Что такое потничек для коня

Опубликовано: 26.04.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 271 127
  • КНИГИ 634 175
  • СЕРИИ 23 994
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 597 103

От былины до считалки - _1.jpg

От былины до считалки - _2.jpg

От былины до считалки - _3.jpg

От былины до считалки - _4.jpg

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО

У кого какое занятие, у кого какая любовь. Я вот всю жизнь занимаюсь собиранием произведений устного народного творчества и больше всего это и люблю.

Я люблю в одиночку приехать в какую-нибудь незнакомую деревню. Начинаешь обживаться. Люди спрашивают, интересуются: зачем, мол, пожаловали? И очень удивляются, что приехал за песнями, за сказками, за частушками. Объясняю, как важно записать и сохранить старое, то, что постепенно уходит из жизни.

— Зачем? — возражают. — Вон наши песни на пластинках, по радио поют.

— А на пластинки, на радио откуда они попали? Тоже, наверное, кто- нибудь записал и привез в город.

Слово за слово. И всегда находится мрачный человек:

— Не туда приехали. Может, в других деревнях что и есть, а у нас ничего такого нет.

Но я это все давно слышал. Обращаюсь к какой-нибудь неприметной старушке, которая стоит поодаль, но внимательно слушает, или, наоборот, к самой бойкой девчонке-заводиле.

— А эту песню у вас пели?

— Ну, — обычно говорят, — ее-то мы знаем. Так ее все знают.

Но недоверие уже сломлено. Люди улыбаются, вспоминая молодые годы, гулянья, песни, танцы.

— Больше танцевали кадриль, — скажет одна.

— И ланцы, — добавит другая (медленный танец лансье — ланцы — был в моде без малого два века назад).

— Барыню плясали! — весело крикнет третья да и запоет тут же на радость всем присутствующим:

Барыня, барыня,

Иринья Ивановна,

Долго хаты не топила,

Много сору накопила.

Идти .было к дяденьке

Да попросить лошаденьки.

— Это когда под язык плясали, — пояснит та неприметная старушка, которая, замечаю, становится все более и более приметной (значит, настоящая песенница!). — Гармони не было, так под свои песенки.

— Ну, вспомнила, — скажет девчонка, — когда это было!

Но как бы далеко ни ушла жизнь, есть что-то такое дорогое, такое близкое душе в разговорах о родной старине.

И вот на следующее утро уже полдеревни приветствует тебя как хорошего знакомого. Появляются не только сочувствующие, но и ревностные помощники, приятели. А уезжаешь — провожают друзья. И долгие годы — бывает, и пять, и десять, и пятнадцать лет — идут потом праздничные поздравления из Ленинграда в эту деревню и из деревни в Ленинград. Другой раз и гости приедут оттуда. И сам съездишь.

Как-то я участвовал в радиопередаче «Встречи с интересными людьми».

«Каких интересных людей встречали вы?» — спросили меня.

И я поначалу затруднился ответить. А потом одно за другим стали наплывать воспоминания о необыкновенных людях, вернее, о людях, вообще-то говоря, для родных, для знакомых обыкновенных, но мне казавшихся необыкновенными. Не знаменитости какие-нибудь, не те, о ком много говорят и пишут. Только соседи знают, что вот тетка Марья была голосистой молодухой, когда- то на свадьбы ходила старшей подружкой и сейчас в праздник под настроение может спеть, а дядя Гриша — великий мастер по части баек.

Когда я начинал, сразу после войны, только бумага и карандаш были. А теперь чудо-магнитофоны. Вернусь домой и сижу часами: поют, разговаривают, смеются живыми голосами мои недавние собеседницы-старушки (всё больше старушки!). Да какие песни-то!

Далеким-то мой миленький далёко,

Ой да на чужой да сторо.

Ой да на чужой старонке,

На чужой-то на дальней на сторонке,

Ой во городе да в Пари.

Ой во городе в Париже,

Не во славном-то в городе в Париже

Ой гусары да стоя.

Ой гусарики стояли.

Русские войска пришли в Париж, разгромив Наполеона, в 1814 году. Сколько же лет этой песне? Но услышал-то я ее в 1977 году, в Ленинграде, от уроженки Архангельской области замечательной песенницы Клавдии Ивановны Притыкиной.

Как хорошо, что удалось встретить Клавдию Ивановну, записать, сохранить для науки, для всех людей эту и многие другие ее песни!

В 1946 году, в первую же в моей жизни поездку за произведениями устного народного творчества, мне посчастливилось познакомиться с выдающимся сказочником XX века Ильей Давыдовичем Богатыревым. Он рассказал больше ста сказок, баек.

— Жил-был Нестерка, и была у него детей шестерка.

Я слышал неистощимых частушечниц в Новгородской области, записывал фольклор в Карелии, на Урале, в Сибири, когда за окном мороз в сорок градусов, а в избе не продохнуть от жарко натопленной печи.

Удивительные люди, знатоки, мастера, творцы народного искусства, веселые умельцы живут везде.

Как-то ленинградские газеты вдруг заговорили о том, что в деревне Лампо- во стоят избы с особенно интересной резьбой. Я знаю эти места — деревни Остров, Орлино, Дружная Горка, Лампово. В каждой из них есть чем полюбоваться. Однако ламповские избы выделяются. У них украшены не только наличники окон, но и балконы, и передняя стена, и конек крыши, и даже круглые окна жилых чердачных помещений — светелок. Во всем этом чувствуется единая художественная школа. Оказывается, в Лампове жили выходцы с Севера — из Архангельской и Вологодской губернии. И дома они строили по-своему. Хозяева сохраняют старые резные доски и нередко переносят их на новые постройки.

Однажды стоял я и смотрел на такой дом.

— Да, вот это мастера были, — говорю, чтобы вовлечь в разговор старика, который отдыхал на скамеечке. — Теперь, наверно, так никто не сделает?

— Это почему же?—обиделся он. — Давай, я тебе точно таких же досок нарежу. У меня и инструмент, и трафареты — всё есть. Ну, заказывай, что ли?

Я пообещал: буду строить дом — обязательно обращусь к нему.

В этих же деревнях, совсем неподалеку от Сиверской, где всегда полно дачников и как будто бы ничего деревенского уже не осталось, живет немало хороших песенниц.

В 1957 году несколько вечеров провел я в избе 87-летней Софьи Яковлевны Абент — бабушки Софьи, как ее величали в деревне Орлино Гатчинского района. Кстати, название этой деревни жители связывают с именем Петра I. Рассказывают, что он был там на охоте, подстрелил орла, оттого, мол, и деревню так назвали.

А потом один старик показал дом.

— Вот здесь останавливался Репин. У этого окна он сидел, когда рисовал.

Мы поднялись в светелку. Осмотрели Орлинское озеро, берег.

— Будете в Ленинграде, — сказал старик, — поищите ту картину, узнаете на ней нашу местность.

В соседнем поселке Дружная Горка и теперь еще работает стекольный завод, основанный в начале прошлого века. Сюда были приглашены немецкие и шведские мастера. Видно, если судить по фамилии, и бабушка Софья — потомок тех мастеров. На старом кладбище близ Орлина мне не раз встретилась эта фамилия — Абент.

Всю жизнь бабушка Софья работала. С десяти лет стала ходить на стекольный завод в Торковичи. Получала 25 копеек в день. С девяти-десяти лет пошли на фабрику и ее дочери. Я точно записал ее слова:

— Сливочное масло видели два раза в год — на пасху и на рождество, а в будни — и хлеб, как шоколад, был. На работу, на целый день брали с собой бутылку чаю и два куска хлеба, смоченные постным маслом.

А какие там и сейчас живут искусники! Во многих избах можно видеть местные изделия — графины, внутри которых сидят красногребенные петухи, люстры с затейливыми подвесками.

Ни с чем не сравнимое удовольствие — неторопливо шагать по широкой, пустынной с утра дороге или по узенькой тропке, соединяющей соседние деревни. Синеют дальние леса, сверкает придорожный ручей, густо пахнет цветущий луг.

Потник для лошади

Добавить в избранное

Вальтрап — тканевая часть снаряжения лошади, защищающая спину от пота и скольжения седла. Кроме функциональных характеристик, он имеет и декорирующие функции. Сшить вальтрап несложно, тем более если вы креативны и любите необычные вещи. И вы вполне можете это сделать своими руками.

  • Что такое вальтрап
  • Виды
    • Конкурный
    • Выездковый
    • Трилистник
  • Как использовать
  • Изготовление своими руками
    • Материал
    • Пошив

Что такое вальтрап

Вероятно, первым вальтрапом в истории взаимодействия человека и лошади было свёрнутое одеяло воина-кочевника. С развитием конной амуниции форма седельной подушки изменялась. Сейчас седельная подушка (вальтрап) может быть прямоугольной, квадратной или фигурной.

Что такое вальтрап

Профессиональные жокеи знают, что как бы ни было правильно подобрано седло, обойтись без вальтрапа и потника невозможно. За час интенсивной работы лошадь теряет 10–15 литров пота. Этот высокоактивный раствор солей отрицательно влияет на кожу амуниции и разрушает её, поэтому функции подкладки под седло заключаются в:

  • защите седельной кожи от воздействия пота;
  • защите спины животного от скольжения и веса всадника;
  • выравнивании неровностей;
  • охлаждении спины при движении;
  • декорировании коня.

Вальтрап может быть изготовлен из двухслойных или многослойных тканей. Различают зимние и летние разновидности. Зимние отделывают мехом. При их изготовлении применяют овчину или другие плотные материалы. В летних используются льняные, бязевые или хлопковые ткани. Качественное изделие не скользит по коже и не собирается в складки под седлом.

Виды вальтрапа

Конкурный

Конкурный — предназначен для укладки под седло для конных соревнований (конкура). Правильно подобранная форма седельной подушки действительно может повысить ваш общий результат. Выполняется в форме капли, т. е. повторяет форму седла. Дополняется специальными петлями или липучками для крепления к седлу.

Конкурный вальтрап

Выездковый

Выездковый — используется для седла под выездку. Его отличает квадратная форма. Длина и размещение регулируется за счёт удлинённых крыльев. Он также может использоваться для повседневного применения. Для выездковых доступен широкий выбор стилей оформления и отделки.

Трилистник

Наиболее элегантный вальтрап — в форме трилистника. Может применяться под конкурное или универсальное седло. Трилистник по размеру меньше, чем классическая седельная подушка для выездки. Он покрывает часть холки (соединение спины и шеи) и дальше продолжается под седлом. Его боковая длина почти в 2 раза длиннее выездкового.

Вальтрап трилистник

Как использовать

Вальтрап устанавливается на спину чтобы поглощать пот, смягчать седло и защищать спину. На каждой стороне имеются ремни для обхвата и крепления к седлу.

Левый край укладывается на место стыка шеи и спины коня. Расправьте гриву, попавшую под седельную подушку. Сверху уложите потник или сразу же седло. Подпруга продевается в специальные лямки.

Особенности:

  • внутренняя поверхность выполняется из сетчатой ткани, чтобы обеспечить движение воздуха и просыхание пота. Эта часть должна охлаждать спину;
  • наружная поверхность должна быть такой, чтобы предотвращать скольжение и амортизировать неровности;
  • специфический узор (ромбовидный) обеспечивает высокую степень амортизации;
  • крепкие держатели предусмотрены для того, чтобы закрепить седло и предотвратить смещение;
  • он не должен быть тоньше 20 мм.

Изготовление своими руками

Сшить вальтрап в домашних условиях не сложно. Для этого достаточно иметь желание, подобрать правильный материал, раскроить ткань и сшить.

Материал

Один из самых распространённых материалов, используемых сегодня, — флис. Натуральный флис обеспечивает большую амортизацию, но синтетический флис более долговечен и прост в уходе.

Ключевым свойством войлочных чепраков является способность материала впитывать пот. Войлок считается отличным амортизатором, который помогает уменьшить оказываемое на спину лошади давление.

Водонепроницаемые и легко моющиеся неопреновые вальтрапы обычно с внутренней стороны оформлены сеткой, которая способствует хорошей циркуляции воздуха и воздухопроницаемости. Они также обеспечивают хорошую амортизацию и уменьшают проскальзывание седла.

Материалы для вальтрапа

Гель отлично распределяет вес и поглощает биение. Кроме того, он создает больший комфорт для лошади, чем другие материалы. Такое изделие тяжелее по весу и дороже, но это лучший выбор для участников скачек.

Вальтрап состоит из 3 слоёв: между верхним и нижнем находится прослойка из наполнителя. Наполнителем может выступать синтепон или поролон. Для окантовки по краям понадобится специальная тесьма или ременная лента. Ширина — около 3 см, длина — около 1,5 м. Для креплений будут нужны липучки. Их размер — 32–35 см.

Пошив

Если вы приготовили материалы, ножницы и швейную машинку, то последовательность пошива будет следующей:

    Возьмите изделие, которое служит образцом, и сделайте выкройку по его размерам. Можно также снять выкройки со своего коня.

Образец для выкройки

Перенесите выкройку на ткань, вы получите 3 куска ткани: внешний, внутренний и наполнитель.

Перенесение выкройки на ткань

Чтобы наполнитель прослужил дольше, прошейте его крупной клеткой по всей площади.

Прошивание наполнителя

Все три части соедините между собой и сметайте.

Соединение 3 частей

Прошейте их вместе по периметру.

Прошивание по периметру

Разметьте линии клетки (для амортизирующего эффекта) и прошейте вальтрап средней клеткой.

Разметка линий в виде клетки

Прошейте кант по краю изделия.

Прошивание канта

По бокам пришейте лямки и ремень для пристёгивания подпруги (пристругу).

Лямки по бокам

Решение о том, чтобы снять мерки с коня, хорошо лишь отчасти: размеры лошади изменяются на протяжении её жизни, поэтому даже идеально сделанное изделие через какое-то перестанет быть таким.

Идея сделать вальтрап своими руками не обязательно исходит из предположения экономии на качественном промышленном изделии. Это может быть желанием реализовать собственный креативный подход и украсить своего любимца. И если вам это по душе — смело приступайте к реализации.


CC BY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Родионов Михаил Сергеевич

Рассматривается вопрос о среде формирования русского героического эпоса. На примере того, как в былинах показан богатырский боевой конь , приводятся аргументы в пользу профессиональной военной принадлежности их создателей.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Родионов Михаил Сергеевич

The Image of a war horse in the Russian heroic epic

The article considers the question of the environment in which the Russian heroic epic has been formed. The way the powerful war horse is depicted in bylinas proves the professional military origin of the storytellers.

Текст научной работы на тему «Изображение боевого коня в русских богатырских былинах»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 99-103.

ИЗОБРАЖЕНИЕ БОЕВОГО КОНЯ В РУССКИХ БОГАТЫРСКИХ БЫЛИНАХ

Рассматривается вопрос о среде формирования русского героического эпоса. На примере того, как в былинах показан богатырский боевой конь, приводятся аргументы в пользу профессиональной военной принадлежности их создателей.

Ключевые слова: богатырские былины, защитный комплекс, боевой конь, информация, информационная доминанта, информационный след, социальная среда, вооружение.

Вопрос происхождения русского героического эпоса является одним из наиболее сложных в отечественной фольклористике. Его контекст включает в себя и проблему среды формирования богатырских былин. Длящийся уже на протяжении полутора веков спор выявил два основных варианта ее решения: сторонники первого рассматривают былины Киевского цикла как продукт творчества дружинных и придворных певцов (аристократическая теория), их оппоненты настаивают на версии крестьянского происхождения героического эпоса. При этом для последних одним из наиболее весомых аргументов является тот факт, что былины были записаны именно в крестьянской среде, к тому же еще и географически оторванной, а то и изолированной от территорий, на которых возникла и развивалась Киевская Русь и где действительно существовали княжеские и богатырские дружины. Однако важно отметить, что среда бытования фольклорного произведения и среда его формирования не всегда совпадают. Фольклористика знает немало примеров, когда текст, отражающий мироощущение одной социальной группы становился популярным в среде, не имеющей к его созданию никакого отношения. И здесь самое время вспомнить известный тезис В. Г. Белинского о том, что не все народно, что бытует в народе.

При решении вопроса происхождения фольклорного произведения гораздо важнее оказывается не от кого оно было записано, а чье мировоззрение и мироощущение выражает, какой жизненный опыт нашел в нем свое отражение. И в этом отношении богатырские былины никак не подходят под определение крестьянского творчества. Их информационная доминанта явно указывает на то, что крестьянство не могло быть создателем данных произведений. Русские богатырские былины демонстрируют потрясающую осведомленность своих создателей во

всем, что касается подготовки конного воина, то есть представителя того рода войск, который в средневековом обществе комплектовался исключительно профессионалами. Героический эпос несет в себе информацию о стратегии и тактике оборонительного и наступательного боя конных отрядов, особенностях разных видов поединка (между тяжеловооруженными рыцарями, между легковооруженными рыцарями, между рыцарем и степняком). Его создатели точно описывают вооружение и защитный комплекс конного воина. Если учесть, что рассматриваемые былины создавались в Х1-ХШ вв., то есть в тот исторический период, когда социальные низы перестали играть в государстве какую-либо военную роль и, следовательно, уже не обучались воинскому искусству, то подобная осведомленность в военном деле вызывает удивление, но только в том случае, если рассматривать богатырский эпос как продукт крестьянского творчества. А вот если видеть в качестве его творцов дружинных певцов, то тогда все встает на свои места.

Рассмотрим все вышесказанное на примере того, как в былинах Киевского цикла описывается важнейшая составляющая богатырского вооружения - боевой конь. Интересно, что былины много и подробно рассказывают о процессе седлания коня, но ничего не говорят о его защите, о конских боевых доспехах. В связи с этим важно отметить, что некоторые исследователи истории русского оружия (например, М. В. Горелик1) высказывают сомнения в том, что на Руси вообще применялись конские доспехи, другие же (А. Ф. Медведев2, А. Н. Кирпичников, Е. В. Черненко3) говорят об их ограниченном применении в борьбе с кочевниками и активном использовании в столкновениях с европейским рыцарством. Представляется, что сторонники конского доспеха все же правы. И печенеги, и половцы защищали своих коней,

поэтому вряд ли русские всадники выходили на бой с ними без должной защиты своих скакунов. Это означало сделать их легкой мишенью для вражеских стрел и дротиков и тем самым заранее обречь себя на поражение. Другое дело, что тяжелая броневая защита здесь была непригодна. Это было связано не только с высокой маневренностью печенежских и половецких отрядов (тяжелая защита русского коня делала бы его малоподвижным), но и с природно-климатическим фактором: многие походы русских князей в степь продолжались несколько дней, а то и недель, при этом коней даже не расседлывали, так как в случае внезапного нападения кочевников всегда нужно было иметь возможность вскочить в седло и вступить в бой. Очевидно, именно этим и объясняется тот факт, что в былинах богатырь седлает коня только тогда, когда отправляется из дома в «чисто поле», но если говорится о пребывании витязя на приграничной территории или территории врага (в поле), то ни о каком седлании речь уже не идет: богатырь, даже после долгого сна, просто вскакивает на «своего добра коня», а это означает, что конь уже оседлан и готов к бою, как мы это видим в былине «Бой Добрыни с Дунаем»:

Пробуждался наш Добрыня от крепкого сну, Он легко-скоро скакал да на резвы ноги, Закричал он, зазычал громким голосом: Уж ты, конь мой, конь да лошадь добрая! Ты топериче бежи, конь, из чиста поля. » Услыхал во чистом поле его добрый конь. Он бежал к ему да скоро-наскоро. Скакал тут Добрыня на добра коня, Да поехали богатыри на три поприща.

(Григорьев4, II, № 21)

Поэтому легко себе представлять, что было бы в степи в летнюю жару с животными, облаченными в тяжелые пластинчатые доспехи европейского типа, сколько бы под ними скапливалось пота, какое бы раздражение на коже и какие раны это вызвало и как бы это все отразилось на состоянии коня. Следовательно, если в степном походе и использовался конский доспех, то, очевидно, предельно облегченный, наподобие тех, что применяли сами кочевники.

Все это дает основание предположить и то, что если у богатырей в степи кони не оседланы, это означает их демонстративное нежелание сражаться, как мы это видим в былине «Илья Муромец и Калин-царь», где богатыри во главе с Самсоном Самойловичем сначала отказыва-

ются бить поганых вместе с Ильей Муромцем, а затем, предварительно оседлав коней, приходят ему на помощь.

Вообще, судя по существующим исследованиям, Русь не была родиной конского доспеха. Здесь использовались боевые комплекты, разработанные как на Востоке (степной вариант), так и на Западе (европейский вариант). Возникает вопрос: пользовались ли былинные богатыри конским доспехом, если никакого его описания, а равно как и описания процесса облачения в него боевого коня эпические песни не дают? Очевидно, все же пользовались, и следы этого в дошедших до нас былинах все же сохранились, хотя их информационный след крайне слаб и расплывчат. Вероятно, это объясняется тем, что былины сохранила для нас социальная среда, предельно далекая от той, в которой складывался богатырский эпос. Для крестьянина, который в лучшем случае запрягал свою лошадь в телегу или в плуг и жил спустя столетия после описанных событий, процесс подготовки боевого коня был, конечно, абсолютно непонятен, поэтому информация, связанная с ним, передавалась механически, неосмысленно и вследствие этого подвергалась активной диффузии. В конечном итоге это привело к полномасштабному информационному сбою. Поэтому былины практически утратили сведения о конском доспехе. Но поскольку полностью информация исчезнуть все же не может, попытаемся отыскать ее следы в дошедших до нас эпических песнях.

Во-первых, хоть и смутное, но упоминание о конском доспехе в былинах все же есть. Так, в былине «Застава богатырская» Илья Муромец говорит:

Ох вы ой еси, русские богатыри! Вы седлайте-уздайте да коня доброго, Вы кладите всю сбрую да лошадиную, Кладите всю приправу богатырскую.

Очевидно, упомянутая здесь «приправа богатырская» и есть конский доспех, который, действительно, надевался в последнюю очередь. Еще один подобный пример находим в былине «Добрыня Никитич и Василий Кази-мирович»:

Как из далеча, далеча, из чиста поля Два коня бегут, да два могучие Со всею сбруею богатырскою.

Другим косвенным свидетельством наличия у русских богатырей конских доспехов является описание процесса седлания боевого коня. Как правило, в былине это выглядит так:

Стал добра конь он заседлывать: На коня накладывает потничек, А на потничек накладывает войлочек. А на потничек подкладывал подпотничек, На подпотничек седелко клал черкасское. И подтягивал двенадцать подпругов

шелковых, И шпилечки он втягивал булатные, И стремяночки покладывал булатные, Пряжечки покладывал он красна золота.

(Гильфердинг7, II, № 75)

Седлал Бурка в седлышко черкасское. Он на потнички да клал войлочки, Клал на войлочки черкасское седлышко, Всё подтягивал двенадцать тугих подпругов. Он тринадцатый клал да ради крепости. Подпруги были шелковые, А шпеньки у подпруг все булатные.

(Гильфердинг, II, № 148)

Как видим, процесс седлания богатырского коня в таком изображении вызывает одно лишь недоумение. Прежде всего обращает на себя внимание довольно странное седло, в котором не то 12, не то 13 подпруг, тогда как у обычного (в том числе и крестьянского) седла их всего одна или две, и только у так называемых ковбойских седел, предназначенных для родео, число подпруг может доходить до четырех. Во-вторых, под седлом мы видим какой-то слоеный пирог из потников, подпотников и войлоков, что тоже не соответствует технологии седлания. Получается, что исполнители былин (крестьяне!) понятия не имели о том, как оседлать коня, если в итоге нарисовали такую фан-тасмагоричную картину. Вряд ли это так: ведь в тех местах, где были записаны былины, лошади в крестьянских хозяйствах использовались, да и верховая езда там тоже практиковалась.

Тогда в чем же дело? А скорей всего в том, что процесс седлания боевого коня в домонгольской Руси был настолько сложен и настолько отличался от простого крестьянского варианта Нового времени, что произошел очередной информационный сбой. В итоге крестьянские исполнители пытались свести его описание к процессу, более им понятному, а незнакомые детали экипировки или отбрасывали,

или «приспосабливали» по своему разумению. На самом деле, конечно, никакого «слоеного пирога» под богатырским (рыцарским) седлом не было: сначала на спину лошади накладывался потник, а затем устанавливалось седло. Правда, иногда, в случае использования тяжелой защиты воина, когда масса последнего значительно возрастала, чтобы не сбить спину коня, приходилось использовать дополнительный амортизатор, помещаемый между потником и седлом. Очевидно, он и имеется в виду, когда в былинном тексте говорится о «подпот-ничках». Кстати сказать, этот дополнительный амортизатор чаще всего упоминается именно в связи с Ильей Муромцем - самым могучим и, следовательно, самым тяжелым из русских богатырей.

Что касается упоминаемых в былинах войлоков, то они помещались не под седлом, а укладывались на него для того, чтобы воину было удобнее и соответственно мягче сидеть. Это называлось подкладом. Чаще всего для него использовался именно войлок, реже в этой роли выступала кожаная подушка, наполненная шерстью или пухом. В домонгольский период удобство посадки и большую устойчивость всаднику обеспечивал также «живец» - кожаная полоса, натянутая между луками седла. Скорей всего, часто упоминаемая в былинах тринадцатая дополнительная подпруга и есть упомянутый «живец»:

Да застегивал двенадцать тугих подпругов,

Да тринадцатый тянул через хребетну

Да не ради бы басы, да ради крепости,

Еще ради бы опору богатырского.

(Григорьев, II, № 233)

При этом остается вопрос: что же тогда имеется в виду под остальными десятью подпругами? Ясно, что в таком количестве никакого отношения к креплению седла они иметь не могли, и только крестьянская фантазия приписала им это назначение. Очевидно, речь идет о конском доспехе, представлявшем собой комплекс из нескольких деталей с индивидуальным креплением. К сожалению, в древнерусских письменных источниках нет описания конского доспеха, но с большой долей уверенности можно говорить, что доспехи, применяемые в сражениях с кочевниками, мало чем отличались от традиционного восточного защитного комплекта, описание которого дает,

например, Джованни дель Плано Карпини8: «Прикрытие лошади они делят на пять частей: с одной стороны одну, а с другой стороны другую, которые простираются от хвоста до головы и связываются у седла и позади седла на спине и также на шее; также на крестце они кладут другую сторону там, где соединяются связи двух сторон; в этом куске они делают отверстие, через которое вставляют хвост, и на грудь также кладут другую сторону. Все части простираются до колен или до связок голеней; и перед лбом они кладут железную полосу, которая с обеих сторон шеи связывает с вышеназванными сторонами»9. Таким образом, восточный конский доспех представлял собой систему из двух боковин с нагрудником, нижний край которых опускался ниже колен лошади, накрупника, нашейника и сплошной конской маски, которая закрывала всю голову животного, за исключением глаз и рта. Итого пять деталей с парой креплений каждая, то есть в сумме мы получаем искомые десять подпруг (а в данном контексте крепежных ремней). Итак, 10 ремней доспеха плюс 2 ремня седла и дают те самые 12 (ремней) подпруг, о которых постоянно говорится в былинах (плюс «живец» - тринадцатая подпруга).

Еще одним подтверждением того, что русские былинные богатыри используют в степи легкие конские доспехи, является использование ими плети как средства конновождения. Тяжелая броневая защита делала плеть абсолютно бесполезной, и ее заменяли шпоры. Кстати сказать, еще одна причина использования плети крылась в особенностях седла, применяемого в степном бою. Для того чтобы в условиях скоротечного маневренного боя всадник был более подвижным и мог легко поворачиваться в седле и стрелять из лука или наносить удары, оно снабжалось низкими луками, которые в свою очередь определяли короткие, но широкие стремена. Это давало возможность воину, приподнявшись на них и удерживаясь только шенкелями (шенкель - внутренняя, обращенная к лошади часть ноги от колена до щиколотки), балансировать корпусом и, амортизируя ногами, вести прицельную стрельбу из лука в любую сторону. Удобство заключалось в том, что воин избавлялся от тряски во время скачки: стоя на коротких стременах он сохранял корпус в относительном покое даже на быстрых аллюрах. Но при такой посадке использовать шпоры было опасно, так как они могли серьёзно поранить коня, поэтому всадники применя-

ли нагайку. Очевидно, поэтому богатырские былины ничего не говорят о шпорах, но при этом не забывают упомянуть стремена и плеть:

И берет он плетку шелкову в белы руки,

А он бьет коня да по крутым ребрам.

(Гильфердинг, II, № 75)

Бил Илья коня по крутым ребрам.

Брали молодцы коней за шелков повод,

И вставали в стременушки гольяшные.

Ставал во стремя вальщатое.

(Кирша Данилов10, № 26)

Кстати сказать, золотые пряжки и гольяш-ные, вольщатые (то есть точеные, резные, красиво отделанные) стремена не являются большим преувеличением. Их роскошь и цена являются не столько эпической гиперболой, сколько отражают реальное положение вещей. Дорогая упряжь и дорогой защитный комплект, которыми пользовались как князья и бояре, так и высшие дружинники, действительно, представляли собой высокие образцы средневекового украшенного оружия, при отделке которых использовались и драгоценные металлы, и художественная ковка.

Привлекает в былинах внимание и тот факт, что богатыри часто сами запрягают своих коней и сами облачают их в боевые доспехи. Это не случайно. Рыцарский кодекс предписывал воину, самому готовить коня перед сражением («во все вникать самому», как писал Владимир Мономах в своем «Поучении»), чтобы быть уверенным, что в ответственный момент твой конь тебя не подведет. Поэтому мы и видим, как в былинах Добрыня Никитич сам седлает коня перед сражением со Змеем, Илья Муромец - перед битвой с царем Калином, Потап Артамоно-вич - перед битвой с войском Скурлы-царя. Но при этом Константин Леонидович, отправляясь в дальнюю поездку (то есть не собираясь сражаться), сам коня не седлает. Это менее ответственное дело всегда поручалось слугам:

Выходил на крылечко на красное:

Оседлайте скоро мне добра коня. »

(Кирша Данилов, № 26)

Таким образом, даже в условиях сильнейшего информационного сбоя, вызванного длительным хранением былин в изначально чуждой им социальной среде, эпические тексты все же сохранили следы информации, отражающей жизненный и профессиональный опыт дружинно-рыцарского сословия, что явно указывает на него как на наиболее вероятного создателя этих произведений.

1 Горелик, М. В. Оружие Древнего Востока. М., 1993.

2 Медведев, А. Ф. К истории пластинчатого до-спеха на Руси // Совет. археология. 1959. № 2. С.119-134.

3 Кирпичников А. Н. Конское боевое наголовье первой половины XIII в. из Южной Киевщины / А. Н. Кирпичников, Е. В. Черненко // Славяне и Русь. М., 1968.

4 Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т. II. Прага, 1939.

5 Печорские былины. СПб., 1904.

6 Былины и песни южной Сибири. Новосибирск, 1952.

7 Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфер-дингом летом 1871 г. Т. I-III. М.-Л., 1949-1951.

8 Джованни дель Плано Карпини, член ордена миноритов (одно из подразделений ордена францисканцев), вместе с францисканцами Бенедиктом из Польши и Стефаном из Чехии был послан папой Иннокентием IV к великому хану Гуюку. Формальная цель этой поездки -попытка обращения монголов в христианство, а фактически это была хорошо подготовленная разведывательная миссия.

9 Джованни дель Плано Карипини. История монголов. М., 1997.

10 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М. ; Л., 1958.

ЗДОРОВЫЙ ГОРОД - Иппотерапия и верховая езда

Автопоилка
Поилка, вода в которую поступает при надавливании животного мордой на специальный клапан

Аллюр
(Франц. allure, букв. - походка), способ поступательного движения лошади: естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (главным образом элементы высшей школы верховой езды - пиаффе, пас- саж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой

Амуничник
Помещение в конюшне для хранения конского снаряжения

Аркан
1. Веревка с петлей, затягивающейся на конце, для ловли табунных лошадей и скота.
2. Недлинная веревка для увязывания и переноски сена и соломы (фуражный аркан).
3. Веревка с петлей, обшитой войлоком, для привязывания лошади при транспортировке

Арчак
Деревянная основа седла

Баланс
(Франц. balance - букв. весы). 1. У рысистой лошади уравновешенность, обеспечивающая проявление максимальной резвости на правильном ходу. 2. У верховой лошади при выездке - восстановленное природное равновесие молодой лошади, нарушенной массой всадника

Балансе
(Франц. balancer - раскачивать, качаться), введенное в 1880 г. Д. Филлисом упражнение высшей школы верховой езды.

Банкет
(Англ. banket - земляной вал), искусств. препятствие, на которое лошадь должна вспрыгнуть, а затем соскочить с него

Бега
Разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся

Беговой круг
Дорожка для тренинга и испытаний рысаков

Беззубые края
Края челюстей лошади от последнего резца до первого ложнокоренного зуба

Бич
Длинный кнут для тренировок в манеже

Бочение
нарушение прямолинейности движения. Лошадь идет задними ногами не по следам передних, а несколько вбок

Бриджи
брюки для верховой езды спец. покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени)

Брыкание
удары копытами главным образом задних ног лошади

Вальтрап
1. Покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под или на седло
2. Полотняный номерной потничек (со стартовым номером), применяемый на скачках

Венчик
Верхний край копыта, от которого вниз отрастает роговая стенка

Верховая лошадь
Лошадь, используемая под седлом

Взнуздывание
Вкладывание в рот лошади удил при надевании на нее узды. Взнуздывание может быть на трензель и мундштук или на один трензель

Вожжи
Длинные поводья, средство управления упряжной лошадью

Вольт - (франц. volte - поворот).
1. Фигура манежной езды, движение по кругу диаметром 6 м.
2. В соревнованиях по преодолению препятствий вольт - пересечение лошадью своего следа в любом месте конкурного поля. Рассматривается как неповиновение лошади и штрафуется.
Выводка - показ, кратковременная выставка лошади на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями

Выводка
Показ, кратковременная выставка лошади, на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями

Выводной круг
Ровная площадка, оборудованная для выводки лошадей

Выездка
Обучение молодой лошади, выработка у нее условных рефлексов (двигательного стереотипа)

Выжеребка
Роды у кобылы

Галифе
Брюки для верховой езды, названные по фамилии французского кавалерийского генерала Галифе

Галоп
Самый быстрый скачкообразный аллюр лошади в 3 такта с фазой свободного подвисания

Ганаши
Углы нижней челюсти лошади

Гречка
Мелкие темные пятнышки на шерсти старых светло-серых лошадей

Грива
Длинные защитные волосы, растущие на верхне-заднем краю (гребне) шеи

ЗДОРОВЫЙ ГОРОД - Иппотерапия и верховая езда

Груминг
Уход за шерстью

Грызло
Часть мундштука, которая лежит во рту лошади на беззубом крае нижней челюсти

Денник
Полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади

Джигитовка
Скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на нее, поднимает с земли различные предметы и выполняет ряд др. гимнаст. упражнений и акробат. трюков.

Дорожка
Разговорное название бегового и скакового круга

Дыбы
Подъем лошади в вертикальное положение на задних ногах

Жгут
Свитый пучок соломы или сена, применяют для растирания спины и конечностей лошади после работы, а также для удаления грязи, присохшей к волосам, перед чисткой лошади щеткой или пылесосом

Жеребенок
Детеныш лошади до отъема называется сосуном, после отъема - отъемышем, затем годовиком, полуторником и двухлетком

Заезд
1. Испытание рысаков, соревнующихся в беге в качалках или под седлом по общей дорожке на установленную дистанцию
2. Изменение направления движения в манеже без остановки

Заездка
Первоначальный период приучения лошади к хождению в упряжи или под седлом, подчинение ее воле всадника или ездока

Закидка
1. Произвольное движение лошади не в ту сторону, куда ее посылает всадник
2. Остановка или осаживание лошади во время спорт. соревнования перед препятствием

Заковка
Повреждение чувствительных тканей копыта неправильно забитым подковным гвоздем

Зацепы
1. Два передних резца на верхней и нижней челюстях лошади
2. Передняя часть конского копыта (называют также зацепной частью)

Иноходец
Лошадь которой по природе свойственно бежать не рысью, а иноходью

Иноходь
Быстрый симметричный аллюр лошади с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета.

Ипподром
Комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

Камзол
Форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки

Карьер
Самый быстрый из всех видов аллюра, характеризующийся рядом прыжкообразных движений при одновременном резком сгибании туловища в пояснице и выносе задних конечностей впереди передних. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд - 53,6 с)

Кентер
Укороченный полевой галоп, основной тренировочный аллюр скаковых лошадей

Ковка
Прикрепление подковы к копыту лошади

Конкур
В широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране - соревнования по преодолению разнообразных препятствий

Конкурное поле
Площадка для соревнований по преодолению препятствий

Коновал
Ветеринар-ремесленник, занимающийся главным образом кастрацией жеребцов и самцов др. сельскохозяйственных животных

Контргалоп
Движение, при котором всадник ведет лошадь галопом с наружной (проф.) ноги, например, с правой при выполнении вольта налево

Конюшня
Помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку

Копыто
Твердый кожный наконечник пальца лошади, соответствующий когтю хищных животных

Круп
Часть свода спины от поясницы до основания хвоста; образован тремя сросшимися крестовыми позвонками, костями таза и одевающей их мускулатурой

Крэк
Лучшая скаковая или рысистая лошадь в конюшне, а также во время скачки или заезда

Леи
Накладки из мягкой кожи или кожезаменителя, которые нашивают на брюки для верховой езды в местах наибольшего трения: на седалище, внутренних поверхностях бедер и колен

Ленчик
Основа (каркас) седла из дерева и металла, на которой крепят остальные его части

ЗДОРОВЫЙ ГОРОД - Иппотерапия и верховая езда

Манеж
Открытая или закрытая площадка для верховой езды

Мартингал
Дополнительный повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движения

Масть
Один из главных опозновательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием пример позволяет отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток

Мах
1. Законченный цикл движений лошади на галопе, состоящий из 3 циклов
2. Название широкой свободной рыси, которую применяют при тренинге рысаков

Мерин
Кастрированный жеребец. Меринов широко используют в качестве рабочих лошадей

Мундштук
Специальное удило с боковыми щечками, оказывающее усиленное воздействие на рот лошади

Мундштучное оголовье
Уздечка, предназначенная для пользования мундштуком. В отличие от трензельного оголовья, имеет суголовный ремень, к которому крепят мундштук, и второй, мундштучный повод.

Мызгание
Посыл лошади специфичным губным звуком - громким причмокиванием.

Наглазники
Шоры, щитки различных конструкции на оголовье (полузакрытые, закрытые, блиндеры), ограничивающие поле зрения лошади

Наушники
Специальные колпачки, которые надевают на уши нервным, пугливым рысакам и верховым лошадям при ипподромных испытаниях

Недоуздок
Узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура).

Ногавки
Защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади, т.н. защитная обувь

Оглобли
Однокон. упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями

Оголовье
Основная часть конского снаряжения, надеваемая на голову лошади и позволяющая управлять ею, то же, что узда

Осаживание
Движение лошади назад, одно из манежных упражнений, применяемых при выездке и входящих в программы соревнований

Пассаж
Один из основных элементов высшей школы верховой езды, укороченная, очень собранная и ритмичная рысь

Пиаффе
Одно из основных упражнений высшей школы верховой езды, крайне укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте

Пируэт
Упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг, радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота

Повод
Поводья, ремень, пристегнутый концами к кольцам трензеля или мундштука, одно из основных средств управления лошадью, направления и регулирования ее движения

Подковы
Металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошади для предохранения рога от стирания и обламывания

Подпруга
Часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или др. материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло (у упряжных лошадей - седелку). Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги

Полувольт
Полукруг, который всадник описывает, выполняя заезды направо или налево назад

Потник
Часть седла и хомута, прилегающая к телу лошади и изготовленная из войлока. Смягчает давление на кожу и впитывает пот

Прикуска
Одна из дурных привычек, когда лошадь с громким характерным звуком заглатывает воздух, опираясь при этом верхними резцами на край кормушки, выступ стены, цимбалину и т.п., как бы прикусывая их

Приструга
Часть казачьего и спортивного седла, привязанный к арчаку короткий (около 30 см) ремень, к которому пристегивают подпругу

Рутлище
Часть седла, ремень, на котором подвешено стремя

Путо
Бабка, нижняя часть конечности лошади, первая фаланга пальца

Путы
Веревка, которой связывают (путают) бабки передних ног лошади

ЗДОРОВЫЙ ГОРОД - Иппотерапия и верховая езда

Развязка
Веревка, ремень или цепь, предназначенный для фиксации лошади в проходе конюшни для чистки, ковки и т.п., а также во время уборки денника

Развязки
Вспомогательные поводья, верхними концами застегнутые за кольца трензеля, а нижними закрепленные на седле или гурте

Размашка
Вид тренировочной ипподромной рыси, близкой по темпу и последовательности перемещения ног лошади к маху и резвой рыси

Расчистка копыт
1. Удаление копытным ножом, клещами и рашпилем излишне отросшего копытного рога и придание копыту правильной формы
2. Очистка копыт от налипшей грязи и навоза крючком или деревянным ножом при ежедневной уборке лошади

Рысь
Аллюр средней скорости. Различают рысь бросками, ускоренную и низкую, стелющуюся. В первом случае одновременно выносятся две ноги по диагонали (правая передняя и левая задняя - левая передняя и правая задняя); во втором - несколько раньше начинает подаваться задняя нога; в третьем - сначала выносится передняя нога, а односторонняя задняя ставится точно в ее след. Двигаясь рысью, лошадь попеременно переступает диагонально парами ног: правой передней - левой задней, левой передней - правой задней

Свеча
Дыбы, подъем лошади в вертикальное положение на задних ногах

Седелка
Часть упряжи, закрепляющая и поддерживающая при помощи чересседельника всю запряжку и передающая часть тягового сопротивления на спину лошади

Седловка
Надевание на лошадь седла и оголовья

Стек
Хлыст для верховой езды с ручкой на одном конце и ременной петлей на др

Стиплер
Лошадь, проявляющая способности к скачкам с препятствиями и участвующая в них

Стремя
Часть седла, приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошадь и езде верхом

Таврение
Клеймение, мечение лошадей путем нанесения на кожу знаков. Делают это раскаленным на огне или, наоборот, охлажденным в жидком азоте металлическим тавром

Трензель
Трензельное железо, удила, состоящие из грызла и 2 колец, за которые Т. крепят к щечным ремням оголовья

Трензелька
Дополнительный тонкий трензель, пристегиваемый к оберчеку у рысистых лошадей при тренинге и испытаниях

Трок
Ремень для закрепления попоны на теле лошади. Изготавливают главным образом из широкой тесьмы

Тропота
Неправильная рысь, при которой лошадь равномерно преступает задними ногами, а передняя наступает почти одновременно, как на галопе

Удила
Общее название трензелей, мундштуков, пелямов, применяемых для взнуздывания лошадей и управления ими при помощи поводьев или вожжей

Узда
Уздечка, часть конского снаряжения и упряжи, предназначенная для управления л. Состоит из надеваемого на голову л. суголовья, или недоуздка, удил и поводьев

Упряжь
Сбруя, приспособление для передачи тягового усилия лошади на поводку (экипаж), с.-х. орудие или кон. привод

Хваты
Способы держания за ручки и петли вольтижировочного седла при выполнении различных упражнений

Хлыст
Вспомогательное средство управления лошадью, использование которого ограничено правилами конного спорта и ипподромных испытаний лошадей. Так, хлыст не применяют на соревнованиях по выездке, а также при скачках на лошадях в возрасте 2 лет

Хомут
Часть конской упряжи, которая служит для передачи тягового усилия лошади на повозку или с.-х. орудие

Цуг
Способ запряжки лошадей по одной или парами друг за др

Челка
Защитные волосы, спускающиеся с затылка на лоб лошади

Чумбур
Повод недоуздка для привязывания лошади. Чумбуры бывают цепные, веревочные или тесьмяные

Шаг
Медленный аллюр лошади без фазы свободного подвисания с 2-копытным и 3-копытным опиранием, при котором слышны 4 последовательных удара копыт о землю

Шенкель
Одно из средств управления верховой лошадью, внутренняя поверхность ноги всадника от колена до ступни, приложенная к телу лошади за подпругой

ЗДОРОВЫЙ ГОРОД - Иппотерапия и верховая езда

Шлея
Часть конской упряжи, состоящая из системы ремней. Пристегивается к хомуту и не дает ему сползать вперед при торможении и осаживании

Шнеллер
Приспособление на седле для крепления путалища, которое обеспечивает его моментальное отделение, если нога упавшего всадника застрянет в стремени

Шпоры
1. Вспомогательное средство, усиливающее действие шенкелей. Состоит из дужки, шенкеля и репейка. Крепится ремешком на верхней части задника сапога. В прошлом, особенно в средние века, применялись Ш. с длинными шенкелями и колючими зубчатыми репейками. Современные правила конного спорта допускают лишь такие Ш., которые не могут ранить лошадь
2. Роговые образования на задней поверхности пута. Развиты у лошадей с толстой кожей

Шпрунт
Ремень, прикрепляемый верхним концом к переносью, а нижним - к подпруге. Его длина допускает некоторое поднимание головы, но не дает лошади задирать ее до горизонтального положения. На спортивных соревнованиях шпрунт не применяют

Щетки
Пучки длинных защитных волос на задней поверхности нижней части пясти, плюсны и путовых суставов. Щетки развиты главным образом у лошадей местных и упряжных пород, особенно у тяжеловозов. У верховых лошадей их чаще всего нет

Яблоки
Пятна более светлого, чем окружающий фон, цвета на теле лошади. Проявляются главным образом при хорошем кормлении и содержании у лошадей разных мастей, но чаще у серых. Рисунок яблоки соответствует сети кожных кровеносных сосудов, обесцвечивание в наибольшей степени происходит внутри их петель. С возрастом яблоки обычно исчезают, особенно у серых лошадей, которые становятся белыми

Ясли
1. Кормушка для лошади
2. Устройство для скармливания сена лошади в виде решетки из вертикальных прутьев. Закреплена под углом на стене станка или денника несколько выше уровня головы лошади. Из ясель сено лошадь поедает постепенно, оно почти не попадает на пол и не затаптывается


Что такое потница

Потница (потничка) — заболевание кожи, которое часто возникает у новорожденных малышей. Кожа ребенка до года очень чувствительна даже к малейшим воздействиям внешней среды и неграмотному уходу, в результате чего на ней могут появляться покраснения и высыпания.

Сама по себе потница у новорожденных не опасна, ею невозможно заразиться. Однако неопытные родители могут принять симптомы опасных проблем (проявлений аллергии или возникновения инфекции) за признаки потницы, ведь они часто бывают схожими. Но если с потницей вполне можно справиться домашними средствами, то лечение инфекции и аллергии требует срочного вмешательства врача.

Почему она часто возникает именно у новорожденных?

Если у вашего малыша появилась потница, не стоит переживать, ведь избавиться от нее можно довольно быстро, если соблюдать простые правила ухода за кожей ребенка. Просто постарайтесь начать лечение как можно раньше, чтобы процесс не перешел в серьезную стадию.

Обычно потница у малышей возникает в летний зной. Но, если вы привыкли укутывать ребенка в слишком теплое одеяло зимой и весной, то она может появиться и в холодное время года. Когда чувствительная кожа младенца сильно раздражена, на ней возникает мелкая красная сыпь — основной признак потницы.

Почему же именно кожа новорожденных склонна к проявлениям потницы? Все дело в еще не сформировавшихся потовых железах, которые начнут работать в режиме нормальной терморегуляции только к 5-6 годам. Кроме того, детская кожа пока еще очень тонкая и чувствительная, в ней очень мощное кровообращение, при этом она состоит из воды на 85% (в отличие от взрослого кожного покрова, который удерживает только 65% влаги).

Процессы сужения и расширения сосудов, которые быстро происходят во взрослом организме, в детском пока замедлены — так что и терморегуляция тоже происходит очень медленно. Именно поэтому тело новорожденного перегревается и переохлаждается мгновенно.

Причины появления потнички у грудничка

И все же даже в жару потница у новорожденного может не появиться, если кожа ребенка всегда дышит. А вот места, куда воздух поступает плохо, являются зонами повышенного риска. Чаще всего к перегреву тела младенца приводит слишком теплая одежда или одеяло, а также тугое пеленание: без доступа воздуха пот не может вовремя испаряться, а при его накоплении и возникает раздражение.

Самые распространенные причины возникновения потницы:

  • нахождение ребенка в душном, жарком и влажном помещении;
  • нерегулярное купание ребенка;
  • частое применение жирного крема, особенно — в жару;
  • использование детской одежды не из натуральных, а из синтетических материалов;
  • постоянное пребывание ребенка в подгузнике;
  • сильное потоотделение из-за повышения температуры тела;
  • одевание малыша в тесную и очень теплую (не по погоде) одежду;
  • укутывание в теплые одеяла.

Кожа детей, которые родились недоношенными, а также у малышей с избыточным весом и болеющих сахарным диабетом чаще других склонна к высыпаниям, потому что в их коже практически не синтезируется пигмент меланин. В норме он вырабатывается специальными клетками – меланоцитами, «окрашивая» волосы, кожу и глаза человека в определенный цвет. Кроме того, меланин имеет особую функцию — защиты организма от солнечных лучей. Когда меланин синтезируется в коже недостаточно, она становится очень чувствительна к ультрафиолету.

Потница также может являться сопутствующим симптомом, когда грудничок заболеваниет ОРЗ, корью, ангиной, пневмонией.

Симптомы и виды: как выглядит и как проявляется потница у грудничков

Потница может проявляться различными симптомами:

  • в виде узелков или пузырьков на фоне красной кожи, которая при этом не сливается в единую «картину»; такие высыпания чаще всего могут появляться в кожных складках — на шее, в паху, в подмышечных впадинах; они могут вызывать боль, а также сильно зудеть (это становится очевидным, когда малыш пытается почесывать покраснения); подобные симптомы могут держаться 1-2 недели;
  • в виде пузырьков серебристого или белого оттенка, которые возникают на шее, туловище или лице. Пузырьки с содержимым могут сливаться в единое крупное пятно, затем они лопаются, постепенно подсыхают и отшелушиваются; такая сыпь обычно не доставляет боли и не зудит, а симптомы сохраняются не более трех дней;
  • в виде пузырьков телесного цвета: они могут появиться спустя несколько часов, после того, как малыш перегрелся и вспотел; пузырьки возникают на туловище, руках и ногах и довольно быстро исчезают, не оставляя следов;
  • в виде осложненных форм (белая и желтая потница).

В каких областях чаще всего появляется потничка у новорожденных

Высыпания при потничке у новорожденных могут появляться в локальной области (на шее, лице, за ушками, в паху, на спине или груди), но могут распространяться и по коже всего тела.

Аллергия, ветрянка и потница: как различить?

Как уже было сказано, главным симптомом потницы является сыпь и покраснение кожи. Эти проявления потнички могут поразить только один участок тела грудничка (например, подмышки или пах), а могут распространиться и более широко. Если ребенок еще очень мал, то симптомы потницы могут раздражать его, вызывая беспокойство и нарушая сон. Но поскольку ветрянка, корь и аллергия начинаются с симптомов, схожих с потницей, лучше показать грудничка педиатру.

Как понять, что у ребенка именно потница, а не другое заболевание? Вспомните: нарушали ли вы гигиенические правила по уходу за кожей младенца в течение нескольких последних часов? А именно:

  • если вы плохо соблюдали гигиенический уход за кожей, потничка у новорожденных появляется в области шеи;
  • если ребенок перегрелся и в течение некоторого времени находился в одежде из синтетических тканей, потница появится на спинке;
  • если вы часто применяете жирный крем в паховых областях и редко снимаете малышу подгузник, потница возникнет в паховой области и на ягодицах;
  • если вовремя не обработать сыпь от потницы, появившуюся на шее, то она может перейти на лицо;
  • когда малыш постоянно находится в шапочке (даже дома и в жаркие дни) сыпь может появиться в области головы.

Если вовремя обработать нежную кожу младенца и придерживаться правил ухода, то потница довольно быстро пройдет. А вот сыпь из-за инфекции или аллергической реакции, напротив, будет распространяться по нарастающей.

Лечение потницы у грудничков

Чтобы лечение потницы у новорожденных быстро дало необходимый результат, надо сначала избавиться от причин, которые спровоцировали потницу:

  • следите за температурой воздуха в помещении, где постоянно находится ребенок, она не должна быть выше 22 градусов, при более высокой температуре старайтесь чаще проветривать комнату;
  • не используйте синтетические ткани для одежды и постельного белья ребенка;
  • чаще оставляйте малыша без подгузника — особенно, когда он бодрствует дома;
  • не бойтесь «застудить» ребенка в теплом помещении, постоянно кутая его в теплую кофточку и ползунки: при температуре 20-22 градуса здоровый ребенок не замерзнет;
  • не пользуйтесь жирными кремами и маслами — особенно для паховых областей, лучше используйте присыпки;

Устранить симптомы потницы у новорожденных поможет:

  • применение травяных отваров череды, ромашки и специальных сборов во время купания ребенка: можно заваривать травы по инструкции, заранее приготавливая около литра отвара и затем добавляя остуженный настой в ванну с водой; можно протирать участки кожи, где возникла потница, отваром после принятия ванны; слегка подсушивающим эффектом обладает слабый раствор марганцовки, добавленный в ванну;
  • после принятия ванны кожу малыша необходимо тщательно высушить промокающими движениями — особенно в подмышечных и паховых областях, а также на шее. Места, пораженные потницей, можно обработать присыпкой, содержащей оксид цинка, крахмал, тальк, анестезин (для легкого охлаждения) и пантенол (для быстрого заживления ранок);
  • по рекомендации врача можно применить кремообразные средства Бепантен, Деситин, Драполен: они быстрее помогут справиться с высыпаниями.
  • при потнице у новорожденных могут быть эффективны и народные средства: протирание пораженных мест содой (1 ч.л.), растворенной в воде (1 ст.); присыпание сыпи крахмалом; протирание настоем лаврового листа (7 шт. на 1 ст. кипятка).

Когда необходима срочная помощь педиатра?

  • если при соблюдении правил гигиены и лечении высыпания не проходят через 3 дня;
  • если высыпания мешают нормальному сну ребенка, причиняют ему зуд, боль и беспокойство;
  • если в месте высыпаний появилось серьезное воспаление и отек;
  • если в пораженных местах образовались язвочки с неприятным запахом или трещинки;
  • если у малыша поднялась температура;
  • если потница у грудничка продолжается более трех дней, и вместо улучшений (подсыхания сыпи) происходит обратный процесс (внутри пузырьков появилась желтая или белая жидкость, масштабы сыпи увеличиваются, а ребенок ведет себя очень беспокойно), срочно обратитесь к педиатру;
  • если из высыпаний выделяется кровяное содержимое, а у малыша появилась рвота — срочно вызовите Скорую помощь.

Подобные симптомы могут сигнализировать об инфекционном процессе, а справиться с ним без помощи врача будет сложно. Обратитесь к педиатру: либо он самостоятельно назначит лечение, либо направит ребенка на консультацию к дерматологу.

Как не допустить возникновения потнички у новорожденных

  • у грудничка не возникнет потница даже жарким летом, если вы всегда одеваете ребенка по погоде и следите за температурным режимом в детской комнате;
  • подбирайте одежду для малыша не по признаку «красиво», а по качеству «дышащих» материалов;
  • одевайте ребенка в свободную одежду;
  • регулярно меняйте малышу подгузники и почаще оставляйте его голыщом для «проветривания»;
  • ежедневно купайте младенца;
  • не пеленайте малыша слишком плотно;
  • используйте присыпки и детские кремы исключительно на водной основе;

стирайте детские вещи специальными гипоаллергенными средствами.

Читайте также: