Как конь ходит в шахматах через фигуры

Опубликовано: 03.05.2024

По цене конь равен слону или трём пешкам

По цене конь примерно равен слону или трём пешкам

Ход коня похож на кириллическую (русскую) букву «Г» или латинскую букву «L». Конь перемещается на два поля вверх или вниз, а затем на поле вбок, либо на два поля вбок, а затем на одно поле вверх или вниз. Конь меняет цвет поля, на котором стоит, с каждым ходом. Например, если конь стоит на белом поле, после хода он окажется на чёрном поле.

Как ходит и бьёт (ест, рубит) конь в шахматах

Посмотрите на стрелки и постарайтесь запомнить, как ходит конь в шахматах. Конь может попасть на любое из восьми полей отмеченных красным цветом. Если на поле находится вражеская фигура или пешка, то конь может её забрать. В данном случае белый конь может забрать чёрного коня или ладью

В книге «Куда идет король» Виктор Хенкин рассказал забавный случай:

— Как вы оцениваете мою игру? — спросил однажды у чемпиона мира X. Капабланки какой-то молодой человек.
— Вы играли неплохо, — вежливо ответил Капабланка. — Но почему вы не сделали ни одного хода конями?
— А я не знаю, как они ходят, — признался «шахматист»…

Конь — удивительная шахматная фигура, он может перепрыгивать через другие фигуры и пешки!

Белый конь находится в окружении друзей и врагов, но это никак не может помешать ему сходить на любое из восьми полей отмеченных зелёным цветом

Белый конь находится в окружении друзей и врагов, но это никак не может помешать ему сходить на любое из восьми полей отмеченных зелёным цветом

Манёвренность коней

Ни одна другая фигура, переставленная на угловое поле, не теряет в подвижности столько, сколько теряет конь.

Сравните маневренность обоих коней на диаграмме. Конь с h1 обстреливает всего два поля, то есть в четыре раза меньше, чем его напарник с d5. Поэтому сила коня, находящегося в центре доски, резко возрастает, и это обстоятельство необходимо во время игры учитывать

Сравните маневренность обоих коней на диаграмме. Конь с h1 обстреливает всего два поля, то есть в четыре раза меньше, чем его напарник с d5. Поэтому сила коня, находящегося в центре доски, резко возрастает, и это обстоятельство необходимо во время игры учитывать

Если коня с поля h1 переместить на h4, то он будет контролировать 4 поля, но это все равно в два раза меньше, чем в центре. В этой связи вспомним высказывание знаменитого немецкого шахматиста Зигберта Тарраша:

«Конь на краю доски всегда стоит плохо».

Из любого правила бывают исключения — иногда конь на краю доски расположен идеально.

Что любят кони?

Мы уже знаем, что слоны любят открытые диагонали, т.е. открытые позиции. Поскольку кони могут прыгать через другие фигуры, их сила возрастает в закрытых позициях, где дальнобойность других фигур (ферзей, ладей и слонов) ограничена.

В книге «Учебник шахматной игры» Хосе Рауль Капабланка написал:

Сила коней падает по мере размена фигур на доске.

Кроме закрытых позиций, кони любят безопасность, поэтому они всегда рады занять форпост — поле в лагере противника, где коня не могут атаковать вражеские пешки.

Белый конь занял форпост на поле e6 и доставляет много хлопот чёрным

Белый конь занял форпост на поле e6 и доставляет много хлопот чёрным

Вилка конём

В отличие от других фигур, конь не действует прямолинейно, поэтому коневая вилка зачастую оказывается полной неожиданностью. Много партий было проиграно после нападения коня одновременно на несколько фигур.

Двойной удар конем - вилка в шахматах

Белый конь напал на две фигуры (двойная вилка) — короля и ладью. Король вынужден спасаться от шаха и белые забирают ладью

Вилка конём в шахматах

Позиция из партии Греко — NN (1620). Конь напал сразу на три фигуры (тройная вилка): короля, ферзя и ладью. После отхода короля, конь заберет наиболее ценную фигуру чёрных, т.е. ферзя

Задачи на тему «Вилка конём»

Настала пора опробовать на практике полученные знания и решить десять интерактивных задач на тему «Вилка конём». Будьте внимательны при решении задачи №10.

Термин "гиппофобия" - боязнь лошадей, применим и к шахматам! Некоторые шахматисты боятся наличия у противника коней. Шахматная гиппофобия приводит к необдуманному размену своих фигур на коней, например, слона на коня.

Что мы знаем о коне?

  • Основное отличительное свойство — смена цвета поля при каждом ходе.
  • Король противника не может прикрыться никакой фигурой от атаки конём или взять его (если только конь не займёт поле, находящееся под боем короля).
  • Конь — единственная фигура, способная самостоятельно угрожать ферзю противника, не рискуя попасть под угрозу со стороны последнего.
  • Конь способен перескакивать через другие фигуры, как своего цвета, так и чужого.
  • Из предыдущего пункта следует, что конь является единственной фигурой, которой игрок при желании может сделать первый ход в начале партии (кроме пешки).

В заключение добавим, что именно конём ставится спёртый мат.

Конь - самая хитрая из шахматных фигур! Конь ходит непохоже на другие фигуры и может напасть на них вилкой или дать спертый мат королю противника!

Вот что нужно знать о конях:

В начале партии у каждого из противников по два коня. Кони белых расположены на b1 и g1, а черных - на b8 и g8.

Starting position for knights Chessboard

Кони на своих начальных позициях.

Кони уникальны по двум причинам: 1) это единственные фигуры, способные перепрыгивать через другие фигуры и 2) каждом прыжком конь переходит с черного поля на белое и с белого на черное.

Конь считается легкой фигурой (как и слон) и оценивается в три балла. Он намного ценнее пешки (которая стоит один балл), примерно равен слону (по три балла), но уступает ладье (пять баллов) или ферзю (девять баллов).

Как ходит конь

За один ход конь преодолевает несколько полей. Он проходит на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов. Например, на два поля вперед и на одно вправо, или на два поля влево и на одно назад. Можно запомнить, что конь ходит "буквой Г", потому что его ход похож на большую букву "Г".

the knight moves in an L-shape

Конь ходит буквой "Г"!

Другая особенность коня заключается в том, что он всегда делает ход с поля одного цвета на поле другого цвета. Если он стоял на белом поле, то окажется на черном. Если он стоял на черном поле, то окажется на белом. Это поведение противоположно слонам, всю партию ходящим по полям одного цвета.

На диаграмме показаны все возможные ходы коня. Заметим, что сейчас он расположен на белом поле, а после любого хода окажется на черном.

knight moves from light square to dark square L-shape

Покидая белое поле, конь всегда оказывается на черном.

В отличие от любых других фигур, кони могут перепрыгивать через другие фигуры. На этой диаграмме белый конь, расположенный на поле b1, может перепрыгнуть через пешки, занимающие вторую горизонталь, и оказаться на поле a3 или c3. Все остальные фигуры в начальной позиции заперты со всех сторон и могут сделать ни одного хода.

the knight jump the knight hop

Конь может перепрыгивать через другие фигуры!

Помним, что конь берет ту фигуру, чье место он занимает, а не ту, которую он перепрыгивает! Что еще надо знать о конях? Они могут создавать угрозы вилки и спертого мата!

Вилка и спертый мат

Вилка - то же, что и двойной удар: нападение одним ходом на две фигуры противника. Другие фигуры тоже могут нанести двойной удар, но конь лучше всего подходит для такой комбинации, потому что он может нападать на несколько фигур ценнее себя с поля, не находящегося у них под боем.

В этой позиции белые только что сыграли Кxd7 - заметили, что этим ходом они нападают на ферзя и обе черные ладьи? Сильнейшая вилка!

knight fork knight forks

Вилка конем!

Только конь может дать редкий мат, называющийся спертым. При спертом мате король не может отступить из-под шаха, потому что его окружают свои собственные фигуры. На диаграмме - пример спертого мата. После Кf7# черный король окружен своими собственными фигурами!

knight smothered mate smother mate

Конь дает спертый мат!

Проверим себя

Проверим, разобрались ли мы в ходах коня. Может ли в этой позиции белый конь, расположенный на поле f7, взять черного ферзя?

Knight capture

Может ли белый конь с поля f7 взять черного ферзя?

Да, конь может взять черного ферзя, расположенного на поле d8! Решим другую задачу: может ли белый конь пойти с поля e4 на d6?

Smothered mate

Может ли белый конь пойти с поля e4 на поле d6?

Да! Конь может занять поле d6, и что случится тогда? Все верно! На доске будет спертый мат! Заметим, что пешка e7 не может взять коня на d6, потому что она связана защитой короля от нападения белого ферзя, расположенного на поле e2.

Smother mate by knight

Спертый мат!

Заключение

Теперь мы знаем, как расположены кони в начале партии, как они ходят, и что такое вилка и спертый мат. Используем коня для нападения на фигуры противника в интерактивном уроке шахмат!

Смотрим видео

Чтение статьи - отличная возможность узнать новое, но кому-то принесет больше пользы просмотр видео! Смотрим видео, чтобы увидеть коня в действии!

Конь – шахматная фигура, которая относится к категории легких. В начале партии игроки располагают двумя конями. Находятся они в начале партии на клетках b1, g1 (у белых) и b8, g8 (у черных). В записи шахматной партии конь обозначается буквой К.

Много веков назад конница была важнейшим родом войск. Она могла решить исход любого сражения. Не была исключением в этом плане и Индия, родина шахмат. Как нетрудно догадаться, именно от конницы и произошла данная шахматная фигура. И в шахматах конь может решить исход партии.

У шахматного коня есть одна особенность – он может перескакивать через фигуры (через свои и чужие). Поэтому, ему не страшны закрытые позиции. Если вокруг него будут находиться фигуры, он может без труда выбраться из этого загромождения.

Есть у коня еще одна интересная особенность. Во время ходов он попеременно меняет цвет полей. То есть, находясь на белой клетке, он после следующего хода окажется на черной. И наоборот. Если он расположен на белом поле, то снова на белом поле он окажется через четное число ходов, а на черном – через нечетное.

Многие, кто так или иначе знаком с шахматами, слышали, что конь ходит буквой “Г”. На шахматной доске эта буква “Г” состоит из трех клеток в длину и двух – в ширину.

На данном рисунке красными клетками помечены поля, на которые может пойти конь с поля e4. Он может пойти на клетки d6, f6, c5, g5, c3, g3, d2 и f2. Причем, даже если на соседних клетках будут находиться фигуры, конь, все равно, сможет ходить на эти поля. Если на указанных клетках будут находиться фигуры противника, конь может их побить.

На данном рисунке показано, что, несмотря на наличие фигур рядом, конь, все равно, может ходить на указанные поля.


На этом рисунке показаны поля, на которые могут ходить кони у белых и у черных в начале партии. Перед тем, как сделать ход, необходимо убедиться в его безопасности. Бывают такие ситуации, при которой поле, на которое может пойти конь, находится под ударом. Поэтому, сначала необходимо обезопасить это поле.


Здесь на одном рисунке наглядно показаны все возможные ходы коня с c3. Он может пойти на поля a2, b1, b5, d1, d5. На поля a4 и e2 ему ходить нельзя – там расположены свои фигуры. А вот, на поле e4 он передвинуться может. Там находится пешка противника. Но, конь может ее побить и стать на ее место.


На этом рисунке белый конь, находящийся на f3, может пойти на d4, g5, h4 или побить пешку черных на e5. Однако, все эти поля находятся под боем. Поэтому, нужно либо предварительно поставить эти поля под удар своими фигурами, либо подождать, пока какая-либо клетка перестанет быть опасной для хода.

Если королю поставлен шах конем, он не может прикрыться другой фигурой – нужно только отходить на другое поле. Таким образом, если король со всех сторон закрыт фигурами, конем можно поставить мат. Такой мат называется спертым. Король находится под ударом, а отступать ему некуда. Конь – единственная фигура, которая может угрожать ферзю, сам не находясь под боем.


По своей ценности конь примерно равен слону. В одних ситуациях более выгоден конь, в других – слон. Ладье конь уступает. Однако, 2 коня сильнее одной ладьи. Ферзь по силе примерно равен трем коням. Эти соотношения являются условными. Здесь все зависит от конкретной позиции на доске. Конь может сказать свое веское слово, когда фигуры противника заперты и у них мало места для маневра. В таких ситуациях конь даже более уместен, чем ладья.

Конь, как никакая другая фигура, умеет ставить “вилки” (одновременно угрожать двум и более фигурам противника). “Вилки” можно делать и другими фигурами, однако, от коня это часто получается неожиданно. Вот пример “вилки”:


Здесь конь, находящийся на c7, угрожает одновременно ладье на a8, ладье на e8 и слону на e6. Вот пример еще одной вилки:


На этом рисунке конь на c7 одновременно угрожает королю и ферзю черных. Учитывая то, что часто во время вилки конь находится на безопасном поле (ему не угрожает ни одна из фигур, которые он может побить, кроме коня), поле, на которое он становится, не нужно предварительно защищать. Бывает ситуация, когда вместо пешки, дошедшей до крайней горизонтали, лучше взять именно коня, а не ферзя или ладью.

Конь более эффективен, когда он располагается в центре доски. В центре он может ставить под удар сразу 8 полей, в то время, как на краю доски – меньше. Если он находится в самом углу доски (на полях a1, a8, h8, h1), под его ударом находятся всего 2 клетки. Поэтому, если того не требует ситуация, не загоняйте коня в угол. Он там чувствует себя неуютно. Старайтесь, чтобы кони располагались ближе к центру.

Эффективно использовать коней вместе. Можно расположить их так, чтобы они прикрывали друг друга. Даже, если им угрожает фигура противника, можно этого коня разменять на угрожающую фигуру. Ладья или ферзь в такой ситуации не осмелятся напасть на коня – получится неравноценный размен. Главное, чтобы им не угрожала пешка противника. Иначе, потеряв коня, вы заберете, всего лишь, пешку противника.

Говорят, что любимой фигурой нынешнего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена является слон. Однако, есть прославленные гроссмейстеры, у которых любимая фигура – конь. В их числе был Михаил Таль. Он, как никто другой, умел мастерски использовать конницу. Его атаки с использованием кавалерии вошли в шахматные учебники.

И в заключении, несколько советов начинающим шахматистам:

  1. Помните о том, что конь может перескакивать через свои и чужие фигуры. С помощью этой особенности можно преподнести сопернику неприятный сюрприз.
  2. Старайтесь располагать коней в центре доски – его эффективность здесь является максимальной. Без необходимости не загоняйте коня в угол.
  3. Старайтесь использовать коней вместе. Пара гнедых может навести шороху в оборонительных порядках соперника.
  4. Помните о возможности поставить конем вилку. Не прозевайте вилку от чужого коня.

Автор: Дядя Валера


Добрый вам день, дорогой друг!

Полагаю, вы слышали выражение «ход конем». Нет, не по голове :), а именно в первозданном смысле, — хитрый, не очевидный ход. Как ходит конь в шахматах? Именно уникальный способ ходить отличает коня от других фигур.

Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:


  • Любимчик Таля
  • Ходы конем
  • Вилка
  • Закоренелый центрист
  • «Вечный» конь
  • Упряжка
  • Спертый мат конем

Любимчик Таля

У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия.

Давайте разберем, какими особенностями обладает шахматный конь, ставший любимчиком одного из гениальных шахматистов всех времен.

  • Конь- единственная из фигур, которая движется зигзагом. Точнее буквой Г
  • Конь – единственная из фигур, которая может прыгать через фигуры, свои и чужие .
  • Обладает хитрым инструментом – вилкой

Теперь подробнее об этих и некоторых других способностях коня в шахматах, вом числе в картинках.

Ходы конем

Схема движения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:

hodi-konia

Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите, назад конь может ходить также легко, как и вперед.

Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так и через чужие фигуры:

cherez-figuri

В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.

Вилка

Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню? Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.

Иногда вилка венчает красивые тактические удары. Например:

pozitsia

Белые играют 1. Фв3:g8+ и после 1… Кh8:g8, следует 2.Кd7:f6+ Вилка!

vilka-na-ferzia

Конь берет пешку, объявляет шах и бьет ферзя следующим ходом . Белые остаются с лишней ладьей.

Еще один пример вилки, связанный с неожиданным превращением пешки в коня.

Этот пример мы разбирали в статье о пешке. Однако и возможности коня, подчас совсем неочевидные, — он характеризует наилучшим образом:

k-vilke

Белые играют 1.d7-d8 K!!

vilka

Превращают пешку в коня и делают вилку с шахом. Следующим ходом забирают ферзя и выигрывают партию. Традиционное превращение пешки в ферзя ведет только к ничьей.

Справедливости ради отмечу, что выгодное превращение пешки в коня встречается крайне редко.

Закоренелый центрист

Конь, как и большинство фигур, лучше себя чувствует в центре доски. Находясь в центре, он пробивает наибольшее количество полей -8. То есть, использует все свои возможности.

polia-konia

Теперь давайте посмотрим на хмурого конягу, поставленному в угол.

kon-na-kraiu

Как видите, бедолага контролирует только 2 поля –с2 и в3. По сути использует только четверть своего потенциала.

Полагаю вывод напрашивается сам собой: Коней следует развивать в сторону центра доски.

«Вечный» конь

Когда конь удачно расположен в центре доски и его невозможно побить или разменять на слона, шахматисты называют такого коня вечным.

vechniy-kon

В этой позиции конь доминирует над слоном. Его невозможно побить или разменять. По сути он контролирует весь центр доски. Черный слон ограничен собственными пешками и вынужден выполнять только защитные функции.

Удастся ли черным устоять на ничью – вопрос. Несмотря на ограниченное количество фигур и материальное равенство. Конь в данной позиции сильнее слона и белые имеют значительно лучшую игру.

Упряжка

На шахматной доске кони как и в жизни, умеют работать в одной упряжке. Как бы поддерживают друг друга.

kon-vmesto-konia

Белые имеют виды на атаку и нацелились на пункт h7 батареей ферзя и слона. Пешку h7 защищает конь f6. А значит, чтобы оставить пешку и соответственно короля без защиты, коня надобно побить. И белые играют 1. Сg5:f6.

k-matu

Теперь проигрывает как 1… С:f6?? так и 1… g7:f6?? Из-за очевидного 2.Фd3:h7Х. Однако, надеждам белых завершить партию эффектным матом не суждено сбыться.

mata-ne-budet

Черные играют 2… Kd7:f6. На место павшего на поле боя коня становиться его коллега и продолжает выполнять защитные функции. Пункт h7 защищен, партия продолжается.

Спертый мат конем

Конь, как и другие фигуры, за исключением короля, не обделен умением поставить мат. Случается это не так часто, как например мат ферзем или ладьей, но зато как красиво!

chto-dalshe

Позиция обоюдоострая со взаимными угрозами. Но ход белых. Они играют 1.Kg5-f7+ Kрh8-g8

vskritie

Что дальше? Вскрытый шах 2. Kf7-d6+ выглядит эффектно, но не более. После 2… Kg8-h8 по сути ничего не изменилось. Также как и после 2. Kf7-g5+ Kg8-h8.

Белые играют 2.Kf7-h6+ Kg8-h8 (на 2… Kg8-f8 – 3.Фв3-f7X)

chto-dalshe

И что они добились? Конь под боем, снова играть 3.Kh6-f7+?. Есть идея получше!


3.Фb3-g8+!! Ла8:g8 4.Kh6-f7X


На шахматном сленге такой мат называется спертым. Черный король в окружении своих же фигур получает мат. По сути дела дистанционно. Эта заключительная позиция как нельзя лучше характеризует неординарные возможности коня.

И в заключение подытожим:

  • Старайтесь располагать коней ближе к центру доски. Находясь в центре, конь контролирует максимально возможное для себя количество полей –восемь. Избегайте без особой необходимости ставить коней на край и особенно в углы доски
  • Помните о способности коня прыгать через фигуры , как свои, так и чужие. Ни одна другая фигура такой способностью не обладают
  • Не забывайте об умении коня «пользоваться вилкой». Начинающие, а иногда и опытные шахматисты попросту «зевают» вилки коня. Особенно, если вилка венчает тактический удар, как в рассмотренном нами примере
  • Пользуйтесь способностью коней работать в упряжке, — поддерживать друг друга.

И пожалуйста, — не называйте коня лошадью. Это уж совсем по-детски или по-дилетантски. Уважайте коня, правильно управляйте им, и конь направит свой гордый норов на благо ваших успехов в шахматах!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.


Способности в освоении игры в шахматы у каждого новичка проявляются по-разному, многое зависит от склада ума, стараний, желаний, но первые шаги одинаковы у всех начинающих шахматистов. Первым делом усваиваются правила расстановки фигур перед партией, следующим важным моментом является изучение принципов, как ходят фигуры в шахматах по доске. Их необходимо усвоить каждому желающему приступить к освоению шахмат. Правила передвижения фигур не менялись на протяжении всей долгой истории игры, используются во всех странах.

Возможности короля

Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.

В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:

  • вперед или назад,
  • влево или вправо,
  • по всем диагоналям.

Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.

Картинка 1 - Как ходит король в шахматах

Перемещение ферзя

Иногда эту фигуру называют королевой, что вполне соответствует ее неограниченным возможностям. Не напрасно по значимости ферзь приравнивается к 9 пешкам, у него есть отличная возможность свободно перемещаться по всей доске, если нет помех. Как и у короля, у королевы есть привилегия, позволяющая двигаться во всех направлениях. Причем фигура способна передвигаться на любое количество полей, независимо от их цвета. Это самый мощный, мобильный участник сражения, жертвовать этой фигурой можно только в самом крайнем случае. Без ферзя выиграть партию очень сложно.

Картинка 2 - Как ходит ферзь в шахматах

Правила движения слонов

Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:

  • у каждого игрока в начале игры по 2 слона;
  • фигуры перемещаются только по полям своего цвета, на которых устанавливаются перед игрой;
  • слон ходит в шахматах только по диагоналям на любое количество клеток;
  • он не перескакивает через фигуры.

Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.

Картинка 3 - Как ходит слон в шахматах

Движение коня по доске

У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).

Картинка 4 - Как ходит конь в шахматах

Передвижение ладьи

Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:

  • цвет полей не имеет значение;
  • передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
  • количество клеток одного хода не ограничено;
  • есть возможность использовать рокировку.

Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.

В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.

Картинка 5 - Как ходит ладья в шахматах

Правила ходов пешками

Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.

Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.

Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.

У пешки есть еще одна немаловажная цель - ей нужно дойти до противоположного края доски. Сделать это крайне сложно, так как на пути у нее очень много шансов быть «съеденной». К тому же этой фигурой часто жертвуют для защиты более важных единиц. Однако если такую задачу удастся выполнить, с пешкой происходит чудесное превращение, она может стать любой другой фигурой, нужной игроку в данный момент. В большинстве случаев она благополучно преобразуется в могущественную королеву. Но это необязательно, игрок может сделать выбор в пользу коня, туры или слона, если для победы ему нужны эти фигуры.

Читайте также: