Что значила в жизни васи корова

Опубликовано: 29.04.2024

Разделы: Литература

Цели урока: Продолжить знакомство с текстом рассказа “Корова”, с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; помочь детям почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому; закрепить понятия “пейзаж”, “идея”, “эпизод”.

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом рассказа, пересказ.

Оборудование урока: рассказ “Корова” А. П. Платонова, рисунки учащихся, фотографии, “кроссворд А. П. Платонова “Корова””.

Ход урока

1. Слово учителя.

Учитесь насаждать любовь, как сад,
Старательно, как истинный садовник,
Где если солнце - зреет виноград,
А если тень - божественный крыжовник.
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.
Учитесь воздавать за доброту,
За то тепло, что ни огонь, ни пламя,
А видишь: пробивает мерзлоту,
И если нужно, согревает камень.
Учитесь вдохновенно у небес,
Восславивши Творца природы вечной.
И возрождайтесь, как весною лес,
И умирайте к жизни бесконечной,
(слова инокини Людмилы)

Только что прозвучали прекрасные строки: “Учитесь насаждать любовь как сад. ”,

“Учитесь отдавать любовь легко. ”, “Учитесь воздавать за доброту. ”.

Андрей Платонович Платонов в последние годы своей жизни работал над переложением народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги русских сказок “Финист – Ясный Сокол” (1947), “Волшебное кольцо” (1949), “Башкирские народные сказки” (1947).

Во всех платоновских сказках воплощается принцип: невозможного нет, все возможно. Этот же во многом детский принцип (не испорченный еще жестоким сопротивлением взрослой жизни) реализуется в детских рассказах писателя.

В рассказах А. П. Платонова “Июльская гроза”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Еще мама”, “Корова”, “Никита”, “Любовь к родине, или путешествие воробья” и др. действуют любознательные, желающие докопаться до сути любой вещи герои.

В них формируется склонность к осмыслению жизни, желание быть на земле хозяином. Живя среди животных и растений, человек, по мнению писателя. Несет ответственность перед ними.

Рассказ “Корова” автором не датирован. Он был опубликован посмертно по тексту машинописи, подготовленной Платоновым к печати.

2. Предварительная беседа.

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • Какой эпизод вам особенно запомнился? Почему рассказ называется “Корова”?
  • Речь идет о жизни и смерти коровы, пережившей потерю теленка. Именно корова становится для Васи Рубцова нравственным ориентиром в жизни.

    В какое время года происходит действие рассказа?

    Найдите описание пейзажа; определите, какова его роль в рассказе.

    Пейзаж — (француз. - страна, местность) — картина природы в художественном произведении.

    Действие в рассказе происходит осенью: “На дворе стояла осень. Вокруг дома. простирались ровные, пустые поля, отражавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные”, “Небо, покрытое серой прохладной наволочью”, “голые кусты, омертвевшие на зиму.

    Умирающая к зиме природа, описанная автором в рассказе, настраивает на размышления о жизни и смерти.

    Над чем заставил вас задуматься рассказ А. П.Платонова?

    Связь человека с окружающим миром; отношение ко всему живому; творческое отношение к труду; назначение человека на земле.

    3.Пересказ эпизодов.

    Задание. Восстановите содержание рассказа, пересказав запомнившиеся эпизоды, интонационно выразив своё отношение к ним.

    Учащиеся в логическом порядке в соответствии с содержанием пересказывают наиболее яркие эпизоды рассказа.

    Эпизод (от греч. - случай) - отрывок художественного произведения, обладающий

    относительной законченностью произведения.

    1. Работа с рисунками.
    2. Задание. Найдите описание коровы. Сравните с подготовленными рисунками. Определите, чей рисунок в большей степени передает не только внешний вид коровы, но и ее душевное состояние, характер.

    Почему у коровы нет имени?

    Серая степная корова черкасской “породы”; “добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело. нежное покойное вымя с маленькими высохшими сосками. крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

    5. Беседа по вопросам.

    В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

    Корова потеряла сына; она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением; как это может делать человек. Корова перестала есть.

    Почему корова погибла?

    Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли.

    Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?
    Вася вызывает большую симпатию своим участием ко всему живому, трудолюбием.

    Каково отношение Васи Рубцова к окружающему миру?

    Мальчику интересен весь мир, он чувствует родственную связь с каждым человеком.

    Как относится к корове герой рассказа?

    Ему нравилось в корове все. что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других.

    Какая черта характера Васи подчеркивается описания встречи его с паровозом?

    Любопытное отношение его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и как действуют. Вася продемонстрировал хорошее знание паровоза.

    Почему мальчик сам предлагает помощь машинисту?

    . Ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шел за ним и лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался.

    Как в этом эпизоде автор передает свое отношение к природе?

    Словами машиниста: “Не было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди.

    Какой смысл заключен в словах машиниста?
    Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим. Вася, несмотря на малолетство, уже понял это, поэтому является уже “полным” -
    полноценным человеком.

    Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

    Во-первых, он чувствует свою вину, так как задавил корову; во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: “Твой сын мне помогал, и я вам помогу”. Автор приводит мысль о единении людей.

    Задание. В школе мальчику задали работу на тему: “Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу нашей Родине”. Прочитайте сочинение, которое написал Вася после гибели коровы. Какова его основная мысль?

    Один из учеников читает сочинение, написанное Васей Рубцовым.

    Какой урок преподала корова Васе?

    Урок доброты, бескорыстия и самопожертвования.

    Какова идея рассказа?

    Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.

    Идея от греч. — основная мысль художественного произведения.

    5.Кроссворд “А. П. Платонов “Корова”.

    6.Заключительное слово учителя.

    Что значит любить? В чем проявляется любовь?

    Милосердие, забота, участие, внимание, доброта, жалость, сочувствие, сострадание.

    Нам жизнь дана, чтобы любить,
    Любить без меры, без предела,
    И всем страдальцам посвятить
    Свой разум, кровь свою и тело.

    Нам жизнь дана, чтоб утешать
    Униженных и оскорбленных,
    И согревать, и насыщать
    У вечных, слабых и бездомных.

    Нам жизнь дана, чтоб до конца
    Бороться с тьмой, бороться с ложью,
    И сеять братские сердца
    Одну святую правду Божью.

    А правда в том, чтобы любить,
    Любить без меры, без предела,
    И всем страдальцам посвятить
    Свой разум, кровь свою и тело.

    Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком.

    Я не мудрый, а влюбленный,
    Не надеюсь, а молю,
    Я теперь за все прощенный,
    Я не знаю, а люблю.
    А. Платонов. Из ранней лирики.

    Для А. П. Платонова все, что его окружало, есть живое: реки и дома, машины и паровозы, животные и растения - все могло испытывать горе и радость, боль и наслаждение. А человек, по мнению писателя, призван объединять этот мир. “И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта - стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, из всех людей - я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце. ” - записал в автобиографическом письме в 1922 году А. П. Платонов.

    В переживаниях Васи Рубцова просматривается отношение самого А. П. Платонова к миру. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир. Единение людей - вот нравственные заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

    Мир Платонова - мир тружеников, мастеров. Ремесло рабочего, желающего докопаться до сути любой вещи, до “сердца” любого устройства, окружено у писателя редким уважением. Потому с такой любовью относится автор к Васе Рубцову.

    А. П. Платонов как-то записал: “Оставляй для судьбы широкие проходы”. Герою рассказа “Корова” “широкий проход” для судьбы им самим уже обеспечен. Главную свою задачу А. П. Платонов видел в том, чтобы “сеять души в людях”. Казалось бы, люди и так обладают душой, и зачем писателю понадобилось сеять ее?

    Оглянитесь вокруг: один сорвал без особой надобности цветок и бросил его, другой кинул камень в собаку или кошку - таких людей называют бездушными. А животные и растения, по мнению А. П. Платонова, призваны “облагораживать” человечество.

    А. П. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Нежностью наполнено описание коровы, ее страданий, человечность материнских чувств которой заставляет сжиматься сердце.

    “Любовь - мера одаренности жизнью людей”, - писал А. П. Платонов. Насколько человек способен любить окружающий мир, настолько он одарен жизнью. Живя в мире, платоновский герой постоянно ощущает в себе любовь ко всему живому. С таким героем мы и познакомились в рассказе А. П. Платонова “Корова”.

      1. Выставление оценок.
      2. Домашнее задание.

    Составить характеристику* Васи Рубцова по следующему плану:

    1. Когда и в какой среде жил Вася?
    2. Внешний облик мальчика.

    Как характеризует Васю его манера держаться и разговаривать со взрослыми?

  • Основные черты характера: любовь к животным, трудолюбие, любознательность, усердие и настойчивость, самостоятельность.
  • Как характеризуют Васю машиниста: “Не было бы сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди. ”.
  • Отношение автора к герою.

  • Литература
    Экономика
    Рассказы
    Литература
    Экономика
    Богатство Полный текст
    Вакансии
    Курсы
    Консультации

    «Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1»

    «В сердце все человеческое богатство»

    (по рассказу «Корова»)

    Урок-мастерская по литературе

    учитель 1 кв. кат.

    Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.

    Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.

    Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл.

    Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

    Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета. Неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное.

    После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

    Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

    Урок – мастерская по рассказу «Корова»

    «В сердце все человеческое богатство»

    Цели урока: познакомиться с текстом рассказа «Корова», с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; помочь детям почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому.

    Оборудование: портрет , выставка книг.

    2. Опрос домашнего задания

    3. Разъяснения нового материала

    6. Домашнее задание

    Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. К нам в гости пришли учителя нашего района, посмотреть, как мы работаем. Поэтому я прошу вас не смущаться, работать так, как мы обычно это делаем: плодотворно, активно, дружно.

    Опрос домашнего задания. На дом вам было задано написать мини-сочинение на тему «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу нашей Родине». Вы сейчас обменяйтесь, пожалуйста, друг с другом тетрадями внутри группы и выберете лучшее. (Учащиеся зачитывают лучшее сочинение в группе)

    -Повлияло ли на ваше сочинение знакомство с рассказом Платонова «В прекрасном и яростном мире»?

    Разъяснение нового материала. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Андрея Платоновича Платонова и прочитаем рассказ «Корова»

    -Какие ассоциации возникают у вас при слове «корова»?

    А сейчас посмотрите, пожалуйста, на слова и словосочетания, которые я выписала для вас из рассказа:

    Серая степная корова;

    В гости приходил мальчик;

    Не скучай, твой сын выздоровеет;

    Все посохло и поникло;

    Одинокий человек;

    У машиниста была забота о машине;

    Цену хорошую дали;

    Жарко и больно внутри;

    Она терпела и не понимала;

    Изуродованное туловище;

    Польза и хорошо.

    -Попробуйте предположить сюжет рассказа.

    Чтение текста учителем (эпизод 1)

    Мы познакомились с главными действующими героями рассказа.

    -Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?

    (Жизнь у него была трудная: в школу он ходит за семь километров, встает рано, помогает родителям, иногда выполняет обязанности путевого сторожа, когда отца нет.

    Жизнь бедна впечатлениями, он нигде еще не был, кроме колхоза, где учился, и станции. Через их полустанок проходят два поезда днем, а три поезда – ночью. Поэтому для него было событием, когда однажды поезд замедлил ход и молодой человек улыбнулся ему и сказал: « До свидания, человек! – и помахал на память рукой». Потом Вася долго помнил этого молодого человека: у Васи не было друзей, он был одинок.)

    - Что видит Вася каждый день из окон своего дома?

    (Ребята обращаются к тексту: «На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные».)

    - Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?

    Получить полный текст
    Подготовиться к ЕГЭ
    Найти работу
    Пройти курс
    Упражнения и тренировки для детей

    (Автор будет рассказывать о печальном, поэтому и природа у него вызывает грусть.

    Это связано с жизнью мальчика. Чтобы показать, как однообразна жизнь Васи на этом полустанке. Даже природа не балует его.)

    - Почему Вася любил ходить в школу?

    (Вася любознательный, он хочет узнать мир)

    - Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?

    (Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его.)

    Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него народ неполный». Эта мысль получит свое продолжение в рассказе «Юшка».

    Чтение учителем текста (эпизод 2)

    - Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?

    (Платонов любил машины, паровозы, эта любовь проявляется и у Васи.)

    - С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?

    (Платонов уважал рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства. Поэтому машины силой любви людей к ним очеловечены. Только сердечное отношение человека к паровозу принимает мальчик. Платонов мечтал о гармоничном соединении природы и техники, о примирении между ними. Это было сокровенной мечтой писателя.)

    - Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».

    (Вася не встал в стороне, наблюдая трудную работу паровоза, а кинулся на помощь машинисту. Он трудолюбивый, добрый, отзывчивый, он в отношении к делу совсем как взрослый – «полный человек»).

    Чтение текста учителем (эпизод 3)

    Платонов уверен, что человек, живя среди животных, растений, несет ответственность за них. Многие герои Платонова – люди гуманного сердца. (Уточняем значение слова гуманный.)

    «В сердце все человеческое богатство», - убежден автор.

    - Докажите, что это сказано о Васе.

    (В отношении Васи к корове проявляются сердечность, доброта и понимание.)

    - Что значила в жизни Васи корова?

    (Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы».)

    -Все ли герои рассказа так же относились к корове?

    -Сделайте расстановку действующих лиц по отношению к корове.

    -Как Платонов изображает горе коровы?

    («Корова ничего не ела; она молчала и редко дышала,……, чтобы обессилить себя и свое горе»)

    - Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?

    (Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.)

    Чтение сочинения Васи

    - Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?

    (Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)

    Закрепление.

    - Каков смысл названия рассказа?

    (Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.)

    В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.

    Подведение итогов. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    1. Прочитать самостоятельно рассказы Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

    2. Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставили меня задуматься рассказы »

    \u00ab\u0422\u0440\u0443\u0434 \u2013 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0435 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438. \u041d\u0430\u0434\u043e \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u044e \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u0432 \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0442\u0440\u0443\u0434 \u0431\u044b\u043b \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c. \u0411\u0435\u0437 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0447\u0438\u0441\u0442\u043e\u0439 \u0438 \u0440\u0430\u0434\u043e\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438\u00bb \u00a0

    \u0410. \u041f. \u0427\u0435\u0445\u043e\u0432. \u00a0

    \u0412 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0435 \u0410. \u041f. \u041f\u043b\u0430\u0442\u043e\u043d\u043e\u0432\u0430, \u041a\u043e\u0440\u043e\u0432\u0430\u00bb \u043c\u044b \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u0438\u043c\u0441\u044f \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u043e\u043c \u0412\u0430\u0441\u0435\u0439 \u0420\u0443\u0431\u0446\u043e\u0432\u044b\u043c, \u0441\u044b\u043d\u043e\u043c \u043f\u0443\u0442\u0435\u0432\u043e\u0433\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u0430. \u0412\u0430\u0441\u044f \u0431\u044b\u043b \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u043c \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u043e\u043c. \u041e\u043d \u0443\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f \u0432 \u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0442\u043e\u043c \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0435 \u0438 \u0445\u043e\u0434\u0438\u043b \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0443 \u0437\u0430 \u043f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0438\u043b\u043e\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e\u0432 \u043e\u0442 \u0434\u043e\u043c\u0430. \u041d\u043e \u043e\u043d \u043b\u044e\u0431\u0438\u043b \u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0443, \u00ab\u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e, \u0441\u043b\u0443\u0448\u0430\u044f \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0438\u0446\u0443 \u0438 \u0447\u0438\u0442\u0430\u044f \u043a\u043d\u0438\u0433\u0438, \u043e\u043d \u0432\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0430\u043b \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c \u0443\u043c\u0435 \u0432\u0435\u0441\u044c \u043c\u0438\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u043e\u043d \u0435\u0449\u0435 \u043d\u0435 \u0437\u043d\u0430\u043b. \u0415\u043c\u0443 \u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0432\u0441\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u0438 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u044e\u0442, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043e\u043d \u0432\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u0442 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0435\u0434\u0435\u0442 \u043a \u043d\u0438\u043c\u00bb . \u0412\u0430\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u0438\u043b\u0441\u044f \u0443\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u043c\u0435\u0442\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0435\u0433\u043e \u0437\u0430\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432\u0430\u043b. \u00ab\u0415\u0433\u043e \u043c\u0443\u0447\u0438\u043b\u043e, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043e\u043d \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439-\u043b\u0438\u0431\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u043c\u0435\u0442 \u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b, \u043e\u0442\u0447\u0435\u0433\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0436\u0438\u0432\u0443\u0442 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u0441\u0435\u0431\u044f \u0438 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442\u00bb . \u00a0

    \u041e\u0434\u043d\u0430\u0436\u0434\u044b \u043c\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430 \u0441\u044b\u043d\u0430 \u0432\u0441\u0442\u0440\u0435\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u043e\u0447\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0435\u0437\u0434. \u0412\u0430\u0441\u044f \u0441\u0440\u0430\u0437\u0443 \u043f\u043e\u043d\u044f\u043b, \u0447\u0442\u043e \u0441 \u043f\u0430\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u043e\u043c \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0430\u043a: \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u0430 \u0431\u0443\u043a\u0441\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430. \u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u0441\u0430\u043c \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u043b \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c. \u0412\u0430\u0441\u044f \u0441\u0442\u0430\u043b \u043d\u0430\u0433\u0440\u0435\u0431\u0430\u0442\u044c \u043f\u0435\u0441\u043e\u043a \u0432 \u0433\u043e\u0440\u0441\u0442\u044c \u0438 \u043d\u0430\u0441\u044b\u043f\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043b\u044c\u0441\u044b:\u00bb \u0423\u0433\u043e\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u0430\u0440\u044c \u0438 \u0432\u043b\u0430\u0433\u0430 \u0438\u0437 \u043e\u0445\u043b\u0430\u0436\u0434\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0430\u0440\u0430 \u043f\u0430\u0434\u0430\u043b\u0438 \u0441\u0432\u0435\u0440\u0445\u0443 \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0441\u044e, \u043d\u043e \u0435\u043c\u0443 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c, \u043e\u043d \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u0441\u0435\u0431\u044f \u0432\u0430\u0436\u043d\u0435\u0435 \u043f\u0430\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0430, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0441\u0430\u043c \u043f\u0430\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437 \u0448\u0435\u043b \u0437\u0430 \u043d\u0438\u043c \u0438 \u043b\u0438\u0448\u044c \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u0435\u043c\u0443 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u043a\u0441\u043e\u0432\u0430\u043b \u0438 \u043d\u0435 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f\u00bb . \u041c\u0430\u0448\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0443 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u043d\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u043b\u044e\u0431\u0438\u0432\u044b\u0439 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a. \u00ab\u041e\u043d \u0441 \u043c\u0430\u043b\u043e\u043b\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u043f\u043e\u043b\u043d\u044b\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u0430 \u0443 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0435\u0449\u0435 \u0432\u0441\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438, \u00bb - \u043f\u043e\u0434\u0443\u043c\u0430\u043b \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442. \u00a0

    \u0412\u0430\u0441\u044f \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043b\u044e\u0431\u0438\u043b \u0441\u0432\u043e\u044e \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u0443, \u043e\u043d \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u043b\u0430\u0441\u043a\u0430\u043b \u0438 \u0433\u043b\u0430\u0434\u0435\u043b \u0435\u0451, \u0441\u0430\u043c \u043f\u043e\u0438\u043b, \u0441\u0430\u043c \u0434\u0430\u0432\u0430\u043b \u043a\u043e\u0440\u043c \u0438 \u0447\u0438\u0441\u0442\u0438\u043b \u0432 \u0441\u0430\u0440\u0430\u0435. \u041a\u043e\u0440\u043e\u0432\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0442\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u0446\u0435\u0439. \u0423 \u043d\u0435\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u00ab\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0435 \u0442\u0435\u043b\u043e, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0441\u0432\u043e\u044e \u0441\u0438\u043b\u0443 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f \u0432 \u0436\u0438\u0440 \u0438 \u0432 \u043c\u044f\u0441\u043e, \u0430 \u043e\u0442\u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0432 \u043c\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e \u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443\u00bb . \u041e\u0442\u0435\u0446 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u043f\u0430\u0445\u0430\u043b \u043d\u0430 \u043d\u0435\u0439 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044e, \u00ab\u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u0430 \u0443\u043c\u0435\u043b\u0430 \u043f\u0430\u0445\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u0447\u043d\u0430 \u0438 \u0442\u0435\u0440\u043f\u0435\u043b\u0438\u0432\u0430 \u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0432 \u044f\u0440\u043c\u0435.\u00bb . \u00a0

    \u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0443 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b \u0437\u0430\u0431\u0440\u0430\u043b\u0438 \u0442\u0435\u043b\u0435\u043d\u043a\u0430, \u043e\u043d\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0443\u0433\u0440\u044e\u043c\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435\u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u043b\u0438\u0432\u043e\u0439. \u0425\u043e\u0442\u044f \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0434\u043e\u043b\u0436\u0430\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c, \u043c\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e \u0443 \u043d\u0435\u0451 \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u043b\u043e. \u041e\u0434\u043d\u0430\u0436\u0434\u044b \u043e\u043d\u0430 \u043f\u043e\u043f\u0430\u043b\u0430 \u043f\u043e\u0434 \u043f\u043e\u0435\u0437\u0434. \u00a0

    \u0412\u0430\u0441\u044f \u0442\u043e\u0436\u0435 \u0431\u044b\u043b \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u043c. \u041e\u043d \u0442\u0440\u0443\u0434\u0438\u043b\u0441\u044f \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0435\u0433\u043e \u0437\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438, \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b \u043e\u0442 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435. \u0412\u0435\u0434\u044c \u043d\u0435 \u0437\u0440\u044f \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0442\u0440\u0443\u0434 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0440\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043e\u043d \u0442\u0430\u043a \u043d\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u043b \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c \u0441\u043e\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043e \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438:\u00bb \u042f \u0445\u043e\u0447\u0443, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0432\u0441\u0435\u043c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c \u043d\u0430\u0448\u0435\u0439 \u0420\u043e\u0434\u0438\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u0442 \u043c\u0435\u043d\u044f \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0430 \u0438 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e, \u0430 \u043c\u043d\u0435 \u043f\u0443\u0441\u0442\u044c \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435\u00bb . \u00a0

    \u041c\u043d\u0435 \u043f\u043e\u043d\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437 \u0410. \u041f. \u041f\u043b\u0430\u0442\u043e\u043d\u043e\u0432\u0430. \u041e\u043d \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0435 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u0437\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0432\u043e\u043b\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0437\u0430 \u0435\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u0435\u0432. ">]" data-test="answer-box-list">

    Этот рассказ был написан примерно в конце 30-х - начале 40-х годов, но опубликован был лишь в 1962. Сначала название произведения было "Добрая корова". А. Платонов в сороковые годы предпринял попытки напечатать свое творение в сборниках "Вся жизнь", "В сторону заката солнца" и других. В книгу "Вся жизнь" данное произведение входит наряду с другими рассказами: "Семья Иванова", "Избушка бабушки", "Июльская гроза", "Цветок на земле", "Юшка", "Никита".

    краткое содержание корова платонова

    Краткое содержание

    "Корова" Платонова рассказывает нам о следующих событиях. У коровы отняли теленка. Она еще должна была заботиться о нем по закону природы, но тот заболел, и его отвели к врачу-ветеринару. Там хозяину предложили большие деньги, и он продал теленка. После этого корова не находила себе места - она не представляла себе жизни без своего дитя. Вася Рубцов всячески поддерживал животное, кормил корову разными вкусностями. Однажды она убежала, но вскоре вернулась. Мальчик заботился о корове, ему было очень жалко ее. Животное чувствовало себя очень плохо. Отец мальчика, продавший теленка, уже и сам стал сожалеть о своем поступке. Однажды корова ушла и осталась стоять на рельсах, когда ехал поезд. Машинист не остановился вовремя и таким образом убил животное. Ощущая свою вину, он дает отцу Васи деньги для того, чтобы тот купил новую корову. Мясо животного засаливают и продают. На вырученные деньги мальчику покупают обновки. Ребенок в школе пишет сочинение, в котором повествует о корове, о своей любви к ней и о том, как она дала семье мальчика все: сына, молоко, кожу, мясо, кости и внутренности, "она была доброй". Таково краткое содержание.

    "Корова" Платонова требует детального анализа, поскольку события, разворачивающиеся в произведнии, служат лишь фоном для того, чтобы поставить и разрешить ряд вопросов, передать авторские мысли о жизни.

    рассказ платонова корова краткое содержание

    Основная коллизия

    Ситуация противоборства смерти человека - одна из самых устойчивых в прозе этого автора. Она и в рассказе "Корова" составляет главную коллизию. Сюжетообразующую функцию произведения выполняет мотив преодоления смерти, он обусловливает фокусировку и отбор жизненного материала, характер мыслей и поступков юного героя. Вася противостоит смерти. Дети Платонова, вообще, отрицают ее не только самим фактом своего рождения. Трудом и любовью они увеличивают жизненное "вещество".

    Вася Рубцов (Платонов, "Корова")

    Герои этого произведения немногочисленны, среди главных можно выделить лишь маленького мальчика и корову. Однако их взаимоотношения - очень интересный материал. В рассказе Андрея Платоновича Платонова мы знакомимся с Васей Рубцовым, сыном путевого сторожа, о чем уже упоминалось в разделе "краткое содержание". "Корова" Платонова - произведение, в котором дается довольно подробный образ этого мальчика. Автор так изображает главного героя. Он был очень добрым, учился в четвертом классе и посещал школу, расположенную от дома за пять километров. Несмотря на то что идти было далеко, мальчик любил занятия, потому что, читая книги и слушая учительницу, представлял в уме весь мир, который был ему еще не известен. Мальчику казалось, что все люди и страны давно ждут, когда он подрастет и приедет к ним. Рубцов всегда хотел узнать как можно больше об интересовавшем его предмете.

    Как-то раз мать попросила его встретить поезд, прибывавший ночью. Герой сразу понял, что с ним что-то не так: поезд буксовал. Вася предложил свою помощь - стал нагребать в горсть песок и насыпать его на рельсы. Машинисту этот трудолюбивый мальчик очень понравился.

    Вася любил корову, он часто гладил и ласкал ее, сам давал корм, поил и чистил в сарае. Животное было настоящей труженицей. Отец мальчика часто на ней пахал землю.

    Вася тоже был трудолюбив. Он работал не потому, что его заставляли, а потому что получал от этого удовольствие. Не зря говорят о том, что труд облагораживает людей. В своем сочинении о будущей жизни этот мальчик написал, что хочет, чтобы людям нашей страны была от него польза.

    Образ паровоза

    платонов корова герои

    У платоновских героев миропереживание всегда трагично, но в его основе - огромная любовь к миру. Чувство это представляется в произведении в двух ипостасях, которые образуют две ступени развития ребенка. Первую можно назвать, используя определение самого автора, "любовью к дальнему". Ее символом выступает в произведении образ паровоза, с которым соотнесены мечты и надежды мальчика. Любовь эта по своему характеру - абстрактно-книжная. Она часто оказывается проходящей, мимолетной, как и поезда, стремительно проносящиеся мимо Васи. Такая любовь не всегда приносит пользу. Ее недостаточно для духовного роста, но она нужна, поскольку это отношение к миру пробуждает в Васе теплоту и чуткость.

    Образ коровы

    андрей платонов корова краткое содержание

    Об образе этого животного уже упоминалось в разделе "краткое содержание". Корова Платонова не зря даже внешне изображается похожей на человека. Автор как будто хочет подчеркнуть, что она ничем не отличается от нас. Образ данного животного воссоздается в ассоциации с портретом человека: добрые глаза, большое худое тело. Она является олицетворением чуда жизни, силы, скрытой в слабости, внешнем изнурении. С коровой связан мотив родственного чувства, которое объединяет все живые существа. В заботе о ней мальчик находит совсем другие, более глубокие отношения.

    Это самоотверженное животное и мальчик Вася - главные герои произведения, которое создал Андрей Платонов. "Корова", краткое содержание которого было представлено в нашей статье, - это рассказ об их взаимоотношениях. Он учит нас доброте и любви к ближнему.

    Литературная критика

    произведение платонова корова

    Произведение Платонова "Корова" было встречено в литературном мире того времени весьма негативно. Советских критиков возмущал устойчивый интерес этого писателя к темам сиротства, смерти, трагизма бытия, а стремление Андрея Платоновича восстановить нравственные ценности (сострадание, любовь, всеобщее родство и другие) расценивалось как "юродство", "ревизия христианства". Показательно в этом отношении резкое неприятие, которое вызывал финал "Коровы" у оппонентов Платонова. Например, Субоцкий считал, что сочинение Васи в концовке рассказа бессодержательно по сути, ложно-значительно, звучит пародийно. Ю. Либединский не понимал, зачем автору понадобилось соединять "юродские рассуждения" о доброте коровы с таким серьезным чувством, как патриотизм. Следствием этих претензий становится исчезновение данной темы сочинения из большинства изданий, в которых вышел посмертно рассказ "Корова" Платонова. Мальчик в них пишет на тему "из своей жизни".

    Вывод

    рассказ корова платонова

    Однако рассказ Платонова "Корова" (краткое содержание произведения смотрите выше) совсем не о том, что Вася понял, что все живое подвержено смерти. Он о том, как противится ей детская душа. О существовании смерти мальчик знает еще до кончины теленка и коровы. Он обращается с призывом "не умирай!" к молодому человеку, которого заметил в окне мимо проезжавшего поезда. Платонов акцентирует свое внимание на отношении мальчика к смерти как к тому, чего не должно быть на земле, его стремление поступать вопреки ей ("не забывать", "помнить").

    Васю влечет и волнует окружающий мир. Он заворожен далью. Зов пространства и дали С.Г. Семенова интерпретирует как возрождение детской, наивной, безудержной скорби по умершим.

    Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.

    Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.

    Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл.

    Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

    Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета. Неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное.

    После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

    Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

    Вашему вниманию предлагается урок литературы в 6 классе по рассказу А.П.Платонова «Корова»

    ВложениеРазмер
    Sharapova._Urok-masterskaya_po_literature..doc 59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИМЦ НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

    МОУ «НУРЛАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

    РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    «В СЕРДЦЕ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО»

    (ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «КОРОВА»)

    учитель русского языка и литературы Ι кв. категории

    ШАРАПОВА ХАЛИДА РАФИКОВНА

    «В сердце все человеческое богатство»

    по рассказу А.П.Платонова «Корова»

    Халида ШАРАПОВА, учитель Ι квалификационной категории средней школы №1

    Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.

    Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.

    Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл.

    Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

    Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета. Неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное.

    После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

    Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

    Вашему вниманию предлагается урок литературы в 6 классе по рассказу А.П.Платонова «Корова»

    Цели урока: познакомиться с текстом рассказа «Корова», с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; помочь детям почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому.

    Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг, иллюстрации к рассказу, мультимедиапроектор.

    1. Орг.момент
    2. Опрос домашнего задания
    3. Разъяснения нового материала
    4. Закрепление
    5. Подведение итогов
    6. Домашнее задание

    Ι. Организационный момент

    ΙΙ. Опрос домашнего задания.

    Слайд 1. Портрет А.П.Платонова..

    — На дом вам было задано написать мини-сочинение на тему «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу нашей Родине». Вы сейчас обменяйтесь, пожалуйста, друг с другом тетрадями внутри группы и выберете лучшее. ( Учащиеся зачитывают лучшее сочинение в группе )

    — Повлияло ли на ваше сочинение знакомство с рассказом Платонова «В прекрасном и яростном мире»? ( Ответы учащихся )

    ΙΙΙ. Разъяснение нового материала.

    — Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Андрея Платоновича Платонова и прочитаем рассказ «Корова»

    Слайд 2. Обложка рассказа А.П.Платонова «Корова»

    — Какие ассоциации возникают у вас при слове «корова»? ( Ответы учащихся )

    — А сейчас посмотрите, пожалуйста, на слова и словосочетания, которые я выписала для вас из рассказа:

    Серая степная корова;

    В гости приходил мальчик;

    Не скучай, твой сын выздоровеет;

    Все посохло и поникло;

    У машиниста была забота о машине;

    Цену хорошую дали;

    Жарко и больно внутри;

    Она терпела и не понимала;

    Польза и хорошо.

    — Попробуйте предположить сюжет рассказа. ( Ответы учащихся )

    Чтение текста учителем (эпизод 1)

    — Мы познакомились с главными действующими героями рассказа.

    Слайд 4. Иллюстрация к рассказу. Портрет Васи .

    — Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?

    ( Жизнь у него была трудная: в школу он ходит за семь километров, встает рано, помогает родителям, иногда выполняет обязанности путевого сторожа, когда отца нет.

    Жизнь бедна впечатлениями, он нигде еще не был, кроме колхоза, где учился, и станции. Через их полустанок проходят два поезда днем, а три поезда – ночью. Поэтому для него было событием, когда однажды поезд замедлил ход и молодой человек улыбнулся ему и сказал: « До свидания, человек! – и помахал на память рукой». Потом Вася долго помнил этого молодого человека: у Васи не было друзей, он был одинок .)

    — Что видит Вася каждый день из окон своего дома?

    Слайд 5. Иллюстрация к рассказу. Пейзаж.

    ( Ребята обращаются к тексту: «На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отражавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные». )

    — Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?

    ( Автор будет рассказывать о печальном, поэтому и природа у него вызывает грусть.

    Это связано с жизнью мальчика. Чтобы показать, как однообразна жизнь Васи на этом полустанке. Даже природа не балует его. )

    — Почему Вася любил ходить в школу?

    ( Вася любознательный, он хочет узнать мир )

    — Почему с «тревогой и радостью» он всматривался в поезда?

    ( Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он приедет к ним». Это вызывало в нем радость. Но поезда проносились мимо, много людей, чьи лица он видел в окнах вагонов, так и остались неузнанными. Это тревожило его .)

    — Платонов считал, что каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него народ «неполный». Эта мысль получит свое продолжение в рассказе «Юшка».

    Чтение учителем текста (эпизод 2)

    — Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?

    Слайд 6. Иллюстрация к рассказу. Паровоз, машинист.

    ( Платонов любил машины, паровозы, эта любовь проявляется и у Васи. )

    — С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?

    ( Платонов уважал рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства. Поэтому машины силой любви людей к ним очеловечены. Только сердечное отношение человека к паровозу принимает мальчик. Платонов мечтал о гармоничном соединении природы и техники, о примирении между ними. Это было сокровенной мечтой писателя. )

    — Объясните смысл слов машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него уже все впереди».

    Слайд 7. Слова машиниста.

    ( Вася не встал в стороне, наблюдая трудную работу паровоза, а кинулся на помощь машинисту. Он трудолюбивый, добрый, отзывчивый, он в отношении к делу совсем как взрослый – «полный человек» ).

    Чтение текста учителем (эпизод 3)

    — Платонов уверен, что человек, живя среди животных, растений, несет ответственность за них. Многие герои Платонова – люди гуманного сердца. (Уточняем значение слова гуманный. )

    — Что значила в жизни Васи корова?

    ( Корова не только животное, дающие молоко, он относится к корове как к другу: «Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы». )

    — Все ли герои рассказа так же относились к корове? Сделайте расстановку действующих лиц по отношению к корове.

    Слайд 8. Расстановка действующих лиц (Предлагается после того, как учащиеся сделают свою расстановку действующих лиц.)





    — Как Платонов изображает горе коровы?

    ( «Корова ничего не ела; она молчала и редко дышала,……, чтобы обессилить себя и свое горе» )

    — Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?

    ( Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность. )

    — «В сердце все человеческое богатство», - убежден автор. Докажите, что это сказано о Васе.

    Слайд 9. Высказывание А.П.Платонова.

    ( В отношении Васи к корове проявляются сердечность, доброта и понимание. )

    Чтение сочинения Васи

    — Вася пишет в сочинении: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался еще». Действительно ли он не знает, как будет жить?

    ( Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям )

    — Каков смысл названия рассказа? ( Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям .)

    — В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.

    V. Подведение итогов. Выставление оценок.

    VΙ. Домашнее задание.

    1. Прочитать самостоятельно рассказы Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

    2. Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставили меня задуматься рассказы А.П.Платонова»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    "В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")

    Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка".

    Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

    Урок внеклассного чтения в 7 классе. Небольшой по объему рассказ продолжает знакомство с творчеством А.Платонова, не оставляет равнодушными семиклассников.Подготовка к этому уроку предполагает большую.

    УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»Тема урока: Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из .


    «В сердце всё человеческое богатство…» Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»

    Разработка урока литературы для 6 класса по ФГОС.


    Урок- мастерская по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»

    Раскрывает нравственные проблемы, развивает мышление, аналитические способности учащихся,воспитывает внимание, чуткость к самым близким им людям. Данный урок предполагает работу.


    «Человеческая жестокость и любовь в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

    Анализ произведения на примере обозначенной темы.

    Читайте также: