Что означает маска лошади

Опубликовано: 29.04.2024

Благородное и стремительное существо, лошадь является одним из распространенных позитивных символов, талисманов, амулетов. Этот образ активен во многих символических системах, использующих животные тотемы. Давайте разберем его подробнее.

Навигация по статье

Кони и лошади в мифологии

Мифологический характер этого животного связан с божествами непосредственно. Конь может выступать зооморфным образом самого солнечного божества, или какого то его аспекта – лучей, восхода или рассвета, скорости движения и пр.


По всему миру в легендах живут и здравствуют солнечные боги и их небесные кони, запряженные в божественные упряжки и ассоциируемые с солнечными лучами. Часто используются образы утренней и вечерней зари как пары коней-близнецов (Ашвины, Диоскуры и др.).

Более подробно об этом читайте в статье «Боги Солнца».

Эта аналогия проявляется в дуальной паре, превратившись в белого и черного коней Белобога и Чернобога в славянской мифологии.

Белый или огненный цвета приписывались всем божественным существам, в том числе зооморфным, занятым борьбой со злом, поэтому цвет коня – является определяющим.


Например змееборец Святой Георгий – изображается на белом коне. Черный всадник, на черном скакуне – символ ночи, темных сил, служитель мрака, предвещает беды и смерти.

В китайской культуре архетип лошади означает стремительность в развитии событий и в достижении целей. Тут надо понимать, что это значение утвердилось издавна, когда самым быстрым способом перемещения была верховая езда и наиболее скорыми считались транспортные средства, запряженные лошадьми.

В современном мире это отношение к скакунам вылилось в меру мощности автомобильного двигателя, оцениваемую в «лошадиных силах».


Можно выделить отдельные аспекты, которые часто встречаются в мифологии различных народов:

  • жертвоприношения коня, что считалось одной из самых благородных и ценных жертв (древние германцы, греки, римляне, сибирские народы и др.), особенно принесение богам конской головы. Лошадиная кровь использовалась в языческих солярных праздниках, в ритуалах воскрешения Солнца;
  • участие в культе смерти и погребения, переходах между мирами и различными пространствами. Символ конского черепа и змеи – знак победы хтонических сил, смерти. Дух убиенного коня провожает умершего на тот свет, переводит его из мира живых в загробный мир. Также подобный ритуал используется в шаманских путешествиях между мирами;
  • коней использовали в предсказательной традиции – в легендах и приметах сохранились образы вещих коней, описаны отдельные знаковые моменты в их поведении, предрекающие то или иное событие.

Сделаем краткий вывод о том смысле лошадиной символики, которую донесли до нас легенды:

  • лошадиные мифологические образы потенциально позитивны, но все зависит от цвета-масти: белый – максимально позитивен, рыжий – максимум харизмы; черный – связь с теневой частью мира;
  • их энергия и информация напрямую связана с двумя знаками огня – Львом и Стрельцом, планетами Солнце и Юпитер.
    Приведу аналогию: в удивительной системе Таро, старший аркан Солнце, при том, что на карте изображены солнечные образы, отражает юпитерианские энергии.

Фразеологизмы и их смысл

Укрощение дикого коня – культурное овладение солнечным принципом, разумное включение индивидуальности, творческого потока человека в общую жизненную стратегию.

Посадить на коня – момент инициации мальчика, с этого момент он начинает свой путь мужчины, воина. Отсюда пошли лошадки: детская качающаяся игрушка или элемент карусели.

Быть на коне – уверенность человека в себе, демонстрация этой уверенности окружающим. Главное – не переводить это ощущение в гордыню, а то недолго и «свалиться с коня».

Принц на белом коне – мечта девушки или женщины об идеальном возлюбленном, который прискачет однажды и полностью изменит ее жизнь (разумеется к лучшему!).


Троянский конь – Солнца, «пораженное» Меркурием, хитрость внутри благородного солнечного образа.

Темная лошадка – кто-то, о чьих свойствах и возможностях, мы пока не знаем, от него можно ожидать чего угодно, любого проявления и сюрприза.

Пегас, крылатый конь – символ творческой индивидуальности и возвышенного вдохновения.

Кентавр – лошадь с человеческим торсом, соединяет в себе тело животного и сверхчеловеческую мудрость. Самый знаменитый кентавр – Хирон, мыслитель и целитель, воспитавший многих греческих героев.

Единорог – лошадь с рожком на лбу, в этом образе присутствуют все позитивные конские качества, плюсом идет волшебная способность использовать магию. Может быть признаком удивительных событий, которые входят в жизнь человека.


Символы коня – смысл и значение

Лошадиная символика больше всего подходит людям, которые:

  • имеют это животное своим тотемом;
  • имеют ФИО, связанные с конской тематикой – например, Ипполит, Кучеров, Скакун и т.п.;
  • рождены в годы Лошади – по восточному календарю: 1918, 1930,1942, 1954, 1966,1978, 1990, 2002, 2014;
  • рождены в годы Коня – по авестийскому календарю – 1925, 1957, 1989;
  • рождены в чертоге Коня – славянский аналог знаков зодиака, примерные даты с 23 июня по 16 июля;
  • имеют в гороскопе сильное Солнце и Юпитер – желательно в огненных знаках и в аспекте друг к другу;
  • в вашем гороскопе проявлены лошадиные градусы: 6 градус Рака (черная), 11 градус Девы (пони); 4 градус Весов (серая), 1 градус Стрельца (гнедой), 26 градус Козерога (лошадь Пржевальского), 16 градус Рыб (морской конёк).


В зависимости от нюансов исполнения образа (например в тату, на картине, в украшении и т.п.), символ коня может означать:

  • любовь к жизни, сильные эмоции и страстные желания, которые хочется реализовать и воплотить – подобный талисман будет способствовать этому воплощению;
  • творческая сила и желание выразить себя – ярко и страстно;
  • скорость изменений, движения к собственным целям и свобода самовыражения;
  • сексуальность и тяга к свободе – если изображен дикий жеребец;
  • сексуальность и романтическая любовь – пара лошадей, стоящие или бегущие в одну сторону.

Уздечка и подкова – талисманы

Уздечка – означает, что вы способны сами управлять своей силой и энергией, что вы достаточно умелы и организованы чтобы воплотить свои желания и достичь своих жизненных целей.

Лучше, если вы сами себе купите такой талисман, не принимайте его от других людей – значение такого подарка: ограничить вас, подчинить своим целям.

Подкова – символ счастья и удачи, особенно если вы ее «случайно» находите.


В таком случае, подкову можно воспринимать как знак:

  • она символизирует разомкнутый цикл – как будто ситуация, в которой вы ходили по кругу и ничего не могли изменить, размыкается и выпускает вас на свободу – благодаря вашим собственным усилиям и/или удачному стечению обстоятельств;
  • подковка в том положении, как ее вешают на гвоздик символизирует Восходящий Лунный узел, который в астрологии связан с будущим, новыми жизненными программами. Это также очень позитивный смысл и знак, что вам пора увеличивать вашу осознанность и менять жизнь к лучшему.

Тотем

Человек, имеющий конский тотем, обладает мощной природной энергией, его можно назвать «пассионарием» – его сила способна менять мир и течение событий.

Он физически сильный, могучий, дюжий, любит двигаться, скорости. Характеристика относится и к женщинам – это те дамы, про которых говорят «коня на скаку остановят»…

Внешне человек может иметь густую гриву волос, мощные ноги, широкие крепкие бедра, удлиненное лицо, крупные зубы (тип лица, которое называют «лошадиным»).

Мужчина – жеребец, яркий, часто любит спорт, особенно связанный с бегом, верховой ездой, гонками. Обладает высокой сексуальностью, мощной потенцией, выносливостью.


Так как конский тотем в первую очередь зависит от масти, то рассмотрим подробнее его мужские разновидности в зависимости от цвета волос человека:

Блондин – при всем его внешнем превосходстве и личной силе, его любят и умеют использовать другие люди. Он часто нуждается в руководстве или ведении, для бизнеса – ему нужен амбициозный и прагматичный деловой партнер, иначе он будет всю жизнь вкалывать на кого-то, а не на себя. В отношениях – верный и постоянный, все будет делать для партнеров, для жены и детей.

Брюнет – самый мрачный из лошадиных типов, хорошо проявляет себя как руководитель низшего и среднего звена, отличный «двигатель прогресса». Может быть для других той самой «темной лошадкой», способной обойти на повороте соперников. Его проявления могут казаться другим странными, эксцентричными. Склонен «отбиваться от табуна». Имеет проблемы с близкими людьми – может покидать и дом и семью. Но потом его накроет ностальгия – и он вернется.

Рыжий (золотистый блондин, каштановые волосы) – идеален в творческих профессиях, обладает силой воли и харизмой, способен вести за собой. Любвеобилен и оптимистичен, но в личных отношениях азартен и непредсказуем, может бросаться из стороны в сторону.

Женщина – красива по-особенному, привлекает своей энергетикой, но не обладает глубиной, в ней как бы нет «второго дна», отсутствует «изюминка»-загадка. Достаточно открытая и искренняя, проста в общении, не честолюбива, вряд ли способна на кокетство или интриги.

Ей сложно что-то организовывать потому что стихийно устроена: не заморачивается, живо реагирует на непосредственные стимулы, захотела – сделала, не захотела – не сделала.

В юности больше всего ценит свою свободу и независимость, спокойно сходится с мужчинами, спокойно уходит от них.


Во взрослом возрасте – склонна превращаться в ломовую лошадь, которая тянет на себе все: работу, семью, детей («я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик»). Отдых находит в путешествиях, обожает туризм и связанные с ним – спорт и компании.

Если ваш основной тотем – конь или лошадь, то вам необходимо ощущать и постоянно использовать свою энергию, жить здесь и сейчас.

Сначала для вас важно – просто любить, бегать, петь, танцевать, проявляться свободно и непосредственно. Почувствовать – на что вы способны.

Помните, что ваша сексуальная энергия – волшебная сила и мощный двигатель, который используется в разных сферах вашей жизни.

Чуть позже – необходимо учиться быть более осознанным и постигать свою индивидуальность, включать ваши творческие способности в социум.

Почаще задавайте себе вопрос: «для кого я это делаю?», учитесь выражать свое подлинное Я.

Делитесь своей силой и энергией с партнерами, которые глубже и разумнее вас, которые умеют лучше вас работать с информацией, более стратегически мыслят.

Научитесь использовать мудрость годовых солнечных циклов в своей жизни, это поможет сохранить вашу природную силу до преклонного возраста.

Знаки в сновидениях

Обращайте внимание на появление образа лошади/коня в снах – на их состояние, поведение.

Он может сигналить вам о необходимости проявлять сейчас свою стихийную силу и выходить из неких ограничений, которые были на вас наложены – самостоятельно или жизненными обстоятельствами.

Возможно пришло время двигаться, включать собственную энергию в более грандиозные проекты и задачи, – особенно если вы видите лошадь в стойле, клетке, так или иначе привязанную.

Если во сне лошадь слабая и страдающая, это свидетельствует о том, что ваша психическая энергия или эмоции находятся в таком же состоянии. Вам нужно более серьезно отнестись к своим личным нуждам или будут неприятности.


Проверьте – может быть в вашей жизни накопились факторы, которые не позволяют вашей силе течь легко и свободно. Осознайте их, освободитесь от тех, которые уже не работают на вас. Не ограничивайте себя убеждениями и ожиданиями других людей.

Может быть образом коня – ваша сексуальная энергия напоминает о себе, о необходимости активной реализации.

Черный конь во сне может представлять собой часть «я-тени» или часть вашей личности, которую вы обычно предпочитаете скрывать.

Белый цвет связан с повышением вашего настроения или духовных устремлений, возможно что наступает период развития интуиции.

Лошадь, которая во сне говорит человеческим языком – очевидно, это проявление вашего Тотема, как духовного наставника. Он принес вам сообщение от вашего бессознательного.

Подковы во сне – являются символом удачных обстоятельств, признаком того, что удача уже на пути к решению вопросов, касающихся личного здоровья, отношений и, возможно, бизнеса.

Слушайте себя, реагируйте на те чувства и эмоции, которые этот образ в вас вызывает, и решение придет.


Маска головы лошади маска латекса , представляющая лошадь голову , первоначально изготовленный Новизна Purveyor Archie McPhee , и в настоящее время широко доступна от других производителей. Маска покрывает всю голову и, как правило, является частью костюма на Хеллоуин , а в других случаях может быть забавной, шокирующей, неуместной, модной или скрывающей личность. Он также стал интернет-мемом .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение и история мемов
  • 2 пользователя
  • 3 маска на голову единорога
  • 4 Антецеденты
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Происхождение и история мемов

Маска лошади изначально продавалась поставщиком новинок Арчи Макфи как костюм для Хэллоуина по крайней мере с 2003 года. Она продается под названием «Маска головы лошади» и сделана из «реалистичного коричневого латекса с гривой из искусственного меха». Макфи утверждает, что «человек в маске с лошадиной головой выглядит совершенно беспокоящим», а маска «стала всемирным явлением». С тех пор другие производители тщательно копировали внешний вид и дизайн.

Неясно, когда маска превратилась из новинки в мем, но, по словам Кейтлин Дьюи из The Washington Post, был ряд «ускорителей» . В 2003 году вышло японское аниме Full Metal Panic? представил персонажа Пони-человека, «злодея с лошадиной головой, преследующего школьниц с расческой». Пони-человек напоминал человека в маске лошади Макфи, и, поскольку маски уже продавались, «пони-человек постоянно появлялся». В 2005 году Lonely Planet рекомендовала носить маску лошади во время путешествий в своем Путеводителе по экспериментальным путешествиям . Вскоре после этого комик и актер Том Грин носил маску лошади, крича и качая головой в эпизоде ​​своего ток-шоу в Интернете «Дом Тома Грина сегодня вечером» . В январе 2008 года артист по имени Wotaken заснял, как он собирает, готовит и ест психоделические грибы полностью голым, в маске на голове лошади и танцует под саундтрек Final Fantasy «Dancing Mad». Этот фильм был загружен на YouTube, его просмотрели более 2 миллионов человек, и он привлек внимание более широкой аудитории. С тех пор он был удален за нарушение условий обслуживания сайта.


После видео с обнаженной психоделической кулинарией Wotaken маска в виде головы лошади стала более распространенным интернет-мемом. Примеры включают шотландца 2010 года, известного как «мальчик-лошадь», захваченного Google Street View ; Во время урагана «Сэнди» в Вашингтоне, округ Колумбия, в прямом эфире новостей засняли человека, бегущего трусцой без рубашки, но в маске на голове лошади.

В июле 2014 года президент Барак Обама был сфотографирован на улицах Денвера, пожимающим руку лошади, возглавляемой прохожим, в результате чего национальная пресса обнародовала эту маску, включая серию статей в The Washington Post об истории мема и культурных влияниях.

Пользователи

Некоторые авторы видео YouTube выбрали маску в виде головы лошади в качестве товарного знака, в том числе сэр Себастьян из Candy Corner сэра Себастьяна, обозреватель конфет и шоколада, а также уличный артист из Берлина "The Neigh Kid Horse", которого сфотографировали. сотнями любительских и профессиональных фотографов, который известен тем, что носит только маску и нижнее белье.

Маска головы единорога

Отчетливо horselike единорог маски головы также продаются Archie McPhee и другие. Маски с единорогами использовались фанатами « Сан Дьявол » из штата Аризона в рамках программы, чтобы отвлечь внимание игроков, выполняющих штрафные броски .

Предшественники

Хотя современный мем с маской на голове лошади начался с резиновой маски Арчи Макфи в 2003 году, были и более ранние предшественники. В 1997 году британский сатирический новостной мини-сериал Brass Eye ненадолго показал маску головы лошади во втором эпизоде ​​под названием «Наркотики».

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Вы можете приобрести символические изображения коня
Символическое изображение Лошадка из Книна - купить
Символическое изображение Единорог - купить
Символическое изображение Лошадь - купить
Символическое изображение Этрусский конь - купить
Символическое изображение Крылатые кони - купить

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Белый конь

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Смотрите также статьи:
Единорог >>
Кентавр >>

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

Битва двух коней

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Пегас — крылатый конь

Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон — бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне — «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней — защитницей лошадей. Конь — атрибут Дианы-охотницы.

Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь«(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий. В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони — эмблема святого Ипполита.

Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

Воин на коне

Рыцарство:
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»

Шаманская традиция: Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

Пегас
Гляди: вон там, на той скале — Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет. Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, -
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь.
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, —
все — только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.

Смотрите также статьи:
Единорог >>
Кентавр >>

// АСГЭ. Вып. 34. СПб: 1999. С. 97-101.

В 1929 г. М.П. Грязновым был раскопан Первый Пазырыкский курган, положивший шало знаменитому собранию алтайских древностей Эрмитажа, ныне насчитывающему около 6000 разнообразных предметов.

В Первом Пазырыкском кургане с усопшим вождём были погребены десять лошадей рыжей масти в богато украшенном конном снаряжении. На головах двух коней находились маски. Особый интерес вызывает одна из них, сшитая из тёмно-коричневого войлока толщиной 3-5 мм, покрытого сверху тонкой кожей (рис. 1). К верхней части маски прикреплены, выполненные почти в натуральную величину, рога, имитирующие рога северного оленя. Они сшиты выворотным швом из толстой свёрнутой трубочкой кожи и обтянуты тонкой кожей, в которой имеются орнаментальные прорези.

М.П. Грязнов отметил, что прорези в древности были покрыты листовым оловом, а в двух местах — золотом [7, с. 40]. Однако в настоящее время следы металла на рогах отсутствуют. К каждой ветви рога пришиты по семь отростков. Два передних — «глазничный» и «ледяной» — сближены друг с другом, третий — загнут крючком. Ни у одного реального вида оленей такой формы отростков не бывает. Последующие отростки, как и первые два, имеют по три ответвления, украшенные пучками конских волос красного цвета.

По обе стороны от рогов пришиты кожаные уши. В основании маски имеются специальные отверстия, в которые просовывались уши коня. Щёчные поверхности маски оформлены в виде фигурных лопастей, орнаментированных так же, как и рога. Возможно, эти лопасти символически изображают тело оленя. Края щёчных лопастей скреплялись двумя кожаными ремнями, которые завязывались под челюстью. Большая часть маски — рога, уши, щёчные лопасти — была окрашена в красный цвет.

На переднюю часть маски наклеено изображение тигра или гепарда, вырезанное из меха. Контуры его головы и лап переданы схематично. Вся фигура окрашена в синий цвет и покрыта золотыми кружками. Хищник распластался в прыжке, мордой и передними лапами он как бы вцепился в голову оленя. Таким образом, маска в целом воспроизводит один из популярнейших сюжетов древнеалтайского искусства — борьбу животных, где мотивы оленя, тигра и коня оказались завязанными в сложный композиционно-смысловой узел.

Каково было назначение маски? Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним, что ещё до раскопок Пазырыкских курганов Н.Я. Марр, изучая лингвистические термины, связанные со средствами передвижения, пришёл к выводу, что олень как ездовое животное предшествовал коню. Наименование, обозначающее оленя, позднее было перенесено на коня. По мнению Марра, конские маски из Пазырыка представляли собой наглядную иллюстрацию его теории [14, с. 42; 15, с. 324].

М.П. Грязнов разделял идею Н.Я. Марра и полагал, что маска служила для культа, и с её помощью конь как бы превращался в оленя [7, с. 85]. Эта точка зрения разделялась многими исследователями, в частности С.В. Киселевым и М.И. Артамоновым [9, с. 375; 4, с. 64].

Подтверждение высказанных выше соображений имеется в этнографическом материале. Л.П. Потапов, опираясь на собственные исследования, приводит неоспоримые свидетельства того, что на Алтае в течение длительного времени существовали пережиточные явления, связанные с тотемизмом. В качестве тотемов в разное время выступали то лось, то горный козёл, то баран, то олень, а впоследствии все они были вытеснены и заменены конём [19, с. 134-152].

Наряду с тотемизмом на Алтае существовал и шаманизм, истоки которого те-



Рис. 1. Конь в полном уборе (реконструкция по М.П. Грязнову).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Конская маска из Первого Пазырыкского кургана.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

ряются в глубине веков, восходя к неолиту и эпохе бронзы. Алтайские шаманы рассматривали оленя как духа-помощника и часто изображали его на деревянной рукояти шаманского бубна. Л.П. Потапов пишет, что на шаманских бубнах кумандинцы, тубалары, шорцы рисовали «небесных коней», называя их оленями и изображая с рогами. Сам шаманский бубен, обтянутый шкурой оленя-марала, служил «ездовым животным», с помощью которого шаман совершал свои путешествия в царство духов [19, с. 139].

Большой интерес для рассматриваемой нами темы представляют лингвистические данные, к которым неоднократно обращались исследователи Г.Н. Потанин, А.В. Анохин, Л.П. Потапов и др. В сравнительно недавнее время удачное, как нам представляется, обобщение некоторых из них было сделано А.Д. Грачом [6, с. 90-91]. У тюркоязычных народов Сибири существовал термин «буура», которым обозначали таких животных, как: олень, лось, баран, конь. Термин «буура», как отмечал А.Д. Грач, отражал несколько исторических напластований. Вначале этим словом называли рогатых животных, на которых охотились, позднее — прирученных животных и, прежде всего, коня, а в скифское время термин «буура» объединял образы рогатых животных с конём.

Этнографический материал дополняется любопытными археологическими находками. В плане сказанного интерес представляют не только конские маски с оленьими рогами, но и конские маски с козлиными рогами, найденные в Туэктинских и Башадарских курганах [21, с. 78, 231]. В курганах Катанда, Уландрык, Юстыд были обнаружены статуэтки коней, имевшие на голове оленьи или козлиные рога [11, с. 72-73]. В некоторых случаях у фигурок коней на спине сделаны прорези, в которые, по всей видимости, вставлялись кожаные крылья. Вероятно, В.Д. Кубарев прав, полагая, что деревянные скульптурки представляют собой символических «небесных коней» [11, с. 78]. Сходные фантастические образы известны также за пределами Алтая. Так, в кургане Иссык в Казахстане были обнаружены золотые протомы коней, увенчанные козлиными рогами [1, с. 18-19]. В Северном Причерноморье скифские кони украшались налобниками в виде схематично изображённого тела зверя с передними лапами, между которыми размещалась скульптурная голова [4, с. 64]. E.E. Кузьмина полагает, что «налобники с изображением оленя, прикреплявшиеся к уздечному убору лошадей . были семантически тождественны обряду обряжения коня в оленя» [12, с. 104].

Уже сам по себе факт широкого распространения такого обряда указывает на то, что решение проблемы его происхождения — дело отнюдь не простое. По мнению А.Ю. Алексеева, появление в Скифии в V в. до н. э. традиции маскирования коней связано с новыми культурными или этническими импульсами с Востока [3, с. 85]. Таким образом, мы имеем дело с широко распространённым явлением, занимавшим существенное место в жизни ранних кочевников Алтая.

Предположение, что маски и аналогичные им по смысловому содержанию конские головные уборы были предназначены специально для похорон, отрицается большинством исследователей [20, с. 226; 4, с. 64]. Пожалуй, этой идее противоречит и конструкция маски. Одетая на голову коня, она оставляла свободными все необходимые для жизненных функций органы — глаза, ноздри, уши. Подтверждением идеи о том, что обряжение коня должно было «превратить» его в оленя, является маскировка специальными футлярами типичных конских черт — гривы и хвоста. М.И. Артамонов, так же как М.П. Грязнов, полагает, что маски были культовые. Интересно, что эти уборы использовались неоднократно, на что указывает маска из Пятого Пазырыкского кургана со следами починки в древности [4, с. 64]. Скорее всего, близок к истине С.И. Руденко, считавший конские маски церемониальными [20, с. 227].

Напомним, что многие специалисты — А.П. Окладников, А.И. Мартынов,

В.В. Бобров, В.Д. Кубарев, А.К. Акишев — связывали образ оленя с представлениями о солнечном космическом божестве [18, с. 60; 16, с. 68; 11, с. 72; 2, с. 39]. На это указывают сохранившиеся памятники монументального искусства с изображением оленей. Высеченные «рисунки» на оленных камнях и петроглифах вполне обосновывают представления о солярной символике образа оленя. На петроглифах Монголии (Чулуут IV) и Тувы («Дорога Чингисхана») довольно часто встречаются изображения оленей, на рогах которых покоится солнечный лучистый диск – «солнцерогие олени» [8, табл. 8; 17, с. 88, рис. 28].

Изображение копытного животного, несущего на своих рогах солнце, некоторые народы в древности связывали с созвездием Тельца [22, с. 354]. Например, в древней Индии в протоиндийское время символом знака Тельца выбрали быка-зебу, а в ведическое время — Овена [5, с. 288]. Момент вхождения солнца в зодиакальное созвездие Тельца в Индии отмечали как день весеннего равноденствия, который приходился на март месяц [5, с. 288].

В древнем Иране день весеннего равноденствия также падал на март и именно с него начинался новый год — Ноуруз, изображавшийся в искусстве Ирана как сцена терзания львом копытного [13, с. 108]. Не исключено, что этот распространённый сюжет проник в Евразийские степи и, так же как и его смысловое содержание, был воспринят саками.

У многих древних народов существовало представление о том, что Мировое дерево – «рогатое дерево». Например, в древней Индии Мировое дерево ашваттха называли «деревом буйвола», так как в его крону вкомпоновывались рога буйвола. Сама крона Мирового дерева соответствовала небу, на котором держится солнце [10, с. 178-179]. Может быть, рассматриваемый нами конь в маске с оленьими рогами (две ветви рогов, на которых держится солнце, — ветви Мирового дерева) тоже должен выступать в качестве опоры солнца или, иначе говоря, символом весеннего равноденствия и атрибутом нового года. Сцена терзания тигром оленя, представленная на маске, на мой взгляд, служит дополнительным аргументом в пользу этого предположения.

Любопытно, что в оформлении маски господствуют красные тона. Выбор этого цвета, по-видимому, не случаен. Известно, что многие народы связывали красный цвет с солнцем, жизнью, кровью, огнём [2, с. 127-132]. Может быть поэтому погребённые в «царских» Пазырыкских курганах кони были огненно-рыжей масти [7, с. 26-40]. Рыжий конь в маске с оленьими рогами, в оформлении которой господствует красная цветовая гамма, являлся зримым действующим атрибутом во время торжественной церемонии, может быть, по поводу прихода нового года или дня весеннего равноденствия (рис. 2). Понятно, что столь важная фигура была необходима племенному вождю не только в земной, но и в загробной жизни.

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Вы можете приобрести символические изображения коня
Символическое изображение Лошадка из Книна - купить
Символическое изображение Единорог - купить
Символическое изображение Лошадь - купить
Символическое изображение Этрусский конь - купить
Символическое изображение Крылатые кони - купить

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Белый конь

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Смотрите также статьи:
Единорог >>
Кентавр >>

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

Битва двух коней

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Пегас — крылатый конь

Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон — бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне — «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней — защитницей лошадей. Конь — атрибут Дианы-охотницы.

Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь«(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий. В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони — эмблема святого Ипполита.

Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

Воин на коне

Рыцарство:
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»

Шаманская традиция: Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

Пегас
Гляди: вон там, на той скале — Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет. Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, -
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь.
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, —
все — только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.

Смотрите также статьи:
Единорог >>
Кентавр >>

Читайте также: