Что будет если не подковывать лошадь

Опубликовано: 30.04.2024

Возможно эта статья изменит ваше отношение к ковке.

xm03Aeoh_qg

Изначальное назначение подковы – это предохранение копыт лошади от повреждений. В дикой природе животных никто не подковывает, это просто не предусмотрено природой. Но когда лошадь живёт и работает в неестественных для неё условиях, например в городе, то копыта изнашиваются быстрее, чем успевают отрасти.

С образованием мегаполисов появились дороги с твёрдым покрытием, а, следовательно, усилился износ копыта от езды по такому грунту. Сбитое копыто – это потеря работоспособности и вообще возможности полноценно передвигаться. А движение для лошади, как известно, это жизнь.

1412101883_kopeta-7

Давайте перечислим причины, по которым возникла необходимость в подковах. Во-первых, это необходимость быстро передвигаться на дальние расстояния (например, во времена завоеваний). Во-вторых, от лошади требовалось не просто идти, но и везти груз на себе или в телеге. В-третьих, дорогу выбирала не лошадь, а тот, кто ею управлял. От возможности быстро передвигаться на дальние расстояния зависела жизнь человека, поэтому задумались о защите копыт. Таким образом, вопрос о подковывании возник, когда лошадь стала использоваться в неестественных для неё условиях – твёрдый грунт и много движения с грузом.

Итак, для начала стоит объяснить несколько понятий, касающихся копыт

Ковка - прикрепление с помощью гвоздей к копыту лошади, а конкретно, копытной стенке железной подковы. (это самый распространенный метод), но все чаще подковы приклеивают.

Расчистка - подрезание и подпиливания с помощью рашпиля и копытного ножа переросших свою нормальную длину частей копыта для приведения копыта в наиболее здравое состояние.

Влияние подков на копыта

Неправильная ковка может повредить копыто лошади, а вместе с этим привести и к другим серьёзным проблемам, например, к повреждению сухожилий. Есть мнение, что копыто играет роль амортизатора и даже насоса, качая кровь. Когда лошадь наступает на ногу, копыто расширяется, как бы расходится в разные стороны, снижая ударную силу на суставы. Использование же подков не позволяет копыту расходиться, что может привести к травмам и ушибам при передвижении по твёрдому грунту.

Специальная съемка позволяет видеть мягкую работу копыта без подковы

В любом случае, если есть возможность лошадь не ковать, лучше этого не делать. Зачем вмешиваться в то, что создано природой? Например, на конюшнях, где лошади проводят большую часть на выпасе и «работаются» по мягкому грунту, лошадей не куют в принципе.

Съемка показывает воздействие твердой основы подковы на работу копыта, а затем и воздействие на ногу, такой дисбаланс происходит за счет того, что подкова не позволяет лошади начать мягкий постав ноги на землю с пятки и не дает возможности естественной амортизации за счет расширения копыта и использования стрелки, как смягчающей подушечки, что заложено природой при строении ноги, в итоге идет неправильная, жесткая и очень мощная нагрузка на кости и хрящи.

Вначале движение против вреда подковывания лошадей в пользу естественной расчистки было отвергнуто как причуда и клевета. Тем не менее, оно приобрело огромный импульс в развитии и зарекомендовывало себя все больше и больше в качестве решения для реабилитации и предотвращения заболеваний копыт, которые раньше принято было считать неизлечимыми: навикулярный синдром, ламинит, торцовое копыто, мозолистый нарост на бабке и сжатые пятки. Кроме того, естественная расчистка может быть полезна и для любой здоровой лошади, будь она молодой или зрелой.

Суть метода заключается в признании и понимании связи между здоровьем копыт и содержанием лошади.

hoof

Как видно из картинки препарата рассеченного копыта, копыто само по себе не является намертво застывшим куском растущего всю лошадиную жизнь рога, а представляет из себя тонко отрегулированный механизм взаимодействия костей, сухожилий и связок, который миллионы лет эволюционировал для предоставления лошади возможности совершать переходы до 30 км в день, ходить по самым разнообразным грунтам (от песка до каменистых гор, безо всяких подков!) и движением лечить самую себя. Копытный рог постоянно растет, восполняя стачиваемые об грунт потери, и таким образом копыто блюдет самое себя. Копыто пронизывают множественные капилляры и нервные окончания, и при движении осуществляется работа копытного механизма.

Что эта такое?

Одно из чудес лошадиного организма – такое маленькое копыто может выдерживать на себе вес несколькосоткиллограмового животного на разных аллюрах, при этом не повреждаясь, за счет того что при переносе веса на копыто оно расширяется (за счет разъезжающейся в стороны копытной стенки и эластичной стрелки, и сужается когда копыто в воздухе. За счет расширения происходит рассеивание ударной волны от соприкосновения с землей во время движения.

Замедленная съемка работы копыта.

Без этого каждый шаг приносит с собой разрушительная волну, которая идет вверх по ноге и губительно действует на суставы. Мало того, каждое копыто – неутомимый помощник сердцу. Сердце лошади довольно маленькое относительно размеров тела, и ему требуется дополнительная помощь чтобы гонять кровь по такому большому организму. Расширяясь при каждом шаге, копыто прокачивает сквозь свои сосуды и капилляры кровь, выгоняя ее, когда копыто поднимается в воздух и сужается, получается, что оно является эдаким насосом, облегчающим сердцу его работу. Для того, чтобы копыта и лошадь оставались здоровыми, лошади нужно много двигаться, чтобы копытный механизм выполнял свою функцию на все сто.

Что же не так с ковкой? А вот представьте теперь весь этот чудесный копытный механизм, закованный в железную клетку подковы. Когда вес тела переносится на подкованное копыто, оно уже не в силах расшириться, и порой бывает так, что каждый шаг вызывает если не отсутствие расширения, то сужение копыта внутрь себя. При этом повреждаются внутренние ткани копыта, копытный «насос» больше не работает, без должного кровообращения в копыте наступает потеря чувствительности, сужение пяток, дистрофия стрелки…

В человеческом эквиваленте это нечто сродни заковыванию человеческой конечности в испанский сапожок. Или китайской практике изготовления из ножек девочек «ножек-лотосов». Дырки от гвоздей в копытной стенке являются постоянно открытыми воротами для копытных инфекций, неработающая, атрофированная стрелка становится легкой добычей для гнили и травм. Копыто с неработающим копытным механизмом более не рассеивает ударную волну при соприкосновении с землей, и это хорошо заметно на видео. Посмотрите как мягко становится на землю некованое копыто и как ударная волна сотрясает всю ногу при рыси кованной лошади.
Мало того, на этом видео (пусть и не очень приятно выглядящем) показано, какие дикие нагрузки испытывает копытная кость с кованном копыте. Едва ослабленная отсечением зацепной части, копытная кость просто… ломается, когда на нее переносят вес лошадиного тела.

Ограничение просмотра, если есть противопоказания.


  1. Назначение и частота подковки
  2. Разновидности подков
  3. Необходимые инструменты
  4. Пошаговая инструкция
  5. Больно ли лошадям?

Одомашненные кони нуждаются в дополнительной защите для копыт потому, что их образ жизни существенно отличается от диких сородичей. Последние много двигаются и контактируют только с естественной средой, поэтому роговой слой у них прочный и не стачивается преждевременно. Лошади в конюшнях живут совсем иначе, поэтому хозяева должны проявлять заботу.

Назначение и частота подковки

В современном мире кони живут в конюшне. Они двигаются меньше, чем дикие сородичи, поэтому копыта становятся мягче. Одновременно с этим лошади делают тяжелую работу, поэтому нагрузка на ноги довольно большая. В итоге копыта стираются быстрее, чем растут. Лошади с изношенными копытами испытывают боль, хромают или вовсе отказываются ходить.

Еще в древние времена люди старались защитить копыта лошадей, которые им служили. Тогда использовали своеобразные ботинки из метала. Со временем стало ясно, что такая обувь приносит животному дискомфорт. Для улучшения качества жизни коней придумали меньшие по размеру накладки из прочного металла.


Подкованная лошадь не испытывает дискомфорта от постоянного контакта с асфальтовым или бетонным дорожным покрытием. В зимнее время подкова оснащается специальными шипами для улучшения устойчивости коня. Периодически накладки меняют. Частота подковки зависит от условий проживания и основной деятельности животного.

Копыта у коня растут, причем неравномерно. Правильный уход предполагает смену подков 1 раз в месяц. Важно, чтобы подковы соответствовали размеру копыт.

Если все сделать правильно, то лошадь будет ходить легко и уверенно.



Разновидности подков

Изделие должно быть комфортным для коня и делать его передвижение более безопасным. Существуют основные виды подков: спортивные, стандартные, ортопедические. Каждая группа имеет модификации, которые предназначены для определенной деятельности. Более того, подковы различаются по размеру и материалу.

Спортивные

Предназначены для участников скачек, конкурсов. При изготовлении используют пружинную сталь, алюминий или сплавы. Подковы легкие и прочные. Вес и форма изделия зависят от вида соревнований, в которых принимает участие лошадь. Для скачек используют легкие модели в 120 г и менее, для многоборья подойдут подковы весом в 180-200 г. В последнем случае утяжеление происходит за счет утолщения в нижней части и бортов.




Стандартные

Используются для подковки рабочих лошадей. Изделие весит не менее 200 г, в зависимости от размера показатель может доходить до 720 г. Комплект включает съемные дополнительные шипы: округленные, маленькие для летнего периода и острые, крупные для зимнего гололеда.

Подковы стандартного типа могут изготавливаться как кузнецами, так и в заводских условиях.



Ортопедические

Могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика. Наборы подков подбирают индивидуально в зависимости от травмы коня. Конструкция полностью зависит от потребностей лошади. Ортопедический тип нужен для уменьшения болевых ощущений, быстрого заживления и выравнивания походки.



Внешне такие подковы напоминают обувь с пружинными креплениями и ремешками из пластика. При креплении не используются гвозди, что позволяет быстро заменять их. Такие подковы дорогостоящие, поэтому некоторые заводчики коней используют более дешевые альтернативы. Последние изготавливают из пластика. Для крепления используются маленькие гвозди или клей. Внешне подковы не отличаются от стандартных.

Легкие алюминиевые подковы предназначены для спортсменов. Изделия из пластика помогают лошадям оправиться после травмы. Помимо вышеперечисленных есть и особые резиновые подковы. Такие изделия защищают копыта коней, которые задействованы в туристических развлечениях. Резина не наносит вреда дорожкам и аллеям.

Существуют современные подковы для скакунов. Они не крепятся гвоздями, а только клеем. Интенсивные нагрузки заставляют хозяев часто менять их, поэтому отсутствие гвоздей значительно упрощает перековку.



Необходимые инструменты

Кузнецы и заводчики больших табунов пользуются станком для очистки и подковки копыт. Хозяева небольшого количества лошадей редко используют такое приспособление, а зря. По своей сути станок предназначен для ограничения движения животного. Коня заводят внутрь, поднимают ногу и ставят ее на перекладину. Это существенно упрощает как подготовку, так и саму ковку.

Откажитесь от подручных материалов. Для проведения подковки необходимо использовать специальные приспособления. В противном случае вы можете не просто принести боль лошади, а и вовсе травмировать ногу. Инструменты для процедуры:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с разными насечками;
  • обсечка;
  • копытный нож;
  • ключ;
  • молоток.

Для крепления подковы используются гвозди. Изделия имеют особую шляпку и загнутый штифт, изготавливаются ухналями. Гвозди имеют 6 видов размеров в пределах 45-70 мм. Крепления одноразовые, нельзя использовать их после снятия подковы. Следите, чтобы все инструменты были чистыми, безопасными и хорошо заточенными.





Пошаговая инструкция

Обычно подковку производят раз в 4-8 недель в домашних условиях потому, что вызов профессионала довольно дорогостоящий. Необходимо подготовить коня к ковке.

Подготовительные действия проводятся следующим образом.

  • Поднимите ногу лошади в удобное положение. Подымайте медленно, чтобы животное перенесло центр тяжести и не упало. Зажмите ногу коня между своих колен так, чтобы копыта располагалось перед вами. Лошадь может толкнуть, чтобы освободиться. Для собственной безопасности стоит придерживать копыто одной рукой.
  • Уберите с копыт старые подковы, если таковые есть. С помощью обсечки и молотка снимите заклепки. Лезвие инструмента поставьте на зажим и слегка ударьте молоточком, чтобы ослабить. Для полного снятия используйте металлические съемники. Губками инструмента возьмите внешнюю часть подковы и раскачайте. Такую же процедуру проведите на внутреннем основании. Продолжайте, пока подкова не снимется с копыта.
  • Очистите нижнюю часть копыта. Уберите всю грязь пробойником. Двигайтесь сверху вниз, от задней части к передней. Для более тщательного очищения используйте щетку с металлической щетиной. Осторожно обрабатывайте зону возле треугольной впадины в центре копыта – она очень чувствительна.
  • Используйте копытный нож для того, чтобы убрать ороговевший слой, этот процесс подобен обстриганию когтей. Режьте неглубоко, чтобы не травмировать коня. Используйте только хорошо заточенный инструмент.
  • Щипцами для обрезки копыт удалите излишки роговой стенки. Эта часть должна выпирать на 7,5 см от линии роста волос над копытом. Используйте щипцы, если стенка выпирает больше. Следите за тем, чтобы линии срезов были ровными и прямыми. Режьте от задней части к передней. Если у коня неровная поступь, то с более изнашиваемой стороны срезайте меньше. Будьте внимательны при различных особенностях копыт, по возможности проконсультируйтесь с кузнецом.
  • Для сглаживания и выравнивания подошвы используйте напильник. Копыта должны быть гладкими и ровными. Действуйте осторожно, чтобы не навредить лошади.




После таких подготовительных работ можно приступать к подковыванию коня. Если стоит выбор между слишком маленькими и слишком большими подковами, то выбирайте последние. Их можно с легкостью подкорректировать. Непосредственно подковывайте лошадь своими руками по следующей инструкции.

  1. Произведите примерку подковы. Ступни лошадей разные по размерам, отличаются на всех ногах и могут быть асимметричными. Сделайте замеры и убедитесь, что изделие подходит по размеру и форме.
  2. Если подкова не подходит, нужно скорректировать ее. Даже если изделие выполнено по предварительному заказу, оно может немного не подходить. Для придания нужной формы существует 2 метода. Если есть навыки работы с металлом, то нагрейте подкову до мягкости, согните или подгоните ее под копыто. Придать нужную форму можно и холодным методом. Работа более трудоемкая, но не требует особых навыков. Используйте наковальню, молоток и клещи для проведения работ. Некоторые опытные кузнецы используют напильник и точильный станок для уменьшения размеров и изменения формы.
  3. Используйте гвозди для фиксации изделия на копыте. Приложите подкову так, чтобы она прилегала к кромке. Вставьте гвозди в отверстия. Вкручивайте их под тупым углом с центра наружу, чтобы не покалечить животное. Металл должен пройти через роговую стенку. Помните, что к чувствительной части копыта гвозди не прибивают. Лучше используйте специальные материалы для подковки, у них скошенный угол среза и специальная маркировка. Некоторые современные подковы крепятся на клей.
  4. Торчащие части гвоздей загните и удалите. Для этого используйте раздвоенную часть молотка. Откручивайте и отрывайте кончики щипцами. Над отверстием, по направлению к носку, оставьте около 5 мм загнутого кончика. Так гвоздь будет безопасно удерживать подкову неподвижной.
  5. На внешние концы гвоздей ставят заклепки. Используйте заклепочкин или крепкие щипцы из метала.
  6. Все шершавые части на стенке копыта отшлифуйте. Используйте напильник, обрабатывайте даже незначительные шероховатости. Если заметили лишний роговой слой над кромкой подковы, удалите щипцами. Для проверки качества работы проведите по копыту тканью, она не должна цепляться.





По такому же алгоритму обработайте оставшиеся копыта. Учитывайте, что подковы для передних и задних копыт отличаются по форме.

Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. Подковы известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

О возникновении подковы

Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.

В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы. Костюмы наездников тяжелели, лошадям приходилось таскать на себе больший груз, актуальность подков возросла в разы. В это время люди научились крепить подковы специальными гвоздями, которые называли ухнали. Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Дорогие подковы

Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли. Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго. При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

подковка лошадей
Что будет, если лошадей не подковывать?

Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль. Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать. Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

Виды подков

Подавляющее большинство современных подков делается из металла, а точнее из мягкой низкоуглеродной стали. В подкове есть специальные отверстия, предназначенные для вкручивания подковных шипов. Подковы для передних и задних ног различаются по форме и максимально приближены к естественной форме лошадиного копыта. Каждая подкова имеет отвороты для лучшей фиксации на подошве копыта.

Однако технологии не стоят на месте, и уже сегодня многие применяют подковы из пластика. Утверждают, что пластиковые подковы ничуть не хуже, а даже лучше, металлических. Во-первых, по сроку службу, а во-вторых, по амортизации. Современные подковы могут изготавливаться даже из резины. Есть зимние подковы с шипами для ходьбы лошади по скользким поверхностям. Это особенно актуально для лошадей, задействованных в скачках и туризме, т.к. поскользнуться на мерзлой траве, заледеневшей дороге может быть опасно не только для самой лошади, но и для наездника.

Сегодня есть даже ортопедические подковы. Они помогают лошадке правильно распределить вес, чтобы копыта получали равномерную нагрузку. Ортопедические подковы помогают справиться с заболеваниями копыт.

Расчистка копыт.

Подкова предотвращает стачивание копытного рога, но и способствует накоплению на подошве копыта различного мусора, от которого могут завестись паразиты или появиться неприятные болячки. Для того чтобы это не происходило, копыто необходимо расчищать. Расчистка копыт это ответственное дело, которое можно доверить только профессионалу -ковалю или триммеру.

Коваль – это человек, который подковывает лошадь и проводит расчистку копыта непосредственно перед ковкой. Задача коваля подготовить копыто к ковке так, чтобы подкова максимально прилегала к подошве. Его работа по расчистке несколько агрессивна и топорна. После ковки лошадь некоторое время ходит прихрамывая, т.к. ей нужно время, чтобы приспособиться к «новому» копыту.

Совсем недавно появилась профессия триммер. Триммер придерживается принципа натуральной расчистки копыта. Опуская лишние детали и профессиональный сленг, отметим, что натуральная расчистка копыт идет лошадке на пользу, т.к. триммер имитирует естественную изнашиваемость копытного рога. Это тонкая работа, требующая долгой практики и серьезного обучения. Зато после такой расчистки лошадь не только не хромает, но и избавляется от различных ортопедических заболеваний.

Строение копыта лошади

Копыто лошади состоит из трех элементов:

1.роговая стенка, включающая три слоя –внешний, средний и внутренний. Внутренний слой заканчивается белой линией, которую отчетливо видно на копыте. Вдоль белой линии и должны находиться гвоздевые отверстия подковы, т.к. она нечувствительна.

2.Подошва копыта – на нее приходиться основная нагрузка удара ноги.

3. Роговая стрелка. Ее главная функция в ослаблении ударной волны, т.е. в амортизации.

Как подковывают лошадей?

Если лошадь приучена к ковке, ее можно просто привязать. Если же лошадь куют первый раз или у нее непокорный нрав, то есть смысл приобрести специальный станок для подковки.

Перед ковкой копыто необходимо расчистить.

Затем с помощью все тех же ухналей (гвоздей) подкова прикрепляется к копыту. Ухналь это основной инструмент подковки, но на подкове есть и дополнительные элементы для фиксации – отвороты.

В первый день куются передние ноги, на второй день – задние.

Подкова должна идеально соответствовать форме копыта, иначе лошадке будет неудобно ходить, а это чревато последствиями.

Доверяйте подковку опытным мастерам – кузнецам, ковалям. Это тяжелый труд, требующий сноровки, опыта и мастерства.

Если подковать лошадь неправильно?

Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий.

Ухаживайте за своими лошадками правильно!

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Всеукраинское конное общество

Нужны ли лошадям подковы?
«Гвоздь подкову спасет, подкова - коня, конь - храбреца, а храбрец – родину!» В этой старой пословице очень точно отражена важность такого процесса, как подковывание лошади. А изменилась ли потребность в подковах в современном коневодстве?
Изначальное назначение подковы – это предохранение копыт лошади от повреждений. В дикой природе животных никто не подковывает, это просто не предусмотрено природой. Но когда лошадь живёт и работает в неестественных для неё условиях, например в городе, то копыта изнашиваются быстрее, чем успевают отрасти.

С образованием мегаполисов появились дороги с твёрдым покрытием, а, следовательно, усилился износ копыта от езды по такому грунту. Сбитое копыто – это потеря работоспособности и вообще возможности полноценно передвигаться. А движение для лошади, как известно, это жизнь.

Давайте перечислим причины, по которым возникла необходимость в подковах. Во-первых, это необходимость быстро передвигаться на дальние расстояния (например, во времена завоеваний). Во-вторых, от лошади требовалось не просто идти, но и везти груз на себе или в телеге. В-третьих, дорогу выбирала не лошадь, а тот, кто ею управлял. От возможности быстро передвигаться на дальние расстояния зависела жизнь человека, поэтому задумались о защите копыт. Таким образом, вопрос о подковывании возник, когда лошадь стала использоваться в неестественных для неё условиях – твёрдый грунт и много движения с грузом.

Интересно заглянуть в историю появления подков. Самая первая подкова представляла собой нечто вроде обычного башмака, сплетенного из крепкой коры (лыка) и обмотанного кожей. Такие подковы были недолговечны и быстро изнашивались. Позже появились металлические пластины, которые крепились к копыту аналогичным образом, т.е. с помощью кожаных ремней, как это делали Римляне. Но от таких средств часто страдала кожа на ногах животного, она просто истиралась во время движения. Первые же подковы с дырками для гвоздей обнаружили в погребениях кельтов (1 тыс. до н.э.), по другим данным они появились в Риме. Для нас это не так важно, главное, что сегодня это самый эффективный способ крепления подков к копыту лошади.

Многие думают, что забивание гвоздей причиняет боль лошади, но это не так. Копытный рог – почти то же самое, что и это как ногти. Но если коваль промахнётся и забьёт гвоздь, задев живую ткань, то лошадь может захромать.

Можно ли обойтись без подков?

Как мы уже сказали, лошадям, обитающим в диких условиях, подковы не нужны. Ведь они живут на свободе и передвигаются без груза. А самое главное, сами определяют удобный для себя грунт, обходя камни и другие препятствия. Запряжённая же в телегу лошадь подчиняется управляющему ей кучеру и дорогу не выбирает. Поэтому и копыта при такой езде снашиваются быстрее. Ну, а когда они стираются больше, чем успевают отрасти, то нужно задуматься об использовании подков.

Копытный рог имеет разную твёрдость, в зависимости от того, где лошадь появилась на свет, где жили её родители и каких они кровей. Животные, рождённые в пустыни или в гористой местности, скорее всего, обладают более твёрдым рогом, чем рождённые в болотистых районах. Поэтому подковывать лошадь или нет, зависит ещё от генетического фактора и места жительства.

При табунном содержании, когда животное весь день находится на выпасе, копыта отрастают и стачиваются более менее равномерно. Поэтому в этом случае редко когда требуется вмешательство человека. Иногда даже копытный рог отрастает быстрее, чем стачивается и его приходится подрезать, иначе копыто начнёт трескаться, а лошадь будет спотыкаться. Процедура срезания копытного рога называется расчисткой копыт, этакий конский педикюр. Кроме того, в табуне лошади часто выясняют отношения. А удар подковой, может нанести существенный вред здоровью другой лошади.


  1. Назначение и частота подковки
  2. Разновидности подков
  3. Необходимые инструменты
  4. Пошаговая инструкция
  5. Больно ли лошадям?

Одомашненные кони нуждаются в дополнительной защите для копыт потому, что их образ жизни существенно отличается от диких сородичей. Последние много двигаются и контактируют только с естественной средой, поэтому роговой слой у них прочный и не стачивается преждевременно. Лошади в конюшнях живут совсем иначе, поэтому хозяева должны проявлять заботу.

Назначение и частота подковки

В современном мире кони живут в конюшне. Они двигаются меньше, чем дикие сородичи, поэтому копыта становятся мягче. Одновременно с этим лошади делают тяжелую работу, поэтому нагрузка на ноги довольно большая. В итоге копыта стираются быстрее, чем растут. Лошади с изношенными копытами испытывают боль, хромают или вовсе отказываются ходить.

Еще в древние времена люди старались защитить копыта лошадей, которые им служили. Тогда использовали своеобразные ботинки из метала. Со временем стало ясно, что такая обувь приносит животному дискомфорт. Для улучшения качества жизни коней придумали меньшие по размеру накладки из прочного металла.


Подкованная лошадь не испытывает дискомфорта от постоянного контакта с асфальтовым или бетонным дорожным покрытием. В зимнее время подкова оснащается специальными шипами для улучшения устойчивости коня. Периодически накладки меняют. Частота подковки зависит от условий проживания и основной деятельности животного.

Копыта у коня растут, причем неравномерно. Правильный уход предполагает смену подков 1 раз в месяц. Важно, чтобы подковы соответствовали размеру копыт.

Если все сделать правильно, то лошадь будет ходить легко и уверенно.



Разновидности подков

Изделие должно быть комфортным для коня и делать его передвижение более безопасным. Существуют основные виды подков: спортивные, стандартные, ортопедические. Каждая группа имеет модификации, которые предназначены для определенной деятельности. Более того, подковы различаются по размеру и материалу.

Спортивные

Предназначены для участников скачек, конкурсов. При изготовлении используют пружинную сталь, алюминий или сплавы. Подковы легкие и прочные. Вес и форма изделия зависят от вида соревнований, в которых принимает участие лошадь. Для скачек используют легкие модели в 120 г и менее, для многоборья подойдут подковы весом в 180-200 г. В последнем случае утяжеление происходит за счет утолщения в нижней части и бортов.




Стандартные

Используются для подковки рабочих лошадей. Изделие весит не менее 200 г, в зависимости от размера показатель может доходить до 720 г. Комплект включает съемные дополнительные шипы: округленные, маленькие для летнего периода и острые, крупные для зимнего гололеда.

Подковы стандартного типа могут изготавливаться как кузнецами, так и в заводских условиях.



Ортопедические

Могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика. Наборы подков подбирают индивидуально в зависимости от травмы коня. Конструкция полностью зависит от потребностей лошади. Ортопедический тип нужен для уменьшения болевых ощущений, быстрого заживления и выравнивания походки.



Внешне такие подковы напоминают обувь с пружинными креплениями и ремешками из пластика. При креплении не используются гвозди, что позволяет быстро заменять их. Такие подковы дорогостоящие, поэтому некоторые заводчики коней используют более дешевые альтернативы. Последние изготавливают из пластика. Для крепления используются маленькие гвозди или клей. Внешне подковы не отличаются от стандартных.

Легкие алюминиевые подковы предназначены для спортсменов. Изделия из пластика помогают лошадям оправиться после травмы. Помимо вышеперечисленных есть и особые резиновые подковы. Такие изделия защищают копыта коней, которые задействованы в туристических развлечениях. Резина не наносит вреда дорожкам и аллеям.

Существуют современные подковы для скакунов. Они не крепятся гвоздями, а только клеем. Интенсивные нагрузки заставляют хозяев часто менять их, поэтому отсутствие гвоздей значительно упрощает перековку.



Необходимые инструменты

Кузнецы и заводчики больших табунов пользуются станком для очистки и подковки копыт. Хозяева небольшого количества лошадей редко используют такое приспособление, а зря. По своей сути станок предназначен для ограничения движения животного. Коня заводят внутрь, поднимают ногу и ставят ее на перекладину. Это существенно упрощает как подготовку, так и саму ковку.

Откажитесь от подручных материалов. Для проведения подковки необходимо использовать специальные приспособления. В противном случае вы можете не просто принести боль лошади, а и вовсе травмировать ногу. Инструменты для процедуры:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с разными насечками;
  • обсечка;
  • копытный нож;
  • ключ;
  • молоток.

Для крепления подковы используются гвозди. Изделия имеют особую шляпку и загнутый штифт, изготавливаются ухналями. Гвозди имеют 6 видов размеров в пределах 45-70 мм. Крепления одноразовые, нельзя использовать их после снятия подковы. Следите, чтобы все инструменты были чистыми, безопасными и хорошо заточенными.





Пошаговая инструкция

Обычно подковку производят раз в 4-8 недель в домашних условиях потому, что вызов профессионала довольно дорогостоящий. Необходимо подготовить коня к ковке.

Подготовительные действия проводятся следующим образом.

  • Поднимите ногу лошади в удобное положение. Подымайте медленно, чтобы животное перенесло центр тяжести и не упало. Зажмите ногу коня между своих колен так, чтобы копыта располагалось перед вами. Лошадь может толкнуть, чтобы освободиться. Для собственной безопасности стоит придерживать копыто одной рукой.
  • Уберите с копыт старые подковы, если таковые есть. С помощью обсечки и молотка снимите заклепки. Лезвие инструмента поставьте на зажим и слегка ударьте молоточком, чтобы ослабить. Для полного снятия используйте металлические съемники. Губками инструмента возьмите внешнюю часть подковы и раскачайте. Такую же процедуру проведите на внутреннем основании. Продолжайте, пока подкова не снимется с копыта.
  • Очистите нижнюю часть копыта. Уберите всю грязь пробойником. Двигайтесь сверху вниз, от задней части к передней. Для более тщательного очищения используйте щетку с металлической щетиной. Осторожно обрабатывайте зону возле треугольной впадины в центре копыта – она очень чувствительна.
  • Используйте копытный нож для того, чтобы убрать ороговевший слой, этот процесс подобен обстриганию когтей. Режьте неглубоко, чтобы не травмировать коня. Используйте только хорошо заточенный инструмент.
  • Щипцами для обрезки копыт удалите излишки роговой стенки. Эта часть должна выпирать на 7,5 см от линии роста волос над копытом. Используйте щипцы, если стенка выпирает больше. Следите за тем, чтобы линии срезов были ровными и прямыми. Режьте от задней части к передней. Если у коня неровная поступь, то с более изнашиваемой стороны срезайте меньше. Будьте внимательны при различных особенностях копыт, по возможности проконсультируйтесь с кузнецом.
  • Для сглаживания и выравнивания подошвы используйте напильник. Копыта должны быть гладкими и ровными. Действуйте осторожно, чтобы не навредить лошади.




После таких подготовительных работ можно приступать к подковыванию коня. Если стоит выбор между слишком маленькими и слишком большими подковами, то выбирайте последние. Их можно с легкостью подкорректировать. Непосредственно подковывайте лошадь своими руками по следующей инструкции.

  1. Произведите примерку подковы. Ступни лошадей разные по размерам, отличаются на всех ногах и могут быть асимметричными. Сделайте замеры и убедитесь, что изделие подходит по размеру и форме.
  2. Если подкова не подходит, нужно скорректировать ее. Даже если изделие выполнено по предварительному заказу, оно может немного не подходить. Для придания нужной формы существует 2 метода. Если есть навыки работы с металлом, то нагрейте подкову до мягкости, согните или подгоните ее под копыто. Придать нужную форму можно и холодным методом. Работа более трудоемкая, но не требует особых навыков. Используйте наковальню, молоток и клещи для проведения работ. Некоторые опытные кузнецы используют напильник и точильный станок для уменьшения размеров и изменения формы.
  3. Используйте гвозди для фиксации изделия на копыте. Приложите подкову так, чтобы она прилегала к кромке. Вставьте гвозди в отверстия. Вкручивайте их под тупым углом с центра наружу, чтобы не покалечить животное. Металл должен пройти через роговую стенку. Помните, что к чувствительной части копыта гвозди не прибивают. Лучше используйте специальные материалы для подковки, у них скошенный угол среза и специальная маркировка. Некоторые современные подковы крепятся на клей.
  4. Торчащие части гвоздей загните и удалите. Для этого используйте раздвоенную часть молотка. Откручивайте и отрывайте кончики щипцами. Над отверстием, по направлению к носку, оставьте около 5 мм загнутого кончика. Так гвоздь будет безопасно удерживать подкову неподвижной.
  5. На внешние концы гвоздей ставят заклепки. Используйте заклепочкин или крепкие щипцы из метала.
  6. Все шершавые части на стенке копыта отшлифуйте. Используйте напильник, обрабатывайте даже незначительные шероховатости. Если заметили лишний роговой слой над кромкой подковы, удалите щипцами. Для проверки качества работы проведите по копыту тканью, она не должна цепляться.





По такому же алгоритму обработайте оставшиеся копыта. Учитывайте, что подковы для передних и задних копыт отличаются по форме.

Читайте также: