Как цыгане надували лошадей

Опубликовано: 23.04.2024

Jahr Markt — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И название сохранилось до сих пор, несмотря на новейшую моду заменять исконно русские слова иностранными.

Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда в самых неудобных местах — на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка!

Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда съедает он за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

Однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелегким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами с глазами в далекий Ирбит, или притащить из далекого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов — дело нешутошное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена еще не догадывались). А где лошади — там и цыгане!

О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским просторам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим поделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей — перекрашивали их, выправляли мятых (надували), устанавливали седла-дуги-оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.

Кроме лошадей, на ярмарках показывали и других забавных животных. — А ну-ка, Миша, покажи, как государь-анпиратор коронуется! А ну, покажи, как Достоевский пишет! А теперь — как Пушкин царизм обличает! А теперь — как Ботвинник думает! И Миша потешает народ как может! Народ цветы бросает, за автографами лезет. Миша никому не отказывает. Популярность у него бешеная. В каждом городе — одно и то же: «Миша, я хочу от тебя медвежонка!», «Миша, каковы ваши творческие планы?», «Миша, пожалуйте на пресс-конференцию!», «Миша, вас ждёт губернатор. »

Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся слоганы — «Деготь, лыко и пенька — вот товар для мужика!», «Не маракуй — лошадь подкуй!», «Ешь побольше сала, чтоб хозяйство стояло!», «Хорошо иметь домик в Петербурге!» То были первые, живые рекламные ролики.

Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих, покупающих и праздношатающихся, а иногда уже и праздноваляющихся людей.

Перемены внес некий торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов. Он же вывел один из первых законов торговли — о том, что при бесконечной торговле цена покупателя и цена продавца сходятся к конечной величине реальной стоимости товара. Благодаря этим теоретическим изысканиям торговля на ярмарках пошла довольно бойко.

Пряники печатные (с надписями) и непечатные (с надписями и рисунками), зелено вино (называемое теперь абсентом) раскупались с бешеной скоростью. А хохлома и гжелка, жосткинские подносы, картины Рублёва и прочие народные поделки, благодаря невысоким ценам, были в каждой избе.

Однако, бывало так, что за одну ярмарку торговец не мог реализовать весь товар — скажем, рыбу или мясо. Тогда на следующей ярмарке (через год) этот товар продавался со значительной скидкой. Это было выгодно.

В XV веке на ярмарках появились первые пуховики. Но поскольку темное, косное крестьянство предпочитало ходить в тулупах, ни один пуховик так и не был куплен, и еще пятьсот лет их в Россию не возили.

На ярмарке можно было познакомиться с самыми последними достижениями науки, техники и литературы. Глупые русские мужики приобщались к искусству лубка, несли в избы книги «Про Милорда Глупого», а вот сочинения Белинского и Гоголя отчего-то не пользовались спросом.

Очень хорошо продавались различные лекарства, зелья и снадобья. Знахари предлагали покупателям конопляные куренья, презервативы из бычьего пузыря, монпансье «Антигородовой». Кстати, сам городовой обычно ходил между рядами и строго следил, чтобы у него не спёрли кошелек.

Дело в том, что благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы, в том числе и воровство. Поимка вора — еще один повод для ярмарочного увеселения. Весь торговый люд бросал свое занятие и начиналась веселая игра «Держи вора!». Вся ярмарка кричала «Держи вора. », в том числе и сам вор, и все хватали друг друга за что попало. Особенно весело было девкам и бабам.

А ярмарочные петрушки? А конфеты-бараночки? А словно лебеди саночки? А облучки-каблучки? Всё прошло, все умчалося…

Лишь некоторые вещевые рынки потихоньку возрождают старинные русские традиции. Правда, вместо петрушек — ахмеды, вместо бараночек — бастурма, зато каблучки и пуховички — в огромном количестве.

Нынешнее руководство налогового министерства считает русские ярмарки не более чем вымыслом и красивой легендой. «Как можно торговать без ККМ-ов и ИНН-ов? Без накладных и товарных чеков, наконец? Всё это миф!» — заявил тут недавно налоговый министр М. И. Рюрикович.

Однако, это было на самом деле. При заключении сделки торгующие стороны не обменивались бумажками, а просто ударяли по рукам. Многие успешные торговцы возвращались домой не в силах поднять опухшие и все в синяках руки. Каждую сделку полагалось «обмыть», чтобы никто не остался в барыше, так что опухшие и все в синяках рожи тоже были не редкостью на ярмарках.

Да уж, это точно: где ярмарка — там и кабак. А где кабак — там и веселье. Спиртное в те времена продавали ведрами, для удобства. На каждом ведре аккуратно наклеивали государеву акцизную марку — считалось, что без этого алкоголь не подействует.

Медовуха текла рекой! Выйдет, бывало, кабатчик, вынесет бочку зелья, да и хрясь по ней топором! Не жалко! Опять же, это иногда было и оправдано, потому что многие, устав, уже не могли встать с земли и поэтому продолжать ярмарочное веселье могли только лёжа…

Ежели купец не пропьет или не проиграет всё, что нажил на ярмарке, и если его не ограбят по дороге домой, — значит, это настоящий хозяин, разумный, работящий и рачительный. Такие богатели, становились заводчиками, заводили дружбу с интеллигентами и в конечном итоге спускали всё богатство на театры и картинные галереи…

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха: участники устраивали бои «стенка на стенку».

Скажем, шубный ряд на дубленковый, или джинсовый на кожаный. И кто побеждал — тому на следующий год и на лучших местах торговать!

Длилась ярмарка, как правило, месяц, или два или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям — свистулек из акации, жене — пакли для прокладок, старикам — земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!

Лошадь в жизни рома

Всем доброго дня! Недавно смотрела фильм «Табор уходит в небо» молдавского кинорежиссера Эмиля Лотяну. Картина снята по мотивам произведений М.Горького. Наверное, правильнее сказать – пересматривала, потому что далеко не один раз видела его. Фильм яркий, динамичный, насыщенный драматическими сценами. История любви главных героев никого не может оставить равнодушным. А прекрасная музыка Евгения Дога только усиливает чувство сострадания и переживания за гордых молодых цыган. Конокрад Лойко дерзок и удачлив в своем ремесле, для своей любимой Рады он успешно ворует серую кобылицу.

Роль лошади в жизни цыган огромна и не преувеличена. Все мы знаем, что в стародавние времена цыгане были кочевым народом. Они постоянно передвигались по дорогам, не надолго задерживаясь возле населенных пунктах. Передвигались цыгане в кибитках, запряженных одной или парой лошадей. Весь нехитрый скарб находился в этих кибитках. На себе его не донести, поэтому цыгане с древних времен использовали лошадей. Кони были небольшого роста, но очень выносливыми. На протяжении веков эти лошадки переживали жизненные трудности. Цыгане всегда высоко ценили и любили лошадей, но не могли их обеспечить полноценным питанием, лечением и уходом. Лошадки приспосабливались к условиям выживания. И в итоге получилась красивая, неприхотливая и крепкая порода – цыганская упряжная (ирландский коб или тинкер).

Вынужденные конокрады

А все ли и всегда ли цыгане были конокрады? Как-то повелось у нас, что конокрадами считают всех цыган. Но это далеко не так. Да и причин для такого противозаконного действия существует несколько. Дело в том, что по цыганскому закону молодой человек не имел права жениться, если у него не было своего коня. И если жених очень беден, то ему оставалось только воровать лошадь где-то вдалеке от табора. Более зажиточные цыгане могли позволить себе купить еще одну лошадь для сына или вырастить ее от уже имевшейся кобылицы. Могли коня подарить и богатые родственники. А сироте или бедняку приходилось выходить из положения только конокрадством. Конечно, это непристойное дело было очень опасным в стародавние времена, потому что, если догоняли или находили позже конокрада, то его ждала смертная казнь.

Цыгане народ горячий и гордый, и молодые люди, чтобы доказать свою состоятельность и смелость, часто шли на воровство лошадей. И уже никто не смел упрекнуть молодого человека в трусости, все признавали его настоящим рома. Однако, старшие цыгане были все-таки против такого поведения молодых людей. Но кто и когда в юности слушал старших?! А уж, если жеребец понравился цыгану, а хозяин не соглашался его продать, то, считай, коня хозяин потерял. Любовь к лошади новорожденный цыганенок впитывал с молоком матери. Он рос с лошадью рядом, она была для него и средством передвижения, и Божеством, на которое он молился и восторгался.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Нельзя сказать, что не было и профессиональных конокрадов. Были, конечно… даже семейные подряды были. И это занятие не приносило им чести, даже, среди цыган. Но что интересно: воры никогда не крали лошадей табунами, а только одну-две лошади. Наверное, так было легче скрыться от преследования, табун же надо где-то спрятать, а это нелегко сделать при большом количестве животных. Были и настоящие коннозаводчики, которые растили лошадей для русской армии и дворянства. Они находились на хорошем счету у правителей того времени, работали честно и надёжно.

Один - продал, другой - купил

Еще один миф о цыганах – обман при продаже лошади – закрепился за ними на долгие времена. Да, как уже говорилось, цыгане промышляли продажей лошадей, с них взимались налоги в пользу Государства. С 1783 года Екатерина II издала указ, согласно которому цыгане причислялись к крестьянскому сословию, и им было разрешено продавать лошадей. Цыганских лошадей зачастую покупали дворяне, которые высоко ценили их за крепость и выносливость. А и песни, и музыка ром многим пришлась по душе. Так, например, граф Орлов-Чесменский в 1774 году вызвал в Москву цыганскую капеллу. Позднее она превратилась в хор, с которого началось развитие профессионального цыганского исполнительства в Российской империи.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Но – да, среди цыган не считалось зазорным продать старую клячу человеку, который не разбирается в лошадях. Ведь на базаре, как говорится, два дурака: один продает, другой покупает. И если уж понравился скакун, то лучше обратиться к знающему человеку, который может оценить и проверить качество животного. Вот так и повелось, что для одних покупателей цыганские лошади – это горячие красавцы, а для других – полное надувательство и обман. У меня лично было небольшое знакомство с ромом, который имел свою лошадку. Но отношение его к кобылке мне не понравилось. Всего один эпизод: после трудового дня парень привязал лошадь к ограде и оставил ее стоять запряженную в телегу на всю ночь. Надеюсь, что далеко не все цыгане так относятся к своим любимцам.

Современные цыгане, в основном, пересели на автомобили. Но любовь к лошади сохранили и передают из поколения в поколение.

А что за порода – цыганская упряжная – расскажем в следующей статье.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends' Entries
  • Profile
  • Memories
·
ex_theophor - (no subject) [+3] ·
mafra - (no subject) [+1] ·
irinkasd - (no subject) [+9]

Однажды в славном городе Ставрополе нам понадобился конь для цирка. Параметры жесткие: жеребец (в самом крайнем случае мерин), серый или вороной, возраст 3-5 лет, здоровый, порода першерон, владимирец или тому подобное, вес от 800 кг, рост 165-175. Искали мы, искали, не помню каким образом, но нашли что-то в некотором отдалении напоминающее наши требования: темно-гнедой владимирец 4-х лет от роду, жеребец. Гнедых моя шефиня Наталья не держала под жокейскую работу, но тут было не до жиру, потому как те лошади, что она покупала во Франции, уже состарились, а за новыми в Париж уже не поедешь, не то время. СССР кончился, отсутствие экономии тоже.
Но самая засада заключалась не в том, что жеребец этот стоял в нескольких сотнях км от Ставрополя, а в том, что он принадлежал цыганам. Но мы все-таки решили поехать на него посмотреть. Разумеется, я захватила с собой шприцы, чтобы можно было взять у него кровь на все болячки - вряд ли можно было ожидать цыганскую лошадь без всяких скрытых инфекций. Поехали мы вчетвером: Наталья (шефиня моя), Светка (бывшая берейторша, на то время работавшая дрессировщицей собак), я и брат из моей церкви, любезно согласившийся доставить нас до места. И вот мы поехали.

Съездили, посмотрели коня. Ну ничего такой, миленький. Худоват, правда, но мясо - дело наживное. Сам по себе спокойный, уравновешенный, дети на нем целыми гроздьями верхом ездят на веревочке, без уздечки. Понравился он нам. Цыгане запросили с нас 80 тыр, это при том, что мы расчитывали на 25. Торговались мы азартно, с воплями, кулаками по столу на летней веранде, заглядыванием коню в рот, уши, яйца, под хвост и в прочие труднодоступные места и тыча туда пальцами. В конце концов решили сделать так: сначала мы берем кровь и отправляем ее в лабораторию, а если конь здоровый, то мы возвращаемся и продолжаем торговлю. Потому что какой смысл торговаться, если потом лошадь больной окажется? В цирк такую просто не пустят.
И мы уехали.

Потом мы получили результаты анализов, ничего особо страшного там не обнаружилось. Лаборатория сообщила это хозяевам коня, и они нам позвонили. Пригласили продолжить деловые переговоры. Саша повезти нас не смог, и мы взяли цирковую казенную машину с водителем. Приехали на место, цыгане встретили нас всем табором как дорогих гостей, устроили нам пир горой, накормили всякими вкусностями, и торжественно заявили, что они снизили цену с 80 до 13 тыр. Мы сделали вид, что у нас не перехватило дух, и что мы не в шоке от радости. Нахмурили брови, подумали и сказали - ну ладно, так и быть, берем. А пока берем не целого коня, а только еще пару шприцов крови для дополнительных анализов, которые затребовал цирк. Пообещали в следующий раз вернуться на коневозе и забрать коня за наличку. Табор испустил клич радости, дети затанцевали, мы все переобнимались, и пошли к машине.

На обратном пути шофер Андрон сказал нам, что если сделать малюсенький крюк и проехать через город Солнечногорск, то можно там искупаться. А дело было к осени, кстати, мы ехали в теплых свитрах и куртках. Мы покрутили пальцем у виска, но Андрон нам объяснил, что там есть гидроэлектростанция, и если купаться в сливных водах этой станции, то вода теплая почти круглый год, потому что она там за +30. Главное, не нырять глубоко, а плавать по поверхности, не глубже метра. Мы посомневались, что у нас нет купальников, но Андрон махнул рукой, успокоив - да ерунда, мы пойдем в одну сторону, а он в другую, там никого нет, можно купаться голяком.
До сих пор не могу понять, как три взрослые тетки не сообразили раздеться до бижутерии и искупаться так, а потом надеть сухое белье. Нет же, мы искупались в труселях и лифчиках, а потом сняли все это дело, выжали и надели остальную одежду на голое тело, рассовав мокрые трусы по карманам.

Вернулись домой. Светка была единственной замужней дамой, причем муж ейный Коля был жуткий ревнивец. И вот приходит она в гостиницу, рассказывает взахлеб, как нас хорошо встретили, накормили, напоили, все такое, как снизили цену с 80 тыр до 13, и в это время автоматически выгребает из кармана белье, развешивая его на веревке. У Коли был нервный срыв. Он не успел закончить фразу о том, КАКИМ СПОСОБОМ мы умудрились так сторговаться, как Светка поняла, что дело пахнет жареным, и выскочила из комнаты.
Светка пряталась у меня в номере за закрытыми на ключ дверями, пока я в коридоре Кольке объясняла, что он все не так понял. Ну правда, непонятно было, почему цыгане так понизили цену, ведь можно было продать коня и за 25-30 тыр. И что на самом деле мы купались. Коля не хотел верить этим басням, напоминая, что на улице вообще-то +12, и ни о каком купанье речь идти не может. Пришлось идти Наталью и показывать Кольке, что ее белье тоже висит мокрое на веревке, и что шофер Андрон тоже купался (нет-нет, не с нами, в другом месте. ). Колька успокоился только тогда, когда спросил у бабки-вахтерши на проходной, и она подтвердила ему, что на самом деле есть такой городишко, где есть электростанция, где можно купаться.

А коня мы так и не купили. Нашли у него всякую заразу, с которой в цирк не берут.

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Читайте также: