Что такое конь бледный

Опубликовано: 23.04.2024


  • Конь Бледный — последний из четырёх Всадников Апокалипсиса Иоанна Богослова.

«Конь бледный» — книга террориста Бориса Савинкова, опубликованная в 1909 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пресекать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «конь»

Ассоциации к слову «бледный»

Синонимы к словосочетанию «конь бледный»

Предложения со словосочетанием «конь бледный»

  • Вот что, друг мой, успокойте-ка вы свою не в меру щепетильную совесть, и пусть сей конь бледный немного походит под седлом.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «конь бледный»

  • Но на едином праве не сохранят, и за сим последует конь бледный и тот, коему имя Смерть, а за ним уже ад…

Сочетаемость слова «конь»

  • белый конь
    боевой конь
    железный конь
  • конь всадника
    старый конь борозды
    конь шпоры
  • копыта коней
    поводья коня
    шея коня
  • конь заржал
    конь фыркнул
    конь остановился
  • сесть на коня
    пришпорить коня
    вскочить на коня
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «бледный»

  • бледное лицо
    бледная кожа
    бледный свет
  • бледное лицо девушки
    бледный свет луны
    бледные лучи солнца
  • стало бледным
    выглядеть бледным
    казаться бледным
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия, связанные со словосочетанием «конь бледный»

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «конь»
  • Как правильно пишется слово «бледный»
  • Разбор по составу слова «конь» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «бледный» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «конь бледный» и примеры предложений (английский язык)

Предложения со словосочетанием «конь бледный»

Вот что, друг мой, успокойте-ка вы свою не в меру щепетильную совесть, и пусть сей конь бледный немного походит под седлом.

Вспомним слова пророка: „…и вот конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над землёй – умерщвлять мечом, и голодом, и мором“.

Но в нашей конюшне стоит конь бледный.

Синонимы к словосочетанию «конь бледный»

  • конь в яблоках
  • чёрные кони
  • прекрасный конь
  • конь вороной
  • конь белый
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «конь»

  • лошади
  • лошадь
  • конница
  • лошадки
  • хомут
  • (ещё ассоциации. )

Ассоциации к слову «бледный»

  • бледность
  • прозрачный
  • светлый
  • бежевый
  • мертвец
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «конь»

  • белый конь
  • конь всадника
  • копыта коней
  • конь заржал
  • сесть на коня
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «бледный»

  • бледное лицо
  • бледное лицо девушки
  • стало бледным
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «конь»
  • Разбор по составу слова «бледный»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «конь»
  • Как правильно пишется слово «бледный»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Самые известные персонажи страшной новозаветной книги « Откровение Иоанна Богослова » (она же « Апокалипсис » ) — это четыре всадника, которые едут на лошадях разных мастей, держат в руках разные предметы и ведут за собой разные же бедствия.

Как и о других Всадниках Апокалипсиса, о Четвертом в священной книге сказано очень мало, буквально несколько строк. Но и их хватает, чтобы создать впечатляющий образ.

Для понимания того, что описано в этом абзаце, обратимся к средневековым миниатюрам, которые всегда изображают все очень буквально. Кстати, обратите внимание, хотя мы привыкли к тому, что Четвертого всадника изображают в виде скелета, этот мотив появился только в Новое время.

Миниатюра из рукописи 13 века

Четвертое животное (орел) говорит на ухо рассказчику, автору текста (апостолу Иоанну) "иди и смотри". Агнец (Иисус Христос) снимает с Книги за 7 печатями 4-ю печать. Четвертый всадник скачет на коне. Все так же, как и в предыдущих случаях. Однако в этом абзаце священного текста есть свои особенности, отличающие Четвертого всадника от коллег.

Конь бледный

Обратите внимание, что все реально существующие масти в первых трех случаях уже использованы (белый, рыжий, вороной). Давать Четвертому всадника какого-нибудь коня в яблоках, или даже просто серого, автору почему-то не захотелось, видно, не солидно. Он употребляет слово, которое на русский переводят как "бледный". Рисуют его обычно тоже белым, то есть налицо повтор, совпадение с Первым всадником. Однако такие изображения неправильны: богословы и филологи, трактующие оригинальный греческий текст, пишут, что здесь имеется в виду никакая не благородная белоснежная масть, а нечто более сложное. Скорей всего, "Конь блед" — это цвета зеленовато-белесой гнили, выдавленного прыща такого, полуразложившегося трупа.

То есть, Четвертый всадник едет на коне масти, не существующей в природе. Большинство художников этим пренебрегает, а вот этот русский иллюстратор внимательно прочел комментарии и сделал как надо, только чуть-чуть перетемнил зеленый.

Старообрядческая рукопись, ок. 1800 года

Так что правильной мастью для коня бледного будет белый с зеленоватым оттенком, такой болезненный.

Имя ему Смерть

Четвертый всадник — единственный в "Откровении Иоанна Богослова", которому дано личное имя. Трое остальных — безымянные (прозвания Голод, Чума и Война им придумали позже толкователи, по аналогии с именем Четвертого). В первый период иллюстрирования, как вы видели, на образ это не влияло, его изображали обычным человеком, даже красивым. Но достаточно быстро художники сообразили, что Смерть — это ходячий же скелет! Это так фотогенично! Надо использовать. И Четвертый всадник стал явно отличаться от остальных — он стал ходячим (вернее, верховым) трупом. И еще он единственный без одежды, т.к. мертвым она не нужна. В крайнем случае, его могут в саван-простыню завернуть, для пристойности.

Четыре всадника Апокалипсиса, худ. Нэнси Макгрегор, наши дни

Зато в книге не названо, что у Четвертого всадника в руках (у коллег, прямо указано — лук, меч и весы). Ему тоже надо что-то дать, логика развития иконографии требует. Атрибут был заимствован у иконографического предка, античного бога времени Крона (Хроноса), который косой (на самом деле серпом) вроде как жал человеческие души. Это появилось не сразу, на ранних иллюстрациях мы можем разглядеть у Смерти меч (тем более, что в конце абзаца некий меч упоминается в числе прочих вещей) или кубок, полный огня (символ этих прочих плохих вещей).

Другая интересная тонкость: изготавливать безупречно чистые скелеты (к каким мы привыкли в кино, в антураже кабинета врачей) люди научились не сразу. Сложная там техника: кости отваривать, отделяя от плоти. Умным путем кости проволочками скреплять. В общем, плохо воображали себе художники чистый скелет, натурщиков под рукой не было, дорогой реквизит. Поэтому на иллюстрациях раннего периода Четвертый всадник часто может быть полуразложившимся трупом с заметными остатками мяса, мышц.

Миниатюра 15 века: В руках еще меч, а не коса, и с мастью коня автор не определился.

Ад следовал за ним

Сегодня для нас это просто такое выражение; ну, эффектное, образное, и что? (То же самое произошло с фразой отсюда же "иди и смотри", которая вообще заголовком фильма про ВОВ стала). Но для древних читателей и художников следующий за Смертью ад был вполне конкретным персонажем, который, кстати, встречается и на куче других произведений христианского искусства.

Данный Ад (личное имя; в искусствоведении еще употребляют исходное древнегреческое имя Гадес, чтобы не путаться) — это вот такое чудовище, адская пасть, напоминающая о мифическом псе Цербере. И этот Ад реально следует за Смертью, вернее даже кажется, что он за ним гонится, преследует, и хочет его съесть.

Фрагмент картины Ганса Мемлинга, 1470-е годы

Изредка случается, что за Смертью следует Ад не в виде пасти, а как нормальный такой черт, на двух ногах. Но такое не распространено. Чаще эту адскую пасть так стилизуют, что и не опознать, что это именно она, если не знаешь.

Например, вот здесь пасть спрятана в каком-то домике, но зато явно указан ее род деятельности: в ней пылает адский огонь и мучаются души умерших. А Смерть еще с мечом, и полуразложившаяся, а не голые косточки.

Гобелен

А вот в картинах нового времени следующий Ад обычно уже куда-то исчезает.

Так что теперь, прочитав все мои 4 заметки про 4 всадников (кто не прочитал, вернитесь вверх и пройдите по ссылкам), вы сможете опознать этих вестников Апокалипсиса практически на любых, даже самых странных картинках.

Как например, на этой: кто здесь Чума, а кто Голод? Кто Смерть, а кто Война?

Испанская рукопись 10 века

Если заинтересовались темой, покупайте мою цветную книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону» : там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадников, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки подробнее, и все в картинках! Озон , Лабиринт , Читай-город . Около 600-700 руб.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня есть инстаграмм про искусство красивый.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Откровение 6:8 | Откр 6:8

Андрей Кесарийский (ок. VII в.)

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли,- умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными

Изложенное здесь относится и к настоящему. Ибо Евсевий в 8-й главе девятого слова своей церковной истории говорит, что во времена сильного и страшного гонения, в царствование в Риме Максимиана Никейского, от голода, убийственной язвы и других с ними совпавших болезней погибло такое множество людей, что всех невозможно было погребсти, хотя тогда христиане усердно занимались погребением и приведением прельщенных к познанию истины. Громадное также число людей было поражено мечем при восстании Армян на Римлян: тела умерших поедались тогда собаками, а оставшиеся в живых занялись их избiенiем, потому что ужасались найти в них, по смерти своей, живой гроб. Не лишено вероятности и то, что псы по причине изобилiя пищи делили ее с дикими зверями, мы знаем, что сiе случается и в наше время.

Кесарий Арелатский (470–543)

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли,- умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными

Под конем бледным понимаются злые люди, не перестающие осуществлять гонения. Эти три коня суть один, они вышли после белого и против белого и имеют всадником дьявола, который есть смерть. Следовательно, под тремя конями понимаются голод, войны и чума. О них также Господь предрекал в Своем Евангелии, и то, что сейчас происходит, неизбежно в еще большей мере произойдет в день суда.

Источник: Изложение Откровения.

Викторин Петавийский († 303/4)

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли,- умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными

Это также Господь предсказывал среди прочих бедствий (См. Мф. 24:7; Лк. 21:11): наступит время несчастий и смертей. Когда же Иоанн говорит: и ад следовал за ним, то это значит, что он ведет речь о пожирании множества нечестивых душ (devoratio animarum multarum impiarum). Это – конь бледный.

Источник: Толкование на Апокалипсис.

Беда Достопочтенный (672–735)

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли,- умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним. Это символ еретиков, выдающих себя за кафоликов, но достойных стать вместилищем смерти и влекущих за собой несметное войско погибших. Ведь дьявол и служители его метонимически называются смертью и адом, потому что для многих они стали причиной смерти и ада. Можно [этот отрывок] понять и совсем просто – что здесь имеются в виду духовно мертвые, за которыми следует вечное наказание.

И дана ему власть над четвертою частью земли. Вот безумный Арий, восстав в Александрии, дошел даже до Галльского моря, преследуя благочестивых не только голодом слова Божия, но и мечем телесным, и зверями.

Источник: Изложение Откровения.

Тиконий

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли,- умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными

Две половины в мире: одна – Божия, другая – дьявола. Но дьяволова подразделяется на три части, внутренние и внешние – язычество, лжебратство и разделение, в прямом заблуждении или в расколе. Стало быть, три части, каковые борются против одной. Она, как провозглашено, состоит из трех четвертей – потому ли, что в троическое единство верит, или оттого, что разделяется на чины по благодатному различию трех призваний: девства, вдовства и супружества. Этим трем частям, как следует, ныне дана власть. [Иоанн] сказал, что эта Церковь и одна, и из трех четвертей состоит устойчиво, словно на четырехугольном [основании], поскольку троякое призвание соотносится с одним Главой, как сказано, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф 2:20). Он предсказал, что разными злосчастиями будут ее преследовать язычники, мнимые братья и пороки ересей.

И также следует усмотреть в числе вестников то, что одному и тому же благому противостоят трое злых врагов: конь рыжий с мечом, второй – вороной, с мерой, третий же – бледный, со знаком смерти, предвещая мечом – войну, вороной мастью – голод, а бледностью – гибель. А так как он приводит бедствия одно за другим, то, перечисляя их в добавление, – в лице этого третьего [коня] или посредством его [власти], – предрекает все будущие бедственные происшествия, при этом присоединяя имена животных. И поэтому, возможно, здесь не раскрыто – прямой ли смысл у этих слов или иносказательный: в том, что обыкновенно и видимый меч наносит ущерб телу, и духовный – душе. Так же и о голоде: напоминается ли о голоде по Слову Божию, или о голоде телесном; но так же и о смерти – о вечной ли гибели души или скоротечной гибели тела здесь предостережение.

Тем не менее очевидно, что та благая четвертая часть, которой противопоставляются по противоположности три вида зла, преследуется всеми этими наглядными гонениями. Но те, кто призван по промыслу воли Божией, останутся в полном составе избранных, что в особенности относится к тем, кого, по пожеланию Иоанна, предохранит неоскверненное таинство вина и масла, согласно [услышанным им] словам: елея же и вина не повреждай, где под вином обозначена цена искупления, а под маслом – помазание при крещении. Об этом Господь прямо сказал в Евангелии: Отче, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб' кроме сына погибели (Ин 17:12).

Экумений († X в.)

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли,- умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными

Конь бледный есть знак ярости: ведь символ земли – желчь – именно такого цвета, и так ее называют врачи. А смерть и ад были посланы для того, чтобы духовно побороть нечестивых демонов и взыскать должное за гибель людей. Однако поскольку по смыслу видения еще не произошло спасительного страдания Христа, по которому были искуплены наши грехи, то и не наступило еще полного повержения демонов, но только четверти; каковое уничтожение он и называет образно умерщвлением мечом и голодом тех, кто в древности им поклонялся; и мором, указывая через мор на конец их тирании и на их поражение зверями земными. Под зверями земными он подразумевает страсти надменности и тщеславия, которыми демоны одержимы. Они – земные, поскольку их ликование в страстях, пресмыкающихся по земле, которые их, отторгнутых от власти над людьми, сжигают и снедают, пусть сами они и приобрели нетелесную природу.

Самые известные персонажи страшной новозаветной книги « Откровение Иоанна Богослова » (она же « Апокалипсис » ) — это четыре всадника, которые едут на лошадях разных мастей, держат в руках разные предметы и ведут за собой разные же бедствия.

Как и о других Всадниках Апокалипсиса, о Четвертом в священной книге сказано очень мало, буквально несколько строк. Но и их хватает, чтобы создать впечатляющий образ.

Для понимания того, что описано в этом абзаце, обратимся к средневековым миниатюрам, которые всегда изображают все очень буквально. Кстати, обратите внимание, хотя мы привыкли к тому, что Четвертого всадника изображают в виде скелета, этот мотив появился только в Новое время.

Миниатюра из рукописи 13 века

Четвертое животное (орел) говорит на ухо рассказчику, автору текста (апостолу Иоанну) "иди и смотри". Агнец (Иисус Христос) снимает с Книги за 7 печатями 4-ю печать. Четвертый всадник скачет на коне. Все так же, как и в предыдущих случаях. Однако в этом абзаце священного текста есть свои особенности, отличающие Четвертого всадника от коллег.

Конь бледный

Обратите внимание, что все реально существующие масти в первых трех случаях уже использованы (белый, рыжий, вороной). Давать Четвертому всадника какого-нибудь коня в яблоках, или даже просто серого, автору почему-то не захотелось, видно, не солидно. Он употребляет слово, которое на русский переводят как "бледный". Рисуют его обычно тоже белым, то есть налицо повтор, совпадение с Первым всадником. Однако такие изображения неправильны: богословы и филологи, трактующие оригинальный греческий текст, пишут, что здесь имеется в виду никакая не благородная белоснежная масть, а нечто более сложное. Скорей всего, "Конь блед" — это цвета зеленовато-белесой гнили, выдавленного прыща такого, полуразложившегося трупа.

То есть, Четвертый всадник едет на коне масти, не существующей в природе. Большинство художников этим пренебрегает, а вот этот русский иллюстратор внимательно прочел комментарии и сделал как надо, только чуть-чуть перетемнил зеленый.

Старообрядческая рукопись, ок. 1800 года

Так что правильной мастью для коня бледного будет белый с зеленоватым оттенком, такой болезненный.

Имя ему Смерть

Четвертый всадник — единственный в "Откровении Иоанна Богослова", которому дано личное имя. Трое остальных — безымянные (прозвания Голод, Чума и Война им придумали позже толкователи, по аналогии с именем Четвертого). В первый период иллюстрирования, как вы видели, на образ это не влияло, его изображали обычным человеком, даже красивым. Но достаточно быстро художники сообразили, что Смерть — это ходячий же скелет! Это так фотогенично! Надо использовать. И Четвертый всадник стал явно отличаться от остальных — он стал ходячим (вернее, верховым) трупом. И еще он единственный без одежды, т.к. мертвым она не нужна. В крайнем случае, его могут в саван-простыню завернуть, для пристойности.

Четыре всадника Апокалипсиса, худ. Нэнси Макгрегор, наши дни

Зато в книге не названо, что у Четвертого всадника в руках (у коллег, прямо указано — лук, меч и весы). Ему тоже надо что-то дать, логика развития иконографии требует. Атрибут был заимствован у иконографического предка, античного бога времени Крона (Хроноса), который косой (на самом деле серпом) вроде как жал человеческие души. Это появилось не сразу, на ранних иллюстрациях мы можем разглядеть у Смерти меч (тем более, что в конце абзаца некий меч упоминается в числе прочих вещей) или кубок, полный огня (символ этих прочих плохих вещей).

Другая интересная тонкость: изготавливать безупречно чистые скелеты (к каким мы привыкли в кино, в антураже кабинета врачей) люди научились не сразу. Сложная там техника: кости отваривать, отделяя от плоти. Умным путем кости проволочками скреплять. В общем, плохо воображали себе художники чистый скелет, натурщиков под рукой не было, дорогой реквизит. Поэтому на иллюстрациях раннего периода Четвертый всадник часто может быть полуразложившимся трупом с заметными остатками мяса, мышц.

Миниатюра 15 века: В руках еще меч, а не коса, и с мастью коня автор не определился.

Ад следовал за ним

Сегодня для нас это просто такое выражение; ну, эффектное, образное, и что? (То же самое произошло с фразой отсюда же "иди и смотри", которая вообще заголовком фильма про ВОВ стала). Но для древних читателей и художников следующий за Смертью ад был вполне конкретным персонажем, который, кстати, встречается и на куче других произведений христианского искусства.

Данный Ад (личное имя; в искусствоведении еще употребляют исходное древнегреческое имя Гадес, чтобы не путаться) — это вот такое чудовище, адская пасть, напоминающая о мифическом псе Цербере. И этот Ад реально следует за Смертью, вернее даже кажется, что он за ним гонится, преследует, и хочет его съесть.

Фрагмент картины Ганса Мемлинга, 1470-е годы

Изредка случается, что за Смертью следует Ад не в виде пасти, а как нормальный такой черт, на двух ногах. Но такое не распространено. Чаще эту адскую пасть так стилизуют, что и не опознать, что это именно она, если не знаешь.

Например, вот здесь пасть спрятана в каком-то домике, но зато явно указан ее род деятельности: в ней пылает адский огонь и мучаются души умерших. А Смерть еще с мечом, и полуразложившаяся, а не голые косточки.

Гобелен

А вот в картинах нового времени следующий Ад обычно уже куда-то исчезает.

Так что теперь, прочитав все мои 4 заметки про 4 всадников (кто не прочитал, вернитесь вверх и пройдите по ссылкам), вы сможете опознать этих вестников Апокалипсиса практически на любых, даже самых странных картинках.

Как например, на этой: кто здесь Чума, а кто Голод? Кто Смерть, а кто Война?

Испанская рукопись 10 века

Если заинтересовались темой, покупайте мою цветную книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону» : там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадников, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки подробнее, и все в картинках! Озон , Лабиринт , Читай-город . Около 600-700 руб.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня есть инстаграмм про искусство красивый.

Вы думаете, с появлением Четырех всадников Апокалипсиса конец света наступит? Нет! Это так, разминка, они просто в авангарде идут, такие предвестники кошмара. Давайте взглянем на них поподробней и научимся различать: у кого острая коса, а у кого весы. И как буквально можно изобразить выражение "ад следовал за ним" -- ну, то есть, как выглядят ноги у этого Ада, который топает за Костлявой следом? (А также научимся лучше понимать песни Джонни Кэша и группы "Алиса").


Эта глава чрезвычайно насыщена событиями, причем они такие яркие, что большинство людей из всей книги "Апокалипсиса" помнят обычно только о них. (А зря, дальше будет круче ой-ой-ой).

Глава 6 (синодальный перевод), часть 1.

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Предполагают, что Книга, т.е. свиток, была устроена так: "Сверток был один, но состоял из семи оборотов - частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка".
Фрагмент рисунка У. Блейка


2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Хотя в "Апокалипсисе" не дается имя Первому всаднику, традиционно считается, что это Чума. Очевидно, потому что у него лук и стрелы -- вспомните. и в греческой мифологии Аполлон насылал эпидемии, расстреливая людей из лука. Помимо лука и стрел, у него корона и белый конь.
"Снятие первой печати" (Агнец лапкой поднимает, видите, отогнул?) Первое животное из четырех, хотя автор его не называет, на этой миниатюре -- лев, шепчущий на ухо Иоанну.
Douce Apocalypse, 13 век


3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Имя второму всаднику традиционно -- Война. У него в руках меч, а конь у него красный.


5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Третьего всадника стали называть Голод, потому что в руках у него весы, символизирующие, как тщательно отвешивают еду во время ее недостатка.


6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Знаменитая песня Джонни Кэша "The Man Comes Around" посвящена Второму Пришествию Иисуса Христа и почти целиком основана на тексте "Апокалипсиса". В первых строчках -- про первого всадника Апокалипсиса, в конце -- про четвертого. Любителей певца приглашаю ознакомиться с этим подстрочником, сопоставляющим песню с Библией: каждая, реально почти каждая строчка имеет параллельный текст. Есть даже про кланяющихся 24 старцев из прошлой главы. Я и говорю, что рок-музыка после изучения "Апокалипсиса" становится намного интересней.

7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

4-й всадник -- единственный, кому в Священном Писании прямо дается имя собственное. Любопытно, что в первый период иллюстрирования Апокалиписа этот персонаж не изображался в виде ходячего скелета, а выглядел также, как его три коллеги. Коса как атрибут тоже появилась позднее, в ранний период популярнее была чаша с огнем. Вот пример.
Английский манускрипт 1255-1260 гг. Иоанн нарисован за рамкой миниатюры, орел к нему через окошко докладывает.


Зато с самого раннего периода совершенно буквалистски иллюстрировалась строчка "и ад следовал за ним". Это оказывался демон Гадес с огромной пастью, иногда полный грешниками, иногда дышащий огнем, как и положено Аду.
Ганс Мемлинг. "Полиптих св. Иоанна" (фрагмент), 1470-е


Хотя в Апокалипсисе нет строчки, где упоминаются 4 всадника "в одном кадре", подобная иконография со временем возникла и стала крайне популярной.
Другой фрагмент той же картины. Что в левом верхнем углу в радужной сфере, мы уже знаем, а вот правый верхний угол научимся "читать" в других главах.


"АлисА" - песня "Всадники" (текст онлайн). Здесь, насколько я понимаю, использована более редкая трактовка фигур всадников: некоторые Отцы Церкви считали, что 1-й либо 4-й всадник -- это положительный персонаж, если точно -- вообще Христос. Об этом в другой раз.

(окончание 6-й главы будет в следующий раз, там уже другой сюжет развивается, не про всадников)

Глава 6 (современный перевод), часть 1

1 Я увидел, как Ягненок снял одну из семи печатей, и услышал, как одно из четырех существ говорит громовым голосом: «Иди сюда!»
2 И я увидел: вот белый конь, на нем всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.

Несмотря на название картины, фокус внимания тут на первом всаднике, а не на втором.
Philipp Jakob Loutherbourg d. J. "Открытие второй печати". 1798


3 Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит: «Иди сюда!»
4 И вышел второй конь — огненно–рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч.

Всадник на красном коне, Carlo Carrà, 1913. Итальянские футуристы обожали красных коней, и указывается, что с опорой на "Апокалипсис". Начинаю подозревать в кое-чем и Петрова-Водкина.


5 Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: «Иди сюда!»
И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы.

6 И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: «Мерка пшеницы за денарий, три мерки ячменя за денарий! Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину!»

Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век


7 Когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого существа, говоривший: «Иди сюда!»

8 И я увидел: вот белесый конь и всадник. Имя всаднику Смерть, а за ним следует Ад. Им дана власть над четвертой частью земли: убивать мечом, голодом, смертоносной чумой и дикими зверями.

Густав Доре. 1865. Это уже классический образец иконографии Четвертого всадника, имя которому Смерть: скелет, коса и т.п.


Еще Четвертого всадника куча, он самый популярный.


Édouard Ravel de Malval



Анжерский апокалипсис, гобелен, 14 век



John Hamilton Mortimer, ок. 1775


Неожиданный Тернер. 1825


Уильям Блейк. Ок. 1800. Всадник -- не скелет. Свиток с печатями видите?


Это очень интересная серия австрийского художника Karl Rössing, созданная в 1946-7 годов, с аллюзиями на Вторую мировую войну.
Очень хорошо узнаваемые силуэты двух зенитных башен-убежищ. Башни до сих пор стоят в центре Вены (в общей сложности 6 штук).


Первый всадник: белый конь, лук, стрелы, иногда корона.
Имя "Чума", потому что стрелы -- это аллегория заразы.

Джордж Фредерик Уоттс, 1878.


Анжерский гобелен, 14 век


Луиджи Сабателли, 1800-е. Видите влияние иконографии Аполлона?


Фреска в соборе Anagni, Италия




ROTTING CHRIST-The Four Horsemen. Весьма тематичная песня, и достаточно лиричная (ну, для любителей). Текст тут

Не буду больше видео в эту главу встраивать, вот ловите, собрала огромный плейлист рок-песен на ютуб на эту тему.
Дальше только картинки:

Второй всадник: красный конь, в руках меч. Короны уже нет.
Имя "Война", потому что меч - это аллегория убийства.



Третий всадник: черный конь, весы.
Его имя "Голод", потому что весы - это аллегория мизерного количества еды.

Бамбергский апокалипсис, ок. 1000


Анжерский гобелен, 14 век


По популярности больше всего рисуют Смерть, потом Чуму (наверно, потому что он фотогеничный), а оставшихся двух отдельных мало хороших.

Фрагмент немецкой современной мозаики, которую я показывала в предыд. гл. Она интересна тем, что на печатях тут изображены ее последствия -- т.е. на первых четырех наши всадники.


Вот вся квадрига -- умеете теперь узнавать, где кто.

Гравюра из Библии Мортье. В небесах висит Книга с 7 печатями.


Arild Rosenkrantz – The Four Horsemen of the Apocalypse, 1952. Пример визионерства 20 века.



Matthias Gerung. Ottheinrich-bible, 1530-2


Якопо Пальма Младший. 1580-е.
В эпоху Ренессанса сюжет изображали очень редко. Тут есть и сам св. Иоанн с орлом. В левом нижнем углу не пропустите пасть Ада.


Миниатюра из "Беатуса Факундуса". 1047. Проверьте себя, на основе знания атрибутов -- где который всадник?


Гольбейн Старший. Иллюстрация к "Библии Цвингли", 1531


Эскиз Виктора Васнецова для Киевского собора (в дело не пошел, не рискнули украшать таким сюжетом стены храма) -- это самая лучшая иллюстрация сюжета, реально. Лучше западных художников. Потому что Васнецов понимал в "сказочности". 1887 год.
Агнца с Книгой под потолком разглядели?


Немецкий витраж, современный


Бенджамин Уэст. "Смерть на коне бледном". 1817. Смешная попытка представителя академизма.


Он же. Более удачный вариант 1796 года. Наверно, потому что тут больше барочности


Рукопись из Тюрингии, 14 век. Внизу под Смертью пасть опаздывающего Ада


Василий Корень, "Библия для бедных", 1690-е.



Редкий пример православного: фреска в Ярославле.


Фреска на наружной стороне немецкой церкви, внизу надпись "В память о 224 жертвах авианалета на Бад Райхенхалл 25 апреля 1945 года"

Читайте также: