Как мотивировать ребенка котов

Опубликовано: 13.05.2024

По мере взросления мироощущение и потребности ребёнка меняются, то, что мотивировало учиться в начальной школе, к средней может перестать работать. Чтобы мотивировать подростка к обучению, необходима новая стратегия. В этой статье мы расскажем о пяти типах мотивации человека и дадим практические советы по их применению в школьной жизни.


Особенности мотивации подростков

Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Возможно, пропал эффект новизны, или учебный азарт вытеснили новые увлечения.

Младшеклассника мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших.

Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе. Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему.

Методики мотивации подростков

Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее.

Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.

По аналогии с трудовыми отношениями взрослых можно выделить пять типов мотивации учебной деятельности подростков. Рассмотрим каждый из них.

1. Борец за идею

Есть подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели, обладающие незаурядной фантазией. «Идейники» часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.

Как мотивировать: чтобы «идейник» находил в себе силы преодолевать преграды и продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего ребёнка не кажется вам стоящей, не критикуйте её. Помните, что многие великие люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один. И тогда он сможет преодолеть все трудности и не растеряет свой энтузиазм.

2. Душа компании

Если ваш подросток — выраженный экстраверт и любит находиться в центре внимания, значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как способ учебной мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения.

Как мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое. Поэтому для успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того, чтобы стимулировать желание учиться, «социальщика» нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично.

3. Лидер

Быть первым, быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один рубеж, они уже смотрят на следующий. Можно подумать, что если подросток ориентирован на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не должно. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом.

Как мотивировать: во-первых, «достиженцу» требуются правильные ориентиры. Подросток должен понимать, что первое место на районной олимпиаде открывает для него новые перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться успеха в жизни. Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что цените его вне зависимости от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать эмпатию и пробуждать интерес к другим людям. Тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.

4. Исполнитель

Одни люди ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если «исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то работа будет вызывать у него удовлетворение. «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.

Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль. Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания. Не стоит пытаться силой переделывать «исполнителя» в «лидера». Лучше использовать его сильные стороны: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастером своего дела.

5. «Бизнесмен»

Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага. Люди с таким типом мотивации знают цену своим усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не только.

Как мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует поощрять подарками и, возможно, даже деньгами. Однако важно делать это последовательно: обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И конечно, ценность подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у подростка сложились правильное представление о ценности своего труда. Также необходимо воспитывать в нём ответственное отношение к имуществу и развивать другие стороны его личности. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть единственным.

Все описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило, они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что с возрастом мотивация подростков может меняться.

Как повысить мотивацию подростка

В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:

  • Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.
  • Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.
  • Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.
  • Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас. Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.

Бывают случаи, когда проблемы с мотивацией подростка трудно решить каким-либо из вышеописанных методов. В таком случае может потребоваться помощь со стороны. В Домашней школе «Фоксфорда» эту задачу выполняют тьюторы — они могут помочь исследовать особенности и интересы подростка и создать для него индивидуальный образовательный маршрут, расставить приоритеты в учёбе и найти собственные стимулы развития.

Ответы детского психолога Развитие мотивации

Второй по остроте проблемой по результатам опроса родителей стала проблема мотивации детей к учебе. Также, как и детские капризы и истерики (см статью Капризы и истерики), проблема мотивации ребёнка волнует не только родителей подростков, но является острой на протяжении всего периода детства. Я очень удивилась, увидев, что родители, ожидающие первенца и имеющие детей в возрасте 1 года, уже всерьёз беспокоятся о мотивации, но, всерьез поразмыслив, увидела в этом некоторую логику.

В чем же тут проблема? Как мне видится, проблема в том, что мы очень многого ждём от своих детей и при этом не очень-то им доверяем. У родителей есть проекты и планы, касающиеся того, какими они хотят видеть своего ребёнка. Ребёнок обязательно должен быть лучше, успешнее, чем родители, ну или хотя бы не уронить честь семьи, и родители искренне пытаются создать все условия для его развития.

Так куда же девается мотивация? Почему условия для развития есть, а мотивации нет? Почему «мы для них на все готовы, а им ничего не надо»? В какой момент происходит сбой в системе мотивации ребёнка и как выстроить её обратно?

Начнём разбираться с проблемой, как всегда, последовательно, с малышей. Новорождённый ребёнок очень хорошо мотивирован! Он хочет жить и, если он не будет активен, громок и убедителен в своём требовании, он просто не выживет. Родители нужны как воздух, и ребёнок будет делать всё, что может, чтобы получить заботу. Но, обратите внимание, уже на первом году жизни родители начинают сбивать эту мотивацию к развитию, например, назначая ребёнку массаж «чтобы быстрее развивался». В тот момент, когда мы лишаем ребёнка возможности почувствовать собственный порыв, собственные усилия и результат от них, когда он в стопятьсотый раз пытается перевернуться, сесть, но не сдаётся. Мы искусственно начинаем облегчать ребёнку задачу, с которой он и без нашей помощи отлично бы справился, ради того, чтобы что-то там ускорить, каким-то там графикам соответствовать и вообще - меньше за него переживать.

Следующий этап развития либо отмирания мотивации приходится на возраст от 1 года, когда ребёнок начинает активно исследовать мир, и все тащить в рот. И вот тут возможны варианты родительского поведения: либо мы предоставляем ребёнку безопасную среду, в которой он тем не менее может сталкиваться с трудностями, с разнообразными проявлениями внешнего мира, либо эту среду ограничиваем и изолируем до минимума, а ещё хуже - просто пытаемся запрещать ребёнку делать то, что ему положено по возрасту- исследовать этот мир.

В возрасте после года-полутора у ребёнка начинает активно развиваться привязанность к одному из взрослых. Он перестаёт идти на руки ко всем подряд, выбирает взрослого, за которым будет следовать и рядом с которым будет чувствовать себя безопасно. И чаще всего именно к этому моменту у мам сдают нервы и кончаются силы и возникает непреодолимое желание кому-то ребёнка перепоручить хотя бы на время, а то и вовсе выйти на работу. И у ребёнка часто формируется вместо нормальной привязанности привязанность тревожная. Ребёнок постоянно находится в тревожном ожидании того, что мама куда-то внезапно денется, а какое исследование мира возможно в состоянии непрерывной тревоги? Ребёнок перестаёт видеть мир вокруг, любопытство уступает место более важной потребности - обеспечению безопасности. Он вынужден постоянно следить за мамой, как бы она опять не исчезла. Про привязанность тут больше останавливаться не буду - читайте книги Людмилы Петрановской. Сейчас важно осознать, что связь привязанности с внутренней мотивацией самая непосредственная.

Примерно к трём годам ребёнок подходит к осознанию собственной личности, к тому, что он - отдельный человек и обладает собственной волей. Ребёнок начинает твердить: «Я Сам», «Моё», говорить: «НЕТ» по любому поводу. Он растёт как личность. Он пытается разобраться: кто Я, где тут моё, что я могу, насколько я силён. И вот тут ловушка для родителей состоит в том, что в этот момент личность ребёнка можно просто задавить в зародыше. Вы одеваете ребёнка в детский сад, он десять минут возится, пытаясь самостоятельно одеться, в результате надевает ботинки не на ту ногу. Он оделся! Он герой! Но мама недовольна, а ещё хуже, если не дала одеться самому, а «давай я быстро тебе помогу, а то опоздаем». Ребёнок - в истерике, и как кажется родителям, совершенно на ровном месте. А ему только что сказали, что он НЕ СПРАВИТСЯ И НЕ НАДО ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ.

Дальше ребёнок попадает в цепкие руки «раннего развития» - мы же помним про родительские установки, что надо дать ребёнку максимум? Малыша начинают отдавать в секции, чтобы воспитывал силу воли, на рисование - для развития правого полушария, обязательно английский - ведь без него в современном мире не выжить, а самые продвинутые родители водят ребёнка на те же секции, но в игровой форме. Что, в целом, правильно и хорошо, но есть одна тонкость. Развитие внутренней мотивации ребёнка происходит только в СВОБОДНОЙ игре. Во всех остальных случаях ребёнок - объект, он не автор и не инициатор того действия, в котором участвует, пусть оно даже проводится в игровой форме!

И вишенкой на торте является желание родителей научить ребёнка читать и посещение курсов подготовки к школе в 5,5 лет. В результате, к моменту поступления в 1 класс ребёнок относится к школе как к неизбежному злу и никакого восторга по этому поводу не испытывает.

Я описываю мрачный сценарий, но он очень часто встречается. Ещё один вариант потери мотивации к школе также связан с ранним обучением, ребёнок приходит в школу избыточно подготовленный и весь первый класс сидит скучает, и ко второму классу у тех, кто трудился, вырабатывается привычка учиться и растёт мотивация достижения, а у того, кто скучал - такая привычка не вырабатывается, а мотивация к учебе падает окончательно. И к 3-му классу разница между детьми, которые научились читать в 4 года и в 7 пропадает совсем!

В идеале ребёнок в начальной школе должен учиться, опираясь на желание быть хорошим учеником, и получать за это положительное подкрепление от учителя и от мамы. Для этого Школа и первая учительница должны обладать романтическим ореолом, и родители должны этот образ всячески поддерживать. Кроме того, необходимо всегда поощрять ребёнка к более глубокому усвоению материала, рассказывать интересные факты, вместе искать взаимосвязи и обязательно хвалить не за оценки, а за старание! За преодоление себя. За то, что сегодня буквы написаны красивее, чем вчера. Задача родителей в младшей школе - помочь ребёнку выработать привычку учиться. Внедрять некий режим, правила, как делать уроки и как эффективно отдыхать. Учить ребёнка самому оценивать себя объективно. Вводить критерии этой оценки и объяснять их ребёнку. Это очень поможет ему в будущем, когда он шагнёт в подростковый возраст и внешняя мотивация в виде оценки родителей или учителя на время перестанет действовать.

Надо понимать, что для подростка учебная деятельность в норме отходит на второй план. На первый план выходит поиск себя. Те же вопросы, что и в три года, но на новом уровне: Кто я? Какой я? Что я могу? Что я из себя представляю? Достоин ли я уважения? Где я - это Я, а где я - то, что мне навязали родители и общество? Подросток должен ответить на эти вопросы и результатом этого ответа будет являться мотивация на новом, осознанном, уровне. Я делаю что-то, потому что это надо мне. Я так решил. Я выбрал. Я отвечаю за свой выбор.

Не менее важно то, что ребёнок ищет себя - в друзьях. Найти друга в этом возрасте - одно из самых важных достижений, но не всегда родители это понимают. «Друг-мое второе Я» - говорил Пифагор, а он кое-что понимал в обучении и воспитании молодежи. С другом можно спорить, обсуждать идеи, сражаться против несправедливости, вместе искать истину, поддерживать друг друга- все это очень позволяет более эффективно исследовать мир, а, следовательно, положительно влияет на мотивацию. (Не чувствуете параллели с малышами, если только фигуру друга заменить на фигуру мамы? ;)

Если же родители загружают ребёнка учебой, не дают расслабиться, не дают возможности погрустить, поотчаиваться, поискать себя, подружить, повлюбляться, в конце концов, то к моменту сдачи ЕГЭ ребенок подходит в состоянии: «Вам надо, вы и сдавайте!»

Поэтому важно в период, когда учеба не так критична, примерно с 5 по 8 класс, немного отпустить вожжи, позволить ребёнку поискать себя, и самому выяснить, что «Тигры не лазают по деревьям и не едят чертополох и жёлуди». В этом возрасте ребёнку нормально кидаться из крайности в крайность, менять увлечения, пробовать себя во всем и быстро остывать. Отнеситесь к этому философски и поддержите везде, где можете поддержать. Но отнеситесь с уважением, и если вашу помощь подросток принять не готов. Он опять в режиме «Я Сам», и, если не давать ему самому разобраться с тем, с чем он вполне разобраться в состоянии - можете сами спрогнозировать, как это отразится на его самооценке и мотивации.

Итак, после того, как мы пробежались по всем возрастам, можно в качестве резюме сформулировать несколько принципов мотивации:

    Позволяйте ребёнку делать самому всё, что он может, поднапрягшись, сделать сам. Не помогайте сразу - держите себя в руках. Ждите, пока попросит помочь.Случаи, когда вы делаете что-то за ребёнка - должны быть редкими исключениями, а не нормой.Давайте ребёнку много(!) времени для свободной игры. Для мотивации и развития свободная игра и возможность иногда поскучать важнее любых развивашек!Оценивайте старания ребёнка, а не результат! Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, а только с самим собой вчерашним. Ставьте достижимые цели. Учите оценивать самого себя. Внедряйте измеримые критерии оценки.Давайте столько свободы, сколько ребёнок может взять, но не больше:)Не манипулируйте! Помните, все приёмы, что вы используете, в подростковом возрасте будут использованы против вас.Подавайте пример. Будьте активны и заинтересованы в своей жизни, не живите жизнью ребёнка или тем более подростка! И последнее. Расслабьтесь, воспитывая детей. Воспитывайте себя. Ваши дети всё равно вырастут похожими на вас.


Для тех, кому очень нужно что-то почитать по теме мотивации очень рекомендую книгу Катерины Ленгольд “Agile. Просто космос». Она полна конкретных советов в и будет вам, а значит и вашим детям, отличным подспорьем на пути поиска истинной мотивации, а также в постановке и достижении целей.

Данная статья, хотя и вышла длинной, но не претендует на полноту, автор осознает это и предлагает каждому просто чуть больше задуматься о вопросах мотивации в своём конкретном случае.

При необходимости записывайтесь на консультацию, каждый случай уникален, несмотря на общие тенденции.

Буду очень рада вашей обратной связи, пишите на [email protected]


  • важный разговор
  • инста

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать — рассказывает Ксения Букша.

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело — в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта — и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет — стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву — одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу — пирожное».

И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти — гаджет».

Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой

Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) — станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг

Это просто с малышами — они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться — вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.

Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все — по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право — весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить

И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве — скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель — продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.

И еще немного примеров для иллюстрации:

Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.

Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации — забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).

Доиграть уже фактически проигранный командный турнир — коллективная мотивация.

Решать задачки по математике: если не получается — забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается — внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни — поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности — маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.

Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».

Вместе с психологом домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Еленой Петрусенко разбираемся, как устроена детская мотивация. В статье мы рассматриваем внутреннюю и внешнюю, положительную и отрицательную мотивацию. А также приводим практические советы на каждый случай.


Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста.

Работа над внутренней мотивацией

Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности. Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни. ‍

Совет психолога: Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.

Работа над внешней мотивацией

Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.

‍Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны.

Как поддерживать положительную мотивацию

Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.

Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение.

Как использовать отрицательную мотивацию

Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.

Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».

Резюме

Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.

Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.

Ответы детского психолога Развитие мотивации

Второй по остроте проблемой по результатам опроса родителей стала проблема мотивации детей к учебе. Также, как и детские капризы и истерики (см статью Капризы и истерики), проблема мотивации ребёнка волнует не только родителей подростков, но является острой на протяжении всего периода детства. Я очень удивилась, увидев, что родители, ожидающие первенца и имеющие детей в возрасте 1 года, уже всерьёз беспокоятся о мотивации, но, всерьез поразмыслив, увидела в этом некоторую логику.

В чем же тут проблема? Как мне видится, проблема в том, что мы очень многого ждём от своих детей и при этом не очень-то им доверяем. У родителей есть проекты и планы, касающиеся того, какими они хотят видеть своего ребёнка. Ребёнок обязательно должен быть лучше, успешнее, чем родители, ну или хотя бы не уронить честь семьи, и родители искренне пытаются создать все условия для его развития.

Так куда же девается мотивация? Почему условия для развития есть, а мотивации нет? Почему «мы для них на все готовы, а им ничего не надо»? В какой момент происходит сбой в системе мотивации ребёнка и как выстроить её обратно?

Начнём разбираться с проблемой, как всегда, последовательно, с малышей. Новорождённый ребёнок очень хорошо мотивирован! Он хочет жить и, если он не будет активен, громок и убедителен в своём требовании, он просто не выживет. Родители нужны как воздух, и ребёнок будет делать всё, что может, чтобы получить заботу. Но, обратите внимание, уже на первом году жизни родители начинают сбивать эту мотивацию к развитию, например, назначая ребёнку массаж «чтобы быстрее развивался». В тот момент, когда мы лишаем ребёнка возможности почувствовать собственный порыв, собственные усилия и результат от них, когда он в стопятьсотый раз пытается перевернуться, сесть, но не сдаётся. Мы искусственно начинаем облегчать ребёнку задачу, с которой он и без нашей помощи отлично бы справился, ради того, чтобы что-то там ускорить, каким-то там графикам соответствовать и вообще - меньше за него переживать.

Следующий этап развития либо отмирания мотивации приходится на возраст от 1 года, когда ребёнок начинает активно исследовать мир, и все тащить в рот. И вот тут возможны варианты родительского поведения: либо мы предоставляем ребёнку безопасную среду, в которой он тем не менее может сталкиваться с трудностями, с разнообразными проявлениями внешнего мира, либо эту среду ограничиваем и изолируем до минимума, а ещё хуже - просто пытаемся запрещать ребёнку делать то, что ему положено по возрасту- исследовать этот мир.

В возрасте после года-полутора у ребёнка начинает активно развиваться привязанность к одному из взрослых. Он перестаёт идти на руки ко всем подряд, выбирает взрослого, за которым будет следовать и рядом с которым будет чувствовать себя безопасно. И чаще всего именно к этому моменту у мам сдают нервы и кончаются силы и возникает непреодолимое желание кому-то ребёнка перепоручить хотя бы на время, а то и вовсе выйти на работу. И у ребёнка часто формируется вместо нормальной привязанности привязанность тревожная. Ребёнок постоянно находится в тревожном ожидании того, что мама куда-то внезапно денется, а какое исследование мира возможно в состоянии непрерывной тревоги? Ребёнок перестаёт видеть мир вокруг, любопытство уступает место более важной потребности - обеспечению безопасности. Он вынужден постоянно следить за мамой, как бы она опять не исчезла. Про привязанность тут больше останавливаться не буду - читайте книги Людмилы Петрановской. Сейчас важно осознать, что связь привязанности с внутренней мотивацией самая непосредственная.

Примерно к трём годам ребёнок подходит к осознанию собственной личности, к тому, что он - отдельный человек и обладает собственной волей. Ребёнок начинает твердить: «Я Сам», «Моё», говорить: «НЕТ» по любому поводу. Он растёт как личность. Он пытается разобраться: кто Я, где тут моё, что я могу, насколько я силён. И вот тут ловушка для родителей состоит в том, что в этот момент личность ребёнка можно просто задавить в зародыше. Вы одеваете ребёнка в детский сад, он десять минут возится, пытаясь самостоятельно одеться, в результате надевает ботинки не на ту ногу. Он оделся! Он герой! Но мама недовольна, а ещё хуже, если не дала одеться самому, а «давай я быстро тебе помогу, а то опоздаем». Ребёнок - в истерике, и как кажется родителям, совершенно на ровном месте. А ему только что сказали, что он НЕ СПРАВИТСЯ И НЕ НАДО ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ.

Дальше ребёнок попадает в цепкие руки «раннего развития» - мы же помним про родительские установки, что надо дать ребёнку максимум? Малыша начинают отдавать в секции, чтобы воспитывал силу воли, на рисование - для развития правого полушария, обязательно английский - ведь без него в современном мире не выжить, а самые продвинутые родители водят ребёнка на те же секции, но в игровой форме. Что, в целом, правильно и хорошо, но есть одна тонкость. Развитие внутренней мотивации ребёнка происходит только в СВОБОДНОЙ игре. Во всех остальных случаях ребёнок - объект, он не автор и не инициатор того действия, в котором участвует, пусть оно даже проводится в игровой форме!

И вишенкой на торте является желание родителей научить ребёнка читать и посещение курсов подготовки к школе в 5,5 лет. В результате, к моменту поступления в 1 класс ребёнок относится к школе как к неизбежному злу и никакого восторга по этому поводу не испытывает.

Я описываю мрачный сценарий, но он очень часто встречается. Ещё один вариант потери мотивации к школе также связан с ранним обучением, ребёнок приходит в школу избыточно подготовленный и весь первый класс сидит скучает, и ко второму классу у тех, кто трудился, вырабатывается привычка учиться и растёт мотивация достижения, а у того, кто скучал - такая привычка не вырабатывается, а мотивация к учебе падает окончательно. И к 3-му классу разница между детьми, которые научились читать в 4 года и в 7 пропадает совсем!

В идеале ребёнок в начальной школе должен учиться, опираясь на желание быть хорошим учеником, и получать за это положительное подкрепление от учителя и от мамы. Для этого Школа и первая учительница должны обладать романтическим ореолом, и родители должны этот образ всячески поддерживать. Кроме того, необходимо всегда поощрять ребёнка к более глубокому усвоению материала, рассказывать интересные факты, вместе искать взаимосвязи и обязательно хвалить не за оценки, а за старание! За преодоление себя. За то, что сегодня буквы написаны красивее, чем вчера. Задача родителей в младшей школе - помочь ребёнку выработать привычку учиться. Внедрять некий режим, правила, как делать уроки и как эффективно отдыхать. Учить ребёнка самому оценивать себя объективно. Вводить критерии этой оценки и объяснять их ребёнку. Это очень поможет ему в будущем, когда он шагнёт в подростковый возраст и внешняя мотивация в виде оценки родителей или учителя на время перестанет действовать.

Надо понимать, что для подростка учебная деятельность в норме отходит на второй план. На первый план выходит поиск себя. Те же вопросы, что и в три года, но на новом уровне: Кто я? Какой я? Что я могу? Что я из себя представляю? Достоин ли я уважения? Где я - это Я, а где я - то, что мне навязали родители и общество? Подросток должен ответить на эти вопросы и результатом этого ответа будет являться мотивация на новом, осознанном, уровне. Я делаю что-то, потому что это надо мне. Я так решил. Я выбрал. Я отвечаю за свой выбор.

Не менее важно то, что ребёнок ищет себя - в друзьях. Найти друга в этом возрасте - одно из самых важных достижений, но не всегда родители это понимают. «Друг-мое второе Я» - говорил Пифагор, а он кое-что понимал в обучении и воспитании молодежи. С другом можно спорить, обсуждать идеи, сражаться против несправедливости, вместе искать истину, поддерживать друг друга- все это очень позволяет более эффективно исследовать мир, а, следовательно, положительно влияет на мотивацию. (Не чувствуете параллели с малышами, если только фигуру друга заменить на фигуру мамы? ;)

Если же родители загружают ребёнка учебой, не дают расслабиться, не дают возможности погрустить, поотчаиваться, поискать себя, подружить, повлюбляться, в конце концов, то к моменту сдачи ЕГЭ ребенок подходит в состоянии: «Вам надо, вы и сдавайте!»

Поэтому важно в период, когда учеба не так критична, примерно с 5 по 8 класс, немного отпустить вожжи, позволить ребёнку поискать себя, и самому выяснить, что «Тигры не лазают по деревьям и не едят чертополох и жёлуди». В этом возрасте ребёнку нормально кидаться из крайности в крайность, менять увлечения, пробовать себя во всем и быстро остывать. Отнеситесь к этому философски и поддержите везде, где можете поддержать. Но отнеситесь с уважением, и если вашу помощь подросток принять не готов. Он опять в режиме «Я Сам», и, если не давать ему самому разобраться с тем, с чем он вполне разобраться в состоянии - можете сами спрогнозировать, как это отразится на его самооценке и мотивации.

Итак, после того, как мы пробежались по всем возрастам, можно в качестве резюме сформулировать несколько принципов мотивации:

    Позволяйте ребёнку делать самому всё, что он может, поднапрягшись, сделать сам. Не помогайте сразу - держите себя в руках. Ждите, пока попросит помочь.Случаи, когда вы делаете что-то за ребёнка - должны быть редкими исключениями, а не нормой.Давайте ребёнку много(!) времени для свободной игры. Для мотивации и развития свободная игра и возможность иногда поскучать важнее любых развивашек!Оценивайте старания ребёнка, а не результат! Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, а только с самим собой вчерашним. Ставьте достижимые цели. Учите оценивать самого себя. Внедряйте измеримые критерии оценки.Давайте столько свободы, сколько ребёнок может взять, но не больше:)Не манипулируйте! Помните, все приёмы, что вы используете, в подростковом возрасте будут использованы против вас.Подавайте пример. Будьте активны и заинтересованы в своей жизни, не живите жизнью ребёнка или тем более подростка! И последнее. Расслабьтесь, воспитывая детей. Воспитывайте себя. Ваши дети всё равно вырастут похожими на вас.


Для тех, кому очень нужно что-то почитать по теме мотивации очень рекомендую книгу Катерины Ленгольд “Agile. Просто космос». Она полна конкретных советов в и будет вам, а значит и вашим детям, отличным подспорьем на пути поиска истинной мотивации, а также в постановке и достижении целей.

Данная статья, хотя и вышла длинной, но не претендует на полноту, автор осознает это и предлагает каждому просто чуть больше задуматься о вопросах мотивации в своём конкретном случае.

При необходимости записывайтесь на консультацию, каждый случай уникален, несмотря на общие тенденции.

Буду очень рада вашей обратной связи, пишите на [email protected]

Читайте также: