Почему евреи не едят курицу

Опубликовано: 24.04.2024

В этнокультурном диалоге славян и евреев тема пищи и ритуалов, связанных с едой, особенно значима благодаря своей наглядности, «открытости» пищевого кода для сравнения и интерпретации. Для славян пищевые запреты, принятые в иудейской традиции, являются видимым маркером «чужой» культуры. Неупотребление евреями в пищу некоторых продуктов становится постоянной темой для толкований и комментариев. Объектом внимания этнических соседей становятся различия в еде, пищевые предписания и запреты. Наша статья посвящена славянским фольклорным нарративам о пищевых запретах, существующих (или якобы существующих) у евреев.

Кошерность

То, что отнюдь не все продукты евреи употребляют в пищу, что существуют особые правила обращения с продуктами или что еврейская еда должна быть какой-то «особенной», знают практически все. Именно поэтому соседи с пониманием относились к тому, что евреи практически всегда отказывались от угощения в христианских домах:

Мясо кашэрнэ мае бути, а свинина – такэ во, то ни! Воны свиныну нэ йилы. Нельзя! Тильки кашэрнэ, мясо кашэрнэ (записано в Винницкой области, 2004 г.).

Многие информанты вспоминают о том, что в местечке был резник (шойхет), который и осуществлял правильный забой птицы и скота для евреев:

Буў якись отвэтсвэнный чоловэк, шо кур рубаў еврэям. Спэциально. Вин нэ рубаў, еврэй ни одын нэ рубаў, воны носили до нього (записано в Черновицкой области, 2004 г.).

Часто в рассказах местного населения резник выступает как некий «магический специалист», обладающий особыми способностями и умениями по умерщвлению животных. В народных рассказах из юго-восточной Польши фигура резника предстает в мрачных тонах: якобы евреи на бойне специально долго мучили предназначенное для убоя животное – подобно тому, как они подвергали мучениям Христа.

А вот еще одно интересное свидетельство, на этот раз речь идет о требованиях к овощам и фруктам, чтобы они не считались «трефными»:

Я йим грушки давала и горихи давала. Грушки. Но еврэям трэба даваты бэз ганчи – бо будэ трэфнэ. То я з самого вэрха рвала грушки бэры – ранни, велыки, дужэ красивы навэрху. То я рвала и угошчала. Нэма ў ных ни чэрвячка, ничого, то цэ я нэсла (записано в Винницкой области, 2001 г.).

Этиология пищевых запретов

Славянские народные легенды связывают появление тех или иных еврейских пищевых обычаев с событиями Ветхого и Нового Заветов.

Наибольшее количество фольклорных легенд связано с запретом употреблять в пищу свинину. До сих пор широко бытует сюжет о том, как Иисус превратил в свинью еврейскую женщину, которую ее соплеменники спрятали под корыто (под бочку, в печь), чтобы испытать всеведение Христа. Иисус явил евреям чудо превращения, и с тех пор свинина оказалась у них под запретом, ведь свинья – это «жидовская тетка».

Приведем несколько восточнославянских образцов этого общеевропейского сюжета. Яны [евреи] взяли падлажыли пад карыто жыдоўку и спрашивають: – Што тут? – Свиння и парася.

Аткрыли, а там свиння и парася. И от еўрэи свинины не едять, гаворать: «То наша тетка» (записано в Гомельской обл., 1983 г.).

[Евреи хотели испытать Христа и посмеяться над ним.] В пич замуруемо жидывку [и посмотрим, угадает ли он. Спрашивают у Христа:] «Ўгадай, шчо в пэчи е». – «Свяня и дванаццать поросят». [Евреи открывают, а там и правда свинья и двенадцать поросят.] От чого воны сала ны ядять (записано в Волынской обл., 1979 г.).

Любопытный вариант легенды был записан в Полесье – сам Христос посадил беременную еврейку под корыто, чтобы проверить способности одного из своих учеников:

Сус Христос ходиў з учениками; да он их ўсе, ўсе учил. Он йим показывал людей, шо проказные, и исцелял йих. То вон хотеў таку просту причину зробить, шоб прислухаюца до его и учаца. Посадиў жыдоўку пид корыто, а она ў положении была. И питае свого ученика: «Шо пид корытом?» [Ученик отвечает:] «Свиння с поросятами!» [Подняли корыто,] а свиння с поросятами вишла. Ученик пэрэтвориў [в свинью]. И Сус Христос повэриў, шо он учица. А про то жыды сала не едят (записано в Житомирской обл., 1981 г.).

В восточной Польше был записан сюжет-перевертыш на тему о свинье-«еврейской тетке». Евреи хотели посмеяться над Христом, накрыли корытом свинью с поросятами и спросили: «Что там?». Христос ответил, что женщина с ребенком, и когда евреи подняли корыто, то убедились в его правоте. С тех пор, заключает легенда, и появился запрет есть свинину, ибо евреи думают, что люди происходят от свиней.

Еще один сюжет, связанный с этиологией запрета на свинину, возводит этот запрет к временам сотворения мира, разворачивая его в мифологической перспективе: Бог назначает первого человека Адама сторожить свой огород, Адам не исполняет поручения, увлекшись Евой и допустив, что свиньи разоряют Божий огород:

Бог, як сотворив мир, але щоби му було що i'сти, засадив гарний город рiзними потребами: капустою, морквою, цибульою i картофлями, але не було кому пильновати вiд шкоди. Сотворив Адам i казав му пильновати город, щоб свинi не рили; але як з'явилася до него Єва, то вiн так полюбився з нею, що раз в раз сидiв коло неї в корчах. А тимчасом свинi пришли i геть порили Божий город, а той й не знав о тiм. Приходит Бог в город, дивится: шкода велика. Зачав кричати, – а той в корчах байдуже. А Бог кличе: «Ядаме!» – Нема. – «Ядаме, сяку-таку твою матiр! ходи сюди. » взяв казав янголям найти єго i пагнати. От через тоє Ядам своим дiтям не казав їсти свиней. I жиди до сих пор приказ его шануют.

Таким образом, евреи оказываются как раз тем народом, который до сих пор хранит одну из заповедей Адама и не отступает от нее.

Среди современных нарративов встречаются тексты, в которых запрет объясняется с опорой на авторитетный источник – на Старый Завет, на Библию, на «закон», на «канон».

Свинины почему не йидять? Это в Библии напысано, як йим даваў Бог. От у нас, примэрно, Новый Завэт, у Библии то так – в скорочэнни напысано – а йим си-и-ильно багато даваў, яку пищу можно йисти. Всяку пищу йиштэ, но тылько с роздвоенными копытами – ну как у коня, примэрно, тэи, копыта круглые, а у коровы, у вола, значыть, роздвоены. У овцы роздвоены и у свиньи роздвоены. О! И пыше, это у Библии пыше, з тэи, з роздвоенные, тэи, копытом, нэ йиштэ тэи творэння, которы жуйка нэ жые [не жуют], тобто жвачки. Бо корова, як она найисця и отдыхае, то вона жые, и вивця. А свинья уже не жые. Это уже противно. Вот и за мою [память], поки евреи булы тэ, то воны нас если що, протылыся, то ў йих пэрша тая буква: «Мужык – свыння!». Ты свынья, воны считалы за тэю… (записано в Волынской обл., 2000 г.).

Продукт, не приемлемый в еврейской традиции, оказывается статусным в традиции «конфессиональных оппонентов», в данном случае у славян-христиан. Согласно легенде, русские едят свинину, поскольку свинью благословил сам Бог:

Когда жиды искали Христа, чтобы убить его, то он спрятался в ясли к лошади, а она взяла да его и вышвыряла. Христос и сказал ей: «Езди за это на тебе крестьянин, а ешь тебя татарин». Опять жиды искали Христа, а он спрятался в ясли к корове. Жиды и спрашивают: «Коровушка, не видала ли ты Христа?» – Вот я его дожевываю», – сказала корова. И сказал Христос корове: «За это ты всегда будешь сыта; если у тебя не будет травы под ногой, то корм всегда будет с тобой», – вот поэтому она и жует серку (жвачку). А когда Христос спрятался к свинье, то она его зарыла. Жиды спросили ее, не видала ли Христа? «Не знаю, ничего я не видала», – ответила свинья. Вот поэтому Христос и велел есть свинину, но только три раза в год: в Пасху, в Рождество и в Крещенье, а то она была нечистая (записано во Владимирской губ., 1899 г.).

Неприемлемым для евреев, согласно славянским представлениям, является и мясо из задней части говяжьей туши:

А телета – то половыну йидеть, а подовыну воны… пэрэдка йилы, а задка не. Не годыца.

Объяснение того, почему евреи не употребляют в пищу заднюю часть коровьей туши, связывается с событиями, последовавшими за распятием Христа. Явившийся евреям теленок (аллюзия на ветхозаветного золотого тельца?) как бы заменил евреям отвергнутого ими Христа и превратился в «сакральное» животное, из кожи которого делают ритуальные ремни (филактерии) для молитвы. В то же время рассказ содержит указание на наличие другого объяснения: нельзя есть мясо из той части туши, где располагается крестец (хрэст). В восточной Польше было записано свидетельство о том, что евреи не употребляют заднюю часть туши потому, что эта часть по определению «нечистая», ведь именно там происходят процессы, связанные с размножением животных.

Часто фольклорные свидетельства о пищевых запретах этноконфессиональных соседей оформляются как пространный нарратив, в котором эти запреты перечисляются. Об этом – полесская легенда, согласно которой евреи помимо свинины не едят ничего, что отмечено знаком креста (в том числе задней части говяжьей туши и рыбы щуки):

Колы Исус Христос ходыў по свити, проповедовал, и люды не вирилы, жыды, шо то пророк. Ну, воны взялы пид корыто положыли людыну, жыдиўку. И сказалы на его: «А ну, того, як шо ты ўгадаеш, хто там лэжыть, пид тым корытом, значыть, ты пророк Божый». А воны кажуть на его: ўгадай! А вин сказаў йим, шо свиня лэжыть с поросятамы. Ну, воны сталы ў долони плэскаты, шо вин нэ ўгадаў, а сказаў, шо свиня с поросятамы. Воны открывають корыто, а там свиня лэжыть с поросятамы. Та людына, жыдиўка, пэрэтворылася ў свыню. От того воны не едять [свинины]. И тэлят воны не ядять с зада, тылко пэрэдка, бо, кажэ, там… хрэст [на спине]. И рыбы, шчучки, не едять. Бо, кажэ, ў голови тожэ хрэст [т.е. кость в форме креста] (записано в Волынской обл., 2000 г.).

В связи с этими свидетельствами упомянем польское поверье, что евреи не едят щук, потому что на голове у этой рыбы можно видеть изображения орудий, которыми мучили Христа – крест распятия, копье и др.

Объектом изучения могут стать также фольклорные свидетельства о запрете или допустимости для евреев есть освященную пищу. В современных полевых материалах строгий запрет на употребление евреями «свяченого» не фиксируется. Более того, рассказчики старшего поколения (как славяне, так и евреи), вспоминая свой опыт соседства, неоднократно упоминали об обмене обрядовыми блюдами (мацой, куличами, пасхой и т.п.) между христианами и евреями. Из фольклорных свидетельств прошлого отметим записанную в Закарпатье быличку о знахаре-еврее, который «исправил» корову у одного хозяина. Поскольку знахарь появился в христианском семействе после Пасхи, его угостили освященной пищей с пасхального стола, и он не отказался от угощения.

Пищевые приоритеты

С темой пищевых запретов непосредственно связаны представления о пищевых приоритетах этнических соседей. Информанты-славяне единодушно признают, что самым любимым блюдом евреев была курица:

У них главно – гарно пойисти, курочку там… Вони соби курэй куплялы – у нас же буў базар ўнызу, и воны соби (базар буў вэлыкий! тут и свыньи продавалысь, и коровы…) А еврэи шо – купил курочку (записано в Винницкой обл., 2001 г.).

Я тебе говорю, шо Фишбэйна, который у нас был парикмахер, Этя – была жена – она пришла на базар, она все куры перещупала. Она была выше среднего роста такая, ну, приятная женщина, они все такие приятные. «Вот эту я беру». Почему евреи едят курятину? Цэ ж диетичнэ мьясо, елки-палки! Як они кажуть: «Да ми хочемо сто рокиў жить!» (записано в Хмельницкой обл., 2001 г.).

Предпочтение курятины в рассказах информантов выступает как показатель «мудрости» евреев, делающих выбор в пользу здорового образа жизни.

Отметим, что в славянской традиции в ряде случаев курятина является продуктом, запрещенным для ритуальной трапезы (кур не освящают на Пасху, курятиной не разговляются). Так, в Покутье считали, что свинья заслуживает «посвящения» (имеется в виду освящение поросенка на Пасху) за то, что она зарывала следы Христа, когда его вели на распятие (видимо, с целью облегчить его участь). Курица же, наоборот, разгребала следы, делала их видимыми – за это курицу не освящают в церкви на Пасху. По представлениям украинцев, курица – проклятая птица. Когда Христос прятался от евреев, куры «выгребли» его ногами. Поэтому кур не освящают на Пасху и не едят куриных лап. Аналогичный мотив присутствует в современной легенде из Краснодарского края:

Он [Христос] спрятался в хлеву, в ясла, а курица-то все же гребет от себя, она подошла и разгребла, и жиды нашли Христа и распяли.

Когда Христа распяли, то курица ходила вокруг и его загребала (она же всегда лапами загребает), то есть спешила его хоронить.

Пищевые символы

В связи с проблемой «чужого» пищевого кода упомянем еврейскую мацу, которая для соседей-славян является знаковым атрибутом еврейского праздника Песах. Согласно славянским народным представлениям, маца – это тоже результат пищевого запрета. Рассказывая о том, что они знают о маце, большинство информантов сначала сообщают, что в состав мацы входят только вода и мука:

Маца тонэсэнька. Преснэ тисто. Без усяких так удобрэниеў…

Соответственно, еврейская Пасха, в отличие от христианской, осознается как «постная» (основное блюдо готовится из воды и муки) или как «траурная» (праздник отмечен кровопролитием):

[Почему у евреев] Паска посная. Кагда яны его распинали, пришли дамой – у них была ўсе акрававленая, кроме муки и вады. И кагда у них Пасха, ани пякут мацу на ваде да мука. Даже не солят.

У еўреев пасха очень траурная, яны паприходили дамой, у них все окровавленное было, кроме вады и муки, патаму что они убили челавека, хатели яны владычествовать, как теперика Израиль (записано в Гомельской обл., 1982 г.).

В этих свидетельствах из Полесья говорится как раз о том, что маца по определению лишена всяких примесей из-за того, что только мука и вода не пострадали после распятия евреями Христа. Тем не менее, мотив убийства выводит эти рассказы на тему «кровавого навета», и их нелогичность в этом контексте информантами не ощущается. Так и по легенде, записанной у поляков в Литве, первую кровь для мацы евреи получили, распяв Христа.

Почему нельзя есть курицу с молоком? Сказано, нельзя есть мясное с молочным. А какое именно мясное? Ведь существует много разновидностей мяса: парнокопытные, рыба, птица, насекомые. Т.д. Как звучит запрет: «Не вари теленка в молоке его матери». Отсюда следует, что мясо животного, которое нельзя есть с молоком, — это то животное, которое дает молоко. Если так, тогда причем тут курица?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш интересный вопрос. Прежде, чем перейдем непосредственно к ответу на него, попробуем вкратце разобрать суть запрета есть мясное с молочным. Безусловно, этот запрет кардинально отличается от обычных законов запрещённой пищи. Основное отличие состоит в том, что сами по себе и мясо, и молоко разрешены в пищу и только их смесь считается запрещенной.

Существует несколько объяснений запрета употребления мясного с молочным:

— некоторые считают, что жестоко и бессердечно употреблять мясо детеныша, сваренного в молоке его матери, поэтому Тора запретила употребление мяса с молоком, даже если это не молоко его матери (Рашбам, комментарий к Шмот 23:19; Рамбан, комментарий к Дварим 14:21);

— другие считают, что употребление мясного с молочным запрещено, поскольку это вредно для духовного здоровья (Рабейну Бехайя, Шмот 23:19);

— Рамбам (Морэ Нэвухим 3:48) полагает, что цель запрета — оградить евреев от идолопоклонства, от общения с язычниками, поскольку у язычников был обычай есть мясное с молочным на праздники.

— в каббалистических источниках (Зоар, Мишпатим 125а) можно найти еще одно объяснение: мясо представляет собой гевура (проявление качества суда и справедливости), а молоко — хесед (проявление качества милосердия), поэтому не следует смешивать противоположности.

Безусловно, приведенные объяснения не раскрывают полностью истинную причину запрета, поскольку на самом деле эта заповедь — хок, т.е. закон, который необходимо выполнять только потому, что так заповедал Всевышний, даже если мы не понимаем, почему. Как сказано в трактате Ган Эден (Оцер мидрашим, стр.59), истинную причину запрета есть мясное с молочным мы узнаем только после прихода Машиаха.

Эта заповедь упоминается вТоре в трех местах: (Шмот 23:19; Шмот 34:26; Дварим 14:21). Обычно на русский язык ее переводят как: «Не вари козленка в молоке его матери». Чтобы получить представление об истинном значении запрета, нам не обойтись без Устной Торы. Гемара Хулин (113—116) детально разбирает, почему заповедь упоминается в Торе трижды, а также специфическое употребление именно данных слов. Приведем несколько выводов, к которым приходит Гемара. Во-первых, перевод, приведенный выше, не совсем точный, поскольку слово гди, употребленное в Торе, означает любого детеныша, который питается молоком матери, а не только козленка. Во-вторых, имеется в виду не только молоко «матери», но и молоко животных других кошерных видов. В-третьих, трехкратное повторение заповеди говорит о том, что запрещено не только варить мясное и молочное вместе, но и употреблять эту смесь в пищу, и извлекать выгоду из нее.

Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу об употреблении в пищу мяса птицы с молоком. На самом деле этот вопрос так же детально разбирается в той же Гемаре. Там приводятся три различных мнения о запрете употребления мяса птицы с молоком:

— некоторые считают, что запрет Торы употреблять мясо с молочными продуктами относится не только к мясу домашних кошерных животных, но и диких кошерных животных, а также к мясу кошерной птицы. Свое мнение они основывают на том, что запрет употребления мясного с молочным в Торе соседствует с запретом употребления нэвела (мяса животного, которое не было зарезано кошерным способом). Поэтому, раз запрет нэвела относится и к мясу кошерных диких животных и птицы, значит, их мясо также запрещено употреблять с молочными продуктами (Тана кама мишны 113а, по мнению Тосафот).

— другие полагают, что запрет употребления мяса птицы с молоком — не запрет Торы, а только постановление мудрецов. По их мнению, в Торе слово гди — «козленок» (см. выше более точный перевод) — употреблено три раза, чтобы запрет Торы не распространялся на мясо тех животных, которые не подобны гди: во-первых, на мясо детенышей диких кошерных животных, во-вторых, птенцов, в-третьих, на мясо детенышей некошерных животных (Раби Акива, Мишна 113а).

— третьи считают, что вообще нет запрета употреблять мясо птицы с молоком. По их мнению, Тора запрещает варить мясо именно в «молоке матери», чтобы исключить те виды, у которых матери не вскармливают детенышей молоком, т.е. птицу (Раби Йоси а-Глили, Мишна 113а).

Подавляющее большинство ришоним (ранних комментаторов) принимают второе мнение, а именно: запрет употребления мяса птицы с молоком — постановление мудрецов (Риф, Рамбам, Рош, Тур и др.). Так говорит и основной свод еврейских законов — Шулхан Арух (Йорэ Дэа 87:3).

Почему же мудрецы сочли необходимым расширить запрет Торы и распространить его на мясо птицы? Во-первых, поскольку, как было сказано выше, кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, имеются в любом доме, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер, вероятность нарушений будет очень высока. Чтобы оградить людей от случайного нарушения законов Торы, мудрецы приняли ряд постановлений об отделении мясного от молочного. Одним из таких постановлений и является запрет употребления мяса птицы с молоком. Во-вторых: мы можем сказать, что по вкусу и виду мясо птицы отличается от мяса животного; но мудрецы видели, что они похожи и сходство это достаточно велико, ошибка возможна. Поэтому необходимо оградить людей от случайного нарушения законов Торы. Моменты сходства:

— как животное, так и птицу перед употреблением следует зарезать определенным способом (шхита);

— как животное, так и птица разрешены в пищу, только если они здоровы, не имеют дефектов и у них целы все органы;

— как мясо животного, так и мясо птицы перед употреблением должно быть высолено определенным образом.

Как было сказано, мудрецы запретили варить мясо кошерных домашних животных с молоком, употреблять эту смесь в пищу и извлекать из неё выгоду. Что касается мяса птицы, мудрецы запретили только есть его с молоком. Варить мясо птицы в молоке, а затем использовать эту смесь в любых целях, кроме пищи, не запрещено. Однако для того, чтобы можно было сварить мясо птицы с молоком, необходимо, чтобы всем было ясно: варят именно мясо птицы, а не мясо кошерного домашнего животного. Также должно быть ясно, что варят не для еды, а для других целей.

Итак, чтобы понять суть запрета есть мясо птицы с молоком, нам пришлось обратиться к двум основополагающим принципам еврейского закона. Во-первых: существует Устная Тора, которая даёт нам истинное представление о том, что сказано в Торе Письменной. Во-вторых, Тора дала право мудрецам устанавливать особые законы, цель которых — возвести «ограду вокруг Торы», чтобы таким образом предотвратить нарушение ее законов.

Шалом, квод хавер!

Меня, как врача, интересует вопрос — почему курица является национальным блюдом евреев?

Тода раба. Лейтраот.

Владислав Маврин
Россия

Прежде всего, должен сказать, что курица ни прежде, ни в наши дни не считалась и не считается «национальным блюдом евреев».

В целом Ваше наблюдение, что в еврейской среде чаще едят не говядину или, скажем, баранину, но именно курятину — верное. Однако связано это не с вкусовыми предпочтениями и медицинскими соображениями (хотя в наших книгах и написано, что куриное мясо легче усваивается человеческим организмом, нежели мясо животных), но — с определенными трудностями в выполнении адресованных евреям законов Торы, определяющих пригодность мясных продуктов для употребления в пищу.

Речь, во-первых, идет о законах шехиты (когда предназначенное в пищу животное режут обусловленным законами Торы, безболезненным способом — см. на сайте, к примеру, ответ «Отчего ритуальный забой скота столь жесток?» , — с материалами, обозначенными в нем линками). Осуществить законы шехиты, если «объект» — птица, не так уж и сложно. Значительно проще — по сравнению с ситуацией, когда режут, допустим, корову или, к примеру, барана.

Кроме того, чтобы еврей мог употреблять в пищу мясо задней половины туши животного (фактически речь идет о части туши, начиная с определенных последних позвонков хребта и далее, включая обе задние ноги), из нее необходимо, тщательно отделив — аккуратно извлечь гид анаше (на русский язык это ивритское словосочетание обычно переводят как — «жила», «сухожилие» или «седалищный нерв»).

Законы Торы категорически запрещают нам использовать в пищу даже совсем маленький кусочек этой жилы. Вместе с тем, работа по удалению этой жилы (так, чтобы и крошечного обрывка не оставалось) — крайне сложна и ответственна.

На практике это чаще всего, означало, что владельцу животного следовало договориться с неевреем, который согласится купить нижнюю часть туши.

Все это превращало мясо животных в относительно дорогой продукт. В то время как на птиц закон Торы о гид анаше — не распространяется, что, как очевидно, упрощает ее подготовку к употреблению в пищу.

Но и это еще не все.

По законам Торы туши изначально кашерных (пригодных евреям для употребления в пищу) животных и птиц, после по всем правилам осуществленной шехиты должны подвергаться тщательной проверке. Ибо еврею разрешено есть мясо этого животного только в том случае, если специалист в данной области, на достаточно высоком уровне разбирающийся в указаниях Торы, подтвердит, что оно — не трефа (то есть во внутренних органах животного до того, как ему сделали шехиту, не было дефектов, из-за которых есть его мясо нельзя).

Полагаю, понятно, что в обязательной, предусмотренной законами Торы проверке куриной туши после шехиты — нет каких-то чрезвычайных сложностей. А вот проверка туши животного (его мозга, легких, желудка и т.п.) — работа, не просто гораздо более трудоемкая, но и требующая подготовки специалистов особо высокой квалификации.

Чтобы получить об этом общее представление — прочтите на сайте, к примеру, обзор листа 42 трактата Талмуда Хуллин.

Тут важно отметить, что человек, даже обладая необходимым набором знаний и выдающимися «техническими» способностями — не может быть шохетом (специалистом, осуществляющим шехиту), если у него не достигает достаточно высокого уровня йират шамаим (богобоязненность, трепет перед Небом, ощущение высокой ответственности перед Творцом). Эти качества, разумеется, абсолютно необходимы не только для осуществления шехиты, но и — других связанных с ней процедур, определяющих кашерность мяса животного.

Теперь, думаю, вполне очевидно, что предположение о том, что курица — некое «национальное блюдо евреев», не соответствует действительному положению дел.

Автор текста Элиягу Эссас
31.07.15

Кошерное мясо в Израиле


Ни в одной стране мира нет таких строгих ограничений на употребление некоторых продуктов, как в Израиле. Разговор пойдет о том, едят ли евреи свинину, какую птицу и рыбу можно кушать на Святой Земле.

Как мясо оказалось под запретом

Известно несколько историй и версий, почему евреи не едят свинину. Первая и основная причина запрета – религиозная, она же и законодательная. В Торе и Коране изложено, что свиное мясо нельзя есть иудеям (евреям) и мусульманам (арабам).

Расшифровывая записи, ученые сделали вывод о причислении свиньи к «грязным» животным. Одни считают, что это связано с употреблением свиньями грязной пищи. Другие видят причину в том, что свинина часто поражается вирусными, бактериальными и паразитными болезнями.

>>> Аренда авто в Израиле. Секреты выгодной аренды, особенности и Лайфхаки Евреи, обосновавшиеся в Центральной Европе, произносят слово не «кашрут», а «кашер». От него образовалось и прилагательное «кошерный».

Именно правилами кашрута определяются кошерные и некошерные продукты для израильского народа. Разберемся подробнее, какое мясо едят евреи, а что у них под строгим запретом.

Мясо животных

Разрешается есть мясо только тех животных, которые питаются травами и при этом имеют «парные» копыта. Это – лоси, олени, козы, овцы, коровы.

В природе существует несколько видов животных, отвечающих лишь одному из названных требований: свиньи, лошади, зайцы, верблюды, даманы. Их мясо употреблять запрещено. Свиньи с верблюдами относятся к парнокопытным, но не жвачным животным. Зайцы с даманами траву жуют, но их лапки не раздваиваются. Вот почему евреям нельзя есть свинину, а также мясо верблюдов и кроликов. Но на этом ограничения не заканчиваются.

Копыто свиньи

Чтобы мясо считалось разрешенным, животное необходимо забить с соблюдением определенных правил. Например, оно не должно испытывать боли и страданий, а мясо – содержать кровь. Такая деликатная и ответственная миссия доверяется только специалистам. После забоя мясо помещают в воду для вымачивания, затем солят, раскладывают на решетки для стекания остатков крови и через час тщательно промывают.

Есть еще несколько нюансов, касающихся того, какое мясо не едят евреи. Например, вам никогда не приготовят животных, болевших или умерших своей смертью, – этого можно не опасаться. Печень кошерных животных готовят только на открытом огне: варка и обжаривание запрещены. А такие «деликатесы», как околожелудочное сало или мясо с не удаленными седалищными нервами, вообще есть в Израиле нельзя.

Мясо птиц

Аналогично и с птицами, евреи кушают только одомашненных утку, курицу, перепелку, голубя, гуся, индейку. Употреблять в пищу их яйца тоже дозволяется.

Главный признак кошерного яйца – заостренный и округлый кончики. Запрещено кушать птичьи яйца с одинаковыми кончиками (тупыми либо острыми с двух сторон), потому что они принадлежат падальщику либо хищной птице.

Морепродукты

Причиной того, почему евреи едят не все морепродукты, является все тот же кашрут. Согласно его законам, к «разрешенным» относятся рыбы, у которых обязательно есть чешуя и плавники. Чешуя при этом должна легко отделяться от туловища при проведении по ней ногтем. К некошерным видам рыбы в Израиле относят речных угрей, осетровых и акуловых, хищного европейского удильщика и сома.

Согласно такому распределению в Израиле можно есть красную лососевую икру, а черную осетровую – нет.

Вот почему евреи не едят также креветок, омаров, устриц, раков, кальмаров, крабов, лангустов и осьминогов. У этих представителей моря просто-напросто нет плавников с чешуей.

Интересно: о мясном и молочном

Теперь понятно, почему евреи не едят свинину, крольчатину, некоторых птиц и морских обитателей. Но оказавшись в Израиле, туристу надо знать еще одну важную традицию.

Кошерная посуда

Законы кашрута запрещают употреблять одновременно мясные и молочные продукты. Считается, что это вредит духовному здоровью, поэтому они не подаются вместе на один стол и в одном рецепте не встречаются. После мяса молочный продукт разрешается съесть только через 6 часов. А посуда, в которой готовят молочные и мясные блюда, должна быть разной и храниться в отдельных шкафчиках. В обеспеченных еврейских семьях для этой цели даже предусмотрены отдельные кухни.

Запрет на совместное употребление молочных и мясных продуктов мы учим из стиха «Не вари козленка (гди) в молоке его матери», который трижды повторяется в Торе. 1 Мудрецы объясняют, что троекратное повторение этого стиха учит нас трем аспектам закона: запрещено не только готовить мясо вместе с молоком, но также употреблять его в пищу или извлекать пользу из такого сочетания. 2

Хотя в стихе Торы используется ивритское слово гди, которое в этом контексте обычно буквально переводится как «козленок», на самом деле оно фактически означает любое домашнее животное молодого возраста. Кроме того, мудрецы объясняют, что Тора приводит пример именно «ребенка в молоке матери», потому что подобное было среди язычников обычной практикой в древние времена. 3

Интересно, что в других случаях, когда Тора хочет конкретно сказать именно о козленке как о юном представителе своего вида, она использует термин גדי עזים — гди изим, «дитя козы». Это подразумевает, что иногда, когда слово гди используется само по себе, без дополнительных уточнений, оно не обязательно означает козленка. 4

Но это то, что касается животных. А что мы знаем насчет курицы и других птиц? Почему с точки зрения закона мясо птицы оказалось приравнено к мясу животных?

Что входит в запрет Торы на совместное употребление мяса и молока?

Как уже упоминалось, предостережение «Не вари козленка (гди) в молоке его матери» повторяется в Торе трижды. Согласно одному из объяснений Талмуда, причина такого повторения заключается в том, что запрет включает три типа живых существ:

1) домашних животных;

2) не домашних животных;

Таким образом, те, кто следуют этому мнению, считают, что приготовление или употребление в пищу птицы с молочными продуктами включено в запрет Торы.

Однако есть и те раввины, кто не согласен с такой трактовкой. Несомненно, они тоже считают, что существует запрет на употребление птицы с молоком, но приходят к выводу, что это все-таки уже постановление именно мудрецов, а не Торы. 6

Почему это запрещено?

Вопреки распространенному заблуждению раввины древности вовсе не боялись, что кусок курицы гипотетически может выглядеть так же, как кусок мяса, и что люди, которые будут наблюдать со стороны за тем, как евреи едят курицу с молоком, ошибочно подумают, что те нарушают один из базовых законов кашрута.

Дело в другом: гораздо в большей степени их беспокоило то, что законы, касающиеся подготовки мяса птицы (в отличии от рыб) для того, чтобы его можно было считать кошерным, такие же, как и у обычного мяса. И кошерные птицы, и кошерные животные должны быть убиты определенным способом, после чего их мясо необходимо высолить и вымочить должным образом, чтобы удалить всю кровь. Соответственно, если эти два вида мяса имеют так много общего с точки зрения кашрута, то оба они должны принадлежать к одной форме запретов.

В свете этого сходства раввины были обеспокоены тем, что если не принять дополнительные ограничительные меры, то люди могут сделать неправильные выводы, что приведет их к куда более серьезным нарушениям. Вот как, например, Маймонид описывает картину того, какие последствия могли возникнуть, если бы готовить вместе птицу и молочные продукты было разрешено:

Люди могут сказать: «Употребление мяса птицы, приготовленного в молоке, разрешено, потому что оно не запрещено Торой напрямую. Точно так же и мясо дикого животного, приготовленное в молоке, разрешено, потому что Тора ничего об этом не говорит прямым текстом».

Другие люди скажут: «На самом деле даже мясо домашнего животного (не только дикого), приготовленное в молоке, разрешено, а запрещено только мясо козы».

Третьи пойдут еще дальше: «В принципе, даже мясо козы разрешено, если его готовить в молоке коровы или овцы. Ведь в этом стихе упоминается только «мать», то есть животное того же вида».

А последние заявят: «Даже мясо козы разрешено, когда его готовят в козьем молоке, если это молоко было взято не у матери этого животного, потому что в стихе Торы говорится именно про мать.

По всем этим причинам, заключает Маймонид, мудрецы запрещают употреблять в пищу любое мясо, приготовленное с молочными продуктами, и даже мясо птицы — чтобы создать надежную ограду вокруг закона Торы и обеспечить его соблюдение. 7


Читайте также: