Что говорится в коране о лошадях

Опубликовано: 09.05.2024

Автор: Егор Мелентьев
Фото: Артур Бабоев

Ислам – одна из основных мировых религий, ставшая фундаментом, на котором возникла уникальная и самобытная цивилизация на Ближнем Востоке. В «конную» историю этот регион вошел как центр выведения арабской чистокровной породы, ставшей сегодня национальным символом и гордостью для многих арабских государств. Поскольку основные постулаты духовной, культурной и бытовой жизни мусульман очень подробно прописаны в Коране и хадисах Пророка Мухаммеда, было бы странно не найти здесь упоминаний и о лошадях, которых, как известно, арабы любят и превозносят над всеми прочими созданиями Всевышнего.

«Когда Всевышний Аллах захотел создать лошадь, Он сказал южному ветру, что сотворит из него одно создание. Всевышний повелел ветру собраться. Ангел Джабраил взял частицу от собравшегося ветра, и Всевышний сотворил гнедого коня. Тогда Аллах сказал: “Я создал тебя верховым и сделал тебя арабским, и возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной”» (книга «Шифау Судур», Ибн Аббас). Пожалуй, ни в одной религии мира не уделяется такого внимания лошадям, как в исламе. Причем этим животным находится место как в Коране (Божественное откровение Пророку Мухаммеду), так и в многочисленных хадисах (житиях) самого Пророка, составленных различными авторами.

Любой правоверный мусульманин, хорошо знакомый с литературными первоисточниками своей религии, имеет полное представление о лошади от момента создания ее Всевышним и вплоть до отношения к ней в повседневной жизни.

Относительно предназначения лошади в жизни человека в Коране есть прямое указание: «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас» (Коран, 16:8). Примечательно, что коням, наряду с их ближайшими родственниками ослами и их помесями мулами, отводится не только незавидная роль транспортного средства, но и почетная возможность стать украшением для своего хозяина.

Первым, кто сел на коня, был пророк Исмаил. С этим связана красивая история, описанная в книге «Хаятуль хайван». Всевышний повелел пророкам Ибрахиму и Исмаилу построить Каабу (сегодня это одна из главных мусульманских святынь – постройка кубической формы во внутреннем дворе Заповедной мечети в Мекке), сказав, что даст им сокровище, которое хранил для них. Аллах повелел Исмаилу, чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то не осталось на земле ни одного арабского скакуна, не отозвавшегося на его призыв. Конь подчинился ему и позволил оседлать себя, поэтому Пророк Мухаммед говорил: «Садитесь на коней, поистине они есть наследство вашего отца Исмаила».

Жизнь самого Пророка Мухаммеда по понятным причинам также тесно была связана с лошадьми, которых он любил и почитал. Некоторые изречения Пророка, запечатленные в преданиях, ярко свидетельствуют о его глубоком уважении к этим животным: «Ко лбу лошади привязано добро (благословение) до Судного дня» (Бухари). Это означает, что по воле Аллаха лошади будут всегда особым источником благодати для людей. Кроме того, само присутствие в доме лошадей (вспомним, что арабская порода выводилась методом народной селекции, а матки или жеребцы жили под одной крышей с семьей хозяина) являлось защитой от темных сил. В одном из хадисов говорится: «Поистине джинны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания» (Куртуби). Или еще более выразительно: «Поистине шайтан не лишает ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь» (ат-Димяти, Табрани, Ибн Ади). Согласитесь, трудно подобрать более эффективную мотивацию для развития «массового коневодства», если говорить языком ХХ века.

Надо сказать, что любовь между человеком и лошадью в исламской традиции является обоюдной. Более того, лошади способны в молитве обращаться к Богу. Подтверждение находим в очередном хадисе (от Салаби), в котором говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду’а (молитву): «О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом».

Даже после смерти человека, в Раю, Пророк среди прочих многочисленных благ обещает благочестивому мусульманину и волшебных коней. Рассказывается об этом в хадисе от имама Тирмизи. Однажды один бедуин подошел к Пророку и сказал, что очень любит лошадей, но будут ли они в Раю? Пророк ответил: «Если ты войдешь в Рай, то к тебе приведут драгоценного коня, у которого будут крылья, и ты будешь летать на нем в Раю, куда захочешь». В другом хадисе говорится также, что обитатели Рая будут посещать друг друга на породистых, драгоценных лошадях.

До наших дней, кстати, дошли даже клички коней Пророка. Это первый конь, на котором Пророк Мухаммед отправился на священную войну – Ас-Сакбу. Мусульманам известны и еще более десятка лошадей, принадлежащих в разное время Пророку.

Лошадь – не свинья и не овца

Как известно, в исламе имеют место очень строгие предписания относительно продуктов питания. К числу животных, мясо которых категорически запрещено для употребления в пищу человеком, относятся, например, свиньи, домашние ослы, хищники, моллюски, земноводные и другие (в общем, список довольно большой, с множеством подробностей и дополнительных разъяснений). Лошадь не относится к числу запрещенных животных, однако употребление в пищу конины в исламе не приветствуется, так как лошадь – животное слишком благородное и создано Аллахом для других целей. В целом среди последователей Пророка Мухаммеда единого мнения относительно употребления мяса лошадей нет. Хотя для некоторых мусульманских народов, например татар, башкир или казахов, уже традиционно, этот вопрос давно решен…

Практическая, бытовая жизнь мусульман имеет непоколебимые, проверенные веками традиции, основанные на Шариате, главном своде мусульманских законов. Совершенно особое место в них отводится женщине. В контексте этой статьи нас, конечно, больше всего интересует вопрос, разрешено ли женщинам в исламе ездить верхом? Выясняется, что какого-то специального запрета нет. Впрочем, это довольно логично: при отсутствии другого транспорта, кроме лошади, верблюда или осла, трудно представить, чтобы женщины на протяжении более чем тысячелетней истории мусульманских стран ни разу не садились в седло… Однако представительницы мусульманских стран что-то не торопятся подниматься на пьедестал. Все дело в том, что появиться в обтягивающих бриджах для правоверной мусульманки, например из Саудовской Аравии, – недопустимо. И если хиджаб под шлемом или цилиндром еще хоть как-то можно себе представить, то свободные штаны, а уж тем более юбки – строго запрещены уже элементарными правилами техники безопасности в олимпийских видах конного спорта (в международных соревнованиях по дистанционным пробегам мусульманки все же участвуют, выбирая спортивную одежду, которая не противоречит строгим исламским предписаниям). И все же на конкурной арене в 2010 году зажглась каким-то образом и юная саудовская звезда: Далма Рушди Малхас, которой, правда, запретили представлять свою страну, а в Сингапуре на первых летних Олимпийских Играх для юношей она выступала в частном порядке. В Лондон 18-летняя спортсменка не поехала вовсе, что не помешало «мужской сборной» Саудовской Аравии получить командную бронзу в конкуре.

В этой связи главным парадоксом современного конного спорта остается персона президента Международной федерации конного спорта, вот уже седьмой год успешно занимающая свой пост…

Кстати, о спорте. Как ни странно, Пророк Мухаммед еще в VII веке благословлял к этому важному занятию: «Занимайтесь стрельбой из лука и верховой ездой» (передано Муслимом). Конечно, здесь занятия верховой ездой рассматриваются, в первую очередь, в качестве военной подготовки. Однако Пророк дает своим последователям и более универсальное наставление: «Любое деяние, где не упомянуто имя Аллаха, является забавой или отвлечением, за исключением четырех случаев: хождение от цели к цели (во время занятий стрельбой), дрессировка своей лошади, игры со своей семьей и обучение плаванию» (передано ат-Тарабани).

Еще одна примечательная особенность ислама – строгий запрет на азартные игры. Не стали исключением ставки на скачках. Слово – Пророку: «Имеется три вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь Сатаны. Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз и многое другое является благом. Лошадь Сатаны предназначена для азартных игр и ставок. А лошадь человека – это та лошадь, которую человек использует для своих личных нужд» (передано аль-Бухари и Муслимом). Видимо, чтобы не превращать своих красавцев-скакунов в «лошадей Сатаны», в ОАЭ, например, запрещены ставки – и официально тотализатор на Dubai World Cup не работает. Впрочем, это не мешает скачкам в Дубае иметь самый большой призовой фонд в мире. Еще один арабский парадокс!

Грива лошади – одно из самых ценных, с точки зрения мусульман, ее богатств. Это подкреплено словами Пророка: «… в гриве коней благословение», а чтобы не возникало никаких сомнений, он предостерегал: «Да проклянет Аллах того, кто стрижет или выщипывает гриву лошади».

В целом отношение ко всем животным в исламе весьма гуманно, поскольку человек обязан бережно хранить все то, что создал для него Аллах. «Будь сострадателен ко всем, особенно к тем, кто слабее тебя» – эта заповедь Пророка Мухаммеда диктует мусульманам главную моральную истину. Есть все основания утверждать, что первый свод правил по правам животных был сформирован еще в VII веке на Аравийском полуострове, задолго до современных европейских и американских гуманистов.

Трепетный уход за своей лошадью – для мусульманина верное средство на пути к спасению своей души. В частности: «Тому, кто очищает овес, а затем дает его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса» (есть, правда, версия этой цитаты Пророка, где в переводе указан ячмень).

Видимо, не зря все-таки именно мусульманские народы сохранили и приумножили красоту и величие древнейших пород, пронесли любовь и уважение к этим прекрасным созданиям сквозь века, видимо, благодать от самого Аллаха, запрятанная где-то в густых гривах арабских лошадей, действительно хранит своих вечных спутников мусульман, наследников Исмаила!

  • Все
  • Обсуждаемые
  • Лучшие
  • По пользователям
  • Написать своё

+25 Faris86 (Muslim) / ЛОШАДЬ — ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ !












«Золото купит четыре жены, конь же лихой не имеет цены. Он и от вихря в степи не отстанет. Он не изменит, он не обманет…»

М. Ю. Лермонтов

Даже тот, кто не любит ездить на лошади, не станет отрицать, что смотреть на это создание Всевышнего — огромное удовольствие. Ассоциации, которые рождает ее созерцание, невероятно чисты.Возможно, поэтому она является частым персонажем на полотнах художников, если не главным, то второстепенным, создающим атмосферу утонченной красоты. Практически все, что в своей жизни делает лошадь, она делает невероятно изящно и грациозно, нет ничего более захватывающего и притягивающего взор, чем вид мчащегося скакуна.

Даже просмотр фильма о лошадях может послужить отличной психотерапией, но лучше посетить конный клуб или понаблюдать за пасущимся на воле табуном. Еще лучше перейти к тактильному контакту, погладить по переносице, похлопать по шее, покормить сухариками.

Наверное, мы никогда не сможем полностью понять той духовной связи между человеком и лошадью, которая помогает лечить наши душевные заболевания

Наверное, мы никогда не сможем полностью понять той духовной связи между человеком и лошадью, которая помогает лечить наши душевные заболевания. Однако некоторые хадисы говорят нам о том, что лошадь может защищать жилище от джиннов, а также своим ржанием изгонять их.

Так, в хадисе, переданном Мухаммадом ал-Куртуби, говорится, что Пророк Мухаммад (с) сказал:«Поистине, джинны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания».

Хафиз ад-Димяти передает хадис Пророка Мухаммада (с), в котором говорится: «Поистине, шайтан не сводит с ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь». (Также его приводят Табрани и Ибн Ади).

Однако не только созерцание лошадей и общение с ними является рецептом от немощи. Верховая езда излечивает и развивает человека значительно более радикально.

Халиф ‘Умар говорил: «Учите ваших детей плавать, стрелять из лука и уверенно ездить верхом на лошади».

Верховая езда комплексно и полноценно развивает человека физически, при ней тренируются даже те группы мышц, которые невозможно задействовать при помощи каких-либо других упражнений. Отлично тренируется дыхательная система. Для современного горожанина поездить на лошадке — это не только великолепный способ приятно провести выходные, но и способ избавиться от многих заболеваний (патологии опорно-двигательного аппарата, нарушения психо-эмоциональной сферы, умственного развития, заболевания органов кровообращения, пищеварения, нервной, дыхательной и эндокринной систем).

Из личного опыта могу также добавить, что верховая езда помогает формировать человеку отличные качества характера, необходимые в повседневной жизни. У меня на глазах хлюпики и нытики из числа моих воспитанников (я работала тренером) становились цельными, сильными духом и активными личностями.

Важно знать, что для достижения существенного оздоровительного эффекта от верховой езды необходимо посещать занятия с тренером, который будет вами серьезно заниматься. Прогулки в лесу на коне приятны и могут помочь с психологической точки зрения. Но если вы хотите серьезных результатов, то настройтесь на регулярные тренировки, не реже одного-двух раз в неделю. Первые десять занятий не принесут вам ожидаемого удовлетворения — их просто надо пережить. Зато дальше с каждым занятием будет все приятнее и интереснее. Если же ваше заболевание серьезно и вам требуется лечение лошадью, то не пытайтесь делать это без сопровождения квалифицированного иппотерапевта — возможны осложнения вместо пользы.

Последние сорок лет получила широкое распространение т. н. иппотерапия. Термин «иппотерапия» означает «лечение лошадью» (hippos (греч.) — лошадь). Почему же иппотерапия лечит?

Нормальная температура тела лошади выше человеческой на один-полтора градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, что в итоге улучшает кровоснабжение мозга. У всадника работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет всадника синхронизировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Успехи в верховой езде формируют личность; чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на неё; доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации через лечебную верховую езду происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь. (hippotherapy.ru)

В Священном Коране неоднократно упоминаются лошади.

Так, в суре «Ал-‘Адийат» («Скачущие [кони]»), айатах 1-3 Всевышний Аллах клянется скачущими конями: «Клянусь конями, скачущими, задыхаясь, высекающими искры [копытами], налетающими [на врага] с зарей».

О желательности и пользе езды на лошадях Всевышний Аллах говорит: «[Сотворил Он также] коней, мулов и ослов, дабы ездили вы на них верхом и красовались [,на спинах их восседая]» (сура «Ан-Нахл» («Пчелы»), айат 8).

О лошадях есть немало хадисов, подтверждающих особое отношение Пророка (с) к этим удивительным животным.

«Ко лбу лошади привязано добро (благодать) до Судного дня» (Абу Джа‘фар ал-Кулайни. Усул ал-кафи. Т. 5. С. 48).

«Тому, кто очищает овёс, а затем дает его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса» (Ахмад ибн Ханбал. Муснад. Т. 4. С. 3).

«Благо (хайр) не покинет чёлок лошадей до самого Дня воскресения, [ибо благодаря им людям достанется] награда [в мире вечном] и военная добыча [в земной жизни]» (Мухаммад б. Исма‘ил ал-Бухари. Ал-джами‘ ас-сахих. Книга джихада. Гл. 24. Хадис 1175 (2850)).

Я надеюсь, эта статья побудит вас стать ближе к лошади. Где-то там, где шумит лес, где-то там, где одиноко поле, вас ждет преданный скакун — почувствуйте, как ваша генетическая память кричит вам: «Ну что же ты замер, скорее в седло!»


В жизни каждого имеют место моменты, когда устаёшь от всего обыденного, когда хочется убежать куда-то от повседневных проблем, от городского шума и пыли. Наверняка, каждый из нас в детстве любил животных, любил играть с ними, ухаживать за ними, они для большинства из нас были друзьями, но даже сейчас, когда дети стали взрослыми, животные не перестают быть чем-то очень ценным и приятным. Животные всегда искренние, они дают успокоение, умиротворение. Зоотерапия в последние годы набирает обороты, по воле Всевышнего многие в процессе общения с лошадьми, дельфинами, кошками и другими животными действительно замечают улучшение, регресс и даже полное исцеление своих заболеваний. Но и тем, кто просто хочет расслабиться, стоит посоветовать хотя бы немного приблизиться к животному миру. Так, к примеру, прекрасным отдыхом может стать поездка на ипподром. Хотя нет ничего прекраснее прямого общения с лошадью: покормить сухариками, погладить ее, ласково похлопать по шее, ведь они так это любят. Даже просмотр фильма о лошадях может в какой-то степени стать неплохой психотерапией. Как уже упоминалось выше, лошаки могут стать неплохим доктором, сегодня известны случаи как частичного, так и полного исцеления заболеваний дыхательной и эндокринной системы, нарушений умственного развития, заболеваний сердца и всей системы кровообращения и даже некоторых патологий опорно-двигательного аппарата. Больше информации о иппотерапии (лечении лошадью) вы сможете узнать на специализированном ресурсе hippotherapy.ru . Лошади всегда во все времена ценились людьми.

Если окунуться в историю, то станет ясно, что жизнь людей не представлялась возможной без этих чудных созданий Аллаха: вспахать поле, доставить письмо, отправиться в дальний путь, перевезти какой-либо груз, защитить свою землю и веру. О пользе коней можно говорить часами, Аллах по своей милости дал нам этих прекрасных животных, чтобы мы наслаждались их красотой, чтобы они были для нас прекрасными помощниками. Даже те, кто никогда не ездил верхом, любят наблюдать за ними, созерцать их изящество, и, пожалуй, нет равнодушных к красоте, мощи и грации мчащегося скакуна. О том, как важны для нас кони можно понять уже только из того, что в священном Коране Аллах нам сообщает о них: "Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, скачущими, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами" (сура "Аль-Адият", аят 1-2).

Также существует прекраснейший хадис, в котором сообщается, что лошади будут дарованы уверовавшим, попавшим в рай людям:

«Однажды бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что очень любит лошадей, но будут ли они в Раю? Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Если ты войдёшь в Рай, то к тебе приведут драгоценного коня, у которого будут крылья, и ты будешь летать на нём в Раю куда захочешь"» (имам ат-Тирмизи).

Вряд ли найдется среди мусульман человек, который отрицал бы верховую езду как часть благочестивой Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ведь даже в Священном Коране сказано о желательности и пользе езды на лошадях: « коней, мулов и ослов, дабы ездили вы на них верхом и красовались » (сура «Ан-Нахл», аят 8).

Одним из дозволенных в исламе видов спорта как раз-таки и является езда верхом. Она развивает человека комплексно, работает его дыхательная система, задействованы фактически все группы мышц. Сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любое деяние, где не упомянуто имя Аллаха, является забавой или отвлечением, за исключением четырех случаев: хождение от цели к цели (во время занятий стрельбой), дрессировка своей лошади, игры со своей семьёй и обучение плаванию» (передано хафизомат-Табарани).

Исстари весь арабский мир придавал огромное значение этим животным. Именно кочующие племена, бедуины, когда-то вывели самую выносливую и неприхотливую породу лошадей. Арабы говорили, что добротного скакуна можно узнать по трём рельефно выдающимся приметам: голове, всаднику и хвосту. "Голова коня защищает грудь от ударов противника, а хвост - от ударов труса",-говорили они. Жизнь кочевников была наполнена постоянными сражениями, быстрыми натисками врагов, такими же быстрыми отступлениями, именно поэтому эти люди первыми осознали важность хорошей породы лошадей. Они дорожили своими конями, умели воспитать отличного скакуна. Арабы верили, что хороший скакун дарован Аллахом как благословение, их лошади чаще всего служили исключительно для сражений, в то время как использовать в быту в качестве рабочей силы и передвигаться они старались на верблюдах. Даже продавать своих скакунов иноверцам они решались только в очень редких случаях, ведь в немалой степени благодаря их прыти и мощи было выиграно так много сражений. Если говорить о конном спорте, то сегодня именно арабы держат пальмовую ветвь в этом виде спорта. Исламские народы сохранили и приумножили величие, красоту древних пород, пронесли уважение и любовь к этим чудесным созданиям спустя сотни лет. В одном из хадисов говорится: «Поистине шайтан не лишает ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь» (хафизат-Табарани). В целом отношение ко всем «братьям нашим меньшим» в исламе достаточно гуманно, потому что человек должен бережно хранить всё то, что создал и даровал ему Аллах. Эмоциональная связь с животными не покидает человека на протяжении всей его жизни, будь то не умеющий ещё ходить малыш, который при виде кошечки начинает гулить и махать ручками от радости или же пожилой человек, который умиляется при виде крошечных котят, жалобно мяукающих возле его ног. Отбросьте все свои предрассудки и просто в какой-то степени вернитесь в детство, полюбите животных и научитесь принимать их тепло и ласку. Поверьте, у них можно многому научиться, к примеру, быть искренними и перенять от них то, как они относятся к своим детенышам. Ну и в заключении хотелось бы сказать, что любое дело, приносящее пользу вашему здоровью духовному и физическому, будет для вас усладой в мире этом.

Что говорится о лошадях в Исламе?

Совсем недавно жизнь человека во всем мире была немыслима без лошадей. Это было такое же обычное и распространенное средство для передвижения и перевозки различных грузов как сейчас автомобиль, автобус или поезд.

Более того, можно с уверенностью заявить, что в развитии человеческой цивилизации самое большое участие приняли именно лошади – поскольку уже в 5-6 тысяч лет назад люди приручили и одомашнили этих животных. С тех пор лошадь сопровождала человека повсюду – в мирное время и на войне, в работе и на отдыхе.

Лошадь в Коране

Порода лошадей, выведенная на Аравийском полуострове –так называемая, чистокровная арабская лошадь, считается самой древней верховой породой лошадей. Это животное необычайной красоты, прекрасно сложенное, очень выносливое и быстрое.

Арабская лошадь

Арабская лошадь считалась одним из главных богатств ее хозяина – это было не просто домашнее животное, но друг и член семьи. Арабы-кочевники обычно держали их рядом со своим жилищем, лошади хорошо знали своих хозяев и были сильно к ним привязаны. В бою лошадь слушалась хозяина по одному его слову или движению, она могла вынесли раненого человека с поля боя.

Бедуины обращали особое внимание на родословную лошадей – поэтому данная порода в течение долгого времени сохранялась в чистоте. Более того, арабские лошади были запрещены к продаже в другие страны, в том числе и в Европу, под страхом смертной казни.

Лошадь – это не только верховое животное, но и украшение жизни человека:

«Он (Аллах) сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. » (Сура «ан-Нахль», аят 8).

Прекрасные кони – это одно из самых главных мирских удовольствий:

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, …прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Сура «аль-Имран», аят14).

Целая сура Корана называется «аль-Адият» (Скачущие) , в ней говорится о быстроногих, резвых конях, на всем скаку врывающихся во вражеское войско:

«(Я, Аллах) клянусь (конями воинов) мчащимися, (и дышащими) запыхаясь, и выбивающими искры (когда камни под их копытами ударяются друг об друга), и нападающими на заре (на врагов). И они [кони] подняли этим [своим скачем] пыль, и ворвались с ним [с пылью] толпой (во вражеское войско). » (Сура «аль-Адият», аяты 1-5).

Сколько лошадей было у Пророка Мухаммада (ﷺ) ?

Сколько лошадей было у Пророка Мухаммада (ﷺ) ?

В хадисах также существует множество упоминаний о лошадях

В лошадях есть великое благо для человека, поскольку они – его верные помощники и спутники в жизни:

«Благо (хайр) не покинет чела лошади до самого Дня воскресения, ибо благодаря им людям достанется награда в мире вечном и военная добыча в земной жизни» (Бухари) .

Злые духи не приближаются к дому, где есть лошадь:

«Поистине, шайтаны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания» (Куртуби).

Арабский конь, по воле Всевышнего, может обращаться к Нему с мольбой о том, чтобы стать любимцем своего хозяина:

«Поистине, нет ни одного арабского скакуна, которому не было бы дозволено обращаться (к Аллаху) с мольбами во время рассвета, произнося такие слова: “О, Аллах, Ты подчинил меня, кому захотел, из сынов Адама, так сделай же меня для него более любимым, чем его семья и имущество “» (Ахмад, ан-Насаи).

Один из сподвижников по имени Абдуррахман ибн Саида (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он так сильно любил лошадей, что как-то спросил Посланника Всевышнего (мир ему):

«О Посланник Аллаха, будут ли в Раю лошади?». На что он ответил: «О Абдуррахман, если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из яхонта с двумя крыльями, на которой ты будешь летать, где пожелаешь» (Байхаки).

Старательный уход за своей лошадью для мусульманина принесет ему большую награду от его Господа:

«Тому, кто очищает овес, а затем дает его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса» .

Верховая езда и ее польза для здоровья

До сих пор неотъемлемой частью воспитания во многих знатных и богатых семьях является обучение детей верховой езде. Современные научные данные подтверждают пользу этого средства для восстановления здоровья человека. Существует даже такой специальный метод лечения, который называется иппотерапия (то есть, лечение лошадьми).

Во многих странах мира при лечебных учреждениях есть специальные конюшни, где больных учат верховой езде. Врачи считают, что конный спорт очень полезен людям с больным позвоночником, с повреждениями вестибулярного аппарата, и даже людям с нарушением психического здоровья очень полезно общение с этими животными. Верховая езда облегчает состояние больных детским церебральным параличом (ДЦП), больных с различными травмами конечностей, с искривлением позвоночника и людям с расстройством вестибулярного аппарата.

Помогают лошади больным аутизмом, артритом и рассеянным склерозом, а также пациентам, перенесшим инсульт. В пророческих сообщениях многократно подчеркивается польза конного спорта, которому следует обучать своих детей:

«Стреляйте же из лука и ездите верхом…» (Абу Дауд).

«Любое занятие, где нет поминания Аллаха, является забавой или отвлечением. Исключением являются четыре (случая): хождение от цели к цели (тренировка в стрельбе), верховая езда, игры с женой и обучение плаванию» (Табарани).

Умар (да будет доволен им Всевышний) говорил:

«Обучайте ваших детей плаванию и стрельбе из лука, а также верховой езде» .

Передается, что Пророк (мир ему) поощрял своих сподвижников в устройстве скачек верхом на лошади, а также награждал призами победителей (Ахмад). Однако, он (мир ему) не поощрял устройство скачек как азартных игр, когда люди делают ставки на различных лошадей, и тот, чья лошадь придет первой, забирает себе весь выигрыш. Об этом имеется специальное указание в хадисе, где лошадь, предназначенная для выигрыша с ее помощью на скачках, называется «лошадью сатаны»:

«Имеются три вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь сатаны. Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз и многое другое является благом. Лошадь сатаны предназначена для азартных игр и ставок. А лошадь человека – это та лошадь, которую человек использует для своих личных нужд» (передано Бухари и Муслимом) .

Следует добавить еще, что лошади не только являются помощниками людей в их работе, помогают людям восстановить здоровье и стать сильными и выносливыми, но и в буквальном смысле спасают людей. В частности, в нашей стране при Институте вакцин и сывороток в специальных конюшнях содержатся лошади-доноры. В их кровь вводят препараты с возбудителями тяжелых и опасных болезней. После того, как в крови животного вырабатывается иммунитет против этих болезней, из их крови делают сыворотку, которая будет служить вакциной от этой болезни.

Итак, речь у нас шла о лошади – благородном и прекрасном создании Всевышнего, которое сопровождает жизнь человека с древнейших времен, облегчая ему жизнь и помогая ему во всех сферах жизни.

Мусульманские народы весьма ценили лошадей, которые были не просто средством передвижения, но друзьями человека. Недаром столько пород лошадей было выведено в мусульманских регионах. Наряду с уже упомянутой арабской лошадью, это ахалтекинская порода лошадей, которая была выведена в Туркмении, казахская (распространенная в Казахстане) и карачаевская (выведенная на Кавказе в Приэльбрусье).

Коран и хадисы содержат множество упоминаний о лошадях – в связи с самыми разными событиями. Лошадь – это одно из украшений мирской жизни, благо не покинет лошади за ее огромную помощь человеку, уход за лошадью – весьма богоугодное дело для ее хозяина, а также праведный верующий сможет быть со своей лошадью даже в Раю!


Лошадь – это прелестное создание Всевышнего Аллаха, созданное Им во благо людей. Если заглянуть в глубь истории и подумать, то жизнь людей без лошади вообще не представлялась возможной. Лошадь являлась неотъемлемой частью жизни людей.

Ее использовали и для верховой езды, и для перевозки грузов, и для вспахивания полей, и для быстрой доставки почты. Ни одно сражение не прошло без участия этого великолепного животного. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), например, велел давать воину, участвовавшему в священной войне верхом на коне, в три раза больше из завоеванного, чем пешему – две доли для лошади и одну для воина. Но если воин был верхом на верблюде, слоне или же осле, то он не получал из завоеванного столько, сколько получал воин, сражавшийся верхом на коне, т. к. ни одно животное не сможет заменить в бою умного, резвого и, поистине, боевого коня.

Достоинством и почетом для лошади является то, что Всевышний Аллах в Коране в одном из аятов клянется именем этого прелестного создания (смысл): "Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, скачущими, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами" (сура "Аль-Адият", аят 1-2). Также в одном из хадисов Пророка говорится: "Тот, кто не знает (т. е. не проявляет) уважение к лошади, участвующей в священной войне, в нем есть доля лицемерия" (Куртуби). В другом хадисе Пророка говорится: "Ко лбу лошади привязано добро до Судного дня" (Бухари).

От Анаса ибн Малика передают, что не было ничего любимее для Пророка (мир ему и благословение), чем лошадь (Насаи, "Фатх-уль-Бари"). Есть хадис Пророка, в котором говорится: "Поистине, джинны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания" (Куртуби). Хафиз ад-Димяти передает хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится: "Поистине, шайтан не лишает ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь" . Этот же хадис приводит и Табрани, и Ибн Ади.

От Ибн Аббаса передают, что, поистине, лошадь во время сражения говорит: "Суббухун куддус раббуль малаикати ва ррух " (Пречист Аллах – Господь ангелов и архангела Джабраила…) .

В книге "Рухуль баян" написано, что пророк Муса (мир ему) спросил пророка Хизри (мир ему): "Какое животное ты больше всего любишь?" Он ответил, что это лошадь, верблюд и осел. Лошадь, потому что на ней ездят верхом улул азм (отличившиеся терпением пророки). Верблюд, потому что на нем ездили пророки Худ (мир ему), Салих (мир ему), Шуайб (мир ему) и будет ездить Мухаммад (мир ему и благословение). Осел, потому что на нем ездил пророк Иса (мир ему) и Узайр (мир ему). Как можно не любить тех, кого Всевышний Аллах оживляет в Судный день (как и людей после смерти).

В книге "Шифау Судур" Ибн Аббас передает хадис Пророка: "Когда Всевышний Аллах захотел создать лошадь, Он сказал южному ветру, что сотворит из него одно создание. Всевышний повелел ветру собраться. Ангел Джабраил (мир ему) взял частицу от собравшегося ветра, и Всевышний сотворил гнедого коня. Тогда Аллах сказал: "Я создал тебя верховым и сделал тебя арабским, и возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной". Затем Всевышний отпустил создание свое, и он заржал. На что Аллах сказал: "О, гнедой, твоим голосом Я буду устрашать мушрикинов, буду наполнять твоим ржанием слух их так, что ноги под ними будут подгибаться… " Когда Аллах создал Адама (мир ему), Он предложил ему выбрать из двух животных – конем и бураком, который был в образе мула. Адам (мир ему) выбрал коня, и Аллах сказал ему: "О, Адам, ты выбрал величие себе и своим детям, покуда они будут живы" .

В книге "Хаятуль хайван" говорится о том, что первым, кто сел на коня, был пророк Исмаил (мир ему) и поэтому его назвали арабским. Всевышний повелел пророкам Ибрахиму (мир ему) и Исмаилу (мир ему) построить Каабу, сказав, что даст им сокровище, которое хранил для них. Аллах повелел Исмаилу (мир ему), чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил (мир ему) позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то не осталось на земле ни одного арабского скакуна, не отозвавшегося на его призыв. Конь подчинился ему и позволил оседлать себя, поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: "Садитесь на коней, поистине, они есть наследство вашего отца Исмаила" .

От Салаби передают хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: "О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом" .

Имам Ан-Насаи рассказывает от Абу Убайдата, из слов Муавият следует, что когда был завоеван Египет, то он (Муавият), проходя мимо Абу Зарра (да будет доволен ими Аллах), который кормил свою лошадь, спросил: "Что это за конь, о, Абу Зарр?" – "Это конь, на ду‘а которого отвечает Аллах ", – ответил Абу Зарр.

"Разве кони умеют просить, разве им отвечают?" – спросил изумленный Муавият. "Да, это так, – ответил Абу Зарр. – Не проходит ни одной ночи, когда этот конь не обращался бы к Господу нашему со словами: "О, мой Господь, поистине, Ты подчинил меня сыну Адама (мир ему), так сделай меня самым любимым для него" . Среди них есть такие животные, которым отвечают, и есть такие, мольба которых остается без ответа. Но я ни разу не видел, чтобы моему коню не ответил Всевышний Аллах".

Для уверовавших, которые попадут в Рай, Всевышний создал столько благ, среди которых перечисляется и лошадь. Об этом говорится в хадисе, переданном от имама Тирмизи.

Однажды бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что очень любит лошадей, но будут ли они в Раю? Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Если ты войдешь в Рай, то к тебе приведут драгоценного коня, у которого будут крылья, и ты будешь летать на нем в Раю куда захочешь" .

Также от Ибн Ади передают хадис, в котором говорится, что обитатели Рая будут посещать друг друга на породистых, драгоценных лошадях.

Имам Сухалию дает перечень имен коней Пророка: Ас-Сакбу – это первый конь, на котором Пророк (мир ему и благословение) отправился на священную войну; Муртаджиз; Лузаз; Мулавих; Зирс; Вард .

В книге "Хаятуль хайван" упоминаются еще и такие имена лошадей Пророка (мир ему и благословение), как Зарбун; Лахиф; Зульгукаль; Муртаджиль; Лумма; Сархан; Ясуб; Бахр.

Имам Ас-Субуки пишет, что его спросили о том, кого раньше создал Всевышний – пророка Адама (мир ему) или коня? Кто был раньше сотворен, конь или кобыла? Какую породу создал первой? Есть ли что-либо, указывающее на это в Коране или в хадисах? На что он ответил: "Конь был сотворен до пророка Адама (мир ему), конь раньше кобылы, арабская порода раньше любой другой" . То, что конь был создан до Адама (мир ему), подтверждается аятом из Корана (смысл): "Он тот, который сотворил вам все, что есть на земле, затем обратился к небу и устроил ее из семи небесных сводов" (сура "Аль-Бакара", аят 29).

Земля и все, что создано Аллахом для пророка Адама (мир ему) и его рода, чтобы все находящиеся на земле служили им. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является самым почетным из всех созданий, последним из всех пророков на земле.

В книге "Шарх-уль кифаят" написано, что на войне лошадь нельзя продавать противнику, также как и нельзя продавать ему оружие. В своих чувствах лошадь больше похожа на человека. Она узнает своего хозяина и не позволяет чужаку оседлать ее. Говорят, что лошадь видит сны, также как и человек. Одна из черт характера, которая указывает на величие и достоинство, это то, что лошадь не ест корм, оставшийся от другой лошади. Лошадь не пьет прозрачную воду, и, если вода не мутная, то сначала сделает ее мутной, и только потом выпьет. Лошади являются долгожителями. Были зафиксированы случаи, когда лошадь дожила до девяноста лет. У нее очень зоркий глаз.

Когда пророк Муса (мир ему) с сынами Израиля ушли от фараона, он отправил за ними в погоню войско в сто тысяч вороных коней. Когда с восходом солнца войско фараона чуть было не нагнало их, Всевышний повелел пророку Мусе (мир ему) ударить своим посохом по морю. По велению Аллаха вода расступилась перед ними, открыв им спасительный путь.

Когда фараон приблизился к морю и увидел, что оно расступилось, то он обратился к войску со словами, что, мол, море раскололось перед его величием, чтобы помочь настичь сбежавших рабов.

Фараон повелел своему войску двигаться вперед, но воины, испугавшись, сказали, что если он Бог, то пусть идет первым, как это сделал пророк Муса (мир ему). Пока они раздумывали, явился ангел Джабраил (мир ему) верхом на кобылице. Он ринулся вперед по дну морскому, и конь фараона, учуяв кобылицу, понесся за ней, т. к. не было среди царской конницы кобыл, и удержать коней было не возможно. Сзади их подгонял ангел Микаил (мир ему), и ни один воин из свиты фараона не остался на берегу.

По велению Всевышнего Аллаха море поглотило и фараона, и его войско.

В хадисе говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: "О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом" .

Читайте также: