Что общего у камня и беговой лошади

Опубликовано: 26.04.2024

Гиренко Наталья Ивановна

Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги

ВложениеРазмер
chitatelskaya_konferentsiya_po_rasskazu_izumrud_a._i._kuprina.rar 12.82 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна «Изумруд» для учащихся 6 класса

Подготовила учитель МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно

Гиренко Наталья Ивановна

Цель читательской конференции:
• Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;

• Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе;

• Воспитывать чувство сострадания к «братьям нашим меньшим»;

• Формировать в ходе обсуждения рассказа коллективное читательское мнение;
• Показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений учащихся.
• Показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со стороны учителя, для выстраивания воспитательной работы на основе рассказа.

Оборудование: мультимедийная презентация, книжная выставка, музыкальное сопровождение.

Вступительное слово учителя . Ежегодно в конце марта у нас в стране проводится Неделя детской книги. Этой традиции очень много лет. Впервые книжкины именины прошли в Москве 26 марта 1943 года. Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Дети получили в подарок книги, отпечатанные на тонкой серой бумаге, они были действительно ценным подарком. Так впервые праздновалась Неделя детской книги- «книжкина неделя». С тех пор в конце марта по всей стране проводится Неделя детской книги.

Чтение не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся, становимся добрее, умнее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, они сопровождают нас с самого раннего детства и до старости .
Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы . По версии "Daily Telegraph" есть 110 книг, которые должен прочесть каждый образованный человек. Среди них Гомер, Толстой Л.Н. Ч. Дикенс, В. Шекспир, Данте,Б. Пастернак, Ж. Верн и многие другие. Не многие осилят этот список. Это программа на всю жизнь.

Я думаю, что на вы уже прочитали много замечательных произведений, которые положили начало вашей «Золотой полке». О золотой полке писал Юрий Олеша: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги».

В детские годы мы читаем книги прежде всего душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше книга дает нашему уму. Я желаю, чтобы произведение, которое мы сегодня взяли для обсуждения вы прочитали сердцем, потому что оно посвящено лошади. Мы проводим в рамках Недели детской книги читательскую конференцию по рассказу Куприна «Изумруд».

- Что вы знаете о Куприне? Какие произведения его читали. О чем они?

Пройдя ещё в детстве через ряд испытаний, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

- А какой сегодня год по восточному календарю? По восточному календарю именно это прекрасное животное является символом 2014 года.

- Что олицетворяет собой лошадь? Какие у вас возникают ассоциации с этим животным?

Лошадь, согласно китайскому гороскопу, олицетворяет собой мудрость и чистый разум. Она красива, живописна, грациозна. Она подскажет как сделать нашу жизнь красивее, гармоничнее и будет щедра к людям творческим, мыслящим неординарно.

-- Что интересного вы знаете о лошадях?

- Какой масти бывают лошади?

- Какие читали произведения о лошади? («Теплый хлеб» Паустовского)

Нет на свете человека, который равнодушно посмотрит на лошадь: она невольно вызывает восхищение. Какая стать! Какие умные глаза! А грива, а хвост – такого нет ни у какого другого существа! Но лошадь – прежде всего надежный друг человека. Несколько тысячелетий назад началось общение человека и лошади. За это время лошади стали верными спутниками людей и заметно повлияли на всю человеческую историю.

- Прежде, чем перейти к обсуждению содержания, я хочу поставить перед вами проблему: известно в основе рассказа лежит реальная история коня по кличке Рассвет. В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему автор назвал героя рассказа Изумруд ? И еще один вопрос, на который я бы хотела, чтобы ответили в конце урока: эпиграфом я взяла слова: как вы их понимаете и как они соотносятся с рассказом Куприна ?

Итак, переходим к обсуждению рассказа:

- Кто такой Изумруд? Прочитайте описание.

- Что значит «беговая» лошадь? - рысак (бывает иноходец)

- Расскажите, кто ухаживает за лошадьми. (Василий, Назар, Андрияшка)

- Кто из конюхов нравится Изумруду? (Назар)

– Почему? Прочитайте, как воспринимает людей? Во 2 гл Назар засыпает овес.

- «Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки…». Кто это? Почему нравится англичанин?

- Как воспринимает окружающее Изумруд? (через запахи, звуки)

- Что снится Изумруду накануне скачек? гл 2 Прочитайте

- Как Изумруд узнает, что наступил день скачек?

-Как его готовят к бегам? (Купание…Запряжка…

- Каких соперников он увидел на проминке?(серый в яблоках. Гнедая кобылка. Огромный вороной жеребец, огненно – рыжий рысак). ГЛ 4

- Кто не соперник? Почему?

- С кем выпало соревноваться в паре? (А какую роль играет мальчик на белом рысаке, поддужный ?

- « Наездник сам испытал крепость подпруги, просовывал палец между ней и животом…» - О ком идет речь?

- найдите и прочитайте эпизод запряжки лошади. ГЛ 3

- Прочитайте описание ипподрома. ГЛ 5

- Обратите внимание, что в рассказе нет диалогов. Но в 5 главе, которая является кульминацией рассказа, воображаемый диалог, кого с кем?

- Что чувствует Изумруд? (Радость от победы, удовлетворение, что он не подвел наездника)

- А как повели себя люди? Почему?

- Что нарушило его чувство победы. Радости? В чем сомневаются и почему люди, громко разговаривающие? Понимает Изумруд? (По-детски наивное непонимание человеческой ненависти в момент осмотра перед толпой после финиша показывает, каким беззащитным на самом деле является жеребец, и как этим пользуются те, кто морально сильнее).

- Какова судьба Изумруда? Перескажите

- Почему умер Изумруд?

- Какова главная мысль рассказа? Как в рассказе показаны люди и как лошади? Кто вам симпатичней?

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы .

- Как вы понимаете эпиграф?

_ Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: почему Куприн назвал своего героя Изумрудом? Что такое изумруд? Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?

Изумруд – камень успеха, жеребец в рассказе Куприна, как драгоценный камень, добился успеха, победил

- Послушайте песню Высоцкого «Бег иноходца». - Попробуйте понять, что общего у рысака Изумруда и иноходца из песни?

(Оба коня победители в бегах, оба победили наперекор всем- этим похожи: дерзкие, смелые, честно выигрывают скачки не в угоду кому – то или чему – то, а потому что они лучшие, им нравится бег и они честно выполняют свою работу, но корыстные люди недовольны)

- Понравился вам рассказ? Я предлагаю список небольших произведений, посвященных лошадям, в том числе и Холстомер» Толстого, которому посвятил свой рассказ Куприн. Прочитайте, поставьте на свою золотую полку эти книги.

Каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивалась ваша душа, ум и сердце, вы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить нашу конференцию я хотела бы словами Декарта: «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.» Я приготовила вам небольшой список книг о лошадях, которые могут занять достойное место на вашей «золотой полке», прочитайте эти книги! Развивайте себя, приобщайтесь к мировой культуре!

- А заключение я предлагаю послушать песню о трагической судьбе лошадей на слова известного российского поэта Бориса Слуцкого «Лошади в океане».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си.


Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны стор.

Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель».


Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от.

Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов.

Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О.


Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ.

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Сюжет
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.


Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.


Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.


Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

Сюжет

Главный герой рассказа - беговой конь по кличке Изумруд. Он живет в большой конюшне вместе другими лошадями и выступает на скачках. Изумруд - красивый, умный и быстрый конь. Он особенно любит, когда на нем ездит главный наездник конюшни - добрый и ловкий англичанин. Под его руководством Изумруд показывает свои лучшие результаты.

Однажды Изумруд, как обычно, участвует в забеге на ипподроме вместе со своим любимым наездником-англичанином. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд - фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо.

После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.

На новом месте Изумруду особенно не нравится один конюх. Однажды этот человек дает коню странный сладкий овес - судя по всему, отравленный. Несчастный Изумруд съедает корм и в муках умирает.

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.


Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.

Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.

Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.

Конюх. Работал на конюшне, где прятали Изумруда. У мужчины была большая голова, маленькие глаза и черные усики. Он всегда был заспанным и относился к лошадям равнодушно, но Изумруд испытывал по отношению к нему ужасающий страх. В дальнейшем именно этот конюх подсыпал отравленный овес Изумруду, чем и убил его.


Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.


Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».


Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 7 Дата :

Тема урока: А.И. Куприн «Изумруд»: гуманистический пафос рассказа

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

обучающие : расширение знаний о творчестве Куприна, анализ рассказа «Изумруд»; обучение работе с текстом, выявлению темы, идеи, авторской позиции;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с текстом произведения, беседа.

Планируемые результаты :

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровой специфики рассказа; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Метапредметные:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, син теза, обобщения, систематизации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа .

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Демонстрируют готовность к уроку.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

1) Опрос д/з:

2) Инд. задание: монологическое высказывание «Проблематика рассказа Тургенева» (ИС)

4) Постановка проблемных вопросов:

- Прокомментируйте эпиграф к уроку:

Человечность определяется не по тому,
как мы общаемся с людьми, а по тому,
как ведём себя с животными.
Чак Паланик

Выполняют предложенные задания.

Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Беседа

- Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1 Слово учителя с включением сообщений уч-ся:

Пройдя ещё в детстве через ряд испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.
Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе
У Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу.
Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет.
«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». В 1930 году писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».
Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел.
История создания и анализ рассказа « Изумруд»
Очень показателен рассказ Куприна "Изумруд"(1907). В основу положена подлинная история беговой лошади Рассвет, из-за корыстных побуждений погубленной людьми.
Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”.
Не случайна тесная связь, взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего.
Изумруд не отгораживается от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.
Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставляют читателя равнодушным.
Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, потому что, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это придаёт напряжённость сюжету
В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее.
В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.
Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии.
Манера письма Куприна, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами, производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа.

краткое содержание изумруд куприна

Описание лошадей в конюшне

Изумруд – это четырехлетний жеребец серебристой масти и американского склада. Вместе с ним в конюшне в отдельных стойлах стоят молодая кобылица Щеголиха и норовистый конь Онегин. Изумруд хорошо сложен, обладает отменным здоровьем и выносливостью. Его часто выставляют на соревнованиях в бегах на ипподроме. Это занятие молодой и нетерпеливый жеребец очень любит. По суете и торопливости, которые царят в день скачек на конюшне, он понимает, что ему предстоит пройти очередное испытание. За лошадьми ухаживают несколько конюхов. Они кормят животных, убирают, готовят к скачкам. Все они разные. Лошади каждого из них любят по-своему. Но особенно им нравится их хозяин-англичанин. Нашему рысаку он кажется таким же сильным, мудрым и бесстрашным, как и он сам. Об этом и о многом другом повествует нам краткое содержание. «Изумруд» Куприна вызывает у читателя симпатию к умным и сильным животным - лошадям.

Изумруда готовят к бегам

краткое содержание куприн изумруд

Пришел день скачек. Изумруд это сразу же почувствовал по особенному настроению в конюшне. Чутье не подвело его. Вскоре он уже стоял на улице, а конюх Назар лил на него сверху воду из ведра, стараясь отжать ее затем своей мозолистой рукой. Когда лошадей вымыли и высушили, на них надели полотняные серые попоны с красной каймой по бокам. Англичанин строго следил за всеми приготовлениями на конюшне. Особенно придирчиво он наблюдал за тем, как снаряжали на скачки Изумруда. Было понятно, что хозяин сегодня делает ставку на своего любимого жеребца. Передать атмосферу всеобщего возбуждения и суеты перед скачками не может краткое содержание. «Куприн, "Изумруд"» - это запрос, который вам следует сделать работнику библиотеки, чтобы прочесть произведение в оригинале.

Начало соревнований

Бега начались. На ипподроме в этот день было множество лошадей. Их водили по кругу, разминая перед соревнованием. Вдруг прозвучал звонок. Это был сигнал к началу состязания. Изумруд, оглянувшись назад, увидел, как англичанин сзади него сел в небольшой экипаж-американку и натянул поводья. Молодой рысак выучил все движения хозяина. Он чутко ловил каждый его жест. Животное знало, что от него хочет господин. Вот он немного ослабил поводья, и это значит, что можно дать фору, а в следующий момент вожжи жестко врезаются в рот и скручивают шею - видимо, пришло время немного замедлить бег, чтобы сберечь силы до финиша.

Победа рысака

рассказ куприна изумруд краткое содержание

Среди многих лошадей на ипподроме выделялся один молодой вороной жеребец. Он был фаворитом, люди делали на него ставки. Но Изумруду удалось его легко обойти, так же как и всех остальных лошадей. Перед глазами рысака быстро пролетают призовые столбы, ветер свистит в ушах, трибуна ревет. Еще момент - и Изумруд первым разрывает контрольную ленту на финише. Он победил! Люди обступают его, кричат, тычут пальцами в голову, бока и ноги. Слышны реплики: «Поддельная лошадь!», «Мошенничество, обман!», «Деньги назад!». В этот момент жеребец впервые увидел своего хозяина разгневанным. Ведь его обвинили в подлоге лошади. В нашей статье дано лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна стоит прочесть в полном объеме, чтобы почувствовать все смятение и растерянность лошади от людского недовольства его победой.

Гибель жеребца

После этих скачек потянулись длинные скучные дни. Ни на проминки, ни на скачки Изумруда больше не водили. А однажды вечером скакуна вывели из конюшни, отвели на вокзал и перевезли в вагоне в другое место. Его поселили на незнакомом дворе одного, вдали от других лошадей. На этом эпизоде не заканчивается рассказ Куприна «Изумруд». Краткое содержание не позволяет передать всю полноту дикого чувства одиночества молодого и резвого жеребца. Дальше описывается его гибель. А дело было так. Главным в этой чужой для него конюшне был большеголовый человек с маленькими злыми глазками и черными усиками. Казалось, что новый хозяин был равнодушен к Изумруду, но рысак постоянно ощущал непонятный ужас рядом с ним. Чувства его не подвели. Однажды рано утром большеголовый вошел к нему в стойло и насыпал в кормушку овса. Рысак послушно стал есть. Овес был необычного горьковато-сладкого вкуса. Через несколько минут он почувствовала сильную резь и боль в животе. Изумруд упал, его тело сводили судороги. Яркий свет приближающегося фонаря на мгновение резанул ему глаза. В следующую минуту все было кончено. Животное уже не почувствовало, как кто-то толкнул его в живот каблуком.

Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна я каждому советую прочесть в полном объеме.

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Сюжет
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.


Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.


Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.


Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

Сюжет

Главный герой рассказа - беговой конь по кличке Изумруд. Он живет в большой конюшне вместе другими лошадями и выступает на скачках. Изумруд - красивый, умный и быстрый конь. Он особенно любит, когда на нем ездит главный наездник конюшни - добрый и ловкий англичанин. Под его руководством Изумруд показывает свои лучшие результаты.

Однажды Изумруд, как обычно, участвует в забеге на ипподроме вместе со своим любимым наездником-англичанином. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд - фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо.

После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.

На новом месте Изумруду особенно не нравится один конюх. Однажды этот человек дает коню странный сладкий овес - судя по всему, отравленный. Несчастный Изумруд съедает корм и в муках умирает.

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.


Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.

Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.

Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.

Конюх. Работал на конюшне, где прятали Изумруда. У мужчины была большая голова, маленькие глаза и черные усики. Он всегда был заспанным и относился к лошадям равнодушно, но Изумруд испытывал по отношению к нему ужасающий страх. В дальнейшем именно этот конюх подсыпал отравленный овес Изумруду, чем и убил его.


Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.


Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».


Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Читайте также: