Почему кошки ведут себя как дети

Опубликовано: 03.05.2024

Учёные из США выяснили, что кошки относятся к людям, как дети к своим родителям. Помог эксперимент

https://twizz.ru/wp-content/uploads/2019/09/1569417590_a87ff679a2f3e71d9181a67b7542122c.jpg

Учёные из американского штата Орегона выяснили, что коты всё-таки любят своих хозяев, хоть любовь эта имеет определённый оттенок — так человеческие дети любят своих родителей. А у этого чувства, как вы понимаете, есть свои условности.

Другое дело, как специалисты по котам это поняли. Разумеется, не с помощью соц опроса котов, а путём эксперимента, в котором приняли участие 80 пушистиков и столько же людей.

Учёные из Орегонского университета опровергли миф об абсолютной независимости кошек


Прирученные человеком около 9000 тысяч лет назад существа до сих пор остаются загадкой для специалистов относительно их психологии (в отличие от собак).

Любят ли они людей или равнодушно ими пользуются? Испытывают ли они особые чувства именно к своим хозяевам или будут равнозначно относится к любым доброжелательным и благоговеющим людям? Есть ли у них стремление к социализации или они независимы и ходят сами по себе?

На некоторые из этих вопросов, кажется, найден ответ.

На самом деле, котики обладают психологической связью со своими хозяевами, а-ля ребёнок-родитель


Эти особые отношения маленьких детей к своим родителям особенно выражены в отсутствие последних. Нет, котам не всё равно, ушли вы или нет, когда они находятся в неизвестном для себя месте.

Такие данные специалисты получили с помощью эксперимента


В нём участвовали 79 котов (в основном котята в возрасте от 3 до 8 месяцев, но были и взрослые коты старше года) со своими хозяевами. Такой эксперимент, кстати, уже был проведён с собаками, обезьянами и маленькими детьми.

Учёные оставляли котов с их людьми в маленькой комнате на две минуты, после чего просили двуногих выйти, тоже на две минуты, а потом вновь вернуться. В это время объектом наблюдения становилось поведение хвостатых.

Пример проведения эксперимента: 7-летний красавчик-самец и его хозяйка

В отсутствие хозяев коты начинали нервничать, мяукать, обследовать комнату и искать выход. После возвращения людей некоторые коты продолжили вести себя так же, некоторые и вовсе избегали человека, но большинство всё-таки решили вступить во взаимодействие со своим человеком, вероятно, чувствуя себя в безопасности рядом с ним.

Хозяйка вышла, кот нервничает и ищет выход


Хозяйка вернулась, кот подошёл к ней, по-кошачьи отметив её присутствие


Но всё же продолжил исследовать неизвестное помещение


Да, этот парень уже взрослый, поэтому он хоть и рад хозяйке (маме), однако привык самостоятельно искать решение всех проблем.

7-месячный рыжик. После возвращения подбежал к мамочке, но после тоже отправился осматривать комнату


Другой 8-месячный котёнок тут же бросился к хозяйке и улёгся у неё на коленях


А эта 6-месячная малышка что с человеком, что без него сначала робко сидела в углу


Но потом аккуратно подобралась к хозяйке


Итоги эксперимента показали, что в заданных условиях

65% котов контактировали с хозяевами


Подобные показатели продемонстрировали и дети.

Автор исследования Кристин Витале:

Как и собаки, кошки проявляют социальную гибкость в отношении своей привязанности к людям. Большинство кошек имеют сильную связь со своим владельцем и видят в нём источник безопасности в новой среде.

Таким образом, две трети котов считают людей своими опекунами или даже родителями!


Поздравляем, теперь вы официально можете иметь звание мамы или папы своего ушастика! (Если ваш кот не относится к 35% самопровозглашённых беспризорников).

Котенок во всем: ходит на четвереньках и мяукает на воспитателей


«Мама, я котенок!», — говорит ваша четырехлетняя малышка и просит ее погладить. Мило. Потом она мяукает и делает вид, что умывается лапкой. Тоже мило. Потом она пытается пойти есть из кошачьей миски — так, уже не мило. Дети очень часто заигрываются, не успеешь оглянуться, как игра в кошек, щеночков или птичек уже становится жизнью.

Дети лают на улице, просят называть их щеночками, гулять на поводке и вычесывать. Где граница между игрой и переигрыванием и как прекратить эту забаву? Отвечаем на этот вопрос советами психологов и комментариями родителей, у которых не дети, а зверушки. А чтобы вы не воспринимали эту проблему так серьезно, еще и расскажем, в каких животных играют малыши.

Что говорят психологи?


Никто из детей, которые в детстве считали себя кошечками и собачками, во взрослом возрасте ими не остается. Поэтому такую игру надо воспринимать только как игру, задумываться о каких-то отклонениях или консультациях с психологом не стоит. Тем не менее, у такой игры причин может быть несколько. Если вам надоело лаянье и мяуканье, попробуйте понять, с чем именно оно связано.

Ребенку может просто нравиться животное за какие-то качества, которыми, как кажется малышу, сам он не обладает. Собаки — верные и смелые, кошки — милые и грациозные, у лошадок — грива, а у птичек — крылышки. Поэтому такая игра может быть просто воплощением желания иметь что-то подобное. Убедите ребенка в том, что он либо обладает этим качеством, либо не нуждается в нем.

Еще дети часто увлекаются игрой в кошек-собак, так как им не хватает ласки и внимания. Милых питомцев все время гладят, с ними играют, им уделяют много времени. Если малыш во время игры все время тянется к вам за объятиями и поцелуями, значит он просто хочет больше вашей любви.

Часто бывает, что игра вызвана тем, что в доме нет этого самого животного, а малышу хочется, чтобы был питомец, вот он сам в него и превращается. Попробуйте узнать, не хочет ли ваша дочка заменить игру в кошку на настоящую кошку. Обратный случай, если малыш любит домашнего питомца и старается ему подражать.

Если вы уже устали от подобных игр, попробуйте поговорить с ребенком об этом, скажите, что больше любите девочку Машу, а не котенка Мурку. А если это не помогает, хотя бы используйте это в своих интересах. Если ты кошка — то должна вовремя ложиться спать, ведь кошки много спят. Если ты собачка — должна слушаться, ведь собак дрессируют. Кроме того, постарайтесь оговорить временные рамки, когда ребенок может быть птичкой, а когда нет.

Если ребенок переносит игру из дома на улицу или в детский сад, постарайтесь не стесняться и не грубить ему. Не думайте, что другие взрослые вас не поймут, вы не единственная семья, которая растит зверушку. Если девочка лает на улице, скажите, что на площадке играют только детки, а собачкам уже пора домой. Если воспитатель жалуется, что в группе завелся котенок, который вылизывает свои лапки-руки, объясните малышу, что в сад кошкам вход воспрещен. Есть очень много вещей, которые любят малыши, но не любят животные — используйте эти аргументы.

И просто терпите. Обычно к школе такие увлечения проходят и начинаются другие. И некоторые родители начинают скучать по своему маленькому котику.

Что рассказывают родители?


«У меня ребенок играл два года. Два, Карл! В конце концов, когда в очередной раз ребенок упомянул, что он киска, я выдала длинную местами не для детских ушей тираду на тему, что меня достала эта игра, и я больше не хочу слышать ни про кошек, ни про собачек, ни других зверей. Играть я буду только с человеком, а с ЭТИМ пусть даже не подходит. Ребенок озадаченно выслушал мои вопли и спросил совсем по взрослому: „А во что ж с тобой тогда играть-то?“.
Вот тут я поняла свой косяк. Играли мы много и в разное, но с тех пор метаморфозы в зверюшек не происходили ни разу».

«Да лаадно Вам))) кошками так удобно манипулировать))) если не слушается, то я тогда собачка)) в игре все делается легко и непринужденно. Если совсем уж „заигрывается“, то говорю, что раз кошечка, то вечером купаться не будем, мол, кошкам то такое не нравится…)) она сразу -не-не, уже не кошечка)) (любит купаться)».

«Да-да, это просто невозможно, у нас, конечно, пока не в годах измеряется, но Тема щенок со стажем уже. Орать, просить, игнорировать ничего не помогает, будет лаять и лаять. Я в итоге психанула, сказала, что раз щенок — буду дрессировать по часу в день. И начала его гонять на принеси-подай. А как пытается уйти, команда „место“! В итоге он понял, что это уже не весело, правда в щенка играть не перестал, просто теперь к папе с этим лезет».

«Я нормально к этому отношусь. Старшая тоже долго была котенком, выросла все-таки человеком. Сейчас младшая тоже „окошатилась“, причем похлеще той. Я подыгрываю где могу. А если устаю, то не от того, что она кошка, а просто от нее. Не мяукала бы она, а пела, я бы тоже устала, какая тогда разница? Это проходит, не понимаю, что все так психуют. С детьми-животными не сложнее чем с обычными».

Наш домашний зоопарк


Котята, собачки — это самые распространенные детские «трансформации». Есть и другие — куда более оригинальные.

«У меня дома уже год живет Белка. Это Бельчонок или Белочка. Кушает она ореховую кашу, жареные грибы и т. п. Когда я забираю дочку из садика, она бежит ко мне с криком „Бельчихааа“. И на улице знакомится с детьми „Я Белка Диана“, дети причем нисколько не удивляются».

«Наша представляет себя окружающим „Я — рыцарский конь Галлахард.“ и с громким ржанием скачет кругами».

«киски-белочки… у меня динозавр вот живет… какой-нибудь пахицефалозавр или велоцираптор, бегает и рычит. Я б с удовольствием на киску поменялась».

«Мой думает что он дельфин».

«У меня младший почти весь садиковский возраст был сусликом. Делал нору из одеяла, стоял столбиком, что-то энергично грыз и т. д. Муж очень нервничал, все спрашивал меня, скоро эта суслимания пройдет. К первому классу прошло…».

«Мой старший играет в леопардов. Он подросший детеныш леопарда, младший — детеныш леопарда, я — мама леопард, это мне нравится. А вот когда игра переходит в другое русло и он — мама-леопард, а мы с младшим детеныши леопарда, вот тут становится не до смеха — нам приходится есть дома, камни, идти гулять в тучу и прочие заскоки „мамы“».

"Сегодня моя стала антилопой. Бежала по улице на четвереньках (впрочем. как обычно), и вбежав в группу, остановилась и стала бить копытцем. «Смотрите, сколько золота летит! Я антилопа!»".

«Девочки, моя дочка в 2 с половиной года вообще была СЛИЗНЕМ. и это довольно долго продолжалось. Дочке просто очень понравился слизень на картинке, он действительно очень симпатичный был. Я рассказала ей про них, а дочка впечатлилась. Вела себя тихо и спокойно. Но люди конечно выпадали в осадок, когда она слизнем представлялась. Потом еще долго переспрашивали…».

Котенок во всем: ходит на четвереньках и мяукает на воспитателей


«Мама, я котенок!», — говорит ваша четырехлетняя малышка и просит ее погладить. Мило. Потом она мяукает и делает вид, что умывается лапкой. Тоже мило. Потом она пытается пойти есть из кошачьей миски — так, уже не мило. Дети очень часто заигрываются, не успеешь оглянуться, как игра в кошек, щеночков или птичек уже становится жизнью.

Дети лают на улице, просят называть их щеночками, гулять на поводке и вычесывать. Где граница между игрой и переигрыванием и как прекратить эту забаву? Отвечаем на этот вопрос советами психологов и комментариями родителей, у которых не дети, а зверушки. А чтобы вы не воспринимали эту проблему так серьезно, еще и расскажем, в каких животных играют малыши.

Что говорят психологи?


Никто из детей, которые в детстве считали себя кошечками и собачками, во взрослом возрасте ими не остается. Поэтому такую игру надо воспринимать только как игру, задумываться о каких-то отклонениях или консультациях с психологом не стоит. Тем не менее, у такой игры причин может быть несколько. Если вам надоело лаянье и мяуканье, попробуйте понять, с чем именно оно связано.

Ребенку может просто нравиться животное за какие-то качества, которыми, как кажется малышу, сам он не обладает. Собаки — верные и смелые, кошки — милые и грациозные, у лошадок — грива, а у птичек — крылышки. Поэтому такая игра может быть просто воплощением желания иметь что-то подобное. Убедите ребенка в том, что он либо обладает этим качеством, либо не нуждается в нем.

Еще дети часто увлекаются игрой в кошек-собак, так как им не хватает ласки и внимания. Милых питомцев все время гладят, с ними играют, им уделяют много времени. Если малыш во время игры все время тянется к вам за объятиями и поцелуями, значит он просто хочет больше вашей любви.

Часто бывает, что игра вызвана тем, что в доме нет этого самого животного, а малышу хочется, чтобы был питомец, вот он сам в него и превращается. Попробуйте узнать, не хочет ли ваша дочка заменить игру в кошку на настоящую кошку. Обратный случай, если малыш любит домашнего питомца и старается ему подражать.

Если вы уже устали от подобных игр, попробуйте поговорить с ребенком об этом, скажите, что больше любите девочку Машу, а не котенка Мурку. А если это не помогает, хотя бы используйте это в своих интересах. Если ты кошка — то должна вовремя ложиться спать, ведь кошки много спят. Если ты собачка — должна слушаться, ведь собак дрессируют. Кроме того, постарайтесь оговорить временные рамки, когда ребенок может быть птичкой, а когда нет.

Если ребенок переносит игру из дома на улицу или в детский сад, постарайтесь не стесняться и не грубить ему. Не думайте, что другие взрослые вас не поймут, вы не единственная семья, которая растит зверушку. Если девочка лает на улице, скажите, что на площадке играют только детки, а собачкам уже пора домой. Если воспитатель жалуется, что в группе завелся котенок, который вылизывает свои лапки-руки, объясните малышу, что в сад кошкам вход воспрещен. Есть очень много вещей, которые любят малыши, но не любят животные — используйте эти аргументы.

И просто терпите. Обычно к школе такие увлечения проходят и начинаются другие. И некоторые родители начинают скучать по своему маленькому котику.

Что рассказывают родители?


«У меня ребенок играл два года. Два, Карл! В конце концов, когда в очередной раз ребенок упомянул, что он киска, я выдала длинную местами не для детских ушей тираду на тему, что меня достала эта игра, и я больше не хочу слышать ни про кошек, ни про собачек, ни других зверей. Играть я буду только с человеком, а с ЭТИМ пусть даже не подходит. Ребенок озадаченно выслушал мои вопли и спросил совсем по взрослому: „А во что ж с тобой тогда играть-то?“.
Вот тут я поняла свой косяк. Играли мы много и в разное, но с тех пор метаморфозы в зверюшек не происходили ни разу».

«Да лаадно Вам))) кошками так удобно манипулировать))) если не слушается, то я тогда собачка)) в игре все делается легко и непринужденно. Если совсем уж „заигрывается“, то говорю, что раз кошечка, то вечером купаться не будем, мол, кошкам то такое не нравится…)) она сразу -не-не, уже не кошечка)) (любит купаться)».

«Да-да, это просто невозможно, у нас, конечно, пока не в годах измеряется, но Тема щенок со стажем уже. Орать, просить, игнорировать ничего не помогает, будет лаять и лаять. Я в итоге психанула, сказала, что раз щенок — буду дрессировать по часу в день. И начала его гонять на принеси-подай. А как пытается уйти, команда „место“! В итоге он понял, что это уже не весело, правда в щенка играть не перестал, просто теперь к папе с этим лезет».

«Я нормально к этому отношусь. Старшая тоже долго была котенком, выросла все-таки человеком. Сейчас младшая тоже „окошатилась“, причем похлеще той. Я подыгрываю где могу. А если устаю, то не от того, что она кошка, а просто от нее. Не мяукала бы она, а пела, я бы тоже устала, какая тогда разница? Это проходит, не понимаю, что все так психуют. С детьми-животными не сложнее чем с обычными».

Наш домашний зоопарк


Котята, собачки — это самые распространенные детские «трансформации». Есть и другие — куда более оригинальные.

«У меня дома уже год живет Белка. Это Бельчонок или Белочка. Кушает она ореховую кашу, жареные грибы и т. п. Когда я забираю дочку из садика, она бежит ко мне с криком „Бельчихааа“. И на улице знакомится с детьми „Я Белка Диана“, дети причем нисколько не удивляются».

«Наша представляет себя окружающим „Я — рыцарский конь Галлахард.“ и с громким ржанием скачет кругами».

«киски-белочки… у меня динозавр вот живет… какой-нибудь пахицефалозавр или велоцираптор, бегает и рычит. Я б с удовольствием на киску поменялась».

«Мой думает что он дельфин».

«У меня младший почти весь садиковский возраст был сусликом. Делал нору из одеяла, стоял столбиком, что-то энергично грыз и т. д. Муж очень нервничал, все спрашивал меня, скоро эта суслимания пройдет. К первому классу прошло…».

«Мой старший играет в леопардов. Он подросший детеныш леопарда, младший — детеныш леопарда, я — мама леопард, это мне нравится. А вот когда игра переходит в другое русло и он — мама-леопард, а мы с младшим детеныши леопарда, вот тут становится не до смеха — нам приходится есть дома, камни, идти гулять в тучу и прочие заскоки „мамы“».

"Сегодня моя стала антилопой. Бежала по улице на четвереньках (впрочем. как обычно), и вбежав в группу, остановилась и стала бить копытцем. «Смотрите, сколько золота летит! Я антилопа!»".

«Девочки, моя дочка в 2 с половиной года вообще была СЛИЗНЕМ. и это довольно долго продолжалось. Дочке просто очень понравился слизень на картинке, он действительно очень симпатичный был. Я рассказала ей про них, а дочка впечатлилась. Вела себя тихо и спокойно. Но люди конечно выпадали в осадок, когда она слизнем представлялась. Потом еще долго переспрашивали…».

Ты моя Старшая Кошка?

Ваша кошка воспринимает вас чаще всего как другую кошку, только странного вида и не слишком умную. С точки зрения кошки, мы отнюдь не красавчики. Скорее уж чудовища, уроды. Не верите? А теперь представьте, что вы ростом с кошку, и посмотрите на себя с кошачьего роста и снизу вверх. «Ноги у него как ступы, руки у него как грабли, глаза как бочки. Оно издает звуки как раскат грома. Когда оно идет, трясется земля». Одним словом, жуть. Вот что имеет счастье видеть в нас наша кошка. Примерно так маленькие человечки глядят в фильмах ужасов на Годзиллу или Кинг-Конга.

«Когда идем, дрожит от нас земля». Вот, вот!

К такому страшилищу кошка может относиться двояко: либо считать его своим, то есть тоже кошкой, либо не считать. В первом случае кошка принимает нас, во втором — не принимает. А то, что мы, сюсюкая, думаем, что взяли кошку в свою семью, — глупость и заблуждение. Это она либо берет нас, либо игнорирует.Если она попала в дом крохой и хочет материнской заботы и ласки, мы становимся для нашей кошки мамой, то есть хорошей кошкой. Даже повзрослев, она продолжает считать нас более сильной и более значимой кошкой, чем сама. Правда, это совсем не означает, что она не станет «качать» права и садиться вам на шею. Вы ведь тоже на каком-то этапе жизни пытаетесь использовать свою человеческую маму как средство для решения ваших проблем.

Когда вы покидаете родительский дом и заводите собственный, вы становитесь «старшей кошкой». Но кошке уйти от вас некуда. Вы навсегда остаетесь для нее «Старой Кошкой, которая любит, несмотря ни на что».

Если кошка благополучно прожила со своей кошачьей матерью до времени, когда стала себя осознавать сильной, то она воспринимает нас как «кошку, от которой неизвестно чего можно ожидать». Поэтому она старается воспитать своего человека, чтобы он наилучшим образом соответствовал ее нехитрым потребностям, — заботился и кормил. И если он почему-то забывает о своих обязанностях, кошка не преминет

об этом напомнить. «Человек, — крикнет она на своем языке у вас прямо под ухом, — открывай глаза, пришла пора подать мне обещанный завтрак!» А если вы перевернетесь во сне на другой бок, может и напомнить о ваших обязанностях при помощи коготков.

И совсем не важно, какой породы у вас кошка, она все равно остается кошкой. И полосатая Мурка, и какая-нибудь изысканнейшая Розамунда питерболд прежде всего кошки, и вести они себя будут именно как кошки. Конечно, одни кошки будут более подвижными и активными, требующими много внимания и заботы, а другие предпочтут целый день проспать на диване, но если вы чем-то ущемили их права и нарушили неписанный договор — они начнут вести себя по отношению к вам так, как это делали бы вы сами по отношению к человеку, не выполняющему обязательств.

— Этот Петров не отдает мне долг, пора на него наехать.

Средств воздействия на человека у кошки не так уж много:

•проявить агрессию (например, цапнуть вас зубами за какую-то часть тела или оцарапать);

• совершить предосудительный поступок (вытряхнуть землю из цветочного горшка, сделать лужу, разодрать на клочья что-то, принадлежащее вам);

• обидеться (кошка уходит от вас и лежит, как умирающая, ожидая, когда вы проявите к ней участие, если вы такую глупость совершаете, она продолжает отворачиваться и обижаться; сюда же относится и сидение кошки перед вами в виде молчаливого укора);

• или просто игнорировать (кошка будет делать вид, что вас не существует).

Какую тактику выберет кошка, зависит от ее характера.

У меня была сиамская барышня, которая воспринимала как оскорбление, если ей давали не ту еду, каковую ей хотелось в данный момент, если на нее повышали голос, если она случайно попалась под ноги и ее не заметили. В последнем случае она в отместку за ущемленный хвост наносила быстрый удар лапой с выпущенными когтями. А вот на два других пункта обвинения «наш ответ Чемберлену» был всегда одинаковым: Нора разворачивалась как фрегат, высоко поднимала хвост и шла в сторону дивана. Диван — это мое спальное место. Именно на это место она, мелодично журча, и делала лужу, сохраняя при этом ясный и чистый синий взгляд, полный детской невинности. Эту картинку маслом мы назвали «писающий ангел».

Мой знакомый кот в такой же ситуации действовал иначе: он делал вид, что хозяин внезапно умер или стал невидимкой. Кот весь день ходил, не глядя в сторону хозяина, а в ответ на его заискивающее кис-кис становился не только немым, но и глухим. Причем, чтобы показать, что остальные существа в этом доме вины хозяина не разделяют, он активно ластился к хозяйке и даже разрешал ребенку немного поиграть с его хвостом. Впрочем, последнее-то как раз — вещь очень рискованная. Хвост для кота — это его штандарт, его достоинство, его знак власти. Играть с хвостом кота — верх глупости.

Взрослому человеку кошка никогда такого не позволит. Да и не всякая кошка простит такую фривольность даже ребенку. Кот, о котором я рассказываю, этого тоже не позволял, разрешал он эту игру лишь в одном случае — чтобы показать хозяину всю степень своего презрения.

Хозяйка высушила белье и начинает его гладить. Любимица-кошка тут же встает с налаженного места и плюхается на только что отглаженную вещь. Естественно, хозяйка кричит и гонится за паршивкой по всей квартире с тряпкой в руке.

Кошка сидит где-нибудь в тайном углу и обижается: такое было хорошее местечко, тепленькое, пахнущее свежестью, еще никем не испорченное, и выгнали! Какая жадина эта хозяйка! Пожалела для меня какой-то тряпки!

Кошки очень любят чистые и не имеющие ничьего еще запаха вещи. Ложась на них, они ставят свою «метку». Теперь эта вещь пахнет кошкой. Это кошкина вещь. На самом деле кошкой пахнет весь дом. Это кошкин дом. Люди живут в кошкином доме и не понимают этого. Люди тоже, сами того не зная, пахнут своей кошкой. Это кошкины люди.

Хороший кошкин дом — это когда кошке не говорят: «Опять ты, паршивка, спала на моем свитере, ты только погляди, что натворила» и не суют этот свитер под нос, можно сказать, прямо в морду тычут. А чего тыкать? Шерсти ведь не прикажешь, лезет она. Хороший дом — это где кошку никто не шлепает свернутой газетой по заднице, если — не дай бог! — заметят след от когтя на своем ореховом шкафу! Хороший дом — это где кошку кормят тем, что она любит, и не дают того, чего она не терпит. Хороший дом — это где кошку не пинают башмаком, не хватают за шкуру и не тащат за хвост. В хорошем кошкином доме всякий человек знает свое место и соответствует своему предназначение.

С точки зрения кошки.

Но еще хуже, если мы навязываем кошке, как ей жить. Она не понимает, чего от нее хотят. У нее свои понятия о том, как нужно жить, а у вас свои. Эти понятия не совпадают ни в чем. Заводя кошку, большинство людей думают о ней как об абстракции, исходя в основном из внешнего вида. Эта, рыжая, к нашей мебели не подойдет. А эта, белая, в самый раз. Выбор кошки мало чем отличается от выбора обуви: нет, нет, вон те, с бантиком, а побольше размера нет? Что ж потом удивляться, что из абстракции кошка превращается в реальность? У реальности свои повадки, свой характер, свой темперамент, свои «заскоки». Одна кошка будет любопытной, другая ленивой, третья окажется скандалисткой, а четвертая при каждом удобном случае будет лезть вам на колени. Кошки столь же различны, как и люди. Мягкие кошечки быстрее привыкают к новой семье, независимые — дольше. Одни кошки весь день будут дрыхнуть на диване, другие — носиться по квартире и совать свой нос в самые запретные места.

В принципе, любую кошку можно научить правилам поведения, но не любая кошка будет с ними согласна:

• Как, мне запрещено драть эти обои? А, скажите на милость, зачем вы их вообще здесь клеили? Они у вас для чего? Для красоты, говорите? Красота — это я! Хочу и деру! Драла, деру и буду драть! Ах, вы на меня тапкой? Да шипела я на вашу тапку! Ну хорошо, хорошо, ухожу. Но не думайте, что я сдалась! Приду ночью — все до самой штукатурки отшкрябаю!

• Как, вы говорите, что я воровка? Я у вас что, сто рублей украла? Этот крохотный кусочек рыбки стоит сотню? Да чтоб вы подавились своей рыбой! Ничего, отвернетесь — я и второй украду! Оч-чень ап-петит-ная рыбешка! Прямо слюнки текут! И вообще — с ближним делиться надо? Надо! А я вам кто — ближний или меховой половик?

• И зачем меня по всей квартире за шкирку таскать? Да, спрятала кусочек! Зачем под подушку зарыла? А куда зарывать прикажете, если у вас все полы деревянные? Нет, нет, я в цветочный горшок уже пробовала! Кто меня потом газетой отшлепал?

• Почему теперь я миску зарываю? А вы попробуйте сами эту мерзость! Я вам что, попугай? Это ему можете предлагать зерно с травой! А я кошка, я хищница! Мне мясо или рыбу подавайте, а не вареный овес! Ах, говорите, это для меня полезно? Не все вкусно, что полезно! Да я лучше умру тут у вашей миски, окочурюсь, так сказать! И если еще раз такое положите, совсем рассержусь и уйду из вашего дома куда глаза глядят! Вот ваша соседка своей любимице никогда голого овса не подаст! Там потрохами кормят! Ах, какой запах! Вредно для моего здоровья, говорите? Эх вы, интеллигенты!

• Почему мимо? А вы понюхайте-ка то, куда я должна. хм. ходить. Это, по вашему, чистое место? Да вокзальный сортир чище! Тут же лапой некуда ступить! И чтобы я, своими мягкими лапками. Я ж их потом вылизываю! Это негигиенично! Нет, нет и нет! Вот вымоете эту ванночку, тогда и сяду! А лучше купите мне туалет с решеточкой! Что, жаба задавила?

• А это-то почему нельзя? Я вам что-нибудь свалила? Нет? Так что вы так дергаетесь? Ну сижу я наверху, мне сверху все видно. Я наблюдаю. Да полезайте ко мне сами, я вам покажу, что я наблюдаю! Не просите, не слезу! А то, что у вас там банки-склянки стоят, это меня не интересует! Во-первых, они закрытые, а во-вторых — с вареньем!

• Почему нельзя? Такой приятный на вкус провод! Так зубам хорошо стало! Под током? Да какой там ток! Немножечко пощипало — и все! И антенну нельзя? А для чего она тогда здесь стоит?

• И под диваном нельзя ездить? Что? Спите на нем? Вы где спите? Сверху? А я ведь — понизу! Я вашего верха совсем не трогаю! Порчу, говорите? Да что вы завели: нельзя то, нельзя это! У вас что — музей?

Наказывать кошку так же бессмысленно, как плевать против ветра. Особенно если поступок и наказание разминулись во времени. Если кошка, схваченная на месте преступления, еще понимает, за что ей досталось, то кошка, пять часов назад разодравшая вашу любимую книжку, никогда не поймет, за что ее так мучают! Она давно уже забыла об увлекательном процессе раздирания страниц, а вы трясете перед ней книжкой и почему-то кричите. Ну что вы так нервничаете?

Ну была книжка, а теперь никакой книжки нет. Но это совершила другая кошка, которая жила пять часов тому назад. А сиюминутная кошка не знает ни о какой книжке. И незачем на нее орать. Тем более что орете на кошку вы иногда и совсем напрасно. Забыли окно закрыть, а ветер раскидал по квартире ваши драгоценные бумажки? Но кошка-то здесь при чем? Ах, следы лап на бумаге? Так ведь ветер раскидал, а кошка трудилась, собирала.

Бить кошку еще бессмысленнее, чем ругать. Она не понимает, за что вы ее так, но запоминает, что в любой момент этот нехороший человек может сделать больно. Если кошке сделали больно, она этого никогда не забудет. И примеров тому множество.

Независимость — отличительная кошачья черта. Но — парадокс: кошки живут в полной зависимости от человека. Городские кошки давно забыли, что такое приятная прогулка на свежем воздухе в компании себе подобных. С одной стороны, это единственный способ спасти своих кошек от опасностей улицы, с другой — невероятное насилие над природой кошек. Им, к сожалению, для ощущения собственной кошачьей значимости необходимо быть свободными. А быть свободными — это гулять где хочу и делать что хочу. Выпускать кошку на улицу в большом городе — это практически бредовая идея. Такая «гуляющая сама по себе кошка» закончит свои дни или под машиной, или под башмаком садиста, если, конечно, раньше ее не скосит очередная инфекция, тоже гуляющая сама по себе.

Можно, конечно, гулять со своей кошкой на поводке. Немало кошек, выгуливаемых таким образом, я встречала. Но для кошки прогулка на поводке скорее наказание, чем подарок. И очень вероятно, что это огромная обида.

Значит, выход один — создать в закрытом пространстве (дом) все условия, чтобы ваша кошка не ощущала себя неполноценной. Если она не может гулять сама по себе, то она должна ощущать, что это неудобство с лихвой компенсировано. Нужно попытаться стать ее семьей не на словах, а на деле, то есть принять ее мир.

Да, мы все тут кошки. Ты — наша любимая Настоящая Кошка, а мы твои Старшие и Младшие Кошки. Мы живем единой дружной семьей. Мы понимаем друг друга. Мы любим друг друга. И если ты будешь вести себя не так, как мне этого хочется, я буду мягко показывать тебе, как это лучше делать. Я не буду тебя насиловать и наказывать, потому что так мы станем только врагами. Я буду тебе показывать, что тебе самой будет удобнее, например, совершать туалет в очень уютном и чистом месте, которое не запачкает твоих мягких лапок. Или же я подберу для тебя любую досочку, которую тебе приятно драть, я ее обобью, если тебе нравится тряпочка, сверху, или оставлю голой, если тебя раздражает тряпка. Я уберу с глаз долой все провода, которые могут тебя соблазнить, и ты не будешь их грызть. Я выберу для мебели обивку, которая тебя просто не заинтересует, и ты не станешь точить на ней коготки. Я уберу все предметы, которые ты можешь случайно задеть и скинуть вниз. Все это зависит от меня. Если я — Старшая Кошка в этом доме, то я отвечаю за все твои поступки и глупости. И я обязательно заведу для тебя много игрушек, с которыми ты можешь безопасно играть, — ты не поранишься, не наколешь свое небо, не сломаешь о них зубы. Я обязательно буду следить за всеми ящиками и дверями, чтобы ты случайно не поранилась. И ты будешь в безопасности и любви.

Поверьте, только таким способом мы можем компенсировать тот вред, который создаем, принимая кошку в дом и требуя от нее немыслимого.

Из книги Е.Филипповой "С точки зрения кошки"

Ребенок отождествляет себя с животным что делать
Часто дети ставят в тупик молодых родителей, настойчиво проявляя вдруг откуда-то взявшееся воображение. Мамы и папы малышей пугаются оригинального поведения и на всякий случай, не зная как реагировать, стараются запретить всё, что с их точки зрения выходит за рамки нормальности.

Дети в возрасте 2-5 лет в норме играют в разные сюжетно-ролевые игры. Они начинают проигрывать роль персонажа, который оказался в поле их зрения и показался интересным. Одним из пугающих родителей моментов в поведении ребенка является перевоплощение в животного: кошечку, собачку, змею.

Так, моя приятельница выразила тревогу по поводу того, что четырехлетняя дочка изображает "кыску" и в детском садике, и во время прогулки на улице. Ребенок ходит на четвереньках, мяукает, трется об руки и показывает "царапки". Естественно, что с улицы малышка возвращается с грязными коленками, что также раздражает родителей, ратующих за чистоплотность. Чтобы пресечь такое поведение родители заявляют, что им не нужна "кыска", у них уже есть дома котенок, им нужна дочка, на что ребенок спокойно отвечает, мол, придем домой, и буду дочкой.

По сути, ребенок уже прекрасно осознает и выделяет себя из окружения как отдельную личность и умением включиться в игру перевоплощения демонстрирует это, как бы говоря: "На самом деле я адекватный человек, я - ваша дочка, но сейчас я буду играть роль кошечки, и Вам не о чем беспокоиться!" Надо отметить, что в этом смысле дети гораздо адекватнее взрослых, которые зачастую не могут растождествиться с той или иной своей ролью, возвращаясь домой, они играют двойные роли: муж-актёр, жена-начальник, муж-психиатр.

Что стоит за отождествлением ребенка с каким-то персонажем?
Какой вклад в развитие личности ребенка вносит подобное перевоплощение?
Как вести себя родителям?

1. Ребенку изначально присуще творчество и воображение, благодаря которым он познает мир и проигрывает, как бы "прощупывая" различные жизненные ситуации. Если присущая детям спонтанность не ограничивается постоянными жесткими запретами, творческие задатки активно развиваются, и в будущем помогают решать сложные задачи, используя нетрадиционные подходы и решения.

Многие известные люди в детстве были во многом предоставлены сами себе, ничего не мешало их творческому развитию. Например, знаменитый Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию по литературе 1913 года, написал 50 поэтических сборников, где почти 1000 стихов и 2000 песен, 12 романов и повестей, около 100 рассказов, 30 пьес, несколько литературных и публицистических работ, за которые в народе его прозвали творцом современной Индии, был в семье четырнадцатым ребенком! Русский иммунолог Илья Ильич Мечников, нобелевский лауреат премии по медицине (1908 год) родился в деревне пятым ребенком, его отец был занят собой, рано проигрался в карты, мать же не только не ограничивала сына, но всячески поощряла его любопытство и творческий подход к играм. Русский физик Павел Алексеевич Черенков, лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года, родился в деревне вблизи Воронежа в крестьянской семье, где основной заботой родителей было прокормить детей, а не ограничивтаь их в играх. Подобные примеры можно продолжать достаточно долго.

2. В сюжетно-ролевых играх развивается эмоциональная сфера. Ребенок учится вчувствованию в образ другого, неважно, будет это роль врача, продавца, домашнего питомца или увиденного в зоопарке животного. В результате перевоплощения в другой образ развивается эмпатийность - способность к сопереживанию, взаимопониманию и сочувствию. Формируется отношение к другим и к миру как известная позиция по Э. Берну "Я - Ok, Ты - Ok".

Иногда в такой игре ребенок показывает те чувства и эмоции, которые ему запрещено показывать как ребенку своих родителей - "царапки", т.е. он может так выражать табуированные злость, обиду и раздражение на родителей. В этом случае следует включиться в игру и спросить ребенка: "За что кыска сердится на нас?" Бывает, что малыш в этом случае прекращает игру и совершенно определённо объясняет родителям, за что он злится на них.

3. Умение перевоплощаться в другой образ способствует формированию гибкости мышления. Ведь способность посмотреть на ситуацию с разных позиций и точек зрения развивает системный взгляд на вещи и события.

Запрещая отождествляться ребенку с разными персонажами, родители, во-первых, нарушают все эти важные аспекты в развитии ребенка, во-вторых, ставят рамки, в которых они готовы принимать своего сына или дочь ("Нам нужна дочка"). Т.е. ребенок понимает, что он нужен своим родителям только таким, каким они хотят его видеть, а не таким, какой он есть на самом деле. В этом случае ребенок может принять решение лгать своим родителям, скрывать от них свои потребности и не доверять им.

Если ребенок играет необычную роль на улице, а родители смущаются и стыдятся такого проявления, малыш может расценить свое поведение как постыдное, начать замыкаться и переносить фантазирование на внутренний план. В этом случае может тормозиться растождествление с персонажем и нарушаться полноценное развитие ребенка.

Таким образом, родителям следует давать простор для фантазии ребенка, чтобы он мог свободно проигрывать роли разных персонажей, по возможности тоже включаясь в игру. Чаще всего, если родители не заостряют внимания на том или ином персонаже, у ребенка не происходит на нем фиксации, развитие мыслительной, эмоциональной и творческой сфер идет в соответствии с возрастными нормами.

Автор Стражкова А.Н., педагог-психолог, тренер, психолог-психотерапевт.

Читайте также: