Почему булгары не держали свиней

Опубликовано: 13.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:47, реферат

Краткое описание

Паровая система земледелия–это такая система севооборота, при которой большая часть площади поля занята зерновыми культурами и плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле. Пар–это поле севооборота, которое не занимается посевами в течение всего периода роста и развития растений. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. В целом пар–это средство повышения плодородия почвы и накопления в ней влаги.

Вложенные файлы: 1 файл

Волжская Булгария была страной с высокоразвитой экономикой.docx

Волжская Булгария была страной с высокоразвитой экономикой. Основу ее составляли сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля.

Сельское хозяйство. Сельские жители занимались земледелием и скотоводством. Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал климат Волго-Камского региона. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Рожь не была широко распространена, овес специально не выращивали. Арабский географ начала X в. Ибн Русте писал: «Болгары народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как - то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Примечательно наблюдение и другого современника Ибн Фадлана. Он отмечал, что «пища их (булгар) просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве». Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества. Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки (серпы), жернова. Развитию земледелия в Волжской Булгарии способствовала и прежняя земледельческая культура добулгарских, местных племен. Принято считать, что в Волжской Булгарии существовала паровая система земледелия. Некоторые историки склонны полагать, что такой системы там еще не было, а был простой перелог.

Паровая система земледелия–это такая система севооборота, при которой большая часть площади поля занята зерновыми культурами и плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле. Пар–это поле севооборота, которое не занимается посевами в течение всего периода роста и развития растений. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. В целом пар–это средство повышения плодородия почвы и накопления в ней влаги.

Перелогом называют более примитивную систему земледелия, когда после снятия нескольких урожаев землю оставляют без обработки примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы.

Хлеб убирали серпами, которые, кстати, время от времени обнаруживаются при археологических исследованиях. Раскопками выявлены также скопления различных сельскохозяйственных злаков–остатков зерен. При археологических изучениях отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы , стены которых обмазывались глиной и обжигались, или обкладывались досками. Использовались также амбары-зернохранилища. Зерно хранили также в специальных корчагах-хумах, т. е. больших глиняных горшках.

Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Оно обеспечивало население мясом, молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Кожевенное косторезное ремесла базировались также на сырье, которое поставляло животноводство.

Булгары разводили коров, быков, лошадей, овец, коз. Это были крупные породы животных, которые выгодно отличались от местных финских и древнерусских. Лошади использовались в транспортных целях, волы как тягловая сила на пашне. Феодальная верхушка имела возможность разведения хороших коней, используемых не только в хозяйстве, но и в военном деле, а также в развлечениях.

Разводили также кур, возможно, уток и гусей. Свиней в хозяйстве булгары не держали, следуя запретам ислама и древним кочевническим традициям. Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей. Пушнины у них было много. Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза за границу. Хотя они получали значительную часть дорогих мехов от своих, в первую очередь северных соседей, но и сами булгары, надо полагать, являлись неплохими промысловиками. Занимались они также рыболовством и бортничеством, т. е. лесным, бортевым пчеловодством (от слова “борть” – дупло дерева). В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть этой продукции также шла на продажу в другие страны. По сообщениям Ибн-"усте и Ибн-Фадлана, булгарские крестьяне платили дань главе государства вьючными животными: лошадьми, быками.

Ремесла. В экономике Волжской Булгарии X начала XIII вв. чрезвычайно важную роль играло городское ремесло. Его продукция шла не только на внутренний рынок, но и вывозилась в другие страны.

Ведущими отраслями ремесла была черная металлургия и металлообработка. Металлургический район Биляра занимал огромную по тем временам площадь более одного гектара. По преданиям, печи по выплавке железа находились в глубине территории страны и тщательно охранялись; чужестранцев туда не пускали. Горны представляли собой печи полусферической формы из сырцовых кирпичей. К печи подводилось воздуходувное устройство. В такие горны загружалась мелко измельченная железная руда, перемешанная с древесным углем. В условиях высокой температуры получали железо, которое отправляли в кузнечные мастерские. Булгарский кузнец высокопрофессиональный мастер, владевший всеми тонкостями и секретами обработки металла. На его вооружении были тяжелые молоты-кувалды, молотки, наковальники, зубила, пробойники, напильники, большие и малые клещи и другие инструменты.

В кузнечном деле существовала определенная специализация. В одних мастерских производили лемеха, сошники, серпы, топоры. В других трудились оружейники, в третьих кузнецы изготавливали ножи, ножницы, замки, ключи, другие необходимые в быту вещи.

Успешно развивалась и цветная металлургия. Булгарские бронзолитейщики и медники выпускали в основном разнообразную посуду кувшины, чаши, блюда, кумганы, светильники, тазы и подносы, а также чаши от весов, гирьки-разновесы и т.д. Ремесленники-медники производили в основном изделия бытового назначения - ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, украшения и декоративные детали для конской сбруи.

Волжская Булгария славилась своими ювелирами. Изделия золотых и серебряных дел мастеров славились даже за пределами государства. В Х веке в Булгаре и Суваре чеканились серебряные монеты. В ранние годы существования государства булгары пользовались привозными монетами – арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей. Чеканка монет прекратилась в XI–XII веках. Поэтому этот период называют безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения. Ювелирное ремесло, которое вобрало в себя бронзолитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Булгарские профессионалы-мастера знали сложнейшие приемы обработки драгоценных металлов. Они владели, например, техникой скани (филиграни) и зерни. Из одного грамма золота вручную щипцами через отверстия в стальной пластине вытягивали тончайшую проволочную нить длиной до двух километров. Великолепными образцами ювелирного искусства у булгар являлись золотые височные подвески, перстни и браслеты, серьги и нагрудные украшения.

К числу основных производств Волжской Болгарии относилось гончарное ремесло. Болгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались спросом на обширных территориях Восточной Европы. Эти мастера по уровню профессионализма стояли несравнимо выше своих соседей.

Под влиянием гончарного дела зародились совершенно новые отрасли ремесла производство строительного кирпича, который использовался при возведении жилых и общественных зданий, и стеклоделие. Стеклоделы Биляра и Сувара производили не только посуду (банки, рюмки, флакончики), но и оконное стекло круглые диски диаметром 20-30 см.

Высокого уровня достигла в своем развитии в Булгарии производство керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильников, сосудов для благовоний. В городах страны изготовлялись самые разнообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы, блюда и чаши и др. изделия, которые отличались совершенством формы и многообразием цвета и наносимых на них орнамента. Гончарные изделия, прежде всего, производились для внутреннего потребления, но они являлись одним из статей булгарского экспорта в соседние земли и страны.

Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Во многих странах Запада и Востока чрезвычайно высоко ценился особый сорт тонко обработанной кожи, называемый «булгари». Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам.

Торговля. В хозяйственной жизни булгар огромную роль играла торговля. Примечательно, что в прошлом Волжскую Булгарию всерьез рассматривали как страну, сплошь населенную купцами.

Торговля имела международное значение. Булгария была густонаселенной страной. Археологами только на основной территории домонгольской булгарии выявлено до 2000 селищ и около 150 городищ. Наиболее крупным городом Булгарии был Биляр, несколько меньшими - города Сувар, Ошель Кашан и др.

Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы магистральных водных путей Восточной Европы еще в X в. превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем. Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью мехом, лесом, кожей, обувью, оружием и другими ремесленными изделиями. Внешняя торговля приносила огромный доход государственной казне: в пользу государства взималась десятая часть стоимости ввозимых товаров. При раскопках булгарских поселений археологи находят большое количество привозных вещей. Это и прибалтийский янтарь, и красивая восточная посуда, русское и византийское стекло и многие другие товары, пользовавшиеся спросом у богатых слоев населения.

В Волжской Булгарии проходила ежегодная международная ярмарка, на которой по торговым делам встречались купцы различных стран, в основном восточных. На ней главенствующее положение занимали булгарские (татарские) и русские купцы.

(Волжская Булгария вела торговлю с северными племенами. Но торговля эта была несколько необычной – меновой, или даже немой. Дело в том, что у северных племен не было еще денежно-торговых отношений. Они просто производили натуральный обмен товаров, иными словами, меняли товар на товар, отсюда и название “меновая”. А немой ее называли потому, что эти племена из-за боязни перед иностранными купцами не сходились с ними лично, не общались, а торговали как бы на расстоянии. Вот как происходила эта торговля. Булгары приезжают в страну йура, оставляют привезенные ими товары на известном месте и удаляются на некоторое расстояние. Подходят люди йура, кладут свой товар и, если находят сделку приемлемой, берут вещи булгарских купцов и уходят, оставив свои на месте. Если же булгарские товары их не устраивают, то они не берут их, просто удаляются и ждут. Приходят купцы, что-то еще добавляют и снова удаляются. Появляются йура из своих укрытий и, если товар подходящий, забирают его, а свой оставляют. )

Немая торговля. У булгар была налажена очень интересная форма торговли с народами, живущими к северу от них. Это была немая форма торговли. Как только замерзали реки и выпадал первый снег, группы булгарских купцов на лыжах отправлялись на север. Двигались в основном по руслам замерзших рек. Они ехали к народности вису. Вису — финское племя, занимало территорию между реками Ока и Волга. Булгарские купцы добирались до них за один месяц. Добравшись до места, они выкладывали свои товары (лук и стрелы, кинжалы, ножи и т.д.) на землю. Около каждого товара рисовали определенный знак. Этот знак означал цену. Затем булгары отходили от этого места на достаточно далекое расстояние. К булгарским товарам подходили вису. Они оставляли около булгарских товаров свои и отходили также довольно далеко. После этого возвращались булгары. Если они оставались довольны обменом, то брали товары вису, а свои оставляли. Если же были недовольны, то забирали свои товары и начинали искать других покупателей.

Они отправлялись дальше на север к народности йура (юра). Особенно ценились у этой народности булгарские длинные мечи. С помощью этих мечей йура ловили в море крупную рыбу и моржей. Незаметно они приближались, к ним, пронзали мечами и вырезали большие куски мяса. У йура булгары обычно покупали моржовые клыки.

Кроме моржовых клыков, купцы привозили с севера собольи, бобровые и беличьи меха. Иногда в зимние месяцы вису и йура сами приезжали в Булгарию, но в крупные города их не пускали. Летом им абсолютно не разрешалось появляться на территории страны. Все это делалось под тем предлогом, что они якобы приносят с собой холод. Истинная же причина, вероятно, заключалась в том, что булгары не хотели, чтобы иностранные купцы покупали у них меха. Это был один из способов борьбы с конкурентами.

Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градостроительство. Укреплялись и расширялись города, основанные еще в X в., такие как Биляр (Великий город), Булгар (Бряхимов русских летописей), Ошель, Сувар; возникли новые: Казань, Кашан, Жукотин, Кременчук, Мардан и другие. Возникновение городов, возведение вокруг них оборонительных сооружений укрепляло самосознание булгарского этноса, придавало ему уверенностью в своих делах, которые будут защищены от иноземных захватчиков. В городах строились общественные здания: мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные (“кирпич” лингвисты считают булгарским словом). Однако большая часть домов в городах продолжала оставаться деревянными: дома строились из сосновых бревен, а крепостные стены были дубовыми. В скандинавских странах Булгарию называли не только “Булгарленд” (Булгарская земля), но и страной городов - “Гардарика”. Идея градостроительства была важным элементом этноноосферы булгар.

Богаткина О. А., Петренко А. Г.
К истории животноводства Волжской Булгарии и Казанского ханства.

Изучение истории животноводческой деятельности — это исследование одной из составных частей материального производства, представляющего собой основу жизни и развития человеческого общества. Одним из основных источников, дающих надежный фактический материал для исследования этих вопросов, является остеологический материал из археологических раскопок.

I. Для решения вопросов, касающихся характера животноводческой деятельности волжско-булгарского населения домонгольского периода нами были привлечены материалы, полученные при раскопках городов Биляра, Сувара, Юловского городища, поселения с Малого Иерусалимского оврага в Болгарах, а также Кожаевского селища [Петренко, 1984]. Основными домашними животными их были крупный рогатый скот, овцы, козы; лошади. Кости свиней были обнаружены лишь в местах проживания немусульманского населения, например на территории Биляра в мастерской ювелира, работавшего с янтарем в районе Соборной мечети, что свидетельствовало о постоянном проживании представителей другого этноса. Изначально булгарское население свиней в хозяйстве не содержало и в пищу не употребляло. Судя по «кухонным остаткам» костей животных, в питании домонгольского городского населения преобладала говядина, т. к. по числу особей поголовье убитых на мясо коров, быков и волов составляло в среднем около 40 %, что в пересчете на удельное потребление мяса позволяет говорить о значительном преобладании в питании у городского населения мяса этого вида животных. Тем не менее летописные данные и, в частности, Ибн-Фадлана, свидетельствуют о том, что их (булгар) пища — просо и мясо лошади. Что касается остатков проса, пшеницы и ячменя, то палеоботанические материалы из зерновых ям только подтверждают эту мысль летописца. Однако, за последнее время остеологические материалы из раскопок городов давали сравнительно небольшое число особей лошадей убитых на мясо и не подтверждали данные летописца. Такие разночтения до последнего времени были необъяснимы. Но дело в том, что посещение Ибн-Фадланом булгар датируется 922 годом, а остеологических материалов этого хронологического периода до последнего времени не было. В 1990 и 1991 гг. П. Н. Старостиным на раскопках поселения на Малом Иерусалимском овраге (территория г. Болгара) датированном первой половиной Х столетия, были получены остеологические материалы, которые после нашего определения дали возможность подтвердить высказывание летописца. Именно ранние булгары питались преимущественно кониной. Более того, домусульманские булгары (Танксевский могильник) широко использовали коней и при погребении мужчин-воинов, что представляется, возможно, чертой подвижного образа жизни. Со временем роль коня в жизни булгар не уменьшилась, но более экономичным по ряду причин было содержание и употребление в питании крупного рогатого скота. О широких торговых связях тюркоязычного населения Волжской Булгарии свидетельствуют частые находки костей верблюда. Кроме того, наряду с местными «лесными» породами встречены остатки от «степного» крупного рогатого скота, а также овец типа «черкасской» очень крупной породы, близкой по своим метрическим показателям к южным кочевническим овцам.

II. Золотоордынский слой памятников Волжской Булгарии представлен многочисленным костным материалом, главным образом, из раскопок г. Болгара, изучавшимся на протяжении многих десятилетий [Цалкин, 1958; Петренко, 1978, 1984, 1988]. Обработка обширных данных остеологического описания, а также включение новых помогают довольно успешно решать целый ряд проблем животноводческой деятельности волжских булгар, связанных с изменением их политической и экономической жизни. Это утверждение особенно правомерно при сопоставлении остеологического материала домонгольского и золотоордынского периодов существования Волжской Булгарии. Именно в Золотоордынский период проявилась тенденция увеличения значимости мелкого рогатого скота в сельскохозяйственной деятельности булгар. В это время спрос горожан на мясо крупного рогатого скота имел сравнительно меньшее значение, зато несколько возросло потребление мяса лошадей. Процент убитых на мясо животных в домонгольском Биляре составил: 37, 6 % — крупного рогатого скота, 54, 0 % — овец и коз, 5, 5 % — лошадей, в то время как в Болгарах золотоордынского периода соответственно — 13, 6 %, 69, 0 %, 9, 6 % [Петренко, 1988]. В начальный период существования город Болгар имел полуземледельческий характер и почти ничем не отличался от деревень того же времени [Смирнов, 1959]. К тому же и в Биляре по утверждению Р. М. Валеева (1991) для Х — начала XIII в. было характерно не полное отделение торговых функций от ремесленных. Процесс отделения ремесла от хозяйства в полной мере выразился именно в Золотоордынский период, когда продукты земледелия и скотоводства выступили в качестве самостоятельных предметов торговли [Валеев, 1991]. В условиях оживленной торговли золотоордынского периода, являясь центром караванной торговли, территория Волжской Булгарии служила ярмаркой для потоков товаров, идущих из Восточной Европы, Руси, Кавказа, из Средней Азии, Монголии и Китая [Смирнов, 1951]. Первостепенную роль выполняли внутригосударственная и региональная формы торговли волжских булгар [Валеев, 1991]. В таком широком потоке скот должен был служить выгодным объектом обмена и продажи, особенно мелкий рогатый скот, как наиболее мобильный, к тому же способный выполнять функцию меры стоимости других товаров наряду с мехами и бусами. Еще со временем посещения Ибн-Фадланом булгарского населения сохранилось свидетельство о том, что их купцы «отправляются в землю тюрок и привозят овец» [Ковалевский, 1956]. Увеличение поголовья овец и коз в Золотоордынский период может свидетельствовать, во-первых, о развитии практики выращивания этого скота булгарами и, во-вторых, об усилении обменных процессов во внутренней и внешней торговле. О последнем могут свидетельствовать, например, породные характеристики мелкого рогатого скота г. Болгара. В Золотоордынский период, наряду с продолжающимся преобладанием там крупнопородных овец, прослеживается появление овец более мелких, вероятнее всего каких-то привозных [Петренко, 1988]. Редкие находки костей свиньи также и в Золотоордынский период доказывают, что на территории такого города как Болгары, весьма успешно уживалось население с различной религиозной направленностью.

В комплексах напластований городов государства волжских булгар встречено очень мало костей диких животных. Это свидетельство того, что городское население охотой не занималось. Однако, летописные источники повествуют о том, что булгары широко торговали мехами бобров, куниц, соболей, белок и они являлись основным предметом экспорта [Ковалевский, 1939]. Объяснение этому противоречию следует искать в осуществлении обмена с северными их соседями — финно-уграми и платежей в виде дани. В археологических памятниках верхнего Прикамья синхронных по времени Волжской Булгарии, таких как городища Анюшкар, Идна-Кар, остеологический материал дикой фауны богат и разнообразен [Андреева, 1960; Петренко, 1984]. Охота у населения этих городищ играла важную роль как в добывании мяса, так и получении ценных шкурок животных. В качестве определяющего фактора подобного значения охоты являлись сами географические условия расположения этих памятников. Подзона южной тайги была благоприятна для добывания дичи своим многообразием и количеством животных в лесах, особенно в период средневековья, когда антропогенный фактор еще не выступал сколько-нибудь серьезным препятствием распространению и численности обитания животных в их естественной среде. Данные остеологического материала Идна-Кара, полученные ранее [Петренко, 1984], а также в процессе раскопок в 1990—91 гг. (обработка О. Г. Богаткиной) позволяют судить об ориентации охотничьей деятельности населения этого памятника на добывание бобра. Среди остатков дикой фауны в раскопках последних лет было обнаружено 55, 54 % костей бобров. Кроме этого, охотились на куниц и белок тоже. Имея водные пути сообщения через Чепцу-Вятку, население городища вполне успешно могло торговать с булгарами на Волге, в том числе и так высоко ценимыми шкурами бобров, куниц, белок.

Рыболовство и разведение домашней птицы были хорошо развиты у городского населения волжских булгар. Особое предпочтение оказывалось осетровым. Среди диагностированных Н. И. Бурчаком-Абрамовичем остатков костей птиц преобладают кости домашней курицы (очень мелких и средних размеров) и гусей крупных пород [Петренко, 1978].

III. При раскопках Казанского Кремля получены наиболее поздние остеологические остатки, относящиеся к XV-XVI вв. (Петренко, 1984). Прежде всего, обращает на себя внимание преобладание костей лошади в этих остатках. Частота встречаемости костей мелкого рогатого скота оказалась меньше таковой лошади. Конина была основным продуктом мясной пищи. Среди «кухонных» остатков лошадей довольно часто встречались крупные кости (тазовые, лопатки), что являлось отличительным признаком остеологического материала этого памятника. Такая особенность разделки туши позволяет предположить, что приготовление пищи сразу на большое количество человек было явлением нередким. Если в Биляре среди лошадей средних по росту (134-143 см) попадались костные остатки, соответствующие «мелким» древнерусским лесным, а в Болгарах золотоордынского периода разнообразие еще более усиливалось, то относительно Казанского Кремля можно констатировать исключительно степной тип лошадей. Обнаруженные черты своеобразия употребления в пищу в основном лошадей, их морфологический тип подчеркивают насколько значительны постоянные контакты Казанского ханства с югом, а также события войн, не обходившиеся без конницы. Сравнение домашних животных Казанского Кремля по составу стада с памятниками слоя XIV века Сарай-Берке и Кара-Корум [данные В. И. Цалкина, 1967, 1968] демонстрирует факт исключительного повышения количества особей лошадей и уменьшение особей мелкого рогатого скота в памятнике Казанского ханства. Только по количеству крупного рогатого скота Казанский Кремль сравним с памятником Сарай-Берке. Однако, результаты измерений костей овец из Казанского Кремля показали сходство их с каракорумскими, а также с билярскими овцами (табл. I).

Результаты измерений костей овец из раскопок некоторых средневековых памятников, мм

date image
2014-02-17 views image
4775

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Волжская Булгария была страной с высокоразвитой экономикой. Основу ее составляли сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля.

Сельское хозяйство. Сельские жители занимались земледелием и скотоводством. Арабский географ начала X в. Ибн Русте писал: «Болгары народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как - то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Примечательно наблюдение и другого современника Ибн Фадлана. Он отмечал, что «пища их (булгар) просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве». Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества. В «Повести временных лет» под 1024 г. сообщается, что во время голода в Суздальской земле русские отправились в «Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша». Такого же рода сообщения имеются в летописях и под 1229 г.

О высоком уровне земледелия у булгар свидетельствуют и археологические данные. Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки (серпы), жернова. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Рожь не была широко распространена, овес специально не выращивали. Зерно хранили в ямах, стены которых обмазывались глиной и обжигались, или обкладывались досками. Использовались также амбары-зернохранилища.

Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Оно обеспечивало население мясом, молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Кожевенное косторезное ремесла базировались также на сырье, которое поставляло животноводство.

Булгары разводили коров, быков, лошадей, овец, коз. Это были крупные породы животных, которые выгодно отличались от местных финских и древнерусских. Лошади использовались в транспортных целях, волы как тягловая сила на пашне. Феодальная верхушка имела возможность разведения хороших коней, используемых не только в хозяйстве, но и в военном деле, а также в развлечениях.

Разводили также кур, возможно, уток и гусей. Свиней в хозяйстве булгары не держали, следуя запретам ислама и древним кочевническим традициям.

Ремесла. В экономике Волжской Булгарии X начала XIII вв. чрезвычайно важную роль играло городское ремесло. Его продукция шла не только на внутренний рынок, но и вывозилась в другие страны.

Ведущими отраслями ремесла была черная металлургия и металлообработка. Металлургический район Биляра занимал огромную по тем временам площадь более одного гектара. Горны представляли собой печи полусферической формы из сырцовых кирпичей. К печи подводилось воздуходувное устройство. В такие горны загружалась мелко измельченная железная руда, перемешанная с древесным углем. В условиях высокой температуры получали железо, которое отправляли в кузнечные мастерские. Булгарский кузнец высокопрофессиональный мастер, владевший всеми тонкостями и секретами обработки металла. На его вооружении были тяжелые молоты-кувалды, молотки, наковальники, зубила, пробойники, напильники, большие и малые клещи и другие инструменты.

В кузнечном деле существовала определенная специализация. В одних мастерских производили лемеха, сошники, серпы, топоры. В других трудились оружейники, в третьих кузнецы изготавливали ножи, ножницы, замки, ключи, другие необходимые в быту вещи.

Успешно развивалась и цветная металлургия. Булгарские бронзолитейщики и медники выпускали в основном разнообразную посуду кувшины, чаши, блюда, кумганы, светильники, тазы и подносы, а также чаши от весов, гирьки-разновесы и т.д.

Совершенством отличалось у булгар ювелирное ремесло. Булгарские профессионалы-мастера знали сложнейшие приемы обработки драгоценных металлов. Они вла­дели, например, техникой скани (филиграни) и зерни. Из одного грамма золота вручную щипцами через отверстия в стальной пластине вытягивали тончайшую проволочную нить длиной до двух километров. Великолеп­ными образцами ювелирного искусства у булгар являлись золотые височные подвески, перстни и браслеты, серьги и нагрудные украшения.




К числу основных производств Волжской Болгарии относилось гончарное ремесло. Болгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались спросом на обширных территориях Восточной Европы. Эти мастера по уровню профессионализма стояли несравнимо выше своих соседей.

Под влиянием гончарного дела зародились совершенно новые отрасли ремесла производство строительного кирпича, который использовался при возведении жи­лых и общественных зданий, и стеклоделие. Стеклоделы Биляра и Сувара производили не только посуду (банки, рюмки, флакончики), но и оконное стекло круглые диски диаметром 20-30 см.

Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Во многих странах Запада и Востока чрезвычайно высоко ценился особый сорт тонко обработанной кожи, называемый «булгари». Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам.

Торговля. В хозяйственной жизни булгар огромную роль играла торговля. Примечательно, что в прошлом Волжскую Булгарию всерьез рассматривали как страну, сплошь населенную купцами.

Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы магистральных водных путей Восточной Европы еще в X в. превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем. Внешняя торговля приносила огромный доход государственной казне: в пользу государства взималась десятая часть стоимости ввозимых товаров. При раскопках булгарских поселений археологи находят большое количество привозных вещей. Это и прибалтийский янтарь, и красивая восточная посуда, русское и византийское стекло и многие другие товары, пользовавшиеся спросом у богатых слоев населения.

Таким образом, Волжская Булгария обладала большим экономическим потенциалом. Об этом свидетельствует высокий уровень развития в стране сельского хозяйства, ремесла и торговли, в том числе внешней.

Вопросы и задания

1. Почему Ибн-Русте утверждал, что «болгары — народ земледельческий»? Подтвердите это мнение. 2. Докажите, что земледелие в Волжской Булгарии находилось на высоком уровне развития. 3. Какие потребности населения Булгарского госу­дарства удовлетворяло животноводство? 4. Представьте ос­новные отрасли булгарского ремесла. 5. Какое влияние на хозяйственную жизнь волжских булгар оказал ислам? 6. Приведите факты, доказывающие, что Волжская Булгария являлась крупнейшим центром международной торговли. При выполнении задания используйте материал следующего параграфа. 7. Какая отрасль экономики Волжской Булгарии приносила огромный доход государственной казне?


Волжская Булгария была высокоразвитой в хозяйственном отношении страной. Экономика ее носила комплексный характер и включала в себя сельское хозяйство с развитым для того времени земледелием и скотоводством, ремесла, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также различные промыслы, рыболовство и охоту.

Земледелие и скотоводство. Основная масса населения, проживающая в сельских местностях, занималась земледелием и скотоводством.

О большой роли земледелия в экономике Булгарского государства свидетельствуют письменные источники. Арабский географ начала Х в. Ибн Русте писал: «Болгары – народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Ибн Фадлан отмечает, что «пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница, и ячмень [у них] в большом количестве». Эти сведения современников важны в том плане, что некоторые историки начало оседания булгар на земле относят лишь к концу Х века и считают, что до этого времени они не занимались земледелием.

Земледелие полностью удовлетворяло внутренние потребности страны в хлебе. Более того, оно создавало значительный прибавочный продукт, шедший на экспорт. Булгары вели с Русью регулярную торговлю зерновым хлебом. В «Повести временных лет»1024 г. говорится, что во время голода в Суздальской земле русские отправились в «Болгары и привезоша жито и тако ожиша». В летописях от1229 г. имеется следующее сообщение: «Болгары возили жито по Волге во все грады русские и продавали, и тем великую помощь сделали».

При раскопках находят почвообрабатывающие орудия (сошники, наральники, лемеха и др.), орудия уборки и переработки урожая (серпы, жернова) а также богатый палеоботанический материал, т.е. остатки зерен культурных растений и сопутствующих сорняков. В зерновых материалах выявлено около 20 видов культурных растений. Среди них преобладают пшеница мягкая, просо, ячмень и полба-двузернянка. В небольшом количестве обнаружено: пшеница твердая, чечевица, горох, вика посевная. Рожь, которая на Руси повсеместно возделывалась с XI в., у булгар занимала весьма скромное место. Овес специально не высевался и являлся лишь примесью к другим культурам. Из технических культур популярностью пользовался лен, конопля встречается значительно реже.

Скотоводство было другой важной отраслью сельского хозяйства. Оно стабильно обеспечивало население страны мясо- молочными продуктами. Кроме того, лошади использовались в транспортных целях, волы – как тягловая сила на пашне. Шерсть шла на изготовление войлока и различных тканей. Кожевенное и косторезное ремесла в значительной степени базировались на сырье, поставляемом животноводством.

Булгары разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец и коз. Любопытно отметить предположение специалистов о зачатках племенного дела в Волжской Булгарии. Феодальная верхушка имела возможность разведения хороших коней, используемых не столько в хозяйстве, сколько в военном деле и развлечениях.

Следует отметить отсутствие свиней в составе булгарского стада, что связано, несомненно, с запретами ислама и древними кочевническими традициями населения.

Булгары разводили также домашних птиц – кур, может быть уток и гусей. Кости кур известны среди археологических материалов многих поселений, а яичная скорлупа была обнаружена в хозяйственных ямах-погребах Биляра и Сувара.

Источники не свидетельствуют о существенной роли охоты в хозяйственной жизни булгар. Число особей охотничье-промысловых животных с поселений домонгольской Булгарии не превышает 1%. Население занималось также рыболовством и бортничеством (сбором меда диких пчел). Мед, который собирали булгары в лесах в дуплах деревьев, а также из самодельных ульев, был для них не только вкусной пищей, но и лечебным средством. «В их лесах много меда в жилищах пчел, которые они знают и ходят туда собирать мед», – писал Ибн Фадлан, гостивший у булгар.[1] Упомянутый выше путешественник ал-Гарнати добавляет: «Жители Болгара-выносливейшие из людей в отношении мороза, потому что пища их и питье по большей части из меда, мед же у них дешевый».

Городское ремесло в экономике Волжской Булгарии Х – начала XIII вв. играло чрезвычайно важную роль.

Ведущими отраслями ремесла в Волжской Булгарии были черная металлургия и металлообработка (кузнечное дело). Эти производства являются основой экономической мощи любого общества. Остатки сыродутных горнов для выплавки железа в наиболее выразительном виде сохранились на Болгарском и Хулашском городищах, в Биляре и Муромском городке.

Следы металлургического производства (скопление железных шлаков и криц, глиняные сопла) были обнаружены на ряде булгарских селищ. Основным сырьем служили болотные, озерные и луговые руды, отличающиеся легкоплавкостью и значительным содержанием в них железа (до 40%). Никелевая руда, применявшаяся при плавке железа в качестве добавок, привозилась из Среднего и Южного Урала.

Готовое железо и сталь отправляли в кузнечные мастерские с горнами, служившими для нагревания полуфабрикатов железа при кузнечной ковке и готового изделия при термической обработке.

Булгарский кузнец – высокопрофессиональный мастер, владевший всеми тонкостями технологии металла, доступными в то время. Он имел богатый набор инструментов: тяжелые молоты-кувалды, молотки-ручники, наковальни различных форм и размеров, зубила и пробойники, напильники, клещи большие и малые. В кузнечном деле существовала определенная специализация. В одних мастерских производили сельскохозяйственные орудия – плужные лемехи, сошники, косы, серпы и пр.; в других работали кузнецы, которые снабжали население необходимыми в повседневном быту вещами (ножи, ножницы, кресала, гвозди, пробои и т.д.); в третьих – оружейники, изготавливающие мечи и сабли, наконечники стрел, боевые топоры, кистени и булавы.

Широким спросом в булгарских городах пользовалась продукция ремесленников по обработке цветных металлов.

Булгарские медники выпускали в основном посуду – кружки, чаши, блюда, котлы, светильники, маленькие сосудики (чернильницы?), а также чашечки весов, гирьки-разновесы и т.д. Кроме того, в Биляре работали мастерские по изготовлению бронзовых замков в виде фигурок рогатых барсов.

Обработка цветных металлов теснейшим образом связана с ювелирным ремеслом, которое у волжских булгар достигло высокого совершенства. Ювелирные мастерские располагались, как правило, в центральной части города, ближе к заказчику и потенциальному потребителю. Ассортимент продукции булгарских ювелиров весьма обширен.

Излюбленными украшениями женщин были плетеные и пластинчатые браслеты, серьги-лунницы с ложнозерненным оформлением лицевой стороны, перстни и височные подвески, изготовленные из серебра, меди, реже из золота. Шумящие привески и другие украшения финно-угорского облика были рассчитаны на экспорт. Богат также ассортимент поясных украшений, принадлежностей одежды и предметов женского туалета. Высокопрофессиональные мастера знали сложнейшие приемы обработки драгоценных металлов. Они владели, например, техникой скани (филиграни) и зерни. Сканные украшения делались из золота и серебра. Великолепным образцом совершенства ювелирного ремесла по праву считаются классические булгарские изделия XI–XII вв. – золотые височные подвески в виде кольца с тремя желудеобразными бусинами-пронизками, ажурной фигуркой уточки в центре и тремя привесками-бусами на тонких цепочках.

Высокого совершенства достигла обработка драгоценных и полудрагоценных камней

При раскопках многих булгарских городищ находят не только готовые украшения в виде бус, подвесок, кулонов, перстней из сердолика, горного хрусталя, лазурита, халцедона, янтаря и т.п., но и их заготовки-полуфабрикаты, отходы производства.

Гончарное ремесло относится к числу основных производств Волжской Булгарии. Успехи болгарского гончарства наглядно демонстрируют не только десятки горнов для обжига посуды, открытых археологами на городских и сельских поселениях, или же целые сосуды и их обломки, но и сам факт чрезвычайно широкого распространения этой посуды на обширных территориях Восточной Европы. В гончарном производстве булгарские мастера стояли несравнимо выше своих соседей. Разнообразие, практическая целесообразность форм, изящество орнамента, хороший обжиг, приятный глазу внешний вид высоко характеризуют их продукцию. Поражает широкий ассортимент продукции гончаров, сочетающийся со стандартизированностью форм. Это свидетельствует о работе мастеров не только на заказ, но и на рынок. Кувшины, кринки, горшки, корчаги, хумы, чаши, плошки, миски, котлы, сковородки, светильники, «детские горшки», игрушки и т.д. – далеко не полный перечень их товаров.


На базе гончарного дела или под его влиянием зародились две совершенно новые отрасли ремесла – производство строительного кирпича и стеклоделие. Горны для обжига кирпича, очевидно, были в каждом городе, где строились кирпичные сооружения. Но пока они открыты только в Биляре и Муромском городке.

Исследованиями археологов установлено начало производства стеклянных изделий в булгарских городах с XI в. В Биляре выявлены остатки уникального производственного комплекса – мастерской алхимика и стеклодува. В билярских мастерских производили также стеклянную посуду – банки, кубки, рюмки, флакончики, отличающиеся простотой форм и приемов орнаментации.

Следует подчеркнуть исключительно городской, элитарный характер стеклоделия. Оно могло возникнуть только в крупных производственных центрах, с богатыми ремесленными традициями. Факт освоения этого вида производства булгарами является ярчайшим показателем общего уровня развития экономики страны в целом (лампы Биляра.).

В булгарских городах развивалось также косторезное ремесло и кожевенное дело. Во многих странах Востока и Запада чрезвычайно высоко ценился особый сорт тонко обработанной кожи (юфть), называемый «булгари». В985 г. «Повесть временных лет» сообщает о русских воинах, которые «суть вси в сапозех».

Булгары – народ, «в строениях градов преславный», отмечал в свое время В.Н.Татищев[2]. Сохранившиеся остатки кирпичных и каменных зданий, деревянных домов, хозяйственных построек и крепостных сооружений показывают высокий уровень строительного дела в булгарских городах. Об этом же свидетельствует разнообразный инструментарий строителей: топоры, тесла, пилы, долота, сверла, скобели, стамески, ложкари и т.д. О существовании каких-либо строительных объединений типа артелей прямых сведений у нас нет, хотя предполагать это можно.

Торговля. Булгарские города славились как крупные центры внутренней и внешней торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни государства была настолько значимой, что в прошлом исследователи Волжской Булгарии всерьез рассматривали ее как страну, сплошь населенную купцами и торговцами.

Чрезвычайно выгодное географическое расположение Булгарии при слиянии Волги и Камы стимулировало внешнюю торговлю. Булгарские ханы проводили политику активного благоприятствования внешней торговле, поскольку она приносила огромный доход государственной казне: взималась десятая часть стоимости привозимых товаров. В крупных городах функционировали караван-сараи для приезжих купцов.

[1] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мешхедской рукописи.- Харьков, 1956.

[2]Татищев.В.Н.История Российская с древнейших времен. В 7-ми т.Т. I-II – М., 1962-1963

«Булгарская цивилизация на Волге» (Г.М.Давлетшин, Ф. Ш. Хузин).

Джон Локк

Сразу видно, что человек живет интренете татаро-булгаристов:

1. Ежедневно тысячи твоих единоплеменников перестают говорить на татарском и ходить в мечеть. А сейчас хоть во что можно верить, это на кошельке твоем не отражается. И говорить ты можешь на любом языке. Так что случилося с татарами?

2. Лжеисторики и лжеархеологи появились после указания Сталина о том, чтобы происхождение татар не связывали с Золотой Ордой. Можешь, конечно, сказать, что Сталин - гений, знавший истину, а татарские ученые взявшие под козырек настоящие булгары, никогда и ни при каких условиях не прогинающиеся. Но мы то знаем ☝

Проблема же не в том, чтобы доказать, проблема в том, что судить что тебе доказали будешь ты 😂
Ты, неуч, конечно же не читал великого философа под именем Джон Локк, а он, между прочим, утверждает, что «человек не может быть судьей в своем деле». Так что звиняй, ты просто понтуешься. Так то, можем и встретиться и подискутировать, поставив на кон по 50 тыс и отобрав 3-5 профессиональных историков не из числа татар и чувашей, но боюсь, без поддержки подстилочных "ученых" прикормленных бюджетом татарстана спору тебе не выиграть.

Особенно аргументацией уровня: у них буквы [б] в алфавита нет! Значит чуваши не [б]улгары.

Знаешь что? Я вот в местности живу, где чуваши занимаются сельским хозяйством, так же, как их предки - булгары. А татары даже сеять зерно нормально не умеют 😂
Это что, в Булгарии чуваши зерно сеяли?

Джон Локк

> Тогда покажи любой другой народ, который отатарился?

Значительная часть булгар отатарилась. Из оставшихся сформировалась чувашская нация. Марийцы, эрзя и мокша так же отатаривались.

> Почему другие Народы России больше ни в кого не превратились?

Буртасы, индо-иранское племя, родственники осетин, жившие в Поволжье стали булгарами (1). Мурома стала русскими (2) Весь стала русскими (3) Пруссы - балты, стали немцами (4). Еще с десяток написать?

> Почему 3 миллиона татар , живущие в Турции уже больше 300 лет не превратились в турок? Почему татары , живущие в Китае, США , Финляндии и других Странах , до сих пор накрайняк понимают на своём языке, помнят свою историю, а вы нет? А почему татары , живущие в Чувашии уже 500 лет , до сих пор не стали чувашами?

Типичная ошибка: ты видишь что видно, и игнорируешь то, что не видно. Те, кто русифицировался и перешел в татары (турки) перестали быть видны. Те, кто остался, видны. Типичная логическая ошибка.

> Меня честно говоря ваши глупые рассуждения не интересуют. Потому что они целиком глупые, даже не частями.

Да, в Библии, кста, написано, что глупый хочет сказать, а слушать ему не интересно. Забавно, не находишь?

> Не могли булгары отатариться! Нормальные не могли, а конченые могли. Это и есть отношение меня татарина и тебя чувашина, готового вилять хвостом в угоду другим. Так могут думать и поступать только проститутки, бегать из религии в религию, на ходу меняя имена и фамилии.

Ты описываешь воображаемый мир, воображаемых людей и воображаемые народы. Поздравляю.

> А булгары были воинами и с характером, и как чуваши хвостом вилять они бы никогда не стали. В этом чуваши и булгары — как земля и небо. А татары прекрасно показывают какими были булгары. Потому что свой язык и своя и религия ислам — это святое для татар, как и для булгар.

Самое забавное, что татары на своих форумах жалуются, что чуваши и чересисы, предали татар, когда подписали с руссскими договор о подданстве. Это было концом Казанского Ханства. Потому что его защищали чуваши и марийцы. Татары только власть делили. Так чувашей было мало и они были подстилки, или, чуваши как только перешли на сторону русских, так сразу Казанскому Ханству пришел конец?

> Хотя бы взять ваши слова, что «войска Тимура вырезали всех [знатных] булгар». То есть хочешь сказать , что чуваши появились из тех булгар, которых не вырезали?

Да. Чуваши потомки булгар избегнувших массовой резни.

> Почему же они переименовались чувашами, более того, перешли в православие, и захотели вдруг гнать алкоголь, назвать себя с чего-то пулкарами, и держать свиней?

Во-первых, с чего ты взял, что самоназвание булгар было булгар, а не чăваш? Мы же не утверждаем, что в России живут россияне, если ты не вкурсе, нет такого народа как «россияне».

В православие мои предки, к примеру, перешли в начале XIX века. Алкоголь употребляли булгары. Посмотри исторические описания Булгарии. Пълхар никто себя не называет, но если ты все же хочешь понять чуть больше, посмотри в греческие источники, может, они переодически булгар записывали как пълхар.

> Зачем мари оставались мари, удмурты удмуртами, киргизы киргизами и т.д. и только чуваши предали своих прадедов?

Я уже ответил на этот вопрос выше. Кстати, татары и ты в частности, - предали ногайцев и кипчаков, - своих предков, называя своими предками булгар, к которым вы имеете косвенное отношение.

> Почему во всей истории земли нет ни одного взрослого человека, который по своему желанию переименовался в другую нацию, заодно меняя религию и имя, почему по твоему мнению, только булгары сделали это?

Это по твоему мнегию, только булгары сделали это; объективно, такое происходит ежедневно и ежесекундно с десятками и сотнями людей во всем мире.

> Почему народ, громивший войска Чингизхана, переименовался в чуваш?

А с чего вы решили, что он переменил самоназвание? Может, он потерял название своего государства?

Читайте также: