Как гуси рим спасли план пересказа

Опубликовано: 23.04.2024

Бокачева Анастасия Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению.


Лев Николаевич Толстой « Как Гуси Рим спасли »

учебник 3 класс ,часть 1 ,стр 152-156.Программа «Школа России».

ВложениеРазмер
lit_ra_gusi.odt 23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Школа: Учитель: Класс: 3 Методист: Гарбуз О.В Дата: Студентка: Бокачева Анастасия 22 группа

Тема: Лев Николаевич Толстой «Как Гуси Рим спасли»

-Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

-Развитие интереса детей к русской классической литературе.

-Воспитание гуманизма, уважения к общечеловеческим ценностям.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование: презентация,учебник ,часть 2 ,стр 152-156.Программа «Школа России».

Тип урока: открытие нового знания

Этапы,методы и приемы урока

Содержание урока и действия учителя.

Словесный: слово учителя

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Артем Андреевич. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Пожалуйста садитесь.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

-ответы на вопросы

Обратите внимание на слайд . -Что это за предложение?Прочитайте его. -Кто знает что это значит? -Я вижу у вас есть затруднения .Для того ,чтобы узнать что значит это предложение, вам нужно будет составить слово из букв(СКОРОГОВОРКА) -Что такое скороговорка? -Теперь прочитаем хором. -Теперь за мной. -А сейчас в парах друг другу; -Затем в разными интонациями(? И !)

-Отвечать на вопросы;

-Составление слова с помощью букв;

-Чтение: хором,в парах ,с разными интонациями;

-Осознавать свои возможности в учении;

- умение слушать и понимать других(П) ;

Словесный: ответы на вопросы

-Что мы с вами изучали на прошлом уроке?(Л.Н.Толстой «Акула») -Давайте вспомним биографию Л.Н.Толстого. Отвечаем по поднятой руке. -В каком году он родился? -Каким по счету ребенком он был в семье? -Какую первую учебную книгу для детей он написал?( «Азбука») -Какие рассказы о детях вы знаете?(после ,на экране появляется слайд с названиями рассказов) - Смотрим ,какие еще рассказы вы не назвали. -Какие рассказы о животных вы знаете(показывает на слайде)

-Какие сказки вы знаете?(показывает на слайде ) -Какие истории ,былины вы знаете,читали?

-Отвечать на вопросы учителя;

П:умение строить речевое высказывание.

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

Работа с текстом до чтения

Словесный: ответы на вопросы;

Частично поисковый:Соотнесение предположений с рисунками ,частями текста.

-Теперь обратите внимание на изображение и определите над каким рассказом мы будем работать?(«Как гуси Рим спасли.»)

-Как вы думаете ,каким будет содержание данного рассказа Предположите.

-Отвечать на вопрос;

-Высказывать свои предположения,о содержании рассказа;

-Определять тему и цели урока(П)

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: постановка темы урока

Практический: слушание рассказа

Словесный: ответы на вопросы

Практический: словарная работа

Ребята,сегодня мы с вами будем самостоятельно читать рассказ Л.Н.Толстого «Как гуси Рим спасли»

-Сейчас я вам прочитаю этот рассказ

Первичное чтение текста учителем
- Слушаем внимательно. После прочтения рассказа я буду вам задавать вопросы.

-Кто такие римляне и кто такие галлы?(галлы- дикий народ ,который напал на римлян)

-Откройте учебники на стр.61.

-Ребята ,прочитайте рассказ про себя

-Кто прочитал ,я смотрю вашу готовность .

-Теперь подчеркните слова карандашом ,которые были вам непонятны .
- Сравните слова с соседом по парте.

-Теперь посмотрите на слайд и сравните свои слова,и мои ,которые я выделил(Капитолий,сенаторы,украдкою,камения, жрецы,дары,издохнет)

-У кого подчеркнуто слово (спрашивает про каждое слово,дети поднимают руки ,а затем один из учеников читает определение вслух.)

Чтение по цепочки.(по предложению)

-Кто напал на Рим?

-Как называется крепость(Капитолий)

-Что сделали с сенаторами галлы?С городом?

-Куда не могли добраться галлы?

-Где находилось много богатств?

-Что окружало Капитолий?

-Когда галлы начали штурм Капитолия?

-Что передавали галлы?

-Что делали в это время собаки?

-Что гуси делали?

-Что стали кидать римляне в галлов?

-Что получилось в результате?

Я вижу ,вы хорошо запомнили рассказ .

-Какая основная мысль рассказа?

-Чему учит этот рассказ?
Откройте учебники.

Цель- познакомить с двумя рассказами Л.Н Толстого «Волга и Вазуза» и «Как гуси Рим спасли».

1)обучать выразительному чтению;

2) развить умение анализировать литературные произведения;

3) воспитывать любовь к литературе.

Планируемые результаты : прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыслять нравственные ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н Толстого.

I .Организационный момент

II .Актуализация знаний

III .Изучение новой темы «Волга и Вазуза»

1.Рассказы о реках Волга и Вазуза

2. Словарная работа (Хвалынское царство, болото, сажень, верста)

3.Первичное восприятие текста и анализ «Волга и Вазуза»

4.Физкультминутка «Что манит птицу»

5.Обобщающая беседа и выведение идеи произведения.

IV . Изучение новой темы «Как гуси Рим спасли»

1.Рассказ о Риме.

2. Словарная работа(галлы, римляне, кремль, Капитолий, сенаторы, жрецы)

3.Первичное восприятие текста «Как гуси Рим спасли»

4. Обобщающая беседа и выявление идеи произведение

V .Подведение итогов

Оборудование: презентация, цветочки, учебник, физическая карта России.

I .Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Равильевна, и сегодня урок литературного чтения буду вести я. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

II .Актуализация знаний

-На прошлых уроках вы читали рассказы известного писателя Л.Н Толстого. Какие рассказы Л.Н Толстого вам уже известны? («Лев и собачка», «Лебеди», «Акула» и т.д). А какие из них вам нравятся больше и почему? (ответы детей) Сегодня мы познакомимся ещё с двумя произведениями Л.Н Толстого.

III .Изучение новой темы «Волга и Вазуза»

- Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны её отгадать

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (о реке)

-А какие реки вы знаете? (ответы детей)

Откройте на странице 60 и прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем будет говориться в сказке? (о реках).

-Почему вы думаете, что этот рассказ о реках (по название реки Волга)

1.Рассказы о реках Волга и Вазуза

-Ребята, а вы знаете что-нибудь про эти реки? ( да, Волга большая река)

-Но сначала я вам рассказу про Волгу и Вазузу.

Волга одна из крупнейших рек в России. Её длина 3530 км. На берегу Волги расположены много больших и маленьких городов. Она является одним из самых знаменитых символов России.

Вазуза -это небольшая река которая впадает в Волгу.

2. Словарная работа

-Ребята как вы понимаете Хвалынское царство, болото, сажень, верста.

Хвалынское царство - это древнерусское название Каспийского моря. Каспийское море находиться на юге России, и в нее впадает Волга.

Болото - Это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков.

Сажень — старорусская единица измерения расстояния.

Верста- русская единица измерения расстояния .

Оставшковский уезд сейчас это Тверская область.

3.Первичное восприятие текста и анализ «Волга и Вазуза»

-Давайте начнем читать. Сначала начну я, а вы продолжите.

-Понравилась ли вам сказка? (ответы детей)

-Что вам запомнилось? (ответы детей)

-Какие герои вам встретились? (Волга и Вазуза)

4.Физкультминутка «Что манит птицу»

-Ну, я вижу, что вы немного устали давайте отдохнем.

5.Обобщающая беседа и выведение идеи произведения.

-Давайте теперь прочитаем это произведение ещё раз.

О чем начали спорить Волга и Вазуза? (О том, кто из них умнее и кто лучше проживет)

Как решили спор Волга и Вазуза( кто быстрее доберется до Хвалынского царства) Найдите этот момент

Как Вазуза, обманула Волгу? ( Когда Волга спала, Вазуза ушла) Найдите этот момент

Чего испугалась Вазуза, когда её догнала Волга? (Наказания Волги)

Как простила Волга свою сестру? ( Волга взяла сестру с собой)

Откуда начнется Волга? (в Оставшковском уезде)

Откуда начинается Вазуза? (в горах)

Найдите отличия Волги от Вазузы (Вазуза весной раньше ломает лёд и проходит, а Волга позднее. Волга шире, чем Вазуза)

Кто вам больше понравился Волга или Вазуза? ( ответы детей)

Правильно ли поступила Волга, простив свою сестру Вазузу? (да, потому что нужно уметь прощать)

Какой вывод вы можете сделать для себя ? (нельзя обманывать никого, потому что ложь всегда станет явной)

Бывало ли так что вы кого-нибудь обманывали ?( ответы детей)

IV . Изучение новой темы «Как гуси Рим спасли»

-Сейчас я вам прочитаю ещё одну загадку, слушайте внимательно.

Он шипит и тянет шею,
нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь.
Кто же это, дети. (Гусь)

-Как вы думаете о чем мы будем читать во втором произведении? (о гусях)

-Давайте познакомимся ещё с одним известным произведением Л.Н Толстого «Как гуси Рим спасли»

Ребята, а вы когда-нибудь видели гусей?(ответы детей)

-А какие они? Опишите ( Гусь травоядная птица. Питается травой и семенами растений. Гуси могут своим клювам обрывать ягоды, есть стручки, злаки и некоторые овощи. Лапы длинные. Гуси обладают густым опереньем, плотный пуховой покров предохраняет птицу от холодов.)

Прочитайте название произведения. О чем в нем будет говориться? (ответы детей)

1.Рассказ о Риме .

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи . Ныне Рим столица Италии. В Древние времена Рим был могущественной империей в мире. В Риме является одним из самых красивых мест, там много достопримечательностей, музеев и театров.

2. Словарная работа

Перед тем, как начать читать текст, давайте рассмотрим непонятные слова

Галлы – это племя которые обитали на территории современной Европы.

Римляне - это народ который жил в Риме

Кремль- это крепость

Капитолий -храм в Риме

Сенаторы- члены одного из высших государственных органов власти в Древнем Риме .

Жрецы- посредники между богами и людьми.

3.Первичное восприятие текста «Как гуси Рим спасли»

-Давайте начну читать я, а вы продолжите.

Понравился ли вам рассказ? Чем? ( ответы детей)

Что вам особенно запомнилось? (ответы детей)

4. Обобщающая беседа и выявление идеи произведения

-Давайте теперь прочитаем это произведение ещё раз.

На кого напали галлы? (на римлян)

Куда убежали римляне? (некоторые убежали из города, а другие спрятались в кремле)

Кто остался в городе ? (сенаторы)

Почему галлам хотелось разграбить Капитолий (потому что там много богатств)

Как галлы решили попасть в Капитолий. Прочитайте ( Ночью галлы украдкою полезли из под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали копья и мечи)

Кто почуял опасность? (гуси)

Как римляне прогнали галлов? Зачитайте (Один римлянин проснулся , бросился к стене и сбил . )

Какая традиция завелась у римлян после этого случая? (они стали отмечать праздник)

Найдите описание этого праздника (Жрецы идут наряженные по городу…)

Как вы, думаете римляне были благодарны гусям? Почему? (ответы детей)

Что нового узнали из этого произведения? (что даже животные могут помочь нас и спасти от опасности)

-Чему учит это произведение? ( нужно быть смелым)

-А у вас есть домашние животные? (да)

-Помогают ли она вам, и чем? (ответы детей)

V .Подведение итогов

С какими произведениями мы сегодня познакомились? («Волга и Вазуза» и «Как гуси Рим спали»)

Кто автор? (Л.Н Толстой)

Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (ответы детей)

1.Домашнее задание

Выразительно читать рассказы. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.

Если вам понравился урока поднимите зеленые цветочки, а если нет то красные.

Я вижу, что урок понравился всем. Спасибо ребята за урок. До свидания!

Напишите план к рассказу «Как гуси Рим спасли».


План к рассказу Л.Н.Толстого «Как гуси Рим спасли» у меня получился таким:

  1. Покорение Римской империи галлами.
  2. Галлам удается захватить Рим, но не удается захватить Капитолий.
  3. Галлы лезут на стены ночью в мечтах о богатстве.
  4. Голготание гусей.
  5. Победа над галлами.
  6. Празднование.



Эту древнюю легенду нам пересказал писатель Лев Толстой, который как известно много времени уделял написанию коротких рассказов для детей, и сам основал школу, для которой составлял учебники. Легенда о гусях и Риме может быть реальным событием, потому что ее упоминает в своей книги римский историк Тит Ливий. В описании Толстого не указано, что гуси жили при храме Юноны.

План пересказа рассказа-легенды "Как гуси Рим спасли":

  1. Галлы покоряют Римскую империю.
  2. Галлы захватывают Рим, но не могут захватить Капитолий.
  3. Мечтая о богатствах Капитолия галлы ночью лезут на стены
  4. В это время загоготали гуси
  5. Галлы были отбиты.
  6. Празднование с гусем и собакой.


Начинать лучше с нападения Галлов на Рим и соответственно захват его.

2) Рим пал, но Капитолий устоял.

3) Галлам не даёт покой богатство Капитолия они совершают попытку его штурма в ночное время.

4) Гуси были бдительны и подняли шум.

5) Нападение Галлов было успешно отбито.

6) Праздник победы, чествование гусей.


1) Галлы производят нападение на римлян и их побеждают.

2) Осаждая Рим, Галлы продолжают штурмовать Капитолий, завидуя его богатствам.

3) Форсирования галлами крутой горы, где располагается Капитолий.

4) Гуси, показанные действующими стражниками.

5) Галлы терпят поражение.

6) Праздник в честь победы, где чествуются гуси.


План к рассказу Л.Н.Толстого "Как гуси Рим спасли" можно сделать следующим:

  1. Нападение галлов на римлян и их победа.
  2. Капитолий устоял, а Рим сожжён.
  3. Галлы мечтая о богатствах Капитолии взбираются на крутую гору, где стоит Капитолий.
  4. Гуси на страже.
  5. Победа над галлами.
  6. Празднование и чествование гусей.


Лесков как-бы олицетворяет, ставит этих дам - леди Макбет и купчиху Катерину Измайлову, на один уровень. Обе женщины полны страсти, честолюбивы и ради своих целей готовы пойти даже на грех, который всегда осуждался людьми - убийство.

Леди Макбет, узнав из письма мужа о ведьминском пророчестве, что он станет королём, начинает активно и рьяно идти к этой цели. Она готова


Но кроме этого и своего мужа она подталкивает к активным действиям, ведь тот слишком нерешителен по её мнению и когда, после уже совершённого убийства короля, сир Макбет не силах что-либо предпринять, леди Макбет забирает окровавленный нож и подбрасывает его слугам, которых сама же и опоила. А далее начинается череда убийств, Макбет убивает тех, кто ему мешает царствовать.

Зло, которое совершила леди Макбет отравляет ей душу, лишает её разума. Она умирает, но муж, ради которого она так старалась не опечален нисколько. Только и заслужила, что такие слова:


Аналогична и несколько схожа по своему сюжету и повесть Лескова. Катерина Львовна влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея. Она также, как и леди Макбет опьянена страстью. Только одну пьянила страсть власти, а нашу купчиху - любовь. И вновь череда убийств, для достижения своих целей. Первым умирает свёкр, который застиг любовников, следующим становится старый, постылый муж и маленький мальчик Федя тоже погибает, так как он стоит на пути богатства этой женщины.

Но молодой любовник моментально теряет всё своё влечение после суда к Катерине. Унижает, оскорбляет женщину, которая была готова на всё ради него, флиртует с другими дамами. Измайлова тоже кончает жизнь самоубийством, захватив с собой совсем юную новую любовницу Сергея.

Так Николай Семёнович объединил две истории, "подарив " злодейке Катерине звание - леди Макбет местного уезда. Обе дамы имели огромные планы, но. Здесь уместно привести слова леди Макбет:

На дворе 390 год до рождества Христова. Варварские племена галлов после удачной осады Рима вступают в город, убивая, мародерствуя и продвигаясь глубже к центру города. Уцелевшие римляне укрываются на возвышенности в Капитолии: с неприступными стенами и прочными воротами и отвесным обрывом, защищающим его с тыла. Охваченные желанием завладеть богатствами Капитолия, галлы, не имея возможности пойти на штурм напрямую, прибегают к хитрости.

Глубокой ночью зашли они с тыла, забираясь при помощи друг друга по крутому обрыву. Но ни одна собака в Капитолии не учуяла неприятеля. Преодолев природную преграду, галлы уже были готовы напасть на спящих римлян, но им помешали (кто бы вы подумали!) гуси, почуявшие варваров и поднявшие шум крыльями и гоготанием. Шум, в свою очередь, поднял римлян, и те успешно отразили атаку галлов и отбросили их от Капитолия.

В память об этом событии народ Рима учредил праздник, во время которого гусям доставались все дары и почести, а собак же, не справившихся тогда со своей задачей, порицали и били.

Как говорится в старой пословице "На бога надейся – а сам не плошай". Рассказ наставляет читателей быть бдительным, не надеяться на обстоятельства и не поддаваться ложному порой чувствую безопасности. Также Толстой подмечает, что спасти ситуацию порой может и существенная мелочь, не имеющая даже и отношения к ней.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

  • Акула
  • Алёша Горшок
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
  • Бедные люди
  • Бешеная собака
  • Бородинское сражение в романе Война и мир
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Война и мир по томам
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Дьявол
  • Живой труп
  • Именины у Ростовых в романе Война и мир
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Как мужик гусей делил
  • Косточка
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Люцерн
  • Набег
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Петя Ростов
  • Плоды просвещения
  • Пожар
  • После бала
  • Праведный судья
  • Прыжок
  • Севастополь в декабре месяце
  • Севастопольские рассказы
  • Семейное счастие
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три медведя
  • Три смерти
  • Утро помещика
  • Филипок
  • Хаджи-Мурат
  • Холстомер
  • Царь и рубашка
  • Чем люди живы
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир
  • Юность

Как гуси Рим спасли. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Книга переносит нас в 1458 год. Оставив промысел купца, Афанасий Никитин покидает родной город Тверь, чтобы отправиться в Ширванскую землю (ныне Азербайджан). Путь он держит не сам – с ним его купцы на двух кораблях. Мимо Углича, по Волге и до Костромы

В начале стихотворения повествуется о том, как русалка плыла по реке, плескалась в воде, мечтая доплеснуть волной до луны. Река описывается как шумная и опасная, вода в ней крутится и волнуется

Эвис Каннингем - дочь физика, который популярен в своих кругах. Она знакомится с Эрнестом Эвергардом, приверженцем социализма. Во время приема пищи он начинает осуждать современную систему, которая рушит общество

Москва. 1682 год. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб

Действие пьесы происходит в Ленинграде. Перед нами предстают две сестры Надежда и Лидия, рано потерявшие родителей. В настоящее время Надя трудилась на стройке и одновременно обучалась в средне - специальном заведении. Лида же еще была ученицей.

В IV веке до н.э. галлы, пришедшие из-за Альп, захотели захватить земли союзных Риму этрусков. Римляне отправили трёх братьев Фабиев чтобы выяснить, что это за пришельцы и надо ли с ними воевать. В лагере галлов с ними беседовал сам вождь Бренн. Он сказал им, что поскольку жители Этрурии имеют земли больше, чем могут обработать, галлы требуют, чтобы лишнюю землю отдали им для поселения. Когда послы спросили, по какому же праву галлы выдвигают такое требование, Бренн ответил, что по праву оружия. Послы возвратились в этрусский город Клузий, на который и нацелились галлы.

Вскоре клузийцы вступили в бой с галлами, Фабии тоже присоединились к ним. Во время сражения один из Фабиев увидел скачущего впереди него галла в блестящих доспехах. Он выехал на коне из этрусского строя и напал на галла. Ударом копья Фабий убил врага и сбросил его с коня. Спешившись, он начал снимать доспехи с убитого, и в этот момент его узнал кто-то из галлов. Когда Бренну донесли, что римские послы участвуют в бою, а один из них даже убил знатного галльского юношу, он разгневался до такой степени, что приказал прекратить бой и готовиться к походу на Рим.

Но сперва галлы потребовали у римлян выдачи Фабиев. Сенат стал обсуждать создавшееся положение. Многие сенаторы признали требование галлов справедливым и настаивали на выдаче Фабиев, или по крайней мере того из братьев, который убил галльского воина. Но род Фабиев был знатен и славен, поэтому сенаторы не решились выдать Фабиев каким-то дикарям. Отказывать в выдаче, однако, тоже было опасно. Тогда сенат постановил передать решение народному собранию. А собрание не только отказало галлам в их требованиях, но и избрало всех трех Фабиев в число военных трибунов с консульскими полномочиями. Этим римляне ещё более разозлили Бренна, который счёл, что они включили преступников в число глав своего государства.

Галлы побеждают римлян. Современная иллюстрация.

Решающая битва римлян с войском галлов состоялась 18 июля 390 г. до н.э. и обернулась страшным поражением Рима. Она произошла на берегу притока Тибра, маленькой речки Аллии. Немногие оставшиеся в живых римские воины позорно бежали в ближайший город Вейи. День 18 июля впоследствии был назван «днем Аллии» и объявлен несчастливым: в течение многих веков в этот день римляне не начинали никаких дел. А тогда, после поражения, в Риме началась паника. Многие горожане разбежались по другим городам и ближайшим сёлам. Городские святыни спешно прятали, закапывали, некоторые из них увозили из Рима.

Битва с галлами. Рельеф этрусского саркофага из Кьюзи, III в. до н.э.

Оставшиеся в Риме стали совещаться, что же делать дальше. Заслуженный воин и бывший консул Марк Манлий предложил укрыться на Капитолии и там переждать осаду. Его совет показался римлянам разумным. На Капитолий отнесли оружие и все необходимое для того, чтобы выдержать осаду. Галлы поначалу медлили, опасаясь ловушки, но потом вошли в оставленный своими защитниками город. Разорив и почти полностью уничтожив Рим, галлы попытались взять штурмом Капитолий. Но тот был хорошо укреплен, везде были расставлены караулы, а в местах, где вероятнее всего мог прорываться неприятель, стояли отборные отряды воинов. Когда галлы поднялись почти до середины склона Капитолийского холма, римляне провели вылазку и сбросили их вниз. Не сумев взять крепость приступом, Бренн приступил к осаде.

Галлы лезут на Капитолий. Иллюстрация XIX века.

Однажды ночью галлы решили подняться по почти отвесному склону, надеясь застать римлян врасплох. В этом месте был выставлен небольшой римский отряд, но часовой, смена которого пришлась на это время, заснул, так что галлы беспрепятственно поднялись почти к вершине. Но неподалёку находился храм Юноны, а за его оградой жили посвящённые ей гуси. Услышав поднимающихся галлов, гуси подняли крик, который разбудил римских воинов. Первым проснулся Манлий. Он сразу же схватился за оружие и ударом щита сбросил в пропасть поднявшегося галла. Таким образом, попытка галлов овладеть последним оплотом Рима провалилась. Все прославили Манлия, не забыли и заслугу гусей Юноны. С тех пор стали говорить, что гуси спасли Рим. Часовой же, проспавший нападение галлов, был казнен.

Читайте также: