Что такое плутишка из сказки плутишка кот

Опубликовано: 14.05.2024

Литературное чтение

2-й класс

Важной задачей уроков литературного слушания является обучение детей пересказу и составлению эскизно-модельного плана. Мы показываем, как данный вид работы происходит во 2-м классе на примере разбора произведения К.Д. Ушинского.

Статья опубликована при поддержке Компании «PlasmaOnLine». «PlasmaOnLine» — один из лидеров на рынке аренды презентационного оборудования. Устраиваете крупную презентацию или выставку? Тогда вам не обойтись без современной видеостены и широкоформатных плазменных панелей. Компании «PlasmaOnLine» специализируеться на предоставлении плазменных панелей в аренду и сопутствующем презентационном оборудовании. Посетите официальный сайт компании http://PlasmaOnLine.ru и ознакомьтесь со спектром предоставляемых услуг.

Тема. «К. Ушинский. “Плутишка кот”».

Цели. Расширять читательский опыт через слушание новой сказки; формировать читательские умения: различать сказку народную и авторскую; работать с детской книгой; обучать краткому пересказу и составлению эскизно-модельного и картинного плана; развивать способности выражать с помощью интонации свое отношение к героям произведения.

Оборудование. Учебник «Литературное чтение. 2 класс» и рабочая тетрадь к учебнику (авт. Ефросинина Л. А.); сказки о животных; модели обложек произведений; иллюстрации Ю. Васнецова к сказке К. Ушинского «Плутишка кот».

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

1. Игра «Вспомни и назови»

Учитель. Ребята, мы начнем наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

«Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

«Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

«Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

«Видит зима, что птиц ей не догнать, – накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом». (К.Д. Ушинский. «Проказы старухи-зимы».)

– Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все произведения. Что общего между ними?

Дети. Это сказки.

У. А теперь скажите, какие бывают сказки?

Д. Авторские и народные.

На доске открывается схема.

2. Работа с выставкой детских книг сказок и открытыми моделями

На доске появляются две модели и три книги: русские народные сказки «Кот и Лиса» «Кот, Петух и Лиса» и сказка К.Д. Ушинского «Плутишка кот».

У. Рассмотрите книги. Что в них общего?

Д. Это сказки о животных.

У. Назовите первую книгу. Какая модель ей соответствует? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Подберите еще одну книгу к этой модели. Назовите книгу. Подберите книгу к другой модели. Назовите ее.

Дети отвечают.

III. Знакомство с новым произведением

У. Сегодня я хочу прочитать вам новое произведение. Послушайте.

Дети слушают при закрытых учебниках.

– Понравилось ли вам это произведение? Кто из героев вам больше всего понравился?

Выслушиваются ответы.

– Что вы слушали? Покажите на моделях.

Дети показывают круг.

– О чем это произведение? Покажите.

Дети поднимают коричневые круги.

– Как бы вы озаглавили эту сказку?

Выслушиваются ответы детей.

– Автор озаглавил сказку «Плутишка кот». Как вы понимаете слово плутишка?

Д. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник.

У. Эту сказку написал Ушинский. Заполните модели.

Дети выполняют задание.

– Сравните с моей моделью.

На доске появляется готовая модель.

IV. Обучение пересказу и составлению эскизно-модельного плана

Дети повторно слушают сказку и следят за учителем по книге.

У. Мы с вами будем пересказывать сказку и составлять к ней план. Откройте тетрадь на с. 15.

Учитель работает на трех листах формата А4, прикрепленных на доске, дети – в тетрадях.

– Как начинается сказка?

Д. «Жили-были на одном дворе кот, козел да баран».

Учитель работает с первой моделью, используя заместителей героев.

У. Как они жили?

У. Правильно: «Жили они дружно, сена клок – и то пополам».

Добавляются стрелки.

– Как вы понимаете это выражение?

Д. Все делили пополам.

У. Как козел да баран ласково называют кота?

Д. «Котик-коток, серенький лобок».

У. Почему они рассердились на него?

Д. Он слизал всю сметану. Баба била его да приговаривала: «Придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать».

У. Как они говорят, когда сердятся на него? Передайте голосом.

Д. «Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?»

Идет работа над выразительностью.

У. Что случилось дальше с героями сказки?

Д. Они убежали со двора, заночевали на скошенном лугу.

У. Как они добыли огонь?

Д. «Котишка-мурлышка достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала».

Идет работа во втором прямоугольнике.

У. Какой гость к ним пожаловал?

Д. Медведь Михайло Потапыч Топтыгин.

У. Добавляем в схему медведя. На что жаловался медведь?

Д. Он заболел.

У. Послушайте, как об этом говорит автор: «Ходил на пчельник, – говорит медведь, – пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась».

Учитель поясняет выражение хворость прикинулась.

– Как расположились герои на ночлег?

Д. «Козел да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился».

Дети работают в третьем прямоугольнике.

У. Что случилось дальше?

Д. «Заснул медведь, козел да баран дремлют, один мурлышка не спит и все видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый – и прямо к огню».

Добавляются волки.

У. Как вели себя герои?

Учитель перечитывает отрывок на с. 20 со слов: «Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка – серый лобишко повел такую речь . » до конца.

– Как вы понимаете выражение запеть лазаря?

Д. Жаловаться, плакать.

У. Чем закончилась сказка?

Д. «Старик и старуха были рады-радешеньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали».

В итоге получается эскизно-модельный план.

На доску в беспорядке вывешиваются 6 иллюстраций к сказке «Плутишка кот».

У. Рассмотрите рисунки. Расположите их по ходу развития событий в сказке. Перескажите кратко сказку. (Дети выполняют задание.)

V. Итог урока

У. Какое произведение вы слушали? (Опора на модель.) Назовите героев сказки. Назовите положительных и отрицательных героев.

VI. Домашнее задание по выбору

Вариант 1. Прочитать сказку по учебнику и выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради.

Вариант 2. Прочитать сказку по учебнику и подготовить краткий пересказ по эскизно-модельному плану, составленному на уроке.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 13 ноября 2018 г.

Ушинский К. "Плутишка кот"

Ушинский К., сказка "Плутишка кот"

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки "Плутишка кот" и их характеристика

  1. Кот-плутишка. Очень хитрый, находчивый, умный, проказник и воришка.
  2. Козел и баран. Просто глупые звери.
  3. Медведь. Очень сильный и ленивый.
  4. Волки. Наглые и страшные.

План пересказа сказки "Плутишка кот"

  1. Старик и старуха
  2. Проказы кота
  3. Страшные планы
  4. Побег
  5. На лугу
  6. Как кот стог поджег
  7. Медведь
  8. Ночевка в стогу
  9. Волки
  10. Возвращение блудных зверей.

Кратчайшее содержание сказки "Плутишка кот" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили у старика и старухи кот, баран и козел.
  2. Однажды кот съел всю сметану и старуха хотела барану и козла зарезать.
  3. Сбежали звери в луга, подожгли стог сена, греются
  4. Медведь к ним прибился, под сено спать лег
  5. Волки прибежали, хотели барана и козла съесть.
  6. Медведь волков задрал, а баран, козел и кот домой побежали.

Главная мысль сказки "Плутишка кот"
Смекалка в любом деле поможет, всюду выручит.

Чему учит сказка "Плутишка кот"
Сказка учит вести себя примерно, из дома не убегать, сметану не воровать. А если напроказничал, то быть готовым понести наказание. Учит смекалке, находчивости, учит находить выход из сложных ситуаций. Учит быть храбрым.

Отзыв на сказку "Плутишка кот"
Мне понравилась эта сказка и особенно кот, который напрасно назван плутишкой. Никакой он не плутишка, а просто очень умный и хитрый. Он знает что взять и как потом отвести от себя беду. Он умеет добывать огонь, он не боится волков. Это самый положительный герой этой сказки.

Пословицы к сказке "Плутишка кот"
Где плохо лежит, туда вор глядит.
Каков грех, такова и расплата.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
Все хорошо, что хорошо кончается.


Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Плутишка кот"
Жили-были у старика и старухи кот-плутишка, козел да баран. Жили дружно, все пополам делили, но при этом коту всегда больше всех доставалось.
Вот как-то сидят козел да баран, видят кот бежит на трех ногах. Спрашивают они кота, что случилось? А кот и рассказывает, что поколотила его старуха, все бока отбила, ноги переломала. А за что тебя? - спрашивают козел да баран.
Рассказал кот, что слизал он нечаянно всю сметану в погребе. Посмеялись козел да баран, поделом тебе, плутишка.
А кот и добавляет, что старуха теперь хочет барана да козла зарезать, чтобы было чем зятя угостить. Тут уж козел и баран сами встревожились, бежать решили.
Подождали звери, пока старуха калитку забудет закрыть и убежали. Долго бежали по полям и лугам, наконец на одном лугу остановились. Там стога стояли высокие, вот и решили звери в стогу переночевать. Вечер холодный был, как согреться думают.
Обернул кот рога козлу берестой и велел с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел да баран рогами, искры полетели, береста загорелась. Поджег кот целый стог сена, чтобы теплее стало.
Тут и медведь из леса идет, погреться у костра просится. Потеснились козел да баран, а медведь погрелся и под стог забрался спать.
Ночью видит кот идут по лугу семь волков серых и один белый и прямо к костру. Зовут козла и барана на бой. Те со страху блеют, в стог глубже зарываются.
А кот-плутишка и говорит волкам, что чем на старых и бородатых задираться, пусть с меньшим их братом поиграют. Тот под самым стогом спит. Сунулись туда волки, разбудили медведя. А медведь разбираться не стал, на каждую лапу по волку поднял, да шкуру спустил.
Испугались волки, убежали.
Да и козел с бараном и котом на лугу не остались. Домой побежали, решив, что хватит с них таких приключений.
Вернулись звери к старику и старухе, а те и рады-радехоньки.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Плутишка кот"

Анализ произведения

Обратите внимание на то, есть ли у сказки автор или она относится к устному народному творчеству.

Автор: Ушинский Константин Дмитриевич

Определите тип этой сказки (волшебная, бытовая, о животных). Аргументируйте.

Тип этой сказки «О Животных», так как главными героями этой сказки являются животные.

Выделите основные сюжетные элементы этой сказки (в зависимости от типа).

-Жили-были на одном дворе кот, козел да баран.

- Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

-Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

Назовите героев, перечислите основные черты их характера, самые значительные поступки.

Герои: кот, козёл, баран, медведь, стая волков, старик и старуха.

Главные герои:

Кот: хитрый, вор и разбойник, хороший друг, находчивый, легкомысленный, мудрый.

Поступок: Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

Козёл и баран надёжные друзья, добрые, послушные, рассудительные.

Поступок: Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: "Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем".

Какие слова, фразы определяют особенности языка этой сказки (зачин, повторы, устойчивые эпитеты, малые фольклорные жанры)? Выпишите.

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран.

- Котик-коток, серенький лобок!

- Котишко-мурлышко, серый лобишко.

Устойчивые эпитеты:

Сформулируйте основную мысль этой сказки. В какой фразе сказки она выражена? Какими пословицами можно её передать?

Основная мысль этой сказки: дружба, взаимопомощь.

Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Добро побеждает зло, а смекалка - плутовство.

Живуч, как кошка.

Назовите другие сказки, близкие по сюжету, замыслу и характеру главных героев.

«Лисичка-сестричка и серый волк». «Козлятки и волк».

«Лиса, скворец и ворона».

«Лиса и кот» и др.

Отметьте основные достоинства этой сказки как произведения для детского чтения.

На мой взгляд основными достоинствами этой сказки для детского чтения является то, что друзья не когда не бросят в беде, а всегда помогу; что за каждый плохой поступок, следует наказание.

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Анализ сказки «Плутишка кот»»

Астрахань, 2015 год.

Константин Дмитриевич Ушинский

I Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:

- Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

- Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.

- А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран.

- Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

- Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны!

Вот кот опять плачет:

- Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.

Заревели тут козел да баран:

- Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

- Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена.

Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.

- Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

- Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

III Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню.

- Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.

Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:

- Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.

Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай бог ноги!

Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: "Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем".

Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

Умные дети – счастливые родители


О братьях наших меньших

Ответы к стр. 16 – 17

Константин Ушинский
Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.
Спрашивают кота козёл да баран:
– Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
– Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
– А за что же на тебя такая беда пришла? – спрашивают козёл да баран.
– Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!
– Поделóм вору и мýка, – говорит козёл, – не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
– Била меня баба, била; била – приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.
Заревели тут козёл да баран:
– Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, – и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II

III

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один – белый и прямо к огню.
– Фу-фу! Что за народ такой! – говорит белый волк козлу да барану. – Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка – серый лобишко повёл такую речь:
– Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится – никому несдобровать! Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря. Выбрались волки из-под стога еле живыми и, поджав хвосты, – давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой! «Полно, говорят, – без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».
Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.

1. Как в сказке называют кота? Запиши.

Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок.

2. Как можно сказать по-другому? Запиши.

Судить да рядить – рассуждать .
Запеть лазаря – жаловаться, плакать .
Плутишка – хитрец, обманщик .

3. Собери загадку ⇒ и отгадай. Запиши отгадку.

Он в берлоге спит ⇒ зимой
Под большущею ⇒ сосной,
А когда придёт ⇒ весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши “имя”, “отчество” и “фамилию” гостя.

Михайло Потапыч Топтыгин.

5. Составь план сказки (запиши или нарисуй). Подготовь пересказ.

1. Побег кота, козла и барана.
2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин.
3. Расправа медведя с волками.

Плутишка кот1
Плутишка кот 2
Плутишка кот3

6 ∗ . Допиши предложение словами из текста. Как отнеслись к возвращению козла, барана и кота? Подчеркни.

Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Яндекс.Метрика

Плутишка кот

  • Два козлика
  • Утренние лучи

Сказки Ушинского Константина Дмитриевича короткие детские рассказы про зверей и людей читайте онлайн лучшие сочинения автора с рисунками текст полностью написан крупным шрифтом краткое содержание

Сказка Константина Ушинского «Плутишка кот»

Для развития речи детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский придавал большое значение устному народному творчеству. Сам писатель пересказал множество русских народных сказок, используя простоту народных выражений, динамичность и повторения оборотов. Он считал, что дети очень восприимчивы к прибауткам и присказкам. Они живо и ярко представляют зверей и животных, знакомых каждому ребенку с самого детства.

Ушинский внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творчество уже около двухсот лет изучается в школе. Его учебники служат настоящим источником знаний для маленьких читателей.

Коротко о сказке

В сказке говорится о плутишке-коте, хитром и пронырливом проказнике и его друзьях. В деревне у стариков жили баран, козел и кот. Друзья жили дружно, все делили пополам, только коту все время доставалось за проказы. Он был сущим разбойником, где старик со старухой что плохо положат, так Васька сразу и упрет. Доставалось серому разбойнику постоянно, и решил он однажды уйти из дома, заодно и друзей увести.

Пожаловался Васька козлу и барану, что старики его обижают. Васька у них всю сметану съел, и старики грозятся козла с бараном заодно зарезать, а то придет в гости зять, а его и угостить нечем. Испугались баран и козел, решили уйти со двора вместе с мурлышкой.

Шли они долго, пришли на луг, где стога сена стояли, и остановились тут переночевать. Подожгли стог сена, к ним на огонек медведь пришел. Он рассказал друзьям, что ходил на пчельник, хотел медку добыть, да его оттуда мужики прогнали, вот и заболел он, надо ему у огонька погреться. Подружились они с медведем, все вместе на ночевку устроились: кот залез на верхушку стога, медведь в сено зарылся, а козел и баран у огня пристроились.

Уснули все, спят, только один кот наверху сидит, и по сторонам смотрит. Вот увидел он, что к стогу идет целая стая волков. Увидели волки барана и козла, заворчали, стали предлагать силой померяться. Испугались, козел да баран, заблеяли.

Только недаром кот Васька пронырой считался, умный он был и хитрый. Вот и сказал он волкам, что не стоит связываться с козлом, он живо шкуру спустит. Научил он волков подойти к нему, да любезно попросить разрешения с его младшим братом поиграть. Волки окружили медведя, и начали с ним заигрывать. Мишка долго терпел, наконец не выдержал, как пошел он своими лапами по волкам махать, так они хвосты и поджали. Кое-как они от медвежьих лап вырвались, и давай удирать во все лопатки. А когда медведь с волками воевал, козел и баран, долго не думая, подхватили плутишку кота, и со всех ног домой бежать бросились, к старику и старухе.

Старики обрадовались, что баран и козел домой вернулись, а плутишке еще наподдавали за проказы.

Сказки Ушинского

Ушинский был знатоком русского фольклора, он кропотливо собирал народные сказки, изучал устное творчество. Им было пересказано множество сказок, Ушинский не задавался целью создавать сложные и заковыристые сюжеты. Все сказки писателя просты и понятны, в них рассказывается о том, что близко и понятно даже самым маленьким слушателям. В своих сказках автор описывает животных и зверей, наделяя их человеческими качествами. Воспитательная цель Ушинского — донести до слушателей правила жизни, научить, как надо себя вести, привить детям полезные привычки. Поучительные и познавательные произведения выдающегося педагога известны взрослым и детям всей страны. Ушинский не оставил без внимания даже маленьких дошколят, еще не умеющих читать самостоятельно. Для них написано множество красочных коротеньких сказок в виде прибауток, которые легко выучить и запомнить.

Читайте текст сказки русского писателя Константина Ушинского «Плутишка кот» онлайн, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

1

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:

— Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.

— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козел да баран.

— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

— Поделом вору и мука, — говорит козел, — не воруй сметаны!

Вот кот опять плачет:

— Била меня баба, била; била — приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.

Заревели тут козел да баран:

— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. — Ред.), — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

2

Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажег целый стог сена.

Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.

— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

3

Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый — и прямо к огню.

— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать.

Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:

— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.

Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. — Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, — давай бог ноги!

Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: «Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем».

Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

Читайте также: