Из чего сделана подкова для лошадей

Опубликовано: 30.04.2024

КОМПАНИЯ

  • О компании
  • Адреса магазинов
  • Сервис-Центр
  • Консультация специалиста
  • Написать письмо
  • Вакансии

УСЛУГИ

  • Купить в кредит
  • Б/У поисковая техника
  • Обмен поисковой техники
  • Условия доставки товара
  • Гарантийное обслуживание
  • Система скидок

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

  • Инструкции к металлоискателям
  • Игра "МДКЕШИНГ"
  • Газета "Вестник МДРегион"
  • Игра "Дневник Купца"
  • Наш YouTube
  • Наша группа "ВКонтакте"

Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.

Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.


Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!

Поверья

В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.


Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».

История подковы

Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.


И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.

Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.


Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.

Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.


Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.


Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.

Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.

Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.

Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.

Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка

Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.


Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.

Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.

Рис. 12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.

Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ - Юризанский завод или КМ – «Красный металлист»); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П - передние или З - задние).

С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.


Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.

Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

Современность

Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.


Формы подков. 1 - московская подкова для упряжных лошадей; 2 - восточная подкова; 3 - горная подкова; 4 - зимняя подкова тяжеловоза с постоянными шипами; 5 - зимняя подкова со съемными шипами; 6 - подкова для скаковых лошадей; 7 - подкова для троеборных лошадей; 8 - летние подковы для рысаков; 9 - зимние подковы для рысаков.

Что делать с найденными подковами?

Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.

Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.

Применение подков:

  • сложить в кучу к железному лому и сдать;
  • отчистить и одарить друзей – вдруг понадобится над дверью прибить;
  • отчистить, выяснить историю и попробовать продать;
  • отчистить и создать декоративное панно – тоже с целью продажи;
  • начать собирать коллекцию подков.


Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!

И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?

Подкова

Использовать защитные средства для копыт лошадей начали очень давно, и первоначально такие приспособления выглядели очень примитивно: применялись кожаные ремни в сочетании с растительными волокнами, что совершенно не давало нужного результата. По мере развития коневодства ковка стала довольно широким явлением, а мастер своего дела в изготовлении подков ценился на вес золота.

Подкова

На данный момент подковы существуют разного вида и их выбирают в зависимости от эксплуатации лошадей, состояния копытного рога и множества иных факторов. Для чего вообще ковать животных, если в природных условиях они прекрасно живут без такой дополнительной «обуви»?

Почему обязательно нужно ковать лошадей

В естественной среде обитания крепости копыт достаточно, чтобы защитить ноги животных при нахождении на мягком грунте. У диких лошадей нет нагрузок, они способны сами выбирать дорогу для передвижения, при этом лошади будут обходить булыжники с острыми краями или иные препятствия. Кроме этого, на свободе, в природных условиях, кони обладают довольно активным образом жизни, что самым положительным образом влияет на укрепление рогового слоя.

  • Вольерное содержание кроликов и его особенности
  • Седла для лошади: обзор видов и самостоятельное изготовление

А вот конюшенные обитатели поставлены в иные условия. Ограничение возможности проводить много времени на прогулках приводят к снижению физической активности, именно поэтому копыта становятся менее плотными и стираться будут гораздо быстрее. Лошади очень часто работают не только по мягкому грунту, но и по асфальтовому покрытию, брусчатке или иной твердой поверхности, да еще и со всадником или экипажем. Такой образ жизни приводит к быстрому истиранию копытного рога, а вот отрастать он будет гораздо медленнее.

Из-за стертости копыт у лошадей начинаются проблемы со здоровьем. Острые камни будут с легкостью пробивать тонкий рог копыта и заставлять его трескаться. Сквозь такие повреждения с легкостью проникают болезнетворные бактерии, которые приводят к воспалительным процессам. В результате лошадь начинает испытывать боль и дискомфорт при передвижении, появляется хромота и дело может дойти до потери подвижности.

Чтобы предотвратить такие травмы, необходимы подковы, выполняющие ту же роль, что и человеческая обувь. Если подковы будут соответствовать качеству и правильно прибиты, то это позволит лошадям работать на любом твердом грунте, а негативных последствий для копыт не будет.

Но не только защитная функция возлагается на лошадиную «обувь»: животные не будут оскальзываться на мокрой траве или дороге, покрытой льдом. Они служат своеобразными корректорами для коней, имеющих деформацию копытного рога, снижают чувство дискомфорта у животных с травмированными ногами. Как видно из сказанного, каждый индивидуальный случай требует применения разного вида подков.

Что из себя представляет подкова

Если говорить о современных подковах, то они имеют существенные различия между собой по форме, толщине и материалам, пошедшим на изготовление. Все зависит от того, как предполагается использовать подкову.

Самая простая подкова представляет собой модель из стали, которую можно подогнать по форме копыта не только в раскаленном виде, но и не используя нагрев. На передние ноги подойдут подковы, имеющие округлую форму, а на задние – немного вытянутые (это связано с особенной конфигурацией копытного рога).

Подковы у лошади

Простые подковы представляют собой выгнутые пластины с несколькими отверстиями, и у каждого элемента есть свое наименование:

  • ветвями называют металлические части, идущие от зацепа до пятки. Они могут быть внутренними и наружными;
  • под верхней поверхностью подразумевают элемент, примыкающий к подошве коня;
  • нижняя поверхность – часть подковы, имеющая контакт с землей;
  • под отворотом понимают выступ небольшого размера, располагающийся спереди;
  • дорожка для гвоздей;
  • края по бокам носят названия внутреннего и наружного;
  • прорези для шипов;
  • отверстия для гвоздей;
  • пяточная часть – округлое окончание ветви;
  • шипы – вкручивают по мере надобности для скользких поверхностей, к примеру, мокрой травы или обледенелой дороги.

Разнообразие видов

На сегодняшний день всю лошадиную «обувь» можно разделить на следующие виды:

  • стандартный;
  • спортивный;
  • ортопедический.

У каждого из них есть свои особенности, которые полностью соответствуют нужному назначению. Более подробно ознакомиться с каждым из видов можно в следующей таблице.

Средний вес – 0,2–0,7 кг. Тут все зависит от размера. Применяются для рабочего типа лошадей. В качестве дополнения идут съемные шипы, предназначенные для летнего и зимнего грунта. Подковы могут быть произведены на заводе или изготовлены ручным способом

Предназначены для коней, участвующих в тех или иных спортивных мероприятиях. Изготавливаются из алюминия, пружинной стали или иных сплавов с небольшим весом, но обладающих износостойкостью. Стоит знать, что для каждого спортивного мероприятия используются разные по форме и массе подковы

На изготовление идет сталь, пластик или алюминий. Сами подковы имеют разную форму: ее подбирают в индивидуальном порядке в зависимости от того, какая травма была у лошади и в каком состоянии находится копытный рог. Данные подковы помогают снизить дискомфорт лошади во время движения и помогают быстрее заживать копытам

Какие инструменты должны быть у коваля

Для качественной смены подков у каждого специалиста должны быть специальные инструменты:

  • клещи специального типа;
  • рашпиль, обладающий насечками двух типов;
  • обсечка;
  • нож для копыт, имеющий загнутый конец;
  • молоток для ковки;
  • ключ.

В первую очередь происходит осмотр конечностей лошади и снятие старых подков. Затем проводится расчистка, подгоняются и крепятся новые подковы. Молодых и энергичных лошадей перековывают в специальном станке, для остальных используют привязь в виде развязок.

Стоит отметить, что молодняк необходимо заранее приучить к такой процедуре путем имитации самого процесса. Лошадей учат давать ноги, стоять спокойно, просто постукивают по внутренней части копыта. После такого обучения можно приступать к ковке.

Смена подковы

Описание процесса

Нужно знать, что смена подков у лошадей требует определенных знаний, мастерства и большой физической силы. Нельзя, опираясь только на теоретическую часть, заниматься расчисткой и ковкой коней, это приводит к нарушениям здоровья у животных, да и сам кузнец может получить травмы.

Для того чтобы все прошло хорошо, создаются следующие условия:

  • для ковки выбирается чистое и сухое помещение;
  • недопустимо нахождение рядом других лошадей, кормов и посторонних предметов;
  • все манипуляции с конем должны производиться только на привязи;
  • по окончании работ необходимо проверить равномерность хода лошади, отсутствие хромоты и скованности движений.

Непосредственно процесс ковки состоит из следующих пунктов:

  1. Снимается старая подкова. Кузнецу нужно взять ногу животного, зажать ее и, используя щипцы, снять гвозди.
  2. При помощи кусачек снимается ороговевший копытный рог, удаляются загрязнения.
  3. При обработке непосредственно внутренней части нужно соблюдать осторожность, используя копытный нож, чтобы избежать травмирования мягких тканей.
  4. Для подравнивания стенок используется секач и рашпиль для шлифовки.
  5. После подготовки примеряется раскаленная подкова, и по отпечаткам, оставшимся на металле, ее подгоняют до нужного размера.
  6. Необходимо избавиться от всех неровностей на подкове и только потом прибивать ее к копыту.

Процесс ковки подковы

Как часто происходит замена

Этот вопрос тоже является немаловажным. Лошадь нуждается в смене «обувки» в зависимости от интенсивности работы, качества грунта, по которому идет большая часть передвижений, и скорости отрастания копытного рога. Последний момент сугубо индивидуален. При средней интенсивности рабочего процесса между сменой подков проходит от месяца до полутора. Нельзя очень часто или редко менять подковы, в противном случае это негативно отражается на здоровье лошади.

Подкова

Если говорить о молодняке, то по мере необходимости их подковывают уже в 2–3 месяца, но при этом на протяжении пятилетнего срока необходимо осуществлять наблюдение за тем, насколько правильно растут и развиваются копыта, чтобы не допускать возможных патологических процессов.

Рекомендуется предоставлять лошадям около 60-ти суток на отдых от подков.

Важно знать, что подковывать лошадей должен только профессионал: от этого зависит здоровье животных и безопасность наездника. Пробовать самостоятельно менять подковы, опираясь на теоретические знания, категорически запрещается.

Лошади — прекрасные и очень умные животные. Они приносят исключительно радость и пользу человеку, именно поэтому о них нужно заботиться. В первую очередь следует знать, зачем подковывают лошадей, ведь правильное подковывание — один из самых важных этапов содержания данного животного. Фермеру нужно знать, какие бывают виды подков и как подковывают лошадей.

  1. Зачем лошади нужна подкова
  2. Виды подков
  3. Как правильно производить подковку
  4. Полезные советы для фермера

Зачем подковывают лошадей

Зачем подковывают лошадей

Иногда, у неопытных и малознакомых с лошадьми людей возникают сомнения в том, действительно ли нужна эта процедура и больно ли лошади. Зачем подковывают лошадей, если на вольном содержании дикие особи прекрасно обходятся без этого? Подкова — простое средство защиты копыт, как обувь у человека. Современные подковы защищают ткани копыт от механических повреждений и различных болезней.

Некоторые фермеры при должных знаниях проводят такую процедуру как ковка подковы самостоятельно в домашних условиях. Также есть и коннозаводчики, которые заказывают набойки и приглашают специалиста для их установки. Перед выбором набойки лучше всего проконсультироваться с профессионалом, чтобы точно не ошибиться с размером и материалом. Можно пообщаться на различных форумах с заводчиками и конюхами из разных стран, а также посмотреть фото и видео.

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей

  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы

  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

Виды подков

Безусловно, самым старым и проверенным материалом даже для современной подковы является именно металл. Все виды из металла и его ковка даже в настоящее время сохраняют популярность. Но в свете научно-технического прогресса резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества. Среди них можно выделить такие:

  • Пластик и резина являются лучшими амортизаторами, чем металл.
  • Для крепления таких подков не нужны гвозди, так как они имеют свое специальное крепление, которое является цельной частью набойки.
  • Пластиковые и резиновые подковы выигрывают в весе: они значительно легче своих металлических аналогов. Именно поэтому их чаще используют для спортивных лошадей.

Существуют и другие мнения. Некоторые специалисты утверждают, что клеевая основа, на которую крепится подкова для лошадей, вредит животным, так как состоит из химических веществ. Другие же утверждают, что «легкая обувь» способствует улучшению самочувствия лошадей.

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди — ковали. Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно. Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка — это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости. Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок. Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму. Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади. Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей

  1. Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют.
  2. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма.
  3. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади. Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках.
  4. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне.
  5. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями. Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом. Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

Полезные советы для фермера

После того как вы подковали лошадь, нужно проверить, комфортно ли ей. Для этого нужно провести питомца шагом, и если конь не начнет хромать рысью, значит, набойка установлена правильно. Показателем того, что лошадь подкована хорошо, является ее спокойная ходьба и бег без прихрамывания. Также рекомендуется сразу не нагружать только что подкованную лошадь. Изготовление подковы занимает не так много времени. Для 2-х опытных ковалей это дело 15 минут.

Естественно, что для изготовления подковы одному понадобится гораздо больше времени и сил. Как же часто нужно перековывать лошадь? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это зависит от многих факторов, таких как степень нагрузки, износа, а иногда и просто повреждения подковы. В среднем подковы меняют раз в месяц (30 дней). Чаще без особой надобности это делать не рекомендуется, дабы избежать заболеваний копыт.

В конечном счете ковка жеребца — занятие достаточно простое, если знать того, кто может помочь с этим делом или научить правильному проведению процедуры. Если соблюдать все правила по подковыванию и выгулу лошадей, вырастить здоровых и выносливых скакунов будет проще простого.

Технология изготовления подков и элементов конской сбруи

Первые металлические приспособления для защиты копыт лошади появились уже в I в., но это были еще не подковы, а скорее башмаки, которые привязывались к копыту лошади ремнями (рис. 1.2.13). На Руси еще в начале XI в. большинство лошадей ковали только на зиму, так как им приходилось работать на дорогах с ледяным покровом. Зимние подковы имели острые шипы, изготовленные как единое целое с подковой. Ковка лошадей всегда требовала большого умения от кузнеца.


Рис. 1.2.13. Защитные приспособления для копыт солеа (а) и способ их крепления (б).

Киевские дружинники и древнерусские всадники летом не ковали лошадей, но зимой к копытам прикрепляли специальные ледоходные шипы. На рельефе Дмитриевского собора города Владимира легендарный конь князя Олега изображен подкованным.

Подкова – это железный профиль, загнутый по форме копыта лошади. Верхняя сторона подковы (рис. 1.2.14, п. 1), обращенная к копыту лошади, имеет отворот (рис. 1.2.14, п. 2) и бухтовку (скругление ребра) (рис. 1.2.14, п. 3). Нижняя сторона, соприкасающаяся с землей, – шипы: передний, или зацепной (рис. 1.2.14, п. 7), и два задних – шпоровых (рис. 1.2.14, п. 4); бороздку для утопления головок гвоздей (рис. 1.2.14, п. 5) и гвоздевые отверстия (рис. 1.2.14, п. 6). Кроме этого, у подковы различаются наружные (рис. 1.2.14, п. 8) и внутренние (рис. 1.2.14, п. 9) ветви.


Рис. 1.2.14. Подкова и ее основные элементы.

Подковы разделяются на подковы для рабочих, кавалерийских и спортивных лошадей. Подковы для рабочих и кавалерийских лошадей изготовляют как свободной ручной ковкой, так и штамповкой на молотах, а спортивных – только ручной ковкой индивидуально по специальным меркам на каждую ногу. При этом в спортивной практике различают подковы для скаковых лошадей, лошадей-троеборцев (или двоеборцев) и для рысистых лошадей.

В старые времена параметры подковы задавались тремя размерами на специальной палочке (рис. 1.2.15 б, п. 4): наибольшая длина определяет расстояние от передней части подковы до конца ветви (ПЗ, рис. 1.2.15 а, п. 1); второй отрезок дает наибольшую ширину подковы (МШ, рис. 1.2.15 а, п. 2) и третий определяет расстояние между ветвями у пятки (ПП, рис. 1.2.15 а, п. 3). Аналогично (на той же палочке) даются размеры и для задних подков.


Рис. 1.2.15. Старинный способ измерения копыт лошадей.

Подкову для скаковых лошадей в настоящее время делают без шипов. Вначале проводят гибку одной ветви, затем с нижней стороны подковы делают дорожку глубиной 4–5 мм и в ней пробивают прямоугольные отверстия (специально заправленным бородком) для гвоздей – ухналей. Затем аналогично оформляют другую ветвь. Для зимних подков в зацепной части делают (путем приварки) невысокий шип.

Подковы для лошадей-троеборцев (или двоеборцев) имеют только два задних шипа. Переднего шипа не делают, чтобы он не мешал при преодолении препятствий и не травмировал лошадь и всадника в случае падения. Необходимо отметить, что на внутренней ветви скругляют («забивают») острые углы, чтобы лошадь не ранила себе ноги.

Самые сложные в изготовлении – подковы для рысистых лошадей. Они подразделяются на летние и зимние. Летние, или, как их еще называют, «гастрольные», подковы имеют с нижней стороны дорожку и гвоздевые отверстия, а с верхней – передний отворот, который способствует более плотному прилеганию подковы к копыту.

Число гвоздевых отверстий определяют в зависимости от размера копыт: для небольших подков – 3–4 отверстия на каждой ветви, а для крупных – 6–8.

Зимние подковы для рысистых лошадей ковать намного сложнее, так как они имеют шипы – один лобовой и два шпоровых – или резьбовые отверстия для сменных шипов, а на задних подковах еще и дополнительные ответвления с острыми шипами – ковыли против скольжения на виражах. До недавнего времени зимние подковы делались с острыми зубьями по всему периметру подковы и назывались пилой или полупилой.

Ковка передних и задних подков. Берут нагретую заготовку (рис. 1.2.16, п. 1) квадратного сечения (12 ? 12 мм) и, немного отступя от середины, протягивают при помощи ручника (рис. 1.2.16, п. 2) одну ветвь (рис. 1.2.16, п. 3), отбивают гладилкой задний (шпоровый) шип (рис. 1.2.16, п. 4) и всю ветвь загибают. Затем в ней пробивают гвоздевые отверстия и намечают отверстия для сменных шипов. После второго нагрева оттягивают вторую ветвь, отбивают задний шип и сгибают ветвь. Затем пробивают гвоздевые отверстия и отбивают гладилкой (рис. 1.2.16, п. 5) передний шип.


Рис. 1.2.16. Ковка передних и задних подков.

Подкову проверяют по размерам и калибруют специальной шпилькой гвоздевые отверстия, а ручником оттягивают отворот и забивают (притупляют) острые кромки.

Задние подковы в технологическом плане куются практически так же, как и передние. В некоторых случаях, чтобы лошадь на крутых поворотах не скользила, с наружной стороны подковы отковывают ковыль (рис. 1.2.16, п. 6). Подковы для крупных лошадей иногда делают замкнутыми. Для этого после отбивки шпорового шипа оттягивают так называемую ласку (рис. 1.2.16, п. 7), нагревают ее (под слоем флюса) до сварочной температуры и сваривают кузнечной сваркой с основой подковы. Замкнутыми подковами укрепляют больные и ослабленные копыта, что создает лучшие условия для их лечения.

Если заготовка довольно толстая, то можно отковать подкову с передним шипом. Для этого после нагрева делают в середине заготовки подсечку и оттягивают одну ветвь, затем ее изгибают по форме, отгибают задний шип, делают бороздку и пробивают гвоздевые отверстия. Для изготовления второй ветви все операции повторяют. Когда подкова примет заданную форму, оформляют передний шип и отворот – подкова готова.

Кавалерийские подковы обычно имеют сменные резьбовые шипы. При этом подковы для упряжных лошадей имеют три вставных шипа (иногда два шипа в зацепной части), а для верховых – только два задних шипа.

В настоящее время подкова широко используется как сувенир, ее вешают над дверью ветвями кверху – в этом случае все блага с небес будут собираться в подкове и перетекать в дом, принося счастье всем в нем живущим. Кроме этого, часто подкову объединяют с кованой розой. Подсвечник «Любовь и счастье» (фото. 1.2.2) изготовил уникальный мастер из Ижевска Александр Макаров по рисунку автора книги.

Большое значение при креплении подков имеют качество подковных гвоздей – ухналей и правильная ковка. Ухналь (рис. 1.2.17 а) состоит из головки (п. 1), шейки (п. 2) и клинка (п. 3) с жалом (п. 4). Подковные гвозди обычно изготовляют из низкоуглеродистой проволоки или прутка диаметром 6 мм. После нагрева конца заготовки оттягивают шейку, клинок и острие с жалом ухналя. Затем заготовку отрубают от прутка, высаживают шейку ухналя в специальной гвоздильне и окончательно обрабатывают головку. Затем гвоздь вставляют в гвоздильню, оформляют головку и оттягивают жало.


Рис. 1.2.17. Ухнали – подковные гвозди (а) и способ крепления подковы (б).

Совет от мастера: ковка ухналя должна выполняться с одного нагрева, тогда он приобретет равномерную структуру и не будет ломаться при подковывании.

Ковка лошадей осуществляется обычно в станке и состоит из следующих операций: обкусывание кусачками старой роговицы, обрезка и зачистка копыта; подгонка подковы и ее прибивание к копыту лошади. Ухнали забивают в белую линию копыта и устанавливают их так, чтобы жало выводило конец гвоздя наружу копыта (рис. 1.2.17 б), после чего конец гвоздя подтягивают кусачками, откусывают и загибают кончик в поверхность копыта.

Инструмент кузнеца-коваля показан на рис. 1.2.18. Он состоит из прямого зубила (п. 1), клещей (п. 2, 3), кувалды и ручника (п. 4, 5), дорожника и пробойника (п. 6, 7), полукруглого зубила (п. 8), шпильки (п. 9), обсечки и ковочного молотка (п. 10, 11), рашпиля и клещей (п. 12, 13), секача и ножа (п. 14, 15), лапы (п. 16) и шинового ключа (п. 17).


Рис. 1.2.18. Инструмент кузнеца-коваля.

Ковкой изготовляют также удила, стремена и шпоры. Ковку удил начинают с ковки правой и левой частей грызла (рис. 1.2.19, п. 2, 3.). После нагрева круглого прутка расплющивают его концы и пробивают в них отверстия, затем отковывают два кольца (рис. 1.2.19, п. 1) и производят сборку. Окончательная операция – обработка удил напильником, шлифовка и полировка.


Рис. 1.2.19. Конские удила.

На рис. 1.2.20 показаны два вида стремян: а – старинные стремена для мягкой обуви, б – современные стремена для сапог с твердой подошвой. Ковку стремян обычно ведут из заготовки круглого или квадратного сечения. Концы заготовки расплющивают, а затем сваривают между собой, образуя широкую подножку (п. 3). После этого обрабатывают боковые ветви (п. 2) и пробивают прямоугольное отверстие (п. 1) – ушко для путлища верхней части стремени.


Рис. 1.2.20. Виды стремян.

Вообще стремена – одно из великих изобретений человечества, с их помощью всадники легко вскакивают на лошадь, хорошо сидят в седле и легко управляют ею. Кроме этого, в условиях военных действий, когда нужно было куда-нибудь забраться (например, на крепостную стену), связывали стремена и делали из них «стремянку».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Изготовление мягких элементов

Изготовление мягких элементов Как уже было сказано выше, поролон можно купить в магазине. Главная особенность этого материала, на которую нужно обратить внимание при покупке, это формоустойчивость, то есть способность материала возвращаться к исходному положению после

Подбор фактуры элементов

Подбор фактуры элементов Фактура – это характер поверхности предметов. В нашем случае речь идет о фактуре деревьев, кустарников, газонов, цветников, материалов, лестниц, ограждений и т. д.Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза,

Подбор цветовой гаммы элементов

Подбор цветовой гаммы элементов На выбор цветовой гаммы элементов участка влияют такие условия, как время года, возрастные изменения растений и колорит окружающих их цветников.Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов,

Положение элементов в пространстве

Положение элементов в пространстве Под этим понятием подразумевается положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и

Пять основных элементов, или стихий, по фэн-шуй

Пять основных элементов, или стихий, по фэн-шуй По наблюдениям древних китайцев, ци проявляется в жизни пятью различными способами или воплощается в виде пяти различных сил – основных первоэлементов, составляющих основу китайской астрологии: огня, земли, металла, воды,

Облицовка элементов встроенной мебели

Облицовка элементов встроенной мебели Если появилось желание сделать кухню оригинальной, можно отделать элементы встроенной мебели подходящей по тону плиткой, например облицевать столешницу разделочного или обеденного стола.Для облицовки элементов кухонной мебели

Панно из квадратных элементов

Панно из квадратных элементов Панно подойдет для украшения любой комнаты в доме и станет изюминкой интерьера.Вам потребуетсяГазеты, спица, клей ПВА, краска в баллончике разных цветов, бечевка, большая игла, молоток, бельевая прищепка, ножницы.Ход работы:1. С помощью спицы

Технология изготовления изделий из листового материала

Технология изготовления изделий из листового материала Изготовление ковкой различных художественных и бытовых изделий из листового материала – одно из наиболее древних производств, которое широко применялось еще задолго до новой эры у скифов, народностей Кавказа и

Технология изготовления декоративных изделий из полосового материала

Технология изготовления декоративных изделий из полосового материала Вначале для примера рассмотрим две технологии изготовления декоративных решеток. Фрагмент первой решетки (рис. 1.2.28 а) состоит из рамки, в которую вделаны две волюты. Для изготовления двух волют берут

Технология изготовления плетеной мебели

Технология изготовления плетеной мебели Классическая технология производства плетеной мебели состоит из следующих этапов:1. Подбор материала для конкретного вида изделий по длине, толщине, цвету и качеству прута.2. Отбеливание ивового прута и мебельной

Технология изготовления коробки и рамы для форточки

Технология изготовления коробки и рамы для форточки Коробка проектируется так, чтобы ее ширина соответствовала ширине стекла. Верхний профиль коробки изготавляют из уголковой стали, остальные стороны из уголкового профиля. Верхний профиль коробки задвигают под кожух


В наш автомобильный век лошади стали редкостью

Первые подобия подков для лошадей появились в III—IV вв. нашей эры. Ранее их роль играли приспособления на основе волокон растений и ремней из кожи, которые не могли обеспечить животному качественную защиту.

Распространение коневодства привело к развитию ковочного ремесла и высокой оценке мастеров, занимающихся изготовлением подков. Современные подковы подразделяются на множество видов, учитывающих породу, сферу назначения и состояние копыт. Но зачем лошадям подковы, если их дикие собратья в природе справляются без этих приспособлений?

Предназначение подков

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Подкова

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта

Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Подковы необходимы лошадям

Подковы необходимы лошадям

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей

  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы

  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

История


Древнерусская подкова,Рязанское княжество,13 век.

Первые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны, укрепление их верёвками или ремнями вызывало дерматиты. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.

Римляне использовали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, для укрепления пластинки на копыте верёвкой или ремнём. Такие пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.

Метод подковывания лошадей впервые использовался галлами приблизительно в IV–III вв. до н. э.

В средние века научились крепить металлические подковы специальными гвоздями — ухналями.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Когда можно не ковать

При пастбищном способе содержания лошадей не подковывают. На это есть две причины.

Во-первых, когда животные весь день гуляют на выпасе, процессы износа и регенерации сбалансированы. Иногда даже случается, что копытный рог не успевает истираться, и его приходится подрезать.

Во-вторых, в большом табуне животные часто играют, а жеребцы устанавливают иерархию с помощью копыт. Подковы в таких ситуациях травмоопасны, и лошадям не нужны.

Однако при стойловом способе содержания ковка обязательна.

Новички-коневладельцы подчас задумываются, больно ли лошади, когда её подковывают? Волнения напрасны: гвозди забивают в копытный рог – мёртвую ткань без нервных окончаний. А вот ходить на сбитых копытах лошади действительно больно.

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова - фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Читайте также: