Можно ли христианам жить среди свиней

Опубликовано: 26.03.2024

Религиозные пищевые запреты

Исторически почти в каждой религии существуют запреты на те или иные виды пищи. В основном пищевые запреты содержались в священных религиозных книгах. Со временем некоторые религии упрощали или отменяли религиозные пищевые запреты. Другие же до сих пор строго следят за соблюдением традиций. Поэтому вопрос о пищевых запретах в христианстве сохраняется. Например, можно ли православным есть свинину?

можно ли православным есть свинину

Свинина

Ветхозаветное учение о чистоте

В Ветхом Завете весь животный мир был разделен на чистый и нечистый. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Запрещено было даже прикасаться к ним. Закон о чистоте был установлен пророком Моисеем и входил в число заповедей. Запрет на употребление нечистых животных носил дисциплинарный, воспитательный характер. Его целью являлось ограждение иудейский народ от языческого влияния. Дело в том, что еврейский народ легко поддавался соблазнам и развращению. Иудеи неоднократно отступали от Единого Бога и поддавались языческому влиянию. Они перенимали языческие традиции и ритуалы. При этом многие из этих обычаев были связаны с едой и посвящением пищи идолам.

Поэтому пищевые запреты, с одной стороны, дисциплинировали иудеев. С другой — препятствовали свободным взаимоотношениям с язычками. Иудейский народ скрупулезно относился ( и относится до сих пор) не только к потребляемой еде. Это характерно и в общем к внешним проявлениям телесной чистоты.

“Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью” (архимандрит Иов (Гумеров)).

Христианство корнями уходит в ветхозаветные времена. Так что закономерен вопрос: можно ли православным есть свинину и другие виды “нечистой” пищи?

Запрет на употребление свинины в Библии

Бог разрешил Моисею и всему еврейскому народу есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев.11:3). Нельзя было вкушать тушканчика, верблюда, зайца. Также нечистым животным считалась свинья:

“потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас” (Лев.11:7).

Из животных, обитающих в воде, запрещалась есть тех, “у которых нет перьев и чешуи” (Лев. 11: 10). Запрет также распространяется на ряд птиц. Среди них орел, гриф, сокол, ворона, чайка, филин, ибиса, лебедь, пеликан и другие (Лев.11:13-19).

Все пресмыкающиеся, крылатые животные, ходящие на четырех ногах (кроме животных, у которых голени выше ног), а также четвероногие животные, ходящие на лапах, считались нечистыми.

Однозначного ответа, почему Бог запретил есть именно эти категории животных, нет. Некоторые исследователи предполагают, что этот запрет основывался на исторически сложившихся вкусовых предпочтениях евреев. Другие считают, что оказали гигиенические и медицинские причины. Римский историк первого века Тацит утверждал, что закон о чистоте установил непреодолимую преграду между иудеями и другими народами.

Отсутствие пищевых запретов в христианстве

Но ветхозаветные пищевые предписания потеряли свою актуальность в Новом Завете и были отменены апостольским Собором:

“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите” (Деян. 15: 28-29).

С приходом Спасителя закон о чистоте изжил себя. Ведь Иисус Христос проповедовал соблюдение в первую очередь чистоты души, помыслов. Он отдавал главенствующее место духовности человека, а не слепому следованию ветхозаветным предписаниям. К тому же христианами становились не только евреи. Обращались в христианство и другие народы, которые никогда не жили по Законам Моисея.

Остро встал вопрос: нужно ли язычникам, принявшим христианство, соблюдать Законы Моисея. Был собран Собор, где апостолами было принято решение о снятии запрета на “нечистую” пищу. Если человек принял веру во Христа и не являлся иудеем, он может есть запрещенную в Ветхом Завете пищу. Так что вопрос, можно ли православным есть свинину, не актуален. Можно есть всё — кроме:

Сохранившиеся пищевые ограничения в Новом Завете

Идоложертвенное – продукты питания, которые приносились в жертву богам и идолам. Но с исполнением предписания апостолов не есть идоложертвенное первых христиан, возникли сложности. В продажу поступали продукты, которые были принесены в жертву божествам. Не всегда можно было узнать, является ли еда идоложертвенной или нет. С такой же ситуацией сталкивались верующие, пришедшие в гости к язычникам.

Поэтому апостол Павел указывал в посланиях, что купленную еду не нужно исследовать на предмет “нечистоты”. Но если христианин был уведомлен, что еда приносилась в жертву, от такого угощения нужно было отказаться (1Кор.10:25-28).

В наши дни к идоложертвенной пище можно отнести так называемую “пищу жизни”, которую раздают кришнаиты. Они всю приготовленную еду вначале предлагают божеству Кришне. Идоложертвенное также можно встретить в буддийских храмах.

Удавленина и мертвечина – мясо трупных животных, а также животных, которые были умерщвлены с помощью удавления. Животных, которые не были зарезаны и в них сохранилась кровь, употреблять в пищу было запрещено.

Запрет на такое мясо был зафиксирован также в 63 правиле святых апостолов:

“Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15, 29). Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен”.

Ответ священника: можно ли православным есть свинину

Протоиерей Андрей Ефанов:

“На своем Первом соборе апостолы обсуждали, нужно ли христианам соблюдать закон ветхозаветных пищевых запретов. И постановили, что для новообращенных из язычников (то есть для тех, кто принял Христа, до этого не будучи иудеем) нет необходимости в соблюдении пищевых запретов. Апостол Иаков, брат Господень, сказал об этом так: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20). Таким образом, пищевые запреты, актуальные для Ветхого Завета, в Новом уже не соблюдаются. То есть разделения на нечистых и чистых животных нет”.

Протоиерей Андрей Кордочкин

“В некоторых культурах есть свои барьеры. Однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20)”.

Можно ли христианам есть свинину согласно Библии?

Очень многих людей людей интересует можно ли христианам есть свинину. Что говорится в Библии по этому поводу? На самом деле, ответ очень простой, давайте разбираться. Мы сначала посмотрим на практику Ветхого Завета для израильского народа, а потом посмотрим учение Нового Завета. Таким образом, мы рассмотрим все учение Библии насчет того, можно ли современным христианам есть свинину.

Свинина в Ветхом Завете

В Ветхом Завете содержатся указания для израильского народа относительно того, какую пищу можно есть, а какую нельзя. Книга Второзаконие повествует об этом, например:

«Можете есть любое животное, у которого раздвоены копыта и которое жуёт жвачку, но не ешьте верблюдов, зайцев и тушканчиков, потому что, хотя они и жуют жвачку, копыта у них не раздвоены, и потому эта еда для вас нечистая. И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас — еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи» (Второзаконие 14:6-8).

На самом деле, в Ветхом Завете не так много отрывков, которые говорили бы об употреблении свинины в пищу. Тем не менее они все запрещают ее употребление. В книге пророка Исайи есть речь Бога, где Бог в негативном ключе высказывается о тех людях, которые употребляют свинину:

«Они всегда повергают Меня во гнев, приносят жертвы и воскуряют фимиам в своих садах. Они сидят среди могил и ждут вестей от умерших, они живут среди мертвецов, они едят свинину, их ножи грязны от гнилого мяса» (Исайя 65:3-4).

Таким образом, согласно Ветхому Завету, свиное мясо нельзя было употреблять в пищу еврейскому народу. Свинину нельзя было приносить в жертву Богу. К свинине даже нельзя было прикасаться. Эта еда считалась нечистой.

Почему израильскому народу нельзя было есть все эти виды пищи (подробнее смотрите отрывок из книги Левит 11 глава, с 1 по 47 стихи)? Израиль должен был повиноваться абсолютным Божьим стандартам. Вторая причина в такой диете в том, чтобы израильскому народу было трудно вкушать пищу поблизости или в присутствии народов, поклоняющихся идолам. Законы о пище служили барьером для смешения израильского народа с идолопоклонническими народами. Правильное питание и польза для здоровья были очевидны, но это было лишь второстепенной задачей Бога после послушания и отделения.

Свинина в Новом Завете

Слово Завет означает «соглашение» или «договор». Когда у вас есть один договор, а потом вы собираетесь заключить новый, то новый договор становится основой текущих взаимоотношений. Вот таким образом Новый Завет (новое соглашение) пришел на смену Ветхому Завету (старому соглашению). Вот как нам описывает нужду в новом соглашении автор послания Евреям:

«Если бы то, первое соглашение, было безупречно, то не было бы нужды в другом соглашении. Но Бог нашёл их виновными и сказал: «Приближаются дни, — говорит Господь, — когда Я вступлю в новое соглашение с домом Израиля и домом Иуды. И это соглашение будет не таково, какое Я заключил с предками в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из страны Египетской, ибо они не сохранили верность Моему соглашению, и Я отвернулся от них, — говорит Господь. Вот какое соглашение заключу Я с народом Израиля после этих дней, — говорит Господь. Я вложу законы Мои в их умы, запишу в сердцах у них и стану их Богом, и они станут Моим народом. И не будет нужды в том, чтобы кто-то поучал соплеменников или сограждан своих, говоря «Познайте Господа», ибо все они будут знать Меня, от самого ничтожного до самого великого. Я буду милостив к их проступкам и забуду о грехах их». Назвав это соглашение «новым», Он сделал первое устаревшим, а всё, что устаревает и становится бесполезным, вскоре исчезает» (Евреям 8:7-13).

Таким образом, мы теперь понимаем, почему то соглашение стало устаревшим и «бесполезным», а ему на смену пришло новое соглашение — Новый Завет.

Понятие христианин впервые встречается на страницах книги Деяний, а в это время уже вступил в силу Новый Завет. Следовательно, христиане находятся под действием Нового Завета, а не Ветхого Завета, и не обязаны подчиняться требованиям Ветхого Завета. Стоит оговориться, что Новый Завет во многом повторяет заповеди Ветхого Завета, но об этом в другой раз. Нас сейчас интересует, можно ли христианам есть свинину? Давайте посмотрим теперь отрывок из Нового Завета:

«Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: «Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести» (1 Коринфянам 10:25-28).

Новый Завет нигде не запрещает есть свинину христианам. Более того, Новый Завет вообще не выставляет никаких законов относительно употребления какой бы то ни было пищи. Если говорить об отрывке, приведенном выше, то видно, что разрешается есть любое мясо. Не только разрешается есть мясо (это если кто-то спросит, можно ли по Библии есть мясо вообще или надо быть вегетарианцем), но разрешается есть любое мясо. В том числе и все те виды мяса, что были запрещены в Ветхом Завете, в том числе и свинину.

Почему в некоторых случаях не стоит есть свинину, например? Библия объясняет это совестью других людей, находящихся рядом. Можно ли христианину пить алкоголь? Библия нигде не запрещает пить алкоголь (есть указания против пьянства, но не употребления алкоголя, как такового), но в некоторых случаях его лучше не пить вообще. Например, когда рядом находятся люди, борющиеся с алкогольной зависимостью, дети и т.д. В случае, описанном выше, свинину не стоило есть из-за совести другого человека.

Таким образом, можно ли христианину есть свинину по Библии? Да, можно. Но в некоторых случаях этого не стоит делать из-за совести другого человека.

Свинья

«Живёт семья, приличная семья — лошадь, крыса и свинья», — пелось в одной популярной песне. Считать себя каким-то животным по гороскопу давно стало модным. Даже порой неприлично, что ты не свинья, не лошадь и не кролик, а просто человек. Можно ли быть свиньёй и принесёт ли этот зверь удачу в наступающем году — рассказывает настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.

Свинья как символ нового года

Протоиерей Николай Марковский:

— Традиции, которые пришли к нам в последнее время из азиатских стран, в частности, из Китая — праздновать год дракона, год свиньи — чужды нам. На Руси никогда такого не было, чтобы посвящать год какому-то животному.

Свинья в Библии

В первый раз на страницах Библии свинья появляется лишь в третьей её книге — Левит. В главе о ритуальных предписаниях. Книга Левит строго запрещает употреблять это животное в пищу, несмотря на его упитанность и аппетитный вид. Хотя копыта у свиней раздвоены, как у «съедобных» коз, коров и овец, они не относятся к жвачным (Лев. 11:7; также Втор. 14:8). По природе свиньи — хищники и падальщики, растительная пища — лишь небольшая часть их рациона. А значит, с точки зрения Ветхого Завета, употреблять такое животное в пищу нельзя.

Некоторые исследователи считают, что первоначально такие запреты не диктовались нравственными или религиозными мотивами. Дело было в боязни инфекций, например, чумы и бешенства, которые передавались от хищника к хищнику. Под запретом также были различные морские гады и те животные, на которых охотились хищники. Например, заяц, укушенный бешеной лисой, мог передать эту болезнь съевшему его человеку. Медицинская гипотеза ветхозаветных правил кашрута подтверждается запретом прикасаться к трупам свиней, зайцев и других «несъедобных».

Возможно, благодаря этому правилу, а возможно, из-за особенностей поведения этого животного, в еврейском народе укоренилось пренебрежительное отношение к свиньям.

В книге Притч со свиньёй сравнивается безрассудная женщина: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» (Притч 11:22).

Книга пророка Исаии говорит, что те, кто едят свиное мясо, оскорбляют Господа (Ис. 65:4). А в 66 главе объясняется причина этого: употребление мяса свиньи входило в число языческих обрядов наряду с принесением в жертву свиной крови, посещением особых «священных» рощ и вкушением мышей (Ис. 66:3, 66:17). Бога оскорбляет не еда, а уклонение в идолопоклонство.

В книгах Маккавейских принесение в жертву свиней описывается как один из языческих обрядов (1 Мак. 1:47). А первых мучеников за веру пытали в том числе тем, что насильно заставляли есть свиное мясо. Вероятно, идоложертвенное (2 Мак. 6:18 и 7:1).

Больше этому животному Ветхий Завет не уделяет никакого внимания.

Притча о блудном сыне

Сюжет из притчи о блудном сыне

В Новом Завете свинья стала нарицательным животным благодаря приобретшей большую известность поговорке «не бросайте жемчуга перед свиньями» (Мф. 7:6) и истории с гадаринским бесноватым, когда бесы вошли в стадо свиней и оно сбросилось с крутизны в море (Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-39). Эта история заставляет задуматься о многом, и в первую очередь о том, откуда в Израиле, где так строго соблюдались ветхозаветные обряды, взялось целое стадо свиней (около двух тысяч голов). Если обратить на это внимание, то похоже, что Христос сделал то же, что в случае с торговцами в храме. Он изгнал из Святой Земли не только бесов, но и всё, что нарушает божественные установления, данные в Ветхом Завете.

Также можно вспомнить евангельскую притчу о блудном сыне. Крайняя степень унижения непослушного сына показана тем, что он стал свинопасом и рад был насытиться объедками из корыта свиней, но никто не давал ему (Лк. 15:11-32).

Во втором послании апостола Петра вспоминается ещё одна ставшая известной пословица:

«Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2 Пет. 2:22).

В общем, и Ветхий, и Новый Завет согласны в том, что свинья — животное неблагодарное, которое не оценит проявленной к нему заботы и с которым не стоит связываться.

Свинья и Церковь

Протоиерей Николай Марковский:

— Церковь абсолютно нормально относится к свинье — как к животному, которое мы употребляем в пищу. В Ветхом Завете это животное считалось нечистым. Но Ветхий Завет потому и назван Ветхим, что он уже не имеет силы. По новозаветным установлениям мы вкушаем свинину — конечно, за исключением постов. Единственное, что не благословляет Церковь — это употреблять кровь. Нельзя есть кровяную колбасу, например.

В Ветхом Завете отношение к пище было своеобразным. Свинья — это такое животное, которое ест всё без разбора, что найдёт, поэтому оно считалось нечистым. И сейчас у иудеев и в мусульманских странах свинину не употребляют в пищу.

Свинья
Свинья в пословицах

В нашем народе издавна утвердилось пренебрежительное отношение к свинье. Оно отразилось в пословицах и поговорках:

• Свинья везде грязь найдёт.

• Не мечите бисер перед свиньями (перефразированный текст Евангелия).

• Где прошла свинья, там и почесалась.

• Свинья не родит бобра, а сова не высиживает орла.

• Просился волк в пастухи, а свинья в огородники.

• Не помнит свинья полена, а помнит, где поела.

• Не дай Бог — свинье рога, а мужику панство.

• Славен Бог, что не дал свинье рог.

• Кабы свинье рога — всех бы со свету сжила.

• Бог не выдаст — свинья не съест.

• Гусь свинье не товарищ.

• Для бешеного порося семь вёрст не крюк.

• Когда жёлудь спелый, его каждая свинья слопает.

• Что знают двое, знает и свинья (о том, что нужно хранить тайны).

• Чтобы толстой свинкой стать, нужно много есть и спать.

• Не было у бабы хлопот, так купила порося.

• Посади свинью за стол — она и ноги на стол…

• Сыта свинья, а всё жрёт.

• Свету видал: со свиньями корм едал (пословица по евангельской притче о блудном сыне).

• Сердит, да бессилен — свинье брат.

• От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека — ничем.

• Свинья не боится креста, а боится песта.

• Где свинья умирает, там и ворон играет.

• Свиные глазы не боятся грязи.

• Из-за куста и свинья остра.

Свинья

• И по рылу знать, что не из простых свиней.

• Бабьего вранья и на свинье не объедешь.

• Свинья скажет борову, а боров всему городу.

• Знает вкус (толк), как свинья в апельсинах.

• У богатого гумна и свинья умна (т. е. сумеет наесться).

• От свиньи визгу много, а шерсти нет.

• Голос соловьиный, да рыло свиное.

• Заёмщик на коне ездит, плательщик на свинье.

• Свинья в золотом ошейнике всё свинья.

• В людях Илья, а дома свинья.

• Свиная рожа везде вхожа (не ждёт приглашений).

• Было б корытце да было б в корытце, а свиньи найдутся.

• Мещанская честь, что свиная шерсть

• Поросёнок только на блюде не хрюкнет.

• Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.

• Наряди свинью в серьги, а она в навоз.

• Поросёнка хоть мой, не мой, а он всё в грязь лезет.

• На то свинье дано рыло, чтоб оно рыло.

• Пойми пьяного речи, поймёшь и свиное хрюканье.

• Пьяная баба свиньям прибава.

• Мужик напьётся — с барином дерется; проспится — свиньи боится.

• Чавкает, как свинья.

• Свинье только рыло просунуть, и вся пролезет.

Свинья давно стала именем нарицательным и дала начало понятиям «свинить», «свинство» — не только в отношении телесной неопрятности, но и в отношении нечистоплотности духовной: наглости, хамства, грубости и т.п.

Свинья-копилка
Принесёт ли пятачок удачу?

Протоиерей Николай Марковский:

— Что такое удача? Это успех в каких-то наших делах — удачно сложились обстоятельства, удачно что-то пошло. Но православный христианин всегда надеется и полагается на волю Божию. Если ты живёшь по заповедям, ведёшь христианскую жизнь, то у тебя в делах всё будет хорошо. Господь будет с тобой вместе, и ты будешь получать от Него благодать.

А если мы возлагаем надежду на какие-то явления — на год свиньи или на год змеи, думаем, что если мы будем делать то-то, нам будет успех в делах, — мы возвращаемся к прямому язычеству. Мы полагаемся не на волю Божию, а на каких-то животных, вымышленных персонажей, на сочетание звёзд и прочее. Это самое настоящее язычество.

Человек, который верует во Христа, должен во всём полагаться на Христа. И тогда будет ему успех в его делах и во всех начинаниях.

Свинья
Интересные факты о свиньях

• Свиней приручили 8000 лет назад в Китае.

• Уровень интеллекта у свиней выше, чем у собак, и почти такой же, как у дельфинов.

• Свиньи общаются на своём языке. Учёным уже удалось расшифровать более 20 различных звуков-«слов» этого языка. Более того, каждому из новорождённых поросят свинка-мать даёт своё «имя», на которое он отзывается уже в возрасте трёх недель. Люди считают, что свиньи — шумные животные. Но их шум вызван тем, что они постоянно общаются друг с другом.

• ДНК свиней на 98% совпадает с ДНК человека. Теоретически, они могут стать донорами для человека.

• Исследования показали, что свиньи видят сны.

Свинья

• Они испытывают потребность в общении с человеком и очень привязываются к хозяину. Бывали случаи, когда купленный на базаре поросёнок на следующий день сбегал и возвращался к своему прежнему хозяину. Однажды животное преодолело для этого 70 километров и переплыло через реку. Неслучайно многие сегодня заводят свиней в качестве домашних любимцев.

• Свинья способна запомнить большое количество команд. Она вполне могла бы служить в полиции или спасательном отряде. Например, их сверхострый нюх можно натренировать на поиск наркотиков, взрывчатки или пропавших людей.

• Свиньи очень чистоплотны. Место для туалета они выбирают как можно дальше от своего жилища. А валяются в грязи они не потому что неряхи, а как раз наоборот — чтобы почистить свою шерсть от паразитов. Свиньи даже не потеют. Единственное место на их теле, где могут проступить капельки пота — это пятачок.

• Взрослая свинья способна пробежать километр за 5 минут.

• Свиньи прекрасные пловцы.

• Они умеют ловить рыбу. На атолле в Тихом океане живут свиньи, которые рыбачат на глубине до 15 метров. А популяция диких водоплавающих свиней на Багамских островах ежегодно привлекает толпы туристов, которые хотят с ними познакомиться. Животные совершенно не боятся людей. Многие хрюшки подплывают к лодкам в надежде на вкусное угощение.

Свинья
Как реагировать, если вам дарят «символ года»?

Протоиерей Николай Марковский:

— Я, мои дети, моя супруга и мои родственники таких подарков никогда не принимаем и всегда стараемся людям объяснить, что это язычество и не надо этим заниматься. У нас есть много своих православных праздников. Не нужно вносить в нашу культуру элементы каких-то других культур, которые нам чужды и неприятны. Если вам дарят «символ года», чтобы он принёс вам удачу, надо спокойно объяснить, что вы верите во Христа и успех в ваших делах вам подаст Господь. Реакция на подобные открытки и сувениры должна быть мягкой, но непреклонной.

Любите животных, но оставайтесь людьми! С наступающим Новым годом!

Большинство из православных христиан уверены в том, что исключительно в дни поста нельзя есть мясо, а также скоромную пищу. Однако в действительно все выглядит более сложнее, ибо в Ветхом завете можно отыскать довольно большой перечень тех продуктов, которые запрещено употреблять не только во время поста, к числу которых относится и свинина. А вот почему именно православным можно есть свинину или почему запрещается — вы узнаете из нашей статьи.

Почему православным нельзя есть свинину

Согласно писания, представленного в Ветхом завете, употребление в пищу животных, умерших естественной смертью (то бишь которым не спустили кровь), а также мясо удушенных божьих тварей запрещено. К тому же под запрет попадает поедание кровяной колбасы и аналогичных продуктов, при изготовлении которых используется кровь животного.

Воспрещение же такого рода связано со Священным писанием, где говорится, что животные имеют душу – душа божьей твари находится в крови ее. Нельзя ни в коем случае вкушать душу животного вместе с его плотью. Если же верующий будет поедать вместе с пищей кровь божьих тварей, то он обретет образ того животного чью кровь он поглотил.

Почему запрещается есть свинину православным христианом

Следует отметить, что согласно Ветхому завету в основном к нечистой звериной плоти относятся

крабы, раки, а также рыба у которой отсутствует чешуя;

дохлое зверье (то бишь без выпущенной крови);

жареная кровь птиц и животных;

Но при всем при этом нечистое мясо, такое как, к примеру, свиное мясо, разрешается употреблять в периоды голода или же нужды.

Что говорит Священное писание

Однако почему православные едят свинину практически как повседневное блюдо, без какой-либо особой нужды? Что касается этого вида мяса, то тут также не все так просто, ведь на счет этого в Священном писании приведены следующие слова:

«А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия. Второзаконие 14:8).

Немаловажным является тот факт, что все существующие запреты на употребление в пищу свиного мяса указаны лишь в Ветхом Завете, ибо основным предназначением такого закона считалось, то что он должен был подготовить православных людей к приходу Иисуса Христа, Сына Божьего. Вот что об этом говорил библейский апостол Павел:

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя»(Гал.3:24,25).

Почему запрещается есть свинину православным христианом

Поэтому с приходом Спасителя, согласно Новому Завету необходимость в придерживании обрядового закона попросту отпала и даже более того, если убеждать верующих следовать ему означало бы возведение стены между языческими народами и Священным писанием.

Обязательно к прочтению: Что такое глас в православии?

Посему ниспослал Господь особое Откровение, поясняющее это:

«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).»

Из этого следует, что любой человек волен принимать или не принимать в пищу свиное мясо и при этом это никак не отразится на его отношениях с Всевышним.


Сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 8,26-39) – о гадаринском бесноватом. Это повествование содержится в трех Евангелиях и, соответственно, читается три раза в год. Два чтения из трех положено читать на воскресной Литургии – это значит, что Церковь придает ему большое значение. Давайте сегодня прочитаем его вместе.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (Лк. 8,26), − так начинается это чтение. «Гадаринская страна» − местность вокруг города Гадара. Сейчас о городе могут рассказать лишь обширные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре. Рядом с Гадарином находится город Гергеса, упомянутый евангелистом Матфеем в этой же истории про бесноватого (Мф. 8,28). Останки Гергесы еще красивее и многочисленнее. Руины трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн до сих пор говорят о богатстве этих городов. В основном все эти здания были построены после римского завоевания в 63 году, но и во время проповеди Христа города эти не бедствовали.

Гробницы Гадарина, в которых скрывался бесноватый, − это пещеры, вырубленные в известковом грунте. Немногочисленные современные жители Ум-Кейса до сих пор их используют для своих нужд.

Гадара отстоит от Генисаретского озера километров на 15, поэтому некоторые историки выдвигают гипотезы, что библейский Гадарин – совсем другой город. Так это или нет, сложно сказать. Но в Евангелии значится не «город Гадарин», а «Гадаринская страна», что может говорить и о предместье города, а может вообще только указывать направление. Тем более что и само Евангелие говорит, что человек был гоним бесами в «пустыни» (ср. Лк. 8,29) – то есть ненаселенные пустоши. Но, впрочем, пойдем по порядку.

Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы покланяются Богу?

Первое, что нас удивляет в этом повествовании – это встреча Христа и бесноватого. Одержимый бесами человек не убежал в ужасе от Господа, а, увидев издалека, подбежал и поклонился (ср. Мк. 5,6). В трепете творение поклоняется Творцу, даже такое творение, которое отпало от воли Творца… Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы, пусть и невольно, покланяются Богу?

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, − потому что много бесов вошло в него (Мк. 8,30). Если кто не знает, «легион» – это римская боевая единица. Как вы думаете, сколько солдат составляли легион? В разные времена в легион входило разное число бойцов. К новозаветным временам в состав легиона обычно входило 5-6 тысяч (!) пехотинцев и несколько сот кавалерии. Каково?

Вот знаете, бывает, думаешь перед тем, как съесть лишний кусочек за столом, или осудить кого, или сделать еще что непотребное: ну что здесь такого, ничего страшного не будет. Так вот, оказывается, нет дна у бездны нашего падения. Как без числа бесы могут войти в тело человека, так и грехов бесчисленное множество может принять душа и не насытиться, не наполниться беззакониями. Даже желудок, без меры принявший пищу, выворачивает наизнанку, а вот душу может и не вывернуть, если человек сам не старается очищать ее. Поэтому и положил Господь предел нашему земному существованию.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк. 8,31). Что было дальше, знаем: паслось там большое стадо свиней, и в них вошли бесы. Евангелист Марк даже сообщает нам число голов в стаде – около двух тысяч (ср. Мк. 5,13), из этого можно понять, что слово о «легионе» почти и не было преувеличением. Бесы вошли в свиней и, как ненавидящие лютой ненавистью все живое, тут же и потопили их в озере. Из этого примера можно понять, что нечистые силы сделали бы с родом человеческим, если бы Господь не удерживал их.

И вот дальше начинается самое интересное. Пастухи, видя происшедшее, побежали в город и рассказали обо всем. Собрались местные жители, и просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что объяты были великим страхом (Лк. 8, 37).


Удивительнейшее явление! Только что совершается великое чудо: страшный и неукротимый бесноватый, который будоражил весь город, исцелен. Он сидит, осмысленно смотрит и отвечает на вопросы. Рядом находится Сей, явно неземной Человек, исцеливший его, о Котором не могли не слышать прежде гадаринцы. И они просят Его уйти прочь от их города!

В чем же дело? Неужели у них в городе не было больных, расслабленных, прокаженных, которым был нужен врачеватель телес, неужели не было в Гадарине мытарей и грешников, взыскать которых пришел Христос? Или, может быть, просто все дело в свиньях?

Вот представьте: растите вы несколько хрюшек на продажу. В Гадарине явно растили свиней на продажу − евреи ведь свинину не едят, а большая часть населения прибрежных городов Генисаретского озера все же была иудейская. Очевидно, что свинину они продавали язычникам, в частности, римлянам. Так вот – растите вы несколько хрюшек. Знающие люди говорят, что прибыль в свином животноводстве начинается, когда одновременно выращивают не менее 6 особей. То есть вы потратились на 6+ поросят, с трудом вырастили их и уже с радостью подсчитываете в уме прибыль, как вдруг появляется Некто и таким образом исцеляет одного всем противного сумасшедшего бомжа, что все ваши дорогие свинки оказываются на дне озера! Вот так «чудо».

Есть несколько святоотеческих толкований на этот стих, совершенно противоречащих друг другу. Например, блаженный Иероним Стридонский, святой, которого почитают все же больше на Западе, чем на Востоке, пишет так: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, − как полагают некоторые, − а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5,8)». Однако в данной ситуации с блаженным Иеронимом невозможно согласиться: святой Петр хоть и сказал так, но все же последовал за Господом, понимая, что у Того – глаголы вечной жизни (Ин. 6,68). Тут мы видим совсем другое. Более тут подходит толкование блаженного Феофилакта Болгарского: «Пораженные чудом жители города того вышли к Иисусу, услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа».

Действительно, если Этот Пророк, не входя в город, столько нанес ущерба, что же Он сделает в Гадарине? Хорош «пророк»! Столько денег и сил потрачено впустую, и ради чего? – ради помощи изгою, неприкасаемому, отбросу общества. Именно такая логика была присуща всей иудейской элите – они ожидали явления земного царя в славе, который вернет былое могущество всему Израилю и благосостояние каждому израильтянину в отдельности. Только таким мировоззрением можно объяснить странный поступок гадаринцев.

О том же пишет святитель Иоанн Златоуст: «А что жители того города находились в бесчувствии, это видно из конца происшествия. Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отсылали Его и просили отойти от пределов их».

Мы сами часто уподобляемся неразумным и жадным гадаринцам

Этот последний урок – наверное, самый важный в сегодняшнем Евангельском чтении, потому что мы сами часто уподобляемся неразумным и жадным гадаринцам. Уподобляемся, не замечая того, продолжая вести внешне вроде бы церковную жизнь.

Сколько раз Христос приходит к нам навстречу Своей благодатью, и сколько раз мы, как гадаринцы, говорим Ему: «Нет, Господи, сегодня я не могу Тебя принять. Сегодня я хочу посмотреть новый фильм, или сходить в гости, или пробежаться по магазинам, или просто отдохнуть, я ведь так устал, − Ты сам знаешь. Приходи лучше завтра. Завтра я точно прочитаю акафист, положу поклоны за болящих друзей, почитаю Евангелие. Кстати, завтра среда – как раз и попощусь. (А если не получится завтра, пожалуй, перенесу все это на пятницу, еще лучше – конец недели, заодно поблагодарю Бога за благополучно прошедшие будни.)» Так нас каждый день все прочнее засасывает болото суеты и расслабления. Нам так дороги наши свиньи, которых мы холим и лелеем в своем сердце, и мы так не хотим с ними расставаться… что готовы на них променять Божественную благодать.

Потом от нашего Гадарина только и останется лишь пара развалин

Господь – смиренный. Он и есть само воплощенное смирение. Он послушает нас, как некогда евангельских свиноводов, и отойдет от наших пределов. Правда, вот потом от нашего собственного Гадарина только и останется лишь пара развалин.

Читайте также: