ – на 227 тысяч голов! Зато сельхозпредприятия увеличили поголовье на миллион.

В принципе, даже если на личном подворье АЧС появилась, то, конечно, поголовье надо не просто уничтожить, а сжечь, но после можно обработать помещение, и всё будет нормально. Тем более что чума свиней для человека совершенно неопасна, если мясо подверглось термической обработке.

– Столько тысяч лет вместе! Свинья человеку друг, товарищ и брат?

– Конечно. Свинья физиологически и анатомически очень близка нам. Сейчас активно идёт работа по временной трансплантации человеку механически функциональных тканей – сердечных клапанов, хрящей и сухожилий. Пока речь о пересадке целых органов свиньи не идёт. Но вот недавно бабуину пересадили сердце свиньи. Пока в виде эксперимента. Но уверен, что со временем она станет донором и для человека. Ведь свинья – наш друг, друг человека.

Парное – не мясо!

Куда же на Новый год, пусть и год Свиньи, без шашлыка? Помните, что парная свинина на шампур не годится. После убоя она должна минимум сутки вылежаться, иначе будет иметь неприятный запах. Поэтому – только охлаждённая! Как выбрать? Нажмите на кусок, хорошее мясо должно сразу восстановить свою форму.

Для котлет и шашлыка желательно брать так называемую мраморную свинину, то есть шейную часть – там и жировые прослойки, и мясо. Получается не сухо и не жирно. А как говорили раньше: «в плепорцию». А вот окорок или карбонат (мышцы спины) – хороши для запекания в духовке. Приятного аппетита. И с Новым годом!

В Хабаровском крае с чумой борются напалмом

Семья студентки из Москвы считает, что ее перевели в психиатрическую клинику, чтобы скрыть ошибку в лечении

Свиней и кур накормят ГМО

В России с 1 января на территории частных домов запретят разводить костры

Треть россиян на праздники забыли про самоизоляцию и отправились на шашлыки

Китай закрывает свои двери для российских сырьевых компаний

Сайт Avia.pro: Турция подставила российских военных под возможный удар сирийских джихадистов в Идлибе

В Индии свиньи гуляли по больнице для больных коронавирусом

Европа оборудовала «Академика Черского» по последнему слову техники

Появились подробности о задержанных за шашлыки в центре Петербурга блогерах

Сайт Sohu: попытка опозорить российский Ту-160 в небе над Японским морем обернулась фиаско для американских ВВС

В Хабаровске снова вспыхнул очаг чумы свиней

Недвижимость семьи Шпигеля: квартиры, дома и особняк на сумму до 3 млрд рублей

Диетолог раскрыл секрет кавказского долголетия

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru

    • Add to friends
    • RSS

    Владимир Крымов

    Свинина - генетическое оружие порабощения славян
    vladimir_krimov March 25th, 2011

    Задумывались ли вы, почему верующим иудеям и мусульманам категорически запрещено есть свинину, а славяне лопают ее за обе щеки?

    Вроде бы, мясо как мясо, вкусное, сытное. Сало длительное время может храниться и не портится. Съел кусочек и наелся.

    Свинья растет быстро, жрёт все подряд, неприхотлива к условиям проживания, не требует особого ухода.

    Любой иудей или мусульманин вам скажет свинья нечистое животное, его нельзя есть, иначе вы сами станете похожими на свинью.

    Сын божий Иисус Христос ни разу нигде не употреблял свинину. Он никогда не позволил себе нарушить этот строжайший запрет и никому из своих учеников не позволил сделать этого. Истинные христиане по логике вещей должны были бы подражать своему учителю, не есть нечистое мясо сами и запретить есть свинину всем уверовавшим в Христа. А они этого не сделали.

    Почему с внедрением христианства на наши земли уверовавшие в Христа люди не прекратил есть свинину?

    Первые христианские проповедники в основной своей массе были евреями, они мясо свиньи не переносили на дух. А вот славянам и другим народам есть свинину, не запрещали, даже поощряли. Свинина была предложена для коренного населения евреями на новых территориях обитания в качестве основного мясного продукта питания. Это было сделано ими для того, чтобы навечно через генную обработку организма свининой сделать из сильных и бесстрашных славян покорных и управляемых холуев, загнать коренной народ в стойло, превратив их в свиноподобных гоев.

    Еще древние египетские жрецы имели знания о зависимости возникновения страхов и проявления покорности у людей, которые употребляют мясо свиней. Иудеи взяли это на вооружение и всячески поощряли свиноводство и свиноедство на наших землях, с целью тайного генетического порабощения местного населения.

    Современные ученые подтверждают, что мясо свиней несет в себе генные формулы ДНК, в которых хранится особый ген страха. Этот ген, попадая в организм человека через пищеварительный тракт, начинает свою разрушительную миссию, изменяя поведение людей в сторону покорности и боязливости. С помощью него можно без особого труда превратить человека в управляемый биологический объект, полностью подчиняющееся воле своего «хозяина», который не употребляет мясо свиньи.

    Почему же именно мясо свиней выращиваемых людьми является нечистым?

    В природе дикие свиньи живут в естественных для себя условиях обитания, питаются чистыми продуктами, выросшими под воздействием солнечных лучей, сил природы дождя и ветра, они не имеют зловонного запаха и не вызывают отвращения. Эти животные постоянно находятся под лучами солнца, которое заряжает их тело положительной солнечной энергией. Мясо диких свиней не представляет опасности для людей, его вполне возможно употреблять в пищу, и ген страха в нем не зашкаливает.

    Совсем другое дело «домашние», прирученные людьми свиньи. Проходя мимо любого свинарника, вам обязательно ударит в нос невыносимое зловоние. Свиней практически никогда не выводят на прогулку пастись на лугу, их прикармливают человеческими отходами и испортившимися продуктами. Домашние свиньи всеядные, живут и растут в грязном ограниченном пространстве с пониманием того, что их обязательно убьют и сожрут те, кто их кормит и считается их хозяевами. Доживают эти свиньи максимум до того возраста, когда у них останавливается рост веса, держать их дольше не выгодно, и их сразу же убивают.

    Свиньи далеко не доброе животное, как может показаться на первый взгляд. Если случайно в стойло к голодным свиньям попадает пьяный или слабый человек, то они его живьем съедают полностью, не оставляя даже крупных костей.

    При этом свиньи очень чувствительны к своей собственной смерти. Они чуют, когда только начинаются приготовления к их забою. В их поведении проявляется явное волнение за несколько дней до этого.

    В отличие от других животных, которых люди выращивают для различных целей, свиньи нужны только для того, чтобы их сожрать. Ни молока, ни яиц, ни шерсти, никакой другой пользы от них получить нельзя.

    Внутренние органы свиней почти полностью повторяют человеческие, поэтому ученые медики выбрали свиней для провидения всевозможных экспериментов и опытов.

    Фактически мясо свиньи по вкусовым качествам ничем не отличается от мяса человека. Можете найти эти отзывы в опросах людоедов, сделанных правоохранительными органами.

    При создании современной генетически модифицированной свинины использовались гены человека. Это уже ни для кого не секрет. Употребляя свинину, мы, пусть нехотя, становимся людоедами.

    Свинина жирное мясо. В килограмме чистой мякоти свинины около семидесяти процентов жира, который идеально усваивается организмом человека и откладывается в «проблемных местах». Впоследствии избавиться от накопленного жира людям весьма проблематично. Ожирение в свою очередь вызывает нарушение подвижности и всевозможные побочные заболевания.

    Большую роль в свиноедстве славянского населения во времена монголо-татарского ига сыграли татары, принявшие к тому времени мусульманство. Захватывая населенные пункты, татары угоняли весь скот кроме свиней. Прикоснуться к свинье оружием означало для татар осквернением оружия. Считалось, что это навлечет на их головы страшные беды. Все свиньи после набегов татар оставались в целости и сохранности в стойле. В этот период славянское население практически перестало выращивать других домашних животных и пристрастилось к поеданию свинины.

    Очень печально, но это факты.

    Очистить организм человека от свиных генов можно.

    Не ешьте свинину ни в каком виде в течение десяти лет.

    Вы почувствуете разительные перемены в своей психике и здоровье и жизни.


    Декабрь 11th, 2012
    admin

    поросёнок

    В языческой Руси поросёнок был символом плодородия, богатства, благополучия. Старые языческие божества, обряды и традиции истолковывались, как враждебные христианству, поэтому христианская церковь называла «жертвенное животное» воплощением бесовской силы.В древнерусской традиции главным обрядовым животным в праздновании Нового года, была свинья, эта традиция перешла и в христианское празднование Рождества и Крещения.

    После принятия христианства на Руси канун Нового года с 13 на 14 января, праздновали день святителя Василия Кесарийского, архиепископ Кесарии Каппадокийской, христианского богослова, автора многих ныне существующих проповедей, который жил в 4 веке, в Каппадокии (греч. Καππαδοκία — «Страна прекрасных лошадей». Капада – kapada — копыто (родственные слова в рус. яз.: копыто)….
    Древние народные традиции и языческие обряды оказались сильнее церковных запретов и жертвенную новогоднюю свинью в христианской церкви стали называть «кесарийским поросёнком», посвящённым Святому Василию.

    Существовало поверье – богатый стол обеспечит хозяину дома достаток на весь год, потому и готовили хозяйки к этому дню множество снеди для угощения всей родни, соседей и друзей, зашедших в гости. «Свинку, да боровка припасай для Васильева вечерка».

    Эта традиция осталась в памяти народа, как достояние крестьянского мира и отдельной семьи. Съезжаясь утром на погост, односельчане в старину в складчину готовили жареного кесарийского поросёнка или целую свинью, варили в общем котле и съедали “всем миром”.

    Общинный характер ритуальной еды односельчан свидетельствовал о сохранении в быту русской деревни древних обрядов, характерных для родового строя.


    Наряду с этим обрядом существовал и ритуал семейного съедания свиньи. В каждой семье готовили полугодовалого поросёнка, которого зажаривали целиком.

    В новогодний вечер дома собирается вся семья, ставят свечу перед иконой Василия Великого. Перед новогодним ужином на стол насыпают семена ржи, пшеницы, гречи или овса в форме креста, вокруг которого насыпают семена в виде круга, получается “хрест у кругу”. Стол покрывали белой скатертью, и семья садится вечерять. Поев борща, все встают, старший в семье берёт блюдо с поросёнком или свининой и 3 раза поднимает его вверх к иконе, потом ставит блюдо на то самое место на столе, где под скатертью насыпаны семена, и все произносят молитву святому Василию Великому о том, чтобы “свиньи водились и усякая скотина”. Эту молитву произносят трижды, каждый раз трижды поднимают блюдо с поросёнком к иконам. После этого семья продолжала прерванный ужин, глава семьи не разрезал, а разламывал жареного поросёнка и раздавал всем по частям — это называется “кесаретского ломать”. Пока едят “кесаретского” поросёнка младший из детей сидит под столом и хрюкает, после его кормят отдельно (обряд деревни Саламыкова, Обоянского уезда).


    Празднование Нового года всегда мыслилось, как ритуальная трапеза, во время которого приобщались божеству, вкусив от него, то есть главное блюдо олицетворяло «животный образ божества». На святки это был жареный поросёнок или кабан, солнечное божество. Главный атрибут праздника – ритуальная еда, во время которой умирающее божество поедалось, и возрождалось в человеке, принося радость и счастье.

    Обрядовый новогодний ужин, на котором семья съедала «кесаретского поросёнка» имел магическое значение, он должен был вызвать плодородие (зёрна в круге), обильный урожай, плодовитость живности, благополучие в семье.

    Под покровом трапезы христианского праздника Святого Василия Кесаретского сохранился древний языческий смысл и обряд. От православия в этом обряде, нет ничего, кроме зажигания свечи Василю Кесарийскому, обращения к нему. Рассыпание на столе зерен в виде креста, окружённого кругом – это древний символ солнца из дохристианской языческой религии славян.

    Кроме ритуального съедания поросёнка в новогодней трапезе были приняты блюда приготовленные из зёрен злаков, муки, плодов, ягод. У русских как у всех древних славян, ритуальные трапезы приходили накануне трёх главных дней зимних праздников: Рождества, Нового года, Крещения.


    Кутья — одно из главных новогодних ритуальных блюд в Рождество, Новый год и Крещение. Малорусы варят особую кутью. В одном горшке варят пшеницу, а в другом -варят в меду яблоки, груши и сливы.

    Обязательной частью трапезы в Сочельник был взвар, узвар или “сочиво”, (компот) из сухих фруктов и ягод, с мёдом или сахаром.

    В новогодние дни пекут шанежки — маленькие круглые открытые пирожки, вроде ватрушек и расстегаев, то есть «расстёгнутых» пирожков. Начинка для них грибы, картошка, каша, мясной фарш, ягоды, капуста и др.

    Поросёнок, кутья, взвар, блины, толокно, кисель – вот ритуальные блюда, которые готовят для встречи новолетия и других обрядовых трапезах древней Руси.


    Широко распространённым блюдом в Сочельник были блины, их начинали печь с утра в сочельник, блинами одаривали колядующих.


    В новогодние дни пекут шанежки — маленькие круглые открытые пирожки, вроде ватрушек и расстегаев, то есть «расстёгнутых» пирожков. Начинка для них грибы, картошка, каша, мясной фарш, ягоды, капуста и др.

    блины

    Поросёнок, кутья, взвар, блины, толокно, кисель – вот ритуальные блюда, которые готовят для встречи новолетия и других обрядовых трапезах древней Руси.

    Недвижимость в Литве

    Сейчас на русских новогодних столах соблюдаются основные ритуальные традиции древности — обилие мясных блюд, разнообразных закусок, из муки готовят множество печёных изделий — пирогов, тортов, пряников, пирожных, готовят обильное питьё, компоты и соки.

    Конечно, в новый год зажигают свечи, открывают шампанское, загадывают желания и просят для себя и своей семьи всех благ — здоровья, счастья, благоденствия и благополучия.

    По единой классификации животных свиньи относятся к типу позвоночных, классу млекопитающих, надотряду копытных, отряду парнокопытных, семейству свиных (Suidae), представленному пятью родами: род Sus L. — собственно свиньи, род Potamochoerus Gray — кистеухие или речные свиньи, род Hylochoerus Thos.—лесные свиньи, род Phacochoerus Cuv. — бородавочники и род Babirussa Rafin. — бабируссы.

    Первые формы этого семейства появились в олигоцене. Начиная с нижнего плиоцена в Евразии существовало значительное число родов Suidae, в том числе современный род Sus L (Собственно свиньи). Род Sus появился в Юго-Восточной Азии и распространился в Центральную Азию, Африку.

    Одомашнивание животных началось еще 15 тыс лет назад. Согласно научным теориям, первым прирученным видом был волк, вторым - кошка. Затем люди начали приручать травоядных – коз, овец, свиней.

    Считается, что охотники, истребившие в местах своего обитания небольших диких зверей, на которых преимущественно охотились, были вынуждены разводить их в неволе. Они ловили или молодых животных, или, в сулчае со свиньями, супоросных свиноматок, помещали их в загон, оберегали от хищников и кормили. Так появился новый источник пополнения запасов мясной пищи. Однако это еще не было одомашниванием, потому что человек не осуществлял направленного отбора и животные не размножались в неволе.

    Одомашнивание диких животных связано с переходом к оседлому образу жизни. Социальные отношения начали развиваться быстрее, чем орудия охоты, а охотничьи угодья истощались, что и подтолкнуло людей к занятию скотоводством. Люди отбирали для разведения более спокойных и мирных животных. С отбора животных с необходимыми качествами и начался процесс породообразования свиней.

    Одомашнивание свиней обусловлено хорошей их приспособляемостью, неприхотливостью, всеядностью. Кроме того, свиньи плодовиты и дают вкусное мясо. В хозяйстве использовались и крепкие свиные шкуры.

    Одомашнивание свиней началось в Китае и Юго-Восточной Азии около 9-8 тыс. лет назад. Впоследствии животные были завезены в районы древних цивилизаций Средиземного моря. С Ближнего Востока домашние свиньи попали в Европу. Однако вскоре европейцы по примеру Востока начали приручать местных диких кабанов, их потомство полностью вытеснило пришлую ближневосточную породу.

    Таким образом, все существующие породы свиней происходят от европейского дикого кабана (Sustscrofa ferns) и южноазиатского дикого кабана (Sus orientalis, Sus crictatus, Sus vittatus). Такой вывод можно сделать исходя из ярко выраженных морфобиологических различий между ними. Южноазиатские дикие свиньи меньших размеров, они имеют большую скороспелость и способность откладывать жир, более короткий и широкий череп с круглым и выпуклым лбом и изогнутым лицевым профилем. У диких европейских свиней лицевая часть (носовые кости) сильно развита по сравнению с черепной частью (лобная и теменная кости), поэтому череп вытянут в длину. Линия профиля прямая, череп низкий, узкий, с сильными выступами затылочного гребня.

    Существует и другая точка зрения на происхождение пород свиней, поддерживаемая отечественными учеными, доказывающая, что все современные породы свиней происходят от азиатского дикого кабана (юго-восточная Азия), средиземноморского дикого кабана и Европейского дикого кабана (Центральная Европа и Северная Азия).

    В древнем Египте свиньи использовались для втаптывания в землю семян культурных растений. Свинья считалась нечистым животным, и мясо свиней ели лишь самые бедные слои населения. Людям, которые пасли свиней, запрещали входить в храм.

    В Риме и Греции свиноводство развивалось более интенсивно и считалось почетным. В первом веке до н. э. известный ученый Рима Марк Теренций Варрон в руководстве по животноводству дает рекомендации по отбору маточного поголовья (рекомендует оставлять на племя таких маток, которые дают поросят в приплоде не меньше, чем сосков), разведению, кормлению, содержанию свиней, отъему поросят. Римляне готовили из свинины колбасы и сосиски.

    В Европе высоко ценили свиней (большими любителями прослыли галлийцы и германцы). Согласно историческим описаниям, во владении Карла Великого находились от 300 до 600 свиней, которых содержали и откармливали в близлежащих лесах.

    Изменения в процессе доместикации свиней

    В первый период одомашнивания свиньи мало отличались от своих диких предков, но по мере воздействия на них человека у них появляются новые свойства.

    На первых этапах приручения для содержания в загонах человек отбирал более спокойных и менее подвижных животных. В процессе доместикации свиньи стали меньше двигаться, что привело к упрощению морфологии головного мозга, ослаблению зрения, изменилась масса, структура мышц, свинья приобрела способность к осаливанию. Гиподинамия затормозила развитие костной системы, скелет стал гораздо легче, вследствие увеличения длины туловища - увеличилось число грудных и поясничных позвонков. В отличие от диких предков у одомашненных свиней укороченная голова, свислые уши, провислая спина, более широкое туловище.

    В процессе доместикации (одомашнивания) происходят изменения в строении свиней в сторону уменьшения массы передней части и увеличения массы задней части, усиления роста туловища в длину (вследствие отбора на многоплодие) и укорочение конечностей. Это связано с тем, что в передней части меньше содержится мяса высокого качества, в ней больше костей, хрящей, сухожилий, серозных оболочек, жировых прослоек.

    Сильные изменения произошли и в кожном покрове. У диких животных толстая, плотно прилегающая к телу кожа, покрытая грубой щетиной, хорошо защищает их при продвижении сквозь густой кустарник, от непогоды, гнуса. У домашних свиней кожа более рыхлая, уменьшилась густота волосяного покрова, щетина стала тоньше.

    Домашние свиньи утратили агрессивность, у них ослабла часть врожденных рефлексов – забота о потомстве, защитная функция и др.

    Однако одомашненные свиньи почти до 18 века мало чем отличались от диких, и только после того, как свиней стали направленно отбирать по определенным признакам, начали появляться отдельные породы.

    Славянская номенклатура свиньи имеет прочные связи с индоевропейскими названиями.

    Это относится прежде всего к двум основным названиям слав. *svinbja и *porsq, имеющим общеславянское распространение. Ст.-слав. Свиньл до £ , др.-русск. свиния, русск. свинья, укр. свиня, польск. swinia, кашуб, svwa, словин. svjmд, в.-луж. swinja, н.-луж. swina, полаб. sve/- йя, чеш. svme, слвц. .УУШЯ, словен. svinja, сербохорв. свйтьа, болг. свиня.

    Црк.-слав. прасл, -лте, др.-русск. поросл, русск. поросенок, стар. диал. порося, укр. порося, -я/гш, блр. парася, польск.prosiq, -qcia, кашуб. parsq,prosq, словин. pдrsq, н.-луж. prose, в.-луж. proso, полаб. porsq, чеш. prase, слвц. prasa, словен. prase, род. en.praseta, сербохорв. прасе, род. ед. npдcema, болг. прасе, диал. (олыианск.) прашчё.

    Слав. *svinbja является в полном смысле слова общим термином, обозначавшим, по-видимому, как домашних, так и диких животных обоего пола, ср. др.-русск. бити свиньи 'охотиться на кабанов'1; вместе с тем это название удобно для обозначения самок. Но главной его особенностью, сохраненной, вероятно, от более древнего времени, является то, что слово svinbja всюду значит 'взрослая свинья'. Производные и значения типа сло- вин. sv'mq 'поросенок' очевидно вторичного, позднего происхождения.

    Столь же последовательно слав. *porsq употребляется в значении 'детеныш свиньи, поросенок', в то время как отклонения вроде болг. прасе 'свинья' являются вторичными местными семантическими инновациями.

    Слав, svinbja восходит, в конечном счете, к и.-е. *sь- (*sьs)/*suu-, ср. лат. sьs, греч. υς, а также συς, др.-в.-нем. sь, нем. Sau, авест. hь-, алб. thi, тохар. В suwo 'свинья', ср. также др.-инд. sьkarдs 'свинья'. Непосредственно примыкает слав, svinbja к расширениям на -η-, первоначально, вероятно, адъективного характера: гот. swein 'свинья', нем. Schwein, лтш. suvqns, 'поросенок', а также, возможно, хетт, иероглифич. suwana-.

    Однако в своей полной форме слав, svinbja представляется сугубо славянской инновацией не совсем ясного морфологического характера: и.-е. *suJnos, слав. *5УШЪ, ср. русск. свиной + суффикс -bja. И.-е. *sь-s трудно поддается этимологизации. Из существующих толкова- ний лучше всего, пожалуй, выдержала экзамен этимология названия свиньи от звукоподражания su, передающего крик животного. В этом смысле, быть может, допустимо говорить о сходстве и.-е. *sь- и др.-кит. *си 'свинья, бо- ров'; заимствование и.-е. *sь- £ os 'домашняя свинья' при *sьs 'дикая свинья' одновременно с тезисом о западноиндоевропейском распространении *porkos опровергнут уточнениями в истории значений *porlcos по языкам, а также находкой слова pдsa 'свинья' £ о- из *perlc-, название цвета, ср. греч. περχος, др.-инд. pfsni- 'пятнистый'. ≪ Из- вестно, что у поросят дикой свиньи при рождении и примерно до шестимесячного возраста шкура покрыта черными и белыми пятнами и поло- 2 См.: D. Boranic. Onomatopej ske rijeci za zivotinje u slavenskim jezieima. Zagreb, 1909. S. 73; E. Schwentner. Tocharische Tiernamen. Т. 1. В suwo 'Schwein' // IF. Bd. 63. 1958. S. 165 ff.; A. J. Van Windekens. Lexique etymologue des dialectes tokhariens. Louvain, 1941. P. 117; E. Gottlieb. A systematic. P. 11; Μ Vasmer. REW. Bd. 2. S.593; Ε. Α. Polivanov. A propos d'un mot indo-europeen de provenance chinoise: *(t)sus ≫ .

    Значит, *porlco- оформилось как название для поросенка. Всюду на индоевропейской территории *sьs, *porfcos служили названиями диких сви- ней вообще, и лишь с появлением свиноводства стали возможны вторичные сдвиги3. Славянский знает только производное *porsent-, аналогического про- исхождения в отличие, например, от *telen-t-, где есть какие-то основания до- пускать следы более древних отношений конца основы ( : telb-сь, лит. teli-as и др.).

    Прочие славянские глагольные и именные производные от *porsq совершенно прозрачны и аналогичны другим подобным образованиям от названий домашних животных. Замечание вызывают формы русск. диал. просята, прасук, просук, которые, однако, вряд ли являются церковнославян- скими элементами (прас-), проникшими в русскую народную речь, как думал J1. П. Якубинский, и могут быть объяснены полной редукцией второго предударного гласного <поросятки) в соседстве с сонорным4.

    Этому не проти- воречит диал. прпська, по-видимому, вторично полученное из прасятки, пра- сук. Диал. (рязанск.) парсук, парсюк, 'боров, легченый кабан', приводимое В. И. Далем, стоит обособленно, но здесь тоже можно видеть несколько иначе осуществленную редукцию. В отличие от них, зап.-блр. porsьk, parsuk '(кастрированный, худой, плохо откормленный) поросенок', вероятно, заим- ствовано из литовского или вымершего ятвяжского языка5. Диал. (тамб ・ ) бар- сук 'боров'6, по-видимому, возникло по причине контаминации боров и бар- сук в обычном значении. При абсолютной важности мясного направления именно в свиноводстве понятна древность названий борова, кастрированного самца свиньи. Этим объясняется наличие соответствий, объединяющих, например, славянский и германский.

    Таким названием является слав. *borvb претерпевшее в отдель- ных славянских языках важные семантические изменения: др.-руск. боровъ 'скотина породы овец и коз; кабан и баран холощеный', русск. боров 'кастрированный кабан', также диал. 'кабан', 'вепрь' боровчйк 'годовалый теленок, выросток, бычок или яловка', польск. диал. browek 'откармливаемый кабан'7, др.-чеш., brav 'скот, в частности мелкий скот', чеш. brav 'мелкий скот', диал. (моравск.) brav, brdvek 'кастрированный кабан'8, слвц. brav, bravec 'кабан, поросенок, кастрированный или некастрированный', болг. диал. брав 'баран', брава 'голова (единица счета скота)', например, сто брйви овцй, 'сто голов овец', сербохорв. брав 'овцы', диал. 'кастрированный кабан', сло- вен. brav 'мелкий скот'.

    Значение 'мелкий скот, овцы, козы' оформилось вторично, видимо, в результате потребности в собирательном термине вроде *gov$do 'крупный рогатый скот'. Любопытно преобразование по народной этимологии макед. болг. диал. правда '(мелкий) скот' norzb в отдельных диалектах стало сближаться с производ- ными от слав. *rez-, ср. блр. кнорез, болг. къдрез. Случаи диссимиляции г — г, появления вставного d тоже умножили число вариантов слова. В некоторых языках преобладает другое название кабана: полаб. neresac , црк.-слав. вепрь δς, aper, др.-русск. вепрь, русск. вепрь, диал. вёперь, вепрь 'боров', вёприк 'кабан, боров' (олонец.), веперъ, вапёрь кормный, вепрючёк 'боров?' (смоленск.), вепрёнок 'боров' (Тобольск.), укр. вёпер 'вепрь, дикий кабан, кастрированный кабан'; блр. вепёр 'вепрь, кабан кормленый', вяпрук 'кабан', польск. wieprz 'свинья, вепрь, боров', словин. vjiepr 'боров, кладеный кабан', н.-луж. wjaps 'боров, кабан'; в. луж. wiapr, полаб. viper, чеш. vepr 'свинья, боров', слвц. vepor, veper то же, словен. veper 'кабан', сербохорв. вепар 'боров', блгр. вёпър, диал. въпър 'вепрь, кабан'. Развитие формы слав, veprb затемнено. Вполне возможна в этом слове еще в древности какая-то контаминация разных основ.

    Слав, veprb 'кабан, дикая свинья' сближается поэтому с разными группами слов: лтш. vepris 'боров', далее — др.-инд. vдpati 'испускает (семя)', с другой стороны — лат. aper, др.-в.-нем. еЪиг, нем. Eber 'вепрь, кабан', наконец с др.- инд. yдbhati 'fiituere' и родственными 12. Однородный семантический характер, определяемый спецификой свино- водства, носят производные от слав. *kpniti: русск. диал. коромнйк 'боров, откармливаемый на убой' (со вторым полногласием кором-), серб, крмак 'кабан', крмача 'свинья самка', крме, род. ед. крмета 'свинья', болг. кьрмпк, также диал. кръвнак, кръвняк (с диссимиляцией мн- -вн-) 'боров', ср. др.- прусск. nomaytis 'боров', лит. meitelis 'боров': лит. maitinti 'кормить'.

    Несколько названий объединяются происхождением от названия клыка: болг. глиган, глиг 'кабан, вепрь' ≪ Крупный рогатый скот ≫ ), русск. диал. подсосок 'немного выросший поросенок': сосать', болг. диал. нэ]ёла 'тощий, худой поросе- нок' 14; польск. диал. chujec, chujczak 'некастрированный кабан' ≪ Лошадь ≫ ); слвц. nazimenca ср. р. 'поросенок, рожденный зи- мой' 15, ср. серб, ндзиме 'годовалая свинья'; аналогичны слвц. диал. jдrnicд, jдsiencд (оравск.) 'поросенок весеннего, осеннего опороса', польск. samura, samora 'свинья-самка, свиноматка', ср. русск. диал. самур 'дикий кабан', укр. диал. самура 'свинья', образовано от местоименной основы sam, ср. русск. сам — с0мка. Слвц. osipand 'свинья' (ср. chov osipanych 'свиноводство') от sip 'шип, ко- лючка', а также, возможно, словен. scetinec, scetinjdca 'свинья' (от словен. scetina 'щетина') представляют собой, по всей видимости, кальки венг. series 'свинья' — от serte 'щетина'.

    Ареал называния свиньи ≪ щетинистой ≫ : словенский, венгерский, словацкий (с центром в венгерском) — четко выделяется в отношении остальной славянской языковой территории. Нелингвистические мотивы этого явления заключаются, вероятно, в значении венгерского свиноводства. Кстати, из другого венгерского названия свиньи diszno заимствовано слвц. диал. disnov 'свинья'. Внушительна группа названий звукоподражательных и вообще экспрес- сивных: русск. диал. скоголь 'поросенок', ср. укр. скиглити 'визжать, ску- лить', хряк, хрёк, хряч, крех 'кабан, боров', нохрок 'боров', нахрат 'боров' (вятск.); чуха, чухна, чухня 'свинья' (симбирск.), ср. подзывание свиней чух- чух!, сюда же чушка, чучка 'свинья', ср. аналогичные лит. ciuka, ciuke 'свинья', ciukas 'кабан'; русск. диал. (смоленск.) дюшка, дюк, дзюк, дюхман 'свинья', зюгика 'поросенок', ср. укр. диал. дзюня; русск. диал. юс 'поросе- нок', юсочка 'свиночка', ср. юз! — окрик на свиней (смоленск.); укр. льоха 'свинья', ср. польск. locha 'свинья', 'свиноматка', укр. ринда, риндя 'свинья'; кашуб. bu%la 'свинья', ср. Ъи%! — окрик на свиней, словин. bьcka то же от Ьис!; н.-луж. chrochawa 'хрюшка', hunca, hunco, huncka, huncko 'свинка', в.- луж. hanc, кипе 'кабан'; словен. krokelj 'свинья, хрюшка' от krokati\ польск. диал. guda, gudza 'свинья', ср. словен. guda 'свинья', gьdek 'поросенок', серб. гуда 'свинья', гудин 'поросенок', болг. диал. гудка 'хрюшка', от подзывания, ср. серб, гуду, гуду, гуду!', польск. диал. giera 'свинья', словин. fjierд 'старая свинья'; словен. сипа, cьnka, cunja, cunjoga 'свинья'.

    Мошинский давно обратил внимание на целесообразность изучения, в том числе в плане лингвистической географии, междометных выкриков, связанных со свиньей. Так, сходство укр. рас, славон. раско, далм. расе представляет собой, по его мнению, нечто большее, чем простая случай- ность 16. Его указание ценно тем, что помогает связать несколько далеких территориально названий животного, образованных от описанного подзыва- ния: укр. пацюк 'поросенок, кастрированный кабан' (и вторично — 'крыса'), диал. (гуцульск., буковинск.) паця, пац'е, мн.ч. пацята 'поросенок, поро- сята', словен. расе, род. ед. -eta, pacek 'свинья', сюда же сербохорв. диал. (кайк.) pдjcek 'свинка' со вторичным j17, ср. еще словен. pдcej 'кабан, самец', pьjs, pьjsek, pьjska ' свинья'.

    Обращает на себя внимание характерная вытянутость ареала этих образо- ваний (словенский, кавказский, украинский), а также отсутствие современной связи его западной и восточной частей, что как будто говорит о древности отношений. Правда, отдаленно сходные названия можно указать также в стороне от этих районов: польск. fus, fusik 'свинья, боров', чеш. диал. pasik 'поросенок', но это вполне самостоятельные экспрессивные образования, ср. др. чеш. pasu-pasu подзывание18. Русск. кабт, укр. καδάπ, блр. каб0н, а также польск. kaban заимствовано из тюрк, kaban 'вепрь, дикая свинья'19. Прочие названия: русск. диал. (тамб.) корюх 'кабан', кузенок 'поросенок' (донск.), с.-в.-р. сика 'свинья' — из западнофинских языков, ср. фин. sika 'свинья'; хавронья

    Смотрите также:

    Свинья их, бывает, съедает, и это наталкивает ее на поедание поросят, особенно при скудном рационе.
    Ученые-этологи считают, что это пристрастие не случайно: вероятно, потребность у свиней и кабанов в тыкве связана с ауто-санацией (самооздоровлением), желанием.

    Система разведения свиней. Поросята.
    Свиньи. Разведение содержание свиней. Свиноводство. Некоторые свиноводы опасаются держать в своих хозяйствах хряков: считают, уж очень сложно за ними ухаживать,

    Читайте также: