Какая коза фигурирует в известном фразеологизме

Опубликовано: 26.04.2024

Ответы Кто хочет стать миллионером? 16 марта 2019. Тимур Будаев и Данко, Юрий Николаев и Александр Буйнов, Лион Измайлов и Андрей Ургант

В первой части игры участвуют: Тимур Будаев из Пятигорска и Данко из Москвы, которые выбрали 200 000 рублей в качестве несгораемой суммы. В прошлом они уже выигрывали максимальные призы. Напомним, что в игре появилась новая подсказка "Замена вопроса", о которой вы уже знаете. Сегодня можно сказать праздничный выпуск, так как этот выпуск является юбилейным для Дмитрия Диброва. Ведь он уже 10 лет ведет телевикторину "Кто хочет стать миллионером?".

Тимур Будаев и Данко

1. Как правильно продолжить припев детской песни: "Тили-тили. "?

  • хали-гали
  • трали-вали
  • жили-были
  • ели-пили

2. Что понадобится, чтобы взрыхлить землю на грядке?

  • тяпка
  • бабка
  • скобка
  • тряпка

3. Как называется экзотическое животное из Южной Америки?

  • пчеложор
  • термитоглот
  • муравьед
  • комаролов

4. Во что превращается гусеница?

  • в мячик
  • в пирамидку
  • в машинку
  • в куколку

5. К какой группе музыкальных инструментов относится валторна?

  • струнные
  • клавишные
  • ударные
  • духовые

6. В какой басне Крылова среди действующих лиц есть человек?

  • "Лягушка и Вол"
  • "Свинья под Дубом"
  • "Осел и Соловей"
  • "Волк на псарне"

7. Какой фильм сделал знаменитой песню в исполнении Уитни Хьюстон?

  • "Красотка"
  • "Телохранитель"
  • "Форрест Гамп"
  • "Пятый элемент"

8. Кому в работе нужны постромки?

  • врачу
  • кузнецу
  • извозчику
  • охотнику

9. Какой писатель сформулировал Три закона робототехники?

  • Карел Чапек
  • Айзек Азимов
  • Станислав Лем
  • Курт Воннегут

10. Какой советский орден был единственным, выпускавшимся не на монетном дворе?

  • орден Александра Невского
  • орден "Победа"
  • орден Отечественной войны
  • орден Трудового Красного Знамени

11. Что в старину располагалось в Хельсинки на площади Наринкка?

  • тюрьма
  • кладбище
  • торговые ряды
  • больница

12. Какое имя дал поручику Ржевскому автор пьесы "Давным-давно" Гладков?

  • Михаил
  • Дмитрий
  • Василий
  • Александр

13. Чем увлекался знаменитый сказочник Ганс-Христан Андерсен?

  • вязанием
  • вырезанием из бумаги
  • выжиганием
  • выпиливанием лобзиком

14. Во что оборачивают на время созревания сыр ярг, который производят в английском графстве Корнуолл?

  • в мох
  • в навозные лепешки
  • в листья крапивы
  • в торф

К сожалению игроки неправильно ответили на четырнадцатый вопрос телевикторины, сообщает сайт sprintotvet.ru, но все же ушли из студии с выигрышем в 200 000 рублей несгораемой суммы. Далее в игру вступают Юрий Николаев и Александр Буйнов , которые выбрали в качестве несгораемой сумму в 400 000 рублей.

Юрий Николаев и Александр Буйнов

1. Как, образно говоря, способный человек впитывает знания?

  • как тряпка
  • как губка
  • как газета

  • как промокашка

2. Что есть у ботинка?

  • подбородочек
  • язычок
  • глазок
  • зубки

3. Как заканчивается название альбома Давида Тухманова "По волне моей. "?

  • мысли
  • души
  • жизни
  • памяти

4. На что опирается в своей деятельности политическая партия?

  • на перрон
  • на шасси
  • на платформу
  • на подиум

5. Как на Руси называлась небольшая комната, обычно в верхней части дома?

  • светелка
  • горелка
  • огневка
  • теплушка

6. Кого или что в песне не обещал выкрасть Яшка-цыган из фильма "Неуловимые мстители"?

  • коня
  • волю
  • девчонку
  • Даньку

7. Что в романе "Евгений Онегин" было на голове Татьяны Лариной во время бала?

  • шляпа
  • панама
  • берет
  • капор

8. Что иногда происходит с ланитами?

  • выпадают
  • слезятся
  • краснеют
  • тают

9. Как называется один из видов жуков?

  • артиллерист
  • командор
  • канонир
  • бомбардир

10. Возле какой горы впервые был найден драгоценный камень танзанит?

  • Килиманджаро
  • Мак-Кинли
  • Аконкагуа
  • Элбрус

11. Какую оперу слушают в театре герои фильма "Адъютант его превосходительства"?

  • "Иван Сусанин"
  • "Севильский цирюльник"
  • "Травиата"
  • "Князь Игорь"

12. Что не входило в обязанности первых стюардесс?

  • заправлять самолет
  • носить багаж
  • кормить пассажиров
  • уничтожать мух

К сожалению игрокам не помогла последняя подсказка "Право на ошибку" и они ушли из студии без выигрыша. Далее в игру вступают Лион Измайлов и Андрей Ургант, которые выбрали в качестве несгораемой сумму в 100 000 рублей.

Лион Измайлов и Андрей Ургант

1. На кого, как говорят, списывают неудачу в каком-либо деле?

  • на машиниста
  • на стрелочника
  • на кочегара
  • на кондуктора

2. Какую птицу вспоминают, когда говорят, что у кого-то не все в порядке с головой?

  • ворониху
  • страусиху
  • орлицу
  • кукушку

3. Как можно назвать главный город страны?

  • настольный
  • столовый
  • стольный
  • застольный

4. Какая коза фигурирует в известном фразеологизме?

  • матвеева
  • егорова
  • еремина
  • сидорова

5. Куда Корней Чуковский в стихотворении "Бармалей" советовал детям не ходить?

  • в Азию
  • в Африку
  • в Америку
  • в Антарктиду

6. Как называется научное исследование, посвященное одной теме?

  • монография
  • историография
  • стенография
  • литография

7. С кем в песне "Москва - Одесса" Владимир Высоцкий сравнил стюардессу?

  • с графиней
  • с герцогиней
  • с баронессой
  • с принцессой

8. Кого в основом играют в театре актрисы амплуа иженю?

  • бойких служаной
  • подростков
  • старух
  • наивных девушек

К сожалению игроки неправильно ответили на восьмой вопрос игры и ушли из студии ни с чем. Источник: Спринт-Ответ .

Для чего козе баян
о ненужности, бессмысленности обладания чем-либо

В основе оборота лежит совмещение несовместимых понятий: коза, даже если бы и захотела, кнопки баяна вряд ли смогла бы нажимать своими копытами. Данный фразеологизм широко употребим в народном фольклоре. Например, «Я купил козе баян, чтоб играть училася. А она его продала, как свинья напилася».

Драть как Сидорову козу
сурово наказывать

Стоит отметить, что в русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок с упоминанием имени Сидор. Так, в частности, в рукописном сборнике «Древних русских пословиц» XVIII века, есть, к примеру, такая пословица «на Сидора-попа не одна беда не пришла». В несколько ином варианте, да ещё с характерным дополнением, подчеркивающим церковный сан Сидора, находим эту пословицу и в сборнике А.И. Богданова: «на Сидоpa-попа не одна беда пришла: все церковь покрали, все в колокол. ». Именно о попе свидетельствует и другая пословица, известная уже в XVIII веке: «у Сидора-попа не одна беда, а две: дочь пристроить да жену уберечь».

О поповской «профессии» Сидора мы узнаём и из другой древней поговорки: «и в Сидоре-попе правды нет». В какой-то мере можно предположить, что именно о таком Сидоре-попе идёт речь и в двух других поговорках, из сборников А.И. Богданова и Е.Р. Романова: «Сидор пьёт – чёрт челом бьёт»; «Сидорова правда – киселём блины мазаны». Встречается имя Сидора и в древней поговорке «Феофан с толком, а Сидор с волокном», отражённой и в варианте «Феофан с толокном, а Сидор с волокном».

Можно было бы привести немало подобных пословиц и поговорок из более поздних записей. Так, в словаре фразеологии народных говоров Сибири находим поговорку о беспричинной мелкой ссоре – «Сидор да Борис об одной дрались», лишний раз иллюстрирующую незадачливый характер Сидора. Такие пословицы и поговорки приводит Т.Н. Кондратьева, глубоко изучающая русскую фразеологию с именами собственными. Этот материал позволяет исследователю сделать следующий вывод о происхождении фразеологизма «бить как Сидорову козу»: поскольку в фольклорных источниках Сидор обычно характеризует «богатого, но скупого и мелочного человека», то в этом выражении «сказалось стремление мести Сидору: если он сам недосягаем, то пусть хоть его козе достанется основательно».

Итак, загадка сидоровой козы как будто разгадана; выходит, она была «козлом отпущения» и расплачивалась за недобрый характер своего хозяина. Иное дело загадка самого жестокосердного и недосягаемого для наказаний хозяина Сидоровой козы. Разгадать её до сих пор пытаются многие.

При раскопках в Новгороде в слое последней четверти XIV века обнаружили несколько берестяных грамот-посланий некоего Сидора своим приказчикам. Он пишет, что люди обязаны платить ему, Сидору, деньгами, лососями и. козьим пухом. На основе этого археолог В.Л. Янин заключает: «Ну вот, теперь мы с вами знаем, что означает выражение "драть как Сидорову козу". Крестьяне одной из принадлежавших нашему Сидору деревень разводили коз и всё ценное, что можно было от них получить, отсылали Сидору в виде натурального оброка. Вот только рога и копыта оставляли себе. Но на этот счёт существовала поговорка; "Козьи рога в мех нейдут"».

Значит, хозяин знаменитой козы конкретное историческое лицо, новгородский помещик, дравший со своих крепостных семь козьих шкур вместе с пухом? Заманчиво, но – слишком прямолинейно. Болгарский фразеолог профессор М. Леонидова называет версию В.Л. Янина «не лишенным остроумия предположением», отказывая ей в то же время в праве на истинность.

Иную «профессиональную» принадлежность Сидора устанавливает Т.Н. Кондратьева, отдавшая исследованию переносных значений русских имён собственных всю свою научную жизнь. Как ни странно, Сидором, по её мнению, оказывается. дворник. Но не привычный для нас блюститель дворовых территорий, а дворник и старинном, древнерусском значении этого слова – слуга феодала с возложенными на него различными административными и воинскими обязанностями. Странного в этом древнем значении ничего нет, ибо такой дворник – прямой родственник дворянину, связанному с двором своего феодала: «Дворники дворянъ и дѣтей боярскихъ въ городѣ у казны и на башнѣ у вѣстоваго колокола днюютъ и ночуютъ» информации такого рода были характерны, например, для начала XVII века, когда дневать и ночевать означало «нести круглосуточную караульную службу». Обороты «Сидорова правда» и «Сидорова коза», по мнению Т.П. Кондратьевой, связаны с родословной конкретно-исторических «дворников» Сидоровых - дьяков, тиунов, стряпчих и т.д., холопов князя великого (Московского или Рязанского) XV-XVI вв., которые были истреблены Иваном Грозным во время опричнины. Эти Сидоровы жестоко обирали народ, чинили над ними суд и расправу в своих конюшнях. Затем якобы переносно и любой жестокий человек, имевший власть и обиравший народ, мог получить кличку Сидор – например, уже известный нам по древним пословицам поп, на которого навалились беды.

На первый взгляд, сравнение с сидоровой козой – чисто русский оборот, отражающий жестокосердные нравы наших средневековых «дворников». В пользу этого говорит и то, что за пределами восточнославянской языковой зоны выражение «драть как Сидорову козу» не встречается. Однако это ещё не означает, что образ нашего выражения – чисто восточнославянский.

Некоторые лингвисты в поисках мифологических аналогий с сидоровой козой смело преодолевают огромные языковые и хронологические пространства. По мнению В.П. Топорова, в частности, Сидор в этом выражении – «вырожденное продолжение Громовержца (ср. «сидор-марья» как обозначение гермафродита, возникшего, в частности, в результате брака брата и сестры или «иван-да-марья», название цветка, в который были обращены брат и сестра, вступившие в кровосмесительные отношения, а отчасти и Иванушку и Алёнушку известной русской сказки), соотносимого в конечном счёте с неудачной иерогамией первой пары – Громовержца и его жены». В своей более ранней работе В.Н. Топоров относит выражение о козе не просто к Сидору, а к «Сидору Карповичу как вырожденной трансформации образа Громовержца-оплодотворителя и как травестированному в человеке образу козла».

Но если бы зловредный Сидор действительно оказался гермафродитом – «вырожденным продолжением Громовержца», то его имя вписалось бы в историю не только русского, белорусского и украинского, но и других языков. Такого, однако, не наблюдается.

Следует отметить, что ядром этого устойчивого сравнения является всё же не имя, а название животного. Поэтому логично будет установить, почему в этом обороте бьют именно козу, а не другое животное.

В русских народных говорах коза нередко ассоциируется с отрицательными свойствами характера, что отразилось во многих пословицах, поговорках и устойчивых сравнениях: «захочет сена коза – будет у воза»; «от прыткой козы ни забор, ни запор»; «коню коза не ровень»; «к нему на вшивой козе не подъедешь»; «козия спесь»; «загниголовая коза» (бойкий, непослушный человек); «как коза мостится на кровле», «как коза лепится», «как брянская коза вверх смотрит» и т.п. Не случайно козу в уфимских говорах называли «шайтановой скотиной»: в такой характеристике отразились все отрицательные свойства этой «коровы бедных».

Именно за эти свойства козе и достаются жестокие побои. В славянских сказках, например, нередко можно найти эпизоды, где козу безжалостно «лечат дубиной». Одна из общих восточнославянских угроз связана именно с козой: «отдам туда, где козам рога правят», укр. «послав туда, де козам роги правлять». Подобные угрозы можно найти и у западных славян. Так, в чешском языке уже в XVI веке употреблялось выражение «dám, až kozà dí: řemen» (букв. 'так дам, что даже коза скажет «ремень»'), а в современных говорах известен шутливый оборот «kozího sena na zadek přikládat» (букв. 'прикладывать козьего сена к задней части тела').

Одним из таких выражений, известных как восточным, так и западным славянским языкам, было и устойчивое сравнение, в котором коза была объектом наказания. В польском это «wyrychtował jak diabeł kozę» или диал. «wyfikoł jak dioboł koze» (букв. 'избил, измолотил как дьявол козу'), в словацком языке, чешских и лемковских говорах «drať (skopať) ako financ kozu, kopat jak financ kozu» (букв. 'драть, колотить как сборщик налогов козу'), «перевiсти як фiнанс козу» (одурачить, обмануть). Весьма похожа на приведённые обороты поговорка северных соседей восточных и западных славян – латышей: «pěrt ká каітщи âzi, dîràt (mizot) kà каітіци aži» (букв, 'бить как соседскую козу').

На фоне приведённых фразеологических параллелей русское выражение «драть как Сидорову козу» уже не кажется столь оригинальным. Все эти параллели объединяются общим исходным образом, тождественным фразеологическим (переносным) значением и аналогичной сравнительной конструкцией. Различие – лишь во владельце козы либо в лице, которое эту козу избивает. Причём только в русском языке, а также украинском и белорусском говорах это лицо называется именем собственным – Сидор, в других языках – именами нарицательными: сборщик налогов у словаков и чехов, дьявол – у поляков, сосед – у латышей.

Впрочем, имя владельца или карателя козы могло быть иным и в русской народной речи: на Смоленщине давно, например, записан оборот «сечь (лупить) как Антонову козу», связываемый со святочной песней об Антоне и его козе, над которой издевается хозяин. В пермских говорах известно также сравнение «лупить как козу бренскую», где бренская - видимо, брянская. Да и коза порою заменяется иным объектом битья: кар. «бить как Сидорову бабу», волгоград. «драть как Сидорову кошку». Понятно, что такие вариации – лишь вторичное перевоплощение распространённого оборота. Они, однако, показывают, что связь козы с одним лишь поговорочным Сидором не столь уж жестка, как представляется на первый взгляд.

Эти факты, как кажется, позволяют реконструировать возможную историю русского оборота «драть как Сидорову козу». Он возник на основе более древнего и потому более известного другим языкам устойчивого сравнения «драть, (лупить и т. д.) как козу». Об этом свидетельствуют как уже приведённые славянские и латышские обороты, так и то, что и в русских народных говорах (например, орловских) известно «простое» сравнение – «бить (лупить) как козу». К тому же и в нашем, и в других языках немало сравнений, где избиваемое животное – не коза: рус. «бить как свинью» (XVIII в.), чеш. «řezat koho jako capa» (букв. 'стегать кого-л. как козла'), «řezat koho jako Cikán kobylu» (букв. 'стегать кого-л. как цыган кобылу') и т.п. Да и владелец животного обычно не называется.

Значит, вначале была просто избиваемая кем-либо коза и потому возникновение нашего оборота вряд ли связано с каким-то конкретным рассказом (историей, сказкой, басней, анекдотом и т.п.) о каком-то конкретном Сидоре, которого столь настойчиво ищут этимологи. Гораздо важнее иное – что имя Сидор ко времени появления этого фразеологизма было ярко экспрессивным, окрашенным в отрицательные тона благодаря его употреблению в других пословицах и поговорках о Сидоре-попе, о драчливом или скупом Сидоре и т.д. Оно как нельзя более подходило для расширения уже известной поговорки о козе. Как и в латышской фразеологии, в русских пословицах коза была животным, которое соседи колотили за потраву, ссорясь из-за этого друг с другом: «если хочешь с соседом поругаться – заводи козу». Фразеологическим символом такого соседа – соседа сварливого, всегда готового подраться и поругаться – и стал Сидор, уже зарекомендовавший себя отрицательно в других пословицах.

Такое расширение, «уточнение» древнего сравнения об избиваемой козе именем собственным сделало русское выражение более ярким, экспрессивным, колоритным. Однако ко времени включения этого имени в наше сравнение слово Сидор уже, по-видимому потеряло признаки имени собственного, перестало быть единичным. Оно превратилось в общую отрицательную характеристику сварливого и драчливого соседа – словом, стало именем нарицательным, как имена «действующих лиц» в чешской, словацкой, польской и латышкой поговорках.

Козёл отпущения
тот, на кого сваливают ответственность за проступки других

Этот фразеологический оборот, которым сегодня обозначают человека, отдувающегося за чужие проступки, в «полном» варианте должен был бы иметь дополнение – «козёл отпущения грехов».

У древних евреев был довольно любопытный обычай. Чтобы «договориться» с Богом, они отбирали двух козлов. Одного приносили в жертву, а другого торжественно прогоняли («отпускали») в пустыню, предварительно «возложив на него руки», то есть по очереди прикоснувшись к нему. Считалось, что грехи всего народа перейдут на изгоняемого козла и он унесёт их с собой.

На первый взгляд – наивный и трогательный обычай избавиться от груза собственных мерзостей. Но не стоит забывать, что этот обряд был своеобразной исповедью. В конце концов, какая разница, кому выговориться – психотерапевту, козлу или деревянному идолу? Главное – осознание греха.

На козе не подъедешь
неприступность кого-либо, невозможно договориться

Выражение связывают со старинными развлечениями, когда скоморохи и шуты, увеселяя помещиков и купцов, рядились в козу, медведя и пр. В их репертуаре была и езда на козе или свинье. Но на особо важных, угрюмых, пребывающих в плохом настроении людей и коза не действовала: они даже не улыбались, глядя на эти забавы.

Отставной козы барабанщик
ироническое название человека, не заслуживающего никакого внимания, с которым не считаются

В старину по городам и деревням России бродили небольшие группы самодеятельных артистов, худо-бедно зарабатывавших себе на жизнь различными представлениями. На ярмарках можно было увидеть такую картину: поводырь показывает ручного «учёного» медведя, их сопровождают пляшущий скоморох, на голове которого укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и барабанщик, который бьёт в барабан, аккомпанируя этой пляске и созывая народ на представление. Чаще всего он был из отставных солдат - это и был «козы барабанщик». Потерять даже такую простую и никчёмную работу, то есть оказаться в положении «отставного козы барабанщика» означало пуститься на самое дно жизни. Впоследствии так стали называть и тех, кто был уволен со службы за неспособность или нерадивость, и людей без определённых занятий.

Пустить козла в огород

Выражение собственно русское, в его основе пословица «пустив козла в огород, яблонь страхом не огородишь» или поговорка «пусти козла в огород – он всю капусту пожрёт».

Служить за козла на конюшне
лодырничать, шататься без дела

Данный фразеологизм дополняет ряд выражений, определявших бездельников (ср.: бить баклуши, гранить мостовую, лежать на печи и т.д.). Он активно употреблялся в народной речи и его приводит в Словаре В. И. Даль: «Служить за козла на конюшне, шататься без дела».

Козёл не вызывал симпатии у русских, что и отразилось в выражениях «пускать козла в огород», «драть козла» и т.д. В народе существовало мнение, что козёл – прообраз дьявола и вообще «бесовское животное». Русская пословица так и говорит: «козёл да приказный – бесова родня».

В.И. Даль в очерке «Домовой», где он обстоятельно описывает домового (конечно, на основе народных легенд), говорит о нём: «. особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец-другой по селу. В каких он сношениях с козлом, неизвестно; но козёл на конюшне так же удаляет или задабривает домового. В этом поверье нет, однако же, связи с тем, что козёл служит ведьме; по крайней мере никто не видал, чтобы домовой ездил на козле».

Итак, козла держали на конюшне, чтобы отпугивать домового. Но со временем люди убедились в надуманности страхов, и выражение приобрело иносказательное значение – «делать ненужную работу» и попросту «лодырничать».

фразеологизмы (идиомы) про козла с объяснением

Значение и происхождение фразеологизмов «козёл отпущения», «драть как сидорову козу», «служить за козла на конюшне», «на козе не подъедешь», «пустить козла в огород».

Откуда пошли выражения «козёл отпущения», «драть как сидорову козу», «служить за козла на конюшне», «на козе не подъедешь», «пустить козла в огород» и что они означают?

Что значит поговорок «козёл отпущения», «драть как сидорову козу», «служить за козла на конюшне», «на козе не подъедешь», «пустить козла в огород», и почему так говорят?

По поводу происхождения выражения "Драть как Сидорову Козу" имеется множество версий.
"1. Был такой Сидор, скупой и злой, который и собственную козу не пожалеет, если та заберется в огород и разорит грядки, к примеру.
2. Коза считалась животным вредного нрава, за что, собственно, по представлениям наших предков, она и заслуживала порки. И ведь действительно козам нередко доставалось за потраву.
3. По другой версии, сидорова коза» – это искажение арабского оборота «садар каза», означавшего приговор шариатского судьи – кази, или казия – и содержавший в себе наказание осужденному в виде битья палками. Арабское слово «каза» означает, кроме того, и само судопроизводство, точнее, рассмотрение отдельных судебных дел, случаев.
4. На польском языке «koza» обозначает карцер. У поляков, кстати, в аналогичном присловье предусматривается и другое действие, и другой объект: «drapac' jak Sidor owu kosu», что переводится: «чесать, как Сидор ту косу».
5. В русском языке козой называли не только рогатую животину. У В.Даля, например, можем прочитать, что это и девка резвая, и игра в догонялки, и волынка из козьей шкуры, и рычаг для смазки карет и повозок, и наплечные носилки каменщиков, и тренога-светильник у рыбаков, промышляющих лучением рыбы, и крестьян, которым приходилось молотить зерно в ночную пору, и клок хлеба, оставленного на пашне несжатым (таким образом, некрасовские строчки «только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она» – о козе). Но «козу» на поле оставляли и специально, по обычаю, причем не только славяне, у которых было принято считать ее подношением «Велесу на бородку», но и, например, в южной Германии, согласно сообщению Д. Фрезера в его знаменитой «Золотой ветви». На последнем снопе иногда даже помещали изображение козла или козы.
6. Предполагают и что начало фразеологизму было положено вполне конкретным историческим лицом, боярином Сидором Ковылой-Висловым, который якобы дружил с великим князем московским и владимирским Василием Дмитриевичем. Будто бы известен был сей боярин склонностью к скотоложству, откуда и пошло соответствующее выражение… Впрочем, версия эта не выдерживает никакой исторической проверки." [1]
Кроме того, слово "козёл" некоторые исследователи связывают с приспособлением, на котором пороли провинившихся.
"по полной программе пороли на "кОзлах", приспособа такая о четырех ногах и двумя парами рогов, к которым ноги с руками НАКАЗЫВАЕМОГО привязывали. Каз - корень. И слов с этим таким корнем немало. Сидорами в старые добрые времена называли дворников, а дворниками служили отставные солдаты, а сидор - солдатский вещмешок. А еще дворники как раз и пороли. А вот козу пойди да поймай, чтоб выпороть. Стеганешь - пожалеешь и поимеешь рогами или копытом" [1]
"М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатиры в прозе (1859-1862) >Глуповец любит пригибаться к земле иприкидываться сидоровой козой, но он помнит. Приспособа, на которой наказывали провинившихся, называлась просто козёлъ, в бурсах и школах это были обыкновенные скамьи на четырёх ножках. Нынешние школьники через козла прыгают. Никто скамейки не называл никогда сидоровыми козами, нет таких свидетельств. Драли не скамьи, а виноватых заодно с невинными"[1]

Ищем этимологию "Сидоровой козы"

Вероятнее всего, негативное отношение к козлу связано с древнейшим обычаем "козла отпущения" о котором ещё писал Д. Д. Фрэзер в "Золотой ветви" [2]. В годы неурожая, тяжёлых эпидемий и других бедствий среди общины народа выбирали человека-изгоя, которого нещадно пороли сограждане, вынося на нём свои грехи, и затем отправляли за пределы города на вечные скитания. Со временем негуманный обычай всемирной порки претерпел изменения: человека заменили на животное, в частности, козла, который впоследствии получил название "козёл отпущения" (грехов).
"Велесова бородка" - нескошенная полоса - дань духу растений, которого язычники ассоциировали с тотемом животного, в частности "козла". Наряду с духом козла существовали и другие животные духи, например, зайца, медведя и др., которым отдавали дань.
Все остальные версии как бы накладываются на основную с прибавлением имени Сидор.
" Можно предположить, что во времена, когда вышеназванный мем формировался (в конце 19-го века), самыми распространенными русскими мужскими именами были Иван, Петр и Сидор. Соответственно, было решено, что и самые распространенные фамилии будут происходить от самых распространенных имен.
Русское простонародное имя Сидор происходит от роскошного греческого имени, означающего "Дар Изиды". Поскольку Изида - древнеегипетская богиня, есть основания полагать, что ввели это имя в обращение греки, проживавшие в египетской Александрии." [3]
Остаётся непонятным, какой дар преподнесла Исида, тем не менее, имя Сидор закрепилось в русском имянеслове. В старину, в день святого мученика Сидора 14 мая по старому стилю можно было ожидать последних заморозков.
.Слово "сидор" закрепилось и за солдатскими заплечными мешками. Вещевой мешок уже в Русской императорской армии (РИА) назывался «сидор».

Рис. 1. Сидор - солдатский вещмешок

""Сидором" называли и называют полотняный или брезентовый мешок с двумя плечевыми ремнями и с горловиной, которая завязывалась веревкой или шнурком. В этот мешок складывались личные вещи солдата или заключенного. И тому, и другому полагался строго обозначенный набор предметов. За отсутствие каковых наказывали. Так же как наказывали и за присутствие предметов не разрешенных. В общем, как приговаривал старшина или надзиратель: "Должон быть порядок! Порядок быть должон!"
Многие словечки русского тюремного языка - еврейского происхождения. Назову навскидку "шмон", "мастырку", "малину" и даже "халяву". У всех этих слов ивритские корни. "Сидор" из той же семейки. Так на русский манер изменилось ивритское слово "седер" - "порядок". Который быть должон." [3]
Но здесь автор [3] не преуспел. Слова воровского жаргона еврейского происхождения на самом деле являются словами славянского происхождения только слегка искажённые.
сидор - седер - seder - порядок (ивр.) > chered - черёд (слав.)(редукция ch/s, перест. d/r), иначе черёд - "порядок" !
Примеры еврейских слов из воровского жаргона славянского происхождения:
Воровское слова "малина" производят от еврейского "малон" - гостиница, однако:
малон - mаlоn > pаlatnj - палатный, палаты (слав.)(редукция p/m, пропуск t), иначе, дворец, терем (слав.)
шмон - обыск (жарг.) > shmon > shmatnj - шматный, шмат (слав.), иначе "кусок, ломоть, отрезок" [СД]. Однако я не исключаю, что шмон- цифра 8 (ивр.) > shmon > osmina - осьмина (стар.-слав.)( редукция s/sh), иначе "восемь". По мнению некоторых исследователей в восемь часов вечера в тюрьмах царской России производился шмон, то есть обыск.
""По одной из версий слово шмон(им. сущ.), заимствованно из иврита. На иврите звучит как шмонэ, с ударением на первый слог и переводится как цифра - восемь. В одесских тюрьмах, как вероятно и во всех остальных тюремных учреждениях царской России, досмотр заключенных проводился в 20:00, или иначе говоря в восемь часов вечера. Отсюда и повелось: шмон, шмонать, прошмонали, обшмонали и т.д." [4]
Можно предположить, что жарг. слово "шмон" может происходить от славянского слова "смена":
халява - бесплатное молоко в синагоге (ивр.) > xaljava > xlebаt - хлёбать (слав.)(редукция b/v)
Тот же порядок мы видим в арабском слове "садар", которое связывают с выражением "садар каза" - суд по шариату. Слова "седер" и "садар" однокоренные и кто у кого заимствовал, евреи у арабов или арабы у евреев, трудно сказать.
садар - порядок (араб.) > chered - черёд (слав.)(редукция ch/s, перест. d/r), иначе черёд - "порядок" !
Выражение "садар каза" - черёд казни (слав.), где
каза - kaza (араб.) > kazn/ukaz - казнь/указ (слав.), отсюда, вероятно производное славянское слово "казна".
Польское слово "коза" - koza от латинского "карцер" > karcer - карцер (лат.)(пропуск r, редукция c/z)
Есть ещё самый простой и, вероятно, наиболее достоверный вариант перевода имени Сидор как "Золотой" или "Солдат".
Сидор - седер - seder - порядок (ивр.) > soldatj - солдатский (слав.)(пропуск l, t), то есть вещмешок "солдатский". Сравните soldier - солдат (англ.). Само слово "солдат" происходит от медной итальянской разменной монеты сольдо, которой оплачивался нелёгкий ратный труд наемного солдата. Но слово сольдо переводится со славянского как "золотой".
сольдо - soldo > zoloto - золото (слав.)(редукция z/s, t/d)
Таким образом, значение имени Сидор - "золотой", а не некий дар Исиды.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Наверняка каждый человек слышал такое выражение – «Пороть как сидорову козу». Яркое и экспрессивное выражение, смысл которого, в принципе, понятен и без его пояснения. Но, всё же, подавляющее большинство людей не знают, откуда оно появилось, и причём тут вообще какая-то коза. Что ж, вот об этом сейчас и следует рассказать.

сидорова коза

Почему именно Сидор?

Ни для кого не является секретом то, что конкретные источники многих пословиц и поговорок неизвестны. В случае с пресловутой сидоровой козой – то же самое. Есть, правда, интересное мнение по этому поводу. Якобы в русском фольклоре когда-то существовали произведения (вероятно, сказки), в которых действующими лицами были такие персонажи, как Макар с телятами, Кузька с матерью и Сидор со своей козой.

Потом, с течением времени, произведения утратились и забылись. Но персонажи остались – они просто перекочевали во фразеологизмы, поговорки и пословицы.

К слову, имя Сидор имеет греческое происхождение. Означает дар Изиды – богини плодородия. Из положительных качеств людей с этим именем во все времена отмечались задатки лидера, изобретательность и оригинальность мышления, а из отрицательных – несдержанность в гневе, категоричность и излишняя самоуверенность.

Предпосылки и варианты толкования

Что ж, конкретного «исторического» рассказа, который мог бы объяснить происхождение выражения с упоминанием сидоровой козы, нет. Впрочем, это же касается и многих других случаев, когда фразеология отталкивается от какого-то будничного имени. Но, всё же, используются они активно.

Есть такая поговорка – «На Сидора-попа ни одна беда не пришла». Мориц Ильич Михельсон – толкователь русской фразеологии и педагог – связывал с ней и выражение про сидорову козу. Если быть точнее, у него было такое предположение, что обе эти фразы имеют друг к другу отношение.

Вообще, во всех других пословицах, Сидор тоже представлялся как поп, причём очень богатый и мелочный. Но причём тут коза? Всё просто. Фразеологизм «сидорова коза» олицетворяет стремление к мести ему – коль уж он сам недосягаем, то пускай хотя б его скоту достанется как следует.

сидорова коза значение

В других языках

Имеется ещё несколько других версий, объясняющих, что же значит выражение «сидорова коза». Считается, что изначально вообще ни о каком парнокопытном животном речи и не шло. Якобы, получившийся фразеологизм – искажённый арабский оборот «садар каза».

Можно догадаться, что ничего хорошего он не означал. «Садар каза» - это приговор шариатского судьи, главы органа правосудия в исламском государстве. Словом "кази" (или "казия") называется битьё палками. В другом контексте «каза» означает непосредственно процесс судопроизводства.

Ещё есть отсылка к польскому языку. В нём слово «koza» означает карцер. Но в аналогичном присловье у этого славянского народа есть другая поговорка, схожая с рассматриваемым фразеологизмом. Звучит она так: «Drapac' jak Sidor owu kosu». Перевод немного странный: «Чесать, как Сидор ту косу». К сожалению, о происхождении этой фразы информации почти нет. Поэтому что там был за Сидор и о какой косе идёт речь, остаётся только догадываться.

Кстати, ещё данное выражение активно употребляется в украинском и белорусском языках. Причём ещё не факт, что фразеологизм был позаимствован из русского. Исторический факт: Матвей Номис, украинский фольклорист и этнограф, в одном из своих сборников пословиц и поговорок в 1864 году записал несколько оборотов о сидоровой козе. Вот самые своеобразные формы: «Обдер, як сидорову козу» и «Набився, як сидорової кози».

фразеологизм сидорова коза

Народные представления

На них тоже стоит обратить внимание, раз речь идёт про значение сидоровой козы. Мало кто знает, но по народным представлениям это парнокопытное считалось животным с очень вредным нравом. А имя Сидор у людей ассоциировалось со сварливым и злым человеком, который даже собственную козу не пожалеет, если та проникнет в огород и разорит грядки. Кстати, стоит отметить, что за потраву этим животным действительно частенько доставалось.

Интересно, что в народных представлениях славян коза являлась двойственным символом. С одной стороны она олицетворяла собой плодородие. С другой – считалась нечистым животным, имеющим демоническую природу. Но как бы там ни было, отношение к ней всегда было скотское (как бы это ни звучало). Есть даже такая поговорка: «Коза – лучшая скотина. Выспится под порогом, съест сухую метлу, ещё и молока даст».

сидорова коза значение фразеологизма

Отсылка к истории

Есть один интересный факт, который нельзя обойти вниманием. Дело в том, что в конце XIV века в Новгороде, при раскопках, было обнаружено несколько берестяных посланий от некоего Сидора. Исходя из содержания, стало понятно, что он – человек со статусом. А в посланиях Сидор писал, что люди обязаны ему платить лососями, деньгами, а ещё… козьим пухом.

Валентин Лаврентьевич Янин, историк и археолог, заключил: «Ну вот, теперь мы можем знать значение сидоровой козы! Крестьяне одной из деревень, принадлежащих этому человеку, разводили скот. И всё ценное, то от них можно было получить, отсылалось ему, Сидору, в виде оброка. Разве что копыта с рогами себе оставляли. Оттуда и вторая поговорка – “Козьи рога в мех нейдут”».

Получается, что Сидор – это реально существовавший человек, новгородский помещик, который драл с крестьян их коз? Вполне возможно. С мнением В. Л. Янина согласны не все. Но даже те учёные, которые отрицают истинность данного утверждения, признают, что предположение не лишено остроумия и оригинальности.

выражение сидорова коза

Сидор – дворник?

Тоже не исключено. Если обратиться к исследованиям фразеолога Татьяны Николаевны Кондратьевой, то можно заметить, что она именно эту версию и рассматривает. Только Сидор, по её мнению, был дворником не в современном понимании, а в древнерусском, старинном значении слова. А раньше так назывались слуги феодалов с обязанностями воинского и административного характера.

Так причём тут коза? История, опять-таки, длинная. Итак, «дворники» в те времена были прямыми родственниками дворян, связанных с двором, принадлежащим определённому феодалу. Оборот про козу, а также фраза «сидорова правда», как считает Т. Н. Кондратьева, напрямую связаны с родословной реально существовавших «дворников» - Сидоровых. Среди них были стряпчихи, тиуны, дьяки и т.д. Все служили князю великому (Рязанскому или Московскому) в далёких XV-XVI веках.

Судьба у них была печальной. Их всех истребил Иван Грозный во времена прекрасно всем известной опричнины. Но отнюдь не просто так. Ведь Сидоровы не чурались обирать народ, чинить над людьми суд и устраивать расправы в конюшнях. Дурная слава по округе о них пошла. Потом любой жестокий и властный человек мог за глаза называться Сидором.

Так что в итоге получается? Выходит, что сравнение с пресловутой сидоровой козой – это исконно русский оборот, который удачно отражает жестокосердечный нрав «элиты», жившей несколько веков тому назад.

пороть как сидорову козу

Структура фразеологизма

Итак, что означает сидорова коза, ясно. Теперь пару слов стоит сказать о его фразеологических особенностях.

Используют данную фразу в переносном значении. Которое, в свою очередь, всегда возникает из прямого, направленного на обозначаемое явление, признак, действие или предмет.

И в рассматриваемом случае сущность переноса значения заключается в том, что оно переходит на другой объект. Таким образом происходит формирование многозначности слова.

Значение фразы

Теперь можно обсудить и его. Фразеологизм «Драть как сидорову козу» употребляется обычно по отношению к тому, кого планируется безжалостно и жестоко пороть.

Причём не обязательно в прямом смысле слова (то есть бить). Нередко от провинившегося работника можно услышать печальное: «Начальник будет сегодня драть меня как сидорову козу. Не успел закончить отчёт, а у меня уже дедлайн». И это не значит, что босс тиран, который не побрезгует рукоприкладством. Но! То, что работнику знатно достанется за свою провинность, и он будет крепко отчитан по всем пунктам, это точно.

Если вкратце, то современное значение рассматриваемого фразеологизма определяет суровое наказание, не обязательно физическое.

драть как сидорову козу фразеологизм

Употребление

Рассказывая про значение фразеологизма «сидорова коза», нельзя не отметить, что оно нередко употребляется не только в повседневной жизни и бытовых беседах. Его можно встретить и в литературных произведениях. Многие известные деятели не стеснялись употреблять фразеологизмы, что, впрочем, правильно – ведь они прекрасно украшают речь.

Вот, например, фраза из рассказа «Епишка», созданного Александром Серафимовичем Поповым, советским писателем и лауреатом Сталинской премии I степени: «Смутно помнил он большой дом, битком набитый детьми, где его драли как сидорову козу».

Ещё эта фраза внесена в книгу «Пословицы русского народа», автором которой является Владимир Иванович Даль. Данное выражение и сведения о нём можно найти в разделе «Кара - Ослушание».

В «Письмах в редакцию» русского советского писателя Михаила Михайловича Зощенко – классика, являющегося автора многих сатирических произведений – встречалась такая фраза: «А сына твоего, буржуйчика Кольку, выдеру как сидорову козу».

И, наконец, в рассказе «Ванька» 1886 года, написанном Антоном Павловичем Чеховым, была такая строчка: «… Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу».

И это лишь самые известные примеры. Наверняка фраза «Пороть как сидорову козу» употреблялась и во многих других рассказах.

Фразеологизм "сидорова коза" всегда привлекал особое внимание филологов и простых людей, потому что это выражение звучит особенно звонко, а его смысл с первого раза не понять. Люди долгое время изучали происхождение данного выражения, но так и не пришли к общему выводу. Кто же она такая и какое значение у этого фразеологизма?

Сидорова коза

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы - это устойчивые выражения с неизменным порядком слов и смыслом. Каждое слово, отдельно взятое из фразеологизма, не означает то же самое по отдельности. Фразеологические выражения устойчивые по составу, неизменяемые. При употреблении их на письме или в речи человек не придумывает их на ходу, а извлекает из памяти. Выражения складывались на протяжении многих лет, а не за короткий промежуток времени.

Для чего используют фразеологизмы?

Фразеологизмы используют для придания речи или тексту большей эмоциональности. Данные выражения обогащают речь, делают ее красивее, интереснее и красочней. Речь без фразеологизмов может стать сухой и совсем не звучной.

Сидорова коза значение фразеологизма

Происхождение фразеологизма

Выражение "сидорова коза" является фразеологизмом с именем собственным, поэтому он и привлекает особый к себе интерес и тщательные исследования его происхождения. У лингвистов есть несколько предположений о том, что же это за загадочное животное. Некоторые предположения могут звучать, как сказка или легенда. Что ж, филологи до сих пор не смогли сказать точно, откуда этот фразеологизм произошел и когда его впервые начали употреблять. Именно поэтому люди в народе придумали сами, откуда взялся фразеологизм "сидорова коза", кто такой Сидор и почему именно коза.

Сидорова коза значение

Вариант первый

Самый распространенный вариант гласит, что это словосочетание построено исходя из переносных значений слов "сидор" и "коза". Давным-давно сидором называли богатого человека или купца, который был особенно злобен, жаден и сварлив. Этот богатей был настолько злым, что не пожалел бы и козу, если бы та забралась на его грядки и съела пару грядок капусты. В давние времена коз считали очень вредными животными, от которых было мало прока, но много проблем и убытков. И правда, козам очень часто доставалось за порчу имущества сельских жителей.

Первый вариант происхождения выражения является самым популярным, но отнюдь не все филологи считают его верным.

Вариант второй

Второй вариант гласит, что речь ни о каких козах не шла - было всего-навсего одно арабское выражение. "Садар каза" - так называли в арабских странах приговор судьи, которого все крайне опасались. Этот приговор частенько включал в себя сильное избиение палками человека. Поэтому считается, что "сидорова коза" - это лишь искажение приговора шариатского судьи при заимствовании с арабского языка.

Люди, изучающие русский язык, происхождение в нем слов, а также фразеологизмы, считают, что скорее всего именно так произошло данное выражение.

Вариант третий

Говорят, что фразеологизм имеет еще одну версию происхождения. Эта версия больше похожа на детскую сказку, ее-то и рассказывают в школах младшим ученикам во время изучения фразеологизмов. По легенде, жил давно козовладелец, которого звали Сидор. Он хотел, чтобы его коза была самой лучшей, воспитанной, не топтала грядки и не крала капусту у соседей. Однако коза его никогда не слушалась. И когда Сидор узнавал о ее злодеяниях, бил ее палкой за непослушание. Отсюда и пошло выражение "драть, как сидорову козу".

Фразеологизм сидорова коза

Значение фразеологизма

Если знать происхождение фразеологизма, то можно догадаться, что значит "сидорова коза". Значение фразеологизма основывается на сравнении: когда человеку говорят, что будут "драть, как сидорову козу", это значит, что его будут очень сильно ругать, наказывать или даже бить.

Чаще всего этот фразеологизм можно встретить в литературных произведениях. Писатели любят использовать фразеологизмы и другие устойчивые выражения в своих биографиях, повестях и романах.

Что значит "сидорова коза"? Когда в речи или тексте употребляют данное выражение, появляются ассоциации с чем-то грустным. Но в последнее время это выражение употребляют не в прямом смысле, как раньше, а в чуть-чуть искаженном. Сегодня человека, который провинился или сделал что-то нехорошее, наказывают не такими жестокими способами, какие раньше получала "сидорова коза". Значение фразеологизма изменилось, и теперь человека ругают и наказывают.

Синонимы к фразеологизму "драть, как сидорову козу"

Важная особенность каждого фразеологизма, которая является и его главным свойством, это то, что у них обязательно есть синоним, который одним словом сможет передать всю суть выражения. Чаще всего фразеологизмы имеют и антонимы, но бывают и исключения.

Синонимы к фразеологизму "драть, как сидорову козу": бить, ругать, лупить, наказывать, сечь, пороть, делать нагоняй и др.

Среди фразеологизмов синонимом к выражению "сидорова коза" будет являться знаменитый фразеологизм "кузькина мать", который тоже означает угрозу человеку.

Выражение сидорова коза

Другие фразеологизмы с участием животных

Фразеологизмы с участием животных являются очень популярными и высокоупотребляемыми. Помимо "сидоровой козы" выделяют следующие фразеологизмы:

  1. Упрямый, как осел - так говорится об очень упрямом человеке, который не хочет признавать свою неправоту или соглашаться с чужим мнением.
  2. Врет, как сивый мерин - нагло врет в глаза без зазрения совести,
  3. Голодный, как волк - так говорят про человека, который испытывает сильное чувство голода.
  4. Мартышкин труд - бесполезные усилия, ненужная работа, действия, которые в конечном итоге ни к чему хорошему не приводят.
  5. Хитрый, как лиса - так говорят про хитрого человека.
  6. Слепая курица - фразеологизм о человеке с плохим зрением.
  7. Делать из мухи слона - выражение означает большое преувеличение, не соответствующее действительности.
  8. Комар носа не подточит - об идеальном изделии, вещице, которая выполнена без изъянов.
  9. Не все коту масленица - не бывает такого, чтобы всегда все шло хорошо.
  10. Работать, как лошадь - работать усердно, не покладая рук.
  11. Крокодиловы слезы - фразеологизм означает неискренние слезы, пролитые ради обмана. Фальшивые и притворные сожаления.
  12. Буриданов осел - это интересный фразеологизм, который был буквально создан французским философом по имени Жан Буридан. Он доказывал, что если перед голодным ослом поставить две равные охапки сена, он умрет с голоду, но так и не выберет одну из них. С тех пор фразеологизм "буриданов осел" означает человека, который не может сделать выбор между двумя одинаковыми вещами или возможностями.
  13. Вернуться к своим баранам - так часто говорят в беседах, дискуссиях. Фразеологизм означает призыв к другому собеседнику придерживаться главной темы разговора.
  14. Вертеться, как белка в колесе - занятой человек обычно "вертится, словно белка в колесе", то есть постоянно занимается своими делами и хлопотами.
  15. Козел отпущения - фразеологизм о человеке, на которого сваливают всю ответственность за ошибки других людей.
  16. Купить кота в мешке - фразеологизм считают наиболее популярным и высокоупотребляемым. Несмотря на то что выражение произошло давно, в России оно чаще всего употребляется именно в наши дни. Фразеологизм имеет интересную легенду происхождения, рассказывают, что так говорили французские остряки. Выражение означало неудачливого покупателя, который приобрел что-то не глядя, совершенно ничего не зная о качествах своей покупки.

Что значит сидорова коза

"Сидорова коза" - это фразеологизм, сложенный очень давно в России. Но, несмотря на это, в наши дни он является одним из самых высокоупотребляемых.

Читайте также: