Что значит конь для богатыря

Опубликовано: 29.09.2022

-Рубрики

  • история славян (1503)
  • в мире интересного (1036)
  • славянские традиции (974)
  • Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
  • славянский след в истории (597)
  • помоги себе сам (580)
  • родноверие (555)
  • мир природы (554)
  • актуальные темы (496)
  • мифы, легенды, сказки (481)
  • Северные сказки (68)
  • славянские сказы (9)
  • в мире прекрасного (467)
  • видео (462)
  • Родные Боги (452)
  • Боги-покровители славян (17)
  • здоровый образ жизни (429)
  • древняя история (360)
  • мир растений (356)
  • народная медицина (334)
  • славянская мифология (326)
  • музыка (307)
  • славянская музыка (73)
  • "Мельница", Хелависа (32)
  • Песни Николая Емелина (15)
  • Игорь Тальков (10)
  • бардовская песня (8)
  • Елена Камбурова (6)
  • песни для детей (5)
  • загадки истории (305)
  • лекарственные растения (295)
  • археология (272)
  • славянские праздники (271)
  • детям (249)
  • древние цивилизации (247)
  • в мире животных (204)
  • русский язык (192)
  • белая раса (184)
  • славянские символы, руны (170)
  • славянские художники (168)
  • Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
  • рукоделие, мастер-классы (151)
  • вязание (9)
  • рецепты (136)
  • наука выживания (126)
  • язычество (117)
  • славянские корни праздников (112)
  • книги (110)
  • фальсификация истории (109)
  • сад и огород (104)
  • геноцид русского народа (99)
  • славянская одежда (87)
  • художники-иллюстраторы сказок (74)
  • родовые поселения, экопоселения (72)
  • стихи (69)
  • Наши русские мультфильмы (65)
  • народные промыслы, ремёсла (57)
  • Азбука русского языка, буквари (53)
  • Волки (53)
  • загадки космоса (53)
  • легенды и мифы о цветах (52)
  • Ирландия, кельты (52)
  • Животные в славянской мифологии (51)
  • Михаил Задорнов (46)
  • космоэнергетика, эзотерика (43)
  • Сергей Алексеев (42)
  • С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
  • Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
  • Всё о Новом Годе (39)
  • история славян в кино (36)
  • деревянное зодчество Руси (34)
  • исторический ликбез (32)
  • Всё о воде (30)
  • русские сказки (к/ф) (25)
  • О вреде алкоголя и курения (24)
  • Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
  • гимнастика для красоты и здоровья (21)
  • Князь Светослав (20)
  • психология, практики, техники (20)
  • юмор (17)
  • Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
  • Учимся рисовать! (15)
  • А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
  • Оформление, фоны (15)
  • Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика



С древнейших времен конь считался другом и вещим помощником человека. Он был одинаково детищем Белбога (стихии света) и Чернобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней.
«Обгонит белый конь - день на дворе, вороная лошадка обскачет - ночь пришла!» - еще и теперь говорят в народе. «Конь вороной через прясла глядит», - можно услышать перед наступлением ночи.


Во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая - на белом. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Ярмлс), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.


Солнце, этот небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы снова появиться на своем вековечном пути, представлялся язычнику еще и светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряженной парою светоносно-белых огненно-пламенных коней.
Подводит их ко дворцу Солнца дева Утренняя ларя, уводит дева Вечерняя заря.
Можно найти и целый ряд сказаний, в которых представляются в образе коня и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный, и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении.
«У матушки жеребец - всему миру не сдержать!» - говорит старинная загадка о ветре.
Громовой гул представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней.


Русские сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те и другие наделяются крыльями. Постепенно из возницы пресветлого светила и олицетворения стихий конь превращается в неизменного спутника богатырей - этих ярких и образных воплощений могущества святорусского.
Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня - до того слились, сроднились эти два образа. И уж тут цветистая народная речь не скупится на эпитеты. Вспомним хотя бы описание богатырского скакуна, принадлежащего Дюку Степановичу:
«А и конь под ним - как лютый зверь, лютый зверь конь - и бур, и космат. У коня грива на леву сторону до сырой земли. За реку он броду не спрашивает: которая река целая верста пятисотная, он и ее перескочит с берега на берег!»


Встречаются в былинном и сказочном народном слове рассказы о могучих конях, выводимых богатырями из подземелий, где они стояли в течение целых веков прикованными к скалам. Подбегают кони, провещающие голосом человеческим, к сказочным царевичам и добрым молодцам на распутьях, сами вызываются сослужить им службу верную. И впрямь верною можно назвать эту службу: они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов, а и сами их бьют-топчут; не только переносят героя на себе за леса и горы, но и стерегут его сон, приводят его к источникам живой и мертвой воды.


В народе до сих пор еще ходят стародавние сказания о выбитых из земли копытами богатырских коней ключах-родниках. Близ Мурома стояла даже и часовня над одним из таких источников, происхождение коего связано в народной памяти с первой богатырской поездкой Ильи Муромца.


В кругу славянских простонародных сказаний далеко не последнее место принадлежит Коньку-Горбунку, обладающему силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Появляется этот конек внезапно, отзываясь на клич:«Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»
Влезает Иван-дурак ему в одно ухо мужиком-вахлаком, вылезает из другого удалым добрым молодцем. Чудеса творит - всему миру на диво! - хозяин такого Конька-Горбунка добывает все, что ему ни вздумается: и Жар-птицу, и раскрасавицу Царь-девицу, - и конь ему в том верный помощник и спаситель. Поэтическое народное слово именует коня «крыльями человека».


Ну а крестьянство тоже умеет его оценить по заслугам: «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник!» - говорится про него. Великое множество присловий, поговорок и всевозможных прибауток о коне бытует в народе.
Он является воплощением здоровой удали: «Ходит конь конем!» - говорят о человеке бодром, статном. Вера и надежда на него безгранична: «Счастье на коне, бессчастье под конем», «Конь не выдаст - и смерть не возьмет!».


Множество всяких примет, связанных с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржет конь - к добру, топает - к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный - дом близко, фыркает в пути - к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора - лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой - быть беде неминучей.


Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болеющего лихорадкой человека - всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти!



МУДРЫЕ КОНИ И ЗАМОРЫШЕК

Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошел мужик в лес, видит - в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор да веревка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице веревку на шею и начал тянуть что было сил - лошадка и вылезла на твердую землю. Хотел мужик ее к себе отвести, да она головой мотнула, веревку сбросила и говорит человеческим голосом:

- Что спас меня, спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему.

- Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего, - печально ответил мужик.

- Сделай, что я скажу, - потом увидишь, что после будет, - ответила кобылица и присоветовала, как поступить.


Воротясь домой, мужик обошел все дворы, собрал с каждого по яйцу (всего сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели, и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один не удался - хил да слаб. Стали счастливые родители детям имена давать - всем дали, а последнему не досталось.

- Ну, - говорят, - зовись же ты Заморышек.

Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то раз сено косить. Поработали и спать легли, а наутро глядят - ни одного стога нету, только клочья по земле валяются.

Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный сон. Тогда Заморышек пошел к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку толщиной да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошел вора стеречь.

Вот полночь настала - загудела земля, закачались звезды в небесах, всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на нее цепь и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить. Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит:


- Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе. Подбежала к морю, гаркнула-свистнула - и явился на берег сорок один жеребец - конь коня лучше. А кобылица обратно в море ушла.

Наутро привел Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям:

- Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать.

Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету ездили, но нигде столько невест не могли найти, чтобы сразу одну свадьбу сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге. А та обрадовалась:

- Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках засиделись.

Глянули братья - да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь Заморышка говорит ему человеческим голосом:

- Смотри, хозяин, как ляжете с женами спать, наденьте на них свою одежду, а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой. Да сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадем!


Заморышек все братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули молодые, один Заморышек не спит, в оба глаза глядит. В самую полночь Баба-Яга кричит зычным голосом:

- Слуги мои верные! Рубите незваным гостям головы!

Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев разбудил, вылезли они в окошко, вскочили верхами - и понеслись прочь отсюда.

А Баба-Яга глянула утром - и увидала своих дочерей мертвыми. Схватила она свое помело, забралась в ступу - и полетела по небу, клацая зубами: кого поймает - всех до смерти заест!

И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последним скакал, топнул копытом - сделалось позади него море такое большое, что глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала - да и назад вернулась. А добрые молодцы на своих волшебных конях воротились домой, к отцу с матерью.


«Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
He серебряны подковы,
Не злачены стремена?»
Отвечает конь печальный:
«Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенье стрел;

Оттого я ржу, что в поле
УЖ не долго мне гулять,
Проживать в красе и холе,
Светлой сбруей щеголять;
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмет
И серебряны подковы
С легких ног моих сдерет;
Оттого мой дух и ноет,
Что наместо чепрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока».

Конь - Зверь Дажьбогов



Ольга Нагорная

Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.


Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.


На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного ведического святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной


Пословицы и приметы:

- Конь споткнулась на пороге – к беде
- Конь воина нюхает – к гибели
- Больной бредит о конях – скоро умрет
- Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке
- Не в коня корм
- Царство без грозы, как конь без узды
- Счастье на коне, безсчастье под конем
- Свинья коню рылом и по хвост не вышла
- Дареному коню в зубы не смотрят
- Кто в кони пошел – тому и воду везти



Paul van Ginkel



Paul van Ginkel



Paul van Ginkel



Paul van Ginkel

Как человеку занимающемуся отношениями Руси и степи мне сразу стало не хорошо,

всякий кто "воевал в степи" будет говорить не оружии, не о доспехах.

Разговор пойдет о лошади.

Без хорошего коня человек в степи бесполезен, как хорошо был он не был защищен или вооружен считайте его обреченным.

У тувинцев есть замечательная пословица:

"Человек это сорная трава, она везде прорастет, а о коне заботится надо".

Переводя на современный язык, когда кочевник отправлялся в степь он забывал о себе и прочих глупостях, он думал только о коне и его потребностях.

Будет хорош конь, и с тобой ничего не случится. Он спасет, согреет, унесет от опасности, позволит внезапно напасть, даже при смерти, но привезёт домой или в безопасное место. Он чует опасность, находит воду, с ним надо посоветоваться о месте ночлега, направлении пути и прочих потребностях

Одним словом лошадь абсолютный властитель тюркской степи. Величие человека - определяется умением с этим конем договорится!

И так, что же изобразил художник Васнецов на картине "Три богатыря"?

Оговоримся отдельно, великий русский художник искал художественный образ, а не следовал исторической действительности. Так что наши "замечания" не более чем рассуждения.

В интернете глупо пишут что коней трех богатырей зовут Сивка-Бурка-Каурка. То есть Добрыня ездил на Сивке. Тут конечно можно посмеяться, но лучше заплакать. Настоящие имена вы скоро узнаете).

Часть 1-я. Конь Добрыни Никитича.

К сожалению на картине ничего выдающегося мы не видим. Художник снабдил бедное животное сбруей 19 века, украсил языческими лунницами (так делали многие варварские народы, начиная от скифов и заканчивая варварами времен позднего рима), заплел гриву в косы.

Собрание заблуждений Васнецова.

Христианин Добрыня никак не мог использовать для украшения своего коня языческие лунницы (символ богини луны). Он же не скиф! Не зачем ему было в рот своего коня засовывать железный штуки поскольку конь с ним общался на чисто русском языке (подробности ниже). Ну и наконец заплетать косы лошадям это скорее занятие для цыган). Одним словом недовольное выражение коня на картине явно свидетельствует о том что художник перестарался.

Лунницы на скифском коне - современная реконструкция

И так что мы знаем о коне Добрыни Никитича:

1. Имя - Бурушка, он же Бурушка-косматушка.

2. Стоимость - не продается не за какие деньги.

(Говорит Добрыня таково слово: «Не продам я бурушка ни за каки деньги.)

3. Скорость - фантастическая .

(летитъ бурушка скокъ , версту мѣрную дѣлаетъ, рѣки, озера перескакиваетъ, темные лѣса промежъ ногъ пущаетъ».)

4. Особые способности - владеет разговорным русским языком.

(способен вести прослушку недоброжелателей и сообщать хозяину).

5. Степерь неуязвимости: информацией о травмах бурушки русские летописи не располагают. Известно, что свободно топтал особо ядовитых змеенышей.

6. Психологические и моральные качества: Беззаветно предан хозяину, в особо опасных ситуациях может проявить слабину, но под воздействием плётки успокаивается.

7. Методы управления: " плетка семи шелков" - сплетена матерью Добрыни Никитича.

" Бурушка скакать не может, на колени падает. Вспомнил тут Добрыня наказ матери, выхватил плётку семи шелков, стал Бурушку меж ушами бить, приговаривать: – Скачи, Бурушка , подскакивай, прочь от ног змеёнышей отряхивай. От плётки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать, стал прочь от ног змеёнышей отряхивать"

цитата№2

"згорячился Добрынюшка Никитич , Он берет да плеточку шелковую, Он бьет бурка промежу ноги, Промежу ноги между задния. Что стал его бурушка поскакивать С горы на гору, с холма на холмы, . "

Как раз плетки то на картине Васнецова и нет! Как впрочем и цвет бурого коня изображен не верно)

В следующих частях о лошадях Ильи Муромца и Алеши Поповича.

Образ коня-1

На протяжении тысячелетий в копилку народной мудрости собирались самые значимые символы, знаки и образы, чтобы отразиться в мифах, легендах, сказках, да и во всем традиционном укладе. Все это складывалось в особое, уникальное миропонимание, которое сегодня отличает все славяно-арийские народы.

Образ коня-2

Образ коня в славянской культуре занимает особое место. Прежде всего, стоить отметить, что в славянском «Сварожем Круге» священным животным одного из чертогов является Конь – Бог покровитель Купала, и означал он объединение стихий огня и воды, земли и воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое. Так, наши Предки связывали его с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Этот символ по праву считается одним из самых древних, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи, что можно наблюдать на детских люльках, резных ковшах, кровли домов. Без них сложно представить себе внутреннее убранство традиционной избы. До сих пор в русских деревнях можно встретить охраняющих очаг «коничков». Так называли подпирающие печной шесток резные доски с навершием в виде конской головы. Подобные изображения мы найдем на прялках, гребнях, женских украшениях (серьги, «коньковые» подвески).

Образ коня-3
Образ коня-4

Кони в традиции славян – спутники Богов, их упоминают в самых древних заговорах, им посвящено несметное количество загадок, пословиц и поговорок.

Удивительным образом до наших дней сохранились самые архаические заговоры:

«На море на Кияне, на острове Буяне, на бел-горюч камне Алатыре, на храбром коне сидит Перун-Громовержец, побеждает змея лютого, что летал в неверное царство… убил змея лютого, огненного, избавил девицу царскую и всех людей…».

Кони в традиции славян – непременные участники сказок, былин, легенд, они - покорители пространства и времени, способные совершать путешествия не только по небесам «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Этот сказочный персонаж – олицетворение мудрости, добра и природных сил, он не столько верный слуга, сколько надежный друг и добрый советчик, как знаменитый Сивко-Бурко или конь Ильи Муромца, который обладал силой и мощью как сам богатырь. А сказочные золотые скакуны находят живую и мертвую воду, выносят из самых немыслимых опасностей, включая возвращение с того света, а иногда и затаптывают врага копытами.

Не лишним будет напомнить, что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.

Образ коня-5
Образ коня-6

Несмотря на то, что образ коня в славянской культуре неразрывно связан с солярным культом, по сути, в нем олицетворяется сама Природа во всех своих проявлениях. В самом деле, этот образ мы находим в обозначении всех стихий. Огненная стихия – мифический Конь-Огонь, водная – буйные волны зачастую сравнивали с конскими гривами, вспомним также коней – возделывателей земли, небесных скакунов. С ними сравнивают ветер, облака, грозовые тучи, молнию. Причем, этот образ настолько древний, что одинаково свободно вхож как на небеса, так и в подземный мир. Его используют и в образном обозначении звезд, созвездий, смены времен года и суток. И тут уже выступает символический всадник. Белый всадник – это Белый День, Красный - Солнце, Черный – Ночь.

В древних мифах и легендах красавица Утренняя Заря (Денница) ведет под уздцы сияющих белоснежных скакунов, днем они становятся красно-рыжими, к вечеру сивыми, к ночи – вороными.

Считалось, что утренняя роса, наделенная магическим свойствами, исчезает с восходом Солнца, потому что ее выпивают небесные кобылицы, которых часто сравнивали с быстрокрылыми птицами. Нельзя не упомянуть и Единорога, который в древнеславянских преданиях носит имя Индрика-Зверя. обитающего на священном Алатыре.

Кони в традиции Славян участвовали во многих обрядах и инициациях. Не освоив в совершенстве искусство наездника, нельзя было претендовать на звание мужчины. Ведь мальчиков с малого возраста обучали верховой езде и ратному делу. Усмирить дикого скакуна – это значит обуздать природные силы, во все времена это считалось у наших Предков одним из проявлений воинской доблести. Образ коня в славянской культуре всегда был показателем высокого статуса своего владельца. Красавцы скакуны - особый предмет гордости всех ратных людей.

Образ коня-7

Отдельный культурный пласт – обереги, изображающие конские головы или фигуры, особенно часто мы их встречаем в вышивке, где красные или рыжие солнечные скакуны находятся по обе стороны то от Богини Макошь, то от Рожаницы, то от Мирового Древа.

Образ коня-8
Образ коня-9

Конек на кровле традиционной избы символизировал Солнце, он охранял сам дом, и его хозяев от темных сил.

Образ коня-10

Обережной силой обладали также конская упряжь и подковы. До сих пор мы вешаем над дверью подковы «на счастье». Конскую упряжь и даже хлысты в древности считали действенным средством от змей.

Образ коня-11

Этот исконно славянский образ не утратил своего значения и сегодня. Древние традиции вызывают все больший интерес, сохранившиеся до наших дней, а знаки и символы все уверенней входят в нашу повседневную жизнь. Даже современное казачество сложно представить без конной джигитовки, что уж говорить о прежних временах, когда боевой товарищ выносил казака из огня, с поля боя, неоднократно спасая ему жизнь. Этот верный спутник человека был свидетелем множества значимых событий, которые живут в наших преданиях и песнях и по сей день.


Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня ‘отдавали полцарства’ (иногда в буквальном смысле этого слова)

Легендарный конь Александра — Македонского — Буцефал — был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, ‘живых коней заменила стальная конница’. Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет — закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.

Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в ‘Повести о горе нашего времени’: ‘ :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума’. Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде ‘Опыты’ утверждает: ‘Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом’.

КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.


В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде всего — смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой — добрым.

Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.

Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это — ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.


Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, — стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.

Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.

Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).

Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.

На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый — знак потустороннего мира).


Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.

Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.

Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека — его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) — бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.
Пегас — источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.

Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день — у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.


В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище — год, времена года — другие части тела, суставы — месяцы и полумесяцы, ноги — день и ночь.

С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».

Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.

Боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху; встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком.

Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.


Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»

Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит — земля дрожит!»

Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.

Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.

Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.
Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.

Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.

Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения. .

В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.


Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:

Конь споткнулась на пороге – к беде

Конь воина нюхает – к гибели

Больной бредит о конях – скоро умрет

Ржание коня к добру, но при расставании – к долгой разлуке

«Невеста родится, жених на коня садится». [9].

В каждом крестьянском доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В прежние времена, когда малышу исполнялось три годика, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Потом живого коня заменил деревянный – на колесиках, на палочке, на качалке. Это была игрушка для будущего всадника, воина, хозяина. И не важно в какой семье растет мальчик, в крестьянской или царской – игрушечный конь обязателен. [4].

Русские мальчики играли разными конями. Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:

«Ой, дак в народе - те праздник - от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост - от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было». [6].

Образ коня встречается и в загадках.

Конь саврас по колено увяз. (Воротной столб). [9].

В мае месяце, по осьмой тысяче, родился конь крылатый не боится царя в палате. (Комар). [9].

На избном коньке пестра подушка лежит. (Звёзды). [9].

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой). [9].

За ельником, за березнячком кобылка ржёт, жеребёнка ждёт. (Мельница). [9].

Лысый конь глядит в ворота. (Месяц). [9]

Образ используется для характеристики предметов.

Фразеологизмы и поговорки.

В современном русском языке существует много слов и выражений, связанных с лошадью или конём.

Быть на коне - быть в выгодном положении. [2].

Выезжать на белом коне – появиться в роли триумфатора, быть в роли победителя связано с символикой белого цвета. [2].

Гнать лошадей - торопиться, спешить, делать что-либо слишком быстро, второпях. [2].

Лошадиная сила – мера измерения мощности двигателя. [2].

Работать как лошадь – выполнять большую и, возможно, тяжёлую работу не приносящую радость и вызывающую усталость. [2].

Рабочая лошадка – человек, много работающий и не требующий, как правило. Особого вознаграждения за свой труд. [2].

Быть на коне и под конём – многое испытать, приобрести опыт в жизни. [5].

Кони не кормлены, плуги не справлены – ничего не сделано, не готово, не упорядочено. [5].

Не гони коней – призыв успокоиться. [5].

Конём не наедешь – Об очень богатом человеке или о заносчивом, высокомерном человеке. [5].

Ни коня, ни возу – о бедном, неимущем человеке. [5].

Образ коня используется в разных жизненных ситуациях – тяжёлой работе, победе, удаче, при характеристике отрицательных и положительных качеств человека, таких как - трудолюбие, успешность или заносчивость, высокомерие.

В ходе работы я подтвердила гипотезу, что конь является одним из важнейших образов русской культуры: кони сопровождают языческих богов, христианских святых, былинных и сказочных героев. Образ широко представлен в народном прикладном искусстве, поскольку лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

Значение многих символов и обрядов затерялось во времени, отошло в прошлое, но образ коня всегда олицетворял силу, добро, благородство, а также преданность и верность.

Сегодня лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, и их число непрерывно растёт.

Список использованной литературы.

Алмазов Б.А. Удивительные кони. // СПб-М: Речь, 2016. 176 с.

Бытотова Л. И. Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). // СПб.: Реноме, 2013. с. 40-44. URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4413/ (дата обращения: 13.12.2018).

Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок. // М.: Детская литература, 1977.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. // Белый город, 2016. 48 с.

Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. // М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 784 с.

Образ коня в русских ремеслах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http :// ru . russianarts . online /86868- obraz - konya - v - russkix - remyoslax /свободный. - (дата обращения 02.02.2018).

Русские богатыри. Былины, героические сказки/ пересказ для детей И.В. Карнауховой// М.: Детская литература, 2017. 239 с.

Русские былины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http :// www . byliny . ru свободный. - (дата обращения 02.02.2018)

Русский фольклор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https :// rus . ruolden . ru / свободный. - (дата обращения 26.01.2019).

Тамарина Г. Русские народные сказки. Сборник. // Т.: Укитувчи, 1986. 398 с.

Читайте также: