Как дрессируют кошек в цирке куклачева

Опубликовано: 16.05.2024

Спектакль «Королева кошек» в Театре кошек Ю.Куклачева.







Не Бобик

Юрий Куклачев часто рассказывает, что его путь в клоуны был не самым простым. В детстве один родственник задал ему простой вопрос — кем он хочет быть? И маленький ребенок не спал ночь, перебирал профессии. Он отказался от идеи быть водителем, врачом. потом решил стать летчиком — но оказалось, что его мутит даже на качелях. Тогда же отпала мысль о том, чтобы стать моряком. А потом этот восьмилетний малыш увидел по телевизору Чарли Чаплина — и понял, что нашел свою цель. «Оказалось, что я тоже могу рассмешить».

Куклачев оказался на редкость целеустремленным — впрочем, наверное, другие и не становятся звездами. С четвертого класса он пытался поступить в цирковое училище, ему год за годом отказывали, но он не сдавался. Случайно попал в народный цирк — и начал там активно заниматься. Из школы, правда, ушел, поступил в ПТУ, учился на печатника, подрабатывал в издательстве «Молодая гвардия».

Юрий Куклачев, 1976 г.

Типичный клоун

В 16 лет Куклачев стал лауреатом всесоюзного конкурса (его отметил председатель жюри, знаменитый Олег Попов), и он все же поступил в цирковое училище — после семи безуспешных попыток. Правда, сразу после поступления он серьезно поранил ногу, едва не «подсел» на морфий, который ему кололи, чтобы снять боль от заживающего нерва. Его даже собирались отчислить «как инвалида», но директор училища заступился — и через несколько лет в СССР появился еще один клоун — Юрий Куклачев.

Олег Попов.

Ему и вновь встреченный на жизненно пути Олег Попов посоветовал искать свой стиль, потому что таких же клоунов — миллион. Куклачев совету внял, но поиски заняли несколько лет. А нашел на улице, в кустах — маленького котенка, который получил кличку Кутька.

Кошки, кошки, кошки

Дрессировке кошки не поддаются — в отличие, например, от более крупных хищников семейства кошачьих. Но та ниша в цирке была занята, как раз тогда формировалась династия Запашных. А вот с кошками до Куклачева никто не работал.

С этим номером у него получилось попасть в московский цирк, выступление понравилось Леониду Брежневу. Клоуна с необычными питомцами приметили иностранные импресарио, последовали и первые зарубежные гастроли, причем прямо в Канаду. Там кошки Куклачева приглянулись и канадскому премьер-министру.

Все это происходило не без сложностей — и паспортов не выдавали, и требовали не брать с собой жену. Но в итоге все складывалось успешно — иностранцы требовали только «клоуна с кошкой» и получали его.

Юрий Куклачев с дрессированной кошкой на арене цирка, 1976 г.

В 1990-м Куклачев ушел из Госцирка и организовал свой собственный театр кошек; власти Москвы выделили ему помещение бывшего театра «Призыв» на Кутузовском проспекте.

Тогда же он начал проводить «уроки доброты» для детей и подростков. Первый из них прошел в 1989 году в Париже; сейчас эти уроки превратились в образовательный проект «Школа доброты», с методическими пособиями и развлекательными уроками в том числе и в детских исправительных учреждениях.


Нет секрета


Кошки упоенно карабкались на верхотуру, а потом высматривали место, куда можно перепрыгнуть, охотились за «мышкой» — пушистым мячиком на резинке (к слову, успешно). Одна из кошек спокойно сидела на высокой трапеции, которую Куклачев ронял туда и сюда; секрет, оказалось, был в том, чтобы кошка падала в сторону хвоста — если она видит, что происходит, то тут же спрыгивает и убегает.

В общем, после такого представления кажется, что повторить эти простые трюки дома достаточно легко. Немного терпения — и пусть твой любимец не будет ходить на передних лапах, но уж по двум брусьям точно пройдет. Не пройдет. Или сделает это не так, как в театре кошек. Но, скорее всего, не сделает совсем. Просто не захочет. Уговаривать их умеет только Куклачев.

«Он, наверное, и сам кот, — рассказывает жена артиста Елена Куклачева. — Он находил и находит себе собратьев, которые ему помогают в работе. Он вкладывает в каждую кошку свою энергетику и свои знания, они становятся акробатами, потому что Юра стоит на руках, и смешными клоунами. Они выходят на сцену и удивляют даже нас, хорошо с ними знакомых. Одно точно: если кошку не погладить, она никогда не расскажет, чего ей хочется».

Что скрывает Юрий Куклачёв

Перевод – knibolo

Замолчавшие свидетели, таинственные судебные разбирательства, исчезающие улики, учёные и доктора-шарлатаны, клоуны-садисты — что-то вроде фильма ужасов, не так ли? Возможно. Но, как выяснилось в ходе нашего расследования, такова мрачная реальность Московского театра кошек.

Нам кажется, что несмотря на заявления Куклачёва, будто «ни одна организация, защищающая права животных, не препятствовала деятельности цирка»[1], нелицеприятная правда такова, что существует достаточное количество людей опровергающих это, а также имеется опубликованная информация о жестоком обращении с животными в Театре кошек, которая замалчивается Куклачёвым.

Всё это началось, когда 34 блоггера со всей России получили уведомления, что против них могут быть поданы судебные иски, если они не уберут со своих сайтов сведения, якобы порочащие Юрия Куклачёва и Московский театр кошек [2]. В результате в настоящее время стало гораздо сложнее найти информацию о предмете. Мы решили отыскать пару человек, которые всё ещё выступают против Куклачёва, и то, что мы от них услышали, нас возмутило.
Миша Вербицкий, математик, блоггер и администратор сайта. Один из пользователей на его сайте опубликовал песню, в которой упоминался Куклачёв («…и этот …баный Куклачёв»), и получил грубое предупреждение, содержавшее требование удалить текст с его сайта.

Вот это требование.

«На вашем ресурсе размещена информация заведомо лживого, клеветнического характера, оскорбляющая честь и достоинство народного артиста России Юрия Куклачёва, а также порочащая репутацию государственного учреждения культуры города Москвы Театр кошек Куклачёва».

Для автора оригинальной песни этого было достаточно, чтобы изменить её текст, а Миша выложил эту историю в своём персональном блоге. Полгода спустя он получил повестку в суд, так как запись в его блоге «подрывает репутацию государственного института», что, как заметил Миша, «является в России серьёзным бизнесом».

Misha Verbitsky

Миша согласился ответить на наши вопросы о своих претензиях к цирку.

Здравствуйте, Миша. Вы можете описать акты жестокости, имевшие место в цирке?

Множество. Свидетель утверждает, что Куклачёв, чтобы выдрессировать кошек прыгать побыстрее, использует электронагреватели, что приводит к ожогам кошачьих лап, часто весьма опасным. Бывший куклачёвский ветеринар видел, как как Куклачёв, дрессируя кошек, чтобы те сидели неподвижно на своих местах, надевал им петлю на шею, поэтому, если кошки прыгали, они могли быть просто задушены (не до смерти, но приятного мало).

Вы выдвигаете серьёзные обвинения. Есть ли у вас надёжные источники, подтверждающие их?

У меня в суде есть свидетели, чтобы оппонировать по делу, начатому Куклачёвым. Судья отказался принять эти доказательства, ссылаясь на то, что это личное мнение свидетелей. Тем не менее, в случае ещё одного разбирательства у меня есть достаточно надёжные обоснования, я считаю.

Куклачёв утверждает, что он использует «любовь» для дрессировки кошек. Что вы об этом думаете?

Помимо прочего, Куклачёв является ещё и членом Российской академии естественных наук (РАЕН) [3], профессиональной организации, культивирующей разного рода лженауку, и он использовал своих кошек в химических опытах, проводимых одним самых бесстыжих шарлатанов РАЕН (Виктором Петриком) [4][5]. На сайте Петрика есть письма от Куклачёва, описывающие подробности этого химического эксперимента. Кроме того, Куклачёв является последователем [6] псевдоцелителя Мирзакарима Норбекова [7], тоже из РАЕН. Куклачёв применяет лечебную программу Норбекова к детям, посещающим его театр.

Полагаю, что такая «любовь» заслуживает такой же степени доверия, как «целительство» Норбекова или экзотическая химия Петрика.

Известно ли вам о протестах против цирка в других странах?

Нет, Израиль — это первый случай.

А как обстоят дела в России? Протестовали ли какие-либо организации, защищающие животных, против использования животных в цирке?

Нет, Куклачёв — это же настоящая икона для советских эмигрантов, которые были детьми в семидесятые годы, когда его было много на телевидении, и его представления были нацелены в основном на детскую аудиторию. В этой демографической группе не так уж и много защитников животных. Вот потому-то куклачёвская жестокость по отношению к животным стала достоянием гласности совсем недавно, а потом он пытался зажать информацию в интернете, но это дало обратный эффект.

Бизнес, построенный на цирке с животными, в России внушает ужас, но никого это особенно не заботит — публика изголодалась по развлечениям

После интервью с Мишей мы решили узнать побольше о Викторе Петрике, для которого, предположительно, Куклачёв ставил опыты на своих кошках. Мы нашли кое-какую интересную информацию: Петрик, самопровозглашённый «академик», считается близким многим политикам в Москве, включая г-на Путина. С другой стороны, учёные и академики считают его не более чем мошенником.

Подтверждение того, что Куклачёв и в самом деле ставил опыты, мы нашли на собственном сайте Петрика [8] — это письмо, направленное Куклачёвым Петрику, в котором, он поблагодарил Петрика за возможность поставить опыты и рассказал о результатах. Из письма очевидно лишь то, что Куклачёв давал своим кошкам неизвестный препарат с неизвестным эффектом.

Цитата из письма:

“«…Получив от Вас в 2008 году медицинский препарат… мы провели с ним эксперимент на питомцах нашего театра. В результате внутреннего (с питьём) и наружного (для лечения ран и царапин, наносимых кошками друг другу и работающим с ними людям)…»

Letter sent to Petrik from Kuklachev

Letter sent to Petrik from Kuklachev

Опыты на животных, с этической точки зрения, безнравственны, а испытания неизвестного вещества на животных театра является безответственным и опасным действием.

Однако у Куклачёва нет юридических проблем, так как в России не существует закона, защищающего животных. Попытка провести такой закон натолкнулось на вето президента Путина в 2000 году [9].

Таким образом можно объяснить, почему все дискуссии в российских судах, связанные с исками Куклачёва, ни разу не коснулись жестокого обращения животными.

Свидетельство ветеринара

Одним из главных свидетелей по делу является д-р Николай Логинов, известный ветеринар, работающий в этой области 33 года. Логинов — основатель и директор организации, обеспечивающей ветеринарную поддержку цирков в России. Он обслуживал Куклачёва в течение многих лет до те пор, пока тот в жёсткой форме не потребовал от него убраться.

Д-р Николай Логинов

Д-р Николай Логинов

В ответ на наше письмо доктор выразил радость от того, что история с жестокостью по отношению к цирковым кошкам стала достоянием гласности, так как теперь он «не чувствует себя одиноким в этой борьбе».

Д-р Логинов был рад ответить на наши вопросы:

Здравствуейте, д-р Логинов, не расскажете ли вы нам, какова была ваша роль в этом театре?

Я осуществлял ветеринарное лечение и оказывал связанные с этим услуги в Московском театре кошек с 1991 года. Куклачёв за лечение не платил, и наша клиника несла все расходы. Кроме того, я организовал поставки питания для животных из компании «MARS» в обмен на спонсорскую поддержку.

Вы можете рассказать о случаях жестокости в театре?

После того, как под давлением Куклачёва мы оставили нашу клинику, там в изоляторе оставались 25 больных и поправляющихся кошек. Лишь позже я узнал, что случилось с теми кошками. По распоряжению Куклачёва, эти кошки, которые приносили ему деньги в течение 10 лет, были убиты. Я был потрясён, и для меня было очень тяжело сосуществовать с этим фактом.

А что было со старыми кошками, которые по тем или иным причинам не могли участвовать в представлении?

Слишком старых кошек, а также тех, которые так или иначе не подходили, обычно убивали или выбрасывали, однако на людях Куклачёв утверждает, что находил им приют.

У вас есть какие-нибудь соображения, почему Куклачёв вас вдруг уволил?

Единственная причина конфликта между нами, когда я у него работал, было жестокое обращение с кошками. Так или иначе, я не мог оставаться в стороне.

Куклачёв попросил нас уйти из клиники, посте того, как убедил государственных чиновников в важности своего театра и начал получать от них бюджетное финансирование. На эти деньги, в том числе, он нанял трёх молодых ветеринаров.

Кое-кто думает, что вы говорите всё это о Куклачёве со злости. Что вы можете сказать этим людям?

Уверяю вас, у меня нет и мысли отомстить этому человеку. Я верю, что бог есть, и он всё видит. Единственная причина, по которой я настроен против Куклачёва, — это необходимость защитить кошек от него самого и его грязного бизнеса. В общем, я могу сказать этим людям, что моё отношение к Куклачёву основано на жестоком обращении с моими пациентами, которым была нужна моя помощь.

Спасибо вам большое! Можете ли вы что-либо добавить к сказанному?

Куклачёв рассматривает животных как механизмы, производящие деньги. Он смотрит на них с коммерческой, потребительской точки зрения. Чтобы бизнес был прибыльным, он рекламирует его пол всему миру как уникальный, особенно детям, как единственный такого рода в мире.

То, что мы услышали от д-ра Логинова, даёт очень неприятную картину холодного отношения к кошкам и свидетельствует о пренебрежении и жестокости.

Нет сомнений, что благодаря куклачёвским искам мы многого не знаем о Московском театре кошек. Тем не менее, представляется что реальность не такая радостная и счастливая, как это преподносится нам цирковыми публикациями.

А ведь существуют вещи, которые Куклачёв даже не пытается скрывать. «Борис сделал беременными 25 кошек», гордо заявляет он. Согласно Куклачёву, хотя бы одна беременность у кошки позволяет «предотвратить раковое заболевание» [10], на что любой ветеринар вам скажет, что у этого нет никаких научных обоснований. Каждый любитель кошек будет против такой практики, когда и так полным-полно выброшенных на улицу и умирающих там кошек.

Мы связались с импресарио театра в Израиле Леонидом Ландсманом, чтобы спросить его, что он может ответить на эти претензии, но он отказался разговаривать с нами.

Интерес израильских средств массовой информации

Средства массовой информации опубликовали несколько статей о цирке. Помимо этого, в четверг на телевизионном шоу «Uvda» обсуждались и цирк, и кампания против него.

На видео есть Леонид Ландсман, требующий от фотографов прекратить съёмку клеток, в которые были помещены кошки. Кроме того, мы не пустили их в апартаменты в Ашкелоне, где кошки содержались между представлениями.

behind the scenes

Перевод титров: “Ладно, Игал, хватит, прекращай съёмку. Ну, давай же, хватит.”

Другой интересный момент, освещённый программой, — то, что заместитель директора Иерусалимского театра не была уведомлена, что она будет принимать кошачий цирк. Как она сказала, ей только сообщили, что это «детское шоу».

Программу можно посмотреть здесь.

О кампании

Кампания против кошачьего цирка стала стихийной инициативой обычных граждан, получившей импульс в течение считанных дней и наделавшей шуму по стране и вызвавшей споры в русской блогосфере.

Мы хотим поблагодарить всех тех, кто принял участие в этой кампании и надеемся, что она станет тем толчком, который приведёт к полному запрету в Израиле цирков с животными.

Все это, конечно, гримасы и пережитки проклятого прошлого. Сегодня кошкам, казалось бы, выпал счастливый билет, они попали в число самых любимых домашних животных, опередив кое-где собак. Свидетельством их популярности могут быть многие европейские языки, включая русский, в которых наиболее употребительные ласкательные эпитеты и междометия связаны с кошками — впрочем, русскому зайцу аналогичная слава помогла мало.

Кто-то должен был сделать логический шаг и попытаться извлечь из кошек прямую, то есть конвертируемую пользу, не ограничиваясь умильными фотографиями котят, избежавших проруби. Этот шаг сделал Юрий Куклачев со своим «театром кошек», то есть кошачьим цирком. Кошки издавна известны как своенравные и не поддающиеся дрессировке животные — тем замечательнее заслуга первопроходца, сумевшего заставить их преодолеть этот предрассудок.

Ключевое слово тут, конечно же, «заставить». В природе тигры не прыгают сквозь горящие обручи, медведи не ездят на велосипедах, кошки не ходят на передних лапах. Как их приохотить к тому, к чему у них охоты явно нет? Очевидный способ — жестокостью. Как тут не вспомнить старинный анекдот про мумию, которую археологи не могли опознать, пока не прибыли эксперты КГБ и она сама во всем не созналась?

Или все таки лаской? Каждый хозяин кошки знает, что она способна на многое. Беда в том, что заставить ее регулярно повторять смешные трюки, особенно при большом стечении народа, категорически невозможно. Тут нужна ласка поистине индустриальной силы.

Когда мы были детьми, нас пытались уверить во многом, в том числе в том, что советский цирк дедушки Дурова — самый гуманный на свете. С тех пор многие иллюзии рассеялись, в том числе потускнела и эта. Но Юрий Куклачев настаивает на том, что он является исключением из общего правила, и что его животные не могут на него нахвалиться. Он был удостоен ряда международных наград, в том числе, как упоминает в целом пустынный и безлюдный сайт его театра, за кошачий спектакль протеста против использования натурального меха.

Неприятные слухи, тем не менее, просачивались, на интернет чехла не накинешь. Кто-то упоминал о страшной вони и отчаянном голодном мяукании при перевозках, другие — о раскаленных плитках, на которые стряхивали животных, обучая вспрыгивать на плечи благодетелю. Упоминались выброшенные в мусорник утопленные котята. Тут бы, конечно, имело смысл привести ссылки, но мешает вот какая деталь. В прошлом году владельцы ряда сайтов с подобными наблюдениями получили уведомление за подписью лица, звучно отрекомендовавшегося как «пресс-атташе» театра кошек.

На вашем ресурсе x размещена информация заведомо лживого, клеветнического характера, оскорбляющая честь и достоинство народного артиста России Юрия Куклачева, а также порочащая репутацию государственного учреждения культуры города Москвы Театр кошек Куклачева. В случае если указанные материалы не будут удалены с сайта x в течение семи календарных дней с момента получения данного письма, мы будем трактовать это, как готовность владельца ресурса отвечать за публикации в суде.

Это письмо отбило охоту к чрезмерной гласности у многих — но не у математика Михаила Вербицкого, человека, довольно широко известного в русском интернете, администратора сайта lj.rossija.org, задуманного как неподцензурная альтернатива livejournal.com. Он собрал у себя в блоге многие из вышеперечисленных наблюдений. Ему и пришлось в конечном счете отвечать перед судом. Суд отверг обвинения в клевете, но приговорил Вербицкого к штрафу за лексику, к которой он прибегал, характеризуя методы дрессировки и личность дрессировщика.

Установить реальные факты трудно, поскольку потенциальные информаторы явно запуганы примером Вербицкого. Мне удалось списаться с ветеринаром Николаем Логиновым, у которого в свое время была клиника при театре Куклачева, и он описал некоторые из жестоких методов, в том числе удавку, в которую попадает животное, не совершив требуемого прыжка. Он также сообщил, что Куклачев пренебрегал кастрацией, а котят просто выбрасывал. Логинов, конечно, может быть заподозрен в пристрастии, поскольку дрессировщик резко порвал с ним отношения, но сам Куклачев на уже упомянутом сайте приводит в доказательство своей гуманности тот факт, что дает своим кошкам по крайней мере раз окотиться, потому что в противном случае им якобы грозит рак. Этого мне лично достаточно, чтобы понять степень осведомленности великого друга кошек об их физиологии.

Тут же, впрочем, он разместил, очевидно в порядке похвальбы, заметку из «АиФ» о том, что некий кот Борис «вывел из строя 25 актрис». Если у кого-то хватит воображения представить себе Юрия Куклачева, пекущегося о судьбе помета 25 кошек (не говоря уже о кошках, вышедших на пенсию), я вынужден признаться в нищете своего собственного и хотя бы мысленно прибегнуть к лексике, инкриминируемой Вербицкому.

Насколько я понимаю, штраф, который ему присужден, в настоящее время оспаривается, и в целом решением суда Вербицкий не расстроен. Но меня со стороны поражает тот факт, что судьба самих животных осталась за пределами внимания юстиции, равно как и обвинения в жестокости, имплицитно выдвинутые против Куклачева. В конце концов, сами кошки никакими правовыми полномочиями не обладают и дела возбудить не могут.

Впрочем, в России они не обладают и правами. На проект закона о защите животных в свое время наложил вето тогдашний президент Путин, отметив, что эта область уже в достаточной степени регулируется, в частности, законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Похоже, он не видит особой разницы между собственным лабрадором Кони и охотящейся на него блохой.

Мне могут возразить, что в России даже существующие законы об охране людей соблюдаются без чрезмерной тщательности, а органы, призванные заниматься этой охраной, практикуют в основном вымогательство, пытки и контроль над приростом народонаселения путем стрельбы в супермаркетах и езды по встречной полосе. Не буду вдаваться в юридические импликации такого аргумента, но нравственной критики он не выдерживает. Мы не можем бросить все силы на борьбу с убийствами, а грабежи и изнасилования оставить в покое до лучших времен. Мораль не делится на половинки.

Ситуация с охраной прав животных ставит Россию особняком среди большинства сегодняшних развитых обществ, хотя я понимаю, что это не единственное, что ставит ее особняком. Курсы по этике в отношении животных преподаются в большинстве юридических школ США. Но я пока не стану углубляться в эту этику, а хочу ограничиться самой минимальной платформой. Наше отношение к животным характеризует в первую очередь нас самих, именно этому учат нас «Муму», «Холстомер» и «Каштанка». Иммануил Кант, который еще не признавал животных объектами этики, тем не менее считал, вслед за Джоном Локком, что жестокое отношение к ним дегуманизирует самого человека. И уж никак нельзя вынести за пределы морали ложь.

Ложью, в данном случае, является утверждение, что существует «гуманный» цирк с участием животных. Догадки тех, кто относится к животным с любовью, а не с корыстью, верны: их можно научить многому, но не тому, чего они откровенно боятся и не любят, их страх преодолевается лишь еще более сильным страхом наказания со стороны «дрессировщика». Сегодня ведущие цирковые труппы мира, в том числе знаменитый канадский Cirque du Soleil, отказываются от использования животных в своих программах, а в отношении тех, которые медлят, организуются бойкоты. Судя по всему, что диктует здравый смысл и совесть, место «театра кошек» Куклачева — в числе последних.

laranow
laranow 561 4 января 2021, 22:24

На днях в комментах к одному посту кто-то написал, что идет на представление в театр кошек Юрия Куклачева. Я сразу вспомнила разговор с одним циркачом по поводу знаменитого "любителя кошек".

Этот парень-циркач оказался моим соседом по длительному перелету лет так 12-13 назад. Мы проговорили всю дорогу, в какой-то момент речь коснулась Юрия Куклачева, с которым тот пересекался за кулисами цирка. Свой точный вопрос я не помню, но врезался в память ответ моего соседа: он описал отношение Куклачева к своим "артистам" вне глаз публики как "печальное зрелище".

Комментарий сплетницы сподвиг меня на поиск более "обширной" информации о Куклачеве и его отношении к животным за кулисами его "уникального", "единственного в мире" театре кошек.

[Все фото сделаны во время представления в театре кошек Куклачева]


1. Из интервью Куклачева газете "Известия" о российском законе об ограничении использования животных в цирке и братьях Запашных:

— Многих цирковых деятелей возмутило решение власти внести поправки в закон о культуре, ограничивающий использование животных в творческой деятельности. Вы солидарны с коллегами?

— Люди, которые хотят принимать этот закон, рвутся к власти. «Зеленые» во всей Европе, используя власть, создают проблемы. Например, становится сложно вести дорогу. «Лес не вырубать»! Как не вырубать? А если дорога заканчивается, пешком дальше идти? Это маразм. Нужно дорога — вырубили лес, а рядом посадили столько же деревьев. И нет проблем. В Европе запретили использование животных, но на самом деле там всё хитро сделано. В Швейцарии запрещено выступать с животными, а Швейцарский цирк они сохранили. Но если ты приехал из России, то тебе тут же говорят про издевательство над животными. Идет уничтожение великого русского цирка. Лучшие дрессировщики мира были русскими. С Дуровыми, Запашными, Павленко никто в мире сравниться не может.


2. Из интервью с одним их самых известных и заслуженных ветеринаров России Николаем Логиновым.

Справка: благодаря инициативе Логинова, в СССР при Союзгосцирке была создана первая ведомственная ветеринарная служба. До этого около 80 тысяч цирковых животных в СССР рассматривались исключительно как сырье, а их лечение и вакцинация оставались на совести дрессировщиков - причем за свой счет. Как говорит Логинов, животные проживали короткую мученическую жизнь и часто умирали от инфекций. Оказавшись шефом всего этого хозяйства, Логинов взял курс на создание в каждом цирке ветеринарного пункта, при этом постоянно борясь с сопротивляющимися чиновниками.


В 1991 году Логинов основал ветеринарую службу в театре кошек Куклачева. Проработал он там до 2007 года, когда Куклачев его оттуда выгнал (причины ниже).

Итак, отрывки ветеринара из интервью организации Сatcircuscruelty, которая борется с использованием кошек в представлениях:

Вы можете рассказать о случаях жестокости в театре?

После того, как под давлением Куклачёва мы оставили нашу клинику, там в изоляторе оставались 25 больных и поправляющихся кошек. Лишь позже я узнал, что случилось с теми кошками. По распоряжению Куклачёва, эти кошки, которые приносили ему деньги в течение 10 лет, были убиты. Я был потрясён, и для меня было очень тяжело сосуществовать с этим фактом.

А что было со старыми кошками, которые по тем или иным причинам не могли участвовать в представлении?

Слишком старых кошек, а также тех, которые так или иначе не подходили, обычно убивали или выбрасывали, однако на людях Куклачёв утверждает, что находил им приют.

У вас есть какие-нибудь соображения, почему Куклачёв вас вдруг уволил?

Единственная причина конфликта между нами, когда я у него работал, было жестокое обращение с кошками. Так или иначе, я не мог оставаться в стороне.

Куклачёв попросил нас уйти из клиники, посте того, как убедил государственных чиновников в важности своего театра и начал получать от них бюджетное финансирование. На эти деньги, в том числе, он нанял трёх молодых ветеринаров.

Спасибо вам большое! Можете ли вы что-либо добавить к сказанному?

Куклачёв рассматривает животных как механизмы, производящие деньги. Он смотрит на них с коммерческой, потребительской точки зрения. Чтобы бизнес был прибыльным, он рекламирует его по всему миру как уникальный, особенно детям, как единственный такого рода в мире.


3. Высказывания этого же ветеринара одному из ведущих американских СМИ - VICE (перевод мой):

"Логинов рассказал VICE NEWS, что Куклачев-старший держал котов в голоде, чтобы они за еду выполняли его команды. Хотя Куклачев любит рассказывать, что кошек он тренирует "с любовью", Логинов рассказал, как он присутствовал на репетиции, во время которой Куклачев набрасывал на шеи кошек петли, чтобы научить их сидеть на высоких подставках: "Если кошка спрыгивала, она зависала на петле и не могла дышать".


Беседа с Логиновым был частью расследования, которое попытались провести журналисты VICE. На дрессировку их, конечно же, никто не приглашал. Журналисты посетили представление в Москве. Описывая его, они отметили экстремальность номеров, в которых участвуют кошки: ходьба на задних лапах, хождение по канатам и т.п. А также то, что десятки детей, посетивших представление, как минимум, вынесли из него несколько идей того, "как можно мучить своих питомцев".

Последнее замечание навело меня на мысль: что именно хотят донести родители до детей, когда ведут их на представления, где животные делают то, что категорически противоречит их природе?


4. В интервью другому крупнейшему американскому СМИ - Today, Куклачев упомянул, что пытается разглядеть в "своих" кошках конкретный "талант", предрасположенность и развивать это - например, ходить на передних лапах. Мысль журналиста Today по поводу этого высказывания циркача в контексте увиденного им представления (перевод мой):

"Исходя из увиденного, куклачевские кошки любят, когда он ими размахивает вокруг своей головы в то время как они пытаются удержать равновесие на кольцах, когда их запирают в кострюлях, а также любят ходить на задних лапах, толкая перед собой детскую коляску".


5. Любопытное высказывание Куклачева в интервью российскому новостному ресурсу BK55:

- Юрий Дмитриевич, а вы состоите в какой-нибудь организации по защите прав животных?

- Нет, вы знаете, я ни с кем не могу состоять, потому что сегодня организации по защите животных - это прикрытие, чтобы пробраться во власть. Так он вроде бы и никто, а тут - защитник. Вы думаете, почему в Европе так много подобных организаций? Потому что в них, большей частью, состоят геи. Парады с пропагандой их мировоззрения запрещены, а пропаганда защиты животных - нет. Вот так они через «зеленых» проникают во власть.


5. Какое-то время назад в Интернете стали появлятся свидетельства очевидцев о неподобающем отношении Куклачева в кошкам. Например:

"Кто-то упоминал о страшной вони и отчаянном голодном мяукании при перевозках, другие — о раскаленных плитках, на которые стряхивали животных, обучая вспрыгивать на плечи благодетелю. Упоминались выброшенные в мусорник утопленные котята".

Тут надо упомянуть, что сам Куклачев не скрывает, что животные театра не кастрированы, размножаются. Встает закономерный вопрос, куда деваются все ненужные циркачу и его театру котята?


Куклачев и его сын-приемник утверждают, что плохим обращением кошку невозможно заставить что-либо сделать. Тогда как именно можно "вежливо" показать кошке, как ходить на передних лапах - да еще и под огрушительный смех публики?

И вообще: если в театре кошек нет жестокости, почему бы не пригласить СМИ или блогеров на дрессировку, чтобы они поведали миру, что, да, кошек там любят? Вместо того, чтобы угрожать блогерам, которые опубликовали у себя в блогах показания свидетелей жестокого обращения с кошками в театре Куклачева, судом - как это делают представители главного любителя кошек России.

Те, у кого дома есть кошки, понимают их очень хорошо. Эти зверьки весьма тонко воспринимают доброе, разумное обращение и очень сильно привыкают к человеку. И существующее мнение, что для кошки главное — это место обитания, ее дом, ошибочно.

Те, у кого дома есть кошки, понимают их очень хорошо. Эти зверьки весьма тонко воспринимают доброе, разумное обращение и очень сильно привыкают к человеку. И существующее мнение, что для кошки главное — это место обитания, ее дом, ошибочно. Она может уйти из квартиры, где живут плохо относящиеся к ней люди.

Иногда в жизни человека, особенно человека творческого, происходит событие, которое поворачивает его работу в другое русло. Как-то, возвращаясь дождливой ночью домой, Юрий Куклачев услышал писк. Маленький, мокрый, дрожащий котенок безнадежно мяукал у его ног. Подняв его, обтер носовым платком и сунул за пазуху. Котенка обогрели, накормили и оставили в доме. Назвали собачьей кличкой Кутька. Малыш оказался не только благодарным и веселым, но еще и необыкновенно способным. Рыжий и полосатый, напоминающий игрушечного тигра, Кутька быстро усваивал прыжки, сальто-мортале и другие трюки, которым шутки ради обучал его хозяин.

Вот этот самый Кутька и подсказал Куклачеву мысль: а не попробовать ли выдрессировать кошку, чтобы показать зрителям необычные репризы? Выдрессировать кошку? Ведь это еще не удавалось ни одному цирковому дрессировщику. Кошка— существо загадочное. Справедливо говорят: если человек сам выбрал собаку, то кошка сама выбрала человека.

«Кошка до известной степени сохраняет свою самостоятельность, в каких бы обстоятельствах ни находилась, и подчиняется человеку лишь постольку, поскольку находит это для себя выгодным»,— писал Брем в «Жизни животных». Возможно, по отношению к другим кошкам это справедливо. Но Кутька — исключение. Кутька любит клоуна, трогательно ласкается к нему, выполняет все его команды и отчаянно тоскует, когда доброго хозяина нет дома.

Пожалуй, надо взять еще одну кошку – думал клоун. Вдвоем им будет веселей, работа с ними пойдет легче. В доме появилась ласковая белая кошечка Белка, и тут-то Куклачев узнал новую черту характера своего кота. Рыжий Кутька не ел, не выполнял своих обычных трюков, даже стал лысеть. Озабоченный Куклачев понес его в ветлечебницу. «Ваш кот здоров,— сказал ветеринар, — но он ревнует вас к другой кошке, сильно переживает». «Привыкнет?» — спросил клоун. Ветеринар пожал плечами.

Кутька не привык. Он исчез. Клоун был в отчаянии. Ушел Кутька, ушел партнер, ушел друг. Куклачев, вероятно, оставил бы попытку дрессировать кошек, если бы Белка не оказалась еще талантливей Кутьки. Словно желая вознаградить его за потерю, она усердно работала и за два месяца выучилась всем Кутькяным трюкам. Близилось выступление на арене цирка. Но Куклачева преследовали неудачи. Накануне премьеры Белка выпала из окна шестого этажа и разбилась. Куклачев дал себе слово никогда больше не заниматься дрессировкой кошек.

И вот однажды мальчишки принесли клоуну избитого, окровавленного, затравленного котенка. Это маленькое существо успело за свою короткую жизнь совершить ужасное преступление. Играя, котенок опрокинул дорогую вазу и превратил ее в кучу осколков. Хозяйка, поившая его молочком и так умилительно сюсюкавшая, когда он играл бумажкой, вдруг обратилась в ведьму. Шутка ли, разбита хрустальная ваза! Хозяйка гонялась по всей квартире за обезумевшим от страха котенком и била его всем, что попадалось под руку. Котенку удалось выскочить во двор, где его и подобрали мальчишки.

Стрелка — так назвал Куклачев третью кошку — резко отличалась характером от своих предшественников. Озлобленная, недоверчивая, подозрительная, она нелегко привыкала к хозяину и на все его ласки отвечала шипением. Руки у клоуна всегда были в свежих царапинах. Конечно, он и не мечтал, чтобы Стрелка когда-нибудь стала его партнером на арене. Она зла, своенравна, потеряла веру в людей, не любит детей, их всегда много в цирке. Пусть просто живет в доме, пусть убедится, что не все люди похожи на ее первую хозяйку.

Как-то клоун пришел голодный из цирка. Позвал Стрелку, она не откликнулась. Он отправился на кухню «пошарить по кастрюлям», заглянул в самую большую. В ней, свернувшись клубочком, спала Стрелка. Возмущенный Куклачев вытащил ее из кастрюли, но упрямая Стрелка тут же вернулась и снова улеглась на теплое место. Юра несколько раз выбрасывал кошку, но она упорно возвращалась. Это уже интересно! Вспомнилась крыловская басня «Кот и Повар». Хорошо бы сделать инсценировку. Работа со Стрелкой началась.

Несмотря на строптивый характер, Стрелка оказалась послушной и понятливой ученицей. Репетиции шли успешно. Скоро номер можно показывать зрителям.

И тут Куклачев задумал свой оригинальный выезд на арену. Дрессировщики выезжали на лошадях, медведях, собаках, верблюдах и даже на страусах, а вот на кошках еще никто не выезжал. Он появится перед зрителями, сидя на расписном сундучке на колесиках, который будут везти идущие на задних лапках кошки. Этот экипаж станет подталкивать собачка.

Но для исполнения замысла нужна еще одна кошка. На Птичьем рынке он купил игривого белого котенка Ромашку. Как-то еще отнесется к малышу Стрелка? Помня, что произошло с Кутькой, Юра прятал котенка в другой комнате. Стрелка способна на что угодно. Она может искусать и перепугать котенка, а то еще обидится и уйдет. Стрелка подходила к закрытой двери, нюхала воздух и нервно вертела хвостом. Как-то, оставшись одна в квартире, она сумела открыть дверь лапкой. Вернувшись, клоун увидел открытую дверь: Стрелка лежала на диване и с материнской нежностью вылизывала котенка. Кошки стали неразлучными друзьями. Однажды, чтобы приучить Ромашку к опрятности, ее посадили в клетку, куда был поставлен ящичек с песком. Обеспокоенная Стрелка долго ходила вокруг клетки, а потом начала таскать из кормушки мясо для пленницы. Ромашка ловко подхватывала просунутой сквозь прутья лапкой кусочки и съедала их с большим аппетитом.

Теперь оставалось провести еще один рискованный опыт. В тесную дружбу кошек должна была вторгнуться собака.

Мальтийскую болонку Паштета, сварливую и кусачую, подружки встретили грозным шипением. Шипели со шкафа, куда вспрыгнули, завидев Паштета. Собаке принесли мясо в отдельной миске. Кошкам положили еду в их обычную кормушку. Ромашка и Стрелка одновременно спрыгнули со шкафа и кинулись к собачьей миске. Ели торопливо и жадно, свирепо урча. Чувствовалась, что они утверждали свое право хозяев дома. Паштет к еде не притронулся. Дня через три все трое ели из одной миски и даже спали вместе.

Следующий выход на арену: клоун уже одет поваром. Он несет закрытый крышкой котелок. Снимает крышку, и, конечно, вы уже догадались, что в котелке лежит Стрелка. Клоун несколько раз выбрасывает кошку из котелка, она летит, успевая сделать в воздухе сальто-мортале, и снова возвращается в котелок, как бумеранг. Наконец клоуну удается закрыть котелок крышкой. Тогда Стрелка с ковра бросается ему на грудь. Эти броски она проделывает несколько раз, изображая ссору с хозяином. Затем наступает «примирение». Клоун сажает кошку на дно перевернутого котелка, надевает ей сарафанчик, повязывает мордочку носовым платком и даже галантно целует ей лапку. Стрелка неподвижно сидит на задних лапках, похожая на матрешку. Клоун осторожно поднимает котелок, ставит его на голову и медленно уходит с арены.

На вопрос, как же Куклачев дрессирует кошек, как управляется с их строптивостью, клоун ответил:

— Только любовью. Любовью и терпением.

Безусловно, дрессировка кошек — нелегкий труд. Для того, чтобы добиться успехов в работе с этими изящными животными, нужно обладать знанием их повадок, наблюдательностью, терпением, умением активизировать потенциальные возможности своего питомца, чувствовать каждое его движение.

Необходимость «взаимопонимания» между животным и человеком отмечают многие опытные, думающие дрессировщики. Дрессировщик, как правило, интуитивно, неосознанно чувствует побуждения животного к тому или иному действию и, предугадывая возможную направленность движений, подкрепляет их не только кормом или лаской, но и своими ответными, иной раз едва уловимыми движениями, взглядом, :эмоциональным настроем. Непросто лепится сложная, гармоничная конструкция циркового или театрального номера с участием животного. В основе работы дрессировщика лежит выработка цепей условных двигательных рефлексов у животного. Общим правилом для дрессировки всех животных, даже таких трудных, как «независимые» кошки, является учет и отбор тех особенностей их поведения, которые могут быть акцентированы дрессировкой, и, наконец, последовательное положительное стимулирование движений, полезных для осуществления намеченной программы поведения. Нельзя думать, что кошка пассивно, автоматически отвечает определенной реакцией на определенный стимул. Животное приобретает постепенно жизненный опыт, который закрепляется в форме определенных способов действия.

Благодаря этому животное может значительно легче и шире приспосабливаться к новым условиям, переносить ранее сформированные способы действия в новые ситуации. Достижение цели (приманка, подкорм) животное опосредствует опытом своей предшествующей деятельности. Именно эта особенность психики кошек и других высших млекопитающих лежит в основе выработки сложных форм поведения.

Поведением животного можно управлять с пользой для человека. Как известно, дрессировка животных широко применяется в сельском хозяйстве, в геологии, океанологии, в исследовании космического пространства.

Человек должен быть другом животного, тогда и животное станет его помощником. Кроме знаний и мастерства, дрессировке помогла любовь к животным, та самая любовь, которая и создает необходимый фон для рождения взаимопонимания между представителями животного мира и человеком.

Читайте также: