Сколько стоила кошка в древней руси

Опубликовано: 08.05.2024


Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота – дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками. Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев - далее, в нашем обзоре.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота - святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.

Кошка в православном храме

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.

Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.

Кошка – дорогой экзотический товар на вес серебра

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Разумеется, что в самом начале "заселения" русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея.

В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.

Царские коты

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.

Кошка - хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

В городах кошки также "были при деле". "Работая" в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Как коты Ленинград спасли

Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение - в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже - эшелон котов из Сибири. "Мяукающая дивизия" четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.

Богданов-Бельский Н. П. (1868-1945). Женский портрет.

К слову сказать, коты до сих пор состоят на "службе" при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили.

Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

На Руси кошка оценивалась как 3–4 коровы. Кошка защищала дом и хозяина на физическом и астральном уровне. Любимице Велеса было позволено всё. А убивший кота или кошку мог лишиться удачи на долгие 7 лет.

Доподлинно не известно когда кошки появились на Руси. Одни утверждают, что их привезли лишь в VII - X веке нашей эры. Другие считают, что кошки были верными спутниками славян задолго до начала отсчёта современного календаря. Вторая версия вероятно ближе к истине, ведь многие поверья о кошках напрямую связаны с язычеством.

Кошка (кот) на Руси считалась чистым животным. Усатым любимцам всегда позволялось многое, ведь обидеть кота, значит обидеть домового. Славяне верили, что кошки могут видеть и жить одновременно в нескольких мирах. Они были связующим звеном между миром живых, миром мёртвых, и миром потусторонних сущностей.

Россия, природа, берёзы, фото https://pixabay.com/ru/

Кот — это живой оберег от сглаза, тёмных сущностей, несчастий, хворей. Считалось что животное оберегает от зла не только хозяина, но и жилище, домашнюю скотину. Кошки — особо почитались русским народом. Они были хранителями домашнего очага. Выгнать кота (кошку) из двора, согласно верованиям тех времён, приводило к разладу и скандалам в семье. По этой причине, на Руси никогда не прогоняли из дома даже чужих котов, если он пришёл, значит именно тут на него возложена некая важная миссия. Четвероногим любимцам причисляли дружбу с домовым. Отсюда и пошла традиция, актуальная по сей день, когда первую в новым дом запускают именно кошку. А вот человек, по злому умыслу забравший жизнь у кота, по поверьям лишался удачи на 7 лет, мог утратить здоровья, потерять рассудок.

Кот, фото https://pixabay.com/ru/

Во времена язычества кошка стоила как 3–4 коровы. Плата за неё осуществлялась, как правила серебром, наиболее благородным и чистым из металлов. В Древней Руси кошки не были так сильно распространены, как в наше время, и это ещё одна причина их высокой стоимости. Ведь помимо мистических качеств, кошку ценили и за вполне реальные поступки. Животное истребляло грызунов, тем самым помогая сохранять урожай от вездесущих вредителей. Также кошки успешно противостояли змеям, которые в те времена нередко проникали в дома и хозяйственные постройки крестьян.

https://pixabay.com/ru/

Ещё несколько интересных фактов и поверий о кошках:

  • Покровителем кошек считался языческий Бог Велес.
  • Кошка — единственное животное, которому было позволено заходить в святилища, церкви.
  • Как мужчина относится к кошкам, так и будет относиться к своей жене.
  • Без кошки не изба.
  • Трёхцветная кошка приносит максимум счастья в дом.

Коты умеют успокаивать и убаюкивать детей, защищать от болезней и напастей злых духов.

Некоторые удивительные свойства кошек сегодня подтверждены научными исследованиями. Так вибрации, которые исходят от кошек во время мурлыканья, действительно благотворно влияют на состояние здоровья человека. А умение кошек интуитивно предчувствовать различные катаклизмы, пожары, стихийные бедствия, на самом деле способно спасти внимательного хозяина и его имущество от надвигающийся беды.

В отличие от Европы, кошки на Руси никогда не попадали в опалу. Славяне всегда относились к кошкам с почтением и трепетом.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и берегите своих кошек.

Вопрос решен и закрыт.

Лучший ответ

Fink 6 (11801) 3 7 25 9 лет

В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные земли будущих российских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек продвигалась на север медленно. Во II-V веках н.э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории Одесской, Черкасской и Кировоградской областей. В каждом из этих поселений найдено по одной кошачьей особи. Не подумайте, что археологи плохо работают. Просто, очень уж редким было в те времена это существо. В VI-VII веках кошка появляется в лесных краях – останки ее найдены при раскопках вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Затем в VII-IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была известна в Среднем Поволжье, а в X-XIII веках – в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века. Интересные находки сделаны при раскопках погребений X-XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью – в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 найдены кошачьи кости, причем оба раза это были женские погребения.

Любопытные раскопки относятся к разорению Киева татаро-монголами в 1240 году, когда город сгорел. В первом случае, когда возник пожар, в доме никого не было, но взаперти осталась кошка, а хозяйка кошки – девочка, не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее, но погибла под обвалившимся горящим зданием. Во втором случае останки кошки найдены у большого деревянного ларя с россыпью горелых зерен разных злаков на полу – там хранились запасы хлеба. То есть кошка погибла «на службе».

Сколько же стоила кошка? Сугубо официальные записи Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена ценное имущество. И стоила она громадных денег. До нас дошел замечательный документ XIV века, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и других домашних животных. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье». Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание – денежный штраф – за хищение домашних животных. Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». В те времена, гривна – это слиток серебра массой 205 граммов, куна – 50-я часть гривны. Таким образом, кошка оценивалась в три гривны – так же, как и незаменимый в хозяйстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! 1 кошка=3 коровы. Одна лишь собака ценилась столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться, не разгибая спины два месяца.

К XIV веку кошка стала заметным деловым животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико. Кошку в те времена могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка – животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые. Всё зло от них, так не грех и отплатить им.

Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал «просачиваться» и в круги победнее, т.е. широкое распространение кошек на Руси началось лишь с XIV века.


Ответы

proXBOCT (36) 5 (3096) 11 25 9 лет

В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.

Э кзотический товар в дохристианскую эпоху и единственное животное в православном храме, охранник картинных галерей и персонаж русского фольклора. Вспоминаем, как кошки появились на Руси и стали «служить» в монастырях, царских дворцах и даже на городских рынках.

Кот на вес серебра


Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху. Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного — вола. За кошку платили гривнами — серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию — одну гривну и здоровое животное взамен убитого.

Единственное животное в храме


В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Портрет царского кота


Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».

Для охраны амбаров и устрашения мышей


Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Коты-крысоловы из Казани


Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов.

  • Домашние животные российских императоров
  • Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы
  • 5 историй любви известных художников

Охранники картинных галерей


Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.

Коты в русских пословицах


К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.

«Вроде спорта — у кого кот толще»


В городах кошки «работали» в основном на рынках. Им жилось вольготно и сыто. Журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали ценных хранителей товара. Им даже разрешали сидеть на прилавках в перерыве между охотой на грызунов.

Кошки блокадного Ленинграда


В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей». Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.

Кот как достопримечательность


Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Оригинал взят у
kraevushka в 273. Кошка на Руси



Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.

Приведу данные Всеволода Карпова «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987). На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки найдены в Армении, при раскопках развалин древней урартской крепости VII века до н.э. Тейшебаини. В одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки – возможно, погналась за мышкой и угодила в пустой кувшин. Также останки древней кошки были найдены в развалинах античного города Ольвии в Северном Причерноморье. Археологи датируют найденные кошачьи косточки VI веком до н.э. Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии закономерно. В тех местах оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями, и даже с Египтом, т.е. были накатанные дороги для проникновения домашней кошки на новые земли. Позднее, на рубеже старой и новой эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья – Танаисе, Нимфее, Фанагории и др. Как видно, кошки предпочитают жить в больших и богатых городах. В селениях никаких следов кошек не обнаружено. Скифы тоже знавали кошек, хоть и в единичных экземплярах.

В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные земли будущих российских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек продвигалась на север медленно. Во II - V веках н.э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории Одесской, Черкасской и Кировоградской областей. В каждом из этих поселений найдено по одной кошачьей особи. Не подумайте, что археологи плохо работают. Просто, очень уж редким было в те времена это существо. В VI - VII веках кошка появляется в лесных краях – останки ее найдены при раскопках вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Затем в VII - IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была известна в Среднем Поволжье, а в X - XIII веках – в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века. Интересные находки сделаны при раскопках погребений X - XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью – в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 найдены кошачьи кости, причем оба раза это были женские погребения.

Любопытные раскопки относятся к разорению Киева татаро-монголами в 1240 году, когда город сгорел. В первом случае, когда возник пожар, в доме никого не было, но взаперти осталась кошка, а хозяйка кошки – девочка, не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее, но погибла под обвалившимся горящим зданием. Во втором случае останки кошки найдены у большого деревянного ларя с россыпью горелых зерен разных злаков на полу – там хранились запасы хлеба. То есть кошка погибла «на службе».

Сколько же стоила кошка? Сугубо официальные записи Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена ценное имущество. И стоила она громадных денег. До нас дошел замечательный документ XIV века, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и других домашних животных. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье». Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание – денежный штраф – за хищение домашних животных. Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». В те времена, гривна – это слиток серебра массой 205 граммов , куна – 50-я часть гривны. Таким образом, кошка оценивалась в три гривны – так же, как и незаменимый в хозяйстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! 1 кошка=3 коровы. Одна лишь собака ценилась столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться, не разгибая спины два месяца.

К XIV веку кошка стала заметным деловым животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико. Кошку в те времена могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка – животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые. Всё зло от них, так не грех и отплатить им.

Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал «просачиваться» и в круги победнее, т.е. широкое распространение кошек на Руси началось лишь с XIV века.

Читайте также: