Что такое коза буча

Опубликовано: 01.05.2024

Козлы – вид парнокопытных животных из рода горные козлы ( лат. Capra ). Они были одомашнены примерно 9 тысяч лет назад на территориях (регионы доместикации) современных Саудовской Аравии, Израиля, Иордании, Сирии, Турции, Ирака и Ирана. Козлы питаются травой и молодыми побегами деревьев и кустарников. Они очень прожорливы и поглощают огромное количество корма. Характер у козлов не очень покладистый. Они своенравны, уперты, задиристы и ко всему прочему вонючи. В домашнем хозяйстве козлы нужны только для одной цели – размножения. Осенью они покрывают коз, а потом весь год едят, спят и гуляют в своё удовольствие.

Характер и образ жизни козлов давно подмечен и отражён в народном фольклоре: пословицах, поговорках, популярных фразах и выражениях. Я выбрала наиболее интересные из них, и провела их анализ.

Вот что из этого получилось.

«Козёл отпущения». Это выражение используется в качестве метафоры (образного выражения) и относится к человеку, на которого с целью сокрытия правды, возложена вина за допущенные ошибки и неудачные действия другого человека, либо группы людей. На современном сленге всё это звучит так: «Козёл отпущения – это человек, на которого все перевели стрелки, то есть стрелочник». Ещё его называют крайним. Выражение «Козёл отпущения» пришло к нам от иудеев, которые придумали необычный обряд. Они его исполняли на одиннадцатый день после еврейского Нового года, в праздник Йом-Киппур (Судный день). Согласно преданию в этот день Всевышний определяет судьбу каждого человека на предстоящий год по количеству и степени тяжести его грехов, совершенных в прошедшем году. Чтобы облегчить своё будущее, иудеи совершали ритуал, подробно описанный в третьей книге Моисея (Левит) Ветхого Завета. Для этого в Иерусалимском храме первосвященник возлагал руки на голову выбранного по жребию козла и исповедовал народ. Считалось, что после этого обряда грехи всех людей переходили на животное. После завершения ритуала довольные и безгрешные как младенцы израильтяне расходились по домам, а бедного козла отпущения выпроваживали в пустыню, где он вскоре погибал от голода и жажды. Этот обычай существовал более десяти веков, до 70-го года н.э., пока Иерусалимский храм не был полностью разрушен римскими легионерами.

Еврейская манера перекладывать свою вину на чужую голову получила огромное распространение по всему свету, и жива до сих пор. В наше время перекладывание своих ошибок на козлов отпущения особенно популярно в чиновничьих кругах и в международных отношениях.

«Как от козла молока». Выражение «как от козла молока» используется в отношении человека совершенно бесполезного в каком-либо деле. Это сокращенный вариант поговорки, которая звучит так: «Польза, как от козла: ни шерсти, ни молока». В силу своей природы козел молоко давать не может – он самец. Ну а шерсть у него настолько дурно пахнет, что её использование для изготовления одежды становится невозможной.

«Козлиная борода ». Многие мужчины считают, что борода выгодно дополняет их образ, и позволяет им быть похожими на брутальных мачо. Существует огромное множество видов бороды. В их число входит борода довольно необычной формы, которая в зависимости от размера называется либо «Козлиная бородка», либо «Козлиная борода».

Слева: Криштиану Рональду с козлиной бородкой. Справа: Борис Гребенщиков с козлиной бородищей.

Название говорит само за себя - она похожа на бороду козла. Это достаточно простое по моделированию «мужское украшение». Козлиную бороду можно успешно отрастить в домашних условиях, не прибегая к помощи парикмахера. Для этого тщательно выбриваются волосы в области щёк и над верхней губой, оставляя волосяной покров только в области подбородка и частично под нижней губой.

«Любовь зла, полюбишь и козла». Эта печальная мудрость говорит о том, что любовь слепа. Любящая женщина часто не замечает очевидных для всех недостатков любимого человека. Со временем всё становится ясным. Но, к сожалению, что-то поменять уже поздно. Об этом повествует вторая, ещё более печальная, часть этой поговорки: «Любовь пройдёт, а козёл останется ».

«Забить козла». Это выражение не имеет ничего общего с физическим насилием над козлом. Оно связано с игрой в домино. В конце XIII века эту игру привез в Венецию из Китая легендарный путешественник Марко Поло. Она была немного видоизменена и получила современное название - домино, от латинского слова dominos – мастер. Именно такое звание присваивалось игроку, выигравшему в этой игре. Наиболее широкое распространение в Европе домино получило в конце XVIII века. Эта игра стала популярной и в России. Однако, у нас в её правила было внесено небольшое, национальное дополнение, которое заключалось в том, что проигравший игрок получал обидное звание - « козёл» . Поскольку, играя в домино, наиболее азартные игроки били наотмашь по столу выставляемыми ими костяшками, появилось сленговое выражение «забить козла», что означает сыграть в домино. Игра в домино в нашей стране была очень популярна до середины 80-х годов прошлого столетия (пока не появились компьютеры и различные компьютерные игры). «Забивали козла» везде: на работе в обеденный перерыв, на отдыхе в парках и скверах, во дворах после работы. В те времена, порой до полуночи, за окнами раздавались радостные возгласы и удары костяшек о столы заядлых игроков в домино.

И в заключение - об одном моем жизненном наблюдении. Моя дача находится рядом с селом, которое имеет довольно неблагозвучное название - Большие Козлы. Однажды я «пересеклась» с главой администрации этого сельского поселения, и после разговора с ним ещё раз убедилась в мудрости библейской истины: «По имени твоему тако и житие твоё».

Калужская область. Деревня Большие Козлы.

Колеся по просторам родного края, я не раз сталкивалась с подобными отталкивающими, депрессивными и даже нецензурными названиями населенных пунктов: Грязь, Чёрная Грязь, Дурнево, Дурыкино, Бухаловка, Дешёвки, Лохово и т.д. Может быть, стоило бы переименовать эти деревни? И возможно, люди, проживающие в них, избавятся от комплекса неполноценности и станут более отзывчивыми, радостными и добрыми.

И тогда, перефразируя изречение обожествлённого при жизни и переведённого в разряд козлов отпущения после смерти товарища Сталина - "Жить станет лучше. Жить станет веселее!"

На этом прощаюсь.

Берегите себя.

Ваша Раиса Захаровна.

P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;

2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи из рубрики "Популярные выражения про животных":

Беременность у коз длится 152 дня (+ - неделя). Сукозный период можно разделить на два этапа:

  • I – первые 3 месяца.
  • II –оставшиеся 2 месяца:
  1. 60 день перед окотом;
  2. 21 день перед окотом.

Современные молочные породы коз отселекционированы на многоплодность. Средний выход козлят по ярочкам 1,6 (1,2 – 1,8)/голову, по козам - 2,6 (2,4 – 2,8)/голову. Чтобы получить здоровых козлят и не допустить послеродовых осложнений, необходимо на каждом этапе сукозности правильно кормить и содержать животных.

✅На заметку: обычно, всех коз содержат вместе, без разделения на группы по физиологическому состоянию. Так делают, потому что козы очень социальные животные и болезненно реагируют на смену обстановки. У каждой козы есть подружки. Они держатся вместе, едят, играют, ходят на дойку. Если разлучить козу с привычным обществом, она теряет аппетит, начинает вести себя пассивно или, наоборот, резко агрессивно. Также при формировании новой группы возникает необходимость выстраивать новую «вертикаль власти» и козы вынуждены драться за свое место в иерархии стада. Все это плохо сказывается на внутриутробном развитии козлят и может привести даже к аборту. Сильный стресс в период сукозности может привести к гибели плода или козы!

Особое внимание уделяется кормлению. Козу необходимо обеспечить питательными веществами для правильного внутриутробного развития козлят, молочной продуктивности и поддержания жизни. В этот период важно следить за упитанностью. Нельзя допускать как истощения, так и излишних жировых отложений. Современные технологии позволяют корректировать индивидуальный рацион коз с помощью автоматических станций кормления. На небольших фермах сукозных коз можно докармливать во время доения.

✅Успех фермы основан на индивидуальной работе с каждой козой. Даже если их 10 000, современные системы управления стадом, техника для кормления и правильная организация работы позволяют сделать это возможным.

💠I половина сукозности

Моцион и кормление

В день козы должны проходить не менее 2,5 км (возможно организовать по скотопрогону к доильному залу (посчитать расстояние), если требуется увеличить число кругов переходов, а также можно изготовить прогон на территории фермы).

Активное движение улучшает кровообращение, нормализуется пищеварение, мышцы поддерживаются в тонусе, обеспечивается правильное и здоровое развитие козлят. Недостаток движения вызывает застойные явления, снижается активность дыхания, кровообращения, ослабевает мышечный тонус. Это может вызвать недоразвитие плода из-за недостатка питательных веществ и кислорода, неправильное прилежание и даже гибель.

Особенно важно следить за активностью ярочек! Молодая козочка еще продолжает расти, формируются системы и органы. От недоразвитой козочки никогда не получить здорового потомства и нормальной продуктивности. Козочки должны содержаться в просторных, светлых помещениях. Желательно иметь выгульные площадки. Чтобы козочки могли прыгать и играть, им ставят тюки соломы, придумывают различные препятствия в виде ступеней, переходов, настилов.

Активный моцион активизирует органы дыхания, пищеварения, кровообращения. Улучшается ток лимфы, которая переносит иммуноглобулины и лейкоциты, способствуя повышению иммунитета.

  • Рацион для ярочек - 8,07 МДж ЧЭ (чистая энергия) и 50 г ПП (переваримый протеин)
  • Для дойных коз необходимо увеличить основной рацион на 15%.

Увеличение рациона происходит постепенно, по мере роста плода. Точный рацион составляется исходя из возраста козы, ее веса, продуктивности, стадии развития плода и делается коррекция на температуру окружающей среды.

💠II половина сукозности

Моцион и кормление

Для коз даже во второй половине сукозности не должна снижаться двигательная активность. На этом этапе особенно важно избегать застойных явлений, чтобы плод получал достаточное количество питательных веществ и кислорода. Недостаток движения может привести к трудным родам, задержанию последа, длительному и тяжелому восстановлению козы после родов.

В начале второй половины сукозности ярочек переводят в основной корпус отдельной группой и постепенно начинают приучать к доению. Сначала молодые козочки просто ходят в доильный зал за комбикормом. Когда стресс от новых впечатлений снижается и козочки начинают сами ходить в доильный зал, на короткое время включают двигатели вакуумных насосов. Постепенно время работы двигателей увеличивают. Козочки перестают бояться звука работающего мотора и начинают спокойно заходить в доильный зал за комбикормом.

Постепенное приучение к доильному залу очень важно для уменьшения стресса козочки после родов. Практика показывает, что очень и очень трудно затащить неприученную козочку сразу после родов в доильный зал, да еще и подоить. От такой козы вы не получите хорошей продуктивности за первую лактацию.

  • Рацион для ярочек - 8,97 МДж ЧЭ и 80 г ПП.
  • Для сухостойных взрослых коз - 9,32 МДж и 79 г ПП.

Для дойных коз рассчитывается индивидуальный рацион в зависимости от продуктивности и увеличения веса. Чем больше козлят, тем быстрее увеличивается вес козы. По динамике увеличения веса можно определить многоплодность и своевременно корректировать рацион.

❗Особенно важно отслеживать стадию упитанности козы во второй половине сукозности. Нельзя чтобы коза зажирела. Это может привести к трудным родам. Рацион должен обеспечивать нормальное развитие козлят, поддержание жизни и продуктивность. Чтобы вовремя отследить отклонения в кормлении и развитии плода на передовых фермах практикуют ежедневное взвешивание коз.

💠21 день до окоза

За три недели до окоза начинают увеличивать рацион до максимального уровня предполагаемой продуктивности козы. За основу берется самая высокая суточная продуктивность по первой лактации либо матери, либо матери отца, смотря чья продуктивность выше.

❗Важно: для взрослых коз за основу для расчета рациона берется самая высокая суточная продуктивность за весь учетный период. Иногда, если коза болела или были еще какие-то негативные факторы, можно брать максимальную ожидаемую генетическую продуктивность. Например, мы знаем, что мать отца давала на пике продуктивности 8 кг молока/день. Но от этой козочки за первую лактацию получили максимум 2 кг молока/день. Это могло быть вызвано стрессом, неправильным приучением к доению, могли бить более сильные козы и масса других различных факторов. Поэтому при подготовке ко второй лактации мы обязаны дать козе шанс раскрыть свою генетическую продуктивность с помощью увеличения рациона до уровня 8 кг.

Рацион увеличивается постепенно за счет концентрированных кормов. Например, дойная коза получает в день 1,6 кг комбикорма, а норму нужно увеличить до 2,2 кг значит, (2,2 – 1,6) /21=28,6 г в день. То есть, рацион необходимо увеличивать примерно на 30 г в день. Постепенное увеличение рациона маленькими порциями не вызывает нарушения пищеварения и позволяет получить от козы хорошую продуктивность без ущерба для здоровья.

Правильно проведенный сукозный период существенно облегчает работы на массовом окозе, позволяет снизить количество патологий и отход молодняка.

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством компетентностно-ориентированных заданий

ВложениеРазмер
koz.doc 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством компетентностно - ориентированных заданий.

Голикова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

  1. Введение.
  2. Основная часть
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложения.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в начальной школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету.

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Значит, если целью образования является компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности, т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких, как: готовность осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.

Путем создания специальных заданий, в которых наиболее полно возможно использовать потенциал обучающихся, и наряду с этим – формирование умений, знаний, навыков, отношения и приобретения опыта. А значит, первая задача учителя – включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно - ориентированных заданий (КОЗ). Как раз формирование ключевых компетенций у обучающихся предполагает использование компетентностно - ориентированных заданий.

Вместе с тем таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление же компетентностно - ориентированных заданий достаточно трудоемко.

Таким образом, имеем противоречие между необходимостью обучения решению компетентностно - ориентированных заданий учащихся и неразработанностью методики их использования в процессе обучения. Разрешение противоречия определяет актуальность данной работы.

Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться.

Что же такое компетенция и компетентностно - ориентированное задание?

Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
  • деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
  • ценностно - смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий

Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач.

Таким образом, выделяют следующие отличительные характеристики компетентностно - ориентированных заданий от традиционных задач:

  • значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
  • информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
  • по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
  • наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
  • наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

на какой аспект компетенции направлено КОЗ

погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания

содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Бланк выполнения задания (если необходим)

Критерии оценки, модельный ответ…

1. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение (функции: мотивирует учащегося на выполнения задания; моделирует практическую, жизненную и др. ситуации; может нести функцию источника информации при необходимости). Должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания.

2. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания (должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить; должна содержать требование к способу предоставления результатов работы; должна быть интересной для учащихся; должна соответствовать возрасту учащихся; должна соотноситься с инструментом проверки).

3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания (должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания; должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности; на одном источнике желательно основывать несколько заданий; источник должен быть интересным для учащегося; должны учитываться возрастные особенности учащихся).

4. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке.

5. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

В связи с этим выделяют следующие требования к КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к

самостоятельному пополнению знания . В таком задании предлагается

создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.

  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности , при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение , или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес .

  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания , например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

  • задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).

А) Уровни построения компетентностно – ориентированных заданий.

1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа,

синтеза, моделирования, оценки.

4. Действия в творческой ситуации.

Б) Типы компетентностно – ориентированных заданий.

  • задания, в которых имеются лишние данные;
  • задания с противоречивыми данными;
  • задания, в которых данных недостаточно для решения;
  • многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);
  • комплексные задания и др.

Основными принципами оценивания ключевых компетенций являются:

1. Важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;

2. Объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;

3. Открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;

4. Простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.

Требования к оцениванию ключевых компетенций обучающихся:

  • требования к оценке доведены до каждого учащегося;
  • задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;
  • соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.

Рекомендации по проектированию КОЗ в начальной школе.

При разработке компетентностно - ориентированных заданий необходимо:

1.Первоначально определиться с компетенцией или компетенциями формируемыми на данном занятии,

2. Прописать планируемый результат с позиции компетенций,

3. Продумать на каком содержании предложить задания,

4.Выбрать или сформулировать компетентностно - ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции.

5. Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание,

6.Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции.

7. Задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности;

8. Давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;

9. Быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы

компетенций и др.

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.

С первого класса учителя включают в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Таким образом, при использовании компетентностно – ориентированных заданий формируют следующие ключевые компетентности обучающихся

  1. Учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении . Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов).
  2. Информационная компетенция (обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её).
  3. Коммуникативная компетенция (подразумевает владение учеником средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.;

письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.); продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку.

Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.

Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, а это и есть компетентностно-ориентированные задания.

Старый деревянный дом в деревне Подлазье Ляховичского района Ольге Саванчук остался от бабушки. Сначала она приезжала сюда из Барановичей вместе с мужем Андреем только чтобы покормить домашних животных, которые перешли под ее опеку вместе с участком. Потом — на летний дачный отдых. Постепенно поводов возвращаться в город становилось все меньше, а аргументов осесть на селе — все больше. Давайте расскажем.


Да, в Подлазье уже нет магазина шаговой доступности, но за продуктами можно съездить в соседний агрогородок Остров — это всего 4 километра. Да, в Подлазье нет (и никогда не было) кинотеатра и кофейни с латте макиато. Зато и то, и другое есть в Барановичах — а это всего 20 километров. Для сельчан — не расстояние. Да, в Подлазье туго с объектами сферы развлечений. По правде сказать, он тут всего один — старые качели на поляне. Но это не значит, что здесь нечем заняться — наоборот, именно в Подлазье каждый член семьи Саванчуков нашел себе дело по душе.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Семья Саванчуков

Андрей занялся «агрофитнесом» — так он называет ремонт дома и заботы по хозяйству, Ольга варит из белорусского молока сыры итальянской и французской групп, дочь Маша делает чайные сборы из трав и ягод под брендом «Подлазьевские травы», сын Ваня занялся перепелками. Двухлетняя Аленка еще маленькая для своей «продуктовой линии» — но все уверены, что и она, когда подрастет, найдет свою нишу. В Подлазье скучать некому и некогда.

Этим материалом TUT.BY продолжает проект «Я живу» — о деревнях, агрогородках, поселках с интересными (и порой даже смешными!) названиями, где нет гипермаркетов, парков, ресторанов и баров, порой — даже школ и рабочих мест. Зато есть люди — те маленькие и незаметные порой Личности, которые живут в нашей с вами стране: рождаются, женятся, растят детей, встречают гостей, ищут работу, хоронят стариков — и очень любят свою родину. Это проект не о попсовых и вылизанных турмаршрутах, это истории о настоящей Беларуси и настоящих белорусах, а еще — об искренней любви к месту, где остаешься по какой-то причине или всему вопреки.

«Мы есть то, что мы едим»

Деревня Подлазье — это 35 домов и одна улица Центральная, которая уходит на север от асфальтированной слонимской трассы Р43 в нескольких километрах от границы Барановичского и Ляховичского районов, преломляется под углом 90° и упирается в проселочную дорогу Н274 Барановичи — Утес.

Домик семьи Саванчуков находится на окраине. Ворота открыты, не привыкшая к гостям дворняга звонко лает из-под старенького «УАЗика», где-то за домом блеют козы.

Хозяйка Ольга встречает нас у забора, проводит в дом, усаживает за стол в гостиной, а сама убегает к плите. Через пару минут возвращается с подносом свежеиспеченного хлеба. Пахнет дрожжами, землей, деревней, детством.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Ольга кладет буханку на стол, ножом отрезает краюху. Румяная корочка хрустит под лезвием и падает на доску, являя пористый мякиш. Даже пробовать не надо — и так понятно, что хлеб на десять баллов из десяти: хрустящий снаружи, невесомый внутри. Ольга ставит рядом тарелку с домашним маслом.

— Положите кусочек на хлеб и дождитесь пока растает, — советует хозяйка, — Так вкуснее. Хоть и сытно. Маша говорит, что как драники.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Хлеб Ольга печет по старому бабушкиному рецепту на муке и воде.

— Раньше когда-то моя бабушка почти на месяц напекала хлеба. А сейчас какой хлеб? Сегодня купил, завтра он уже невкусный. Наша бабушка была отсюда родом. Когда была в четвертом классе, у нее умерла мама, и отец назначил ей послушание — печь хлеб. Она и пекла. Я всегда видела весь процесс и думала, что мне это в жизни никогда не пригодится. Тогда мне это было неинтересно. А потом, когда уже мои дети подросли, я подумала об их здоровье — ведь мы есть то, что мы едим, — и решила: а почему бы не печь самой хлеб, раз моя Маша утром ничего, кроме хлеба с чаем не любит? Вот, смогла возродить бабушкин рецепт — и мы начали сами печь.

«Какая это работа? Это в кайф»

До переезда в Подлазье семья Саванчуков жила в Барановичах. Переехали около 10 лет назад.

— Не стало нашей бабушки, и мы должны были смотреть за теми животными, которые после нее остались: курочки, собачка… Муж ездил сюда, кормил животных раз в два дня. У нас уже была Машенька, так что еще надо было брать Машеньке козье молочко в деревне, — рассказывает Ольга.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Потом семья ездила в Подлазье как на дачу. А со временем втянулись, уехали из города и поселились в деревне. Переезд был легким, рассказывает Андрей: «А что там тяжелого-то?»

— Да мы энтузиасты по жизни, — смеется Ольга. — Мы первое время тут больше ломали, чем строили.

— Сельское хозяйство нам всегда нравилось. Мы потомственные крестьяне. Чего нам бояться? Наши предки были трудящимися людьми, что нам из себя строить? Что мы, без рук?

— Земля всегда накормит?

— Обязательно. И накормит, и вылечит, и не даст человеку испортиться. Человек портится без работы, без земли. А мы в тонусе. Это сейчас у нас отдых. Зимой какая работа? Сено заложил, воды принес, ну, подоил, подостлал… Какая это работа? Это агрофитнес, это в кайф, — говорит Андрей.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Детей определили в школу в соседний агрогородок Остров. Каждый учебный день их от калитки забирает автобус. Сюда же и привозит. Ваня ходит в третий класс. С ним учится пять человек. У пятиклассницы Маши «почти репетиторство» — всего три одноклассника. После школы дети занимаются в кружках.

— У нас почти индивидуальное образование, — шутит Ольга. — После школы мы возим Машу заниматься на фортепиано в деревню Туховичи. У нас суперпедагог. Он сдувает с Маши пылинки. Паша учится играть на баяне. Никто их не заставляет — они с радостью идут на музыку.

К огромному сожалению, большая часть хозяев повторяют ряд довольно серьезных ошибок, которые постепенно приводят к понижению продуктивности, болезням и соответственно - к ранней выбраковке коз. Надеюсь, что мои советы будут очень полезными, а также помогут козоводам избежать самые распространенные ошибки.

1. Раннее покрытие. Как утверждают многие профессиональные врачи - очень серьезные ущерб для продуктивности и здоровья коз наносит слишком ранняя беременность. Кроме этого, многими было подтверждено, что жизнь и продуктивность козы напрямую зависит от того, когда она впервые была покрыта. Уважаемые козоводы, следует запомнить, это правило: впервые, молодую козочку необходимо покрывать в возрасте около 14-18 месяцев, но никак не 12 - 13. Я занимаюсь козоводством порядка 15 лет. Я случала коз и в возрасте до одного года, и даже в возрасте 1,5 лет, но самые стабильные и высокие удои, самое крепкое здоровье было именно у тех козочек, которые покрывались впервые в возрасте 1,5 года. Не только мой собственный опыт, но еще и опыт самых лучших зарубежных и отечественных козоводов-селекционеров это подтверждает. Приходить в так называемую "охоту", козочки начинают уже в возрасте 4-5 месяцев. Но обязательно должно пройти около года, перед тем, чтобы без какого-либо ущерба для будущей продуктивности и здоровья, коза сможет выносить здоровое потомство, а также давать молоко. Преждевременное покрытие - это причина появления целого букета различных болезней. Прежде всего от этого страдает вымя - могут возникнуть маститы, кровотечения и кисты. В большинстве случаев, козочки, которые были рано покрыты, имеют значительные осложнения в процессе родов и иногда даже в послеродовой период. Они становятся менее выносливыми, очень быстро стареют и значительно раньше идут на мясо.

2. Раздаивание перед первым окотом. Очень часто, у молодых козочек до первого их покрытия начинает постепенно расти вымя. Когда молодая коза начинает полноценно доиться, ее процесс развития существенно приостанавливается, поскольку питательные вещества, которые необходимы ей для правильного развития, начинают уходить вместе с молоком. От этого страдает и вымя, ведь ранняя дойка нарушает его формирование. В следствии, вымя очень быстро быстрее отвисает и теряет свою правильную форму, может кровить, воспалятся и его очень легко травмировать при ходьбе.

3. Родственное покрытие - в таком случае не стоит ожидать крепкого потомства, а также высокого удоев от молодняка, который получен из-за родственного скрещивания.

4. Неполноценное кормление при беременности, существенная нехватка микроэлементов, витаминов - кальция, в рационе питания беременных коз. Сейчас редко можно встретишь козоводов, которые считает, что беременных коз необходимо кормить в два раза больше. Особенно, когда наступает вторая половина сукозности. Большинство из козоводов уверены, что если коза не доится, тогда и кормить много не нужно.

Достаточно воды и сена, но лучшим вариантом можно считать - обыкновенное жидкое пойло на картофельных очистках и отрубях. А на самом деле это глубокое заблуждение! Когда плоды активно развивается, организм козы в это время испытывает очень серьезную нагрузку - козе требуется лучшее питание. Ведь от качества и плотности кормления зависит здоровье потомства.

Рекомендуется использовать следующий рацион питания для беременных коз:

- 2 раза за одну неделю необходимо давать козе 10 таблеток глюконат кальция в сочетании с 5-ю каплями витамина тривит.
- 3 раза и более в неделю нужно давать своей козе тазик с приготовленной овощной смесью с капустой, морковью, свеклой, тыквой (1/4 от всей смеси) - это всего 2,5 кг;
- общее количество овса и комбикормов за день должно составлять более 0,8-1 кг на беременную козу. Также следует исключить цельную пшеницу, поскольку она очень плохо переваривается, а также часто приводит к нарушениям в работе желудка козы.
- незаменимый набор витаминов - это свежие сосновые или еловые ветки. Зимой их чаще всего режут до того, как начинается сокодвижение.

5. Очень распространенная проблема - это практически полное отсутствие прогулок зимой. На самом деле, зимние прогулки крайне необходимы как молодняку, так и беременным козочкам. Активное движение, а также благоприятное воздействие солнечного света способствует правильному и рациональному развитию молодых организмом, укреплению костей и иммунной системы животных. Беременным козам, прогулки необходимы не только для профилактики осложнений при процессе родов таких серьезных болезней, как послеродовой парез и предродовое залеживание. Но зимой козы обязательно должны активно двигаться, ходить хотя бы час и более, а не просто стоять поблизости сарая, при этом пережевывая сено. От пассивных прогулок толку на самом деле, очень мало. Для того, чтобы они двигались, нужно выводить сразу всех особей в открытую местность, где есть место для раздолья.

6. Обильное кормление уже после родов. Внимание - на протяжении первых 10 дней после того, как коза или козы родят, мамам категорически нельзя давать абсолютно никакого корма - исключительно сено, небольшое количество лиственных веников и простую воду. Дача зерна (комбикормов), пойла и сочных кормов в это время может привести к возникновению отеков вымени и гибели коз из-за остановки работы желудка. Болтушки, изготовленные из отрубей с добавлением хлеба, которую так охотно дают козам некоторые козоводы после родов, может привести к стремительному притоку крови в вымя, тем самым вызывая его отек, кровоточивость и в некоторых случаях может появится мастит.

7. Плохое и незавершенное лечение септического мастита. На самом деле, мастит - это очень серьезное воспалительное заболевание козьего вымени, которое вызывается болезнетворными микробами, которые по размерам очень маленькие. Бороться с этим заболеванием народными средствами в качестве притирок и наружных мазей бесполезно и бессмысленно. Это может только загнать данную болезнь внутрь и временно ее заглушить, перевести явное острое течение в хроническое скрытое. Как только иммунитет козы ослабнет, эта болезнь вспыхнет более стремительно и последствия могут быть еще хуже - в большинстве случаев, сразу после того, как пройдут роды. Мастит, который вызван микрофлорой, очень эффективно и быстро лечится лишь с помощью специальных антибиотиков. Именно поэтому, если у козы возник мастит, тогда обязательно нужно обратиться к врачу-ветеринару. А после того, как курса лечения будет завершен, необходимо обязательно проверить молоко на наличие скрытого мастита. Это моментальное исследование должны проводить в СЭС на крупных рынках. Еще лучше будет сдать немного молока на анализ еще и в государственную бактериологическую лабораторию, где не только могут обнаружить возбудителя воспалительного процесса, но еще и определить, каким антибиотиком необходимо продолжать лечение.

8. Очень редкая обрезка копыт у козлят. Обрезать их начинают буквально с трех месяцев и в будущем это делают каждые 2-3 месяца по ходу отрастания - у особей обоих полов. Нельзя ни в коем случае запускать копыта, поскольку длинные отростки у копыт - это мучение для козы. Они могут стать причиной плохого аппетита,появления копытной гнили. У козлов, ко всему вышеуказанному тому добавляется непродуктивная случка из-за болезненной постановки костей ног. Из-за этого может снизится удой.

9. Не нужно преждевременно резать непокрытых коз и козлов. Не беда, когда коза по каким либо причинам осталась непокрытой. Ей нужно дать отдохнуть около 3 месяцев. И потом скрестите снова - потомство будет еще здоровее и активнее.

10. Нельзя держать в одном стаде с козами одного козла. С четырехмесячного возраста их отделяют от коз, чтобы не случилось преждевременного огула молодняка. Козлы должны пастись отдельно. Только таким образом можно избежать незапланированного покрытия юных козочек. Помимо этого, в комбинированном стаде от постоянных случек козел, который является "производителем" потомства очень быстро изнашивается и очень велика вероятность так называемых холостых случек из-за которых, многие козы остаются непокрытыми.

Читайте также: