Почему ребенок обижает кошку

Опубликовано: 30.04.2024

Причины детской жестокости

Как правило, дети, которые жестоко обращаются с животными, были свидетелями или жертвами жестокого обращения. Статистика показывает, что 30% детей, являвшимися свидетелями домашнего насилия, поступают подобным образом с животными (Joni E Johnston Psy.D. Children Who Are Cruel to Animals: When to Worry. — Psychology Today. April 27, 2011).

Связь между насильственным поведением внутри семьи и жестокостью ребёнка настолько явная, что во многих странах проводятся совместное обучение сотрудников обществ защиты животных и сотрудников органов, борющихся с насилием в семье. Тренинги направлены на распознавание знаков жестокого обращения с животными как возможных индикаторов насильственного обращения в окружении ребёнка.

Причины жестокости могут быть разные:

  • любопытство (например, котёнка убили, чтобы посмотреть, что внутри — обычно такие мотивы присущи ребёнку с задержкой психического развития);
  • жестокость под давлением сверстников, чтобы быть принятым в их группу;
  • из-за скуки или депрессии;
  • привязанность к питомцу (ребёнок убивает его, чтобы предотвратить дальнейшие муки своего любимца);
  • ребёнок боится животных;
  • ассоциация животного со взрослым, который обижает (мучая, ребёнок испытывает чувство возмездия за свои обиды);
  • проявление посттравматической игры (например, «проигрываются» эпизоды насилия с животным-жертвой);
  • подражание насильственному поведению взрослых, «дисциплинируя» питомцев таким же способом, как его дисциплинируют родители (шлепки, пинки, крик, угрозы);
  • использование животного, чтобы нанести травмы самому себе;
  • это может быть «репетицией» насильственного поведения по отношению к людям;
  • или средством эмоционального насилия (например, травмировать щенка своего брата, чтобы посеять страх в брате).

Типы жестоких детей

Чтобы понять серьёзность проблемы в развитии личности ребёнка и в соответствии с этим выбрать правильные педагогические меры коррекции, следует распознавать типы жестоких детей.

Экспериментатор, возраст от 1 до 6 лет. Как правило, это дошкольник, который не понимает, что животные чувствуют боль, могут страдать, и с ними нельзя обращаться, как с игрушками. Может быть, это первый питомец, которого подарили ребёнку, и у него ещё нет достаточного опыта по уходу.

Что делать в таких случаях? В определённой степени, это зависит от возраста и уровня развития ребёнка. Объясните, что питомца нельзя обижать, бить, также как нельзя обижать или бить других детей. Учите быть добрым и заботливым по отношению к животным и младшим.

Взывающий о помощи, от 6 до 12 лет. Он понимает, что бить животных нельзя. Его жестокое обращение с ними — это не результат пробелов в знаниях. Скорее, это симптом более глубокой психологической проблемы. Как уже было отмечено выше, ряд исследований показывают прямую связь детской жестокости с неблагополучием в семье и жестоким обращением с самим ребёнком.

Что делать? В таких случаях необходима профессиональная помощь, здесь нельзя полагаться только на родителей в коррекции такого поведения. Это абсолютно ненормально — преднамеренно жестоко обращаться с животными.

Отклонения в поведении, 12+. Подростки, которые обижают животных, почти всегда вовлечены в другие асоциальные действия — наркотики, криминальные группировки. Иногда жестокое обращение идёт рука об руку с принадлежностью к девиантной группе сверстников (жестокость совершается, как часть ритуала «посвящения» в группу, или как результат давления со стороны сверстников). Подросток может быть жестоким от скуки, или чтобы обрести ощущение власти и контроля.

Что делать? Немедленно обратиться за профессиональной помощью. Если это возможно, включите в свою группу поддержки хороших друзей, членов семьи, учителей.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Как научить детей любить животных

Любой жестокий поступок по отношению к животным ещё не является знаком того, что этот человек непременно превратится в маньяка-убийцу. Маленькие дети, не отстающие в умственном развитии, и чьё естественное любопытство может привести к травмам или даже гибели животного, в процессе правильной воспитательной работы научатся с ними гуманно обращаться.

Однако, если ребёнок намеренно запирает животное, бьёт его после своей ссоры с родителями, или получает удовольствие, когда наблюдает, как то мучается, — это очень тревожные сигналы того, что необходимо профессиональное вмешательство. Особенно это относится к той ситуации, когда достаточно умственной зрелости, чтобы понимать, что он совершает плохой поступок — и всё равно намеренно его совершает.

Даже если ребёнок сам не был свидетелем или жертвой жестокого обращения, не во всех детях присутствует врождённый инстинкт осторожного и бережного обращения с братьями нашими меньшими.

Как воспитывать в детях любовь к животным:

  1. С самого раннего детства показывайте своим примером, что нужно относиться к животным и их ареалу обитания с уважением. Объясняйте, что с любым — большим или маленьким, милым на вид или неприглядным — нужно обращаться бережно. Рассказывайте детям, что животным так же, как и людям необходим дом, еда, и почему так важно беречь природу.
  2. Если вы завели в доме питомца, научите ребёнка притрагиваться к нему нежно, не хватать, не щипать, не тянуть. Объясните, почему нужно гладить пушистого зверька по шерсти, чтобы не раздражать особо чувствительные зоны на его коже. Потянуть за хвост — довольно соблазнительно для детей, особенно для тоддлеров. Объясните малышу, что хвост — это не поводок и не ручка, за которую можно держаться. Используйте простые слова: «Котёнка нельзя тянуть за хвост. Погладь его нежно». Иногда малыш становится слишком возбуждённым, когда гладит своего питомца, и поглаживания переходят в удары. Опять же, используйте слова и покажите, как мягко нужно прикасаться.
  3. Никогда не бросайте в животного предметы, не кричите ему в морду, не пытайтесь напугать его, даже играючи. Некоторые дети считают, что напугать своего кота или собаку — это забавно. Нужно понимать, что для животного это может быть опасно.
  4. Покажите ребёнку язык тела животного, научите распознавать сигналы его дискомфорта. Объясните, что если оно напугано, то может начать защищаться. Если животное пытается убежать, никогда не бегите ему вдогонку. Рычание или шипение — это очевидные знаки испуга.
  5. Если у вас есть возможность, наблюдайте за дикими животными, не прикасаясь к ним. Гуляя с ребёнком по лесу, загляните под камешки, посмотрите, как живут под ними сороконожки или жуки. Посидите тихо и понаблюдайте, как взаимодействуют между собой белки, птицы, как садятся на цветки бабочки. Это чудесное ощущение — постараться вместе с ребёнком понаблюдать и послушать окружающую нас природу, а также это хорошее упражнение для детей по выработке самоконтроля и сдерживании своего поведения.
  6. Рассказывайте об ареалах обитания насекомых, птиц, рыб, животных; живая природа — это дом для миллионов особей, живущих в лесах, на лугах, в воде. Огромная часть воспитания уважительного и заботливого отношения к животным — это воспитание заботливого уважения к местам их проживания. Когда мы засоряем окружающую среду, или ломаем ветки, мы приносим урон жилищам представителей животного мира.
  7. Посещайте с детьми питомники для зверей (включая некоторые зоопарки). Не все зоопарки являются ужасными тюрьмами, во многих не содержат зверей в клетках, а максимально воссоздают их естественную среду обитания и являются для них реабилитационными центрами. Мы против контактных зоопарков, поэтому не советуем их посещать.
  8. Узнавайте вместе с детьми как можно больше о живой природе — смотрите документальные фильмы. Отличным примером могут быть серии «Планета Земля», созданные БиБиСи. Детям необходимо учиться заботиться о братьях наших меньших — через такое образование они вырастают неравнодушными и сильными личностями, которые пронесут любовь и заботу об окружающей природе через всю жизнь.

Автор — Ольга Селецкая,
Фото с nastol.com.ua

Квиз о бережном воспитании

В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза

Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?

Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Родители спрашивают: почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?


6-летняя Варя попросила дать ей свинку поиграть и так сильно прижимала к себе, несмотря на визги животного, что… Тогда мы сочли это «познанием мира», объяснили все и на два года отказались от покупки новых животных. И вот ребенок уже собирается в школу, выпросила у меня котенка на 8 Марта. Опять-таки объяснили ей, как относиться к животному. И вот вечером сестра наблюдает такую сцену: котеночек плачет, сидя на полу. Оказывается, Варя поднимала его на руки и кидала на пол. Мы просто в шоке. В нашей семье очень любят животных. Сестра сильно наказала ее, но что делать дальше?

Задавшись целью узнать, что думают и пишут об этом психологи, сами родители, бабушки и дедушки, я выяснила, что существует масса мнений и, к сожалению, многие из них не приводят к решению проблемы. Например, считают, что, отрывая насекомым крылья, ребенок удовлетворяет свое любопытство. При этом необходимо предоставить ему больше информации для утоления жажды познания — купить энциклопедию по биологии, дать смотреть познавательные передачи о животных. В результате ребенок со временем «перерастет» и перестанет мучить животных.

На самом деле это одна из рационализаций взрослых. Маленький ребенок может ошибиться один раз, но если подобное поведение — тенденция, то на это необходимо обратить внимание. Мама учит, а ребенок все равно рвет цветы, обрывает листву с деревьев, позже пуляет камнями по голубям с явным удовольствием от процесса, а после весело мучает собаку во дворе. Что делать, когда ребенку уже 6—7 лет, а он все равно хватает кошку за хвост и раскачивает орущее животное? Здесь уже родитель соглашается, что дело не в любопытстве. В чем же? Находится еще одно объяснение для обеспокоенных родителей: мол, дети мучают животных, насмотревшись «дурацких американских» мультиков. Они подражают героям мультфильмов и компьютерных игр и не понимают разницы между виртуальным миром и реальным, что реальным животным больно. В этом случае школьный психолог посоветует родителям обратить внимание на информацию, которую получает ребенок с экранов ТВ и Интернета.

И, наконец, жестокое обращение с животными связывают с тем, что с ребенком плохо обращаются сами родители, физически наказывают его или ребенка обижают в детском коллективе. В этих случаях советуют не наказывать, обращаться к психологам и постоянно объяснять ребенку, что с живыми существами так поступать нельзя. Даже если тебе сделали больно, советуют учить доброте, жалеть братьев наших меньших, смотреть добрые мультики. Причины названы верно и совет хорош, но что же делать, если эти методы совсем не действуют?

Психологи и психиатры бьют тревогу: жестокость ребенка по отношению к животным может быть серьезным симптомом нарушения психики и предрасположенностью к совершению преступлений против людей. Верно, есть такая связь. Однако пока им ничего не известно о том, какие дети склонны мучить животных, чем это вызвано, можно ли скорректировать состояние ребенка и как это сделать самим родителям.

Между тем эти вопросы досконально изучаются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. На ежемесячных онлайн-занятиях тысячи родителей узнают своих детей и по-настоящему начинают понимать «тайные» мотивы их поведения, в том числе и разбираться в проблеме детской жестокости.


Мало знать современному родителю, что мучение животных ребенком не должно оставаться без внимания и что ребенку нужно «прививать больше доброты и любви». Родитель должен знать, что закрывать кошку в стиральной машине, прижимать ей ушки прищепками, кидать палки в дворовых котов — это не детская шалость, а симптом психологического неблагополучия определенного типа деток — с анальным вектором (на лекциях «Системно-векторная психология» так называется один из восьми типов психического). Вектор — это врожденные желания и свойства. Садизм во всех его проявлениях свойственен только людям с анальным вектором.

Почему ребенок мучает животных?

Потеря защищенности у ребенка с анальным вектором

Базовой потребностью любого ребенка является ощущение защищенности, только в условиях психологического комфорта может раскрыться и развиться тот потенциал, который заложен в него от природы. Родители для ребенка являются гарантом безопасности и ощущения защищенности. Именно они своими действиями «пишут» судьбу ребенка: либо травмируют его, оставляя его свойства неразвитыми, либо более-менее раскрывают потенциал ребенка, создавая благодатную среду для успешной реализации в будущем.

К сожалению, не зная врожденных внутренних свойств наших детей, мы их губим своими действиями, не специально. Просто мы ожидаем от ребенка соответствия нашим представлениям и желаниям, не осознавая того! Например, ребенка-«птичку» мы учим плавать, потому что мама-«рыбка» плавает и считает нормальным и приемлемым именно такое проявление. Мы хотим сделать как лучше, но, пропуская мысль через себя, не понимая своих отличий от ребенка, зачастую складываем такие отношения с ребенком и принимаем такие воспитательные меры, которые травмируют психику ребенка. В результате он теряет необходимое для нормального развития чувство защищенности.

Как это происходит, разберем на примере ребенка с анальным вектором и мамы с кожным. Свойства и желания этих векторов совершенно противоположны и не пересекаются ни в чем. Неприятие матерью и стремление переделать, подавить «нежелательные» свойства ребенка проявляются в ней тем сильнее, чем больше она не развита и не реализована в своих свойствах. Она это будет делать бессознательно, потому что смотрит на мир и людей исключительно через призму своих желаний, свойств и ценностей, а чужие свойства и ценности ее раздражают. И даже если она развитая и реализованная кожница, она все равно не понимает особенностей и отличий своего ребенка от себя, а это мешает ей наиболее полно развить его.

Одной из особенностей детей с анальным вектором является то, что они единственные, кто способен обижаться и накапливать обиды, а это ключевой момент в написании жизненного сценария такого человека. Далее раскрою подробнее.

Дети с анальным вектором послушны, медлительны, аккуратны и исполнительны. У них врожденное устремление к качеству, к перфекционизму, к порядку. Им свойственны усидчивость и неторопливое выполнение любого дела. Они не могут выполнять несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое, как это делает гибкий кожник. Психическое анальника так устроено, что он наслаждается от последовательности в делах, стремясь непременно довести начатое до конца, до точки. Любое незавершенное дело создает внутренний дискомфорт.

Эта их дотошность и медлительность для быстрой деловой кожной мамы (время — деньги) — настоящее испытание. Она обязательно будет торопить анального сына, приучать делать несколько дел одновременно, учиться быть собранным, дисциплинированным, чтобы мог мгновенно, на лету (как она сама!) принимать решения. Поторапливание тут же отразится на ребенке с анальным вектором: он получит стресс.

«Торопила, не дала дорисовать рисунок, который я рисовал для любимой мамочки, не дала доиграть, а обещала…» — мелкие, не значащие для кожных мам эпизоды, которые забываются в жизненной круговерти, но только не носителями анального вектора. У них врожденная прекрасная память и обостренное чувство справедливости, которое всю жизнь будет определять, где «правда», а где «кривда». На кривду — в его субъективном понимании — его психическое ответит первой обидой, которую он запомнит навсегда.


Так, на мамин мимоходом брошенный вопрос «Как дела?» такой ребенок начнет обстоятельно, подробно рассказывать, как он проснулся, почистил зубы, оделся и пошел в школу, как по дороге споткнулся и выпачкал ботинок, как пришлось идти его вытирать и так далее. Когда эти дети начинают что-то рассказывать, то очень важно, чтобы им дали договорить, дослушали, не перебивая. Если сбить с рассказа, он начнет его заново. Начать и закончить, чтобы все последовательно было — в этом его психический комфорт!

Кожную маму эти моменты нервируют, так как она не такая по природе, ее ценности — экономия времени, краткость, рациональность. Такая мама будет перебивать ребенка: «Давай покороче!» А он не может короче и не может быстрее, его мышление заточено на последовательное и детальное изложение. Системно-аналитический ум, классифицирующий, детализирующий, обобщающий, — это ум ученого, который развивается именно в обстановке неспешного и обстоятельного погружения в детали, их сосредоточенного обдумывания и систематизации, пусть поначалу это и подробный рассказ маме о проведенном дне в школе. Когда ребенка постоянно перебивают, он попадает в стресс.

Еще одна особенность анальных детей — сидеть подолгу на горшке, иногда 30—40 минут. И это не прихоть и не извращение, как кажется некоторым родителям. Анальный вектор — это не только определенные особенности психики, но и соответствующая эрогенная зона. Все, что связано с процессом очищения, сначала физиологического, а затем психологического, — очень важно для таких людей. Метаболизм у них замедленный, им важно все делать не спеша, довести начатое до конца. Но и на этом процессе кожная мама не дает сосредоточиться, подгоняет, торопит, сдергивает с горшка. Ну не понимает она, что можно там делать так долго! Она ведь зашла и вышла из туалета. Одновременно одеваясь и отвечая по телефону, она кричит из коридора: «Сколько можно высиживать? Давай быстрее! Мы опаздываем в садик!» Казалось бы, ничего криминального, но если бы мама знала, как для ее ребенка важен именно этот процесс, что именно от него зависит развитие свойств ребенка, она бы так никогда не делала. А пока. и здесь он получает стресс.

Итак, можно выделить основные моменты, которые неминуемо повергнут ребенка с анальным вектором в стресс. Это сдергивание с горшка, частые нововведения в быту ребенка, перебивание речи и невозможность довести начатое до конца.

Во второй части статьи мы подробнее рассмотрим стрессовые для таких детей факторы, а также их последствия.


Маленькие дети неравнодушны ко всему живому. Они без страха берут в руки паука и душат в объятьях домашних кошек и собак. Порой дело доходит до реальной жестокости. Как понять: малыш п росто изучает окружающий мир или проявляет чрезмерную агрессию? Какое поведение должно насторожить? Как действовать родителям? В этих вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла разобраться психолог Надежда Двоскина.

Ребенок познает мир

Ребенок с раннего возраста проявляет физический интерес ко всему живому. Он не наблюдает, затаив дыхание, а стремиться изучить – трогает, гладит, проводит эксперименты с насекомыми и домашними питомцами.

«Если мы говорим о раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать мир, то это не проявление жестокости. Ведь ребенок еще не понимает, что его действия могут быть для кого-то неприятны, болезненны и даже смертельны. Ему и так интересно все вокруг , а животные и насекомые ползают, бегают, летают – это очень привлекательно для ребенка. И у него еще нет понимания разницы между живым существом и, скажем, новой игрушкой», – объясняет психолог.

И добавляет: это вовсе не означает, что родители должны равн одушно относиться к тому, что их ребенок отрывает лапки пауку и крылышки мухе. Именно на этом этапе нужно объяснить малышу, что делать это нельзя. Что даже маленькие насекомые – живые. Что нельзя дергать собаку или кошку за шерсть – это ей неприятно и больно. Что все живые существа тоже чувствуют боль.

При этом следует показать ребенку, как поступать можно – например, нежно погладить кошку и собаку, позволить бабочке сидеть на руке. Важно при этом также объяснить, как животные выражают свое удовольствие и н еудовольствие.

Если ваш ребенок на детской площадке с удовольствием наблюдал за ползающим жуком, а потом с таким же удовольствием раздавил его, то не надо паниковать, ужасаться и кричать. Дело в том, что малыш еще не понимает, что так делать нельзя.

«Он то лько узнает этот мир, и абсолютно все, что кажется очевидным родителю, для него в новинку. Поэтому ребенка надо научить. Объяснить, как следует относиться к живым существам, причем не один раз, а постоянно рассказывать, напоминать о том, что живое нужно беречь. Полезно попутно придумать и небольшую историю – например, как этот жук ползет домой. Все эти моменты, по большому счету, и есть воспитание ребенка», – рассказывает Двоскина.

Наблюдать и направлять


Дочка Ирины всегда проявляла интерес к окружающему ми ру. Она срывала цветы с клумбы, чтобы внимательнее их рассмотреть, сушила светлячков в спичечном коробке, топила жука в молоке, чтобы выяснить, умеет ли он плавать.

«Меня такое поведение дочери очень настораживало. Я объясняла, что так нельзя. Зато наша ба бушка только умилялась: «Внученька биологом растет». На 8 Марта подарила ей набор исследователя, чтобы отрывать крылья мухам не ручками, а пинцетом», – рассказывает Ирина.

По ее словам, она пыталась объяснить бабушке, что нельзя поощрять жестокость ребенка по отношению к живым существам. Но та всегда отмахивалась: «Внучка все это не со зла делает, так что пусть продолжает».

«Однажды летом окотилась кошка. И шестилетняя дочка не отходила от новорожденных котят. Я ей сто раз говорила, что брать на руки таких крошек нельзя. Зато бабушка разрешила. В итоге дочка так сильно тискала и обнимала котенка, что ему стало плохо. Силой отобрала у нее малыша, но спустя час он умер. Только после этого бабушка осознала, что была неправа, и встала на мою сторону», – вспоминает Ирина.

Психолог Надежда Двоскина объясняет: когда вы видите, что ребенок делает неверное действие, необходимо его поправить и показать, как надо. Это актуально абсолютно для любого возраста.

«Это ведь, помимо прочего, еще и вопрос детской безопасности. Даже домашние животные умеют защищаться, что уж говорить про уличных. Да и воспитание в ребенке эмпатии, умения сопереживать и бережно относиться к окружающему миру – это очень важно. Воспитание состоит именно из таких моментов, когда взрослые направляют поведение ребенка», – говорит эксперт.

Влияние на будущее

Существует мнение: из ребенка, который издевается над животными, вырастет агрессивный, злой, жестокий взрослый. Такая связь, по словам психолога, действительно существует. Именно поэтому так важно ра зделять описанный выше этап познания мира от поведения, вызванного желанием ребенка причинить боль живому существу. Это уже вполне реальное выражение агрессии.

«Такое бывает, причем нередко. У этого поведения есть целый ряд причин – в частности, жестокость в семье. Например, если ребенка принято наказывать физически, то через некоторое время он станет «наказывать» свои игрушки, а затем и мучить животных. Во-первых, он учится на примере значимых взрослых. Во-вторых, ему необходимо куда-то выплескивать накопившиеся злость и боль. Справляться с ними иначе, кроме как вымещать на более слабых существах, он не умеет – родители не научили», – объясняет психолог.

Интересно, что детскую жестокость к животным неоднократно исследовали. Например, Джон Макдональд в 1963 году сформулировал «триаду Макдональда» – зоосадизм, пиромания и энурез. Этот набор из трех поведенческих характеристик он связал с предрасположенностью к совершению жестоких преступлений. Ученый исследовал 100 пациентов и обнаружил, что многие из них в детстве регулярно мучили животных, устраивали поджоги и мочились в кровать.

Более поздние исследования, которые проводили психиатры и криминалисты со всего мира, не подтвердили прямую взаимосвязь между «триадой Макдональда» и жестокими преступлениями. Однако данный вопрос и по сей день обсуждается в профессиональной среде, и большинство специалистов считает, что дети, сознательно мучающие животных, рискуют в будущем стать преступниками.

Психолог Надежда Двоскина говорит, что жестокий ребенок имеет шансы вырас ти хорошим человеком, если ему встретятся люди, которые помогут ему адекватно справляться со своими чувствами и научат по-другому относиться к окружающему миру. Она напоминает, что эмоциональный интеллект и эмпатию можно развить.

Когда стоит обратиться к с пециалисту


Бывает, что жестокость к животным проявляется у ребенка эпизодически – вчера он любил своего питомца, сегодня мучает его. Такое поведение, по словам психолога, может быть вызвано разными причинами. Например, таким образом ребенок выражает протес т против чего-то, привлекает к себе внимание, а порой и подражает кому-либо.

«Иногда так могут проявлять себя и психические расстройства. Поэтому если вы видите, что поведение ребенка серьезно изменилось, если у него появилась жестокость к живым существам, то не стоит выжидать и надеяться, что он это «перерастет». Лучше вовремя обратиться к детскому психологу, а при необходимости и к психиатру», – резюмировала Надежда Двоскина.

О том, что животные учат детей проявлять заботу и воспитывают у них чувство ответственности, известно всем. Но далеко не многие родители знают, что делать, если кроха вдруг начал относиться к питомцу вовсе не так, как его учили.


Каждый ребенок уникален, и мотивы его поступков – тоже. Чтобы правильно реагировать на поведение малыша, нужно постараться понять, что им движет. Часто бывает, что кроха, желая показать, как он любит котенка, сжимает его в таких крепких объятиях, что становится страшно. Он отрывает у бабочки крылышки не для того, чтобы причинить ей боль, а чтобы посмотреть, что она теперь будет делать, как полетит? Малыши не понимают, чем щенок отличается от куклы, ими движет любопытство и непосредственность.

Как реагировать? Считается, что до трех лет кроха не умеет делать выводы и не понимает воззваний к его совести. Поэтому надо выразить свое недовольство предельно коротко и после чрезмерного активного выражения любви не разрешать малышу несколько часов прикасаться к котенку вовсе. И, разумеется, важно учить кроху обращаться с животными на собственном примере, показывая, как именно нужно держать питомца, прикасаться к нему, играть с ним.

Сигнал тревоги

Если после этого кроха не перестает мучать безобидных жучков-червячков, следует насторожиться: часто это может быть одним из видов так называемого замещения, то есть переноса действия с недоступного объекта на доступный.

Так бывает, когда в семье возникают постоянные ссоры или родители слишком часто ругают ребенка. Рассерженный кроха может поначалу ломать ветки, срывать цветы, рвать траву. Если родители оставят такие действия без ответа, то настанет черед безобидных щенков и котят – только потому, что они не смогут за себя постоять.

Как реагировать? Поговорите с малышом, объясните ему, что собачка и бабочка – живые и им больно. Расскажите простыми словами, что если оторвать у бабочки крылышки, она не сможет летать, добывать еду и погибнет.

Мне все можно!

Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, это нередко ведет к агрессивному поведению. Психологически крохе комфортно тогда, когда есть четкие правила, требования и контроль за их соблюдением (разумеется, речь не идет о ситуации, когда запреты используются просто для демонстрации родительского авторитета). Модель воспитания, когда от малыша хотят, чтобы он соблюдал четкие правила поведения, необходима.

Как реагировать? Важно сразу же пресекать подобное поведение и доступно объяснить, что нельзя причинять боль животным, ломать кусты и вообще обижать тех, кто не может за себя постоять.


Стыдно мне, стыдно

Агрессия как оборотная сторона раскаяния – вовсе не редкость. Если кроха понимает, что сделал нечто постыдное или его действия привели к каким-то неприятностям, он испытывает чувство вины или стыда. Не имея возможности выразить это, он начинает неосознанно защищаться. А как известно, лучший способ защиты – нападение. И, разумеется, на тех, кто не может за себя постоять.

Как реагировать? Самое сложное для родителей в этой ситуации – разграничить само действие (ударил ногой кошку) и чувство (обида или стыд), которое привело к такому исходу. Непременно скажите ребенку, что вам не нравится его поведение, поругайте его именно за то, что он сделал больно животному, а не за то, что он разозлился.

Новый член семьи

Когда в семье появляется еще один малыш, старший ребенок невольно испытывает чувство растерянности (и потерянности). Раньше он был единственным, и вся мамина и папина любовь принадлежала ему одному. Но сейчас ситуация резко изменилась и неоправданно большая часть любви (как кажется ребенку) принадлежит вечно кричащему свертку. Все это приводит к естественному чувству детской ревности. Со временем она проходит, но поначалу крохе непременно надо себя выразить каким-нибудь агрессивным действием – скажем, в отношении домашнего питомца.

Как реагировать? Не пускать ситуацию на самотек. Постараться как можно больше общаться со старшеньким, познакомить его с новым членом семьи, полюбоваться вместе первой улыбкой новорожденного. И обязательно объясните, что вашей заботы и внимания хватит на всех, и появление малыша никак не скажется на вашей безграничной любви к старшему.

Почему ребенок мучает животных

Часто родители не понимают почему ребенок мучает животных. Откуда в их ласковом и послушном сыне вдруг открылись садистские наклонности? Зачем всегда веселая и заботливая малышка издевается над несчастной кошкой? Стоит о ли родителям насторожиться, когда они заметят в своих детях наклонности к насилию над братьями нашими меньшими? Или все не так страшно, как кажется. Давайте разберемся в этом вопросе, и посмотрим, что лучше делать в той или иной ситуации.

Маленькие мучители: истории, рассказанные родителями

Наши дети юные натуралисты или мучители? Такой вопрос часто задают себе родители, которые видят, как их чада мучают букашек, гоняются с палкой за голубями, и,забравшись на стул, кидают на пол котят.

На специальных форумах часто можно встретить истории, которые рассказывают пришедшие в ужас мамы.

Сражение с вороной. Однажды мама пятилетнего малыша увидела, как ее голубоглазый ласковый мальчик держит в руках птицу с вытекающим глазом, и пришла в шок. Когда она спросила, что случилось, получила такой ответ: «Я сражался с вороной». Мама начала объяснять сыну, что нельзя убивать животных, что им очень больно. А малыш вроде не понял, просто стал смотреть на нее невинными глазами. На следующий день выяснилось, что ворона все-таки осталась жива. Мальчик покормил ее хлебом и попросил прощения. Но перед этим мать весь вечер общалась с сыном «как с прокаженным».

Шестилетняя мучительница. Родители двух девочек купили морскую свинку. Шестилетняя Варя попросила дать ей подержать животное. Когда родители разрешили, она взяла свинку, погладила, а потом прижала к себе с такой силой, что та завизжала. Испуганная мать отобрали у дочери животное и решила больше никого не покупать. Но спустя год все же взяла котенка, надеясь, что ребенок подрос и стал понимать, что нельзя обижать четвероногих братьев. Но нет. Когда родители вернулись с работы старшая дочь поведала им, что Варя высоко поднимала котенка и бросала его вниз. Такое поведение казалось по меньшей мере странным, так как в семье очень любили животных. Девочка была наказана.

Охотник или исследователь? В семье растут два мальчика Ваня и Кирилл. Младший трехлетний Кирилл очень ласковый малыш, и готов жалеть каждую букашку-таракашку. Тем более, что мама постоянно твердит о том, что они тоже живые и испытывают боль. Но с пятилетним Ваней дело обстоит совсем по-другому. Он все время старается кого-то ударить или раздавить. Ребенок просит прощения, но снова берется за старое, хотя знает, что нельзя обижать маленьких. Дремлет ли в нем инстинкт смелого охотника или проявляются задатки будущего исследователя, сказать трудно. Родителей очень волнует этот вопрос, но ответа на него они пока не нашли.

Часто взрослые не придают большого значения жестокости детей. Они помнят, что сами когда-то ловили и убивали бабочек, привязывали к хвостам кошек консервные банки и учили плавать цыплят.

Таким образом дети познавали мир, а порой выплескивали отрицательную энергию. Спустя годы, осознавая сделанное, многие раскаивались, им становилось стыдно. И уроки, полученные в детстве, они запомнили на всю жизнь. Возможно, порой детям нужно пройти через чувство стыда, чтобы вырасти человеком с большой буквы. Но не всегда все так просто и гладко.

Маленькие мучители

Причины насилия над животными

Почему ребенок издевается над насекомыми и животными? Причин может быть несколько.

  1. Не ведаю, что творю. Такое может быть у маленьких детей, которые не понимают, что животным больно, и что они даже могут умереть. Вот пример. Малыш трех лет медленно идет по тротуару и вдруг – раз – наступает на муравья, да еще при этом и смеется. Ну как же. Он задумал играть с букашкой в догонялки и быстро ее поймал. Вот настоящая победа! Тут надо пояснить мучителю, что букашке тоже больно и так как он, делать нельзя. Но если малыш продолжит в том же духе стоит насторожиться и постараться понять его мотивацию.
  2. А что там, внутри? Для многих детей жучок или червячок то же самое, что Лего, которые можно разбирать и собирать. Но тут еще интереснее! Жучок сопротивляется, дергается. Дети «разбирают» жучка на запчасти как машинки, с которыми играют. Иногда они намеренно убивают насекомых, так как не понимают еще что такое жизнь и смерть. Для них это игра. Ударил ладошкой по гусенице и смотри: поползет она или нет.
  3. И я тоже так могу (буду). Очень часто дети издеваются над насекомыми, боясь, что их сочтут робкими. Они поступают так «за компанию», чтобы быть как все. Иногда дети школьного и дошкольного возраста пытаются самоутвердиться. Если на них постоянно давят родители, или они испытывают гонения в школе, мучая насекомое, собаку или кошку, они «выпускают пар», накопившиеся у них отрицательные эмоции. Но часто в этом виноваты сами родители. Ребенок повторяет поведение старших выкидывая кошку за дверь, или связывая собаку.
  4. Я тебя не боюсь. Иногда (сравнительно редко) ребенок начинает мстить животным, за то, что они его когда-то испугали, покусали, исцарапали. Он как бы хочет доказать, что он сильнее, может за себя постоять. И второй раз не попадет в ситуацию, которая произошла ранее.

Если ребенок знает, что причиняет боль другому существу, но продолжает это делать, следует обратиться к психологу.

Но сначала нужно пересмотреть свое поведение. Возможно, причина кроется именно в отношении к нему родителей, и ваше чадо нуждается:

  • в похвале;
  • чувстве безопасности;
  • эмоциональном контакте с родителями;
  • более спокойной обстановке.

Причины насилия над животными

Как объяснить ребенку, что он поступает плохо

Как объяснить ребенку, что нельзя мучить животных и насекомых? Если ребенку 5-7 лет, то ему свойственен антропоморфизм. То есть в окружающем его мире все живое. Солнце живое, потому что оно встает утром и ложится спать вечером. Жучок вполне может превратиться в сказочного эльфа. Если посмотреть, что у него внутри, а потом оживить, он продолжит свое счастливое существование. Именно так думают шестилетки.

Стоит подыграть ребенку и рассказать сказку про жучка, который ползет домой к своим деткам, возвращаясь с работы. Ни в коем случае нельзя его трогать, или его дети останутся голодными.

Лучше посмотреть, как быстро он бежит. Ведь у него целых восемь лапок! Таким образом у детей можно развивать любознательность. Они будут познавать мир уже, наблюдая.

Для детей в этом возрасте важен родительский пример. Если они видят, как папа то и дело прихлопывает комаров, а мама брезгливо берет в руки гусеницу, чтобы выбросить ее в окно, они начнут делать то же самое.

Но когда речь идет о животных: хомячках, кошках, птицах, на жестокое обращение нужно накладывать запрет, иногда даже пренебрегая объяснениями. Ребенок еще плохо устанавливает причинно-следственные связи. Достаточно просто сказать, что нельзя обижать того, кто слабее тебя.

Ворона не похожа на игрушечный вертолет, который починил папа. Если у нее сломано крыло, она не сможет летать. Лучший вариант — объяснять все детям на конкретных примерах.

Мучители животных должны испытывать чувство вины. Иначе последствия их поступков могут быть непредсказуемы.

Как объяснить ребенку, что он поступает плохо

Когда нужно бить тревогу

На самом ли деле есть дети-маньяки, которые получают удовольствие от того, что издеваются над животными? Такое не исключено. Если ребенок постоянно повторяет свои «плохие поступки» в отношении братьев наших меньших, следует обратить на это внимание. Жестокое обращение с животными может быть следствием психических нарушений, и в дальнейшем привести к насилию над людьми. Сын закрывает кошку в стиральной машине? Кидает камни в бегающих по двору собак? Скорее всего это признаки неблагополучия.

Любой ребенок должен чувствовать себя защищенным. Защищенность — базовая потребность, которая помогает маленькому человеку раскрыть свой потенциал.

Дать ее могут только родители. Но, к сожалению, отец и мать часто воспитывают чадо «под себя», не понимая, что их сын совершенно другой человек, и поэтому травмируют его психику.

Воспитательные меры, которые применяют родители по отношению к детям, порой способны сломить маленького человека, искалечить ему жизнь. Матери иногда стараются подавить неприемлемые с их точки зрения наклонности детей, так как смотрят на мир через призму своего мировосприятия. Люди, которые видят и воспринимают мир по-другому им непонятны.

Мама не дала закончить рисунок, который малыш для нее рисовал, чтобы успеть на спектакль. Казалось бы, ничего страшного здесь нет, но для некоторых детей – это настоящая трагедия. Или дочка начала подробно рассказывать о том, как прошел день в детском саду, а мать прервала ее, тем самым нанеся психологическую травму.

Но это еще цветочки. Детей могут жестоко наказывать, обвинять в поступках, которые они не совершали и т.п.

Такие травмированные, плохо защищенные дети часто вымещают свою неудовлетворенность, нереализованность на животных. Ученые многих стран, проводя исследования, доказали, что маньяков можно распознать еще в детстве по жестокому отношению к животным.

Более 80% подростков, совершивших преступления, отличались жестоким отношением к братьям нашим меньшим. Более половины серийных убийц в детстве были живодерами. Если жестокое отношение ребенка к животным приобретает постоянный характер, нужно серьезно разобраться в вопросе и понять откуда “ветер дует”

Когда нужно бить тревогу

Подростковая зооагрессия: что делать?

Настоящая зооагрессия у детей проявляется в подростковом возрасте. Причем ей свойственны рецидивы и повышенная жестокость, провокативность. Подросток специально может дразнить собаку, чтобы потом убить ее, оправдываясь тем, что она на него напала, а он просто защищался.

Как правило жестокое обращение с животными становилось следствием неблагополучных отношений в семье, где наблюдалась агрессия по отношению к животным или самим детям.

То есть перед глазами мальчиков и девочек постоянно был живой пример жестокости. Если бы не подобные «семейные пристрастия», детей можно было бы вылечить или перевоспитать. Однако известны и другие случаи, когда маньяком становился ребенок, которым в семье был центром Вселенной и получал все, что хотел.

Прежде всего ребенок должен понимать, что животное не игрушка, а живое существо, которое нуждается в заботе, и также как человек может испытывать боль, страх. Улитка не камень, чтобы бросать ее через забор. Щенок не мягкая игрушка, чтобы засовывать его в пакет, где он может задохнуться. Если дети усвоят эти правила в раннем детстве, есть большая вероятность, что, будучи подростками они не станут издеваться над животными.

Чтобы бороться с подростковой зооагрессией, предварительно нужно пройти тестирование у психолога. Но настоящая лакмусовая бумажка – это купленный ребенку домашний питомец. Обратите внимание на то, как он к нему относится.

Если вы наблюдаете жестокость в отношении четвероногого друга – пришла пора серьезно заняться воспитанием и даже лечением чада. А может быть даже пересмотреть свое поведение. Возможно, вы сами что-то делаете не так.

Заключение

Можно часто наблюдать, как дети мучают животных: отрывают крылья бабочкам, топчут муравьев, кидают камни в собак и кошек. Возможно, они пока просто по-своему познают мир. А может быть у них не все благополучно в жизни, нет защищенности, не налажен контакт со сверстниками и взрослыми. Необходимо понять, что заставляет ребенка проявлять агрессию, чтобы помочь ему и не дать совершить неблаговидные жестокие поступки в дальнейшем.

Читайте также: