Почему кота тома звали джаспер

Опубликовано: 26.03.2024


Полное имя

Друзья

Враги

Возраст

первое_появление

последнее_появление

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Мультики про Тома и Джерри
  • 3 Личность
  • 4 Поднять якоря
  • 5 Актёры озвучки
  • 6 Любовный интерес
  • 7 Галерея

Биография [ править | править код ]

Том - домашний кот, в оригинальных эпизодах живёт в доме Мамочки (возможно, это не её дом), в более поздних эпизодах классического цикла (50-е годы) он живёт в доме молодой женщины, иногда с её супругом.

Мультики про Тома и Джерри [ править | править код ]

Его полное имя "кот Том" основано на слове "tomcat", которое относится к кошкам мужского пола. Его очень редко можно услышать говорящим, за исключением нескольких мультфильмов (например, эпизода "сказки Тома и Джерри" "Лига кошек") и "Том и Джерри: Фильм". Его единственные заметные вокальные звуки за пределами этого - это его различные крики, когда он подвержен боли или панике. Он постоянно преследует Джерри, для которого расставляет ловушки, многие из которых дают обратный эффект и наносят ущерб ему, а не Джерри. Том редко собирается съесть Джерри; только чтобы причинить ему боль или посоревноваться с ним, идя на многое, чтобы помучить Джерри. Однако, как показывает практика, Том иногда ладит с Джерри.

Личность [ править | править код ]

Личность Тома заметно изменилась за эти годы, особенно после первых эпизодов. Например, в своем дебюте он был четвероногим и обладал нормальным кошачьим интеллектом. Однако с годами (начиная с эпизода «Собачьи хлопоты») он стал почти полностью двуногим и обладает человеческим интеллектом. Как персонаж фарсового мультфильма, Том обладает сверхчеловеческим уровнем эластичности. Действуя в качестве антагониста Джерри, Том обычно побеждается (или очень редко убивается) в конце концов, хотя есть некоторые истории, где он перехитряет и побеждает Джерри.

Поднять якоря [ править | править код ]

Том и Джерри появились вместе в мюзикле 1945 года Technicolor Metro-Goldwyn-Mayer musical «Поднять якоря», где Том ненадолго появляется в качестве дворецкого для Джерри, у которого есть танцевальная последовательность с Джином Келли, а также в другом мюзикле с той же студией «Покорить Ла-Манш» (1953), где в последовательности сновидений главная героиня Кэти Хиггинс делает подводный балет с Томом и Джерри, а также анимационные изображения разных людей в ее жизни.

Актёры озвучки [ править | править код ]

  • Кларенс Нэш: вокальные эффекты в эпоху Ханна-Барберы (1940-1941) (архивная запись из диснеевских мультфильмов);
  • Уильям Ханна: вокальные эффекты в эпоху Ханна-Барберы (1942-1958) короткометражки: «Одинокая мышь», «Кот на миллион долларов»;
  • Билли Блетчер: 1944-1945 шорты: «Телохранитель», «Кот Зут», «Тише, пожалуйста!»;
  • Степин Фетчит: 1948 коротко: «Чистка мыши»;
  • Доуз Батлер: 1956 коротко: мышка мучо (и еще несколько других);
  • Аллен Свифт: вокальные эффекты в эпоху Джина Дейча (1961-1962);
  • Мел Бланк: вокальные эффекты в эпоху Чака Джонса (1963-1967);
  • Стэн Фреберг: 1964 короткометражка: «Кот наверху, а мышонок внизу»;
  • Джун Форей: 1965 короткометражка: «Дуэль»;
  • Джон Стивенсон: Шоу Тома и Джерри (1975);
  • Фрэнк Уэлкер: комедийное шоу Тома и Джерри, Том и Джерри в детстве;
  • Ричард Кайнд: Том и Джерри: Фильм;
  • Джефф Беннетт: Том и Джерри: Волшебное кольцо;
  • Билл Копп: «Том и Джерри: полет на Марс», «Том и Джерри: Быстрый и бешеный», «Том и Джерри: Трепещи, Усатый!»;
  • Спайк Брандт: 2005 короткометражка: «Каратист-хранитель»;
  • Дон Браун: Приключения Тома и Джерри

расставить ссылки

Любовный интерес [ править | править код ]

Помимо погони за Джерри, у Тома есть несколько любовных интересов с кошками женского пола. Их имена начинаются с буквы "Т", за исключением цикла «Том и Джерри в детстве». Они являются:

  • Тутс, пушистая бежевая кошка, которая появляется в сериях «Puss n ' Toots» и «Мышь приходит на ужин», причем последняя является ее единственной говорящей ролью. Эта версия Тутс также появилась в некоторых комиксах Тома и Джерри 1940-х годов.
  • Тутс, другая кошка с тем же именем, которая появляется в серии «Кот Зут». Иногда ее ошибочно называют "шейки", но на самом деле это прозвище Тома, как видно на подарочной карте в мультфильме.
  • Безымянная, не говорящая кошка, которая очень быстро появляется в серии «Телохранитель». Она была сделана всего лишь объектом шутливого юмора: когда Том дал ей волчий свисток, он иронически выдал себя Спайку, который должен был защищать Джерри каждый раз, когда он свистит.
  • Тара, не говорящая кошка, которая появляется в «Техасском Томе».
  • Тудлз Гэлор, не говорящая кошка, появляющаяся во многих сериях. Иногда она обожает Тома, а иногда плохо обращается с ним (особенно в «Love Me, Love My Mouse»). Она появляется в нескольких шортах. Она также появилась в «Beach Bully Bingo».
  • Безымянная белая кошка, появляющаяся в серии «Синий кошачий блюз» (дословный перевод). Похожа на кошку, увиденную в «Muscle Beach Tom», за исключением того, что она похожа на Тудлз.
  • Сахарная красавица, бежевый котенок в эпоху до Гражданской войны, который когда-то был соблазнен маленьким Томом, но перешел к Борегару, Толстому темно-коричневому котенку.
  • Синди-Лу, светло-коричневый котенок примерно того же возраста, что и маленький Том, который хотел иметь мышь в качестве домашнего животного для подарка на день рождения, а именно Джерри.
  • Лейтенант Люси, тупой котенок в военной форме, как лейтенант на учебной базе армии США, который не закрывал глаза на маленького Тома, приставающего к Джерри.
  • Белый полосатый котенок, двуногий белый котенок (немного дань уважения Тудлз), который хотел, чтобы мышь обнималась с ним. После того, как малыш Том подарил ей Джерри, она отнесла мышку в лимузин своего бойфренда.

Still from

Автор фото, Alamy

Нарисованный кот, уставший от надоедливой мыши, живущей в его доме, придумывает хитрый план: поймать нахала в мышеловку, приманив сыром. Мышонок, сразу раскусивший коварный замысел, спокойно забирает сыр и убегает.

Вы, наверное, знаете, что будет дальше. Конец почти в каждой серии одинаков: потрепевший неудачу кот визжит от боли, став жертвой своего собственного коварства.

Сюжет знаком всем, но не все знают, какая история за ним стоит - от славы и "Оскаров" до секретной студии за "железным занавесом" эпохи холодной войны.

"Тому и Джерри" на этой неделе исполняется 80 лет - и вот как они стали одним из самых знаменитых комических дуэтов в истории.

  • Мультфильм "Том и Джерри" обвинен в расизме
  • Мультфильм "Эверест": карта вызвала новый всплеск территоритальных споров
  • Барби и мусорный апокалипсис. Как сделать мультфильм из отходов?

Том и Джерри появились на свет в результате отчаяния и кризиса. Отделение анимации студии Metro Goldwyn Mayer, где работали мультипликаторы Уильям Ханна и Джозеф Барбера, безуспешно пыталось повторить успех конкурентов с их сверхпопулярными персонажами, такими как Микки Маус и Порки Пиг.

От скуки Ханна и Барбера, которым тогда было меньше 30 лет, начали придумывать свои идеи. Барбере нравилась простая идея мультфильма про игру в кошки-мышки с простым конфликтом и погонями, несмотря на то, что подобное проделывалось раньше уже сотни раз.

Первой совместной работой Ханны и Барберы стал короткий мультфильм Puss Gets the Boot ("Кот получает сапогом"), вышедший в 1940 году. Кота, похожего на Тома, в этой серии звали Джаспер, а мышонка - Джинкс.

Мультфильм стал хитом и получил "Оскар" как лучший короткий анимационный фильм. Награду, впрочем, получили не сами Ханна и Барбера, а студия MGM.

Поначалу менеджеры студии рекомендовали Ханне и Барбере не класть все яйца в одну корзину и поразмыслить о других проектах. Но все изменило письмо от Бесы Шорт, директора отделения коротких фильмов техасской сети кинотеатров. Она спрашивала, увидит ли новые серии "этого прекрасного мультика про кота и мышонка".

Джаспер и Джинкс стали Томом и Джерри.

Автор фото, LMPC via Getty Images

Иногда они дружили, иногда враждовали, но их юмор всегда нравился и взрослым, и детям

Барбера рассказывал, что вопрос о том, должны ли персонажи разговаривать, не особенно обсуждался. Создатели мультфильма выросли на фильмах Чарли Чаплина и знали, что юмор не нуждается в диалогах. Музыку сочинил композитор Скотт Брэдли, а узнаваемый, похожий на человеческий, вопль Тома записал сам Уильям Ханна.

Большую часть следующих двух десятилетий Ханна и Барбера руководили производством новых серий, которых вышло больше ста. Отрисовка каждой занимала несколько недель и могла стоить до 50 тысяч долларов, поэтому в год выходило не так много серий.

Это время считается золотым веком "Тома и Джерри". Плавная анимация нарисованных от руки героев и прорисованные декорации со множеством деталей помогли "Тому и Джерри" завоевать несколько "Оскаров" и камео в "настоящих" голливудских фильмах.

"Наверняка, если вы смотрели этот мультфильм в детстве, или даже если посмотрите сейчас, то вам трудно будет сказать, когда сделана та или иная серия", - говорит историк анимации Джерри Бек.

"В анимации есть что-то такое. Она вечнозеленая, никогда не тускнеет, - говорит он. - Рисунок - это рисунок. Когда мы идем в музей смотреть на картины, мы знаем, что они были написаны в 1800-х или 1700-х годах, но это не важно, мы понимаем их и сегодня".

"То же самое и с мультфильмами. Со временем мы поняли, что анимация - это великое искусство, а не одноразовая форма мимолетного развлечения".

Автор фото, Alamy

1945 год - Джерри танцует с Джином Келли в фильме "Поднять якоря"

Автор фото, Getty Images

Кот и мышонок появились в фильме 1953 года Dangerous When Wet (в российском прокате - "Покорить Ла-Манш) с пловчихой Эстер Уильямс

Когда в середине 1950-х продюсер Фред Куимби вышел на пенсию, Ханна и Барбера возглавили анимационное подразделение MGM. На горизонте маячили сокращения. Менеджеры студии, напуганные растущей популярностью телевидения, поняли, что если показывать старые мультфильмы вместо того, чтобы делать новые, то выручка почти не падает.

В 1957 подразделение анимации закрыли, а Ханна и Барбера основали свою студию.

Но всего через несколько лет студия MGM решила вернуть Тома и Джерри на экраны, правда, уже без участия создателей.

В 1961 году студия в целях экономии отдала сериал контрагенту в Праге. Аниматор Джин Дейч, уроженец Чикаго, возглавил проект, но бюджет был ограничен, а аниматоры не слишком хорошо знали оригинал.

Чешская студия тайно делала серии и для других мультфильмов, например для "Попайя". В титрах чешские имена американизировались, чтобы у зрителей не возникало ассоциаций с коммунизмом.

"По причине "железного занавеса" мультипликаторы здесь, в Праге, не видели ни одной серии "Тома и Джерри", - рассказывал потом Дейч в интервью чешскому радио.

Он знал, что продолжает уже ставший классикой сериал и что фанаты наверняка будут его критиковать. Тринадцать сделанных под руководством Дейча серий регулярно признают худшими в сериале. Дейч открыто обсуждает это в интервью, а один раз рассказал, что кто-то из фанатов пригрозил его убить.

После Дейча мультфильмом занялся Чак Джонс, самой известной работой которого на тот момент была серия "Луни Тьюнс". В его версии мультика у Тома появились кустистые брови, а лицо стало похоже на персонажа другого мультфильма Джонса - Гринча, из мультика по книге Доктора Сьюза.

Автор фото, Alamy

Чак Джонс руководил созданием 23 серий в период с 1963 по 1967 годы

72-летний Марк Кослер - один из многих, кто хранит воспоминания о детстве с Томом и Джерри. Он снова и снова тащил отца в кинотеатр в Сент-Луисе, чтобы посмотреть первые серии. Потом он сам начал рисовать мультфильмы, вдохновленный "Томом и Джерри", и сделал долгую карьеру в анимации.

"Мультфильм основан по большей части на том, как они выглядят, на ритме, на том, как работает в нем музыка, - говорит он. - Это была отличная формула - все элементы связаны между собой".

"А когда они попытались его разобрать и собрать заново с новыми людьми, с другим художником, с другим юмором - мне это кажется неискренним, если понимаете, о чем я".

Автор фото, Mark Kausler

Кослер работал над фильмом "Кто подставил кролика Роджера?" и мультфильмом о "Коте Феликсе"

Сам Кослер не успел поработать над "Томом и Джерри" - он пришел в индустрию слишком поздно. Но он помнит, как обрадовался, когда Ханна и Барбера посетили школу мультипликаторов, где он учился.

На студии MGM "телевидение" было запретным словом, но когда Ханна и Барбера запустили свою компанию, они освоились в этом новом медиуме. Бюджеты были меньше, но серии стали длиннее. Мультипликаторы адаптировали свой стиль анимации к телевизору и придумали несколько способов тратить меньше денег и времени.

Мультфильмы десятилетиями были основным компонентом телевидения для детей. Первые их успехи пришлись на 1960-е, когда возникли такие мультперсонажи как Гекльберри Финн и Медведь Йоги. Потом пришли новые хиты - "Флинстоуны", "Топ Кэт", "Скуби-Ду".

В 1970-х Ханна и Барбера вернулись к "Тому и Джерри". К тому времени, по новым правилам телевизионных регуляторов, ранние серии мультфильма уже считались "слишком жестокими". Новые серии, в которых кот и мышонок были друзьями, не смогли повторить успеха оригинала.

Автор фото, Bettmann via Getty

Ханна (слева) и Барбера (справа) попытались нанять как можно больше людей из своей старой команды в MGM

Автор фото, Warner bros via Getty Images

В 1960-х Ханна и Барбера создали, кроме прочего, сериал "Джетсоны"

Как и многие другие мультфильмы того времени, наследие "Тома и Джерри" омрачено обвинениями в неполиткорректном изображении людей не белой расы. Хозяйку Тома по имени Мамочка Два-Тапочка (Mammy Two-Shoes) - горничную-афроамериканку с сильным южным акцентом, которую не показывали выше пояса, - называли расистской карикатурой. В некоторых сериях были замечены шутки с "блэкфейсом", уничижительное изображение азиатов и коренных американцев.

Когда эти серии в 1960-х годах начали показывать по телевизору, некоторые из подобных сцен вырезали, а хозяйку Тома заменили новыми персонажами, созданными командой Джонса. В наши дни самые неполиткорректные серии обычно просто вырезают из перевыпускаемых коллекций и со стриминговых платформ. В 2014 году компания Amazon добавила к мультфильму предупреждение о "расовых предрассудках".

"Том и Джерри" с его шуточным насилием и черным юмором по-прежнему популярен во всем мире. Мультсериал можно увидеть на детских каналах хоть в Японии, хоть в Пакистане, а новую игру для мобильных телефонов, сделанную на его основе, в одном только Китае скачали 100 миллионов человек.

Как ни удивительно, но мультфильм продолжает попадать и в новости. В 2016 году египетский чиновник обвинил сериал в активизации конфликтов на Ближнем Востоке, а верховный лидер Ирана сравнивал отношения своей страны и США с "Томом и Джерри" по меньшей мере дважды.

Помните, как звали хозяйку кота? 5 фактов о мультфильме «Том и Джерри»

В 1940 году компания Metro-Goldwyn-Mayer впервые представила анимационные приключения кота Тома и мышонка Джерри. В честь 80-летия оскароносного мультфильма «МИР 24» рассказывает интересные факты о сериале «Том и Джерри».

1. В первой серии кота звали Джаспер, а мышонка Джинкс

Пилотный выпуск сериала назывался «Кот получает пинка». По сценарию кота в нем звали Джаспер, а мышонка Джинкс. Данные о том, какого числа вышел этот эпизод, разнятся: то ли 10 февраля, то ли 20 февраля, то ли вообще 20 марта 1940 года. Глава мультипликационного отделения MGM Фред Куимби поначалу скептически отнесся к замыслу, посчитав его слишком простым и скучным, но мультфильм имел огромный успех и даже был номинирован на «Оскар». Тогда Куимби предложил аниматорам Джозефу Барбере и Уильяму Ханна сделать продолжение в том же духе. Имена героев решили изменить, для этого среди сотрудников компании провели конкурс на лучшие клички. Выиграл аниматор Джон Карр, получивший в награду 50 долларов. Уже во втором эпизоде, который назывался «Полуночная трапеза» и вышел в 1941 году, герои обрели привычные имена – Том и Джерри.

Помните, как звали хозяйку кота? 5 фактов о мультфильме «Том и Джерри»
Кадр из мультфильма

Сделав ставку на этот проект, Куимби не прогадал – уже в 1943 году сериал принес MGM первую статуэтку «Оскар» за эпизод «Звездно-полосатая мышь». Всего он номинировался на «Оскар» 13 раз и семь раз стал лауреатом. Помимо «Звездно-полосатой мыши» награды удостоились эпизоды «Мышиные неприятности» (1944), «Соблюдайте тишину!» (1945), «Кошачий концерт» (1946), «Маленький сиротка» (1948), «Два мышкетера» (1952) и «Мышонок Иоганн» (1953).

2. Хозяйку кота звали Мамочка-Два-Тапочка (Mammy Two Shoes)

История этого персонажа изначально связана с упреками в расизме. Дело в том, что хозяйка дома – карикатурная негритянка тех времен, когда на плантациях Америки гнули свои черные шеи рабы, вывезенные из Африки. Мамочка-Два-Тапочка – это грузная крикливая и жизнерадостная женщина, которая носит чулки с заплатками, несколько цветастых юбок и иногда все свои украшения одновременно. А еще она жутко боится мышей и вскакивает на табуретку всякий раз, когда видит малыша Джерри. Обычно в кадре появлялись только ноги в тапочках, а обо всем остальном можно было догадываться по словам Мамочки, которые обычно сводятся к тому, что она зовет Тома, ругает Тома или опрометчиво хвалит Тома. Говорят, что ее лицо показали лишь однажды – в эпизоде Saturday Evening Puss, и то по многочисленным просьбам зрителей.

Прототипом первой и самой колоритной Мамочки-Два-Тапочка стала актриса Хэтти Макдэниэл, получившая «Оскар» за роль Мамми в «Унесенных ветром». Однако в 1954 году хозяйку дома зачем-то решили сделать белой стройной женщиной с ирландским акцентом. Через 12 лет этот персонаж вовсе пропал из мультфильма.

3. Бульдог Спайк и его «Прелесть»

Одни из немногих постоянно появляющихся в кадре персонажей, кроме мышонка и кота, – бульдог и его сын, живущие во дворе дома Мамочки-Два-Тапочка. Вы, может быть, не знали, но собаку зовут Спайк, а щенка, за которого папа готов растерзать всех подряд, – Тайк. Спайк – сильный, но туповатый пес, поэтому Джерри часто удается манипулировать им и натравливать на противника Тома.

Хоть на будке красуется надпись «Killer», мощные зубы на самом деле вставные, иногда они вылетают из челюстей. Спайк воспитывает сынишку в одиночку и больше всего не любит, когда ребенку мешают спать.

4. Джек Николсон отвечал на письма от поклонников «Тома и Джерри»

Компания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) стала первым местом работы в Голливуде 17-летнего Джека Николсона. Перебравшись в американскую киностолицу, Николсон устроился работать к создателям мультсериала «Том и Джерри» – Уильяму Ханне и Джозефу Барбере. Молодому человеку даже предложили должность начинающего аниматора, но Николсон мечтал об актерской карьере. За 30 долларов в неделю будущая звезда «Сияния» и «Пролетая над гнездом кукушки» разносил молоко, прокалывал и стоговал бумагу, снабжал художников карандашами и отвечал на письма фанатов мультсериала. Николсон занимался этим на протяжении двух лет, пока в 1956 году руководство MGM не распустило всех сотрудников анимационного отдела, в котором он числился.

Помните, как звали хозяйку кота? 5 фактов о мультфильме «Том и Джерри»
Armando Gallo/ZUMA/TASS

5. «Шоу Щекотки и Царапки» в «Симпсонах» – пародия «Тома и Джерри»

Как известно, в «Симпсонах» было все, даже сюжеты будущих, еще на задуманных фильмов. Мэтт Грейнинг не удержался и от того, чтобы спародировать «Тома и Джерри». Помните мультсериал, который обожают смотреть Барт и Лиза? «Шоу Щекотки и Царапки» – война между мышонком и котом, мультик отличается жестокостью и черным юмором. Как и в «Том и Джерри», создается ощущение, что мышь коварнее и изощреннее, а коту приходится испытывать жуткие мучения, что немало веселит Лизу и Барта.

20 февраля 1940 года зрители впервые увидели на киноэкранах Тома и Джерри. Вскоре они полюбились детям и взрослым всей планеты. О малоизвестных фактах биографии, наверное, самой популярной мультипликационной парочки – в материале портала Москва 24.


Первые мультфильмы о коте и мышонке показывали в кинотеатрах перед полнометражными фильмами. Именно тогда враждующая парочка и завоевала любовь американских зрителей, чтобы вскоре перебраться в их телевизоры.

С учетом всех короткометражных (164) и полнометражных мультфильмов (14), а также мультсериалов (5) за 78 лет существования проекта было выпущено более 300 историй про кота и мышонка. Правда, те мультфильмы, которые их поклонники считают входящими в золотой фонд, то есть сделанные первыми авторами – Уильямом Ханной и Джозефом Барберой, были созданы с 1940-го по 1958 год и составляют 114 выпусков.

За время своего существования "Том и Джерри" получили семь "Оскаров" в категории "Лучший анимационный короткометражный фильм" – больше, чем кто бы то ни было из мультипликационных героев, причем претендентом на золотую статуэтку мультфильм стал сразу после своего появления: пилотный выпуск сериала получил номинацию в 1941 году. Правда, в тот раз полюбившиеся зрителям герои остались без награды, зато уже с 1943-го "кошки-мышки" стали стабильными фаворитами оскаровской гонки на целых 10 лет, уступив другим номинантам лишь трижды.

Кстати, в пилотной серии герои мультфильма носили совсем другие имена: кота звали Джаспер, а мышонка – Джинкс . Кто и почему придумал для них те имена, под которыми они вошли в историю, сказать достоверно практически невозможно: на этот счет существует не одна версия.


Кроме, собственно, основных героев в мультфильме есть и второстепенные. Главные из них – это, без сомнения, хозяйка Тома по имени Мамочка-Два-Тапочка, а также бульдог Спайк и его сын, щенок Тайк (главные противники Тома в борьбе с Джерри), а также родственники Джерри дядюшка Пекос, Маслз-Маус и Нибблс, дворовый кот Бутч и другие.

Что касается Мамочки-Два-Тапочка, то ее образ уже с 1950-х годов начал подвергаться цензуре как слишком стереотипный, а потому расистский. Афроамериканскую хозяйку Тома из мультфильма часто вырезали и переозвучивали, а потом и вовсе поменяли на стройную белую женщину с ирландским акцентом.

Внешность главных героев также не оставалась без изменений, особенно в ранние годы. Наибольшие метаморфозы претерпел Том, изначально больше похожий на настоящего кота, умевшего мяукать, и передвигавшийся на четырех лапах. Впоследствии он приобрел антропоморфные черты: стал ходить на двух лапах, научился читать, играть на музыкальных инструментах и даже дирижировать. Не отставал от него и Джерри: в одной из серий у него даже промелькнул диплом о педагогическом образовании. Правда, сама внешность мышонка с момента его первого появления на экранах оставалась практически неизменной.


Скульптуры с героями мультсериала в китайском городе Шэньян. Фото: ТАСС/Zuma/Yao Jianfeng

Одна из немаловажных причин популярности "Тома и Джерри" по всему миру – почти полное отсутствие в мультфильме диалогов. В то время как главные герои полностью поглощены своей никогда не прекращающейся игрой в догонялки, самым разговорчивым персонажем является Мамочка-Два-Тапочка – грозная, карающая сила, всегда готовая устроить Тому головомойку за разбросанные вещи или разбитые тарелки.

По своим жанровым характеристикам "Том и Джерри" близки к слэпстику – "комедии потасовок". Изначально слэпстик – хлопушка, использовавшаяся в итальянской комедии дель арте. С появлением кинематографа это слово стало названием комедийного жанра, характеризующего те фильмы, где герои в комической форме дерутся, падают, шатаются, так или иначе избивают друг друга. Фактически слэпстик как жанр родился вместе с кино: "Политого поливальщика" братьев Люмьер 1895 года можно считать его ранним образцом. Потом слэпстик активно использовал в своих комедиях Чарли Чаплин, а в мультипликации его самым ярким примером стали именно "Том и Джерри".

В 1961–1962 годы производством мультфильма занималась чехословацкая студия Rembrandt Films. Она выпустила 13 серий, вошедших в историю проекта как самые странные и даже зловещие. Этому способствовал не только сократившийся в четыре раза бюджет, неизбежно отразившийся на качестве эпизодов, но и причудливая озвучка, вместо привычного музыкального сопровождения представленная непривычной для фанатов мультфильма футуристической музыкой и пугающими воплями.


В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

1. Ханна и Барбера не были профессиональными художниками

Режиссеры и полноправные авторы сериала «Том и Джерри» Уильям Ханна и Джозеф Барбера не имели профессионального художественного образования. Ханна изучал журналистику и машиностроение, некоторое время работал инженером-конструктором. Но потом увлекся анимацией, тогда только начавшей активно развиваться.

Неизвестность не испугала его: он пошел на низкооплачиваемую должность в группу к двум аниматорам — Хью Харману и Рудолфу Айзингу. Именно они привели юношу на студию MGM. Поначалу Ханна выполнял обязанности ассистента: приносил кофе, смывал целлулоид, а затем Фред Куимби — директор мультстудии MGM, впоследствии запустивший в производство «Тома и Джерри», взял Уильяма на должность сценариста.



Режиссеры и полноправные авторы сериала «Том и Джерри» Уильям Ханна и Джозеф Барбера

Барбера готовил себя к карьере банковского работника, но много времени посвящал другому увлечению: он продавал комиксы и сам любил рисовать. В конце концов, планы поменялись: он пошел на одну из студий фазовщиком, затем перешел в сценарный отдел. А в 1937 году попал на вновь образованную студию MGM.

Ханна и Барбера в творческом плане идеально дополняли друг друга. Джозеф обладал неуемной фантазией, писал сценарии, рисовал компоновки, делал раскадровку, он был блестящим драматургом, мастером комического гэга, и обладал острым чувством времени. Уильям записывал все это в экспозиционные листы, он тяготел к режиссуре, а потому с удовольствием брал на себя организационные функции.

2. В первой серии кота звали Джаспер, а мышонка — Джинкс

Для первой серии «Кот получает пинка», вышедшей 10 февраля 1940 года Ханна и Барбера придумали простой, но очень удачный сценарий. Хозяйка предупреждает кота, что он будет выгнан из дома, если разобьет еще хоть одну вещь. Мышонок нарочно бьет все, что попадает под руку, а кот в страхе носится по дому и ловит тарелки, вазы, стаканы.

Первоначально персонажей звали Джаспер и Джинкс. Внешне они также сильно отличались от более известных поздних версий. Джаспер был немного толще, пушистее, реалистичнее, Джинкс, напротив, угловатым и тощим.



Кадр из серии «Кот получает пинка»(1940)

На продюсера Фреда Куимби серия не произвела особого впечатления, и о продолжении речи не было. Но только до того момента, как мультфильм увидели зрители. Успех был моментальным. И «Кот получает пинка» был также номинирован на премию «Оскар». Это убедило Куимби дать Ханне и Барбере зеленый свет.

Тогда режиссеры провели среди сотрудников студии конкурс на лучшие имена, в котором победил аниматор Джон Карр. Начиная со второй серии «Ужин в полночь» кота и мышонка зовут Том и Джерри.

Серия «Кот получает пинка»(1940)

3. На быстрый темпоритм «Тома и Джерри» повлиял аниматор, который даже не работал над сериалом

Популярность сериала на протяжении длительного времени объясняется идеальным сочетанием технических компонентов: проработанностью обаятельных образов персонажей, крепкой сюжетной основой и остроумными гэгами. Но к этому стоит добавить еще одну важную отличительную черту — грамотное распределение темпа повествования, неуклонно возрастающее к моменту наивысшего напряжения серии. К нему авторы пришли не сразу.

Мультфильм «Гигантская канарейка» (1947)

На студию MGM в начале 1940-х пришел аниматор Тэкс Эйвери, уже прославившийся работой на Warner Brothers. Эйвери был новатором своего времени — он раньше других стал использовать менее реалистичный рисунок, доводил шутки до абсурда, играл с «четвертой стеной». Кроме этого его анимационные работы отличались безумным по скорости ритмом. Порой при показе готового мультфильма на студии другие режиссеры и продюсеры просили пересмотреть короткометражку два-три раза, потому что с первого не могли уловить суть.

Ханна и Барбера в каком-то смысле соревновались с Эйвери. Но на каждую картину, выпущенную дуэтом, их коллега отвечал еще более быстрым ритмом. Трудно не учитывать благотворность этого косвенного влияния. Благодаря нему на экранах появились замечательные по насыщенности гэгов серии, вроде оскароносной «Мышиной уборки» (выпуск 38).

Серия «Мышиная уборка» (1948)

4. Композитор Скотт Брэдли заимствовал некоторые мелодии из известных фильмов

Композитором 113 выпусков «Тома и Джерри» был Скотт Брэдли, чей музыкальный стиль сочетал в себе элементы джаза, классической музыки и популярных песен. Он имел доступ к фонотеке студии MGM и Warner Brothers, где ранее работал. Это позволяло ему использовать некоторые известные мелодии из игровых фильмов. Так в «Том и Джерри» попали мотивы песен из фильма «Встреть меня в Сент-Луисе» (1944).

«Трамвайная песнь» из фильма «Встреть меня в Сент-Луисе» (1944)

А во многих эпизодах, где кот и мышь крадутся на кухню за едой, можно услышать ноты из песни «Пой перед завтраком», прозвучавшей в фильме «Мелодии Бродвея 1936 года» (1935). Это нельзя назвать плагиатом, так как все композиции Брэдли перерабатывал, полностью превращая их в оригинальные. Названные песни служили лишь источниками вдохновения.

Песня «Пой перед завтраком» из фильма «Мелодии Бродвея 1936 года» (1935)

5. Том и Джерри не раз появлялись в игровом кино

В 1945 году мышонок Джерри появился в эпизоде мюзикла «Поднять якоря». Он поет и танцует вместе с Джином Келли. Идея совместить анимационного персонажа и живого актера пришла к Келли еще в 1944 году. Он обратился к Уолту Диснею, тот посчитал предложение интересным, но контракт не подписал. Тогда Келли пришел к Ханне и Барбере.

Съемочный процесс был непростым: сначала танец Келли был снят на пленку, затем методом ротоскопа переведен на бумагу, а после этого фазы движения актера и мышонка соединяли и повторно снимали вместе. Это позволило достичь синхронности.

Сцена из фильма «Поднять якоря» (1945)

Другим известным появлением любимых героев стала сцена в фильме «Покорить Ла-Манш» (1953). Там Том и Джерри танцуют под водой вместе с актрисой Эстер Уильямс.

Сцена из фильма «Покорить Ла-Манш» (1953)

6. Метраж серий в процессе производства сократился с восьми до шести минут

В 1950-е годы в анимации произошли изменения, коснувшиеся всех студий. В силу повышения расходов на производство фильмов, руководство стало жестче регулировать распределение финансов. Это отразилось и на сериях Ханны и Барберы. Ради экономии пришлось сокращать объем работ. Метраж выпусков постепенно уменьшался: с восьми минут, нормальных для 1940-х, до семи, а затем и шести минут в середине 1950-х.

Серия «Разочарованный утенок» (1954)

Заметные изменения внес и переход на систему «Синемаскоп» в 1956 году. Широкоэкранный формат требовал от аниматоров очень четких фаз, иначе любое дрожание линии становилось заметно. Это привело к упрощению обликов Тома и Джерри, визуальному минимализму.

В последних сериях эти изменения ощущаются наиболее сильно. Кроме того, эти выпуски очень слабы по драматургии. Пожалуй, наиболее удачной из последних в плане сценарных находок можно назвать 93-й выпуск «Ловушки для Джерри».

Серия «Ловушки для Джерри» (1955)

7. В оригинальных 114 выпусках есть пять серий-обманок, а также три ремейка

Сокращение бюджета также привело к появлению так называемых серий-обманок или серий-воспоминаний. Это серии, которые почти целиком состояли из прошлых фрагментов.

Например, в первом таком выпуске 1949 года «Дневник Джерри» Том находит дневник мышонка, где он описывает все их приключения и погони. Читая, Том вспоминает эпизоды из серий «Мышь Янки-дудл», «Мышиные неприятности», «Гольф вдвоем» и «Шумная серенада».

Серия «Дневник Джерри» (1949)

В конце производства на экраны вышли три ремейка в широкоэкранном формате. Это выпуски 99, 105 и 107 с разными названиями, например «Мышь и яйцо» (The Egg and Jerry) в оригинале назывался «Беда на свою голову» (Hatch up your troubles). По цветовой гамме они были ярче оригиналов, в некоторых сценах можно заметить изменения в фонах, но сюжет повторяется в точности.

Серия «Мышь и яйцо» (1956)

8. Короткометражки «Том и Джерри» получили семь премий «Оскар»

Свой первый «Оскар» дуэт Ханна-Барбера получил в 1943 за короткометражку «Мышь Янки-дудл». В последующие девять лет они получили еще шесть заветных статуэток, потеснив Диснея с пьедестала «короля анимации».

Короткометражка «Мышь Янки-дудл» (1943)

Серия принесла студии Metro-Goldwyn-Mayer огромную зрительскую популярность и финансовый успех.

9. Из многих выпусков вырезали сцены по цензурным соображениям

В 1990-е, когда оригинальные серии стали показывать по телевидению, из многих по цензурным соображениям вырезали эпизоды, не соответствующие культурным нормам. Под запрет в основном попали сцены, высмеивающие расовые стереотипы, так называемые blackface gag. Например, 59-я серия, где Том попадает на остров, населенный аборигенами.

Серия «Кот-Робинзон» (1951)

Редко выходил в эфир «Блюз грустного кота» (выпуск 103), в котором переживший несчастную любовь Том употреблял алкоголь и планировал совершить самоубийство. Заканчивается серия на печальной ноте: к Тому по той же причине присоединяется Джерри и вместе они сидят на рельсах, ожидая, когда их переедет поезд.

10. Продолжение серии было снято в Чехословакии

Весной 1957 года студия MGM прекратила анимационное производство, но серии «Том и Джерри» продолжали выходить до 1958-го. Ханна и Барбера создали собственную студию, которая со временем превратилась в крупную и процветающую. Тогда же они лишь выдвигали некоторые идеи. Например, хотели начать создание малобюджетных мультфильмов для телевидения.

Серия «Как это будет по-гречески» (1961)

MGM решила вернуться к анимации в 1960 году. За пару лет американский аниматор Джин Дайч поставил 13 новых выпусков «Тома и Джерри» на чехословацкой анимационной студии. Следующим к продолжению подключился Чак Джонс (34 выпуска, 1963-1967 гг.).

Но как Джонс справедливо замечал: «Никто не может так хорошо справиться с персонажем, как его создатель». Новые серии были заметно слабее оригинальных и по рисовке, и по сюжету.

В 1975-м Ханна и Барбера вернулись к выпуску серий «Том и Джерри» на телевидении.

Читайте также: