Как научить лошадь пируэтам

Опубликовано: 23.04.2024

Полупируэт – это поворот на 180 градусов, выполняемый в два следа, радиусом, равным длине лошади. Передние ноги лошади движутся вокруг ее задних ног. Это упражнение может исполняться на шагу, галопе и пассаже.

Правила выездки

Полупируэт на шагу – это базовое упражнение. Оно полезно не только выезковой, но и любой другой верховой лошади. Давайте обратимся к правилам по выездке. Что они говорит о полупируэте:

пируэт на шагу

— На пируэте (полупируэте) передние ноги и наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги. Она является осью движения и должна после каждого темпа опускаться в свой след или слегка впереди него;

— На каком бы аллюре ни выполнялся пируэт (полупируэт), лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота. Она должна оставаться “в поводу”, с сохранением легкого контакта. Она должна выполнять поворот плавно, поддерживая постоянную каденцию и соответствующую аллюру последовательность опускания ног на землю. В течение всего движения затылок остается высшей точкой;

— Качество исполнения пируэтов (полупируэтов) оценивается по гибкости, легкости, каденции и равномерности. Также их оценивают по четкости и плавности переходов;

— Полупируэты на шагу (180 градусов) выполняются на собранном шагу с сохранением сбора в течение всего упражнения. После завершения полупируэта лошадь возвращается на исходную линию движения. Задние ноги при исполнении пируэта не перекрещиваются.

Это теория, ну а что же с практикой?

— Двигайтесь собранным шагом;

пируэт на шагу
photo by: MC Guire

— Начните полупируэт с полуодержки, как и любой другой элемент;

— Несколько перенесите вес своего тела на внутреннюю седалищную кость;

— Активируйте внутреннюю заднюю ногу лошади внутренним шенкелем у подпруги;

— Наружный шенкель лежит чуть за подпругой, предостерегая заднюю часть лошади от «выпадения» наружу. Он побуждает лошадь двигаться вбок;

— Сделайте внутреннее постановление, сохраняя стабильный и легкий контакт с поводом.

— После полупируэта с помощью высылающего действия поясницы и шенкеля выдвиньте лошадь вперед. Без остановки.

Работа шенкелей

По поводу использование шенкелей существует два подхода. Первый описан выше. Он предполагает попеременное использование шенкелей. Второй предполагает высылающее воздействие только наружного шенкеля. Внутренний шенкель используется лишь как ось. Однако, несмотря на то, что второй способ легче для всадника и не требует высокой координации движений, есть вероятность простаивания внутренний задней ноги лошади и потери ритма. Первый способ более популярен среди всадников по выездке. Он и приведен как желательный в знаменитой книге Харри Больдт «Лошадь в выездке».

Сохраняйте импульс

Правила гласят, что «при выполнении пируэта (полупируэта) лошадь должна постоянно сохранять импульс и ни в коем случае, ни в малейшей степени, не двигаться назад или не отклоняться вбок».

пирует на шагу

Чтобы не потерять импульс, необходимо не только вовремя срабатывать шенкелем, но и системно подходить к тренингу. Учить полупируэтам лошадь необходимо начиная с одного шага. Затем добавляя еще один и так далее, постепенно сужая радиус круга. Главное, сохранить импульс и равномерность движения. При обучении молодой лошади многие тренеры предлагаю использовать езду по квадрату. Каждый его угол — это часть полупируэта в 90 градусов. Внутренняя задняя ног должна переступать в соответствии с фазой шага. Если она не отрывается от земли, а вкручивается винтообразно в грунт, то такой полупируэт не имеет никакой гимнастической ценности. Он не получит высокого бала от судей.

Важность посадки всадника

Плечи всадника должны быть параллельны плечам лошади, развернуты и расслаблены. Не заваливайтесь вбок. Не «ломайтесь» в пояснице и не смотрите вниз. Все это заставляет лошадь торопиться, ведь ей становится труднее сохранять равновесие. В результате элемент смазывается, ритм и четкость шагов теряются.

Также важно не допустить движения назад. Эта проблема возникает от того, что всадник тянет повод назад, не давая лошади двигаться вперед. Если еще и его поясница при этом зажата, с 90% вероятностью лошадь сделает шаг назад, пытаясь избежать дискомфорта.

Автор: Марина Красильщикова

Пируэт — это гимнастическое упражнение, на котором задние ноги лошади идут по маленькому кругу, а плечи описывают круг большего диаметра. На пируэте лошадь равномерно сгибается в позвоночнике от затылка до хвоста в сторону движения. Задние ноги очерчивают меньшую по диаметру окружность, чем передние ноги. За счет этого они принимают больше веса, сгибаются.

Пируэт

Пируэт также называют поворот на заду (англ. turn around the hindquarter).

В начале работы упражнение выполняют по довольно большому кругу и оно носит название рабочего пируэта (англ. working-pirouette).

Пируэт выполняют на шагу, рыси (пиаффе) и галопе. Различают 1/8, 1/4, 1/2 и полный пируэты.

Диаметр круга никогда не должен быть слишком маленьким и соответствовать текущей способности лошади собираться.


Пируэт — это траверс на кругу, диаметр которого уменьшается по мере увеличения способности лошади сгибать тело и конечности.

Пируэт делает лошадь маневренной. При правильном выполнении пируэт оказывает значительный собирающий эффект на лошадь.

История

История пируэта
Мастерство выполнения поворотов было отточено и описано мастерами старой школы в деталях, ибо контактный бой всадников в те времена предполагал движение почти исключительно поворотами и боковыми движениями.

В таких боях успех зависел во многом от того, как хорошо и как долго лошадь могла выполнять такие мощные маневры, оставаясь под четким контролем всадника.

Обучение лошади упражнению

Сначала пируэт учат в руках, потом под верхом, сначала на шагу, потом на рыси и, в конечном итоге, на галопе.

Прийти к выполнению пируэта можно следующими способами:

Уменьшение диаметра круга на траверсе

Обучение пируэту

Траверс на кругу

Встаньте на круг, попросите лошадь сделать траверс. Постепенно начните сужать круг. Как только вы заметите, что лошадь потеряла сгибание, начала замедляться, ускоряться или сопротивляться — это говорит о том, что ее физические возможности на данный момент достигли своего предела.

Каре на траверсе в комбинации с 1/4 пируэтами

Обучение пируэту

Каре — это «квадратный круг» или «круглый квадрат». Эта фигура представляет собой прямоугольник с округлыми углами. Вы выполняете траверс по сторонам прямоугольника, а в углах выполняете поворот на 90° (1/4 пируэт).

Всего вы выполните 4 таких 1/4 пируэта, что составляет целый пируэт, разбитый на 4 фазы.

Поворот на шагу

Это упражнение представляет поворот на 180° на заду, выполненный вдоль стенки манежа. Также его называют полупируэт на шагу.

Важно сохранять сгибание вбок и контролировать количество шагов, сделанных лошадью.

Принимание с полупируэтом

Пируэт

Начните выполнять принимание и в центре манежа заведите лошадь на небольшой круг, сделайте поворот на 180° и вернитесь приниманием откуда начали.

Полный пируэт

Когда лошадь научится легко и правильно выполнять 1/4 и 1/2 пируэта можно приступать к выполнению полного пируэта.

Не требуйте от лошади больше, чем она может выполнить на данном этапе тренинга. По мере работы над всеми гимнастическими упражнениями системы EquiFit, сила и гибкость лошади увеличится. Сделайте лишь несколько шагов по кругу меньшего диаметра, наградите лошадь и снова расширьте круг.

Сегодня мы рассмотрим один из самых эффектных, но и, пожалуй, один из самых сложных элементов выездки – пируэт на галопе. Выполнение этого элемента требует от всадника и лошади хорошей координации и четкого взаимодействия, ведь на пируэте передние ноги и наружняя задняя нога лошади движутся вокруг внутренней задней ноги, которая после каждого темпа должна опускаться в свой след или немного впереди него.


Одним из важных моментов во время выполнения пируэта является сохранение правильного (трехтактного) галопа, равновесия и осанки, легкого сгибания при выполнении поворота, а также контакта лошади с всадником. Галоп должен быть активным, энергичным и очень собранным – почти на месте. Лошадь показывает всю свою энергию и подчинение в этом упражнении.
Пируэт – это поворот на 360 градусов, полупируэт – на 180 градусов, который лошадь выполняет плавно, отбивая темпы галопа. Задние ноги лошади, поворачиваясь кругом, должны отбивать темпы почти на месте или по маленькой окружности, а передняя часть корпуса описывает окружность. Задние ноги не должны пропустить ни одного темпа движения. Очень внимательно посмотрите на работу задних ног лошади на пируэте: если все правильно, вы увидите их четкую попеременную работу, если лошадь «села» на задние ноги и прыгает, как зайчик, – это первый признак потери равновесия. А ведь если бы это был галоп по прямой, вы бы согласились, что он некачественный. Если вдруг лошадь поменяла заднюю ногу во время исполнения пируэта – это тоже большая ошибка, и судьи положительную оценку не поставят. Усилить впечатление от пируэта можно четким входом в пируэт и выходом из него по прямой линии, без бочения, спокойно, плавно сокращая и выдвигая лошадь. Движение вперед, начало пируэта, пируэт, окончание пируэта и продолжение движения выполняются в одном ритме.

Тяжело в учении

Какие упражнения следует использовать для того, чтобы научить лошадь и всадника выполнять пируэт?
С самого начала надо освоить полупируэт на шагу. Чтобы выполнить это урпажнение, надо на собранном шагу сделать постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит наружнюю ногу, принять на повод, прекратив двиджение вперед, затем, слегка подав руки и туловище в сторону поворота, всадник вынуждает ее поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону поворота и начать полупируэт.
В дальнейшем, удерживая задние ноги наружным шенкелем от движения по вольту за передними ногами, всадник вынуждает лошадь до окончания полупируэта подавать передние ноги в сторону. Затем всадник выравнивает поводья и туловище, шенкелями посылает лошадь вперед, продолжая движение шагом в прежнем направлении и темпе. Задние ноги должны отбивать темп шага во время полупируэта. пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой. Пируэт на шагу – сравнительно простое упражнение, а на галопе – очень трудное, требующее тщательной работы с лошадью.

«Резинка»

Начать надо с отработки сокращенного галопа по прямой, делать так называемую «резинку» – сокращение и выдвижение лошади по прямой. Причем очень важно научить лошадь галопировать почти на месте, используя основной принцип обучения лошади – постепенность. Буквально по одному темпу, пока лошадь не поймет смысл этого упражнения и не начнет очень охотно галопировать с сохранением активности зада. Начинать работу над пируэтом можно только после того, как лошадь научится легко выполнять принимание на галопе и ее сокращенный галоп будет доведен почти до галопа на месте.

Спирали, принимания, квадраты

Следующие упражнения, которые применяют для обучения лошади пируэтам, – это спирали, принимания по вольту, квадраты. Чтобы отработать эти упражнения, надо начинать с приниманий по вольту, причем вольт следует постепенно сокращать, доводя его до полупируэтов. Еще одно важное замечание: при обучении лошади выполнению пируэтов необходимо учитывать ее индивидуальные особенности и подбирать только те упражнения, которые ей подходят. Например, если лошадь стремится самостоятельно завершить доворот на пируэте – используют довороты по квадрату по 2 темпа с выпрямлением и высыланием ее вперед. Если лошадь неохотно делает вращение, используют спирали – постепенное уменьшение вольтов с приниманиями. После того как лошадь научится делать полупируэт, можно приступать к выполнению пируэта, делая принимания на вольту и постепенно сокращая вольт. Больше одного круга на пируэте делать не рекомендуется, так как это трудное упражнение и частое его повторение может оказаться не под силу лошади, и она начнет делать ошибки. Более правильным будет выполнение пируэта большего размера в начале обучения или разминки для уже опытной лошади.
В начале пируэта лошадь начинает двигаться не вперед, а в сторону. Начинать галоп следует обязательно с той ноги, в сторону которой выполняется пируэт. Передние ноги лошади должны сделать приблизительно шесть-восемь темпов в требуемую сторону с одинаковой силой толчка. Только в этом случае сохранится темп спокойного галопа. Нельзя допускать, чтобы задние ноги поворачивались на месте, ввинчиваясь в грунт, – за это снижают оценку выполнения пируэта. Пируэт на галопе – очень эффектное упражнение и требует от всадника точного управления лошадью.

Действия всадника

Туловище всадника на пируэте, как на шагу, так и на галопе, слегка подается в сторону поворота. Наружный шенкель прижимают к боку, и его нельзя ни на мгновенье ослаблять, иначе задние ноги лошади уйдут в сторону. Для оживления их работы используют внутренний шенкель: им регулируют темп движения. Для тех лошадей, которые спешат «завалиться» на пируэте, важна работа внутреннего шенкеля и наружного повода, для плохо делающих вращение – наружный шенкель. Идеально, когда работа шенкелей осуществляется попеременно. Действия всадника на пируэте считаются правильными, когда всадник сопровождает движение лошади корпусом, сидя прямо и разворачивая свои плечи в сторону поворота, а рука мягко и плавно поддерживает контакт со ртом лошади, не мешая ее движению.
Если посмотреть судейский протокол, то можно увидеть, что за оценкой пируэтов и полупируэтов на галопе стоит двойной коэффициент, что характеризует это упражнение как элемент высшей степени сложности. Поэтому научиться хорошо делать пируэты нужно для получения максимально высоких оценок на соревнованиях.

Желаю вам успехов в работе с вашими лошадьми! ЗМ

Пируэт - это поворот через задние ноги на галопе на 360° или на 180° (полупируэт).


Лошадь поставлена и согнута в направлении движения и идет, следовательно, на траверс-галопе. При выполнении пируэта она должна делать 5-6 скачков галопа.

Правильное выполнение и гимнастическая цель

Задние ноги должны описать на пируэте как можно более маленький круг. При этом не должен утрачиваться четкий трехтактный ритм. Движения галопа должны быть высокими и спокойными при отчетливо опущенном крупе. Внутренняя задняя нога принимает на себя больше веса. Во время пируэта галоп не должен ни ускоряться, ни замедляться, а быть таким, как до и после пируэта.

Только та лошадь, которая научилась хорошо сгибать свой задний отдел и обладает достаточной силой, чтобы пружиняще выталкивать нагружающую заднюю внутреннюю массу тела, сумеет выполнить правильный пируэт. В то же время сам этот элемент является прекрасным средством для развития гибкости и силы заднего отдела лошади.

Ни в коем случае не следует упражняться в пируэтах часто, поскольку этот элемент - при правильном его выполнении - означает для лошади большое напряжение сил и подвергает большой нагрузке суставы, связки и мускулы задних ног. В разумных дозах пируэты укрепляют задний отдел лошади, а при слишком частом и многократном исполнении выводят ее из строя.

Пируэт подготавливается многократными полуодержками, чтобы лошадь хорошо поняла, что от нее требуется, была сильно собрана и побуждалась к энергичному отталкиванию задними ногами. Лошадь должна при этом двигаться не в положении траверса, а скорее в легкой позиции плечом внутрь. Если лошадь не подготовлена к пируэту полуодержками, то средства воздействия всадника окажутся слишком резкими, так что лошадь потеряет равновесие и смажет пируэт в 3-4 темпа.

С новой полуодержки и постановления лошади в направлении движения начинается пируэт. Лежащий за подпругой наружный шенкель заботится о боковом движении, сгибает лошадь вокруг внутреннего шенкеля и препятствует выпадению (отставлению) наружной задней ноги.

Внутренний шенкель лежит на подпруге, препятствует перегибанию лошади через внутреннее плечо и обеспечивает мощное подведение и отталкивание внутренней задней ноги.

Внутренний повод обеспечивает постановление лошади, а наружный ограничивает степень сгибания. Полуодержки регулируют ритм и заставляют задние ноги ограничивать движения предельно малым пространством. При этом рука всадника должна оставаться легкой, поскольку в противном случае задние ноги не смогут быть достаточно активными. Всадник должен своей посадкой помогать движению лошади, чтобы облегчить ей работу задних ног.

Для окончания пируэта наружный повод и внутренний шенкель прерывают боковое движение, чтобы опять направить лошадь по прямой линии.

Насколько сильными должны быть наружные и внутренние средства управления и в какой последовательности следует их включать для поддержания и регулирования галопа и пируэта, нельзя сказать однозначно. Они различны для каждой лошади и могут быть различными даже для одной лошади при выполнении пируэта налево и направо. Например, когда я делал пируэт с Лидо, я должен был сдерживать его левым шенкелем и правым поводом, потому что на левом пируэте он спешил. При выполнении пируэта направо лошадь обнаруживала тенденцию затормаживаться, так что мне приходилось сильнее воздействовать левым шенкелем. Таким образом, практически получалось, что я ехал оба пируэта с помощью одного и того же шенкеля. Примерно то же самое было с Ультимо. Когда я еду на Войцеке, я на обоих пируэтах действую наружными и внутренними средствами воздействия попеременно.

Средства управления при пируэте на галопе

1. Взять лошадь на себя с помощью нескольких полуодержек.

2. Наружный шенкель должен преобладать на пируэте для тех лошадей, которые неохотно делают вращения

1. Взять лошадь на себя с помощью нескольких полуодержек.

2. Внутренний шенкель преобладает для тех лошадей, которые начинают спешить и вращаются слишком быстро.

1. Взять лошадь на себя с помощью нескольких полуодержек.

2. Попеременное применение средств воздействия (идеальный вариант). Наружный шенкель поддерживает боковое движение. Внутренний шенкель обеспечивает подведение и отталкивание внутренней задней ноги.

Различные способы отработки пируэтов

Приступать к пируэтам можно только тогда, когда лошадь научилась двигаться на очень собранном галопе. Должна она уже быть знакома и с приниманием на галопе. Независимо от того, какой метод вы изберете для отработки пируэта, всегда нужно исходить из двух положений: Круг, который лошадь описывает на пируэте, сначала должен быть относительно большим и уменьшаться лишь постепенно. Потому что гораздо важнее сохранить правильный ный ритм и швунг, чем сразу требовать выполнения поворота на минимальном пространстве.

Поначалу от лошади можно требовать лишь незначительного сгибания и нужно хорошо поддерживать ее наружным поводом, поскольку лошади намного легче выполнить элемент, сохраняя равновесие.

Обычно я работаю над пируэтом таким образом: постепенно уменьшаю круг, двигаясь на боковом галопе. Если лошадь успешно выполняет мои требования, я сокращаю круг до пируэта. Если лошади становится трудно нести или она теряет четкий трехтактный ритм, я опять увеличиваю круг.

Иногда я начинаю полупируэт из собранного галопа по длинной стенке. Такой прием имеет то преимущество, что лошадь можно легко собрать на длинной стенке, но при этом большинству лошадей бывает очень трудно не отставлять заднюю ногу.

Можно также ехать вдоль длинной стенки боковым галопом, а в углу перейти к пируэту. Но тут возникает опасность, что лошадь легко привыкнет всегда делать пируэт в углу вместо вольта. Поэтому от этого метода стоит воздержаться, если лошадь выступает по программе легкого класса.

Пируэт на месте в шесть темпов. Внутренняя задняя нога принимает на себя большой вес. При очевидно опущенном крупе скачки лошади остаются спокойными и высокими. лошадь поставлена и согнута в сторону движения.

Уменьшение круга на траверс-галопе: целесообразный метод постепенного достижения пируэта на галопе.

Ошибки и способы их исправления

Более молодые лошади на пируэте легко теряют швунг. Задние ноги «прикладываются» к земле. Иногда лошади начинают задними ногами переходить на рысь либо отскакивают назад. Для исправления этих недостатков внутренний шенкель должен побуждать внутреннюю заднюю ногу к усиленному отталкиванию. Средство воздействия состоит в попеременном высылании внутренним и наружным шенкелями. Если это не помогает, то нужно несколько увеличить круг. Но причина потери швунга может заключаться и в неправильном воздействии всадника, если он своей посадкой не совпадает с движениями либо слишком наклоняет корпус вперед, лишаясь возможности высылать седалищем.

Вторая основная ошибка при выполнении пируэта - это заваливание лошади в сторону движения. Поэтому должны противодействовать наружный повод и внутренний шенкель. Иногда можно уменьшить степень сгибания и таким образом облегчить лошади восстановление равновесия. С теми лошадьми, которые валятся набок по той причине, что еще не умеют принимать основную массу - свою и всадника - на внутреннюю заднюю ногу, тоже следует увеличить круг при обработке пируэта.

Некоторые лошади на пируэте слишком сильно садятся на задние ноги, подвигают их почти вплотную к передним и скачут задними ногами одновременно, как зайцы. При этом они слишком высоко приподнимают передний отдел и идут через повод. Для исправления этой ошибки нужно заново правильно поставить лошадь, опустив ее в нормальное положение, и выполнять боковое движение, а не запрокидывать лошадь через спину.

Если же хорошо подготовленная гимнастически лошадь делает слишком большой пируэт -почти вольт, то это всего лишь означает, что всадник, приступая к пируэту, недостаточно принял лошадь, не подготовил и не собрал ее.

Еще один способ тренировки пируэта: выполнение полупируэта в первом углу короткой стенки после траверс-галопа вдоль длинной стенки манежа.

Менка ног на галопе вплоть до двух темпов

Предпосылкой для тренировки менки ног на галопе в три темпа или два является чисто и уверенно выполняемая одноразовая менка ног. При менке ног лошади должны сохранять прямой постав, швунг, уверенный контакт со средствами воздействия всадника и должны уметь выполнять менку ноги в любом месте манежа по желанию всадника. Если же при менке ноги лошадь наваливается на руку, начинает спешить или, наоборот, запинается, то всаднику нужно сначала отрегулировать галоп и привести лошадь в хорошее равновесие.

При выполнении этого элемента особенно важна спокойная посадка всадника, которая, собственно говоря, как раз и позволяет лошади сохранять равновесие. Верхняя часть корпуса всадника остается неподвижной и спокойной, лишь новое внутреннее бедро слегка выдвигается вперед. Всадник сохраняет равномерный мягкий контакт со ртом лошади и только слегка облегчает нагрузку седалищной кости с новой внутренней стороны. Не следует подчеркнуто перекладывать шенкеля. Оба шенкеля должны чувствовать бока лошади, в особенности же не следует выдвигать новый внутренний шенкель.

Советы к отработке менки ног на галопе вплоть до двух темпов

Прежде чем начать отрабатывать менку ног с определенным числом темпов, всадник должен на тренировках проделать одноразовую менку, сосредоточившись на своей посадке и обращая особое внимание на то, чтобы лошадь сохраняла прежний контакт со средствами воздействия и поддерживала прежний темп и швунг движения.

После этого можно начать делать менку ног через пять или шесть темпов. Я обычно начинаю делать менку ног вдоль стенки, потому что у стенки легче сохранить лошадь в прямом положении. Зойниг и Вэтьен, напротив, настаивают на том, чтобы всадник отрабатывал менку ног без поддержки стенки манежа. Но мне все-таки кажется, что в этом случае у лошади будет больше соблазна заносить зад или раскачиваться. Впрочем, этому вопросу не стоит придавать слишком большого значения, а лучше самому попробовать, какой способ оказывается более удачным с той или иной лошадью.

Важно, чтобы поначалу, выполняя этот элемент, лошади не были слишком сильно собраны. В противном случае они начинают терять швунг и им трудно сохранить прямое положение корпуса. С другой стороны, галоп не должен быть слишком поспешным и широким, иначе лошадь начнет валиться на руку.

Если лошадь может спокойно делать менку. ног в пять или шесть темпов, требования можно повысить. При менке в четыре, три и два темпа поначалу можно потребовать на тренировке две или три смены ноги, а потом похвалить лошадь, дав ей пошагать.

Насколько быстро можно укорачивать число темпов при менке ног зависит от каждой лошади, вернее от того, сохраняет ли она спокойствие при менке и правильно ли ее выполняет. Конечно, можно идти и по другому пути и непременно требовать менки ног в четыре, три и два темпа, независимо от того, наваливается ли лошадь на руку, спешит или делает какие-нибудь другие ошибки. Но тогда лошадь заучивает менку через определенное количество темпов, так сказать, механически, а в выполнение элемента внедряются такие ошибки, которые потом крайне трудно исправлять.

Лошади, которые спокойно и добросовестно сохраняют контакт со средствами воздействия всадника, могут уже в течение недели подняться до менки в два темпа - если у них нет никаких затруднений с менкой ног в пять или шесть темпов. Тут все зависит от умения всадника управлять лошадью в правильном ритме и после менки ноги сохранять с ней полный контакт. В то же время лошади с трудным темпераментом могут при менке ноги поднести большие и неприятные сюрпризы. Нечто в этом роде мне довелось пережить в работе с тракененской кобылой Иллюзион.

Средства управления при менке ног на галопе в два темпа

1. Средства у правления на галопе с правой ноги.

2. Легкая смена постановления головы и шеи лошади за мгновение до смены ноги.

3. Воздействие средств управления при смене ноги.

4. Средства управления на галопе с левой ноги и легкая смена постановления за мгновение до следующей менки.

5. Воздействие средств управления при смене ноги. Менка ног на галопе в два темпа. Лошадь сохраняет прямой постав корпуса. Энергичность и высота галопа остаются без изменений.

Ошибки и способы их исправления

С нервными лошадьми часто бывает так, что они опережают действия всадника. Только сменив ногу, такие лошади тут же меняют ногу опять, не слушая указаний всадника. Таких лошадей нужно остановить и снова начать галоп, а к многократной менке ног приступать только тогда, когда лошадь полностью преодолеет свое возбуждение. Кроме того, имея дело с такими лошадьми, нужно обращать внимание на то, чтобы средства воздействия были особенно мягкими и тонкими.

Если лошадь при менке ноги склонна задерживаться, галопировать без захвата пространства и с высоким крупом, то при менке ног в три темпа или два темпа эти недостатки начинают особенно сильно выпирать. Поэтому для начала нужно исправить ошибки при одноразовой смене ноги. Тот же самый совет можно дать и в том случае, если лошадь забрасывает в стороны свой задний отдел. К сожалению, это очень распространенная ошибка, которую можно видеть и при менке ног в один темп.

Пируэт - это поворот через задние ноги на галопе на 360° или на 180° (полупируэт).


Лошадь поставлена и согнута в направлении движения и идет, следовательно, на траверс-галопе. При выполнении пируэта она должна делать 5-6 скачков галопа.

Правильное выполнение и гимнастическая цель

Задние ноги должны описать на пируэте как можно более маленький круг. При этом не должен утрачиваться четкий трехтактный ритм. Движения галопа должны быть высокими и спокойными при отчетливо опущенном крупе. Внутренняя задняя нога принимает на себя больше веса. Во время пируэта галоп не должен ни ускоряться, ни замедляться, а быть таким, как до и после пируэта.

Только та лошадь, которая научилась хорошо сгибать свой задний отдел и обладает достаточной силой, чтобы пружиняще выталкивать нагружающую заднюю внутреннюю массу тела, сумеет выполнить правильный пируэт. В то же время сам этот элемент является прекрасным средством для развития гибкости и силы заднего отдела лошади.

Ни в коем случае не следует упражняться в пируэтах часто, поскольку этот элемент - при правильном его выполнении - означает для лошади большое напряжение сил и подвергает большой нагрузке суставы, связки и мускулы задних ног. В разумных дозах пируэты укрепляют задний отдел лошади, а при слишком частом и многократном исполнении выводят ее из строя.

Пируэт подготавливается многократными полуодержками, чтобы лошадь хорошо поняла, что от нее требуется, была сильно собрана и побуждалась к энергичному отталкиванию задними ногами. Лошадь должна при этом двигаться не в положении траверса, а скорее в легкой позиции плечом внутрь. Если лошадь не подготовлена к пируэту полуодержками, то средства воздействия всадника окажутся слишком резкими, так что лошадь потеряет равновесие и смажет пируэт в 3-4 темпа.

С новой полуодержки и постановления лошади в направлении движения начинается пируэт. Лежащий за подпругой наружный шенкель заботится о боковом движении, сгибает лошадь вокруг внутреннего шенкеля и препятствует выпадению (отставлению) наружной задней ноги.

Внутренний шенкель лежит на подпруге, препятствует перегибанию лошади через внутреннее плечо и обеспечивает мощное подведение и отталкивание внутренней задней ноги.

Внутренний повод обеспечивает постановление лошади, а наружный ограничивает степень сгибания. Полуодержки регулируют ритм и заставляют задние ноги ограничивать движения предельно малым пространством. При этом рука всадника должна оставаться легкой, поскольку в противном случае задние ноги не смогут быть достаточно активными. Всадник должен своей посадкой помогать движению лошади, чтобы облегчить ей работу задних ног.

Для окончания пируэта наружный повод и внутренний шенкель прерывают боковое движение, чтобы опять направить лошадь по прямой линии.

Насколько сильными должны быть наружные и внутренние средства управления и в какой последовательности следует их включать для поддержания и регулирования галопа и пируэта, нельзя сказать однозначно. Они различны для каждой лошади и могут быть различными даже для одной лошади при выполнении пируэта налево и направо. Например, когда я делал пируэт с Лидо, я должен был сдерживать его левым шенкелем и правым поводом, потому что на левом пируэте он спешил. При выполнении пируэта направо лошадь обнаруживала тенденцию затормаживаться, так что мне приходилось сильнее воздействовать левым шенкелем. Таким образом, практически получалось, что я ехал оба пируэта с помощью одного и того же шенкеля. Примерно то же самое было с Ультимо. Когда я еду на Войцеке, я на обоих пируэтах действую наружными и внутренними средствами воздействия попеременно.

Средства управления при пируэте на галопе

1. Взять лошадь на себя с помощью нескольких полуодержек.

2. Наружный шенкель должен преобладать на пируэте для тех лошадей, которые неохотно делают вращения

1. Взять лошадь на себя с помощью нескольких полуодержек.

2. Внутренний шенкель преобладает для тех лошадей, которые начинают спешить и вращаются слишком быстро.

1. Взять лошадь на себя с помощью нескольких полуодержек.

2. Попеременное применение средств воздействия (идеальный вариант). Наружный шенкель поддерживает боковое движение. Внутренний шенкель обеспечивает подведение и отталкивание внутренней задней ноги.

Различные способы отработки пируэтов

Приступать к пируэтам можно только тогда, когда лошадь научилась двигаться на очень собранном галопе. Должна она уже быть знакома и с приниманием на галопе. Независимо от того, какой метод вы изберете для отработки пируэта, всегда нужно исходить из двух положений: Круг, который лошадь описывает на пируэте, сначала должен быть относительно большим и уменьшаться лишь постепенно. Потому что гораздо важнее сохранить правильный ный ритм и швунг, чем сразу требовать выполнения поворота на минимальном пространстве.

Поначалу от лошади можно требовать лишь незначительного сгибания и нужно хорошо поддерживать ее наружным поводом, поскольку лошади намного легче выполнить элемент, сохраняя равновесие.

Обычно я работаю над пируэтом таким образом: постепенно уменьшаю круг, двигаясь на боковом галопе. Если лошадь успешно выполняет мои требования, я сокращаю круг до пируэта. Если лошади становится трудно нести или она теряет четкий трехтактный ритм, я опять увеличиваю круг.

Иногда я начинаю полупируэт из собранного галопа по длинной стенке. Такой прием имеет то преимущество, что лошадь можно легко собрать на длинной стенке, но при этом большинству лошадей бывает очень трудно не отставлять заднюю ногу.

Можно также ехать вдоль длинной стенки боковым галопом, а в углу перейти к пируэту. Но тут возникает опасность, что лошадь легко привыкнет всегда делать пируэт в углу вместо вольта. Поэтому от этого метода стоит воздержаться, если лошадь выступает по программе легкого класса.

Пируэт на месте в шесть темпов. Внутренняя задняя нога принимает на себя большой вес. При очевидно опущенном крупе скачки лошади остаются спокойными и высокими. лошадь поставлена и согнута в сторону движения.

Уменьшение круга на траверс-галопе: целесообразный метод постепенного достижения пируэта на галопе.

Ошибки и способы их исправления

Более молодые лошади на пируэте легко теряют швунг. Задние ноги «прикладываются» к земле. Иногда лошади начинают задними ногами переходить на рысь либо отскакивают назад. Для исправления этих недостатков внутренний шенкель должен побуждать внутреннюю заднюю ногу к усиленному отталкиванию. Средство воздействия состоит в попеременном высылании внутренним и наружным шенкелями. Если это не помогает, то нужно несколько увеличить круг. Но причина потери швунга может заключаться и в неправильном воздействии всадника, если он своей посадкой не совпадает с движениями либо слишком наклоняет корпус вперед, лишаясь возможности высылать седалищем.

Вторая основная ошибка при выполнении пируэта - это заваливание лошади в сторону движения. Поэтому должны противодействовать наружный повод и внутренний шенкель. Иногда можно уменьшить степень сгибания и таким образом облегчить лошади восстановление равновесия. С теми лошадьми, которые валятся набок по той причине, что еще не умеют принимать основную массу - свою и всадника - на внутреннюю заднюю ногу, тоже следует увеличить круг при обработке пируэта.

Некоторые лошади на пируэте слишком сильно садятся на задние ноги, подвигают их почти вплотную к передним и скачут задними ногами одновременно, как зайцы. При этом они слишком высоко приподнимают передний отдел и идут через повод. Для исправления этой ошибки нужно заново правильно поставить лошадь, опустив ее в нормальное положение, и выполнять боковое движение, а не запрокидывать лошадь через спину.

Если же хорошо подготовленная гимнастически лошадь делает слишком большой пируэт -почти вольт, то это всего лишь означает, что всадник, приступая к пируэту, недостаточно принял лошадь, не подготовил и не собрал ее.

Еще один способ тренировки пируэта: выполнение полупируэта в первом углу короткой стенки после траверс-галопа вдоль длинной стенки манежа.

Менка ног на галопе вплоть до двух темпов

Предпосылкой для тренировки менки ног на галопе в три темпа или два является чисто и уверенно выполняемая одноразовая менка ног. При менке ног лошади должны сохранять прямой постав, швунг, уверенный контакт со средствами воздействия всадника и должны уметь выполнять менку ноги в любом месте манежа по желанию всадника. Если же при менке ноги лошадь наваливается на руку, начинает спешить или, наоборот, запинается, то всаднику нужно сначала отрегулировать галоп и привести лошадь в хорошее равновесие.

При выполнении этого элемента особенно важна спокойная посадка всадника, которая, собственно говоря, как раз и позволяет лошади сохранять равновесие. Верхняя часть корпуса всадника остается неподвижной и спокойной, лишь новое внутреннее бедро слегка выдвигается вперед. Всадник сохраняет равномерный мягкий контакт со ртом лошади и только слегка облегчает нагрузку седалищной кости с новой внутренней стороны. Не следует подчеркнуто перекладывать шенкеля. Оба шенкеля должны чувствовать бока лошади, в особенности же не следует выдвигать новый внутренний шенкель.

Советы к отработке менки ног на галопе вплоть до двух темпов

Прежде чем начать отрабатывать менку ног с определенным числом темпов, всадник должен на тренировках проделать одноразовую менку, сосредоточившись на своей посадке и обращая особое внимание на то, чтобы лошадь сохраняла прежний контакт со средствами воздействия и поддерживала прежний темп и швунг движения.

После этого можно начать делать менку ног через пять или шесть темпов. Я обычно начинаю делать менку ног вдоль стенки, потому что у стенки легче сохранить лошадь в прямом положении. Зойниг и Вэтьен, напротив, настаивают на том, чтобы всадник отрабатывал менку ног без поддержки стенки манежа. Но мне все-таки кажется, что в этом случае у лошади будет больше соблазна заносить зад или раскачиваться. Впрочем, этому вопросу не стоит придавать слишком большого значения, а лучше самому попробовать, какой способ оказывается более удачным с той или иной лошадью.

Важно, чтобы поначалу, выполняя этот элемент, лошади не были слишком сильно собраны. В противном случае они начинают терять швунг и им трудно сохранить прямое положение корпуса. С другой стороны, галоп не должен быть слишком поспешным и широким, иначе лошадь начнет валиться на руку.

Если лошадь может спокойно делать менку. ног в пять или шесть темпов, требования можно повысить. При менке в четыре, три и два темпа поначалу можно потребовать на тренировке две или три смены ноги, а потом похвалить лошадь, дав ей пошагать.

Насколько быстро можно укорачивать число темпов при менке ног зависит от каждой лошади, вернее от того, сохраняет ли она спокойствие при менке и правильно ли ее выполняет. Конечно, можно идти и по другому пути и непременно требовать менки ног в четыре, три и два темпа, независимо от того, наваливается ли лошадь на руку, спешит или делает какие-нибудь другие ошибки. Но тогда лошадь заучивает менку через определенное количество темпов, так сказать, механически, а в выполнение элемента внедряются такие ошибки, которые потом крайне трудно исправлять.

Лошади, которые спокойно и добросовестно сохраняют контакт со средствами воздействия всадника, могут уже в течение недели подняться до менки в два темпа - если у них нет никаких затруднений с менкой ног в пять или шесть темпов. Тут все зависит от умения всадника управлять лошадью в правильном ритме и после менки ноги сохранять с ней полный контакт. В то же время лошади с трудным темпераментом могут при менке ноги поднести большие и неприятные сюрпризы. Нечто в этом роде мне довелось пережить в работе с тракененской кобылой Иллюзион.

Средства управления при менке ног на галопе в два темпа

1. Средства у правления на галопе с правой ноги.

2. Легкая смена постановления головы и шеи лошади за мгновение до смены ноги.

3. Воздействие средств управления при смене ноги.

4. Средства управления на галопе с левой ноги и легкая смена постановления за мгновение до следующей менки.

5. Воздействие средств управления при смене ноги. Менка ног на галопе в два темпа. Лошадь сохраняет прямой постав корпуса. Энергичность и высота галопа остаются без изменений.

Ошибки и способы их исправления

С нервными лошадьми часто бывает так, что они опережают действия всадника. Только сменив ногу, такие лошади тут же меняют ногу опять, не слушая указаний всадника. Таких лошадей нужно остановить и снова начать галоп, а к многократной менке ног приступать только тогда, когда лошадь полностью преодолеет свое возбуждение. Кроме того, имея дело с такими лошадьми, нужно обращать внимание на то, чтобы средства воздействия были особенно мягкими и тонкими.

Если лошадь при менке ноги склонна задерживаться, галопировать без захвата пространства и с высоким крупом, то при менке ног в три темпа или два темпа эти недостатки начинают особенно сильно выпирать. Поэтому для начала нужно исправить ошибки при одноразовой смене ноги. Тот же самый совет можно дать и в том случае, если лошадь забрасывает в стороны свой задний отдел. К сожалению, это очень распространенная ошибка, которую можно видеть и при менке ног в один темп.

Читайте также: