Для чего бог создал свинью

Опубликовано: 13.04.2024

По закону Моисея свиньи считались «нечистыми» и народу Израиля было запрещено употреблять их в пищу ( Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ). Хотя к этой категории относились и многие другие существа, практика показывает, что свиньи были особым случаем, так как во многих других странах Древнего мира их держали как домашних животных и ценили как пищу. Таким образом, употребление в пищу свинины стало основным примером нечистого языческого поведения в Ис. 65:4; 66:17 , где осуждаются израильтяне, принимающие участие в языческих культах. В особенности при рассмотрении Ис. 66:3 , где речь идет о принесении в жертву свиной крови, ясно, что в этих стихах говорится о ритуале жертвоприношения, хотя поедание принесенных в жертву свиней и не было распространено в Ближневосточном регионе в древности. Разумеется, для библейского автора связь свиней со святостью, которую отступники-израильтяне якобы получали во время своих языческих обрядов ( Ис. 65:5; 66:17 ), весьма иронична.

В более поздний библейский период отказ иудеев от употребления свинины сильно отличал их от язычников. Во время гонений Антиоха Епифана, пытавшегося искоренить особенности иудейской веры, верные иудеи отказывались от употребления свинины в знак верности Божьему закону. Мученики маккавеи погибали, не желая идти на компромисс в этом вопросе ( 2Мак. 6:18–20; 7:1 ). Когда Антиох осквернил храм, он, в частности, приносил там в жертву свиней ( 1Мак. 1:47 ), ибо свиньи как нечистые животные не подходили для жертвоприношения по закону Моисея (см. ЖИВОТНЫЕ).

Хотя классификация свиней как «нечистых» специальна и не касается их физической нечистоты, в Древнем мире свиньи обычно считались грязными животными. Часто им разрешалось свободно бродить по улицам и копаться в грязи, как и собакам. В результате в сознании иудеев символическая нечистота свиней усиливалась, и в более поздний период свиньи и псы стали уничижительными кличками язычников. В Новом Завете связь язычников со свиньями очевидна: когда свиньи упоминаются в качестве домашних животных, это явно значит, что действие происходит на языческой территории, как в случае встречи Иисуса с легионом бесов ( Мк. 5:11–14 ) и падения блудного сына до состояния свинопаса ( Лк. 15:15–16 ).

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» ( Притч.11:22 ). Здесь имеется в виду несоответствие, контраст между красивым украшением и животным, которое, вероятно, считалось грязным и, возможно, также уродливым (хотя это единственное свидетельство того, что свиней могли считать уродливыми).

Связь свиней с собаками прослеживается в Мф. 7:6 и 2Пет. 2:22 . Первый стих, вероятно, следует читать как параллелизм с хиазмом:

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями,

чтоб они [свиньи] не попрали его ногами своими

и [псы], обратившись, не растерзали вас.

Некоторые толкователи усматривают здесь запрет проповедовать Евангелие язычникам (которых символизируют псы и свиньи, см. Мф. 10:5 ), но скорее всего имеются в виду невосприимчивые слушатели, люди, которые относятся к ценности (подобной жемчугу) как к чему-то дешевому и презренному. Такие люди не обязательно являются язычниками, но данное высказывание сопоставляет их с типичными язычниками, которых иудеи считали недостойными святого и драгоценного Божьего закона.

Во 2Пет. 2:22 две притчи отнесены к случаю, когда обращенные в христианство язычники возвращаются к аморальному языческому поведению. Здесь, возможно, подразумевается традиционная связь язычников с псами и свиньями, как и более общее представление о нечистоте этих животных. В этих двух притчах приводятся примеры неприятных привычек двух названных животных. Первое упоминание – цитата из Притч.26:11 ; второе («вымытая свинья идет валяться в грязи») встречается в другом месте, в «Истории Ахикара». Свиньям нравится купаться в воде, хотя они не меньше наслаждаются валянием в грязи. Данная свинья могла вымыться в купальне и стать чистой, но немедленно запачкается снова. Купание может указывать на крещение как «очищение прежних грехов» обращенных ( 2Пет. 1:9 ).

См. также: ЖИВОТНЫЕ, СОБАКИ, ЧИСТОТА, ЯЗЫЧНИКИ.

Книга неправославных авторов.

Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) - Словарь библейских образов [2005, DjVu, RUS] Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron's rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

В качестве наказания Аллах может превратить человека в обезьяну или в свинью или в любое другое животное. Утверждения Корана и Сунны о таких метаморфозах большинство мусульман считают физическим изменением, другие - только нравственным. Я считаю, что первые правы.

КОРАН О ПРЕВРАЩЕНИИ ЛЮДЕЙ В ОБЕЗЪЯН

Некое селение иудеев на берегу моря нарушило субботу: ловили рыбу. Аллах наказал их, превратив в обезъян: «Будьте обезьянами презренными! كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ » (Коран, 2:65; 7:163-166) . По мнению Ибн Аббаса (619-687гг.), это было во времена пророка Давида.

Комментатор Ибн Касир (1301-1373гг.), ссылаясь на хадисы, пишет:

Саййид Абуль Маудуди (1903-1979гг.) комментирует: " Их ум был не тронут, но тело изменилось и стало как у обезъян" (Sayyid Abul Maududi. Towards Understanding The Quran. Vol.1. P.83).

ЦЕЛЬ НАКАЗАНИЯ

Цель наказания превращением в животных: "для них самих и для будущих поколений, а также назиданием для богобоязненных" (Коран, 2:66).

Ибн Касир пишет о назидательности этого наказания: "те, кто обладает богобоязненностью, должны знать об их преступном поведении, чтобы с ними не случилось того же, что и с жителями этого селения".

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЖИВОТНЫХ или УПОДОБЛЕНИЕ?

Некоторые мусульмане толкуют айаты о превращении иудеев в животных как иносказание, как метафору. Они считают, что это превращение в обезъян не было биологическим или физическим актом, но было нравственным уподоблением.

Например тафсир Мунтахаб переводит айат таким образом :

Подобно тому переводит Саййид Кутб (1906-1966): "Будьте подобны презренным обезьянам" / "Be as despicable apes" . И комментирует так:

Но я и множество других мусульман, и авторитетное предание не согласны с таким метафорическим толкованием.

О физическом превращении в обезъян говорят авторитетные источники после Корана - хадисы:

То есть, из этого хадиса следует, что община израильтян исчезла (!) . Хадис комментируется так: позже Аллах открыл Мухаммаду, что иудеи были превращены в обезьян и свиней, а не в мышей. Это откровение отражено в Коране: "Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней" (Коран 5:60) .

Источник фото: https://donvesti.ru/wp-content/uploads/2019/11/5a456646f2390.jpg

Почему Мухаммад подумал, что мыши - это израильтяне? Потому что, как пишут комментаторы, "верблюжье мясо и молоко запретны для иудеев, а баранину и овечье молоко им употреблять в пищу разрешается, что и заставило пророка, высказать такое предположение" . Выходит, Мухаммад считал превращенных израильтян-мышей соблюдающими иудейские традиции. Мухаммаду же самому, кстати, было разрешено не только мясо верблюда и молоко, но и моча, которой он угощал в качестве лекарства пришедших к нему людей из племени "‘укль (или: ‘урайна)" Бухари, 167(233).

ПРОПОВЕДЬ ИСЛАМА ПОД УГРОЗОЙ ПРЕВРАТИТЬ НЕПОВИННЫХ В ОБЕЗЪЯН

Об угрозе превратить в обезъян тех, кто не повинуется призывам к Исламу людей, в частности - христиан и иудеев, в Коране прямо не говорится, но подразумевается:

В этом айате содержится угроза проклятия подобно тому, как были прокляты те (иудеи), кто нарушил субботу. А выше мы уже выяснили, как наказали тех, кто нарушил субботу: их превратили в обезъян и свиней. Например, ас-Саади комментирует:

Аналогично комментируют Джалалайн, Ибн Аббас, Аль-Мунтахаб, Саййид Кутб. Абдуллах Ибн Аббас, Атиййа Аль-Авфи, Катада считают, что стирание лица означает, что Аллах сотрет глаза, повернет их на затылок и ослепит. Ат-Табари считает, что их глаза будут на затылке, и они будут ходить задом наперед.

В авторитетном источнике, в хадисе аль-Бухари передается как Мухаммад сказал следующее:

Таким образом, из толкования более ранних муфассиров, из хадисов и Корана следует, что Аллах в прямом смысле превратил селение иудеев в обезъян и свиней. В этих айатах Корана не говорится об уподоблении обезъянам в нравственном смысле. Это натянутое толкование. Эту историю о превращении иудеев в обезъян и свиней Мухаммад скорее всего услышал от иудеев. Потому что в Коране говорится, что иудеи знают об этой истории: "Вы знали тех из вас" (Коран 26:5), "Спроси их о селении на берегу моря" (Коран 7:163).

её точно бог с аллахом создали? вместе? ! хмм, у них хорошее чувство юмора))

Ты хохлам не скажи - для них свинья - священное салоносное животное. )))).

Боюсь угадать - для устрашения? Кто ее испугался - тот. . сами понимаете.

Чтоб русским больше досталось и хохлов сальцой порадовать :))

Анна Севастеева

ее нельзя есть только евреям.
Остальным можно.

Чтобы пересаживать ее органы человеку ведь днк очень похожи. Учитывая то что свинья - грязное животное, то раз она близка к человеку по структуре, то и человек отчасти свинья, особенно алкашня)) ) как бы это печально ни звучало

А Всевышний создает только то, что можно есть?)

Новый зовет читайте:
А после на вопрос Иисуса как его имя, отвечал: «Легион» , указав этим на обитание в нём большого количества нечистых духов.

БЕСЫ просили Иисуса не высылать их вон из страны той, а пустить ИХ в стадо пасущихся рядом СВИНЕЙ. Иисус позволил им и всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. По утверждению Марка, погибло около двух тысяч свиней. Христос не позволил исцелённому последовать за ним, «а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя».

Ttytuj

мясо нельзя есть, мясо грех, адам и ева по образу и подобию созданы, бог не из мяса, бог есть свет и нет в нем ни какой тьмы. сказано когда согрешили адам и ева бог дал им одежды кожаные, не письку крыть, а тело физическое есть кожаная одежда, без души эта одежда прах, а душа вечна

Ветхий завет Второзаконие - .Не еште её нечиста она для вас, ибо ее копыто раздвоено, но не жует жвачки она, это скверна для вас . Скверна очерняет сердца

Что же такое оскверненное, черное сердце легко понять
Это сердце жадного до всего человека
Ему жалко чувств, сострадания, вещей, блага для ближнего
Он спокойно благоденствует когда в мире творится беззаконие
Когда дети голодают и мрут от болезней которые излечимы (скверные потратят деньги на блажь)
когда они умирают от бомбежек скверносердечных людей
когда все проходят мимо несчастного, калеки, нищего
Черносердечники озабочены собой
И их ждет ОГОНЬ АДА

Свинья по Моисееву закону, который ему дал Бог, считалась не чистым животным, но этот закон был дан - только Евреям, который в то время был народом Бога .
" Он говорит своё слово Иакову,
Свои постановления и судебные решения — Израилю.
Не сделал он этого никакому другому народу,
И его судебных решений они не знают. "
- Псалом 147 : 8,9.
Иисус Христос, когда был на земле -- отменил Моисеев закон !

иудейский бог ещё и в раю дерево создал плоды которого жрать нельзя, насоздавали что попало, а после подумали, может это русские боги, по поведению очень схожи

Чистые и нечистые животные различались не на основании того, что можно было и что нельзя употреблять в пищу, а на основании того, каких животных можно было использовать в качестве жертвоприношения Богу. До Потопа люди не ели мясо животных. Понятия «чистые» и «нечистые» для еды животные появились только с Моисеевым законом и были упразднены с его отменой.

Чтобы испытать нашу веру. ха ха ха. .
А верите ли вы. что съев свинину попадёте прямиком в ад?

Элеонора Габбасова

А вот маорийцы считают, что богу просто разонравились слепленные им люди, вот он и начал по ним кулаками дубасить. По кому попал - те так на четвереньках и бегают, кто оказался хитрее и смыться успел - те остались двуногими. Ну, а о кулинарных пристрастиях маорийцев вы, очевидно, и без меня наслышаны. 🙂

Сергей Степин

Так на свете много жтвности которую есть нельзя.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Христианин задает вопрос о причине запрета свинины

Почему Ислам запрещает свинину, несмотря на то, что свинья одно из творений Аллаха? Тогда для чего же Аллах создал свинью?

Хвала Аллаху.
Во-первых, Господь наш категорически запретил употреблять в пищу свинину. Сказал Всевышний:
قُلْ لا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّماً عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَماً مَسْفُوحاً أَوْ لَحْمَ خِنْزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ
«Скажи: „Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной…“»[1].
По Своей милости и для облегчения нашей жизни Аллах дозволил нам все благое и запретил нам только скверное. Сказал Всевышний:
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ
«…объявит дозволенным благое и запрещенным скверное»[2].
И мы ни на мгновение не сомневаемся в том, что свинья является скверным, нечистым животным, а также в том, что употребление свинины вредит человеку. Как известно, свинья живет среди грязи и нечистот. Нормальный человек чувствует отвращение к свинине и не согласится есть ее, так как это не соотносится с естественной природой человека и здравой натурой, которую создал Великий и Всемогущий Аллах в человеке.

Во-вторых, вред, который наносит человеческому телу употребление свинины подтверждается современной медициной:
• свиное мясо содержит самое большое количество холестерина по сравнению с другими видами мяса животных; из-за превышения содержания в крови холестерина возникает вероятность возникновения атеросклероза; содержание жирных кислот в мясе свиньи необычно, отличается от содержания жирных кислот в других пищевых продуктах, из-за чего они легче всасываются по сравнению с другими, что и приводит к повышению холестерина в крови;
• употребление свинины и свиного жира имеет связь с распространением рака ободочной кишки, рака прямой кишки, рака простаты, рака груди и рака крови;
• употребление свинины и свиного жира приводит к полноте и к болезням, от которые сложно излечиться;
• употребление свинины приводит к аллергическим реакциям, к зуду и язве желудка;
• употребление свинины приводит к воспалению легких из-за ленточного червя и легочного сосальщика, а также приводит к микробному воспалению легких.
Особая опасность употребления свинины в том, что мясо свиньи содержит ленточных червей (а именно свиных цепней, научное название Taenia solium), длина которых достигает 2-3 метров. Рост личинок этих червей в человеческом теле, в случае если они развиваются в головном мозге, может привести к сумасшествию и истерии. Если они растут в области сердца, это приводит к повышению давления и сердечным приступам. Другим видом червей, которые обнаруживаются в свинине, являются круглые черви трихинеллы, которые не погибают при термической обработке, и рост которых приводит к параличу и сыпи.
Доктора подтверждают, что болезни, возникающие из-за ленточного червя (а именно свиного цепня), являются опасными, и человек заболевает ими после употребления свинины. После употребления черви растут в тонком кишечнике в течение нескольких месяцев, пока не достигают полного роста. Тела их в этот период могут состоять из тысячи отрезков, а длиной они могут быть от 4 до 10 метров. В процессе своей жизнедеятельности черви откладывают личинки в кишечнике человека, которые выделяются вместе с человеческим калом. После того, как свинья проглатывает личинки и переваривает их, они попадают в ткани и мышцы, где образуют цистицерк. Цистицерк – это наполненный жидкостью пузырь, на внутренней поверхности которого располагается головка червя. При употреблении зараженной свинины цистицерк в кишечнике превращается в червя. Впоследствии человек чувствует слабость, в организме уменьшается содержание витамина В12, который необходим для поддержания нормального кроветворения, также это может привести к воспалениям нервов (невралгии), иногда черви попадают в мозг и вызывают атаксию, повышение внутричерепного давления, которое приводит к мигреням, нарушениям координации движения и даже к параличу.
Употребление плохо приготовленной свинины приводит к заражению трихинеллами, когда паразиты достигают тонкого кишечника, они выделяют много личинок на протяжении 4-5 дней, которые цепляются за стенки кишечника, после попадают в кровь, а потом и в большинство тканей человеческого тела. Личинки проникают в мышцы и образуют мешочки. Больной жалуется на сильные мышечные боли, болезнь может привести к воспалению головного мозга, воспалению коры головного мозга, воспалению сердечных мышц, легких, почек, нервов, а в некоторых случаях приводят к смерти зараженного.
Известно, что есть болезни, которыми болеет только человек, и ни одно животное ими не заболевает, кроме свиньи. Среди подобных болезней ревматизм, боль в суставах. Воистину, истину сказал Всевышний:
إنما حرم عليكم الميتة والدم ولحم الخنزير وما أهل به لغير الله فمن اضطر غير باغ ولا عاد فلا إثم عليه إن الله غفور رحيم
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный»[3].
Таковы некоторые виды вреда, который постигает человека при употреблении свинины. Возможно, услышав и ознакомившись с этим, Вы не станете сомневаться в запрете свинины. И мы надеемся, что это будет первым шагом к истинной религии, к прямому пути. Знакомьтесь, исследуйте и размышляйте, придерживаясь справедливости, стремясь достичь истины и следовать ей. Прошу Всевышнего Аллаха вести вас прямым путем и тем, в чем благо для вас в этой жизни и в последующей.
И если бы мы не ведали о вреде употребления свинины, то это не изменило бы нашей веры в запретность свинины, и никак не ослабило нашей веры. Ведь Адам, мир ему, был выведен из Рая из-за того, что съел плод дерева, поедать который Аллах ему запретил. Мы ничего не знаем о том дереве, и Адам также не нуждался в том, чтобы разузнавать о том, почему запрещено поедать плоды того дерева, но ему было достаточно знания о том, что Аллах запретил это, как это достаточно нам и каждому мусульманину.
Вы также можете получить информацию о вреде употребления свинины в труде «Абхасу-ль-муътамари-ль-‘алами-р-ра би‘ ‘ани-т-тыбби-ль-ислями» (С. 731 и далее), а также «Аль-уакайату-с-сыххийату фи даауи-ль-китаби уа-с-суннати» Луълуа бинт Салих (С. 635 и далее).
Хотелось бы задать Вам вопрос. Разве свинина не запрещена в Ветхом Завете, который является частью Вашей Священной Книги: «…свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.…они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь»[4]?
Запрет свинины для иудеев не нуждается в приведении доказательств, и если Вы сомневаетесь в этом, то можете спросить любого иудея, и он подтвердит Вам это. Однако мы бы хотели обратить Ваше внимание на то, что пришло в Вашей Священной Книге, но в Новом Завете. Там сказано, что законы Торы (Ветхого Завета) касаются и Вас, и менять их нельзя. Разве не было сказано словами Мессии:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»[5].
Зная эту цитату, мы понимаем, что предыдущих цитат достаточно, но мы все равно поищем в Новом Завете другое доказательство. Мы добавим здесь другой отрывок, который явно указывает на нечистоту и скверну свиньи:
«Паслось же там при горе большое стадо свиней.
И просили его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Он тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней…»[6].
Посмотрите и другие тексты, которые указывают на скверностью свиней и о том, что люди презирали пасти их: Ев. от Матфея 67, Второе соборное послание апостола Петра 2:22, Ев. от Луки 15:11-15.
И, возможно, Вы скажите, что эти слова отменены, ведь Петр или Павел сказал…!
Разве можно менять слова Аллаха, отменять слова Мессии, который сказал Вам, что его слова неизменяемы? Упразднять все это, заменять и отменять словами Петра или Павла?
Давайте предположим, что это правда, и что запрет свинины был упразднен, тогда почему же Вы порицаете запрет употреблять свинину, хотя он изначально был и в Библии?!

В-третьих, что касается Ваших слов о том, что если свинину есть запрещено, то почему Господь создал ее, мы не считаем, что Вы серьезно спрашиваете об этом. Если идти этим путем, то мы тоже начнем спрашивать: почему Аллах создал такие-то и такие-то вредные, скверные вещи, и спросим: для чего Аллах создал сатану?
Разве Творец не обладает правом повелевать Своим творениям то, что Он желает, и судить их так, как Ему угодно? Разве что-то или кто-то может отвратить Его решение или изменить Его слова?!
Разве творение Господа, которое желает справедливости, не обязано говорить Своему Господу на все Его приказы и запреты: «Мы услышали и повиновались»?
«Вы можете наслаждаться ее вкусом, и прельщаться тем, чтобы съесть ее, и те, кто вокруг Вас, могут наслаждаться ею, но разве Рай не заслуживает жертвы тем, что желает Ваша душа?»
[1] Коран. Сура «Скот» 6:145.
[2] Коран. Сура «Преграды» 7:157.
[3] Коран. Сура «Корова» 2:173.
[4] Ветхий Завет. Левит 11:8-11.
[5] Новый Завет. Ев. от Матфея 5:17-18.
[6] Новый Завет. Ев. от Маркса 5:11-13.

свинья

В давние времена свинья была главным действующим лицом удивительных легенд и мифов. Жители индонезийского острова Сулавеси полагали, что Земля покоится на громадной свинье и когда она шевелится, происходят землетрясения. А на острове Суматра свинью считали злым духом мира мертвых.

Древние египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи — священного тотемного животного. Черная свинья выступала у них как воплощение противника Осириса, злого бога Сета, надругавшегося над телом мертвого Осириса и съевшего глаз его сына Гора. За это преступление свиноподобного Сета предали сожжению и учредили ежегодное приношение свиньи в жертву богам. От имени бога Солнца Ра всех свиней объявили нечистыми животными. Египтянину, хотя бы случайно прикоснувшемуся к свинье, следовало очиститься в водах Нила.

Но это животное почиталось у египтян не только как демон зла: хотя свинья и проглотила правый глаз солнечного Гора, из-за этого она стала временным носителем света, одним из божеств Египта.

В индуистских мифах свинья тоже связана с символикой Солнца. Одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть дикий кабан. На вепре Гуллинбурсте мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр.

Солнце и плодородие взаимосвязаны, и не случайно среди многочисленных воплощений древнегреческой богини плодородия Деметры встречается свинья. Сохранились изображения этой богини, сопровождаемой свиньей. Рисунок на греческой вазе из Афинского национального музея запечатлел культовую сцену; жрица бросает в огонь поросенка. Приносили свинью в жертву и римской богине плодородия Церере.

свинья

Во время осеннего праздника в честь Деметры, отмечавшегося в Аттике, женщины сбрасывали свиней в священные пещеры. Этот ритуал был связан с мифом о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом. Свиньи подлежали наказанию за то, что затоптали следы несчастной Персефоны. Чтобы умилостивить богов и получить хороший урожай, крестьяне в Аттике перед посевом смешивали с зерном куски свиного мяса.

Сходно с этим некогда распространенное в Европе поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев. На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху.

В кельтской мифологии бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях». Вместе с тем свирепый кабан олицетворял трудолюбие и воинскую доблесть и потому считался животным правителей. Только вождю племени полагалось носить шлем с изображением кабана. В одной из ирландских саг IX века рассказывается, как герой борется с чудовищным вепрем, в которого некогда был превращен король Мабон. В шерсти побежденного зверя он находит магические золотые ножницы, гребень и бритву — предметы, употреблявшиеся в кельтских обрядах.

Религиозный закон запрещал иудеям убивать свиней и есть их мясо.

В христианской религии не сложилось определенного отношения к свинье. Святой Власий, покровитель и целитель животных, по преданию, жил в окружении зверей, среди которых упоминается и свинья. И все же считали ее существом нечистым. В евангельской легенде Иисус Христос изгоняет из одержимого бесов, и они превращаются в свиней. Жизнеописание святого Антония рассказывает об ужасных демонах, которые мучали и искушали отшельника. Среди них несколько раз упоминается свинья. На донышке глиняного светильника из коптского монастыря Багаут в Египте изображен святой Антоний — он стоит на свинье и посохом ее давит, что должно символизировать победу аскезы над страстями, торжество христианства над язычеством. В память об искушениях святого Антония средневековые монахи ордена антуанцев выращивали в монастырях свиней. Нередко на дорогах Франции можно было встретить монаха, ведущего на поводке свинью с колокольчиками

Как писал ученый-монах Цезарий Гейстербахский (XII—XIII вв.), мир переполнен враждебными людям демонами, многие показываются им в облике свиней. Особенно охотно демоны под видом этих животных будто бы истязают монахов, являются им даже во время молитвы. Об этом же повествует и «Печерский штерик» (XIII—XIV вв.).

свинья

Образ свиньи как существа, непосредственно соприкасающегося с адом, часто использовали католики и протестанты в своих богословских поединках. Когда протестанты обвинили римского папу в сношениях с дьяволом и стали распространять карикатуры, на которых черти тащат ватиканского первосвященника в преисподнюю, католики тоже выпустили карикатуру – Лютер и его единоверцы верхом на черных свиньях направляются в открытую пасть чудовища, где их ждет черт с веслом.

Средневековые трактаты, описывающие похождения ведьм, принявших образ свиньи, дают рекомендации для борьбы с ними: если намазать свиным салом детские башмаки, то притаившиеся в храме ведьмы не смогут выйти, пока там находятся дети. За «контакты» с демонами и ведьмами, а также за причиняемый вред людям в средневековой Европе свиней судили с соблюдением всех правовых и процедурных норм. Так, во Франции в 1316 году казнили свинью, которую пред этим облачили в человеческую одежду.

Еще раз вернемся к обычаям и обрядам, ведущим свое происхождение от культа этих животных. Их запрещалось употреблять в пищу не только иудеям, но и многим африканским племенам. Те, кто считал свинью предком всех людей, и кто нарушил это табу, должны были бы сойти с ума. В Египте строго-настрого запрещалось пить молоко свиньи — это якобы могло вызвать неизлечимые болезни. А папуасы Новой Гвинеи с необыкновенной заботой относились к домашним свиньям, женщины даже кормили грудью осиротевших поросят, каждый из которых имел имя. На ночь их отправляли с детьми в «женский дом». Все важнейшие события в жизни племени отмечались жертвоприношениями из свиньих хвостиков. Свиньями расплачивались за убитого во время межплеменных усобиц. Раз в восемь лет папуасы отмечали «праздник свиньи».

В обрядах ассоциативной магии это животное тоже занимало значительное место. Сибирские шаманы играли пантомиму «гахай онгон», в котором подражали его действиям: хрюкали и рыхлили землю. Аборигены острова Суарги ставили на своих жилищах челюсти диких свиней, чтобы обитающие в них духи пригоняли живых кабанов на тропы охотников. Когда на острове Ниас, в Индонезии, в ловушку проваливалась дикая свинья, ее бережно извлекали оттуда, натирали спину опавшими листьями, чтобы в следующий раз в западню попало столько же свиней, сколько бралось листьев. Богатые марокканцы держали в конюшнях свиней, чтобы на них перешло действие обитавших там вредоносных духов, а кони бы остались здоровыми. Во время эпидемии оспы на Тайване демона оспы «загоняли» в свинью и сжигали ее.

Воплощение бога Солнца, вместилище беса, священное животное, нечистое животное — кем только не представала свинья в древних мифах, верованиях и обрядах!

Автор: М. Касперавичюс.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: