Как наследуется окраска оперения у кур

Опубликовано: 06.05.2024

date image
2018-02-13 views image
1095

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon




Сцепленное с полом наследование используется для ранней диагностики пола у животных, что важно для сельскохозяйственного производства. В птицеводстве важно определять пол “суточных” цыплят, чтобы ставить петушков и курочек на разный рацион, откармливая петушков на мясо. Для диагностики пола используется крисс-кросс наследование признака окраски пера. При скрещивании пестрой курицы (признак доминантный) с черным петухом (признак рецессивный) в F1 все петушки, получившие доминантный ген от матери, будут пестрыми, а курочки — черными.

У человека сцепленно с полом наследуютсятакие наследственные аномалии, как гемофилия и дальтонизм. Поскольку у человека гетерогаметным является мужской пол, то эти аномалии проявляются, в основном, у мужчин. Женщины обычно являются носительницами таких генов, имея их в гетерозиготном состоянии.

При разведении тутового шелкопряда крисс-кросс наследование используется для отбора самцов по окраске грены (признак сцеплен с полом), так как выход шелка из коконов тутового шелкопряда мужского пола на 20–30% выше.

Картина сцепленного с полом наследования может искажаться, если наблюдаются отдельные случаи нерасхождения половых хромосом в процессе мейоза. Так, при скрещивании белоглазой самки дрозофилы с красноглазым самцом (см. выше схему наследования крисс-кросс) в F1, помимо красноглазых самок и белоглазых самцов, появляются единичные белоглазые самки и красноглазые самцы. Причиной этого отклонения является нерасхождение Х-хромосом у исходной самки. В процессе гаметогенеза в яйцеклетку попадает не одна Х-хромосома, а обе, или же, наоборот, ни одной, а обе попадают в полярное тельце. При оплодотворении таких яйцеклеток нормальными сперматозоидами и развиваются красноглазые самцы и белоглазые самки.

Потомство, которое образуется в результате первичного нерасхождения хромосом у самки, имеет разные, не соответствующие норме сочетания и количество половых хромосом. Однако, генетическая инертность Y-хромосомы делает особей с кариотипом ХХY женскими и жизнеспособными, а с кариотипом Х0 — мужскими и также жизнеспособными. Зиготы, не получившие Х-хромосомы (Y0), погибают, так же как (за редким исключением) и зиготы с тремя Х-хромосомами.

Схема наследования белой окраски глаз у дрозофилы (ген white)
при нерасхождении X-хромосом у самки


У дрозофилы выведена линия (double yellow — двойная желтая), у которой из поколения в поколение нарушается наследование сцепленного с полом признака — желтая окраска тела. У самок этой линии Х-хромосомы соединены друг с другом в проксимальной части и имеют одну центромеру. В связи с этим в мейозе они ведут себя как одна хромосома и в анафазе отходят к одному полюсу.

Гетерогаметность одного пола определяет соответствие соотношения полов в каждом поколении организмов формуле 1 : 1. Это соотношение совпадает с расщеплением при анализирующем скрещивании. Рассмотрим его на примере дрозофилы, у которой определение пола соответствует Lygaeus-типу. Набор хромосом у дрозофилы состоит из трех пар аутосом и двух половых хромосом. Самка образует один тип гамет с гаплоидным набором (3A+X), а самец в равных количествах два типа гамет (3A+X) и (3A+Y). В итоге в следующем поколении развивается одинаковое количество самок и самцов.

Вы здесь

Моя записная книжка.
Сюда безсистемно буду сохранять все, что найду по данной теме.
Хронология зависит от того, что и в какое время я нахожу.
Возможно, что-то попадется мне недостоверное. Если найдете ошибки, прошу, не оставайтесь равнодушными и подскажите
Возможно позже "родится" конспект систематизированный на основании моих сохраненных записей.


  • Блог пользователя Гость
  • 14732 просмотра

рисунок павловской:
Аутосомные ( не сцепленные с полом гены)
ER/ER, -продолженный чёрный
Co/Co,- колумбийский ( ослабитель)
Db/Db, -тёмно коричневый Ml/Ml,- усилитель меланина pg+/pg+ ген рисунка
сцепленные с полом.
S,-серебро id+ чёрный дикого типа


http://kippenjungle.nl/kruising.html
калькулятор окраса кур.
Модераторы, простите за ссылку. Можно оставить?
Он на англ. языке.
Вот не учила языки.
Пыхчу, перевожу.
нажимаешь show examples и выходят картинки вместо буковок, так подбираешь у мальчика male и у девочки female, это будут окрасы родительской пары,
затем нажимаешь calculate crossing. и снизу выплывают результаты с картинками и процентами

Millefleur x Lavender = Black, Black Mottled, Buff Columbian Millefleur
2nd Generation Millefleur x 2nd Generation Millfleur = Millefleur (75%) & Porcelain (25%)
Переведу позже


Sex-Linked
Black Mottled x Chocolate = Chocolate & Chocolate Mottled
Black and Black Mottled
(Black & Mottled Boys will carry Chocolate Gene)


Sex-Linked
Lavender + Chocolate = Chocolate & Black


Sex-Linked
Splash x Chocolate = Mauve & Blue


Auto Sexing
Millefleur x Chocolate = Chocolate, Chocolate Mottled, Chocolate Buff Columbian, Chocolate Millefleur
Black, Black Mottled, Buff Columbian, Millefleur
(All the Boys will carry Chocolate Gene)


Black Cuckoo x Black = Black, Black Cuckoo


Splash x Black = Blue


Blue x Blue = Splash (25%) Blue (50%) Black (25%)


Splash x Blue = Splash 50% Blue 50%


то же, только с черным


Millefleur X Blue = Black, Black Mottled | Blue, Blue Mottled | Buff-Columbian, Blue Buff-Columbian | Millefleur, Blue Millefleur


Blue Millefleur x Blue Millelfeur = Millefleur (25%) Blue Millefleur (50%) Splash Millelfeur (25%)


Gold Partridge x Millefleur = Millefleur, Gold Partridge Mottled (could also be called Millefleur but not strictly correct) Gold Partridge.


Porcelain x Millefleur* = Millefleur**
* non Lavender Carrying
** Will carry Lavender


Porcelain x Lavender = Lavender, Lavender Mottled, Porcelain


Sex-Linked
Black x Chocolate = Chocolate & Black
(Black Males will Carry Chocolate Gene)


Генетика пола
Самки млекопитающих имеют две крупных Х-хромосомы (XX – гомогаметный пол), а самцы – одну Х-хромосому и одну Y-хромосому (XY – гетерогаметный пол). Следует иметь в виду, что у некоторых представителей животного мира распределение половых хромосом иное. У млекопитающих ХХ – особи женского пола, ХУ – мужского. У птиц - наоборот. Подробнее – в таблице.
Немного не в тему по окрасам, но тоже нужно
Группы самцы самки
Млекопитающие, большинство членистоногих XY XX
Птицы, пресмыкающиеся, часть земноводных XX XY
Некоторые насекомые XX или X0 X0 или XX
Некоторые рыбы XX или XY XY или XX
На фото - половые хромосомы, мелкая - Y, крупная - X
.
— Какого рода слово "яйцо"? — спрашивает учитель ученика. — Никакого, — отвечает тот. — Почему? — Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.


Немного по окрасам кошек, может кому интересно


Все, что выше этого поста сохранила очень быстро (не вникая).
Вернусь вскоре и отредактирую

Кочиш И. И., Петраш М. Г., Смирнов С. Б.Название: Птицеводство
Там раздел по генетике кур..
Для чтения нужна программа DIVU

Делилась Валентина Глазова:
ПРАКТИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ ПТИЦЫ. По книге "Птицеводство", проф. М.Ф. Иванов, 1930
Раздел:Птицеводство

Опыт учит, что только одно оставление на племя птицы, происшедшей от высокопродуктивной, не способствует поднятию средней продуктивности в данном стаде. Это значит, что если мы, например, весь приплод от всех самых лучших несушек будем оставлять на племя, и вся племенная работа будет заключаться лишь в этом, то средняя яйценоскость этого стада не изменится, следовательно, и улучшения его продуктивности не произойдет. А чтобы стадо прогрессировало, необходимо вести правильную селекцию, которая заключается в отборе наиболее продуктивных генотипов (совокупность генов организма. Ред.). Каждое стадо птицы мы должны рассматривать, как популяцию, то есть смесь генотипов, у которыхо, и улучшения его продуктивности не произойдет. А чтобы стадо прогрессировало, необходимо вести правильную селекцию, которая заключается в отборе наиболее продуктивных генотипов (совокупность генов организма. Ред.). Каждое стадо птицы мы должны рассматривать, как популяцию, то есть смесь генотипов, у которых различное количество наследственных задатков желаемой нами продуктивности, например, яйценоскости (о ней и будем вести речь). Также и стадо простой неулучшенной породы состоит из смеси генотипов.

Различие между культурной и некультурной породами будет заключаться только в том, что в первой генотипов средней и высокой яйценоскости больше, чем во второй. Из этой предпосылки вытекают два положения:
1.Вывести высокопродуктивную птицу возможно как культурной, так и простой породы, но поскольку у простой очень мало генотипов с признаками хорошей яйценоскости, то успех селекции в стаде такой птицы придет намного позже, и трудов будет положено гораздо больше.
2.Для получения высокопродуктивного стада породную птицу также нужно постоянно селекционировать. Оно состоит из смеси генотипов, и без постоянного отбора лучших прогресса в средней яйценоскости стада не добьемся.

Существование в каждом стаде смеси генотипов, независимо от его происхождения обусловливается биологическими и внешними причинами. Мы знаем, что дети одних и тех же родителей по качеству бывают весьма различны. От петуха и курицы с высокопродуктивными задатками на свет появляются куры как с высокой, так и с низкой яйценоскостью (раз уж мы решили о ней говорить). Вот почему не все дети в одинаковой мере наследуют задатки высокой продуктивности, отсюда и появляются различные генотипы.

С другой стороны, куры, получившие от родителей одинаковое количество наследственных задатков хорошей яйценоскости, могут проявить эти задатки по-разному, смотря в каких условиях та или иная птица находилась, как ее кормили, содержали, болела или нет и т.д. Говоря о таком явлении, птицу называют фенотипом. Следовательно, каждое стадо это не только смесь генотипов, но и смесь фенотипов, то есть оно состоит из смеси индивидуумов с различным количеством наследственных задатков. Задача селекционера заключается в том, чтобы все время повышать среднюю продуктивность стада.

Селекция в птицеводстве - дело весьма сложное. Птицеводы пока пользуются методами селекции, выработанными практиками, получившими широкое распространение и давшими хорошие результаты в птицеводстве. Они не находятся в противоречии с генетическими теориями.

Сущность практической селекции - выделять в стаде для разведения наиболее продуктивных особей, а затем постоянно испытывать каждую птицу в том, как она передает свои ценные задатки. Испытание даст возможность выбрать в новом поколении опять же наиболее яйценоских кур. Мы можем узнать не только, какие матери дали наибольший процент высокояйценоского потомства, но и какие отцы.

Оставляя из поколения в поколение наиболее продуктивные генотипы и постоянно отбрасывая ма лопродуктивные или хотя и высокопродуктивные, но не передающие свои качества детям, селекционер постепенно накопит в стаде наиболее желательные генотипы. Благодаря такой селекции средняя продуктивность стада из года в год обычно возрастает.

Селекция никогда не должна прерываться. Каждое поколение должно подвергаться испытанию или проверке на продуктивность. Самое совершенное по продуктивности стадо даже при кратком прерывании селекции может быстро потерять накопленное. На испытание ставят в самые благоприятные условия кормления, содержания и ухода. Только при таком условии они могут вполне проявить генотипические качества.

Испытание кур. У кур наибольшее значение имеет яйценоскость, поэтому их испытывают по этому качеству в первую очередь. При испытании кур в Англии очень большое внимание обращают на зимнюю кладку яиц, потому что именно зимняя кладка довольно хорошо характеризует общую годовую яйценоскость. Эта оценка важна еще и потому, что не ожидая конца кладки яиц, уже можно отобрать лучших несушек и в первый же год получить от них потомство. Можно оценить несушек и по суммарной яйцекладке за весь первый год.
"Экзаменуемых" делят на три класса. Самых лучших - первый класс оставляют на племя, остальных для этих целей не допускают. Кур с целым рядом недостатков и дефектов, свидетельствующих о ненормальности развития, к испытанию не допускают.

Для возможности учета снесенных яиц ставят контрольные гнезда (одно на две несушки). Строго соблюдают следующие правила: птицу сажают в отдельные помещения или домики не менее, чем за три недели до начала испытания; всех несушек метят либо занумерованным кольцом, либо другим способом; на испытание ставят птицу с красным гребнем и расширенными тазовыми костями (признаки здоровой хорошей несушки); птицу содержат на свободе и только в дурную погоду загоняют в птичник; яйца, снесенные вне контрольного гнезда, не учитывают, а очень мелкие яйца или неправильной формы в расчет принимаются, так как учет преследует цель подсчитать количество зародышей, выделенных в определенный промежуток времени (ненормальности яйца фиксируют); яйцо с двумя желтками считают за два яйца (два зародыша); яйца выбирают несколько раз в день, особенно следят за ними по утрам.

Птицу рекомендуется кормить сытно, в течение всего дня давать вволю сухую смесь: пшеничная мука второго сорта - 2 части по объему, овес и гороховая мука - по 2 части, рыбная мука - 1, клеверная мука - 3, отруби - 28 частей. Кроме того один раз в день на ночь давать влажную мешанку такого состава: вареная капуста - 6 частей по объему, рыбная мука - 1, пшеничная мука второго сорта - 8 частей.

Испытание петухов. Необходимо испытывать и петухов, потому что выбранные нами куры, отнесенные к первому классу, могут дать в потомстве петухов и первого и второго, и третьего классов. Вот и требуется узнать, как они в свою очередь передают потомкам лучшие признаки. Самых хороших оставим для улучшения стада. Отбирают как можно больше петухов и спаривают с молодками первого класса. На каждого выделяют не менее четырех молодок и лишь в крайнем случае можно ограничиться двумя. Всех курочек, полученных от такого спаривания, испытывают на контрольных гнездах, чтобы установить их класс и класс их отцов (испытуемых петухов).

Если потомство испытуемого петуха дает большой процент первоклассных несушек, и только у единиц продуктивность мала, этот петух должен быть отнесен к первоклассным.

Заводские достоинства петухов при установлении класса по зимней яйцекладке кур определяют только на второй год их жизни, а по годичной яйценоскости - лишь на третий. На это многие птицеводы возразят - кормить столько петухов, которые, может, и не оправдают надежд! Но если селекционер заинтересован превратить стадо в высококлассное, он пойдет на это, несмотря на то, что уйдет много времени и труда, и что петухи в качестве производителей поступят в завод (племенное стадо) лишь на третьем-четвертом году жизни. Продолжительность их жизни в качестве производителей будет зависеть от их здоровья, крепости и половой энергии. До тех пор, пока куры несут оплодотворенные ими яйца, нет никаких оснований выбрасывать таких петухов из завода.

Как и в других породах домашней птицы ( кур), цвет и узор оперения базируется на гене цветового распределения серии `e`.

E Продолженный чёрный.

Петух- чёрный или с цветными шеей и плечами.

Курица –чёрная или около того.

Петух Чёрно медный, чёрное перо с вороньим отливом.

Курица-чёрная с цветным воротником и цветным пером на груди.

Петух- Стандартный чёрно-красный,

Курица- лососевогрудая, или лососево.коричневая.

Хвост с небольшей растушевкой чёрного, Чёрный цвет ограничен хвостом и крыльями.

e + Утиное крыло.

Петух- Стандартный чёрно-красный,

Курица- Коричеквая, Темно-полосое тело, с лососевой грудью.

Петух- Стандартный чёрно-красный

Курица – Коричневое тело, нет лососевого на груди,

На теле нет единонаправленого узора пера.

Окрас пуха вылупившихся цыплят.

E Продолженный чёрный.

Пух чёрный на спинной и передней частях тела, и белесый на животе и кремовый или белый концах крыльев.

Гомозиготные цыплята часто имеют белую точку на мордочке, пух короче чем у ER цыплят.

Пух такой же как и у E цыплят, но в некоторых случаях нет белого на животе,

Голова может быть слегка коричневой.

Пух пшеничных по существу чисто кремовый, как правило присутствуют коричневые пятна на спине, и иногда обычно у курочек, на крыле исчезающие следы поясов.

e + Утинокрылые. ( Дикий тип)

Дикий тип окраски пуха состоит из тёмно коричневой полоски на спине и пятна на голове,

На боках по тёмно- коричневой узкой полосе отделенной от спинной полосы бело-желтой полоской. Базовый цвет пуха светлеет в направлении к животу.

Коричневый цыплята имеют тёмно- коричневую окраску, с усилением цвета к спине и голове. Остатки белых полос видны на крыле, Нет чёткого разделения цвета на голове, как у цыплят дикого окраса, однако нижняя часть головы к клюву светлее.

Птилоподия у Маранов, результат доминантного гена Pti1.

Небольшая степень оперенности, присутствует с внешней стороны и на внешнем пальце.

Эксперементальные скрещивания показали, что за оперенность лап отвечает только один ген, также присутствует ген уменьшающий оперенность лап, который объясняет появление птиц с неоперенными лапами.

Стандарт указывает на то что цвет ириса глаз должен быть красно-оранжевым.

Цвет ириса глаз у петухов слегка насыщеннее чем у кур.

Следует избегать воскового цвета глаз, а птицы с чёрными или светлопалевыми глазами бракуются.

Цвета, базирующиеся на E аллели.

Эта Вариация Маранов была вписана в Французский стандарт в 1949 году, единой группой,

Стандарт на чёрных маранов в Англии утвержден в 1930 году, но к сожалению не содержал требования к оперенности лап. Нет документов, подтверждающих происхождение породы во Франции.

И поэтому возникло чисто субъективное описание породы. Требовалось иметь перо чёрног цвета к петухов и кур, без каких либо видимых белых или цветных перьев.

Не было требований к зеленому отливу пера, как в случае с лангшанами и австралорпами,

Чёрные мараны, в отличие от чёрно-красных имеют больше пигмента меланина в коже, клюве и лапах, Многое в формировании маранов внесли лангшаны в 1890 годы.

Оранжевые глаза поддаются селекции более трудно, в чёрной, серебряно- чёрной и коричнево чёрной вариации.

Чёрная вариация окраса находится на самой вершине иерархии доминирования, базирующейся на E аллели, но требуется дополнительный усилитель пигмента меланина

для полного формирования окраса. Обычно это Ген- Меланотик Ml, но также и другие гены могут присутствовать.

Мы должны также рассмотреть, какой из вторичных окрасов наиболее подходящий, серебряный или золотой. Для определения этого посмотрим в стандарты, которые говорят нам о том, что зеленоватый блеск пера не требуется. Присутствие красно –золотого усиливает зеленоватый блеск, а серебро приглушает его. Еще раз о серебре. Если выйти за рамки ( стандарта), мы увидим серебряную кукушку как вариацию окраса на базе Е аллели, и она будет серебряной. Петух с генотипом E\E S\S Ml\Ml и если мы хотим иметь птицу с желтыми лапами и светлой кожей тонам нужен ген W. Меланотик направляети чёрный пигмент в цевку и клюв, так же как и в оперение. Очень много для нашего стандарта, но мы можем убрать это используя сцепленный с полом ген светлой кожи Id, для приемлемого цвета голени, которая у кур всё таки немного темнее. Ген оперенной голени Pti-1 завершает генотип давая

для кур E/E S/- Ml/Ml Id/- W/W Pti-1/Pti-1

и для петухов E/E S/S Ml/Ml Id/Id W/W Pti-1/Pti-1

И только если птица несет этот генотип, мы увидим 100% чёрную птицу.

Использование красно-коричневой птицы для регенерации племени чёрной не рекомендуется по 2м причинам. Первая- ген медного ( s+\s+) будет продуцировать различные золотые\красные тона что неприемлемо. И рецессивные Бирчену аллели станут видимыми особенно на курах.

С другой стороны серебряная кукушка – это чёрная птица с дополнительным доминантным геном полосатости B, и это сразу видно на птице, Даже в случае генотипа B\b+. Поэтому если B становится виден, то мы уходим от Чёрного генотипа E\E и это надо переделывать. Но использование кукушек, называемых Британская кукушка или тёмная кукушка может быть интересным. Британская вариация имееи более тёмный окрас чем серебряная, так как это потомки петуха окрасом серебряной кукушки и чёрной курицы. В результате петушки тёмной кукушки не разводятся на прямую, и поэтому их не найти а французком стандарте. В то время как скрещивание петушка тёмной кукушки с курицей серебряной кукушки, примерно 50% цыплят будут чёрными.

Если же такое скрещивание невозможно, то можно скрестить серебряного бирчен-петуха с курицей серебряной кукушки, и это даст петухов тёмной кукушки, и чёрных молодок. Но это может привести к расщеплению Бичена при бликородственном разведении.

Всё это надо принять к сведению, если у вас только одна чёрная птица для разведения.

Синие расцветки. Синий и сплэш.

Она обусловлена наличием гетерозиготного гена Синего. Bl\bl+

Добавление гомозиготного синего дает Сплэш окрас, который также не признан.

Синие варианты окрасов известны в маранах с момента их возникновения, т е синий был введён в породу с момента скрещиваний с Английскими бойцовыми предками.

В наше время нет стран где синий и сплэш существуют раздельно.

Ген синего- доминантный, который разбавляет чёрный пигмент в разной степени, если присутствует в гомо или гетерозиготном состоянии. В гетерозиготном состоянии ген синего разбавляет чёрный до сине-серого цвета, и этот синий имеет разные оттенки от светло-голубого до тёмно-синего. Часто с вкраплениями капелек чёрного. Но без эффекта на золотом\красном оперении. Гомозиготный синий Bl\Bl дает болший эффект разбавления дающий забрызганный белый цвет. Белое оперение с чередующимися синими перьями. В Европе зовётся грязно- белый. Но это отлично от доминантного и рецессивного белого оба из которых также преобразуют чёрное в белый.

Важно понимать точто синий не разводится напрямую, а дает следующие результаты:

синий с синим дают 25% сплэш, 50% синих и 25% чёрных

Сплэш с чёрным дают 100% синих

Синий с чёрным дают 50% чёрных и 50% синих

Не перепутайте синий с рецесивным лавандовым. Который разбавляет как чёрный так и красно-золотой пигмент,

и не расщепляется при разведении. Лаванда разбавляет цвет до серо-жемчужного давая очень характерный цвет. Серо- жемчужный цвет в маранах не найден.

Геном гетерозиготного синего марана петуха E/E S/S Ml/Ml Bl/bl+ Id/Id W/W Pti-1/Pti-1 а курицы E/E S/- Ml/Ml Bl/bl+ Id/- W/W Pti-1/Pti-1.

Геном гомозиготного петуха сплэш E/E S/S Ml/Ml Bl/Bl Id/Id W/W Pti-1/Pti-1, а курицы E/E S/- Ml/Ml Bl/Bl Id/-d W/W Pti-1/Pti-1.

Имея птиц чёрнрго окраса мы рассмотрим другие гены- модификаторы которые могут быть добавлены. Второй член семейства Е аллели это серебряная кукушка. Подобный окрас найден не только в маранах, но и в других породах, таких как пекинские кукушки и кукушки виандоты.

Кукушковый окрас возникает при добавлении гена полосатости В, который доминантен и сцеплен с полом. Серебро-кукушковые птицы не имеют четких полос как у полосатых плимут-рок. Это обычно направленные нерегулярные зигзаги на целом пере. И как результат- стандарт маранов не имеет специальных требований относительно окраса кукушки. Окрас петухов светлее чем кур, обусловлен генетической логикой.

Почему окрас петухов светлее чем у кур?

Кукушковые птицы (генетически ) чёрные Е\Е ( или иногда бирчен ER\ER). Генотип формируется добавлением сцепленого с полом доминантного гена В. Это изменяет чёрный окрас на нерегулярный кукушковый рисунок.

Другой доминантный и сцепленый с полом ген S серебра усиливает серебро-белый конраст в окраска шеи и плеч.

Таким образом кукушковый В цветовой фактор проникает в каждую из 2х хромосом присутствующих у петуха и усиливает эффект удваивая действие гена, давая более светлый тон пера петухов.

С другой стороны в курах кукушках находится в гемизиготном состоянии и присутствует только в одной аллели,( вторая отсутствует)

и такой окрас темнее.

Генотип гомозиготной кукушки E/E S/S Ml/Ml B/B Id/Id W/W Pti-1/Pti-1

гемизиготной кукушки E/E S/- Ml/Ml B/- Id/-d W/W Pti-1/Pti-1

В дополнении надо сказать что общий эффект осветления у кукушковых присутствует на голени и клюве, и светлее у петухов.

Описание цвета серебряной кукушки.

В сравнении с окраской тела, шея и грива кукушковых петухов по цвету близки к серебро-белому, Окрас петухов более контрастен в тенях. Окраска кур более однообразна и темнее в сравнении.

Оттенки оперения кур могут варьироватся и быть светее в зоне шеи и плеч. Но курица не должна быть очеь тёмной или очень светлой. Позаботьтесь о том, что б ваши птицы не имели тенденции к очень светлому или очень тёмному что отличает их от стандарта. Пол можено определить уже при рождении, у петухов светло серебряный окрас, с большим пятномна голове, курочки же темнее с маленьким пятном.

отсутствие светлых косиц в гриве, или присутствие золота.

Куры: золотые или желтовато-коричневые перья на теле.

Замечание: Гетерозиготные В\b+ тёмные кукушки

цыплята петушки в таком случае такие же как и курочки, Куры серебряной и тёмной кукушки идентичны. Т к гемизиготны.

Геном петуха E/E S/S Ml/Ml B/b+ Id/Id W/W pti-1/pti-1 and the hen E/E S/- Ml/Ml B/- Id/-d W/W pti-1/pti-1.

Синяя серебряной кукушки. И сплэш кукушка.

Последний из возможных окрасов на базе аллеля E.

Этот окрас- результат добавления гена полосатости к синей птице. ( или наоборот).

Развести просто, Петуха серебряной кукушки скрещивают с синей курицей, и получают 50% обычных серебряных кукушек, и 50% синих серебряных кукушек.

Генотип марана с окрасом синей серебряной кукушки петуха E/E S/S Ml/Ml Bl/bl+ B/B Id/Id W/W Pti-1/Pti-1, и курицыE/E S/- Ml/Ml Bl/bl+ B/- Id/Id W/W Pti-1/Pti-1

серебряная кукушка сплэш имеет почти белый окрас с полосатым рисунком, видимым только на окрашеных участках пера.

E/E S/S Ml/Ml Bl/Bl B/B Id/Id W/W Pti-1/Pti-1, and a hen E/E S/- Ml/Ml Bl/Bl B/- Id/- W/W Pti-1/Pti-1.

Вариации окрасов на базе продолженного черного скрывают все другие варианты окраса аллелей этой серии .

Эпистатическое наследование окраски оперения у кур

Задача 150.
При скрещивании белой курицы и белого петуха в первом поколении получено 7/8 цыплят белых и 1/8 – черных. Каковы были генотипы родителей и потомков?
Решение:
Эпистаз (от греч. epistasis – остановка, препятствие), взаимодействие двух неаллельных (т.е. относящихся к разным локусам) генов, при котором один ген, называемый эпистатичным или геномсупрессором, подавляет действие другого гена, называемого гипостатичным.
Так у кур доминантная белая окраска определяется генами ААВВ (белые леггорны), а рецессивная белая – aabb (белые виандотты). Ген А определяет наличие пигмента, т.е. окрашенность пера, его аллель а – отсутствие пигмента и, следовательно, неокрашенность пера птицы. Ген В является подавителем действия гена А, аллель b не подавляет его действия. В присутствии даже одной дозы гена B в генотипе птицы действие генов окраски не проявится.
А - черный пигмент;
а - нет пигмента;
В - ген, который подавляет выработку пигмента (эпистатичный);
b - неэпистатичный ген;
А_В_ - белое оперение (подавлена выработка пигмента);
ааВ_ - белое оперение (нет пигмента);
A_bb - xерное оперение;
aabb - белое оперение.
Так как наблюдается фенотипическое расщепление в соотношении 7/8 цыплят белых и 1/8 – черных, то это возможно, например, когда один из родителей гетерозиготен по обоим признакам (AaBb), а другой - гетерозиготен по гену окраски и гомозиготен по рецессивному неэпистатичн гену (Аabb).

Схема скрещивания
Р: AaBb х Аabb
Г: AB; Ab Ab; ab
aB; ab
F1: 1AaBB - 12,5%; 2AaBb - 25%; 1aaBB - 12,5%; 2aaBb - 25%; 1Aabb - 12,5%; 1aabb - 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AaBB - белое оперение - 12,5%;
AaBb - белое оперение- 25%;
aaBB - белое оперение - 12,5%;
aaBb - белое оперение - 25%;
Aabb - чёрное оперение - 12,5%;
aabb - белое оперение - 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
белое оперение - 87,5%;
чёрное оперение - 12,5%.
Наблюдается 2 типА генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1.

Выоды:
1) генотипы родителей: AaBb и Аabb;
2) генотипы потомков: 1AaBB - 12,5%; 2AaBb - 25%; 1aaBB - 12,5%; 2aaBb - 25%; 1Aabb - 12,5%; 1aabb - 12,5%.

Наследование цвета оперения и наличия гребня у кур


Задача 151.
От скрещивания черной курицы без гребня с красным петухом, имеющим гребень, все потомки первого поколения имели гребень и черное оперение. Какие признаки рецессивные, какие – доминантные? Какого расщепления по фенотипу следует ожидать среди 148 потомков второго поколения, если гены, контролирующие эти признаки, наследуются независимо?
Решение:
А - ген черного оперения;
а - ген красного оперения;
В - ген наличия гребня;
b - ген отсутствия гребня.
Так как при скрещивании черной курицы без гребня с красным петухом, имеющим гребень, все потомки первого поколения имели гребень и черное оперение, то генотип курицы - ААbb, петуха - ааВВ, потомства - АаВb. Признаки красное оперение и отсутствие гребня являются рецессивные, а черное оперение и наличие гребня - доминантные.

Схема скрещивания (1)
Р: ААbb х ааВВ
Г: Аb аВ
F1: AaBb - 100%.
Фенотип:
AaBb - черное оперение с гребнем - 100%.
Расщепление и по генотипу и по фенотипу нет, наблюдается единообразие поколения.

Схема скрещивания (2)
Р: AaBb х AaBb
Г: AB; Ab AB; Ab
аB; аb аB; аb
F2: 1ААВВ - 6,25%; 2ААВb - 12,5%; 2АaВВ - 12,5%; 4АaВb - 25%; 1ААbb - 6,25%; 2Аabb - 6,25%; 2aaВb - 12,5%; 1аaBB - 6,25%; 1aabb - 6,25%.
Набдюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:1:2:2:1:1.
Фенотип:
ААВВ - черное орперение с гребнем - 6,25%;
ААВb - черное орперение с гребнем - 12,5%;
АaВВ - черное орперение с гребнем - 12,5%;
АaВb - черное орперение с гребнем - 25%;
ААbb - черное орперение без гребня - 6,25%;
Аabb - черное орперение без гребня - 12,5%;
aaВb - красное орперение с гребнем - 12,5%;
аaBB - черное орперение с гребнем - 6,25%;
aabb - красное рперение без гребня - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
черное орперение с гребнем - 56,25%;
черное орперение без гребня - 18,75%;
красное орперение с гребнем - 18,75%;
красное рперение без гребня - 6,25%.
Набдюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 9:3:3:1.
Расщепление по фенотипу:
черное орперение с гребнем - 83,25 (148 • 0,5625 = 83,25);
черное орперение без гребня - 27,25 (148 • 0,1875%);
красное орперение с гребнем - 27,25 (148 • 0,1875%);
красное рперение без гребня - 9,25 (148 • 0,0625%).

Выводы:
1) доминантные признаки - черное оперение и наличие гребня, рецессивные признаки - красное оперение и отсутствие гребня;
2) Расщепление по фенотипу:
черное орперение с гребнем - 83,25;
черное орперение без гребня - 27,25;
красное орперение с гребнем - 27,25;
красное рперение без гребня - 9,25.

Признак укороченных ног у кур

Задание 152.
Признак укороченных ног у кур (ген «Сp») доминирует над длинноногостью (ген «сp»). У гомозиготных по гену коротконогости цыплят клюв настолько мал, что они не могут пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В хозяйстве, разводящем только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?
Решение:
Nобщ. = 3000 цыплят
Сp - кортконогость;
сp - длинные ноги.
СpСр - кортконогость, короткий клюв - нежизнеспособная особь;
Сpср - кортконогость;
сpсp - длинноногость.
Таким образом, из-за того, что цыплята гомозиготные по доминантному признаку все погибают, не могут вылупиться из яйца, все жизнеспособные особи гетерозиготы.

Схема скрещивания
Р: Срср х Срср
Г: Ср, ср Ср, ср
F1: 1СрСр - 25%; 2Срср - 50%; 1срср - 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1.
Фенотип:
СрСр- нежизнеспособные цыплята - 25%;
Срср - коротконогие цыплята - 50%;
срср - длинноногие цыплята - 25%.
Внешнее проявление фенотипа:
коротконогие цыплята - 66,67%;
длинноногие цыплята - 33,33%.
Рассчитаем количество коротконогих цыплят, получим:
N КОРОТКОНОГИЕ = 3000 . 0,6667 = 2000 штук.

Ответ: 2000 штук.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:
  • Главная
  • Задачи
  • Генетика
  • Задачи на неполное доминирование. Задачи 15 - 16

IV. И еще одно умение, без которого невозможно решить задачу, – определять, к какому разделу она относится: моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов. Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 6. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 7. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Ответ: обе задачи на моногибридное скрещивание, так как речь идет об одном гене. (Ключевые слова выделены в тексте задач.)

Типы задач

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Р: аа х Аа
гаметы: (а) (А) (а)
F1: Аа, аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.
В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
– о характере наследования признака;
– о фенотипах родителей;
– о генотипах потомства (прямо или косвенно).
Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Р: Aa х aa
гаметы: (А) (а) (а)
F1: 1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Р: A + A х A + A
пестрые пестрые
гаметы: (А + ) (А) (А + ) (А)
F1: 1А + А + : 2А + A : 1AA
черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.

Использование на уроках иллюстрированных задач

Задачи по генетике можно подразделить на текстовые и иллюстрированные. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р: АА х аа; F1 : Aa.
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Рисунки могут быть схематичными.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует шаровидная форма плода.
2. Р: аа х АА; F1 : Аа; F2 : 25% АА, 50% Аа, 25% аа.
3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).

1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

1. Р: АаВb х ааВb; F1: АаBB, 2AaBb, Aabb, aaBB, 2aaBb, aabb.
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = 1 : 1,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = 3 : 1.

Решение типовых задач с использованием законов Г.Менделя

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании обычно трудностей не вызывает.
Поэтому остановимся лишь на примере решения задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

При скрещивании между собой растений с розовыми ягодами получается 25% красноплодных, 50% с розовыми ягодами и 25% белоплодных.
Растения с розовыми ягодами (КБ) – гибриды F1. При скрещивании КБ х КБ образуются гаметы двух сортов: К несут признак красноплодности и Б признак белоплодности. Пользуясь решеткой Пеннета, внося обозначения гамет, определяем генотип и фенотип получившихся растений.

Скрещивание КК х КБ дает расщепление: 50% КК (красноплодных) и 50% КБ (с розовыми ягодами).
Вышеизложенное решение (см. учебное пособие «Биология для поступающих в вуз. Способы решения задач по генетике». Составитель Галушкова Н.И. – Волгоград. : Изд. Братья Гринины, 1999, с. 7) на мой взгляд, создает определенные трудности для учащихся, т.к. для обозначения одного признака используются два буквенных символа, что характерно для решения задач на дигибридное скрещивание.
При решении данной задачи можно использовать и другие варианты буквенной символики. Например:

А – ген .
а – ген .

Но в условии задачи не сказано, какой признак доминирующий, и учащиеся испытывают определенные трудности при записи условия задачи.
В своей практике при решении задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании я использую символы:

А + – ген .
А – ген .
(См. упражнение 2 в № 4/2004 и задачу 4.)

Читайте также: