Как называется помещение где живут утки

Опубликовано: 22.04.2024

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Рекомендуемый возраст детей: 5–6 лет.

Дети должны знать:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

  • Названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
  • Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
  • Действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Задание “Кто это?”

Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.

Вопросы:

- Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.

- Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.

Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”

Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.

Задание “Кто как голос подает?”

Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:

  • “Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
  • Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
  • Гусь – “га-га-га” - гогочет.
  • Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.
  • Утка – “кря-кря-кря” - крякает.

- Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.

- Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

- Продолжи: “Утка - . (крякает)”, “Гусь - . ”, “Петух - . ”, “Индюк - . ”, “Курица - . ” и т.д.

Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.

- Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?

- Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.

Задание “Родители птенцов”

Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.

- Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.

- Назови “родителей” всех птенцов:

  • у гусенка мама - . (гусыня), папа - .
  • у утенка мама - . папа- .
  • у цыпленка мама - . папа - .
  • у индюшонка мама - . папа - .

Задание “Части тела домашних птиц”.

Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.

Например:

  • “Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры. ”
  • “Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек. ”

- Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.

- Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.

- “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

Например:

  • “У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
  • “У петуха три лапы”.
  • “У курицы на ногах перепонки”.
  • “Гусь не умеет плавать”.
  • “Петух – это водоплавающая птица”.

- “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.

Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”

- По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.

- Курица ходит по земле, она не умеет плавать.

- Петух ходит по земле, он не умеет плавать.

- Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.

Задание “Что сначала, что потом?”

- Расскажи, что происходит сначала, что потом?

- Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.

Задание “Чьи перья?”

Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.

Например:

  • “Это перо - утиное. Его потеряла утка.”
  • “Это перо – индюшиное. Его потерял индюк.”
  • “Это перо – петушиное. Его потерял петух.”

Задание “Найди лишнюю картинку”.

Определите, какая картинка лишняя и почему.

  • “Лишняя ворона, потому что это дикая птица, а все остальные птицы – домашние.”

Задание “Прав ли Незнайка?”

- “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”

(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)

- “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”

(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)

Задание “Отгадай загадку”.

- Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)

- Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).

Задание “Придумай загадку сам”.

Придумай загадку сам по плану:

План:

  1. Как выглядит эта птица? (опиши её)
  2. Что она умеет делать?
  3. Как называется ее детёныш?
  4. Кто это?

Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.

Один индюк, две индюшки, три индюшонка.

Один петух, две курицы, три цыпленка.

Литература.

  1. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев “Хочу все знать. Часть 1. Мир вокруг нас”. Москва, “Владос”, 2003 г.
  2. Е.М. Косинова “Моя первая книга знаний. Упражнения для развития речи”. Москва, “Эксмо”, 2004 г.

Ковенькова Валентина Ивановна

Родителям рекомендуется рассказать ребенку:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

ВложениеРазмер
domashnie_ptitsy.docx 19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Домашние птицы»
Родителям рекомендуется рассказать ребенку:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

Названия : утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Признаки : красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;

Действия : клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

  1. “Какую пользу приносят домашние птицы?”

Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.

  1. “Кто как голос подает?”

Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:

“Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.

Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.

Гусь – “га-га-га” - гогочет.

Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.

Утка – “кря-кря-кря” - крякает.

- Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

- Продолжи: “Утка - . (крякает)”, “Гусь - . ”, “Петух - . ”, “Индюк - . ”, “Курица - . ” и т.д.

Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.

- Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?

- Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.

  1. “Родители птенцов”

Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.

- Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.

- Назови “родителей” всех птенцов:

у гусенка мама - . (гусыня), папа - .

у утенка мама - . папа- .

у цыпленка мама - . папа - .

у индюшонка мама - . папа - .

  1. “Части тела домашних птиц”.

Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.

“Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры. ”

“Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек, тело покрыто перьями. ”

- Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.

- Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.

  1. “ Правда или нет? ”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

“У утки на голове есть красивый красный гребешок”.

“У петуха три лапы”.

“У курицы на ногах перепонки”.

“Гусь не умеет плавать”.

“Петух – это водоплавающая птица”.

- “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.

  1. “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”

- По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.

- Курица ходит по земле, она не умеет плавать.

- Петух ходит по земле, он не умеет плавать.

- Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.

У индюка – индюшиное.

У петуха – петушиное.

  1. “Отгадай загадку”.

- Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)

- Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).

  1. “Придумай загадку сам”.

Придумай загадку сам по плану:

Как выглядит эта птица? (опиши её)

Что она умеет делать?

Как называется ее детёныш?

Один индюк, два индюка.

Один петух…, одна курица…, один цыпленок.

  1. Найти звук Ч в скороговорке. Четко проговаривать. Выучить на выбор:

У зайчика значок,

На значке – кабачок.

Ученик задачей очень озадачен.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

Юбочка, маечка, мячик, очки,

Кофточки, ниточки, пуговички.

Часами на качелях

Быть лётчиком мечтает

Почему вы, хомячки,

Пухлые, как кабачки?

Пухлые, как кабачки:

- Не в почёте хомячок,

Если худ его бочок.

Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Тучам чуть-чуть лучше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлены игры и упражнения для детей 4-5 лет по теме "Птицы" для совместного выполнения с родителями с целью закрепления материала, пройденного на логопедических занятиях4.


Картотека домашних заданий по лексическим темам. Старшая группа для детей с ОНР.

Картотека содержит задания для дошкольников с ОНР старшего возраста.


Карточки "Домашнее задание по лексическим темам старшая группа"

Карточки "Домашнее задание по лексическим темам старшая группа".


домашние задания по теме птицы

У Вас свободная минутка и хочется поиграть с ребенком?Отлично! Тогда предложенные игры Вам помогут развить малыша и объединить всю семью.

Домашние задания по лексическим темам (старшая группа).

В презентации представлены игры и упражнения для детей 6-7 лет по теме "Птицы" для совместного выполнения с родителями с целью закрепления материала, пройденного на логопедических занятиях.

Побеседовать с ребёнком о том, какой праздникотмечают 23 февраля, кто такие защитники Отечества.Рассмотреть вместе с ребёнком изображения,имеющие отношения к Армии (в газетах, журналах, книгах,интерне.

Автор: Даутова Миляуша Салаватовна

Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

- понятие «домашние птицы»;

- как называется помещение, где живут домашние птицы;

- чем эти птицы питаются;

- название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

- о пользе домашних птиц для человека;

- для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - . у индюшки - . у курицы - . .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь — гогочет,
    утка — крякает,
    курица — кудахчет,
    петух — кукарекает,
    цыпленок — пищит,
    индюк — балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка — курица, петух;
    у индюшонка — индюшка, индюк;
    у утенка — утка, селезень;
    у гусенка — гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра«Один — много»
    Гусь — гуси — много гусей,
    утка — утки — уток,
    петух — петухи — петухов,
    курица — куры — кур,
    селезень — селезни — селезней,
    гусенок — гусята — гусят,
    гусыня — гусыни — гусынь,
    утенок — утята — утят,
    индюк — индюки — индюков,
    индюшка — индюшки — индюшек,
    индюшонок — индюшата — индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух — петушок — петушки,
    зерно — зернышко — зернышки,
    курица — курочка — курочки,
    цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
    утка — уточка — уточки,
    гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
    утенок — утеночек — утятки,
    индюшка — индюшечка — индюшечки,
    индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
    яйцо — яичко — яички,
    крыло — крылышко — крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый — красивее, мягкий — мягче,
    твердый — тверже, длинный — длиннее,
    корокий — короче, добрый — добрее,
    злой — злее, сильный — сильнее,
    слабый — слабее, высокий — выше,
    низкий — ниже, толстый — толще,
    тонкий — тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка.

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята, у индюшки - цыплята,

у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

- Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

- У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

- У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).

Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет - . кукарекает- . крякает - . гогочет - .

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра -

Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -

Га - га - га ! Га - га - га !(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя - петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет : ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

- Курочка-рябушка, за чем идёшь?

- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

- Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого , а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

- Где ладошка? Тут?

- На ладошке пруд?

Это гусь молодой.

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.( Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня . (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Кто у этой птицы детёныши?

Какую пользу приносит?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

^ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • понятие «домашние птицы»;

  • как называется помещение, где живут домашние птицы;

  • чем эти птицы питаются;

  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

  • о пользе домашних птиц для человека;

  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птен­цы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, сме­лый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;

действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хло­пать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухажи­вать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, ку­дахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»

^ Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»

У цыпленка — курица, петух;

у индюшонка — индюшка, индюк;

у утенка — утка, селезень;

у гусенка — гусыня, гусак.

Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»

Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинствен­ный, разноцветный, большой.

И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.

^ Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах

«Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,

утка — утки — уток,

петух — петухи — петухов,

курица — куры — кур,

селезень — селезни — селезней,

гусенок — гусята — гусят,

гусыня — гусыни — гусынь,

утенок — утята — утят,

ииндюк — индюки — индюков,

индюшка — индюшки — индюшек,

индюшонок — индюшата — индюшат.

^ Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,

зерно — зернышко — зернышки,

курица — курочка — курочки,

цыпленок — цыпленочек — цыплятки,

утка — уточка — уточки,

гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),

гусыня — гусынюшка — гусынюшки,

утенок — утеночек — утятки,

индюшка — индюшечка — индюшечки,

индюшонок — индюшоночек — индюшатки,

яйцо — яичко — яички,

крыло — крылышко — крылышки.

^ Образование сравнительной степени прилагательных «Срав­ни и назови по образцу»

Красивый — красивее, мягкий — мягче,

твердый — тверже, длинный — длиннее,

корокий — короче, добрый — добрее,

злой — злее, сильный — сильнее,

слабый — слабее, высокий — выше,

низкий — ниже, толстый — толще,

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки

Красные надели сапожки

И пошли гуськом, вереницей,

Чтоб воды в корыте напиться.

Напились воды десять братцев,

Начали в корыте купаться.

Хорошо купаться в корыте!

Пищат живые шарики,

Пшено клюют с руки.

Не знаю, где тут курочки,

А где тут петушки.

Кудахчет громко курица,

Наверно, детям маленьким

Нельзя давать пшена.

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!».

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,

На головке — гребешок, вот какой он, петушок!

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух.)

Пестрая крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)

Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)

Явился в желтой шубке: прощайте две скорлупки ! (Цыпленок.)

Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица.)

Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица.)

Может и разбиться, может и свариться.

Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)

Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)

^ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • названия животных наших лесов, животных Севера, животных жарких стран;

  • названия частей тела животных;

  • места обитания диких животных в природе.

Расширение словарного запаса детей:

названия: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, слон, бегемот, жираф, зеб­ра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, антилопа, пантера; рога, копыта, туловище, хобот, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шку­ра, пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога, логово, нора, дупло, пещера;

признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, ко­лючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый,красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, ос­торожный, хищный;

действия: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, ре­веть, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомить­ся, плавать.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Белка — белочка, обезьяна — обезьянка, медведь — медведушка, бегемот — бегемотик, еж — ежик, слон — слоник, заяц — зайчик, лев — левушка, лось — лосик, леопард — леопардик, тюлень — тюленюшка, морж — моржонок.

^ Образование существительных в единственном и множе­ственном числе с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми «У кого — кто?» (детям 5—8 лет)

У белки — бельчонок, бельчата,

у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лосихи — лосенок, лосята,

у слонихи — слоненок, слонята,

у лисы — лисенок, лисята,

у волчихи — волчонок, волчата,

у моржихи — моржонок, моржата,

у тигрицы — тигренок, тигрята,

у тюленихи — тюлененок, тюленята,

у львицы — львенок, львята,

у медведицы — медвежонок, медвежата.

^ Образование существительных в родительном падеже мно­жественного числа с уменьшительно-ласкательными суффик­сами «Один — много»

Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.

^ Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» (детям 6 —8 лет)

У лисы хвост — лисий,

по образцу: у медведя, волка, зайца.

^ Лексический строй речи

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

Выбор соответствующего понятия «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двига­ется медленнее.)

Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:


  1. название;

  2. где живет (Север, жаркие страны . );

  1. внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);

  1. жилище (берлога, нора, дупло . );

  2. повадки;


  1. как добывает корм;

  2. как защищается;

  3. чем питается;

  4. кто является его врагом;

10) как называются его детеныши.

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Стройный, с тонкими ногами

И ветвистыми рогами.

Он на севере живет,

Вместо сена мох жует. (Олень.)

Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы. (Зебра.)

Хорошо кума принаряжена:

Шерсть пушистая, золотистая;

На груди жилет, а на шее галстук.

Ходит тихохонько, к земле пригибается,

Свой пушистый хвост носит бережно. (Лиса.)

^ ТЕМА «СКАЗКИ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны:


  • пересказывать русские народные сказки: «Курочка», «Коло­бок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Смоля­ной бочок» и другие в зависимости от возраста;

  • знать названия и содержание сказок: «Три медведя», «Гусилебеди», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Красная Шапоч­ка», «Лисичка-сестричка и Серый волк» и другие;

  • знать, что сусек — это отгороженное место в амбаре, где хранится мука, а завалинка — земля, которой засыпают низ избы с наружной стороны.

^ Расширение словарного запаса детей:

названия: сказка, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый волк, Крас­ная Шапочка, Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса;

признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый, справед­ливый;

действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слу­шать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Узнавание предмета по ключевым словам «Из какой сказки?»

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

(«Царевна-лягушка».)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна.

Царь, три сына, Иванушка, Конек-горбунок.

(«Конек-горбунок».)

Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.

Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз.

«Узнай нас» (послушай стихи, назови героев сказок)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился . (колобок).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит).

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя.)

У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

На земле и над водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше.

Она красива и мила,

А имя ее от слова «зола».

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш . (Малыш.)

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Я, колобок, колобок!

По амбару метен, по сусекам скребен,

На сметане мешен, в печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.
^ ТЕМА «ДОМ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны:


  • ориентироваться в доме;

  • знать и называть расположение основных его частей;

  • уметь сказать, кто на каком этаже живет;

  • знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень труд­но, долго;

— знать, какие бывают дома.
^ Расширение словарного запаса детей:

названия: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, по­рог, землянка, шалаш;

признаки: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, краси­вый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низ­кий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бре­венчатый, соломенный;

действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, под­ниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Дома бывают» (детям 5—8 лет)

Для людей — жилой дом,

для машин — гараж,

для собак — конура, будка,

для коней — конюшня,

для свиней — свинарник,

для коров — коровник,

для птиц — скворечник, гнездо,

для кур — курятник и т.д.

^ Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям 6 —8 лет)

^ Построение монолога «Опиши свой дом»

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балко­ны, окна и др. Я живу на пятом этаже.

^ Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»

а) односложные слова: дом, пол — 1 раз;

б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза;

в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, ле­стница, перила, антенна, ступеньки — 3 раза;

г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак.

^ Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами (детям от 5 лет)

Окно — окошко, окошечко,

рама — рамка, рамочка,

комната — комнатка, комнатушка,

стена — стенка, стеночка,

дверь — дверка, дверца,

крыша — крышка, крышечка,

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах

Пол — полы — много полов,

рама — рамы — много рам,

комната — комнаты — много комнат,

стена — стены — стен,

этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),

подъезд — подъезды — много подъездов,

балкон — балконы — балконов,

бревно — бревна — бревен,

окно — окна — много окон,

форточка — форточки — форточек,

лестница — лестницы — много лестниц,

дверь — двери — дверей,

звонок — звонки — звонков,

крыша — крыши — много крыш,

труба — трубы — много труб,

антенна — антенны — много антенн,

подвал — подвалы — подвалов,

замок — замки — замков.

^ Образование существительных и прилагательных множествен­ного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»

Одна комната — две комнаты — пять комнат,

одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,

один дом — два дома — пять домов,

один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,

одно окно — два окна — пять окон и т.д.

^ Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа» (детям от 6 лет)

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы гово­рим, что дом многоэтажный.

Два этажа — дом . (двухэтажный).

Три этажа — дом . (трехэтажный).

Пять этажей — дом . (пятиэтажный).

Десять этажей — дом . (десятиэтажный).

Согласование существительных с личными местоимениями

Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;

мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, ка­кой?» (детям от 5 лет)

Дом из соломы — соломенный, . из кирпича — кирпичный, . камня — каменный, . дерева — деревянный.

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка.

На большущей высоте,

Выше крыши, на шесте,

Я построил новый дом

С круглой дверцей и крыльцом.

Домик мой хотя и мал,

Но недолго пустовал:

Поселились в нем жильцы —

^ Г. Ладонщиков

Маленькие строители

Решили как-то дети построить куклам дом.

Над речкой серебристой, на берегу крутом.

Фундамент заложили из камушков с реки,

Утрамбовали землю ребячьи каблуки.

С песком и кирпичами возился весь наш двор.

Просеивали известь, готовили раствор.

Потом рубанком доски строгали целый день.

Сложили крепко стены, сплели густой плетень.

^ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • понятие «домашние птицы»;

  • как называется помещение, где живут домашние птицы;

  • чем эти птицы питаются;

  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

  • о пользе домашних птиц для человека;

  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птен­цы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, сме­лый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;

действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хло­пать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухажи­вать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, ку­дахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»

^ Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»

У цыпленка — курица, петух;

у индюшонка — индюшка, индюк;

у утенка — утка, селезень;

у гусенка — гусыня, гусак.

Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»

Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинствен­ный, разноцветный, большой.

И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.

^ Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах

«Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,

утка — утки — уток,

петух — петухи — петухов,

курица — куры — кур,

селезень — селезни — селезней,

гусенок — гусята — гусят,

гусыня — гусыни — гусынь,

утенок — утята — утят,

ииндюк — индюки — индюков,

индюшка — индюшки — индюшек,

индюшонок — индюшата — индюшат.

^ Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,

зерно — зернышко — зернышки,

курица — курочка — курочки,

цыпленок — цыпленочек — цыплятки,

утка — уточка — уточки,

гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),

гусыня — гусынюшка — гусынюшки,

утенок — утеночек — утятки,

индюшка — индюшечка — индюшечки,

индюшонок — индюшоночек — индюшатки,

яйцо — яичко — яички,

крыло — крылышко — крылышки.

^ Образование сравнительной степени прилагательных «Срав­ни и назови по образцу»

Красивый — красивее, мягкий — мягче,

твердый — тверже, длинный — длиннее,

корокий — короче, добрый — добрее,

злой — злее, сильный — сильнее,

слабый — слабее, высокий — выше,

низкий — ниже, толстый — толще,

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки

Красные надели сапожки

И пошли гуськом, вереницей,

Чтоб воды в корыте напиться.

Напились воды десять братцев,

Начали в корыте купаться.

Хорошо купаться в корыте!

Пищат живые шарики,

Пшено клюют с руки.

Не знаю, где тут курочки,

А где тут петушки.

Кудахчет громко курица,

Наверно, детям маленьким

Нельзя давать пшена.

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!».

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,

На головке — гребешок, вот какой он, петушок!

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух.)

Пестрая крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)

Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)

Явился в желтой шубке: прощайте две скорлупки ! (Цыпленок.)

Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица.)

Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица.)

Может и разбиться, может и свариться.

Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)

Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)

^ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • названия животных наших лесов, животных Севера, животных жарких стран;

  • названия частей тела животных;

  • места обитания диких животных в природе.

Расширение словарного запаса детей:

названия: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, слон, бегемот, жираф, зеб­ра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, антилопа, пантера; рога, копыта, туловище, хобот, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шку­ра, пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога, логово, нора, дупло, пещера;

признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, ко­лючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый,красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, ос­торожный, хищный;

действия: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, ре­веть, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомить­ся, плавать.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Белка — белочка, обезьяна — обезьянка, медведь — медведушка, бегемот — бегемотик, еж — ежик, слон — слоник, заяц — зайчик, лев — левушка, лось — лосик, леопард — леопардик, тюлень — тюленюшка, морж — моржонок.

^ Образование существительных в единственном и множе­ственном числе с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми «У кого — кто?» (детям 5—8 лет)

У белки — бельчонок, бельчата,

у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лосихи — лосенок, лосята,

у слонихи — слоненок, слонята,

у лисы — лисенок, лисята,

у волчихи — волчонок, волчата,

у моржихи — моржонок, моржата,

у тигрицы — тигренок, тигрята,

у тюленихи — тюлененок, тюленята,

у львицы — львенок, львята,

у медведицы — медвежонок, медвежата.

^ Образование существительных в родительном падеже мно­жественного числа с уменьшительно-ласкательными суффик­сами «Один — много»

Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.

^ Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» (детям 6 —8 лет)

У лисы хвост — лисий,

по образцу: у медведя, волка, зайца.

^ Лексический строй речи

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

Выбор соответствующего понятия «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двига­ется медленнее.)

Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:


  1. название;

  2. где живет (Север, жаркие страны . );

  1. внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);

  1. жилище (берлога, нора, дупло . );

  2. повадки;


  1. как добывает корм;

  2. как защищается;

  3. чем питается;

  4. кто является его врагом;

10) как называются его детеныши.

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Стройный, с тонкими ногами

И ветвистыми рогами.

Он на севере живет,

Вместо сена мох жует. (Олень.)

Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы. (Зебра.)

Хорошо кума принаряжена:

Шерсть пушистая, золотистая;

На груди жилет, а на шее галстук.

Ходит тихохонько, к земле пригибается,

Свой пушистый хвост носит бережно. (Лиса.)

^ ТЕМА «СКАЗКИ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны:


  • пересказывать русские народные сказки: «Курочка», «Коло­бок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Смоля­ной бочок» и другие в зависимости от возраста;

  • знать названия и содержание сказок: «Три медведя», «Гусилебеди», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Красная Шапоч­ка», «Лисичка-сестричка и Серый волк» и другие;

  • знать, что сусек — это отгороженное место в амбаре, где хранится мука, а завалинка — земля, которой засыпают низ избы с наружной стороны.

^ Расширение словарного запаса детей:

названия: сказка, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый волк, Крас­ная Шапочка, Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса;

признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый, справед­ливый;

действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слу­шать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Узнавание предмета по ключевым словам «Из какой сказки?»

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

(«Царевна-лягушка».)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна.

Царь, три сына, Иванушка, Конек-горбунок.

(«Конек-горбунок».)

Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.

Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз.

«Узнай нас» (послушай стихи, назови героев сказок)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился . (колобок).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит).

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя.)

У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

На земле и над водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше.

Она красива и мила,

А имя ее от слова «зола».

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш . (Малыш.)

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Я, колобок, колобок!

По амбару метен, по сусекам скребен,

На сметане мешен, в печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.
^ ТЕМА «ДОМ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны:


  • ориентироваться в доме;

  • знать и называть расположение основных его частей;

  • уметь сказать, кто на каком этаже живет;

  • знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень труд­но, долго;

— знать, какие бывают дома.
^ Расширение словарного запаса детей:

названия: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, по­рог, землянка, шалаш;

признаки: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, краси­вый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низ­кий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бре­венчатый, соломенный;

действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, под­ниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Дома бывают» (детям 5—8 лет)

Для людей — жилой дом,

для машин — гараж,

для собак — конура, будка,

для коней — конюшня,

для свиней — свинарник,

для коров — коровник,

для птиц — скворечник, гнездо,

для кур — курятник и т.д.

^ Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям 6 —8 лет)

^ Построение монолога «Опиши свой дом»

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балко­ны, окна и др. Я живу на пятом этаже.

^ Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»

а) односложные слова: дом, пол — 1 раз;

б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза;

в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, ле­стница, перила, антенна, ступеньки — 3 раза;

г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак.

^ Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами (детям от 5 лет)

Окно — окошко, окошечко,

рама — рамка, рамочка,

комната — комнатка, комнатушка,

стена — стенка, стеночка,

дверь — дверка, дверца,

крыша — крышка, крышечка,

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах

Пол — полы — много полов,

рама — рамы — много рам,

комната — комнаты — много комнат,

стена — стены — стен,

этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),

подъезд — подъезды — много подъездов,

балкон — балконы — балконов,

бревно — бревна — бревен,

окно — окна — много окон,

форточка — форточки — форточек,

лестница — лестницы — много лестниц,

дверь — двери — дверей,

звонок — звонки — звонков,

крыша — крыши — много крыш,

труба — трубы — много труб,

антенна — антенны — много антенн,

подвал — подвалы — подвалов,

замок — замки — замков.

^ Образование существительных и прилагательных множествен­ного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»

Одна комната — две комнаты — пять комнат,

одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,

один дом — два дома — пять домов,

один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,

одно окно — два окна — пять окон и т.д.

^ Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа» (детям от 6 лет)

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы гово­рим, что дом многоэтажный.

Два этажа — дом . (двухэтажный).

Три этажа — дом . (трехэтажный).

Пять этажей — дом . (пятиэтажный).

Десять этажей — дом . (десятиэтажный).

Согласование существительных с личными местоимениями

Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;

мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, ка­кой?» (детям от 5 лет)

Дом из соломы — соломенный, . из кирпича — кирпичный, . камня — каменный, . дерева — деревянный.

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка.

На большущей высоте,

Выше крыши, на шесте,

Я построил новый дом

С круглой дверцей и крыльцом.

Домик мой хотя и мал,

Но недолго пустовал:

Поселились в нем жильцы —

^ Г. Ладонщиков

Маленькие строители

Решили как-то дети построить куклам дом.

Над речкой серебристой, на берегу крутом.

Фундамент заложили из камушков с реки,

Утрамбовали землю ребячьи каблуки.

С песком и кирпичами возился весь наш двор.

Просеивали известь, готовили раствор.

Потом рубанком доски строгали целый день.

Сложили крепко стены, сплели густой плетень.

Читайте также: