Как называется рыцарь на коне с копьем

Опубликовано: 06.05.2024

Средневековый турнир рыцарей был местом сбора самых искусных бойцов своего времени , где они могли практиковать и показать свои военные навыки, в таких мероприятиях, как выездка или фехтование, устроить настоящее шоу, проявить свои рыцарские качества, и главное - выиграть богатство и заслужить славу.

Происхождение рыцарских турниров

Воины устраивали тренировочные бои с древнейших времен, но средневековый турнир, вероятно, развивался из кавалерийских маневров у франков в 9-м веке нашей эры, которые, как известно, практиковали тренировку друг друга и выполнение маневров командного боя вместе с джигитовкой.


Организованные встречи рыцарей с целью отработки конкретных военных навыков и участия в кавалерийских битвах принимали две основные формы:

  • Турнир - это битва между двумя группами конных рыцарей. Часто называют они могут бить на конях, затем пешими, применяя все виды оружия, которым владеют.
  • Поединок - бой один на один между конными рыцарями с использованием деревянных копий. Цель - сбить соперника с коня, при одновременном падении бой продолжался в рукопашную.

Когда именно начались турниры, неизвестно, но их первое упоминание в исторических записях появляется в летописи аббатства Сен-Мартен в Туре, Франция. Под записью за 1066 год н.э. есть ссылка на смерть некоего Годфри де Преуйи, убитого в турнире, для которого он, по иронии судьбы, сам же и установил правила.

Первые турниры были очень жестоки: бились настоящим оружием, бой не затихал даже после падения кого-то на землю или когда оружие ломалось. Бойцов подстегивали правила, по которому у проигравшего рыцаря можно было забрать коня, имущество или даже его самого в плен за выкуп!

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?

Как проходили турниры

Две группы рыцарей, численностью до 200 на каждой стороне, носили полную броню, копья, мечи и щиты и были организованы на основе географического происхождения. Это и были "команды рыцарей".
Зрители также любили на поединки "сборных стран", болея за своих, как сейчас во время спортивных соревнований.

На турнире всегда были судьи-маршалы, чтобы не допустить нечестной битвы, но, кровожадность боя не была в их зоне ответственности, потому редкий турнир проходил без увечий кого-либо.

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?


На самом деле правил было не так много: нельзя убивать поверженного или делать это специально, нельзя нападать на оставшегося одного, нельзя нападать на рыцаря, чья лошадь пала.

Хотя честь и слава были сильными мотиваторами, была и перспектива финансовой выгоды. Рыцари стремились объявить оружие, доспехи и что-либо еще ценное, что нес их противник, своим и требовать выкуп, а то и взять с собой лошадь или самого проигравшего, пока его семья не заплатит.
В конце дня турнира,местный правитель выделял денежный приз для команды-победителя.

Со временем, рыцарей стали разделять барьером, давать возможность трижды сменить оружие, а копья и щиты делали ломкими, чтобы понять кто ударил первый и соответственно стал победителем.

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?

Кто мог принять участие в турнире?

Изначально, на рыцарский турнир могли приехать все рыцари и считающие себя таковыми. Но когда успехи выдающихся рыцарей-победителей, таких как Уильям Маршалл, позволили многим стать настоящими богачами, желающих стало так много, что пришлось ограничивать.

  • В Англии рыцари платили взнос и получали лицензии
  • Во Германии участвовать могли лишь лица королевских кровей
  • В Италии папы еще в 12 веке запретили турниры, считая, что там проявляются как раз все 7 смертных грехов. Однако рыцари игнорировали запрет, а одна из команд сшила себе наряды в виде этим самых грехов и сражалась в них.

В 14 веке, перед турниром рыцарь оглашал свою родословную и только очень знатный род позволял стать участником. Кроме того резко выросли вступительные взносы, делая праздник уделом богачей.

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?

Пышные герольды, гербы и знамена стали атрибутом любого турнира, рыцарь шел на бой, как модель на подиум и турнир стал прообразом футбола - игры миллионеров. Небогатым оставалось одно - наскрести денег на взнос, выступать анонимно, не снимая шлема, но в случае победы, приз могли и не дать, сочтя это за нарушение правил.

Вместе с турниром шли ярмарки, собирались торговцы и бродячие артисты, купцы привозили товар и все проходило в атмосфере карнавала или ярмарки!
Простолюдины надевали лучшие одежды, рыцари покрывали дорогой тканью доспехи, попоны, делали украшения на шлемы, которые имитировали боевой опыт: сарацинские башни, орлы или рога для крестоносцев в Балтии и т.п.

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?

Какими были призы и конкурсы?

  • Победителю могли вручить золотое украшение, чаще всего корону.
  • Крупный драгоценный камень, боевого коня, сокола, дать новый более высокий титул.
  • Женщины могли одарить поцелуем или подвязкой, что означало романтические отношения между ними.
  • Но главное, для чего приходили туда, это получение выкупа с побежденных.

Мечи использовали в редких случая, обычно копье и щит составляли большую часть поединков, но часто применялась и булава. Особенно в "поединках чести", где таким образом шли судебные споры, в начале турниров и нередко между простолюдинами.

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?

Честь прекрасных дам, как повод турнира, появился поздно, уже на излете явления. И скорее в форме "докажи своей даме сердца, что ты мужчина и воин!", нежели чем какая-то дама требовала защиты своей чести.
Тем ни менее, эротический контекст у турниров был всегда, особенно когда после битвы шел пир, а за ним "разврат ради распутных женщин", как писала об это церковь.

Турниры пропали, когда конницу вытеснила пехота на поле боя, усилиями испанских терций, швейцарских пехотницев, а затем и огнестрельного оружия.
Тем ни менее, турниры еще проводились в отдаленных уголках Европы даже в 18 веке!


060


Главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Именно копьем наносили первый удар в бою, «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. Посему именно копье было главным оружием во время рыцарского турнира.

Оно, как и рыцарский доспех, прошло немалый путь эволюции. Первоначальный его вид, вид простого шеста с острым наконечником, изменился до сложной, иногда пустотелой, конструкции, снабженной защитой для руки.

О нем-то мы сегодня и поговорим, открывая новый цикл «Рыцарский турнир». Это не значит, что мы закрываем сериал « История меча ». Напротив. Мы будем продолжать их и дальше, параллельно с сериалом « Рыцарский турнир ».

Значение именно копья в сражениях было крайне велико, ведь первый удар в бою рыцарь наносил обычно именно копьем. Соответственно, это условие перенеслось и на турниры.

Интересно, что в Англии и во Франции в 12-15 веках турнир иногда прямо так и называли — «хейстильюд», то есть «игра с копьем». Но это относилось только к тем схваткам, где оружием служило именно копье.

Такие схватки проходили как верхом, так и в пешем порядке. Однако нам придется сузить тему, иначе эта статья может обернуться толстой книгой. Чтобы этого не случилось, ограничимся теми копьями, которыми рыцари сражались верхом.

ТТХ турнирного копья

Только в 13 веке на турнирах стали применять особое, «гуманизированное» копье, в связи с чем оно стало делиться на копье войны и на копье мира. Разница между ними была в форме наконечника.

У копья войны он был острым, что позволяло участникам поединка сполна хлебнуть острых ощущений. У копья мира – особой формы, в виде короны с 3-4 зубчиками, за что и назывался коронель.


Его преимущество было в распределении силы удара на всю его площадь. Таким образом турниры становились все более безопасными для их участников, хотя смерть по-прежнему оставалась их попутчицей.

За всю историю рыцарских турниров копье претерпит множество специальных изменений, и когда сами турниры превратятся в спортивное состязание, станет отличным спортивным снарядом. К этому времени копье будет сложным, делавшимся из нескольких частей, собиравшихся на клею.

Как видим, оно так же далеко от «палки с наконечником», как мотоцикл от самоката.
О том, из каких частей оно состояло, сейчас и расскажу.

Древко

Толщина копья, а вернее, толщина его древка в разные века была разной. Для XII—XIII веков нормальным считалось достаточно легкое копье, диаметром не более 6,5 сантиметров в самом широком месте. Для сравнения — черенок всем привычной лопаты имеет диаметр 4 сантиметра.

В хрониках можно найти много упоминаний о турнирах, в которых участвовал поэт, политик и рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). Так вот, во время турнира каждый из его оруженосцев держал запасные копья своего господина — причем в связках по три штуки. А значит, даже такие толстые древки рыцари умудрялись ломать друг об друга с завидным постоянством.


Слева — Ульрих фон Лихтенштейн на миниатюре Манесского кодекса (XIV век), справа — деталь гобелена «Manius Curius Dentatus Refusing the Gifts of the Samnites» (XVI век), на которой хорошо видны связанные воедино копья.

Но шло время и копья развивались. К 15-му веку их диаметр «играл» уже от 5 до 15 см, чаще всего составляя 9—10 см. Длина копья была от 3 до 3,7 метров.

Древко изготавливали из мягких пород дерева (ясень, осина), обычно ок­руглым в сечении. Некоторые турнирные копья были рифлеными, а иногда даже полыми, чтобы они легче ломались.


Сверху их, как правило, причудливо раскра­шивали в гербовые цвета владельца. Интересно, что в зависимости от вида турнирных состязаний использовались копья, имевшие разную толщину и длину, а так же разные наконечники.

Защита руки

На турнирных копьях развитого Средневековья рукоять специально выделялась.
От остальной части древка ее отделяли ограничительными ва­ликами с обеих сторон.


Для защиты руки впере­ди рукояти помещали особую гарду воронкооб­разной формы. Ее называли нодус или вамплейт. Изнутри она снабжалась крюком, который облегчал управление копьем, а так же подбивалась войлоком.


Вот перед нами один из примеров копья с нодусом. Оно датируется 16 веком, и достигает в длину 4,25 метра. Нодус имеет форму усеченного конуса с гофрированными краями, в диаметре не превышает 31 сантиметра.


Размер нодуса зависел от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15—16 см, а для других уже прикрывал всю пра­вую руку рыцаря, от запястья до плеча.

Впрочем, наличие нодуса не было обязательным условием турнирного копья. Некоторые экзем­пляры вполне обходились передним ограничительным валиком рукояти, причем в этом случае он делался гораздо больше заднего.


Понятно, что такую махину требовалось еще и удерживать в руке – причем не только гарцуя перед дамами, но и в тот момент, когда рыцарь выбивал соперника из седла. Для этого шли на особые хитрости.

Крюк для копья

Позади ру­кояти располагалось тяжелое металлическое кольцо (граппа), которое упиралось в стальной копейный крюк на правой стороне кирасы, не по­зволяя копью соскальзывать и распределяя силу отдачи на весь нагрудник.


В XV веке копейный крюк стал обязательным элементом турнирной рыцарской брони, хотя говорят, что возник он около 1325 года. Изначально его подбивали войлоком, но со временем на копейный крюк стали де­лать накладки из дерева или свинца. Соответственно, граппа приобрела небольшие притуплённые шипы, легко входившие в накладки, что обеспечивало еще более надежное сцепление копья и рыцаря.

Турнирный оптимал

Только с 14 века начал выделяться особый турнирный доспех. Поначалу эта тенденция не слишком бросалась в глаза, укрепляли те доспехи, которые были в ходу.

Если присмотреться к топфхельму – ведрообразному шлему дворянского рода Пранкхов (сер. XIV века), то можно увидеть что левая сторона шлема защищена крепче, смотровая щель более узкая, а сам шлем изнутри снабжен войлочной прокладкой.


Через полвека или около того, на первый план уже окончательно вышла забота о безопасности рыцаря в условиях турниров. К XV веку в средневековом обществе турниры воспринимались уже как фестивали, а сшибки — как спорт.

Отсюда — разделение доспехов на боевые, в которых можно бегать, прыгать, скакать и лезть на стены, и на турнирные. Которые в реальном бою не практичны, но в турнирном — то, что доктор прописал. И поскольку, по-немецки, «колоть» — stechen, то поединки на копьях называли «гештех» (gestech), а доспех, для участия в них, получил название штехцойг (нем. stechzeug). Вот он:


За то время, пока штехцойг использовался, он претерпевал изменения. При этом в разных странах сражались немного по-своему, поэтому вносили корректировки и в защиту. Самые большие различия — о них мы обязательно поговорим в специальной статье, были у немецкого и итальянского штехцойга. В отношении турнирного копья разница была невелика и заключалась в следующем.

Немцы фиксировал копье с помощью мощного турнирного крюка, о котором я уже рассказывал. Итальянцы, в свою очередь, использовали в сшибках более легкие копья и для их поддержки хватало кожаного стакана, обтянутого материей. Его приклепывали справа на кирасе, в районе пояса, и перед началом сшибки в него вставляли копье.

К началу XV века в Германии появился новый вид конного поединка на копьях, который вскоре стал очень популярен. Он назывался реннен, что в дословном переводе означает просто «скачки».

За столь безобидным названием скрывалось азартное состязание, в котором рыцари повторяли свои сшибки до тех пор, пока один из них не оказывался выбит из седла. Своего рода марафон, в котором побеждал только самый выносливый.


Копье, которое применялось при конной атаке в реннене, обычно было легче того, которое использовали в прежних вариантах сшибки. Оно делалось из мягких пород дерева, достигало 4 метров в длину, и при диаметре 7 см весило около 14 кг.

При этом наконечник его был острым, а значит, адреналина участникам реннена хватало.
Поэтому реннен породил новую, более подходящую для него броню. Свою форму она во многом взяла у готического доспеха XV века и называлась реннцойг — доспех для участия в реннене.


Доспехи реннцойг из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оба были изготовлены в 1580–90 годах в Германии, возможно в Дрездене. Вес того, который слева — 41,5 кг., того, который справа — 29, 5 кг.

Подобно танковой башне

Изначально копье на турнире держа­ли только рукой, иногда прижи­мая его к бедру. Но в XII веке ставку на удар копьем с коня, сам по себе, страшный — повысили. Главной задачей стал таранный удар копьем, когда воедино соединялись скорость и масса коня.

Поэтому копье стали зажимать под мышкой, так что всадник превращался в подобие танковой башни. Его задача была точно прицелиться и удержать копье в момент удара.


Такой способ удер­жания копья уже можно наблюдать у некоторых рыцарей, изображенных на знаменитом ковре из Байё (1077—1085 гг.). Но тогда это было скорее исключением, чем правилом.

В следующем столетии иногда смешивали оба варианта удержания копья, хотя нечасто. Так, во время поединка в Тарвисе (XIII век) в схватке сошлись рыцари Рейнпрехт фон Мурек и уже знакомый нам Ульрих фон Лихтенштейн. Один взял копье под мышку — самый распространенный прием, другой приложил копье низко к бедру.

Но не зависимо от того, как держали рыцари свои копья, самым красивым считался бой, в котором оба участника ломали их, не выпав при этом из седел.


А теперь давайте посмотрим, как это все выглядело в реальности.

В видеоролике, который я хочу вам показать, съемка ведется с нескольких камер, две из которых установлены непосредственно на копье. Одна снимает назад, и показывает нам рыцаря в тот момент, когда он наносит удар по сопернику. Вторая — снимает собственно этот удар и его последствия.

Словом, для вас открыта уникальная возможность, не отходя от компьютера, оказаться в седле и увидеть мир глазами рыцаря. А вернее, его копья.

Язык копья

Не будем забывать, что эпоха рыцарства – это эпоха церемоний, высоких слов и ярких поступков.Например, Ульрих фон Лихтенштейн во время своих поединков требовал, чтобы побежден­ные им рыцарей кланялись в честь дам на все четыре стороны света. Рыцарь же, сломавший копье об Ульриха фон Лихтенштейна, получал зо­лотое кольцо, чтобы вручить его своей даме.

Сам турнир – это настоящий кладезь для тех ученых, которые исследуют язык символов. Понятно, что копье так же не обошла участь быть, помимо оружия, частью средневековой символики. Согласно геральдическим правилам, копье на гербе символизировало рыцарское служение и благочестие.

Именно благочестие заставляло рыцаря, который выбивал противника из седла, немедленно бросить свое копье, остановиться и под­нять вверх правую руку.


Кроме того, копье было важным атрибутом почетного рыцаря — совершено особой и необходимой фигуры на турнире. Персону его выбирали дамы, при этом почетный рыцарь не сражался. Его ждала особая роль.

Во-первых, весь рыцарский турнир он должен был находиться на ристалище — в доспехах и верхом на коне. При этом шлем его находился далеко — на трибуне для дам, где его торжественно держали на обломке копья.

А во-вторых, почетный рыцарь находился на ристалище с другим копьем, на конце которого была закреплена длинная белая вуаль. Она называлась «покрывало благорасположения», потому что касанием ее почетный рыцарь имел полное право остановить бой в любой момент на свое усмотрение.

Так что турнирное копье было для рыцаря особым оружием. Им дорожили, его воспевали, но главное — им добывали победы, подчас нелегкие. Именно благодаря этим победам, а значит, благодаря турнирному копью, в Средние века зажигались звезды первой величины, имена которых известны уже много веков.

Ну и под конец еще одно видео по теме:

Литература

Э. Окшотт «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение»

К. Носов «Рыцарские турниры»

Дмитрий Якушев, THoog, Dominotic, Paul Drummond, Jeff Kubina, Kotomi, Nick_cw1861, Simoneguidi50

« Поле брани —
Нам под стать.
Мы — дворяне,
Сиречь знать.
Мы без злобы
И для пробы
Бьёмся, чтобы
Заблистать.
»
— В. Гюго, «Турнир короля Иоанна Доброго»


Рыцарский турнир — состязание рыцарей в силе, ловкости и умении. Традиционно является большим праздником, на который приходят посмотреть все, кому не лень. Большинство людей, услышав слова «рыцарский турнир», представляют себе исполненные пафоса конные поединки разодетых в цветастые тряпки благородных сеньоров, которые налетают друг на друга с копьями наперевес. Однако, в программу турнира могут входить и пешие поединки один на один, и даже бугурты.

Содержание

  • 1 Дисциплины турнира
    • 1.1 Джостра (Joust)
    • 1.2 Меле (Melee)
    • 1.3 Бугурт (Bouhourt)
    • 1.4 Турнир лучников или метателей
    • 1.5 Отработка на снарядах, рубка овощей и фруктов, поднятие платка прекрасной дамы
    • 1.6 Волчарня (Wolfbite, louvée)
    • 1.7 Судебный поединок
  • 2 Турнирные доспехи и оружие
  • 3 Где встречается
    • 3.1 Литература
    • 3.2 Кино
    • 3.3 Телесериалы
    • 3.4 Видеоигры
    • 3.5 Музыка
    • 3.6 Реальная жизнь
  • 4 Примечания

Дисциплины турнира [ править ]

Джостра (Joust) [ править ]

Стереотипное воинское состязание, которое первым приходит в голову современному человеку, когда он слышит про рыцарский турнир. Джостра представляет собой поединок двух рыцарей, налетающих друг на друга с копьями и другим оружием. Всадников разделяет особая преграда, чтобы бронированные кони просто не врезались друг в друга на полном скаку. Способов победить два — выбить противника из седла, самому оставшись в седле, либо сломать свое копье о противника (при условии, что ему это сделать не удалось), иначе ничья. Увы, настоящее боевое копье было гораздо прочнее, чем мы привыкли себе представлять, поэтому сломать его о противника было очень тяжело, выбивания из седла случались куда чаще. Разумеется, все это вело к травмам — как от падения с седла, так и непосредственно от копейных ударов. Поэтому в целях безопасности стали использовать специальные турнирные копья повышенной ломкости — например, полые внутри, специально подпиленные и так далее, гораздо более вероятным стал второй сценарий победы. Также стали использовать и специальные утяжеленные турнирные доспехи, чересчур неудобные для реальных боев, где куда важнее ловкость, чем защищенность. Позднее появляются и обычные доспехи особой конструкции, к которым болтами крепились турнирные щиты из стали. В результате турниры стали все еще зрелищным действием, неплохой тренировкой для всадников, но при этом обрели почти полную безопасность.

В позднее средневековье джостра обросла огромным количеством правил допуска. Отчасти правила были направлены на то, чтобы не пускать на джостру безродных и самозваных рыцарей: такой наглец, сунувшийся на турнир, мог лишиться всего своего снаряжения, герольды попросту обобрали бы его. Другие правила касались этикета джостры, выставления щитов с гербами и выбора противников.

Под самый закат эпохи рыцарства, во время позднего Ренессанса, в Священной Римской Империи возникли две модификации джостры: Rennen и Stechen. Разница между ними заключалась в разрешённых ударах копьём: в первом случае рыцари били копьём в щит (менее травматичный вариант), во втором — пытались сбить со шлема гребень. Для уменьшения травматизма в турнирах по правилам Stechen возникли особо утяжелённые турнирные доспехи (Stechzeug).

Меле (Melee) [ править ]

Куда менее условная сшибка, популярная до того, как распространилась джостра, меле отличалось серьезным риском для здоровья участников. Меле представляло собой групповой турнир, в котором сходились два отряда рыцарей. Никакого особого защитного спортинвентаря не предусматривалось: во времена, когда меле было основной дисциплиной турнира, стандартным снаряжением рыцаря была кольчуга, не спасавшая от большинства видов членовредительства. Выжившие рыцари проигравшей команды лишались экипировки, которая доставалась победителям.

Вскоре, когда феодальные правители заметили, что в меле гибнет как-то слишком много рыцарей, его правила стали ужесточать. Размеры команд урезались, вводилась требования к доспехам и оружию, запретили обирать побеждённых. Так, в конце концов, и получилась джостра.

Бугурт (Bouhourt) [ править ]

Тоже групповая схватка, бывает как конной так и пешей. Однако бугурт — не основная, а дополнительная дисциплина турнира, «потешный» массовый заруб, проводившийся большими группами по различным сюжетам и правилам и зачастую реконструировавший какие-нибудь героические битвы прошлого. Именно поэтому (ну и еще потому, что больше народу — больше веселья, а ещё для него лошади совершенно не обязательны) бугурт — самая популярная рубиловка у современных исторических реконструкторов.

Турнир лучников или метателей [ править ]

Ещё одна вспомогательная дисциплина турнира, соревнование на метательном оружии — луках, сулицах, метательных копьях или топориках. Друг по другу на этом соревновании никто не стреляет, все соревнуются в поражении неживых целей.

Отработка на снарядах, рубка овощей и фруктов, поднятие платка прекрасной дамы [ править ]

Мини-дисциплины, своего рода разогрев перед настоящим экшеном. По названию понятно, в чем они заключались: демонстрация приёмов на чучелах, кинтанах и растительной биомассе. Что же касается поднятия платка, то поднимать его предлагалось копьём с коня; для этого требовалось недурное умение контролировать свое оружие и животное.

Волчарня (Wolfbite, louvée) [ править ]

Простейшая из вспомогательных дисциплин, заруб по принципу «каждый сам за себя», бой каждого против всех остальных. Побеждает в волчарне тот, кто дольше продержался. Один из вариантов засчета поражения в волчарне — у кого со шлема сбили украшение (перо, намёт, ещё какой прибамбас) — тот поражён.

Судебный поединок [ править ]

Это, строго говоря, вовсе не дисциплина турнира, поскольку проводился не для состязания или развлечения, а для выяснения правых и виноватых. Но он мог собирать зрителей, как и турнир, поэтому часто ставится в один ряд с турниром. Если истец или ответчик сам не умел драться, он мог нанять выступать за себя бойца со стороны. Распространены эти поединки были повсеместно, в том числе и на Руси. У викингов это называлось хольмганг и постепенно превратилось в узаконенный разбой, когда какой-нибудь берсерк вызывал на поединок заведомо слабого противника, чтобы завладеть его имуществом, а отказываться нельзя — позорно!

Турнирные доспехи и оружие [ править ]

Турнирные доспехи имели, по сути, то же предназначение, что современный защитный спортинвентарь, к примеру, хоккейная защита: чтобы участники игрищ не убились к чёртовой матери, ведь это не война всерьёз. Поэтому они были и массивнее, и толще боевых доспехов, их вес мог достигать 80 килограмм. Именно к турнирным доспехам относится большая часть стереотипов о рыцарских доспехах и том, что рыцари в них были неповоротливы и беспомощны. В особенности это касалось поздних германских турниров типа Stechen: доспехи для них (Stechzeug) были больше похожи на привинченную к седлу кабинку для рыцаря и совершенно не предназначены для пешего боя.

Впрочем, и этот защитный инвентарь спасал не всегда: например, если обломок копья попадал в щель для обзора в шлеме, это могло иметь самые печальные последствия.

Отдельным значением обладает турнирное копьё (для джостры). В то время, как в бою рыцари использовали копья вполне обычной формы, турнирное копьё (jousting lance) отличалось очень узнаваемой и неповторимой внешностью: толстое, коническое, с тремя расходящимися штырьками на конце, а зачастую ещё и раскрашенное «а-ля шлагбаум» или «а-ля карамельная трость». Из-за этого у некоторых сложилось впечатление, что вообще все копья, использовавшиеся рыцарями, выглядели именно так, и время от времени можно увидеть рыцарей с турнирными копьями в бою.

Где встречается [ править ]

Литература [ править ]

Смайл

Кино [ править ]

  • Фильм «История рыцаря» с покойным Хитом Леджером в главной роли полностью посвящен турнирам по правилам джостры.
    • Здесь, правда, одна загвоздка: Уильям является простолюдином, а следовательно закон запрещает ему участвовать в турнирах. Джеффри Чосер (да, то самый) помогает ему подделать родословную «сэра Ульриха Лихтенштейнского». Впоследствии, его противник лорд Адамар узнаёт правду и приказано его арестовать. Однако принц Эдвард, которого Уильям впечатлил, объявляет, что его личные историки обнаружили, что Уильям происходит от обедневшего знатного рода. Противится принцу не смеет никто.

Телесериалы [ править ]

  • «Игра престолов» — как же без турнира! Он был и в книжном первоисточнике.

Видеоигры [ править ]

  • Турниры в игре Mount and Blade, похоже, застряли где-то между меле и джострой. С одной стороны, это зарубы на 2/3/4 команды, пешие и всадники смешаны (на самом деле не всегда: это зависит от страны-организатора — в Свадии и у кергитов все дерутся конными, а у нордов — пешими), все колотят друг друга по-настоящему. Выбывает тот, кто потерял сознание. Да и ГГ сохраняет все свои навыки: если у него, скажем, прокачано только одноручное оружие, но очков на 9000, и ему дадут меч или топорик — он будет класть всех с одного удара, а вот сунут копье (класс древковое) — огребет уже ваш персонаж. С другой стороны, вся экипировка специальная, турнирная — тряпичная с виду бронька имеет показатели где-то между легкой и средней, а оружие выдают деревянное, без заточки, стрелы и копья без наконечников, моргенштерны без шипов. И убить никого нельзя в принципе, даже если стоять и колошматить «труп» полчаса.
    • А еще может выпасть в финале тебе «Лук и Стрелы» [1] , а противнику «Щит и меч» (конь опционально). Тот случай, когда откровенное издевательство.
  • Судебные поединки присутствуют в первых двух частях игры Dragon Age, причем в ключевой момент можно как драться самому, так и выставить вместо себя напарника из своего отряда.

Музыка [ править ]

Вот мой соперник — рыцарь Круглого Стола [2] .
Чужую грудь мне под копьё король послал —
Но в сердце нежное Её
Моё направлено копьё…
Мне наплевать на королевские дела!

Рыцарские турниры — те самые средневековые состязания, о которых можно прочитать в романах Вальтера Скотта или которые так любят показывать в фильмах, были популярны в Европе до середины XVI века (а в Англии даже до начала века XVII). Традиционно центральным зрелищем такого турнира становилось противостояние двух всадников, стремящихся выбить друг друга из седла, что нередко приводило к различным несчастным случаям. Как раз подобным случаем и запомнился турнир, прошедший в Париже 10 июля 1559 года, который называют «последним» не только для Франции, но и для всей Европы. Именно в нем французский король Генрих II сошелся в поединке с дворянином Габриэлем де Монтгомери. Когда два всадника столкнулись, копье де Монтгомери, ударившись о щит Генриха, раскололось и длинная деревянная щепка попала прямо в глазную щель королевского шлема, вонзилась в глаз и поразила мозг. Так и было решено отказаться от опасной забавы, хотя попытки обезопасить участвовавших в турнирах рыцарей начались еще в XIII веке: например, тогда и появляются турнирные копья с более безопасным типом наконечника.

Исследователи сходятся во мнении, что история турниров восходит к различным военным играм древности. Еще во времена Римской империи всадников, облаченных в панцири и шлемы, делили на две команды, которые играли в своего рода догонялки: одна команда выступала в качестве мишени, в то время другая, вооруженная затупленными дротиками, должна была догнать противника и поразить.

Считается, что подобный способ закаливания духа и тела воинов не был исконно римским, а пришел с Востока или от кельтов. Похожие воинские игры устраивали и потомки Карла Великого в IX веке, что, по мнению историков, и можно считать началом появления рыцарских турниров. Правда, такие, пусть и тренировочные, сражения были достаточно опасными, поскольку участники использовали боевое оружие. До середины XII века подобные состязания практиковались преимущественно на территории современных Франции и Германии, и только потом эта мода распространилась на Англию и Италию, а впоследствии и на всю Европу.

1

Изначально на турнирах проводились в основном групповые бои. Всадники, вооруженные копьями двигались друг на друга стенка на стенку. Копья были легкими, их держали в руке либо прижимали к бедру.

Манера держать копье возле подмышки появилась все в том же XII веке. Благодаря такому хвату оружия воин мог нанести более мощный удар по противнику, что позволяло реализовать основную цель состязания: выбить противника из седла, что говорило о силе и ловкости всадника, или же «преломить» копье о щит соперника. В последнем случае рыцарь демонстрировал навык нанести точный, сильный и выверенный удар и при этом в буквальном смысле остаться на коне. Овации срывали те рыцарские поединки, в которых оба всадника разбивали свои копья после точных ударов по щитам друг друга и смогли не выпасть из седла.

2

К XIII веку сражения приобретают все большую торжественность и вместе с тем становятся все более безопасными, к тому же складываются определенные правила. Например, чтобы рыцари не сводили счеты друг с другом они стали давать клятвы, что будут использовать эту площадку только в состязательных целях. Для схваток начинают использовать специальное турнирное снаряжение. Правда, до 1425 года особого различия между боевыми и турнирными доспехами не было. Хотя именно в турнирных доспехах стали раньше применять цельнометаллические пластины, которые надевали на руки и ноги поверх кольчуги.

Окончательно турнирное снаряжение формируется ко второй половине XV века. Сами копья стали делать полыми и большего диаметра: если в XII веке диаметр древка копья равнялся 6,5 см, то к XV веку он в среднем составлял 9−10 см при длине в 3 м. При этом копейная гарда, защищавшая руку всадника, также появляется только в первой половине XV века. Копье становится тяжелым, а на доспехах спереди (специальная скоба для упора) и сзади (так называемый «хвост») появляются специальные приспособления, позволяющие максимально перенести вес копья с руки на броню.

3


Наконечники турнирных копий

4

Тем не менее, еще с XII века турнирное оружие называют «оружием мира». В этот перечень входил притупленный меч, а также копье с особым наконечником, который согласно Эварту Окшотту, известному исследователю средневекового оружия, впервые появляется в конце XII века. Такой наконечник с 3−4 вершинами называется кронель. Это название он получил, потому что напоминал корону с тремя зубцами. Его площадь соприкосновения с доспехом противника увеличена по сравнению с обычным копьем, соответственно давление — меньше.

Таким образом, при ударе вся его сила не концентрировалась в одной точке, а распределялась по поверхности, что позволяло избежать летального исхода, благодаря чему такое оружие называли «копьем учтивости». Впрочем боевые копья (или «копья войны)» не были запрещены, напротив, их иногда использовали, чтобы показать либо особые умения по владению оружием либо храбрость.


1.РЫЦАРСКИЙ БОЕВОЙ КОНЬ – ЭТО НЕИЗМЕННО КОНЬ ВЕРХОВОЙ. Рыцарский боевой конь, несмотря на то, каким бы ни было тяжелым снаряжение и вооружение его всадника – это в любом случае НЕ ТЯЖЕЛОВОЗ (ТЯЖЕЛОУПРЯЖНАЯ ЛОШАДЬ). Во-первых, тяжеловозные породы – результат селекции уже Нового времени. Во-вторых, любой тяжеловоз хорош только в своей стезе – перемещение очень тяжелых грузов посредством запряжки в ту или иную повозку по относительно хороши дорогам. Это все. Тяжеловозы не обладают необходимой подвижностью, совкостью (маневренностью), чувствительностью и скоростью реакции на команды всадника, не могут более-менее продолжительное время поддерживать галоп (основной боевой аллюр).

Откуда взялся этот упорно кочующий миф, что раз конь должен нести этак килограмм 150, то он обязательно тяжеловоз (вспомните набившее оскомину «богатырский конь»)? Моя версия: А) простая житейская логика – раз ТЯЖЕЛОвооруженный рыцарь, значит, и конь такой же (а то, что строевые лошади времен Первой Мировой таскали на себе едва ли меньший груз, чем конь, допустим, деми-лансера в полудоспехе (за счет того, что строевой конь работал, по существу, за несколько коней в рыцарском копье) – это уже никого не интересующие детали); B) да простят меня любители классики изобразительного искусства – виновато изобразительное искусство (не будем называть имена, вы их сами знаете); С) до сих пор в некоторых источниках встречаются какие-то фантастические данные о весе конского доспеха, боевых седел и прочего – соответственно .нагрузка «вырастает» до невероятных значений; D) в массовом сознании недооцениваются физические данные верхового коня в плене выносливости и грузоподъемности – например, для здорового, физически сформировавшегося и хорошо обмускуленного коня весом 500 кг груз в 130 – 150 кг не является непосильной ношей. Кроме того, в выездке лошади все выездковые элементы (движения) играют роль гимнастических упражнений, которые позволяют развить несущую способность задних ног лошади, что также позволяет ей нести значительный вес с минимальными затратами усилий и с максимальным сохранением подвижности.

Безусловно, желаемое телосложение могло меняться в зависимости от той роли, в которую прочили того или иного коня – разумеется, для тяжеловооруженного жандарма требовался невероятно сильный конь (не просто конь, потенциально способный и годный для этой роли, а ПОСТЕПЕННО подготовленный к этому за несколько лет тренинга), способный нести не только всадника в доспехе, но и конский доспех, тогда как для «легкого» конника (а говоря откровенно – «дешевого» тяжелого) в полном или полудоспехе достаточно было коня полегче и подвижнее, но уже не способного нести конский доспех. Однако главное остается низменным – и у жандарма, и у более легковооруженного конного латника, и тем более у настоящей легкой конницы типа страдиотов или хинетов боевой конь – это в любом случае конь ВЕРХОВОГО типа.

2. РОСТ В ХОЛКЕ (на основе британских находок, континентальный материал дает примерно те же цифры): 126 – 152 см, лошади выше 150 см – не только в Средние века/Ренессанс, но и вплоть до Первой мировой оценивались современниками как достаточно крупные, лошади 160 см и выше – крайне редки в рассматриваемый период и позднее. Как справедливо замечают составители издания «The Medieval Horse and its Equipment», большинство средневековых лошадей были по современным меркам решительно малы». При этом большинство археологических находок показывают лошадей более плотно сбитых, крепко сложенных, костистых, чем современные лошади аналогичного роста; такие кони ростом 130-145 см в холке представляют собой тот универсальный и неприхотливый тип лошади, представители которого могли использоваться и для упряжной, и для верховой работы (в том числе и в качестве боевого коня).

Для наглядности и современных аналогий можете оценить пропорции коня и всадника по видео «Стойки конного боя с мечом» - мой рост – 182 см, рост моего коня – 155 см в холке. Косвенным критерием относительно небольшого роста «среднестатистического» боевого коня может служить метко подмеченная составителями указанного британского издания часто встречающаяся в изобразительных источниках рассматриваемого периода пропорция всадника и его коня– в среднем холка коня находится на уровне плеча стоящего рядом с ним конника.

Опять же, необходимо всегда учитывать, что главным для боевого коня был отнюдь не рост, а мощное и гармоничное телосложение с вытекающими из него (и развиваемыми посредством тренинга) силой, маневренностью и выносливостью.

3. До XVIII в. (оценки разнятся) НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ПОРОД ЛОШАДЕЙ в современном понимании слова «порода». Не стоит недооценивать селекционную работу до эпохи Просвещения – просто средневековая селекция была направлена на получение НЕ ПОРОДЫ, а определенного ТИПА лошади по определяемому для нее человеком НАЗНАЧЕНИЮ. Встретив в средневековом контексте наименование той или иной лошади, совпадающее с современным названием породы (например, першерон), не стоит впадать в анахронизм и переносить современный образ першерона (кстати, тяжеловозной породы) на боевых коней из графства Перш XIII в. или першеронов облегченного типа, использовавшихся и как строевые лошади в кавалерии вплоть до ПМВ включительно. Для контекста Средних веков, Ренессанса или раннего Нового времени название по географическому принципу – не способ наименования породы, а только лишь географическая привязка (например, андалузом или лузитано могли назвать любую лошадь из Андалусии или Португалии).

Что касается конкретных типов лошадей, вот одна из классификаций, упоминаемых биографом Томаса Бекета Вильямом Фитц Стефеном (1170 г.) в контексте градации лошадей на конной ярмарке в Лондоне:

- gradarii - верховые лошади-иноходцы (способные или наученные бежать иноходью) – очень удобные для дальних поездок (иноходь – похожий на рысь, но мягкий и не тряский аллюр);

- «лошади, которые лучше подходят оруженосцам, движущиеся более грубо, но быстро» - здесь, вероятнее всего, имеются в виду недорогие верховые лошади (роунси, палфри), менее удобные на походе (за счет того, что не могут передвигаться иноходью, а бегут более обычной и тряской рысью);

- жеребята;

- summarii - самтеры - вьючные лошади, иногда этим же словом обозначали вьючных же мулов;

- dextrarii «знатно крупные»– (дестриеры, боевые кони, «великие кони», «great horse») – нетрудно заметить, первой упоминание в данном ряду собственно боевых коней;

- «кобылы, подходящие для запряжки в плуг, волокуши или в повозки»;

Иные классификации упоминают (в порядке убывания стоимости):

- equus dextrarius (дестриеры, наиболее мощно сложенные боевые кони);

- equus cursarius (курсе, несколько более подвижные, но легче сложенные боевые кони), equus palafredus (палфри, схожий термин роунси (rouncey) - любая хорошая верховая лошадь, как правило, не использовавшаяся в качестве боевого коня);

- equus carectarius (любая мелкая упряжная лошадь);

- equus affrus (простая крестьянская упряжная лошадь для любых сельхозработ).

4. Рыцарский боевой конь – спринтер. Несмотря на то, что вопросы тактики небольших тактических подразделений рыцарей (жандармов, реннфане, деми-лансеров и т.д.) - конруа, эшелль и т.п., как это не покажется странным, изучены слабо, известные ее особенности – сомкнутый в рядах (колено к колену) и в шеренгах (нос коня к крупу впередистоящего коня) строй, вероятнее всего, для предотвращения чрезмерного утомления боевых коней наступал на противника шагом или рысью до того момента, как дистанция до него сократится до 20-50 м, после чего в единой слитном порыве латники поднимали коней в галоп и обрушивались всей массой на врага. Соответственно, большую роль играла как раз способность коня к резкому рывку на этих последних остающихся до врага метрах.

5. Пол типичного боевого коня. В основном – жеребцы (чьи первичные половые признаки, скажем так, иногда весьма рельефно демонстрировались в живописи и скульптуре рассматриваемого периода) и мерины (кастрированные жеребцы). Кобылы традиционно считаются менее подходящими для роли боевого коня, однако, во-первых, по своим физическим данным кобылы очень разняться (иные могут ни в чем не уступать жеребцам), во-вторых, на мой взгляд, следует согласиться с мнением, что при меньшей силе, кобылы могут быть не менее выносливыми и маневренными, что с их большей предсказуемостью в плане поведения дает отличного боевого коня для ведения малой войны – например, совершения набегов (швоше, кавальгада, рейса и т.п.) – которые, как известно, составляли чуть ли не основной вид боевых действий в рассматриваемый период. На одном из представленных изображений (неизв. автор, Легкоконник, 1505-10, Музей Викториии и Альберта), форма шеи (отсутствие высокого гребня - сравните с боевым конем у легкоконника Дюрера) и общий экстерьер боевого коня говорит в пользу того, что выбор этого довольно скромно снаряженного латника пал как раз на кобылу (однако, весьма рослую).

6. СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ. Среди пород, чьи представители, на мой взгляд, могут дать наиболее точное усредненное представление о дестриере или курсе, я назову датских кнабструпперов (одна из старинных пород из группы т.н. «лошадей барокко» - см. фото). Все в них напоминает о боевых конях рыцарей и жандармов (а позже - и кирасир) – типаж, неизменно популярный (в первую очередь, конечно, в тяжелой кавалерии), до конца XVIII в.: относительно небольшой рост, крепкий костяк, объемная грудная клетка, хорошо обмускуленная шея с широким гребнем у жеребцов, мощные мышцы задней части туловища и задних ног.

В качестве еще одного подобного примера часто приводят коней андалузской (PRE) и лузитанской пород – однако, по моему мнению, данные породы, несмотря на свою никем не оспариваемую древность, с конца XVIII – начала XIX вв. претерпели столько вынужденных инородных «вливаний», «осовременивших» их, что, при всех их несомненных достоинствах, значительно отличаются от своих предков.

Вторая наиболее подходящая кандидатура на роль тяжелого рыцарского боевого коня – кони итальянской породы мургезе.

Что касается лошадей под стать «легкой» коннице (рыцари, не имевшие конского доспеха, реннфане, деми-лансеры, шеволежеры и проч.), то наиболее наглядно представить такого коня можно, посмотрев на современного североафриканского барба – быстрый, сухой, невероятно выносливый, крепкий и неприхотливый тип.

Ну и наконец, страдиотам, хинетам и им подобным «настоящим» легким всадникам несомненно бы приглянулись пасо фино – некрупные, гармонично сложенные, невероятно совкие лошади.

Бамбергский всадник. 1230-1235 гг.


Двое, чистящих лошадь. Около 1510-1520 гг. Британская библиотека. Судя по телосложению, возможно, изображен боевой конь тяжелого типа (способный нести полный конский доспех (бард)).


Лукас Кранах (Старший). Св. Георгий на коне с мертвым драконом. Начало XVI в. Музей Метрополитен.


Ганс Бургкмайр. Император Максимилиан I. 1508 г.


А. Дюрер. Легкоконник. 1495 г. Сравните этого боевого коня с боевым конем Максимилиана I - и тот и другой достаточно рослые (по меркам периода), однако конь императора сложен несколько массивнее (достаточно взглянуть на его ноги и круп, чтобы убедиться в этом).


Неизвестный автор. Легкоконник. 1500-1510 гг. Музей Виктории и Альберта. Тонкая шея дает основание предположить, что в данном случае боевой конь - кобыла (сравните с массивной шеей с высоким гребнем у жеребца дюреровского легкоконника).


Реалистичная реконструкция облика боевого коня небогатого латника периода приблизительно 1460-1480 гг. (автор - S. Hanson).


Кнабструпперы (1,2,3)










Пасо фино. Маленький рост (сравните рост всадника и коня - это не всадник крупный, а пасо - небольшой) и гармоничное телосложение в сочетании со способностью быстро перемещаться по любой местности делают подобную лошадь идеальной для излюбленной тактики легкой конницы "ударил - отступил".


Средняя (а по современным меркам - мелкая) средневековая лошадь ростом около 137 см в холке в сравнении с современной лошадью ростом примерно 172 см (размеры, которые не являются необычными для лошадей различных пород, используемых в наше время в Олимпийских видах конного спорта). Где-то посередине (до отметки около 160 см) - идеальный рост для различных типов боевых коней рассматриваемого периода. Иллюстрация из издания (1) в списке литературы.


Литература:
1. The Medieval Horse and its Equipment. 1150 – 1450» Edited by J. Clark. Woodbridge, 2011.
2. Граветт К. «Рыцари. История английского рыцарства 1200 - 1600» Перевод с англ. А. Колина. M.,2010.
3. «Всадники войны. Кавалерия Европы» / Алексинский Д.П., Жуков К.А., Бутягин А.М., Коровкин Д.С. М, СПб, 2010.

П.С. Размещено с разрешения Максима, за что ему огромное спасибо!

Читайте также: