Можно ли усыпить кошку по исламу

Опубликовано: 17.05.2024


Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Потому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохое обращение с животными.

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать.

Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадежно заболело, и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить, и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то это зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется.

От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды"». (Имам Ахмад, Ибн Хиббан)

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ما من إنسان قتل عصفورا فما فوقها بغير حقها، إلا سأله الله عز وجل عنها، قيل يا رسول الله، وما حقها؟ قال: يذبحها فيأكلها، ولا يقطع رأسها يرمي بها

«Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах призовёт к ответу в Судный День». Те, кто слушал его, спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие это?» Он ответил: «Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить». (Ан-Насаи, Хаким)

Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет. Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу.

Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее:

: اعانة الطالبين وغير المأكول فلا يحل ذبحه ولو لإراحته من الحياة عند تضرره من طول الحياة

«Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

Также об этом пишется в книге «Хашия Аль-Буджарими»:

«Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например, старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него.

Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что не обязательно его закалывать, потому что закалывание не ничем отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание – более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное. Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта аль-мисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения:

«По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по шариату цель.

Также нет запрета в закалывании, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные в шариате цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому также относится охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного.

Все вышеперечисленные цели являются правомерными в шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет.

Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например, использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)».

Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул:

من فعل هذا ؟ لعن الله من فعل هذا، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لعن من اتخذ شيئا فيه روح غرضا

"Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)". (аль-Бухари 5515 и Муслим 1958)».

Стоит также отметить, что этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же, как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например, осла или мула, если оно безнадёжно, напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба:

وعن أبي حنيفة إذا آذت الهرة وقصد قتلها فلا تعذب، ولا تخنق بل تذبح بموسى حاد

«От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахиб-уль-джалиль» 3/236)

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного.

Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно, и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия.

Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу, не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

Нурмухаммад Изудинов

Многие мусульмане держат у себя дома животных – ими могу быть как домашние питомцы (кошка, черепаха, попугай), так и скот (овцы, коровы, козы и т.д.). Однако они, как и все живые существа в этом мире, бывают повержены неизлечимым травмам и болезням.

В Священном Коране сказано:

Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий. Воистину, Господь ваш – Сострадательный, Милосердный. Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете (16:5-8)

Соответственно, все домашние животные, по замыслу Великого Творца, приносят некую пользу человеку. Если корова даёт молоко, то кошка, сидящая на коленях, способствует психологической разгрузке после тяжёлого дня.

Но случается такое, что животное может серьёзно заболеть и испытывать мучения от этого. В такие непростые моменты хозяину приходят мысли об эвтаназии питомца (усыплении) или закалывании (в случае со скотом) с целью избавить его от мучений. Однако по поводу дозволенности подобного подхода в исламе мнения учёных разделились.

Доводы «против»

Противниками такой практики выступают алимы шафиитского и ханбалитского мазхабов. По их мнению, верующий обязан проявлять милосердие к животным, соответственно, убивать их без уважительной причины (в целях употребления в пищу или самообороны) запрещено, даже если оно больное.

В одном из хадисов сказано: «Если некто умертвит воробья для забавы, то в Судный день эта птица скажет: “О, Аллах! Он убил меня без нужды и для забавы”» (Ахмад, Ибн Хиббан).

Т.е. делается вывод, что животное дозволено умертвить лишь в «гастрономических целях» или по иной уважительной причине, к каковым наличие у него страданий из-за болезни не относится. Если же человек намерен заколоть нездоровую скотину для употребления в пищу, то это считается дозволенным.

Ещё одним аргументом в пользу такого мнения служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.): «Тот, кто убьёт воробья или более крупное живое существо, будет нести ответ в День Суда» (Насаи). Поэтому если верующий умертвит некое животное, то он будет за это отвечать перед Всевышним.

Доводы «за»

Сторонниками усыпления питомцев для избавления их от тяжких мучений (при соблюдении ряда важных условий, о которых пойдёт речь ниже) считаются богословы ханафитского и маликитского мазхабов.

Как уже было сказано ранее, мусульманин обязан относиться к живым существам милосердно. Поэтому если животное заболело, следует приложить все возможные усилия для того, чтобы его вылечить. И когда уже станет явным, что оно неизлечимо, и сильно страдает от этого, то только тогда разрешается его умертвить. Если же кто-то убьёт животное только потому, что оно заболело, при этом не приложив достаточных усилий для оздоровления, то в таком случае это будет считаться грехом.

В качестве далиля для такого подхода применяется хадис: «Если вы будете милостивы к обитателям земли, то к вам проявит милость Тот, Кто на небесах» (Тирмизи, Абу Дауд). В данном случае верующий, решившийся усыпить тяжелобольное животное, проявляет милость к нему, избавляя его от мучений, которые в любом случае будут преследовать бедолагу вплоть до неминуемой смерти. Кроме того, часть учёных утверждает, что если человек в подобной ситуации отказывается от умерщвления, то он продолжит расходовать средства на своё безнадёжное животное, что, в свою очередь, не принесёт тому никакой пользы.

Некоторые люди в случае ненадобности животного просто оставляют его вдалеке от дома, как это обычно делают с маленькими котятами или щенками. С точки зрения ислама подобное так же запрещено, поскольку питомец будет обречён на смерть от истощения или иную погибель, что де-факто приравнивается к издевательству над живыми существами.

В хадисе, который приводит имам Бухари, сообщается, что одна женщина стала обитательницей Адского Огня только за то, что морила кошку голодом.

Если верующий решил умертвить своё животное, то он должен выбрать самый безболезненный метод. В случаях с домашним скотом можно прибегнуть к традиционному в исламе способу закалывания. Если же речь идёт о кошке или собаке, то лучше обратиться к ветеринару и умертвить путём инъекции.

А Аллаху известно лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Все о ветеринарии в исламе

«Котенок в животном мире — все равно, что розовый бутон в саду», – писал Роберт Саути. Действительно, животные облагораживают нас, взращивают терпение. Все, к чему поднимается рука человека: поговорим о стерилизации, усыплении и заботе о животных в соответствии с канонами шариата

Мы знаем, что бережное отношение к животным – одна из основополагающих правил ислама. По истории Сулеймана (мир ему), мы видим, как он любил каждое творенье Всевышнего. Сообщается, что Сулейман (мир ему) мог понимать язык животных и насекомых и разговаривать с ними. Ибн Абу Хатим передаёт от Абу ас-Сыддика ибн ан-Наджи, что во времена засухи Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его войско вышли на улицы, чтобы обратиться с мольбой к Всевышнему о дожде. Внезапно они услышали чей- то голос и Сулейман (мир ему) увидел муравья, который лег на спину на песке, протянув лапы к верху, и взывал к Аллаху со следующей мольбой: «О, Аллах, я одно из Твоих творений, и нам не обойтись без Твоего дождя. Если Ты не прольёшь на нас дождь, мы погибнем». Сулейман (мир ему) возвестил людей возвращаться домой по причине скорого дождя, который прольется с небес из-за мольбы муравья. Также по толкованию Ас-Саади сообщается, что пророк Сулейман (мир ему) производил осмотр птиц и увидел, что отсутствует удод. Это свидетельствует о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) лично управлял своими войсками и отличался проницательностью и внимательностью. Для него не осталось незамеченным даже отсутствие такой маленькой птички, как удод. Он сказал: «Почему это я не вижу удода? Я не вижу его потому, что он скрылся от моего взора посреди этой несметной рати, или потому, что он отсутствует без моего разрешения?». Об этом свидетельствует 20 аят суры Ан- Намль.

рис1.jpg

Многие знают пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по тому, что у него была любимая кошка Муизза. Посланник Всевышнего (мир ему и благословение аллаха) не беспокоил ее понапрасну, и однажды, когда она заснула на рукаве его халата, он отрезал кусок от рукава, чтобы не будить ее. Также говорят, что во время проповедей она часто лежала на коленях Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Приводится сообщение, что ранее Абд аш- Шамс («Раб солнца») часто играл с котятами, заботился об их состояниях. Поэтому Мухаммад именовал его как Абу Хурайра («Отец котят»). Вода, с которой выпила кошка, считается пригодной для омовения, а ее шерсть на поверхности пола или земли не нарушает действительность поклонения.

Все эти пророческие истории и хадисы говорят нам о том, что животные и насекомые достойны лучшего обращения со стороны человека. В Коране пять сур названы в честь животных и насекомых: "Муравей", "Паук", "Пчела", "Корова" и "Слон". За каждый ущерб, нанесенный животному, человек, представший в Судный День перед Всевышним, понесет ответ.

Ветеринары выполняют предписанные шариатом положения: они избавляют животных от боли или проводят профилактику болезней. Однако, с другой стороны, ветеринары кастрируют питомцев, лишают их тех или других органов или же усыпляют, что не входит в рамки шариата.

Что касается стерилизации, то Ильдар-хазрат Аляутдинов в своем интервью с каналом Алиф ТВ высказался по данному поводу: «Общее мнение ученых касательно стерилизации кошек - нельзя. В какой-то степени мы нарушаем ту природу, который установил Всевышний Создатель. Однако некоторые улемы разных стран проговаривают 2 момента – в двух ситуациях стерилизация животных, особенно кошек, допустима: если в этом случае есть польза либо в случае, если ты отдаляешь какой- то вред. И как раз-таки большинство нынешних ситуаций подходят под данные установления. Когда кошек не стерилизуешь, возникает много проблем: они метят разные места, причиняют неудобства всем, кто вокруг них или когда появляются котята, хотя это и недопустимо, люди избавляются от них, путем убийств. Поэтому данные ситуации стерилизации подходят под категорию пользы. Это не мое решение, это фетва многих советов улемов. Все-таки к этому вопросу следует подходить настороженно, поскольку есть вмешательство в создания Всевышним, и в Коране есть повествование о том, что сатана подвергнет людей в замешательства: « Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха.. .» (Священный Коран, 4:119)».

В разных мазхабах хукмы ученых расходятся по данному вопросу. В большинстве сообщено, что кастрировать можно животных, мясо которых разрешено для употребления. Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур аль-Мух’тар» пишет следующее:

«Разрешается кастрировать животных , даже кошку . Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы . Если же пользы от этого нет, то это запрещено».

Одним из доказательств, что размножение кошек не приведет к проблемам- является прекрасный город Стамбул. Турки очень любят кошек и котов, и накормить питомца, сидящего на крыше дома, капоте автомобиля или скамейки у фонтана- является для них обычным, а то и ежедневным делом, check - point ом в списке дел. У пролива Босфор рыбаки отдают большую часть улова своим пушистым сожителям, поэтому, если вы беспокоитесь, что для котенка на улице не найдется еды- зря, потому что это уже не ваша забота. Аллах дает пропитание всем земным существам, о чем говорится в Священном Писании: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6). Аллах позаботился об уделе каждого, будь то человек, птица или животное.

рис2.jpg

Что касается усыпления, то насчет этого также есть установления в исламе. Нельзя усыплять животное просто потому, что оно заболело. От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: " Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды "». ( Имам Ахмад , Ибн Хиббан )

Ученые вывели фетву, то усыплять можно, в крайнем случае, если нет никакой надежды на лучшую жизнь кота или кошки. Однако перед этим хозяину нужно приложить все усилия, чтобы не допустить причинения боли животному.

Чтобы уменьшить страдания бродячих животных, вы можете сделать минимум- подкармливать на улице, и максимум- стать самым лучшим другом и хозяином для него. Забирая одного питомца с приюта или подбирая и излечивая животное с улицы, люди последуют вашему примеру, к тому же каждое хорошее намерение и дело сопровождается савабом от Всевышнего. Ветеринары признаются, что им сложно усыплять или кастрировать питомцев, но вам они не покажут своих чувств будучи квалифицированными профессионалами. Знали ли вы, что часто хозяева приносят своих питомцев к ветеринарам для операций и не возвращаются за ними? Ветеринары же не могут после такого предательства в сторону питомца также отказаться от него, как и предыдущий хозяин, поэтому зачастую дома сотрудников ветклиник переполнены животными. Иногда ветеринары берут с вас меньшую плату, чтобы вы смогли себе позволить лечение животного- но вам они об этом не скажут. Также, пожертвования на содержания питомников послужат вам хорошим делом, и, возможно, в будущем когда- то пожертвованные копейки вернутся вам нечто лучшим.

«Не бросайте животных… прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег», – Эльчин Сафарли.

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

кошки в Исламе

Всевышний Аллах создал животный мир разнообразным, и есть такие животные, которые вызывают у нас позитивные чувства, а есть такие, которые вызывают неприятные ощущения. Но для всех животных на земле Всевышний Аллах предписывает по Исламу хорошее обхождение и доброе отношение. Религия Ислама ценит абсолютно каждое живое создание, потому что каждое из них является творением Аллаха, и за доброе отношение к каждому живому созданию люди будут вознаграждены в Судный день.

Кошки являются любимыми домашними питомцами для огромного количества людей в мире, и мусульмане – не исключение, в истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ можно встретить кошек и собак, но в отличии от собак д ержать дома кошек по исламу является дозволенным, при соблюдении определенных условий и требований.

Кошки в хадисах

Любители передавать все что услышат приписывают к Посланнику Аллаха ﷺ историю, где рассказывается, что у него была любимая кошка, которую звали Муизза. Пророк Мухаммад ﷺ настолько любил кошку, что старался не потревожить ее сон, и даже использовал воду, которую пила она, для того, чтобы совершить омовение перед молитвой. Пока Пророк Мухаммад ﷺ проводил свои проповеди, кошка Муизза спала на его коленях. Также из недостоверных сообщений про кошек считается легенда, где кошка однажды спасла жизнь Пророка Мухаммада ﷺ , убив змею, которая забралась в рукав к Пророку Мухаммаду ﷺ и собиралась его ужалить.

Согласно другой легенде, котенок пришел и умостился на краю халата Пророка ﷺ , пока тот общался с учениками. Кошечка урчала, топталась, так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду ﷺ нужно было уходить, он не решился будить котенка, и отрезал полу одежды в угоду котенка.

Все вышесказанное является недостоверным, однако это не говорит о том, что кошки в Исламе не несут в себе блага. Существуют достоверные сообщения, указывающие на то, что кошки являются домочадцами и чистыми животными в Исламе. Они упоминаются неоднократно и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ , и всегда отношение к ним очень хорошее и ласковое.

Известна в Исламе история сподвижника Посланника Аллаха ﷺ , который любил кошек, его звали Абдур-Рахман, но более знаком он мусульманам по своему прозвищу «Абу Хурайра», что в переводе означает «отец кошечек», ведь куда бы он ни направлялся, он везде носил с собой кошку в рукаве своей одежды.

Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.

Это интересно! Отличие кошек и других животных от людей в Судный день заключается в том, что после получения отчета о своих грехах, Всевышний обратит их в прах, за исключением тех животных, которых человек любил в своей мирской жизни и был к ним привязан.

Грязные ли кошки животные?

Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».

Во времена, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ , котам среди людей свободно передвигаться не воспрещалось, они могли свободно заходить в дома, и Пророк Мухаммад ﷺ не говорил, что они – наджас.

Вопрос о кошках задавали и Анасу ибн Малику, и он рассказал случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он отправился в Батхан, и Посланник Аллаха ﷺ сказал ему приготовить воду для совершения омовения. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ приблизился к тому сосуду, в котором была приготовлена вода для омовения, он увидел, что из этого сосуда пьет кошка. Тогда Пророк Мухаммада ﷺ стал ждать, пока она не допьет воду. После этого Анас ибн Малик спросил у Пророка Мухаммада ﷺ , стоит ли ему заменить воду для омовения раз от нее попила кошка, но Посланник Аллаха ﷺ ответил: «О, Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют» (Табарани, иснад хадиса слабый).

мусульмане и кошки

Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.

Ан-Санани считал, что тем, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал кошку животным чистым, он избавил мусульман в своей умме от многих трудностей, поскольку оно постоянно ведет свою жизнедеятельность рядом с человеком, живет в доме, поэтому то, что Всевышний Аллах сотворил такое животное, как кошка, удаленным от загрязнений и наджаса, - большое облегчение для человека. В Субулу-с-салям приводится хадис, в котором упоминается, почему Всевышний сделал кошку удаленной от загрязнений: кот среди людей подобен слуге – он все время присутствует среди людей, очень привязан к домочадцам. Раз остатки воды, которую пил кот, считают чистыми, то тем более чистыми считают шерсть кота, ведь, по словам Ибн Кудама, о чистоте животного, его кожи, шерсти, пота, волос можно судить по тому, чиста ли вода, в которой есть остатки его слюны. Об этом сообщается в Аль-Мугни.

По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.

Содержание кошек в доме

Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.

Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.

кошки в исламе дома

Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.

Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.

Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.

Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.

Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.


Каково шариатское решение по поводу содержания животных в неволе?

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Всё чаще и чаще в домах, в офисах, в магазинах и разных учреждениях можно увидеть красивые аквариумы, в которых плавают рыбы, и вольеры, клетки с птицами, игуанами, змеями и другими экзотическими животными. Это на первый взгляд очень красочное зрелище, приятное взору. К тому же психологами подмечено положительное воздействие аквариумных рыбок на психику человека. Наблюдение за рыбками в аквариуме оказывает успокаивающее воздействие, снимает усталость, а также даёт возможность поразмыслить о Величии Творца и о том, каким удивительным и неповторимым создал Всевышний этот мир.

Но прежде чем завести дома какое-либо животное, нужно изучить информацию о его содержании и хорошенько подумать о том, стоит ли вообще затевать это дело? Сможешь ли ты как положено содержать его и ухаживать за ним.

В первую очередь надо знать, что аквариум или клетка – это не естественная среда обитания животных, здесь они ограничены в своих действиях и полностью зависимы от хозяина.

Благородная религия Ислам позволила человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. Ислам разрешает содержать дома птиц, рыб для красоты и других животных, которые являются дозволенными в Шариате, до тех пор, пока человек заботится о них, пока кормит их, потому что это души, творения Аллаха. Нужно беречь их и заботиться о них, создавать все необходимые условия для их нормальной жизни.

Для тех, кто хочет завести аквариумных рыбок, существует целая наука – аквариумистика, целью которой является описание аквариумных рыбок, признаков, профилактики и лечения их болезней. Также аквариумистика рассказывает о водорослях и кормах для аквариумных рыбок.

При выборе рыб и их количества надо учитывать размеры аквариума. Не достаточно просто запустить рыб в стеклянный дом, необходимо поддерживать определённую температуру и постоянную подачу воздуха. Также аквариум надо чистить и менять в нём воду. Обычная вода из-под крана, как правило, бывает хлорированной и может погубить рыб.

Хозяин должен знать, какой корм подобрать, как часто кормить рыб, какая должна быть температура воды в аквариуме и многое другое. Если не изучать все эти тонкости и пренебрегать правилами содержания животных, они могут умереть.

Перестать проявлять заботу о своих домашних животных, допускать их гибель однозначно запрещено в Шариате. Известно о милосердии Пророка (мир ему и благословение) к животным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Некая женщина попадёт в ад по причине того, что она уморила голодом кошку, связав её, не кормила и не отпускала, чтобы та сама искала себе еду» (Джамиуль-ахадис, № 14085).

عذبت امرأة فى هر ربطته حتى مات ولم ترسله فيأكل من خشاش الأرض فوجبت لها النار بذلك

Животные в неволе беззащитны и полностью зависят от людей. По Шариату те, кто взяли животных к себе, обязаны заботиться о них, давать еду, питьё, оказывать своевременную медицинскую помощь, если требуется, обращаться за помощью к ветеринарам.

Необходимо знать, что существуют определённые болезни, передающиеся человеку от животных. Врач, специализирующийся на лечении животных, может определить, болеет ваш домашний питомец или нет. Если животное заражено какой-либо болезнью, то в этом случае запрещено дома держать его, так как есть угроза причинения вреда здоровью человека. По Шариату запрещено причинять вред себе либо кому-то другому.

Милосердие и забота о других – предписание Ислама, оно распространяется и на животных тоже. В Исламе есть такое понятие как таямум – ритуальное омовение землёй, которое совершается, если нет воды. У него есть много условий, среди которых и такое, что если нет другой воды, кроме той, что необходима для наших домашних животных или тех животных, что мы содержим для красоты, то в этом случае нельзя пользоваться этой водой для омовения и необходимо совершить таямум, то есть сделать омовение землёй.

Зоомагазины

Иногда в зоомагазинах или на птичьих рынках животных содержат в жестоких и не подходящих условиях. Владельцы зоомагазинов и продавцы живых существ должны знать, что в Судный день им придётся давать строгий отчёт за то, в каких условиях они содержали беззащитных животных и тем самым, возможно, причиняли им страдания.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «К тому, кто не проявляет милосердие к творениям Всевышнего, Аллах так же не проявит милосердие» («Сахихуль-Бухари», № 5538).

مَنْ لَا يَرْحَمُ لَا يُرْحَمُ

Будьте милосердны и относитесь хорошо к живым существам, которых вы взяли под свою опеку. Вы в ответе за тех, кого приручили.

Читайте также: