Как вымытая свинья идет валяться в грязи

Опубликовано: 26.03.2024

2Пет.2:1 . Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

2Пет.2:2 . И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

2Пет.2:3 . И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами;

Под лжеучителями апостол разумеет единомышленников Николая и Керинфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам и лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам. Какое же различие между теми и другими, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, «как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ). Затем начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их «разврате», а немного ниже объяснит еще более. Словом «из любостяжания» показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Почему прилично употреблено слово "уловлять" . Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, именно смерть.

Суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

2Пет.2:4 . Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;

2Пет.2:5 . и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;

2Пет.2:6 . и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

2Пет.2:7 . а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил

2Пет.2:8 . (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) –

2Пет.2:9 . то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.

Слово «давно готов» означает предведение Божие. Ибо Бог по предведению как добрым приготовил блага, так и злым свойственное им место. Ибо суд давно готов. Не без причины начинает апостол с верующих, более почтенных, но желает показать, что они за свои грехи повинны большему осуждению. Они имеют то преимущество, что первые призваны к апостольству. Посему и за совращение с правого пути подвергнутся большему осуждению. С намерением представив доказательство в примерах, не вывел следствия одного вида, но соединил вместе пример и воздаяния праведникам. И ему нужно было бы сделать заключение о том, что выше предложено, то есть о грешниках, из-за которых и представлен пример, и сказать: если тех не пощадил, то ужели пощадит настоящих нечестивцев? или утвердительно: тем более не пощадит этих. Но апостол не так делает. Почему? Потому, что заключение само открывается, когда предложены два примера, добра и зла. Что идет к одному только злу, то не относится еще к добру. Ибо за добро не воздается злом. Итак, поскольку не достаточно было одним заключением закончить предложение, то он употребил иное выражение, и восклицанием закончил нужное. Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых? Об этом скажем в соответстующем месте. Как мы выше сказали, по форме ясной речи не вытекает мысль из предложений, ибо не прибавлено заключения, какое обыкновенно следует за подобным словосочинением, но просто доказывается примером, что за грехи бывает наказание, а за правду награда. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать без пощады живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота. Ход речи такой: сказано, что лжеучители наказаны будут за хуления свои и за развратную жизнь; представляются примеры: Бог не пощадил ангелов согрешивших, не пощадил и первого мира. Потом упоминаются подвизавшиеся в правде, и говорится, что Бог и Ноя, и Лота за их целомудрие сохранил от погибели современных им людей. Ибо Ной не увлекся нечестием людей предпотопных, и Лот нимало не подражал разврату жителей содомских, а когда они требовали на нечистоту Ангелов, принятых им в виде людей как странников, он не выдал их, хотя и вытерпел весьма много обидного от наступавшей на него толпы. На это и указывается словом «утомленного» ( 2Петр. 2, 7 ). О Лоте же говорится и это: «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» ( 2Петр. 2, 9 ) и проч. Выше апостол ничего не говорил о праведниках; он говорил только о нечестивцах и о наказании их, а о праведниках упомянул в примерах. Это для того, во-первых, чтобы воспомянуть историю о погибели нечестивых и спасения праведных; во-вторых, для того, чтобы чрез сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности.

2Пет.2:10 . а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,

Теперь от вышеприведенных примеров апостол искусно перешел к главному предмету. Он говорит о проклятых николаитах, наасянах и кердониянах; ибо злоба их многоименна и рассматривается слитно, как сходная по скверным делам и именам. Они представляли начатками бытия мира Бездну и Молчание и некоторые из этих начатков странно называли матерями и веками ( αἰώνας ); отсюда же и Маркион взял дурные семена. Затем, отвергнув участие Господа в творении мира и промышлении, они бесстрашно вдались во всякую плотскую нечистоту. Кто желает полнее узнать об этом, тот пусть возьмет в руки книгу Иринея Кельтского, составленную о них и надписанную «Против лжеименного знания»; в ней описаны грехи их, особенно развратнейшего Марка и растленных им женщин, и прочие гнусности, совершенные прочими, которых, по их зловредности, никто не сможет изложить письменно, ни вспомянуть. Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства, бесстрашно поведут себя и пред всякой славой. Яснее скажет об этом святой апостол Иуда Фаддей, когда упомянет и о теле Моисеевом. А Петр только намекнул на это, коснулся и кончил речь. Но получив от него повод, мы говорим и о предлежащем.

2Пет.2:11 . тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.

Желая удержать их от такой дерзости, говорит: тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Апостол, как мы заметили, говорит одно и то же с апостолом Иудой; ибо и он, удерживая дерзких на язык, убеждает их этим же самым примером. Впрочем, он говорит обширнее: «Михаил Архангел, не смел произнести укоризненного суда» ( Иуд. 1, 9 ). Подобное хочет сказать теперь и Петр, что эти злобесные не имеют никакой пощады в хуле на славы, тогда как и ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не произносят против них, то есть начальства, укоризненного суда пред Господом. А как диавол причастен некоторой славы, потому что он "нача ток творения Господня" ( Иов. 40, 14 ), то Архангел не произнес на него укоризненного слова. Если же более достойный хулы, то есть диавол, как причастный славе, не получил от Михаила хулы пред Господом; то весьма неразумны те, которые поспешно хулят начальства, тогда как сами гораздо ниже достоинства ангелов. Под «начальствами» разумеет божественные силы, или и церковные начальства, против которых они восстают и которые они непрестанно злословят.

2Пет.2:12 . Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.

2Пет.2:13 . Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши;

Некоторые объясняли это так: они истребятся в растлении своем, как бессловесные животные, родившиеся естественно, то есть нисколько не различаясь от скотов, которые рождаются на одно истребление. «Как бессловесные животные, водимые природою» , то есть живущие одной только чувственностью, а не умом и жизнью разумной. Посему они и удоболовимы для ведения по жизни растленной, водятся и увлекаются гневом и похотью, злословят то, чего не знают, то есть со свойственным им незнанием, почему и истребятся в заслуженном ими растлении, получая возмездие за беззаконие, которое они сами приготовили себе добровольно. «Полагают удовольствие во вседневной роскоши» , то есть в каждодневном услаждении горла полагают истинную цель, истинное и любимое благоразумие и удовольствие. Однако должно знать, что Священное Писание, когда порицает то, что находится в людях по естеству, то есть что присуще животным, уподобляет их бессловесным. Оно говорит, например: "человек , который в чести и неразумен, подоб ен животным, которые погибают» ( Пс. 48, 13 ); а также: «Не будьте как конь и лошак" ( Пс. 31, 9 ); еще: "Это – откормленные кони» ( Иер. 5, 8 ); и еще: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10, 16 ). Писание говорит это, не переменяя природы, а только убеждая удерживаться от природных наклонностей. Когда возвещает оно что-нибудь спасительное, то подобие заимствует от высшего, например: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6, 36 ). И здесь не претворяет природу, а только повелевает делать это, насколько станет силы.

cрамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.

2Пет.2:14 . Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

2Пет.2:15 . Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

2Пет.2:16 . но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.

Порядок такой: срамники и осквернители; «сердце их приучено к любостяжанию» , то есть искусные в любостяжании; сыны проклятия; пирующие вместе с вами; имеющие глаза, исполненные любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души, которые и Павел назвал "женщин ами, утопающ ими во грехах" ( 2Тим. 3, 6 ); они, оставив прямой путь, пошли путем Валаама, сына Восорова, и прочее; голоса их суть безводные источники, облака, гонимые бурею, и прочее. А за что предлежит им в будущем веке мрак? За чрезмерную их суетность, по которой они нечистотами и плотскими похотями прельщают бывших прежде в заблуждении и искренно оставивших его возвратиться, как пес, на свою блевотину. Что вставлено, то объясняет и подтверждает их суетность. Смысл же такой: они, говорит, не имеют ничего, свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело наслаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что иное, как на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их не приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, то есть к разврату или к корысти, и чрез то и другое оставив путь, могший привести их ко спасению, они заблудились от него и подверглись тому же, чему и Валаам, сын Восоров, потому что и он по любви к подаркам возлюбил и награду неправедную. Но он был обличен в своем беззаконии. «Бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» ( 2Петр. 2, 16 ). Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменной своей страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но, обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и апостол назвал его "пророком" , как сознававшего, что он говорил. Ибо, если бы он не сознавал своих слов, то не мог бы выбрать того, что лучше. Итак, благословение его было делом не волхвования, но силы Божией.

2Пет.2:17 . Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

2Пет.2:18 . Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

2Пет.2:19 . Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

Вставивши многое в средину речи, между прочим пример Валаама, апостол опять начинает говорить о нечистых гностиках. Уподобляет их безводным источникам, потому что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака. Приводит и причину сему, именно то, что они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его, или, если некогда и находились. в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какой страстью побежден, тот и раб ее. Но это пространнее уяснится далее.

2Пет.2:20 . Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

2Пет.2:21 . Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

2Пет.2:22 . Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.

Сими словами подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего. Присовокупляет и притчу, подтверждающую то же ( Притч. 26, 11 ). Смысл речи такой: если те, которые чрез познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то апостол и говорит, что при такой будущности для тех, кто добровольно возвращается на зло, лучше было бы им не познавать правды, нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 271 127
  • КНИГИ 634 175
  • СЕРИИ 23 994
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 597 106

Святитель Тихон Задонский

Собрание сочинений.

Письма. Наставления. Размышления. Молитвы

В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, — с нею тебя поздравляю. Какова она? — Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16)! Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил.

О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им!

Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели видеть, и не видели, и слышать, и не слышали (Мф 13:17)! Блаженны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать!

Открыли для нас это сокровище спасения очевидцы, которые видели Его, и слышали Его, и беседовали с Ним, и жили и общались с Ним, и осязали Его, и ели и пили с Ним, и пребывали в напасти с Ним, слышали, как Он проповедовал святое Евангелие и царствие небесное; видели, как по земле ходил, и из города в город и из селения в селение переходил, утруждался, чудодействовал, прокаженных очищал, слепых просвещал, мертвых воскрешал, и прочие вышеестественные дела творил; видели, как Он ради нашего спасения страдал, умирал, и умер, и был погребен, и воскрес из мертвых, и как вознесся на небо, видели.

Эти очевидцы согласно нам проповедали: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, и прочее (1 Ин 1:1–3). И еще: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Петр 1:16–18; Мф 17:5; Мк 9:7).

Истину эту, очевидцы и достоверные свидетели ее, не только словом и чудесами и различными знамениями, но и кровью своей, и различным страданием и смертью своей утвердить не усомнились. Верно и всякого принятия достойно слово (1 Тим 1:15), которое не один, не два, не три, но многие очевидцы согласно проповедали, и не только проповедали, но и знамениями и чудесами подтвердили, и крови и душ своих не пощадили. Рассуждай об этом, брат, в этом поучайся, в этом стой, мужайся, крепись, и хулителям и безбожникам, которых уже не мало является, заграждай уста, и молись, чтобы нам, не видев Бога, явившегося во плоти ради нас, возлюбить Его всем сердцем, и доселе Его не видя, но веруя в Него, радоваться радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою нашею спасения душ (1 Петр 1:8–9).

Истинно и праведно ты отвечаешь: великое человеколюбие Божие то, что Он Сам пришел взыскать и спасти (Мф 18:11) человека. Здесь можем праведно возгласить известное слово Псаломника: Господи, что такое человек, что Ты открылся ему, или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)?

Дивное создание Божие — человек! Создан не так, как прочие вещи. О всех вещах написано: сказал Бог, — и было; повелел, и — создалось (Пс 32:9). О человеке не так, но что? Сотворим человека. Так триипостасный Бог советовал; как бы некое великое дело намереваясь сотворить, Бог говорил: сотворим человека. Какого человека? По образу Нашему и по подобию сотворим (Быт 1:26). Великой и высокой честью почтен был человек Создателем своим при создании, так что выше и быть не может. Все твари — свидетели всемогущества и премудрости Божией, но человек, кроме того, образом Божиим почтен и особенным советом Его сотворен. Познаем, брат, первобытное наше благородство, достоинство и преимущество.

Когда сие дивное создание Божие из-за лукавства змеиного и своего преслушания обесчестилось и погибло, — чего оплакать не можем, — благость Божия снова явилась на нем, снова почтила его чудесно, снова превознесла его. Как? Сам Бог, Создатель его, пришел взыскать и спасти его. Не послал Ангела, или Архангела, но Сам вступил в дело сие, Сам в плоть человеческую облекся, и на земле пожил, и пострадал, и умер за человека. Видишь благость Божию, видишь и достоинство человека. Сам Бог ради него, погибшего, пришел, так что чем более обесчестился человек по хитрости змеиной, тем еще более почтен и превознесен Создателем своим.

Слава Богу, благоволившему так! Слава Богу, пришедшему спасти нас! Да будет слава Господня вовеки!

Поклонимся Богу, пришедшему спасти нас грешных, и истинной верой и благодарным сердцем почтим Его: обратимся от твари к Творцу нашему и от суетного мира к Богу нашему, и возлюбим Его, и поищем Его, и послужим Ему чистым сердцем, дабы не явиться неблагодарными.

К непостижимому человеколюбию Сына Божия и к высокой чести рода человеческого еще и то надлежит, что апостол написал: не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово (Евр 2:16). То есть Сын Божий, желая нас спасти, сотворился плоть от плоти нашей и кость от костей наших, уподобился нам во всем, кроме греха; Сын Божий стал сыном человеческим, и Бог неизменяемый человеком. Потому видим в Его святом Евангелии, что Он Себя Сыном человеческим неоднократно называл, из любви к нам и по смирению, по причине которых не стыдится братиею называть людей, говоря: Возвещу имя Твое братиям Моим (Евр 2:11, 12). Поэтому и Бога, Отца Своего Небесного, соделал нашим Отцом и Отцом Его нарицать повелел, говоря: Так молитесь: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф 6:9). И по воскресении говорил ученикам: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17).

Слава Богу, так высоко почтившему нас, недостойных! Слава Сыну Божию, уподобившемуся нам — ради нас! Почтим же и мы почтившего нас Господа, дабы и вечной от Него чести сподобиться благодатью Его.

Видел ты, как человек Богом почтен. Знай точно, что человек, так Богом почтенный, бесчестит Бога, если бесстрашно закон Его святой нарушает, по свидетельству апостола: Преступлением закона бесчестишь Бога (Рим 2:23). Слово это сказано Иудеям беззаконным, но ныне приличествует оно и христианам, которые на место Иудеев вступили, и закон Божий приняли, и познанием Бога хвалятся, но святой Его закон бесстыдно и бесстрашно нарушать не боятся. Поэтому постигнет их гнев Божий, если истинно к Богу не обратятся.

О, когда бы человек рассуждал, как его Бог почтил и как он Бога, его почтившего, бесчестит, — непрестанно бы воздыхал, плакал и рыдал. Но, ослепленный, не видит этого. Отца своего по плоти оскорбит, — и сетует о том, плачет и рыдает часто, а Бога, Создателя своего, непрестанно оскорбляет и прогневляет, — и не чувствует этого. Берегись, возлюбленный, такого бесчувствия, и… обо мне молись.

17 Пёс возвращается на свою блевотину [1]

Пётр учит тому же, что и Иаков: радоваться будем, когда совершится второе пришествие Христа, а пока будем скорбеть, а чтобы «стадо» не возмутилось, пастырь объясняет, что скорбеть придётся не долго: «…силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений…» [2]

Всё то же самое: в этом мире надо скорбеть и терпеть, ожидая Спасителя; когда он придёт, неизвестно, но скоро, так что терпите, обеспечивая праздник жизни избранных мира сего…

Вера в Иисуса, учит Пётр, приводит к спасению души, а спасение, сиречь приход Мессии, имеет прямое отношение к Ветхому Завету, так как этому посвящали свои «изыскания и исследования» пророки. Последние выясняли в какое время должен будет явиться Христос, после чего последуют опять же таки предсказанные страдания его и последующая слава.

В этом поучении Петра нам больше интересна не попытка вывести историю земной жизни Иисуса из ветхозаветных пророчеств как таковая, представив Новый Завет в качестве логического продолжения, и завершения Завета Ветхого, – но именно констатация того, что сам Пётр представляет учение того, с кем лично ходил и кого сам слышал, исключительно в рамках иудейского Закона.

Поэтому, выясняя вопрос противоречивых высказываний Евангелий, когда авторы, которым приписывают сами эти тексты, сообщают о намерении Учителя лечить только заблудшее стадо Израилево, в то же самое время пишут про указание Иисуса идти и учить другие народы, мы, помимо уже приводимых выше соображений, будем также использовать и послания тех, кто были непосредственными учениками Иисуса и кто знает этот вопрос лучше, чем кто-либо другой.

К Петру это относится в полной мере. Уже одно только обращение к Творцу как Отцу, говорит нам о многом! Так говорить может действительно тот, кто слушал притчи Иисуса об Отце и Его детях, а не о господине и рабах.

Само послание своё Пётр начинает со слов, в которых именует Бога Отцом, а ниже продолжает:

– И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего…

И так далее. Так говорить может слушавший Учителя, но оставшийся в плену моисеева Закона – что Пётр и доказывает ниже. Так, он требует, чтобы слово, проповедуемое апостолами, паства принимала подобно новорожденным, следовательно, предварительно очистив себя от предыдущих заблуждений, из чего можно было бы вывести отрицание Петром Закона Моисея. Но мы такой вывод делать не будем, ибо Пётр Закон не отвергает, а ссылается на него, следовательно, он просто запутался и занимается откровенной демагогией, изрекая слова, имеющие мало смысла.

Вот он напоминает иудеям:

– Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. [3]

Если бы Пётр говорил то, чему учил Иисус, то и повторял бы слова последнего, посланного к погибшим овцам стада Израилева, посланного к тем, чей Отец – дьявол:

– Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. [4]

Но Пётр уже сбился с дороги, указанной Учителем, и идёт теперь не туда, куда хочет, а туда, куда его ведут:

– …Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Это кто и когда помиловал иудеев, казнивших Иисуса.

Может, сам Иисус помиловал их, предвозвещая гибель Иудеи и храма за то, что они не приняли слово и не отвергли учение дьявола? Или может, по дороге на Голгофу Иисус «помиловал» казнивших его? Давайте посмотрим, о чём он тогда говорил:

– Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? [5]

Иисус уподобляет себя зеленеющему дереву, которому жить и жить, но которое уничтожают, тем более неизбежной является участь иудеев, сухого, бесполезного дерева, обречённой на гибель Иудеи, – где же здесь Пётр увидел помилование избранного народа. Нет, в этой противоречивой паутине, которую апостол назвал посланием братии, можно увидеть только одно – абсолютную точность предсказания Учителя о судьбе самого Петра:

– Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь. [6]

Так и случилось, и уже не учение Иисуса, а приказы Саваофа ведут Петра туда, куда угодно падшему богу, этому отцу погибшего народа…

А дьяволу угодно создавать и укреплять пирамиду власти на Земле, и Пётр послушно изрекает не только догмат об избранности одного народа, но и развивает тезис:

– Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,– ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу. [7]

– Жёны, повинуйтесь своим мужьям…

Вот это и есть момент истины, когда проявляется истинное лицо дьявола, о котором говорил Иисус и чьим рупором теперь стал Пётр!

Оказывается, свобода заключается в том, чтобы быть рабом и следовательно, покорно исполнять приказы – ну как ещё более ловко назвать чёрное белым, чем так, как это сделал сейчас Пётр.

Обоснование покорности прежнее и заключается в нагнетании страха за ослушание во время Страшного Суда, время которого близко:

– Впрочем близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

Жизнь бессловесного раба, покорного воле правителям, ссылающимся на «волю божью», полна страданий, поэтому Пётр предупреждает:

– Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

Оказывается, создание новой религии, избравшей жизнь Иисуса в качестве своего знамени, помимо прочего, преследует ещё и цель примера: смотрите, Иисус ведь был праведный человек, но пострадал, ибо такова воля Пославшего его. Поэтому следуйте примеру его, и тогда в Царстве Небесном воссядете рядом с ним, если, конечно, оправдаетесь во время Страшного Суда, сиречь, будете покорны, чтобы оправдаться… И круг замкнулся.

Итак, «всё же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием», [8] – вот лейтмотив послания Петра, заговорившего не о блаженстве, но о повиновении, и объясняющего. что свобода проявляется в рабской покорности. Аминь.

Впрочем, во втором послании Пётр уже говорит не про Отца, но про господина и рабов, в частности, себя называя рабом Иисуса, видимо, забыв на старости лет, [9] что сам Иисус называл своих учениками не рабами, а друзьями.

Судя по всему, имелись причины, из-за которых Пётр счёл необходимым продиктовать послание, в котором настаивает на том, что слово об Учителе верно, ибо основано на свидетельстве учеников, бывших с ним. Но, кроме этого, прибавляет Пётр, имеются пророчества об Иисусе, следовательно, если среди братии находятся сомневающиеся в словах апостолов, то последние подтверждают истинность своих слов тем, что они согласуются с предсказаниями пророков. А истинность пророков Пётр в свою очередь, обосновывает следующим образом:

– Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Итак, верность ветхозаветных пророчеств доказывается тем, что они никогда не произносятся иначе, как под воздействием Святого Духа, – но как быть с лжепророками? А никак. То есть, они, конечно, есть, что Пётр вынужден констатировать:

– Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. – но из простого упоминания об их наличии не подтверждается верность пророчеств об Иисусе, – а ведь именно этот тезис хотел доказать Пётр, но запутался и откровенно стал говорить практически ни о чём.

И Пётр сам по себе становится неинтересным: этот рыбак, проходивший с Иисусом и слушавший слово его, не только не научился писать, [10] но и показал неспособность думать, ибо его построение о пророчествах, никогда не произносимых людьми иначе, как движимыми Святым Духом, разрушается наличием лжепророков которые, следовательно, говорили не именем Святого Духа и о наличии которых апостол упомянул, но не смог привязать к доказательству истинности пророчеств…

И тогда мы вновь возвращаемся к констатации факта: излагаемые Петром сентенции необходимо рассматривать не в качестве рассуждений очевидца деяний Учителя, но исключительно как глашатая, как рупора того, кто на старости лет препоясал и повёл Петра в другую, а точнее говоря, противоположную сторону…

Что же касается обличений, которые Пётр рассыпает по адресу грешников, то они безусловно, интересны сами по себе, вот эти, например, в которых грешники:

– Идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших…

– Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

– Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

– Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побеждён, тот тому и раб. [11]

…То в этом плане, на мой взгляд, по итогам анализа посланий Петра, его самого прекрасно характеризует высказывание из известной басни Крылова:

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Не говоря уже про Иисуса, обличавшего слепых вождей, ведущих за собой слепых, мы просто, потупив от скромности взгляд, мягко укажем апостолу Петру его место и напомним ему, что он не имеет права обличать других, но имеет лишь обязанность: денно и нощно молить о прощении за тройное предательство того, чьим учеником он, Пётр, был.

К сожалению, этот ученик Иисуса вместо раскаяния и проповедования учения Иисуса предпочёл говорить противоположное – о рабстве, о покорности, о страхе наказания за непослушание. Но и осуждать его мы также не вправе, по той самой причине, по которой не осуждаем Иакова.

[1] 2-е Петра, глава 2-22.

[2] 1-е Петра, глава 1.

[3] 1-е Петра, глава 2.

[4] От Иоанна, глава 8-44.

[5] От Луки, глава 23.

[6] От Иоанна, глава 21.

[7] 1-е Петра, глава 2.

[8] 1-е Петра, глава 5.

[9] «зная, что скоро должен оставить храмину мою…» 2-е Петра, глава 1.

[10] «Сие кратко написал я вам чрез Силуана…» 1-е Петра, глава 5-12. – Пётр свои послания не писал, а диктовал.

Псы и свиньи

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф.7:6)

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2Пт.2:22)

А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откр.22:14)

Здесь мы видим обозначение, которое Господь Иисус и апостолы употребляют к определённой группе людей, называя их псами и свиньями.

Кто же эти псы и свиньи?

Объяснение мы видим во втором Послании Петра.

Какие же есть признаки, по которым можно определить, кто есть псы и свиньи?

1. Лжеучители, которые введут пагубные ереси в церковь или же исказители истины.
2. Любящие больше удовольствия чем Бога.
3. Корыстолюбивые или те, которые гонятся за обогащением.
4. Прелюбодеи.
5. Обещающие свободу, сами будучи рабами тления.

Иисус говорит, что эти люди не войдут в Царствие Небесное.

Какие же есть эти пагубные ереси? Мы можем называть евангелие процветания пагубной ересью, которая многих приводит к погибели. Людям обещают небесные богатства уже в этой жизни, и пользуясь доверием простодушных, из них "выкачивают" и деньги, и время, которые используются к осуществлению прихотей, увлечений, роскошей этих лжеучителей, а также к осуществлению вымышленных басней этих служителей.

Истина подавляется - как пример, даяние десятины - оно используется, чтобы людей держать в подчинении или на поводке. Десятина - составная часть закона Мойсеева. Новый завет нам говорит о добровольном, не принуждённом даянии в виде пожертвований! И примеров для таких пагубных ересей есть много.

И люди любят ежедневные удовольствия больше чем следование за Христом, больше, чем ежедневное несение своего креста и последования за Христом.

Корыстолюбие - к сожалению эта повседневная реальность христианства. На современном языке это называется бизнесом. В церквах даже читают лекции про то, как лучше делать свой бизнес. Христианство делается бизнесом, как за счёт простодушных, доверчивых людей зарабатывать и обогатиться, также и оно уже как погоня за прибылью. И основная цель евангелизации уже не то, чтобы человека привести ко Христу, а чтобы сделать его послушным, легко управляемым рабом, у которого нет своего мышления и рассуждения, чтобы потом этих людей использовать для осуществления своих пагубных прихотей, потому что - чем больше людей, тем больше денег!

Прелюбодеяние - требования нравственности так высоки, что человек уже согрешает в своём сердце лишь посмотрев на женщину с вожделением. Что же там ещё говорить об остальном!

Ну, и в основании этих церквей конечно есть: освобождение от бесов, исцеление больных, разрушение проклятий, иллюзия новой жизни итд. И если критически на это всё посмотреть, что же на самом деле происходит с человеком? Из людей выгоняют бесов, но до конца их не выгоняют, очевидных одержимых не трогают, потому что сами знают, что то, что они сами делают, являются лишь обманом для простодушных. То же самое относится и к исцелению больных - исцеляются болезни, которых трудно проверить и обычно нет никаких официальных подтверждений врача. Очевидным больным даже не прикасается, чтобы не нанести ущерб для своей репутации. Разрушение проклятий - оккультная практика, у которой с христианством вообще нет ничего общего. Ну, и какая же новая жизнь у человека? Человек поменял одних идолов на других, одни грехи на другие, одни зависимости на других. Да! Он не курит, не пьёт, не следует за мирскими идолами - теперь у него есть идолы христианского мира, за которыми он следует, и посвящает свою жизнь для осуществления учений этих идолов в своей жизни. Одни идолы заменяются другими. Одни зависимости заменяются другими. Если в прошлом человек посвятил свою жизнь для осуществления своих греховных похотей, то теперь он делает то же самое - только замаскированную христианской оболочкой. И жизнь его проходит, чтобы осуществить пагубные ереси своих идолов в своей жизни и чтобы других привести в ту же пагубную жизнь.

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2Пт.2:22)

Конечно, я не отрицаю, что в христианстве где-то есть истина и где-то есть истинные последователи Христа, где-то есть и истинные освобождения и исцеления, где-то есть истинные чудеса и знамения. Этого нельзя отрицать! Если это происходило во времена первых апостолов, это происходит и сейчас, но не так, как это преподаёт нам эти лжеучителя.

Мы сами можем посмотреть на себя и судить о том, не являемся ли мы сами теми псами, или может быть последователями этих псов!

Защитники этих псов или лжеучителей любят говорить: "Собаки лают, а караван идёт дальше!"

Здесь они называют псами тех, которые им в глаза говорят правду, но это лишь подавление истины, искажение Слова, и ничего больше.

Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Ис.5:20)

Мы должны знать, кто такие псы и свиньи, чтобы не бросать перед этими людьми свои святыни и драгоценности.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф.7:6)

Будем исследовать Слово Божие, и оно откроет нам много полезного для нашего духовного роста!

А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откр.22:14)

Рассуждения о лжепророках идут сразу же после речи о подлинном пророчестве. Помнить о возможности духовных подделок необходимо постоянно, и не всегда их удаётся вовремя опознать. Для этого не следует отпадать от Духа Святого, дающего возможность различать духов. Всякая ложь искоренится вместе с отцом лжи, уже потерпевшим поражение на Голгофе и обречённым на окончательное поражение в конце времён. Поэтому лжепророки не заслуживают внимания, их слова разрушатся, а сами они, если не покаются, обрекают себя на осуждение. Не лжепророки главная опасность, а интерес к ним, неумение и нежелание отличить обман от истины, свойственные, увы, многим из людей.

Ветхозаветные примеры наказания зла — назидание и для нас. Новый Завет принёс весть о возможности прощения, но если оно отвергнуто, придётся испытать последствия собственного выбора. Трудно устоять перед искушениями, живя среди греховного мира, но именно в отклонении соблазнов проявляется свобода — высокий и прекрасный дар Бога, постоянно употребляемый для зла и греха и тем извращаемый и компрометируемый.

О тех, кто не просто впадает в грех, но и возлюбил его, сказано, что они заблудились. Мы привыкли к такому определению и реагируем на него излишне спокойно, а между тем оно употреблено не случайно: заблудившийся в горах, тайге или в пустыне может погибнуть. А ведь прямой путь был у заблудившихся перед глазами.

Свобода, употребляемая для греха, приводит к зависимости от зла и к порабощению им. Вручение же себя Богу, часто именуемое рабством, означает обретение свободы. Это выглядит парадоксально, но это так.

Другие мысли вслух

Говоря о христианском пути, Пётр упоминает и тех, кто сам сбивается с него и сбивает других. Впрочем, никаких имён апостол не называет — вероятно, адресаты его послания и без того знали, о ком идёт речь. Описывая этих людей, Пётр характеризует их как таких, кто идёт за похотями своей плоти, презирая власть (имеется в иду власть Бога, а не «начальства» Синодального перевода) и не боятся поносить славу (речь явно идёт о славе Божьей, а не о «высших» Синодального перевода).

Как видно, лжеучителей отличает прежде всего отсутствие того священного трепета, который в Библии называется страхом Божьим. Такие люди могут быть только лжеучителями: ведь если слава Божья (а в библейских книгах так называется Божье присутствие) для них ничто, то и Царства они не могут увидеть по определению. Естественно, быть христианским учителем такой человек никак не может.

Собственно, тут Пётр приводит главный признак лжеучителя: такой человек никогда не признает никого высшим себя, даже Бога. Теоретически лжеучитель может, конечно, ссылаться на Бога как на высший авторитет, но в глубине души он всё-таки никаких авторитетов не признаёт, кроме своего собственного, и нередко даже опыт встречи с Богом лицом к лицу такого человека ни в чём не убеждает.

При этом не обязательно думать, что, говоря о похотях, апостол непременно имеет в виду грязный разврат. Внешне всё может быть вполне благообразно и даже благочестиво, но по сути лжеучитель потакает себе, своему эго, а что потакание имеет весьма утончённый и даже религиозно изысканный характер, сути дела не меняет. Но апостол не торопит события: он знает, что все точки над i будут расставлены только в день возвращения Спасителя и окончательного торжества Царства. Пётр, как видно, хорошо запомнил притчу своего Учителя о пшенице и сорняках. Поэтому он не призывает выпалывать поле. Он лишь предостерегает вставших на путь от следования за теми, кто может их с этого пути сбить. А каким путём идти, каждый выбирает сам.

Рассуждения о лжепророках идут сразу же после речи о подлинном пророчестве. Помнить о возможности духовных подделок необходимо постоянно, и не всегда их удаётся вовремя опознать. Для этого не следует отпадать от Духа Святого, дающего возможность различать духов. Всякая ложь искоренится вместе с отцом лжи, уже потерпевшим поражение на Голгофе и обречённым на окончательное поражение в конце времён. Поэтому лжепророки не заслуживают внимания, их слова разрушатся, а сами они, если не покаются, обрекают себя на осуждение. Не лжепророки главная опасность, а интерес к ним, неумение и нежелание отличить обман от истины, свойственные, увы, многим из людей.

Ветхозаветные примеры наказания зла — назидание и для нас. Новый Завет принёс весть о возможности прощения, но если оно отвергнуто, придётся испытать последствия собственного выбора. Трудно устоять перед искушениями, живя среди греховного мира, но именно в отклонении соблазнов проявляется свобода — высокий и прекрасный дар Бога, постоянно употребляемый для зла и греха и тем извращаемый и компрометируемый.

О тех, кто не просто впадает в грех, но и возлюбил его, сказано, что они заблудились. Мы привыкли к такому определению и реагируем на него излишне спокойно, а между тем оно употреблено не случайно: заблудившийся в горах, тайге или в пустыне может погибнуть. А ведь прямой путь был у заблудившихся перед глазами.

Свобода, употребляемая для греха, приводит к зависимости от зла и к порабощению им. Вручение же себя Богу, часто именуемое рабством, означает обретение свободы. Это выглядит парадоксально, но это так.

Вся вторая глава посвящена одной из самых распространенных духовных болезней. Речь не просто о разнообразнейших сектах, не о неверии, хотя и о них тоже. Речь еще и об избирательной вере только в то, что устраивает нас, а не в то, о чем говорит с нами Бог.

Библия резка и груба, нелицеприятна и безжалостна. Подобный максимализм мало пригоден для повседневной жизни в мире. Если сам и не следуешь общим правилам и стандартам, то, даже просто декларируя свое согласие с подобными "грубыми" взглядами, можно причинять неудобство людям вокруг и вызывать их раздражение. Поэтому лучше принять какую-то нейтральную часть, отрезать все ненужное и получить устраивающий нас вариант веры в нечто отдаленное и безучастное.

Однако, вот пример Ноя и Лота, живших по вере и не отступивших от нее. Как бы не было сложно быть верным, для нас это единственный путь, потому что Бог был верен нам до смерти. От нас же чаще всего требуется всего лишь не стесняться признать, что мы с ним, даже если подобное признание выглядит очень не политкорректно.

Читайте также: